Иван павлов ученый доступным языком. Информационный проект "И. П. Павлов - первый физиолог мира". Вздорный характер Павлова

«Наука требует от человека всей его жизни» - писал Иван Павлов. И будь у вас хоть две жизни, по его словам, и их вам бы не хватило. Иван Павлов призывал быть страстными в своей работе и в своих исканиях.

Наиболее известные работы:

  • Труды по физиологии кровообращения и пищеварения.
  • Нобелевская премия 1904 года в области физиологии.

Рождение и смерть:

  • Родился Иван Петрович Павлов 14 сентября 1849 года.
  • Скончался он 27 февраля 1936 года.

Первые годы жизни:

Иван Петрович Павлов родом из небольшой деревни в Рязани (Россия), в которой его отец был сельским священником. Его ранние исследования были сосредоточены на богословии, но чтение «Происхождения видов» Чарльза Дарвина оказало сильное влияние на его будущие интересы. Вскоре он отказался от своих религиозных исследований и посвятил себя изучению науки. В 1870 году он начал изучать естественные науки в университете Санкт-Петербурга.

Рождение и смерть

Хотя он и получил Нобелевскую премию за исследования физиологии пищеварительной системы собак, Иван Павлов оставил свое самое долговременное наследие в психологии. В карьере, которая охватывала почти семь десятилетий, Павлов открыл основные концепции ассоциативного обучения как у животных, так и у людей. Его теория условных рефлексов или «подготовка» индивидуумов к реакции на нейтральный стимул заложила основу для поведенческой психологии и теории ассоциативного обучения. Кроме того, его работа над экспериментальными неврозами или поведенческими и мыслительными проблемами, вызванными техникой кондиционирования, объясняла причины некоторых психических расстройств и, что более важно, помогала в разработке эффективных методов поведенческой терапии.

Карьера:

Основными интересами Павлова были изучение физиологии и естественных наук. Он помог основать кафедру физиологии при Институте экспериментальной медицины и продолжал наблюдать за программой в течение следующих 45 лет.

Исследуя пищеварительную функцию собак, он отметил, что его субъекты будут выделять слюну перед подачей еды. В ряду известных экспериментов, он представил множество различных раздражителей до подачи еды, в итоге обнаружив, что после повторения комбинаций собака будет выделять слюну при появлении других стимулов, кроме еды. Он назвал эту реакцию условным рефлексом. Павлов также обнаружил, что эти рефлексы возникают в коре больших полушарий головного мозга.

Павлов начал изучать условные рефлексы после проведения исследований по пищеварительной системе собак. Он обнаружил, что его лабораторные собаки будут слюны, услышав звук или другие сенсорные стимулы, которые они научились связывать с пищей, даже если никакой пищи не было. Павлов провел тщательные и обширные исследования этого явления. Он также начал разработку новых лабораторных методов.

Пострадав частично британским натуралистом Чарльзом Дарвином, Павлов предположил, что условные рефлексы служат механизмом выживания. Он рассуждал, что животные должны быстро адаптироваться к изменениям в своей среде, чтобы оставаться в живых. Он также полагал, что его экспериментальные эксперименты могут помочь ему лучше понять физиологию и функционирование мозга. Павлов считал, что всякая нервная деятельность основана на принципах возбуждения и торможения. Лица с сильными и сбалансированными возбуждающими и ингибирующими ответами с меньшей вероятностью ведут себя ненормально.

Павлов получил значительное признание за свою работу, включая принятие в 1901 году в Российскую Академию наук и Нобелевскую премию по физиологии в 1904 году. Советское правительство также предлагало существенную поддержку для работы Павлова, и Советский Союз вскоре стал известным центром физиологических исследований.

Вклад в психологию:

В то время как Иван Павлов не был психологом, и, по сообщениям, недолюбливал область психологии в целом, его работы оказали большое влияние в этой области, в частности на развитие бихевиоризма. Его открытие и исследование рефлексов оказали влияние на растущее движение бихевиоризма, и его работы часто упоминаются в сочинениях . Другие исследователи использовали работы Павлова в изучении рефлексии как формы обучения. Его исследования также продемонстрировали методы изучения реакций на окружающую среду по объективному, научному методу.

На протяжении всей жизни Павлова его родина России переживала политические и социальные потрясения. Потому что Павлов работал и жил в столице Санкт-Петербурга, он лично видел изменения. Павлов часто выступал против правительства, несмотря на то, что другие протестующие были будучи арестован и убит. Это свидетельствует о его научном престиже, что он может открыто критиковать коммунистическое правительство, будучи финансово субсидированным им.

Иван Петрович Павлов был старшим из 10 детей, родившихся в семье с глубокими религиозными корнями. Его отец, Петр Дмитриевич Павлов, принадлежал к шестому поколению людей Павлова, назначенных местными священниками в Восточной православной церкви. Мать Ивана, Варвара Ивановна Павлова, была дочерью священника. Поскольку религия настолько глубоко укоренилась как в родословной семьи, так и в культуре их родной деревни Рязань, его родители ожидали, что Иван станет одним из седьмого поколения священников Павлова.

Публикации Ивана Павлова:

Pavlov, I. P. (1927). Conditioned reflexes. London: Routledge and Kegan Paul - английский перевод книги под названием «Условные рефлексы» (1923).

Авраменко Юлия, Афиногенов Кирилл

Анализ жизненного пути И.П. Павлова - первого русского Нобелевского лауреата. На примере жизни и научной деятельности Павлова предложена модель человека-патриота, верного служителя науки, гуманиста и учителя.

Мать Павлова страдала от головных болей, выпадения волос и различных кожных заболеваний в детстве, ее симптомы назывались «нервным расстройством». Коллеги Павлова предположили, что ее состояние, возможно, побудило Павлова изучить психопатологию, неврологическую основу неврозов и психозов.

В детстве Иван любил проводить время на свежем воздухе; ему особенно нравилось работать в семейном саду с отцом. В возрасте восьми лет Иван получил травмы после падения с высокого забора. Он был ослаблен от опыта и выздоравливал медленно. Отвлеченная его продолжающейся болезнью, его семья отправила его выздороветь в соседнем монастыре Святой Троицы, над которым надзирал крестный отец Павлова. Через строгий график ежедневных упражнений, обязанностей и других видов деятельности, Иван восстановил свое здоровье.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1. тел. 347-45-54

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «БИОМ»

РЕФЕРАТ

И. П. ПАВЛОВ –

Он также обнаружил любовь к чтению, которая будет взращена обширной библиотекой его отца. Павлов учился дома до возраста. Через четыре года Иван вошел в Рязанскую духовную школу, окончил школу и начал учиться на священство в Рязанской духовной семинарии. Он был отличным учеником, и дисциплина, которую он приобрел благодаря своему опыту в монастыре, помогла ему легко адаптироваться к суровым ученой жизни.

Семинарам разрешалось читать только книги, которые согласуются с восточно-православной доктриной; Однако ненасытный аппетит Павлова к написанному слову и его почтенный интерес к науке заставил его часто проникать в рязанскую библиотеку. Иван начал кружок или дискуссионную группу с другими учениками семинарии, чтобы обсудить ранее запрещенные книги и политические журналы, которые правительство недавно переиздало для публики. Многие из них были научными книгами, поскольку правительство пыталось укрепить исследовательские программы России.

ПЕРВЫЙ ФИЗИОЛОГ МИРА.

Афиногенов Кирилл,

Авраменко Юлия,

8 «А» гимназический класс.

Руководитель:

Мухина Е.В.,

учитель биологии.

Консультант:

Корпачёв В.В.,

учитель истории.

2008 г.

Введение………………………………………………………..………….....3

I. Обзор литературы о жизни и деятельности И.П.Павлова…………………4

Современники Павлова воспринимали материализм науки как альтернативу мистицизму церкви, необходимой для поддержки прогресса России. Когда Иван подошел к своему заключительному году в семинарии, он принял решающее решение, которое повлияло бы не только на его отношения с семьей, но и на области физиологии, теории обучения и психологии. К большому разочарованию отца Павлов покинул Рязанскую духовную семинарию, чтобы подать заявку на вступление в Санкт-Петербург. Факультет университета похвастался многими научными светилами, а кампус располагался по соседству с престижной Академией наук.

1. Получение образования (1860-1879г.г.)…………………………………..4

2. И.П. Павлов – великий учёный (1880-1935 г.г.)………………………….5

3. И.П. Павлов – гуманист и глубоко верующий православный человек..8

4. Общественная позиция Павлова…………………………………………..10

II. Анализ материала и выводы………………………………….……………..12

Список литературы…………………………………………………………...14

Тем не менее, Павлов начал там учиться. Ему было трудно справляться с требованиями городской и университетской жизни; перед тем, как закончил свой первый курс обучения, Иван вернулся домой, страдая от нервного истощения. Однако после лета Иван вернулся в Санкт-Петербург в сопровождении своего младшего брата Дмитрия, который входил в университетскую программу химии.

Дмитрий стал соседом Ивана и, хотя он был младшим из двух, он обычно заботился о Иване. При поддержке своего брата Иван начал процветать в академическом и социальном плане. Он присоединился к новому кружок и выбрал поле специализации-физиологии. Петербург, физиолог Илья Фадеевич Цион, хорошо известен своими умелыми хирургическими методами в животной вивисекции. Под его опекой Иван выиграл золотую медаль за работу над нервами поджелудочной железы.

Приложение…………………………………………………………………...15

Введение.

Я был, есть и остаюсь
русским человеком, сыном Родины,
её жизнью прежде всего интересуюсь,
её интересами живу,
её достоинством укрепляю

своё достоинство.

И. Павлов.

Имя Ивана Петровича Павлова известно во всём мире. Наше знакомство с этим выдающимся русским учёным состоялось в этом году, в процессе изучения биологии человека в 8-ом классе. Заинтересовавшись его работами, мы занялись изучением биографии Павлова, и пришли к некоторым выводам, о чём и хотим рассказать в своей работе.

Цин предложил Ивану должность лаборанта, которую Павлов с нетерпением принял. Его консервативные социальные, религиозные и политические взгляды вызвали разногласие среди его сверстников, которые считали, что все может быть объяснено в результате строгих научных экспериментов. Более того, Цион считал, что физиологи не могут изучать такие темы, как как мыслительные процессы или эмоции, его темперамент отчуждал своих коллег, и он был требовательным учителем. Поскольку Цион был евреем, он также столкнулся с антисемитизмом.

Наиболее известные работы

Протесты против его назначения достигли своего пика после того, как Цион завалил половину своего класса второкурсников-физиологов. были временно закрыты, когда ученики продемонстрировали против профессора, в конце концов администрация поклонилась давлению и удалила Циона со своего поста в Павлове, была опустошена новостями.

Итак, почему реферат о Павлове? На это есть несколько причин:

  • во-первых, на уроках биологии и занятиях научного общества мы, как уже говорилось, неоднократно обращались к его работам;
  • во-вторых, это не просто выдающийся учёный, но и первый из русских ставший Нобелевским лауреатом;
  • в-третьих, это великий гражданин своей страны, отказавшийся от эмиграции во имя Отечества;
  • в-четвёртых, в 2009 году, 26 сентября, исполняется 160 лет со дня рождения И.П.Павлова.

Сегодня, когда мы уже начинаем задумываться о своём будущем, очень важно видеть перед собой цель, к которой стремишься. Мы хотим посвятить свои жизни замечательному делу – врачеванию людей и животных. И, как нам кажется, пример беззаветной преданности этому – жизнь Ивана Петровича Павлова. На одном из международных съездов коллеги назвали учёного «первым физиологом мира», что наиболее ёмко отражает значимость этого человека, как для науки, так и для России.

Вместо того, чтобы обезболивать собак, чтобы вставить катетер, который будет использоваться для измерения кровяного давления, Павлов сначала обучил животных лежать неподвижно. Затем он выполнял эту процедуру быстро и почти безболезненно, без использования анестезии или стресса для собаки.

Боткин нанял Павлова в качестве директора лаборатории. В дополнение к своей карьере выдающегося ученого Боткин также служил личным врачом жены царя. В лаборатории Боткина Павлов разработал свои теории нервизма - идею о том, что все физиологические процессы каким-то образом связаны с действиями центрального нервная система. В том же году Павлов встретил молодого ученика-педагога и социального активиста Серафимы Василя «Евну Карчевскую». По окончании школьного срока они начали писать друг другу, вскоре после возвращения Серафимы в Санкт-Петербург решили жениться.

Реферат состоит из двух частей. В первой мы представили историю жизни учёного, во второй части – небольшой анализ найденной информации и выводы. Приложение содержит фотоиллюстрации, найденные на сайтах Интернет и некоторую дополнительную информацию. Литература о великом русском физиологе огромна. Есть книги чисто научные, есть популярно излагающие его учение для широкого читателя. Мы же предлагаем свой вариант работы, рассчитанный на применение в учебной деятельности школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Это поможет молодому поколению понять, что есть истинный патриотизм и настоящее служение своему делу.

Экспериментальная психология и другие эссе. Лекции о работе пищеварительных желез. . В лаборатории Боткина Павлов исследовал сердечно-сосудистую систему собак. После того, как молодая семья переехала к сестре Серафимы, чтобы свести концы с концами, Вирчик заболел и умер. Оба родителя были опустошены потерей, а через два года Серафима родила второго сына, которого пара по имени Владимир. еще два сына, Виктор и Всеволод, и дочь Вера присоединились к семье. В отличие от Ивана, который отвернулся от профессии отца, трое из детей Павлова продолжили карьеру в различных научных дисциплинах.

I. Обзор литературы о жизни и деятельности И.П.Павлова.

1. Получение образования (1860-1879г.г.).

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника; отец, Пётр Дмитриевич, был священником, служившим сначала на бедном приходе, но благодаря своему пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани. (см. приложение, фото 1,2,3.) С раннего детства Павлов перенял от отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию. По желанию своих родителей Павлов посещал начальный курс духовной семинарии, а в 1860 году поступил в рязанское духовное училище. Там он смог продолжить изучение предметов, заинтересовавших его больше всего, в частности естественных наук. Семинарист Иван Павлов был хорошим учеником, но особенно он преуспел по части дискуссий. На всю жизнь он остался заядлым спорщиком, не любил, когда с ним соглашались, так и кидался на противника, норовя опровергнуть его аргументы. (Самин, 2000)

Через пять лет он будет назначен председателем физиологии в том же учреждении, которое он будет держать, пока он не с радостью покинет лабораторию Боткина, которую он считал ограниченной из-за своего небольшого размера, плохого оборудования и антисанитарных условий. его первый выбор для директора отказался от должности, он назначил Павлова для работы в физиологическом отделении Императорского института экспериментальной медицины.

Это дополнительное финансирование позволило Павлову оборудовать свою лабораторию для проведения экспериментов на животных, которые все еще были в сознании, техники, которую он впервые начал в своей карьере. Институт также предложил хирургические и восстановительные аптеки для лабораторных животных, отдельных экспериментальных зон и стерильного оборудования.

Отец привил сыну любовь к работе в саду, которую Павлов сохранил на всю жизнь. Именно регулярной работой в саду он позднее объяснял своё долголетие. (Энциклопедия для детей. Биология., 1994.)

В обширной отцовской библиотеке как-то Иван нашёл книжку Джорджа Льюиса с красочными картинками, раз и навсегда поразившими его воображение. Называлась она «Физиология обыденной жизни». Прочитанная дважды, как учил отец поступать с каждой книгой (правило, которому в дальнейшем сын следовал неукоснительно), «Физиология обыденной жизни» так глубоко запала ему в душу, что и, будучи взрослым, «первый физиолог мира» при каждом удобном случае на память цитировал оттуда целые страницы. И кто знает – стал бы он физиологом, не случись в детстве эта неожиданная встреча с наукой, так мастерски, с увлечением изложенной.

Большая часть работы Павлова в Институте была сосредоточена на физиологии пищеварительной системы, в первую очередь на исследовании взаимодействия центральной нервной системы и пищеварения. Ему нравилось экспериментировать на собаках, ссылаясь на их низкую стоимость, доступность, интеллект и сходство их пищеварительные системы относятся к людям.

Павлов проводил эксперименты по кормлению собак, которые получали пищевода и желудочные свищи. Он обнаружил, что собаки, которых кормят, получали больше желудочного сока и слюны, чем собаки, которые кормились через свищ. Этот важный результат показал, что стимуляция нервов во рту является важной частью пищеварительного процесса. Павлов также обнаружил, что собаки, которым разрешалось кормить себя, переваривали свою пищу лучше, чем собаки, у которых была пища, помещенная прямо в рот. Поэтому он показал, что психологическое влияние аппетита также влияет на пищеварение.

Его страстное желание заняться наукой, особенно биологией, было подкреплено чтением популярных книг Д.Писарева, публициста и критика, революционного демократа, работы которого подвели Павлова к изучению теории Чарлза Дарвина. (Самин, 2000)

На последнем курсе семинарии молодой Павлов прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И.М.Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 году он поступает на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, так и не завершив образование в семинарии. (Википедия)

Студент Павлов (см. приложение, фото 4) с головой погрузился в учение. Но с деньгами было туго, стипендии в связи с переводом с факультета на факультет сначала не было. Приходилось прирабатывать частными уроками, переводами, в студенческой столовой налегать главным образом на бесплатный хлеб.

Самым близким другом для Павлова стала в это время слушательница женских курсов Серафима Васильевна Карчевская, которая тоже приехала в Петербург учиться и мечтала стать учительницей. По завершении обучения она уехала работать в сельскую школу, но Павлов продолжал общаться с ней через письма. В последствие она станет ему верной женой и соратницей.

Тем временем, интерес к физиологии возрастал, но освоить этот предмет Павлову удалось только после того, как он прошёл обучение в лаборатории И.Циона, изучавшего роль депрессорных нервов. По окончании Петербургского университета в 1875 году Павлов получает звание кандидата естественных наук и поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (позднее Военно-медицинской), в которой начинает научную деятельность, работая одновременно в лаборатории при клинике С.П. Боткина. (см. приложение, фото 5)

Как заворожённый, слушал студент Павлов объяснения профессора Циона. «Мы были прямо поражены его мастерски простым изложением самых сложных физиологических вопросов, - напишет он позже, - и его поистине артистической способностью ставить опыты. Такой учитель не забывается на всю жизнь. Под его руководством я делал свою первую физиологическую работу». Молодой учёный хотел стать ассистентом Циона. (Самин, 2000)

За исследования в области физиологии Павлов ещё студентом дважды был награждён золотой медалью: первый раз в университете, а второй – в Военно-медицинской академии (см. приложение, фото 6). Первым научным исследованием его стало изучение секреторной иннервации поджелудочной железы.

Но профессор Цион уезжает из России, так как его еврейское происхождение не позволяет занять должность ординарного профессора кафедры физиологии. Павлов отказывается работать с преемником Циона и становится ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение двух лет продолжает изучение пищеварения и кровообращения. (Самин, 2000)

В 1879 году Иван Петрович заканчивает Военно-медицинскую академию.

2. И.П. Павлов – великий учёный (1880-1936 г.г.).

Изучение пищеварения и кровообращения.

В лаборатории Боткина Павлов фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями. Он продолжает изучение пищеварения, системы кровообращения, в частности, регуляции функций сердца и кровяного давления.

В 1881 году произошло счастливое событие: Иван Петрович женился на Серафиме Васильевне Карчевской, от которой у него родилось четыре сына и дочь. Однако 80-е годы стали и самым тяжёлым для его семьи испытанием: безденежье, смерть двух сыновей, продолжительная болезнь жены. Всё это отнимало силы, выбивало из колеи.

И был такой год, который жена Павлова назовёт «отчаянным», когда мужество изменило Ивану Петровичу. Он разуверился в своих силах и в возможности наладить жизнь семьи. И тогда Серафима Васильевна принялась подбадривать и утешать мужа и вывела-таки его из глубокой меланхолии. По её настоянию Иван Петрович вплотную занялся диссертацией.

В 1883 году Павлов защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвящённую описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в Академию (см. приложение, фото 7) , но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Через два года учёный вернулся в Россию.

Впоследствии он напишет об этом скупо, несколькими фразами обрисовав столь многотрудное десятилетие: «Вплоть до профессуры в 1890 году, уже женатому и имевшему сына, в денежном отношении постоянно приходилось очень туго, наконец, на 41-ом году жизни я получил профессуру, получил собственную лабораторию… Таким образом, вдруг оказались и достаточные денежные средства, и широкая возможность делать в лаборатории что хочешь».

К 1890 году труды Павлова получили признание со стороны учёных всего мира. С 1891 года он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии; одновременно он оставался руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии, в которой проработал с 1895 по 1925 год. (Самин, 2000)

Будучи от рождения левшой, как его отец, Павлов постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что, по воспоминаниям коллег, «ассистировать ему во время операций было очень трудной задачей: никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент. Он накладывал швы правой и левой рукой с такой скоростью, что два человека с трудом успевали подавать ему иглы с шовным материалом».

В своих исследованиях Павлов использовал методы механистической и холистической школ биологии и философии, которые считались несовместимыми. Как представитель механицизма Павлов считал, что комплексная система, такая как система кровообращения и пищеварения, может быть понята путём поочередного исследования каждой из их частей; как представитель «философии целостности» он чувствовал, что эти части следует изучать у живого и здорового животного. По этой причине он выступал против традиционных методов вивисекции, при которых живые лабораторные животные оперировались без наркоза для наблюдения за работой их отдельных органов.

Считая, что умирающее на операционном столе и испытывающее боль животное не может реагировать адекватно здоровому, Павлов воздействовал на него хирургическим путём таким образом, чтобы наблюдать за деятельностью внутренних органов, не нарушая их функций и состояния животного. Мастерство Павлова в этой трудной хирургии было непревзойдённым.

Более 10 лет учёный посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта, до этого научившись выводить фистулу из слюнной железы. (см. приложение, фото 8) Павлов хотел выяснить, как изменяется состав желудочного сока во время переваривания пищи. Благодаря фистуле такое исследование стало возможным.

В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде. Комитет по Нобелевским премиям заинтересовался работами учёного. Чтобы ознакомиться с ними, в Петербург выехала комиссия Нобелевского комитета. В лаборатории Павлова членам комиссии продемонстрировали разнообразные фистулы, мнимое кормление, «Павловский желудочек» и т.д. Всё увиденное произвело на них огромное впечатление, и члены комиссии оценили результаты опытов Павлова как открытия мирового значения. В 1904 году учёному была вручена Нобелевская премия, а тремя годами позже он был избран в Академию наук России. (Энциклопедия для детей. Биология., 1994)

В речи на церемонии вручения премии К.А.Г. Мёрнер из Каролинского института дал высокую оценку вкладу Павлова в физиологию и химию органов пищеварительной системы. «Благодаря работе Павлова мы смогли продвинуться в изучении этой проблемы дальше, чем за все предыдущие годы, сказал Мёрнер. – теперь мы имеем исчерпывающее представление о влиянии одного отдела пищеварительной системы на другой, т.е. о том, как отдельные звенья пищеварительного механизма приспособлены к совместной работе». (Самин, 2000)

Учение о высшей нервной деятельности.

Строго научно Павлов подошёл к тому, что прежде считалось заповедным и непознаваемым. В одном из выступлений он заметил, что «мозг, который создал естествознание, сам становится объектом этого естествознания». Учение о высшей нервной деятельности (ВНД) стало делом всей жизни Павлова. К изучению ВНД учёный пришёл от своих опытов по пищеварению. Учёный заметил, что у подопытных собак слюна выделялась не только, когда её давали пищу, но уже тогда, когда она слышала шаги человека, приносящего ей пищу в определённое время. Значит, у собаки в коре головного мозга закрепилась связь между звуком шагов и получением еды. Такую реакцию можно было выработать на звон колокольчика, свет, тепло, холод и т.д. (см. приложение, фото 12)

Ответы организма на внешние раздражения – рефлексы – Павлов разделил на врождённые и приобретённые в течение жизни. Павлов изучал, как возникают и угасают (тормозятся) условные рефлексы. Выяснив, что торможение может быть внешним, шум, например, может прервать проявление рефлекса. (Драгомилов, Маш, 2005)

Именно поэтому для опытов с условными рефлексами в институте экспериментальной медицины было выстроено особое здание – «Башня молчания» со стенами, не пропускающими звук. (Википедия)

Но торможение может быть и внутренним. Организм просто не способен отвечать на каждый внешний раздражитель. Он выделяет главные, а остальные «не замечает». Павлов говорил, что именно внутреннее торможение лежит в основе всей культуры поведения. Разумное поведение требует торможения необдуманных поступков, вредных привычек.

Павлов выделил у человека и животных две сигнальные системы. Человек, как и животные, воспринимает прямое воздействие, сигналы внешней среды. Это – первая сигнальная система. Но в отличие от животных у человека есть и вторая сигнальная система – речевая. Слова, по мнению учёного, - это как бы сигналы сигналов. (Батуев, 2004)

Свою основную монографию о ВНД академик Павлов назвал плодом «непрерывного 25-летнего думания». Решить поставленную задачу можно, говорил он, только просыпаясь и ложась спать с мыслью о ней.

Научное творчество Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

В августе 1935 года в Ленинграде состоялся Всемирный конгресс физиологов. Его президентом был избран академик Павлов. Делегаты конгресса присвоили ему почётное звание «princeps physiologorum mundi» - по-латыни «старейшина физиологов мира». Это был настоящий научный триумф Павлова, венец его деятельности. (Энциклопедия для детей. Биология., 1994)

3. И.П. Павлов – гуманист

и глубоко верующий православный человек.

Проводя свои многочисленные опыты с животными, Иван Петрович понимал, что наносит им вред. Но, в то же время, он знал, что без экспериментов нельзя выяснить сущность физиологических и психических процессов. К верным служителям науки учёный относился с необыкновенной теплотой. Будучи глубоко верующим человеком, Иван Петрович рассматривал изучаемые им объекты как Божьи творения. Он всячески старался создать подопытным животным наиболее оптимальные условия для жизни. Он настойчиво требовал соблюдения того же уровня ухода, анестезии и чистоты, что и при операциях на людях.

В Колтушах (под Санкт-Петербургом), во дворе Института экспериментальной медицины по предложению Павлова был сооружён памятник собаке, созданный по проекту скульптора И. Беспалова. (см. приложение, фото 13) Памятник был открыт в 1935 году, за несколько дней до начала работы упомянутого выше Всемирного конгресса физиологов. Это не изображение какой-то определённой собаки, а памятник подопытной собаке вообще. На одном из барельефов изображена собака, вылизывающая загноившуюся рану на шее у другой собаки, перенёсшей операцию, - тем самым она спасает её от смерти.

Павлов говорил на открытии памятника: «Я лично памятником доволен. Я ведь давно о нём мечтал. Это апофеоз собаки, благодарность человечества». (Энциклопедия для детей. Биология., 1994)

Иван Петрович был высоко культурным и тонким человеком. Он любил живопись, но собирал работы только русских художников, не скрывая горячей симпатии к передвижникам. Их жизнерадостные, наполненные светом и цветом пейзажи, глубоко реалистичные полотна, вызывали у него истинное восхищение. При этом эмоциональная реакция неизбежно уступала место работе мысли, и подлинными произведениями Павлов считал те, осмысление которых могло всколыхнуть душу. Пополнение коллекции всегда радовало Ивана Петровича. «Он любил показывать гостям своё сокровище, сопровождая показ меткими характеристиками и художника, и его произведения», - вспоминал позднее один из ближайших сотрудников Павлова – И.С. Розенталь.

Павлов был не только знаком, но и дружен со многими известными художниками: Н.Н.Дубровским, М.В. Нестеровым, И.Е. Репиным, С.Т. Коненковым и др. Сам Нестеров вспоминал о Павлове с особой теплотой. Художник, отказавшийся вначале писать портрет знаменитого учёного, т.к. по фотографиям не видел в его лице «признаков манящих, волнующих воображение», говорил после первой же встречи с Иваном Петровичем: «Более яркой особы я и представить себе не мог. Я был сразу им покорён навсегда. (см. приложение, фото 15) Действительно , 80-летний академик поразил его своей энергией, удивительной ясностью мыслей и живым интересом ко всему, происходящему вокруг. (www.pavlov.arm-museum.ru )

До конца дней с Павловым была его верная жена Серафима Васильевна. За четверть часа до кончины, держа его за руку, она тихо сказала: «Ваня, пожми мне руку». Он сжал так сильно, что ей стало больно. Это было его последнее проявление участия в их совместной жизни. (Воронин, 1986)

Умер Иван Петрович 27 февраля 1936 года в Ленинграде от пневмонии, которая дала осложнение, и произошёл отёк коры головного мозга. Павлов сам поставил диагноз и, как потом оказалось, не ошибся. Похоронили учёного на Волковском кладбище. (Википедия)

«Утром, выйдя на улицы, ленинградцы увидали весь город в приспущенных траурных флагах. Скорбно звучал по радио голос диктора, оповещавшего мир о кончине Великого Физиолога.

«Академия наук СССР вместе со всей страной скорбит о потере мирового учёного, гражданина великой социалистической Родины, величайшего и гениального борца за науку, доказавшего всей своей восьмидесятисемилетней жизнью величие и силу научного творчества, со всей яркостью и энергией своего характера поднявшего высоко знамя советской науки перед всем миром и перед последующими поколениями». (Воронин С.А., 1986.)

На сторонах надгробья на могиле учёного – обращение Ивана Петровича к молодёжи, написанное им за несколько дней до смерти (см. раздел « Анализ и выводы») .

4. Общественная позиция Павлова.

Академик Павлов приветствовал Февральскую революцию 1917 года. В апреле того же года он писал: «За Великой французской революцией числится и великий грех – казнить гениального Лавуазье и заявить ему, просящему об отсрочке для окончания каких-то важных химических опытов, что «республика не нуждается в учёных и их опытах». Но протёкшее столетие произвело решительный переворот и в этом отношении в человеческих умах, и теперь нельзя бояться такой демократии, которая позабыла бы вечно царственную роль науки в человеческой жизни».

К октябрьскому перевороту 1917 года и установлению советской власти Павлов отнёсся резко отрицательно. Ему приписывают известные слова о том, что если то, что делают большевики со страной, - эксперимент, то он для такого эксперимента пожалел бы и собаку. Как писал позднее академик Пётр Капица, Павлов «без стеснения, в самых резких выражениях критиковал и даже ругал руководство, крестился у каждой церкви, носил царские ордена, на которые до революции не обращал никакого внимания».

Сам Павлов писал: «В первые годы революции многие из почтенных профессоров лицемерно клялись в преданности и верности новому большевистскому режиму. Мне было тошно это видеть и слышать, так как я не верил в их искренность. Я тогда написал Ленину: «Я не социалист и не верю в Ваш опасный социальный эксперимент».

Ответ главы Совнаркома был неожиданным: он распорядился обеспечить Павлову все условия для научной работы, организовать (в голодном Петрограде) питание подопытных собак. Рассказывают, что академик Алексей Крылов, встретив как-то Павлова на улице, даже шутливо попросил «взять его к себе в собаки». Павлов отвечал: «Вы умный человек, а такие глупости говорите». (Энциклопедия для детей. Биология., 1994)

В 1919-1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, где он и проработал до 1936 года. Г. Уэллс в 1934 году отметил, что «репутация Павлова способствует престижу Советского Союза». (Википедия)

Академик Павлов считал своим долгом заступаться за несправедливо арестованных или осуждённых людей. Иногда его заступничество спасало людям жизнь. Резко критические обращения академика к властям представляют собой одни из самых замечательных документов эпохи. «Мы жили и живём под неослабным режимом террора и насилия… Я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это называется республиками. Как это понимать?.. Надо помнить, что человеку, произошедшему от зверя, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства. Когда я встречаюсь с новыми случаями из отрицательной полосы нашей жизни (а их легион), я терзаюсь ядовитым укором, что оставался и остаюсь среди неё. Не один же я так чувствую и думаю. Пощадите же родину и нас». (Энциклопедия для детей. Биология., 1994)

Павлов органически не принимал и сталинский режим. Независимость и критичность мышления, подавление того, что он называл «рефлексом рабства», Павлов считал непременным условием не только научного творчества, но и всех форм гражданской жизни. Мировая известность Павлова защищала его в тяжёлых условиях, в которых оказалась отечественная наука и жизнь учёных в те годы. (Википедия)

Когда учёного не стало, профессор медицины Дмитрий Плетнёв (позднее оклеветанный и расстрелянный) дал в некрологе совсем неожиданную для той эпохи характеристику Ивана Павлова: «Он никогда, никогда, ни в молодости, ни в старости не лицемерил, не приспособлялся. Он глубоко презирал людей, которых историк эпохи Смутного времени охарактеризовал словами: «Телом и духом перегибательные». (Энциклопедия для детей. Биология., 1994)

После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты Павловского наследия» была проведена в 1950 году так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР, где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова. (Википедия)

II. Анализ материала и выводы.

Внимательно изучив литературные источники, мы разбили собранный материал на 4 части. Нам хотелось показать разносторонность личности великого учёного. Но, как известно, человек не может достичь чего бы то ни было без влияния внешних факторов, то есть окружающих людей и среды. Так появилась схема, которая наиболее полно объясняет и сущность личности Павлова, и факторы, способствующие её становлению.

Становление личности Ивана Петровича Павлова.

Схема.

Итак, несомненно, большую роль в становлении человека имеет тот набор генов, которые он получает при рождении. В этом Павлову, конечно, повезло: он имел родителей, наделённых хорошими человеческими качествами. Многое он перенял от них в процессе роста и развития. А умение читать книги, судя по источникам, вообще было уникальным.

Религиозность, которая тоже была присуща учёному, не помешала ему заниматься наукой. Она помогала ему держаться в рамках и вести правильный образ жизни.

Труды учёных, которые были доступны для чтения молодому Павлову, тоже сыграли свою роль. Здесь нужно отдать должное его отцу, у которого была хорошая библиотека.

Нельзя не сказать об учителях. Цион стал для молодого учёного идеалом, которому Павлов хотел подражать. Сеченов направил энергию Ивана Петровича в нужное русло.

Каков результат действия перечисленных факторов?

  • Прежде всего – состоялся великий учёный, сделавший переворот в науке и создавший в то время новую физиологию. Его открытия позволили развиваться ещё и таким наукам, как медицина, биология, психология, хирургия.
  • Павлов - примерный семьянин: муж, отец, дед. В повести Воронина рассказывается, как Павлов любил свою семью, возился с внучками, совершал ежедневные прогулки с женой.
  • Иван Петрович не стал жестоким после своих многочисленных опытов, он не перестал любить животных, и к каждой собаке относился душевно, стараясь скрасить жизнь оперированных животных.
  • До конца дней Павлов остался патриотом и гражданином. Будучи членом многих научных обществ и академий наук, он прославлял только российскую науку.

На надгробной плите, как указывалось выше, помещено обращение Павлова к молодёжи. «Что бы я хотел пожелать молодёжи моей родины, посвятившей себя науке? Прежде всего- последовательности… Второе – это скромность… Третье – это страсть… Что ж говорить о положении молодого учёного у нас? Здесь всё ясно и так. Ему много даётся и с него много и спросится».

А главным выводом нашего реферата являются следующие положения:

  1. Знание – это, в какой-то степени, свобода (Павлов не боялся власти) .
  2. Авторитет завоёвывается кропотливым трудом.
  3. Для достижения цели нужны знания, большое стремление и последовательность в действиях.
  4. В одиночку трудности преодолевать сложно, а иногда и невозможно (Жена поддерживала учёного в трудные для семьи годы).

В заключении хочется сказать, что мы стараемся руководствоваться опытом великих учёных, и Павлова, в частности. В нашем школьном научном обществе «БИОМ» выполняются рефераты и исследовательские работы по разделам биологии, разработанным ещё Павловым (см. приложение, фото 16) . Это и учение о ВНД, и выработка условных рефлексов. Некоторые рефераты стали аттестационными работами на выпускных экзаменах и успешно защищены. Приятно осознавать, что мы приобщаемся к деятельности «первого физиолога мира» и, в какой-то степени, являемся его единомышленниками.

Список литературы.

  1. Биология: Учебник для 9 кл./А.С.Батуев и др. – М.: Просвещение, 2004. – стр. 104-106, 197-203.