Тестируем глаза. Особенности человеческого глаза: интересные факты

Попробуйте пройти простой тест с указыванием на объект. Глядя вперед обоими глазами, укажите пальцем на удаленный предмет. Закройте один глаз, затем сделайте наоборот, закрыв другой глаз. Когда вы закроете доминирующий глаз, ваш палец должен сместиться от объекта, на который вы указываете. Если картинка перед глазами не изменилась, то вы закрыли неведущий глаз.

  • Еще одна разновидность этого теста заключается в том, чтобы вытянуть руки перед собой и сложить пальцами треугольное отверстие. Посмотрите обоими глазами через это отверстие на объект, который находится примерно на расстоянии 3 м от вас. Не двигаясь, сначала закройте один глаз, потом другой. Когда вы закроете доминирующий глаз, объект должен сместиться (возможно, за пределы треугольника). Если объект сместился, то в этот момент вы смотрите на него неведущим глазом.
  • Проведите тест по удаленной карточке с отверстием. Данный тест проверит, каким глазом вы пользуетесь, чтобы сфокусироваться на объектах, которые удалены от вас на 3 м. Проверку можно спокойно провести самостоятельно прямо у себя дома.

    • Вырежьте на листе бумаге отверстие диаметром около 4 см. На втором листе бумаги напишите одну букву высотой примерно 2,5 см.
    • Прикрепите лист с буквой на стену на уровне глаз. Отмерьте от него расстояние строго 3 м.
    • Станьте на расстоянии 3 м от буквы на стене. Возьмите обеими руками лист с отверстием и вытяните перед собой. Руки должны быть параллельны полу.
    • Посмотрите через отверстие на букву на стене. Когда найдете букву, попросите друга сначала прикрыть вам один глаз, потом другой. Не двигайтесь и не изменяйте позу. Тот глаз, которым вы продолжаете видеть букву, и есть ваш доминирующий глаз. Если вы продолжаете видеть букву любым глазом, то ни один из них нельзя считать доминирующим по результатам данного теста.
  • Проведите тест по приближенной карточке с отверстием. Данный тест аналогичен тесту с удаленной карточкой, но он определяет, каким глазом вы фокусируетесь на близких объектах. Его также без труда можно быстро провести с помощью подручных средств.

    • Для данного теста потребуется прозрачный наперсток или рюмка. Напишите на клочке бумаги одну букву высотой и шириной около 1,5 мм. Прикрепите ее ко дну внутри наперстка или рюмки.
    • Накройте наперсток или рюмку бумагой или фольгой. Зафиксируйте материал на месте резинкой или скотчем. Проделайте сверху в бумаге или фольге небольшое отверстие, диаметром около 1,5 мм. Отверстие должно располагаться над буквой, чтобы ее было видно, когда вы будете смотреть через отверстие.
    • Поставьте наперсток или рюмку на стол и склонитесь над ним, чтобы вам было видно букву. Не прикасайтесь к наперстку/рюмке и не прижимайтесь глазом к отверстию. Голова должна находиться на расстоянии 30–60 см от него.
    • Не двигайте головой, когда будете смотреть на букву. Попросите друга прикрыть вам один глаз, затем другой. Тот глаз, который продолжает видеть букву, и есть ваш доминирующий глаз. Если вы видите букву любым глазом, то в данном тесте у вас нет доминирующего глаза.
  • Проведите тест на сходимость. Данный тест проверяет, какой из глаз является доминирующим на крайне близких расстояниях. Его результаты могут отличаться от результатов других тестов.

    • Возьмите линейку. Напишите одну букву на листе бумаги. Буква должна быть примерно 1,5 мм в высоту и ширину. Прикрепите букву скотчем к линейке, чтобы она не смещалась.
    • Вытяните линейку обеими руками перед собой. Буква должна располагаться на уровне глаз. Сфокусируйтесь на букве. Медленно обеими руками начните приближать линейку прямо к носу.
    • Остановитесь, когда один из глаз окажется больше не в состоянии сфокусироваться на букве. Это будет неведущий глаз. Если оба глаза сохраняют фокус, когда линейка уже касается носа, то ни один из них нельзя назвать доминирующим.
  • Пол Деннисон и его последователи (http://www.koob.ru/xannaford/) разработали довольно эффективные тесты

    Метод Самоопределения
    Рука.

    Какой бы рукой вы не писали и не считали ведущей лучше разок усомниться и довериться эксперименту. Попросите товарища дать быстро и неожиданно вам ручку или палочку на уровне талии. Какой рукой вы коснётесь предмета, та и будет действующей доминирующей рукой. Можно быстро сцепить руки в замок. Какой большой палец окажется сверху, та рука будет ведущей. Также можно начать бурно хлопать, когда одна рука сверху хлопает, а другая снизу. Ещё можно резко скрестить руки на груди. Ваша доминанта –сверху.

    Глаз.

    Вытяните руку, любую, с карандашом вперед, направляя его на ориентир (ручку двери, статуэтку, часы и т.д.) и сфокусируйте на нем оба глаза. Закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Глаз, не меняющий положение карандаша по отношению в линии интерьера, и является доминирующим.
    Ухо. Вспомните, к какому уху вы чаще всего прикладываете мобильный телефон, когда вам ничто не мешает его держать любой рукой. Или лягте на пол, на живот и отметьте, которое ухо вы разворачиваете вверх, чтобы слышать звуки вокруг. Вот и нашли свою доминанту.
    Нога.

    Подбегите к лестнице и поднимитесь на ступеньку. Отметьте, какую ногу вы использовали первой. Играя в футбол, понаблюдайте, а ещё лучше попросите кого-нибудь понаблюдать, какой ногой вы чаще бьёте по мячу. Можно наклониться вперед, держа ноги вместе, пока не начнёте падать. Заметьте, на которую ногу вы переносите тяжесть, чтобы не упасть. Лучше, чтобы вас кто-нибудь толкнул неожиданно. Советую, не переборщить с толканием, мало ли что.

    Полушарие мозга.

    Изучите таблицу различий работы полушарий, вспомните, как вы реагируете во время сильно напряженной ситуации. Уже это даст много информации по определению доминантности. Поведение во время стресса наиболее непосредственное. Для того, чтобы установить, где размещена логическая функция, попросите товарища положить руки на ваши предплечья. Потом вы громко сосчитаете вслух от 1 до 5. Сначала проверяем правую руку, потом левую. Доминантная будет реагировать на счёт легким напряжением. Счет идет только из логического полушария. Например, если правая рука блокируется, значит сигналы идут из левого полушария, и оно будет рассматривается как логическое.
    Если у вас доминирует логическое полушарие, то вы ухитряетесь проанализировать ситуацию, описать её. Вы концентрируетесь на деталях. Действуете механично, автоматично.
    Если у вас доминирует образное полушарие: тогда вы постараетесь охватить всю ситуацию целиком и прочувствовать её. Вы вряд ли сможете рассказать о ситуации по частям, скорее это будет что-то междометное с размахиванием руками. Зачем слова, когда и так всё понятно, вам просто необходимо двигаться и проявлять всю гамму эмоций.
    Тестирование по мышечной проверке более точное, но его лучше проводить со специалистом.
    Иногда (редко) полушария мозга меняют доминантность, то есть, образное находится в левом полушарии, а логическое – в правом. Важно в таком случает определить ведущие органы чувств – руку, ногу, глаз и ухо. Это будет необходимо для дальнейшего анализа комбинаций. Почему так бывает? Не знает никто, как и то, почему появляются левши, хотя подобный перекос бывает и у правшей.
    Наибольшие трудности в определении доминантности бывают у амбидекстров, поскольку она, то есть доминантность, как бы плавающая и зависит от общего физического и психического состояния человека в определённый момент. Поэтому, тестирование в подобном случае нужно проводить многократно и в различных состояниях. Результаты могут быть очень разнообразны. А что делать? Творческий почерк.
    Одно дело разобраться в своих доминантностях, другое дело понять, как это работает и как можно улучшить эту работу, сделать более эффективной. Особенно важно это понимание для учащихся. А учимся мы все и всегда.

    Глаза
    Мы получаем зрительный образ обоими глазами. Информация интерпретируется в мозге, причём довольно мало визуальной информации действительно приходит через глаза, как первичное восприятие, основное видение складывается из информации, имеющейся в нашей памяти и всех наших чувств.
    Глазасто-способные имеют доминанту глаз противоположную доминирующему полушарию. Для них лучше один раз увидеть, чем объяснять что-то новое.
    Причём логики с противоположным доминирующим глазом будут прекрасно ориентироваться в деталях увиденного, замечать частности и не обращать внимание на целое, общее, цвет для них не очень важен. Зато линии и расположение деталей им очень даже интересно и легко воспринимаемо.
    Образники, с противоположным ведущим глазом, наоборот, будут видеть сразу всю композицию, пренебрегая детализацией. Для них важен колорит, симпатия или неприятие увиденного, выстраиваемый и творчески обыгрываемый своими фантазиями образ. Могут видеть то, что сами напридумывали.

    Если доминирующий глаз находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, то правильное видение, особенно во время стресса уменьшается. Кстати, это не такое уж редкое состояние. Таким образом, при попытке сосредоточиться и быстро что-то понять, они могут вообще не смотреть на объект или собеседника. Они исхитрятся вообще закрыть глаза для того, чтобы более эффективно сконцентрироваться на устной информации, особенно если их ведущее ухо находится на нужном месте. То есть, с другой стороны от ведущего полушария.
    Что происходит при чтении? При нормальной, перекрёстной организации, доминирующий глаз определяет траекторию движения обоих глаз. Правый глаз следит за текстом слева направо, а левый глаз — справа налево. Следовательно, образники, чаще всего левши, с левым доминирующим глазом, будут сначала вести взгляд с правой стороны страницы, это может вызвать трудности в чтении, например, русского языка. Зато легко справятся с арабским. Для левшей коррекция может проходить безболезненно до школьного периода, если с ними специально заниматься.
    Хуже для амбидекстров и тех, у кого доминирующий глаз находится там же, где и доминирующее полушарие. Поскольку рука и глаз глубоко связаны, то перевернутое, или переставленное по частям, письмо будет их частой ошибкой, когда начнут учиться читать и писать. Кстати, поэтому возникают искусственные проблемы у переученных левшей. Рука и глаз находятся в антагонистических взаимоотношениях.

    Уши
    Уши ловят слуховую информацию, позволяя нам слушать и слышать звуки нашего окружения. В гармоничном состоянии мы принимаем первичную слуховую информацию обоими ушами. Звук тоже интерпретируется в мозге, задействуя нашу память и все чувства.
    Способные слухачи имеют доминирующее ухо на другой стороне от доминирующего полушария и предпочитают получать информацию именно слуховую. Левши, или образники, с противоположным доминирующим ухом будут главными слушателями новостей, стихов, историй, любой эмоциональной информации. Личности с логической доминантой и доминирующим противоположным ухом будут превосходными слушателями аналитической, научной, детальной или линейно выстроенной информации.
    Височная область Вернике, которая воспринимает звуковую информацию, напрямую связана с областью, которая обрабатывает запоминание и эмоции в системе, отвечающей за процессы памяти. Люди со слуховой доминантой часто имеют превосходную память – в зависимости от их связи с полушарием. Видимо в древности таких людей было много, ведь информация передавалась и запоминалась устно.
    Личности с логическим доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне, имеют хорошую память на числа, формулы, произношение и другую детальную информацию.
    Личности с образным доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне имеют хорошую память на лица, основное значение сказанного, суть, эмоциональную окраску и целые понятия.
    Когда доминирующее ухо находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, доступ слуховой информации уменьшается, особенно во время стресса. Такие слушают, но не слышат. Исследования показали, что почти половина учеников являются таковыми, но большая часть обучения производится устно!
    Известно, что одним из факторов причины нарушения речи является невозможность распознать высокочастотные звуки обычного языка (ш, з, с, ч и т.д), поэтому при нарушении речи необходимо развивать фонематический слух. Возможно в таком случае обучение правильной речи через чтение раньше, чем через устную речь, которой ещё и нет.

    Руки
    Ручками, руками и ручищами мы касаемся и двигаем. Руки нужны для передачи знаний через жест и письмо, ручную деятельность. Когда люди говорят, заодно увеличивается активность области мозга, связанной с движением рук (моторный и сенсорный участок коры головного мозга). Фактически, руки интенсивно включены в человеческое общение. Поэтому, люди с логическим доминирующим полушарием стремятся говорить, любят говорить о том, что изучают, высказывать своё мнение. Люди, чья доминирующая рука противоположна доминирующему полушарию (обычно левое полушарие/правая рука) являются хорошими лекторами и рассказчиками. Им полезно обсуждение или конспектирование для того, чтобы переслать новую информацию в память. Они хорошие чертёжники, копираторы.
    Личности с логическим доминирующим полушарием, чья доминирующая рука находится на той же стороне тела (обычно левое полушарие/левая доминирующая рука) будут ограничены в общении. Им будет катастрофически не хватать слов и жестов. Жалкое зрелище истукана с бедной речью, с ничего не выражающими, непослушными руками.
    Личности с доминирующим образным полушарием стремятся выражаться жестами больше, чем словами. Их язык тела могут быть очень выразительным. Когда доминирующая рука противоположна доминирующему образному полушарию (обычно правое полушарие/левая рука), человек может общаться жестами, манипулировать предметами, пространственными макетами, куклами. Они любят ручной труд. Им лучше сделать что-то, чем объяснить, что это такое.

    Ученик с образной доминантой и доминирующей рукой на той же стороне тела (обычно правое полушарие/правая доминирующая рука) является ограниченным в общении. Их движения хаотичны, не логичны, как и их ручные изделия. Всё валится из рук.
    В любом случае, движения и устное общение являются существенными для закрепления новой информации.

    Ноги
    Личность с доминирующей ногой противоположной доминирующему полушарию мозга способна к ловким движениям. Когда доминирующая нога находится на противоположной стороне тела от логического полушария, человек будет выполнять легко планируемые движения, например, в спорте, танцах и других видах активного движения, но не любят спонтанности и неожиданности.
    Если доминирующая нога противоположна образному полушарию, движения будут более спонтанными, свободной формы и управляемые ритмом. Однако, такие людей будут игнорировать план и инструкции.
    Когда доминирующая нога находится на той же стороне, что и доминирующее полушарие то под стрессом движение будет затруднено и коряво, неуклюже. Они, скорее, остановятся, и ничего не будут делать. Или они будут стремиться носиться по кругу, но их усилия будут непродуктивными и потраченными впустую.
    Выводы
    Оптимальным при обучении является состоянием гармонично работающего мозга. В этом состоянии оба полушария все время одинаково активны. Для того, чтобы способствовать обучению с использованием всего мозга можно специально создавать условия и подбирать упражнения. Для этого обстановка должна быть стимулирующей, но максимально свободной от стресса. Если можно видеть наглядный материал, слышать объяснения этого материала, и получать тактильные возможности — брать и разбирать на части макеты, манипулировать ими и т. д., это дает большой шанс подобрать соответствие всем видам обучения. Другой важной составляющей является возможность чаще двигаться – для того чтобы пробудить мозг и закрепить знание.

    Голубые и зеленые, их наследование обуславливает две пары генов. Оттенки этих цветов определяются индивидуальными особенностями организма распределять меланин в хроматофорах, которые располагаются в радужке. Влияют на оттенок цвета глаз также иные гены, которые отвечают за цвет волос и тон кожи. Для белокурых людей со светлой кожей типичны , а представители негроидной расы имеют темно-карие очи.

    Ген, который отвечает только за окрас глаз, расположен в 15 хромосоме и носит название HERC2, второй ген - EYCL 1 находится в 19 хромосоме. Первый ген несет информацию относительно карего и голубого цвета, второй - о зеленом и голубом.

    Доминантным в аллели HERC2 является карий цвет, в аллели EYCL 1 - зеленый цвет, а голубые глаза наследуются при наличии рецессивного признака в двух генах. В генетике принято обозначать доминанту заглавной буквой латинского алфавита, рецессивный признак – это строчная буква. Если в гене встречаются заглавные и строчные буквы - организм по этому признаку является гетерозиготным и у него проявляется доминирующий окрас, а скрытый рецессивный признак может унаследовать ребенок. Проявится у малыша «подавленный» признак при наследовании абсолютной рецессивной аллели от двух родителей. То есть у родителей вполне может родиться голубоглазый ребенок или с .

    Используя латинские буквы, карий цвет глаз, который определяется геном HERC2, можно обозначить AA или Aa, голубым глазам соответствует набор аа. При наследовании признака ребенку передается по одной букве от каждого родителя. Таким образом, если у папы гомозиготный признак карих глаз, а мама голубоглазая, то расчеты выглядят так: AA+aa=Aa, Aa, Aa, Aa, т.е. получиться может только набор Aa, который проявляется по доминанте, т.е. глаза будут карие. Но если папа гетерозиготный и имеет набор Aa, а мама голубоглазая - выглядит: Aa+aa=Aa, Aa, aa,aa, т.е. имеется вероятность в 50%, что ребенок у голубоглазой мамы будет с такими же глазами. У голубоглазых родителей формула наследования глаз выглядит: aa+aa=aa ,aa, aa, aa, в этом случае малыш наследует только рецессивную аллель aa, т.е. цвет его глаз будет голубым.

    В аллели EYCL 1 признак окраса глаз наследуется таким же образом, как в гене HERC2, но только буква A обозначает зеленый цвет. Природой устроено так, что имеющийся доминантный признак карих глаз в гене HERC2 «побеждает» присутствующий зеленый признак в гене EYCL 1.

    Таким образом, ребенок всегда наследует карий цвет глаз, если один из гомозиготный доминантный набор AA в гене HERC2. Если же родитель с передает ребенку рецессивный ген а, т.е. признак голубых глаз, то окрас очей определяет наличие зеленого доминантного признака в гене EYCL 1. В случаях, когда родитель, обладающий зелеными глазами, не передает доминантный признак A, а «дарит» рецессивный аллель а – ребенок рождается с .

    · Указательным и большим пальцем образуйте кольцо и, держа руку перед лицом, понаблюдайте через это кольцо за каким-либо предметом на другой стороне помещения, при этом оба глаза должны быть открыты.

    · Закройте один глаз. Если предмет продолжает находиться в кольце, то открытый глаз является доминирующим.

    · Если же образ выходит за пределы кольца при одном открытом глазе, откройте тот, который был закрыт, а открытый – закройте, и объект будет четко виден через кольцо.

    · Тот глаз, который видит то же, что вы видели, когда были открыты оба глаза, и следует использовать при близком наблюдении за телом пациента.

    Если пациент находится на кушетке (топчане) для обследования, вы должны подходить к ней с той стороны, с которой ваш доминирующий глаз будет ближе к центру кушетки.

    В некоторых случая, когда наблюдается симметричное движение, такое как бывает при обследовании ребер, наблюдение с близкого расстояния сперва одной стороны, а затем другой, является ошибкой. Наоборот, вы должны положиться на то чувственное различение, которое дает периферическое зрение. Найдите точку между двумя двигающимися ребрами, сконцентрируйтесь на ней и дайте периферическому зрению оценить вариабельность дыхательных движений пациента. Использование доминирующего глаза будет далее упоминаться, где это нужно, при описании различных упражнений.

    Между прочим, если вы правша с ведущим левым глазом и левша с ведущим правым (оба таких сочетания являются не вполне обычными), вы можете, по всей вероятности, стать отличным отбивающим в крикете или бейсболе.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Посвящение
    Эту книгу и традиции, в ней представленные, я с глубокой и искренней благодарностью посвящаю пионерам – остеопатам, хиропрактикам, физиотерапевтам, массажистам, врачам лечебной физкультуры, исследо

    Глоссарий
    Аббревиатура на английском Аббревиатура на русском Перевод AC АК акромиально -ключичный

    Предположения и парадоксы
    Текст данной книги предполагает, что читатель обладает по крайней мере, базвыми знаниями анатомии и физиологии и, в идеале, патологии. Необходимо подчеркнуть, что мы должны проводить различие между

    Задачи пальпации
    Питер Гринман в своем великолепном анализе «Принципы мануальной медицины» (Greenman, 1989) выделяет пять основных задач пальпации и говорит, что врач-практик должен уметь: 1. Распознавать

    Пальпировать «чувствуя», а не думая
    Как раз такие вот затруднительные ситуации, как мы надеемся, и смогут помочь преодолеть упражнения и рекомендации, содержащиеся в книге. Кроме приводимого многими специалистами высказывания, что дл

    Поэзия пальпации
    Ида Рольф, автор и создатель системы структурной интеграции, известной под названием «рольфинг», делится своими размышлениями на ту тему, насколько пальпаторый опыт может оказаться захватывающим. О

    Описание того, что мы чувствуем
    Все терапевты, которые используют собственные руки, могут спросить себя, достаточно ли времени они уделяют повышению качества и уровня пальпаторной чувствительности. Во многих случаях ответ будет о

    Тематическая вставка 2. Доминирующий глаз и сенсорная грамотность
    Многие работы по остеопатии и хиропрактике рекомендуют прежде, чем начинать пальпировать, определиться с тем, какой из глаз является у вас ведущим. Почти у каждого из нас один из глаз доминирует, и

    Глаза и положение тела
    Владимир Джэнда (1988) указывает на существование глазо-тазовых и тазо-глазных рефлексов, суть которых в том, что любое изменение ориентации таза в пространстве изменяет и положение глаз и наоборот

    Визуальная оценка при медицинском осмотре
    Ури Диннар и Майрон Бил вместе со своими коллегами по научно-исследовательской деятельности составили следующий список вопросов, которые вы обязаны задавать себе во время наблюдения (скрининга) - т

    Физиология прикосновения
    Пальпаторное восприятие в большой степени является результатом вариаций числа и типа (см. Таблицу 2.1) нервных сенсорных рецепторов, находящихся в коже и тканях различных анатомических областей, и

    Адаптация рецепторов
    Анатомические различия являются отнюдь не единственными факторами, определяющими вариабельность пальпаторной чувствительности; нам придется постоянными усилиями преодолевать физиологическую реакцию

    Специфические задачи
    Возвращаясь к более простому осмотру, который основан на поверхностной, а затем более глубокой пальпации, Уолтон (1971) указывает на некоторые особые задачи, которые следует решать: «Повер

    Важные сравнительные описатели
    Перед тем, как приступить к упражнениям (которые полезны не только для начинающих, но и очень хороши для закрепления навыков более опытного терапевта) полезно подготовить некоторое количество сравн

    Упражнения на пальпацию
    Виола Фрайманн суммировала несколько очень простых начальных пунктов для развития достаточного уровня чувствительности, с которым можно начинать пальпировать живое тело. Когда мы начинаем пальпиров

    Обсуждение упражнений 2.1. – 2.8
    Регулярное повторение описанных выше упражнений, ежедневное, по несколько минут за повтор, вызывает быстрое повышение чувствительности, а это – необходимое условие для пальпации живых тканей. Такие

    Спад давления происходит быстро, постепенно, ровно, или ступенчато?
    Запомните ощущение пульса исследуемого, чтобы вы смогли его мысленно воспроизвести после окончания реального физического контакта с его телом. Вам часто случается напевать песенку, которую вы слыша

    Мнение Фрайманн в отношении определения пульса
    При выполнении простого определения пульса следует усвоить несколько очень важных уроков. Фрайманн анализирует некоторые из почти инстинктивных стратегий, которые мы перенимаем, и если мы это делае

    Пальпируется ли едва заметное движение в тот момент, когда дыхание задержано?
    При возобновлении дыхания почувствуйте, как это тонкое движение снова меняется. Следует постепенно учиться разделять движение, связанное с дыханием и более тонкий и незаметный «черепной дыхательный

    Состояние навыков пальпации
    Эти первые упражнения помогли вам приобрести (или увеличить) способность к дифференциации (и описаниям) формы, величины, фактуры, подвижности и температуры неорганических материалов разной толщины

    Тематическая вставка 2: Морфология рефлекторных и акупунктурных точек
    Мельцак и Уолл (1988) показали, что как минимум 75% триггерных точек являются на самом деле, в соответствии с традиционной картой меридианов, акупунктурными. Остальные относятся к так называемым «п

    Обсуждение упражнений 3.1. и 3.2
    Переменные, которые оказывают влияние на тепловой поток от объекта, который мы ощущаем и до поверхности, которую мы используем для создания такого ощущения (кончики пальцев, ладонь), связаны с терм

    Обсуждение упражнений 3.3., 3.4. и 3.5
    Терморецепторы на ладонной поверхности кисти расположены гораздо гуще, чем на тыльной стороне, и еще плотнее – на кончике языка)там они, к тому же, находятся близко к поверхности), что делает эти

    Переменные
    Ваше собственное состояние гидратации, эффективность периферического кровообращения, активность симпатической нервной системы, и еще многие другие переменные, в том числе, влажность и температура о

    Пальпация кожи: температура и виды кожи
    Мы установили, что следует осознавать возможные ошибки интерпретации полученной информации в отношении очевидных температурных различий, и что ошибки эти могут быть вызваны наличием многих переменн

    Обсуждение упражнений 3.6.- 3.9
    Вам следует спросить себя, действительно ли область кожи, которая чувствуется как более холодная, чем окружающая, холоднее (или теплее) в самом деле, или это не относится у более высокой теплопрово

    Статус овладения мастерством пальпации
    Успешное завершение упражнений вплоть до этого пункта означает, что вы выработали в себе умение распознавать вариации кожной/поверхностной температуры и можете использовать феномен «тяги» для обнар

    Льюит и его диагностические и лечебные методики использования кожи
    Карел Льюит умудрился построить целую информационную сокровищницу (Льюит, 1992). Его рассуждения вполне достойны того, чтобы поподробнее с ними ознакомиться. Он указывает, что впервые на повышенную

    Обсуждение упражнений 3.10.- 3.15
    Причины рефлекторной активности, которая может проявляться в виде гиперчувствительных кожных зон, могут включать в себя нарушения функций органов, систем, или структур, или относиться к другим, дав

    Рубцы, шрамы
    Карел Льюит (1987) обращает внимание еще на один кожный феномен, который часто упускают из виду, а именно – на шрамы. В своем обсуждении тех состояний, которые с трудом поддаются лечению, или тех,

    Оценка МСТ
    При обсуждении в этой главе гиперчувствительных кожных зон Льюита мы кратко упоминали немецкую систему Bindegewebsmassage, или массажа соединительных тканей (МСТ). Это название было придуман

    Обсуждение упражнений 3.17. И 3.18. Системы мст
    Не считая диагностических методов, в МТС используется дополнительный «диагностический толчок», который выполняется с применением контакта двумя пальцами (пациент, как правило, находится в положении

    Тематическая вставка 3: В чем проблема – в мышцах, или в суставах?
    Если у пациента боли – это проблема, связанная с мягкими тканями, или с суставами? Как нам быстро провести такое различие? Есть несколько простых, применяющихся при скринингах, те

    Что первично – дисфункция суставов, или мышц?
    Дженда (Janda, 1988) имеет собственный ответ на эмоциональный вопрос, когда говорит, что ему неизвестно – вызывает ли нарушение функций мышц дисфункцию суставов, или наоборот. Он указывает

    Как и почему происходят изменения в мягких тканях
    До того, как начать тщательное изучение методов пальпации структуры мягких тканей, нам следует сделать краткий обзор причин, по которым происходят те изменения, которые мы пытаемся оценить. Масса в

    Синдром местной адаптации
    Эта фаза – примерно то же самое, что и фаза тревоги в синдроме общей адаптации Селье (СОА, 1984). В самом деле, все элементы СОА можно свести и к локальному уровню (одиночная мышца, или сустав, к п

    Мышцы, ответственные за поддержание позы, реагируют иначе, чем фазовые
    Как будет видно из дальнейшего, эффекты МАС, кратко описанного выше, при одновременном стрессе оказываются совершенно разными в постуральных (стабилизирующих) и в активных фазовых мышцах.

    Задачи пальпации
    Руки, проводящие пальпацию, должны определить локализацию, характер, степень и, по возможности, длительность изменений мягких тканей, которые наблюдаются при описанной выше последовательности.

    Нужны легкие и переменные прикосновения
    Если воспринимать слова «более твердый» и «более глубокое проникновение» слишком буквально, то это может привести к «анти-продуктивной» пальпации; если воспринимать эти рекомендации просто, как зам

    Возможные решения
    Для того, чтобы справиться с этими проблемами, были найдены различные варианты решений. В системе нервно-мышечной оценке Lief, которую мы рассмотрим в этой же главе позже, эти проблемы в большей ча

    Пальпация и оценка структуры
    Иржи и Вацлав Двораки (Dvorak & D, 1984), приводят основные требования к качественной пальпации структур скелетно-мышечной системы. Они настойчиво повторяют, что здоровую анатомическую структур

    Облегченный сегмент
    Гарольд Мэгун известен как один из гигантов остеопатической медицины, с точки зрения как клинической, так и теоретической. Опубликовав свою работу в «Журнале американской ассоциации остеопатов» Мэг

    Тилли и Корр об облегченном сегменте
    Р. Мак Фарлейн Тилли (R. McFarlane Tilley, 1961) суммировал свои мысли по поводу пальпации позвоночника следующим образом: 1. Провести легкую пальпацию для того, чтобы найт

    Распознавание сегментарного облегчения (гиперчувствительности) при помощи пальпации
    Майрон Бил, профессор отделения семейной медицины в Колледже остеопатической медицины Университета штата Мичиган, провел исследование, в котором были обследованы более ста пациентов с диагностирова

    Метод пальпации Била для идентификации грудных областей сегментарного облегчения (гиперчувствительности)
    Пациент лежит на спине. Врач обследует грудной отдел позвоночника, пальцы находятся под поперечными отростками и осуществляют легкое надавливание в переднем направлении. Оценивается состояние повер

    Мышцы и облегчение
    При рассмотрении околопозвоночных мягких тканей мы не должны забывать об очень маленьких межсегментных мышцах в этой области, которые могут оказаться под очень сильным воздействием такого облегчени

    Описания
    Будет полезным рассмотреть, каким образом врачи, участвовавшие в исследовании Била, описывали свои ощущения. В отдельном исследовании надежности и достоверности пальпации, проведенном Хьюг

    Поддержка со стороны традиционной китайской медицины
    По канонам традиционной китайской медицины, вдоль позвоночника расположены точки, принадлежащие меридиану мочевого пузыря. При исследовании 33 больных с язвой желудка, или двенадцатиперстной кишки,

    Нервно-мышечная техника
    Нервно-мышечная техника (НМТ) была разработана в Европе и представляет собой смесь техник Аюрведы (Индия) и методов, взятых их других источников. Терапевта, который создал этот комбинированный диаг

    Вклад ниммо
    Другие методы, обычно используемые при поиске триггерных точек, такие как пропагандируемый Раймондом Ниммо (что забавно, он учил этому методу в США и называл его «нервно-мышечной техникой»), не все

    Методы Лайифа
    Главные зоны этих самозапоминающихся источников неприятностей (триггерные точки) очень часто располагаются вблизи начала и места прикрепления мышц, и именно эти места оказываются наиболее эффективн

    Пальпирующий палец
    В НМТ, с целью избежать кожной тяги, всегда используются легкие смазочные вещества; основной контакт выполняется при помощи кончика одного, или обоих большого пальцев (если говорить точнее – то, ка

    Исключительная важность контроля и нежности прикосновения
    Этот подход дает массу преимуществ, наиболее важное из которых – контроль. Если бы на ткани накладывали только большой палец, то прикосновению не хватало бы нежности и тонкого контроля, а именно эт

    Основа успешной НМТ – переменное давление
    Другим важнейшим ингредиентом, сущностью осуществляемого большим пальцем контакта, является применение переменного (вариабельного) давления (начальное давление при диагностике – десятки граммов). О

    Умные пальцы
    Степень вибрационного контакта, также как и вариабельного давления, как при контакте, так и при поглаживании, дает возможность возникнуть «умному» ощущению. Более того, риск травмирования, или ушиб

    Рабочая рука должна быть расслабленной
    При использовании контакта как большим, так и указательным пальцем (этот вид контакта мы уже рассматривали ранее), довольно важно, с точки зрения как экономии энергии, таки и легкости применения НМ

    Манипуляция указательным пальцем
    Если для контакта используется указательный палец вместо большого (который всегда идет в направлении от врача, контролируемым образом, по направлению к точке опоры на конце выпрямленной руки), то р

    Использование НМТ
    Паттерн движений, разработанных Лайифом и Чейтоу, позволяет получить максимальный доступ к месту потенциальной дисфункции за кратчайшее время, при минимальной необходимости изменять положение тела

    НМТ для суставов
    При оценке (или лечении) дисфункции суставов, или проблем, связанных с конечностями, рекомендуется уделять внимание всем мышцам, связанным с суставом, особенно, в местах их начала и прикрепления, с

    Является ли верным термин «нервно-мышечная техника»?
    Знание функции нервных «сигнальных» станций, таких как различные компоненты мышечных веретен и сухожильных телец Гольджи, позволяет понять, каким образом НМТ достигает таких результатов. П

    Чувствительные точки Джонса и их важность
    Лоуренс Джонс (1981) описал, как развивались его собственные терапевтические методы, которые частично зависят от идентификации «чувствительных» точек, находящихся поблизости от суставов, которые бы

    Определения триггерных точек (ТТ) по Тревеллу и Саймонсу
    Тревелл и Саймонс (Travell and Simons 1992), первые исследователи-медики, во многом благодаря которым существует современное понимание триггерных точек, приводят специфические характеристики, котор

    План оценки ТТ по Раймонду Ниммо
    Раймонд Ниммо разработал систему, которую назвал «рецептор-тонус», и которая, в свою очередь, позволяет методично находить триггерные точки и затем «деактивировать» их при помощи ингибирующего давл

    Взгляд Льюита на значимость триггерных точек
    Карел Льюит говорит что, кроме местного их значения в плане болевом и влияния на область целевого воздействия, триггерные точки могут иметь значение еще и клиническое, поскольку они связаны с опред

    Нервно-лимфатические рефлекторные точки Чэпмена
    Мы увидели, что висцеро-соматическая рефлекторная активность обычно связана с развитием облегченных (гиперчувствительных) позвоночных сегментов (упражнения 4.1, 4.2 и 4.3 в этой главе), и что друга

    Облегчение и ограничение
    До начала последовательного, мышца за мышцей, обследования, целью которого является оценка укорочения постуральных мышц, проводится один хорошо помогающий в обучении тест - как определить ощущение

    Примечание
    Рекомендуется практиковаться в выполнении упражнений на пальпацию облегчения и ограничения на многих других мышцах, например, на перечисленных ниже, как при активных, так и при пассивных движениях,

    Оценка напряженных икроножных и/или камбаловидных мышц
    Метод 1. Пациент лежит на спине, стопы выходят за край топчана. Для обследования правой ноги левая рука врача-оператора захватывает Ахиллово сухожилие чуть выше пятки, без какого-либо давлен

    Оценка напряженной камбаловидной мышцы
    Метод 3. Методом 1 проводится оценка как икроножной, так и камбаловидной мышц. Для изолированной оценки состояния камбаловидной мышцы проводится та же процедура, но при пассивном сгибании ко

    Оценка укорочения сгибателей бедра
    Пациент лежит на спине, ягодицы на конце топчана, копчик находится точно над его краем. Не осматриваемая нога согнута как можно больше, чтобы отклонить таз назад и уменьшить кривизну крестца, распо

    Оценка укорочения широкой фасции бедра
    Если имеется отчетливое латеральное отклонение коленной чашечки, и на внешней части бедра отмечается глубокая впадина, то это, является признаком вероятного укорочения широкой фасции бедра. Если ок

    Оценка укорочения грушевидной мышцы
    Тест на растяжение. При укорочении грушевидная мышца вызовет у лежащего на спине пациента укорочение и разворот наружу ноги с затронутой стороны. Положение – лежа на спине. Согните обследу

    Замечания по грушевидной мышце
    · При стрессе эта постуральная мышца, как и все другие, укорачивается. В случае с ней, эффект укорочения выражается в увеличении ее диаметра и, по причине ее расположения, это приводит к оказанию н

    Оценка укорочения квадратной мышцы поясницы
    Если нога лежащего на боку пациента отведена, и выполняющая пальпацию рука врача ощущает вовлечение в этот процесс квадратной мышцы до того, как угол отведения составит 25о, то совершенн

    Оценка укорочения большой грудной мышцы
    Пациент лежит на спине, руки вдоль тела, та сторона, которая подлежит осмотру, находится вблизи края топчана. Проверяемая рука держится на уровне середины плеча и пассивно ведется от начального пол

    Оценка укорочения мышцы, поднимающей лопатку
    Пациент лежит на спине, шея согнута, наклонена в сторону и повернута в сторону, противоположную проверяемой. В этом положении врач, стоящий у изголовья топчана, использует контакт с плечом (с тести

    Всегда ли мышцы, в которых находятся такие точки, укорочены при тестировании? Как правило, или только иногда?
    Начните все финальные упражнения в этой главе так: вы и ваш партнер выполняют оценку всех постуральных мышц, отметив на графике, где было обнаружено укорочение. Затем результаты следует со

    Состояние вашего мастерства пальпации
    В данной главе, посвященной пальпации мышц, вы прошли ряд подходов, полезных для добывания доказательств функциональной целостности или связанной с нарушением функции адаптации, которые многое приб

    Тематическая вставка 5: «Красная», «белая» и «черная» реакция
    Многие исследователи и клиницисты описывали некоторый набор реакций в форме «линий» разного цвета, от красного до белого и даже сине-черного, после применения местной кожной тяги, выполненной пальц

    Оценка движения
    При поисках правильных методов оценки тонких движений в организме мы можем снова, для начала, обратиться к словам Виолы Фрайманн (1963), которыми она описывает то, чего нам следует ожидать в начале

    Способны ли вы почувствовать его?
    Если больной с полным или частичным параличом конечности недоступен, проводите пальпацию ритмической активности, описанной Фрайманн для здоровых тканей до тех пор, пока «считывание» ее присутствия

    Исследования Эрлингхаузера в области циркуляции спинномозговой жидкости
    Для более глубокого понимания концепций, здесь рассматриваемых, читателю следует обратиться к статье Ральфа Эрлингхаузера (Ralph Ehrlinghauser, 1959), а также к изданию «Черепно-крестцовая терап

    Черепно-крестцовое соединение
    В отношении данной концепции нуждается в объяснении еще одна анатомическая связь – связь между черепом и крестцом. Соединением между затылком и крестцом является мембрана твердой мозговой оболочки,

    Создание точки покоя
    Книги Апледжера – настоящая кладезь информации для тех, кто хочет добавить черепно-крестцовую работу в свой репертуар. Инструкции и установки, получаемые на семинарах, являются, вместе с тем, необх

    Дискуссия по упражнениям 5. 1 – 5.5
    С точки зрения пальпации – насколько мы можем продвинуться с нашими упражнениями в оценке и манипуляции колебаниями и ритмами черепно-мозговой жидкости. При выполнении упражнений так, как

    Энергия
    исследования и работы большого количества выдающихся клиницистов в области остеопатии теперь переносит нас от потока СМЖ к области, которую лучше всего называть пальпацией потока энергии. Это облас

    Слои энергии?
    Д-р Фриц Смит (Fritz Smith, 1986) намечает в общих чертах свою модель паттернов энергии внутри и вокруг тела в великолепной работе «Внутренние мосты – справочник по движению энергии и структуре

    Энергетические «пузыри» и чакры
    До того, как изучать работу Фрица Смита и Роллина Бекера по таким энергетическим паттернам, нам следует также познакомиться с концепцией «энергетического пузыря» Апледжера, а перед этим – произвест

    Ограничения потока энергии: модели Вармы и Апледжера
    Как традиционная китайская медицина, так и Аюрведа придерживаются мнения, что над поверхностью тела и внутри тела существуют каналы, которые являются проводниками потока энергии. Если эти каналы бл

    Пальпация «прикосновением к сути» по Смиту
    Работа Смита, таким образом, представляется мостом между грубой западной методологией и довольно-таки абстрактными концепциями «энергетической» медицины. Он объясняет, каким образом осуществляет ко

    Тонкая настройка
    Именно при помощи такого контакта, говорит Смит, вы должны ощущать вибрации и токи, а при любом вашем дополнительном движении – можете оценивать как реагирует ткань (или пациент). Чтобы произвести

    Интерпретация
    Смит говорит, что если рука здоровая, без повреждений, то в одном направлении она обычно сгибается легче, чем другая; сгибание в одном направлении может быть затруднено, или рука уходит на скручива

    Повторение и сравнение
    Как и большинство приводимых в книге упражнений, это следует повторять на нескольких разных людях, через короткие промежутки времени, что делает более легким сравнение результатов. Обмен опытом с д

    Связь с традиционной китайской медициной
    Смит представляет на рассмотрение следующий вопрос – получает ли такие импульсы правая рука, или посылает их? При этом он делает вывод – мысли врача в данный момент определяют направление потока (в

    Пояснение – манипуляции энергией
    Смит рассказывает о том, что как только он устанавливает точку опоры между собой и пациентом (как в упражнениях 5.10, 5.11 и 5.13), становится возможным возникновение многочисленных ощущений. Напри

    Обсуждение упражнений 5. 6 – 5.13
    В этой серии упражнений на пальпацию вы пытаетесь оценить наличие, или, наоборот, отсутствие неких колебательных движений, которые будто бы живут в мягких и твердых тканях тела. Разъяснение в отнош

    Чтение прошлой травмы
    Смит рекомендует нам различать пальпируемые энергетические поля, которые находятся вне поверхности тела и отражают состояние тела и духа в настоящий момент (эти вибрации не «отпечатываются» на энер

    Уравновешивание энергии
    Каким образом Смит уравновешивает те аномальные энергетические волны, которые он воспринимает? По его словам, он может: - Перекрыть аномальный паттерн более сильным и чистым энерг

    Лошади и верблюды
    Смит говорит о разнообразии паттернов, которые можно встретить при пальпации травмированных областей, и которые зависят от типа перенесенной пациентом травмы. При этом он подробно описывает издавна

    Тканевая память
    Апледжер приводит доказательства того, что лишенные мозга лабораторные крысы способны решать в лабиринте задачи, связанные с пищевой ориентировкой, что указывает на существование «памяти» и блока п


    В соответствии с тем, что пишет Роллин Бекер, практикующий врач, впервые встречающийся с любым пациентом должен помнить следующее: Пациент может предполагать свой диагноз, доходя до этого

    Что мы пальпируем?
    Какая форма энергии здесь оценивается? Бекер не знает, замечая при этом, что примерно столько же мы знаем на бытовом уровне об электричестве, что ничуть не мешает нам им пользоваться. Эта

    Диагностическое прикосновение по Бекеру
    Глубина восприятия зависит от устойчивости контактов точки опоры, но не от твердости и устойчивости контакта, осуществляемого проводящими обследование пальцами. Если в тканях имеется глубока

    Упражнения Бекера
    Роллин Бекер приводит последовательные примеры того, как он пальпирует различные области тела и описывает свои точки контактов и опоры. Рекомендуется выполнить все эти упражнения в любой последоват

    Взгляды «другого» бекера
    Есть два доктора Бекера, и пока что мы занимались работами Роллина Бекера. Алан Бекер (1973) говорит и застарелых, укоренившихся паттернах, которые все мы носим в себе, Во многом это напом

    Или, все-таки, те тонкие умения и навыки, которые стимулируют эти упражнения, имеют практическую ценность?
    Рассмотрим, что говорит один из ведущих американских остеопатов-клиницистов и ученых Филипп Гринман (Philip Greenman, 1989), который при обсуждении техники мышечно-фасциального облегчения (очень то

    Тематическая вставка 6: Оценка ограничений твердой мозговой оболочки
    Д-р Джон Апледжер (1987) говорит о том, насколько трудно рекомендовать техники, используемые для распознавания ограничений, накладываемых на позвоночную трубку твердой мозговой оболочки (ТМО). При

    Сферы применения
    Каковы области клинического применения этих знаний, или, если сузить вопрос еще больше – как все это связано с нашим изучением пальпации? Для начала, нам определенно следует знать, что и к

    Диагностика негативных механических напряжений (НМН) в нервной системе
    Выявление и лечение «напряжений» в нервных структурах дает нам альтернативный метод работы с некоторыми видами боли и нарушения функций, поскольку такое негативное механическое напряжение часто явл

    Основные тесты
    Батлер и Джиффорд (Butler & Gifford, 1989), развивая далее концепции Мэйтленда, обрисовали последовательный набор «основных тестов», которые можно использовать для точного выявления механически

    Значение правильного положения тела
    Подход Батлера/Джиффорда подразумевает правильное положение в пространстве того региона, который мы обследуем, когда оцениваем изменения болевых ощущений, а также – использование пассивной растяжки

    Область механического контакта
    Ткани, окружающие нервные структуры, были названы областью механического контакта (ОМК) или механическим интерфейсом (МИ). Это те прилегающие ткани, которые могут двигаться независимо от нервной си

    Нмн и болевые зоны не обязательно совпадают
    Если тест на напряжение оказывается положительным (т.е. одним или другим его элементом, как начальным положением, так и «активизирующим» дополнением вызывается боль), это указывает только на то, чт

    Уязвимость нервов
    Давайте вновь обратимся к приводимым Корром доказательствам ретроградного транспорта аксонного потока, поскольку это один из возможных факторов, влияющих на подобные изменения. В одной из работ Кор

    Точки напряжения и описания тестов
    Батлер и Джиффорд отмечают, что наиболее вероятными регионами развития НМН являются определенные анатомические области, где нервная система мало подвижна относительно окружающих тканей или относите

    Вариации пассивного движения нервной системы во время осмотра и лечения
    1. Увеличение напряжения может возникать в межнервном компоненте, где напряжение прикладывается с обоих концов, то есть, как в случае теста в «согнутом положении». 2. Повышенное нап

    Примечания к тесту ппн
    · При ППН происходит каудальное движение пояснично-крестцовых нервных корешков относительно окружающей ткани (именно поэтому «положительным» результатом считается боль и ограничение возможности под

    Примечания к тесту в согнутом положении
    Исследования на трупах показывают, что нервно-менингеальные движения могут происходить в различных направлениях, при этом межпозвоночные уровни С6, Т6 и L4 обычно являются неподвижными (т.е. если т

    Примечания
    · При выполнении этого теста происходит значительно передвижение нервов. В исследованиях на трупах показано, что при движениях шеей и кистью наблюдаемый сдвиг срединного нерва относительно своего м

    Клиническое применение
    Принимая во внимание приводимые Корром доказательства того, сколькими способами и какие мягкие (и костные) ткани могут ущемлять нервные структуры, логично говорить о достижении максимального рассла

    Обсуждение упражнений 6. 1 – 6.5
    Включение описаний этих тестов в книгу, как имеющее своей целью прежде всего повышение уровня пальпаторной грамотности, может рассматриваться как спорное. Какое отношение имеют они к пальпации?


    Пальпация области, в которой пациенты жалуются на болезненность как правило, дает повышенную чувствительность или вызывает неприятные ощущения, если источник боли находится именно здесь. Вместе с т

    Поиск динамически нейтрального состояния
    Сам по себе термин «функциональная техника» возник из серии учебных занятий в академии прикладной остеопатии Новой Англии в 50-х годах ХХ столетия под общим названием «функциональный подход к специ

    Функциональные задачи
    Хувер (1957) суммирует основные элементы функциональной техники: · Диагностика функции включает в себя пассивную оценку реакций пальпируемой области на физиологические требования к активно

    Терминология
    Боулс дает разъяснения по поводу стенографического использования этих общих описательных терминов: Нормальная соматическая функция – это хорошо организованная комплексность, и она сопровож

    Краткий обзор функциональных методов по Боулсу
    Если суммировать сказанное – какая бы область, сустав или мышца ни оценивались при помощи «слушающей руки», должно наблюдаться следующее: 1. Мотивирующая рука выполняет некоторую последова

    Комментарий
    Это упражнение должно помочь в усилении «слушающей» роли и функции проводящих пальпацию пальцев и избирательности их в том, что они хотят услышать. The listening hand contact should be "qu

    Области применения
    Способы использования информации, полученной при выполнении упражнения 7.2в, еще более расширяются: При данном конкретном тестировании вы изменяли пространственные соотношения плеч и бедер

    Упражнения хувера для грудной клетки
    Упражнение 7.З.а Вы должны стоять позади сидящего партнера, руки которого скрещены на груди. После предварительной оценки грудного или поясничного отдела позвоночника партнера, проведенной

    Комментарий
    Hoover describes variations in what might be felt as the response of the tissues palpated during these various positional demands. Хувер описывает вариации того, что можно ощутить в качест

    Резюме Хувера
    Для достижения профессионализма рекомендуется практиковаться на суставах и сегментах с нарушениями функций. По мнению Хувера, для успешного выполнения требуются три следующие основные составляющие

    Боулс характеризует задачу
    Чарльз Боулс кратко суммирует то, к чему следует стремиться: Активность для тестирования сегмента (или сустава) в большой степени является эндогенной, инструменты для наблюдения – не вызыв

    Применение функциональной техники на позвоночнике
    Чтобы практиковать функциональную диагностику и лечение позвоночника или сустава, требуется идентификация того, что зона (в позвоночнике, например) имеет нарушения функции, отличается или аномальна

    Комментарий
    Гринман рекомендует проводить аналогичные варианты пальпации по всем областям позвоночника. В любом случае, то, что вы ищете в нормальной ткани, или там, где нарушение функции минимально –

    Мнения Джонсона о барьере
    Джонсон объясняет свое толкование терминов «прямой» и «косвенный» следующим образом: Если аспекты прироста сигналов (направления, в которых есть ограничения движения) воспринимаются как не

    Тематическая вставка 8. Игра сустава, «конечное ощущение», диапазон движения: что это такое?
    Игра, а точнее сказать, «свободный ход» сустава – это особые движения костей, связанные либо с отделением суставных поверхностей друг от друга (как при вытягивании), либо с параллельным движением с

    Гиперподвижные суставы
    Гиперподвижные связки и мышцы не обеспечивают адекватную защиту суставов и, соответственно, не могут предотвратить движение в избыточно широком для данного сустава диапазоне подвижности. Без опреде

    Что делать с барьерами при их обнаружении
    Одна из задач пальпации ограничений – установить степень этих ограничений при определении диапазона подвижности в разных направлениях. Вторая – определение характера и природы этих ограничений, в ч

    Осмотр, пальпация, активное и пассивное тестирование
    Нарушение функции суставов может быть продемонстрировано тремя разными способами, каждый из которых образует часть всесторонней оценки скелетно-мышечной системы: наблюдения, пальпации и тестировани

    Примечания
    Каждый из сегментов, перечисленных ниже, можно рассматривать как отдельное упражнение. Это касается всех, развивающих и практикующих пальпацию и мастерство наблюдения и считающих их необходимыми дл

    Сдвигаются ли ваши большие пальцы?
    Посмотрите, какой из пальцев при наклоне пациента вперед сдвинулся больше. Любое заметное передвижение больших пальцев происходит тогда, когда подвздошная кость при наклоне «фиксируется» крестцом,

    Интерпретация
    Если один ПВГПК находится выше другого, это может указывать на ограничение подвздошной кости с этой стороны сзади, или на переднее ограничение с противоположной стороны (рис. 8.3). Они раз

    Обсуждение упражнений 8. 1 – 8.16
    Если вы компетентно и без напряжения завершили упражнения, приведенные в этой части главы, то должны уметь выявлять признаки асимметрии и функционального дисбаланса у пациентов, а также отмечать на

    Наблюдалась ли какая-либо асимметрия или одностороннее, либо двухстороннее ощущение избыточного напряжения при любом из движений?
    Метод Б. Пациент (партнер) лежит на топчане ничком, голова строго по срединной линии. Вы накладываете большие пальцы последовательно на поперечные отростки сегментов с Т4 по Т9. После того,

    Какие ограничения нормальной подвижности или измененное качество конечного чувства вы обнаружили в этой области при использовании этих методов?
    Запишите результаты. Метод Д. Сравните результаты с данными, полученными при помощи следующего подхода Уолтона: § После пальпации поверхностным постукиванием по грудному от

    Пальпация поясничного отдела
    Метод А. Пациент лежит на животе. Пальпация проводится путем «выпрямления» отдельных сегментов. Выполняется двумя пальцами одной руки, находящимися на поперечных отростках сегмента, возвышен

    Какие ограничения нормальной подвижности вам удалось обнаружить в этой области?
    Метод Б. Пациент лежит на боку лицом к вам, колени и бедра согнуты. вы наклоняетесь через пациента, касаясь его согнутых коленей либо животом, либо бедрами. Прямое давление осуществляется по

    Какие ограничения нормальной подвижности вы обнаружили в этой области?
    Метод Г. Уолтон рекомендует усадить пациента верхом на конец топчана, руки сцеплены на затылке. Вы стоите сбоку и сзади пациента, просовывая руку через «петлю», образованную руками пациента

    Обсуждение упражнений 8. 17-8.19
    Упражнения 8.17, 8.18 и 8.19 предоставляют широкие возможности как для оценки при помощи пальпации наличия локализованных сегментных дисфункций, так и для идентификации их характера. Данная книга н

    Пальпация ослабленных ребер
    Ребра, ограниченные при выдохе, являются ослабленными. Их идентифицируют пальпацией, которую следует проводить с той стороны стола, которая выводит доминирующий глаз на центральную линию (

    Пальпация поднятых ребер
    Ребра, ограниченные при вдохе, являются поднятыми. Распознаются при помощи пальпации (кончиками одного или двух пальцев). Кисти располагаются ровно по сторонам грудины, при этом запястья н

    Замечания в отношении акромиально-ключичной и грудинно-ключичной дисфункции
    Несмотря на то, что позвоночные/шейные и большинство других суставов приводятся в движение и находятся под постуральным воздействием мышц и, таким образом, могут до определенной степени при таком м

    Диагностика акромиально-ключичной (АК) дисфункции
    Стайлс (Stiles) рекомендует начинать оценку АК дисфункции с лопаток, механика которых тесно связана с АК функцией. Пациент сидит с выпрямленной спиной; позвоночник и обе лопатки пальпируют

    Обсуждение упражнений 8. 20 – 8.28
    Эта серия упражнений, начинаемая с дыхания, занимающего центральное место – подразумевает сперва оценку дыхательной волны в качестве средства наблюдения за тем, как мышечные и позвоночные ограничен

    Пальпация черепа
    Следующее упражнение на пальпацию – структурное, легкое и простое. Его цель- анатомия и ориентиры на черепе. В главах 2 и 5 некоторые из упражнений включали в себя элементы оценки ритмичес

    Были ли там области неожиданной ригидности?
    Теперь, используя одну руку с каждой стороны (опять подушечками пальцев), пальпируйте в стороны от темени вдоль венечного шва (задавая себе те же самые вопросы), пока не дойдете до соединения между

    Находится ли одна сторона выше или ниже, чем другая?
    Вернитесь к птериону и проследите соединение между теменной костью и чешуей затылочной кости. Оно загибается назад над ухом (полагают, что чешуя затылочной кости может слегка скользить внутренней п

    Замечания по пальпации и оценке проблем длинной/короткой ноги
    Следующие замечания и упражнения относятся к совершенно всеобщей скелетно-мышечной проблеме и предназначены для того, чтобы помочь вам интегрировать мастерство в пальпации и диагностике. Эти замеча

    Лечение по Фрайетту
    Фрайетт рекомендует обратить внимание на эпифизы бедренной, большой берцовой и малоберцовой костей. Внимания эти места заслуживают в том плане (Фрайетт при помощи манипуляторных техник «растянуть»

    Укороченная нога – точка зрения Меннелла
    Меннелл (Mennell, 1964) рекомендует оценивать степень жесткости Ахиллова сухожилия. Для использования подъема, говорит он, высота каблука обуви, купленной в магазине, должна быть такой, чтобы подъе

    Укороченная нога – мнение Кайе
    Кайе (Caillet, 1962) говорит, что измерение расстояния от ПГВПК до лодыжки (что рекомендовано многими специалистами) является, в лучшем случае, неточным и имеет незначительную ценность. Он рекоменд

    Взгляды Карела Люьита
    Льюит (Lewit, 1985) может многое сказать по вопросу укороченных ног. Он напоминает, что искусственное различие длины ног более, чем в 1 см. изменяет равновесие в плоскости венечного шва, н

    Цели коррекции, в том числе, подъема пятки
    1. Достигнуть удовлетворительной степени компенсации, чтобы вывести пояснично-грудное сочленение в положение над пояснично-крестцовым сочленением (или близко к такой точке). 2. Вернуть бол

    Общие признаки
    Бейли и Беквит (Bailey and Beckwith, 1966) провели сводный анализ более 400 случаев укороченной ноги по результатам рентгенодиагностики. Среднее укорочение равнялось 0,88 см., в 53% случаев оно был

    Подъем пятки – за или против?
    Страхан (Strachan, 1966) говорит, что: · Подъем пятки должен проводиться с осторожностью в отношении окостеневших отростков. · Решающим фактором должен быть не возраст, а, скорее,

    Мнение вильямса по воросу подъема короткой ноги
    Вильямс (Williams, 1965) говорит, что подъем пятки наиболее благоприятен, если на стороне укорочения имеется опущение крестца, и наблюдается выпуклость кривизны позвоночника, направленная в сторону

    Укорочение ноги и работы Де Жарнетт
    Многое в КЗТ (крестцово-затылочная техника) зависит от оценки укороченной ноги и связанных дисфункций. Обычно оценивается напряжение пятки, поскольку Ахилловы сухожилия с наибольшим напряж

    Являются ли широкая фасция бедра или поясничная мышца избыточно активными
    Таз лежащего на боку пациента твердо удерживается врачом, стоящим со стороны лица пациента. Одновременно врач проводит пальпацию вертела с того бока, который находится сверху (тестируемая сторона).

    Участвует ли в процессе поясничная мышца?
    Дженда говорит следующее: «Самым важным видом дисбаланса в тазовом регионе является нарушения равновесия между сгибателями бедра и мышцами, выпрямляющими туловище» (он называет это «нижний перекрес

    Парадоксальное состояние поясничной мышцы
    Если имеется отчетливое укорочение мышцы, выпрямляющей позвоночник, вместе с выраженной двусторонней жесткостью подвздошно-поясничной мышцы, то действие поясничной мышцы переключается в дорсальном

    Симптоматика поясничной мышцы
    Симптомы острой дисфункции поясничной мышцы включают в себя уже упоминавшиеся факторы положения, а также болевые ощущения, которые начинаются на средней линии и в пояснично-крестцовой области (в ко

    Обследование поясничной мышцы, включающее модифицированный тест Томаса
    Пациент стоит у конца стола спиной к нему, одно колено и бедро согнуты, пациент подтягивает их руками как можно ближе к животу. Затем пациент ложится назад так, чтобы копчик находился как можно бли

    Тест на силу поясничной мышцы
    Пациент должен быть в том же положении, обе ноги свисают. Встаньте между ногами пациента. Он должен прижать стопы к внешней части ваших икр. Положите руки ему на бедра. Его задача – постараться «от

    Учебники по спорту - особенно по тем видам спорта, где нужно использовать координацию, - полны упоминаний о доминантном взгляде на линию. Эта особенность пространственного зрения человека, естественно, занимает в бильярде важное место.

    Если изучать пространственное видение, выясняется, что только с одной точки можно увидеть прямую линию, отдаляющуюся от человека и совпадающую с реальной траекторией. Как правило, эта доминирующая линия находится не точно в центре области зрения, т. е. не соответствует вертикальной линии нос-подбородок.

    Многие учебники и, к сожалению, еще большее количество «всезнающих» спортсменов заявляют, что именно по этой линии ниже головы должен проходить кий. Но из вышеприведенного объяснения очевидно, что это абсолютно не соответствует правде (или очень редко соответствует). Более того, у каждого игрока есть свое определенное место, где должен проходить кий: оно и называется доминантной линией зрения.

    Звучит все гораздо страшней, чем происходит в действительности. Человек без проблем с пространственным видением - тот, что может в реальной жизни ходить и не натыкаться на предметы, - автоматически примет правильное положение относительно кия. Просто нужно попытаться взглянуть на игровой шар или на цель через эту «деревянную палку». Удивительно, но для этого нужны лишь повседневные навыки.

    Гораздо сложнее ситуация, если игрок научился однажды ставить кий под подбородком. Человек невероятно быстро привыкает к такому соотношению головы и кия и чувствует, что оно правильное, особенно если постоянно слышит от своего окружения, что так правильно. При этом он целится и ударяет с чудовищной погрешностью, что обычно не приходит ему в голову (длинные шары в лузу под углом считаются тяжелыми).

    При проверке сведущих тренеров часто выясняется, что в шар просто плохо целятся (вследствие «смещенного» видения игрока).

    Исправление этой ошибки, чрезвычайно часто встречающейся у многих игроков, занимает много времени и труда. Вполне понятно, если принять во внимание то, что игрок должен научиться играть наперекор своему восприятию «хорошего» и вдобавок играть не по привычной «линии визирования». И ощущение будет продолжаться, пока он снова не станет воспринимать доминантное видение как нормальное.

    Маленький совет

    Вам необязательно всегда слушать догматические высказывания своих «всезнающих» приятелей-бильярдистов. Почти каждый человек целится по доминантной линии. Впрочем, для бильярда можно очень быстро сделать исключение, или вас научат делать исключение.

    Еще раз во всех подробностях: Зеленые новички как раз редко делают ошибки при взаиморасположении головы и кия. Им просто нужно стараться целиться, стоя прямо, и только потом переходить в положение удара. Смотреть надо через «прямую деревянную палку» на цель.

    Если начать с уже представленного упражнения «Пингвин», проблем с доминирующей линией никогда у вас не возникнет. В этом случае гораздо чаще проблемой станет расположить голову в правильной позиции.

    Классическое определение доминантной линии

    80. Зафиксировать удаленную цель

    81. Прикрыть глаз

    82. Прикрыть другой глаз

    Выберите вертикальную цель (например, трубу, край стены, ствол дерева и т. д.) в нескольких метрах от себя. Голову держите прямо и смотрите на цель. Если вы правша, вытяните правую руку и держите указательный палец на цели (если вы слишком сильно сконцентрируетесь на цели, то увидите двойное изображение пальца, что вполне нормально). Теперь прикоснитесь левой ладонью к правой, а затем закройте левый глаз, не двигая головой. Только не пытайтесь зажмурить глаз, а то мышцы напрягутся и результат будет неточным. При этом указательный палец должен появиться на одном расстоянии от цели справа и слева. Но обычно он почти неизменно остается на цели. Открытый глаз - доминирующий глаз. Значит, во время игры кий должен направляться в большей степени этим глазом.

    Точную доминантную линию едва ли можно определить самостоятельно, ее легче узнать, пройдя несколько простых тестов. Лучше всего, конечно, делать это с помощью компетентного тренера.

    83. Ось немного смещена влево

    Если посмотреть на фото нашей модели наверху, можно заметить, что он ведет кий не точно под носом. Вдобавок его голова легко наклонена (по отношению к плечу и немного наклонена по отношению к направлению взгляда).

    «Средства тонкой подстройки» более или менее развиваются у некоторых игроков сами по себе или передаются при продолжительных занятиях с тренером.

    Часто случается, что у правшей доминантный глаз левый (и наоборот). У них бывают иногда серьезные пространственные проблемы или проблемы с мышцами при расположении головы над кием. Здесь может помочь только наклоненное положение тела (и приближение левого глаза вперед). Чтобы получить пример подобного положения тела, посмотрите на известных игроков мирового уровня.

    В снукере линия подбородка проводится ровно над кием, подбородок служит практически дополнительной направляющей для кия. Поэтому для исправления доминантной линии остается только поворот головы, т. е. «приближение» доминирующего глаза.

    Играем кием и шарами

    После теории пришло время посвятить себя технике игры в бильярд. Для начала мы рассмотрим развитие удара и попытаемся доказать, что удар в бильярде лучше всего сравнивать с броском фрисби. В заключение я перейду к отдельным рабочим моментам, на которые должен обращать внимание игрок при выполнении удара.

    В последней части отрывка будет освещена еще одна большая проблема бильярда - прицеливание.

    Объяснения по выполнению ударов и технике относятся больше к пулу, что, несомненно, связано с моей работой, поскольку я являюсь тренером сборной по этому виду спорта. Но, оказывается, в карамболе (за исключением отдельных ударов в «технических дисциплинах», с очень коротким путем шаров), а именно в игре от трех бортов, все более активно используют технику удара шаров из пула, и некоторые игроки мирового уровня даже отрабатывают ее у тренеров по пулу. В снукере длинный удар освободился от классического «удара в шар» только с приходом Штефана Хендри, что можно увидеть по телевизору.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27