Серафим Саровский — разные пути «превращения» портрета в икону. Полная справка о преподобном серафиме саровском, фото

Иконография прп. Серафима Саровского достаточно разнообразна для святого, прославленного не так давно. В начале ХX в. икон прп. Серафима Саровского было написано столько, что значительная часть их пережила годы революции, две войны и периоды гонений. Их сохранили музеи, а также верующие люди - почитатели преподобного. Много икон, мозаик и фресок создано в последние три десятилетия.

Икона, написанная с прижизненного портрета, с частицей мощей преподобного Серафима Саровского

Еще при жизни святого его кроткое и деятельное участие в судьбах всех, кто к нему обращался за помощью, стало настолько широко известно, что к преподобному потянулись люди со всех сторон Русской земли. «Новаго видящее тя избранника Божия, издалеча притекаху к тебе вернии… и сих, бедами отягченных, не отринул еси… даруя утешение» (икос 7). Этим словам акафиста вторят собственные слова старца: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его». Доброта, милосердие, смиренный характер великого чудотворца Серафима оказались глубоко созвучны русскому душевному складу, и это отразилось на создании его икон, на которых с любовью выписывался лик святого. Многие из этих образов, хотя и написаны в академической манере, передают художественными средствами тот дух (мирный, кроткий), который запечатлен в житии преподобного Серафима.

Несмотря на то, что иконография преподобного складывалась не больше полувека, в ней можно выделить несколько основных почитаемых изводов. Мы остановимся только на некоторых из них. Ряд икон и портретов прп. Серафима находится в Троице-Сергиевой лавре. На портрете преподобного 1860–1870 гг., хранящемся в ЦАКе (№ 5015, здесь и далее номера по электронному каталогу ЦАК), святой изображен с руками, сложенными на груди. Этот образ восходит к несохранившемуся прижизненному портрету прп. Серафима художника Д.Евстафьева.

Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов - являя разные грани облика преподобного.

Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова) - по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

Преподобный Серафим Саровский 1829-1830-е годы. Художник В. Ф. Бихов. Холст, масло.

Вторая треть XIX века. Холст, масло. Скит прп. Сергия Радонежского Данилова мужского монастыря в Москве. За основу взят «серебряковский» извод

Обратимся теперь к некоторым изображениям преподобного, находящимся в храмах Московской епархии в наши дни. Образы, написанные вскоре после 1903 г. - года прославления святого, - сохраняются, как правило, в церквах старой постройки и, конечно, не обязательно посвященных прп. Серафиму. В епархии ныне действует 13 храмов, посвященных преподобному, и еще 5 приделов его имени. В основном все они современной постройки. Один из отреставрированных храмов находится на территории Серафимо-Знаменского скита, который недавно праздновал 100-летие своего основания. В создании скита участвовала прмц. великая княгиня Елисавета Феодоровна, глубоко чтившая прп. Серафима.

Образ из прихода храма страстотерпца царя Николая в поселке Чкаловский, также написанный вскоре после канонизации прп. Серафима, доносит до нас характерные особенности его облика. Рука, непропорционально маленькая, благоговейно лежит на груди. Лик, хоть и имеет погрешности в рисунке, покоряет чувством искренней любви к старцу: преподобный изображен скорее умиротворенным, чем обремененным молитвенным трудом. Икона из храма царя Николая более всего похожа на литографии Дивеевской литографской мастерской, действовавшей с середины 1870-х гг. (РГБ, инв. Элб 15474). На этом хорошем образце можно увидеть само решение, как «превращался» портретный образ в икону. Деликатно выполнен едва намеченный нимб. На иконе использован темный фон, на котором четко читается лик с широким челом, обрамленным густыми седыми волосами, округлой, слегка раздвоенной бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами.

А для другой, уже современной иконы, из храма царя Николая, взят оливковый фон исходного портрета, который иконописец посчитал важным для сохранения «памяти» о первоначальном образе.

Многочисленные изображения прп. Серафима, сохранившиеся на прижизненных портретах и гравюрах, донесли ярко выраженные портретные черты и внимательный, даже пристальный взгляд святого старца. Впечатление от взгляда усилено выписанным рисунком глазного века, переносицей, заканчивающейся двумя глубокими складками. Современная икона из Щелковского собора с восемью сценами жития являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима. Лик, несмотря на иконописные плави, моделирующие его, несколько уплощен, но четко очерченные глаза смотрят в сердце молящегося - такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного.

Еще один образ батюшки Серафима находится во вновь построенном храме-часовне на набережной города Щелково, которой вернули прежнее имя Серафима Саровского. Икона принадлежала одноименной часовне еще до революции и была сохранена верующими людьми.

Она написана в академическом стиле XIX в. В колорите золотофонной иконы изысканно разрабатывается тема белого цвета и света, исходящего от фигуры святого, при этом особое значение обретают белильные мазки - «свидетели» этого нематериального света. Облик святого в акафисте даже описывается «светоносно»: «Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавый: радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый. Радуйся, свеще неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая: радуйся, светильниче горяй и светяй даровании духовными» (икос 7). Подобная ей икона находится в храме свт. Николая Чудотворца в селе Жегалово.

Щелковский храм-на-набережной украшен мозаичными панно с изображением эпизодов из жития преподобного. Замечательным решением является помещение картин дивеевской природы с видами монастыря в верхнем сегменте всех мозаичных панно. В числе первых обращает на себя внимание образ явления Богоматери, которое происходило в келье старца, и чудесный по красоте сюжета «Преподобный Серафим с лесными животными». На одной мозаике часовни в Щелково святой изображен молящимся на фоне ночного леса. Вообще данные работы яркие, современные, без глухих сдержанных тонов. Это удачное художественное решение, ведь святой - близкий нам по времени. И мозаичные сюжеты подобраны не так, чтобы просто формально отметить основные факты жития. Например, мы видим старца Серафима с детьми на солнечной поляне, а вокруг цветы, корзины с яблоками. В XIX в. среди различных гравюр и литографий было изображение бесед преподобного с паломниками (РНБ, инв. Элб 15492, Элб 15471): несмотря на лубочность, фигуры статичны, паломники предстоят святому. В щелковской же часовне дети на мозаике буквально обступают преподобного, как отца. По существу - точное попадание в самую суть облика святого. Совсем не всякого подвижника можно так без обиняков изобразить. Как же еще можно было почитателям изобразить святого, который «приходящия к тебе радостию и сокровищем именовавый» (Икос 8 акафиста)? Действительно, главное качество батюшки Серафима - близость к человеку.

В Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, в приделе, посвященном саровскому чудотворцу, находится икона «Явление Богородицы прп. Серафиму» монахини Иулиании (Соколовой) работы 1957 г. Она изобразила собеседование святого и Богоматери, сосредоточенный взгляд прп. Серафима в этот раз, устремленный к Небесной Царице. «К Богородице великий молитвенник был еси, преподобне, Юже видети со апостолы сподобился еси…» (стихиры канона, песнь 1). Ее же кисти принадлежит ростовая икона с благословляющим прп. старцем Серафимом из Покровского академического храма.

Складень-ларец для реликвий преподобного Серафима Саровского

Около 1903 г. Москва. Фирма Ф. Мишукова. Дерево, темпера, серебро, позолота, жемчуг, сапфиры, чеканка, эмаль. 37,7 х 10 х 4,3 см.

Образа благословляющего отца Серафима в мантии и епитрахили появились в 1902-1903 гг. в иконописной мастерской Дивеевской обители. Позже появился ростовой образ, один из которых матушка Иулиания и взяла за образец. Выражение глубокой сосредоточенности этого лика, подчеркнутое направлением взгляда и мягким изломом бровей, небольшими устами, вызывает чувство благоговения. Это человек большого духовного опыта, надежный, верный пастырь: «Молящимся тебе столп непоколебим (явился) и прибежище всем притекающим во обитель Саровскую…» (стихиры канона; песнь 3).

В храме Рождества Богородицы села Анискино - ростовой образ прп. Серафима Саровского и ап. Иоанна Богослова (начала XX в.). Немного заслоняя прп. Серафима, апостол Иоанн смотрит в открытую книгу, которую держит в руках. А святой Серафим, слегка прижав руку к епитрахили, обратил свой взор на молящегося. Вообще, ростовые иконы, совмещающие изображения почитаемых святых, характерны для той эпохи. Восхищает благочестие заказчика, замыслившего объединить апостола и преподобного, которых роднит особое почитание Богоматери и то, что оба имели особый дар любви, который проявился с самого начала пути ко Христу. «От юности Христа возлюбил еси, преподобне» (тропарь на прославление).

Сугубое почитание Богородицы, свойственное преподобному, проявилось и в создании икон, в которых отец Серафим предстоит Небесной Царице. Иконография этого молитвенного предстояния также весьма обширна. Среди целого ряда интересных изображений в Московской епархии - редкий образ тронной Богоматери Печерской с предстоящими прпп. Антонием Киево-Печерским и Серафимом Саровским - в Покровском Хотькове монастыре.

В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться.

Список литературы:
1. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу. История создания: исследование и тексты. М., ПСТГУ. 2006.
2. Елагин Н. В. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника: с приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. М., 2003.
3. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография / Сост. и отв. ред. Н. Н. Чугреева. М., Индрик, 2004.
4. Преподобный Серафим Саровский. В литографии XIX - начала XX вв.: Каталог / Автор-сост. Н. И. Рудакова. М., Индрик, 2008.

Несмотря на то что сам святой Серафим очень неохотно соглашался позировать художникам ему посвящено множество изображений от народных лубков до вышитой иконы, которую своими руками сделали великие княжны.

С момента кончины преп. Серафима Саровского, последовавшей 2 января 1833 года, до времени его канонизации в июле 1903 года прошло 70 лет. Однако, как это часто случается с наиболее чтимыми подвижниками, народное почитание саровского старца намного опередило его официальное причисление к лику святых.

Из-за этого множество изображений старца расходились по России, как осколки камня на котором он молился - еще задолго до появления канонических икон.

Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»

Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

Живописный портрет кисти неизвестного художника. Традиционный, легко узнаваемый образ. Вероятно является копией прижизненного портрета. По иконографии близок к портрету 1831 года, который хранился в Казани, в семье Крупенниковых.

Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е - 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.

Подобная иконография (сложенные руки) встречается и в других изображениях, облик же святого носит уникальный характер.

Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ

Живой и характерный набросок портрета старца. Подпись «Серафим Саровский. Пустынножитель»

Из воспоминаний художника арзамасской школы Раева известно, что во время обучения он дважды, бывал в Саровской пустыни, куда его вызвали написать портрет епархиального архиерея. Видел он и «самогó»: «Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные» — писал Раев.

Преподобный Серафим Саровский. 1840 год. Литография. ИЗО РГБ.

Преподобны Серафим одет в клобук с полумантией, и шубу с меховой опушкой, опирается на палку, в левой руке - четки.

Одно из первых литографических изображений святого. Вероятно на литографии воспроизведен прижизненный портрет старца, где он представлен идущим в «малую пустыньку».


В XIX веке сложилось несколько сюжетов из жизни преподобного, которые были повторены в самых разных литографиях и лубках. Один из них - «Стояние на камне».

Стиль рисунка и образ святого Серафима при этом у разных художников получался по разному.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.

Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Святой с медведем - это другой, наверное самый излюбленный сюжет.

Вот другое его воплощение - на этот раз в технике эмали на медной основе. Начало XX века. Хранится в ЦАК МДА.

Монохромность, элементы лубка, использованные в изображении, указывают на литографированный оригинал эмалевой иконы.

Семья Царственных страстотерпцев тесно связана с преподобным Серафимом Саровским.
Император Николай II принимал непосредственное участие в канонизации святого старца.
Подробнее об этом можно прочесть .

В связи с участием царя в перенесении мощей преподобного Серафима в 1903 году был распространен соответствующий сюжет народных информационных лубков-литографий.


Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского в Успенский собор Саровской пустыни 18 июля 1903 г. Мастерская Е. И. Фесенко. Одесса. Хромолитография. ИЗО РГБ.

В первом ряду несущих раку с мощами - император Николай II.


Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва. Инв 94.

Схожий сюжет - другой ракурс.

В завершение - вышитая дочерьми царя Николая II икона.

Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Шитье. Иоанновский монастырь на Карповке. Санкт-Петербург.

Подпись «Сей святой образ вышит руками Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.»

Источники:
«Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография». Издательство «Индрик». Москва. 2004 г.

«Духовные светочи России» Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. Москва, МСД, 1999 г.

Господь являет Своих святых в наиболее важные исторические эпохи – времена кардинальных перемен, революций, смут. Тем самым Он дает людям духовного лидера, который не на баррикадах, а в уединенной келье, скиту или пустыне молится за страну и народ, за весь мир. Так было во времена Преподобного Сергия Радонежского, праведного Иоанна Кронштадтского и многих других подвижников. В какую же эпоху жил преподобный Серафим Саровский и почему именно в этот момент Господь явил людям Своего святого? Посмотрим, что происходило в мире, когда в уединенном скиту под Саровом подвизался старец Серафим.

1759 год

В год рождения будущего святого в мире происходило немало важных событий. Так, в частности, продолжались военные конфликты, в которых одна сторона завоевывала земли другой: Англия покоряет Канаду (захват Квебека), Китай завоевывает Кашгарию и делает из нее провинцию, французы и англичане продолжают покорение Индии.
Россия в этот год продолжала свое участие в одной из славнейших для себя военных кампаний – Семилетней войне (1756–1763).

В день рождения будущего преподобного – 19 июля – русские войска взяли город Франкфурт (на Одере), а через некоторое время одержали известную победу при Кунерсдорфе (12 августа 1769 года), которая во многом открыла им дорогу на Берлин. В России в это время славно правит императрица Елизавета Петровна.
В мире культуры, искусства и науки продолжает свое триумфальное шествие гений Михаила Васильевича Ломоносова.

Как раз в этот удачный для России исторический момент и рождается в древнем Курске будущий подвижник. В этом можно увидеть особое Божие благословение стране, которая в этот момент находилась на одном из пиков своего развития.

1760-е

В 60-е годы XVIII века, когда Прохор (имя святого Серафима в миру) только начинал свой жизненный путь, ситуация в России меняется. Несмотря на приход к власти в 1762 году Екатерины II Великой и наступавших успехов во внешней политике, для Православной Церкви это были тяжелые годы.

Указом Екатерины Великой от 26 февраля 1764 года в стране начинается секуляризация монастырей. Созданы так называемые монастырские штаты, которые регламентировали количество, структуры, категории православных обителей.

Число монастырей начинает резко сокращаться. Количество закрытых по всей России обителей составило около 600, еще 160 выведено за штат – то есть они лишились государственной поддержки. Конечно же, это был серьезный удар, особенно если учесть, что многие из тех монастырей были основаны святыми подвижниками.
Усугубляет обстановку и то, что в 1765 году выходит указ, ужесточающий крепостное право. Все это не могло не выявить многих острых вопросов во внутренней жизни страны.

Во внешней жизни тоже происходят перемены. В 1763 году завершается Семилетняя война, блистательные успехи которой сводятся на нет недолгим правлением Петра III, который боготворил проигравшую в войне Пруссию. Фактически он отдал все завоеванное Россией назад проигравшей стороне.

В конце 60-х (1768 год) Россия втягивается в тяжелую войну с Турцией.

Прохор в это время получает от Господа первые испытания духа в виде физических недугов.

1790-е

Пролетели десятилетия… Прохор Мошнин уже не Прохор, а монах Серафим. В 1793 году он посвящен в сан иеромонаха, а через год уходит в отшельничество. Начинается его духовное служение.

В мире в это время происходят знаковые события, которые резко контрастируют с деланием Серафима.

В 1793 году во Франции самый разгар кровавой революции, которая в истинном свете показывает все свои ужасы. Это, пожалуй, самое главное событие десятилетия.

Россия в 90-е годы завершает очередную войну с Турцией (1787–1792). Происходят второй и третий переделы Польши. На трон восходит Павел I, а Александр Суворов совершает свои исторические итальянский и швейцарский походы.

Знаменательно, что чем ярче разгораются мировые страсти, тем дальше от мира уходит Серафим Саровский. Однако уходит он для того, чтобы молиться за этот мир.

XIX век

Новый век, из которого преподобный Серафим захватил лишь чуть больше первой четверти, ознаменовался все усиливающимися мировыми конфликтами, войнами и революциями.

Одним из главных событий для России в первой половине столетия стала Отечественная война 1812 года. Эта война духовно очистила русский народ, вернула его в русло национального самосознания. Именно Россия остановила натиск наполеоновских войск. И здесь мы видим удивительную параллель – в то время как вся страна билась с Наполеоном, преподобный Серафим живет в полном уединении, проходит самые тяжелые духовные подвиги – молчальничество, столпничество, затвор. Несомненно, в это время он молится за всю страну, за весь мир, который все сильнее начинал увязать в военных конфликтах.

Показательно, что в честь победы над Наполеоном Александр I, среди прочих наград, учредил наградной знак для духовенства. Это был бронзовый крест на Владимирской ленте, которую украшала надпись «1812». Именно этот крест вручили и преподобному Серафиму с формулировкой «за молитвы об одолении русского оружия». Преподобный никогда не надевал эту награду.

Последнее важное событие, которое параллельно земной жизни преподобного Серафима, произошло в 1825 году. В этот год умирает Александр I, но главное – происходит восстание декабристов. Тревожное предвестие будущей смуты. Что же в это время делает святой Серафим? Снова знаковое сравнение – в 1825 году (в середине между двумя событиями) преподобный Серафим выходит из затвора и начинает служить народу. Именно с этого времени к нему начинают стекаться люди со всех весей страны. И до конца своих земных дней старец принимал приходящих к нему со словами: «Радость моя, Христос воскресе!»

…Наверное, излишне делать какие-то особые выводы. Достаточно сказать одно – почему Господь явил Своего святого именно в эту эпоху. Была воля Божия на то, чтобы великий подвижник молился за страну, которая переживала важные события и стояла на пороге еще больших потрясений.

Источник иллюстраций wikipedia.org

Иллюстрация на заставке: “Посещение Серафима Александром I”

Серафим Саровский - один из самых почитаемых русских святых. Его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации…

Канонизация

Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву.

В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв «ознаменовать начало царствования» Александра III «открытием мощей благочестивого» Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован.

Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.


Прижизненный портрет Серафима Саровского, ставший иконой, после его смерти.

Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность.

Церковная власть решила занять выжидательную позицию, «тянуть время»: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто.

Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.

Старовер

Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в «бумагах Мотовилова», которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года.

Был ли проведен такой Собор в действительности - неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией - Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора.

Прижизненный портрет

В «бумагах» сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) – имя, которое носил преподобный в миру, - происходил из семьи крипто-старообрядцев – тех, кто «последовал» за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину.

Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок).

Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

Личные мотивы императора

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично «надавил» на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского «дать России после четырех Великих Княжон наследника».


После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима.

Были ли в действиях Николая II сокрыты личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом «средостение» - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Икона святого Царя-страстотерпца Николая II с образом преподобного Серафима Саровского. Серафим был канонизирован при Николае, и поэтому их часто сочетают.

Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.

Письмо

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться».

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. 1903 г.

О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже.

Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.

Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, «дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье.

Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников «Преклоньше колена, помолимся»).

Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.

Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись.

По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на «столпе» в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен.

Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Медведь, «канавка» и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда.

Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима?

В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи.

Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право «придумывать» подобные таинства?

Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста.

Со временем и «канавка», и «серафимовские сухарики», и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Обретение

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе.

Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей.

Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, «разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи».

Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.

В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году.

Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду ещё никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю. link

Сегодня Русская православная церковь чествует память Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский – один из самых любимых и почитаемых в русском народе святых.

Он родился 19 июля 1759 года в Курске в благочестивой купеческой семье. С юных лет Прохор (такое имя преподобный получил при рождении) отличался большой тягой к духовной жизни. В семнадцать лет мать благословила его на монашеский подвиг, 18 августа 1786 года Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона.

Преподобный Серафим опекал сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. 2 января 1833 года преподобный Серафим умер во время молитвы перед иконой Богоматери.

1. Первое чудо

Практически во всех "Сказаниях" о жизни преподобного Серафима присутствует описание следующего случая:

"... по детской неосторожности упал с высоты здания на землю". И к несказанной радости родителей и величайшему удивлению прихожан остался целым и невредимым.

Если вы бывали в Курске, то, наверняка, видели это здание - прекрасный Сергиево-Казанский кафедральный собор, работами по возведению которого четверть века руководила обычная русская женщина Агафья Мошнина, мать будущего чудотворца Серафима Саровского (в миру - Прохора Мошнина).

2. Изображения Серафима Саровского

Иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

3. Дивеево

Дивеево называют "Четвертым Уделом Божией Матери" (после Иверии, святой горы Афон и Киево-Печерской Лавры). Пресвятая Богородица обещала всегда быть Игуменией этой обители, "изливая на нее все милости свои и всех благодатей Божиих".

Двенадцать раз являлась в Дивеево Богородица пламенному молитвеннику Серафиму Саровскому.

Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери "Умиление", восстановлена Святая Канавка, по которой прошла сама Царица Небесная, в окрестностях - находятся пять чудотворных источников. Но главная святыня обители, конечно же, святые мощи преподобного Серафима Саровского, которые наполнили жизнь Дивеево незримым его присутствием.

4. Где молиться Серафиму Саровскому в Москве

Совершить праздничное паломничество в Дивеево удается не каждому. Но помолиться святому Серафиму Саровскому можно и в Москве:

Частица мощей старца находится в Серафимо-Дивеевском монастыре .

Икона с частицей мощей преподобного Серафима находится в храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной

Образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и одежд хранится в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе .

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре .

Частицы мощей старца хранятся в Донском и Сретенском монастырях .

Образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится в храме пророка Илии в Обыденском переулке.

5. Высказывания Серафима Саровского

Суди себя сам, и Господь не осудит.

Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Смирение может весь мир покорить.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.