В чем заключаются отличия общего анализа крови от клинического, расшифровка данных. Количественное и качественное исследования

Приходя на прием к врачу, пациент часто не понимает, зачем доктор назначает тот или иной анализ. Так как исследование крови проводится часто, вопрос, чем отличается общий анализ крови от клинического, беспокоит многих. Разберемся, что означает каждый из них и в чем между ними разница.

Читая показатели клинического анализа крови и общего анализа, разницу или сходство понять несложно. Почему нет единого исследования, которое бы охватывало все аспекты?

Показатели ОАК

Кровь – многополярная жидкость, индикатор состояния организма. Это транспортная и защитная система, поэтому в ней присутствуют клетки, отвечающие за иммунитет и здоровье человека. Там же гормоны, которые «руководят» работой органов, продукты жизнедеятельности клеток, кислород, полезные вещества, которыми они питаются. Кровь, кроме основы – плазмы, включает сотни элементов, которые обслуживают или выводятся из организма.


Показатели КАК

Чтобы получить информацию о конкретном параметре, например: количестве инсулина, свидетельствующем о работе поджелудочной железы, нужен анализ для изучения этого параметра, нет смысла изучать всю кровь. Каждое направление или подозрение на заболевание требует исследования только в нужной области. Результаты общего анализа крови или клинического анализа крови относятся к одному виду исследований.

Что это за исследование?

Что такое клинический анализ крови и общий анализ крови? Ответ прост – самые распространенные исследования, которые охватывают параметры, которые позволяют врачу судить о состоянии организма.


Оба исследования назначаются для подтверждения или опровержения диагноза

В крови присутствуют «форменные элементы», которые и выполняют основные функции. Каждой частицы должно быть количество, зависящее от возраста и пола человека. Если они выходят за пределы, то это свидетельствует, что что-то в организме происходит не так, как должно.

Такой анализ незаменим при лечении простудных заболеваний. Часто при появлении характерных признаков человек не идет в больницу, а отправляется в аптеку, покупает противовирусное и пьет ненужные таблетки, зарабатывает осложнения и отправляется в больницу с «букетом неприятностей», которые вылечить непросто. ОАК определит, бактерии или вирусы виноваты в недомогании. Так в чем же разница между клиническим и общим анализами крови?


Не спешите пить лекарства от простуды, не проконсультировавшись с лечащим врачом

Какая разница между КАК и ОАК?

Общий анализ крови и клинический анализ — одно и то же. Изучают один набор параметров форменных элементов. Кровь для обоих исследований берется и из вены, и из пальца.

Направление на анализ выдается почти при каждом появлении человека в больнице, так как он позволяет собрать исчерпывающую базовую информацию о работе организма, а потом, в случае обнаружения неприятности, направить пациента к узкому специалисту. Обычно общее исследование назначает врач-терапевт.


Любое недомогание можно поправить, если сдать кровь и определить причину

Отличие общего анализа крови от клинического — в названии. Первым появился – клинический анализ, однако из-за неблагозвучной аббревиатуры – КАК, со временем его вытеснило ОАК, которое звучит приличнее.

Чем отличается ОАК от других исследований?

Разобравшись, и каковы его отличия от клинического, стоит сказать, что ОАК значительно проще других исследований, например: биохимического.

Разница существенна:

  • Если общее исследование «потерпит» и капиллярную , то биохимический анализ требует только венозную, причем в большом количестве.
  • ОАК исследует кровь на установленное количество параметров, биохимия изучает гормональный фон и гораздо большее количество нюансов, учитывает состояние больного, его возраст и другие показатели.
  • Биохимическое исследование назначают при подозрении на серьезные заболевания. Позволяет изучить работу организма и выявить мельчайшие отклонения, локализовать болезнь и назначить лечение. ОАК только очерчивает грани заболевания – указывает на направление, а не на проблему.

Биохимия делается долго, поэтому ждать результатов на следующий день не стоит. Такое возможно, только если больной поступил в острой форме, и существует подозрение на болезнь, которую возможно быстро вычислить с помощью анализа или при большом ожоге, или внутреннем кровотечении.


Исследование крови на биохимию предполагает использование крови из вены

Что изучается в общем ОАК?

ОАК включает изучение следующих параметров:

Врач-терапевт, изучая показатели общего, или клинического, анализ крови, поймет примерную локализацию проблемы и направит пациента на обследование к узкому специалисту.

Какова норма показателей в анализе?

Чтобы понять, в порядке ли все или нет, нужно знать норму по каждому показателю. Существует различие между показателями для пациентов разных возрастов и полов, поэтому они учитываются. Речь пойдет о мужчинах и женщинах среднего возраста и о детях от 7 до 12 лет.

  1. Гемоглобин у мужчин находится в границах от 130 до 160 г/л, у детей от 110 до 145, а у представительниц женского пола – от 120 до 140.
  2. Показатель эритроцитов 4,0 – 5,1×1012 для мужского пола, 3,5 — 4,7×1012 для детского возраста и 3,7 — 4,7×1012 для женщин.
  3. Цвет крови — 0,85 – 1,15.
  4. Ретикулоциты у детей, так как их организм растет, – от 3 до 12%. С возрастом норма падает, и человек среднего возраста любого пола имеет их 0,2-1,2%.
  5. Тромбоциты в рамках 180 — 320×109, а у младшего поколения они меньше — 160 — 380×109.
  6. Скорость оседания эритроцитов разная. Детская норма — 4 — 12 мм⁄ч, для женщин – 2-15 мм⁄ч, у мужчин – 1 — 10 мм⁄ч.
  7. Лейкоциты – 4,0 — 9,0×109.
  8. Палочкоядерные в крови взрослых 1-6 %. Дети имеют маленькие рамки – от 0,5 до 5%.
  9. Сегментоядерные в крови от 47 до 72%, а у детей рамки ниже – от 35 до 65%.
  10. Эозинофилов в здоровом взрослом организме от 0 до 5%. У детей показатель в норме – от 0,5 до 7%.
  11. Базофилы не должен превышать 1%, нормой будет, если в бланке указан 0 в графе показателя.
  12. Лимфоциты в детском организме – 24-54%. У взрослых показатель ниже – от 18 до 40%.
  13. Моноциты и у мужчин, и у женщин любого возраста не должны падать ниже 2% или повышаться выше 9%.

Разница в показателях зависит и от веса, и от хронических заболеваний, поэтому диагноз и проблему обозначит врач. Домыслы и попытки самостоятельного лечения, особенно при подозрении на серьезное заболевание, закончится тяжелыми последствиями и осложнениями.


Посещение терапевта — первый шаг к лечению заболевания

Как подготовиться к сдаче ОАК?

Перед проведением ОАК нужно не кушать 12 часов до сдачи крови. Не чистить зубы или потреблять чай, кофе или другие напитки. Это влияет на внутренние органы и на результаты анализа. Единственное, что стоит потреблять в разумных количествах – чистую воду.

Общий анализ крови и клинический, в чем разница? Это одно и то же исследование, которое определит причину заболеваний и указать направление для выявление сложных «поломок» организма.

Общий анализ крови - лабораторное исследование, которое включает в себя подсчет всех видов клеток крови (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов), определение их параметров (размеры клеток и др.), лейкоцитарную формулу, измерение уровня гемоглобина, определение соотношения клеточной массы к плазме (гематокрит).

Какие существуют показания к назначению общего анализа крови?

Общий анализ крови проводится при большинстве заболеваний и профилактических обследованиях.

Что обозначают показатели общего анализа крови?

  1. Гемоглобин (HGB) - переносит кислород из легких в органы и ткани организма. Низкий гемоглобин указывает на анемию (малокровие).
  2. Эритроциты (RBC, «красные клетки крови») - элементы крови, содержащие гемоглобин. Уменьшение количества эритроцитов говорит об анемии (малокровии).
  3. Цветовой показатель является показателем степени насыщения эритроцитов гемоглобином.
  4. Ретикулоциты - молодые формы эритроцитов.
  5. Тромбоциты (PLT) - участвуют в процессе свёртывания крови. Снижение числа тромбоцитов говорит о плохой свертываемости крови. Естественное снижение уровня тромбоцитов отмечается во время менструации и в период беременности, а повышение - после физической нагрузки.
  6. СОЭ - скорость оседания эритроцитов. Увеличение СОЭ указывает на воспаление, острую инфекцию или отравление.
  7. Лейкоциты (WBC, «белые клетки крови») - отвечают за обезвреживание и клеточный иммунитет от вирусов и бактерий. Увеличение числа лейкоцитов - признак воспалительного процесса.
  8. Палочкоядерные (п/я) нейтрофилы .
  9. Сегментоядерные (с/я) нейтрофилы .
  10. Эозинофилы (эозинофильные гранулоциты) - разновидность лейкоцитов. Увеличение содержания эозинофилов может свидетельствовать об аллергических заболеваниях, наличии глистов.
  11. Базофилы (базофильные гранулоциты) – разновидность лейкоцитов.
  12. Лимфоциты - клетки иммунной системы, разновидность лейкоцитов. Отвечают за приобретённый иммунитет.
  13. Моноциты - крупные одноядерные лейкоциты.

Какая нужна подготовка к исследованию?

Анализ сдается утром, натощак. Не допускается в течение 8 часов (желательно 12) до сдачи анализов прием пищи, в том числе, сок, чай, кофе, алкоголь. Можно пить простую воду.

Какие сроки исполнения анализа?

Какие нормальные показатели общего анализа крови?

Показатель Мужчины Женщины Дети 7-12 лет
Гемоглобин 130 - 160 г⁄л 120 - 140 г⁄л 110 - 145 г⁄л
Эритроциты 4,0 - 5,1×1012 3,7 - 4,7×1012 3,5 - 4,7×1012
Цветовой показатель 0,85 - 1,15 0,85 - 1,15 0,85 - 1,15
Ретикулоциты: 0,2 - 1,2% 0,2 - 1,2% 3,0 - 12,0%
Тромбоциты 180 - 320×109 180 - 320×109 160 - 380×109
СОЭ 1 - 10 мм⁄ч 2 - 15 мм⁄ч 4 - 12 мм⁄ч
Лейкоциты 4,0 - 9,0×109 4,0 - 9,0×109 4,5 - 10,0×109
Палочкоядерные 1 - 6% 1 - 6% 0,5 - 5%
Сегментоядерные 47 - 72% 47 - 72% 35 - 65%
Эозинофилы 0 - 5% 0 - 5% 0,5 - 7%
Базофилы 0 - 1% 0 - 1% 0 - 1%
Лимфоциты 18 - 40% 18 - 40% 24 - 54%
Моноциты 2 - 9% 2 - 9% 2 - 9%

В чем разница между количественным и качественным исследованием? Если упрощенно, то количественное исследование генерирует числовые данные, которые можно преобразовать в числа. Качественное исследование производит нечисловые данные.

В количественном исследовании собираются и анализируются только те данные, которые можно измерить.

Качественное исследование сосредоточено на сборе в основном вербальных данных, нежели измерений. Собранная информация анализируется в интерпретативной, субъективной, импрессионистской или даже диагностической манере.

1. Цель исследования

Первичная цель качественного исследования состоит в том, чтобы обеспечить полное, детальное описание темы исследования. По природе оно обычно более изыскательное.

Количественное исследование, с другой стороны, фокусируется больше на подсчете и классификации особенностей, а также на построении статистических моделей и чисел для объяснения того, что наблюдается.

2. Использование

Качественное исследовнаие идеально для более ранних фаз научно-исследовательских работ, а для последней части исследования рекомендуется количественное исследование. Последнее, по сравнению с качественным, дает исследователю более ясную картину того, что следует ожидать в ходе исследования.

3. Инструменты для сбора данных

В количественном исследовании исследователь выполняет функцию инструмента сбора первичных данных. Здесь исследователь использует различные стратегии сбора данных, в зависимости от тяги или подхода исследования. Примерами стратегий сбора данных, используемых в качественном исследовании, являются индивидуальные всесторонние интервью, структурированные и неструктурированные интервью, фокус-группы, анализ рассказов, содержания или документов, участвующее наблюдение и архивное исследование.

С другой стороны, количественное исследование использует такие инструменты как анкетные опросы, обычные опросы, измерения и другие приемы для накопления числовых или измеримые данные.

4. Тип данных

Представление данных в качественном исследовании находится в форме слов (интервью) и изображений (видео) или объектов (артефакты). В качественном исследовании цифры с большей вероятностью появятся в виде графиков. Зато в количественном исследовании данные часто бывают представлены в таблицах, содержащих цисла и статистику.

5. Подход

Качественное исследование является первично субъективным в подходе, поскольку стремится понять человеческое поведение и причины, которые лежат в основе такого поведения. Ученые имеют тенденцию субъективно погружаться в содержание в этом типе исследования.

В количественном исследовании ученые имеют тенденцию объективно удаляться от темы. Именно потому количественное исследование является объективным в подходе в том смысле, что ищет лишь точные измерения и анализ целевых концепций для ответа на вопрос.

Определение метода, который надлежит использовать

Споры длятся по сей день, чем один метод лучше другого. Причина того, почему до сих пор нет точного ответа, кроется в том, что у любого метода есть плюсы и минусы, которые меняются в зависимости от темы обсуждения.

Если исследование стремится получить ответ на вопрос посредством числового доказательства, то необходимо использовать количественное исследование.

Однако если требуется пояснить, почему произошло именно это, или почему имеет место специфическое явление, необходимо использовать качественное исследование.

Некоторые исследования сочетают оба типа, позволяя им дополнять друг друга. К примеру, если необходимо выяснить, какое поведение человека доминирует в связи с определенным объектом или событием, и в то же время цель — выяснить, почему дело обстоит именно так, то идеальным будет как раз использование обоих методов.

Анализ и оценка применяются во многих областях деятельности. Без них не обходится ни одно научное исследование. Чем отличаются эти важные понятия друг от друга? Попробуем разобраться.

Что такое анализ и оценка

Анализ – противоположный синтезу метод, состоящий в мысленном или реальном разделении целого, сложного на простые элементы; всестороннее, детальное рассмотрение, изучение факта, происшествия или явления.
Оценка – процесс установления значимости какого-либо действия, объекта или явления, определения его параметров в качественном и количественном отношении.

Сравнение анализа и оценки

В чем же разница между анализом и оценкой?
Любое научное исследование начинается с анализа. Какой-либо объект или процесс подразделяется на простые элементы, что позволяет всесторонне изучить его сущность. Познавая части, мы познаем и целое. Анализ бывает, к примеру, математическим, химическим, финансовым, грамматическим, медицинским. Анализ позволяет сделать общий вывод из частных заключений.
Анализ предваряет оценку. Оценка же – логически следующий после анализа шаг. Оценка помогает установить значимость явления, его соответствие определенным нормам. Оценка производится по качественным (хороший, плохой, выгодный, невыгодный) и количественным (согласно определенной шкале) параметрам. Благодаря оценке складывается понятие о характеристиках объекта. После всесторонней оценки обычно принимается какое-либо решение. Оценка позволяет сравнить между собой несколько проанализированных объектов. Также на основе данных одного анализа может быть сделано несколько отличающихся друг от друга оценок. Оценка обычно проще для понимания, но она, как правило, относительна, выражает чье-либо субъективное мнение. К примеру, в медицине на основе анализов, сделанных лаборантом, несколько врачей могут поставить диагнозы, причем заключения специалистов будут, скорее всего, отличаться друг от друга.

TheDifference.ru определил, что отличие анализа от оценки заключается в следующем:

Оценка – завершающий этап анализа, который обычно приводит к какому-либо решению.
Анализ проверяет объект или явление на соответствие определенным параметрам, оценка делает выводы из полученных результатов.
Анализ – явление максимально объективное, оценка – субъективное, относительное, переменное во времени. На основе одного и того же анализа могут быть даны различные оценки ситуации, сделаны отличные друг от друга выводы.
Оценка позволяет сравнить несколько проанализированных объектов между собой.