«Инвалидность – проблема не человека, а среды»: как в Японии формируются условия для людей с ограниченными возможностями. Инвалиды – это люди с ограниченными возможностями

Согласно научным источникам, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отличаются от других некоторыми ограничениями в процессе жизнедеятельности. Такой человек обладает психическим, физическим или сенсорным нарушением в развитии, что становится причиной отсутствия способности к выполнению базовых обязанностей. Встречается несколько разновидностей заболевания, некоторые из них могут носить временный или частичный характер. При инвалидности люди стремятся к уединению, они отличаются заниженной самооценкой и неуверенностью в собственных силах.

Что такое ограниченные возможности здоровья

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья». К данной группе относятся инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, которые нуждаются в специальных условиях воспитания. Сюда же причисляют подростков, имеющих постоянные или временные отклонения в психофизическом развитии. Состояние здоровья малышей препятствует применению стандартных методов обучения, для развития инвалидов необходимо использовать только специальные программы. Правильный подход к воспитанию способен помочь улучшить состояние человека с ОВЗ.

Большинство рядовых граждан воспринимают термин «детская инвалидность» несколько иначе, чем то, как эта проблема описана в законодательстве. Согласно правовым документам, для малышей установлена специальная классификация, которая разделяет их по категориям относительно имеющихся недугов. Нормативно закреплены виды болезней и степени потери жизнеобеспечения среди детей-инвалидов разного возраста. Даже при внешнем отсутствии признаков отклонений, малыш по закону может относиться к группе ОВЗ из-за критического состояния здоровья.

Шкала ограниченных возможностей

В 19 веке Всемирной организацией здравоохранения была принята трехзвенная шкала ограниченных возможностей человека. ​Первая ступень называется «недуг», к ней относятся люди с утратой или аномалией одной из основных функций (анатомической, физической, психологической и т.д). Вторая ступень – «ограниченные возможности», в эту группу входят пациенты с дефектами, которые не позволяют им исполнять нормальную для обычного человека деятельность.

К третьей ступени применим термин «инвалидность» или «недееспособность». Сюда попадают люди с ограниченными возможностями, неспособные выполнять характерную им социальную, возрастную или половую роль. В нормативно-правовой документации Российской Федерации людей с ОВЗ причисляют к инвалидам только на определенных основаниях, которые описаны в законодательстве.

Любая тяжелая травма может послужить причиной попадания человека в категорию людей с ограниченными возможностями здоровья. Данное утверждение справедливо, если вышеупомянутый недуг привел к снижению уровня трудоспособности или появлению необходимости жизнеобеспечения. Эта группа пациентов не только нуждается в помощи, государство должно предоставлять им возможность для социальной реабилитации.

Кто такие дети с ОВЗ

Отличить здорового человека от инвалида можно с помощью характерных признаков. Некоторые из них незаметны на первый взгляд, но дети с ограниченными возможностями здоровья страдают от врожденных или приобретенных дефектов в развитии. В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделяют ряд признаков, которые разделяют пациентов с ОВЗ на 4 вида. Таким людям необходим особый подход в воспитании, обеспечивающий индивидуальные условия для каждого малыша. Основные виды отклонений, известные современной науке:

  • нарушение психических процессов;
  • изменение статодинамической функции;
  • нарушение сенсорных функций;
  • патологии дыхания, обмена веществ, пищеварения и т.д.

При нарушении психических процессов у человека наблюдаются дефекты в речи, мышлении или восприятии мира. Очень часто дети с ОВЗ подвержены эмоциональным скачкам, страдают от проблем с памятью или вниманием. Ко второй категории относятся пациенты с нарушениями работы сенсорных функций, характерным проявлением недуга считается неспособность концентрироваться на определенной задаче. Детская нервная система ­не справляется с большими объемами поступающей информации, что приводит к появлению таких внешних реакций, как невнимательность.

Третий вид нарушений касается больных­ с патологиями внутренней секреции, кроветворения, обмена веществ, кровообращения. Дитя может страдать от проблем с пищеварительным, выделительным или дыхательным аппаратом, что проявляется через конкретные характерные симптомы. Последняя группа пациентов с выраженными изменениями статодинамических функций обладает дефектами, связанными с координацией движения, состоянием туловища и конечностей. Большая часть инвалидов относится к первой, второй или четвертой категории, различают детей по выраженности отклонений.

Категории детей с ОВЗ - педагогическая классификация

Врачи выделяют два типа пациентов, нуждающихся в системе специального образования. Государственные медицинские учреждения предоставляют регулярную помощь для детей-инвалидов, которая включает комплексные оздоровительные процедуры. Профессиональное лечение приводит к положительному изменению состояния здоровья малышей, но только при условии правильной диагностики специалиста. Для облегчения распределения пациентов была разработана педагогическая классификация инвалидов, состоящая из двух пунктов:

  • люди с нарушениями в развитии;
  • люди с отклонениями в развитии.

Детки из первой категории страдают от органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), у них наблюдаются нарушения в работе слухового, двигательного, речевого или зрительного анализаторов. Из-за вышеперечисленных проблем со здоровьем, дитя отстает в физическом или психическом развитии. Дети с отклонениями в развитии страдают от тех же самых недугов, но данные патологии ограничивают их возможности в меньшей степени. Помимо педагогической классификации, выделяют 8 групп ОВЗ:

  • отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
  • нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • речевые отклонения;
  • расстройства общения и поведения;
  • множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

От умения врачей и знания ими специфики работы зависит будущее миллионов инвалидов по всей стране. Очень часто из-за неправильного диагноза психолога, логопеда или педагога маленький пациент теряет единственный шанс на социальную адаптацию. Профессиональные навыки воспитателей должны быть направлены не только на удовлетворение базовых потребностей, но и на укрепление мотивации учеников с помощью специальных технологий. Каждый ребенок с ОВЗ, будь то аутизм, глухота или детский церебральный паралич (ДЦП), обязан развиваться по мере своих возможностей.

Степени нарушения здоровья

Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить малышей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации. Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:

  1. Легкие и умеренные нарушения функций.
  2. Выраженные отклонения.
  3. Высокая выраженность патологий.
  4. Резко выраженные нарушения.

Люди с ОВЗ первой степени обладают патологиями, которые часто являются показанием для признания инвалидности. Тем не менее, не все малыши из этой категории становятся инвалидами, поскольку при правильном обучении и адекватной нагрузке они способны восстановить отстающие в развитии системы организма. Ко второму виду относятся взрослые пациенты с третьей группой инвалидности и дети с выраженными отклонениями. Патологии ограничивают возможности социальной адаптации этих людей, поэтому они нуждаются в особых условиях для жизни.

Третья степень ОВЗ соответствует второй группе инвалидности у взрослого человека. Детки из данной категории сильно ограничены в процессах жизнедеятельности из-за высокой выраженности нарушений здоровья. К четвертой степени относят пациентов с резко проявленными патологиями функций органов. По причине вышеуказанных отклонений, люди вынуждены жить в условиях социальной дезадаптации. Реабилитационные и лечебные мероприятия на данном этапе редко проходят успешно, поскольку большинство поражений имеют необратимый характер.

Обучение детей с ОВЗ

Формирование доступной образовательной среды ­требует соблюдения правил, поскольку ученики с ОВЗ – это особая группа учащихся. Обучение должно происходить в специально обустроенных помещениях, которые будут гарантировать безопасность. Дитя с ограниченными возможностями может получить полноценное образование только в школах, где применяются адаптированные курсы и коррекционные схемы. Существует возможность направления детей-инвалидов в обычные общеобразовательные учреждения, где они смогут учиться на равных со сверстниками.

Инклюзивное образование считается редкостью в России, но иногда можно встретить школы, которые принимают учеников с различными отклонениями здоровья. Программа данных учреждений основана на обеспечении инвалидов всеми необходимыми приспособлениями для преодоления психофизических барьеров во время обучения. Педагоги мотивируют малышей к проявлению активности на уроках, совместная работа психологов и родителей способствует достижению хороших результатов. Высокое качество инклюзивного образования зависит от взаимодействия инфраструктур школы.

Принципы обучения

Учебный процесс для детей­ с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Например, во время работы с малышами, у которых присутствуют нарушения в работе органа зрения, учителя применяют развивающие компьютерные игры. Использование специальных технологий помогает в игровой форме улучшить состояние зрительного анализатора. Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности;
  • помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) занимаются формированием начального сотрудничества между воспитателем и учениками. Задача средней школы состоит в реализации творческого потенциала, овладении дополнительными полезными навыками. Личностное становление малыша зависит от биологических и социокультурных факторов. Выполнение рекомендаций педиатра является одним из этапов успешного развития инвалида.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Программа ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) занимается предоставлением соответствующих условий обучения для образования подрастающему поколению с ОВЗ. Стандарт обеспечивает учреждения для инвалидов кадрами с высокой компетенцией, которые будут осуществлять медико-психологическое сопровождение малышей.

Процесс распределения базируется на оценке состояния здоровья учеников, решение выносится специальной комиссией. Малыш принимается на обучение только с согласия родителей. Каждая категория учащихся должна выполнять требования, заявленные в нормативно-правовых документах ФГОС согласно направлению коррекционной работы. Одна из главных задач образования состоит в формировании жизненной компетенции инвалидов. Стандарт предусматривает 4 типа детских программ обучения:

  1. Первый учебный план подходит для дошкольников, которые успели к моменту поступления достичь уровня развития сверстников. Они обучаются наравне со здоровыми учениками, но имеют право проходить аттестацию с помощью других форм опроса.
  2. Второй тип программы предусматривает пролонгированные сроки обучения для малышей с ОВЗ. Ученик может получать образование вместе с другими детьми или учиться в специализированном классе. Процесс обучения подразумевает обязательное использование дополнительного оборудования, которое поможет расширить возможности школьника.
  3. Третья категория учеников получается образование по совершенно другой программе, нежели сверстники. Для таких малышей создается адаптированная индивидуальная среда, сроки обучения и формы аттестации выбираются экспертной комиссией.
  4. Четвертая программа предназначена для инвалидов со множественными нарушениями здоровья. Образование школьников происходит согласно индивидуальному плану, возможно обучение на дому. По окончанию школы ученикам выдается свидетельство установленного образца.

Инклюзивное образование

В переводе с латинского языка слово инклюзивный означает «включение, заключение». Подобного рода образование подразумевает совместное обучение детей вне зависимости от наличия у них отклонений в здоровье. Например, ученик с синдромом Дауна может учиться в классе со здоровыми малышами. Инклюзивный метод основополагается на идее равенства всех индивидуумов, каждый из которых имеет особые потребности в обучении.

Для представителей обоих групп учащихся такой опыт является весьма полезным. Здоровые дети учатся воспринимать инвалидов как естественную часть социума, кроме того, они ведут себя гораздо более активно, чем в классах с неинклюзивным обучением. Малыши получают возможность участвовать в большом количестве общеобразовательных программ вместе со сверстниками, изучить групповое взаимодействие во время занятий спортом.

Задачи­

Для успешной социализации детей-инвалидов государство предоставляет им возможность получить образование в специальных учреждениях. Обучение в школах проводится по особой программе, которая учитывает психофизические особенности каждого человека. Характер и уровень развития малыша задают темп учебной деятельности. Диапазон возможностей образовательного процесса включает огромное количество вариантов обучения для людей с ОВЗ.

Влияние родителей на состояние отпрыска сложно переоценить, поэтому опекуны должны принимать активное участие в дифференциации подготовительного процесса. Программа направлена на формирование необходимых теоретических и практических знаний у родителей для обеспечения комфортного обучения детей-инвалидов. Основными задачами обучения любой инклюзивной школы являются следующие пункты:

  1. Развитие личности. Воспитатели способствуют полноценному раскрытию потенциала каждого малыша, учитывая его индивидуальные склонности.
  2. Проведение психологическое и коррекционной работы с детьми-инвалидами. Психологи стабилизируют эмоциональное состояние малыша, происходит постепенное внедрение новых методов взаимодействий.
  3. Осуществление полноценной социальной адаптации в группе сверстников. Общение с другими учениками помогает быстрее адаптироваться к социальной среде, занятия часто проходят в игровой форме.
  4. Консультирование родителей по вопросам детского воспитания. Педагоги оказывают морально-нравственную поддержку для законных представителей детей-инвалидов, помогают выстроить гармоничные взаимоотношения в домашней обстановке.

Сопровождение детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение малышей с ограниченными возможностями осуществляется такими специалистами, как логопеды, психологи, педагоги, учителя-дефектологи. Вышеперечисленные кадры помогают родителям в процессе воспитания и обучения детей-инвалидов. Комплексная технология поддержки подразумевает участие специалистов разного профиля для обеспечения положительной динамики развития подрастающего поколения.

Психологи вместе с родителями выстраивают основные положения стратегии сопровождения, которая имеет вид индивидуального образовательного маршрута. На основании коррекционной программы малыши учатся говорить, читать, писать и т.д. Музыкальные занятия являются дополнительным средством обучения, оказывающим влияние на развитие людей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы и трудности

Организация образовательного процесса для детей-инвалидов требует решения многих проблем. Основная часть трудностей заключается в недостатке финансирования государством, поскольку для обеспечения людей с ограниченными возможностями необходимо большое количество ресурсов: квалифицированные педагоги, специализированные учреждения, развивающие программы и т.д. Непонимание со стороны общества, предосудительное отношение, отсутствие мотивации к гуманитарной помощи – все эти проблемы являются преградой для социализации детей-инвалидов.

Группа ОВЗ в садике

Малыши с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе со сверстниками, начиная с раннего возраста. Недостаток группового взаимодействия отрицательно влияет на состояние детей-инвалидов. В специализированных учреждениях прививают нормы поведения и культуры, воспитатели помогают справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением.

Малыш обучается вместе со специалистами по индивидуально подобранной программе, которая включает развивающие упражнения, игры, адекватную физическую нагрузку. На территории детского сада происходит усиленная корректировка имеющихся нарушений и профилактика отклонений здоровья. Малыши учатся выполнять базовые незначительные движения, постепенно переходя от легких к более сложным упражнениям.

Дети с ОВЗ в общеобразовательной школе

Инвалиды могут обучаться только в специализированных школах, которые предусматривают возможность инклюзивного образования. Такие учреждения применяют адаптирующие курсы и коррекционные схемы развития, помогающие быстрее приспособиться к безбарьерным условиям среды. Происходит формирование эмоционально-волевой сферы малыша, даже если он будет сильно отставать от сверстников в обучении. Неоднородность учащихся помогает представителям обоих групп научиться понимать и взаимодействовать друг с другом.

Видео

Язык влияет на поведение и отношение к другим. Слова из повседневной речи могут обижать, вешать ярлыки и дискриминировать. Это особенно важно, когда речь идет об определенных сообществах: людях с инвалидностью, детях без опеки родителей или людях с ВИЧ.

Материал написан в партнерстве с Коалицией за равенство, которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека в Кыргызстане.

Как стоит обращаться к людям с инвалидностью?

Именно это выражение - «люди с инвалидностью» - самое нейтральное и приемлемое. Если сомневаетесь в корректности ваших слов - спросите, как лучше обратиться. Например, слово «инвалид» допустимо в использовании, но обижает некоторых людей.

Пользователи коляски считают, что такие слова, как «колясочник» и «спинальник» корректны, а самое распространенное словосочетание «люди с ограниченными возможностями здоровья» использовать нежелательно.

Это обусловлено тем, что человека с инвалидностью часто ограничивает именно инфраструктура, а не его особенности.

«Человек с ограниченными возможностями здоровья - это не совсем правильно, ведь мы говорим о том, что инвалидность не всегда связана только с физическим здоровьем», - говорит гражданская активистка Укей Мураталиева.

Такого же мнения придерживается активист Аскар Турдугулов. Он считает, что некоторым людям могут не понравиться даже такие нейтральные слова, как «инвалид» или «человек с инвалидностью».

«Человек, в особенности получивший инвалидность при жизни, а не от рождения, всё равно внутри себя остаётся прежним. Поэтому он не любит лишний раз слышать слово “инвалид” в свой адрес. Много наблюдал такого в окружении», - говорит Турдугулов.

Дарья Удалова / сайт

Активисты отмечают, что не лишним будет уточнить и гендер человека. Например, женщина с инвалидностью или мальчик с инвалидностью.

Распространенная ошибка - говорить с позиции жалости и использовать такие слова, как «жертва». Человек с инвалидностью не нуждается в жалости и часто не одобряет такого отношения к себе.

Другой грубый промах - это говорить о людях, не имеющих инвалидности, как о «нормальных». Само понятие «нормальности» у людей разное, и не существует единой нормы для всех.

Правильно

Человек с инвалидностью

Мужчина / женщина/ ребёнок с инвалидностью

Пользователь коляски; Человек на коляске

Неправильно

Человек с ограниченными возможностями

Прикованный к коляске;
Жертва инвалидности

Нормальные люди; Обычные люди

Спорно

Колясочник; спинальник

Как правильно называть людей с различными особенностями?

Здесь действует правило, которое в английском языке называют «People first language». Идея в том, что сначала вы говорите о самом человеке, и только потом о его особенностях. Например, девушка с синдромом Дауна.

Но лучше всего познакомиться с человеком и обратиться по имени.

Распространенные слова «даун», «аутист» и «эпилептик» некорректны. Они акцентируют и ставят на первое место особенность, вместо самого человека. А еще такие слова воспринимаются как оскорбления.

Если в контексте разговора важно упомянуть такое отличие, лучше обойтись нейтральным выражением, например, «человек с эпилепсией». На тему слова «аутист» в мире до сих пор идут споры. Одни просят использовать выражение «человек с аутизмом», другие - термин «человек-аутист».

Первые считают, что сначала нужно выделить самого человека, ведь аутизм - это всего лишь особенность. Их оппоненты говорят, что аутизм во многом определяет их как личность.

Дарья Удалова / сайт

Неправильно говорить, что человек «болеет» или «страдает» аутизмом, синдромом Дауна или ДЦП, хотя вышеперечисленное есть в списке Международной классификации болезней.

Такие слова вызывают жалость и сочувствие к «страдающим», но это распространенная ошибка: люди с особенностями развития хотят равного отношения к себе.

Некоторые специалисты считают некорректным акцентировать внимание на заболевании.

«Нельзя говорить, что это недуг, и нельзя говорить - “люди, страдающие синдромом Дауна”. Потому что эти люди не страдают от такого состояния. Они рождаются с этим и не знают каково быть другими», - говорит Виктория Токтосунова, директор фонда «Луч добра».

«Нельзя говорить “даун” - по сути, это фамилия ученого, открывшего этот синдром, и вы называете человека чужой фамилией», - говорит она.

Правильно

Человек с синдромом Дауна

Женщина с аутизмом

Мужчина с эпилепсией

Люди с особенностями развития

Живет с эпилепсией / аутизмом

Живет с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна

Неправильно

Эпилептик

Больные, неполноценные

Страдает от эпилепсии / от аутизма

Мучается от болезни Дауна

Даунята, даунёнок

А как обращаться к людям с ВИЧ/СПИД?

Для начала разберёмся: ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, самая поздняя стадия ВИЧ.

Самая приемлемая формулировка - «люди, живущие с ВИЧ». Такое определение рекомендуется и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).

Дарья Удалова / сайт

По словам Чынары Бакировой, директора ассоциации «АнтиСПИД», ВИЧ-инфицированный - это медицинский термин, указывающий на наличие вируса иммунодефицита.

При этом, Бакирова отметила, что лучший вариант - обращаться к человеку просто по имени.

«Если говорить о снижении дискриминации, то лучше вообще не упоминать наличие вируса, не напоминать человеку и не акцентировать на этом внимание», - говорит она.

Правильно

Человек с ВИЧ-позитивным статусом

Люди, живущие с ВИЧ

Обратиться по имени

Неправильно

Больные ВИЧ;

Зараженные СПИДом

Вичовый / Спидозник

Спорно

ВИЧ-инфицированный

Как говорить о детях, у которых нет родителей?

В общении с детьми, главное - учитывать их мнение, считает представитель ассоциации по защите прав детей Мирлан Медетов. По его словам, не стоит акцентировать внимание на том, что ребенок лишился родителей.

«Если вы будете обращаться к ребенку и все время говорить “сирота” - это скорее не дискриминирует человека, а ненадлежащее отношение к нему. Такие слова могут обидеть и расстроить», - объясняет он.

Дарья Удалова / сайт

Лира Джураева, директор Общественного Фонда «SOS Детские Деревни Кыргызстана» рассказала, что термин «сироты» не используют в их организации. Этому есть свои причины - в момент, когда ребенок попадает к ним, он «перестаёт быть сиротой и обретает семью».

Джураева считает, что наиболее корректный вариант - «ребёнок, лишившийся родительской опеки», именно опеки, а не родителей. По ее словам, в Кыргызстане множество социальных сирот, у которых жив один из родителей, который не может позаботиться о своем ребенке. Причины этому разные - финансовые проблемы, алкогольная/наркотическая зависимость, социальная незрелость.

Джураева пояснила, что слово «сирота» имеет негативный оттенок и порождает стереотипы, которые сегодня очень сильны.

С ней согласна и Назгуль Турдубекова, руководитель фонда «Лига защитников прав ребёнка», который 10 лет продвигает права и свободы детей.

«Если в разговорной речи, напрямую или мимоходом, сказать слово “сирота” - это неэтично в отношении ребенка. Но такая терминология используется в госорганах. Например, в Нацстаткоме, в статистике так и пишут - “условное количество процентов детей-сирот”», - говорит она.

Турдубекова считает, что если журналист ссылается на Нацстатком, то допустимо использовать слово «сирота». Но лучшее обращение к такому ребёнку - просто по имени, без акцента на то, что он остался без родителей.

«Если мы посмотрим на историю русского государства, а потом и советского, то ценность человека стояла на самом последнем месте, а это соответственно отражается и на языке», - считает профессор.

Дарья Удалова / сайт

Другой филолог Мамед Тагаев добавил, что в русском языке существуют циклы, в течение которых смысл слова может меняться. Профессор считает, что даже такое слово, как «калека», изначально было нейтральным, а с течением времени стало оскорбительным. Тогда на замену ему пришло иностранное слово «инвалид».

«Но и слово “инвалид” с течением времени в сознании людей начинает вбирать тот же уничижительно-оскорбительный смысл», - рассказывает Тагаев.

Активистка Сыйнат Султаналиева считает, тема политкорректного обращения стала активно подниматься только в недавнее время. По ее мнению, в этом помогает культурный обмен.

«Я бы посчитала это следствием все большей открытости граждан нашей страны глобальным процессам через программы обучения, стажировки, знакомства и дружбу с людьми из других стран. Мы учимся по-другому смотреть на вопросы, которые раньше казались непоколебимыми», - говорит Султаналиева.

Студенты и сотрудники Университета ИТМО в составе российской делегации приняли участие в Японо-российском молодежном обмене опытом работы с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями (ОВЗ). Поездку в Токио организовал японо-российский центр молодежных обменов при поддержке Японского консульства в Санкт-Петербурге в рамках года сотрудничества между Японией и Россией. В рамках мероприятия участники проходили тренинги, посещали реабилитационные центры, центры обслуживания инвалидов, музеи, общественный транспорт и даже жилые дома людей с ОВЗ, чтобы понять, как именно формируется для них доступная среда в Токио. Начальник Управления по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО Андрей Зленко и выпускница программы «Ты нужен людям!» Наталья Старцева рассказали ITMO.NEWS о развивающихся в Японии технологиях, связанных со средой для людей-инвалидов, о восприятии людей с ОВЗ и о главных отличиях волонтерской деятельности в России и Японии.

Поездки на общественном транспорте

Наталья Старцева : Люди-инвалиды в Японии больше воспринимаются как люди с дополнительными потребностями, а не с ограниченными возможностями. Если я не могу сама постричь себе волосы - я обращаюсь за помощью к парикмахеру. Так же поступают и инвалиды в Японии - на каждую их потребность находится решение. Например, весь общественный транспорт в Японии - доступная среда для инвалидов. В автобусах существуют откидные пандусы, а в автомобилях такси двери открываются автоматически, причем это удобно не только для людей с ОВЗ, но и для всех граждан.

Андрей Зленко : На достигнутом японцы не останавливаются, продолжая развивать доступную среду. Например, сегодня откидные пандусы в японском транспорте пока что ручные, но ведутся разработки по установке автоматических пандусов, которые смогут завозить людей самостоятельно. Также в такси сегодня используются специальные погрузки, которые облегчают колясочникам посадку в автомобиль, однако известная японская автомобилестроительная компания Toyota считает этот метод не очень удобным, поэтому сейчас разрабатывает такси с выездным пандусом, который позволит коляске заезжать внутрь автомобиля, чтобы человеку не приходилось вставать на время поездки с коляски. Все эти разработки японцы готовят к Летним паралимпийским играм в 2020 году.


Закон о безбарьерной среде для людей с ограниченными возможностями

Наталья Старцева : В Японии существует закон, который обязывает организации создавать доступную среду для инвалидов и иметь в рабочем штате представителей этой категории населения. Для тех, кто не соблюдает это правило, предусмотрены высокие штрафы. Компания обязана взять работника-инвалида, обучить его и официально трудоустроить. Существует специальная организация, которая следит за тем, как исполняется закон в области трудоустройства инвалидов.

Андрей Зленко : Также на законодательном уровне определена государственная финансовая поддержка любой активности, нацеленной на помощь инвалидам. Например, к каждому инвалиду-колясочнику приставлен социальный помощник, труд которого оплачивается из средств государства. Второй пример: любой инвалид-колясочник при нехватке собственных средств на покупку инвалидной коляски, управляемой с пульта, может попросить государство о финансовой помощи, причем неважно, сколько собственных средств он может вложить в покупку - 300 долларов или 600. К слову, стоимость такой коляски составляет порядка 15-20 тысяч долларов.


Наталья Старцева : Политика активной помощи людям с ограниченными возможностями проводится в Японии с 70-х годов XX века, однако в последние 20 лет формирование доступной среды получило наибольшее развитие. За это время произошли существенные изменения: полностью была создана доступная среда в общественном транспорте, на улицах города и в домах, законодательная база приобрела новый вид, учитывающий потребности людей-инвалидов. Кроме того, в Японии большая статья расходов государственного бюджета направлена именно на здравоохранение.

Жилое помещение лиц с ограниченными возможностями

Наталья Старцева : Мы ездили в гости к девушке-колясочнице, нам показывали, как ее дом обеспечен базовыми механизмами, упрощающими быт. В Японии запущена муниципальная программа оборудования домов, в которых проживают инвалиды, по их запросу. Например, в спальне мы увидели специальное крепление, которое управляется с пульта и позволяет поднять тело человека и переместить на кровать.

Disability Equality Training - кто такие инвалиды ?

Наталья Старцева : На одном из тренингов нам объясняли, кто такой инвалид. Сначала нам дали возможность описать свое представление этого человека, а после тренинга мы должны были сформировать его заново - отличие было колоссальным. На тренинге мы отвечали на наводящие вопросы, а затем нам показали видеоролик, главный герой которого - здоровый человек, живущий в мире инвалидов. На протяжение всего ролика он сталкивается с проблемами - на улице с ним общаются на непонятном для него языке жестов, в такси его не сажают, потому что все автомобили предназначены для людей с ОВЗ, на собеседовании ему отказывают в работе, ссылаясь на то, что работают только люди-инвалиды. Таким образом, нам дали понять, что инвалидность - не проблема человека, а проблема неприспособленности среды . Если среда не приспособлена для твоих потребностей, ты будешь чувствовать себя неполноценным.


Лекция о лицах с ограниченными возможностями в Японии

Андрей Зленко : Одну из лекций нам проводила незрячая девушка, в руках которой было специальное устройство для чтения, основанное на шрифте Брайля - с него девушка и считывала информацию. В Японии работают эксперты в области консультирования людей, которые совсем недавно получили степень инвалидности и испытывают психологические барьеры и высокий уровень стресса. Эти специалисты объясняют людям, что они такие же, как и другие члены общества, помогают им адаптироваться к условиям в новом состоянии. Девушка-лектор как раз является таким специалистом - она работает с инвалидами, оказывая им психологическую поддержку.

Реабилитация инвалидов и спорт

Наталья Старцева : Мы посетили реабилитационный центр для инвалидов, значительная часть деятельности которого направлена на спорт для такой категории граждан. Это действительно потрясающее место, которое предлагает много возможностей. Например, мы познакомились с баскетболом для инвалидов-колясочников, в котором кольцо расположено ниже обычного, с настольным теннисом для людей, лишенных зрения, удалось даже поиграть. Говоря о видах спорта для незрячих, надо понимать, что они ориентированы на слух. Вскоре кураторы центра хотят освоить батутный спорт для людей с ОВЗ.


Андрей Зленко : Самое интересное - голбол. Это спортивная игра (официальная дисциплина Паралимпийских игр), в которой команда из трёх человек должна забросить мяч со встроенным колокольчиком в ворота соперника. Голбол был создан после Второй мировой войны с целью помочь реабилитации ветеранов войны - инвалидов по зрению. К слову, Россия до недавнего времени была чемпионом мира в этом виде спорта, затем первенство одержала сборная Японии. В этой игре также нужно ориентироваться на слух. Поле размечено полосками, на ощупь можно определить, в какой части поля ты находишься, а, чтобы передать пас игроку, нужно назвать его имя вслух. Игру в голбол можно использовать для тимбилдинга, так как во время игры на высоком уровне необходимо ощущать партнера. Важны сыгранность и договоренность - именно это помогло нам с Наташей забить гол команде-противнику и победить.

Наталья Старцева : Радует, что в этот центр государство вкладывает средства, так как он включает в себя множество важных подразделений. Например, там же есть свой колледж по обучению персонала для работы с инвалидами, научно-исследовательский центр, который при необходимости изучает проблему конкретного инвалида с целью оказать оперативную реабилитацию с помощью новых технических средств.


Восприятие людей-инвалидов

Андрей Зленко : Надо понимать, что доступная среда - это не только техническое оснащение. Это значит, что все члены общества приспособлены к жизни, все понимают ситуацию и принимают ее. Существуют некоторые отличия в восприятии нами людей с ОВЗ и японцами. Мы привыкли, что обычно, когда кто-то видит человека-инвалида, он испытывает различные эмоции - жалость, шок, стресс и многое другое. Через эти эмоции необходимо пройти и выработать адекватное отношение к таким людям, основанное на равенстве. В Японии это понимание есть. Мы попали в центр трудоустройства для инвалидов, где находились люди с очень тяжелыми формами инвалидности, например, с полной атрофией мышц и различными видами нарушений ментальности. Не могу сказать, что всем участникам нашей делегации было легко видеть таких людей - мы не подготовлены. При этом все они работают - в основном создают различный хенд-мейд, который можно приобрести, и который активно продается. То, что население охотно идет на взаимодействие с людьми с ОВЗ, - отдельная особенность Японии.

Волонтерство для людей с ограниченными возможностями

Наталья Старцева : В рамках программы была предусмотрена встреча, на которой мы рассказали о том, как развивается волонтерская деятельность в отношении аудитории инвалидов в Санкт-Петербурге. Мы рассказали про три проекта, которые получили развитие.


Андрей Зленко : Мы общались с представителями организаций, при которых есть волонтеры - например, с представителями японского Красного креста. Коллег удивило, что такой работой у нас занимаются студенты. В Японии студенты не так сильно вовлечены в волонтерскую и проектную деятельность в целом, и в этом одно из главных отличий Японии и России. Зарубежные коллеги удивились, что российские студенты подходят к волонтерской деятельности как к внеучебной активности, а не дисциплине в рамках образовательной программы и могут получить грантовую поддержку. Другое отличие волонтерства в наших странах: заказчики волонтерских услуг в России всегда обеспечивают добровольцев минимальным набором условий - питанием и проездом. Волонтер в Японии должен самостоятельно обеспечить свою деятельность. Однако надо заметить, что отличаются и направления волонтерства. В Японии больше развиты технологии устранения последствий стихийных бедствий, уборка улиц, у нас такого практически нет. При этом у них не развито событийное волонтерство и обслуживание мероприятий так, как у нас. Сейчас они готовятся к Паралимпийским играм в 2020 году и переживают, так как традиции событийного волонтерства попросту нет. Те же волонтеры, которые являются социальными помощниками и помогают инвалидам, получают за свою работу деньги. Для такой работы в Японии волонтеров не привлекают - у нас же любой центр старается привлечь волонтеров для работы на безвозмездной основе с обещанием выдать благодарность для портфолио.


Токийский центр региональной поддержки информационной технологии для людей с ограниченными возможностями

Наталья Старцева : В этом центре нам показали множество гениальных устройств, предназначенных для людей с ОВЗ. Здесь нам объяснили, что уже разработано и какие проекты находятся в разработке. Именно здесь мы познакомились с устройством для незрячих, основанном на шрифте Брайля, и возможностью введения текста с помощью взгляда (для этого камера калибруется под глаза человека, и он, смотря на монитор и задерживая взгляд на буквах, может вводить слова и предложения). Одна из топовых разработок - умные шумопоглощающие наушники. Режим шумопоглощения позволяет человеку, надевшему наушники, среди потока ненужного шума отчетливо услышать того, кто к нему обращается. Наушники анализируют амплитуду звуковой волны, направленную на человека, и отфильтровывают остальные шумы. Во время поездки мы ознакомились с разработками экзоскелетов. Сейчас у японских разработчиков есть цель - создать такие экзоскелеты, которые позволят людям без ног и рук быть полностью обеспеченными протезами. Также мы увидели, как один из сотрудников центра - лежачий инвалид - с помощью перемещающегося по центру сигвея и прикрепленного к нему планшета может работать, не находясь в здании.

Андрей Зленко : В этот центр люди с ОВЗ приходят за техническими средствами реабилитации (ТСР). Если в наличие есть необходимые, они могут их приобрести по доступной стоимости. Если же нужных приспособлений нет, сотрудники центра отправляются в исследовательский блок с целью оперативно придумать и реализовать решение проблемы. Все девайсы для инвалидов разрабатывает специализированный центр в Токио.

Гармоничное развитие студентов с ограниченными физическими возможностями может быть осуществлено исключительно в условиях комплексного двигательно-функционального совершенствования жизнедеятельности их организма в сочетании с интеллектуальным ростом личности, в основе которого лежит продуктивная познавательная деятельность. Естественно, далее речь будет идти о тех студентах, кто по состоянию своего субъективного здоровья, характеру заболевания, этиологии физической дисфункции способны сравнительно успешно освоить объем информации, составляющей содержание программы высшего профессионального образования по избранной специальности или направлению подготовки. Иными словами, мы будем говорить о гигиене занятий по физической культуре с молодыми людьми с отклонениями в индивидуальном физическом развитии и сохраненным интеллектом.

Для таких студентов учебно-тренировочные занятия имеют двуединое – адаптивно-оздоровительное – содержание. С одной стороны, они должны физически, психологически и социально адаптировать их в реальной жизни в условиях современного социума, с другой стороны, – обеспечивать в соответствии с индивидуальными физическими кондициями предусмотренный медицинскими показаниями уровень и объем двигательной (моторной) активности, необходимый для обеспечения жизнедеятельности организма и поддержания оптимального состояния и функционирования внутренних органов и базовых систем организма. Поэтому организованная двигательная активность студентов с ограниченными физическими возможностями именуется адаптивно-оздоровительной физической культурой в противовес лечебной физической культуре, главной задачей которой является восстановление временно утраченных моторных функций или снижение последствий негативного воздействия на организм человека определенных соматических заболеваний.

Специально организованные систематические занятия адаптивно-оздоровительной физической культурой для студентов с ограниченными возможностями способствуют оздоровлению и активизации всех жизнепроявлений их организма, расширяют возможности достижения такими молодыми людьми наибольшей продуктивности умственной деятельности во всех сферах окружающего их бытия (бытовой, учебной, профессиональной, социально-коммуникативной), что содействует социализации и актуализации их личности.

В основе биологического взаимодействия внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы каждого человека лежат объективно существующие у него как представителя вида Homo sapiens моторно-висцеральные рефлексы, проявляющиеся в виде изменения характера или интенсивности жизнедеятельности каких-либо внутренних органов вследствие физической активности скелетной мускулатуры. В основе данной рефлексии лежит кинезиофилия – врожденная и универсальная потребность человеческого организма в движении, прекращение удовлетворения которой автоматически означает биологическую гибель или смерть индивида.

Выше, говоря о необходимости развития мелкой моторики кистей рук при обучении пользователей персональных компьютеров десятипальцевому набору текста «вслепую», мы уже указывали на прямопропорциональную взаимосвязь тренированности у человека определенного двигательного навыка и степень развитости зоны проекции соответствующей части тела, выполняющей это действие, в коре его головного мозга. Поэтому утрата определенного двигательного навыка вследствие органического поражения какого-либо органа или части тела или невозможность развить его является объективной причиной индивидуального затормаживания развития мозгового вещества и общего интеллектуального потенциала личности, а также привести к снижению эффективности мыслительных функций или утрате интеллектуальны способностей (в частности, клинически известны случаи, когда вследствие острой почечной недостаточности полностью утрачивалась субъективная способность человека к абстрактному выполнению математических расчетов, но сохранялась способность производить арифметические действия с видимыми или осязаемыми предметами). Однако большинство современных студентов с ограниченными физическими возможностями субъективно биологически способны освоить практически любую программу высшего профессионального образования, если их учебная деятельность будет осуществляться при выполнении целого ряда специфических требований. Эти требования обязательно должны учитываться при организации и проведении занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре.

Поскольку выполнение любых действий человеком (как физических, так и умственных) неразрывно сопряжено с деятельностью головного мозга, то ограничение какой-либо двигательной возможности, казалось бы, должно повлечь за собой функциональную атрофию соответствующей зоны головного мозга, отвечающей за иннервацию данного органа или части тела. Однако на деле этого не происходит в силу целого ряда морфофункциональных и физиологических причин, о которых следует сказать особо.

За столетия изучения анатомии и физиологии мозга в коре больших полушарий удалось локализовать зоны проекций различных частей тела в его соматосенсорной зоне (их еще называют корковыми проекциями). Корковые проекции представляют своего рода конечные станции афферентных нервно-импульсных путей, идущих от периферических органов и частей тела к коре головного мозга. Из этих же областей к мотонейронам спинного мозга, посредством которых иннервируется действие мускулатуры, идут эфферентные пути. Область проекции частей тела человека в его головном мозге локализуется передней и задней центральной извилинами, расположенными по обе стороны центральной борозды.

Отдельные группы мышц скелетной мускулатуры кортиколизированы (или имеют проекцию в коре головного мозга) неравномерно. Наименее дифференцировано в передней центральной извилине представлены нижние конечности и туловище, большую площадь занимает представительство верхних конечностей и кисти. Самая обширная площадь проекции соответствует мускулатуре лица, языка и гортани. Можно сказать, что двигательный аппарат организма как бы спроецирован в эти извилины могла в виде абстрактного «гомункула», который характеризуется чрезвычайным перевесом площади кортиколиазной проекции в пользу верхней половины тела и верхних конечностей. Именно поэтому травматические повреждения нижних конечностей или утрата ими подвижности в результате этого воздействуют на мыслительные способности и умственные возможности человека в гораздо меньшей степени, чем травмы головы или утрата работоспособности верхних конечностей.

Помимо проекционных зон скелетной мускулатуры различных частей тела кору головного мозга составляют ассоциативные или неспецифические, получающие и обрабатывающие информацию и от рецепторов, воспринимающих раздражения различной этиологии и модальности (происхождения и вида), и от всех проекционных зон. Соотношение площади ассоциативных и проекционных зон в коре головного мозга составляет 8:1, что позволяет мозгу компенсировать дефицит нервно-импульсной информации, связанный с субъективным ограничением физических возможностей, если иные группы мышц, а также органы чувств задействуются человеком более интенсивно. Иными словами, если человек в результате травмы утратил возможность перемещаться самостоятельно, то этот свой физический недостаток для поддержания прежнего и даже достижения качественно нового уровня интеллектуальной активности он может компенсировать за счет более интенсивной мелкой моторики мышц кистей рук, дополнительной физической нагрузки на верхние конечности и более активного задействования зрительного и слухового анализаторов. В этом проявляется заместительная функция организованной физической активности лиц с ограниченными физическими возможностями.

Поэтому важнейшим гигиеническим требованием к содержанию занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре со студентами с ограниченными физическими возможностями является создание им оптимальных условий для замещения возникающего дефицита двигательной активности путем обеспечения более интенсивной динамической нагрузки на работоспособные группы скелетных мышц. А если при этом учесть, что у среднестатистического человека в выполнении умственной работы задействовано только 6-9 % нейронов мозга, то легко понять, что центральная нервная система такую анатомо-физиологическую организацию и биологический «запас прочности», чтобы сравнительно легко адаптироваться к дисфункции определенного периферийного органа или части тела. Комбинированное взаимодействие фактора организованной активности и естественной заместительной способности мозга позволяют индивиду в случае возникновения у него органической физической дисфункции полностью сохранить интеллектуальную работоспособность и пополнить накопленный объем знаний. Поэтому мы можем говорить о компенсаторном воздействии физической активности на умственную деятельность человека, возможности которого функционально ограничены.

Наиболее зримым проявлением органической дисфункции, ограничивающей естественные физические возможности индивида, является его субъективная неспособность самостоятельно передвигаться в пространстве, зачастую имеющая травматическую или вирусную этиологию. Функциональное нарушение двигательной активности неизбежно провидит к тому, что человек проводит большую часть времени бодрствования в определенной, наиболее физиологически для него удобной позе, не мешающей ему при этом осуществлению социальной коммуникации. Как правило, люди с нарушением жизнедеятельности конечностей (особенно нижних) большую часть времени проводят сидя, что неизбежно приводит к возникновению у них позотонического напряжения и нарушению вентиляции легких. Устранение или минимизация негативного влияния этих двух факторов на организм студентов с ограниченными физическими возможностями является вторым гигиеническим требованием к содержанию занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре.

Физиологической основой релаксации позотонического напряжения в организме человека, вызываемого длительным пребыванием в какой-то одной определенной позе, является кинезиофилия – врожденная потребность организма в движении или мышечной активности определенной интенсивности, в основе которой лежит перманентная необходимость поддержания равновесия. В отличие от технических конструкций и сооружений, устойчивость которых обычно пассивна и статически равновесна, позы человека, за немногими исключениями патологической этиологии, являются активными и динамически равновесными. Иными словами, чтобы находиться в определенной позе, любой человек вынужден совершать определенные мышечные движения.

Так, позу вертикального стояния человека можно рассматривать как динамическую систему, устойчивость которой с механической точки зрения формируется организмом по двум направлениям: за счет фоновой активности мышц, обеспечивающих необходимую жесткость суставов (поза устойчива к малым возмущениям), и за счет корректирующей активности мышц тела, сводящей отклонения центра тяжести от положения равновесия к минимуму. Вертикальная и другие активные позы человека (например, удержание груза отведенной в сторону от тела верхней конечностью) сопровождаются малоамплитудными случайными колебаниями (или позными микродвижениями), обусловленными импульсным характером активности мышц и рассогласованиями вестибулярной регуляции. В результате в скелетных мышцах формируются очаги статического напряжения, устранение которых возможно только за счет перераспределения нагрузки на другие группы мышц и изменения гемодинамики (кровотока) в данной области тела.

Снятие позотонического напряжения скелетной мускулатуры у студентов с ограниченным двигательными возможностями обеспечивается выполнением физкультурно-оздоровительных упражнений, связанных с изменением центра тяжести тела или временным перераспределением статической нагрузки на здоровые конечности. Это позволит на время ослабить интенсивность нагрузки на группы мышц, вызванной постоянным пребыванием в вынужденной позе, изменить динамику кровотока и лимфотока, катализировать метаболические процессы (обмен веществ).

Длительное нахождение тела человека с ограниченными двигательными (локомоторными) возможностями в вынужденной позе объективно изменяет характер вентиляции легких . Более полутора веков назад была обнаружена разница показателей жизненной емкости легких в положении стоя, сидя и лежа, соотношение которых может быть выражено как 1,6:1,3:1. Столетие назад было установлено, что около половины всех альвеол легких вентилируется вдвое хуже, чем остальные, образуя так называемое «альвеолярное мертвое пространство». Эти альвеолы поддерживают биологическое существование только самих себя и не участвуют в общем газообмене организма. Объем этого «альвеолярного мертвого пространства» не является постоянной величиной и зависит от позы человека: так, по сравнению с обычной позой стоя при наклоне туловища вперед жизненная емкость легких уменьшается на 10-12 %, а при сгибании тела назад – на 25 %. Как мы видим, максимальная вентиляция легких, сопровождающаяся естественным сокращением объема «альвеолярного мертвого пространства», может происходить только при вертикальном положении тела. Люди с органическими поражениями нижних конечностей или спинного мозга зачастую бывают лишены такой возможности, а поэтому для них постоянное пребывание в вынужденной позе может стать причиной возникновения гипоксии (или «кислородного голодания») организма.

Избежать гипоксии мозга при ограниченных двигательных возможностях сравнительно легко с помощью выполнения ряда дыхательных упражнений, которые должны быть неотъемлемой частью каждого занятия по адаптивно-оздоровительной физической культуре. Наиболее эффективными среди них являются те, которые связаны с тренировкой динамически меняющегося объема легких. К их числу в первую очередь должны быть отнесены наклоны туловища вперед, при которых сам наклон должен выполняться на выдохе, а возвращение тела в исходное положение – на вдохе. Это упражнение помимо общеукрепляющего эффекта при регулярном выполнении позволяет сформировать у человека навык начинать любое физически активное действие с выдоха, что не только повышает его кинетическую интенсивность, но и запускает креатинофосфатокиназный механизм ресинтеса АТФ, позволяющий поддерживать некоторое время высокую двигательную активность без образования в мышечной ткани солей молочной кислоты и последующего ацидоза организма.

Важным условием поддержания у большинства молодых людей с ограниченными физическими возможностями физиологически оптимальной вентиляции легких и релаксации позотонического напряжения является тренировка у них естественногошейного лордоза , являющегося важнейшим физиологическим условием вертикальной посадки головы на туловище, обеспечивающей нормальное мозговое кровообращение (в первую очередь – отток венозной крови из мозга), что препятствует возникновению гипоксии мозга и центральной нервной системы, снижает риск развития обморочных состояний и инсультов.

Естественный шейный лордоз обеспечивается у человека тренировками трапециевидной мышцы спины, мышц-головодержателей и задних мышц шеи. Его не следует путать с патологическим лордозом, возникающим вследствие ослабления тренированности этих мышц у людей, локомоторная подвижность который ограничена. Характерными проявлениями патологического лордоза позвоночника являются выдвижение головы и плеч вперед, уплощение грудной клетки, выдающийся живот, раздвижение ног в коленях. Помимо изменения осанки, патологический лордоз проявляется болями и ограничением подвижности в спине, связанными с перенапряжением спинных мышц, связочно-суставного аппарата позвоночника, что негативно воздействует на работу сердца, дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта, провоцирует ухудшение обменных процессов в организме, повышенную утомляемость и развитие хронической усталости.

Тренировка естественного и преодоление негативных проявлений патологического лордоза являются третьей гигиенически обусловленной задачей занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре со студентами с ограниченными физическими возможностями, поскольку такое воздействие обеспечивает их максимальную функциональную адаптацию к активной жизни в социуме. Универсальным упражнением для всех молодых людей независимо от состояния их индивидуального здоровья и уровня развития, направленным на укрепление мышц шеи и оптимизацию кровообращения в шейно-воротниковой зоне, является подъем головы до касания подбородком груди в положении лежа на спине. Особую актуальность и практическую значимость применение этого упражнения приобретает в наши дни, в эпоху господства во всех сферах материального бытия компьютерных, мультимедийных и сопутствующих им виртуальных информационных технологий, и особенно для тех молодых людей, острота зрения которых ослаблена.

Гигиенические требования к содержанию комплексов адаптивно-оздоровительных физических упражнений для окологлазных мышц, обеспечивающих оптимальное функционирование органов зрения , направлены на максимально полную актуализацию личности слабовидящего человека в условиях окружающей среды и современного социума. Глаз человека, его движения обеспечиваются деятельностью наружных – прямых и косых – мышц, определяющих положение глазного яблока в разных позициях внутри глазницы, и внутренней (цилиарной) мышцы, посредством которой происходит изменение формы хрусталика, благодаря чему трансформируется угол преломления поступающего через зрачок в глаз светового потока и последующая аккомодация зрительного анализатора (приспособление глаза к интенсивности светового потока, расстоянию до разглядываемого объекта и проч.). Содержание упражнений, поддерживающих нормальную работоспособность зрительного органа человека, может быть чрезвычайно разнообразным и зависеть от характера определенной глазной патологии (часть из них приведены в приложении А), но все они помимо своего прямого оздоровительного гигиеническо-терапевтического воздействия на мышцы глаза, улучшая их кровоснабжение и питание зрительного анализатора, оказывают существенное психоэмоциональное влияние на личность человека с ослабленной остротой зрения.

Не стоит забывать, что четыре пятых (80-85 %) информации об окружающем мире поступает в мозг человека с помощью органов зрения, любая патология которых сужает информационное поле и поток. Поэтому любое, даже самое незначительное, улучшение остроты зрения, осязаемое увеличение физических, биохимических и энергетических запасов аккомодации не только свидетельствует об улучшении функции в работоспособности глаза, но и является источником активных положительных эмоций для индивида с ослабленным зрением, обеспечивая ему и психогигиенические воздействие.

Особенностью психогигиены физической активности студентов с ограниченными возможностями является полноценная компенсация в процессе выполнения адаптивно-оздоровительных упражнений того объективного дефицита информации, который испытывает их мозг вследствие нарушения отдельных жизненных функций организма. Недостаток нервной информации с внешних рецепторов, неизбежно возникающий вследствие органического поражения того или иного органа, группы органов или части тела, автоматически компенсируется мозгом за счет ауторефлексии, т.е. переключения его анализаторных функций на более активный контроль за состоянием внутренних органов, что нередко приводит к возникновению и развитию новых или обострению уже имеющихся соматических заболеваний. В медицинской практике их называют психосоматическими, возникающими в результате взаимодействия психических и физиологических факторов, которые представляют собой или психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, или физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов. Наиболее часто в результате этого поражается сердечнососудистая система и желудочно-кишечный тракт.Поэтому утоление рецепторного информационного голода мозга в процессе организованной адаптивно-оздоровительной двигательной активности за счет выполнения физических упражнения для молодых людей с ограниченными возможностями является важным фактором сохранения своего здоровья.

Особые гигиенические требования к содержанию занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре со студентами с ограниченными физическими возможностями основываются на онтологическом понимании и восприятии организма человека как композиционно сложной и многофункциональной биологической системы, основывающейся на двух началах – психологическом и анатомо-физиологическом. Именно эти комплексность и многофункциональность позволяют ему сравнительно легко адаптироваться к практически любой органической дисфункции без потери индивидуальности личности и психоэмоционального статуса. Объективная ограниченность физических возможностей, возникающая вследствие патологии какой-либо функции, может быть замещена или хотя бы скорректирована за счет активизации иной, близкой по своей физиологической значимости функции. Главное, правильно ее подобрать. И тогда компенсация дисфункции не потребует от человека существенного изменения характера, содержания и интенсивности его коммуникации внутри социума и с окружающей средой. Именно в обучении этому и заключается важнейшая психолого-педагогическая и психогигиеническая задача занятий по адаптивно-оздоровительной физической культуре.

Студентам с ограниченными физическими возможностями следует адекватно понимать, что наличие органической патологии не является препятствием их духовного и интеллектуального самосовершенствованию. Наоборот, вынужденное ограничение внешних соблазнов может стать дополнительным стимулом творческого роста, а смена образа жизни – началом новой карьеры. Учебные занятия, творческая самореализация, интеллектуальная активность для молодого человека с ограниченными физическими возможностями с психоэмоциональной точки зрения являются более существенными и личностно значимыми, чем для физически здорового человека. А занятия адаптивно-оздоровительной физической культурой к чувству радости за успехи в умственной работе могут добавить также чувство удовлетворения от содержательного социального общения и физических нагрузок. И тогда уже точно можно будет забыть о риске развития психосоматических расстройств на фоне имеющейся патологии или органической дисфункции.

Библиография

Адрианов, О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга / О.С. Адрианов. – М.: Знание, 1975. – 212 с.

Акимова, М.К. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. – Вып. 2. – М.: Изд-во МОПИ, 1992. – С. 99–110.

Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев. – М.: Высшая школа, 1991. – 256 с.

Гиндельсман, А.Б. Физическая культура и здоровье (Физические упражнения при гипертонической болезни) / А.Б. Гиндельсман, Т.А. Евдокимов, В.И. Хитрова. – Л.: Знание, 1986.

Гогин, Е.Е. Гипертоническая болезнь / Е.Е. Гогин. – М.: Медицина, 1997.

Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 240 с.

Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, Л.К. Крылова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Динейка, К. Дыхание, движение, здоровье / К. Динейка. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1978.

Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Высшая школа, 1993. – 346 с.

Журавлева, А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская. – М.: Медицина, 1993.

Земцовский, Э.В. Спортивная кардиология / Э.В. Земцовский. – СПб.: Гиппократ, 1995.

Зимкин Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта / Н.В. Зимкин. – М.: Просвещение, 1953.

Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Знание, 1975. – 160 с.

Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 1987.

Макаров В.А. Физиология физических упражнений / В.А. Макаров. – М.: Медицина, 1980.

Мельников А.Х. Очерки интегральной диагностики / А.Х. Мельников. – Тула: НИИ новых медицинских технологий; ТППО, 1997.

Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней / В.Н. Мошков. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1977.

Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 324 с.

Спортивная медицина и лечебная физкультура / Под ред. А.Г. Дембо. – М.: Физкультура и спорт, 1979.


Приложение А


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

На мобильность и способность к движению может влиять множество причин и условий. Наиболее распространена неспособность эффективно пользоваться ногами, руками или туловищем в силу паралича, окостенения тела, боли и других нарушений. Это может быть результатом пороков развития, болезни, возраста или несчастных случаев. Такие ограничения здоровья могут изменяться изо дня в день и могут породить другие ограничения возможностей, такие как проблемы с речью, потеря памяти, карликовость и потеря слуха.

Людям с нарушениями мобильности и движения может быть сложно участвовать в жизни общества в силу социальных и физических проблем. Довольно часто встречаются мужественные и независимые люди, испытывающие желание делать все, на что они способны. Некоторые из них в полной мере независимы, другим требуется нерегулярная или постоянная помощь.

Чем можно помочь

  • Свои отношения стройте на принятии и равноправии, не сосредотачиваясь на ограничениях возможностей человека.
  • Получите больше сведений об ограничении возможностей и о том, чем вы можете помочь. Ближе познакомьтесь с самим человеком и/или лицом, помогающим ему.
  • Проявляйте сострадание, чуткость и искренность, уважая пожелания человека. Поддерживайте равновесие, помогая человеку и позволяя ему расти, заботясь о самом себе.
  • Перед началом церковных собраний и мероприятий подготовьте всё необходимое для людей с ограничениями физических возможностей. Это может включать в себя пологие спуски для инвалидного кресла, подбор места, доступ ко всему необходимому (включая кафедру для выступающих) и аудио- и видеооборудование. Оборудование должно быть доступно для людей, использующих инвалидные кресла, костыли, протезы и т. п. либо собак-поводырей.
  • Для людей с различными физическими потребностями должна быть доступна как минимум одна специальная уборная.
  • При беседе присядьте или опуститесь на колени, чтобы вам обоим было удобно.
  • Приглашайте людей с ограничениями физических возможностей участвовать в событиях и служить. Предлагайте им возможности вносить духовный вклад.
  • Ничего страшного, если вы спросите, желает ли человек вашей помощи, но не начинайте помогать без разрешения. Не упускайте из виду вопросы безопасности и ответственности.
  • Говорите с людьми, имеющими ограничения физических возможностей, точно так же, как вы говорите с окружающими. Ограничения физических возможностей еще не означают, что у человека есть проблемы с интеллектом или слухом.
  • В разных ситуациях помогайте людям не терять чувство собственного достоинства. Избегайте таких ситуаций, при которых человек с ограничением физических возможностей может испытать смущение или страх.
  • Помните, что всем детям Бога важно участвовать в занятии. Люди с ограничениями физических возможностей могут вносить свой вклад так же, как все остальные.