Профессиограмма по профессии врач. Ознакомление с профессиограммой врача. «врач – хирург»

В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений. Возможные пути построения карьеры для врачей.

Специализация и освоение смежных областей Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист. Научная карьера Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук. Управленческое карьерное развитие Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер. Организация собственного дела Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

Содержание деятельности: Устанавливает диагноз, проводит лечение и восстановительную терапию больных. Оказывает медицинскую помощь при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, сердечнососудистой системы, почек, крови, эндокринных желез, обмена веществ и др. Использует традиционные методы непосредственного исследования (опрос, осмотр, ощупывание, выстукивание, выслушивание), биохимические и инструментальные методы диагностики. Осуществляет лечение больных при помощи консервативных методов: лекарственных средств, диеты, лечебной физкультуры, санаторно-курортного лечения. Выполняет необходимые медицинские мероприятия, осуществляет экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности больных, противоэпидемические мероприятия и организацию лечения при массовых инфекционных заболеваниях.

Рабочее место: работа в помещении.

Режим труда: ненормированный.

Профессиональные вредности: большая ответственность за здоровье и состояние больных.

Квалификационные требования:

Должен знать:

- основы общетеоретических и клинических дисциплин;

- анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека, взаимосвязь функциональных систем организма, причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления, симптомы заболеваний;

- тактику ведения больных; приемы неотложной медицинской помощи.

Средства деятельности: использует диагностическое оборудование и инструменты, другие приспособления.

Требования к профессионально важным качествам: внимательность, аккуратность, склонность к работе с людьми, хорошая память.

Специальность: лечебное дело. Учебное заведение, осуществляющее обучение по данной специальности:

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата, нервно - расстройства, нарушения зрения и слуха, имеющим инфекционные заболевания.

«ВРАЧ – ХИРУРГ»

Содержание деятельности: Хирургия наряду с терапией и акушерством относится к древнейшим медицинским специальностям. Она изучает болезни, основной метод лечения которых - оперативное вмешательство. В ее ведении также - разработка приемов, методов и особенно техники выполнения операций.

Специализация современных хирургов идет по множеству направлений, среди которых: офтальмология, оториноларингология, урология, ортопедия, травматология, кардиохирургия, пульмонология, нейрохирургия, пластическая хирургия, микрохирургия.

Основная деятельность хирурга - оперативное вмешательство. Однако его работа не ограничивается только этим. Любой хирург, прежде чем приступить к операции, обязательно обследует больного.

Цели обследования - уточнение диагноза, установление сроков операции, выбор метода операции. В послеоперационный период хирург наблюдает за общим самочувствием больного, за состоянием операционной раны; назначает лечебные и общеукрепляющие процедуры, перевязки.

Условия деятельности:

Рабочее место: в помещении.

Режим труда: нормированный.

Профессиональные вредности: работа с медицинскими препаратами и выполнение хирургических операций.

Квалификационные требования:

Должен знать:

- методы и принципы оперативного вмешательства;

- нормальную и патологическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию;

- асептику и антисептику;

- виды анестезии (обезболивания);

- предоперационную подготовку и послеоперационный уход;

- виды хирургического инструментария и его применение.

Должен уметь:

- обследовать больного с целью уточнения диагноза, установить оптимальные сроки операции, выбрать метод и методику операции, осуществить оперативное лечение, назначить лечебные и общеукрепляющие процедуры.

Средства деятельности: функциональные средства труда. В качестве вспомогательных средств труда используется специальное диагностическое и хирургическое оборудование.

Требования к профессионально важным качествам: эмоционально-волевая устойчивость; выдержка, физическая и психическая выносливость высоко развитая ответственность, большой объем долговременной памяти, хорошо развитый аналитический ум, острая наблюдательность, способность к точным микродвижениям рук и к крупным силовым действиям (например, вправление вывихов).

Профессиональное образование:

специальность: лечебное дело. Учебное заведение, осуществляющее обучение по данной специальности:

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата, тремор рук.

Сегодня общество и государство меняют свое отношение к здравоохранению

В нашем городе на профессию врача наблюдается огромный спрос, стране катастрофически не хватает кадров. Эта профессия во все времена была востребована, ведь здоровье на протяжении всей жизни не может быть идеальным, в частности человеку, характерно его ухудшение, особенно на протяжении долгих лет. Каждый из нас стремится быть здоровым, ведь никому не нравится болеть, но всё же человеку это свойственно. И именно врачи занимаются тем, что пытаются его наладить, улучшить…

Этой специальности никогда без хлеба точно не останетесь

Несмотря ни на что профессия врача все еще остается уважаемой и популярной, ее окутывает ореол таинственности, поскольку лечение больных всегда было сродни магии и волшебству.

Доминирующие виды деятельности: выявление причин различных заболеваний; оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи; диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках); осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий; внедрение новых препаратов и лекарственных средств; осуществление санитарно-просветительной работы среди населения; осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
оказание помощи при формировании здорового образа жизни; разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания); хорошо развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания); способность анализировать факты и логически мыслить; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли).

Личностные качества, интересы и склонности:

Терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; оптимистичность; внимательность; готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; бескорыстность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: безответственность; невнимательность; эгоистичность; эмоциональная несдержанность; жестокость;
брезгливость; нетерпимость; рассеянность.
Области применения профессиональных знаний: научно-исследовательские институты; медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты); образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища); социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка, детские центры творчества и досуга); предприятия; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел); МЧС, службы спасения; военные организации.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и социальный): диетолог; психотерапевт; логопед; стоматолог; медсестра; следователь; специалист страховой службы; инспектор милиции; социальный работник.

История профессии
Профессия врача - одна из наиболее древних профессий. Еще в первобытном обществе люди занимались врачеванием, а с возникновением религии все функции лекарей сосредоточились в руках целителей. В истории навсегда останутся имена первых выдающихся врачей древности (Гиппократа, Асклепиада и др.), чьи знания и искусство лечить людей не только спасли многие жизни, но и обусловили развитие медицины.
Начиная с XVII века качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию врача можно получить в следующих высших учебных заведениях. Московский медицинский стоматологический институт им. Семашко. 103473, Москва, ул. Делегатская, 20/1, Тел. 281-65-13. Российский государственный медицинский университет. 117869, Москва, ул. Островитянова, 1, Тел. 434-14-22. Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Тел. 434-53-00. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова; 119435, Москва, ул. Б. Пироговская, 2/6, Тел. 248-75-25.

ПРОФЕССИОГРАММА «ВРАЧ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Врач , по определению толкового словаря,- это лицо с высшим медицинским образованием , лечащее больных. Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами . У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

1. «Лечебное дело » – врач подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения

КАЧЕСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА

    стрессоустойчивость умение управлять собой, личная организованность социальный интеллект (умение понимать поведение других людей) коммуникативные способности ответственность способность сопереживать больным способность правильно ориентироваться в экстремальных условиях уравновешенность тактичность

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    нервно-психическими сердечно-сосудистыми опорно-двигательного аппарата хроническими инфекционными верхних дыхательных путей аллергическими зрительного, слухового анализаторов речеголосового аппарата

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

· научно-исследовательские институты

· медицинские организации (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории , фельдшерско-акушерские пункты)

· образовательные организации (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, вузы, организации дополнительного образования)

· социальные организации (приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка)

· военные организации

Наименование профессии
Доминирующий способ мышления
Область базовых знаний № 1 и их уровень
Область базовых знаний № 2 и их уровень
Профессиональная область Межличностное взаимодействие Доминирующий интерес Дополнительный интерес Условия работы хирург
адаптация - анализ
естественные науки (биология, физика, химия), анатомия, физиология, фармакология, уровень 3, высокий (теоретический)
патоанатомия, хирургия, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
здравоохранение, медицина
частое по типу «вместе»
исследовател ьски й
реалистический
в помещении и вне помещения, мобильный

Доминирующие виды деятельности: сбор анамнеза (истории болезни); заполнение истории болезни (работа с медицинскими картами); выявление причин различных заболеваний; проведение исследовательской работы для постановки или подтверждения диагноза; проведение предоперационной подготовки; проведение плановых и внеплановых (экстренных) операций; ведение пациента после операции (осуществление реабилитационнопрофилактических мероприятий); осуществление длительного наблюдения за пациентом; разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:

способность анализировать, сопоставлять факты, логически мыслить (склонность к рациональному логичному анализу); высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания);
хорошее развитие мнемических способностей;
ручная ловкость при проведении различных лечебных про- цедур (тонкая моторная координация, точность движений и т.д.); быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли); коммуникативные навыки (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); навыки письменного изложения мысли; умение убеждать. 4

Личностные качества, интересы и склонности:

самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность; уверенность в себе; терпеливость и выдержанность; безоценочное отношение к людям; ответственность; аккуратность; тактичность; доброжелательность и приветливость; стремление к самосовершенствованию, обучаемость; интуиция, умение прогнозировать; умение хранить тайну.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: неспособность анализировать, сопоставлять факты, делать прогнозы; безответственность;
невнимательность, рассеянность; низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных и вербальных способностей; отсутствие самомотивации, нелюбознательность, нежелание повышать свою профессиональную компетентность; эмоциональная несдержанность; эгоистичность; неуверенность; нетерпимость, брезгливость; неумение хранить тайну; психические заболевания (эпилепсия, шизофрения и т.д.).
Области применения профессиональных знаний: медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т.д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы); научно-исследовательская деятельность; МЧС, служба спасения; военные организации, спортивные организации; частные медицинские клиники.
История профессии
Хирургия (греч. cheirurgia, от cheir- рука и ergon - действие, работа) - область медицины, изучающая болезни, основной метод лечения которых - оперативное вмешательство, и разрабатывающая приемы, методы и технику выполнения операций.
Наряду с терапией и акушерством хирургия относится к древним медицинским специальностям. Архитектурные находки и древние рукописи свидетельствуют, что попытки хирургического лечения были еще в каменном веке. В Египте за 2-3 тыс. лет до н. э. применяли кровопускание, вправление вывихов, кесарево сечение. В Древней Индии практиковали пластику дефектов носа. Древнегреческая медицинская эпоха Гиппократа оставила сочинения по хирургии, в которых описаны трепанация черепа, лечение переломов и др. оперативные вмешательства.

Средневековая медицина, следуя религиозным догматам, предписывала избегать пролития крови и запрещала заниматься изучением анатомии на трупах.
Расцвету хирургии в XIX веке способствовало внедрение в хирургическую практику наркоза и асептики, что позволило решить две проблемы, тормозившие развитие хирургии, несмотря на достаточно разработанную оперативную технику: обезболивание операций и предохранение раны от последующего нагноения.
В настоящее время хирургия постоянно находится в развитии, совершенствуются старые и разрабатываются новые методы диагностики и лечения различных заболеваний.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и исследовательский): антрополог; фармаколог; инженер-химик; геолог; программист (машиностроение и наука).
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию хирурга можно получить в высших учебных заведениях. Российский государственный медицинский университет. 117869, ул. Островитянова, 1. Тел. 434-14-22,434-31-74. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова. 119435, ул. Б. Пироговская, 2/6. Тел. 248-75-25. Московский медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко. 103473, ул. Делегатская, 20/1. Тел. 281-65-13, 281-40-47.