Актуальные вопросы о посте в рамадан. Можно ли прерывать пост при головной боли

Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца

Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца. Следует знать и то, что длительные и жесткие ограничения в пище полезны далеко не для каждого организма. Подробнее разобраться в этих вопросах нам помог заведующий гастроэнтерологическим отделением РКБ МЗ РТ, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РТ, врач-гастроэнтеролог Одинцова Альфия Харисовна.

Альфия Харисовна, как врач-гастроэнтеролог, что бы вы посоветовали постящимся?

Вообще больные с хроническими заболеваниями – любыми, не обязательно желудочно-кишечного тракта – прежде чем приступать к уразе обязательно должны посоветоваться со своим лечащим врачом. Потому что есть болезни, при которых ураза противопоказана.

В частности, человеку с каким заболеванием лучше не держать уразу?

Этот вопрос решает врач, у которого наблюдается пациент. Очень много хронических заболеваний почек, печени, легких, при которых врачи могут посоветовать воздержаться от уразы. Как гастроэнтеролог, среди заболеваний желудочно-кишечного тракта могу отметить болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, острые гепатиты, воспалительные заболевания кишечника. К последним относятся неспецифический колит и болезнь Крона. Пациентам с такими заболеваниями противопоказана ураза, наиболее благоприятным для их здоровья является четырехразовое питание. Для таких больных мы специально расписываем, что надо есть и в каком количестве. Только посоветовавшись с врачом со спокойной совестью можно держать уразу, в противном случае это чревато возникновением серьезных проблем со здоровьем.

Можно ли пренебрегать утренним приемом пищи (сухур)?

Утром обязательно нужно поесть и попить. Одноразовый прием пищи, да еще вечером; такой режим не физиологичен. Утренний прием пищи должен расцениваться как обычный завтрак, то есть должен быть достаточно полноценным, чтобы хотя бы как-то на целый день обеспечить организм энергией.

Разрешается ли ложиться спать сразу после утреннего приема пищи?

Врачи не рекомендуют этого делать. После приема пищи вырабатывается соляная кислота, а когда человек на полный желудок ложиться спать, усиливается вероятность заброса желудочно-кишечного содержимого в пищевод. Особенно это противопоказано больным гастроэзофагеальной рефлексной болезнью, потому что кислосодержимое желудка забрасывается и вызывает раздражение пищевода. Таким больным обычно мы даем карточку, где указывается, что он не должен ложиться спать в течение двух часов после еды.

Может ли ураза восприниматься как альтернатива диете или расцениваться как лечебное голодание?

Ни в коем случае нельзя рассматривать уразу как альтернативу каким-то диетам, потому что, на мой взгляд, это что-то духовное, и сопровождается чисто духовными практиками. Мне кажется, эти вещи нельзя ставить рядом. И вообще, если у человека есть желание сбросить лишний вес мы не рекомендуем ему голодать. Лучше ограничить употребление некоторых продуктов – есть часто и небольшими порциями. Потому что само по себе голодание это большой стресс для организма.

Поэтому многие набирают вес во время уразы?

Пища, съеденная до обеда, сжигается, не откладывается. Пища же съеденная после шести вечера откладывается в жировое депо. Чисто потому что существует такой закон, так работают гормоны человеческого организма.

Возможно ли развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта во время уразы?

Заболевания ЖКТ могут развиваться как во время стрессов, так и во время поста. Смена характера питания – длительное голодание может провоцировать развитие каких-то заболеваний. Об этом тоже надо помнить и если появляются какие-то боли нужно обязательно получить рекомендации врача, поинтересоваться, можно дальше держать или нет.

Люди какой возрастной категории чаще обращаются к гастроэнтерологу? С какими проблемами?

Мы работаем с пациентами от 16ти и старше. По возрастам обращаемость одинаковая, просто характер заболеваний разный. У молодых – чаще язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки или такие тяжелые заболевания как язвенный колит или болезнь Крона. У пожилых людей чаще встречается рак, язвенная болезнь желудка. В целом, надо сказать, что из года в год растет число болезней ЖКТ у населения, количество пациентов увеличивается.

Почему это происходит?

Это, конечно, влияние экологии на здоровье человека. Причину многих болезней нельзя сказать, но считается, что играет роль наследственная предрасположенность, которая реализуется под воздействием факторов окружающей среды. Идет рост больных язвенным колитом и болезнью Крона. Больными становятся люди трудоспособного возраста.

Есть сигналы, которые могут дать понять человеку, что ему пора задуматься о состоянии своего желудочно-кишечного тракта?

К сожалению, к врачу часто обращаются на поздних стадиях болезни. А такие сигналы, конечно, имеются. Если есть непонятные повторяющиеся боли в животе, понос, жидкий стул, запоры, выраженная слабость, головокружение – обязательно нужно идти к врачу, хотя бы просто удостовериться, что нет причин для беспокойства. Если у кого-то отягощенная наследственность по раку желудка, то он находится в факторе риска и обязательно должен обратиться к врачу.

Беседовала Алсу Бадаева

www.info-islam.ru

Кому разрешается не держать уразу?

Меня очень интересует вопрос о посте в месяц Рамадан. Скажите, пожалуйста, какой категории людей разрешено не держать уразу? Я иногда бываю в разъездах, можно ли дать себе послабление в таком случае? (Аноним)

Одной из величайших отличительных особенностей Ислама является лёгкость и гибкость в вопросах возложения обязанностей на людей. Подтверждением этому служит, к примеру, аят о посте, в котором прямо говорится о лёгкости Ислама:

يريد الله بكم اليسر و لا يريد بكم العسر

«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения…» (сура Бакара, аят 185). Поэтому шариат позволяет отказаться от соблюдения поста, если человеку трудно поститься, или если для этого имеются другие уважительные причины.

Перечислим причины, в силу которых разрешается не поститься, но после чего пост следует обязательно возместить.

Ислам разрешает не соблюдать пост человеку, удаляющемуся от родных мест на расстояние не менее 86 км (согласно ханафитскому мазхабу). В подобном случае путнику разрешается не соблюдать пост во время Рамадана в течение всего времени путешествия. После завершения ему необходимо возместить все пропущенные дни поста. Путешествие считается завершённым либо после возвращения человека домой, либо в том случае, если он принимает решение остаться там, куда он направлялся, не менее чем на пятнадцать дней.

Аят Корана указывает на то, что путнику разрешается не соблюдать пост.

«و من كان مريضا أو علي سفر فعدة من أيام أخر ...»

«…а кто заболеет или будет находиться в пути, должен поститься столько же (дней, сколько их было пропущено) в другие дни» (Аль-Бакара, аят 185).

Однако если пост не причинит вреда путнику ему лучше поститься, поскольку всё равно он будет обязан возместить его впоследствии.

Во время Рамадана больному разрешается не поститься, если он опасается, что соблюдение поста приведёт к ухудшению его здоровья или задержит выздоровление. Основанием для подобных опасений могут служить какие-либо признаки или прошлый опыт, в том числе и опыт другого человека, который болел той же болезнью, или указания опытного врача.

Не каждому больному разрешается не соблюдать пост во время Рамадана, поскольку пост может стать причиной исцеления. Ведь наукой доказано, что пост является средством лечения многих болезней. Таким образом, не соблюдать пост разрешается лишь тем больным, которым противопоказано поститься.

  1. Беременность и кормление грудью

Ислам разрешает не соблюдать пост беременным и кормящим грудью женщинам, если женщина опасается, что пост может повредить ей самой или ребёнку. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха разрешил не соблюдать пост беременным женщинам, которые опасались за своё здоровье, а так же кормящим грудью, которые опасались за здоровье своих детей (ан-Насаи, Ибн Маджа).

Кроме того, кормящая женщина может не соблюдать пост, если врач предпишет ей принимать лекарства, необходимые для лечения младенца.

Постящемуся разрешается нарушить пост, если жажда или голод окажутся столь сильны, что у него возникнет опасение лишиться из-за этого жизни или рассудка. В подобных случаях пропущенный день поста следует впоследствии возместить. Что же касается искупительных действий, то совершать их обязательно лишь тогда, когда человек сам доводит себя до такой степени изнеможения, что это начинает угрожать его жизни или рассудку, не будучи вынужденным делать это. Вот почему во время Рамадана людям, занятым на тяжёлых работах, например, пекарям или жнецам, либо не следует работать так много, что это не позволит им довести пост до конца, либо, по возможности, заниматься своей работой в вечернее время.

Если же человек вынужден работать днём и у него нет возможности трудиться меньше обычного, например, в таких случаях, когда он нуждается в получении оплаты в полном объёме, когда наниматель, к которому он нанялся на определённый срок, не соглашается расторгнуть договор найма или когда он опасается, что выращенный им урожай погибнет или будет украден, и не может нанять никого, кто выполнил бы его работу, то в таком случае на нём не будет греха, он не будет обязан искупать нарушение поста из-за столь сильной жажды или голода, что это заставит его опасаться за свою жизнь. В подобных случаях человеку следует только возместить пропущенный день в то время, когда он не будет работать или в другой день.

Люди, вынужденные заниматься тяжёлым физическим трудом во время Рамадана, должны знать, что им следует не отказываться от поста с самого начала дня, а начинать соблюдать пост в надежде на то, что Всевышний поможет им довести его до конца. Даже если это и не осуществится, человек всегда может отвести от себя опасность путём утоления жажды или голода, однако не соблюдать пост с самого начала таким людям не разрешается.

Если человек, который нуждается в заработке, знает, что работа причинит ему вред, он может нарушить пост, однако делать это запрещается до тех пор, пока он не почувствует, что заболевает.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Месяц Рамадан и обязательный пост


Еще две недели, и по милости Аллаха мусульмане всего мира будут встречать благословенный месяц Рамадан – месяц поста, чтения Корана, когда награда за совершение благих деяний увеличивается многократно. Многие мусульмане будут в этом году в первый раз держать пост – поэтому, прежде всего, для них мы хотим составить эту небольшую памятку, сделанную в форме самых распространенных вопросов и ответов на них.

В первой части данной статьи рассказывается в общем - чем знаменателен этот месяц, когда верующим был предписан пост, кто освобождается от необходимости держать пост, в чем заключается пост и что нужно для его действительности. Ближе к началу месяца Рамадан мы, иншаАллах, опубликуем вторую часть статьи - где более подробно обсудим, какие действия нарушают и не нарушают пост и тому подобные вопросы.

Чем знаменателен месяц Рамадан?

Рамадан – это девятый месяц лунного календаря, именно в этом месяце нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться Откровение от Всевышнего Аллаха, первые аяты Корана. Во время этого месяца мусульмане держат пост («саум» по-арабски, «ураза» на тюркских и персидском языках).

Когда верующим было предписано держать пост в Рамадан?

Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Ша’бан, во втором году по хиджре. Само же предписание поста имело место и до Ислама, пост был предписан Всевышним и предыдущим народам, в частности, Ахлюль-китаб (иудеям и христианам), жившим до прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Аллах в Коране сказал (смысл):

«О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Отличительной чертой в соблюдении обязательного поста между мусульманами и былыми общинами является то, что мусульманам предписано его соблюдение именно в месяце Рамадан.

В каких аятах и хадисах говорится о необходимости поста?

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране сказал (смысл):

«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост…» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), говорится:

«Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 8; «Сахих Муслим», № 16).

Есть хадис, в котором рассказывается, как к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл некий бедуин и спросил: «Скажи мне, какой пост Всевышний предписал мне?», на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Соблюдение поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 1792; «Сахих Муслим», № 11).

Если человек не держит пост в Рамадан или отрицает его обязательность?

Соблюдение поста в месяце Рамадан является одним из столпов (основ) Ислама, а также явным предписанием, обязательность которого известна каждому мусульманину. Поэтому тот, кто не постится, будучи убеждённым в том, что это не обязательно, – впадает в неверие (куфр). Тот же, кто не соблюдает пост, не имея на это уважительной причины, не отрицая обязательность его соблюдения, является фасиком (нечестивцем, грешником).

В чем заключается пост во время Рамадана?

Во время поста от рассвета (по календарю - это время начала намаза фаджр) и до захода солнца (когда начинается намаз магриб) мусульмане не должны есть, пить и вступать в супружескую близость. До рассвета и после заката все это разрешается.

Когда начинается месяц Рамадан в этом году?

Месяц Рамадан в 2016 году (для жителей России) начинается с захода солнца 5 июня (первый день поста 6 июня) и продлится до 4 июля (5-е июля - праздник Ид аль-Фитр).

Поскольку в каждой стране используют разные методы определения начала Рамадана - метод наблюдения за луной или астрономические расчеты, то в разных частях земного шара начало лунного месяца может различаться примерно на сутки.

Что такое сухур и ифтар?

Сухур – это трапеза перед началом поста, ифтар – вечерний прием пищи после окончания поста.

Прием пищи перед началом поста (сухур) является Сунной и весьма желателен. Ифтар – разговение после окончания поста – хотя бы глотком воды – считается обязательным, нельзя держать пост несколько дней подряд, без перерыва.

Что еще, кроме воздержания от приема пищи и супружеских отношений, нужно для действительности поста?

Чтобы пост человека был действителен, необходимо также мысленно выразить намерение, что человек собирается держать пост. Это может быть просто осознание того факта, что завтра человек будет держать пост. Также всякое действие или мысль, которые указывают на решимость поститься, будут считаться ниятом, как, например, сухур (принятие пищи незадолго до намаза фаджр), или внутреннее решение подняться ото сна, чтобы совершить сухур, или обильное потребление пищи во время ужина с целью освободить себя от принятия пищи незадолго до наступления намаза фаджр.

Когда нужно выражать намерение на пост?

Намерение будет действительным, если человек совершил его с ночи до наступления рассвета и незадолго до полудня (до намаза зухр). Намерение нужно совершать перед каждым днем поста. Как уже сказано выше, какие-то действия – к примеру, прием пищи перед рассветом – будут также считаться намерением.

Что нарушает пост?

Попадание в желудок пищи или воды (это может быть не только прием пищи, но и питательные инъекции или клизмы с питательным раствором), а также вдыхание дыма (курение – для курящих), интимные отношения, а также выход семени (поллюция) - для мужчин.

Кто не держит пост в Рамадан?

Пост в Рамадан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно-отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Также могут не держать пост беременные женщины и кормящие матери, путники (мусаффиры), больные, которые знают, что их состояние может ухудшиться из-за поста. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Шариатским путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км (по ханафитскому мазхабу). Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост - то есть, он вышел в путь после времени фаджр-намаза, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост.

Однако, пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время, в течение года, но желательно - до начала следующего Рамадана).

Что делать, если у человека какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи)?

Если человек знает (из собственного опыта или так установил надежный врач, желательно, мусульманин), что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему можно не держать пост. Если есть надежда, что его состояние улучшится, он может отложить пост на другое время (к примеру, на зиму или осень, когда дни будут короче). Если болезнь такого свойства, что улучшения не предвидится, то человек не держит пост вообще, вместо этого он должен выплатить т.н. фидия-садака, возмещение за пост (более подробно о ней - см. фетву ученого).

Нужно иметь в виду, что если наступит момент, что человек почувствует облегчение от болезни, что будет в состоянии держать пост, ему нужно будет возместить посты за все пропущенные им годы, даже если он отдавал денежное возмещение вместо поста.

Если человек забыл, что держит пост и съел что-то, его пост нарушается?

Нет, забывчивость пост не нарушает, однако ему следует сразу же прекратить это, как только он вспомнил, что держит пост.

Если же человек проглотил воду или пищу по ошибке - допустим, проглотил нечаянно воду во время омовения, зубную пасту, когда чистил зубы, то его пост становится недействительным, и такой день поста нужно будет восполнить позже.

Когда постящемуся дозволено прервать пост?

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Или если он болен и почувствовал, что ему необходимо принять лекарство (к примеру, у него случился приступ астмы или сильная головная боль). Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь, в противном случае, затянется.

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развилась какая-то болезнь, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка.

Если человек знает, что сегодня ему необходимо держать пост, но совершает что-то, что его нарушает (ест, пьет), без уважительных причин?

В таком случае он должен совершить т.н. каффара (искупление поста).

Каффара (искупление) необходимо, если человек съел, выпил что-то или вступил в интимные отношения не по забывчивости, зная о необходимости держать пост.

В качестве каффара за нарушение поста в Рамадан нужно держать пост 60 дней подряд (без перерыва), либо выплатить денежное возмещение (если держать пост невозможно по состоянию здоровья).

Если же человек просто пропускает день поста (не начиная держать пост в этот день) - испугавшись за свое здоровье, по лени, и т.д. - ему необходимо лишь восполнить этот день позже, без каффары. Каффара требуется лишь если пост был начат, но прерван без уважительных причин.

Также нужно иметь в виду, что обязанность держать пост возлагается на человека с момента булюг (полового созревания, для девочек - с первой менструации и для мальчиков - с первой поллюцией), так что если человек по какой-то причине не начал держать пост в этом возрасте - по невежеству, отсутствию знаний или религиозного воспитания, ему нужно восполнить пропущенные посты. Это можно сделать в любое время года, подряд или вразбивку, кроме дней, когда держать посты не желательно или запрещено (как дни праздников).

Продолжение - месяц Рамадан и обязательный пост (женские вопросы).

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр и книги «Пост по ханафитскому мазхабу», выпущенной в Казани в 2013 году.

annisa-today.ru

9 мифов о посте в месяц Рамадан

Мусульмане всего мира встретили долгожданный священный месяц Рамадан, а вместе с ним и пост – Ураза. Из года в год в сознании мусульман формируются все новые заблуждения, связанные с постом в Рамазан. В этой статье собраны самые популярные мифы, которые витают в нашем постсоветском обществе.

1. Уразу можно держать по одному дню в начале, середине и конце месяца

Такой пост считается неполноценным, поскольку Ураза длится 29 или 30 дней. И все эти дни необходимо держать. А за каждый пропущенный день без причины, надо передержать 60 дней!

2. Ураза способствует похудению и соблюдать пост можно в качестве диеты

Основным в соблюдении поста должно быть намерение поклонения Аллаху. Держать пост только ради того, чтобы похудеть, является грехом.

3. Нельзя глотать слюну во время поста

Слюна является естественным выделением организма, поэтому запрета глотать слюну не существует.

4. Пост не засчитывается, если не сделать сухур (прием пищи еда до начала поста − закрытие разговения)

Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета (на сухур), то это никак не влияет на действительность его поста. Он может спокойно держать пост.

5. Пост не засчитывается тем, кто не читает намаз во время поста

Такой пост засчитывается, потому что пост и намаз – это два отдельных поклонения. Пост без намаза будет полным, но образ мусульманина при этом будет несовершенным.

6. Если постящийся случайно или по забывчивости поел или попил, то его пост нарушается

Не нарушает пост случайное попадание в рот еды или воды либо по забывчивости. Вы должны прекратить прием пищи или воды сразу, как только вспомнили, и продолжить пост.

7. Пост портит сделанный укол, прививка

Не портит, если в состав укола не входят подпитывающие или поддерживающие витамины, глюкоза и т. д. Разрешаются инъекции, необходимые для планового лечения, например пенициллина или инсулина, но без витаминов.

8. «Возмещать» пропущенные дни поста нужно сразу же после окончания месяца Рамадан

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, запретил держать любой пост в Ураза-байрам и Курбан-байрам. Возмещать пост можно вплоть до наступления следующего Рамадана. Человек может возместить пост в любой день на протяжении этого срока. Возмещать можно как по отдельности, так и все дни друг за другом.

9. Во время поста нельзя купаться, плавать в бассейне, так как попадание воды в уши и нос нарушает пост

Принимать душ, полоскать рот, купаться в бане, в море или реке во время поста не запрещается, но порицается, так как при этом необходимо соблюдать одно важное условие: не проглатывать воду. Если вода попала в уши, не страшно, поскольку через ухо она никак не проникнет в желудок.

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то - да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия - чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) - нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.

Мисвак - палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Наступил Священный месяц Рамадан, а с ним и ураза — время обязательного поста, вменённого Аллахом каждому верующему в Коране. Пользу уразы с точки зрения медицины раскрыл врач, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ГАУЗ «Высокогорская ЦРБ», Бариев Радиф Ракипович.

Радиф Ракипович, как известно, в Исламе каких-то чётких критериев нет, просто сказано, что нельзя поститься во вред здоровью, что больной человек может пропустить пост и возместить позже, либо, если болезнь неизлечима, накормить бедняков за каждый день поста. Как именно определить эту границу, когда поститься уже не следует?
Вопрос непростой. Для того, чтобы ответить на него, следует пояснить, что такое ураза, ведь это не только воздержание от пищи. Не менее важны и другие составляющие поста. Ураза мусульман состоит из трёх частей: пост физический — когда постится его тело от материальной пищи; пост духовный — воздержание от соблазнов, таких как курение, и половое воздержание; и пост разума — когда разум человека постится от суетной информации материального мира — от сплетен, газет, телевизора, и т.п., и работает с Кораном — Книгой, каждая строчка которой полна глубокого смысла и непреходящей мудрости! И если на это посмотреть с точки зрения медицины, то эти три части поста соответствуют трём видам биоритмов: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Надо сказать, что из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в человеческом организме наибольшее значение для него имеют именно эти три индивидуальных многодневных биоритма, определяющие его физические возможности, эмоциональное (душевное) состояние, интеллектуальные (разумные) способности.
Если мусульманин в силу каких-либо объективных причин не может воздерживаться от пищи и питья, то ему следует сделать упор именно на другие составляющие поста, это очистит его разум и душу и приведёт в норму биоритмы. Здесь трудно дать какую-то конкретную рекомендацию, когда можно соблюдать пост, а когда — уже нет. Каждый определяет для себя интуитивно, обращаясь к Аллаху.

Какие болезни могут быть противопоказанием к посту и требуют консультации врача перед Рамаданом?
С точки зрения медицины существуют болезни, при которых нежелательно соблюдать пост. В первую очередь, это сахарный диабет.
Затем, я бы не советовал воздержание от приёма пищи и воды больным с ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью третьей стадии, особенно в жару. Потому что у таких больных вследствие недостаточного поступления жидкости может случиться обезвоживание, сгущение крови и, как следствие, осложнения — инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения. Конечно же, существует много заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда ураза противопоказана: это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, острые гепатиты.
Нежелательно также голодание в период любых острых инфекционных заболеваний, особенно кишечных инфекций, когда высок риск обезвоживания. Вообще, если имеются какие-либо хронические заболевания, необходимо посоветоваться с врачом. И тогда, будучи уверенным, что пост не повредит здоровью, можно держать уразу.

Как правильно организовать режим дня во время поста, чтобы переносить пост было легче, ведь летом — длинные и жаркие дни?
По поводу режима дня какие-то универсальные рекомендации, наверное, дать сложно, потому что все мы разные, кто-то работает днём, кто-то в ночную смену, а кто-то целый день находится дома. В жару, конечно же, нежелательно пребывать под палящими лучами солнца. Ходить надо с покрытой головой (мужчин тоже касается). Во избежание перегревания одежда должна быть свободная и только из натуральных материалов. Можно принимать чаще прохладный душ.

Сколько нужно выпивать жидкости и когда это правильнее делать? Сразу после ифтара или позже? И ведь на ночь пить вредно, как успеть выпить достаточное количество воды, чтобы не было обезвоживания? Сколько надо выпить утром, во время сухура? Как «удержать» жидкость в организме, чтобы этого хватило на весь день?
Жидкости человеку в сутки требуется не менее 1 литра. В жару, конечно, эта цифра больше — до 2,5 литров, так как много воды выводится с потом. Я бы не советовал всю жидкость выпивать в один приём после ифтара, лучше распределить равномерно. Во время сухура нежелательно пить кофе и крепкий чай. Они, наоборот, усиливают жажду. Для того, чтобы не было сильной жажды, лучше в уразу избегать различных деликатесов, они, как правило, содержат слишком много соли, да к тому же различные вредные добавки.
Лучше за 15-30 минут до приёма пищи выпить 1-2 стакана чистой воды, а после еды — травяной или некрепкий зелёный чай.

Какие симптомы должны насторожить и заставить прервать пост и обратиться к врачу, а какие можно перетерпеть, просто полежав, отдохнув?
Воздержание от пищи часто сопровождается слабостью, утомляемостью, лёгкой сонливостью. Это состояние можно считать нормальным для постящегося. Может быть лёгкое головокружение, тогда лучше прилечь, отдохнуть. Если головокружение усиливается, появляются «мушки» перед глазами, резкая слабость, то лучше прервать уразу, выпить сладкий чай, полежать, это симптомы пониженного давления.
Если появилась нарастающая головная боль (обычно локализуется в области лба), тошнота, мучительная жажда, резкая сухость во рту и глотке, мышечные боли, судороги, повышается температура тела, появляются изменения в поведении — резкое возбуждение или, наоборот, сонливость. При этом кожа легко собирается в складки, которые медленно расправляются, глазные яблоки запавшие — это признаки сильного обезвоживания организма, которые требуют неотложной помощи. Конечно же, в этом случае необходимо прервать уразу и срочно вызвать врача.

Если человек постоянно принимает какие-либо лекарства, можно ли их прием перенести на ночное время?
Здесь всё зависит оттого, какие лекарства и сколько раз в день он принимает. Если, например, лекарство предназначено для приёма один раз в сутки, можно принимать его во время сухура или ифтара, но всегда в одно и то же время. Если же препарат назначен 4-5 раз в сутки, то отложить приём на ночь нельзя, так как для успешного лечения нужно, чтобы концентрация препарата в крови была одинакова в течение суток. И если для человека жизненно необходимо постоянно принимать эти лекарства, то в этом случае уразу ему держать не рекомендуется.
Вопрос, который волнует многих женщин: во время поста из-за смены режима питания часто происходит набор веса. Как с этим справиться?
За время уразы можно как прибавить в весе, так и потерять. Прибавка в весе часто бывает связана с избыточным приёмом пищи после шести вечера. Так уж устроен наш организм: всё, что съедено на завтрак, расходуется в течение дня, а то, что съели на ужин — откладывается в виде жира. Надо настроиться прежде всего на то, что ураза — это очищение, и за этот период обычно всё лишнее, что накопилось за год в организме человека, сгорает. Ураза также способствует восстановлению нарушенных функций, поэтому женщинам не стоит бояться прибавки в весе, постепенно всё придёт в норму.
Для того, чтобы пост переносился легче и без ущерба для здоровья, рекомендуется употреблять легкую пищу, без излишеств. Обязательно — свежие фрукты и овощи, так как клетчатка помогает избавиться от накопившихся шлаков. Пророк Мухаммад (да Благословит его Аллах и Приветствует) рекомендовал разговляться одним, тремя или пятью финиками, запивая их водой. Под легкой пищей подразумевается та, что легко усваивается организмом, т.е. преимущественно растительная.
Сюда же относятся и всевозможные злаки - они несут в себе необходимое количество каллорий. Ведь не зря же на завтрак испокон веков готовят кашу. Она дает заряд на целый день. Достаточное количество белка можно обеспечить за счет кисломолочных продуктов, сыра, орехов. А вот мясными деликатесами в уразу лучше не злоупотреблять. Мясо требует энергетических затрат на усвоение и дополнительное количество воды, а также способствует накоплению токсинов, поэтому после употребления мяса всегда хочется больше пить. По этой причине именно во время поста мяса надо есть меньше. Раньше мясо ели только по праздникам, а в наше время оно стало присутствовать в ежедневном рационе.
И, конечно же, необходимо соблюдать основные принципы здорового питания: это отказ от рафинированных продуктов, в коих уже ничего полезного не остается — это хлеб и кондитерские изделия из муки высшего сорта, белый рис, белый сахар, рафинированное растительное масло и т. д. Как известно, беременным и кормящим разрешается не поститься, если они опасаются за здоровье. Но некоторые все же решаются и держат пост. Как вы считаете, если женщина чувствует себя при этом хорошо, можно ли ей поститься?
Думаю, если Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и Приветствует) позволил женщинам не держать пост во время беременности и кормления грудью, значит на это есть серьёзное основание. Как врач, я бы рекомендовала серьёзно подойти к вопросу об уразе, тем более в жаркие летние месяцы, когда высок риск обезвоживания не только матери, но и плода. Ведь можно сделать упор на другие составляющие поста — очищение души и разума.
Приветствуется участие в благотворительности. Ведь даже в наше время сколько людей рядом с нами голодает! Но каждая мусульманка вольна принимать решение самостоятельно. И на всё воля Аллаха.

По окончании поста нужно ли как-то постепенно менять режим питания и режим дня или можно сразу возвращаться к привычному графику?
Сразу к привычному графику вернуться трудно, но в течение нескольких дней, как правило, всё возвращается «на круги своя». Здесь следует отметить, что питание — важнейший биологический фактор, от которого в значительной степени зависит развитие всех функций человеческого организма. Недаром говорят: человек есть то, что он ест. И главное — соблюдать умеренность в еде не только в период уразы. Запретность излишества в еде содержится в аяте Корана:«...ешьте и пейте, но не излишествуйте» (7:31).
Если для человека будет нормой такое питание, то и здоровье он сохранит, и ураза будет переноситься легче.

18:50 2017

Причины, дозволяющие не поститься в Рамадан

Вся хвала Аллаху!

Воистину, Аллах, обязав поститься только тех, кто способен соблюдать пост, дал облегчение Своим рабам. Он позволил разговляться тому, кто не может поститься по уважительной, с точки зрения Шариата, причине. Уважительными причинами являются следующие перечисленные.

«Первая причина: болезнь.

Болезнью называется любое состояние, противоположное здоровому.

Ибн Кудама сказал: „Все ученые единодушны в отношении того, что больному, в целом, дозволено не поститься. Основа в этом вопросе – слова Всевышнего Аллаха: „А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время“ (сура „аль-Бакара“, аят 184)“.

Саляма бин аль-Акуа‘а, да будет доволен им Аллах, сказал: „Когда был ниспослан аят: „А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка“ (сура „аль-Бакара“, аят 184), люди, желающие разговляться, не постились и кормили бедняков во искупление. Так продолжалось, пока не был ниспослан последующий аят:

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ , هُدًى لِلنَّاسِ , وَبَيِّنَاتٍ مِنْ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ , فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمْ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ , وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ „В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время“ (сура „аль-Бакара“, аят 185). Этот аят отменил предыдущий“.

Поэтому, больному, который боится, что его болезнь усилиться, или исцеление затянется, или пост повредит какому-либо органу его тела, следует разговляться. Ему желательно (является Сунной) не поститься, а пост для него – порицаем. Так как, возможно, это приведет к его гибели, а от этого необходимо предохраняться. При сильной болезни больному дозволено прервать пост. Если же здоровый человек боится трудности или усталости, то это не освобождает его от поста. Это в случае, если из-за поста человека постигает только сильная усталость.

Вторая причина: путешествие.

Путешествие, из-за которого дозволено не соблюдать пост, должно быть:

1- длинным. То есть таким, в котором дозволено сокращать молитвы;

2- путник не должен иметь намерения остаться проживать где-либо на протяжении всего путешествия;

3- путешествие не должно содержать в себе грех и не иметь греховной цели, по мнению всех ученых.

Так как разговение - это разрешение и облегчение, которого не заслуживает тот, кто совершает грех посредством своего путешествия: к примеру, если человек вышел в путь ради воровства.

Согласно единодушному мнению ученых разрешение не поститься во время путешествия отменяется:

1- при возвращении путника на родину, где он постоянно проживает;

2- если путник решил проживать постоянно где-либо или проживать в одном месте какое-то время. При условии, что это место пригодно для проживания. Таким образом, он становится проживающим там, а значит, совершает полностью, а не сокращает, молитвы, поститься, а не разговляется в месяц Рамадан, так как его путешествие прекратилось.

Третья причина: беременность и кормление ребенка грудным молоком.

Ученые единодушны, что беременная и кормящая мать могут разговляться в месяц Рамадан, при условии, что они боятся навредить постом себе или своему ребенку, или бояться, что заболеют или усилят свою болезнь, или, что пост приведет к гибели. Доказательство дозволенности им не поститься содержится в аяте: وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «аль-Бакара», аят 184). Под болезнью не подразумевается только болезнь. Больной, которому пост не наносит вреда, не должен разговляться. Под болезнью подразумевается такое состояние, когда пост вредит. Это и есть болезнь, что подразумевается в аяте. Если подобное присутствует у беременных и кормящих матерей, то им дозволено не постится. Доказательство тому, что при беременности и кормлении грудью дозволено разговляться, упоминается и в хадисе от Анаса бин Малика аль-Ка‘би, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».

Четвертая причина: старость и старческая немощь.

Под старыми и немощными пожилыми людьми подразумеваются дряхлые старики, у которых исчезла сила, или которые близки к смерти, или с каждым днем все более приближаются к ней. Также в эту категорию входят больные, которые не надеются на исцеление, и старухи, престарелые женщины. Доказательство тому, что подобным категориям людей дозволено заменить пост кормлением, находится в словах Всевышнего Аллаха:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура «аль-Бакара», аят 184). Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Этот аят не отменен. Он касается престарелого старика и старухи, которые не могут поститься; они заменяют каждый день поста кормлением одного бедняка».

Пятая причина: угнетающий голод и жажда.

Тот, кого мучает чрезмерный голод или сильнейшая жажда, может поесть столько, сколько ему необходимо (для устранения опасности гибели), и воздерживаться оставшуюся часть дня.

Под угнетающим голодом и жаждой подразумевают неспособность встретить ожидаемого врага или оказаться в окружении. Если воин точно знает или сильно предполагает, что случиться битва с врагом, и боится неспособности сражаться из-за поста, то он, даже не будучи путешественником, может прервать пост перед сражением.

Шестая причина: принуждение.

Принуждение – это принуждение другого человека посредством угроз к действию или оставлению действия, которого бы он не совершил».

Близится Священный месяц Рамадан, а с ним и ураза — время обязательного поста, вменённого Аллахом каждому верующему в Коране. Слово Божие однозначно свидетельствует об этом:

“О, вы, которые верят! Предписан пост вам" (2:183).

Раскрыть пользу уразы с точки зрения медицины мы попросили врача и учёного, к.м.н., ассистента кафедры факультетской терапии БГМУ, НАИЛЮ САХАУТДИНОВУ — одного из сотрудников НИЦ по изучению Корана “Нур”.

Наиля Рифовна, как известно, в Исламе каких-то чётких критериев нет, просто сказано, что нельзя поститься во вред здоровью, что больной человек может пропустить пост и возместить позже либо, если болезнь неизлечима, накормить бедняков за каждый день поста. Как именно определить эту границу, когда поститься уже не следует?

Вопрос непростой. Для того, чтобы ответить на него, следует пояснить, что такое ураза, ведь это не только воздержание от пищи. Не менее важны и другие составляющие поста. Ураза мусульман состоит из трёх частей: пост физический — когда постится его тело от материальной пищи; пост духовный — воздержание от соблазнов, таких как курение, и половое воздержание; и пост разума — когда разум человека постится от суетной информации материального мира — от сплетен, газет, телевизора, и т.п., и работает с Кораном — Книгой, каждая строчка которой полна глубокого смысла и непреходящей мудрости! И если на это посмотреть с точки зрения медицины, то эти три части поста соответствуют трём видам биоритмов: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Надо сказать, что из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в человеческом организме наибольшее значение для него имеют именно эти три индивидуальных многодневных биоритма, определяющие его физические возможности, эмоциональное (душевное) состояние, интеллектуальные (разумные) способности. Физический биоритм определяет состояние тела — подъемы и спады физической деятельности, его работоспособность, выносливость, уверенность в своих силах, сопротивляемость организма болезням.

Эмоциональный (духовный) биоритм управляет психическим здоровьем, творчеством и восприятием окружающего мира, определяет эмоциональное состояние человека, качество восприятия внешнего мира, скорость реакции, настроение. Сразу отмечу, что физические и эмоциональные биоритмы в наибольшей степени влияют на самочувствие и состояние организма человека, поэтому ураза поправляет и здоровье. Целительское действие кратковременного поста основано на стрессовом механизме. Стресс вызывает переход с дневного приёма пищи на ночной. Это, в свою очередь, активизирует иммунитет. Есть хадис, в котором пророк Мухаммад (сгв) сказал: “Ураза — это щит для человека” (Бухари), а крепкий иммунитет ведь и защищает человека от болезней! И помогает справиться с уже имеющимися. Сегодня врачи также рекомендуют каскадные /кратковременные и цикличные/ лечебные голодания, поскольку длительное воздержание от пищи, наоборот, угнетает иммунную систему.

И последний вид биоритмов — это интеллектуальный (разумный) — волновой подъем и спад умственной деятельности. Он регулирует функции логического и аналитического мышления, память, сообразительность, восприимчивость к знаниям и успеваемость в учёбе.
К концу уразы эти три биоритма начинают работать слаженно и достигают апогея своего действия. Тогда раскрываются дремлющие возможности человека в сфере его интеллектуальных, духовных и физических сил. Причём, у кого-то во всех трёх сферах, но чаще в одной из них, — в той, к которой человек больше тяготеет в быту. Например, спортсмен может выйти на новый рекорд, а человек, склонный к интеллектуальной деятельности, может решить сложную задачу, которую не может решить в обычное время.

Если мусульманин в силу каких-либо объективных причин не может воздерживаться от пищи и питья, то ему следует сделать упор именно на другие составляющие поста, это очистит его разум и душу и приведёт в норму биоритмы. Здесь трудно дать какую-то конкретную рекомендацию, когда можно соблюдать пост, а когда — уже нет. Каждый определяет для себя интуитивно, обращаясь к Аллаху.

Видимо, связь уразы с биоритмами и объясняет то, что после неё мы становимся крепче и жизнерадостнее, а организм словно омолаживается, делаясь более лёгким на подъём?

Да. Японские учёные выяснили, что самым мощным водителем биоритма является приём пищи. Они отследили это на примере нарушений биоритмов, которые происходят во время длительных межконтинентальных перелетов, когда многие люди долго не могут привыкнуть к новому времени и страдают бессонницей. Так вот, оказалось, что когда японские пилоты стали принимать пищу по японским часам, будучи заграницей, то все расстройства биоритмов исчезли. Фактически японцы и раскрыли медицинскую основу уразы: ураза — это смена биоритмов человека. Ведь когда в Японии утро, то, скажем, в Америке — вечер. Поэтому, кушая по японским часам на другой стороне Земли, они питаются там ночью. А ураза — это и есть приём пищи в ночное время. И ураза помогает быстро адаптироваться к смене биоритмов!

Вторым по силе водителем биоритмов является освещённость. Та же бессонница при нарушениях биоритмов происходит в результате переутомления организма по причине смены времени наступления дня и ночи (т.е. продление дня). Это приводит к конфликту двух форм сна — глубокого и так называемого быстрого сна. При этом происходит нарушение в работе механизма «внутренних часов» человека, которые зависят от наступления дня и ночи. Однако если первый тип сна, в котором задействованы глубинные клетки головного мозга, очень быстро привыкают к неожиданному и значительному изменению поясного времени, то нервным центрам фазы быстрого сна требуется до недели, чтобы привыкнуть к новому графику временного прихода светового дня, когда биоритмы зеркально меняют свою фазу: с «плюса» на «минус». Но опасна не сама новая фаза, а момент перехода. В это время все три вида биоритмов сходятся в одной точке на «нулевой линии». Такой тройной кризис является стрессом для организма, и переживается особенно тяжело. И тяжел не сам перелёт, а вся следующая неделя: человек ходит как зомби. Во время уразы мы так же меняем фазу биоритмов с «солнечной» на «лунную» за счёт ночного приёма пищи, компенсируя тем самым момент их перехода с «плюса» на «минус». И пока учёные ищут лекарство, которое «поможет» нервным клеткам быстрой фазы сна скорее адаптироваться к новым условиям, мы имеем более природное средство для этого: мусульманский пост — как щит от стресса, возникающего в результате резкой смены биоритмов. Хотя бы за день просто поменяйте приём пищи с дневного на ночной, и тогда после длительных перелётов вас не будет мучить бессонница и недомогание.

А тренировка биоритмов организма во время уразы вызывает иммунный взрыв, который и омолаживает нас. Вообще, по канонам Ислама, мы держим уразу, для того чтобы ожить, — то есть придать нашим угасающим в течение года вялым биоритмам динамичность, «встряхнуть» их.

Какие болезни могут быть противопоказанием к посту и требуют консультации врача перед Рамаданом?

С точки зрения медицины существуют болезни, при которых нежелательно соблюдать пост. В первую очередь, это инсулинозависимый сахарный диабет. Затем, я бы не советовала воздержание от приёма пищи и воды больным с ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью третьей стадии, особенно в жару. Потому что у таких больных вследствие недостаточного поступления жидкости может случиться обезвоживание, сгущение крови и, как следствие, осложнения — инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения. Конечно же, существует много заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда ураза противопоказана: это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, острые гепатиты.

Нежелательно также голодание в период любых острых инфекционных заболеваний, особенно кишечных инфекций, когда высок риск обезвоживания. Вообще, если имеются какие-либо хронические заболевания, необходимо посоветоваться с врачом. И тогда, будучи уверенным, что пост не повредит здоровью, можно держать уразу.

Как правильно организовать режим дня во время поста, чтобы переносить пост было легче, ведь летом — длинные и жаркие дни?

По поводу режима дня какие-то универсальные рекомендации, наверное, дать сложно, потому что все мы разные, кто-то работает днём, кто-то в ночную смену, а кто-то целый день находится дома. В жару, конечно же, нежелательно пребывать под палящими лучами солнца. Ходить надо с покрытой головой (мужчин тоже касается). Во избежание перегревания одежда должна быть свободная и только из натуральных материалов. Можно принимать чаще прохладный душ.

Сколько нужно выпивать жидкости и когда это правильнее делать? Сразу после ифтара или позже? И ведь на ночь пить вредно, как успеть выпить достаточное количество воды, чтобы не было обезвоживания? Сколько надо выпить утром, во время сухура? Как «удержать» жидкость в организме, чтобы этого хватило на весь день?

Жидкости человеку в сутки требуется не менее 1 литра. В жару, конечно, эта цифра больше — до 2,5 литров, так как много воды выводится с потом. Я бы не советовала всю жидкость выпивать в один приём после ифтара, лучше распределить равномерно. Во время сухура нежелательно пить кофе и крепкий чай. Они, наоборот, усиливают жажду. Для того, чтобы не было сильной жажды, лучше в уразу избегать различных деликатесов, они, как правило, содержат слишком много соли, да к тому же различные вредные добавки.
Лучше за 15-30 минут до приёма пищи выпить 1-2 стакана чистой воды, а после еды — травяной или некрепкий зелёный чай.

Какие симптомы должны насторожить и заставить прервать пост и обратиться к врачу, а какие можно перетерпеть, просто полежав, отдохнув?

Воздержание от пищи часто сопровождается слабостью, утомляемостью, лёгкой сонливостью. Это состояние можно считать нормальным для постящегося. Может быть лёгкое головокружение, тогда лучше прилечь, отдохнуть. Если головокружение усиливается, появляются «мушки» перед глазами, резкая слабость, то лучше прервать уразу, выпить сладкий чай, полежать, это симптомы пониженного давления.

Если появилась нарастающая головная боль (обычно локализуется в области лба), тошнота, мучительная жажда, резкая сухость во рту и глотке, мышечные боли, судороги, повышается температура тела, появляются изменения в поведении — резкое возбуждение или, наоборот, сонливость. При этом кожа легко собирается в складки, которые медленно расправляются, глазные яблоки запавшие — это признаки сильного обезвоживания организма, которые требуют неотложной помощи. Конечно же, в этом случае необходимо прервать уразу и срочно вызвать врача.

Если человек постоянно принимает какие-либо лекарства, можно ли их прием перенести на ночное время?

Здесь всё зависит оттого, какие лекарства и сколько раз в день он принимает. Если, например, лекарство предназначено для приёма один раз в сутки, можно принимать его во время сухура или ифтара, но всегда в одно и то же время. Если же препарат назначен 4-5 раз в сутки, то отложить приём на ночь нельзя, так как для успешного лечения нужно, чтобы концентрация препарата в крови была одинакова в течение суток. И если для человека жизненно необходимо постоянно принимать эти лекарства, то в этом случае уразу ему держать не рекомендуется.

Вопрос, который волнует многих женщин: во время поста из-за смены режима питания часто происходит набор веса. Как с этим справиться?

За время уразы можно как прибавить в весе, так и потерять. Прибавка в весе часто бывает связана с избыточным приёмом пищи после шести вечера. Так уж устроен наш организм: всё, что съедено на завтрак, расходуется в течение дня, а то, что съели на ужин — откладывается в виде жира. Надо настроиться прежде всего на то, что ураза — это очищение, и за этот период обычно всё лишнее, что накопилось за год в организме человека, сгорает. Ураза также способствует восстановлению нарушенных функций, поэтому женщинам не стоит бояться прибавки в весе, постепенно всё придёт в норму.

Для того, чтобы пост переносился легче и без ущерба для здоровья, рекомендуется употреблять легкую пищу, без излишеств. Обязательно — свежие фрукты и овощи, так как клетчатка помогает избавиться от накопившихся шлаков. Пророк Мухаммад (да Благословит его Аллах и Приветствует) рекомендовал разговляться одним, тремя или пятью финиками, запивая их водой. Под легкой пищей подразумевается та, что легко усваивается организмом, т.е. преимущественно растительная.
Сюда же относятся и всевозможные злаки - они несут в себе необходимое количество каллорий. Ведь не зря же на завтрак испокон веков готовят кашу. Она дает заряд на целый день. Достаточное количество белка можно обеспечить за счет кисломолочных продуктов, сыра, орехов. А вот мясными деликатесами в уразу лучше не злоупотреблять. Мясо требует энергетических затрат на усвоение и дополнительное количество воды, а также способствует накоплению токсинов, поэтому после употребления мяса всегда хочется больше пить. По этой причине именно во время поста мяса надо есть меньше. Раньше мясо ели только по праздникам, а в наше время оно стало присутствовать в ежедневном рационе.

И, конечно же, необходимо соблюдать основные принципы здорового питания: это отказ от рафинированных продуктов, в коих уже ничего полезного не остается — это хлеб и кондитерские изделия из муки высшего сорта, белый рис, белый сахар, рафинированное растительное масло и т. д. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не видел белого хлеба с тех пор, как Всевышний направил его к людям, и до тех пор, пока Всевышний не забрал его к Себе». Поскольку Пророк Мухаммад (мир ему) сам не ел белого хлеба, значит, и всем нам не рекомендуется его есть — для поддержания своего же здоровья. Лучше употреблять зерновой хлеб, а также проросшие зерна любых злаков (талкан), которые полезны также в сочетании с кисломолочными продуктами.

Если есть возможность, отдавать предпочтение натуральным продуктам, а не тем, что продаются в супермаркетах. Избегать употребления жирной, жареной пищи, маргарина, пищевых добавок, кофеина (крепкого чая и кофе).

Как известно, беременным и кормящим разрешается не поститься, если они опасаются за здоровье. Но некоторые все же решаются и держат пост. Как вы считаете, если женщина чувствует себя при этом хорошо, можно ли ей поститься?

Думаю, если Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и Приветствует) позволил женщинам не держать пост во время беременности и кормления грудью, значит на это есть серьёзное основание. Как врач, я бы рекомендовала серьёзно подойти к вопросу об уразе, тем более в жаркие летние месяцы, когда высок риск обезвоживания не только матери, но и плода. Ведь можно сделать упор на другие составляющие поста — очищение души и разума.

Приветствуется участие в благотворительности. Ведь даже в наше время сколько людей рядом с нами голодает! Но каждая мусульманка вольна принимать решение самостоятельно. И на всё воля Аллаха.

По окончании поста нужно ли как-то постепенно менять режим питания и режим дня или можно сразу возвращаться к привычному графику?

По своему опыту скажу, что сразу к привычному графику вернуться трудно, но в течение нескольких дней, как правило, всё возвращается «на круги своя». Здесь следует отметить, что питание — важнейший биологический фактор, от которого в значительной степени зависит развитие всех функций человеческого организма. Недаром говорят: человек есть то, что он ест. И главное — соблюдать умеренность в еде не только в период уразы. Запретность излишества в еде содержится в аяте Корана:

«...ешьте и пейте, но не излишествуйте» (7:31).

Если для человека будет нормой такое питание, то и здоровье он сохранит, и ураза будет переноситься легче.

Спрашивала
ЕКАТЕРИНА ЧУБАРОВА,

корреспондент журнала «Муслим мэгэзин».