«Правописание слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Видеоурок «Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

Тема: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Цели:
Создать условия для исследовательской деятельности учащихся
Формировать умения писать удвоенную согласную на стыке
Развивать устную речь детей, внимание, интеллектуальные
практические умения: составлять модель орфографического
Воспитывать чувства коллективизма во время работы в группе и в
при объяснении нового материала.
приставки и корня.
умения: анализировать, обобщать, систематизировать материал;
правила и работать по ней.
паре.
ХОД УРОКА:
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, модели,презентация.
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Сегодня отправляемся в путешествие в страну «Грамотеев». Мы
откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы открыть эту
тайну, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять
упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы
готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.А теперь
откройте тетради, запишем число и классная работа.
Минутка чистописания.
пп бб сс (запись на доске)
­ Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи?
(Согласные, удвоенные)
­ Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить
внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту
букв)
2. Актуализация знаний.
1 остановка «Отгадай и думай»
­Отгадайте загадки.Кто первым отгадает, напишет на доске, а мы
напишем в тетрадях.
Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус
Это новенький … (троллейбус)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик:
Кричат все: « Шайба, Клюшка! Бей!»
Веселая игра …(хоккей)
В самолете он летает.
Ездит в поезде, в трамвае
Чтобы быть им много лет
Нужен не один билет! (пассажир)
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам
Если он уже вошел­
Значит, новый день пришел. (рассвет) –

­Посмотрите на доску и проверьте правильность написания этих слов.
Самопроверка.Оцените свою работу. (Молодцы)
3. Постановка учебной задачи.
Что общего между этими словами? Всегда ли удвоенные согласные
находятся только в корне слова? Среди этих слов найдите лишнее
слово? Почему так решили?
­А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная
согласная. Выделим корень.
­Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать
как можно больше однокоренных слов)
­ Что называется корнем слова? + Общая часть родственных слов
называется корнем.
Свет, светает. Скажите,чем является рас­?­ В данном слове какая
приставка?
–Что такое приставка? (Приставка ­ это значимая часть слова, которая
стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
­ Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?
­Проблемный вопрос: Почему пишется удвоенная согласная?
(Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)
­ Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать
со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)
Как думаете, это орфограмма или нет? Как она может называться?
Помогаю: место, где соединяются, сходятся два конца чего­ нибудь?
Вам поможет словарное слово стык.
Работа со словарём.
­ Что значит стык! Нам поможет толковый словарь русского
языка.
­Какая тема нашего урока? + Удвоенные согласные на стыке приставки
и корня.
­ Какую задачу поставим перед собой? Чему будем учиться на уроке?
Познакомимся со словами, где встречаются удвоенные согласные на
стыке приставки и корня.
Узнаем ­почему пишутся удвоенные согласные на стыке приставки и
корня
Будем учиться правильно писать эти слова.
4.Решение учебной задачи.
2 остановка «Исследуй­ка». Поиск решения.
1)Образовать новые слова с помощью приставки.
­ Проблема! Бывают ли в словах утроенные согласные?
Рас + ссориться=? (нет)
­ Значит это слово исключение из правила!
А теперь в группах укажите правильный порядок разбора таких слов.
Какой первый шаг, второй, третий… Давайте проверим ответ по
образцу. Как называется это, что вы составили?(алгоритм)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Обозначь орфограмму.
2)Работа в парах. Объясните написание этих слов по алгоритму.
1 ряд­поделка ­подделка
2 ряд­расписание –распахать­ рассыпать
Прочитай слово.
Выдели корень (подбери однокоренные слова).
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Самооценка.

3 ряд­бесстрашный ­бестолковый
– Где можно посмотреть значение слов? (В словаре.)
Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.
Подделка – подделанная вещь. Подделать ­ это значит изготовить
фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.
Какие поделки делаете на уроках технологии? Давайте составим
предложения с этими словами.
­ Оцените себя. Задание какого уровня выполняли? (Повышенного)
6.Физминутка­игра.
Если в корне долгий звук,
Я должна услышать... (хлопок в ладоши с показом).
Коль в приставочке и в корне,
Приседайте на здоровье.
Аллея, рассказ, дрессировка, рассудить,
бассейн, рассвет, телеграмма, касса.
5. Закрепление. 3 остановка «Закрепляй­ка». Работа с учебниками.
а) ­ Выполняем упражнение 158. В парах устно.
­ Прочитайте задание, работаем по «шагам».Друг другу объясняйте,
почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква.
б)Работа в тетрадях. Упр. 159. Письменно. На доске объясняем
написание каждого слова, графически разбираем.
6. Итог к уроку.
4 остановка «Проверяй­ка».
1) А теперь будем исследователями. Исследовать мы будем слова из
упражнения 160. Мальчики должны найти слова с удвоенной согласной
буквой в корне слова, а девочки ­ на стыке приставки и корня. Слова
записываем в столбик, обозначая орфограмму. Работаем в тетради.
­ Чья же исследовательская лаборатория работает лучше?
Мальчики Девочки
массаж рассмешил
кроссворд оттолкнул
аттестат оттаял
ввинтил оттуда
­ теперь проверьте, если ошибок нет, поставьте «5»,ели 1­2 ошибки­«4»,
больше 3 ошибок­«3».
2) Самостоятельная работа по тестам.
1. В какой части слова содержится главный смысл слова?
А) приставка
М) корень
2. С нахождения какой части слова начинаем разбор по составу?
О)корень
В)приставка
Что нужно сделать для того чтобы найти корень слова?
Л) подобрать родственное слово
Б)подобрать синоним
4. Какие слова являются однокоренными?
О)больной, больница, боль, болит
Р)светит, светлячок, свет, свистит
5. Отметь слово с приставкой:
А) посуда Д) поспешил
6. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня пишутся в
слове:
А) за(сс)ох Е) ра(сс)мешил
7. Место, где соединяются приставка и корень

А)соединение Ц)стык
Какое слово получилось? Молодцы, ребята.
7. Рефлексия.
Молодцы, ребята, вы попали в страну «Грамотеев», вы открыли ещё
одну тайну русского языка, стали немножко грамотнее.
­ Какие же цели были поставлены в начале урока? Достигли мы этих
целей?
­ Какое задание было самым интересным?­ Какое задание было
трудным?
­Кто себе поставит за работу «5», «4»,»3»? Почему?
­ Оцените свою работу на уроке смайликами.
Д.з. Упр. 161,­написать 5 новых слов на изученную тему.
Дополнит.задание –резерв.
Работа в группах с карточками.
1. Подберите синонимы к словам с удвоенными согласными.
Разозлился, пришёл в ярость, разглядел.
2. «Соберите слова». В, тепель, бес, везти, от, держать, под, совестный.

Онлайн справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию

Справочник по правописанию и литературной правке
Розенталь Д.Э.

§9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) – возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг–зж , зд–зж пишется не двойное ж , а зж , например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т.п.

Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж .

2. Двойное с в корне пишется в словах ссора, ссуда и однокоренных с ними.

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групорг, конармеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный, группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. То же – в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл – кристальный, финн – финский, колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетта – оперетка; в названиях лиц с суффиксом , например: Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

Примечание. О двойных согласных на стыке корня и суффикса см. §39, п. 10. О двойных согласных в суффиксах имен прилагательных и причастий см. §39, п. 10 и §52. О написании одного или двух н в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, см. §52, п. 5.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: беззаветный – бессердечие, воззвание – восстание, подделать, раззадорить – рассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишется два с (поэтесса, стюардесса, клоунесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (аббатиса, актриса, директриса).

В суффиксе -етта пишется два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта.

В слове генералиссимус пишется два с .

Тема: Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока : развить умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня по алгоритму, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

2. Минутка чистописания.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

пп

бб

сс (запись на доске)

Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи? (Согласные, удвоенные )

Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту букв )

У нас выработано 4 критерия (наклон, параллейность элементов, соединение, высота букв )

Запишите по три раза каждое буквосочетание.

Выставьте себе оценку на полях в соответствии с выбранными критериями. Какими? Если соблюдались все 4 критерия можете поставить оценку 4, т.к. это задание было необходимого уровня.

3.Актуализация знаний.

- Как вы думаете встречались ли нам данные буквосочетания в словах? Да

- Как правильно называется эта орфограмма? (Написание удвоенной буквы согласного в корне слова)

Что надо сделать, чтобы правильно написать такие слова? (Запомнить написание таких слов)

4. Создание проблемной ситуации.

А сейчас я буду зачитывать значение этих слов из толкового словаря в которых встречаются вот эти удвоенные согласные, а вам необходимо догадаться о каком слове идёт речь и записать его.

У этого слова несколько значений вот некоторые из них 1. Прибор, механическое устройство. Например телефонный…2. Совокупность органов, выполняющих какую - нибудь особую функцию организма. Например пищеварительный …

Следующее слово шестой день недели

И последнее слово у которого тоже несколько значений 1. Словесное изложение каких – нибудь событий.2. Художественное, повествовательное произведение небольшого размера.

Сверти свою запись с записью на доске открываю карточки ПП АРАТ, СУББ ОТА, РАСС КАЗ)

Поднимите руки у кого нет ни одной ошибки. (Молодцы)

Поднимите руки у кого есть хотя бы одна ошибка. С чем она связана?

Что необходимо повторить, чтобы эти ошибки больше не допускать?

А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная согласная. Выделим корень. Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать как можно больше однокоренных слов )

- Кто желает выйти к доске и выделить корень? Аппарат (аппаратура, аппаратик)

- Кто выделит корень в слове суббота? Суббота (субботний, субботник)

Кто ещё желает? Рассказ (сказ, сказка, пересказ, пересказать)

Что заметили, какое слово лишнее? (Рассказ )

Почему оно лишнее? (Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)

В данном слове какая приставка? (рас ) выделяю

Что такое приставка? (Это часть слова, которая стоит перед корнем )

Для чего она нужна?

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)

- Опираясь на выполненное нами задание попробуйте определить какие слова могут быть ключевыми т. е. главными на сегодняшнем уроке? (Корень, приставка, удвоенные согласные ) переворачиваю карточки

5. Изучение нового материала. Тема урока.

А тему урока вы назовёте мне позже, когда мы познакомимся с ещё одним ключевым словом. В этом слове заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

А это ключевое слово вы назовёте мне сами, когда прочитаете правило в учебнике на стр. 128

Назовите ключевое слово? (Стык ) переворачиваю карточку

Как вы поняли, что такое стык? (Это значит, что приставка оканчивается и корень начинается с одного и того же звука )

А в толковом словаре слово стык означает ___________________________

Опираясь на ключевые слова, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова? (Нет, т.к. есть такие слова, в которых она встречается на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня).

В каком месте можно встретить удвоенную согласную? (В корне, или на стыке приставки и корня).

Вы можете привести свои примеры таких слов? Затрудняетесь?

Что надо сделать, чтобы назвать такие слова? поупражняться

Но сначала давайте немного отдохнём.

Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, когда они вам встретятся, то приседая, поднимайте руки вверх.

Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна ?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы .
Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс .
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп .

6. Первичное закрепление нового материала.

Я хочу предложить вам поработать в парах.

У вас у всех на партах лежат карточки с заданиями, возьмите белую карточку.

Сейчас вам надо будет обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок

1) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

2) Составьте алгоритм из предложенных предложений.

3) Подумайте, как правильно написать слова и графически обозначить (т.е. выделить части слова и подчеркнуть орфограмму

бе (с, сс)трашный

ра (с, сс)вет

о (т, тт)ащу

Давайте проверим что у вас получилось. Какой первый шаг, вы выбрали? Кто не согласен? Кто же прав? Давайте проверим ответ по образцу.

1. Прочитай слово.

2. Выдели корень (подбериоднокоренные слова).

3. Выдели приставку.

4. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.

5. Сделай вывод.

6. Запиши слово.

7. Обозначь орфограмму.

Согласны, что именно в таком порядке мы будем работать с этой орфограммой? Да

А теперь докажите по предложенному алгоритму, что данные слова вы написали правильно.

Кто желает?

Бесстрашный

Рассвет

оттащу

4 шаг. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня одна с в приставке, а вторая в корне

5шаг. Сделай вывод: значит пишу удвоенную согласную

7шаг. Как ты обозначила орфограмму? Корень, приставку, удвоенную согласную.

Как ты оцениваешь себя?

7. Закрепление изученного.

- У вас на столах есть ещё карточка - зелёного цвета поработаем с ней, каждый самостоятельно по алгоритму.

А теперь свою запись сравните с образцом на слайде.

исследую

посуда

поделка подделка

расписание

А почему у меня одно слово написано по разному? (Т.к. это два разных слова)

А кто может объяснить 1 и 2 слово?

Где можно посмотреть значение слов? (В словаре .)

Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.

Подделка – подделанная вещь. Подделать - это значит изготовить фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.

Какая может быть оценка? 5 или 4. поставте на листочке.

8. Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? Или С какой орфограммой познакомились?

Чему мы хотели научится сегодня на уроке? (Грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? да

Какой вид работы вам больше понравился?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. - Возьмите кружочек и нарисуйте такую рожицу смайлику, которая показывает ваше настроение на уроке и прикрепите его на доску.

Вы знаете, что если человек доволен собой значит он поработал хорошо, и у него всё получилось

а если у него не получилось что – то, то он не совсем доволен своей работай

но, а если было очень трудно и не понятно, то человек будет не доволен, огорчён

9. Домашнее задание. - А что вам поможет грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня? (Алгоритм) – Вот именно его я и хочу вам подарить.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Выучить правило на стр.128, алгоритм и в учебнике вам необходимо выполнить упр.162 на стр.129. Откройте учебник, прочитайте задание. Для того, чтобы правильно выполнить упражнение, что необходимо сначала повторить? (Все изученные орфограммы.)

- А какие именно?.......обратите внимание под номером 3,что есть и такие слова которые не относятся ни к первой ни ко второй группе, значит с этими словами мы познакомимся на следующих уроках.- Урок окончен, всем большое спасибо!

Сегодня мы все, прошедшие современную общеобразовательную школу, привычно читаем орфографические «назидания», типа:

Однако при этом у тех, кто знает, не забывается и то, как раньше писали вовсе без пробелов. Представляете, сегодня мы приставки пишем слитно с корнем, а предлоги раздельно. А раньше, когда и приставки, и предлоги (и все-все!) писали слитно, сплошным текстом, КАК различали в сплошном тексте, например, приставку «при » (пристань ) от предлога «при » (при стан …)?..

Понятно, что ориентировались на смыслы и значения. Но что и как думали по этому поводу, когда не было написаний с пробелами, когда не было таких орфографических правил, как сегодня, когда ориентировались больше на смысл?

Понятно, что никто (даже кто не в ладах с грамотой) нарочно по два одинаковых согласных не писал, что они действительно появлялись на границе частей слов. Значит, нужно видеть эти границы и понимать.

Ясно так же и то, что современный русский язык развивает через формальные правила и новое словотворчество прежнюю устоявшуюся логику и отдельные традиции.

Но зачем было терять смыслы, без которых целое разрушается!?

Двойные согласные получаются, если в разных частях слова (например, в приставке и корне) оказываются по соседству два одинаковых согласных: поД + Держать, оТ + Тащить, Рас + Строить и т.д.

(На самом деле приставка тут «Раз», а не «рас», но об этом чуть позднее.)

Жаль, что сейчас даже приставки и корни оборачиваются почти что «знаками», без смысла, с каким-то условным значением. А в Древности было иначе: то, что сейчас мы читаем как «поддержать », древние разумные предки читали осмысленно, как «Под Держать» (т.е. «держать основу, основание, суть, фундамент»), где «Под» является именем, а не какой-то там служебной единицей языка, какой-то «приставкой».

И еще. Тут есть над чем поразмыслить, почему так делается.

Когда мы из двух кирпичей, соединяя, делаем один большой кирпич, то в жизни мы помним, что кирпич «сдвоенный». Даже когда к этому сдвоенному кирпичу присоединяем еще один кирпич.

Но такой здравый смысл не относится к странному миру современного языкознания, где логические цепочки очень короткие, да и то лишь формальные. К тому же еще какой-то «склероз» мешает: поэтому там, где только что было два кирпича, вдруг видится уже только один. Мы не шутим. Вот пример:

И у них получается новое образование, не связанное с предыдущим: «рас+считать », а не как реально видится: «рас+с+читать », с сохранением последовательности и преемственности в происхождении.

Это вовсе не «академические пустяки», а методичное формирование в сознании осваивающих русский язык бессвязных логических цепочек, подвешенных как бы в пустоте, т.е. фактически оторванных от живого незыблемого фундамента Живого Русского Языка и Живой Русской Речи. Зачем одно противопоставлять другому, когда они четко преемственно и по смыслу связаны?

С + Чёт = Счёт, Рас + Чёт = Рас чёт.

Без + С + Чётный = Безс чётный

(И в этом месте только по искусственному допущению реформаторов языка 1917г. пишется несуществующая в русском языке приставка «бес », в результате чего и получается современное «беССчетный », на смех всех здравомыслящих, различающих неумный подтекст и умеющих читать то, что написано, а не то, что выдумано: «бес счетный»!).

Такая же ситуация и в других подобных словах:

Рас+С+Троить = Расс троить (хотя на самом деле и здесь надо «Разс троить » по реальной приставке «Раз»).

Без+С+Рочный (от Рок ) = Бесс рочный (по дореформенному: «Безс рочный »)…

Введение «лже-приставок» «Рас -» и «Бес -», наряду с реальными приставками «Раз -» и «Без -», на самом деле оборачивается не «упорядочиванием и развитием языка», как того хотели реформаторы, а разрушением древних живых смыслов в Языке и Речи, где имеет смысл каждый звук, каждая буква!

Так же и здесь, в результате реформы «упрощения», т.е. соединения «нормальных» слов, образованных приставочным способом (типа, «Воз+Жа» = Возж а ), с теми, какие можно отнести к «звукоподражательным» (типа, Жужж ать ).

Хотя «приставка, предлоги, суффиксы» - все это для Живого Языка вещь достаточно условная (в Древности имели в виду живые слова, самостоятельные, а не какие-то «добавочные части»), не об этом речь.

Смысл-то слова по искусственному правилу все-таки разрушается, удаляется. Остается невразумительное, но «прогрессивное» новообразование: «вожжи », написание которого нужно теперь запоминать по новому правилу.

В случае с «дрожжами » тоже не очень ясно, почему выбран один вариант, хотя есть и другие, более осмысленные варианты (см.словарь Даля): Дрожд и, Дрозж и . На наш взгляд, неиспорченный вариант: Дрозжи , как более типичный случай, потому что знаем немало таких слов в русском языке, где встречается именно такое сочетание: возж и, визж ать, приезж ать, дребезж ать…

У «можжевельника» тоже есть та же более осмысленная версия: мозж уха .

Сдается, что та же ситуация и с «жж ением »: это слово происходит из первоначальных вариантов, в которых, скорее всего, было «ЗЖ ». Но гадать не будем.

И, в качестве вывода, не случайно вот это звукосочетание ЗЖ («ЗъЖъ»), к которому относится, если уж каламбурно, все, что «З а Ж изнь»! И это почти во всех словах, в которых нет простого звукоподражания.

И складывается впечатление, что отбор из употребительных вариантов производился по принципу «как можно хуже и непонятней».

Вот что можно сегодня сказать о правиле, которое согласно современной орфографии предлагает формально, без осмысления, писать ЖЖ .

Сс ора - это существительное фактически получилось от формы «с сора » (сор ): вы же хорошо помните фразеологизм «не выносить из дома сор ». Видимо, зафиксирована ситуация, когда конфликтность начинается с малого, «с сора».

Сюда же по-простому хотят отнести теперь и своего рода «неологизм»: российский , образованный через западные (в частности, польские заимствования XVII-XVIII веков) формы словообразования относительно недавно, в то время когда убирали на рубеже XVIII века прежние наименования «Тартария », «Русь » и «Русс ия » («Рус+Сия » - от Русь с другими подобными родственниками, типа: «По+Рус+Сия », современное Прусс ия ). Когда писали сплошным текстом, без пробелов, название было однозначно «Русь », но с как бы формой прилагательного «Сия » («сияющий, сиятельный» - т.к. в Древности, как известно по оставшимся старинным рукописным книгам, писари общеизвестные и часто повторяющиеся понятия очень часто писали сокращенно!).

Иноязычные слова, раз их привнесли в русский язык, запоминайте уж, как принято сейчас (в т.ч. для сдачи зачетов и экзаменов): алл ея, апп арат, комисс ия, тенн ис, хобб и, комм ерсант, эфф ект, терр итория, окк упация, котт едж, Жанн а…

Мы их трогать не будем. Они сами будут отмирать, выходить из употребления по мере оживания Родной Речи.

Но надо помнить, что среди них попадаются и как бы наши, но сохранившиеся в других странах, т.е. общие для многих народов древние слова, типа: Драма («До Рама») и т.п. В них, естественно, не может быть сдвоенных согласных.

§ 1 Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

Вспомним, что слова, в которых на месте одного звука в корне пишутся две буквы, называются словами с двойными (или удвоенными) согласными. Такие слова надо запоминать. В них непроверяемые орфограммы. Слова с удвоенными согласными в корне пришли к нам из иностранных языков. Например: тонна, класс, телеграмма, троллейбус, антенна. Такие слова называются заимствованными.

Но удвоенные согласные встречаются не только в корне. На этом уроке мы как раз и рассмотрим один из таких случаев.

Прочитайте слова в столбиках. Что в них общего и чем они отличаются?

В словах обоих столбиков есть удвоенные согласные. Но обратите внимание, что в корне удвоенные согласные стоят только в словах первого столбика. Чтобы определить место орфограммы во втором столбике, понаблюдаем над составом этих слов. Выделим корень в словах:

В каждом из них есть приставка. Мы видим, что приставка заканчивается, а корень начинается на одну и ту же согласную букву. Поэтому на стыке (т.е. на месте соединения) приставки и корня в таких словах пишутся удвоенные согласные. Какие же приставки оканчиваются на согласную? В-, с-, из-, ис-, об-, под-, от- , без-, бес-, рас-, раз-.

Что же произойдёт, если допустить ошибку в написании слов и потерять одну из согласных букв? Рассвет - в этом слове вы без труда найдёте корень свет, а вот приставки ра- не бывает, бессвязный - корень связ, приставки бе- не бывает.

Ошибка в написании чаще всего возникает в словах, образованных при помощи приставок по- и под, о- и от-. Рассмотрим пример:

В слове дело корень начинается с буквы д. От этого слова образуются слова: поделка,поделать при помощи приставки по- и подделка, подделать при помощи приставки под-. Данные слова являются однокоренными, но отличаются лексическим значением.

Орфограмма - удвоенная согласная на стыке приставки и корня может встретиться:

В словах, обозначающих предметы (рассказ, отток, подделка);

В словах-признаках (беззубый, бессменный);

В словах-действиях - таких слов больше всего (оттащить, ввести, расстроить, поддать, восстановить) и т.д.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня пишется, если корень начинается, а приставка заканчивается на одну и ту же согласную букву. Чтобы знать, в каких случаях есть удвоение согласной на стыке приставки и корня, необходимо понять, как образовано данное слово. Чтобы найти орфограмму, нужно найти в слове корень и приставку.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с.
  4. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.