Жизнь и творчество юлии друниной. Биография юлии друниной

Это великое счастье – жить и не бояться гула самолётов, жить и радоваться солнечным, весенним дням, жить и строить планы на будущее. И это счастье для нас отвоевали у фашистов наши мужественные деды, наши героические бабушки. И мы не должны об этом забывать и должны всё делать так, что бы об этом знали и помнили наши дети и внуки, ведь живых свидетелей войны становится с каждым годом всё меньше и меньше.

Всё, что касается войны не оставляет равнодушным, но я с особым трепетом отношусь к теме женщины на войне. Как они смогли всё это выдержать, это известно только им.

К 70-ой годовщине окончания ВОВ я рассказывала о Зинаиде Самсоновой, в память о ней Ю. Друнина написала стихи «Зинка». Почитайте об этом .

Теперь я хочу рассказать о самой поэтессе.

Юлия Друнина — биография, стихи

Писать стихи Юлия Владимировна Друнина начала ещё в школе с 11 лет, как она потом вспоминает:

«В школьные годы я была жрицей чистого искусства, писала только об экзотической природе, о неземной любви — замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами… Мы пришли на фронт прямо из детства. И из моих стихов сразу, как ветром, выдуло и ковбоев, и пампасы, и прекрасных дам».

Как только началась война, Юля записалась на курсы медсестёр. Но школу, где работал директором её отец, решили эвакуировать в Сибирь. Юля не хотела ехать в эвакуацию, но согласилась только из-за тяжелой болезни отца (он перенёс инсульт) и они уехали в Тюменскую область.

В 1942 году отец умер. Юля твёрдо решила попасть на фронт, для этого она добавила себе один год и уехала в Хабаровск, где поступила в Школу младших авиационных специалистов.

Но тут объявили, что курсантов школы переводят в запасной женский полк. А на фронт отправляют девушек-медиков. Она, конечно же, нашла своё свидетельство об окончании курсов медсестёр и получила направление на фронт в санитарное управление 2-го Белорусского фронта. Назначение она получила в 667-й стрелковый полк 218-ой стрелковой дивизии, там она и познакомилась с Зинаидой Самсоновой, о которой я рассказывала ранее.

В 1943 году Друнина была тяжело ранена. Осколок снаряда прошёл буквально в паре миллиметров от сонной артерии. Не догадываясь об опасности ранения, она обвязала шею бинтами и продолжала спасать раненых, пока ей самой не стало плохо. Узнала она о том, что была в шаге от смерти, очнувшись в госпитале.

Её комиссовали, она вернулась в Москву и решила поступить в Литературный институт, но её не взяли, сказав, что её стихи не зрелые.

Она решила вновь вернуться на фронт. После пройденного обследования, её признали годной к военной службе и направили в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. В одном из боёв она была контужена, получила инвалидность и окончательно была признана негодной к строевой службе. Закончила войну Юлия Друнина в звании старшины медицинской службы, награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

Естественно, пережитое на войне, не могло не отразится на её творчестве.

Друнина вернулась в Москву в декабре 1944 года и вновь решила поступить в Литературный институт. Поскольку занятия уже шли, она просто стала посещать лекции вместе с первокурсниками. Никто не посмел указать на дверь ветерану войны. С 1945 года она начала печататься, через два года её приняли в союз писателей.

После победы она вышла замуж за молодого поэта Н. Старшинова, у них родилась дочь, но брак распался. Позже она вышла замуж второй раз за известного киносценариста А. Я. Каплера. Их счастливый брак продлился 19 лет, в 1979 году Каплер скончался. Это было для Друниной невосполнимой утратой.

Юлия Владимировна Друнина не только выпускала сборники стихов, причём довольно часто, но и вела активную общественную жизнь. В 1990 году она стала депутатом Верховного Совета СССР, её целью было отстаивать интересы и права участников ВОВ и войны в Афганистане. Но, поняв, что ничего существенного у неё сделать в этой области не получается, она вышла из депутатского корпуса. В августе 1991 года принимала участие в защите Белого Дома.

21 ноября 1991 года она добровольно ушла из жизни, покончив с собой. Перед уходом Юлия Друнина писала:

«…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл».

Её первый муж, Н.Старшинов так объяснил её уход:

«Я знаю, что Алексей Яковлевич Каплер относился к Юле очень трогательно - заменил ей и мамку, и няньку, и отца. Все заботы по быту брал на себя. Но после смерти Каплера, лишившись его опеки, она, по-моему, оказалась в растерянности… Вообще она не вписывалась в наступавшее прагматическое время, она стала старомодной со своим романтическим характером».

Судьба оградила её от смерти во время войны, где было миллион шансов погибнуть, а ушла она из жизни по собственной воле.

Конечно, не хотелось заканчивать этот рассказ в канун праздника на такой грустной ноте. Но, так сложилась жизнь известной поэтессы, женщины-фронтовички Юлии Владимировны Друниной. Близкие друзья называли её Юлечкой и вспоминали её бескомпромиссной, смешной, наивной, трогательной… и очень мужественной – и на фронте, куда пошла добровольно и потом, когда принимала последнее в своей жизни важное решение.

Именем Юлии Друниной крымские астрономы Юлия и Николай Черных назвали одну из далеких планет Галактики. Летящий к нам свет звезды — это, пожалуй, лучший памятник талантливой женщине — поэтессе, женщине — фронтовичке Юлии Друниной. Светлая ей память.

Светлая память все тем, кто погиб, защищая нашу Родину. Низкий поклон и долгих лет жизни всем тем, кто выжил в этой страшной войне.

С Днём победы всех нас! Здоровья, счастья и мирного неба над головой.

Елена Касатова. До встречи у камина.

В завершении ещё один стих Юлии Друниной.

Друнина Юлия Владимировна (1924-1991) - русская советская поэтесса, прозаик.
Родилась в Москве в учительской семье. Отец - учитель истории, мать - школьный библиотекарь. Детство Юлии прошло в центре Москвы, училась в московской школе № 131, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. В конце 1930-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.
Когда началась Отечественная война, семнадцатилетняя Юлия Друнина вместе с семьёй была эвакуирована в Заводоуковск, где записалась в добровольную санитарную дружину при РОКК (Районное общество Красного Креста) и стала работать санитаркой в глазном госпитале. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, затем стала санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС). Через некоторое время девушкам - младшим авиаспециалистам объявили, что их вместо отправки в боевые части переводят в женский запасной полк. Перспектива оказаться вдали от фронта казалась для Друниной ужасной. Узнав о том, что девушек-медиков, в порядке исключения, все-таки направят в действующую армию, она спешно нашла свое свидетельство об окончании курсов медсестер и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.
По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка».
В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошел в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьезности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти.
Опыт войны лёг в основу её творчества.
В 20-летнем возрасте Юлия Друнина, приехав в Москву, вышла замуж за своего сверстника, также начинающего поэта Николая Старшинова, и начала посещать лекции в Литературном институте, не сдав вступительных экзаменов. Никто не посмел отказать инвалиду войны. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году - сборник стихов «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в 1-м Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт Юлия Друнина закончила только в 1952 году, пропустив несколько лет из-за рождения дочери. Стихов в тот период не писала.
Основная тема стихотворений Юлии Друниной - фронтовая юность со всем ее неустройством («ознобные могилы-блиндажи», «окопная тоска» и т.п.) и горячим патриотизмом, пылкостью первой любви и невозвратимыми утратами, самоотверженностью дружбы и силой сострадания. В 1955 Друнина выпускает сборник стихов «Разговор с сердцем», далее следуют сборники: «Современники» (1960), «Тревога» (1965), «Страна Юность» (1966), «Ты вернешься» (1968), «В двух измерениях» (1970), «Не бывает любви несчастливой...» (1973), «Окопная звезда» (1975), «Мир под оливами» (1978) и др. В 1970-е годы выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом не из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году - «Бабье лето», в 1983 году - «Солнце - на лето».
Среди немногих прозаических произведений Друниной – повесть «Алиска» (1973), автобиографический очерк «С тех вершин» (1979), публицистика. На стихи Юлии Друниной Александра Пахмутова написала песни «Походная кавалерийская» и «Ты - рядом».
1954 году Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она познакомилась с известным киносценаристом Алексеем Яковлевичем Каплером. Любовь вспыхнула сразу, но ещё шесть лет Юлия боролась с этим чувством, сохраняя верность мужу, пытаясь сохранить семью. В 1960 году Друнина все-таки рассталась с Николаем Старшиновым и, забрав с собой дочку, ушла к Каплеру, который также развелся. Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Юлия посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов - хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чём бы то ни было другом. Смерть Каплера в 1979 году так и осталась для Друниной невосполнимой утратой.
В 1990 Юлия Друнина баллотировалась и была избрана в Верховный Совет СССР, к этому ее побудило желание защитить интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса.
20 ноября 1991 года Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой. В своём гараже она завела машину и задохнулась. Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле. Причиной самоубийства, судя по всему, послужили личные утраты (смерть второго супруга, известного кинорежиссёра А. Каплера) и крушение общественных идеалов. В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, Друнина так описывала свои переживания: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»

(1991-11-21 ) (67 лет) Место смерти
  • Москва , РСФСР , СССР

Ю́лия Влади́мировна Дру́нина (10 мая - 21 ноября ) - советская поэтесса. Секретарь СП СССР и СП РСФСР . Народный депутат СССР .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно, экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами - коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу, как ветром, выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам.

    Я ушла из детства в грязную теплушку,
    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
    Дальние разрывы слушал и не слушал
    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые,
    От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
    Потому что имя ближе, чем «Россия»,
    Не могла сыскать.

    Учёба в школе стала для Друниной очередным кошмаром - очень «социально неоднородный» коллектив её окружал, да и техническая наука давалась с трудом. Через некоторое время девушкам - младшим авиаспециалистам - объявили, что их вместо отправки в боевые части переводят в женский запасной полк. Перспектива оказаться вдали от фронта казалась для Друниной ужасной. Узнав о том, что девушек-медиков, в порядке исключения, всё-таки направят в действующую армию, она спешно нашла своё свидетельство об окончании курсов медсестёр и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.

    По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка».

    В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

    Я только раз видала рукопашный,
    Раз наяву. И тысячу - во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.

    После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Вернулась в Москву. Попыталась поступить в , но неудачно - её стихи были признаны незрелыми. Не попав в институт, оставаться в Москве Юля не захотела и решила вернуться на фронт. К счастью, её признали годной к строевой службе.

    Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области , затем в Прибалтике . В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

    Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества.

    До сих пор не совсем понимаю,
    Как же я, и худа, и мала,
    Сквозь пожары к победному Маю
    В кирзачах стопудовых дошла.

    И откуда взялось столько силы
    Даже в самых слабейших из нас?..
    Что гадать! - Был и есть у России
    Вечной прочности вечный запас.

    В декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвращается в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, она сразу же пришла в Литературный институт, и стала посещать занятия первого курса. Выгнать инвалида войны никто не решился.

    В Литературном институте в конце 1944 года Юлия Друнина познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом Николаем Старшиновым . Вскоре они поженились. В 1946 году родилась дочь Елена. Из-за замужества и рождения дочери Юлия пропустила несколько лет учёбы в институте и закончила его только в 1952 году . Стихов в тот период не писала. Молодая семья ютилась в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь. В 1960 году Друнина и Старшинов расстались.

    В начале 1945 года в журнале «Знамя » была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году - стихи «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. В 1948 году вышла первая книга стихов Юлии Друниной «В солдатской шинели».

    В последующие годы сборники выходили один за другим: в 1955 году - сборник «Разговор с сердцем», в 1958 году - «Ветер с фронта», в 1960 году - «Современники», в 1963 году - «Тревога» и другие сборники. В 1967 году Друнина побывала в Германии , в Западном Берлине . Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?». Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

    В 1970-е годы выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом не из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году - «Бабье лето», в 1983 году - «Солнце - на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной - повесть «Алиска» (1973), автобиографическая повесть «С тех вершин…» (1979), публицистика.

    В 1954 году Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она познакомилась с известным киносценаристом Алексеем Яковлевичем Каплером . Любовь вспыхнула сразу, но ещё шесть лет Юлия боролась с этим чувством, сохраняя верность мужу, пытаясь сохранить семью. В 1960 году Друнина всё-таки рассталась с Николаем Старшиновым и, забрав с собой дочку, ушла к Каплеру, который также развёлся. Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Юлия посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов - хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чём бы то ни было другом. Смерть Каплера в 1979 году так и осталась для Друниной невосполнимой утратой.

    С большими надеждами на лучшее будущее Юлия Друнина восприняла перестройку конца 1980-х годов. [ ] В 1990 году стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в периодической печати не только со стихами, но и с публицистическими статьями, в которых с тревогой писала о том, как неоднозначно проходит перестройка, как у многих людей происходит девальвация высоко ценимых ею моральных и гражданских ценностей. На вопрос, зачем она баллотировалась в депутаты, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию , интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане ». Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса. В августе 1991 года (во время ГКЧП) участвовала в защите Белого Дома. В беседе с одним из депутатов объяснила свой приход желанием защитить Ельцина.

    Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой 21 ноября 1991 года . Основной причиной самоубийства, судя по всему, послужили личные утраты (смерть второго супруга, известного киносценариста А. Каплера) и крушение общественных идеалов. В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, Друнина так описывала свои переживания: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»

    Ухожу, нету сил. Лишь издали
    (Всё ж, крещёная!) помолюсь
    За таких вот, как вы, - за избранных
    Удержать над обрывом Русь.

    Но боюсь, что и вы бессильны.
    Потому выбираю смерть.
    Как летит под откос Россия,
    Не могу, не хочу смотреть!

    Вспоминает Л. И. Грач : «Она, как и многие в те дни, не смогла смириться с происходящим. Открыла в своём гараже, где у неё стоял „москвич“, выхлопную трубу и задохнулась. Нашли её предсмертную записку, где она просила похоронить её возле мужа, известного драматурга Алексея Каплера. В своё время Друнина и Каплер отдыхали в Коктебеле и ходили по 25 километров в Старый Крым . Наверное, поэтому Друнина похоронила его на Старокрымском кладбище » .

    На входной двери дачи (где в гараже она отравилась выхлопными газами автомобиля) Юлия Владимировна оставила записку, обращённую к зятю: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж».

    Семья

    • Первый муж - поэт Николай Старшинов (брак распался в 1960 году).
      • Дочь Елена.
      • Внучка Александра
      • трое правнуков
    • Второй муж - киносценарист
    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Друниной Юлии Владимировны

    Семья, школьные годы

    Родилась Юлия Владимировна Друнина 10-го числа в месяце мае в 1924 году в городе Москва. Её отец – Друнин Владимир Павлович – работал учителем истории, мать была учительницей музыки и библиотекарем, её звали Матильда Борисовна. Семья жила в коммуналке в центре Москвы. Юлия начала писать стихи в 11 лет, занималась в литературной студии. Впервые её школьные стихи были напечатаны в Учительской газете в 30-е годы.

    Война, фронт

    В конце 1941 года Друнина была направлена на работы по сооружению оборонительных укреплений и попала в окружение. На войне в окружении она встретила свою первую любовь. Это был комбат, который в скором времени погиб. Небольшая группа вышла из окружения, Друнина снова оказалась в Москве и была эвакуирована в город Заводоуралск вместе со школой отца. Отец перед эвакуацией перенёс инсульт, поэтому она ухаживала за ним. Отец Друниной скончался от второго удара в 1942 году.

    Она нашла свой документ об окончании курсов медсестры и отправилась на фронт в действующие части Белорусского фронта. Юлия была тяжело ранена в 1943 году, стала инвалидом и её комиссовали. Затем она вернулась в Москву и пыталась поступить там в Литературный институт, однако её не приняли. Тогда она снова вернулась на фронт и воевала в Псковской области и Прибалтике. В 1944 году она была контужена и признана негодной к службе. Ей присвоили звание старшины медицинской службы и наградили медалью "За отвагу" и орденом Красной звезды.

    Литературный институт, годы творчества

    Выгнать её из Литературного института никто не решился, она пришла в институт и стала самовольно посещать занятия на первом курсе. Друнина познакомилась в институте с поэтом Николаем Константиновичем Старшиновым, они вскоре поженились. В 1946 году в семье родилась дочь Елена. Жили очень бедно, стихов Юлия не писала, институт временно оставила. Институт она закончила только в 1952 году. В 1947 году Юлию Друнину приняли в Союз писателей, начали выходить сборники её стихов. Первая подборка стихов о войне была напечатана в 1941 году. Сборники стихов один за другим выходили после 1948 года, когда была опубликована книга "В солдатской шинели". Основной темой её творчества стала фронтовая юность.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    Личная жизнь, знакомство с Каплером

    В 1960 году первая семья Друниной распалась. Когда её приняли в Союз писателей, она стала жить материально благополучно и получила возможность творчества. Она была красивой и очень обаятельной, за ней многие ухаживали из писателей и поэтов. Притязания она отвергала. Она стала ездить за границу, была в Германии (в ФРГ). Сборники продолжали выходить в 50-х годах, 60-х годах и в 1970-х годах. Вышло несколько прозаических произведений автобиографического характера, публицистика. В 1954 году Друнина училась на курсах сценаристов при Союзе кинематографистов. Она познакомилась на курсах с Каплером Алексеем Яковлевичем, известным сценаристом кино. Между ними вспыхнула любовь. Шесть лет Друнина боролась со своим чувством, сохраняла верность мужу. В 1960 году она всё-таки ушла от мужа к Каплеру, забрав дочку. В это время Каплер тоже развёлся со своей женой. Счастливое супружество продолжалось 19 лет. Друнина посвятила любви к Каплеру огромное количество стихов. Семью разрушила смерть Алексея Яковлевича в 1979 году, которую Друнина не пережила, это была невосполнимая утрата. Причиной самоубийства Друниной в 1991 году, как говорят, стала эта утрата и ещё крушение общественных идеалов, развал СССР.

    Общественная деятельность

    Юлия Друнина с большими надеждами приняла перестройку в конце 80-х годов. Она была избрана депутатом Верховного Совета СССР. Также Юлия много выступала в прессе с тревогами о крушении моральных ценностей и идеалов. Она защищала интересы и права участников войны как Великой Отечественной, так и участников войны в Афганистане. Друнина вышла из депутатского корпуса, поняв, что сделать ничего не сможет.

    Самоубийство

    Юлии Друниной не нравился мир дельцов "с железными локтями", она не нашла в себе сил для борьбы с этим новым миром. Своё самоубийство она объясняла в одном из писем, что для борьбы нужны люди более крепкие, чем она, имеющие "крепкий личный тыл". Друнина не могла долго расстаться с юностью, не хотела быть бабушкой и не разрешала внучке называть её бабушкой. Говорят, что она хотела остаться молодой и красивой. Также ходят слухи, что перед самоубийством она была влюблена в женатого человека, юриста, депутата, имя не называется. Она закрыла в своём гараже выхлопную трубу и задохнулась, это было 20-го числа в ноябре месяце 1991 года. В предсмертном стихотворении она вспомнила о том, что она крещёная, православная. Также оно намекало на возлюбленного Друниной с глазами "как у инока". Говорят и о том, что она не смогла справиться с большим хозяйством и бытом, который обеспечивал Каплер: большая квартира, дача, гараж, машина. Она не могла этим заниматься и оказалась очень старомодной, но жить по-другому не умела и не смогла. В стихотворении "Судный час" она молилась за тех, кто должен "удержать над обрывом Русь".

    Поэтесса

    Я только раз видала рукопашный,

    Раз — наяву и тысячу — во сне.

    Кто говорит,

    что на войне не страшно,

    Тот ничего не знает о войне.

    Именно эти строки принесли ей самую большую известность.


    Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в семье учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды.

    Школьницей она посещала литературную студию, много читала - «от Лидии Чарской до “Одиссеи” Гомера. Писала стихи…». В конце 30-х годов стала победительницей в конкурсе на лучшее стихотворение. Его опубликовали в «Учительской газете» и передали по радио. Переломным событием в жизни Юлии стал 1941 год - окончание школы и начало Великой Отечественной войны.

    Юлия в семнадцатилетнем возрасте работала на строительстве оборонительных сооружений в народном ополчении под Можайском, а позже записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста), стала санитаркой в глазном госпитале, а потом, вопреки воле родителей стала санинструктором в пехотном полку.

    Выйдя с остатками армии из окружения, Юля вернулась в Москву, а ее семья перебралась подальше от фронта - в Сибирь, но Юля вернулась на фронт и попала в пехоту, на передовую. «Подстриженная под мальчишку, была похожа я на всех», - вспомнит она много позже. А ее стихи о войне будут внешне просты и сдержаны, но за каждым словом открывается бездна чувств.

    Целовались.
    Плакали
    И пели.
    Шли в штыки.
    И прямо на бегу
    Девочка в заштопанной шинели
    Разбросала руки на снегу…

    После тяжелого ранения в 1943 году, когда осколок прошел в двух миллиметрах от сонной артерии, Юлия вновь возвращается на фронт. Она становится курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Получив сообщение о смерти отца, она поехала на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, где в Главном управлении ВВС, получает справку, что отстала от поезда, и едет на западный фронт. В Гомеле Юлия Друнина получила направление в 218-ю стрелковую дивизию.

    Она была награждена медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды - это было справедливое признание ее заслуг.

    Она снова была ранена. После выздоровления неудачно пыталась поступить в Литературный институт. Она вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Была контужена, и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы.

    Пока Советская Армия продолжала освобождать от фашистов города, Юлия в 1944 году в декабре снова пришла в Литературный институт, и в середине учебного года стала посещать лекции. «И никогда я не сомневалась, что буду литератором. Меня не могли поколебать ни серьезные доводы, ни насмешки отца, пытающегося уберечь дочь от жестоких разочарований. Он-то знал, что на Парнас пробиваются единицы...»

    В Литинституте Юлия знакомится со своим будущим мужем Николаем Старшиновым.

    Возвратившись с фронта в сорок пятом,
    Я стеснялась стоптанных сапог
    И своей шинели перемятой,
    Пропыленной пылью всех дорог.

    «Мы встретились в конце 1944 года в Литературном институте им. А. М. Горького. После лекций я пошел ее провожать. Она, только что демобилизованный батальонный санинструктор, ходила в солдатских кирзовых сапогах, в поношенной гимнастерке и шинели. Ничего другого у нее не было.


    Мы были студентами второго курса, когда у нас родилась дочь Лена. Ютились в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь.


    В быту Юля была, как впрочем, и многие поэтессы, довольно неорганизованной. Хозяйством заниматься не любила. По редакциям не ходила, даже не знала, где многие из них находятся, и кто в них заведует поэзией. Лишь иногда, услышав, что я или кто-то из студентов собирается пойти в какой-нибудь журнал, просила: «Занеси заодно и мои стихи…»

    Однажды я провожал ее (мы еще встречались) и мы зашли к ней домой. Она побежала на кухню и вскоре принесла мне тарелку супа. Суп был сильно пересолен, имел какой-то необычный темно-серый цвет. На дне тарелки плавали мелкие кусочки картошки. Я проглотил его с большим удовольствием. Только через пятнадцать лет, когда мы развелись и пошли после суда в ресторан — обмыть эту процедуру, она призналась, что это был вовсе не суп, а вода, в которой ее мать варила картошку «в мундирах». А Юля, не зная этого, подумала, что это грибной суп.


    Я спросил:


    — Что же ты сразу не сказала мне об этом?


    — Мне было стыдно, и я думала, что, если ты узнаешь это, у нас могут испортиться отношения.

    Смешно, наивно, но ведь и трогательно…»

    В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году — сборник стихов «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в 1-м Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт Юлия Друнина закончила только в 1952 году, пропустив несколько лет из-за рождения дочери Елены. Стихов в тот период она не писала.

    На протяжении всего творчества Друнину будут относить к военному поколению. При всем обаянии и красоте (Юлию Друнину сравнивали с Любовью Орловой), у нее был бескомпромиссный и жесткий характер.

    Я порою себя ощущаю связной
    Между теми, кто жив
    И кто отнят войной…

    В 1955 году вышел сборник «Разговор с сердцем», в 1958 — «Ветер с фронта», в 1960 — «Современники», и в этом же году распался ее брак с Николаем Старшиновым. В 1963 году вышел новый сборник ее стихов «Тревога». В 1967 году она побывала в Германии, в Западном Берлине. Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

    В 1970-е годы выходят новые сборники ее стихов: «В двух измерениях», «Я родом из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году — «Бабье лето», в 1983 — «Солнце — на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной — повесть «Алиска» (1973), автобиографическая повесть «С тех вершин…» (1979), публицистика.


    Теперь не умирают от любви.
    Насмешливая, трезвая эпоха...
    Лишь падает гемоглобин в крови,
    Лишь без причины человеку плохо...

    Теперь не умирают от любви
    Лишь сердце что-то барахлит ночами,
    Но неотложку, мама, не зови,
    Врачи пожмут беспомощно плечами:
    Теперь не умирают от любви.

    На стихи Юлии Друниной Александра Пахмутова написала песни «Походная кавалерийская» и «Ты — рядом».

    Ее вторым мужем стал кинорежиссёр, сценарист, актёр и телеведущий Алексей Яковлевич Каплер.

    Эльдар Рязанов в интервью рассказывал:

    «У меня были свои счёты к Каплеру, он ни разу не позвал меня в свою «Кинопанораму», хотя я снял неплохие фильмы к тому времени. На премьере «Иронии судьбы», когда весь зал смеялся, вздыхал, плакал, Каплер и Друнина в середине фильма встали и ушли. Так что я не любил его, не любил Друнину, которая была одним из руководителей Союза писателей, сидела в президиумах. Но для меня, когда я узнал историю их жизни, стало принципиальным сделать картину о любви. Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных…

    Они познакомились на сценарных курсах при Союзе кинематографистов в 1954 году — Друниной было 30, а Каплеру 50. А в 1960 году она расстаётся с Николаем Старшиновым, прожив в браке пятнадцать лет. Они расстались, сумев, несмотря ни на что, остаться друзьями».

    А всё равно

    Меня счастливей нету,

    Хотя, быть может,

    Завтра удавлюсь…

    Я никогда

    Не налагала вето

    На счастье,

    На отчаянье,

    На грусть.

    Я ни на что

    Не налагала вето,

    Я никогда от боли не кричу.

    Пока живу — борюсь.

    Меня счастливей нету,

    Меня задуть

    Не смогут, как свечу.

    В присутствии Друниной мало кто осмеливался безнаказанно бросить тень на священную память о прошлом. Когда в конце 80-х годов ветераны войн, и военнослужащие начали испытывать несправедливое отношение к себе со стороны государства, Друнина пыталась отстаивать честь и достоинство военнослужащих, и в 1990 году баллотируется и избирается в Верховный Совет СССР. Позже, разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, она перестала ходить на заседания, и вышла из депутатского корпуса.


    И откуда вдруг берутся силы
    В час, когда в душе черным-черно?..
    Если б я была не дочь России,
    Опустила руки бы давно,
    Опустила руки в сорок первом.
    Помнишь? Заградительные рвы,
    Словно обнажившиеся нервы,
    Зазмеились около Москвы.
    Похоронки, раны, пепелища…
    Память, душу мне войной не рви!
    Только времени не знаю чище
    И острее к Родине любви.
    Лишь любовь давала людям силы
    Посреди ревущего огня.
    Если б я не верила в Россию,
    То она не верила б в меня.

    * * *

    Мне близки армейские законы,
    Я недаром принесла с войны
    Полевые мятые погоны
    С буквой «Т» - отличьем старшины.
    Я была по-фронтовому резкой,
    Как солдат, шагала напролом,
    Там, где надо б тоненькой стамеской,
    Действовала грубым топором.
    Мною дров наломано немало,
    Но одной вины не признаю:
    Никогда друзей не предавала -
    Научилась верности в бою.

    Для Друниной оказалось страшным шоком крушение целого мироздания, под обломками которого оказались погребенными идеалы всего ее поколения.

    В августе 1991 года Юлия Друнина вместе с другими россиянами защищала Белый дом. А через три месяца ушла из жизни добровольно.

    Вспоминает Л. Грач:

    «Она, как и многие в те дни, не смогла смириться с происходящим. Открыла в своём гараже, где у неё стоял „москвич“, выхлопную трубу и задохнулась. Нашли её предсмертную записку, где она просила похоронить её возле мужа, известного драматурга Алексея Каплера, кстати, киевлянина по рождению. В своё время Друнина и Каплер отдыхали в Коктебеле и ходили по 25 километров в Старый Крым. Наверное, поэтому Друнина похоронила его на Старокрымском кладбище».

    Оставила предсмертную записку зятю: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж».

    Она оставила около десяти писем родным, знакомым, в них никого не винила и покончила с собой 21 ноября 1991 года.

    «… Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к старокрымским лесам и потребность «творить». Оно и лучше уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, не верующая. Но если Бог есть, он поймет меня. 20.11.91»

    Из стихотворения «Судный час»:

    Покрывается сердце инеем -
    Очень холодно в судный час…
    А у вас глаза как у инока -
    Я таких не встречала глаз.

    Ухожу, нету сил.
    Лишь издали
    (Все ж крещенная!)
    Помолюсь
    За таких вот, как вы, -
    За избранных
    Удержать над обрывом Русь.

    Но боюсь, что и вы бессильны.
    Потому выбираю смерть.
    Как летит под откос Россия,
    Не могу, не хочу смотреть.

    Из воспоминаний Николая Старшинова:

    «Меня и нашу дочь Лену неоднократно спрашивали о причине, вызвавшей ее добровольный уход из жизни. Односложного ответа на этот вопрос нет. Причин много…


    Она никак не хотела расстаться с юностью. Наивно, но она была категорически против, чтобы в печати появлялись поздравления с ее юбилеем, поскольку там указывался возраст. Она хоть на год, но старалась отодвинуть год своего рождения. Мало того, ей не хотелось, чтобы внучка называла ее бабушкой. И уйти из жизни она хотела не старой и беспомощной, но еще здоровой, сильной и по-молодому красивой.


    Она была незаурядной личностью и не могла пойти на компромисс с обстоятельствами, которые были неприемлемы для ее натуры и сильнее ее. И смириться с ними она не могла.

    Одно из последних стихотворений она начала так: «Безумно страшно за Россию…»


    Она как кровную обиду переживала постоянные нападки на нашу армию. И немедленно вступала в яростные споры, защищая ее.


    Хорошо зная ее нелюбовь и даже отвращение ко всякого рода заседаниям и совещаниям, я был удивлен, что она согласилась, чтобы ее кандидатуру выдвинули на выборах депутатов Верховного Совета СССР. Я даже спросил ее: зачем?


    — Единственное, что меня побудило это сделать, — желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны.


    Когда же она поняла, что ничего существенного для этого сделать невозможно, перестала ходить на заседания Верховного Совета, а потом и вышла из депутатского корпуса…

    О ее душевном состоянии лучше всего говорит одно из писем, написанных перед уходом из жизни: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»


    Я знаю, что Алексей Яковлевич Каплер (второй муж Друниной) относился к Юле очень трогательно — заменил ей и мамку, и няньку, и отца. Все заботы по быту брал на себя. Но после смерти Каплера, лишившись его опеки, она, по-моему, оказалась в растерянности. У нее было немалое хозяйство: большая квартира, дача, машина, гараж — за всем этим надо было следить, поддерживать порядок. А этого делать она не умела, не привыкла. Ну и переломить себя в таком возрасте было уже очень трудно, вернее — невозможно.

    Вообще она не вписывалась в наступавшее прагматическое время, она стала старомодной со своим романтическим характером».

    Текст подготовлен по материалам:

    Материалы сайта Википедия

    Материалы сайта www .drunina.ouc.ru

    Статья Татьяны Пантюховой «Связные»

    Воспоминания бывшего мужа Юлии Друниной Николая Старшинова