Белорусская площадь памятник горькому. Первый - пошёл! Памятник Максиму Горькому вернется на историческое место у Белорусского вокзала

https://www.сайт/2017-07-30/pamyatnik_maksimu_gorkomu_vernetsya_na_istoricheskoe_mesto_u_belorusskogo_vokzala

Памятник Максиму Горькому вернется на историческое место у Белорусского вокзала

timeout.ru

Памятник писателю Максиму Горькому вернется на площадь Тверской Заставы Москвы через 12 лет после демонтажа, который был связан с планами по изменению схемы движения в районе Белорусского вокзала. Операция по возвращению монумента на место первоначальной установки будет проведена в ночь с воскресенья на понедельник. С 2005 года памятник находился в парке «Музеон», напоминает ТАСС .

Власти Москвы надеются, что возвращенная на прежнее место скульптура станет центральной достопримечательностью меняющейся площади, которая проходит преображение в рамках программы «Моя улица». Вместо открытого пространства без зелени и мест отдыха, которое практически не использовалось горожанами, у Белорусского вокзала появится сквер с прогулочными дорожками, газонами и скамейками, рассказал журналистам заместитель столичного мэра по вопросам ЖКХ Петр Бирюков.

Монумент высотой около пяти метров и шириной два метра поместят в специальный контейнер и в горизонтальном положении провезут на грузовом автомобиле с удлиненным кузовом по улицам Большая Якиманка, Садовому кольцу и 1-й Брестской улице. К шести часам утра памятник должен занять прежнее место.

Скульптура пролетарскому писателю по проекту знаменитой Веры Мухиной была открыта в сквере у Белорусского вокзала в 1951 году. Выбор места был обусловлен тем, что именно сюда Горький прибыл после своей эмиграции, ответив согласием на приглашение вернуться со стороны правительства СССР. Здесь же Горький выступил с первой после возвращения речью.

Памятник Максиму Горькому установили в 1951 году в сквере напротив Белорусского вокзала. Бронзовый Горький напоминает о том дне, когда в 1928 году на вокзале его встречали москвичи после возвращения из Италии, где писатель долгие годы лечился.

После смерти писателя в 1936 году правительство постановило воздвигнуть ему три памятника: два на малой родине, в Нижнем Новгороде, и один в Москве, где писатель жил и творил последние годы жизни. В конкурсе выделились два проекта: Веры Мухиной для родного города писателя и для столицы. Шадру не удалось закончить проект, он умер в 1941 году. Все, что он успел сделать, — метровую скульптурную модель и портрет писателя, вылепленные из глины, все передали Вере Мухиной, автору «Рабочего и колхозницы». модернизировала проект Шадра и принялась создавать памятник знаменитому писателю в Москве.

Мухина с особым увлечением работала над проектом памятника, поскольку была знакома с Горьким лично: он когда-то помог ее мужу. Тогда писатель произвел на нее впечатление «гиганта», «очень большого человека, очень знающего».

Мухина хотела представить Горького скромным, в грубом костюме, смазных сапогах и с откинутыми назад волосами. Она всячески подчеркивала в нем черты гражданственности, которая, отмечала скульптор, была одним из основополагающих элементов горьковского миропонимания. Ее Горький получился пожилым, мудрым человеком в распахнутом пальто, опирающимся на трость.

16 декабря 2005 года семиметровый бронзовый Горький вместе с пьедесталом был подцеплен краном, погружен на два больших самосвала и эвакуирован. Ходили слухи, что перенести монумент было решено, чтобы освободить место на площади под строительство торгового центра и элитных жилых домов. К счастью, проект так и не был реализован.

Дочки писателя, Марфа и Дарья Пешковы, отмечали, что в 2005 году их никто не спрашивал, как они относятся к демонтажу памятника. О сносе, заявили Пешковы, они узнали, как и все — по телевизору.

Памятник на время поместили в парк искусств «Музеон» на Крымской набережной. Сначала статуя просто лежала под открытым небом, однако в конце июля 2007 года ее все же решили поставить вертикально. Из-за длительного пребывания в «лежачем» состоянии и ошибок при демонтаже на монументе появились дефекты: самый серьезный — трещина с левой стороны.

К 870-летию Москвы памятник Максиму Горькому вернется на площадь Тверской Заставы, тем самым восстановив исторический облик места. Сейчас в технической зоне «Музеона» скульптуру готовят к «переезду»: ее поверхность отчистили от загрязнений и продуктов коррозии. Устранили реставраторы и дефекты на поверхности металла: трещины, пористость и сквозные отверстия. Перед установкой памятнику усилят каркас и крепежную арматуру, а также отделают поверхность. Бронзовую скульптуру писателя покроют консервирующим составом, защищающим от природных воздействий.

Пушкин отвернулся от монастыря

Памятник Александру Пушкину на одноименной площади также не сразу оказался на нынешнем месте. Идея установить монумент «солнцу русской поэзии» возникла с момента гибели Пушкина в 1837 году и вынашивалась 43 года. Лицеисты Царскосельского лицея, в котором провел свою юность поэт, уговаривали власти дать разрешение на установку монумента, правительство согласилось, однако выделять деньги на реализацию проекта отказалось. Спас положение воспитанник лицея Яков Грот, которому к 1875 году удалось собрать 106 тыс. рублей.

После сбора средств объявили конкурс на лучший памятник Пушкину. Победу одержал скульптор , который на протяжении следующих пяти лет совместно с архитектором Иваном Богомоловым изготовлял модель статуи, отливал ее на бронзолитейном заводе в Петербурге и делал гранитный пьедестал.

Памятник планировали открыть в годовщину открытия лицея — 19 октября 1879 года. Однако из-за повреждения одного из элементов постамента праздник перенесли на 26 мая 1880 года — день рождения поэта. Но и майское торжество тоже пришлось отложить из-за траура по императрице Марии Александровне.

Бронзовый Пушкин засиял на Тверском бульваре в 1880 году. По воспоминаниям современников, в день открытия памятника толпы горожан и многочисленные экипажи почетных гостей (на открытии присутствовали Тургенев и Достоевский) стекались к площади Страстного монастыря. Вокруг памятника на шестах стояли белые щиты, на которых золотом были вытеснены названия произведений поэта.

Москвичи скупили у торговцев все ландыши и фиалки, которыми они впоследствии закидали пьедестал памятника.

Памятник Пушкину изначально был установлен лицом к Страстному монастырю: казалось, что поэт преклоняет голову перед колокольней святыни. В 1937 году монастырь разрушили: тогда же власти задумались о реконструкции Тверской улицы и переносе в том числе и памятника Пушкину. Но из-за войны к проекту приступили лишь в 1950 году.

Вместо Страстного монастыря появился сквер: в нем и решили установить памятник поэту и развернуть его на 180 градусов.

Перемещали 11-метрового Пушкина в ночь с 13 на 14 августа. Памятник поставили на рельсы и передвинули на 104 метра с помощью двух десятитонных дорожных катков. Скорость движения составила около метра в минуту.

Заинтригованные москвичи всю ночь наблюдали за движением громадной статуи. Ювелирный процесс занял около шести часов.

Если раньше Пушкин стоял преклонив голову перед куполами Страстного монастыря, то сегодня он располагается на месте снесенной колокольни. Кроме того, некоторое время на крыше противоположного дома стояла статуя балерины, из-за чего здание получило прозвище «Дом под юбкой», а поэт, соответственно, на своем месте как бы отворачивается от «срама».

Памятник А.С. Пушкину, 1968 год. Фото: Вячеслав Рунов/РИА «Новости»

Изначально на пьедестале были высечены строки из стихотворения поэта «Памятник». Работавшему над посмертным собранием сочинений Пушкина из-за царской цензуры пришлось заменить строку «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на более лояльную — «Что прелестью живой стихов я был полезен». Но на столетие со дня смерти Пушкина было решено заменить исправленный цензурой текст стихотворения на оригинальный. Старые строки срубили, а устаревшую грамматику заменили на современную.

Гоголь веселый и Гоголь печальный

В 1880 году во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину у московской интеллигенции возникла идея установить монумент Николаю Гоголю. Общество любителей российской словесности организовало сбор средств. Первым деньги пожертвовал меценат : он внес 5 тыс. рублей и пообещал взять на себя поставку меди.

Когда капитал достиг 70 тыс. рублей, литературно-научное сообщество запустило конкурс на лучший проект памятника и приступило к выбору его месторасположения в Москве. В конкурсе участвовали 44 проекта памятника: работы выставили в Историческом музее.

На заседании Комитета по возведению памятника Гоголю 13 февраля 1906 года было объявлено: «...нового конкурса не устраивать, а поручить составление проекта скульптору Андрееву, не связывая его никакими условиями, кроме стоимости». Скульптор изобразил знаменитого писателя грустным, душевно опустошенным, утратившим веру в свое творчество. Архитектор изготовил необычный постамент, украшенный барельефами в виде персонажей гоголевских произведений. В частности, образ Городничего архитектор «писал» с .

Первый памятник Николаю Гоголю открыли в Москве в 1909 году на Пречистенском бульваре, который впоследствии переименуют в Гоголевский. Через соседнюю Арбатскую площадь Гоголь «часто направлялся то в церковь св. Саввы, то на Девичье поле к своему приятелю Погодину».

Торжественная программа по случаю возведения памятника проходила три дня. Непосредственно в день открытия памятника были отменены занятия в школах. Журнал «Исторический вестник» сообщал, что «В этот знаменательный день Москва имела далеко не обычный вид… Не говоря уже о развевающихся флагах на домах, на улицах замечалось такое оживление, какое бывает лишь в дни больших народных торжеств».

Хотя радости от самого факта открытия памятника было много, скульптура Андреева понравилась далеко не всем. Современники называли памятник «летучей мышью» и «вороной». Художник заявил, что «для Андреева нет пощады» за то, что он изобразил «умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного». В то время ходили слухи, что творческая интеллигенция намеревалась открыть подписку и возбудить ходатайство о замене монумента другим. А вот советская власть, пришедшая в 1917 году, была довольна образом Н.В. Гоголя на бульваре. В скорбной фигуре поэта они видели «жертву царского режима».

Монумент простоял на Пречистенском бульваре 42 года. В середине 1930-х годов опубликовала материал, в котором раскритиковала монумент и заявила, что он искажает образ Гоголя и трактует его как пессимиста и мистика.

По одной из версий, Иосифу Сталину не нравился «скорбный» Гоголь, который попадался ему на глаза на пути с Красной площади на Кунцевскую дачу.

В 1951 году памятник было решено временно убрать на хранение в Музей архитектуры, расположенный на территории Донского монастыря. Это место в то время называли складом не удовлетворяющих партию памятников. Там хранились остатки разрушенного храма , а также барельефы с Триумфальных ворот.

Интеллигенция требовала установки нового монумента. Запрос был выполнен, и 2 марта 1952 года на столетие со дня смерти писателя на Гоголевском бульваре появился новоиспеченный памятник писателю. На нем Гоголь был изображен улыбающимся, жизнерадостным человеком. Выполнил скульптуру знаменитый монументалист Николай Томский. Его работа подходила под концепцию «веры в светлое будущее», которую пропагандировали советские власти. Сам скульптор отмечал, что памятник Гоголю — его самый неудачный проект.

В 1959 году первый монумент Гоголю убрали со «склада» и установили во дворе бывшей усадьбы графа Александра Толстого на Никитском бульваре, в которой Николай Гоголь провел последние четыре года жизни.

Два монумента, созданные Андреевым и Томским, расположились друг от друга на расстоянии менее 400 метров по обеим сторонам от Арбатской площади. Образы русского писателя контрастны, так как скульпторы создавали памятники в разное время. Московский поэт Лев Озеров так охарактеризовал дуэт двух «Гоголей» на Арбате: «Веселый Гоголь — на бульваре, печальный Гоголь — во дворе».

На площадь Тверской Заставы возвращается памятник Максиму Горькому - его доставили на прежнее место в ночь на понедельник. Именно сюда, к Белорусскому вокзалу, "буревестник революции", так называли писателя современники, прибыл в 1928 году из эмиграции. И здесь же в 1951 году ему поставили памятник.

А в 2005 году монумент демонтировали: в планах предыдущего правительства Москвы было реконструировать транспортную развязку у Белорусского вокзала, а под площадью разместить гигантский торговый центр с подземным паркингом. Потом уже новые власти хотели ограничиться только стоянкой, но в конце-концов отказались и от этой идеи. Площади решили вернуть исторический облик. Все эти годы Горький простоял в парке "Музеон" на набережной Москвы-реки в окружении памятников Ленину, Сталину и Дзержинскому.

Возвращение из Италии, 28.05.1928 г. Фото: РИА Новости

Переезды и перестановки для работы архитектора Ивана Шадры и скульптора Веры Мухиной даром не прошли. Как пишет архитектор-искусствовед Анна Дунаева, автор исторической записки - подробнейшего исследования, созданного к проекту возвращения памятника, при его демонтаже отпилили часть бронзового плинта - элемента конструкции основания. А еще в районе ног у скульптуры разошелся сварной шов. Первые два года Горький просто лежал на газоне. В 2007 для него сделали временный низенький постамент. И лишь в апреле текущего года началась реставрация.

За пару дней до возвращения Горького к Белорусскому вокзалу корреспонденты "РГ" побывали в "Музеоне". Скульптуру мы нашли подвешенной под полиэтиленовой крышей на деревянных козлах и лебедках - реставраторы заканчивали сварные работы. "Сюрпризом для нас оказалось то, что плинт изнутри был залит бетоном - очевидно, залили уже при установке памятника здесь, на территории парка, - рассказал реставратор по металлу Михаил Татарников - пришлось бетон убирать". А еще Горький прошел через разного рода чистки - химическую, водную. Ему заваривали швы, заново покрывали патиной. "Но в целом фигура была в хорошем состоянии, за исключением нижней части, там пришлось потрудиться", - говорит Михаил.

За 12 лет памятник потерял почти все буквы из надписи, и несколько блоков облицовки

Параллельно на площади Тверской Заставы достраивали постамент. В основании стилобата установлен железобетонный ростверк, опирающийся на тридцать девятиметровых буронабивных свай. Общий вес конструкции памятника - 200 тонн. Основание - новое, облицовка - оригинальная, хранилась на одном из складов. Но сейчас нашлось не все - только 195 блоков, а 25 утраченных пришлось делать заново.

Старые и новые камни отличаются только по чуть-чуть разным оттенкам гранита. Утраченными оказались и почти все позолоченные буквы из надписи "Великому русскому писателю Максиму Горькому от правительства Советского союза 10 июня 1951 г." - их тоже пришлось изготавливать заново. К минувшим выходным постамент уже возвышался в центре площади, где осенью вновь, как и прежде, будет разбит сквер. Процесс облицовки очень походил на сборку не очень сложного пазла - каждый камень был промаркирован.

"Но чтобы все сложилось, сначала сделали исследование всех камней по демонтажным схемам, составленным мастерской N 13 Моспроекта 2", - рассказал рассказал "РГ" Алексей Жданов, главный архитектор проектов реставрационной мастерской "Наследие".

Ночью скульптуру погрузили на грузовую платформу - писатель отправился на вокзал.

Справка "РГ"

Памятник Максиму Горькому установили на площади Белорусского вокзала в 1951 году. Всенародный конкурс на разработку его проекта в 1936 году выиграл архитектор Иван Шадр, скончавшийся в 1941 году. Закончить работу на его похоронах пообещала Вера Мухина. Но заняться этим она смогла только после войны. За эти годы обсуждалось множество проектов на разных комиссиях и заседаниях. Поменялось и место - сначала памятник Горькому хотели установить на Манежной площади.

В наши дни решение о возвращении памятника и сквера на место было принято в прошлом году. По замыслу создателей именно в таком виде они представляют собой продуманную и выверенную композицию, тщательно вписанную в панораму площади Белорусского вокзала.

В Москве на территории Белорусского вокзала установлен монумент «Прощание славянки», посвященный знаменитому военному маршу, который был написан в прошлом столетии. Как выгладит памятник? Кто его авторы? Когда он был установлен? Кому он посвящен? Ответы на эти и другие вопросы можно будет найти в нашей статье.

Открытие памятника «Прощание славянки»

Монумент был открыт 8 мая 2014 года и установлен на площади между железнодорожными путями и зданием Белорусского вокзала.

На торжественной церемонии в честь открытия памятника присутствовали: глава Российской железной дороги, министр культуры России, депутаты Государственной думы, дочь автора знаменитого марша - Свердлова Аза, авторы монумента и ветераны ВОВ. В своей торжественной речи глава РЖД назвал памятник символом преданности и верности мужчине и долгу.

В интервью дочь автора музыки военного марша, Аза Свердлова сказала, что памятник ей очень понравился и что она счастлива, что папиной музыке посвятили такой трогательный монумент, высказав единственное сожаление, что он не дожил до этого дня.

Описание памятника

Памятник «Прощание славянки» создан по мотивам сцены из фильма «Летят журавли» Калатозова Михаила и выполнен из бронзы.

Монумент представляет собой композицию, которая изображает молодого солдата и девушку, обнимающую его за шею, провожая на войну. На лицах их любовь и желание навечно сохранить в сердце образ любимого человека. Высота скульптур не более двух метров, и стоят они на кольце, по кругу которого выгравированы слова из стихов, написанных на музыку военного марша «Прощание славянки». С двух сторон от памятника расположены фонари, на которых прикреплены щиты с указанием дат начала самых страшных войн в 20-м веке - «1914» и «1941» - и элементы оружия времен мировых войн.

В монументе запечатлена память не только о Великой Отечественной войне, но и о Первой мировой. В скульптурной композиции представлены оружие времен 1914 года, щит с датой «1914», а также сам солдат одет в форму периода Первой мировой войны. Кроме того, марш был написан в 1912 году и известность приобрел в 1914-1916 годы.

Памятник «Прощание славянки» в Москве посвящен всем женщинам и девушкам, которые провожали своих любимых и родных на фронт, он посвящен верности и любви.

Место для памятника было выбрано совсем неслучайно, именно с этого московского вокзала в годы Отечественной войны уходили эшелоны с солдатами на фронт. Памятник «Прощание славянки» на Белорусском вокзале не единственный монумент и памятный знак, связанный с войной, здесь есть портрет Жукова Георгия, Маршала Победы, и памятная доска в честь первого исполнения гимна «Священная война» в 1941 году.

Из истории знаменитого военного марша

Величественный и трогательный военный марш написан талантливым композитором Агапкиным Василием в 1912 году. Он очень понравился солдатам и стал главной строевой мелодией и песней российской армии. Марш исполнялся на параде на Красной площади - 7 ноября 1941 года, причем дирижировал оркестром сам композитор. В тот день был такой мороз, что его ноги примерзли к постаменту так, что он не мог сдвинуться с места.

Бытует легенда, что марш был запрещен руководством страны в советское время и реабилитирован только после выхода на экраны фильма «Летят журавли».

Музыка марша с самого начала заинтересовала многих поэтов, поэтому мелодия сохранилась до наших дней в своем первоначальном виде, а вот слова переписывались многими из них - Шиленский В., Лазарев В., Федотов А., Галич А., Максимов В. Самый первый текст слов на музыку марша появился в 1914 году, автор которых, к сожалению, остался неизвестным. В настоящее время популярным является текст, написанный в 90-е годы 20-го столетия Мингалевым Андреем, в исполнении Петровой Татьяны или Бичевской Жанны.

Марш очень популярен был в Польше, Финляндии, Чехии, Словакии, его знают в Израиле, Китае и других странах.

Приметы, связанные с памятником

Памятник «Прощание славянки» недавно открыли, но с ним уже связаны приметы и некоторые традиции. Бытует мнение, что если потереть косичку у девушки, то обеспечена безопасная и удачная дорога, а если потереть ствол винтовки, то можно не бояться армии, случайной пули или напрасной смерти.

Влюбленные пары делают фото у памятника «Прощание славянки», многие из них уверены, что это укрепляет отношения и чувства.

Скандал, связанный с памятником

После открытия памятника некоторые специалисты-общественники усмотрели в геральдической символике не только образцы советского оружия, но и две немецкие винтовки. Через неделю их спилили с памятника и отправили на экспертизу.

Неточности были выявлены и в геральдическом изображении «1914», где образцы оружия не соответствуют историческому периоду 1914 года, а были выпущены в серию только после 1930 годов. Все исторические неточности и недочеты были устранены.

В настоящее время памятник очень популярен среди пассажиров Белорусского вокзала, гостей столицы и москвичей. Он умиляет прохожих глубиной чувств и эмоций. Никто не остается равнодушным к этой романтической и трогательной скульптурной композиции.

В ночь на понедельник стройплощадка на площади Тверская Застава у Белорусского бурлила. В свете софитов, как на сцене в театре, кран вытягивал вверх стропами железного человека. Пятиметровая фигура, «развевающиеся» полы пальто и фирменные усы . Бронзовый Максим Горький возвращался на место, где провел больше полувека.

У этого памятника есть красивая предыстория. Сюда, на Белорусский, знаменитый писатель в мае 1928 года прибыл из своей второй итальянской эмиграции. Здесь его встречала многотысячная толпа. Море цветов, встреченная аплодисментами речь. А потом, как уверяют бывалые, Максима Горького чуть не на руках пронесли по Тверской - до квартиры его жены, где он остановился. В 1951-м на месте того знаменательного митинга установили памятник работы Веры Мухиной . На этом месте скульптура писателя простояла до 2005 года. На Тверской Заставе планировали построить торговый центр с подземной парковкой, вот-вот должны были приступить. Монумент увезли в парк Музеон. А ТЦ в итоге так и не построили.

На площади у Белорусского вокзала теперь решили разбить сквер, по программе «Моя улица», - с газонами, прогулочными дорожками, фонарями, скамейками. А памятник Горькому разместят в его центральной части.

Бронзовую скульптуру начали готовить к переезду загодя, еще в мае. Годы брали свое: с левой стороны у памятника появилась трещина. Ее и более мелкие повреждения специалисты залатали, усилили каркас.

Кстати, нашелся и оригинальный двухметровый постамент из гранита. Облицовочные плиты и блоки когда-то вывезли в Подмосковье , а теперь вернули назад.

Всего - порядка 220 оригинальных блоков и плит, - говорит Алексей Жданов , главный архитектор проекта реставрационной мастерской «Наследие», которая восстанавливает постамент.

С вечера в Музеон подогнали кран. Пятиметрового писателя закрепили, подняли и аккуратно уложили на спину в бортовой КАМАЗ . Моросил дождь. Обещанный синоптиками вселенский ливень центр Москвы обошел стороной. Ну и слава богу. Грузовик неспешно покатил по ночным московским улицам: Большая Якиманка , Садовое кольцо, 1-я Брестская.

Дорога заняла минут двадцать, - рассказывает водитель крана. - Мы ведь с эскортом ехали. Впереди нас - машина ДПС с мигалками, сзади еще одна.

На Тверскую Заставу памятник прибыл около часа ночи. Дождик продолжал моросить, но особых неудобств рабочим не доставил. Под прицелом камер и фотоаппаратов железного писателя установили на историческое место.

Сейчас плиты у подножия Горького в строительных лесах. Строители занимаются облицовкой. Как ожидается, уже 1 августа памятник предстанет во всей красе. А еще через месяц вокруг него будет оборудован тот самый сквер.

ВОПРОС ДНЯ

Какого памятника еще не хватает в Москве?

Сергей ШАРГУНОВ, депутат Госдумы, писатель:

Валентин Катаев , Юрий Олеша , Ильф и Петров - эти писатели заслуживают присутствовать на Чистых прудах. Стоять они должны там, где была их квартира. Туда приезжали все люди южнорусской литературы. Досадно, что памятника им нет. Еще вспоминаются Иван Бунин и Владимир Набоков .

Виталий ТРЕТЬЯКОВ, декан Высшей школы телевидения МГУ:

В столице жили и творили столько великих людей, что можно всю Москву памятниками уставить. И кто-то еще останется забытый! Но первый, с кого нужно начать, это Иван Третий. При нем был построен каменный Кремль. Он укрепил Московское государство. С него начинается рассвет России как европейской державы после выхода из-под влияния Золотой Орды.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

Ох, я бы не стал в эту тему углубляться. А то у нас начинается борьба с памятниками, а потом воюют за их возвращение - все это печально. Эти вопросы нужно доверить правительству. А то дай людям волю, везде будут Иваны Грозные и Сталины . Сейчас это модно. А это очень тонкий момент, который с кондачка не решается.

Владимир ВИНОКУР, пародист:

У Большого театра стоит Карл Маркс . Я бы его перенес к Мавзолею, ближе к Ленину . А на его место поставил Юрия Долгорукого. Да, у нас есть монумент основателю Москвы, но он должен быть в самом-самом центре города.

Николай СВАНИДЗЕ, историк:

Думаю, академику Андрею Сахарову . Не все лавры полководцам. Они замечательные люди, но славу России ковали не только воины, но и мыслители. Сахаров отстаивал честь страны еще и сердцем. Он не только отец водородной бомбы, но и основатель советского правозащитного движения.

Юрий ПИВОВАРОВ, доктор политических наук:

Да, Горький запятнал себя сотрудничеством с большевиками, но мне было странно, что его убирали. Все же он сделал больше хорошего, чем плохого. Я скажу, кому памятники нельзя ставить: Сталину, Ленину, Дзержинскому и Свердлову . А не хватает памяти о русском философе Юрии Самарине . Мало кто про него знает. Но именно по его задумке в XIX веке освободили крепостных крестьян.

Анатолий ВАССЕРМАН, публицист:

Все мемориалы из «Музеона» нужно вернуть на места. Это и Сталин, и Дзержинский. Люди удостоены славы за великие заслуги перед страной. И даже если сегодня их достижения модно объявлять недостаточными, то эта мода пройдет.

x HTML-код

Памятник писателю Максиму Горькому вернули к Белорусскому вокзалу. Последние 12 лет монумент работы Веры Мухиной стоял в парке Музеон