Самые распространенные гипотезы происхождения человека. Происхождение человека: теории. Невероятная история «Люси»

Проблема происхождения человека волновала его ещё с древнейших времён.

Введение

Откуда мы взялись? Этот вопрос ставили и философы, и естествоиспытатели. Раздел биологии, изучающий человека, называют антропологией, а происхождение эволюцию человека – антропогенезом.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно.

Как и в проблеме происхождения Вселенной и возникновения жизни, существует креационисткое представление о божественном сотворении человека. Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции обезьяны в человека.

В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам. Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индусы имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. По их взглядам, а точнее, по дошедшим до нас древним рукописям, в мире властвовал триумвират - Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек - творения Высшего разума или попросту Бога.

Второй, довольно распространённой с недавних времен гипотезой является космическая: людей доставили на Землю представители внеземных цивилизаций (ажиотаж с НЛО, некоторые более серьёзные и научно обоснованные аргументы, связанные с наскальными рисунками доисторических людей, неразгаданные до сей поры тайны строительства монументальных сооружений во времена ранних цивилизаций). Эта гипотеза пока никем не опровергнута, а потому имеет право на существование.

Общепринятой же в современной науке является основанная на труде Ч. Дарвина. В 1871 году выходит книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сходство, но и родство человека и приматов. Дарвин утверждал, что предок человека может быть найден по современной классификации, среди форм, которые могут быть даже ниже, чем человекообразные обезьяны.

Человек и обезьяны подвергаются сходным психологическим и физиологическим процессам в ухаживании, воспроизведении, рождаемости и заботе о потомстве. Русский перевод этой книги появился в том же году.

В следующем году выходит книга Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», в которой на основе изучения лицевых мышц и средств выражения эмоций у человека и животных еще на одном примере доказывается их родство.


Гипотезы происхождения человека

Прародиной человека считают Южную Африку, где были найдены останки приматов, названных парапитеками (латинский корень питек означает «обезьяна»). Эти останки датируют примерно 4 - 5 мил. лет. Именно в этом регионе находятся мощные залежи урана и зафиксирован повышенный радиационный фон, который мог обусловить мутации у этих приматов. Таким образом, высокий радиационный фон мог стать одним из первых фактов антропогенеза.

Обезьяны как высшие приматы издавна привлекали внимание людей (естественно, и ученых в том числе). Но активное изучение приматов началось лишь с 50-х годов XX в., особенно резко увеличился исследовательский интерес к ним в 70-е годы. В мире сейчас примерно 70 центров по изучению приматов, 50 из них – в США.

Еще Аристотель отмечал сходство высших обезьян с человеком, считая при этом, что обезьяна «менее красива, чем лошадь, она более похожа на человека». Карл Линней в первом издании «Системы природы» (1735г.) объединил человека и обезьян в один отряд и дал ему имя «приматы» (один из первых). Ж.Б. Ламарк в «Философии зоологии» (1809 г.) изложил гипотезу происхождения человека от обезьян путем исторического развития организмов, но боясь церкви, припасал: «Вот каким могло бы выглядеть происхождение человека, если б оно не было иным».

Подлинный перевод в приматологии произвел Ч. Дарвин, который в 1781 году опубликовал книгу «Происхождение человека и половой отбор» с обоснованием идеи о естественном (без всякого вмешательства каких-либо нематериальных сил) происхождение человека от древних вымерших человекообразных обезьян в процессе естественного и полового отбора.

Первые представители отряда приматов появились на Земле более 70 млн. лет назад. Среди ныне живущих приматов насчитывается примерно 210 видов.

Они разделяются на два подотряда - подотряд обезьян, низших приматов и подотряд высших приматов.

К низшим приматам относятся в основном мелкие животные (самые крупные из них достигают размеров собаки): банканский долгопят, лепилимур и др.(длина около 10 см, масса 40-60г).

Подотряд высших приматов наряду с человеком включает всех обезьян, разделяющихся на широконосых обезьян (все они низшие обезьяны: капуцины, ревуны и др.) и узконосых обезьян (мартышкообразные низшие обезьяны, высшие обезьяны и человек).

Высшие человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутанг, гориллы, шимпанзе и др.) и человек образуют особое надсемейство.

В отличие всех других млекопитающих зрение у приматов объемное, стереоскопическое, цветовое (различают 2 - 3 цвета).

В процессе эволюции приматов уменьшилась острота восприятия высокочастотных звуков и обоняния. Высокое качество зрения при развитой передней конечности (у высших приматов ее можно назвать рукой), недоступная другим животным взаимосвязь глаз – рука создали приматам исключительные возможности для сложных форм поведения. Большинство приматов живут стадами (но не все, гиббоны живут парами).

Стадный образ жизни помогает защищаться от врагов, способствует взаимному обмену навыками, воспитанию молодняка. Ценным является очень развитая способность к подражанию, наблюдается (особенно в группах низших обезьян, например, мартышек) взаимопомощь и сотрудничество.

В пределах общего стада формируются группы на основе родственных и приятельских связей. Кроме обезьян такое не свойственно другим видам животных. Существуют стада обезьян и с одним взрослым самцом, и с несколькими. Встречается господство в группах и самок.

Гамадрилы (разновидность павианов, относящихся к низшим обезьянам) используют почти 20 различных звуковых сигналов, подсчитано, что они пользуются семью типами взглядов и десятью жестами. Летом 1977 года в Институте экспериментальной патологии и терапии Академии медицинских наук СССР сотрудники стали свидетелями того, как огромный самец – павиан, видя, что лаборантка не торопится вытереть ему кровь после укола, взял вату и сам сделал это.

Для всех человекообразных обезьян вместе с человеком характерны округлая голова с выступающим лицевым отделом, крупный высокоразвитый мозг, богатая мимика, длинные и развитые передние конечности (руки) с ногтями, сходное число позвонков и ребер, хождение на двух ногах. Несколько отличается гиббон, у которого и мозг поменьше и механизм передвижения более древний.

У всех антропоидов отсутствуют хвост и защечные мешки. Самые крупные антропоиды – гориллы (рост до 2 м, масса до 300 кг). Шимпанзе(рост до 150 см, масса до 80 кг) представляют собой наиболее близкий человеку род.

Развитие головного мозга – один из главных факторов выживания. Они питаются растениями, но замечены и в хищничестве и даже каннибализме. Заметим, что и в становлении человека охота и потребление мяса сыграли огромную роль.

Высшим обезьянам (например, шимпанзе) свойственна «человечность» бытового поведения на воле: они обнимаются при встречах, похлопывают друг друга по плечу или спине, соприкасаются руками.

В специальных, экспериментальных условиях высшие обезьяны делают палки, расщепляя острым камнем доску, обучаются жестовому языку глухонемых и другим способам несловесного общения, вполне целенаправленно рисуют, находят пути в лабиринтах и т.д.

Установлено иммунологическое и биохимическое родство человека с обезьянами. Человекообразные, высшие обезьяны ближе к человеку, чем к низшим узконосым обезьянам, по параметрам головного мозга, структуре лейкоцитов и т. п.

Известны случаи успешного переливания крови шимпанзе людям, имеющим соответствующую крупу крови, и наоборот. Для низших же узконосых обезьян кровь человека оказывается слишком чужеродной. Обмен кровью здесь невозможен.

Но анатомические отличии человека от антропоидов все же значительны. Главные из них – те, которые обеспечивают человеку возможность полноценной трудовой деятельности. У обезьян же, даже самых высших, наблюдаются все – таки лишь намеки на таковую.

Останки австралопитеков (букв. с лат. – южная обезьяна) датируют примерно 3 мил. лет. Предполагают, что именно в это время под влиянием похолодания джунгли начали отступать, появилась африканская лесостепь – саванна, а обезьяны оказались на открытых пространствах. Это вынудило их в целях выживания встать на задние конечности: так лучше просматривались окрестности и легче было заметить опасность.

Вторым фактором антропогенеза стало прямохождение. Встав на задние конечности, предки человека освободили передние и ими начали изготавливать орудия труда (и, конечно, защиты).

В середине XX века в Восточной Африке были найдены останки «человека умелого» (возраст останков 2 млн. лет), рядом с которыми обнаружили орудия труда из расколотой речной гальки. Труд стал третьим фактором антропогенеза.

В четвертичном периоде кайнозойской эры разошлись эволюционные линии человека и приматов.

Найденные в конце XIX века французским антропологом Дюбуа на острове Ява останки назвали питекантропом (букв. – обезьяночеловек). Существование этого промежуточного звена эволюции человека предсказал еще в 60-х. годах XIX века основоположник экологии Эрнст Геккель (1834-1919). Эти существа использовали ножи, скребки, ручные рубила. Останки датировали примерно 500 тыс. лет, объем мозга составлял около 900 куб. см. В 20-х. годах XX века выдающийся французский антрополог П. Тейяр де Шарден (1881-1955) нашел в окрестностях Пекина аналогичные питекантропу останки, назвав это существо синантропом (китайский человек).

Открытие питекантропа и синантропа (древнейшие люди) говорило о том, что примерно 500 тысяч лет назад человек покинул африканский континент и начал расселяться по планете.

Еще раньше, при жизни Ч. Дарвина в долине реки Неандр в Германии были обнаружены останки существа, жившего 150 – 50 тысяч лет назад. Этот человек был назван неандертальцем (древние люди), имел довольно большой объем мозга, покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; он охотился на мамонтов, т. е. начал употреблять мясную пищу (есть даже гипотеза о том, что неандертальцы истребили мамонтов), жил в пещерах, научился пользоваться огнем, но еще не умел его добывать. Неандертальцы впервые начали хоронить тела своих умерших сородичей.

Десять лет спустя после открытия неандертальцев в пещере Кро – Маньон во Франции были найдены останки существ, близких по облику и объему черепа (около 1600 куб. см.) к современному человеку.

Кроманьонцы умели добывать огонь, строить жилища, строение их гортани говорило о том, что они владели членораздельной речью. Жили они примерно 40 – 15 тыс.лет назад, одевались в шкуру убитых животных (это говорило о том, что они окончательно утратили волосяной покров). Кроманьонец – это уже «человек разумный».

Таким образом, следующими факторами антропогенеза стали овладение огнем и членораздельная речь как средство общения.

Некоторые антропологи считают, что на кроманьонце кончилась биологическая эволюция. После кроманьонца человек не изменился генетически (хотя процесс эволюции вряд ли может закончиться).

Дело в том, что 40 тыс. лет для эволюции – очень не большой временной интервал, который вряд ли даст возможность набрать эволюционные изменения впрямую.

Примерно в эпоху кроманьонцев начали складываться расовые различия, у изолированных групп людей складывались особые признаки, обусловленные жизненными условиями.

Несколько лет назад, уже в XXI веке были проведены очень любопытные хромосомные наблюдения крови у жителей Кении (с древнейших времен эта страна была перекрестком многих торговых путей, и там происходило «великое смешение» народов).

Наблюдали «мужскую» У – хромосому. По разнообразию структуры и характеру изменения этой хромосомы был сделан вывод о том, что прародитель человечества (условный Адам) жил в Кении примерно 60 тыс. лет назад, когда еще не было разделения людей на расы, а затем его потомки расселились по Европе и Азии. Какая – то из этих ветвей, возможно, и стала кроманьонцами.


Выводы

Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.).

В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д.

Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию.

Существует несколько вариантов выбора собственной точки зрения на происхождение человека:

1. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

2. Второй, довольно распространённой с недавних времен гипотезой является космическая: людей доставили на Землю представители внеземных цивилизаций.

3. Общепринятой же в современной науке является основанная на труде Ч. Дарвина. Он рассказал и доказал своими работами, что не только несомненное сходство, но и родство объединяет человека и приматов.

На мой взгляд, последнее, самое реалистичное и подвластное нашему сознанию доказательство.


Список литературы

1. Е.Р. Разумова «Концепции современного естествознания» 2006 г.

2. С.С. Батенин «Человек и его истоки» 1979 г.

3. И.Л. Андреев «Происхождение человека и общества» 1986 г.

4. Е.Ф. Солопов «Концепции современного естествознания» 1998 г.

Гипотезы происхождения человека

К концу XVII века ученым уже были известны тысячи видов животных. Изучение такого огромного количества организмов требовало, чтобы они были, прежде всего, приведены в какой-то порядок, или, как говорят ученые, чтобы они были классифицированы. Но по какому признаку объединять животных в группы? Над этим вопросом очень . Нашлись такие наивные натуралисты, которые располагали названия животных в алфавитном порядке. Но подобный «порядок» ничуть не лучше любого беспорядка, так как при этом в одну группу могли попасть животные, ничего общего между собой не имеющие, например бык и блоха, воробей и верблюд, кабан и карась и т.д. В этой статье попытаемся рассмотреть основные положения научной теории происхождения человека .

Лишь двести с лишним лет назад известный шведский ученый Карл Линней (1707–1778) создал классификацию животных , которая могла удовлетворить стоявшим перед тогдашними исследователями задачам. Весь животный мир Линней разделил на шесть классов: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, млекопитающие. В основу своей классификации; он положил сходство телесного строения животных.

Хотя Линней был одним из выдающихся ученых ХVIII века, тем не менее он не был свободен от . Как и большинство людей его времени, он верил, что видов растений и животных существует столько, сколько их было создано «в начале времен» богом.

Линней считал также, что человек, в отличие от всех животных, создан по образу и подобию божьему, что в нем заложен «божественный разум». Однако, распределяя животных по классам, Линней на основе сходства телесного строения человека и высших животных объединил их в один класс млекопитающих, то есть животных, самки которых рождают живых детенышей и вскармливают их собственным молоком. Из классов млекопитающих Линней выделил наиболее высокоорганизованных животных (приматов), куда включил полуобезьян, обезьян и людей. Тем самым Линней, сам того не желая, доказал, что человек – животное млекопитающее , наиболее близко стоящее к обезьянам.

В то время как Линней еще цеплялся за религиозные сказки о сотворении богом всего живого, наш великий соотечественник – Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), живший одновременно с Линнеем, открыто выступил против религиозного мировоззрения.

«…Напрасно думают , – писал Ломоносов в своем сочинении «О земных слоях», – что всё, как видим, с начала творцом создано ». Ломоносов высмеивал ученых, придерживавшихся религиозного взгляда на природу. «Оным умникам, – говорил о них Ломоносов, – и легко быть философами, выуча три слова: бог так создал ».

Надо также упомянуть знаменитого естествоиспытателя Петра-Симона Палласа (1741–1811), члена Российской академии наук. Еще, будучи начинающим исследователем, Паллас опубликовал труд, в котором указывал на связь, существующую между растениями и животными, которых он рассматривал как два ствола дерева, выросшие на одном корне. У самого начала расхождения двух стволов – растительного и животного – Паллас поместил зоофитов , то есть простейшие организмы, имеющие много общего и с животными и с растениями. Правда, о зоофитах писали еще древние ученые за две тысячи лет до Палласа. Но их учение было забыто. Паллас же не только возродил мысль о зоофитах как о родоначальниках животных и растений, но и развил ее дальше. Паллас считал, что зоофиты представляют начальную форму жизни. Первую же ступень в ряду животных составляют низшие беспозвоночные организмы, которых Паллас объединил в одну группу малюсков (мягкотелых). Вторая ступень – рыбы , за которыми следуют амфибии, или земноводные (в эту группу Паллас включил также пресмыкающихся). Наиболее организованными высшими животными являются четвероногие (так в прошлом называли млекопитающих).

Перечисленные животные – моллюски, рыбы, амфибии, четвероногие – составляют один общий ствол. Насекомые же и птицы являются боковыми ветвями этого ствола.

Рисунок 1 — Классификация животного мира по Палласу.

Мы видим, таким образом, что Паллас, как и Линней, разделил животный мир на шесть однородных групп (классов), хотя некоторые из них у обоих авторов имеют разные наименования, например черви и гады – у Линнея, моллюски и амфибии – у Палласа. И все же между системами (классификациями) Линнея и Палласа лежит огромная пропасть.

В то время как между выделенными Линнеем классами отсутствует какая-либо связь, выделенные Палласом группы связаны между собой родством, причем этот ученый уже различал прямое родство от бокового. Паллас сделал огромный шаг вперед, оставив далеко позади себя Линнея, который смотрел на природу глазами религиозного человека.

Еще дальше Палласа ушел вперед русский ученый Афанасий Каверзнев (1750–1778). Несмотря на свою молодость, Каверзнев успел внести большой вклад в науку. Им была написана небольшая по размеру, но, полная глубокого смысла книжка «Философическое рассуждение о перерождении животных ». Из самого названия книжки видно, что Каверзнев защищал идею «перерождения» животных, то есть происхождения одних видов от других. Помимо того, в то время как Паллас ничего не говорил о родстве человека с обезьянами, Каверзнев утверждал, что человека и обезьян надо причислить к одной семье.

Так медленно, но все шире распространялась и укреплялась идея, что между животными имеется родственная связь, что животные «перерождаются», то есть развиваются (эволюционируют) от низших к высшим.

В развернутом виде учение об эволюции животного мира было изложено впервые известным французским ученым Жаном Батистом Ламарком (1744–1829) в книге «Философия зоологии » в начале XIX века, в 1809 году. В этой книге Ламарк уже уверенно писал, что высшие животные произошли от низших и что человек произошел от человекообразных обезьян.

Рисунок 2 — Жан Батист Ламарк (слепой).

Это правильное в своей основе учение Ламарк, однако, не смог подкрепить достаточно убедительными фактами, которых в его время еще не было. Некоторые же объяснения причин эволюции, которые Ламарк черпал не из явлений природы, а из головы, оказались неверными и неубедительными. Этим воспользовались реакционные ученые, противники эволюционного учения, которые объявили эволюционный принцип ложным, – и учение Ламарка было забыто. Забыт был и сам Ламарк, окончивший жизнь слепым, в нужде и одиночестве. Верной ему осталась лишь его дочь Корнелия, которая, утешая любимого отца, говаривала: «Потомство будет восхищаться тобой, оно отомстит за тебя, отец! ».

Эти слова высечены на камне памятника, который был воздвигнут ученому в 1909 году в Париже, спустя сто лет после выхода в свет его книги «Философия зоологии».

Чарльз Дарвин о происхождении человека

Первым, кто вновь извлек на свет учение Ламарка, был величайший натуралист XIX века . Заметим, что в молодости Дарвин был очень далек от эволюционной идеи, являясь почитателем библии, которую он носил с собой и часто перечитывал.

Рисунок 2 — Чарльз Дарвин.

Но по мере того как во время длительного кругосветного путешествия у Дарвина накоплялся все больший и больший научный материал, говоривший в пользу изменчивости и развития растительного и животного мира, он начал отходить от религии и в конце концов полностью порвал с ней.

В 1359 году Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора ». В ней на основе собственных и собранных его предшественниками материалов Дарвин сумел доказать, что растения и животные развились от простейших до высокоорганизованных.

Величайшей заслугой Дарвина является также и то, что он первый из ученых убедительно и не опровержимо объяснил, почему организмы не остаются неизменными, а развиваются и усложняются.

Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)

До XX века в европейской мысли господствовала теическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека. В Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил» (Бытие I, 26, 27). Согласно данной концепции, мир не имеет развития в истории. Прошлое и будущее, точно такое же, как настоящее. Это полностью относится и к человеку. Мир появился потому, что так повелел Бог. Вот единственная причина его сотворения. Таким образом, в приведенной концепции отсутствует то главное, что делает ее научной, -- объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека. Кроме того, можно ведь задавать вопрос (нельзя исключить, что кощунственный) -- а Кто сотворил Бога?, а кто сотворил Того, Кто сотворил Бога? и т. д. до бесконечности.

Эволюционные концепции происхождения человека

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX веке, и главное достижение в этой области связано с утверждением эволюционной теории. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Чарльз Дарвин высказал предположение о животной связи человека с высшими приматами. О прямой связи человека с обезьяноподобными предками несколько позже стал говорить и писать его преданный сторонник и пропагандист немецкий биолог Эрнст Геккель, автор, кстати, и знаменитой дарвинской наследственной эволюционной триады. Эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора, это и есть якобы дарвинская триада, но на самом деле геккелевская. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет, в конечном счете, к образованию новых видов. Э. Геккель (1834-1919 гг.) выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом («обезьяночеловек»). Он же предположил, что не современные обезьяны были предками человека, а дриопитеки («древние обезьяны»), которые жили в середине третичного периода (70 млн. лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая -- к человеку. Двадцать миллионов лет назад, под влиянием похолодания, джунгли с северных территорий отступили на юг, и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к прямохождению (так называемые «рамопитеки», останки которых найдены в Индии и названы в честь бога Рамы).

В 1960 г. английский археолог Л. Лики открыл в Восточной Африке «человека умелого», возраст которого 2 млн. лет, а объем мозга 670 см3. В этих же слоях были обнаружены орудия труда из расколотой речной гальки. Позже, на озере Рудольф в Кении были найдены остатки существ того же типа возрастом 5,5 млн. лет. После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразных обезьян, т. е. разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе. Эти выводы подтверждены измерениями по так называемым «молекулярным часам». Скорость изменения генов за счет точечных мутаций устойчива на протяжении долгих периодов времени, и ее можно использовать для датировки ответвления данной эволюционной ветви от общего ствола.

Что было причиной появления человека именно в одном месте? В Восточной Африке имеют место открытые выходы урановых пород, т. е. на поверхность суши, и существует повышенная радиация. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами. Возникший вид, физически более слабый, чем окружение, должен был, чтобы выжить, вести общественный образ жизни и развить разум как мощный инструмент слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека умелого» относят к австралопитекам (переводится как «южная обезьяна»), останки которого впервые найдены в Африке в 1924 г. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но он уже был способен к созданию орудий труда.

Гипотетически предположенным Э. Геккелем питекантропом были названы останки, обнаруженные в 1891 г. на острове Ява (Юго-Восточная Азия). Существа, жившие 500 тысяч лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 см3, использовали ножи, сверла, скребки, ручные рубила. В 20-е годы XX века П. Тейяром де Шарденом в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но еще не имел речи.

В 1856 г. в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки существа, жившего 150--40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У неандертальца впервые обнаружены захоронения трупов.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 г. были найдены останки существа, близкого по облику и объему черепа к современному человеку, имевшему рост 180 см и жившему от 40 до 15 тыс. лет назад. Это и есть Homo sapiens, или «человек разумный». В эту же эпоху появились расовые различия людей.

У. Хавеллз утверждает, что человек современного типа возник 200 тыс. лет назад в Восточной Африке. Эта гипотеза получила название «Ноева ковчега», потому что, по Библии, все расы и народы произошли от трех сыновей Ноя -- Сима, Хама и Иафета. В соответствии с этой версией питекантроп, синантроп и неандерталец -- не предки современного человека, а различные группы гоминид, вытесненные «человеком прямоходящим» из Восточной Африки. В пользу данной гипотезы существуют генетические исследования, которые, однако, не всеми антропологами и палеонтологами признаются достаточно надежными.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции человечества утверждает, что только архаичные люди возникли в Африке, а современные -- там, где они живут сейчас. Человек покинул Африку не менее 1 млн. лет назад. Эта гипотеза основывается на палеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, живущими в местах их обитания.

Какая из этих гипотез справедлива, сказать пока невозможно, так как палеонтологическая летопись неполна и промежуточные виды между человеком и обезьянами до сих пор в полном объеме неизвестны.

Вся цепочка предшественников современного человека, с точки зрения сегодняшнего естествознания, будет выглядеть так: самый древний известный науке предок человека и высших обезьян -- рамопитек -- жил на территории от Индии до Африки около 14 млн. лет назад. Примерно 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга -- сивапитек, который остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там обнаружены древнейшие орудия труда (изготовленные 2,5 млн. лет назад) и остатки жилья (возраст 1,75 млн. лет). В Африке найдены останки «человека умелого» -- зинджантропа, жившего 2 млн. лет назад. Он обладал уже такими человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. При этом название «умелый» ему дано за умение изготовить и применить первобытные каменные орудия труда. От «человека умелого» прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом -австралопитеком, жившем от 4 до 2 млн. лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (1,9-0,65 млн. лет назад); синантроп (400 тыс. лет назад), неандерталец, появившийся по разным данным от 200 до 150 тыс. лет назад, и, наконец, кроманьонец, наш непосредственный предок, возникший от 200 до 40 тысяч лет назад.

Необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению отечественного ученого Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, -- пишет он, -- что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим». Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует иметь в виду, что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений (бифуркаций), большая часть которых очень быстро исчезает. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка.

Высокую научную ценность получили обнаруженные в 1974 г. английским палеонтологом Л. Лики останки Australopithecus afarensis -- «южной обезьяны с Афора». Останки женского пола, отчего они получили собственное имя «Люси». Она умерла около 3,7 млн. лет назад и долго считалась антропологами самым древним нашим предком на древе эволюции. Два десятилетия спустя, летом 1995 г., на берегу озера Туркана, в той же Восточной Африке, был найден Australopithecus anamensis -- «южная обезьяна с озера». Возраст останков -- от 3,9 до 4,2 млн. лет, т. е. старше, чем Люси. Это существо было прямоходящим и по своему строению находится на прямой линии общего развития гоминидов -- далеких предков человека, но также и человекообразных обезьян.

В том же 1995 г. в результате раскопок французских исследователей в Чаде -- примерно в 2500 км западнее мест, где были сделаны все предыдущие находки в Восточной Африке, был открыт новый вид австралопитеков, который получил имя Australopithecus bahrekgazali -- «южная обезьяна с реки Газелей». Как из потомков Australopithecus anamensis и «Люси» позже развились другие формы предчеловека -- вопрос, вызывающий большой спор. Уже теперь известно много линий, а палеонтологи находят все новые. Известный немецкий специалист в этой области Ф. Шрек проповедует такую мысль: существовавший от 2,5 до 1,9 млн. лет назад Homo rudolfensis, нижнюю челюсть которого его группа нашла в 1991 г. около озера Малави, занимает центральное место в линии становления человека. Вместе с этим представителем рода «человек» его единоплеменники из Восточной Африки могут быть отнесены к первым в истории людям. Возможно, ближайшие потомки Homo dolfesis начали примерно 2 млн. лет назад цепочку переселения из Африки. Возможно, и переселенцами на Яву могли быть потомки рода Homo rudolfesis, и тогда становится ясно, что это существо появилось в Азии около 1,8 млн. лет назад.

В середине прошлого столетия выдвигалась гипотеза прихода готового Homo sapiens в Европу из Азии, однако она не нашла необходимой поддержки, так как опиралась на довольно скудный материал (черепа из Сванскомба и Фонтешевада). Российский археолог Юрий Мочанов в Центральной Якутии нашел 400 предметов, изготовленных, по-видимому, рукой человека. По предварительным данным, стоянка имеет возраст 2,5-1,8 млн. лет. Позднее там был найден даже череп. Если принять за отправную точку существование древних людей 2,5-1,8 млн. лет назад в Якутии, то следующим логическим шагом должно быть признание того, что возникновение рода человеческого произошло в западной части Северо-Восточной Азии, а не в Африке, как считается общепризнанным сейчас, или допустить возможность очень быстрой миграции ранних предков человека лз Африки на север Сибири. С этой новостью археологи не могут так легко и сразу примириться. В числе скептиков -- видный антрополог Ричард Клейн из Стенфордского университета, не допускающий возможности «переписать наново историю эволюции человека на основании данных, полученных всего в одном месте раскопок».

Так или иначе, перед учеными -- новая загадка, которую им предстоит решить. Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков. Наше ближайшие, хотя и не очень близкие, в настоящее время живущие родственники -- шимпанзе и горилла -- были связаны с нами общим предком не менее 7 млн. лет назад.

Мутационные гипотезы происхождения человека

В антропологии выдвинут ряд гипотез, которые пытаются разрешить эту Проблему, предполагая, что человек стал человеком благодаря: жизни в воде; мутации в клетках мозга гоминид, вызванной жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды, либо инверсиями геомагнитного поля; мутант в сообществе гоминид появился в результате теплового стресса. Рассмотрим эти гипотезы в изложенном порядке.

Весьма оригинальной является гипотеза шведского исследователя Я. Линдблада. Согласно ей, южноамериканские индейцы, живущие в тропическом лесу, являются самыми древними людьми на Земле, причем предшественником человека была «безволосая обезьяна», или «икспитек», ведущая водный образ жизни. Именно редуцированная волосатость, прямохождение, длинные волосы на голове, присущие только человеку эмоциональность и сексуальность обусловлены особенностями образа жизни водяного гоминида (меньшую часть суток он проводил на берегу). «Как всегда, когда новый образ жизни повышает процент выживания, -- пишет Я. Линдблад, -- мутационные изменения наследственных структур влекут за собой приспособление к водной среде. Здесь это выражается в уменьшении волосатости тела и развитии слоя подкожного жира. Однако на голове волосы длинные -- важный фактор для выживания детенышей. У детенышей первые годы жизни особенно мощный слой подкожного жира. Ноги икспитека длиннее рук, большие пальцы ног не противопоставляются и направлены вперед. Осанка при ходьбе более прямая -- возможно, такая же, как у нас. Другими словами, у икспитека вполне человеческий вид, во всяком случае, на расстоянии». Дальнейшее развитие черепа и мозга привело к появлению человека современного типа. В рамках сформировавшегося в последнее время такого направления научных исследований, как «космический катастрофизм», выдвинута гипотеза о возникновении современного человека в связи со вспышкой близкой сверхновой звезды. Зафиксировано то весьма удивительное обстоятельство, что вспышка близкой сверхновой в нашей Галактике звезды по времени (происходящая один раз в 100 млн лет) приблизительно соответствует возрасту древнейших останков человека разумного (35-60 тыс. лет назад). К тому же некоторые из антропологов считают, что появление современного человека обусловлено мутацией. А импульсы гамма- и рентгеновского излучения от вспышки сверхновой звезды, как известно, сопровождаются кратковременным увеличением числа мутаций. В этом случае на поверхности Земли резко увеличивается интенсивность ультрафиолетового излучения, являющегося мутагенным агентом, который, в свою очередь, инициирует появление других мутагенов. В конечном счете, можно сказать, что жесткое излучение, порожденное взрывом сверхновой, могло вызвать необратимые изменения в клетках мозга, что привело к формированию разумных мутантов вида?человека разумного». Во всяком случае, со вспышками сверхновых современная наука связывает: образование Солнечной системы, происхождение жизни и, возможно, происхождение современного типа человека с его цивилизацией.

Другая гипотеза исходит из того, что современный человек-мутант, возникший вследствие инверсии земного магнитного поля. Установлено, что земное магнитное поле, которое в основном задерживает космические излучения, по неизвестным до сих пор причинам иногда ослабевает; тогда и происходит перемена магнитных полюсов, т. е. геомагнитная инверсия. Во время таких инверсий степень космических излучений на нашей планете резко возрастет. Исследуя историю Земли, палеомагнетологи пришли к выводу, что в течение последних 3 млн. лет магнитные полюса Земли четырежды менялись местами. Некоторые обнаруженные останки первобытных людей относятся к эпохе четвертой геомагнитной инверсии. Такое необычное стечение обстоятельств приводит к мысли о возможном влиянии космических излучений на появление человека. Эту гипотезу усиливает следующий факт: человек появился в то время и в тех местах, в которых сила радиоактивного излучения оказалось наиболее благоприятной для изменения человекообразных обезьян. Именно такие условия возникли около 3 млн. лет назад в Южной и Восточной Африке -- в период отделения человека от мира животных. По мнению геологов, в этом регионе в силу сильных землетрясений обнажились залежи радиоактивных руд. Это, в свою очередь, вызвало мутацию у какого-то вида обезьян, который был наиболее предрасположен к изменению генетических черт. Вполне возможно, что около 3 млн. лет назад длительное воздействие радиоактивного излучения настолько глубоко изменило австралопитека, что он стал способен совершать действия, необходимые для его безопасности и обеспечения пищей. В соответствии с этой гипотезой питекантроп появился около 700 тыс. лет назад, когда же наступило второе изменение геомагнитных полюсов Земли (250 тыс. лет назад), появляется неандерталец, возникновение же современного человека приходится на четвертую геомагнитную инверсию. Такой подход вполне правомерен, ибо известна роль геомагнитного поля в жизнедеятельности организмов, в том числе и человека.

Следующая гипотеза сообщает, что все мы принадлежим к одному подвиду «человека разумного» и происходим от одной праматери и одного праотца, вполне конкретные мужчина и женщина (точнее, как теперь считается, группа из примерно 20 мужчин и 20 женщин), потомками которых являемся мы, ныне живущие люди. Более строго, как мы увидим, их следует называть генетическими Адамом и Евой. Их реальное существование признается научным большинством, но некоторые ученые в этом пока сомневаются. Адам и Ева жили приблизительно 150-200 тыс. лет назад в Африке, и их еще нельзя относить к человеку разумному, а скорее, к человеку прямоходящему. Они жили в разных местах и в разное время. Естественно, что они были не одни -- вокруг них и одновременно с ними жили еще десятки тысяч других вполне таких же людей. Определенно некоторые из них также являются нашими предками. Разница в том, что эти другие были предками кого-то из нас, может, даже многих из нас, но, что принципиально, не всех. Понятие же о генетических Адаме и Еве предполагает, что эти два «человека» являются прямыми предками ВСЕХ людей, живущих сейчас на Земле.

Такова общая гипотетико-теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Но в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы -- человеком. Важно подчеркнуть следующее: в науке можно считать доказанным тот факт, что человек -- это продукт естественного развития природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным ребенком.

Концепции этнологии

Этнология -- (от греческого ethnos -- нация, народ, логия) народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этнография) и культурно-исторических взаимоотношений народов. Оформилась как наука в XIX веке с возникновением эволюционной школы, появлением исследований Л. Г. Моргана и книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), в которой сформулированы основы учения о первобытнообщинном строе. Большие заслуги в развитии этнологии в России принадлежат Н. Н. Миклухо-Маклаю, М. М. Ковалевскому, Д. Н. Анучину. Этнология -- это рождающаяся наука. Потребность в ней возникла лишь во второй половине XX века, когда выяснилось, что простое накопление этнографических собраний и наблюдений грозит тем, что наука, не ставящая проблем, превратится в бессмысленное коллекционирование. И вот возникли на наших глазах обществоведение и этнология -- две дисциплины, интересующиеся одним, на первый взгляд, предметом -- человеком, но в совершенно разных аспектах. И это закономерно. Каждый человек одновременно член социума и член этноса, а это далеко не одно и то же.

Человечество, существующее на Земле совсем немного, каких-нибудь 30-50 тыс. лет, тем не менее, произвело на ее поверхности перевороты, которые В. И. Вернадский приравнивал к геологическим переворотам малого масштаба. Эта проблема актуальна для нашего поколения, а особенно актуальной станет она для наших потомков. Человек как существо биологическое относится к роду Homo. Для этого рода при его появлении на Земле было характерно довольно большое разнообразие видов. Это касается и тех видов Homo, которых мы, строго говоря, не вправе считать людьми, а именно: питекантропов и неандертальцев. Этнос у человека -- это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных. Это форма существования вида Homo sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы.

В количестве рас мнения ученых-антропологов расходятся -- четыре или шесть. И по внешнему виду, и по психофизическим особенностям представители различных рас весьма отличаются друг от друга. Раса -- относительно стабильная биологическая характеристика вида людей, но при этом никак не форма их общежития, способ их совместной жизни. Расы различаются по чисто внешним признакам, которые можно определить анатомически. Так же как не совпадает этнос с расой, не совпадает он и с другой биологической группировкой особей -- популяцией. Популяция -- сумма особей, живущих в одном ареале и беспорядочно между собою скрещивающихся. В этносе всегда есть брачные ограничения. Два этноса могут сосуществовать на одной территории веками и тысячелетиями. Могут взаимно друг друга уничтожать или один уничтожит другой. Значит, этнос не биологическое явление, так же как и не социальное. «Вот почему предлагаю этнос считать явлением географическим, -- писал отечественный этнолог С. Лурье, -- всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос». А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее, от географической среды, не оспаривалось никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась разными учеными различно. Но, в любом случае, хозяйственная жизнь народов, населяющих и населявших Землю, тесно связана с ландшафтами и климатом населенных территорий. Подъем и упадок экономики древних эпох проследить довольно трудно из-за неполноценности информации, получаемой из первоисточников. Но есть индикатор -- военная мощь.

О значении географических условий, например, рельефа для военной истории, говорилось давно, можно сказать, всегда. Однако останавливаться на такой ясной проблеме в XX веке нецелесообразно, потому что и история ныне ставит куда более глубокие задачи, чем раньше, и география отошла от простого описания диковинок нашей планеты и обрела возможности, которые нашим предкам были недоступны.

Поэтому вопрос стоит иначе. Не только как влияет географическая среда на людей, но и в какой степени сами люди являются составной частью той оболочки Земли, которая сейчас именуется биосферой. На какие именно закономерности жизни человечества влияет географическая среда и на какие не влияет? Эта постановка вопроса требует анализа. Говоря об истории человечества, обычно имеют в виду общественную форму движения истории, т. е. прогрессивное развитие человечества как целого по спирали. Это движение спонтанное и уже из-за одного этого этому не может быть функцией каких бы то ни было внешних причин. На эту сторону истории ни географические, ни биологические воздействия влиять не могут. Так на что же они влияют? На организмы, в том числе и людские. Этот вывод сделан уже в 1922 г. выдающимся русским физиогеографом Львом Бергом для всех организмов, в том числе и для людей: «Географический ландшафт воздействует на организмы, принудительно заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т. д. -- все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переместиться в другой географический ландшафт или вымереть». А под «ландшафтом» понимается «участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой». Берг в своих трудах сформулировал эволюционную концепцию номогенеза как процесса, протекающего по определенным внутренним закономерностям, не сводимым к воздействиям внешней среды. В отличие от Дарвина, Берг полагал, что наследственная изменчивость закономерна и упорядочена (например, гомологическими рядами), а естественный отбор не движет эволюцию, но лишь «охраняет норму». Он полагал также, что всему живому присуща изначальная целесообразность (так думал и Аристотель, строя свою лестницу существ) реакций на воздействие внешней среды, развитие же совершается за счет некой независимой от среды силы, направленной в сторону усложнения биологической организации. В наше время идеи номогенеза развивали выдающиеся русские ученые биологи А.А. Любищев и С. В. Мейен.

Теория пассионарности Л.Н. Гумилева

Выдающимся русским историком Львом Гумилевым (сыном великих русских поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой) представлена исключительно биологизаторская концепция этноса (нации). Он рассматривает этносы как часть биосферы Земли, подверженной влиянию взаимодействующих космических и земных электромагнитных полей и излучений, но он вместе с тем подчеркивает, что этнос не может считаться только биологическим, равно как и только социальным явлением. Гумилев соединил, как он сам об этом неоднократно говорил, служение Прекрасной Даме Истории с признанием несомненных достоинств ее Мудрой Сестры Географии, которая роднит людей с их праматерью -- биосферой планеты Земля. В этой связи он предлагает считать этнос явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который питает адаптированный этнос. По мнению Гумилева, этнос является системной целостностью и возникает в определенное историческое время. Этнос -- система закрытая, т. е. замкнутая, поскольку нет жесткой связи частей, но эти части нуждаются друг в друге. Этнос в какую-то историческую эпоху получает свою энергию, с помощью которой начинает существовать, живет примерно 1200-1500 лет, и, растратив ее путем рассеивания (диссипации, как и природные системы, которые мы исследовали в предыдущих главах книги), этнос распадается или образует гомеостаз. Этапы указанного этногенеза таковы:

подъем, или динамическая (завоевательная) фаза;

«перегрев», надлом, акматическая (от французского «акмэ» -- «вершина») фаза;

переход в нормальное состояние, или инерционная фаза;

обскурация (от латинского obscurans -- затемняющий, враждебный), или фаза затухающих колебаний.

На фазе подъема «интересы этноса выше всего»; ведутся войны; интересы индивида подчинены обществу; ведется интенсивное преобразование природы. В акматической фазе этнос достигает своей вершины, после которой неизбежен спад вниз. В инерционной фазе основной лозунг индивида «будь самим собой», т. е. процветает индивидуализм; льется кровь, но культура развивается, растранжириваются богатства и слава, накопленные предками. В фазе обскурации, враждебности основные лозунги «будь как все», «мы устали от великих»; каждый думает только о себе; продолжается рост культуры. Этнос достигает гомеостаза. В конце развития этноса -- футуристическое восприятие времени, забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводящее к губительным восстаниям и крушению. Гибель через 1200-1500 лет настигает этнос под влиянием собственного разложения или нашествия других более молодых этносов. Последние стадии -- мемориальная (остается только память как совокупность того, что было познано) и реликтовая (память исчезает).

Начало же всему этногенезу дает некий пассионарный толчок, приводящий к появлению некоторого числа энергичных (пассионарных) личностей, которые ведут людей за собой. Пассионарностъ -- это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Пассионарностъ происходит от латинского слова passio -- страсть.

Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, благо и зло, творчество и разрушения, исключая только равнодушие; она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находятся в составе «толпы», определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Модусы (вид, проявление, разновидность) пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жесткость и охрану.

Большая система может быть создана и существовать только за счет энергетического импульса, производящего работу (в физическом смысле), благодаря которой система имеет внутренние развитие и способность сопротивляться окружению. Л. Гумилев этот эффект энергии в этносе называл пассионарным толчком и проанализировал историко-географические условия, облегчающие его активизацию. Он писал, что, согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метисация. Есть еще и субпассионарии, у которых пассионарность меньше, чем импульс инстинкта. Наличие субпассионариев для этноса также важно, как и наличие пассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы. Субпассионарии разные. Доза пассионарности может быть столь мала, что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов. Носитель такой пассионарности готов пропить последний рубль, ибо его тянет к алкоголю, и он забывает обо всем.

Пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно: она заразительна. Пассионарность ведет себя, как электричество при индуцировании соседнего тела: «Это еще Толстой отметил в «Войне и мире», что когда в цепи солдат кто-то крикнет: «Ура!», то цепь бросается вперед, а когда крикнут: «Отрезаны!», то все бегут назад» -- писал Гумилев.

Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения, либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, можно рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком.

Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы регулируются в эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и сознание. Значит, следует отыскать в области сознания такое деление импульсов, которое можно было бы сопоставить с описанным выше. Иными словами, все импульсы должны быть разделены на два разряда: 1) импульсы, направленные к сохранению жизни, 2) импульсы, направленные к принесению жизни в жертву идеалу -- далекому прогнозу, часто иллюзорному. Для удобства отсчета обозначают импульсы «жизнеутверждающие» знаком плюс, а импульсы «жертвенные» -- знаком минус. Тогда эти параметры можно развернуть в плоскостную проекцию, похожую на систему декартовых координат. Положительным импульсом сознания будет только безудержный эгоизм, требующий для осуществления себя как цели наличие рассудка и воли. Под рассудком понимают способность выбора реакции при условиях, допускающих это, а под волей -- способность производить поступки согласно сделанному выбору. «Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. «Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но также никогда не выделялась в единый разряд», -- отмечал Л. Гумилев. У всех людей имеется искреннее влечение к истине, к красоте и справедливости. Это влечение существенно варьируется в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность.

Из сказанного, конечно, не следует, что все положения теории Л. Н. Гумилева будут приняты научной общественностью. Остаются спорными вопросы происхождения пассионарности и понятий «пассионарный перегрев», «пассионарный генофонд» и некоторые другие.

Стоит отметить, что, обсуждая все это, Гумилев выступает как ученый с оригинальными, напрочь лишенными стереотипности и казенщины идеями. И это именно сейчас, когда этнография и история нуждаются в таком подходе. Не слепое ли следование канонам привело к тому, что отдельные положения исторической науки нуждаются в пересмотре? Книги Гумилева актуальны на сегодняшний день потому, что, вскрывая генетические корни этногенеза, автор рассматривает этнос как природное явление, анализирует нравственные болезни этносов, возникшие на почве социальных явлений, показывает губительные последствия борьбы человека с ландшафтами, аналогичные по своим масштабам современным. И этого не следует забывать, оценивая современное состояний окружающей среды и биосферы.

Совместная эволюция человека и биосферы

Еще раз зададимся вопросом: так что же такое человек? Поисками предков современного человека, поисками разных «недостающих звеньев» в цепочке от обезьяны к человеку ученые занимаются давно. Мы знаем питекантропов, синантропов, австралопитеков, зинджантропов, неандертальцев. Возраст «первочеловека» отодвигался чуть ли не до 3 миллионов лет, а ответвление наших предков от предков современных обезьян -- до 15 миллионов лет.

Однако последние исследования (с 1987 г. и позднее), основанные на изучении генетического материала (ДНК митохондрий клетки), показали, что род человеческий, по-видимому, начался всего лишь примерно 200 тысяч лет назад от общей праматери. Все люди генетически практически тождественны, а такие «предки», как неандерталец и синантроп, оказались тупиковой ветвью генеалогического древа, не приведшей к человеку разумному. Все указывает, что человека породила некая единственная эпохальная мутация, запустившая механизм нового мышления, которая произошла не очень давно.

Мышление выделило человека из остальной живой природы. Человек -- это живой организм, впервые осознавший сам себя, свою самоидентичность и отличие от всего остального мира. Животное находится в гармонии с окружающим миром, и эта гармония устанавливается на инстинктивном уровне, животное автоматически встраивается в естественную сбалансированную систему. Человек же, осознав самого себя, оказался в изоляции, и ему пришлось заново, сознательно, «строить мир», чтобы найти свое место в нем и снова соединиться с ним. В результате человек создал новый уровень организации, называемый человеческим обществом, занялся познанием мира и самопознанием и начал покорять и переделывать природу, создавать техносферу.

естествознание пассионарность познание эволюционный

Происхождение человека объясняют представители естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология, философия) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. Большинство наук рассматривает человека как систему, соединяющую в себя биологические и социальные компоненты. Существует четыре основные концепции о происхождении человека: креационистическая (идеалистическая), биологическая, трудовая и мутационная.

Идеалистическая теория.

В зависимости от развития религии, можно выделить несколько вариантов происхождения человека. В мифах бесписьменных народов повествуется о том, что тотемный предок (обычно это животное) превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, австралийцы считают своим предком ящерицу.

В языческих религиях, которые верили во множество богов, человека считают творением этих богов . Например, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины , чтобы те им служили. Древние греки считали себя потомками богов. В монотеистических религиях, таких как христианство и ислам существует единый Бог , который считается творцом мира и человека. В Библии отмечается, что Бог создал мир и человека за шесть дней . Он создал Адама из праха земного и дал ему жизнь, затем из ребра Адама он создал Еву. Из всех религий выходит, что человек есть творение Бога. Однако есть множество научных доказательств, показывающих безосновательность религиозных доводов .

Биологическая теория.

Карл Линней , в книге «Системы природы» (1735 г.) отнес человека к животному миру и отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Ламарк , в книге «Философия зоологии» (1809 г.) излагает гипотезу о происхождении человека от обезьян, возможно, человек произошел от шимпанзе. Дарвин , в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал естественное происхождение человека от узконосых человекообразных обезьян без вмешательства Бога. Во второй половине XVIII века Ж. Бюффон показал сходство основных органов человека и животных.

В 1840 - 1850 годах, французский археолог Буше де Перт собрал каменные орудия труда и показал, что их возраст значительно больше (более 2 млн. лет), чем время появления человека согласно Библии (200 тыс. лет назад). В середине XIX века, эти находки были признаны мировыми научными сообществами. Современные научные данные показывают, что человек и антропоиды произошли от общего предка - ископаемого африканского обезьяноподобного существа, похожего на долгопятов. Палеонтологи нашли промежуточные формы между человеком и высшими обезьянами - это питекантропы, синантропы, неандертальцы и, наконец, людей современного типа - кроманьонцы. В конце ХХ века, с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить доказательства родства человека с животным миром. Из современных антропоидов, т.е. человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон) ближе всего человеку является шимпанзе .


Эволюционная теория антропогенеза Дарвина и Тейяра де Шардена согласуетсястеорией самоорганизации материи. По мнению де Шардена, появление «гомо сапиенс» - это скачок в антропогенезе. В рамках эволюционной концепции, он обосновал единство биологической и социальной природы человека.История гомо сапиенса показала, что человеческий разум не имеет предела совершенствования и развития.

Трудовая теория.

Энгельс, в книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» объяснил, что труд превратил обезьяноподобных предков в людей. Начало изготовления орудия труда совпадает с возникновением речи и мышления. Около 5 млн. лет назад австралопитеки начали трудиться и при этом развивали свои руки и мозг. Прямохождение перестроило организм, освободив передние конечности, тем самым было создано условие для совершения труда, изменения положения головы и глаз. Это привело к возрастанию зрительной информации. Труд привел к зарождению и развитию социальных отношений, сознания, мышления, языка, и тем самым превратил обезьяну в человека .

Жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению, из-за чего существующие инстинкты (генетически заложенные программы поведения в определенных условиях) постепенно отмирали. Поэтому возникла необходимость в небиологическом способе хранения и передачи информации. Так появилась символическая деятельность - применение символов в качестве образов объектов при хранении и передаче информации и при речи. Все это развивало мозг, и привело к возникновению абстрактного мышления.

С появлением труда, человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции, т.е. триадам Дарвина. В дальнейшем эволюция человека начала зависеть от социальных факторов : трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления. Социальные факторы начали влиять на человека современного вида (кроманьонца) около 40 тысяч лет назад.

Мутационная теория.

В начале ХХ века, появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза . Согласно этой теории, новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в геноме.

Ученые считают, что биологическая основа появления человека - это полезные мутации . Причины возникновения полезных мутаций могут быть разными. Еще в 30 годы ХХ века, ученый А. А. Чижевский доказал, что периодические колебания интенсивности излучения Солнца влияют на биосферу Земли.

Причиной мутаций могла стать геологическая активность Земли. Например, в Восточной Африке около 20 млн. лет назад в земной коре образовались трещины. Благодаря этим трещинам, на поверхности Земли возникли залежи урановых руд. Урановые руды значительно повышают естественную радиацию в Восточной Африке. Вероятно, радиация положительно влияла на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи урановых руд, вызывая мутации разного рода.

Следующей причиной возникновения мутаций ученые считают нервные запредельные нагрузки, т.е. стресс. Стресс - это острая гормональная реакция организма на внешние раздражения. При этом возникают резко отрицательные эмоции, вспышки страха, гнева и т. д.

Согласно мутационной теории, человек - это обезьяний мутант . Однако мутанта в природных условиях ждала неминуемая гибель. Но мутант сумел выжить, используя орудия труда, живя в обществе, творя культуру, и стал человеком.

Вопросы для самоконтроля

1. Сколько существует, в основном теории о происхождении человека?

2. Как объясняет происхождение человека идеалистическая теория?

3. Как объясняет происхождение человека мусульманская религия?

4. Как объясняет происхождение человека христианская религия?

5. За сколько дней, бог сотворил мир и человека?

6. Кто и когда написал книгу «Система мира»?

7. Кто и когда написал книгу «Философия зоологии»?

8. Кто и когда написал книгу «Происхождения человека и полевой отбор»?

9. Когда и на основании чего, французский археолог Буше де Перт доказал, что возраст появления человека значительно больше, чем по Библии?

10. Как объясняет происхождение человека биологическая теория?

11. Какие промежуточные формы нашли палеонтологи между человеком и высшими обезьянами?

12. Какие обезьяны относятся к числу современных человекообразных обезьян?

13. Какая из человекообразных обезьян самая близкая к человеку?

14. Кто написал книгу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»?

15. Как объясняет происхождения человека трудовая теория?

16. Сколько миллионов лет назад австралопитеки начали трудиться и при этом развивали свои руки и мозг?

17. Что привело к зарождению сознания, мышления, языка, и тем самым превратило обезьяну в человека ?

18. С появлением чего, человек перестал подчиняться триадам Дарвина?

19. Сколько тысяч лет назад, начали влиять на человека социальные факторы ?

20. Как объясняет происхождения человека мутационная теория Хуго де Фриза?

21. Сколько миллионов лет назад, в Восточной Африке в земной коре образовались трещины?

22. Какая теория считает, человека обезьяним мутантом?

23. Благодаря чему, обезьяний мутант сумел выжить и стал человеком?


Человек принадлежит к группе животных, которых называют приматами. Наши древнейшие предки были маленькими древесными зверьками, немного похожими на современных тупай. Они обитали на Земле примерно 65 млн лет назад, в эпоху вымирания динозавров. Около 50 млн лет назад появились более высокоорганизованные животные того же типа, такие, как обезьяны. Со временем развитие некоторых групп приматов пошло по особому пути, и этот путь привел около 25 млн лет назад к возникновению первых человекообразных обезьян.
В наши дни большинство из 180 различных видов приматов обитает в типических или субтропических регионах, но так было далеко не всегда. 50 млн лет назад климат на Земле был значительно теплее, и предки современных нам обезьян жили на гораздо большей территории. Их ископаемые останки обнаружены на Британских островах, в Северной Америке и даже далеко на юге, на самой оконечности Южной Америки. Существа, похожие на шимпанзе, обитали когда-то в Европе и Азии. Однако когда климат на Земле начал меняться, приматы, населявшие эти территории, постепенно вымерли.

Современные тупайи позволяют нам получить некоторое представление о том, как могли выглядеть ранние приматы.
Жизнь на деревьях.

Ранние приматы быстро стали искусными древолазами. Чтобы жить на деревьях, необходимо прежде всего правильно оценивать расстояние и крепко цепляться за ветки. Первую задачу решают направленные вперед глаза: это дает животному бинокулярное зрение. Для решения второй задачи необходимы цепкие пальцы. Оба эти свойства - наиболее важные отличительные признаки приматов. У всех у них паль-
цы на руках подвижные, а большие пальцы рук придают должную цепкость. Некоторые человекообразные обезьяны, как и люди, способны также соединять кончики большого и указательного пальцев, образуя букву "о". Подобный захват применяется при весьма тонких манипуляциях. Что еще важнее, у приматов развилась крупная "мыслительная" часть мозга, заведующая координацией зрения и движений рук.

Как все начиналось

Сегодня существует только один вид людей: гомо сапиенс ("гомо" по-латински "человек", а "сапиенс" - "мыслящий"). Однако ученые в наши дни полагают, что с момента возникновения первых гоминид (человекоподобных животных) на Земле в разное время обитало несколько различных видов таких существ. Между 15и7 млн лет назад в Африке, Европе и Азии жили рамапитеки. Это были обезьяноподобные животные ростом около 1,2м, с плоским лицом и зубами, похожими на человеческие. Возможно, часть своей жизни они проводили на открытых равнинах, добывая себе пищу при помощи палок и камней. Рамапитек, вероятно, один из первых гоминид, однако, по всей видимости, он был не нашим прямым предком. Сегодня ученые находят в нем больше сходных черт с орангутангами.


Наши ближайшие ныне живущие родственники - крупные человекообразные обезьяны. Гориллы и шимпанзе обитают в лесных районах Западной и Восточной Африки. Гиббоны водятся в дождевых лесах Юго-Восточной Азии, а орангутанги населяют влажные джунгли Калимантана и Суматры. Из них наименее похожи на человека гиббоны.
Очень полезные большие пальцы.

Зачем нужны большие пальцы? Попросите приятеля прикрепить ваши большие пальцы к ладоням при помощи клейкой ленты так, чтобы вы не могли ими шевелить. А теперь попробуйте одной рукой взять какой-либо предмет, скажем, карандаш или чашку. Или попытайтесь удержать как можно больше предметов. Вы очень быстро убедитесь, насколько важно для всех этих манипуляций иметь большой палец, отстоящий от всех прочих.

"Южные обезьяны" из Африки

Одна из самых первых ископаемых находок, связанных с "обезьяночеловеком", - череп ребенка. Его откопали в 1924 г. у Таунга, на территории нынешней Ботсваны. У этого черепа были как обезьяньи, так и человеческие черты, и его обладателя назвали "австралопитек афаренсис". С тех пор нашли множество других ископаемых останков австралопитеков ("южных обезьян"). Все находки свидетельствуют, что мозг у этих животных был не очень крупный (около 500 см"), а большие коренные зубы служили для перетирания растений и плодов. Австралопитеки были низкорослыми (около 1,2 мв высоту)." Одни были плотного и коренастого телосложения, другие - хрупкого и изящного. Некоторые ученые полагают, что это были
самцы и самки одного и того же вида. Кое-кто относит их к различным видам австралопитеков. "Южные обезьяны" - предмет многочисленных дискуссий, и их происхождение по-прежнему неясно.

"Люси", "южная обезьяна", найденная в 1974 г.
Это некоторые фрагменты костей черепа синантропа - одного из "выпрямленных людей". Ученым удалось собрать эти фрагменты в единое целое и восстановить полный череп синантропа. У него были надглазничный валик, как у обезьян, и выдающаяся вперед челюсть. Вдоль верхней части черепа тянулся костный выступ, а сзади имелось утолщение в виде своего рода гребня. И черепная коробка, и мозг синантропа крупнее, чем у гомо хабилиса.

История "Люси".

В 1974 г. американский антрополог Дои Джохансен сделал выдающееся открытие, откопав на территории Эфиопии останки молодой самки "южных обезьян" ростом чуть выше 1 м. Ее назвали "Люси". Мозг и зубы "Люси" походили на обезьяньи, однако передвигалась она, вероятно, па своих кривых ногах в выпрямленном положении. До этой находки ученые считали, что "южные обезьяны" жили на Земле около 2 млн лет назад. Однако возраст останков "Люси" был определен приблизительно в 3-3,6 млн лет. Значит, "южные обезьяны" появились на планете на миллион с лишним лет раньше, чем считалось прежде.

"Человек умелый"

В то самое время, когда "южные обезьяны" бродили по Африке, бок о бок с ними развивалась другая группа гомипид. Они появились несколько позже, около 2 млн лет назад. Это уже были первые настоящие люди, или "хабилиды". Возможно, предки их - более стройные австралопитеки. Гомо хаоилис ("человек умелый") был примерно того же роста, что и "южные обезьяны", однако обладал более крупным мозгом - около 700 см". Нам известно, что "человек умелый" пользовался целым набором орудий, в который входили осколки камней, режущие и рубящие орудия (наподобие ножей), скребки, а также "инструменты" для изготовления новых орудий.



Пропавший синантроп.

Синантроп - разновидность гомо эрек-туса. Он жил на территории Китая около 500 000 лет назад. В 30-е гг. XX в. ученые обнаружили богатую коллекцию ископаемых останков этого древнего человека в одной из пещер неподалеку от Пекина. Всего отыскали фрагменты 45 скелетов, в том числе куски 14 черепов, 14 нижних челюстей, 150 зубов, а также кости 14 детей. В 1941 г., незадолго до войны между Америкой и Японией, было решено отправить эти находки в Америку. Ученые не хотели, чтобы столь ценный груз попал в руки японских солдат. Однако кости так и не прибыли в пункт назначения. Они бесследно исчезли но пути к кораблю, который должен был доставить их в безопасное место. Местонахождение останков синантропов 110 сей день неизвестно.


Перед вами фотография черепа "пилтдаунского человека", обнаруженного в Суссексе, Англия, в начале XX столетия. Сегодня он признан одной из величайших мистификаций в истории науки.
Неандертальцы.

Еще до того, как последние "выпрямленные люди" исчезли с лица Земли, на ней появился еще один вид человеческих существ. Гомо сапиепс ("человек мыслящий") впервые заявил о себе около 250000 лет назад. Спустя еще 180000 лет (то есть 70000 лет назад) в Европе обосновался неандертальский человек. По сравнению со своими предшественниками неандертальцы были крупнее во всех отношениях, за широким выпуклым лбом прятался мозг, как у современного человека - 1330 см". Мы многое знаем о неандертальцах. Они жили в эпоху велико-. го оледенения, поэтому им приходилось носить одежду, изготовленную из звериных шкур, и укрываться от холодов в глубине пещер. Средняя продолжительность жизни мужчин была около 30 лет, а женщин 23 года. Многие из них страдали от артрита. Большинство были правшами. Существуют некоторые признаки того, что неандертальцы верили в загробную жизнь: они торжественно погребали умерших и даже возлагали на их могилы цветы.


Охотники за древними людьми
Луис Лики (1903-1972), Мери Лики (р. 1913) и их сын Ричард (р. 1944) обнаружили в Олдовайском ущелье в Танзании множество ископаемых останков древних людей. Их первым важным открытием стала находка австралопитека, прозванного "щелкунчиком". В дальнейшем они открыли первого "человека умелого", а также нашли останки нескольких "выпрямленных людей". В последнее время Ричард Лики занимается раскопками в других районах Африки.
Эти уникальные окаменевшие отпечатки Мэри Лики обнаружила в 1978 г. в Танзании. Их возраст оценивается в 3,75 млн лет, а запечатлелись они в слое вулканической грязи и пепла, который в дальнейшем затвердел. В результате получилось что-то вроде "гипсового слепка" ног наших далеких предков, вышедших прогуляться, - своего рода доисторический "семейный пикник".

Человек, которого никогда не было.

В 1912 г. у Пилтдауна в Суссексе, Англия, было обнаружено несколько фрагментов черепа и сломанная челюстная кость древнего человека. В то время находка стала настоящей сенсацией, но вскоре некоторых специалистов начали одолевать сомнения. В 1953 г. пилтдаунские кости тщательно изучили, чтобы определить их возраст. Результат оказался неожиданным. Выяснилось, что челюстйая кость принадлежала орангутангу 500-летней давности, а череп - обыкновенному современному человеку. Кости были покрыты специальным налетом, а зубы аккуратно подпилены, чтобы придать им доисторический вид. Все это оказалось искусной подделкой. Пилтдаунский человек вошел в историю науки как мистификация, разоблаченная лишь спустя 40 лет после того, как она состоялась. Самого "шутника" так и не нашли.


Голова неандертальского человека.
Взгляд в будущее.

Поначалу эволюция человека происходила очень медленно. Понадобилось почти 7 млн лет, прошедших с момента появления наших древнейших предков, чтобы человечество достигло стадии, на которой оно научилось создавать первые наскальные рисунки. Но стоило только "человеку мыслящему" прочно обосноваться на Земле, как все человеческие способности начали стремительно развиваться. За какие-то 100000 лет, отделяющих нас от первых наскальных рисунков, человек превратился в господствующую форму жизни на Земле. Нам даже удалось покинуть родную планету и приступить к освоению космоса.
Трудно сказать, какими станут люди спустя 10000 лет, однако можно с. уве-
ренностью утверждать, что они сильно изменятся. Мы вообще очень изменились за последние 400 лет, и даже с начала нынешнего столетия. Сегодняшний солдат вряд ли поместился бы в рыцарские доспехи образца XV в. Средний рост средневекового воина равнялся 16^ см. В наши дни средний рост британских военнослужащих 172 см. Нынешняя супермодель нипочем не смогла бы втиснуться в платье, которое носила се прапрабабушка. Даже если бы ей удалось довести свою талию до 45 см, как у ее родственницы викторианской эпохи, она все равно оказалась бы на 30 см выше! Если наша эволюция продолжится в том же направлении, в каком она шла до сих пор, наши лица станут все более плоскими, а нижняя челюсть будет уменьшаться. Мозг наш сделается крупнее, а сами мы, по всей видимости, еще подрастем. Ну а поскольку многие из нас. предпочитают сидячий образ жизни, возможно, что и наша, так сказать, нижняя часть туловища тоже увеличится!
Когда эпоха великого оледенения подошла к концу, современные люди начали переходить к новому образу жизни. Со временем они стали основывать поселения, где возникали крупные общины. Близилась заря цивилизации. 10000 лет назад во всем мире насчитывалось всего около 10 млн людей. Однако примерно 4000 лет назад их число стало быстро увеличиваться. К 55-му г. до н.э., когда Юлий Цезарь вторгся на Британские острова, население земного шара достигло 300 млн человек. Сегодня оно составляет уже 4 млрд и продолжает расти.


"Южные обезьяны", возможно, уже пользовались камнями и костями в качестве орудий, однако "умелые люди" первыми научились эти орудия изготовлять. Осколок камня, зажатый между большим и всеми остальными пальцами, служил неплохим режущим инструментом. Ьолее плоские камни, вероятно, использовались для соскребания мяса с костей. Орудия с острыми краями изготовляли при помощи каменных отбойников. Гомо эректус изобрел уже более современные орудия: их делали из осколков кремня. Еще более тонкие "инструменты" создавали неандертальцы. Они обрабатывали осколки кремня при помощи других каменных орудий, которые держали уже двумя пальцами - большим и указательным.
"На голову выше".

Недавние исследования показали, что наши предки перешли к прямохождению, то есть ходьбе на двух ногах, вероятно, для того, чтобы не перегреваться. На знойных африканских равнинах, 4 млн лет назад, ходьба на двух ногах давала им ряд преимуществ. Человеку в выпрямленном положении солнечные лучи падали вертикально на голову, вместо того чтобы "поджаривать" ему спину. Поскольку макушка головы имеет гораздо меньшую поверхность, открытую для солнца, чем спина, наши предки должны были меньше перегреваться. Значит, они меньше потели, а стало быть, для выживания им требовалось меньше воды. Это позволило древним людям стать "на голову выше" прочих животных в борьбе за существование.


Вот так, по мнению ученых, выглядели наши давно исчезнувшие родственники. Как видите, наши предки постепенно становились выше и чем дальше, тем меньше походили на обезьян.
Где должны быть волосы.

Переход к прямохождепию имел и другие важные последствия. К примеру, двуногое животное больше не нуждалось в густом волосяном покрове, который уберегал прочих обитателей саванн от безжалостных солнечных лучей, обрушивавшихся на их спины. В результате, если не считать волос, прикрывавших часть тела наших предков, наиболее подверженную воздействию солнечного тепла - а именно голову, - они превратились в пресловутых "голых обезьян".

Благотворная прохлада

Начав передвигаться на двух йогах, древние люди как бы приоткрыли еще одну крайне важную "эволюционную дверь". В выпрямленной позе гораздо большая часть тела животного отдаляется от раскаленной почвы, а стало быть, и от жара, который та испускает. Как следствие, тело и голова с содержащимся в ней мозгом перегреваются значительно меньше, чем если бы они располагались ближе к земле. Прохладный ветер, гуляющий, как правило, в 1-2 м над землей, обеспечивал дополнительное охлаждение организма.
Когда ученые создали мощные суперкомпьютеры, им пришлось снабдить их специальной системой охлаждения. Ведь большие компьютеры работают очень интенсивно и при этом выделяется огромное количество тепла. Его необходимо удалять, чтобы компьютер не перегревался. То же самое происходит и с мозгом. Перейдя к прямохождению, наши предки тем самым переместили собственный мозг в более прохладную среду, а это, в сочетании с весьма эффективной "системой охлаждения", позволило мозгу развиться в более крупный и деятельный.


Человек, который пришел с холода
19 сентября 1991 г. в наш мир вернулся человек, чей возраст составляет 5300 лет. Двое туристов, гулявших в Австрийских Альпах, внезапно натолкнулись на торчавшее изо льда тело мужчины. На теле сохранились обрывки одежды, на ногах обувь, рядом оказались колчан с двумя стрелами, топор, кремень для высекания огня, маленький кремневый кинжал, нечто вроде сумки или рюкзака, набор иголок и масса охотничьего снаряжения. "Ледяной человек"-самый древний из всех когда-либо найденных трупов. Он жил на Земле почти за 1000 лет до того, как египтяне начали строить свои пирамиды, и за 3000 лет до появления первых римлян.