И п павлов научные взгляды. Основные работы павлова. Открытия в физиологии и психологии

Ныне в информационный век с его повышенными нагрузками на человека тема здорового питания, невозможного без правильного пищеварения, очень актуальна. Большей частью знаний, которые мы имеем в этой области, мы обязаны великому русскому ученому Ивану Петровичу Павлову (1849-1936), первому среди русских и среди физиологов, удостоенному Нобелевской премии. Для меня было очень важно показать, как велик вклад этого многогранного человека в сокровищницу мировой науки, и проанализировать строение пищеварительной системы, особенно те аспекты ее деятельности, в исследовании которых участвовал Павлов.

Никогда не думай, что знаешь все

Вы должны быть смиренными в этой жизни и думать, что еще многое предстоит узнать. Это лучший способ не расслабляться и продолжать приобретать знания. Павлов был отличным персонажем, который много помогал психологии и понимал, как мы учимся. Хотя на самом деле он был физиологом России.

Наука требует от человека большой напряженности и большой страсти. Будьте увлечены своей работой и своими исследованиями. Исследования должны быть строгими и объективными, и исследователи первыми заботятся о том, чтобы это было так. Идеально, как может быть крыло птицы, оно никогда не позволит птице летать, если оно не допускается воздухом. Факты в том, что воздух подобен науке. Без них научный человек не может встать. Павлов, как хороший бихевиорист, уделяет большое внимание наблюдению и научному методу.

Павлов занимался своими исследованиями почти двадцать лет, с 1891 года до начала 1910-х годов. К моменту начала работы Павлова в мире существовали весьма неточные фрагментарные сведения о пищеварительной системе. Основным приемом исследования был вивисекционно острый опыт: крайне неэффективный способ проведения экспериментов на наркотизированном животном с разрушенной связью между частями организма. Павлов же ввел новый вид эксперимента - хронический, на неповрежденном или заранее прооперированном животном. Много внимания Павлов уделял методике работы: он создал единый метод познания физиологических закономерностей, объединивший господствовавший до этого аналитический подход с введенным им синтетическим.

Его вклад был ключом к развитию психологии как науки. Перед проведением исследований необходимо, чтобы вы овладели научным методом. В расследованиях не должно быть ошибок. Строгое наблюдение фактов является одной из характеристик экспериментов этого знаменитого персонажа. Наряду с Уотсоном, один из великих экспонентов классического кондиционирования.

Основы физиологии высшей нервной деятельности

Все ясно, что животный организм представляет собой очень сложную систему, состоящую из почти бесконечного ряда частей, связанных друг с другом и, в целом, с окружающим миром, с которым он находится в состоянии равновесия. Павлов всегда был страстным исследователем, любителем поиска причин природы.

Приступая к исследованию слюнных желез, Павлов имел, пожалуй, самую лучшую начальную базу из всех вопросов, которыми он занимался в области физиологии пищеварения. Было выявлено наличие секреторных нервов, но из-за неэффективности вивисекционно острых опытов ошибочно считалось, что рефлекторная секреция слюны полностью зависит от общего возбуждения рецепторов ротовой полости, хотя было уже доказано: эти рецепторы неоднородны ни по функциям, ни по структуре. Используя хронический эксперимент, Павлов установил, что рефлекторная секреция слюны не всегда одинакова, а варьируется и влияет на этот процесс, во-первых, природа, сила, количество и продолжительность действия натуральных раздражителей на рецепторы ротовой полости, и, во-вторых, функциональное назначение слюны - пищеварительное, защитное или санитарно-гигиеническое. Тщательно проанализировав результаты опытов, Павлов пришел к выводу принципиальной важности: такая тонкая и яркая изменчивость рефлекторной деятельности слюнных желез обусловлена специфической возбудимостью разных рецепторов ротовой полости к каждому из этих раздражающих их агентов, и сами эти изменения носят приспособительный характер. Этот вывод справедлив и для так называемой психической секреции слюны.

Быть дисциплинированным и достигать глубины дела

В отношении того, как хороший исследователь должен делать эксперименты. Изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться на поверхности фактов. Не становитесь архивистами фактов. Попытайтесь проникнуть в тайну своего происхождения. Тщательно ищите законы, которые их регулируют. Чтобы исследовать, необходимо перейти к сути вопроса, необходимо хорошо изучить и контролировать промежуточные переменные.

Для натуралиста все в методе

Цитата из этого бихевиористского персонажа, которая предлагает глубокое отражение. Павлов был исследователем, который проводил эксперименты на животных. Одно из самых известных - это их собак. Таким образом, он обнаружил классическую кондицию.

Изучайте, сравнивайте, собирайте факты

Еще один намек на то, как необходимо проводить эксперименты для получения надежных выводов.

Исследования Павловым физиологии желудка - одно из важнейших его достижений. Когда он их начинал, существование секреторных нервов для желудочных желез так или иначе отрицалось всеми физиологами того времени. Он же смог доказать это благодаря следующему опыту: у собаки с желудочной фистулой перерезали пищевод в области шеи и пришивали его концы к краям кожной раны в виде двух зияющих отверстий. После этого устраивали так называемое мнимое кормление и давали пищу, которая в эти отверстия и вываливалась. Через несколько минут после начала кормления начиналось выделение желудочного сока.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности

Часто говорят, и недаром наука развивается в прыжках, которые зависят от успехов, полученных с помощью метода исследования. На каждом шагу вперед методов кажется, что мы поднимаемся на новый шаг, из которого открывается более широкий горизонт, чтобы обнаружить ранее невидимые объекты. Поэтому нашей первой задачей была разработка метода.

Исследования Павлова были новаторскими в свое время, особенно для строгости его исследований и его страсти к изучению знаний. Состояние людей, чтобы они не ждали чего-либо, и у вас будут все взволнованы тем, что вы им предлагаете. Классическое кондиционирование состоит в том, чтобы повторять первоначально нейтральный стимул вместе с условным раздражителем. Таким образом можно будет спровоцировать условный отклик.

Павлов в отдельном опыте доказал и то, что секреция желудочного сока, вызванная действием пищи на рецепторы ротовой полости, имеет рефлекторный характер. Если у собаки с описанными выше операциями перерезать блуждающие нервы (т.е. нервы, которые берут свое начало в продолговатом мозге и, спускаясь вниз своими ветвями, снабжают большинство органов грудной клетки и брюшной полости, в том числе желудочные железы, нервными элементами, обеспечивающими их связь с центральной нервной системой), то мнимое кормление впоследствии уже не вызовет выделения желудочного сока. Вывод Павлова из опыта был, как всегда, точен: пища возбуждает вкусовой аппарат, через вкусовые нервы возбуждение передается в продолговатый мозг, а оттуда через блуждающие нервы к желудочным железам, т.е. осуществляется рефлекс ротовой полости на желудочные железы.

Список использованной литературы

Настоящая научная теория должна не только охватывать весь существующий материал, но и открывать широкие возможности для дальнейшего изучения, и - давайте выражать себя таким образом - для неограниченного эксперимента. Не должно быть никаких ограничений на расследование, если мы хотим найти истинное знание.

Благодаря нашим нынешним хирургическим методам физиологии мы можем в любой момент продемонстрировать почти все явления пищеварения, не теряя ни одной капли крови, без единого крика животных, представленных на эксперимент. Первоначально эксперимент народов Павлова стремился узнать механизмы переваривания животных и людей.

Павлов также создал метод для более детального исследования желудка, известный как «операция маленького желудка по Павлову». До этого этой проблемой занимался известный немецкий физиолог Гейденгайн. Он предложил следующий способ: путем поперечных перерезок в области дна желудка выкроить небольшой кусок, анатомически разделить желудок на две части и, зашивая края разрезов, образовать два самостоятельных желудка - большой и маленький - с фистулами в их полости. Но путь был тупиковым: маленький желудок, лишенный контакта с блуждающими нервами, терял дееспособность. Павлов же решил проблему по-другому: путем частичного прродольного разреза в области дна желудка, параллельно ходу разветвлений блуждающего нерва, из основной массы желудка выкраивают небольшой кусок, своим основанием связанный с желудком мостиком из всех трех слоев его стенки - слизистого, мышечного и серозного, затем тонким поперечным разрезом по внутренней поверхности этого мостика отделяют слизистый слой вырезанного куска желудка от слизистого слоя основной его массы, оставив нетронутыми мышечный и серозный слои. в толще которых находятся ветви блуждающего нерва и сосуды. Из этого куска сшивают мешочек, так называемый маленький желудок, с изолированной от большого желудка полостью, но имеющий с последним общую стенку из мышечного и серозного слоев, с общим источником снабжения кровью и ветвями блуждающего нерва.

У человека есть еще один мощный ресурс: естествознание с его объективными методами

Еще одно упоминание о научном методе. Павлов был защитником наблюдения за поведением, чтобы понять разум. Не забывайте, что наука требует от человека всю свою жизнь. Если бы у нас было две жизни, их тоже было бы недостаточно. Цитата, которая гласит, что хороший исследователь должен отдать все свои силы на службу науке.

Будучи хорошим физиологом, Иван Павлов сравнивает медицину с исследованиями, в данном случае психологическими. Научитесь делать пешечную работу в науке. Изучайте, конфронтируйте, накапливайте факты. Как бы ни были идеальны крылья птицы, они никогда не смогли бы подняться, если бы они не опирались на воздух. Факты - это воздух человека науки. Без них вы никогда не сможете бежать. Без них ваши теории будут бесполезными.

Павлов и его ученики занимались также исследованием двух фаз секреции желудочного сока. Дело в том, что выделение этого сока вызывается действием пищи не только на вкусовые и обонятельные рецепторы, но и на стенки желудка. До сих пор неизвестно, какой характер имеет вторая фаза, но Павлов считал, что в ней может участвовать и нервная, и гуморальная регуляция. И.П. Павлов выявил не известный до того времени тип рефлекторного влияния на деятельность желудочных желез, а именно - тормозное влияние. После долгих научных изысканий он пришел к следующему выводу: тормозное влияние также носит рефлекторный характер.

О свободной воле человека

Хотя исследования - это работа, требующая большого интеллекта и лидерства, вы должны быть пешкой, чтобы делать самые простые вещи, в том числе быть дисциплинированными. Выдержка из автобиографической книги Ивана Павлова «Физиология и психология». Павлов дает понять, что изучение психологических явлений действительно сложное.

Исследования в области физиологии

Слова, как правило, более легко зависят от слов, чем от фактических фактов окружающей действительности. Заявление Павлова, которое имеет большой смысл. Остается открытым вопрос, является ли психология естественной наукой, или если ее можно считать наукой вообще. Психология - сложная наука, поэтому ее часто ставят под сомнение.

В своей научной деятельности Павлов касался также исследований поджелудочной железы. Он смог доказать существование секреторной иннервации поджелудочной железы.

В лаборатории Павлова была открыта энтерокиназа - «фермент ферментов», преобразующая неактивный профермент трипсиноген в активный трипсин, расщепляющий белки.

Из описанного эксперимента ясно, что простой акт употребления в пищу, даже без попадания в желудок, определяет раздражение желудочных желез. Павлов в этом предложении проясняет свои корни как физиолога. Постепенность, постепенность и постепенность. С самого начала вашей работы, представьте себя в суровом постепенности и накоплении знаний. Приобретение знаний должно быть постепенным. Вы должны прилагать усилия и работать.

Не случайно, что во всех явлениях человеческой жизни преобладает поиск хлеба насущного, старейшее звено, связывающее все живые существа, в том числе человека, с окружающей природой. Люди всегда интересовались знаниями и выяснением причин вещей. Не становитесь классификатором фактов. Он пытается проникнуть в суть дела, проводит поиск законов, которые ими управляют. Чтобы исследовать и делать выводы, недостаточно поцарапать поверхность. Вы должны попасть в центр дела.

Одна из важнейших научных заслуг Павлова - создание учения о том, что ведущую роль в организме по регуляции состояния и деятельности органов и систем сложного организма принадлежит нервной системе. Это учение получило название нервизма.

Благодаря неимоверным усилиям Павлова и его последователей выявлена и изучена роль нервной системы в деятельности главных пищеварительных желез, в координации секреторной и моторной деятельности органов пищеварительной системы и всей системы в целом. Эти знания помогают нам и в повседневной жизни. Ведь именно на их основе создаются лекарства для лечения заболеваний пищеварительной системы, даются рекомендации по правильному питанию.

Аппетит - это сила, которая стимулирует желудочные железы

Фраза о работе Павлова в физиологии.

Наука может быть способом узнать даже то, что казалось приватным

Благодаря научным исследованиям можно ответить на вопросы, которые, казалось, были полностью завуалированы. Ограничения психологии являются не только методологическими, но и концептуальными. Этот русский физиолог очень критиковал психологию.

Вы должны знать, когда оставлять вопросы, когда есть инструменты для ответа на них

Заявление Павлова о технологических ограничениях в науке.

Технология - это прогресс, только если наши идеи развиваются вместе с ним

Технологический прогресс не порождает прогресс идей. Необходимо отказаться от всех идей, основанных на ментализме. Критика этого философского течения.

Проведя анализ многочисленных книг, посвященных ученому, лучшей из которых, на мой взгляд, является книга его ученика Э.А. Асратяна, я пришел к следующим выводам:

1)И.П. Павлов - основатель современной физиологии пищеварения. Разумеется, не все факты и теоретические положения Павлова по физиологии пищеварительной системы сохраняют свою силу и в наши дни. Но в целом современная физиология пищеварения все еще сохраняет глубокую печать мысли и труда Павлова.

В психологии можно найти проблемы начинающих

Связанная статья: «Ментализм в психологии, вера в душу и почему это проблема». . Павллов критически относится к психологической науке своего времени, очень отсталой во многих аспектах.

Наука против теологических догм, потому что она основана на фактах

Отражение научной процедуры и способа ее адаптации к реальности.

Раса, чтобы справиться с поведением человека, не может иметь близкого конца

Для Павлова полный контроль над действиями практически невозможно.

Изучение нервов организма дает некоторую власть над большинством основных процессов

Нерв является одним из основных продлений нервной системы и, следовательно, вызывает простые реакции.

2)Важнейшая заслуга Павлова - создание прочного фундамента для дальнейших исследований пищеварительного тракта человека: классического труда «Лекции о работе главных пищеварительных желез», не потерявшего своей актуальности и в наше время. Этой книгой он дал мощный импульс для дальнейшего пополнения и уточнения знаний в этой области.

Стимул может быть намного больше, чем в первом испытании

В форме стимуляции есть потенциал для будущего обучения.

В экспериментальном методе существует большой потенциал

В лабораторных условиях можно сделать большие выводы. Необходим сегментирование сложных явлений в более простые. Отражение редукционизма. Еще один шаг назад, чтобы исследовать идеи, которые поддерживают линию исследований, никогда не болит. Существует философская работа, которая поддерживает всю науку.

Данные должны быть интерпретированы, и это дополнительная работа

Информация, раскрытая в исследованиях, не интерпретируется в одиночку. В то же время, однако, Павлов, который пришел от физиологии к психологии, возобновил свои самые спорные формулы. Был ли это всего лишь шагом назад или была система экспериментов, которую он открыл, чтобы подтвердить роль ассоциаций?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

И. П. Павлов является одним из основоположников физиологии пищеварительной системы. Одной из самых ценных заслуг физиолога является создание фундамента для дальнейших научных исследований пищеварительного тракта. Физиолог, который был в дальнейшем удостоен Нобелевской премии, применял самые новаторские методы. Высокий уровень мастерства проявлялся уже в первых исследования Павлова.

В той мере, в какой они превращали ассоциации в основу знаний, эмпиристы, ученики Локка, утверждали, что убрали его из априорства, которое, по-видимому, подразумевало им врожденные принципы разума. которые фиксировались в уме как те, на которые навязывалось их постоянство, и состояния, в конечном итоге устраняющие себя автоматически.

Однако уже с Юмом знание стало простой коллекцией интеллектуальных привычек, из которых не было никакой гарантии, что они действительно соответствуют структуре вещей, и гораздо позже это субъективная точка зрения, что позитивистов, ограничивая горизонт человеческого знания чувством и их уверенностью в простой случайности систем идей, которые считаются наиболее вероятными, потому что они являются наиболее удобными. Необходимость научных теорий была стерта в то же время, когда их соответствие реальному порядку вещей стало более сомнительным.

Открытия в физиологии и психологии

Метод Павлова, при помощи которого физиолог производил свои знаменитые опыты с собаками, известен каждому школьнику. Благодаря своим самым знаменитым опытам ученый смог не только исследовать состав пищеварительных соков, чем заложил основы современной физиологии, но и сделать важные выводы относительно работы центральной нервной системы. Именно поэтому метод Павлова в психологии не менее важен, чем в области физиологии и медицины. Опираясь на открытое им понятие условного рефлекса, ученый смог объяснить сложнейшие процессы, имеющие место в коре головного мозга человека.

С психологической точки зрения критика была связана с интеллектуальной пассивностью, которую, по-видимому, подразумевает ассоциация. Согласно древнему сравнению, ум будет похож на восковую таблетку, получающую впечатления, но нервная система, которая их получает, имеет свою структуру. образ был модернизирован, и между психическим элементом и нервным элементом возникла своего рода существенная общность. Нейроны были бы органическим эквивалентом чувственных впечатлений и представлений, которые вытекают из них.

Уничтожение некоторых приведет к исчезновению других. Эти сопоставленные элементы образуют своего рода «мозаику», то есть сборку фиксированных фрагментов и отчетливыми. Эта концепция была решительно настроена против гибкого единства психической деятельности, которая должна приспосабливаться к обстоятельствам, которые часто непредвиденны и которые, как предполагается, не должны быть иммобилизованы неизменной структурой его основных компонентов. Такие теории, как гештальт, настаивали на том, что он.

Павлов был последователем Сеченова. Однако когда последнему пришлось покинуть Петербург, великий русский физиолог продолжил свое обучение у И. Ф. Циона, который обучил его виртуозной технике проведения операций. Более десятилетия Павлов посвятил тому, чтобы суметь устанавливать фистулы (или отверстия) в стенках пищевода животных.

Начиная изучать слюнные железы, Павлов обладал наилучшей базой исследований из всех вопросов физиологии, которыми он занимался. Однако в теоретических выводах того времени содержалось немало ошибочных положений. К примеру, считалось, что рефлекторное слюноотделение полностью зависит от возбуждения рецепторов, находящихся в ротовой полости. Метод Павлова, который получил название хронического эксперимента (такого, когда животное после проведения опытов оставалось в живых). Он позволил продвинуть физиологию и медицину того времени на значительный уровень.


Новаторский способ

Чтобы получить возможность исследовать состав и действие пищеварительных соков, их необходимо было каким-то образом достать в чистом виде. Получение желудочного сока методом Павлова стало одним из самых передовых и прогрессивных шагов в исследованиях, посвященных физиологии внутренних органов. Ни один ученый-физиолог не смог этого сделать до И. П. Павлова. Например, нередко применялась следующая операция: у собаки вскрывали желудочную полость и находили проток поджелудочной железы. В него вставлялась трубка, и за несколько минут, пока животное еще было в живых, исследователи получали всего насколько капель желудочного сока. Павлов был против таких операций, поскольку получаемый этим способом материал был загрязненным. Эти данные никаким образом не могли продвинуть медицинскую науку.


Особенности экспериментов физиолога

Метод Павлова кардинально отличался от попыток его предшественников получить материал для исследований. Отыскав проток поджелудочной железы, ученый отделял его от двенадцатиперстной кишки. Затем он пришивал кусочек стенки кишки к краям раны на поверхности брюха. Теперь желудочный сок вырабатывался наружу - в специально подставленную воронку.

Если у животного были здоровыми другие железы, это никак не отражалось на жизнедеятельности - в течение нескольких лет собаки были совершенно здоровыми и годными для проведения опытов. Очевидным преимуществом всех методов исследования Павлова была возможность сохранить жизнь и здоровье подопытного животного. И. П. Павлову было известно общее свойство жизни - большей частью во всех живых организмах имеет место избыточность, одна и та же функция обеспечивается разными способами, и в силу этого у организма практически всегда есть резервные возможности для выживания.


Заслуги ученого

Павлов устанавливал животным постоянные фистулы. С их помощью можно было постоянно вести наблюдение за деятельностью определенной внутренней железы. За метод Павлова был назван фистульным. С помощью этого способа физиолог смог собирать пищеварительные соки, вырабатывающиеся в различных фазах процесса переработки пищи. Роль физиолога в исследованиях деятельности пищеварительных желез нельзя переоценить - этот раздел физиологии ученые нередко называют «русской главой», а сам И. П. Павлов в 1904 году был удостоен высшей награды - Нобелевской премии.


Еще одно открытие

Метод Павлова также позволял исследовать образование условных и безусловных рефлексов. Павлов обратил внимание, что желудочный сок у собаки выделяется не только при виде пищи, но и когда животное слышит шум шагов человека, который ее приносит. Так ученый начал исследовать и процессы жизнедеятельности головного мозга. Причем реакции подобного рода могли вырабатываться у животных не только в ответ на шум шагов, но и на включение света, звон колокольчика, различные запахи и т. д.

Типы рефлексов

Физиолог разделил все возможные ответы организма на две категории. Врожденные реакции он назвал безусловными, а те, что были приобретены в процессе жизнедеятельности - условными. К первой категории относится защита от врагов, поиски пищи, а также достаточно сложные действия - например, строительство гнезда. Безусловные рефлексы присущи каждому живому организму с рождения. А выполнение тех команд, которые животное получает от дрессировщика, относится к категории условных рефлексов.

Они могут существовать достаточно длительное время, но рано или поздно могут исчезнуть, затормозиться. При этом физиолог выяснил, что процесс торможения может быть внешним. Например, у собаки уже выработался слюноотделительный рефлекс на включение света. Если же затем сопровождать включение лампочки непривычным для животного шумом, то условный рефлекс в некоторых случаях может и не проявиться. Именно по этой причине в том институте, где проводил свои опыты Павлов, было построено специальное отделение - «Башня молчания», в которой стены были очень толстыми и не пропускали посторонних звуков.


Сигнальные системы

Исследователь выделял две сигнальные системы, которые присущи не только животным, но и человеку. Люди, равно как и животные, воспринимают сигналы из окружающего мира. Этот тип физиолог назвал Однако человек существенно отличается от братьев своих меньших социально обусловленной второй сигнальной системой - речью. Без общения с другими людьми этот тип системы у человека не развивается. Методы исследования И. П. Павлова получили широкое признание не только в физиологии и медицине, но и в психологии и педагогике.

Исследования

К примеру, Павлов сумел сделать важный вывод: секреция слюноотделения не всегда одинакова. Этот процесс варьируется, и поддается влиянию нескольких факторов: во-первых, это сила, природа, а также количество внешних раздражителей; а во-вторых - непосредственно функциональное значение вырабатываемой слюны (оно может быть пищеварительным, гигиеническим или же защитным). Проанализировав результаты, полученные в ходе опытов, Павлов сделал важнейший вывод: тонкая изменчивость в работе слюнных желез продиктована различной возбудимостью рецепторов, находящихся в полости рта, к различным раздражителям. Эти изменения являются приспособительными. В дальнейшем физиолог выяснил, что этот вывод является справедливым и для другого типа выделений слюны - психической секреции.

Заслуги физиолога

Методы работы Павлова по праву называются передовыми еще по одной причине: одной из важнейших заслуг физиолога является открытие ведущей роли нервной системы в живом организме. Именно нервная система играет первостепенную роль в работе различных пищеварительных желез, регуляции работы других внутренних органов. Данное учение в дальнейшем было названо нервизмом. Знания, полученные Павловым, используются и в современном мире. Именно на базе этой информации создаются различные лекарства, применяемые для лечения пищеварительной системы, а также даются рекомендации относительно правильного питания.

Впервые свои исследования в области физиологии высшей нервной деятельности ученый озвучил на Мадридском докладе, написанном на русском языке. Всего изучению физиологии нервной системы ученый посвятил в общей сложности порядка 35 лет.

Получение чистого материала

Каким методом воспользовался Павлов, чтобы установить состав чистого желудочного сока? Если говорить о терминологии, то его способ получил свое название - «метод мнимого кормления». Исследовать чистый желудочный сок стало возможным только после применения данного эксперимента И. П. Павловым и Е. О. Шумовой-Симановской. Впервые он был проведен в 1889 году. К наложению фистулы была присоединена еще одна операция - перерезка пищевода. Но при этом пищевод не перерезался полностью. Рассечению подлежало только две трети его толщины - края пришивались к поверхности шейных мышц.


Наука и жизнь животных

Огромное количество споров по поводу своей этичности до сих пор вызывает метод Павлова. Собаки при этом вызывали у великого физиолога восхищение. Павлов считал их совершенными животными и искренне скорбел о каждой жизни, которую пришлось положить на алтарь научных исследований. Ученый старался максимально уменьшить страдания подопытных животных. Он прибегал к усыплению лишь в тех случаях, когда у них уже не было шансов.