Фьючерсный контракт. Офсетный контракт как способ привлечения инвестиций Офсетный договор

Офсетная сделка - это одна из разновидностей сделок встречной торговли, которая, наряду с бартером, встречной закупкой, компенсационной сделкой и другими фирмами, занимает существенное место в многообразном инструментарии мировой торговли. Существенным отличительным признаком офсетных сделок является то, что они применяются большим образом в торговле товарами военного назначения - ТВН, и иногда высокотехнологичной дорогостоящей продукции гражданского назначения. Существенным условием данного вида сделок является выставление встречных требований по вложению части средств, полученных от экспортного контракта в экономику страны-импортёра.

Разумеется, офсетные требования импортера, по своей сути, являются обременением для экспортера, однако к этому следует относиться терпимо, т.к. предметом экспорта в этих сделках является весьма дорогостоящая продукция - авиатехника, продукция ВПК, продукция судостроения, рынки которых с коммерческой точки зрения, если торговля ведется в СКВ, а не в счет межгосударственных кредитов, являются «рынками покупателя» и последний имеет возможность выставлять свои условия. Есть и определенные плюсы этих сделок для экспортера. Покупатель в офсете, как правило, полностью рассчитывается с продавцом, покрывая всю стоимость оборудования, чего нет при обычных коммерческих поставках или в поставках в счет межгосударственных соглашений, где имеют место элементы кредитования.

Следует заметить, что хотя офсетные сделки относятся к разновидностям внешней торговли, под встречные офсетные обязательства, как правило, попадают не чисто торговые, а в более широком плане - внешнеэкономические обязательства. В зависимости от суммы контракта требования закупающей стороны могут содержать: осуществление прямых инвестиций; передачу технологий; лицензионное производство; инвестиции в сферу НИОКР страны-покупателя; создание совместных предприятий по производству целевой продукции на территории последнего; локализацию производства; кредитование, обучение, иногда строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры на территории страны-импортера.

Существует два вида офсетов - прямые и косвенные. Прямые офсеты связаны с продукцией или услугами военного назначения, экспортируемыми военно-промышленной компанией. Часто такие офсеты выступают в форме совместного производства, субподряда, передачи технологий, организации обучения, производства, лицензионного производства или финансирования. Косвенные офсеты не относятся к продукции или услугам военного назначения, экспортируемым оборонной компанией. Косвенные офсеты включают приобретение, инвестиции, обучение, финансирование, помощь с маркетингом и экспортом и передачу технологий.

Обычно офсетные соглашения содержат «уровень требуемого офсета, выраженный в процентном отношении к стоимости поставочного контракта, а также вид деятельности, подлежащий закрытию за счет офсетов. Часто в одной договоренности совмещаются прямые и косвенные офсетные обязательства. Иностранные государства постоянно повышают требования к офсетам, ведут длительные переговоры о приемлемом уровне встречных обязательств. В то же время среди них распространена практика использования поощряющих мультипликаторов для стимулирования развития определенных секторов экономики.

Анализируя мотивацию стран-покупателей по офсетам Главное бюджетно-контрольное управление США, - пишет, что иностранные правительства используют практику офсетных соглашений для уменьшения финансового бремени своих покупок, получения ценных технологий и ноу-хау в промышленности, поддержания уровня занятости, создания или увеличения военно-производственных мощностей, а также для того, чтобы использование национального бюджета на зарубежные покупки было более политически приемлемым.

В отличие от контрактов предыдущих десятилетий, современные офсетные соглашения неизменно содержат список штрафных санкций, применяемых к экспортеру в случае невыполнения им офсетных обязательств, вплоть до исключения компании-поставщика из всех дальнейших тендеров. Например, Норвегия устанавливает штраф до 10% суммы контракта, Дания попросту вносит поставщика в «черный список» и отказывается от дальнейшего сотрудничества.

Поскольку в офсетных сделках предметом обмена в подавляющем числе случаев выступают товары военного назначения, главными игроками по данному виду сделок на мировой арене выступают ведущие страны-экспортеры вооружений и наиболее крупные страны-импортеры оружия. Некоторые страны, например Великобритания выступают в двусложной роли одновременно экспортеров по одним офсетным сделкам и импортеров по другим.

Ведущей страной в мировой практике офсетов, как и крупнейшим поставщиком вооружений вообще, являются США. США рассматривают военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами как важный инструмент внешней политики. При этом, в отличие от России, где производство военной техники производится самостоятельно, США организовали совместное производство вооружений с союзниками в Европе и Азии, что во многом предопределило появление в практике американских военно-промышленных компаний практики встречных обязательств - офсетов. В настоящее время офсеты в рамках американских программ Foreign Military Sales - регулирует государственные соглашения в сфере продаж ВВТ и Direct Commercial Sales - соглашения частных компаний являются основой политики США при экспорте обычных вооружений.

Однако существуют проблемы. Крупные американские фирмы-подрядчики открыто заявляют, что хотя видят своей важнейшей задачей сохранение рабочих мест в США, в то же время подтверждают, что они зависимы от выставляемых встречных условий государств-покупателей. Утверждается, что всегда делаются попытки минимизировать офсетные требования с целью сохранить американские внутренние трудовые ресурсы, устоявшуюся базу поставщиков и ключевые технологии. С другой стороны, офсеты помогают создавать рабочие места в национальной промышленности, ориентированной на экспорт. Занятость в оборонной отрасли сильно зависит от экспорта, а экспорт, в свою очередь, от офсетов. Противоположная точка зрения гласит, что крупные подрядчики на самом деле принимают решения не исходя из беспокойства о рабочих местах, а из соображений потенциальной прибыльности сделок. Кроме того, крупные компании не обязаны отчитываться перед своими поставщиками о том, каким образом они принимают решения. В реальности и в большинстве случаев офсеты уменьшают потенциальную занятость в стране экспортера, т.к. предусматривают локализацию части производства в стране-импортере.

Другая проблема в торговле офсетами, заключается в необходимости координации действий стран-союзников по внешнеполитическим и военным блокам, повышении заинтересованности союзников как в роли покупателей по офсетам, так и в роли субподрядчиков и сопоставщиков главного экспортера. В начале 90-х гг. США начали разработку международного офсетного соглашения с союзными государствами, однако по разным причинам никаких соглашений за последние 20 лет достигнуто не было. Правда, при администрации Клинтона была создана т. н. Национальная комиссия по использованию офсетов в торговле ВВТ - пять представителей от исполнительной власти, три от промышленности, один от профсоюзов и два от Академии наук. Ее доклад должен был стать основой для будущего международного договора по офсетам. Однако после подготовки промежуточного доклада в начале 2000-х гг. комиссия была распущена. Взамен была создана Межведомственная команда по офсетам в торговле для обсуждения с зарубежными государствами возможности ограничения негативных последствий от офсетных соглашений. Тем не менее, хотя межведомственная команда содействует Отделу промышленности и безопасности в подготовке доклада по офсетам, в международном плане мало что делается.

Обобщая имеющиеся на сегодня данные о позиции различных американских администраций по вопросам офсетов, можно отметить, что она не однозначна, а в ряде случаев противоречива. Создается впечатление, что правительство не обладает комплексным пониманием того, как офсетные сделки влияют на экономику и промышленность страны. Хотя офсеты явно принадлежат к разновидностям встречной торговли, а последняя не пользуется поддержкой американского истеблишмента, так как принято считать, что в ней нарушаются основополагающие принципы рыночного обмена, включая принципы недискриминации и многосторонности обмена, пропагандируемые в условиях глобализации, в том числе через политику Всемирной Торговой Организации.

Тем не менее, Правительство США практически никогда не пыталось ограничить или запретить практику офсетов. В ответ на отдельные случаи нанесения экономического ущерба офсетными соглашениями поставщикам низших уровней разделения труда Конгресс США периодически усиливал обязательства компаний в области развития национальных производств, а также поручал правительственным ведомствам постоянно изучать офсетные тенденции. С позиций же крупнейших промышленных компаний, которые ведут переговоры по офсетам, последний должен быть структурирован таким образом, чтобы был недорогим; растянут во времени; предоставлял широкий выбор проектов для реализации; предполагал наиболее выгодные условия учета; позволял сотрудничать с максимально возможным количеством потенциальных партнеров. В докладе, где анализируются данные с 1993 по 2005 г., утверждается, что американские компании за 13 лет подписали 538 офсетных соглашений с 41 государством. Общая сумма этих соглашений составила 56,6 млрд долл., а связанных с ними экспортных контрактов на поставку ВВТ - 79,5 млрд долл.

Одним из известных примеров американского офсета является сделка 1982 г. между корпорацией McDonnel Douglas и правительством Испании на поставку истребителей F/A-18. Стоимость офсетных обязательств компании составила около 1,8 млрд долл., в то время как стоимость самой сделки - всего 1,5 млрд долл. McDonnel Douglas обязалась содействовать продвижению на американский рынок ряда испанских товаров, включая рулонную сталь, химикаты, подсолнечное масло, парусные лодки, цинк и мрамор.

На современном этапе крупные военные подрядчики в ведущих странах-экспортерах хорошо приспособились к жесткой конкуренции, где большинство стран-покупателей оружия считают нормальной практикой требовать выполнения встречных внешнеэкономических обязательств от стран-поставщиков. Пытаясь привнести прозрачность, государственная политика по офсетам США как крупнейшего экспортера вооружений и главного конкурента России на данном рынке - усовершенствовалась, правительственные ведомства изучают влияние офсетов на субподрядчиков низших уровней кооперации. Вместе с тем, парадокс в том, что американскому министерству обороны, исторически поддерживающему различные формы военно-технического сотрудничества, которые бы улучшали взаимодействие вооруженных сил США и их союзников, сегодня запрещено принимать непосредственное участие в заключении или содействии выполнению офсетных соглашений. Все отнесено на корпоративный уровень. Как правило, правительство США поддерживает политику невмешательства в процесс выполнения офсетных обязательств крупных военных корпораций.

Особенности французской политики офсетов
У французских партнеров ключевыми соображениями заключения офсетов являются факторы роста занятости в национальной экономике и стимулирования производства товаров глубокой степени переработки. Во Франции также понимают, что интересы безопасности и суверенитета накладывают свою специфику на приобретение странами-партнерами вооружений. Покупателю необходимо гарантировать техобслуживание техники в течение всего срока ее эксплуатации, вне зависимости от его продолжительности. Офсет обусловливает развитие стратегических технологий на территории заказчика и поддержание необходимых производственных мощностей.

В то же время в Европе офсеты приводят к дублированию функций в рамках Европейского оборонного агентства и увековечивают наличие избыточных производственных мощностей. Бытует также общее мнение, что офсеты в некоторых случаях являются фактором неэффективности военных расходов и ослабления конкурентоспособности европейской промышленности. Это вынуждает Европу искать альтернативные офсетам механизмы.

В своей офсетной политике Франция предлагает учитывать не только текущие потребности государств-покупателей, но подходить к вопросу комплексно, принимая во внимание также их общие производственные и социально-экономические задачи. Такой подход, как правило, ведет к созданию комплексного экономическо- го сотрудничества между Францией и ее партнерами, где офсеты выступают лишь его логичной составляющей.

Сейчас государство старается выявить все рынки, важность которых увеличилась в связи с возникновением офсетной практики, хотя здесь существуют трудности в силу разобщенности действий различных министерств и ведомств. Франция старается лучше контролировать процесс выработки экспортных коммерческих предложений, стараясь защитить национальную промышленность, проблема в том, что иногда значительная часть оборудования, установленного на экспортируемые Францией самолеты, корабли и прочие платформы, является иностранного производства, в связи с чем выигрыш французской стороны от контракта сильно уменьшается. Регулярно проводится инвентаризация прошлых сделок или тех из них, которые находятся на стадии правительственных переговоров.

При французском Минобороны также создан совет по экономике для оценки экономического эффекта оборонных расходов в средне- и долгосрочной перспективе. Наряду с этим, с целью изучения долгосрочного влияния научно-технического прогресса при Минобороны был создан совет по науке. Франции, как и другим промышленным державам, таким как Германия, Вели- кобритания или США, есть что терять в области промышленных офсетов, так как заказчики зачастую пользуются ими с целью получения доступа к французским технологиям. С другой стороны, наряду с наличием потенциальных проблем с обеспечением качества, которые могут иметь место при передаче другой стране технологии по ремонту и обслуживанию ВВТ, в стратегическом плане это может помочь уменьшить логистические риски в случае проведения удаленной военной операции, наподобие проводимой в Мали.

Характерной чертой офсетной практики является отсутствие у Франции профессиональных команд переговорщиков. Французов часто упрекают в том, что они чаще ведут себя как инженеры, а не как бизнесмены. Стремясь оправдать закупки вооружений перед своим населением, страна-покупатель пытается сделать эту покупку одновременно приемлемой и презентабельной, ставя приоритетом получаемые компенсации. В итоге сопутствующие товары и услуги играют в контракте главную роль, что неприемлемо в ряде случаев.

Опыт проведения офсетов ЮАР
Оборонно-промышленный комплекс Южно-Африканской Республики является крупнейшим и наиболее развитым в африканском регионе. В последние годы наблюдается тенденция снижения числа рабочих мест в военно-промышленной отрасли - почти в 4 раза в период с 1990 г. по 2010 г., сокращения объемов производства и научно-исследовательских работ. Для выправления положения правительство ЮАР стало заинтересовывать крупных поставщиков вооружений и использовать офсеты для укрепления собственной экономики.

В рамках офсетных контрактов привлекаются инвестиции в оборонную и гражданскую промышленность страны, создаются новые рабочие места, развивается экспорт и другие экономические инициативы. Правительство приняло т.н. «Программу военно-промышленного участия» - Defence Industrial Participation. Она стала развитием «Программы участия национальной промышленности» -National Industrial Participation, отражающей основные положения офсетной политики ЮАР при импорте гражданской продукции. Координация исполнения офсетных программ в рамках DIP возложена на действующую от имени Минобороны ЮАР государственную оборонную корпорацию Armscor.

Внедрение офсетного механизма в России
Специального законодательного регулирования офсетов в России не существует. Соответственно, нет детальных принципов и ограничений на совершение подобного рода сделок. Большинство нюансов офсетов в российской практике оставлены на регулирование в договорах. Да и большого количества контрактов в этой области пока нет. При этом даже в отсутствие специального законодательства ряд крупных международных сделок России на поставку ВВТ имеют черты классических офсетов, применяемых промышленно-развитыми странами во взаимной торговле и в торговле с развивающимся миром.

Например, соглашения, подписанные Россией с Венесуэлой и некоторыми другими государствами. Но отсутствие детальной законодательной базы с заранее утвержденными транспарентными условиями и ограничениями для таких сделок сильно сдерживают потенциал их развития в торговле оборонной продукцией с более широким кругом стран. Думается, что развитие офсетной торговли, в том числе на бывшем постсоветском пространстве, может не только увеличить потенциал поставок российских ВВТ, но и может стимулировать российское инвестиционное и научно-техническое проникновение в экономику стран-партнеров.

Мировая торговля оружием постоянно балансирует между спросом на ВВСТ и их предложением рынку. Находясь в диалектическом равновесии, этот баланс незаметен, но малейшие его изменения приводят к появлению в торговой практике новых правил, способов, методов или их нюансов, часть из которых быстро адаптируется к условиям рынка, поскольку находит своих почитателей среди продавцов и покупателей. Так, например, массированный вброс на мировой рынок современных вооружений обострил борьбу за покупателя среди стран - экспортеров оружия, что привело к такому интересному феномену, как офсетные сделки.

Под офсетом в широком понимании подразумевается метод торговли, который применяется в отношении дорогостоящей ПВН. В узком значении этого слова понимается компенсация страной - экспортером ВВСТ части затрат страны-импортера на закупку оружия в соответствии с его национальной законодательной и нормативной правовой базой, регулирующей офсетную деятельность.

Родоначальником офсетной деятельности в торговле оружием можно считать Францию. В конкурентной борьбе с США - безусловным лидером среди стран - ведущих мировых экспортеров, которые в одном пакете с ВВСТ предоставляли государству-покупателю и гарантии безопасности, французы ввели в мировой оборот торговли оружием некоторые новинки, которые оказались крайне привлекательными для покупателей. Это в первую очередь трансферт инвестиций в экономику страны-импортера (контракт 1989 г. с Саудовской Аравией на поставку трех фрегатов УРО типа «Лафайет» стоимостью 18 млрд франц. фр., определивший реинвестиции в экономику страны в размере 35% стоимости контракта); трансферт производства в страну-импортера (контракт 1996 г. с Турцией на оснащение турецких вооруженных сил артиллерийскими системами, часть из которых по условиям контракта производилась на французских, а часть - на турецких предприятиях); трансферт услуг коммерческого, управленческого и образовательного характера (контракт 1994 г. с Катаром на поставку 12 истребителей «Мираж-2000-5» с обязательствами перепродажи в Испанию ранее поставленных в Катар и более старых истребителей «Мираж-Ф-1»); трансферт производства комплектующих (контракт с Индонезией на закупку 20 105-мм орудий на сумму 100 млн франц. фр. с обязательством развертывания производства отдельных элементов орудия и боеприпасов на индонезийских предприятиях) и т.д.

Это дало весомый толчок к развитию офсетной деятельности на мировой оружейной площадке, и ныне более 130 стран, импортирующих ВВСТ, среди которых Венгрия, Чехия, Турция, Польша, Австрия, Эфиопия и т.д., успешно применяют этот торговый метод при закупках оружия. Он позволяет им не только сокращать расходы на приобретение ПВН, но и добиваться существенных инвестиций в свою экономику, загружать национальную промышленность, развивать ее оборонные отрасли, приобретать на безвозмездной основе новейшие технологии создания оружия, а также осваивать лицензионное производство ВВСТ.

Франчайзинг
Франчайзинг наиболее популярен в некоторых странах Евр пейского союза, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, не сфере торговли оружием имеет ограниченное хождение. Иногда в лицензионной практике можно встретить понят! возмездной и безвозмездной лицензии. В первую очередь понят) безвозмездной лицензии ассоциируется с бывшим СССР, кот рый имел обыкновение передавать некоторым государствам, н пример странам - членам СЭВ и союзникам по Варшавскому Д говору, научно-технические достижения, в том числе военного двойного назначения. Так, по расчетам специалистов, государе вам Организации Варшавского Договора в 1950-1980-х годах 6i ло передано около 2200 лицензий и комплектов техническс документации на производство более 1,5 тыс. образцов ВВС из них около 2000 - на безвозмездной основе. Китай 1950-1970-х годах и Куба в 1960-1980-х годах получили безво мездно более 75% переданных им лицензий на производство ор; жия. На безвозмездной основе лицензии передавались так» Вьетнаму, Египту, Индии и Сирии. Однако часть лицензий i производство ВВСТ приобреталась вышеперечисленными гос; дарствами (+ Ирак и Иран) исключительно за плату.

Виды лицензий по условиям предоставления
По условиям предоставления лицензии подразделяются на «чистые» (clean licenses) (права на использование объектов промышленной собственности или ноу-хау предоставляются в рамках самостоятельного лицензионного соглашения);

Виды лицензий по форме правовой охраны
Предоставление лицензии являет собой торговую сделку, которая не имеет национальных ограничений и может быть реализована в любой стране, если востребована рынком и совершается в соответствии с требованиями мировой патентной системы и национальных законодательств (в большинстве стран мира эти вопросы регулируются национальным законодательством).

Понятие и определение лицензионной деятельности
В мировой торговле оружием передача, уступка (продажа) прав или предоставление лицензий заинтересованным странам, как правило, осуществляются на основе лицензионных соглашений. Под лицензионным соглашением в оружейном бизнесе принято понимать документ, в соответствии с которым страна - экспортер ПВН в лице специализированной организации/субъекта ВТС - лицензиара передает в согласованном порядке и разрешает использовать научно-технические достижения, изобретения, ноу-хау, промышленные образцы, товарные знаки и взаимосвязанные с ними научно-технические и другие знания стране-импортеру в лице специализированной организации/субъекта ВТС - лицензиату в обусловленных пределах и на определенный срок, с обязательством последнего вносить обусловленные платежи и выполнять другие обязательства, вытекающие из соглашения.

Мировое сообщество в сфере НИОКР
Усилия мирового сообщества в сфере НИОКР и военных технологий в настоящее время, кроме создания суперсовременных систем традиционного и «интеллектуального» оружия, направлены на создание, например:

Утеря Россией лидирующих позиций в мире
Среди основных причин утери Россией лидирующих позиций в мире - слабая материально-техническая база исследований; недостаточное внимание к сфере НИОКР со стороны общества; невысокая вероятность самореализации и признания мировым сообществом; неадекватная заработная плата; слабая интеграция фундаментальной науки с государственными и частными предприятиями; большая неопределенность социально-экономических перспектив.

Офсетный проект
Специализированные организации/субъекты ВТС, предприятия и организации при подготовке офсетных проектов непрерывно сталкиваются с проблемой принятия решения о том, стоит ли расходование ресурсов (времени и денег) ожидаемых доходов. Если преимущества появятся, как ожидается, достаточно быстро после совершения затрат и если затраты и доходы имеют денежное выражение, то проблема разрешается относительно просто. Если же ожидаемые доходы проявятся лишь по истечении длительного периода времени, решение усложняется.

Элементы офсетного проекта
Исходя из практики офсетной деятельности, накопленного личного опыта разработки контрактных документов, при подготовке офсетного проекта в нем можно выделить следующие элементы: наименование (должно точно формулировать тему, отвечать пожеланиям импортера, быть продуманным, броским и привлекать внимание специалистов)/

Эффективность офсетных сделок
Эффективность офсетных сделок в торговле оружием во многом зависит от уровня проработки офсетных соглашений. Они, как правило, появляются после того, как продавец и покупатель включают в контракт на поставку ПВН условие на выполнение других обязательств, которые затем и оформляются отдельным соглашением. Отказ от них на этапе предконтрактной работы означает потерю контракта на поставку ВВСТ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение офсета после поставки ПВН приводит к выплате штрафа и к потере доверия со стороны партнера.

Офсетная деятельность в Финляндской Республике
Офсетная деятельность регламентирована внутренними нормативными актами (правилами и директивами). В юридическом обороте находятся прямой (должен содержать передачу технологий финским оборонным предприятиям и организациям) и косвенный офсет. Нижним ценовым порогом начала офсета выступает стоимость контракта на поставку ПВН в размере 10 тыс. евро. Офсетные обязательства устанавливаются в объеме 100% стоимости контракта на поставку ПВН. Применяемые при этом мультипликаторы находятся в диапазоне от 1 до 5 для проектов, связанных с привлечением малых и средних предприятий или предприятий оборонной промышленности (менее 1 - для проектов, осуществляемых не в приоритетных областях).

Офсетная программа
По офсетной программе предусматривается решить следующие офсетные задачи: обучение специалистов турецкой промышленности созданию и организации производства ракетных боеприпасов; передача технологий и ноу-хау, связанных с созданием и производством современных ракетных боеприпасов; максимально возможное привлечение турецких специалистов к участию в производстве управляемой ракеты типа «Вихрь».

Прямой офсет
К прямому офсету относится деятельность экспортера, выполняемая в интересах оборонной промышленности Турции и смежных отраслей, включая осуществление экспорта, в том числе в третьи страны. Операции, не подпадающие под действие прямого офсета, относятся к косвенному офсету.

Офсетная деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах
Офсетная деятельность регламентирована внутренними нормативными актами и выглядит достаточно либеральной. Различают прямой и косвенный офсет. Нижней ценовой границей, при которой начинается офсет, выступает стоимость контракта на поставку ПВН в размере более 10 млн долл. Размер офсетных обязательств составляет не менее 60% стоимости контракта на поставку ВВСТ. Остальные существенные показатели определяются индивидуально, применительно к каждому рассматриваемому офсетному проекту. При этом большое внимание уделяется проектам, связанным с деятельностью технопарков, разведкой, добычей и транспортировкой нефти и газа, опреснением воды, развитием образования.

Офсетная деятельность в Малайзии
Офсетная деятельность не регламентирована. Вместе с тем начиная с 2002 г. поставки ПВН в Малайзию осуществляются исключительно на условиях встречных закупок, прежде всего пальмового масла. Применяются прямой и косвенный офсет. Рамки их осуществления, мультипликаторы и другие условия, как правило, прорабатываются применительно к каждому контракту на поставку ПВН и носят эксклюзивный характер.

Офсет в Королевстве Испания
Применяются прямой и косвенный офсет. Заключению контракта на поставку ПВН предшествует подписание с испанскими субподрядчиками соглашения о сотрудничестве. Объем офсетных обязательств устанавливается в размере не менее 100% стоимости контракта на поставку ВВСТ.

Офсетная деятельность в Греческой Республике
Офсетная деятельность регулируется Указом президента Греции от 1989 г. № 284/89, на основе которого разработаны «Директивы по офсетным льготам в части закупок для вооруженных сил Греции» (утверждены министром национальной обороны Греции в мае 1996 г.).

Практика офсетной деятельности в некоторых иностранных государствах
Реализация офсетных соглашений обеспечивает для страны - импортера оружия достижение выгоды. Но понятие выгоды для каждой страны, участвующей в этом процессе, исключительно свое, поскольку существуют национальные особенности политического, экономического, культурного и другого плана, которые придают произведенному офсетному продукту локальное своеобразие и даже местную уникальность.

Офсетная деятельность в мировой практике
Практика последних 10 лет показала, что офсетная составляющая преобладает в сделках по поставке авиационной (примерно 40%) и вертолетной (около 20%) техники, техники ПВО (свыше 15%), оставшиеся 25% приходятся на технику сухопутных войск, военно-морские вооружения и боеприпасы.

Виды офсетных сделок
По формам платежей бывают следующие виды офсетных сделок: офсет с денежным платежом, при котором выплаты производятся в денежной форме; офсет с компенсационным платежом, при котором страна-импортер рассчитывается с экспортером ПВН, произведенной на оборудовании, являющемся предметом офсета, или путем оказания встречных услуг; офсет со смешанным платежом, при котором часть платежа поступает в денежной форме, а другая - в виде ПВН или оказания услуг;

В торговле общемирового масштаба, офсетными сделками принято называть такие контракты на закупку импорта, обязательным условием исполнения которых, является выставление ответных условий (офсетных обязательств) со стороны страны-импортёра.

Как правило, эти обязательства имеют следующий вид:

  1. Часто условием закупа, являются инвестиции в экономику страны-импортёра. Размер этих инвестиций обычно составляет определённый процент от суммы контракта.
  2. Еще одним часто встречающимся условием, является передача сопутствующих технологий. Это может быть предоставление права на использование интеллектуальной собственности и передача технологической документации в рамках лицензии или создание совместного предприятия на территории страны-импортёра.
  3. Мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры. Как правило, в таких мероприятиях остро нуждаются страны третьего мира закупающие, например, военную технику у экономически развитых стран.

В основном офсетные сделки заключаются на продукцию ВПК (военно-промышленного комплекса), но зачастую их применяют и при поставках дорогостоящей продукции принадлежащей к сфере высоких технологий.

В качестве примера офсетной сделки можно привести контракт на поставку 40 истребителей Су-30МКИ в Индию. Этот контракт был заключён в 1996 году и в качестве обязательного условия предполагал организацию в Индии производства этих самолётов по лицензии сроком на 20 лет.

Разумеется, я не могу обойти стороной и понятие офсетных сделок на фондовом рынке. На бирже это понятие приобретает несколько иной смысл. Здесь оно широко применяется в торговле фьючерсами.

Все знают, что фьючерсный контракт заключается на определённое время и имеет в своей основе обязательство на поставку товара. То есть, покупая, например, фьючерс на нефть трейдер получает право на получение нескольких баррелей (или нескольких десятков баррелей, в зависимости от размера купленного контракта) чёрного золота.

Само собой разумеется, что подавляющему большинству трейдеров торгующих фьючерсами, поставка реального товара совсем ни к чему. Они рассматривают фьючерс исключительно как финансовый инструмент, операции с которым, потенциально могут принести прибыль.

Часть фьючерсных контрактов закрывается до момента их завершения () посредством открытия встречной сделки равного объёма. То есть для того, чтобы закрыть, например 15 контрактов на покупку фьючерса, трейдер открывает 15 контрактов на его продажу. Таким образом, первоначальная сделка аннулируется (15+(-15)=0), а трейдер получает свою прибыль (или убыток) в деньгах. Именно это и называется офсетной сделкой на бирже.

Фактически получается, что изначально трейдер приобретает обязательство (фьючерсный контракт), а затем продаёт его, оставляя себе разницу в стоимости между ценами покупки и продажи контракта. Или, наоборот, трейдер может сначала продать контракт (открыть ), а затем выкупить его опять же получив на свой счёт прибыль или убыток от разницы цен продажи и покупки.

Кстати, если фьючерсный контракт не будет закрыт до момента его истечения, то на момент экспирации биржа проведёт офсетную сделку самостоятельно. Трейдер опять же получит на свой счёт либо прибыль, либо убыток в виде разницы цен открытия и закрытия контракта.

2.09.2010

Доброго времени суток, друзья!

Торговля на бирже представляет собой процесс открытия и закрытия позиции. То есть мы открываем позицию (входим в рынок), ждём развития движения и закрываем позицию (выходим из рынка). Именно по такой схеме происходит любая торговая операция. Пока вы не закрыли свою позицию, ваша прибыль или убыток ещё не зафиксированы и не принадлежат вам. Как только позиция закрывается, результат от этой операции отражается на вашем счёте. Так как же происходит закрытие позиции, что нужно сделать, чтобы зафиксировать прибыль (убыток) на своём счёте?

Закрытие позиции представляет собой аннулирование своих обязательств по купленным (проданным) фьючерсным контрактам. Для того чтобы аннулировать купленный (проданный) ранее контракт, вы должны просто подать заявку брокеру на продажу (покупку) аналогичного количество контрактов. Например, у вас открыта длинная позиция на 10 контрактов, то есть вы купили 10 фьючерсных контрактов. Чтобы закрыть эту позицию, аннулировать свои обязательства по этим 10 купленным контрактам, необходимо совершить встречную сделку, то есть продать 10 фьючерсных контрактов. Тем самым вы будете являться и продавцом, и покупателем, в результате чего ваша сделка аннулируется.

Такая операция легко объясняется с математической точки зрения:

проданные 10 контрактов – это (- 10)

купленные 10 контрактов – это (+10)

В итоге: (- 10) + (+10) = 0, то сеть сделка аннулирована.

Такая встречная сделка называется офсетной. Офсетная сделка представляет собой сделку, в результате которой прекращаются обязанности по ранее открытой позиции в связи с тем, что возникает противоположная позиции по одному и тому же срочному контракту. Офсетную сделку ещё называют обратной. Ещё раз повторюсь, офсетная сделка – это «купили 10 фьючерсных контрактов – продали 10 фьючерсных контрактов» или «продали 10 фьючерсных контрактов – купили 10 фьючерсных контрактов». Важно, чтобы сделки были противоположными, а объём одинаковым! Если вы купите 10 фьючерсных контрактов, а продадите 20, то в результате этого ваша позиция не аннулируется. В этом случае вы останетесь с короткой позицией на 10 контрактов. Вспоминайте математику, получится (+ 10) + (-20) = (- 10). Это уже не офсетная сделка, а переворот позиции.

В результате обратной (офсетной) сделки получается, что вы купили у кого-то обязательство (контракт), а затем, когда рыночная цена на фьючерсный контракт выросла, выставили данное обязательство (контракт) на продажу. Тем самым вы получили прибыль, а ваше обязательство по фьючерсному контракту перешло кому-то еще. Вы же освободились, и теперь ни вам никто не обязан, ни вы никому не обязаны. Вы просто получаете результат сделки себе на счёт.

Удачной торговли!

С уважением Александр Шевелев.

И вот в Москве департамент экономической политики и развития города заключил первый государственный офсетный контракт на производство и поставку лекарственных препаратов.

ВЫГОДА ДЛЯ МОСКВЫ

Напомним, офсетный контракт — это госконтракт со встречными инвестиционными обязательствами. Поставщик-инвестор согласно такому контракту создает, модернизирует и осваивает производство товара на территории субъекта РФ. Чтобы заключить офсетный контракт согласно Федеральному закону №44-ФЗ, он должен инвестировать в регион не меньше 1 млрд руб. "Мы достаточно долго шли к этому контракту. В сотрудничестве с нашими федеральными коллегами из Минэкономразвития России и ФАС России разработали и продвинули проект изменения в №44-ФЗ и решили задачи, которые стояли в первую очередь перед городом. Для Москвы очень важно привлечение инвестиций для развития собственной промышленности. Мы понимали, что для инвесторов в первую очередь важна окупаемость финансовых вложений. А Москва как самый крупный государственный заказчик в сфере фармацевтики может предоставить такую меру поддержки как гарантию сбыта. Для Москвы плюсом становится то, что в городе, таким образом, создается новое высокотехнологичное инновационное предприятие, которое станет стартовой площадкой и для смежных отраслей промышленности — косметологии и пищевой отросли", — констатирует руководитель проектного офиса городского агентства управления инвестициями правительства Москвы Артем Барашев . А еще новый фармацевтический комплекс будет платить налоги, принося деньги в бюджет столицы, и обеспечивать рабочими местами жителей города.

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

Сначала был определен порядок заключения офсетного контракта. Кстати, для этого по закону не требуется участия Минпромторга России, а также других федеральных структур. Поэтому все взаимодействия строились на уровне субъекта Федерации, т.е. города. Выбор инвестора происходил в формате конкурсного отбора. Перед проведением тендера был определен срок контракта (до 10 лет), степень локализации, перечень того, что включается в инвестиции "портфель", порядок определения цены на осуществление проекта в рамках срока деятельности контракта. Кстати, формула цены фиксируется ровно на срок действия контракта. Это очень важно, т.к. не приводит к убыткам ни поставщика, ни заказчика. "По условиям конкурса победитель помимо поставки препаратов должен создать производство лекарственных средств, вложив в него не менее 3 млрд руб. При этом регион не предоставляет ни объекты недвижимости, ни финансирование, а поставщик-инвестор самостоятельно и за свой счет строит завод, мощности которого позволят выпускать 22 наименования лекарственных средств. Это будут препараты группы "онкология и иммуномодуляторы". При этом не менее чем для двух лекарственных препаратов будет обеспечен полный цикл производства, включающий выпуск биологической субстанции. Срок поставки препаратов — 7 лет. При этом на уровне субъекта мы вправе определить замену лекарственного препарата в случае появления более эффективного аналога. Конечно, еще на стадии обсуждения этого проекта мы проконсультировались с представителями фармацевтических ассоциаций", — уточнил Артем Барашев.

Одним из основных условий контракта является полное соблюдение стандартов GMP (международная система норм, правил и указаний в отношении производства и контроля лекарственных средств, отражающая лучшую практику в данной отрасли), а также создание производства высокого экологического уровня, что позволит установить санитарно-защитную зону вокруг предприятия в 50 метров.

Таким образом, данный офсетный контракт решает совершенно конкретные стратегические задачи: привлечение инвестиций и создание современных производств, импортозамещение в сфере фармацевтики, медицинских изделий и оборудования. В результате поставляются лекарства, созданные на площадке Москвы.

Город имеет право на проведение технического аудита в целях проверки объемов и технологических стадий производства, в том числе на стадии производства субстанции. Кроме того, городские структуры вправе корректировать объем закупки лекарств на основе заявок в пределах 10% объема поставки. Цена в год поставки определяется по формуле как наименьшая из трех цен:

  • проиндексированная на год поставки цена, определенная на конкурсе;
  • зарегистрированная в реестре ЖНВЛП цена поставщика-инвестора;
  • средняя цена по заключенным годом ранее госконтрактам (Москвы, Московской обл., Минздрава и пр.).

Предусмотрены также штрафы и пени за неисполнение и просрочку исполнения инвестиционных обязательств. Инвестор предоставляет банковскую гарантию исполнения инвестиционных обязательств в размере 5% от их объема.

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Не секрет, что получить возможность развивать свой бизнес в таком мегаполисе, как Москва, да еще на условиях офсетного контракта с правительством города — мечта для многих предпринимателей. Ведь такой альянс сулит весьма радужные перспективы. В частности, высокий спрос на поставки лекарственных препаратов, долгосрочные гарантии спроса со стороны правительства Москвы, оперативное решение земельных вопросов (предоставление земельного участка будет происходить без проведения торгов), а объем госзакупок Москвы составит 550 млрд руб. (9,5 млрд долл.) в год. Подсчитано, что за 10 лет количество закупаемых лекарств согласно основным условиям по действующему конкурсу составит 22 МНН (международное непатентованное наименование) группы "Онкология/Иммуномодуляторы". При этом начальная максимальная цена контракта определена в сумму 28,8 млрд руб. (примерно 4,12 млрд руб./год). Что касается стадий локализации, то тут ситуация такова:

  • до 2019 г. — локализация упаковки и контроля качества по 22 МНН;
  • до 2020 г. — локализация производства субстанции по не менее 2 МНН (11,5 кг субстанции в год), а локализация производства готовых лекарственных форм (ГЛФ) по 20 МНН.

Стадия создания производства - 3 года, включает ГЛФ, упаковку, качество и 4 года — субстанций. Срок поставки — 7 лет (2019-2026 гг.). Инвестиции — не менее 3 млрд руб. Из них не менее 70% в создание объекта недвижимости и оборудование. После выполнения всех инвестиционных обязательств и стадий локализации инвестор включается в реестр единственных поставщиков и госзаказчики вправе без торгов заключать контракты с заказчиками Москвы.

Инвестор получает и такие меры поддержки со стороны администрации города :

  • предоставление земельного участка в аренду без проведения конкурса;
  • возможность предварительного согласованияаренды земельного участка без конкурса;
  • размер арендной платы на основании независимой оценки на срок до 6 лет;
  • с 1 января 2018 г.возможность получения субсидии на возмещение затрат по технологическому присоединению — до 100 млн руб. на проект.

При этом поставщик-инвестор вправе производить в т.ч. иные препараты для продажи, как в Москве, так и в регионах России, а также для экспорта.

На конкурс было подано 2 заявки. Победителем определен ЗАО "БИОКАД".

Снижение цены контракта от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) составило примерно 50%. Конечно, это существенно повлияло на определение победителя тендера, т.к. НМЦК является один из самых важных параметров любой закупки. Кстати, конкурс был проверен ФАС России и нарушений обнаружено не было.

ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ…

Пример первого фармацевтического офсетного контракта в Москве вызвал оправданно позитивный интерес в отрасли. И город готов запускать новые проекты, тем более для этого у него есть все условия. На территории ОЭЗ (особых экономических зон) возможно осуществление как технико-внедренческой, так и промышленно-производственной деятельности. Площадь ОЭЗ составляет 207,5 га — Зеленоград (Алабушево, МИЭТ, Микрон, Ангстрем) и Технополис (Москва). При этом инвесторам предоставляется 47% снижения региональной налоговой нагрузки, свободная таможенная зона: НДС и пошлины на ввозимые иностранные товары и оборудование — 0%, льготный выкуп земельного участка, бесплатное присоединение к инженерным сетям. Возможно размещение на существующих производственных, лабораторных и офисных площадях.

"Большие возможности предоставляет и международный медицинский кластер на территории инновационного центра "Сколково". Тут площадь участков составляет 57,6 га. Общая площадь объектов — до 450 тыс. кв. м. Действует режим международных стандартов и правил стран ОЭСР (санитарно-эпидемиологические, гигиенические нормативы, стандарты строительства) в отношении медицинской деятельности, разработки лекарственных препаратов, медицинских технологий и медицинских изделий, образовательной деятельности и проведения научных исследований. Планируется внедрение системы налоговых и таможенных льгот для участников кластера", — отметил Артем Барашев.

По материалам форума "Фарма РБК 2017: Инновации, инвестиции, прогнозы"