Произведения русской литературы о войне 1812 года

Цеев Адам - ученик 9 класса А

Эта презентация посвящена 200 - летнему юбилею Отечественной войны 1812года.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. 26 августа 1812 года под Бородино произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Бородинское сражение надломило моральный дух наполеоновской армии,пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабило ее наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в зтой войне.

Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: "Воины! Славный... год, в который... поразили вы лютого и сильного врага... минул; но не пройдут и не умолкнут...громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Недаром помнит вся Россия» В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны -Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного и культурного развития России. Действительно, чтобы строить будущее, надо знать прошлое, историю своего Отечества, истинных героев, принесших победу. Презентацию выполнил: Руководитель: Куадже Ася Шумафовна ученик 9 «А» класса Цеев Адам

Герои Отечественной войны 1812 года Невозможно пройти мимо таких великих людей, которые своим мужеством и отвагой предопределили эту победу, победу над «Великой армией» Наполеона, перед которой вся Европа преклонила голову и пала на колени….. - Багратион Петр Иванович -Давыдов Денис Васильевич - Кутузов Михаил Андреевич - Ермолов Алексей Петрович -Милорадович Михаил Андреевич - Священнослужитель - Отец Василий Васильковский - Балабин Степан Федорович -Арсеньев Михаил Андреевич -Раевский Николай Николаевич -Платов Матвей Иванович -Дибич Иван Иванович -Дурова Надежда Андреевна -Паскевич Иван Федорович - Сеславин Александр Никитич -Барклай де толи Михаил Богданович

Поэты и писатели 19 века об Отечественной войне 1812 года Выдающиеся поэты и писатели 19 века внесли свою лепту, отразив в произведениях это историческое событие и не забыв при этом об истинных героях….Среди них такие великие поэты и писатели, как Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов и Лев Николаевич Толстой. Невозможно пройти мимо таких произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, как «Бородино», «Волк на псарне» и «Война и мир»…

Герои литературных произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года Стихотворение «Бородино» написано Лермонтовым в 1837 году к 25- летию со дня Бородинского сражения. В нем поднята тема исторического прошлого (отклик на события 1812 года) и судьбы поколения 30-х годов. Перед нами как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии. Прославляя подвиги отцов, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя, Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Басня Крылова «Волк на псарне» Размышления автора о смелости, бесстрашии, подвиге, воинском долге, защиты Отечества…переданы через ловчего(т.е Кутузова) в басне «Волк на псарне». Басня написана Крыловым на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в ее “сердце” - Москве. В аллегоричной форме, с достаточной долей сатиры Крылов описывает ситуацию, в которую попал враг: Волк ночью, думая залезть в овчарню. Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор, Почуя серого так близко забияку. Псы залились в хлевах и рвутся Вон на драку; Псари кричат: “ахти, ребята, вор!” И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом.

Как это описание напоминает картину, созданную Лермонтовым в стихотворении “Бородино”. Наполеону не удалось победно и легко прошагать по России, как это было сделано им во многих европейских государствах и их столицах. Русские смогли защититься и сохранить боеспособную армию. Ключей от Москвы он так и не дождался, не получилось того триумфа, на который рассчитывал полководец. Крылов очень хорошо передает ту ситуацию, в которой оказался Наполеон, заняв пустую Москву: Мой волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит наконец Ему расчесться за овец, Пустился мой хитрец в переговоры.

В образе седого ловчего Крылов выводит мудрого и опытного главнокомандующего Кутузова, который категоричен и непреклонен. “ Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой - С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю. Оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни. Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия. Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, писатель стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа.

Основные герои романа «Война и мир» Герои романа становятся единым целым с народом. В огне народной войны происходит проверка людей и проявляется истинный патриотизм. Войну 1812 года Лев Николаевич Толстой в романе – эпопее «Война и мир» представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа. Это война справедливая для русского народа, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.

Андрей Болконский чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением. Вячеслав Тихонов играет роль Андрея Болконского

Наташа Ростова отдает подводы раненым. Людмила Савельева исполняет роль Наташи Ростовой

Сергей Бондарчук играет роль Пьера Безухова Все мысли Пьера Безухова направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков (даже разрабатывает план убийства Наполеона).

Сцена боя партизан с французами Г.М. Курин в октябре дал французам семь боев и освободил от них город Богородск (ныне Ногинск). Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества и перед этой силой никакое нашествие не могло устоять. И д ействия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Денисова, Сеславина, Фигнера, Курина невозможно забыть.

Ничего не изменит в ходе войны гибель пятнадцатилетнего мальчика, принесшего беду в его родную семью. Но без этих мальчиков, наверное, была бы невозможна будущая победа. Подтверждением этого являются слова А. Твардовского: Пускай до последнего часа расплаты, До дня торжества – недалекого дня – И мне не дожить, как и многим ребятам, Что были нисколько не хуже меня. Я долю свою по – солдатски приемлю, Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья, То лучше, чем смерть за родимую землю, И выбрать нельзя. гибель Пети Ростова

Источники ru.wikipedia.org › Бородинское сражение kinopoisk.ru › Война и мир lib.ru › Классика › KRYLOW/ basni

Гаврилина Людмила

В презентации рассказывается о том, как Отечественная война 1812 года вызвала национально - патриотический подъем в народных массах и в кругах прогрессивной дворянской интеллигенции, что нашло непосредственное отражение в произведениях поэтов и писателей XIXвека и дало толчок возникновению "новой фазы" русской литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России...» В. Г. Белинский Война 1812 года в русской литературе

Отечественная война 1812 года вызвала национально - патриотический подъем в народных массах и в кругах прогрессивной дворянской интеллигенции. Война оставила глубокий и яркий след и в развитии русской литературы.

Патриотические настроения и темы войны 1812 года получили непосредственное отражение в ряде басен И. Крылова, д облесть русского народа вдохновляет А. Грибоедова, А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского и, конечно, Л. Толстого, создавшего, пожалуй, самое известное произведение об этом событии «Войну и мир», а также многих других писателей.

И. А. Крылов В своих баснях, посвященных Отечественной войне 1812 года, писатель осмеивал Наполеона, попавшего в безвыходное положение («Волк на псарне»), и участь французов, голодавших в Москве («Ворона и Курица»). Басня «Обоз» одобряет умную медлительность Кутузова в борьбе с Наполеоном. Бездарность адмирала Чичагова, не сумевшего отрезать Наполеону путь отступления через реку Березину, высмеяна в басне «Щука и Кот».

А.С Грибоедов Доблесть русского народа вдохновляет писателя на создание народной трагедии «1812 год». Положительным герой - простой ратник-ополченец - крепостной крестьянин - оказался подлинным патриотом. Сознание опасности, нависшей над отечеством, приводит его к геройскому подвигу, к участию «во всеобщем ополчении без дворян», то есть в партизанских отрядах. Вместе с тем драматург хотел показать, что подъем патриотического чувства пробуждает в герое-ополченце и сознание того, что он такой же человек, как его господа и должен также защищать свою родину.

А. С. Пушкин Отношение Пушкина к личности и действиям Бонапарта менялось с течением жизни, поэтому тема войны 1812 года занимает одно из важный мест в его творчестве. В стихотворение «Герой» читатель становился участником диалога между поэтом и его другом, пытающихся понять: что есть истина и слава? Отвечая на эти вопросы, поэт обращается к судьбе Бонапарта. Пушкина поражает поступок Наполеона в Яффе в 1799 году во время посещения им чумного госпиталя, когда Бонапарт, чтобы ободрить больных, пожал руку. В то же время для зрелого Пушкина Наполеон - типичный образец эгоизма. «Мы все глядим в Наполеоны»,- с иронией говорит поэт в «Евгении Онегине» Получив известие о смерти великого полководца, Пушкин написал стихотворение «Наполеон», в котором образ Бонапарта строится по принципу совмещения несовместимого. С одной стороны Пушкин говорит о нем, как о прекрасном полководце, а с другой – понимает сколько бед принес этот человек народу.

М. Ю. Лермонтов Безусловно, одним из самых известных творений о войне 1812 года является стихотворение Лермонтова «Бородино». Оно посвящено Бородинскому сражению и написано в год двадцать пятой годовщины этой битвы. Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « недаром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями. «Два великана» - еще одно творение М.Ю. Лермонтова в аллегорической форме изображает поражение Наполеона.Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение. Именно то, как Лермонтов пишет о победе “русского великана”, показывает его истинный патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

В. А. Жуковский Под впечатлением бородинского боя Жуковский создает известную оду «Певец во стане русских воинов», в которой прославляет замечательных русских полководцев 1812 года. Жуковский изобразил Певца (поэта), воодушевляет и подбадривает воинов, будто ведет их за собой. Певец делает воинов во сто крат сильнее, напоминая им о доблести предков и славных победах. Поэт перечисляет героев войны - живых и павших, прославляя их, он стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны.

К. Н. Батюшков К. Н. Батюшков также затронул тему Отечественной войны 1812 года в своем творчестве, создав стихотворение «К Дашкову». Для поэта война - это погибель, кровь, разрушения, он повествует о ее ужасах и бессмысленности. Стихотворение Батюшкова не так тесновато привязано к определенному периоду истории. Единственное, что показывает в нем на действия 1812 года, - упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”.

Л. Н. Толстой Самым большим и всеохватывающим произведением о войне 1812 года, по праву, можно считать роман «Война и мир». С непревзойденным мастерством автор не только описывает трагические дни Отечественной войны, но и смелость, патриотизм и непреодолимое чувство долга русского народа. Роман насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви. Война в произведении не просто фон, на котором происходят события, это своеобразный герой произведения, благодаря которому герои изменяются, совершенствуются в течение романа.

Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Наташа Ростова, князь Андрей, Тушин – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания. Достаточно вспомнить, как Наташа отдает подводы раненым, лишая при этом свою семью состояния или батарею Тушина…Все это показывает нам, что каждый человек стремился сделать все возможное для спасения родной страны.

М. Н. Загоскин Роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831) - был самым популярным произведением об Отечественной войне 1812 года до появления «Войны и мира» Льва Толстого. В основе произведения лежит трагическая история отношений русского офицера Владимира Рославлева и его невесты Полины. Сам автор был участником войны, поэтому произведение получилось удивительно достоверным и правдивым. Роман повествует о противоборстве долга и страсти, роковой любви и нерушимой дружбе, истинном патриотизме и благородстве храбрых воинов.

Н. А. Дурова Говоря о событиях Отечественной войны 1812 года, нельзя не вспомнить первую женщину офицера-Н. Дурову, создавшую автобиографические «Записки кавалерист-девицы ». Произведение повествует о героической судьбе женщины-офицера, воевавшей с французами. Творчество Н. А. Дуровой было высоко оценено А. С.Пушкиным и В. Г. Белинским, но, к сожалению, сейчас забыто и не вызывает литературного интереса.

Подвиг народа во время Отечественной войны 1812 года волнует также и современных писателей: Н.А.Задонского, Н. И. Рыленкова, Г. В. Серебрякова и многих других. Сражение под Малоярославцем

Н. А. Загоскин «Денис Давыдов» Историческая хроника, воссоздавшая образ замечательного русского поэта, партизана, героя Отечественной войны 1812 года. Жизнь Дениса Давыдова рисуется в книге на фоне того огромного патриотического подъема, который охватил русский народ в годы борьбы с нашествием полчищ Наполеона. Н. И. Рыленков «На старой Смоленской дороге» В этой исторической повести рассказывается о героизме и мужестве русских солдат и офицеров, смоленских крестьян и крестьянок, боровшихся с наполеоновскими захватчиками. Г.В Серебряков «Денис Давыдов» Имя Дениса Давыдова стало легендарным еще при его жизни. Герой Отечественной войны 1812 года, верный последователь суворовских традиций, он был одним из инициаторов партизанского движения в России. Денис Давыдов известен и как самобытный поэт, и как автор произведений по истории военного искусства. О жизни "певца-героя", полного мужества и отваги, всегда готового "вновь за родину восстать", и рассказывает автор.

Народное творчество в период Отечественной войны 1812 года В период войны 1812 года, когда над страной нависла угроза подчинения чужеземным завоевателям, в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило активное творчество, обрисовывающее героический образ народа. Создается множество солдатских песен, которые поддерживают и ведут бойцов в бой. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях. Хоть Москва в руках французов… - Русская солдатская песня Русская казачья песня

Значение Отечественной войны 1812 года для развития литературы не сводится, однако, к появлению ряда произведений на темы войны. «Двенадцатый год», потрясший всю Россию, из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил... возбудил народное сознание и народную гордость, и всем этим способствовал зарождению публичности как началу общественного мнения»,- указывал Белинский. После Отечественной войны 1812 года «вся Россия вошла в новую фазу»,-замечает Герцен. Входит в новую фазу и русская литература.

Валентина Калиничева

Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие как русской национальной, так и мировой культуры. События 1812 года получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве, театре и кино. Память о войне хранят музеи, архитектурные и скульптурные памятники, монеты, названия улиц и городов, мемориальные доски. И всё это неоценимое богатство мы просто обязаны передать следующим поколениям.

Именно поэтому в юбилейный год 200-летия Отечественной войны 1812 года Фондом поддержки молодых талантов им. Елены Чудаковой при поддержке Посольства России в Литве в рамках проекта «1812 год в литературе и искусстве» был подготовлен и проведён цикл мероприятий, включавший в себя:

1. экспозицию произведений литературы и искусства, посвященных этой теме, развёрнутую в большом зале Вильнюсского Дома национальных общин; выставка продлилась до 19 января 2013 г.

2. торжественный вечер открытия этой экспозиции с комментариями и концертной программой;

3. серию встреч с учениками вильнюсских школ.

4. Предполагается издание памятного буклета, посвящённого этим мероприятиям и его презентация.

Недавнее мероприятие провели председатель Фонда им. Елены Чудаковой Инесса Маковская и член Фонда, руководитель вокальной студии классической музыки "Гармония" Людмила Мальцева.

Экспозиция, открывшаяся в Доме нацобщин, разделена на 5 частей: литература, живопись, музыка, кино, архитектура и скульптура.

Писатели и поэты об Отечественной войне 1812 года

Наследие здесь богатейшее: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, Лев Толстой, Марина Цветаева, не говоря уже о К. Н. Батюшкове, В. А. Жуковском, П. А. Вяземском, М. Н. Загоскине, Д. Л. Мордовцеве, Г. П. Данилевском, Я. П. Полонском. Все они и многие другие были представлены в экспозиции.

Многие писатели были не только свидетелями, но и прямыми участниками военных событий — В.А.Жуковский, Ф.Н.Глинка, П.А.Вяземский, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.С. Кайсаров, А. Ф. Воейков, С.Н. Марин, Д.В.Давыдов и многие другие.

О некоторых из них:

Из патриотических стихотворений Жуковского, навеянных 12-м годом, наибольшую популярность получил «Певец во стане русских воинов», оказывавший огромное воодушевляющее воздействие на передовую дворянскую молодежь. В «Певце» Жуковский обратился к патриарху русской поэзии Г.Р.Державину с приглашением «грянуть в струны», и семидесятилетний поэт отозвался на этот призыв «Гимном лиро-эпическим на прогнание французов из Отечества».

На события войны откликнулся и другой представитель старшего поколения, известный писатель и историк Н.М.Карамзин. После вступления союзных войск в Париж Карамзин пишет стихотворение «Освобождение Европы и слава Александра I». Он гордится русским народом, который «главы под иго не склонял», и приходит к выводу, что «победами славна лишь справедливая война».

Патриотических стихотворений тех лет известно около шестисот. Часть из них собрал В.А.Жуковский и издал в 1814 г. под названием «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году».

Рвется в бой совсем еще молодой К.Ф.Рылеев, будущий декабрист. Он первым обращается к теме партизанской войны. Его «Песнь партизанская» стала народной.

В рядах русской армии сражался Ф.Н.Глинка, известный уже в то время поэт и публицист. В минуты передышки, нередко прямо на поле боя заносил он в записную книжку свои мысли и наблюдения. Так создавались «Письма русского офицера».

Слева направо: Людмила Мальцева, Жильвинас Радавичюс, Людмила Исаева, Валентина Калинчева,Инесса Маковская, Гражина Косарева и Алина Краскаускене. Фото: Аугустинас Дагялис.

Ф.Н.Глинка первым в литературе назвал войну 1812 г. Отечественной. Широко известны были также его песни и стихи на тему Отечественной войны. В связи с открытием в 1839 г. памятника на Бородинском поле Глинка создает «Очерки Бородинского сражения».

Откликнулся на события войны и знаменитый баснописец И.А.Крылов. Особую известность в народе получила басня «Волк на псарне». Все понимали, что Крылов высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда стало очевидно его опасное положение.

Мотивами войны пронизано всё творчество поэта-партизана Дениса Давыдова. Лирический герой его стихов — лихой воин-гусар, пламенный патриот, не жалеющий своей жизни ради защиты Родины. О том, как вместе с крестьянами громил врага, рассказал Давыдов в «Дневнике партизанских действий» — цикле художественных новелл.

Андрей Сергеевич Кайсаров - выдающийся ученый-филолог, профессор, героически павший на Отечественной войне 1812 года.

Его имя - в галерее воинской славы храма Христа Спасителя. С Кайсарова началась русская военная журналистика и фронтовая печать.

В 1812 Кайсаров служил в походной типографии при главной квартире армии, выпускавшей листовки и воззвания к местному населению и солдатам наполеоновской армии, газету «Россиянин» на русском и немецком языках, приказы, произведения, посвященные войне.Типография, в организации и деятельности которой Кайсаров играл важную роль, стала одним из центров публицистики 1812 года.

Марин Сергей Никифорович (17.2.1776-9.2.1813), полковник, поэт-сатирик, флигель-адъютант императора Александра I. Начал службу подпрапорщиком в Преображенском полку, где проявил склонность к литературе. Во время Отечественной войны 1812 состоял при генерале П.И. Багратионе. Приобрёл широкую известность у современников благодаря своему блестящему уму, бойким шуточным стихотворениям и пародиям. Стихи Марина расходились во множестве списков.

Хмельницкий Николай Иванович, русский драматург, государственный чиновник. В Отечественную войну 1812 года - адъютант Кутузова. В 1829 - 1837 годах - Смоленский губернатор.

В 1836 г. вышли записки героини войны Надежды Дуровой под названием «Кавалерист-девица. Происшествия в России». Рассказывая о своем участии в войне, Дурова живописно воспроизводит военный быт русской армии, дает красочные характеристики Кутузову, Ермолову и другим.

Участником войны 1812 г. является также А.С.Грибоедов. Вслед за комедией «Горе от ума» он задумывает трагедию «1812 год». К сожалению, был сделан только план и несколько набросков. Грибоедов хотел показать истинного героя войны и его горестную судьбу: вернулся, освободив родину, в прежнее рабство.

Двенадцатый год застал Пушкина на школьной скамье, в лицее. Многие свои строки и строфы Пушкин напоил, по его собственному выражению, «славою двенадцатого года».

В 1831 г. вышел роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году». Это было первое по времени обширное художественное повествование об Отечественной войне. Участник событий 1812 г., Загоскин сумел правдиво воссоздать некоторые эпизоды войны, партизанского движения, картины провинциального быта.

В ответ на «Рославлева» Загоскина Пушкин начал писать свой роман «Рославлев». Блестяще начатый, он, к сожалению, не был закончен. В противовес загоскинской идиллизации Пушкин дал в своем романе картину, полную исторической правды.

Особое место в художественной литературе, посвященной героической странице в истории России, занимает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» — первое художественное произведение, в котором исторически точное описание боя сочетается с высочайшим поэтическим мастерством. Впервые Лермонтов дал рассказ о Бородинском сражении от лица рядового участника, простого солдата-артиллериста.

Семь лет напряженного труда (1863—1869) посвятил Л.Н.Толстой созданию грандиозной эпопеи «Война и мир». Он изучал исторические документы, работы историков, разыскивал «сырой и жизненный материал» в письмах, записках, рассказах, совершил поездку в Бородино. Стремясь понять, какая сила поднимала на героические подвиги тысячи русских солдат в Бородинском сражении, Толстой приходит к выводу, что сила эта — патриотизм русского народа.

На события Отечественной войны откликнулся также автор широко известных в свое время исторических произведений Г.П.Данилевский, написав роман «Сожженная Москва».

Особый интерес в экспозиции представляет копия книги литератора, историка, педагога, этнографа Ф. А. Кудринского «Вильна в 1812 г.», жившего в Вильне и сотрудничавшего в газете «Виленский вестник».

Книга написана в память столетней годовщины Отечественной войны. С факсимиле Императора Александра I, Наполеона и некоторых русских генералов.

Героическая тема 1812 г. с новой силой зазвучала в годы Великой Отечественной войны. В первый же год войны была написана и напечатана повесть С.Голубова «Герасим Курин». В 1943 г. вышел в свет его роман «Багратион».

На сценах многих театров страны с успехом шли пьесы советских авторов «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева, «Полководец» К.Тренева, «Петр Багратион» Г.Мдивани, «Давным-давно» А.Гладкова.

В дальнейшем также был создан ряд интересных произведений, посвященных событиям, связанным с Отечественной войной 1812 г.

В романе Л.Раковского «Кутузов» перед читателями предстает прекрасный образ великого русского полководца. В основе романа Б.Окуджавы «Свидание с Бонапартом» также события Отечественной войны 1812 года. Романтические судьбы героев тесно переплетены с истинной историей нашествия, а потом и изгнания из России наполеоновских войск.

Можно отметить также историческую хронику «Денис Давыдов» Н.Задонского, «Сынов степей донских» Д.Петрова-Бирюка, «На Старой смоленской дороге» Н.Рыленкова.

Художественные произведения, посвященные теме двенадцатого года, часть из которых представлена в экспозиции, весьма различны по своему характеру, но их историческое значение бесспорно.

1812 год в изобразительном искусстве

Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры.

Тысячи русских и зарубежных художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, наиболее крупным её сражениям и ярким личностям, проявившим себя в этих битвах. Репродукции наиболее известных художников, посвятивших себя этой теме, представлены в экспозиции.

В первую очередь художников привлекали образы русских военачальников.

В 1813 г. Р.М. Волков написал парадный портрет М.И. Кутузова. Более достоверное изображение М.И. Кутузова принадлежит кисти А.О. Орловского (1813). Автор не идеализирует полководца — перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать.

Известна значительна работа «Портрет Багратиона» художника Василия Тропинина, созданная им в 1816 году.

Другой известный художник Орест Кипренский (1782-1836), по праву названный певцом русской воинской доблести, создал романтический образ русского война в портрете гусарского полковника Давыдова (1809).

25 декабря 1826 года в присутствии императора Николая I, его семьи и ближайшего окружения состоялось официальное открытие постоянно действующей «Военной галереи» Зимнего дворца.

Создание этой галереи началось вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года - Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих других славных сынов России. Условием размещения портрета в Военной галерее было участие в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

С этой целью в 1819 г. был приглашен замечательный английский портретист Джордж Доу. За 10 лет Доу и два его русских помощника — А.В.Поляков и В.А.Голиков — написали 332 портрета русских генералов — участников Отечественной войны и заграничных походов, ставших порой единственными изображениями героев. Современников удивляла и скорость, с какой работал портретист, и схожесть изображения с натурой. Для Военной галереи в Зимнем дворце был специально подготовлен парадный зал, потолок его украшен декоративной росписью, на стенах в пять рядов в золоченых рамах размещены портреты. Более 300 портретов участников войны!

Этот художник некогда восхищал А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Полководец» писал:

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

В первой четверти 19 века наиболее популярен был жанр графики, позволяющий быстро и непосредственно выражать наблюдения, мысли; он был живее и свободнее живописи.

Немецкий художник-баталист и литограф А. Адам участвовал в походе на Россию в составе IV-го корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий, в которых, как правило, принимал непосредственное участие.

После возвращения во Францию, на основе многочисленных зарисовок, которые ему удалось сохранить несмотря на неимоверные тяготы отступления, Адам в период с 1827 по 1833 гг. литографирует их и снабжает пояснительными текстами из своего походного журнала. Альбом Адама несомненно представляет большой интерес, поскольку объективно отражает события Отечественной войны 1812 г.

События войны отражены и в рисунках баварского придворного художника, члена Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Санкт-Петербурге Петера Гесса. В 1813 - 1815 годах он участвовал в походах против французов, его впечатления и наблюдения воплотились в ярких рисунках. Позднее художник создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 годов. Получив заказ написать серию картин о наиболее крупных сражениях войны 1812 г., художник В 1839 г. вместе с военными консультантами посетил места боев, которые ему предстояло изобразить. В 40-е гг. он написал 12 полотен маслом: «Сражение при Бородине», «Переправа через Березину», «Сражение при Тарутине», «Сражение под Смоленском» и др.

Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (v. Faber du Faur) - вюртембергский генерал-майор (1839), художник-любитель. Изучал право, с 1802 г. государственный адвокат в Штуттгарте. В 1809 добровольно поступил в полк Короля. В 1812 году служил в 25-й пехотной дивизии Великой армии. С 1849 - генерал-майор.

Создал серию рисунков о походе в Россию, которая в 1827-1830 гг. была гравирована и издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России» с подробными пояснениями к гравюрам. Альбом выдержал несколько изданий, наряду с серией рисунков А. Адама он является ценнейшим изобразительным источником о войне 1812 года. Кисти Фабер дю Фора принадлежат картины «Переход через Березину» и «Кофейня в Вильно». Ныне вся серия акварельных рисунков, посвященных походу в Россию, хранится в собрании Баварского музея армии (г. Ингольштадт, Германия).

В картинах русского живописца Василия Васильевича Верещагина проявилась истинная роль народа, рядового русского солдата в войне 1812 года. Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над этой темой. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Сюда входят такие работы, как: «Наполеон на Бородинских высотах», «Сквозь пожар», «На морозе» и другие. Другую часть он озаглавил «Старый партизан».

Очень важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок. Примеру Верещагина последовали многие баталисты: А.Д. Кившенко, Ф.А.Чирка, И.Ф.Прянишников, В.В.Мазуровский, Н.С.Самокиш, А.Ю. Аверьянов и др.

Одновременно с картинами художник Василий Верещагин написал и книгу о тех событиях «Наполеон в России», в которой дал оригинальную и непривычную трактовку личности французского императора.

Столетний юбилей Отечественной войны всколыхнул интерес к ее событиям. В 1912 г. непревзойденный мастер панорамной живописи Ф.А.Рубо написал лучшую из своих панорам — «Бородинская битва», где показал один из напряженных моментов сражения в полдень 26 августа (7 сентября). На огромном живописном полотне массы воюющих размещены с таким искусством, что нет ощущения их скученности, и в то же время картина не распадается на изображение отдельных эпизодов.

Память человечества об Отечественной войне 1812 г. запечатлена в архитектурных ансамблях и скульптурных памятниках: Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и памятник защитникам Смоленска

1812 г., памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, П.И. Багратиону и другим героям, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве.

Большое число памятников было установлено к широко отмечавшемуся столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Особое место среди них занимает группа памятников, сооруженных на Бородинском поле.

Огромное количество самых разных новых памятников создано по всему миру и в прошедший юбилейный год 200-летия этого события. Это архитектурно-скульптурные памятники героям войны и новый десантный катер с именем «Денис Давыдов», новые или восстановленные храмы, часовни, музеи и открытие (после реконструкции) новой экспозиции панорамы «Бородинская битва», картины и скульптуры, памятные знаки и доски, монеты и марки, новые версии спектаклей, посвящённых Отечественной войне 1812 г., и новая постановка оперы С.С.Прокофьева «Война и мир» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, и многое, многое другое.

Отечественная война 1812 года в музыке

Музыке, однако, повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах.

Музыка Отечественной войны 1812 года - это, главным образом, военные песни и марши (победные - на взятие городов и траурные - на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, - хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. Все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны. Все издания, которые можно было найти в библиотеке или в Интернете, были представлены в экспозиции.

Ценны также вокальные сочинения на стихи поэтов, которые участвовали в войне 1812 года, - Д.В.Давыдова, генерал-лейтенанта, предводителя партизанского движения, и В. А. Жуковского, вступившего в Московское ополчение в чине поручика.

Отдельного внимания заслуживают произведения Д. С. Бортнянского и А. Н. Верстовского на текст знаменитой оды В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», написанной накануне Тарутинского сражения.

Участником военных действий 1812 года был и композитор А. А. Алябьев, увековечивший свое имя романсом «Соловей». Добровольно вступив в русскую армию, он прошел в её рядах путь защитника Отечества вплоть до Парижа. На военную тему А. А. Алябьевым написаны патриотические и гусарские песни. Разумеется, много внимания уделялось авторами Александру I и Наполеону.

Одним из самых знаменательных событий Отечественной войны 1812 года является Бородинское сражение. Оно запечатлено в музыкальных сочинениях разных жанров и для разных средств исполнения. Из вокальных произведений стоит отметить песню «Бородино» на слова М. Ю. Лермонтова и музыку Алексея А. Архангельского для хора с фортепиано), «Скажи-ка, дядя» (муз. Ю. Полкорая для голоса с фортепиано). В ряду инструментальной музыки значительное место занимают марши, для духового оркестра - «Бородинский марш» (муз. А.Ф. Львова, талантливого скрипача, композитора, автора русского национального гимна «Боже, царя храни»). «Бородинский марш» им написан в 1839 году по случаю сооружения памятника на Бородинском поле.

Было написано много сочинений, посвященных Москве того времени. Среди них выделяется фантазия Д.Штейбельта «Изображение объятой пламенем Москвы», написанная сразу после изгнания наполеоновских войск.

Из наиболее выдающихся оркестровых произведений можно назвать торжественную увертюру «1812 год» П. И. Чайковского. Она создавалась по случаю открытия Храма Христа Спасителя, возведение которого было посвящено 70-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Немало музыкальных произведений было написано в связи со 100-летним юбилеем.

Среди музыкально-сценических произведений конца XIX - начала XX века следует отметить неоконченную оперу В.С. Калинникова «В 1812 году» (был написан только пролог).

К созданию оперы «В 1812 году» композитор Василий Сергеевич Калинников (1866—1900) приступил по предложению театрального и музыкального деятеля, мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841—1918), написавшего либретто. Знаменитый меценат проявил себя с неожиданной стороны. Однако начав работу над оперой в 1899 году, композитор успел завершить только «Пролог». В 1901 году «Пролог» был поставлен на сцене русского частного оперного театра в Москве, основанного тем же С. И. Мамонтовым.

Либретто незаконченной Калинниковым оперы легло в основу оперы (с тем же названием в 3 действиях с прологом и эпилогом) Бориса Карловича Яновского (1875—1933), композитора, дирижера и музыкального критика. Опера «В 1812 году» была им написана к 100-летнему юбилею победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Из сценической музыки 2-й половины ХХ века этой теме посвящена знаменитая опера С.С.Прокофьева «Война и мир» на либретто самого композитора и М.А.Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л.Н.Толстого (началом работы над оперой стал 1941 год). Задуманная еще перед Великой Отечественной войной, эта опера создавалась, несомненно, как отклик композитора-патриота на грозные события военных лет уже XX века. Ни над каким другим своим произведением Сергей Сергеевич не трудился так долго и тщательно. Он посвятил опере десять лет, и все-таки не успел при жизни увидеть ее на сцене в полном варианте.

Почти одновременно с С.С.Прокофьевым Т.Н.Хренников написал музыку к спектаклю Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А.К.Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 году и имел большой успех. А в 1980 году в Государственном академическом Большом театре состоялась премьера балета Т.Н.Хренникова «Гусарская баллада» (либретто О.М.Виноградова на сюжет той же пьесы).

Отечественная война 1812 года в кино

Тема Отечественной войны 1812 года нашла свое отражение и в кинематографе. Одной из первых картин о войне 1812 года была историческая драма «1812 год», снятая к 100-летнему юбилею событий. Впоследствии были «Кутузов» Владимира Петрова, «Эскадрон гусар летучих» Станислава Ростоцкого, «Гусарская баллада» (муз. Т.Хренникова) и «О бедном гусаре замолвите слово» (муз. А.Петрова) Э.Рязанова и другие фильмы. Но наиболее известная и любимая всеми зрителями стала экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Хотя это не первая попытка отечественных кинематографистов переложить для экрана бессмертную эпопею Льва Толстого, пишет Федор Раззаков в книге «Наше любимое кино… о войне». Первая была предпринята в 1915 г. режиссерами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым. Учитывая состояние тогдашнего кинематографа, получилась лишь экранизация отдельных отрывков романа.

Спустя сорок лет американский режиссер Кинг Видор вновь обратился к «Войне и миру», сняв двухсерийную версию с участием таких звезд Голливуда, как Одри Хепберн (Наташа Ростова), Генри Фонда (Пьер Безухов), Мела Феррера (Андрей Болконский) и др. Однако фильм не имел того успеха, на который рассчитывали его создатели.

Именно американо-итальянская киноверсия «Войны и мира», а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения побудили советских кинематографистов снять свой вариант толстовского романа.

15 апреля 1969 г. в Лос-Анджелесе, на церемонии вручения премии «Оскар» за 1968 г., фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший зарубежный фильм. Он также внесен в Книгу рекордов Гиннесса за то, что в его съемках принимало участие самое большое число киностатистов — 120 тысяч человек.

Торжественный вечер открытия экспозиции состоялся 19 декабря 2012 г. в Вильнюсском Доме национальных общин. Несмотря на холодную погоду за окном, свободных мест в зале не было. Вечер вели председатель фонда им. Елены Чудаковой Инесса Маковская и руководитель вокальной студии классической музыки «Гармония» Людмила Мальцева. Они рассказали об идее мероприятия и прокомментировали представленные на выставке экспонаты. Среди выставленных книг, портретов героев Отечественной войны 1812 г., репродукций картин, нот музыкальных произведений тех лет или посвящённых им, нашлось место и для кукол в форме воинов разных родов войск Отечественной войны 1812 г. (автор - преподаватель русской начальной школы «Svaja» Залина Хуцистова).

В ходе вечера было немало музыки, помогавшей создать обстановку и настроение той эпохи. Очень трогательным было выступление детей русского детсада «Sveikuolis» (руководитель - Любовь Кольцова, музыкальный руководитель Елена Беляева). Совсем маленькие мальчики, одетые в мундирчики того времени, и девочки в бальных платьях представили собравшимся картинку бала. Сначала танцевали, пройдясь перед зрителями парами, а затем, усевшись отдохнуть, общались и беседовали словами из лермонтовского «Бородино».

Камерные произведения для флейты, скрипки, виолончели и фортепияно исполнил семейный ансамбль «Regnum musicale» (руководитель Раймонда Даунене) и Л. Мальцева. Солисты ансамбля «Гармония» Валентина Калинчева и Игорь Абетковский проникновенно исполнили произведения композитора Андрея Петрова из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».

Вечер прошёл с большим успехом и завершился словами благодарности от И. Маковской всем собравшимся, проявившим интерес к столь непростой, но очень интересной теме, директору Дома национальных общин госпоже Альвиде Гедаминскене, а также всем тем, кто помогал в подготовке и проведении этого мероприятия.

Вечер вызвал большой интерес у присутствовавших преподавателей средних школ Вильнюса, которые выразили желание привести сюда своих воспитанников, чтобы провести для них не совсем обычный, но полезный и наглядный урок истории.

Встречи с учениками вильнюсских школ

И такие уроки истории состоялись уже после праздника Нового года и зимних школьных каникул. Особенно многочисленным был отряд школьников из русской школы «Senamiesčio» (около 80 человек) во главе с директором, магистром педагогических наук Людмилой Исаевой, учителями Жильвинасом Радавичюсом (магистром исторических наук, дворянином, старшим учителем неформального образования детей, автором ряда образовательных проектов для детей, подростков и взрослых), а также учителями истории - Гражиной Косаревой (учителем-методистом) и Алиной Краскаускене (старшим учителем).

Эти встречи-беседы с детьми были невероятно тёплыми. Иногда создавалось впечатление, что дети не хотят уходить. Они слушали, задавали вопросы, сами читали стихи. Очень жаль, что при встрече с первой школой не было музыки. Совсем по-другому проходили встречи, иллюстрированные музыкальным сопровождением. В этом случае школьники не так уставали, внимание и настроение были совсем другими, дети и взрослые были ближе друг другу.

Одну из групп составляли дети из литовской школы, изучающие русский язык. При общении с ними на русском языке абсолютно не чувствовалось языкового барьера. Они были раскованы, не стеснялись и с удовольствием исполнили литературный монтаж, подготовленный ими в школе, на стихи М.Ю.Лермонтова «Бородино». Все встречи завершались общим фотографированием.

Вне зависимости от настроения и самочувствия организаторов до начала встреч со школьниками, после этих встреч было ощущение, что всё это не зря, не впустую, а настроение всегда было приподнятым.

Валентина Калиничева,

член Фонда им. Елены Чудаковой

Война 1812 года в литературе

Отечественная война 1812 года в творчестве а.С. Пушкина

Отечественная война 1812 года и А.С. Пушкин - два крупнейших явления великой истории России, навеки останутся в благодарной памяти народной. Они в определенной мере взаимосвязаны.

Нашествие на Россию Наполеона и разгром его разбудили у юного лицеиста, ставшего поэтическим гением, великие патриотические и гражданские чувства, его самосознание, умонастроение в значительной мере повлияли на его становление как великого певца русской героики.

Вспоминая позже события того военного времени, в 1829 г. А.С. Пушкин писал:

На юных ратников взирали,

Ловили брани дальний звук,

И детские лета и... проклинали

И узы строгие наук.

И многих не пришло. При звуке песней новых

Почили славные в полях Бородина,

На кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,

Вблизи Монмартра...

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас...

Эти события были особенно близки юному Пушкину, так как проходили невдалеке от д. Захарово, где до поступления в лицей в 1811 г. он жил в летнее время в почти шесть детских лет. Ему была памятна старая Смоленская дорога, по которой двигался Наполеон в Москву и обратно, а также усадьба Голицыных, в которой много раз бывал Пушкин и потом останавливался Наполеон. С раннего детства памятна и Москва, занятая врагом. Все это усиливало впечатления Саши Пушкина от нашествия французов.

Всю жизнь не покидали Пушкина чувства гордости за Россию, за ее мужественных ратников, зародившиеся и крепнувшие у впечатлительного и любознательного 13-летнего юноши в суровую военную годину 1812 года.

А.С. Пушкин своим гениальным поэтическим словом воспел величайшие свершения героев Бородина, народный подвиг защитников Отечества в 1812 году, воздвиг поэтический немеркнущий памятник народу, его рядовым воинам и полководцам, отстоявшим Россию от наполеоновских захватчиков. Все новые и новые поколения людей уже более 200 лет, читая Пушкина, соприкасаются чувствами и умом с гениальными поэтическими ощущениями поэта войны 1812 года. Многие дети впервые узнают о Бородино, о Кутузове, Багратионе, Давыдове из поэтических уст Пушкина.

Поэт обращается к Отечественной войне 1812 года более чем в 90 своих стихотворений, поэм, прозе и письмах. Отечественная война 1812 года, заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. занимают одно из самых значительных мест в творчестве поэта на героико-патриотические темы. Гениальные пушкинские строки о двенадцатом годе, Бородино, нашествии на Москву, отдельных событиях и особенно о многих участниках войны, с которыми Пушкин лично общался, помогают лучше понять, оценить это крупнейшее историческое событие в русской и мировой истории. Его оценки Александра I, Наполеона, Кутузова и других крупных личностей того времени метки, характерны, интересны. Это оценки гениального современника тех событий.

Через два года после войны, 8 января 1815 г., на публичном чтении в лицее, при переходе с младшего на старший курс, в присутствии Г.Р. Державина, Пушкин читает свое знаменитое стихотворение, написанное в октябре-ноябре 1814 г., «Воспоминаний в Царском Селе». В этом стихотворении, покорившем Державина, Пушкин выразил свое отношение к Отечественной войне, в которой ярко проявились ратные традиции Руси. Поэт весомо заявил о себе как гениальном певце русской героики, певце бранного поля.

Бессмертны вы во век, о росски исполины,

В боях воспитаны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род.

О громкий век военных споров,

Свидетель славных россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

В пушкинских строках наяву чувствуется бранное Поле Бородина, суровость и напряжение жестокого боя.

Ретивы кони бранью пышут,

Усеян ратниками дол,

За строем строй течет, все местью, славой дышат,

Восторг во грудь их перешел.

Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,

И се - пылает брань; на холмах гром гремит,

В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,

И брызжет кровь на щит.

Сразились. Русский - победитель!

И вспять бежит надменный галл;

Но сильного в боях небесный вседержитель

Лучом последним увенчал,

Не здесь его сразил воитель поседелый;

О бородинские кровавые поля!

Не вы неистовству и гордости пределы!

Увы! на башнях галл кремля!..

Любопытно заметить, что юный Пушкин в стихотворении отметил важную черту русских храбрецов. Враг изгнан из России. Русские войска в Париже. Но русские не мстители.

Но что я зрю? Герой с улыбкой примиренья

Грядет с оливою златой.

Еще военный гром грохочет в отдаленье,

Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,

А он - несет врагу не гибель, но спасенье

И благотворный мир земле.

Русский воин, защищая Отечество, храбр, бесстрашен, вступив же на землю неприятеля, благороден, не мстителен.

Юношеское стихотворение Пушкина, написанное 190 лет тому назад, и поныне современно, хотя не перевелись некоторые деятели, стремящиеся принизить роль Пушкина и его творчества. Автор правдиво показал образ российского воина, героику и патриотизм русского и всех народов России, предупредив возможных неприятелей от посягательств на Россию. Стихотворение звучит как призыв гениального поэта, великого гражданина России к нынешним поколениям, призывающим на подвиг во имя независимости своего государства.

В 1815 г. Пушкин еще дважды возвращается к теме Отечественной войны 1812 года. Вскоре после появления в русской печати сообщения о бегстве Наполеона с о-ва Эльба и возвращении его в Париж поэт пишет «Наполеон на Эльбе», а затем по поручению директора департамента народного просвещения И.И. Мартынова на ожидавшуюся торжественную встречу Александра I после взятия русскими войсками Парижа, - стихотворение «Александру».

В «Наполеоне на Эльбе» вновь прозвучал голос Пушкина во славу России. Непобедимому Наполеону, державшему в трепете народы Европы, Россия нанесла сокрушительное поражение.

Но туча грозная нависла над Москвою,

И грянул мести гром!..

Полнощи царь младой! ты двигнул ополченья,

И гибель вслед пошла кровавым знаменам,

Отозвалось могущего паденье,

И мир земле, и радость небесам,

А мне - позор и заточенье!

И раздроблен мой звонкий щит,

Не блещет шлем на поле браней;

В прибрежном злаке меч забыт

И тускнет на тумане.

В последующих сочинениях А.С. Пушкин многократно обращается к героической теме Отечественной войны 1812 года. В 1831 г. им написано стихотворение «Перед гробницею святой». Автор посвящает его великому полководцу, герою Отечественной войны М.И. Кутузову.

В Петербурге в Казанском соборе, в святой гробнице, под громадами гранитных столбов и нависшими знаменами.

«...спит сей властелин,

Сей идол северных дружин,

Маститый страж страны державной,

Смиритель всех ее врагов,

Сей остальной из стаи славной

Екатерининских орлов.

Пушкин напоминает о двенадцатом годе и роли в исходе войны Кутузова.

В твоем гробу восторг живет!

Он русский глас нам издает;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Возвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал - и спас...

В 1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец». Оно посвящено памяти М.Б. Барклая де Толли -военному министру и главнокомандующему 1-й Западной армией в начальный период Отечественной войны 1812 года.

В этом стихотворении поэт рассказал, как он часто посещал Военную Галерею в Зимнем Дворце и восхищался помещенными здесь портретами свыше 300 генералов - участников войны. Эти портреты были написаны английским художником Доу, жившим в России почти 10 лет.

Талантливой кистью Доу и пушкинскими поэтическими строками увековечены имена и лица тех, «чей высокий лик в грядущем поколенье» приводит «в восторг и в умиленье» не только поэта, но и всех патриотов России. Пушкин отдавал должное заслуженному полководцу Барклаю де Толли и, как он считал, отнюдь не принизил роль М.И. Кутузова. Поэтому в своем пространном «Объяснении», опубликованном в 4-м номере «Современника» за 1936 г., Пушкин называет причину замены Барклая де Толли и дает яркую оценку М.И. Кутузову, называя его спасателем России. Вот пушкинские слова: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории». И далее: «Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?»

Пушкин пишет: «Один Кутузов мог предложить Бородинское сраженье; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром, деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал».

Вся короткая жизнь гениального Пушкина наполнена светлой памятью о войне двенадцатого года, ее героях, народе, одержавшем нелегкую победу.

Со многими героями войны Пушкин был лично знаком, гордился этим знакомством, постоянно с ними общался, вел обширную переписку.

В работе Пушкина «Рославль» мужественная патриотка Полина сумела высоко оценить героический подвиг в войне 1812 года. Любящая свою родину и готовая отдать за нее свою жизнь, она восклицает: «Стыдись, разве женщины не имеют своего Отечества? Разве нет у них своих отцов, братьев, мужей? Разве кровь русская для нас чужда?» Здесь Пушкин в художественной форме передает переживания героев произведения о событиях, происходивших в 1812 году, о Бородинском сражении, о пожаре Москвы, о настроениях людей, участии отдельных лиц в формировании полков, о патриотизме, охватившем население, о французских пленных. Один из них, некто Сеникур, узнав о пожаре в Москве воскликнул: «Боже мой! Он погиб, как, разве вы не видите, что пожар Москвы есть гибель всему французскому войску, что Наполеону негде, нечем будет держаться, что он принужден будет скорее отступить сквозь разоренную опустелую сторону при приближении зимы с войском расстроенным и недовольным».

Пушкин и в других своих повестях («Метель», «Гробовщик» и др.) обращался к событиям Отечественной войны 1812 года.

Своим отношением к Отечественной войне 1812 года Пушкин проявил себя как великий патриот России, активно выступающий за ее могущество, ее величие и целостность. Он восхищался теми, кто не щадя своей жизни посвящал себя полностью России, ее защите и процветанию. В своем творчестве он остро выступал против тех, кто пытался принизить Россию, очернить русский народ, предать свою Родину.

И.А. Крылов и народные настроения 1812 года.

События Отечественной войны 1812 года нашли своё отражение и в баснях Ивана Андреевича Крылова. В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А. Крылова «Кот и повар» и «Раздел», так начинался цикл басен посвящённых войне с Наполеоном Бонапартом, в которых автор в иносказательной форме сумел выразить своё отношение не только, к конкретным историческим лицам (Наполеон, Александр I, М.И.Кутузов), но и, шаг за шагом следуя за русской армией, к военным действиям.

Уже осенью 1812 года печатаются басни: «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Обоз» и «Щука и кот», которые известны как тетралогия басен, посвящённых главнокомандующему русской армией, генерал - фельдмаршалу М.И. Кутузову. Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявляет себя как «политический писатель», поддерживающий и оправдывающий тактику М.И. Кутузова. Интересно, что по своему психологическому складу М.И. Кутузов очень напоминал И.А. Крылова. Недаром Крылов чувствовал в нём родственную душу и прославлял в своих баснях.

И.А. Крылов с самого начала войны очень чутко улавливал народные настроения. В басне «Раздел», посвящённой начальному этапу военных действий, мы читаем:

В делах, которые гораздо поважней,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает

О выгоде своей.

Как человек гражданский и далёкий от военной науки, Крылов вряд ли мог иметь собственные представления о том, как воевать. Но он руководствуется здравым смыслом. Прекрасно понимая, что генерал Барклай де Толли – это полководец не облечённый доверием армии и народа, он был уверен, что Барклай не способен эффективно командовать войсками, даже, если избранная им тактика правильная. И.А. Крылов понимал то, что дух войска важнее стратегического искусства полководца. Поэтому, если сама идея отступления не встречает поддержки в войсках, оно бессмысленно. Если Кот из басни «Кот и повар», поедающий жаркое, легко ассоциируется с Наполеоном, захватывающим русские города, то под поваром, скорее всего, подразумевается сам царь Александр I со свойственной ему в этот период набожностью и со всегда присущими колебаниями в решении важных вопросов. Это к нему обращены заключительные строки басни:

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

После Бородинского сражения М.И.Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы французам. И.А.Крылов откликнулся на отступление русских войск басней «Ворона и курица».

Автор противопоставляет правительственной точке зрения мысль об исторической правоте гланокомандующего: «противу дерзости искусством вооружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил». А вот народ верит Кутузову:

Тогда все жители, и малый, и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой».

Однако русское общество по-разному относится к защите Отечества.

Между двумя обитательницами московских подворий - Вороной и Курицей - происходит разговор, раскрывающий различные взгляды обывателей:

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу Спокойно, чистя нос, глядит. "А ты что ж, кумушка, в дорогу?- Ей с возу Курица кричит.- Ведь говорят, что у порогу Наш супостат". "Мне что до этого за дело?- Вещунья ей в ответ.- Я здесь останусь смело. Вот ваши сестры - как хотят; А ведь Ворон ни жарят, ни варят: Так мне с гостьми не мудрено ужиться, А может быть, еще удастся поживиться Сырком, иль косточкой…»

Позиция так называемых «Ворон» - жить «как бог на душу положит», надежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить.

Басня "Волк на псарне", была написана в первых числах октября в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры через генерала Лористона, имевшего 23 сентября 1812 года свидание с Кутузовым. Генерал Лористон передал Кутузову мирные предложения Наполеона, приведенные в донесении Кутузова Александру I. В них указывалось, что Наполеон "желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда". Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября разбил французские войска при селении Тарутино.

Как бы то ни было, недоброжелатели М.И. Кутузова усиленно распространяли слухи о его готовности вступить в мирные переговоры с французами. Эти слухи необходимо было опровергать. Удивительно, но быстрее всех отреагировал Крылов. В басне автор представляет дело таким образом, что французы, изображаемые под видом волка, случайно вместо овчарни, попавшего на псарню, загнанные в безвыходное положение, обратились к Кутузову с предложением мира. Но волка перебивает псарь (Кутузов):

"Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ,- Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой". И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Собственноручную копию это басни И.А. Крылов отправил супруге Кутозова, а та переслала мужу. В армии эта басня имела огромный успех, при её чтении «воздух потрясался от восклицаний гвардии».

После сдачи Москвы французам, обвинения в адрес М.И. Кутузова в бездеятельности и лени стали общим местом. И опять-таки Крылов, который ещё недавно упрекал в басне «Кот и повар» русское командование за бездействие, тут со свойственным ему чутьём понял глубокую правду Кутузова и встал на его защиту. Его ответом на обвинения главнокомандующего русской армией в бездействии стала басня «Обоз». В ней две лошади – «конь добрый» и «лошадь молодая» - спускают с горы обоз с горшками. Первый идёт не спеша и успешно довозит хрупкий груз до места. Вторая лошадь издевается над его осторожностью. Однако как только доходит до дела, хвастливая лошадь вместе с обозом оказывается в канаве:

…..И с возом бух в канаву!

Прощай хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

Творчество баснописца высоко ценили сами участники войны 1812 года, они были очень популярны в действующей армии и многие читали их наизусть! И.А. Крылов в аллегорической форме выражал своё отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий.

Басни не относятся к историческим жанрам литературы. Патриотические произведения Крылова - исключение, потому что они раскрыли подлинно народный характер Отечественной войны 1812 года. Вот уже двести лет они популярны во всех слоях русского общества, так как написаны языком, который понятен всем поколениям россиян. Многие образные выражения баснописца стали «крылатыми», пополнив копилку народной мудрости.

В.А. Жуковский – «певец во стане русских воинов»

В 1812 году Василий Андреевич Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. В день Бородинского сражения он находился в резерве, всего в двух верстах от места боя; после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу М. И. Кутузова. В военном лагере русской армии при селении Тарутино Жуковский написал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которой поименно прославил всех живых и погибших героев Отечественной войны. В декабре того же года ода появилась в журнале «Вестник Европы», обратив на поэта внимание двора.

«Певец во стане русских воинов» напечатано впервые в журнале «Вестник Европы», с подзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине». Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. «Певец во стане русских воинов» надолго определил поэтическую репутацию Жуковского.

Необычайный успех стихотворения объяснялся, конечно, прежде всего, его высокими художественными достоинствами. Но, пожалуй, самое главное, в чем современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развернутой перед ними поэтом, они впервые ощутили свое время, свой мир, наконец, свою войну - ту самую, которая была их грозным сегодняшним днем.

Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определенную долю литературной условности достаточно явно смыкался с традиционными одами. Однако в полной мере используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идет к действительности, к «натуре», и это позволяет ему создать целую галерею выразительных исторических портретов.

В «галерее» Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причем каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковыми были портреты: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, Н.Н. Раевского, Я.П. Кульнева, М.И. Платова, Д.В. Давыдова, А.С. Фигнера, А.И. Кутайсова, М.С. Воронцова. Представляя их в полном блеске их боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошел в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчужденных и замкнутых в своем величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» неотделима от славы каждого воина. Это братство, эта семья живет единой жизнью, ведя общий счет и громким победам, и горьким утратам. Поэтому как глубоко свое, личное читатель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Кутузова перед полками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, и ту глубокую печаль, с которой певец ведет рассказ о гибели Кутайсова, Кульнева и Багратиона.

Впоследствии Жуковский еще не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвященных открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. «Никто более тебя, - напишет ему Пушкин, - не имел права сказать: глас лиры, глас народа».

Спустя почти сорок лет, приветствуя Жуковского незадолго до его смерти, его друг и литературный соратник Вяземский воскресил именно эту страницу его творческой биографии:

Певец царей, и рати, и народа,

Он вещий твой, о Русская земля,

Младой певец, отчизны верный сын,

Как под ружьем, он с лирой боевою

Стоял в рядах Тарутинских дружин.

1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал о войне 1812 года, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике.