Павлов внес огромный вклад в развитие. Доклад: Иван Петрович Павлов - первый среди российских ученых Нобелевский лауреат. Сколько стоит написать твою работу

Иван Петрович Павлов - великий российский естествоиспытатель, физиолог, оставивший неизгладимый след в истории отечественной науки, и всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии. Достижения научных школ, созданных учениками Павлова, определили новое воплощение павловских идей в современных исследованиях и открыли возможность проникновения физиологической мысли на клеточный, мембранный и молекулярный уровни системных функций, что позволило понять тонкие механизмы адаптивных реакций организма. Родился Иван Петрович Павлов 14 (26) сентября 1849 г. в Рязани в семье священника. Происхождение и определило то, что начальное образование Павлова - духовное: он окончил Рязанское духовное училище, а затем, в 1864 г., поступил в Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. Павлов поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, по окончании которого в 1875 г. поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии. Учась в академии, Павлов одновременно работал в лаборатории профессора-физиолога К.Н. Устимовича. В 1879 г. Павлов окончил Медико-хирургическую академию и был оставлен для продолжения научной деятельности. В 1881 г. Павлов защитил диссертацию на степень доктора медицины. Затем 46 лет жизни и деятельности И.П. Павлова были неразрывно связаны с Институтом экспериментальной медицины, где он возглавил отдел физиологии, названный впоследствии его именем. Иван Петрович Павлов внес огромный вклад в развитие русской психологии, развивая учение Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности. С помощью разработанного им метода исследования условных рефлексов он установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Павлов впервые выступил с новой программой в 1903 г. на Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Свою речь он озаглавил «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Для участников конгресса это было неожиданностью. Павлов уже приобрел всемирную славу своими работами по физиологии пищеварения, а тут - психология. Но сам Павлов констатировал: «...этот переход произошел хотя и неожиданно, но вполне естественно...» От физиологических опытов Павлов непринужденно перешел к психологическим опытам, что и определило его последующую работу. Павлов изложил свое представление о новом психофизиологическом направлении в медицине, которое было построено на обширном опытном материале. В своем сообщении он упомянул о 12 вариантах опытов по изучению рефлекторной регуляции поведения. Каждый вариант стал в дальнейшем моделью для разработки множества других новшеств, введенных Павловым. В опытах над собаками применялись раздражители, провоцирующие противоположные по своему мотивационному знаку реакции. Так, например, подводимый к коже животного электрический ток, причиняющий сильную боль, оказался способным вместо негативной оборонительной реакции вызвать позитивную пищевую реакцию. Опыты Павлов проводил сам и при помощи своих коллег-ассистентов. Известно, что раз в неделю, по средам, в 10 часов утра Павлов собирал сотрудников своих лабораторий для обсуждения результатов опытов, а также общих проблем учения о высшей нервной деятельности. В стенограмме одной из «Павловских сред» (так назывались эти встречи) записано «Иван Петрович рассказал об описанном Фрейдом случае излечения истерического психоза». Примерно в таком же ключе, только более расширенном, проходила и мадридская встреча Павлова Начав с того, что он остановится только на опытах со слюнными железами и будет говорить только языком фактов, Павлов в действительности развернул перед слушателями методологию своих исследований. Именно в этой новой конкретно-научной методологии и новой исследовательской программе, а не только в фактах заключался смысл павловской революции в физиологии и психологии. Впоследствии в массовом обыденном сознании павловское открытие воспринималось в крайне примитивном образе (примерно как и с «сеченовскими лягушками»): слюноотделение у собаки наблюдается не только при соприкосновении с пищей, но и при воздействии на мозг раздражителя, подающего сигнал о ней. Между прочим, точно так же представляли себе павловский рефлекс и его критики, наделенные изощренным философским умом. Однако простота феномена скрывала гораздо более значимые для науки новшества. Историческое значение учения Павлова заключалось во введении новой категории - категории поведения (вспомним, что при Сеченове такой категории еще не существовало). Все предшествующие попытки понять концепцию рефлекса - от Декарта до Сеченова - строились на концепции рефлекса, трактуемого в качестве сенсомоторного акта. Сохранив ориентацию на принцип рефлекса, Павлов избрал для анализа целесообразных действий живого организма другой объект - орган, соединяющий эн-доэкологию с экзоэкологией биосистемы, внутреннюю среду с внешней. В связи с этим понятия, вводимые Павловым, преодолевали традиционное членение психики и ее субстрата на два разряда, о каждом из которых Павлов говорил отдельным языком. Сравнивая выделенный им круг новых условно-рефлекторных явлений с традиционными физиологическими функциями, Павлов отмечал, что различие между ними в том, что «в физиологической форме опыта вещество соприкасается непосредственно с организмом, а в психической форме оно действует на расстоянии», но Павлов оговаривает, что существенное различие не в этом. Поиск этого различия приводит его в сферу сигнальных отношений. Сигнал в понимании Павлова выступал как средство различения не только внутренних условий работы организма, но и ее внешних условий, позволяя тем самым ориентироваться в окружающем мире, улавливать объективные, независимые от живой системы свойства и отношения. Впоследствии Павлов видел задачу «первых сигналов» в сенсорном, чувственно-образном распознавании предметного мира. А потребность приобрела у него в контексте категории поведения значение мотивационного фактора, обозначенного Павловым термином «подкрепление». Другими важнейшими переменными (детерминантами поведения) выступили торможение и повторение. Павлов утверждал в качестве важнейшей особенности рефлекторной регуляции модифицируемость уже сложившихся форм поведения. Таким образом, созданный Павловым язык является языком-посредником, позволяющим сомкнуть биологическую жизнь и неотделимую от нее - психическую. Именно в этом и заключается «гениальный взлет павловской мысли». Надо сказать, что изучение физиологии во времена Павлова сочеталось с изучением Достоевского, произведения которого обнажали сложность и многоплановость душевной организации человека. Поэтому мысль о том, что открытия и знание законов, полученных в результате опытов над животными, позволят обеспечить людям истинное счастье, неслучайно занимала Павлова и его единомышленников. Идея активности организма (человека), его собственных преобладающих возможностей, его деятельность, установки по отношению к внешней среде владела умами тех, кто отстаивал объективный метод в физиологии и психологии. Об этом говорили понятия о рефлексе сосредоточения, об ориентировочном (по Павлову - установочном) рефлексе. Примечательно в этом отношении введение Павловым понятия о «рефлексе цели». Ориентировочный рефлекс включает стремление овладеть предметом, безразличным для жизнеобеспечения организма. В качестве типичного примера рефлекса цели Павлов приводил страсть к коллекционированию. Павлов приходит к выводу, что «надо отделять самый акт стремления от смысла и ценности цели и его сущность дела заключается в самом стремлении, а цель - дело второстепенное». «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас», - утверждал Павлов. Применительно к рефлексу цели как энергетической переменной Павлов ввел представление о социально-исторической детерминации. Причины падения энергии он усматривал в общественных влияниях. В 1923 г. вышла работа Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных», в которой он изложил свою программу и описал колоссальную, проделанную им и его сотрудниками работу Учение Павлова постепенно обогащалось не только фактами, но и теоретическими представлениями. Павлов поднял огромный пласт вопросов, касающихся работы высшей нервной деятельности: о причинах индивидуальных различий, о роли генетических факторов, о зависимости нервно-психической патологии от свойств типа ВИД и другие. Другое направление павловского труда касалось специфики ВИД человека. Труды И.П. Павлова получили международное признание. В 1935 г. в нашей стране проходил 15 Международный конгресс физиологов, на котором ученые всего мира назвали Павлова «старейшиной физиологов мира». К этому времени И.П. Павлов был уже академиком, почетным членом и доктором «гонорис кауза» более чем 120 научных обществ, академий и университетов, отечественных и зарубежных. Известный во всем мире как создатель учения о высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии за труды по физиологии пищеварения, И.П. Павлов оставался до конца дней своих неутомимым тружеником и активным гражданином России. Учение Павлова и его современное развитие служит одной из важнейших естественно-научных основ материалистической психологии и диалектико-материалистической теории «отражения» (положение о связи языка и мышления, чувственного отражения и логического познания и др.). Труды Павлова и его школы в последнее время используются для разработки и создания кибернетических устройств, имитирующих отдельные стороны психической деятельности. Умер Павлов в 1936 г. на 87-м году жизни в Ленинграде и похоронен на Волковом кладбище. Уже при жизни труды И.П. Павлова были высоко оценены, что, в частности, отразилось на создании ему необходимых условий для плодотворной работы и нормальной жизни.

Классическое кондиционирование имеет отношение к поведению вне лаборатории в повседневной жизни и играет ключевую роль в понимании происхождения и лечения клинических расстройств. Классическое кондиционирование также участвует во многих различных типах страхов или фобий, которые могут возникать в результате обобщения.

Биография. труды, научные теории и разработки

Пионерская работа над этим типом явлений была выполнена Дж. Оба случая считались новаторской работой в области модификации поведения. Недавние реанализы подтвердили значимость отдельных различий и когнитивных переменных. Люди, которые больше озабочены в целом, развивают фобии из опыта, который не вызывает страха в других.

Диплом и Нобелевская медаль И.П. Павлова

Именно в эту серию работ входят известные всему миру «павловские фистулы», «павловский изолированный желудочек» и другие разработки. В 1907 г. И.П.Павлов избирается действительным членом Российской академии наук . а в 1925 году организует Институт физиологии, бессменным директором которого он оставался до 1936 г.

Опасения могут быть изучены несколькими способами, которые включают прямое павловское кондиционирование, но павловская парадигма с пересмотрами теории неоконсервации продолжает оставаться одной из самых влиятельных теорий о фобической тревоге. Все страхи или фобии, похоже, не объясняются простым павловским обучением, хотя многие могут быть. Сообщается, что многие фобии являются результатом косвенного или познавательного обучения, включая обучение путем наблюдения и передачи информации. Классическое кондиционирование также было полезно для объяснения панических атак.

Научное творчество И.П.Павлова оказало огромное влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подходя к изучению высших функций мозга животных и человека. Переход И.П.Павлова к изучению высшей нервной деятельности закономерен и обусловлен общей направленностью его исследований и его представлениями о приспособительном характере деятельности организма человека в целом.

Пищевые отвращения являются серьезной клинической проблемой, особенно те, которые развиваются в связи с тошнотой, вызванной химиотерапией для лечения рака, которая может впоследствии мешать употреблению многих продуктов. Предоставление пациентам пищи с очень заметным, новым вкусом в новых условиях приводит к блокированию, а новые сигналы затмевают вкус более знакомых продуктов. Результатом является сильное отвращение к сигналам, которые не будут присутствовать после завершения химиотерапии. Это полезно и не вызывает никаких проблем, потому что мало развивается обусловленная тошнота привычным пищевым продуктам, когда их едят дома.

В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал основные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такого важного явления как торможение нервных процессов, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.е. сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых процессов нервной системы позволили И.П.Павлову внести значительный вклад в разработку такой существенной проблемы как механизмы сна, его отдельные фазы, причины нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

Проблема разума животных

Поведенческая терапия, основанная на принципах классического кондиционирования, использовалась для устранения или замены поведения, устранения эмоциональных реакций страха и тревоги, а также лечения ночного энуреза, алкоголизма и т.д. По мере развития поведенческих методов с течением времени была разработана методика поведенческой терапии, называемая систематической десенситизацией, основанная на классической модели кондиционирования. Нежелательные реакции, такие как реакции фобического страха, могут быть продифференцированы методом систематической десенситизации.

Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре основных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены теоретические основы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий головного мозга. Эти исследования позволили И.П.Павлову сформулировать важнейшую отличительную особенность в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не только первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы – основы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.

Сколько стоит написать твою работу?

При систематической десенситизации тревога связана с положительным ответом, обычно расслаблением. Систематическая десенсибилизация - это процедура, при которой пациент постепенно подвергается воздействию фобического объекта; обучение прогрессивному расслаблению - эффективное и эффективное лечение фобий.

Один из подходов к лечению фобий классическим обучением был первоначально назван имплозивной терапией. Классическое кондиционирование все чаще используется для изучения изучения страха. Однако у крысы, наиболее распространенной темы для исследований этого типа, страх также может быть измерен с помощью соматического ответа от замерзания.