Труды Джабир ибн Хайана, Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Абулькасим)

Как неоднократно уже отмечалось в статьях данного сайта, мусульманский период в истории Испании (в ту пору известной как аль-Андалуc/Андалусия) был золотым веком исламской цивилизации и исламского общества.

Одним из выдающихся деятелей мусульманской Испании был Абу аль-Касим аз-Захрави, величайший средневековый хирург Ислама. Он совершил прорыв в сфере хирургических операций благодаря изобретению хирургических инструментов и выведению ряда новых методологий. Его тридцатитомная медицинская энциклопедия в течение многих столетий использовалась в качестве стандартного текста по медицине во всей Европе. Влияние, которое он оказал на всю медицинскую практику, можно назвать поистине революционным.

Происхождение и предпосылки

Аз-Захрави жил во времена мощного Халифата Омейядов в Кордове. Он родился в 936-ом году, умер в 1013-ом году, служил при Омейядском халифе аль-Хакаме II и при военном управляющем аль-Мансуре. На протяжении всей своей жизни аз-Захрави был придворным врачом, находился под покровительством правителей аль-Андалуса, распознавших в нем медицинского гения, и служил врачом при дворе более 50 лет.

В отличие от многих врачей и медицинских учреждений современного мира, аз-Захрави настаивал на осмотре пациентов вне зависимости от их финансового положения. Наблюдая самых разных пациентов изо дня в день и ведя записи о процессе их лечения, он оставил очень ценный труд по медицинским знаниям, который назвал «аль-Тасриф».

Аль-Тасриф

Его медицинская энциклопедия состоит из тридцати томов, каждый из которых разбирает разные аспекты медицины. В одном из ранних томов он разъясняет, как диагностировать заболевания и отмечает, что хороший врач должен полагаться на свои собственные наблюдения за пациентом и симптомами, которые были у него замечены, не ограничиваясь лишь тем, что говорит сам пациент, что и практикуют сегодня современные врачи.

Аз-Захрави принимает целостный подход к медицине, описывая не только способы лечения заболевания, но также разъясняя, как эти заболевания можно предотвратить. Он посвящает часть своей книги перечислению продуктов, употребления которых следует избегать, составлению здоровой диеты и тому, как сделать пищу частью плана лечения.

Особенно подробно он описывает негативное воздействие алкоголя на организм:

«[Алкоголь вызывает] общую слабость большинства нервных окончаний тела, затрудняет артикуляцию, ослабляет добровольные движения, вызывает артралгию, подагру и пр. … а также нарушения печени, что приводит к ее увеличению и непроходимости, а это, в свою очередь, является прямой причиной возникновения асцита и общего ухудшения здоровья» .

Хирургия

Наиболее значительным томом Тасрифа является 30-ый, посвященный хирургии, в котором он детально объясняет, как проводить операции при различных заболеваниях. В этом же томе он настаивает на том, что хирургам следует научиться очень хорошо разбираться в общей медицине, анатомии и даже в трудах философов, изучавших медицину, прежде чем приступать к операциям.

Аз-Захрави открыл большую часть тех процедур и материалов, которые широко используются во время операций в наши дни. Он первый использовал кетгут в качестве нити для внутренних швов. Кетгут - это нить, вытянутая из слизистой оболочки кишечника животных, является единственным материалом, который может быть использован в хирургии внутренних органов, поскольку рассасывается в организме, что избавляет от необходимости повторной операции по удалению внутренних швов. Он изобрел множество инструментов, без которых не может обойтись современная хирургия. Он также был первым, кто использовал специальные щипцы во время родов, значительно сократив тем самым смертность младенцев и рожениц. Он первым провел тонзиллэктомию - операцию по удалению миндалин, с теми же устройствами давления на язык, крючками и ножницами, что используются сегодня, спустя десяток веков, современными врачами. Он изобрел скрытые скальпели, которые позволили хирургам делать разрезы, не подвергая опасности жизни пациентов. Он первым использовал и общую и местную анестезии с целью уменьшить боль, испытываемую пациентом во время операций.

Он также стал первым хирургом, сделавшим мастэктомию - удаление женских молочных желез при наличии в них раковой опухоли, и сегодняшние операции производятся в точно таком же порядке, в котором проводил их десяток столетий назад мусульманский хирург аз-Захрави. Он подробно описывал, как собирать и фиксировать кости при переломах, как проводить ампутацию конечностей, и даже то, как следует крошить камни в мочевом пузыре. Для одного только перечисления операций, в которых он стал первопроходцем, потребуется отдельная книга.

Несмотря на его необъятные знания и способности, он всегда отказывался проводить рискованные, ранее не проводившиеся операции, которые требовали большого эмоционального и физического напряжения пациента. Он верил в важность человеческой жизни и стремился продлить ее как можно дольше. Его прецедент является блестящим примером эффективного индивидуального подхода и искреннего отношения к своему делу, которому должны следовать любые врачи.

Наследие

Ат-Тасриф совершил свой путь из Андалусии по всему мусульманскому и христианскому мирам. На протяжении нескольких веков эта книга переводилась на латинский и другие европейские языки. И большинству открытых им методов, материалов и процедур были даны свои названия, которые не указывали на то, что они принадлежали ему. К примеру, «положение Вальхера» во время родов и «метод Кохера» для фиксации смещенных плечевых суставов были изобретены аз-Захрави и описаны в его книгах, но приписаны более поздним европейским врачам.

Несмотря на те ограниченные возможности, которые аз-Захрави имел в свое время, его вклад в области медицины и, в частности, хирургии стал грандиозным прорывом для той эпохи. Без тех процедур, методик, материалов и инструментов, которые он открыл для хирургии, неизвестно, сколько еще она оставалась бы опасной варварской игрой в «угадал-не угадал». Его неоспоримый талант и последовательные записи процедур способствовали серьезному продвижению медицины на несколько веков вперед, и человечество по-прежнему остается в долгу перед этим гением.

Примечания:

М. Реда Авадэйн (Awadain, M. Reda) под названием «Свежий взгляд и изучение некоторых страниц книги аль-Захрави - ат-Тасриф» (A Recent Look and Study of Some Papers of al-Zahrawi’s Book “al-Tasrif”). Islam Set. N.P. Веб от 16 декабря 2012 г.

Библиография:

    Салим аль-Хасани (Al-Hassani, Salim), «1001 открытие: Бессмертное наследие исламской цивилизации» (1001 Inventions: The Enduring Legacy of Muslim Civilization). Вашингтон:National Geographic Society, 2012. Печать;

    М. Реда Авадэйн (Awadain, M. Reda), «Свежий взгляд и изучение некоторых страниц книги аль-Захрави - ат-Тасриф» (A Recent Look and Study of Some Papers of al-Zahrawi’s Book “al-Tasrif”). Islam Set. N.P. Веб от 16 декабря 2012 г.;

    М. Морган (Morgan, M.), «Потерянная история» (Lost History), 2007, National Geographic Society.

Биография

Абу аль-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Абулькасис) родился в 936 году в городе Медина аз-Захра, неподалеку от Кордовы - столицы Кордовского халифата, расположенного на территории современной Испании.

Аз-Захрави изучал медицину в университете Кордовы. В совершенстве познать эту науку ему позволил доступ к Кордовской библиотеке, крупнейшей в средневековые времена. Он мало путешествовал и прожил большую часть своей жизнь в окрестностях Кордовы, где врачевал, в том числе при дворе правителей, и преподавал в университете. Он стал известнейшим врачом и символом арабской средневековой хирургии.

Умер он в 1010 году в родном городе.

Вклад в медицину

Он написал 30-томное иллюстрированное практическое пособие по медицине: «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», или «Книга аз-Захрави». Работа включила главы, посвященные различным отраслям медицины, в том числе хирургии, ортопедии, офтальмологии, фармакологии, одонтологии, диетологии и др. При написании он опирался на сочинения Гиппократа и Галена, но в большей степени на собственный опыт.

В первых двух книгах автор привел классификацию, клиническую картину и методы лечения 325 болезней. Он был первым врачом, описавшим геморрагическую болезнь, которая развивается у мальчиков, рожденных от здоровых матерей (гемофилию).

Замечание 1

30-ый том, посвященный хирургии («Краткое изложение (сведений) по хирургии: прижигание, рассечение, прокалывание, восстановление и экстракция») в XII веке был переведен на латынь и долгое время служил руководством для европейских хирургов.

В этом труде он отмечал, что хирург в первую очередь должен быть хорошим анатомом. Он сделал зарисовки около 200 различных хирургических инструментов, пояснил, как и когда их следует использовать. Некоторые из них стали прототипами современных инструментов.

Абулькасис описал множество техник и хирургических операций. Так, он посвятил главу лечению методом каутеризации (прижигания). Он описал инструмент, которым рекомендовал производить процедуру, а также выделил две техники: с использованием едкого вещества либо раскаленного металла. При этом среди показаний к процедуре насчитывалось более 50 различных болезней.

Во второй главе аз-Захрави описал методики лечения ран, около 100 хирургических операций, в том числе ушивание ран, перевязка сосудов, ампутации мягких тканей. В своих рукописях великий хирург изложил варианты остановки кровотечений у больного: путем прижигания, отсечения и перевязки артерии, при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа. В книге также отмечено, что при наличии тяжелого осложнения раны – гангрены конечности – необходимо как можно раньше производить ампутацию.

Третья глава была посвящена переломам и вывихам. Считается, что именно аз-Захрави первым стал применять бинтование раны хлопковой тканью и наложение гипсовой повязки при переломе.

Арабский хирург ввел использование кишечных нитей для сшивания тканей, преимуществом которых была способность рассасываться со временем (аналог современного кетгута). Он применял трепанацию, производил латеральное камнесечение и извлечение камней из мочевого пузыря путем введения в мочеиспускательный канал специального инструмента, пункции при водянке живота, проводил операцию при паховой грыже и др. Считается, что Абулькасис также проводил родовспоможение при трудных родах.

Аз-Захрави много времени уделял лечению глазных болезней, в том числе хирургическими методами. По некоторым данным, он впервые ввел термин «катаракта ». Занимался также болезнями носа, уха и горла. Кроме того, он лечил болезни зубов, например, удалял зубной камень, исправлял прикус, изготавливал зубные протезы. Все эти умения он также описал в своем руководстве.

Замечание 2

Таким образом, труд аз-Захрави оказался связующим звеном между античной и средневековой хирургией и в течение нескольких столетий ценился как авторитетное руководство по лечению хирургических болезней человека. В Кордове и сейчас сохранилась улица, именованная в честь великого хирурга, а инструменты, которые он изобрел можно увидеть в музее Калла Хурра.

Альбукассис, один из величайших хирургов своего времени, родился недалеко от испанского города Кордова, некогда входившего в состав исламского Халифата на протяжении 600 лет. Его Энциклопедия хирургии служила стандартным рабочим материалом по предмету во всех университетах Европы в течение порядка пяти сотен лет.

Мусульманские ученые Авиценна, Ар-Рази и Аль-Захрави Абуль-Касим (также известный под именем Альбукассис или Аль-Захрави) являются первыми из числа тех, кто приложили все свои усилия и знания в области медицины. Они явили миру жемчужины научных достижений, которые и по сей день являются важными источниками в области врачевания и медицинской науки в целом.

Аль-Захрави Абуль-Касим Халяф ибн Аббас (Абуль-Касис или Альбукассис) появился на свет в городке Мадинатуль-Захра неподалеку от испанского города Кордова в 936 г. и покинул этот мир в 1013 г. Он происходил из племени Ансар на Аравийском полуострове, которое ранее переселилось на территорию Испании. Его выдающимся вкладом в науку врачевания (медицины) можно считать созданную им энциклопедическую работу под названием «Ат-тасриф ли манн аджиза ан ат-талиф» в тридцати трактатах. Его Ат-тасриф, завершенный около 1000 г. от по его собственным словам, стал результатом почти пятидесятилетнего медицинского образования и практического применения навыков.

Ат-тасриф — это иллюстрированное практическое пособие по медицине и хирургии. Даже из сокращенного варианта энциклопедии в 1500 страниц, можно понять, что Альбукассис был не только медицинским ученым, но и великим врачевателем и хирургом. Эта работа оказала огромное влияние на хирургию, и продвинуло эту область науки далеко вперед на территории Европы. Ат-тасриф включает в себя 30 лекций, и предназначался для студентов медицинских колледжей и практикующих врачей, для коих он был просто незаменимым другом и помощников в возникавших разнообразных затруднительных ситуациях, так как в этой энциклопедии можно было получить ответы практически на все вопросы по клиническим проблемам. В Ат-тасрифе содержится самый ранний в истории рисунок хирургических инструментов. Около двухсот рисунков проиллюстрированы и описаны. В местах использования инструмента изображена сама процедура хирургической операции. Лекции 1 и 2 были переведены на латинский язык как «Liber Thoricae», которые были отпечатаны в Аугсбурге в 1519 г. В них Альбукассис классифицировал 325 болезней и объяснил их симптоматологию и лечение. На странице 145 он впервые в истории медицины описал геморрагическую болезнь, передающуюся от незараженной женщины ребенку мужского пола, сегодня мы называем это гемофилией. Лекция 28, затрагивающая вопросы фармацевтики, была переведена на Латинский язык не ранее 1288 г. под названием «Liber Servitoris». Из всех лекций Ат-тасрифа Альбукассиса Лекция 30 по хирургии стала наиболее знаменитой. Переведенная на латинский язык Герардом Кремоной (1114-1187), она подвергалась, по меньшей мере, десяти латинским переизданиям в промежутке между 1497-1544 гг. Последняя редакция этой Лекции была выпущена Джоном Ченингом в Оксфорде в 1778 г., которая содержит как оригинальный арабский текст, так и его латинский перевод на обратных сторонах страниц. Практически все европейские авторы текстов на тему хирургии от ХII до XVI столетий ссылались на хирургию Альбукассиса и сверяли свои труды с его сочинениями (копировали его сочинения). В их числе Роджер из Солерно (умер в 1180 г.), Гульельмо Салисефте (1201-1277), Ланфранчи (умер в 1315 г.), Онри де Мондевиль (1260-1320), Мондинус из Болоньи (1275-1326), Бруно из Калабрии (умер в 1352 г.), Ги де Шолиак (1300-1368), Валескус из Таранты (1382-1417), Николас из Флоренции (умер в 1411 г.), Леонардо да Бертапагати из Падуи (умер в 1460 г.).

300 страниц хирургии Альбукассиса представляют собой первую книгу подобного размера, целиком посвященную теме хирургии, которая также включает в себя тему зубоврачевания и тему, которую можно определить как хирургическая дерматология. В ней Альбукассис развил все аспекты хирургии и его различные ответвления: болезни уха, носа и горла, болезни головы и шеи, общая хирургия, акушерство (родовспоможение), гинекология; полевая (военная) медицина, урология и ортопедическая хирургия. Он разделил свои Лекции на три части: 1-я часть посвящена каутеризации (прижигание) (56 параграфов); 2-я — хирургии (97 параграфов) и 3-я — ортопедии (35 параграфов). В этой связи не вызывает удивления, что Альбукассис пробудил в европейцах вдохновение (произвел неизгладимое впечатление) через арабскую медицинскую литературу и что эта книга заняла высокое положение как самый передовой учебный труд в западном христианском мире.

Серефеддин Сабункуоглу (1385-1468) был хирургом, проживавшим в Амазии в центральной Анатолии. Он написал свою книгу Джерахиййе-тул-Ханиййе в 1460 г. в возрасте 80 лет после многолетней службы в качестве главного хирурга в госпитале Амазии (Дарруссифа). Текст его работы был представлен на обозрение султану Мухаммаду Завоевателю, но вскоре рукопись была утеряна до его повторного появления в 1920-х годах. Эту книгу с натяжкой можно назвать переводом Ат-Тасрифа, но тем не менее помимо перевода он добавил в нее результаты собственных экспериментов и снабдил интересными комментариями к практическому применению, а каждая хирургическая операция в его работе подробно проиллюстрирована.

Вильям Хантер (1717-1783) использовал привезенные им из Алеппо арабские рукописи для своих исследований в области аневризма.

В университете шотландского города Глазго можно обнаружить статью с таким заглавием: «Вильям Хантер и его арабские исследования». Также в одной из глав биографии Вильяма Хантера, составленной сэром Чарльзом Иллингуортом, мы читаем ее название «История Вильяма Хантера», опубликованная в Эдинбурге Е.С. Ливингстоном в 1967 г. Глава 9, страница 58 была посвящена работе арабского ученого Альбукассиса, труды которого он изучал и будучи в поездке по Сирии привез на родину из Алеппо рукописи знаменитого Ат-Тасрифа.

Старейшая рукопись на тему медицины, написанная в Англии приблизительно в 1250 г., согласно британскому медицинскому журналу содержит поразительные свидетельства. Выноска к работам Альбукассиса:

«Эта интересная реликвия составляет свиток из 89 листов, написанный готическим шрифтом на латинском языке. Сия работа содержит в себе шесть отдельных трактатов, первая и самая важная из которых называется Хирургия Альбу-Масима (Альбукассис, Абулькасим). Она состоит из 44 листов, за исключением 3 утерянных. Можно утверждать с определенной долей уверенности, что на сегодняшний день это самая старая из сохранившихся книг, описывающая проблемы медицины, написанная в Англии». Нова Ветера, 8 июля 1939 г. страницы 80-81.

Таким образом, мы замечаем, что «Альбукассис был не только одним из величайших хирургов средневековой истории Ислама, но также и великим педагогом и психиатром. В своем Ат-Тасрифе он выделил детскому образованию и этике поведения за столом, учебному плану в школах и академической специализации существенную главу». Профессор С. Хамарнех (Науки о здоровье в Исламе).

В родном городе Альбукассиса Кордове можно обнаружить улицу, названную в его честь. В музее Калла Хурра, вблизи реки Вади аль-Кабир, в качестве экспонатов выставлены медицинские инструменты, которыми пользовался ученый. Отдавая должное достижениям этого великого ученого, профессор Фуад Сезгин сконструировал 200 хирургических инструментов отлитых в золоте, которые в свою очередь были выставлены в мадридском археологическом музее. А музей «Саентифико Андалусии» в Эль-Легадо опубликовал каталог с цветными фотографиями инструментов и рукописей Альбукассиса.

Post Views: 463

Posted in

Поразительно, но факт: когда педиатры в современной Европе назначают маленьким пациентам ингаляции, они, возможно, даже не догадываются, что над ними незримо витает дух благословенного Абуль-Касима аз-Захрави (963-1013 годы), более известного в Старом Свете под псевдонимом Альбукасис. А ведь именно он придумал первый в мире ингалятор. Впрочем, как и многое другое медицинское оборудование, а также приемы врачевания, лишь по недоразумению считающиеся ныне давними новациями европейских докторов.

Во имя жизни

Головы придворных табибов летели с их плеч одна за другой. И неудивительно: ни один из них не смог вытащить огромную занозу из пухлого плечика трехмесячного младенца, отпрыска главного визиря, служившего калифу Кордовы, Аль-Хакаму II. Стоило неудачливым лекарям приблизиться к малышу, сжимая угрожающего вида медицинские ножи в руках, как тот буквально впадал в истерику. В тот момент, когда сам могущественный Аль-Хакам, второй правитель мусульманской Кордовы (Испания), уже обнял своего безутешного визиря и повелел ему молиться, смирившись с неизбежным заражением крови сынишки и последующей за ним смертью, кто-то из придворных догадался послать за аз-Захрави. Далее, по мнению всех присутствующих, «свершилось чудо по воле Аллаха». Заговорив с крохотным пациентом ласковым, напевным голосом, этот табиб передал ребенку в руки хирургический инструмент, который сам же недавно изобрел. Заигравшись под наблюдением аз-Захрави со скальпелем (!), сын визиря утратил страх перед ним и вскоре позволил медику извлечь занозу. Что касается аз-Захрави, то он отказался от вознаграждения, предложенного счастливым отцом, — богато инкрустированного серебряного блюда, доверху наполненного золотом. Медик пояснил, что старался во имя жизни, а предложенная ему за то награда «слишком несправедлива по отношению к тем больным детям, чьи нищие родители не способы расплатиться за их исцеление даже черствой лепешкой».

«Пусть за меня скажут мои дела»

Знают ли люди, «сделавшие себя сами» (self-made men), что изречение, вынесенное нами в заголовок, принадлежит вовсе не Биллу Гейтсу, а исламскому врачу аз-Захрави? Между тем этот медик, служивший при дворе второго калифа Кордовы, а затем наследовавшего ему военачальника и фактического правителя мусульманской Испании аль-Мансура, жил именно так, как об этом говорил.

Жизнь того, кто однажды — посмертно — прославится в Старом Свете под именем Альбукасис, практически неизвестна современным исследователям. В отличие от медицинских разработок скромного табиба.

Принимая во внимание скупые размеры журнальной публикации, перечислим лишь некоторые из них.

Кетгут. Аз-Захрави первым из врачей предложил использовать эту нить из тканей кишечника животных для наложения внутренних швов. Тогда было ведомо, что это единственный материал, рассасываемый организмом. А вот до того как аз-Захрави революционно использовал оный, самых богатых и влиятельных пациентов на Востоке и Западе оперировали дважды. Повторно — дабы снять наложенные швы.

Щипцы для родовспоможения. Первым в мире применив таковые, Альбукасис снизил смертность младенцев и молодых матерей.

Тонзиллэктомия. Эта операция по удалению нёбных миндалин вместе с соединительной тканной капсулой известна свыше 3000 лет. Однако языкодержатель, крючки и ножницы для такого оперативного вмешательства разработаны именно аз-Захрави. И они практически в неизменном виде дошли до наших дней.

Местная и пероральная анестезия, мастэктомия у женщин с раком груди, методы дробления камней в мочевом пузыре, наиболее эффективные способы фиксации костей при ампутации конечностей — все это разработки нашего доктора.

Впрочем, достаточно перечислений. Лишь упомянув, что еще в 1918 году медицинская энциклопедия «Ат-Тасриф» (30 томов), принадлежащая перу Альбукасиса, была впервые (!) опубликована в Индии, дабы обрести тут статус официального учебника для врачей, попытаемся найти ответы на два очень важных вопроса.

Первый: был ли наш герой при всей его незаурядности неким уникумом своего времени? И второй: какова извечная цена отсутствия паблисити («раскрученности») в медицинском сообществе?

Золотой век ислама и «историческая амнезия»

Для начала зададим читателям вопрос, предлагая им проверить свою эрудицию. Где и когда был создан первый университет? И, пока вы вспоминаете, продолжим наш рассказ…

Временной «отрезок» с VIII до XIII века иногда принято называть Золотым веком ислама. Именно на него и приходятся 50 лет служения всем людям (а не только калифу и его приближенным) нашего героя. А вот затем, уже после XIII века, происходит то, что доктор наук Крейг Консидайн называет в своей одноименной статье «исторической амнезией». Поясним сущность этого явления как можно мягче и политкорректней, будучи уверены в том, что читатель поймет наш эзопов язык.

Начиная с XIII века и далее в христианском мире возникает бытовое заблуждение о «реакционности» исламской науки, как и о «невежестве, ксенофобии» ученых (да и по большей части не только их), исповедующих данную религию. А ведь это далеко не так, идет ли речь о медицине, математике, философии и т.д.

И теперь, в подтверждение сказанному, ответ на вопрос, заданный читателям: первый в мире университет был создан в 859 году в Марокко, в Фесе — старейшем из четырех имперских городов этой страны. Вероятно, многих удивит даже не тот факт, что именно здесь разработали ученые степени, лишь заимствованные намного позднее университетом Болоньи (Италия) и знаменитым Оксфордом. Во-первых, кажется невероятным по нынешним временам обстоятельство, что создали университет Аль-Карауин две женщины — мусульманки Фатима и Мириам аль-Фихри. Во-вторых, необычен межконфессиональный мир, царивший в Аль-Карауин среди христианского, мусульманского и иудейского студенчества. В-третьих, бессмертные произведения Сократа, Платона, Аристотеля изначально были переведены именно здесь, а уже потом, намного позже, были переложены на европейские языки.

«Исцелять всех, невзирая на мошну их»

«Все это прекрасно, — заявит некий скептик. — Но при чем тут, собственно, названный вами родоначальником сов-ременной хирургии аз-Захрави?»

Отвечаем. В полном соответствии с ленинской формулой о том, как «декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию», все произошло и в случае с Альбукасисом. Выходцы из университета Аль-Карауин учредили в 872 году едва ли не первую в мире «светскую» (!) больницу в Каире. В этом передовом даже по нынешним меркам лечебном заведении, именуемом больницей Ахмеда ибн Тулуна, наличествовали лечебный центр, реанимационное отделение, санаторий. Здесь лечили всех, невзирая на пол и религиозные убеждения, и — впервые в мире — психически больных людей. Именно научное наследие больницы Тулуна «разбудило» в нашем докторе ученого: изучая здешние архивы, он спустя 100 лет после основания указанной лечебницы создал свой медицинский трактат, использовавшийся европейскими хирургами в качестве справочника на протяжении 500 последующих лет.

Более того. Впитав гуманистические идеи, переданные медикам больницы Тулуна выпускниками университета Аль-Карауин, родоначальник современной хирургии развернул поистине революционную агитацию уже при дворе фактического правителя всей мусульманской Испании, аль-Мансура. Надо сказать, что идеи, распространявшиеся Альбукасисом среди собратьев по медицинскому цеху, сходили ему с рук по одной причине: слишком уж хорошо лечил сей бунтарь и смутьян.

Что же за крамольные идеи проповедовал наш герой? Да вот, не угодно ли. Многие из оных идей — скажем, положа руку на сердце, — до сих пор могут счесть крамолой в тех или иных медицинских кругах. По аз-Захрави, одинаково качественно следует лечить всех (вне зависимости от конфессиональной принадлежности) — и богатых, и нищих, не прося при этом с бедняков какой-либо платы, но уделяя много личного внимания каждому пациенту, невзирая на тяжесть его мошны.

Чужие имена

Наконец, о посмертной судьбе открытий, сделанных скромным в быту и не алкавшим громкой славы аз-Захрави. Большинство «ноу-хау» выдающегося медика давным-давно присвоены его не столь щепетильными европейскими последователями. Положение Вальхера в родовспоможении и метод Кохера (при вправлении плечевого сустава) — детища именно аз-Захрави. Но, как видим, детища, носящие чужие имена.

Остается лишь с прискорбием констатировать, что чрезвычайно цельная по своей внутренней структуре медицинская энциклопедия Альбукасиса оказалась в Европе — причем веками позже — так сказать, «раздерганной на цитаты» старосветскими учеными, не вникнувшими в суть. Вот лишь два тому примера. В XII веке один из крупнейших переводчиков Средневековья, итальянец Герард Кремонский осилил лишь один раздел (посвященный хирургии) из 30 томов «Ат-Тасрифа». И только в 1519 году в Аугсбурге (Германия) был представлен на суд медиков более-менее полный перевод на латинский этого выдающегося труда (под названием Liber theoricae necnon practicae Alsaharavii — «Теоретическая и практическая книга аз-Захрави»).

Известный на Западе как Альбукасис, этот врач-мусульманин считался самым выдающимся средневековым хирургом в исламском мире. Многие называют его отцом современной хирургии. Его наибольший вклад в медицину – тридцатитомный труд "Kitab al-Tasrif", большая энциклопедия медицинской практики. Новаторский вклад Альбукасиса в развитие хирургических процедур и инструментов оказал существенное влияние на Восток и Запад. Некоторые из его открытий по сей день применяются в медицине. Альбукасис был первым врачом, описавшим внематочную беременность и определившим наследственную природу гемофилии.


Абу аль-Касим Халаф ибн аль-Аббас аль-Захрави родился в 936-м в г. Эль-Захра (El-Zahra), рядом с г. Кордова, Андалусия (Córdoba, Andalusia). Большую часть своей жизни он прожил в Кордове, где учился, а затем и преподавал медицину и хирургию, незадолго до своей смерти. Из истории жизни хирурга известно совсем немногое, а все из-за уничтожения Эль-Захра в ходе кастильско-андалузских конфликтов. Его имя впервые появляется в трудах Абу Мухаммада бин Хазма (Abu Muhammad bin Hazm), который ставит Альбукасиса в один ряд с величайшими врачами мавританской Испании (Spain).

Альбукасис был придворным врачом андалузского халифа Аль-Хакама II (Al-Hakam II). Все свои таланты и силы он вкладывал в развитие медицины, особенно в область хирургии. Он был специалистом в лечении заболеваний путем прижигания. Абу аль-Касим изобрел несколько устройств, используемых во время операций, для таких целей, как исследование внутренней части уретры, удаление инородных тел из горла, осмотр уха и т.д. Считается, что Альбукасис в 963-м первым описал внематочную беременность, роковой недуг тех времен.

Абу аль-Касим первый ввел в практику различные канюли и первый начал лечить бородавки при помощи каустических химикатов. Он первым опробовал двойной крючок в хирургии и поведал миру о хирургическом лечении мигрени, которое в 21-м веке серьезно заинтересовало южноафриканского хирурга Эллиота Шевела (Elliot Shevel). Альбукасис описал применение щипцов в вагинальных родах. Он представил свыше 200 хирургических инструментов, многими из которых не

пользовался ни один хирург.

Альбукасис пользовался кетгутом, саморассасывающимся хирургическим шовным материалом, для внутренних швов. В современной хирургии кетгут используется по сей день. Согласно иллюстрациям из "Kitab al-Tasrif", арабский врач также изобрел шприцы для извлечения мертвых плодов. В аптечном деле и фармакологии Абу аль-Касим был первопроходцем в подготовке лекарственных средств в режиме сублимации и дистилляции. Особый интерес представляет его труд "Liber Servitoris", где читатель не просто знакомится с различными рецептами, но и получает возможность самому изготовить "простейшие" препараты, входящие в состав комплексных.

Ясность изложения и привлекательная методика представления своих открытий помогли Альбукасису справиться с предубеждением медицинской системы Европы, долгое время с недоверием относившейся к арабской литературе. Методы Абу аль-Касима затмили труды римского медика Галена (Galen) и доминировали в медицинской Европе почти 500 лет. Интересно, что Абу аль-Касим ценил свои знания выше всех знаний античных мыслителей. Он написал: "Все те умения, что у меня есть, я извлек сам из долгого процесса чтения книг древних. Мне помогала моя жажда к познанию, пока я не выудил всю информацию. Затем всю свою жизнь я придерживался стороны опыта и практики... Я сделал знания доступным для вас и уберег их от бездны нудного многословия". Посчитав, что он достиг предела книжного знания, Альбукасис принялся добавлять к теоретической базе знаний практическую.