Системы двигательной реабилитации при дцп. Реабилитационный центр для детей с дцп

Детский церебральный паралич развивается вследствие повреждения тканей головного мозга (поражение ствола, коры, капсулы). Клинически заболевание проявляется параличом, атонией или гипертонусом отдельных групп мышц, а также нарушением глотательного рефлекса, умственного развития, трудностями с социальной адаптацией. В зависимости от зоны поражения симптоматика отличается. Наиболее частыми причинами болезни являются родовая травма, асфиксия в родах, внутриутробная инфекция. При постановке диагноза ДЦП ребенку необходимо постоянное лечение и реабилитация, которые помогают облегчить тяжесть патологии.

Восстановительный курс пациентов с ДЦП проводится на базе реабилитационных центров, созданных государством. Больных туда может направить участковый педиатр, терапевт или врач соматического отделения.

Реабилитация детей с ДЦП включает большое разнообразие процедур, направленных на снижение тонуса мускулатуры, стимуляцию умственного развития и коллективизацию ребенка. Длительность восстановительного периода различная и зависит от тяжести болезни (тяжелая степень требует постоянных занятий). Врачи и реабилитологи советуют начинать программу восстановления с 1 года. Результат эффективности лечебных мероприятий при ДЦП зависит от возраста ребенка. Так как у малышей нейронные связи в мозгу восстанавливаются на много быстрее, чем у детей постарше.

Основные методы реабилитации ДЦП:

  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • бобат- и войта-терапия;
  • водолечение;
  • использование приспособлений и тренажеров, предотвращающих развитие патологической позы, снижающих гипертонус мышц;
  • занятия с логопедом для коррекции дефектов речи;
  • психологическая поддержка родителей и ребенка;
  • лекарственная терапия, необходимая для устранения чрезмерного тонуса мускулатуры;
  • хирургические операции – сухожильная пластика, корригирующая остеотомия;
  • проведение нейрохирургических операций;
  • физиотерапия;
  • иппотерапия, дельфинотерапия;
  • арт-терапия (терапия при помощи рисунков);
  • сенсотерапия.

В ходе реабилитации перед ребенком ставится одна цель: научиться переворачиваться, стоять, сидеть, захватывать или удерживать предметы. В ходе занятий улучшается адаптация ребенка к обществу, а также интеллектуальные способности ребенка.

Медикаментозное и хирургическое лечение

Реабилитация у детей с ДЦП обязательно включает лекарственную терапию.

Целью использования медикаментозных средств являются:

  • снижение тонуса мышц (снятие спазма глотки или ее паралича, ослабление патологической позы);
  • стимуляция кровообращения головного мозга;
  • устранение судорожного синдрома;
  • улучшение проводимости нервных импульсов в тканях мозга.

У пациентов с ДЦП часто возникают эпилептические приступы. В качестве противосудорожной терапии применяют лекарственные средства Ламотриджин или Топарамат. Мидокалм, Баклофен активно используется для снижения гипертонуса мускулатуры, что облегчает восстановление двигательной активности у ребенка в дальнейшем. Для стимуляции мозговой деятельности доктора назначают лекарственный препарат Актовегин, который необходим для улучшения мозгового кровообращения. При сильных болях врач выписывают анальгетики и спазмолитики.

Если у ребенка с ДЦП имеются сопутствующие заболевания, такие как сахарный диабет, гипотиреоз, к лечению прибавляются терапия Тироксином и Инсулином короткого или длительного действия. Ожирение лечат при помощи лекарств ускоряющих обмен веществ, сбалансированного питания и физической нагрузкой. При сильном возбуждении детям назначают антидепрессанты.

Ортопедическая и хирургическая коррекция

К хирургической помощи относятся операции по устранению контрактур в суставах, возникающих при постоянном повышенном тонусе сгибателей (разгибателей) и атрофии мышц антагонистов. Хирурги осуществляют оперативное вмешательство для замены суставов, проведения сухожильной пластики, остеотомии. Операции на головном мозге проводятся для восстановления работы нервных пучков. Эти методики помогают частично облегчить и восстановить двигательную активность пациента.

Массаж и лечебная физкультура (ЛФК)

Массаж и ЛФК считаются основными направлениями физической реабилитации ДЦП. Массаж осуществляется только специалистом. Эта процедура проводится ежедневно и предназначена для улучшения кровообращения в конечностях, снятия спазмов мышц.

Лечебная физическая культура необходима для восстановления работы атоничной мускулатуры. С ребенком занимается врач по ЛФК, который назначает комплексы упражнений в зависимости от клинических проявлений ДЦП. Ребенок выполняет упражнения самостоятельно, а также при помощи врача или мамы. Занятия проводятся на коврике, с мячом, гантелями. В комплекс занятий часто включаются наклоны, приседания, выпады ногами, ползание, растяжка, ходьба.

Врачи ЛФК используют упражнение «туннель», ходьбу по наклонной или покачивающейся доске для тренировки равновесия, прыжки со скакалкой, резинкой, игру «классики». Ежедневные занятия 2 раза в день по 1 часу в течение года приводят к положительным результатам. Отменять занятия не рекомендуется.

Использование приспособлений и тренажеров

Для облегчения движений и перераспределения нагрузки на мышечную систему ребенка доктра применяют специальные комплексы. Они крепятся к потолку и полу, имеют множество растягивающих элементов, которые немного противодействуют спазмированным мышцам, а также осуществляют пассивные движения атрофированной мускулатуры.

Занятия на тренажерах осуществляются только под присмотром медицинского персонала или матери. Родителей активно обучают правильно пользоваться тренажерами, чтобы не нанести вред ребенку. Использование костюма Адели улучшит результаты тренировок, облегчит движения в повседневной жизни. Тренажер «наездник», костюм «спираль», универсальная система Гросса помогают приобрести новые навыки и ощущения.

Пациентам с ДЦП необходимы инвалидные кресла, ходунки, стулья-туалеты, гигиенические сиденья для ванн, велотренажеры. Можно приобрести вертикализаторы. Это приспособления для удержания ребенка в положении стоя. Они оснащены специальным столиком для приема пищи и колесиками, облегчающими перемещения ребенка по помещению. Физическая культура, массаж, специализированные приспособления используют также в реабилитации взрослых с ДЦП.

Другие методики

Медицинская реабилитация ДЦП включает множество методов: физиопроцедуры, логопедические занятия, различные настольные, а также подвижные игры. Полезны водные процедуры, плавание с дельфинами.

Физиопроцедуры

К физиотерапии относятся вoдoлeчeниe, элeктpoлeчeниe, мaгнитoтepaпия, гpязeлeчeниe, элeктpocтимуляция, ультpaзвук, элeктpoфopeз. Из водных процедур выделяют плавание в бacceйнe, мopcкиe, xвoйныe ванны, дeльфинoтepaпия. Плавание оказывает положительный эффект на все группы мышц, способствует росту скелета, успокаивает ребенка. Его часто сочетают с гимнастикой. Цветодинамическая квант-камера объединяет занятия в бассейне с лазерным душем.

Электротерапию назначают для стимуляции работы головного мозга путем улучшения кровотока. Гальванические ванны сочетают воздействие электрического тока, воды, лекарственных веществ. Ультразвуковая терапия проводится для улучшения кровообращения. Если ребенок возбужден, просыпается ночью, а также имеет частые эпилептические припадки, ему показан электросон.

Дельфинотерапия, иппотерапия

Реабилитация ДЦП включает лечение дельфинотерапией. Курс занятий длится 2 недели. Ребенок получает новые ощущения, массу положительных эмоций. При движении плавниками, дельфин направляет на малыша потоки воды, которые обладают эффектом вибрационного массажа. Прикосновения к дельфину стимулируют сенсорную чувствительность, что помогает работе функциональных центров головного мозга.

Иппотерапия – поездки на лошади верхом. Эта методика укрепляет мышцы спины, способствует тренировке равновесия, проводит профилактику депрессии у детей. Она подходит для малышей старше 2 лет, подросткам, а также взрослым.

Занятия с педагогами, логопедами и психологами

Задача педагогов и психологов во время реабилитации ДЦП научить ребенка общаться с окружающими людьми, используя речь, эмоции, жесты, игру, труд. Персонал должен создать для ребенка обстановку, в которой он не будет чувствовать себя неполноценным. Педагоги и родители учат малыша обслуживать себя самостоятельно, подготавливают ребенка к обучающему процессу. Логопеды выстраивают четкую, правильную речь, исправляют произношение слов, формируют силу голоса и речевого потока.

Развивающие игры и рисование

В ходе реабилитации врачи советуют больше заниматься мелкой моторикой. Она развивает интеллектуальные способности ребенка. Для этих целей подойдет мозаика, пазлы, конструкторы, собирание палочек, игра на музыкальных инструментах. Очень полезно детей с ДЦП приобщать к арт-терапиии. Рисование успокаивает ребенка, дает ему возможность выразить свои мысли и эмоции, готовит к обучению.

Сенсотерапия, бобат-терапия, войта-терапия

Для больных с ДЦП в условиях реабилитационных центров имеются сенсорные комнаты. Они оснащены различного рода раздражителями (разноцветные гирлянды и светильники, массажные кресла, кушетки, мячики с пупырчатой поверхностью, сухие ванны, наполненные цветными шариками). Ребенок находится в помещении вместе с мамой в течение 30-40 минут.

Бобат-терапия осуществляется за счет поддерживающих и стимулирующих методик к движению. Войта-терапия – это запуск определенных групп мышц на рефлекторном уровне. Ее применяют у детей до 1 года. Своевременное использование этого метода может остановить или предупредить появление заболевание.

Заключение

Реабилитация является важным этапом восстановления при наличии у больных детского церебрального паралича. Она применяется во взрослой, а также педиатрической практике. Для достижения успешного лечения необходимо упорно заниматься лечебной физической культурой, посещать физиопроцедуры на протяжении нескольких лет. Комплексный подход к восстановительной терапии на ранней стадии болезни может привести к улучшению состояния больного, а у детей до 1 года к предупреждению дебюта ДЦП.

Реабилитация ДЦП — видео

Абсолютно каждый ребенок с ДЦП (детским церебральным параличом) нуждается в длительной реабилитации. В течение ряда лет создавались специальные центры, клиники, интернаты и кабинеты реабилитации таких детей, многие из которых патронировались благотворительными организациями и зарубежными инвесторами. Проводилось восстановительное лечение и за рубежом (в Китае, Германии, Греции др. странах).

Так, с 1993 г. работает детский реабилитационный центр в Москве, созданный при содействии Отдела по церковной благотворительности Московского Патриарха и английского христианского благотворительного общества «Барнардос», которое многие годы спонсировала принцесса Диана.

С 1999 г. в Москве создана и продолжает работать ортопедическая мастерская в сотрудничестве с благотворительным католическим немецким обществом «Либенау» и «Холдингом реабилитологов Гейдельберга». Реабилитация там проводится с использованием немецких технологий. Об основных методах реабилитации детей, больных ДЦП, расскажем в данной статье.

В Москве реабилитацией занимается также клиника восстановительной медицины и реабилитации БиАТи. В клинике имеется стационар (для госпитализации ребенка с сопровождающим лицом) и разработана методика «Мобильной реабилитации», когда ребенку после консультации подбирается индивидуальная программа занятий, а родители проходят обучение на семинарах и занимаются с ребенком дома.

С 2003 г. в бальнеологическом курорте в г. Трускавец в международной клинике реабилитационного лечения применяется методика профессора Козявкина. Эта система реабилитации получила признание, как одна из 4-х наиболее эффективных при ДЦП во всем мире.

Обработаны результаты реабилитационной терапии 12 000 пациентов с церебральным параличом по этой системе: нормальный мышечный тонус достигнут в 94%, научились сидеть 62% детей, начали самостоятельно ходить 19%, сформирован правильный контроль положения головы у 75%, могут разжать кисть (ранее сжатую в кулак) 87% детей.

Целью реабилитации, которая отличается от медикаментозного лечения, является физическая и социальная адаптация ребенка, расширение его индивидуальных возможностей. Программа реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого пациента. В реабилитационных центрах работают с каждым ребенком специалисты: реабилитологи, эрготерапевты, логопеды, неврологи, ортопеды, психологи, методисты лечебной физкультуры и массажа.

Когда начинать занятия по реабилитации ребенка с ДЦП?

Чем раньше начат реабилитационный курс лечения, тем более результативным он является. Желательно начать этот курс уже с годовалого возраста малыша. Помимо работы специалистов, требуется активное и постоянное участие родителей. В некоторых реабилитационных центрах созданы условия для длительного совместного пребывания в них родителей и ребенка.

Продолжительность реабилитации зависит от степени тяжести заболевания и индивидуальных возможностей ребенка. Иногда длительность восстановительного курса равна 6 месяцам, а для других детей – это год, полтора или два ежедневных упорных занятий. В некоторых случаях родители проходят курс обучения и занимаются по предложенной программе с ребенком дома.

Опыт работы с детьми с ДЦП свидетельствует о том, что программа строится на поэтапном достижении очередной поставленной цели, пусть даже незначительной. Это так называемый метод «дробной цели». Для одного ребенка это может быть возможность поменять положение тела, лежа на мате (самостоятельно перевернуться), для другого – самостоятельно сидеть, для третьего – удерживать ложку или чашку.

Результаты отражаются в специально заведенном календаре, с помощью которого можно отследить время, которое понадобилось для достижения поставленной цели. В итоге каждый день будет новой ступенькой в развитии и задаст мотивацию на дальнейшие занятия, укрепит надежду и веру в их результативность.

Невозможно достичь всего и сразу. Да и конечный результат реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. В настоящее время считается, что поведенческие нарушения связаны с поражением именно высшей нервной деятельности, а не с мышечно-двигательной функцией, поэтому ребенок не в состоянии скоординировать и выполнить целенаправленное движение.

Реабилитологи занимаются планомерным развитием двигательных возможностей ребенка. Формирование физического тела влияет и создает условие для развития интеллекта, психики. Поэтому имеет значение ранний возраст детей для начала восстановительных занятий, когда интеллект еще можно развить.

Занятия по индивидуальной программе проводятся несколько раз в день. В среднем продолжительность одного сеанса 1-2 часа. И продолжительность занятия, и количество их подбираются конкретно для данного ребенка.

С годовалого возраста малыша занятия имеют игровую форму. Специальные игры способствуют моторно-сенсорной коррекции и развитию интеллекта: развиваются слух, зрение, чувствительность рук. Продолжительность занятий в этом возрасте от 10 мин. до часа. С самого начала реабилитация направлена на бытовую и социальную адаптацию ребенка.

Основой методик реабилитации является процесс тренировок, повторение определенных упражнений по формированию нового стереотипа движений, нагрузочная лечебная физкультура. Дополнительно используются мануальная терапия и массаж, лазерная рефлексотерапия, коррекция движений с помощью электростимуляции мышц и центров движения в головном мозге.

Ряд общих подходов в процессе реабилитации:

  • плавание рекомендуется всем детям: оно хорошо укрепляет мышцы; координация при движении и сохранение равновесия менее важны, поэтому заниматься могут все дети;
  • поэтапность нагрузок: постепенное увеличение времени занятий;
  • улучшение функции взаимодействия между полушариям головного мозга достигается специальными упражнениями: передвижение на четвереньках, занятие на шведской стенке с перехлестом рук, попеременное поднимание разносторонних руки и ноги при ходьбе и др.;
  • тренировка равновесия и координации движений: упражнения на «покачивающейся доске» стоя на двух ногах, затем на одной; медленная ходьба по наклонной доске; попытки поймать мяч; прыжки с использованием скакалки, игра в «классики»; ходьба на руках с удержанием за ноги; рисование руками в воздухе «восьмерок»;
  • ориентация в пространстве улучшается с помощью игры в мячи разного размера, использование тренажера «туннель»;
  • мелкую моторику развивают с помощью игры с мозаикой и паззлами, собирания палочек, игры на музыкальных инструментах.

Бальнеотерапия

Хороший результат дает бальнеотерапия, или лечение водными процедурами. В воде снимается напряжение мышц (что способствует увеличению объема активных движений), уменьшаются подергивания мышц. Применяются различные виды ванн (радоновые, хвойные, жемчужные, морские, скипидарные, кислородные и др.), гидромассаж, подводный массаж с аэрацией струи и озонированием.

Гальванические 4-камерные ванны «Веришофен» позволяют использовать комбинированное действие воды, тока и лекарственного средства (бишофита, хвойного экстракта, скипидара и др.).

Цветодинамическая квант-камера сочетает бассейн и лазерный душ. В бассейне имеется возможность проводить вытяжение позвоночника, разрабатывать суставы, использовать для массажа различные виды душа.

Дельфинотерапия

В Евпатории и во многих других крупных городах популярностью пользуется дельфинотерапия: психофизическая реабилитация происходит в процессе плавания и общения со специально подготовленными дельфинами. Курс дельфинотерапии должен быть не менее 2 недель. Лечение проводится круглый год.

Ребенок и животное взаимодействуют в виде игры. При этом ребенок получает не только массу новых положительных впечатлений, но и развивает свои возможности. Дельфин, прикасаясь к телу ребенка, стимулирует биологически активные точки. Ребенок трогает животное руками или ногами под наблюдением тренера, если у него имеются двигательные нарушения в них.

Постепенно элементы занятий усложняются. Кроме того, дельфин, все время работая плавниками, создает движение потоков воды и оказывает, таким образом, гидромассаж ребенку. В воде снимается нагрузка на суставы, тренируются мышцы.

Немаловажно и благоприятное эмоциональное воздействие: дельфин уменьшает психологическое напряжение, уходят чувства тревоги и гнева, появляются уверенность и инициативная активность у ребенка.

Иппотерапия

Уникальной по эффективности является иппотерапия (лечение с помощью лошадей), аналогов которой нет в мире. Во время тесного контакта с лошадью всаднику передается около 100 колебательных импульсов. Это способствует развитию моторики и формированию точных движений, активации мышечных рефлексов.

Ребенок получает двойной эффект: двигательный «тренажер» рук и ног для управления лошадью и «массажер с подогревом» (температура тела у лошади выше примерно на 2 градуса, чем у людей). Развивается способность удерживать равновесие и контролировать синхронность движений. У лошадей очень сильное биополе, они подпитывают детей положительной энергетикой.

Аппаратная разработка

Широкое применение нашли ортопедические аппараты, реабилитационные тренажеры, гимнастические мячи, лесенки, ходунки. Специально разработаны современные приборы механотерапии с программным обеспечением и биологически обратной связью для лечения детей с параличами.

Активно-пассивный тренажер «Велотон», «Тренажер Гросса» помогают развивать моторику, подвижность в суставах, стимулируют мышцы. Универсальная система Гросса позволяет проводить одновременное занятие на других тренажерах (на шведской стенке, беговой дорожке, роликовых коньках или велосипеде). Тренажер может использоваться и в бассейне, позволяя расширить набор водных упражнений. Одновременно устройство предохраняет ребенка от травм и падений.

«Массажер-наездник» имитирует процесс верховой езды, передает ребенку аналогичные двигательные импульсы.

Костюм «Спираль» позволяет формировать новый стереотип движений. Ребенка фиксируют в области таза, бедер и подмышек, подвешивают в специальной сетке. Инструктор раскачивает его. В головной мозг поступает правильный сигнал от мышц, и осваиваются новые навыки движений.

Предложенный российскими специалистами ортопедический пневмокомбинезон не только фиксирует суставы, но и вызывает напряжение мышц, благодаря чему конечности двигаются правильно. Совершенствуются и другие технологии, вспомогательные приспособления.


Санаторно-курортное лечение

В комплексе реабилитационного лечения детей с ДЦП может использоваться лечение в санаториях Одессы, Евпатории, Трускавца, Саки, где применяются такие эффективные методики, как:

  • физиотерапевтическое лечение (магнитотерапия, миотон, ультразвук, дарсонвализация);
  • грязелечение;
  • шиацу-терапия (массаж активных биоточек);
  • лазеротерапия;
  • массаж (позволяет снизить степень спазмирования мышц или их вялости);
  • монтессори-терапия (специальная методика по формированию умения концентрировать внимание, выработке самостоятельности);
  • занятия с логопедом;
  • занятия по методике Бобат (специальные упражнения в различных позах и со специальным оборудованием);
  • занятия по методике Пето (разделение каждого движения на отдельные акты и их разучивание).

Особенно эффективно комплексное использование методик и процедур.

Реабилитация детей с ДЦП требует продолжительного времени и активного участия родителей.

Резюме для родителей

Целью реабилитационного курса лечения является улучшение качества жизни ребенка и помощь ему в социальной и бытовой адаптации.

Признанные традиционной медициной, имеют высокую эффективность, если лечение начато в раннем периоде развития заболевания (ориентировочно до двухлетнего возраста). После нескольких реабилитационных курсов больные начинают самостоятельно выполнять недоступные ранее движения, восстанавливают речевую функцию и показывают другие успехи. Это еще раз подтверждает необходимость своевременной .

Программу реабилитации разрабатывают индивидуально под каждого ребенка. Реабилитологи различными путями помогают больным восстановить слаженную работу мышц (сгибатели и разгибатели должны сокращаться согласованно) и научиться всему тому, чему они не смогли научиться из-за заболевания: держать голову, садиться, вставать на ноги, ходить, говорить и т.д.

Чтобы добиться хорошего результата в лечении ДЦП, больным и их родителям приходится пробовать различные реабилитационные методики. И это не удивительно. Каждая из систем реабилитации имеет свои особенности влияния на организм ребенка, поэтому то, что не подходит одним, подходит и помогает другим деткам. Родители должны об этом помнить и не расстраиваться в случае неудач.

Рассмотрим наиболее известные и эффективные методики реабилитации, применяемые при ДЦП.

Метод Козявкина

В основе метода лежит мультимодальный подход, включающий следующие направления:

Главная цель метода Козявкина – добиться нового функционального состояния организма больного. Это состояние открываем возможности к освоению необходимых двигательных навыков и быстрому моторно-психическому развитию ребенка.

Бобат-терапия

Эта методика, как и предыдущая, названа по имени авторов – супругов Бобат. Основная суть Бобат-терапии заключается в стимуляции пораженных участков головного мозга с помощью сенсорных, тактильных и прочих раздражителей. Эти раздражители заставляют здорового новорожденного ребенка осваивать новые движения – он поворачивает голову в сторону громкого звука или вспышки света, тянется к чему-то интересному и т.д. Точно также можно подтолкнуть и больного ребенка к выполнению тех или иных движений.

По методике Бобат-терапии больной должен проходить последовательно все этапы физиологического моторного развития ребенка – сначала учиться держать голову, потом переворачиваться, садиться и т.д.

Занятия по системе Бобат проходят под контролем кинезитерапевта, который помогает малышу вырабатывать правильные двигательные стереотипы. Выглядит это так: ребенку показывают яркую игрушку, он начинает тянуться и передвигаться к ней, а врач в это время корректирует его движения. Помимо этого, с маленьким пациентом проводят особые физические упражнения – помещают его в положение, в котором снижается спастика мышц и патологические рефлексы. Осуществляются такие занятия на специальном мяче ли на руках реабилитолога.

Методика Войта

Автор данного метода, Вацлав Войт, предложил использовать в целях двигательной реабилитации больных детей рефлексы ползания и поворота. Для каждого ребенка по методике Войта разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений с последующей корректировкой.

Особенностью Войта-терапии является то, что в ней основная роль принадлежит родителям, поскольку именно им и предстоит заниматься с ребенком, причем ежедневно и по 3-4 раза в день. Для этого перед началом реабилитации родителей обучают всем необходимым навыкам, поэтому с тренировками проблемы не возникают.

Лечение по методике Войта можно начинать с периода новорожденности. Однако мамы и папы должны серьезно подготовиться к этому психологически, так как ребенок не всегда будет спокойно реагировать на то, что с ним делают. И связано это не столько с болью, сколько со страхом и естественным протестом.

Дельфинотерапия

Это, наверно, самая приятная для больных деток методика реабилитации. В ее основе лежит общение ребенка с дельфином. Такое общение благоприятно влияет на психику, дает положительные эмоции, расслабление и даже какое-то умиротворение.

Что может взять больной ребенок от дельфинотерапии? В первую очередь – это изменение отношения к себе и окружающему миру, уменьшение замкнутости. Во-вторых, общение с дельфином является мощным сенсорным стимулом, заставляющим нервные структуры активно работать, а это в свою очередь способствует улучшению речевой и двигательной функции, интеллектуальному развитию умственно отсталых деток.

Проводятся занятия с дельфинами при участии врача-реабилитолога, родителей и тренера, который отвечает за животное. Бояться какой-то агрессии и непредвиденных реакций со стороны дельфинов не стоит. Животных готовят специально для лечебных целей.

Иппотерапия

Иппотерапия – лечение лошадьми. Больных деток не только знакомят с животными, но и обучают верховой езде, как бы странно это не звучало. Если малыш в силу своих физических возможностей не может сидеть, его кладут на спину лошади. Это также дает очень положительный эффект.

Как же действует иппотерапия? Во время верховой езды ребенок рефлекторно пытается занять наиболее устойчивую и удобную для себя позу. Он плотно сжимает ноги, старается держать ровно спину. При этом в процесс включаются практически все мышцы тела, в том числе и те, которые обычно неподвижны. То есть иппотерапия по своей сути очень напоминает лечебную физкультуру, но есть одно отличие – ребенок тренирует свои мышцы не осознанно, а рефлекторно.

Еще один лечебный фактор иппотреапии – это массаж и тепловое воздействие на ноги и область таза. Лошадь, передвигаясь, мышцами спины разминает мышцы ребенка и отдает ему свое тепло.

Метод динамической проприоцептивной коррекции

ДПК – динамическая проприоцептивная коррекция . Метод заключается в двигательной коррекции, которая осуществляется с помощь специального устройства «Гравитон» . «Гравитон» – это система эластичных тяг, которая собирается индивидуально под каждого пациента в зависимости от клинической ситуации. В таком устройстве-костюме больной должен заниматься лечебной физкультурой. Комплекс упражнений для ЛФК разрабатывается с учетом присутствующих двигательных расстройств.

Курс лечения по методу ДПК, как правило, длится 20 дней. Применять данную методику можно у детей после 3 лет.

Методика Монтессори

По методике Монтессори каждый ребенок должен развиваться в естественных условиях и ему не надо мешать. Учителя в этой системе не выступают наставниками, а только помощниками. Для занятий применяют специальные материалы, по которым малыши учатся самостоятельно.

Выбор конкретного направления занятий зависит от возраста ребенка, а если точнее сенситивного периода развития. Например, от 0 до 6 лет развивается речь, до 5,5 лет – сенсорное восприятие, от 3 до 6 лет формируются социальные навыки. За каждую из этих функций отвечает определенный участок головного мозга, и стимулировать его необходимо вовремя.

Детский церебральный паралич – это заболевание, которое требует прохождение всевозможных процедур и программ.

Реабилитация детей с ДЦП включает в себя физические мероприятия по восстановлению мышечной активности, социальную адаптацию, употребление медикаментов, психологическую подготовку.

Дети, которым поставлен диагноз ДЦП, на всю жизнь остаются инвалидами.

Это объясняется тем, что поражены те участки головного мозга, которые отвечают за правильную речь и мышечный тонус. После рождения для каждого ребенка составляется своя индивидуальная программа по восстановлению (реабилитации).

В первую очередь, больному малышу необходима медицинская реабилитация. Существует значительное количество медицинских методов лечения – это и употребление медикаментозных препаратов, и лечебный массаж, и специально подобранные физические упражнения, и физиотерапевтические мероприятия.

Медикаментозная терапия

Медикаменты применяются в первые шесть месяцев жизни малыша или при частых судорогах, а также для предотвращения самопроизвольных действий и снижение спастики мышц.

Медикаментозная терапия включает в себя следующие препараты: ноотропил, пирацетам, актовегин, церебролизат, церебролозин, солкосерил, агапурин, трентал, тималин, кортексин, сермион и другие.

Препараты назначаются врачом в необходимой дозировке.

Для улучшения работы нервной системы используются фолиевые и липоевые кислоты, бемитил, глицин и другие комплексные аминокислоты, рибоксин, АТФ и другие. Также с учетом особенностей организма используются аитоиммунные, гормональные и биогенные препараты.

Антиконвульсанты – это группа медикаментов, которые предохраняют от судорожной активности. Как правило, такие препараты применяются довольно продолжительное время.

Бензодиазепины – эта группа препаратов используется при очень сильных судорогах или эпилептических припадках. Наиболее распространен среди препаратов диазепам – он воздействует непосредственно на химические процессы, происходящие в головном мозгу.

Для устранения спастики (болезненного сокращения мышц) применяются следующие препараты: диазепам (расслабляет и мозг, и тело), баклофен (блокирует сигналы мозга о сокращение мышц), дантролен (имеет непосредственное влияние на сокращение мышечных тканей).

Также к медикаментозному лечению относятся инъекции ботулинового токсина А, более известного, как ботокс.

Препарат вызывает умеренный паралич мышечных тканей и снимает их напряжение. Эффект от инъекций может продержаться от 3 до 6 месяцев.

Медикаментозная терапия не дает долгого эффекта и является дополнением к другим методикам лечения.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура (ЛФК) – это необходимая процедура при реабилитации ДЦП. С помощью физкультуры ребенок сможет улучшить координацию своих движений, уменьшить нарушение мышечного тонуса, приобретет необходимые навыки, необходимые для нормальной жизни.

Лечебная физкультура сформирует у малыша необходимые трудовые навыки, научит правильным телодвижениям, освоит навыки самообслуживания.

Для каждого отдельного ребенка составляется определенная программа занятий в соответствии с его степенью заболевания, возраста, особенностям развития. Важное значение имеет регулярность, непрерывность и постепенное увеличение нагрузок.

Для первых двух лет жизни ребенка с ЦП очень важно развивать его вестибулярный аппарат.

Для этого необходимы следующие упражнения:

  • ходьба с поворотом головы;
  • ходьба с размахами руками вперед-назад;
  • ходьба с закрытыми/открытыми глазами;
  • поднятие головы из положения лежа;
  • наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад;
  • «ползание» по твердой поверхности;
  • разработка шеи, конечностей и суставов.
  • «мельница»;
  • наклоны туловища влево-вправо;
  • продольные и поперечные выпады ногами;
  • приседания;
  • растяжка ног различными способами;
  • подтягивания и отжимания;
  • «лодочка»;
  • подъем ног из положения лежа.

Об основных причинах развития ДЦП в детском возрасте читайте . Первичное нарушение строения мозга, родовые травмы и другие патологии.

Массаж

Массаж также входит в обязательную программу реабилитации детей с ДЦП.

Техника выполнения массажа может быть разной: это и потряхивания, и легкие поглаживания, и растирающие, разминающие движения, и пощипывания, и катания различных предметов, и вибрация.

Выбор техники также зависит от возраста и точного диагноза маленького пациента. Массаж стимулирует некоторые изменения в организме:

  • улучшается обмен веществ;
  • нормализирует тонус мышц, улучшаются моторика;
  • укрепляются мышцы и увеличивается мышечная масса;
  • улучшается артикуляция;
  • увеличивается рефлекторное влияние на внутренние органы.

Физиотерапия

Физиотерапия включает в себя множество разных процедур: водолечение, электролечение, магнитотерапия, грязелечение, электростимуляция, иппотерапия, ультразвук, электрофорез и другие.

Электротерапия может назначать с первого дня жизни и длится от нескольких секунд до нескольких минут.

Под воздействием этой процедуры улучшается кровообращение и работа импульсов головного мозга.

Ультразвук используется как тепловая процедура, используемая для того, чтобы расширить сосуды ребенка.

Электрический сон применяется при нарушении сна, приступах эпилепсии и противопоказания к другим методам физиотерапии.

Одной из самых популярных процедур физиотерапии являются водные мероприятия: это и соленые ванны, плавание в бассейне, морские и хвойные ванны, дельфинотерапия. Как правило, водные процедуры сочетаются с гимнастикой и подводным душем-массажем.

Психолого-педагогическая и логопедическая коррекция

В комплексное лечение ДЦП также входят занятия с педагогами-психологами и логопедами.

Основные принципы психолого-педагогической работы:

  • развитие навыков общения с окружающими: речи, эмоций, игровых и трудовых навыков;
  • организация окружающей среды ребенка, чтобы он из-за болезни не слишком отличался от своих сверстников;
  • стимуляция интеллектуальной деятельности;
  • формирование представлений о пространстве и времени;
  • развитие пяти основных чувств;
  • подготовка к учебной и познавательной деятельности: чтение, овладение письмом, математические и физические представления;
  • формирование правильной координации и моторики;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Большой вклад в коррекционную работу с ребенком вносит логопедия. Основными принцами логопедической работы являются:

  • развитие правильной и понятной окружающим людям речи;
  • улучшение артикуляции;
  • устранения нарушений произношения каких-либо слов;
  • формирование речевого дыхания и голоса;
  • развития силы голоса и речевого потока.

Социально-средовая реабилитация детей с ДЦП

Социально-средовая адаптация направлена на обучение ребенка навыков общения и поведения в той или иной социальной среде: в школе, детском саду, на улице и так далее.

Как правило, программа по социальной адаптации включает в себя следующие пункты:

  • обучение ребенка навыкам поведения в социуме (обществе);
  • трудовая терапия;
  • социально-культурная адаптирование;
  • социально-бытовая реабилитация;
  • индивидуальная терапия – составляется согласно возрасту, диагнозу и уже приобретенным навыкам.

Как правило, дети с церебральным параличом намного эмоциональнее и возбудимее своих сверстников, поэтому очень важны занятия с профессиональными психологами и социологами.

В рамках социально-средовой адаптации ребенка учится отличать плохое от хорошего, позитивному отношения к своей семье, к друзьям и сверстникам, к школе и процессу обучения, к окружающими миру. Дети на примерах учатся подобающему поведению в меняющемся и иногда пугающем их мире.

Благодаря постоянным и непрерывным занятиям у разного рода специалистов и прохождением различных процедур, ребенок научится сосуществовать в окружающей его среде, учиться, развиваться и радоваться жизни.

Видео на тему

Подписывайтесь на наш Телеграмм канал @zdorovievnorme