Воспитать в себе чувства достоинства. Чувство собственного достоинства. Что это

Часто можно услышать - «этот человек с чувством собственного достоинства». Подобная характеристика, как может показаться, свидетельствует об исключительной черте характера, но на самом деле это не так. Статья Гражданского кодекса очень точно определяет, что достоинство принадлежит человеку от рождения. Как же получается – у одних достоинство есть, а у других …нет?

Конечно, подход оценки «достоинства» гражданским кодексом и психологией личности не идентичен. Право меряет «достоинство» как нематериальное благо, которому может быть нанесен урон (оскорбление достоинства).

Психология оценивает «достоинство» как его самоуважение (внутреннее) и уважение (внешнее) человека как личности.

О монетке говорят – ее «достоинство» составляет столько-то рублей. То есть достоинство монетки – это ее ценность. Право исходит из основания, что любой человек имеет ценности – духовные, религиозные, социальные, культурные, - на которые он имеет право от рождения, и которые должны защищаться законом. Это свидетельствует о готовности государства уважать и защищать достоинство отдельного взятого человека. Также термин «достоинство» применяется в отношении группы или общности людей, например, «достоинство нации».

В психологии «достоинство» личности – это прежде всего самоуважение человека, которое исходит от осознания им его ценности. Достоинство не имеет ничего общего с гордыней или эгоцентризмом. Достоинство человека - это принятие и осознание своей ценности не в ущерб ценности других. То есть принятие как своей ценности, так и ценности других людей.

Если по закону право на достоинство и его защиту есть у каждого человека с рождения, то по факту – далеко не каждый человек испытывает чувство собственного достоинства.

Истоки этого в отсутствии самоуважения. Когда человек не верит в самого себя, не осознает свою ценность как личности – он не может чувствовать собственное достоинство. На самом деле, чувство собственного достоинства больше, чем самоуважение – это целостное и единое восприятие себе как личности, как человека.

Если бы все люди испытывали чувство собственного достоинства , социальное взаимодействие людей в обществе стало бы идеальным. Есть простое правило – когда у человека есть чувство собственного достоинства, он не будет плохо относиться к окружающим. Он не только знает свое достоинство, но и признает и уважает достоинства других людей. Люди, которые не имеют чувство собственного достоинства, часто пытаются самоутвердиться за счет окружающих – они сами не осознают свою уже имеющуюся ценность, они испытывают потребность доказать самим себе и окружающим эту ценность за счет других людей.

Чувство собственного достоинства не дает человеку изменить самому себе или пойти на унизительный компромисс. В вопросах собственного достоинства человек будет оценивать ситуацию не только с точки зрения выгод (материальных, нематериальных) в текущем моменте, но и в контексте своей личности. Человек с чувством собственного достоинства не предает то, что для него ценно. Достоинство личности – это свобода личности жить согласно своим убеждениям, принятие себя, осознание собственной значимости и самоуважение.

«У него ЧСД явно завышено», «Ты себя не ценишь, ты достойна гораздо большего» – можно услышать краем уха или напрямую в свой адрес. Что это за ЧСД? Чувство собственного достоинства, которое показывает, насколько человек сам себя уважает, ценит и любит. Оно же определяет уровень притязаний, да и вообще активность в жизни, само ее содержание и успешность. Чувство собственного достоинства бывает неадекватным (завышенным или заниженным) и адекватным, но его не может не быть.

Чувство собственного достоинства (ЧСД) в значительной мере связано с . Но это не единственный компонент и не его синоним. ЧСД – сложная система взаимообусловленных . Кроме самооценки свою лепту вносит самовосприятие и другие продукты самости: самоуважение, самоощущение. Грубо говоря, чувство собственного достоинства – результат оценивания человеком собственной значимости и ценности.

Соответственно, выходит это из самопознания, здоровой . Но что такое самопознание? Знакомство человека с самим собой, (со всеми достоинствами и недостатками, врожденными особенностями) и выявление интересов, формирование собственного мировоззрения. Однако исключительно ли на самооценке и самоанализе это основано? Нет. С рождения ребенок воспринимает себя таким, каким его видят взрослые, что те охотно выражают через: «какой хороший мальчик», «ты плохой, неслух», «ничего не можешь сделать», «на тебя нельзя положиться», «ты моя опора в жизни». Как думаете, на примере этих фраз, какие из них сформируют адекватную самооценку и адекватное ЧСД, а какие заниженное?

Заниженное чувство собственного достоинства базируется на неадекватной критике и требованиях, унижениях, оскорблениях, принуждениях со стороны окружения, плавно переходящих в элементы . Что касается завышенного ЧСВ, то его корни – и комплекс бога, вседозволенность, «кумир семьи».

Чувство личного достоинства складывается не только из ощущения своей ценности, но и ценности всего, что имеет непосредственное отношение к личности:

  • семья;
  • партнер в отношениях;
  • работа;
  • увлечения;
  • друзья;
  • хобби;
  • интересы.

Какие-то элементы зависят от нас, это непосредственно наш выбор, а какие-то нет. Например, унижая своего партнера, человек унижает себя, ведь состоять в отношениях с этим человеком – его выбор. А вот семью, в которой родиться, никто не выбирает. Потому неверно унижать себя из-за недостойного образа жизни родителей.

Риски при неадекватном ЧСД

В первую очередь среди рисков стоит поговорить об унижениях. При заниженном чувстве собственного достоинства человек позволяет унижать себя, а при завышенном унижает других людей. Естественно, от этого портятся отношения с окружающими. Кроме того, при завышенном ЧСД человек страдает от , разочарований, . При заниженном – занимает , страдает от самобичевания, неуспеха и несчастья в жизни.

Наверняка вы знакомы с такой оценочной системой: «Это ниже моего достоинства»/ «Я этого не достоин». Однако оба эти высказывания могут быть как адекватными, так и неадекватными. Все зависит от контекста. Но еще больше ситуацию усугубляет разница в толкованиях того, кто такой «достойный человек». Нет единого мерила человеческого достоинства. Потому ориентироваться стоит на убеждения и ценности конкретного общества, референтной группы и собственные внутренние установки. Кто-то определяет достоинство социальным статусом, кто-то , кто-то общественно полезными делами, а кто-то учитывает все три компонента или называет четвертый критерий.

Чувство собственного достоинства сопряжено еще и с ответственностью. А именно ответственностью за сохранение своего достоинства, избегание поступков, лишающих самоуважения. Граница пораженного ЧСД – . Удар по чувству собственного достоинства и стыд от произошедшего – частая причина умалчивания жертв об изнасилованиях, избиениях. Некоторые люди особенно ранимы, задеть их достоинство могут даже повседневные неурядицы. Итог тот же – стыд, унижение, замкнутость. И если ценности, обусловливающие чувство собственного достоинства, отличаются от человека к человеку, от культуры к культуре и от общества к обществу, то стыд от потери достоинства неизбежен для всех.

Как воспитать ЧСД

Развитость самооценки и самоощущения, а значит и чувства значимости, зависит от характера взаимоотношений ребенка с матерью. При хорошем взаимопонимании (понимание нужд ребенка, внимание и общение, предоставление самостоятельности в выборе действий и уединении) самооценка формируется здоровой. От уважения личного пространства ребенка (это необходимо всем с рождения, ребенок должен быть уединен на глазах матери, под ее контролем) зависит развитие самоощущения и чувства собственного достоинства.

Из-за тревоги матери потерять контроль над ребенком и потребности в регулярном получении любви от ребенка иногда малыш полностью лишается свободного времени и возможности осознать самого себя. У тревожных матерей и в семьях с гиперопекой дети вырастают пассивными, безынициативными, зависимыми.

Итак, чувство собственного достоинства вытекает из взаимоотношений ребенка и матери в раннем детстве. Популярны следующие варианты развития событий:

  1. При предоставлении ребенку личного пространства в присутствии матери (другого значимого взрослого) у него формируется установка: «У меня есть право заниматься собственными делами. Я могу быть самим собой даже в обществе других людей. Мне не обязательно постоянно взаимодействовать с кем-то и не нужно навязываться».
  2. При гиперопеке ребенок получает установку: «Все должно быть строго под контролем. Самостоятельность и спонтанность непозволительна. Я обязан постоянно демонстрировать свою заботу и любовь к другим».
  3. В ситуации выражения матерью своего недовольства и невозможности заниматься личными делами, вынужденного общения с ребенком у него формируется установка: «Нужно быть благодарным за то, что кто-то вообще хочет со мной общаться, проводить время. Когда-нибудь меня оставят в одиночестве. Я всегда досаждаю другим».
  4. При потакании матери ребенку, отношении как к кумиру формируется установка: «Мне все должны за то, чтобы я с ними проводил время. Я могу получить все, что захочу, за сам факт своего существования».

В первом случае чувство собственного достоинства воспитывается адекватно, во втором и третьем случае – заниженное чувство собственного достоинства. В четвертом случае – завышенное чувство собственного достоинства. Соответственно, и самооценка – адекватная, заниженная и завышенная (в том же порядке).

Отвержение ребенка к самому себе на раннем этапе развития обуславливает дефицит самоуважения в будущем. Соответственно, принятие себя формирует здоровое самоуважение.

Восстановление и сохранение ЧСД

Адекватное чувство собственного достоинства необходимо для выживания человека и . Однако даже корректная любовь к себе и самоуважение воспринимается некоторыми людьми как хвастовство, зазнайство.

Как мы выяснили, чувство собственного достоинства начинает формироваться еще с детства. При психотерапии, как правило, выясняется, что впервые человек услышал оценку собственной никчемности в детстве от значимого взрослого, а чуть позже подсознательно принял это за свое собственное мнение.

Идентификация с агрессором – , при котором жертва «обеляет» образ агрессора. В данном случае речь идет о первичном самостоятельном самоунижении и самоосуждении, неприятных высказываниях в свой адрес жертвой до того, как это сделает (или сделал бы в представлении жертвы) агрессор.

Как разобраться в собственном чувстве достоинства? Прежде всего, ответить на два вопроса:

  • Чем в себе я горжусь?
  • Какие аспекты своей личности, жизни я хотел бы скрыть?

Дополнительно можно отметить, какие ценности и ориентиры преобладают в обществе, определенной группе. Как они связаны с предыдущими ответами? Иногда получается так, что и повод для гордости, и предмет тайны – одно и то же. Как такое возможно? Когда ситуация развития не соответствует реальным и особенностям личности, ущемляет ее.

Работа по сохранению и восстановлению чувства собственного достоинства предполагает разбор «каши» в голове на сознательное и подсознательное, разграничение собственных суждений и чьих-то извне. Но провести такую работу под силу только профессиональному психоаналитику. Дело в том, что если имеются явные проблемы в самооценке и признаки , то самостоятельные «вспышки» рациональности и ясного восприятия ситуации не будут стабильными.

Цель работы по восстановлению и сохранению чувства собственного достоинства – получение и принятие Я-реального, отделение его от всех навязанных и выдуманных образов:

  1. Ощущение, что я есть. Нужно осознать свою самость, сам факт существования уникального человека со своими действиями, реакциями, мыслями и чувствами.
  2. Осознание, кто я есть. Работа с самооценкой предполагает осознание и поиск того, какой это человек и как он живет. Из этого уже и вытекает значимость личности.
  3. Самооценка – ценность, которую я придаю своей личности. Если самооценка адекватна, то я положительно характеризую свой образ. При заниженной самооценке представления о самом себе носят негативный характер, вызывают самоуничижение и чувство неполноценности. Корни самооценки всегда закреплены в подсознательном.

Как самостоятельно корректировать ЧСД? Прежде всего, осознать, что вам это действительно нужно. Без. Верните с его помощью любовь к себе и безусловное уважение, а потом найдите то, за что вы можете собой гордиться. Не пытайтесь угодить всем людям. Выберите свои критерии достойного человека и прислушайтесь к мнению значимых окружающих.

  • Научитесь говорить «нет» и принимать решения исходя из собственных убеждений. Не нужно никому ничего доказывать, поступайте так, как считаете нужным.
  • Избавьтесь от тяги к угодничеству и (быть покинутым, непонятым, непринятым и так далее).
  • Взаимодействуйте с людьми, когда сами этого желаете (или делайте так, чтобы вы сами желали), а не по принуждению и ради статуса «достойного человека».
  • Признайте свои права и права других людей на отличные интересы и желания. Пользуйтесь своим правом и не мешайте в этом другим. Помните, что личные интересы совпадают далеко не всегда, но каждый человек имеет право на их удовлетворение.
  • Устанавливайте личностные границы: то, чего вы не допустите в отношении себя и чего сами никогда не сделаете в отношении других людей. Непоколебимо сохраняйте эти границы.
  • Научитесь искренне и уместно говорить о своих достижениях и достоинствах, не бойтесь комплиментов, не стыдитесь заслуг. Фиксируйте свои достижения, сравнивайте себя исключительно с самим собой. Полезно составить дома коллаж своей жизни со всеми планами и победами, средствами достижения цели.
  • Чувство собственного достоинства не дается с рождения. Это продукт социализации, воспитания, научения, внушения, копирования образцов, самовоспитания и так далее.

    Таким образом, чтобы скорректировать и сохранить чувство собственного достоинства, нужно работать с самооценкой, самоуверенностью, самостоятельностью, успешностью, внутренним спокойствием и гармонией. Чувство собственного достоинства – это самоуважение личности, чувство ценности и значимости. При каких условиях вы будете ценны и значимы для самого себя? Что вы цените в людях?

    Когда мы говорим о значении какого-то человека в нашей жизни, в какой-то ситуации с нами, мы говорим о том, на сколько этот человек важен и как велика его роль в нашей судьбе. Если кто-то много значит, в нашей жизни и тому подобное, значит этот человек очень важен для нас.
    Чувство собственного достоинства и важность – это ощущение силы, свободы и высоты положения. Подчеркнутое уважение человека за его высокие заслуги ("Я тобой горжусь!"), радостное уважение себя за свои действительные успехи.
    Чувство собственного достоинства и стыда сходны со знаками доминирования и подчинения у животных.Чувство собственного достоинства и важность – это ощущение силы, свободы и высоты положения. Подчеркнутое уважение человека за его высокие заслуги ("Я король и собой горжусь!"), радостное уважение себя за свои действительные успехи.
    Чувство собственного достоинства и важности полезно для здоровья и бодрости. Лучшая гордость та, которая заслужена всей нашей жизнью. Как эмоциональное состояние, чувство собственного достоинства и важность может быть и реакцией на внешние обстоятельства, и умелым действием: чувство собственного достоинства как умение жить с гордостью, привычка жить с гордостью. С другой стороны, есть люди, объективно созидающие достойные гордости дела, но не привыкшие этим гордиться, более того, живущие с ощущением вины и пониженной самооценкой (http://www.psychologos.ru/articles/view/gordost).
    Отношение к демонстрации собственной гордости в нашем обществе довольно противоречиво. С одной стороны, скромность ценится выше, с другой стороны, честолюбие и стремление к конкуренции также вознаграждаются. Часто, пытаясь защитить себя от оценок других, мы преподносим себя как скромного и застенчивого человека, прячемся за кулисами, чтобы избежать конкуренции. Иногда такой образ действительно вредит нам. Соперничество вызывает чувство вины, а привитая нам скромность мешает почувствовать свою реальную значимость. Поэтому так важно способствовать тому, чтобы мы все научились гордится своими способностями и поступками. Вероятно, не все из нас считают, что быть гордым за себя – естественно и приятно, что можно, к примеру, говорить: «Я сделал это хорошо». «Я горжусь собой». Возможно, дама нам говорили о том, что это е принято. Наверняка и ваши родители в детстве слышали что-то подобное: Кто высоко заносится, тот непременно и упадёт». Причина умаления ценности чувства гордости за себя заключается, вероятно, в том, что люди, которые гордятся собой сравнительно независимы и делают прежде всего то, что считают нужным для себя, а не то, что требуют от них другие. Гордые люди не всегда удобные люди. К сожалению, в нашей культуре существует тенденция воспитывать людей с предсказуемым поведением, приспосабливать их к разным системам. Именно поэтому очень важно сегодня попробовать испытать чувство гордости собой, или хотя бы тем, что мы делаем и умеем делать. Конкурентная борьба и соревнование помогает нам желать быть лучше других, поэтому в основе любой деятельности оказывается не удовольствие и гордость, а оценка результата. И это, в конце концов, приводит нас к неуверенности в своих силах и страху перед деятельностью. Наша самостоятельная деятельность и самостоятельные решения при удачном стечении обстоятельств имеет право на гордость за наши способности и за наши сильные стороны.
    Гордость - это удовольствие, которое испытывают, когда видят чьи-либо или свои собственные успехи, достижения в какой либо области, осознают исключительные достоинства, таланты, положительные качества, присущие кому либо.

    Чувство собственного достоинства
    Автор:Н.И. Козлов
    Чувство собственного достоинства не исключает тревоги и волнения.
    У одного из этих людей высокое чувство собственного достоинства, другого здесь приходится этому обучать. Чувство собственного достоинства - самоощущение (и связанное с этим поведение) человека, высоко оценивающего свои социальные права и свою социальную ценность.
    В переводных работах "чувство собственного достоинства", "самоуважение" и "здоровая Я-концепция" используются как синонимы, хотя определенные различия в содержании этих понятий присутствуют. Если в самоуважении человек разбирается в первую очередь сам с собою, чувство собственного достоинства говорит скорее о должном отношении к человеку со стороны окружающих людей.
    Человек с чувством собственного достоинства требует должного поведения и от себя, и от других. Он требует от себя опрятности и спокойствия, не опускается до непорядочных поступков, при этом разрешает себе большую свободу, чем массовая личность, у него хорошие манеры, элементы царственности.
    В фильме «Служебный роман» Алиса Фрейндлих утром заходит в организацию преображенная, в новом платье и идет к своему кабинету, полная чувства собственного достоинства.
    Связано ли чувство собственного достоинства и успехи в учебе? Достоверных данных здесь нет. Многие исследователи убеждены, что чувство собственного достоинства помогает лучшей учебе, что чувство собственного достоинства и самоуважение - это те доспехи, которые способны защитить детей от неуспеваемости (или от увлечения наркотиками и правонарушений). Однако другие исследователи не исключают, что ситуация диаметрально противоположна, и полагают, что академические успехи ведут к высокому самоуважению, а плохая учеба снижает чувство собственного достоинства.
    Нередко дети компенсируют отсутствие чувства собственного достоинства стремлением к хорошим оценкам, однако из этого вовсе не следует, что все отличники имеют внутренние проблемы.
    Чувство собственного достоинства не дается человеку от рождения и напрямую не связано с результатами деятельности. Чаще ощущение собственного достоинства усваивается на основе копирования образцов, приходит в результате осознанных или нет внушений со стороны окружающих или в результате обучения (воспитания) со стороны родителей, которые приучают ребенка к соответствующему поведению.
    "Человек, уважающий себя, ведет себя так-то и так-то" - и требуют от ребенка подобного поведения. Эффективно или нет они прививают ребенку этот стиль поведения - другой вопрос.

    Характер человека представляет собой совокупность морально-нравственных категорий и связанных с ними правил и норм поведения. Одними из главных, стержневых являются самоуважение и чувство Именно они определяют, насколько личность самодостаточна и самостоятельна, подвержена ли влияниям извне, в том числе и дурным, может ли сопротивляться собственным отрицательным порывам и инстинктам. Внутренняя свобода, духовный рост также сопряжены с этим понятием.

    Чувство собственного достоинства - это осознание личностью собственной значимости и соблюдения определенной этики поведения, базирующейся на самооценке. С одной стороны, данная морально-нравственная категория относится к разряду общечеловеческих и индивидуальных. С другой, в различные эпохи и для представителей разных социальных групп существовали свои понятия чести и личного достоинства. И то, что считалось унизительным и неприемлемым для одного времени, в другом, наоборот, воспринималось как необходимая и даже обязательная норма.

    Чувство собственного достоинства не является врожденным. Человеку приходится формировать его и воспитывать в себе, часто на протяжении всей жизни. Оно связано с такой как уверенность в собственных силах. Мы не можем быть универсальными, одинаково хорошими абсолютно во всех или наделеными всеми возможными талантами сразу. Как правило, природа в этом плане применяет индивидуальный подход, поэтому из кого-то получается превосходный математик, кто-то отлично поет или пишет стихи, успешно лечит больных или создает новую сверхумную технику. И было бы глупо индивидууму и окружающим его людям требовать, чтобы, например, хороший, грамотный бухгалтер писал романы на уровне Льва Толстого. Каждый человек должен научиться принимать себя таким, каким он создан природой, уважать в себе те способности, какие у него есть, к каким он склонен. Такой подход и станет первым звеном в цепи самовоспитания, платформой, на которой будет сформировано чувство собственного достоинства.

    Если учесть, что все мы родом из детства и именно там происходит закладка всех важнейших качеств человеческой личности, то взрослые должны быть особенно внимательны и уважительны к ребенку, сочетать разумную, объективную строгость с искренней доброжелательностью и заинтересованностью его духовными и умственными запросами и потребностями. Например, если девочка с удовольствием танцует, пластична и музыкальна, ее можно записать в танцевальную студию или секцию художественной гимнастики, а если у мальчика явная склонность к технике, то математический кружок, развивающие игры - как раз то, что явно пойдет ему на пользу. Т.е. если любые способности, явно прослеживающиеся в маленьком человеке, найдут поддержку, будут культивироваться и поощряться, то во взрослой жизни этот человек сможет держаться прочно и уверенно, а его чувство собственного достоинства будет иметь под собой вполне реальную почву. Ведь успех в одной сфере бытия повлечет веру в свои силы и в других делах и сферах.

    Поощрение ребенка должно быть разумным. Наряду с моральной поддержкой, в нем необходимо воспитывать выдержку, самодисциплину, сопротивление слабостям. Это тоже один из важнейших моментов, когда формируется чувство достоинства.

    Психологами давно доказано, что личность с заниженной самооценкой, обладает и низким коэффициентом собственного самоуважения. Для их подъема существует немало эффективных методик, но самое важное в начале пути - чтобы человек осознал: так жить больше нельзя, необходимо менять себя, свой стиль жизни и поведения. Понимание этого факта как насущной потребности - первый толчок на пути исправления своего ущербного «я». А второй шаг - программирование себя на успех. Тогда и начнется и чувства собственного достоинства. Личность, зрелая в этом плане, от себя и от окружающих будет требовать должного поведения, не разрешит себе неприглядных поступков, внешним видом и внутренним состоянием будет стараться соответствовать высоким идеалам и нормам.

    Давайте поговорим еще об одном аспекте, который важен для каждой женщины. Особенно это актуально для русских женщин. Для девочек, воспитанных советскими родителями. Для тех, у кого множество детских травм. Для тех, у кого сложные женские сценарии рода.
    Речь пойдет о женском достоинстве. Очень часто встречаются две позиции:
    1. Достоинство – это гордыня. Значит, грех.
    2. Я достойна всего самого лучшего, потому что я лучше всех (то есть сама гордыня).
    Обе эти позиции ничего общего с достоинством не имеют. Первая – развивает в женщинах чувство вины и собственной никчемности. Именно женщины с этой позицией позволяют мужчинам с собой обращаться жестоко и грубо.

    Вторая позиция – это гордыня. Которая разрушает наши отношения с другими людьми и мешает Любить. Именно с этой позиции женщины вершат судьбы других, разбивают с легкостью по три-четыре сердца в день, унижают и терроризируют мужей.
    Ничего общего с чувством собственного достоинства здесь нет. Тогда где же оно? И зачем оно нужно?

    Чувство собственного достоинства – это понимание, что я – душа. И я – частичка Бога. Значит, я обладаю всем тем же, чем и Бог. Только в меньшем количестве. Он – океан, а я – капля. Состав у нас идентичен. Но вес разный.

    Это означает, что я – хорошая. Изначально я чиста, красива, светла и полна Любви. Я могу вести себя не очень хорошо. Могу проявлять себя не очень красиво. Могу иногда испачкаться. Но все это не меняет моей внутренней сути. Потому что даже под слоем грязи – я все та же чистая капля. Просто ее сложнее увидеть и ощутить.

    И это не является гордыней, потому что гордыня – это если я буду считать хорошей не только себя, но и все свои поступки. Даже подлые, низкие и некрасивые.

    Чувство собственного достоинства необходимо каждому человеку. Особенно женщинам – так исторически сложилось, что в нас это чувство понемногу уничтожали.

    А мы сами эту работу продолжили, обозвав достоинство – гордыней. И начали истреблять его, как грех.

    Зачем же нужно чувство собственного достоинства:

    • Для выстраивания здоровых отношений. Если я ценю себя, я не соглашусь на заведомо обреченные отношения. Я буду очень избирательно подходить к выбору мужа, друзей, работы. Я буду искать таких людей, рядом с которыми я буду чувствовать себя хорошо. С которыми мне будет легко поступать хорошо и правильно. С которыми я смогу чувствовать себя – частичкой Бога.
    • Для реализации своего потенциала . Сколько творческих людей не проявляют своего таланта в мире, считая его ерундой! Сколько потрясающих картин никто никогда не увидит, потому что художник счел себя бездарем и выбросил кисть. Сколько сонат не услышит мир, потому что композитор был уверен, что он – посредственность. Для того чтобы творить и показывать миру свои творения – нужно знать, что ты этого достоин.
    • Для того чтобы спокойно позволять себе заниматься собой . Это большая проблема многих женщин – они не считают себя достойными массажа раз в неделю или нового платья раз в месяц. Она не считает себя вправе уйти на полчаса из дома, оставив детей с мужем, чтобы просто пройтись. Тем самым они лишают себя ощущения счастья, а своих детей – доброй мамы.
    • Чтобы получать любовь. От мира, от людей, от родителей, от мужа, от детей, от друзей. Нужно чувствовать, что ты этого достойна. Тогда у тебя не будет фобий, что все тебе врут. Тогда ты не будешь пытаться выслужиться, заслужить любовь, отработать. Ты сможешь ее открыто и с благодарностью принимать.
    • Чтобы давать любовь . Ведь для того, чтобы давать, нужно для начала ее накопить в себе. И если ты не научишься ее принимать, ты не сможешь ничего отдать. Ни своим детям, ни своему мужу, ни миру.

    В чем отличия женского чувства собственного достоинства от мужского?

    Самое главное отличие в том, что:

    • Мужчина считает себя более достойным, если он много чего добился и достиг. Это делает его самооценку высокой и адекватной.
    • Женщина чувствует себя достойной, когда ее любят. И чем больше людей ее любят – тем выше уровень ее самооценки.

    Мы же часто гонимся за достижениями, надеясь, что очередная добыча или трофей сделают нас увереннее и счастливее. Но если мы поймем, что самое главное счастье для нас – в отношениях, то можно сберечь много сил и времени.

    А если мы вспомним, что все мы – капли и все мы – дети океана, то станет еще проще. Проще понять, что я – хорошая. Тогда можно искать способы очищения, другие модели поведения и реагирования.

    Но это будет происходить уже с абсолютно иной платформы. Платформы – я хорошая. Я этого достойна. И я хочу соответствовать своему отцу-океану – в чистоте, красоте и прозрачности.