Просвещение в России во второй половине XVIII века. Россия во второй половине xviii века

1« Правление Екатерины П началось в

1)1741 г. 2) 1755 г. 3) 1762 г. 4) 1771 г.

2. Московский университет был основан в

1)1755 г. 2) 1687 г. 3)1725 г. 4) 1701 г.

3. Крым вошел в состав России в

1)ХУ1в. 2) XVII в, 3)ХУШв. 4) XIX в.

4. Эпоха дворцовых переворотов в России приходится на

1) 20-60-е годах XVIII в. 2) конец XVII в. 3) середину XIX в. 4) конец XIX в.

5. С разделами Речи Посполитой связаны даты

1)1703 г., 1700г., 1721 г. 2) 1730 г., 1741 г., 1762 г. 3)1767 г., 1775 г., 1785 г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г,

6. Какое событие завершилось в 1763 г.?

1) Семилетняя война 2) присоединение Крыма к России 3) разделы Речи Посполитой

4) восстание под предводительством Е. Пугачева

7. С какими из названных событий связаны даты: 1606- 1607гг., 1670-1671 гг., 1773-1775 гг.?

1) крестьянско-казацкйми восстаниями 2) этапами закрепощения крестьян

3) разделами Речи Посполитой 4) войнами за выход к морю

8. В каком из приведенных рядов перечислены даты войн России со Швецией?

1) 1700-1721 гг., 1788-1790 гг. 2) 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.

3) 1813-1814 гг., 1816-1818 гг. 4) 1848-1849 гг., 1853-1856 гг.

9. Какое из перечисленных ниже событий XVIII в. про­изошло ранее других?

1) смерть Анны Иоанновны 2) восшествие на престол Петра II

3) начало опалы А.С. Меншикова 4) начало Семилетней войны

10. Какое из перечисленных ниже событий произошло ранее других?

1) сражение под Аустерлицем 2) переход Суворова через Альпы

3) присоединение России к континентальной блокаде Англии 4) Тильзитский мир

11. Какое из перечисленных событий произошло позднее других?

1)начало правления Елизаветы Петровны 2) «Великое посольство» Петра I в Европу

3) вхождение Украины в состав России 4) учреждение патриаршества

12.Какое из перечисленных событий произошло в Рос­сии в XVIII в.?

1) создание Славяно-греко-латинской академии 2) открытие Высших женских курсов

3) открытие Царскосельского лицея 4) основание Московского университета

13. «Ничтожные наследники северного исполина» - так отзывался А.С. Пушкин о преемниках 1) Петра I 2) Павла I 3) Николая I 4) Петра III

14.Самое крупное народное выступление XVII-XVIII вв. состоялось под предводительством

1) Ивана Болотникова 2)Степана Разина 3)Кондратия Булавина 4) Емельяна Пугачева

15. К памятникам архитектуры XVIII в. относится

1) дом Пашкова в Москве 2) Успенский собор в Кремле 3) храм Василия Блаженного в Москве 4) храм Святой Софии в Новгороде

16. Учреждение Вольного экономического общества свя­зано с

1) политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II 2) реформами Петра I

3) реформами Избранной рады 4) внутренней политикой Павла I

17. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.?

1)Г. Потемкин 2)И. Пересветов 3)А. Ордин-Нащокин 4) А. Адашев

18. Московский университет был открыт по инициа­тиве

1) Петра I 2) Екатерины II 3) М.В, Ломоносова 4)М.М, Сперанского

19. К памятникам архитектуры XVIII в. относится

1) собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге 2) Успенский собор в Кремле

3) храм Василия Блаженного в Москве 4) храм Святой Софии в Новгороде

20.Княгиня Е. Дашкова

1) известная актриса 2) первая женщина-математик 3) президент Российской Академии наук 4) первая жена Петра I

21. За кого из русских монархов выдавал себя Емельян Пугачев?

1) Павла I 2)Петра II 3) Ивана Антоновича 4) Петра III

22, Какой из перечисленных архитектурных памятников был построен по проекту В 0 И 0 Баженова?

1) Зимний дворец 2) здание Благородного собрания в Москве 3) дом Пашкова

4) Останкинский дворец

23. В ХУШ в„ русские войска вступили в Берлин в ходе

1)Семилетней войны 2)Северной войны 3) походов Суворова 4) походов Ушакова

24. Крепость Измаил была взята русскими войсками * ходе

1) русско-турецкой войны 1768-1774 гг. 2) русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

3) итальянского похода Суворова 4) Семилетней войны

25. В ходе Семилетней войны произошло сражение при

1) Корфу 2) Синопе 3) Кромах 4) Кунерсдорфе

26. В царствование Павла I был принят документ

1) указ «О трехдневной барщине» 2)«Жалованная грамота городам»

3) «Табель о рангах» 4) «Судебник»

27. Политику Екатерины П отражает событие

1)ликвидация гетманства на Украине 2)учреждение Сената

3)ликвидация патриаршества 4)учреждение Синода

28. Какое событие произошло во второй половине ХУШ в.?

1)присоединение Правобережной Украины и Бело­руссии 2) присоединение Восточной Сибири 3)участие в Северной войне 4)участие в Ливонской войне

29.Какое событие произошло во второй половине ХУШ в.?

1)участие в разделе Речи Посполитой 2) присоединение Западной Сибири

3) присоединение Казанского и Астраханского ханств к России

4) Прутский поход

30. Укажите верное соответствие между именем прави­тельницы России и органом власти, созданным в ее прав­ление

1) Екатерина I - Кабинет министров 2)Анна Иоанновна - Конференция при высочайшем дворе 3) Елизавета I - Верховный тайный совет

4) Екатерина II - Уложенная комиссия

31. Деятельность какого русского военачальника отно­сится к XVIII в.?

1) Д.И. Пожарского 2) П.А. Нахимова 3) Ф.Ф.Ушакова 4) А.А. Брусилова

32. Укажите верное утверждение

1) Зимний дворец был построен под руководством В.И. Баженова

2)Здание Московского университета было спроектиро­вано В. Растрелли

3) здание Благородного собрания в Москве было постро­ено по проекту М.Ф. Казакова

4) Михайловский замок в Петербурге проектировал Д. Ухтомский

33. Известным русским историком XVIII в. был

1)В.Н. Татищев 2) С.М. Соловьев 3) В.О. Ключевский 4) К.Д. Кавелин

34. Известным российским театральным деятелем XVIII в. был

1)Ф. Рокотов 2) Ф. Шубин 3) И. Аргунов 4) Ф. Волков

35. В стиле барокко творил

1)М. Казаков 2) В. Баженов 3) И. Аргунов 4) В. Растрелли

36. Известным русским портретистом XVIII в. был

1) С. Ушаков 2) Ф. Рокотов 3) И. Репин 4) К. Брюллов

37. О возникновении в XVIII в. революционной идеоло­гии в России свидетельствует издание книги

1) И. Крылова 2) К. Рылеева 3) Н. Новикова 4) А. Радищева

1) М. Ломоносов 2) Г. Державин 3) Д. Фонвизин 4) А. Радищев

39. «Петром Великим русской литературы» В.Г. Белин­ский именовал

1) М. Ломоносова 2) Г. Державина 3) Д. Фонвизина 4) А. Радищева

40. На карте русских земель и морей есть имена

1) В. Беринга, С. Челюскина 2) И. Ползунова, И. Кулибина

3) Ф. Рокотова, Д. Левицкого 4) В. Баженова, М. Казакова

41. Российский ученый-географ ХУШ в» - это

1) В.Н.Татищев 2)С.П.Крашенинников 3) М.В.Ломоносов 4) И.Аргунов

42. Современниками был

1) П. А. Румянцев и Александр I 2) М.И. Кутузов и Александр III

3) А.В. Суворов и Николай II 4) Ф.Ф. Ушаков и Екатерина II

43. Уложенная комиссия, созванная Екатериной II, бы­ла поизвана

1) учредить новый порядок престолонаследия 2)отменить крепостное право

3) разработать новый свод законов 4) учредить Государственный совет

44. Что из перечисленного относится к мероприятиям, проведенным в царствование Петра III?

1) принятие «Свода законов Российской империи» 2) создание военных поселений

3) освобождение дворян от обязательной службы 4) сокращение срока солдатской службы до 15 лет

45. К эпохе дворцовых переворотов относится деятель­ность

1)И.И. Шувалова 2)С.С. Уварова 3) Б.И. Морозова 4) Ф. Лефорта

46. Выделение среди крестьян бедняков и богачей обо­значается термином

1) расслоение 2) обезземеливание 3) закрепощение 4) чересполосица

47. Государственные крестьяне - это

1) лично свободные крестьяне, живущие на казенных землях 2) крепостные крестьяне

3) крестьяне, владевшие землей на правах собственности 4) крестьяне, приписанные к мануфактурам

48. Крестьяне, уходившие с согласия помещика на зара­ботки в город, назывались

1) вольнонаемными 2)отходниками 3)капиталистыми 4) вольноотпущенниками

49. Царствование Павла 1 характеризует понятие

1) «урочные лета» 2) «трехдневная барщина» 3) «заповедные годы» 4) «вольные хлебопашцы»

50. Секуляризация - это

1) политика оказания экономической помощи предпри­нимателям

2) активное государственное вмешательство в хозяйст­венную жизнь

3) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства

4) обращение государством церковной собственности в государственную

51. Явление в государственной и общественной жизни, при котором на высокие должности назначаются любим­цы, не обладающие способностями и знаниями, необхо­димыми для службы, получило название

1)Смутное время 2) просветительство 3) дворцовый переворот 4)фаворитизм

52. Как назывались появившиеся при Екатерине II обще­ства «благородного сословия», которые выбирали пред­водителя и имели права доносить губернатору, Сенату и императрице о своих нуждах?

1) городскими магистратами 2) губернскими правлениями 3)дворянскими собраниями

4)земскими избами

53. Барщинное хозяйство XVIII в. характеризуется

1) преобладанием натурального оброка над денеж­ным 2) наличием у крестьянина надела, предоставляемого помещиком 3) развитием мелкотоварного производства

4) быстрым усовершенствованием орудий труда

54. Политику Екатерины II характеризует

1) принятие закона об обязательной службе для дворян 2) проведение губернской реформы 3) учреждение министерств 4) учреждение Синода

55. Политическое устройство России второй половины XVIII в. характеризует

1) осуществление принципа разделения властей 2) существование земских органов самоуправления 3) наличие сословно-представительного органа 4) самодержавное правление

56. Внешнюю политику Екатерины II характеризует стремление

1) заключить «Вечный мир» с Турцией 2) получить выход к Балтийскому морю

3) подавить революционное движение во Франции 4) создать Священный Союз европейских монархий

57. Увеличение денежного оброка во второй половине XVIII в. свидетельствовало о

1) развитии товарно-денежных отношений 2) усилении эксплуатации зависимых крестьян 3) росте жизненного уровня крестьян 4) ликвидации подушной подати

58. Задача разработки нового законодательства стояла перед

1)дворянскими собраниями 2) Вольным экономическим обществом 3) Уложенной комиссией 4) Академией наук

59. Учреждение правительством Дворянского заемного и Купеческого банков во второй половине XVIII в. свиде­тельствовало о

1) развитии сословного строя 2) господстве товарно-денежных отношений 3) массовом разорении дворянства и купечества 4) поощрении предпринимательской деятельности

60. Барщинная система хозяйства несовместима с

1) личной свободой крестьян 3) отходничеством

2) натуральным хозяйством 4) натуральным оброком

61. Признаком разложения феодально-крепостнического строя в России в конце XVIII в. было

1) расширение дворянского землевладения 2) рост числа казенных заводов

3) массовый перевод крестьян на месячину 4) увеличение численности дворянства

62. Явление, характеризующее процесс разложения фео­дально-крепостнического строя в России во второй поло­вине XVIII в.

1) укрепление крестьянской общины 2) рост крестьянского достатка 3) расслоение деревни на богатых и бедных 4)повышение производительности крепостного труда

63.К концу XVIII в. в России

1) уже сложились классы буржуазия и пролетариат

2) складываются первые монополистические объединения в промышленности

3) продолжает активно развиваться мелкотоварное производство

4) в горнодобывающей промышленности господствует вольнонаемный труд

64. «Жалованная грамота дворянству» 1785г. давала дворянам

1) право избирать губернаторов

2) освобождение от любого уголовного преследования

3) неограниченную свободу слова

4) освобождение от государственных податей

65. Какая черта характеризовала развитие общественной мысли в России во второй половине XVIII в.?

1) распространение идей Просвещения

2)создание теории «Москва - Третий Рим»

3) возникновение народнической идеологии

4) распространение теории «малых дел»

66.Понятия «барокко», «классицизм», «сентиментализм» характеризуют

1) развитие художественной культуры в XVIII в.

2) новые явления в культуре XVII в.

3) изменения в культуре и быту при Петре I

4) появление новых жанров в литературе XIX в.

67.Причиной перевода крестьян на денежный оброк во второй половине XVIII в. являлось(ась)

1) развитие товарных отношений

2) ликвидация привилегий дворянства

3)оскудение государственной казны

4) строительство железных дорог

68. «Восточный вопрос» во внешней политике России во второй половине XVШ в. был связан с

1) ухудшением русско-иранских отношений

2) стремлением европейских государств к захвату вос­точных территорий России

3) стремлением России получить выход к берегам Черно­го и Азовского морей

4) желанием России помочь южнославянским народам

69. Реформа местного управления, проведенная Екатери­ной II во второй половине ХЛГЕП в., имела целью

1) ликвидировать кормления

2) создать земства

3) укрепить государственную власть на местах

4) ликвидировать губернии и уезды

70. Следствием распространения крестьянского отходни­чества в города во второй половине XVIII в. стало

1) усиление крепостного гнета

2) расслоение деревни на богатых и бедных

3) рост числа капиталистических мануфактур

4) сокращение площади обрабатываемых земель

71. Какие события произошли в правление Екатерины II?

А) восстание под предводительством И. Болотникова Б) взятие крепости Измаил русскими войсками В) церковная реформа патриарха Никона Г) секуляризация церковных земель Д) вхождение Крыма в состав России Е) Полтавская битва

Укажите верный ответ.

72. Что относится к событиям XVIII в.?

А) перенесение столицы в Санкт-Петербург

Б) реформы Избранной рады

В) крестьянская война под предводительством С. Разина

Г) созыв Уложенной комиссии

Д) отмена системы местничества

Е) введение рекрутской повинности

Укажите верный ответ.

1)АБД 2)АГЕ 3) БГД 4) ВДЕ

73, Что относится к событиям XVIII в.?

А) разделы Речи Посполитой

Б) созыв Стоглавого собора

В) крестьянская война под предводительством Е. Пуга­чева

Г) дворцовые перевороты

Д) вхождение Левобережной Украины в состав России

Е) восстание декабристов

Укажите верный ответ.

74. Прочтите отрывок из мирного договора и укажите, по итогам какой войны он был подписан. «Крепости: Еникале и Керче, лежащие в полуострове Крымском, с их приставными и со всеми в них находя­щимся, то ж и с уездами... остаются в полное, вечное и не-прекословное владение Российской империи».

2) Кавказской 4) Крымской

75, Прочтите отрывок из сочинения историка Е.В. Тарле и укажите, с историей какой войны связан названный в нем морской бой.

«Чесма заставила всю Европу вздрогнуть и принять в со­ображение, что мечта Петра как будто вполне сбылась и что у русского властелина налицо обе руки - не только армия, но и флот».

1) русско-турецкой 3) Семилетней

2) Северной 4) Крымской

76. Прочтите отрывок из записок Екатерины II и укажи­те, о созыве какого учреждения идет речь.

«...Была в собрании, подала мне совет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и ком пещись должно».

1) Уложенной комиссии 3) Избранной рады

2) Боярской думы 4) Государственной думы

77. Прочтите отрывок из указа и укажите его название. «Не токмо империи и престолу полезно, но и справедли­во есть, чтоб благородного дворянства почтительное со­стояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и не­нарушимо; и для того исстари, ныне да и пребудет на ве­ки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются».

1) «Табель о рангах»

2) Генеральный регламент

3) кондиции

4) «Жалованная грамота дворянству»

78. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Клю­чевского и укажите, о какой императрице идет речь.

«...В свою жизнь она прочла необъятное количество книг... Она много писала... Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка... Ее переписка с Вольтером и заграничным аген­том бароном Гриммом - это целые тома».

1) Анне Иоанновне 3) Елизавете Петровне

2) Екатерине Второй 4) Екатерине Первой

79. Прочтите отрывок из донесения, адресованного Ека­терине II, и укажите, кто был его автором.

«Стены измаильские и народ пали пред стопами престола Ея Императорского Величества. Штурм был продолжите­лен и много кровопролитен. Измаил взят, слава Богу! По­беда наша... Вашу светлость честь имею поздравить».

1) М.Д. Скобелев 3) А.Д. Меншиков

2) П.С. Нахимов 4) А.В. СуворовЧасть 2 (В)

Задания этой части требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следу­ет записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов №1 без пробелов и дру­гих символов. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в блан­ке образцами.

1. Установите соответствие между именами историче­ских деятелей и событиями с их участием. К каждой позиции первого столбца подберите соответс­твующую позицию второго и запишите в таблицу УЧАСТНИК

А) Дмитрий Боброк

Б) Кузьма Минин В) гетман Мазепа Г) князь Потемкин

1) освобождение Москвы от поляков в 1612 г.

2) Куликовская битва

3) «стояние» на Угре

4) Северная война

5) присоединение Крыма

2. Установите соответствие между датами и событиями. в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами. патл СОБЫТИЕ

1) открытие Академии наук

2) созыв Уложенной комиссии

В) 1767 г. 3) избрание Михаила Романова на царство Г) 1785 г. 4) вхождение Украины в состав России 5) принятие «Жалованной грамоты горо­дам»

94Зо Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

ДАТА СОБЫТИЕ

А) 1581 г. 1) Северная война

Б) 1682 г, 2) издание указа о «заповедных летах»

В) 1755 г. 3) начало правления Петра I

Г) 1774 г 0 4) заключение Кючук-Кайнарджийского мира

5) открытие Московского университета4о Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

А) 1565-1572 гг. Б) 1649 г, В) 1772 г.

1) начало правления Павла I

2) первый раздел Польши

3) окончательное закрепощение крестьян

4)опричнина

5) правление Бориса Годунова

5. Установите соответствие между названиями войн и географическими названиями пунктов, около которых состоялись сражения, относящиеся к этим войнам. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами»

НАЗВАНИЕ ВОЙНЫ

А) Северная война

Б) Семилетняя война

В) русско-турецкая война

Г) русско-французская война

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

1) Фокшаны, Измаил

3) Гренгам, деревня Лес­ная

4) Гросс- Егерсдорф, Кунерсдорф

5) Сен-Готард6. Установите соответствие между названиями мирных договоров и территориями, вошедшими в состав Россий­ской империи согласно этим договорам. МИРНЫЙ ДОГОВОР А) Ништадтский мир Б) Ясский мир В) Георгиевский трактат Г) Андрусовское перемирие

ТЕРРИТОРИЯ

1) Прибалтика

2) Левобережная Украина

3) Финляндия

4) Восточная Грузия

5) территория между Бугом и Днестром

А Б В Г

7. Установите соответствие между именами полководцев и сражениями, в которых они руководили войсками. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

ПОЛКОВОДЦЫ А) П. А. Румянцев Б) А. В. Суворов В) Ф. Ф. Ушаков

Г) А. Г. Орлов, Г. А. Спиридов

СРАЖЕНИЯ

1) Полтавская битва

2) штурм Очакова и Измаила

3) сражения на реках Ларга и Кагул

4) Чесменский бой

5) осада крепости Корфу

А Б В Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо симво­лов).

8о Установите соответствие между именами монархов и их современниц.

К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

МОНАРХ А) Петр I Б) Петр III В) Иван IV Г) Иван III

СОВРЕМЕННИЦА

1) Екатерина Вторая

2) царевна Софья

3) Марфа Борецкая

4) Елена Глинская

5) боярыня Морозова

[ А Б - В - ---------- Г
с: ---------- гщ- Ьпи

9» Установите соответствие между именами государей и документами, принятыми в годы их правления, К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

А) Алексей Михайлович Б)Петр I В) Иван IV

Г) Петр III

ДОКУМЕНТЫ

1) «Судебник»

2) «Соборное уложение»

3) «Манифест о вольности дворянской»

4) «Указ о единонаследии»

5) «Русская Правда»

А Б В Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

10. Установите соответствие между именами монархов и событиями, с ними связанными.

К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА А) Иван III

В) Екатерина II

1) присоединение к России Казанского ханства

2) присоединение к Москве Великого Новгорода

3) получение Россией выхода в Балтий­ское море

4) получение Россией выхода в Черное море

5) присоединение к России Средней Азии

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов). 12. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ А) принятие «Табели о рангах»

Б) издание «Жалованной грамоты горо дам»

В) «Великое посольство»

Г) открытие Академии наук и художеств

ДАТЫ 1)1697 г. 2) 1700 г.

А Б В Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

13. Установите правильное соответствие между названи­ем географического объекта и событием, связанным с этим названием.

К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

НАЗВАНИЕ А) Чудское озеро Б) река Ворскла В) река Дунай Г) река Волга

1) присоединение Новгорода к Москве

2) взятие Измаила

3) Ледовое побоище

4) Полтавская битва

5) взятие Казани

А Б В Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

14. Расположите имена исторических лиц в хронологи­ческом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной по­следовательности в таблицу.

А) Б. Хмельницкий Б) Г. Отрепьев В) К. Булавин Г) Г. Потемкин

15. в таблицу.

А) начало царствования Петра I

Б) провозглашение России империей

В) принятие Соборного уложения

Г) итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

16. Расположите документы XVIII в. в хронологическом порядке их издания. Запишите буквы, которыми обозна­чены документы, в правильной последовательности в таб­лицу.

А) указ «О секуляризации церковных земель»

Б) «Табель о рангах»

В) указ «О единонаследии»

Г) «Манифест о вольности дворянской» 17. Расположите следующие события в хронологиче­ском порядке. Запишите буквы, которыми обозначе­ны события, в правильной последовательности в таб­лицу.

А) открытие Московского университета

Б) открытие Славяно-греко-латинской академии

В) основание Академии наук и художеств

Г) издание первой российской газеты «Ведомости»

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

18. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу.

А) присоединение Крыма к Российской империи Б) заключение Ништадтского мира В) сражение у мыса Калиакрия Г) Полтавская битва

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

19. Расположите следующие имена монархов в хроноло­гическом порядке их правления. Запишите буквы, кото­рыми обозначены имена, в правильной последователь­ности в таблицу.

А) Екатерина II Б) Елизавета I В) Анна Иоанновна Г) Петр III

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

20. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу> А) заключение Деулинского перемирия с Польшей Б) восстание Тадеуша Костюшко в Польше В) заключение Андрусовского перемирия с Польшей Г) первый раздел Польши

21. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу. А) воцарение Романовых В) пугачевский бунт Б) церковный раскол Г) «Смута»

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо симво­лов).

22. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу.

А) Полтавская битва

Б) Семилетняя война

В) взятие крепости Измаил

Г) Гангутское морское сражение

23. Расположите имена исторических лиц в хронологи­ческом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной по­следовательности в таблицу.

А) Елена Глинская Б) Елизавета Петровна В) Софья Палеолог Г) царевна Софья

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

24. Расположите названия памятников зодчества в хро­нологическом порядке их создания. Запишите буквы, которыми обозначены названия архитектурных памят­ников, в правильной последовательности в таблицу. А) Большой Екатерининский дворец в Царском Селе Б) храм Вознесения в Коломенском В) Успенский собор в Москве Г) здание Большого театра в Москве

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

25. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены собы­тия, в правильной последовательности в таблицу. А) «стояние» на реке Угре Б) швейцарский поход А.В. Суворова В) Прутский поход Г) Чесменское морское сражение

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

26. В приведенном ниже списке представлены имена полководцев и флотоводцев России XVIII и XIX вв. Выберите из списка имена, относящиеся к XVIII в. Об­ведите соответствующие цифры и запишите их в таб­лицу.

1) Михаил Скобелев

2) Иван Гурко

3) Александр Суворов

4) Петр Багратион

5) Федор Ушаков

6) Петр Румянцев

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо симво­лов).

27. В приведенном ниже списке представлены имена де­ятелей русской культуры. Выберите из списка имена, от­носящиеся к XVIII в. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) А.Н. Радищев

2) И.П. Кулибин

3) М.И. Глинка

4) Д.И. Фонвизин

5) В.Г. Перов

6) О.А. Кипренский

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

29 июля 1762 г. произошел очередной переворот в результате которого Екатерина II (1762-1796 гг.), Екатерина провозгласила себя самодержицей, а своего супруга - низложенным.

Развитие ремесел, мануфактур, внутренней и внешней торговли России в 50 – 80-е гг. XVIII в. продиктовало активную экономическую политику правительства. Она диктовалась интересами дворянства и отчасти крупных купцов и промышленников. Провозглашение свободы торговой и промышленной деятельности способствовало развитию крестьянской торговли и мануфактуры, что, несомненно, было выгодно дворянству, т.к. "капиталистые крестьяне" были крепостными и платили большой оброк, выкупались на волю за большие деньги. За время царствования Екатерины II было создано 2/3 мануфактур, зарегистрированных во второй половине 90-х гг. XVIII в.

В социальной сфере политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". "Просвещенный абсолютизм" - явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы. Этот вариант государственной политики возник под влиянием идей французского Просвещения. Главным лозунгом Просвещения было достижение "царства разума". Вера в безграничные силы человеческого ума породила идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие деятели эпохи возлагали надежды на просвещенного монарха, который был бы в состоянии реализовать их идеи на практике. Политика "просвещенного абсолютизма" в России представляла собой попытку предотвратить народные движения против крепостной системы и приспособить помещичье хозяйство к новым буржуазным отношениям.

Под воздействием идей европейского Просвещения Екатерина II решила выработать новый Свод законов, который, сохраняя нетронутыми самодержавие и крепостное право, давал бы основание говорить о России как о правовом государстве. С этой целью в 1767 г. Екатерина II созвала в Москве Уложенную комиссию. Выборы депутатов носили сословный характер. Наибольшую остроту на заседаниях комиссии вызвало обсуждение крестьянского вопроса. Споры по этой проблеме прияли столь затяжной характер, что императрица разочаровалась в целесообразности работы комиссии и пришли к выводу о ее роспуске. Под предлогом войны с Турцией в 1768 г. комиссия была распущена, так и не составив нового Уложения.

Явный крен внутриполитического курса в сторону защиты интересов дворянского сословия (Жалованная грамота дворянству 1785 г.; Жалованная грамота городам 1785 г.) привел к вспышке самой кровопролитной и жестокой крестьянской войны - войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.), которая продемонстрировала наличие глубоких социальных противоречий в российском обществе. Пугачевское восстание нанесло сильный удар по провинциальной администрации. Екатерина предприняла шаги для восстановления и усовершенствования местного управления, для придания ему стабильности. В 1775 г. она издала "Учреждение о губерниях". Новая провинциальная администрация опиралась на дворянство, что усиливало зависимость императрицы от него.


Налицо был союз наиболее консервативных элементов общества против всех остальных. Он сильно затормозил развитие торговой буржуазии и законсервировал крестьянство в безгласном и косном рабстве, создав социальные корни кризиса модернизации, который в конце концов потребовал для своего преодоления немалых усилий. Таким образом, жесткая приверженность принципам сословного общества противоречила начавшимся в государстве модернизационным процессам.

С момента роспуска Уложенной комиссии в русской политике обозначилась важная черта: отныне периоды внутренних реформ станут чередоваться с периодами активной внешней политики. Реформы в России были как бы слишком пугающими, тогда как сфера внешней политики являлась более непринужденным и надежным полем деятельности для энергичных сторонников просвещенного абсолютизма.

Основными направлениями внешней политики России при Екатерине II были южное, западное и восточное. Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход к Азовскому и Черному морям. Издавна большую опасность для южных границ империи представляло Крымское ханство. Оттуда при поддержке Турции постоянно совершались военные набеги татар. В конце столетия Екатерина II провела две победоносные войны с Турцией - в 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг., в результате которых Россия получила Крым и выход к Черному морю. На его побережье были созданы портовые города Херсонес, Одесса, Севастополь, который стал военной базой российского черноморского флота. Многовековая задача России по укреплению своих южных рубежей и получению возможности активных внешнеполитических действий на юге была решена.

Одновременно с событиями русско-турецкой войны Европу потрясли события Великой французской революции. Революционные события оказались тесно переплетенными с Польским вопросом. Россия проявила весьма активную позицию в его решении. В результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) между Австрией, Пруссией и Россией, последняя поучила Белоруссию, правобережную Украину, Литву, Курляндию, часть Волыни. Объединение белорусских и украинских земель явилось прогрессивным актом для развития этих народов.

Росло влияние России и на востоке. Укреплялись экономические и культурные связи России и Казахстана, продолжалось освоение Сибири. В первой половине XVIII в. русские путешественники достигают Аляски, а с 1784 г. началось строительство постоянных поселений русских не ее территории.

После смерти Екатерины II престол перешел к ее сыну - Павлу I (1796-1801 гг.). Павел стремился к еще большему укреплению самодержавия, к единоличной власти. Преобразования Павла I в армии, его стремление следовать военной доктрине прусского короля Фридриха II, вызвали серьезное неприятие в гвардии, что привело к последнему в истории России дворцовому перевороту. Павел 1 был убит заговорщиками. Российский престол перешел к его старшему сыну Александру I (1801-1825 гг.).

Завершая наш краткий экскурс в события XVII – XVIII вв., можно выделить следующие изменения в развитии нашей страны:

1. На протяжении данного периода для экономической политики государства были характерны политика меркантилизма и протекционизма. Развитие элементов капитализма, однако, было затруднено углубление крепостнических отношений и проникновением их в формирующуюся промышленность, что обусловило нарастающее отставание России от передовых стран западной Европы;

2. Социальная политика государства была направлена на ликвидацию тех социальных институтов, которые ограничивали абсолютизм царской власти, а также на создание новых социальных слоев и их унификацию;

3. Государственно-правовая система России в XVII – XVIII вв. эволюционировала от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Это выразилось в создании разветвленного бюрократического аппарата, новой служебной идеологии, сосредоточении в руках монарха всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти, отсутствии каких-либо органов или законодательных актов, ограничивающих его полномочия;

4. В течение XVII – XVIII вв. происходят значительные изменения и духовной жизни России. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. церковь попадает под контроль светской власти и лишается части своих богатств в результате секуляризации церковного землевладения. Внутрицерковная жизнь также осложняется расколом, вызванным реформами середины XVII в.

На этот период также приходится формирование новой сословной светской культуры и образования, проникновение в Россию идей Просвещения, складывание различных течений в общественно-политической жизни;

5. На протяжении XVII – XVIII вв. территория России значительно увеличивается в результате активной внешней политики. Были решены задачи выхода из экономической изоляции и укрепления государственных границ, что привело к изменению геополитического положения России и оформления ее имперского статуса.

Однако, не смотря на усилия государственной власти, Россия оставалась аграрной страной, опутанной крепостническими (феодальными) отношениями, с абсолютной властью монарха. Это вело к тому, что в общественной жизни укреплялись элементы несвободы, а ростки гражданского общества жестко подавлялись.

Таким образом, не смотря на определенный успех модернизации, Россия в конце XVIII – начале XIX вв. оставалась традиционным обществом.

Дополнительная литература

1. Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ / Е.В. Анисимов. - Л.: Лениздат, 1989.

2. Анисимов, Е.В., Каменский, А.Б. Россия в XVII – первой половине XIX века / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. - М.: МИРОС, 1994.

3. Буганов, В.И. Петр Великий и его время / В.И. Буганов. - М.: Наука, 1989.

4. Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский. - М.: Правда, 1990.

5. Павленко, Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. - М.: Мысль, 1994.

6. Первые Романовы на российском престоле / Н.Ф. Демидова. - М.: Изд. центр ИРИ РАН, 1996.

7. Сорокин, Ю.А. Алексей Михайлович / Ю.А. Сорокин // Вопросы истории. - 1992. - №4, 5.

8. Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты России 1725 – 1825 годы / Сост. М.А.Бойцов. - М.: Современник, 1991.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Развитие культуры во второй половине XVIII века

Развитие культуры России во второй половине XVIII проходило под воздействием петровских реформ начала века. Преобладали следующие тенденции.

Усиление западного влияния. Подражательство западной культуре.

Сокращение сферы культурного влияния церкви. Культура все больше приобретала светский характер. Происходило ее дальнейшее обмирщение.

Углубление рационализма мировоззрения.

Начало формирования российской интеллигенции, к которой в XVIII в. можно было отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, актеров.

Сохранение традиционализма народной культуры.

Идейные факторы , оказавшие влияние на развитие культуры данного периода.

Идеология «просветительства» с ее проповедью естественных прав человека, свободы и равенства.

Масонство с его поисками путей нравственного совершенствования.

Масоны (от французского – вольные каменщики) – международное религиозно-философское движение, ставившее перед собой цель «нравственно облагораживать людей, объединять их на началах братской любви, равенства и взаимопомощи». В масонском движении XVIII в. принимали участие многие выдающиеся просветители Запада.

Первые сведения о масонстве в России относятся к 1730-1740 годам. Масонами были известные деятели своего времени граф Р.И. Воронцов, князья Голицыны, Трубецкие, Мещерские, князь М.М. Щербатов, поэт А.П. Сумароков, писатель и историк И.П. Елагин, директор, а затем куратор Московского университета М.М. Херасков, просветитель Н.И. Новиков и др. . В XVIII в. масонство представляло чрезвычайно узкое и ограниченное по числу участников общественное явление и не могло существенно повлиять на ситуацию в стране.

Растущие потребности государства в квалифицированных специалистах привели к преобразованиям в области образования . В 1731 г. был учрежден Кадетский корпус для дворян – военно-учебное заведение закрытого типа. Он готовил будущих офицеров российской армии и гражданских чиновников. В 1764 г. в Петербурге было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт), ставшее первым светским заведением для девушек из дворянских семей. Для детей других сословий также создавались закрытые учебные заведения. Например, в 1779 г. в Москве для детей купцов и мещан открыто Коммерческое училище. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях. Рекрутские дети – в солдатских школах. Дворяне получали образование с помощью частных учителей, обычной стала и учеба за границей. Образование носило сословный характер. Для большинства населения оно оставалось недоступным.

Во второй половине XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. был утвержден Устав народных училищ, согласно которому в губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах – малые двухклассные. В училищах обучали чтению, письму, священной истории, основам арифметики и грамматики. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

В XVIII в. было положено начало становлению университетского образования в России. В 1755 г. императрица Елизавета Петровна утвердила представленный И.И. Шуваловым проект организации Московского университета . Главная роль в разработке плана создания университета принадлежала М.В. Ломоносову. В соответствии с идеями Ломоносова образование в нем было бессословным. Университет находился под протекцией императрицы,

подчинялся только Сенату, освобождался от всякого рода налогов и иных сборов. В 1757 г. при университете открыта Академия художеств.

Середина, вторая половина XVIII в. были временем географических открытий, успехов в развитии научной и технической мысли.

В 1733-1741 гг. состоялась Вторая камчатская экспедиция под руководством В.И. Беринга (1681-1741), в ходе которой был открыт пролив между Чукоткой и Аляской (Берингов пролив). Исследователь Сибири и Камчатки С.П. Крашенинников (1711-1755) составил «Описание земли Камчатки». В историю географических открытий вписаны имена отважных русских полярных исследователей С.И. Челюскина (ок.1704-1764), в честь которого названа самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскин, двоюродных братьев Д.Я. и Х.П. Лаптевых , именем которых названо одно из морей Северного Ледовитого океана – море Лаптевых.

Неоценимый вклад в развитие мировой и отечественной науки сделал М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик, человек, обладавший энциклопедическими знаниями. Его гений проявился во всех отраслях знаний того времени: химии, физике, астрономии, минералогии, геологии и почвоведении, географии, картографии. Наряду с естественными науками он занимался и гуманитарными: грамматикой, стилистикой русского языка, историей. К середине XVIII в. исторические знания превратились в науку, чему во многой степени способствовали труды В.Н. Татищева (1686-1750). М.В. Ломоносов в своих трудах по истории уделял основное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства.

Важные технические изобретения были сделаны И.И. Ползуновым (1728-1766) и И.П. Кулибиным (1735-1818). И.И. Ползунов первым в мире разработал проект универсального парового двигателя. Однако созданная им паровая машина в условиях крепостного хозяйства оказалась ненужной и забытой. Изобретатель механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф, «подъемное кресло» - лифт. Наиболее фундаментальной работой Кулибина был проект одноарочного 300-метрового моста через Неву. Но его изобретения также не нашли применения. Воистину говорят, что нет пророков в своем отечестве.

Дальнейшее развитие получила архитектура. До 1760-х гг. преобладающим стилем оставалось барокко, крупнейшим мастером которого являлся Ф.Б. Растрелли . В этом стиле были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в царском селе и Большой дворец в Петергофе.

На смену барокко пришел классицизм . Отличительные черты классицизма - ясность и простота форм при сохранении монументальности. В основе стиля лежало обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость линий. Основоположниками классицизма в России являются В.И. Баженов (1737-1799) – дом Пашкова в Москве, Инженерный замок в Петербурге, И.Е. Старов (1745-1808) – здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры. С именем ученика Баженова Ф.М. Казаковым (1738-1812) связано создание большого количества зданий и особняков в Москве. Это здание Сената в Кремле, старое здание Московского университета, Голицинская больница, дом князей Долгоруких, переданный дворянскому собранию и др. Ярким представителем русского классицизма являлся Д. Кваренги (1744-1817), работавший в России с 1780 г., - здание Академии наук, Александровский дворец в Царском Селе, Смольный институт и др. . Замечательный русский архитектор Ю.М. Фельтен (ок.1730-1801) совместно с П.Е. Егоровым (1771-1784) проектировали набережную Невы и решетку Летнего сада.

Во второй половине XVIII в. в живописи складывается система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенко (1737-1773). Одна из наиболее известных его картин «Владимир перед Рогнедой». В историческом жанре работал Г.И. Угрюмов (1764-1823) – «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани». Однако наибольшее развитие в живописи получил портрет. Галерею прекрасных портретов создали А.П. Антропов (1716-1795), И.П. Аргунов (1729-1802), Ф.С. Рокотов (ок.1735-1808), Д .Г. Левицкий (1735-1822), В.Л. Боровиковский (1757-1825) и др.

В рассматриваемый период были заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин (1740-1805) - земляк Ломоносова, выходец из среды поморских крестьян - создал галерею скульптурных портретов – М.В. Ломоносова, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина и др.

К шедеврам мировой скульптуры по праву отнесен памятник Петру I («Медный всадник») работы французского мастера Э.М. Фальконе в Петербурге. М.И.Козловский (1753-1802) прославил себя памятником А.В. Суворову на Марсовом поле в Петербурге. Он же автор главной статуи Петергофского каскада фонтанов – «Самсон, раздирающий пасть льва».

Середина XVIII в. – важный рубеж в театральной культуре России. В 1750 г. возник первый профессиональный театр в Ярославле. Его инициатором был купец Ф.Г. Волков (1728-1763). Слухи о нем достигли Петербурга и ярославцев вызвали в столицу. В 1756 г. преобразован в публичный театр «для представления трагедий и комедий».

Культура России XVIII в. подготовила необычайный влет отечественной культуры первой половины XIX в..

Вопросы для обсуждения

1. Каковы причины петровской модернизации и в чем заключались ее

противоречивые последствия?

2. Почему дворцовые перевороты 1725-1762 гг. не могли изменить существа системы?

3. Могла ли Екатерина II отменить крепостное право в России?

4. Какое значение имело присоединение Крыма к России в 1783 г.?

5. В чем заключались особенности территориальных приобретений

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 331 с.

Брикнер А.Г. История Петра Великого. История Екатерины Второй: полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2015. 1047 с.

История внешней политики России. XVIII в. / Ж.А. Ананян [и др.] М.: Международные отношения, 1998. 302 с.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М.: Новое лит. обозрение, 1999. 326 с.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. 624 с.

Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в. М.: МГУ, 1994. 215 с.

Мусская И.А. Самые знаменитые предприниматели России. М.: Вече, 2003. 412 с.

Павленко Н.И. Пётр Великий. М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. 829 с.

Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. –М.: КНОРУС, 2012. 544 с.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2014. 528 с.

История России с древнейших времен до конца XX века Николаев Игорь Михайлович

Россия во второй половине XVIII в.

Петр III и Екатерина II

Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.

Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового переворота. Причем воцарилась она при двух живых императорах – Иване Антоновиче (заключенном в Шлиссельбургскую крепость) и Петре III (ее муже, спустя неделю после переворота убитом в Ропше). Чтобы разобраться в этих событиях, необходимо вернуться в царствование Елизаветы Петровны.

Еще в 1742 г. Елизавета объявила своего племянника, внука Петра I, герцога Шлезвиг-Голштинского Карла Петера Ульриха, наследником русского престола. Вскоре состоялась его свадьба с принцессой Софьей Ангальт-Цербстской. Невеста приехала в Россию, приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной. После смерти Елизаветы в декабре 1761 г. ее племянник вступил на престол под именем Петра Федоровича (Петр III).

В начале царствования Петра III (18 февраля 1762 г.) был принят манифест, которого так долго добивалось российское дворянство – «О вольности дворянства». Документ имел огромное значение, так как завершил процесс превращения служилого сословия в привилегированное. По этому поводу В.О. Ключевский писал: «По требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день, 19 февраля, должна была последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только спустя 99 лет». Дворянство, освобожденное от обязательной службы, именно со второй половины ХVIII в. резко усиливает свою власть над крестьянами, крепостное право достигает своего апогея.

Манифест был встречен дворянством с восторгом, но очень быстро политика Петра III стала вызвать недовольство придворных кругов. Неожиданно заключенный мир и союз с недавним противником – прусским королем, приготовления к войне с Данией за интересы голштинской родины Петра, намерение послать на войну гвардию, угроза заключить жену в монастырь и многое другое создали благоприятную почву для заговора в пользу Екатерины. Ее же поступки и поведение были полной противоположностью тому, что делал Петр. Группа гвардейских офицеров составила заговор, в котором участвовала Екатерина и ряд высших сановников.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

В дореволюционной русской историографии личность и деятельность Петра III единодушно оценивались крайне негативно. Этому долгое время способствовала официальная позиция властей в отношении Петра III. Советская историография вообще уделяла мало внимания личности монархов, считая степень их участия в управлении государством и их личные качества второстепенными в определении общей политики Российской империи. Попытки ряда современных отечественных и зарубежных историков придать личности Петра III более симпатичные черты, отмечая его увлечение игрой на скрипке и итальянской музыкой, любовь к живописи, простоту обращения с подданными и т. п., не могут, по всей видимости, изменить в лучшую сторону образ этого царя.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 58. Состояние экономики во второй половине XVIII в Территория и население. Во второй половине XVIII в. территория России расширилась за счёт земель, отошедших к ней в результате разделов Польши, присоединения Северного Причерноморья и Приазовья, а также Крыма. Таким образом,

автора

Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 7 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В советской историографии вторая половина XIX в. определялась как время буржуазных преобразований. Действительно, для развития капитализма сделано было много. Однако если в Западной Европе реформы в значительной степени были

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 9. Россия во второй половине XVIII века 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации,

автора Николаев Игорь Михайлович

Россия во второй половине XVIII в. Петр III и Екатерина II Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Раздел VII. Россия во второй половине XIX в.

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Русская культура во второй половине XVIII в. Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

Россия и мир в конце XVIII – первой половине XIX в. 1796–1801 Царствование Павла I Он родился в 1754 г. в семье наследника престола, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). Отношения

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. § 1. Первые годы правления Екатерины IIВ первые годы правления не было предпосылок того, что взошедшая на русский престол честолюбивая немка станет великой русской царицей. Поначалу казалось, что она продержится на троне недолго.

Из книги Благотворительность семьи Романовых, XIX - начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. Важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством дома Романовых было призрение детей и юношества. Для учреждений императрицы Марии это

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

Глава VI. Россия во второй половине XVIII века 1. Участие России в Семилетней войне Пётр Великий умер в 1725 году. Он не назначил наследника. Среди столичных дворян, опиравшихся на гвардейские полки, началась борьба за власть. Это был период дворцовых переворотов, когда одни

В период правления Екатерина II становится теоретиком, законодателем и в основном претворяет в жизнь назревшие преобразования, причем впервые в русской истории монархом была создана философская концепция функционирования власти и обоснована необходимость ее реформирования. Основу концепции составляла идея просвещения, адаптированная через собственное понимание Екатериной II. Такая политика получила название "просвещенный абсолютизм". Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации, заботившегося о своих подданных на основе установленных им законов.

В концепции Екатерины II самодержавие не подвергалось сомнению. Именно оно должно было стать главным инструментом постепенного реформирования во всех сферах жизни российского общества. А вся система государственных учреждений, по мысли Екатерины II, – это лишь механизмы для реализации верховной воли просвещенного самодержца.

Одним из первых начинаний Екатерины II стала реформа Сената. 15 декабря 1763 г. появился указ, в соответствии с которым изменялись полномочия и структура Сената. Он лишался законодательных полномочий, за ним сохранялись лишь функции контроля и высшего судебного органа. Структурно Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенной компетенцией, что позволяло повысить эффективность работы этого центрального органа государственной власти.

Главным историческим документом, в котором изложена политическая доктрина Екатерины II, стал "Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения", написанный самой императрицей в 1764–1766 гг. и представлявший талантливую переработку трудов Ш.Л. Монтескье и других философов и правоведов. В нем было много рассуждений о характере законов, которые должны соответствовать историческим особенностям народа. А русский народ, по мнению Екатерины II, принадлежал к европейскому сообществу.

В Наказе говорилось, что огромная протяженность территорий России требует только самодержавного образа правления, всякий другой может привести страну к гибели. Отмечалось, что цель самодержавия – благо всех подданных. Монарх правит в соответствии с законами, им установленными. Все граждане равны перед законом. Законы должны пронизывать все сферы жизнедеятельности общества и государства. Поэтому многие главы и разделы (всего в Наказе было 22главы и 655 статей) посвящены торговле, промышленности, народонаселению, воспитанию детей, отдельным сословиям (дворянству, купцам, ремесленникам, предпринимателям), следствию, судопроизводству, системе наказаний и т.п.

Наказ был предназначен для созванной со всей страны комиссии по выработке проекта нового Уложения, начавшей заседать в Москве в июле 1767 г. Комиссия состояла из 572 депутатов, избранных по сословно-территориальному принципу от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья и Сибири.

Однако вскоре выяснилось, что депутаты Уложенной комиссии слабо подготовлены для проведения законодательной работы. Но главное, что явилось причиной неудачи деятельности комиссии, – это возникновение противоречий среди представителей различных социальных, региональных и национальных групп, преодолеть которые в ходе работы так и не удалось. Шло время, а конечного результата не было. В декабре 1768 г. императрица издала указ о роспуске Уложенной комиссии под предлогом начавшейся очередной войны с Турцией. В итоге, получив представление о настроениях в обществе и основу для законодательной работы, Екатерина II самостоятельно занялась правотворческой деятельностью и продолжала управлять государством при помощи именных указов и манифестов, заменив в этом смысле целую Уложенную комиссию.

Другим важным преобразовательным элементом политики Екатерины II стала секуляризационная реформа 1764 г. Еще до того, как она вошла на престол, секуляризацию начал Петр III. Земли, отобранные у церкви, были переданы в ведение специально созданной Коллегии экономии. Придя к власти, дабы упрочить свое положение, она по демагогическим соображениям в августе 1762 г. возвращает церкви движимые и недвижимые владения. Однако той же осенью была создана специальная комиссия, приступившая к упорядочению духовных имуществ. В феврале 1764 г. последовал указ императрицы, продолжавший церковную реформу. Монастырские земли с почти двухмиллионным населением, что составляло 15% населения России, были изъяты у церкви и вновь подчинены Коллегии экономии. Теперь крестьяне по своему правовому положению стали государственными и платили подати уже не церкви, а государству. Они избавились от монастырской барщины. Земельные наделы крестьян увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. Реформа повлекла за собой упразднение более половины существовавших в России монастырей (из 881 было оставлено 385), так как содержались они на средства государственной казны. В результате этой реформы духовная власть окончательно перешла на содержание к светской власти, а духовенство превратилось, по существу, в государственных служащих.

Екатерина 11 в соответствии с исповедуемой ею философией управления окончательно ликвидировала оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, входивших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска, Лифляндии (прибалтийские владения России).

Сильное недовольство у императрицы вызывал автономный статус Украины. С 1654 г. Украина управлялась выборным гетманом, территория делилась на полки и сотни, горожане имели значительные вольности и права. Украинские крестьяне сохраняли право на переход от одного помещика к другому, что затрудняло сбор с них общероссийских податей. В 1764 г. ушел в отставку последний украинский гетман К.Г. Разумовский, и вместо него был назначен уже в качестве генерал-губернатора П.А. Румянцев. Постепенно были ликвидированы остатки автономии и былой казачьей вольницы. В 1783 г. последовал указ Екатерины II о запрете переходов украинских крестьян, что окончательно закрепило здесь крепостнические порядки.

В результате активной внешней политики, расширения границ и включения в состав России новых территорий во второй половине XVIII в. в пределах империи оказалась значительная часть еврейского населения. Не имея предубеждения собственно против еврейского населения, Екатерина II, по-видимому, под давлением православного духовенства и русского купечества, опасавшегося конкуренции с еврейскими торговцами, в 1791 г. устанавливает черту оседлости, которая ограничивала право евреев селиться на определенных территориях.

Новым в национальной политике государства стало приглашение в Россию немецких колонистов, в основном простых крестьян. В середине 1760-х гг. более 30 тыс. переселенцев начали осваивать территории Нижнего Поволжья, Приуралья, а впоследствии Крыма и Северного Кавказа. Им были предоставлены большие земельные наделы, кредитные и налоговые льготы, обеспечена свобода вероиповедания.

В общей структуре екатерининских преобразований чрезвычайно важное место занимает реформа системы местного управления (схема 121).

Дело в том, что при преемниках Петра I местное управление было сведено до примитивного допетровского воеводского управления. Такой характер власти на местном уровне, когда воевода воплощал в одном лице администратора, судью и финансиста, противоречил просветительской концепции Екатерины II и казался ей архаичным, слабо управляемым из центра и порождающим дикость нравов. Поэтому императрица решила продолжить петровское строительство регулярного полицейского государства со всеми его атрибутами. В ходе реформы управления одновременно решались и проблемы социальной политики, направленной на поддержку интересов дворянства и формирования сословий.

Реформа осуществлялась на основе четырёх законодательных актов:

  • 1) "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (7 ноября 1775 г.);
  • 2) "Устава благочиния" (8 апреля 1782 г.);
  • 3) "Грамоты на право вольности и преимущества благородного российского дворянства" – Жалованной грамоты дворянству (21 апреля 1785 г.);
  • 4) "Грамоты на права и выгоды городам Российской империи" – Жалованной грамоты городам (21 апреля 1785 г.).

Схема 121

Местное управление в результате губернской реформы приобрело более четкую и организованную структуру. Вводилось новое административно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 41 губернию. Позднее, в 1783 г. добавилась Таврическая область, а после второго (1793) и третьего (1795) разделов Польши – еще восемь губерний, и их общее количество увеличилось до 50. Губерния представляла собой территорию с населением в 300–400 тыс. человек, которая делилась на уезды, каждый с населением в 20–30 тыс. человек.

Исполнительную власть в губернии возглавлял губернатор, или наместник, назначенный императрицей и подчиняющийся непосредственно ей. При губернаторе всеми текущими делами ведало губернское правление. Финансовыми вопросами занималась губернская казенная палата. Создавались также приказы общественного призрения, руководившие образованием, медициной, общественной благотворительностью. В уездах исполнительные органы власти возглавлялись капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначенному городничему.

Губернская реформа впервые отделила судебную власть от исполнительной, что было прогрессивным начинанием в деле реализации принципа разделения властей.

Более того, впервые в российской правовой практике уголовное судопроизводство отделялось от гражданского. Вместе с тем за губернатором сохранялось право вмешательства в деятельность суда и право приостанавливать его решения, поэтому разделение властей было неполным.

В целом губернская реформа укрепила местную власть, сюда был перенесен центр управленческой деятельности, что позволило постепенно упразднить мануфактур- и камер-коллегию, вотчинную и юстиц-коллегию, берг-коллегию, главный магистрат.

Идею петровского регулярного государства развивал введенный в 1782 г. "Устав благочиния, или полицейский". Согласно этому документу в городах создавались полицейские управления, называвшиеся "управы благочиния", во главе с городничим (в столицах – обер-полицмейстером), которому подчинялись частные приставы и квартальные надзиратели. Они осуществляли контроль за торговлей, благоустройством, санитарией, поимкой беглых и т.п. Одновременно полицейские управления должны были выполнять функции воспитания в духе православной нравственности на основании включенного в Устав "Зерцала Управы благочиния".

И, наконец, завершало реформу управления принятие двух важнейших документов – Жалованных грамот дворянству и городам, подписанных в один день – 21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, – и ставших основополагающими правовыми актами в сфере сословной политики императрицы.

Жалованная грамота дворянству законодательно закрепила за ним все права и привилегии как главного сословия общества. Согласно этому законодательному акту подтверждалось право выбора или отказа дворян от службы, сохранялись особые права в вопросах землевладения, суда, налогообложения, телесных наказаний. Были строго определены критерии причисления к дворянству, составление родословных книг расставило всех дворян по местам. Усиливалась корпоративность дворян путем юридического оформления дворянских собраний и выборности губернских и уездных предводителей. Только один вопрос, касающийся права и владения крепостными душами, не получил освещения в Жалованной грамоте. Императрица как бы оставляла эту проблему открытой.

Жалованная грамота городам как правовой акт носила многоаспектный характер. С одной стороны, она завершала реформу местного управления, а с другой – была направлена на формирование в России "третьего сословия".

Создавался новый орган городского самоуправления – городская дума, возглавляемая городским головой. В нее избирали и могли быть избранными городские жители, разделенные на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. Таким образом, в российских городах появлялся выборно-представительный институт власти. Грамота обеспечивала городским обывателям (мещанам) структуру прав и привилегий, близкую к дворянской. Мещане определялись как особое сословие, и это звание, как и дворянское, было наследственным. Гарантировались право собственности на имущество и его наследование, право заниматься промышленно-торговой деятельностью. Купечество первой и второй гильдий как наиболее значимая часть горожан освобождалось от телесных наказаний, а также от подушной подати и рекрутской повинности. Взамен они платили налог в размере 1 % с капитала и вносили по 360 рублей за рекрута. Естественно, объем прав зависел от принадлежности к той или иной гильдии с учетом материального достатка купца. По существу, в Жалованной грамоте городам впервые была сделана попытка придать разнородному населению посада правовой статус сословия (схема 122).

Исторические документы свидетельствуют о том, что Екатерина II готовила и Жалованную грамоту в отношении крестьян, но не всех, а только государственных. В проекте они именовались "свободные сельские жители" и наделялись правами, сходными с правами горожан. Но данный документ не был утвержден и обнародован.

Схема 122

Екатерина II выступала против крайностей крепостничества, неоднократно осуждав их в своих произведениях. Но объективно в ее правление произошло усиление крепостнического гнета в стране (окончательное распространение крепостничества на Украине, ужесточение в 1765 г. указа Елизаветы о праве помещиков ссылать крепостных без суда в Сибирь на поселение и каторжные работы, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян), что стало одной из главных причин активизации народных выступлений, которые вылились в крупнейшую в XVIII в. казацко-крестьянскую войну.