Советский физиолог создатель теории функциональных систем. Участник гражданской войны. Основные даты жизни и деятельности анохина п. к

(10)

Петр Кузьмич Анохин - советский физиолог, академик Академии медицинских наук СССР и Академии наук СССР, лауреат Ленинской премии, создатель теории функциональных систем.

Пётр Кузьмич родился 14 января 1898 года в городе Царицыне (сейчас Волгоград) в семье рабочего. В 15 лет окончил начальное училище и пошел работать на железную дорогу конторщиком, а затем почтовым чиновником. Осенью 1915 года поступил на учебу в землемерно-агрономическое училище в Новочеркасске.

Приведем два из сотен примеров: имеются данные из восьми экспериментов о влиянии «экспериментальной клинической смерти» на кондиционирование, то есть на судьбу условных рефлексов, когда животное экспериментально умертвлено и затем возрождается; и данные из 82 экспериментов находятся под рукой о влиянии ионизирующего излучения на кондиционирование. Отчеты о кондиционных экспериментах существуют на 29 разных языках, хотя подавляющее большинство из них находится на русском и английском языках.

В начале своего эксперимента Павлов отметил, что изучение кондиционирования дало множество взаимосвязанных функциональных законов или обобщений и предложило связанные множества проверяемых гипотез для дальнейших законов или обобщений. На такой основе можно было бы установить полную систематическую дисциплину, и Павлов постепенно приступал к этому.

В Гражданскую войну был комиссаром по печати и главным редактором газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. В этот период А.В. Луначарский объезжал войска Южного фронта, Анохин случайно встретился с ним и в беседе рассказал Анатолию Васильевичу о своём желании заняться изучением мозга. Эта случайная встреча и стала знаковой в судьбе Анохина.

Начало серьезного обучения

Основные функциональные законы или обобщения, касающиеся эмпирических условнорефлекторных данных, установленных Павловым, включают в себя: исчезновение, постепенное уменьшение и окончательное исчезновение условного рефлекса, когда условный раздражитель неоднократно вводится без безусловного стимула; спонтанное восстановление, частичное изменение последствий исчезновения и восстановления первоначального кондиционирования с течением времени - своего рода забывание о вымирании, которое больше, чем забывание о первоначальном обусловливании; обобщение, частичный перенос условного рефлекса на стимулы, подобные условному раздражителю, и рефлексам, подобным условному рефлексу; дифференциация, обучение, которое включает чередующиеся представления условного раздражителя, сопровождающееся безусловным стимулом, с представлением связанных стимулов, несопровождаемых безусловными стимулами; формирование более высокого порядка, формирование условного рефлекса путем спаривания условного раздражителя с ранее условным раздражителем; динамическая стереотипия, паттерн последовательно применяемых условных раздражителей таким образом, что позиционный порядок каждого стимула, а не его специфический характер, определяет природу и величину условного рефлекса, вызванного стимулом; растормаживание, частичное восстановление кондиционирования, когда частично или полностью погашенный условный раздражитель или частично или полностью дифференцированный подобный стимул применяется вместе с каким-то новым или дополнительным стимулом-предполагаемым признаком того, что исчезновение и дифференциация являются тормозными процессами, которые сами могут быть подавлены действие дополнительного стимула.

В 1921 году он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в институт медицинских знаний, которым руководил В.М. Бехтерев. Уже на первом курсе он выполняет первую научную работу под руководством В.М. Бехтерева. В 1922 году Анохин слушает лекции Н.П. Пазлова в военно-медицинской академии.

Окончив в 1926 году институт медицинских знаний, становится ассистентом кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, а с 1928 года доцентом.

Очевидно, что эти обобщения являются основополагающими для понимания механизмов изменения поведения человека и животных, посредством которых происходит изменение в нормальных жизненных ситуациях, методах и методах его полного анализа в лаборатории, а также способы производства и контроля над ним через специальные образование.

В основном, формулировки Павлова, хотя и не обязательно его вся система, были проверены и приняты. В глоссарии в недавнем стандартном учебнике по обучению и обучению 36 терминов отнесены Павлову и только 25 к всем другим студентам области в сочетании. Прочтение двух текущих официальных периодических изданий американской экспериментальной психологии - Журнала экспериментальной психологии и Журнала сравнительной и физиологической психологии - свидетельствует о том, что их вкладчики по-прежнему очень обеспокоены работой Павлова, возможно, больше, чем с работой любого другого физиолога или психолог.

В лаборатории И.П. Павлова Анохин выполнил ряд исследований по изучению кровообращения головного мозга и влияния ацетилхолина на функции слюнной железы.

В этот период деятельности П.К. Анохин предложил новые методы изучения условных рефлексов: оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления, а также секретно-двигательный метод, что позволило сделать заключение о формировании в центральной нервной системе специального аппарата. Позже, в 1955 году, такой аппарат получил название «акцептор результата действия».

Недавний опрос членов Американской психологической ассоциации положил Павлова на второе место только Фрейда в оценке членов группы, которая больше всего повлияла на современную психологию. И нет сомнений в том, что Павлов занял бы первое место, если бы обзор был ограничен экспериментальными психологами.

Концепция высшей нервной деятельности

Павлов назвал новую наукоемкую дисциплину формирования и разрушения условных рефлексов «высшей нервной деятельностью», и в своей первой книге по теме он добавил к ней термин «поведение» в круглых скобках. Это добавление указывало на осознание Павловым того, что другие, особенно американские психологи, видели новую дисциплину как исследование поведения, а также его намерение передать это, в то время как условные рефлексы проявляются в поведении, их интерпретация присуща высшему нервному или кортикальному действию, что они раскрывают это действие и не имеют реального систематического или научного импорта без него.

В 1935 году П.К. Анохин вводит понятие «санкционирующая афферентация» - с 1952 года «обратная афферентация» и в предисловии к монографии «Проблемы центра и периферии в физиологии нервной деятельности он дает определение функциональной системы. Ему удалось сформулировать теорию функциональной системы, показав, что системный подход в решении физиологических проблем является наиболее прогрессивным.

Поскольку, однако, ни один метод прямого исследования высших нервных или кортикальных действий еще не был известен в день Павлова, он приступил к разработке гипотетической, но весьма всеобъемлющей системы такого действия: постулированного комплексного взаимодействия нервного возбуждения и торможения, их облучения, концентрации и индукции, лежащих в основе всех поведенческих условнорефлекторных проявлений.

Павловскую систему нейросоединения часто называли другими концептуальной нервной системой: система, основанная только на умозаключениях - это все, что изначально было. Однако современные исследования с его прямым электроэнцефалографическим, микроэлектродическим и даже биохимическим зондированием нервного действия при кондиционировании, по-видимому, показывают, что выводы Павлова были в основном правильными. В любом случае его первоначальная схема кондиционирования, которая была похожа на модифицированную парадигму, дает полную информацию о зависимых и независимых переменных - контроле и измерении как условных, так и безусловных стимулов и измерений условного рефлекса, безусловного рефлекса и исходного рефлекса в отношении к условному раздражителю - и в последние годы стал самым исправным средством корреляции прямого нервного действия и условного действия, тем самым раскрыв истинную физическую основу обучения.

В 1935 году Пётр Кузьмич Анохин с частью сотрудников переезжает в Москву для работы в организованный отдел нейрофизиологии Всесоюзного института экспериментальной медицины (сокращенно ВИЭМ) и осуществляет ряд исследований совместно с отделом микроморфологии.

С 1938 года по приглашению Н.Н. Бурденко он одновременно возглавляет психоневрологический сектор Центрального нейрохирургического института и занимается разработкой теории нервного рубца, а также вопросами новокаиновой блокады.

Хотя система поведения, основанная исключительно на условных рефлексах, можно ожидать, по крайней мере поверхностно, быть очень механистическим и редукционистским, а не проводить основное различие между обучением животных и человека, в последние годы Павлов не позволял своей системе эти дефекты. Это принцип Павлова «второго сигнала», который отличает словесное обусловливание или приобретение языка у человека от кондиционирования первого сигнала у мужчин и животных. И это принцип, который явно шире, чем у большинства американских бихевиористов, для которых язык является либо посредником, действующим по существу в соответствии с законами реакций, которые он посредничает, либо является просто условной вокальной реакцией.

Когда началась Великая Отечественная война в 1941 году, ВИЭМ эвакуируется в город Томск и здесь Анохин возглавляет нейрохирургическое отделение травм нервной системы. Позже результаты исследований и опыта были обобщены в монографии «Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы» и легли в основу теории нервного рубца.

С самого начала Павлов был обеспокоен отношением обусловленности к психопатологии - необычным для этого времени. Шенгер-Крестовникова продемонстрировала эмпирически, как условный рефлекс создает экспериментальный невроз. После этого Павлов посвятил большую часть своих экспериментальных исследований и подумал над этой темой, дополняя свою лабораторную работу частыми посещениями психиатрических клиник. Он постулировал «столкновение» возбуждения и торможения как общую причину психологических нарушений и «защитного торможения» в качестве корректирующего лечения.

В 1942 году Пётр Кузьмич Анохин возвращается в Москву и возглавляет физиологическую лабораторию в Институте нейрохирургии. Здесь совместно с Н.Н. Бурденко продолжаются исследования по хирургическому лечению военной травмы нервной системы. Результатом работы стала совместная статья «Структурные особенности боковых нервов и их хирургическое лечение».

Борьба за чистоту научных рядов

Он предположил существование специальных психопатологических форм нейронного действия, которые он назвал «парадоксальным», «ультрапарадоксическим», «тоталитарным» и «эгалитарным»; он исследовал их через безусловные и обусловленные поведенческие проявления. Балакшина, начала стимулирующую серию экспериментов по интероцептивной кондиции. Эти эксперименты, которые предполагают перспективность, приводят к полностью объективной науке о психопатологии и психосоматике, только сейчас начинают дублироваться в американских лабораториях.

В 1944 году был создан Институт физиологии, куда Анохин назначается заведующим отделом физиологии нервной системы, здесь он в разные годы исполнял функции заместителя директора по научной работе и директора института.

Осенью 1950 года на известной научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения И.П. Павлова, подверглись критике некоторые учения и физиологи, в том числе и теория функциональных систем Анохина. Его вскоре отстранили от работы и направили в Рязань, где он работал до 1952 года профессором кафедры физиологии медицинского института.

Верный ученик Павлова

Павловская психология, действительно изучая психологию в целом, стала настолько изощренной соблазнительной интерпретацией психопатологии, что, к сожалению, большое количество некритичного письма было опубликовано как в Соединенных Штатах, так и в Советском Союзе. Однако нельзя отрицать достоинства и обоснованность подхода. В Советском Союзе это единственное существо, и в Соединенных Штатах он становится приверженцем перед лицом конкурирующих подходов, особенно психоанализа; продолжаются также многочисленные попытки синтезировать Павлова с Фрейдом.

С 1953 по 1955 годы Анохин трудится в Центральном институте усовершенствования врачей в Москве заведующим кафедры физиологии и патологии высшей нервной деятельности.

В 1955 году - профессор кафедры нормальной физиологии Первого Московского медицинского института имени И.М. Сеченова. В это время Анохин разрабатывает и формулирует биологическую теорию эмоций, теорию сна и бодрствования, теорию голода и насыщения, им дана новая трактовка механизма внутреннего торможения и выпущена на эту тему монография.

Павлов и американская психология

Как уже указывалось, Павлов, Бехтерев и более ранняя работа Сеченова по существу выдвинули необходимые принципы объективной и поведенческой психологии за несколько лет до того, как Уотсон начал бихевиоризм. Однако Уотсон недвусмысленно рассказал о российском предприятии. Когда он был избран президентом Американской психологической ассоциации, титул его президентского адреса был «Место условного рефлекса в психологии». Он продолжал поддерживать условный рефлекс как высокую надежду на истинную науку о человеке и обществе и производить сложные лабораторные эксперименты, подобные Павлову и Бехтереву.

Научную работу Пётр Кузьмич Анохин успешно сочетал с педагогической и общественной деятельностью, был членом правления Всесоюзного физиологического общества имени И.П. Павлова, председателем Московского физиологического общества, главным редактором журнала «Успехи физиологических наук».

Анохин проводил исследования нейронного механизма аппарата предсказания; создал концепцию механизма образования условного рефлекса. Изучал нейрофизиологический аспект эпилепсии, проблемы регенерации и трансплантации нервных стволов, анестезии.

Но условно-рефлекторное здание Уотсона, а также раннее классическое бихевиоризм в целом, было в основном только программным и общим, лишенным как сплоченной системы Павлова, так и его обилием эмпирического материала. Однако верно и то, что в значительной степени разница между павловской системой и американскими неоэксивантистскими системами может быть меньше разницы между самими американскими системами. Каждая американская неоэксимистическая система в целом основана на установленных Павловом законах или обобщениях, а также собственной надстройке.

Он разработал также общие принципы компенсации нарушенных функций.

Последней работой Анохина стала «Системный анализ интегративной деятельности нейрона, где освещены основные идеи о внутринейрональной переработке информации». Интересно отметить, что жена Анохина была доктором медицинских наук, а его дочь и внук стали профессорами.

В Соединенных Штатах и ​​в других местах за пределами советской сферы Павлов влиял на все концепции модифицируемого поведения или обучения - так называемые вертикальные измерения ума. Однако в самом Советском Союзе его влияние также распространилось на горизонтальные размеры ума - через учение о типах нервных систем, основанное на предполагаемых генотипических индивидуальных различиях в пяти фазах нервного действия. Грубо говоря, в доктрине утверждается, что отдельные вариации безусловных и условных эффекторных реакций - в последние годы также в электроэнцефалографических и биохимических реакциях - демонстрируют, что нервная система людей и животных подразделяется на несколько конкретных генетических типов, которые наиболее четко различают все фазы жизни и поведение: от восприимчивости к болезням и ожидаемой продолжительности жизни, стилям работы, моторной ловкости, способам мышления и, конечно, темпераменту, индивидуальности и эмоциональному балансу.

В 1966 году Анохин награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В 1972 году за монографию «Биология и нейрофизиология условного рефлекса» ему присуждена Ленинская премия.

Имя П.К. Анохина носит НИИ нормальной физиологии, одна из улиц в Москве также носит его имя.

(1974-03-05 ) (76 лет)

Биография

Родился в семье рабочего. В 1913 году окончил высшее начальное училище. Чтобы помочь семье, поступил конторщиком на железную дорогу, а затем сдал экзамены на должность почтово-телеграфного чиновника. В этот же период экстерном сдал экзамены за шесть классов реального училища и осенью 1915 года поступил в Новочеркасское землемерно-агрономическое училище. Участвовал в Гражданской войне . В первые годы советской власти - комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. Случайная встреча с А. В. Луначарским , объезжавшим в этот период с агитпоездом войска Южного фронта, и беседа о желании заняться изучением мозга , чтобы «понять материальные механизмы человеческой души» становится знаковой в судьбе Анохина.

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в (ГИМЗ), которым руководил В. М. Бехтерев . Уже на 1-м курсе под его руководством проводит первую научную работу «Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга».

В результате П. К. Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань , где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института.

С 1953 год по 1955 год заведует кафедрой физиологии и патологии высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей в Москве.

В 1955 году - профессор кафедры нормальной физиологии 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия). В это время им были сформулированы теория сна и бодрствования, биологическая теория эмоций, предложена оригинальная теория голода и насыщения, получила завершенный вид теория функциональной системы, дана новая трактовка механизма внутреннего торможения , отраженная в монографии «Внутреннее торможение как проблема физиологии» (