Технологическое оборудование складов. Как оборудовать небольшой склад

Проектирование складского комплекса ставит проектировщиков на определенном этапе разработки перед выбором складского оборудования. Это оборудование в целом можно разделить на три основные группы:

    оборудование для хранения товаров;

    подъемно-транспортное оборудование;

    весоизмерительное оборудование

    фасовочное оборудование.

Оборудование для хранения товаров на товарных складах представлено в основном стеллажным оборудованием. Стеллажи подразделяют на универсальные и специальные .

Универсальные стеллажи , которые используются для хранения самого широкого спектра товаров. Наиболее распространенным типом являются полочные стеллажи, которые представляют собой ряд полок, закрепленных на вертикальных стойках. К универсальным стеллажам также относят клетчатые, ящичные, каркасные и гравитационные стеллажи.

Специальные стеллажи используют для хранения определенных типов товаров. Специальные стеллажи подразделяются на стоечные, консольные и механические стеллажи-вешала. Последние используются для хранения одежды.

Помимо стеллажного оборудования, отдельные типы продукции хранят в специальных бункерных устройствах, закромах, резервуарах и т.п.

Подъемно-транспортное оборудование используется на складе для облегчения и ускорения выполнения тяжелых и трудоемких работ. В зависимости от функций, подъемно-транспортное оборудование делится на следующие три группы: грузоподъемные машины и механизмы; транспортирующие машины и устройства; погрузочно-разгрузочные машины.

Грузоподъемные машины и механизмам включают в себя краны, грузовые лифты, лебедки и электрические тали. Краны представляют собой машины специальной конструкции, предназначенные для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях. По конструкции краны подразделяются на мостовые, консольные, козловые, автомобильные краны и краны-штабелеры. Краны различаются также по грузоподъемности, которая варьируется от 3-5 т до 30-45 т. Используются на открытых площадках, на площадках под навесами и в закрытых помещениях, предназначаются в основном для механизации погрузочно-разгрузочных работ, а также для переработки тарно-штучных грузов. Грузовые лифты используются для подъема и спуска грузов, их грузоподъемность варьируется в интервале от 150 кг до 5 т. Подъемные и тягловые лебедки , а также электрические тали используются для перемещения грузов от 0,5 до 10 т. Высота подъема грузов от 4 до 30 м.

Транспортирующие машины и устройства включают в себя конвейеры, гравитационные устройства, грузовые напольные тележки, электротягачи и другие машины. Конвейеры (или транспортеры) являются машинами непрерывного действия и используются для транспортировки штучных и сыпучих грузов. Подразделяются на ленточные, пластинчатые и роликовые конвейеры. Гравитационные устройства используются для перемещения грузов под тяжестью собственной массы. К ним относят гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. Ручные и электрические грузовые напольные тележки предназначаются для транспортировки штучных грузов на расстояние до 1 км. Грузоподъемность тележек варьируется от 0,25 до 2 т. Для перемещения прицепных грузовых напольных тележек, а также тары-оборудования на колесах используются электротагячи .

Погрузочно-разгруочные машины используются для механизации погрузочно-разгрузочных работ, внутрискладского перемещения и складирования грузов и включают в себя электрические и автомобильные вилочные погрузчики и электроштабелеры. Электропогрузчики питаются от аккамуляторных батарей и предназначаются для использования в крытых помещениях. Грузоподъемность электропогрузчиков составляет от 0,5 до 5 т, высота подъема груза от 2 до 6 м. Автопогрузчики рекомендуется использовать на открытых площадках. Их грузоподъемность варьируется от 3 до 10 т, высота подъема груза – до 8 м.

Весоизмерительное оборудование используется для взвешивания различных грузов. Весы подразделяются по конструкции – гиревые, шкальные, шкально-гиревые, циферблатные, полуавтоматические и автоматические, а также по типам – вагонные, автомобильные, крановые, товарные (или платформенные), настольные (обыкновенные, циферблатные, электронные). Товарные передвижные весы используются для взвешивания грузов от 50 кг до 3 т. Для взвешивания более тяжелых грузов используются платформенные стационарные весы , для которых в фундаменте формируется специальное углубление – приямка. К числу последних которых относятся автомобильные и вагонные весы, на которых груз взвешивается вместе с транспортным средством. Грузоподъемность автомобильных весов варьируется в пределах от 10 до 150 т. Пределы взвешивания вагонных весов 7,5 – 100 т и 10 – 200 т.

Фасовочное оборудование делится на две группы. Первая группа оборудования используется для фасовки и упаковки бакалейных товаров (автоматические дозаторы, механизированные поточные линии), вторая – для фасовки и упаковки овощей и фруктов (полуавтоматические весы и линии для фасовки и упаковки). Производится расфасовка продукции в бумажные и полиэтиленовые пакеты, в рукавную хлопчатобумажную или полимерную сетку. Производительность линий для бакалейных товаров составляет 2500-3500 пакетов в час (при массе пакета 0,5 или 1 кг), для овощей и фруктов 600-1200 пакетов в час (масса пакета до 3 кг).

Оборудование для хранения товаров.

Оборудование этой группы подразделяют на следующие подгруппы:

  • -- для укладки и хранения тарно-штучной продукции;
  • -- для хранения навалочной и насыпной продукции;
  • -- для хранения наливной продукции.

Для укладки и хранения тарно-штучных грузов широко применяются стеллажи и поддоны.

Стеллажи по назначению делятся на универсальные и специальные. Универсальные стеллажи используют для хранения различной продовольственной продукции в таре или на поддонах. Специальные стеллажи служат для хранения определенных товаров.

Поддоны представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транспортирования продукции. По своему использованию они универсальны. Использование поддонов на складах создает необходимые условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутри складских работ, сокращения трудовых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений.

Хранение навалочных и сыпучих продуктов (поваренной соли, сахарного песка и т.д.) осуществляют в бункерных устройствах и закромах.

Бункерные устройства представляют собой специально оборудованные вместилища для временного хранения навалочных и сыпучих грузов. Могут иметь емкость от 20 до 100 куб. м и более. Закрома -- отгороженные вертикальной перегородкой места для насыпки навалочной продукции. Они могут иметь ячейки, образуемые внутренними перегородками.

Наливные грузы (растительные масла, молоко и т.п.) хранят в резервуарах (баках), а также в бочках, бидонах. Резервуары чаще изготовляют из стали. Они могут иметь емкость 5, 10, 25, 50, 75, 100 куб. м, снабжены люками для замеров, чистки и ремонта, а также приспособлениями для слива и налива продукции и для выпуска воздуха.

Для хранения и перевозки наливных грузов могут использоваться специализированные автотранспорт и контейнеры массой брутто 30, 20, 10, 5 и 1,25 т. Их применение является экономически выгодным, так как позволяет максимально механизировать и упростить операции, связанные с хранением и перевозками наливных грузов.

Подъемно-транспортное оборудование. Применение подъемно-транспортного оборудования в складском технологическом процессе способствует облегчению тяжелых и трудоемких работ, ускоряет выполнение погрузочно-разгрузочных операций, сокращает время простоя транспорта.

Подъемно-транспортное оборудование классифицируют по следующим основным признакам:

  • -- функциональному назначению;
  • -- принципу периодичности действия;
  • -- роду перерабатываемого груза;
  • -- видам привода;
  • -- степени механизации труда.

По функциональному назначению оборудование подразделяется на три группы:

  • -- грузоподъемные машины и механизмы;
  • -- транспортирующие машины и устройства;
  • -- погрузочно-разгрузочные машины, автокары.

К грузоподъемным машинам и механизмам относят краны, грузовые лифты, лебедки и электрические тали.

Краны предназначены для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Грузовые лифты представляют собой грузоподъемное устройство прерывистого действия для подъема и спуска продукции. Их грузоподъемность -- от 150 кг до 5 т.

Лебедки используются для вертикального (подъемные лебедки) и горизонтального (тяговые лебедки) перемещения грузов, выпускаются с ручным и электрическим приводами. Они могут иметь тяговые усилия до 1 т.

Электрическая таль -- механизм с электроприводом для вертикального и горизонтального перемещения груза, подвешенного на крюк. Горизонтальное перемещение осуществляется вдоль подвесного однорельсового пути. Управляют ею с помощью кнопочного механизма, она имеет грузоподъемность 0,5 и 1 т и рассчитана на высоту подъема груза от 4 до Юм.

К транспортирующим машинам и устройствам относятся конвейеры, гравитационные устройства, грузовые транспортные тележки, электро-тягачи и электрокары.

Конвейеры (транспортеры) -- транспортирующие машины непрерывного действия. В зависимости от конструктивных особенностей они бывают ленточные, пластинчатые и роликовые. Применяются для горизонтального и слабонаклонного перемещения сыпучих и штучных грузов.

К гравитационным устройствам относятся гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. Груз при помощи этих устройств перемещается под действием своей силы тяжести.

Грузовые транспортные тележки используются для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов. Они бывают электрическими и ручными. Электро-тележки применяют для перемещения грузов на расстояние до 1 км. Ручные тележки выпускают на трех четырех колесах, их грузоподъемность -- до I т. Грузовые транспортные тележки грузоподъемностью до 50 кг применяют для перемещения отдельных легковесных грузов.

Тележки штабелеры с ручным гидравлическим приводом подъема груза позволяют производить многоярусное складирование, укладку в стеллажи и перемещение грузов в производственной таре. Тележки могут иметь подъемную платформу или подъемные вилы.

Электро-тягачи применяют для горизонтального перемещения прицепных тележек и тары-оборудования на колесах. Общая масса перевозимых грузов -- до 1500 кг.

Погрузочно-разгрузочные машины -- вилочные погрузчики и штабелеры -- предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, внутри складского перемещения и складирования грузов. Вилочные погрузчики делятся на электро-погрузчики и автопогрузчики.

Электро-погрузчики -- машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта, приводимые в движение электродвигателем с питанием от аккумуляторных батарей. Их основным рабочим органом являются вилы, служащие для подхвата груза, его подъема, транспортирования и укладки. Они выпускаются грузоподъемностью от 0,5 до 5 т, высота подъема груза -- от 2,0 до 5,6 м. Электро-погрузчики обладают высокой маневренностью.

Авто-погрузчики приводятся в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания, в связи с чем применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках.

Их грузоподъемность -- от 3,2 до 10 т, высота подъема груза -- до 8,2 м.

Электро-штабелеры также относятся к машинам напольного безрельсового транспорта. Служат для выполнения складских работ в закрытых помещениях с твердым и ровным покрытием пола. Их используют для работы в стесненных условиях при штабелировании грузов в высокие ярусы стеллажей. Их грузоподъемность -- 0,8; 1,0; 1,25; 1,6 и 2 т.

При оснащении складов подъемно-транспортным оборудованием учитывают: устройство складов; ассортимент и габариты подлежащей переработке продукции; объем погрузочно-разгрузочных и складских работ; производительность механизмов; режим работы складов.

Весо-измерительное и фасовочное оборудование.

В зависимости от конструкции весы, используемые на складах, делятся следующим образом:

  • -- гирные;
  • -- шкальные;
  • -- шкально-гирные;
  • -- циферблатные;
  • -- полуавтоматические;
  • -- автоматические.

Кроме того, весы подразделяют на следующие разновидности:

  • -- вагонные;
  • -- автомобильные;
  • -- крановые;
  • -- товарные (платформенные);
  • -- настольные (обыкновенные, циферблатные, электронные). Для оснащения складов чаще всего используют передвижные и стационарные платформенные весы.

Для взвешивания грузов массой от 50 кг до 3 т применяют передвижные напольные весы.

На шкально-гирных весах массу груза определяют суммированием значений массы накладных гирь и показаний шкалы. Они являются малопроизводительными. Для определения массы товара необходимо производить подсчет. Вместе с тем они просты по конструкции, надежны и имеют сравнительно невысокую стоимость.

Удобны в эксплуатации шкальные и циферблатные весы. Весы платформенные стационарные предназначены для взвешивания грузов большой массы. Их механизм монтируется на специальном фундаменте. При этом для взвешивания грузов с автомашиной применяют автомобильные весы с наибольшими пределами взвешивания 10, 15, 30, 60, 100 и 150 т.

Для взвешивания грузов вместе с вагонами на складах оптовых баз применяют вагонные весы.

Все более широкое распространение получают электронные весы нового поколения. В настоящее время в Российской Федерации выпускается несколько сот моделей таких весов (от настольных до автомобильных и вагонных). Они долговечны и надежны, могут быть исполнены под любые условия эксплуатации. Время взвешивания составляет всего 2--3 секунды. Весы имеют максимум сервисных функций.

На предприятиях оптовой торговли и складах используется различное фасовочное оборудование.

По назначению оно делится на оборудование для фасовки и упаковки бакалейных товаров (автоматические дозаторы, механизированные поточные линии) и оборудование для сортировки, фасовки и упаковки картофеля, овощей и фруктов (полуавтоматические весы и линии для фасовки и упаковки).

Для фасовки сахарного песка и крупы в бумажные пакеты порциями по 0,5 и 1 кг применяют автоматические весы. Фасовка конфет, пряников и других продовольственных товаров производят с помощью установки для фасовки в пакеты из полимерной пленки. Массу порции определяют на электронных весах.

Для изготовления двойных бумажных пакетов, фасовки и упаковки в них сахарного песка порциями до 1 кг применяют автоматы с допускаемой погрешностью дозирования каждой порции в пределах + 1,5 %.

Промышленность производит автоматы для фасовки и упаковки в пакеты из полимерной пленки сахарного песка, круп, поваренной соли и других сыпучих товаров порциями 0,5--1 кг.

Для фасовки и упаковки продукции могут быть использованы механизированные и автоматизированные поточные линии.

В механизированных линиях почти все технологические операции выполняются с помощью машин, управляемых персоналом. В состав таких линий входят автоматические весы и автоматические укладчики фасованных товаров в тару оборудование. Механизированная линия имеет производительность до 3000 пакетов в час при массе порции -- 1 кг.

Автоматизированные поточные линии оснащены комплексом машин, автоматически выполняющих все технологические операции. Используют их для фасовки и упаковки сахарного песка и круп.

Специальные машины используют для упаковки овощей, фруктов, картофеля в рукавную хлопчатобумажную и полимерную сетку. Их производительность -- 1200 пакетов в час при массе порции не более 3 кг.

Для автоматической упаковки овощей, фруктов и картофеля в полимерную сетку применяют автоматы производительностью 780--1200 пакетов в час в зависимости от массы порции.

Имеются также механизированные поточные линии для фасовки и упаковки картофеля в полимерную сетку, а также моркови в полиэтиленовые пакеты и др. Их производительность -- 600 порций в час при массе порции картофеля 3 кг и массе порции моркови 1 кг.

При любом действующем процессе производства и распределения материальных ценностей, неизбежно возникает Склад. Это правило относится к любой отрасли экономики и сфере бизнеса, причем в настоящее время стоимость "производства" продукта иногда составляет всего 30% от конечной цены, а в остальных 70% значительна доля склада и всего связанного с ним. Вот почему складу в структуре любой компании должно уделяться значительное внимание.

Из традиционно второстепенного, склад превратился в ключевое звено, способное как увеличить прибыль, так и свести на нет все достижения успешного предприятия. Причина - повсеместное обострение конкуренции и, как следствие, стремление в целом уменьшить накладные расходы, в том числе за счет оптимальной организации склада. Экономистами подсчитано, что при хорошо развитом производстве, одинаковый объем вложений в основной бизнес компании и в склад, дает ощутимо большую отдачу при инвестировании в складское хозяйство, которое, как правило, имеет значительные резервы повышения эффективности.

Двух одинаковых складов не бывает, поэтому все рекомендации, верные в общем случае, нужно правильно адаптировать к каждому конкретному.

Цель данных материалов - дать правильный подход к общей организации склада и выбору технологического оборудования для этого.


Территория склада

Собственно складской комплекс начинается с прилегающей территории, имеющей не меньшее значение, чем само здание. Здесь должно быть достаточно места для маневров и постановки транспорта под погрузку/разгрузку, а если этого требует технология - отстоя транспортных средств.

Самый современный, прекрасно оснащенный склад будет неэффективен если транспорт будет стоять в пробках на подъезде к нему или с трудом маневрировать на его территории. Желательно организовать движение так, чтобы входящий и исходящий потоки транспорта не создавали друг другу помех.

При строительстве нового склада стоит предусмотреть возможность его дальнейшего расширения в будущем, для чего соответственно расположить погрузо-разгрузочный фронт. Это не повлияет на текущую работу уже запущенной части склада, но позволит сэкономить значительные средства при дальнейшем расширении комплекса.


Погрузо-разгрузочный фронт

Существует два принципиальных подхода к оборудованию погрузочного фронта - пол склада приподнят (рампа) и - пол склада находится на уровне земли (груз поднимается до борта машины). Второй вариант несомненно дешевле и проще в строительстве, - это главное его достоинство.

При такой организации работы в зоне отгрузки обычно используются классические погрузчики , реже встречаются Рич-траки (штабелеры с выдвигающейся кареткой), и штабелеры с телескопическими вилами. Этот способ погрузки можно рекомендовать при невысоком грузообороте или работе с нестандартными по габаритам и весу грузопакетами.

Во всех остальных случаях он не обеспечивает интенсивной работы, так как погрузчику необходимо поднять груз на высоту около 1 метра и повернуть перпендикулярно борту машины, что требует определенного времени.

В случае разгрузки фуры через задние двери придется "запускать" в машину грузчиков с гидравлической тележкой, которые будут подтаскивать груз к краю машины - ведь только там его можно взять погрузчиком или штабелером.

Поэтому склады с полом на уровне земли можно рекомендовать как экономически оправданное решение, если на складе невысокий грузооборот и можно позволить долгую стоянку разгружаемого транспорта.

В настоящее время, несмотря на увеличение стоимости капитальных сооружений, подавляющее большинство современных складов строится с погрузо-разгрузочной рампой. В этом случае пол склада приподнят над уровнем земли (обычно 1200 мм), что позволяет складскому транспорту заезжать с грузом прямо в автомобиль.

В зависимости от специфики работы возможны три основных типа постановки транспорта для погрузки (см. иллюстрацию).

При стоянке торцом кузова достигается максимальное количество погрузочных ворот по фронту рампы (наиболее часто встречающийся вариант). При боковой постановке машины появляется доступ сразу ко всему кузову, что может быть удобно при обработке специфических грузов.

Наличие рампы позволяет установить дополнительное оборудование, значительно ускоряющее процесс погрузки-выгрузки. Существует много способов облегчения въезда в кузов - от простейших перекидных мостиков (часто заменяемые листами металла), откидных балансируемых рамп, закрепленные на краю эстакады, до наиболее эффективных технических средств, обеспечивающих быстрый проезд складской техники внутрь машины:

Это электрогидравлический выравниватель (док-левеллер), монтируемый непосредственно в створе ворот. Обычно он устанавливается на высоте 1200 мм от земли, при этом способен компенсировать перепады вверх 400-600 мм и вниз 350-400 мм. Такой выравниватель в сочетании с маневренными и эффективными самоходными транспортировщиками паллет обеспечивает наибольшую эффективность погрузо-разгрузочного фронта (см. иллюстрацию).

Для сравнения можно привести такой пример.

Ежедневный оборот склада составляет 150 паллет. Рассматриваются три варианта работы: с уровня земли погрузчиком, с рампы гидравлической тележкой и с рампы самоходным транспортировщиком паллет (см. иллюстрацию).

В первом случае производительность 23 паллеты в час, во втором - 17 , в третьем - 32 паллеты в час. Несмотря на наибольшие начальные вложения третий вариант экономически наиболее эффективен и при высоком грузообороте может обеспечить экономию до 20% средств в зоне отгрузки склада.

В общем случае, если склад оборудован рампой и должен обеспечивать высокий грузооборот, рекомендуется использовать самоходные транспортировщики паллет (см. фото).

А в случае очень высокой интенсивности - транспортировщики с платформой для оператора, для ускорения процесса разгрузки и перемещения товара (см. фото).

Особый случай представляют высокие производственные помещения, в настоящее время часто переоборудуемые под склады. Как правило, пол такого "склада" расположен на уровне земли, что является большим минусом, но при этом высокие потолки и большие пролеты позволяют организовать хороший склад.

Что же можно сделать в этом случае для улучшения ситуации в зоне отгрузки? Решение простое - поднять уровень пола в створе ворот до уровня кузова машины. Иногда для этой цели используются гидравлические подъемные столы - но они не обеспечивают высокой скорости работы.

Для действительно интенсивной работы правильно будет построить съезд, начинающийся от уровня пола склада и поднимающийся на высоту кузова машины к створу ворот - так погрузчик сможет заезжать непосредственно в машину. Однако при этом теряется дорогая площадь под съездом внутри склада.

Поэтому применяют еще одно решение - перед погрузочным створом по фронту склада делают выемку, по глубине соответствующую высоте пола основного отгрузочного транспорта. У этого способа есть два ограничения: наличие перед складом достаточного пространства для маневров транспорта и необходимость устройства стока дождевых и талых вод (см. рисунок).

В обоих вышеописанных способах устройства "псевдорампы" возможно оснащение погрузо-разгрузочных створов стандартным набором оборудования (ворота, выравниватели, терморукава).

Еще дной неотъемлемой частью погрузочного фронта являются ворота и находящиеся в их створе герметизаторы дверного проема. Основные типы герметизаторов (или терморукавов, док-шелтеров) - занавесочные, подушечные и надувные. Не останавливаясь на них подробно, порекомендуем для умеренной климатической зоны занавесочный тип терморукавов, как доступный по цене и вполне выполняющий свои задачи.

Для климатической зоны с низкими зимними температурами тоже вполне подойдет занавесочный тип, но, если позволяют средства, очень эффективен будет наиболее герметичный надувной тип терморукавов, плотно обжимающий кузов стоящей в створе машины.

Среди ворот наиболее удобны и универсальны а поэтому широко распространены секционные, отличающиеся способом подъема (с электроприводом и без) и расположением сложенной части ворот, что позволяет устанавливать их как в высоких, так и в достаточно низких помещениях.

Для разделения различных температурных зон внутри склада в местах частого проезда техники рекомендуются простые вертикальные завесы или получившие в последнее время распространение высокоскоростные ворота из синтетического материала, быстро сворачивающиеся в рулон над дверным проемом.


Полы на складе

Современный склад - это сложная система, состоящая из многих компонентов и один из основополагающих - это пол. К сожалению, этой части склада не всегда придается достаточное значение и эта ошибка дорого обходится. Чаще всего на современных складах применяют бетонные полы с верхним упрочняющим слоем различного типа.

К полам предъявляется три основных требования:

    ровность,

    отсутствие трещин,

    беспыльность - по аналогии с качественными промышленными полами.

Беспыльность - стойкость к истиранию важна по нескоким причинам. Во-первых, постепенно накапливающийся слой цементной пыли постоянно оседает на хранящемся грузе. Даже специальная техника в определенный момент не справляется с уборкой помещения, а очистка товара крайне затруднительна. Люди, работающие на складе, постоянно будут находиться в неблагоприятных условиях, что отражается на здоровье и производительности труда - а значит склад не сможет работать в полную силу. Кроме того, повышенное количество пыли отрицательно сказывается на состоянии складской техники. Помимо чисто механического износа (попадание абразивных частиц в подшипники) возможны сбои систем управления машиной, так как повышенное количество пыли попадает в электронные блоки управления.

Ситуация похожа на загрязнение центрального блока персонального компьютера - тем, кто когда-либо открывал корпус ПК приходилось удалять обильные скопления пыли, особенно в районе кулера. Нечто подобное происходит и в современных внутрискладских машинах, также оснащенных контроллерами и вентиляторами охлаждения, только ситуация гораздо хуже, чем у стоящего в самом грязном месте ПК. Конечно, эту проблему можно решить ежедневной уборкой с помощью пылесоса, но не все части машин легко доступны и, в любом случае, на это тратится дополнительное время.

Отсутствие трещин - также важное требование. Связано оно в основном с повышенным износом колес техники и, в случае крупных трещин, - с ускоренным износом ходовой. Кроме этого, скорость движения техники в таких условиях несколько ограничивается, что сказывается на производительности. Отсутствие трещин обеспечивается правильным подбором бетонной основы (качественная подоснова, правильное армирование и достаточная толщина самой бетонной плиты).

Кроме того, при разработке ТЗ на полы конкретного склада необходимо правильно указывать нагрузку, испытываемую ими. Трехъярусные и шестиярусные стеллажи это совершенно разные нагрузки, да и техника, обслуживающая их имеет различный вес и его распределение.

Ровность полов - пожалуй наиболее существенное требование, а главное, что его невыполнение совершенно обесценивает качественные непылящие полы без трещин. Пол на складе должен не иметь систематического уклона (горизонтальный уровень), а также обеспечивать хорошую "локальную ровность".

Первое требование связано большей частью с устойчивостью стеллажей, а при больших высотах подъема - и с устойчивостью техники. Второе условие "локальная ровность" определяется типом работающей на складе техники. Встречались полы такого качества, когда высокоподъемная внутрискладская техника с малым клиренсом почти "садилась" базой на выпуклости неровного пола.

В целом, для высот складирования до 6 метров с классическими широкими (от 2,3 метров) проходами требования к ровности пола нежесткие (см. фото).

Наиболее критичны к полу штабелеры с трехсторонней обработкой груза, которые работают в узких проходах 1600-1900 мм. В этом случае должны соблюдаться следующие требования:

Устройство хороших полов - сложная задача, поэтому основное в этом деле не только неукоснительное соблюдение технологии, но и квалификация и опыт персонала, непосредственно выполняющего работы. Основным критерием выбора подрядчика для этого участка должен быть успешный опыт реализации проектов с качеством пола, аналогичным требованиям планируемого склада. Наилучший результат достигается, когда подрядчику известны нагрузочные характеристики техники и стеллажей, а также их расположение на объекте. В этом случае заранее можно предусмотреть положение усадочных швов не на середине проезда как это часто оказывается, а под стеллажами; кроме того - исключить попадание опорных элементов силовых конструкций стеллажей на технологические стыки пола (захваток).

Заканчивая тему устройства пола хочется высказать проверенное временем правило. При оборудовании нового склада изготовление хорошего качественного пола на этапе строительства обойдется дешевле (несмотря на значительную начальную стоимость), чем последующие ремонты с частичной приостановкой работы действующего склада. К этому можно добавить и перечисленные выше материальные потери от работы на некачественных полах.

Правильное освещение - также неотъемлемая часть эффективно работающего склада. Светильники желательно размещать над межстеллажными проходами - так при том же количестве ламп вы достигаете большей освещенности. В то же время освещение не должно ослеплять операторов штабелеров (погрузчиков) поднимающих глаза на верхние ярусы стеллажей. Для этого некоторые лампы можно направить на крышу - это поможет равномерно осветить верхнюю часть стеллажей. Также важна цветовая гамма склада. Стандартным решением является светлая (почти белая) крыша, что улучшает общую освещенность, слегка затемненные стены и еще более темный пол. И не забывайте следить за исправностью и чистотой светильников.


Безстеллажное хранение

Эта "система" по праву считается самой распространенной и универсальной. Она проста и имеет ряд неоспоримых достоинств. Главное - обеспечивается максимальное использование пощади склада при полном отсутствии капитальных затрат, что очень привлекательно. Немаловажно также, что работать в такой "системе" может практически любая техника.

Однако у безстеллажного хранения есть значительные недостатки - затрудненный доступ к грузам различной номенклатуры и ограниченная высота складирования (определяется прочностью упаковки груза).


Классические фронтальные стеллажи

Наиболее распространенная система. Представляет собой хорошо известные стеллажи различной высоты, на которые ставятся поддоны с грузом. Конструкции выполняются различными по грузоподъёмности, в зависимости от планируемых нагрузок, а высота ярусов у современных безболтовых систем на зацепах быстро меняется в зависимости от высоты поддона с грузом.

Это поистине универсальное и недорогое решение, позволяющее применять практически любую грузоподъёмную технику, и обеспечивающее свободный доступ к любому из хранящихся поддонов с грузом.

В зависимости от типа применяемой техники ширина прохода между стеллажами (Ast), меняется от 2,1 м (штабелер) до 3,5 м (погрузчик), а высота постановки поддонов верхнего яруса стеллажей - достигает 11 метров.

Оборудование склада фронтальными стеллажами практически лишено недостатков и часто является оптимальным. Единственным серьезным "минусом" системы является недостаточно хорошее использование объема склада.

Тем не менее, относительно низкие капитальные и эксплуатационные затраты в сочетании с обеспечением высокого грузооборота часто оказываются решающим фактором в пользу фронтальных стеллажей.


Техника для фронтальных стеллажей

Как уже отмечалось, обслуживать фронтальные стеллажи можно любой грузоподъёмной техникой с вилами. Наиболее универсальное и распространенное средство - вилочный погрузчик. Его главное преимущество - неприхотливость к полам и способность выезжать на улицу - чаще всего востребовано в старых зданиях небольшой высоты.

Дело в том, что погрузчик имеет достаточно большие габариты - ширина межстеллажного прохода для постановки поддонов (Ast) у него обычно составляет 3,1-3,5 м. Это приводит к тому, что большая часть площади склада используется не для хранения груза, а для проездов.

Применение штабелеров позволяет сократить межстеллажные проходы примерно на 1 метр и увеличить высоту складирования, что в итоге значительно повысит емкость склада. Но важно помнить, что для работы штабелеров необходимы полы хорошего качества.

Правильный подход к выбору подъемной техники следующий:

    Работа с планом помещения и разработка различных вариантов установки стеллажей.

    Каждый вариант разрабатывается исходя из показателя Ast штабелера (погрузчика) и требуемой высоты подъема.

    Оценка вариантов - величина капитальных затрат (пол, стеллажи, техника) по отношению к получаемому результату (емкость склада, возможный грузооборот...).

На штабелерах же, как основном внутрискладском грузоподъёмном средстве, хочется остановиться подробнее.

Простейшим устройством для подъема поддонов на стеллажи считается ручной гидравлический штабелер с высотой подъема 1,5-2,5м (обычно им обслуживают двухъярусные стеллажи). Более высокой производительностью обладают штабелеры с ручным передвижением и электрогидравлическим подъемом. Они способны поднимать груз на высоту 3,0-3,5м и обычно используются для обслуживания трехъярусных стеллажей. Оба типа штабелеров хороши тем, что относительно недороги, но они не обеспечивают высокой интенсивности работы - поэтому подходят только для складов с небольшим грузооборотом. Если же склад должен обеспечивать значительный объем приема и отгрузки - необходимы самоходные штабелеры.

Наиболее распространены в этом классе сопровождаемые штабелеры (они же ведомые, с поворотной рукояткой, "с поводком").

Их делают почти все производители внутрискладской техники, поэтому подобрать нужную модель по техническим параметрам и соотношению цена/качество достаточно просто. Выделяются два основных типа - действительно сопровождаемые штабелеры, за которыми оператор идет и машины с откидной платформой, стоя на которой оператор перемещается по складу.

штабелеры с платформой быстрее передвигаются по складу (до 8 км/ч без груза) поэтому более производительны - и это их главное преимущество, но при этом они имеют увеличенные габариты и в узких межстеллажных проходах оператору иногда приходится, сложив платформу, управлять машиной с пола. С точки зрения высоты подъема (до 4,5-5,5 м) и грузоподъёмности эти машины отличаются незначительно.

Качественный технологический скачок происходит при переходе к штабелерам со стоящим или сидящим в кабине оператором.

Принцип работы у них такой же, как у сопровождаемых штабелеров - опорные консоли находятся непосредственно под вилами. Главное отличие в положении оператора, он находится в защищенной с боковых сторон и сверху кабине - благодаря этому способен более эффективно управлять машиной. Если добавить к этому увеличенную скорость передвижения и подъема, электросервопривод руля а также возможность настройки рабочего места под конкретного оператора - становится понятно, почему эти машины имеют высокую производительность.

Конечно, техника такого класса стоит дороже, но ее покупка оправдывается увеличением объема работы, осуществляемого одной машиной. Немаловажно также, что высота подъема у этих штабелеров доходит до 6-6,5 метров при остаточной грузоподъёмности 1000-1500 кг и ширине межстеллажного прохода 2,3-2,5 метра. Сопровождаемые штабелеры обычно не могут обеспечить такого сочетания рабочих характеристик.

Наиболее серьезный, "тяжелый" класс техники для фронтальных стеллажей - это штабелер с выдвигающейся кареткой грузоподъёмного механизма или Рич-трак.

Эта машина - своеобразный "гибрид": при втянутой мачте она напоминает штабелер, а при выдвинутой - работает как классический погрузчик, одновременно используя лучшие качества обоих типов техники.

Рич-трак - это одна из наиболее сложных и высокопроизводительных внутрискладских машин. Она обеспечивает высокие скорости подъема и передвижения (0,6 м/с и 12 км/ч соответственно), способна поднимать поддоны весом 1,5-2,5 тонны, при этом остаточная грузоподъёмность на высоте 11 метров может достигать 1000 кг.

Конечно, применять технику с такими возможностями на небольшой высоте экономически не оправдано, поэтому рич-траки как правило, применяются при работе со стеллажами выше 7 метров. Иногда встречаются варианты применения легких моделей с высотой подъема около 5 метров. Это может быть оправдано для обеспечения специальных условий работы, необходимой грузоподъёмности или скорости работы.

Рич-траки выпускаются во множестве модификаций; фактически стандартом класса стала двойная телескопическая мачта со свободным подъемом и интегрированный сайдшифт (боковое смещение вил). По аналогии с погрузчиками обязательно присутствует наклон мачты, но при высотах подъема свыше 9 метров вместо этого применяется наклон вил. Кроме того, у каждого производителя есть своя "изюминка" в конструкции, поэтому выбор машины дело непростое и требует тесного общения с компетентным специалистом.


Стеллажи двойной глубины

По конструкции это обычные фронтальные стеллажи, имеющие сдвоенные ряды. По стоимости они очень близки к классическим фронтальным, но для работы с ними требуется техника с телескопическими вилами. Главное достоинство стеллажей этого типа - лучшее использование площади склада (под стеллажами до 50% от общей площади склада) что на 25% эффективнее, чем при установке фронтальных стеллажей. Скорость грузооборота несколько уменьшается, но все же остается достаточно высокой.

Единственное серьезное ограничение системы - в прямом доступе находится только половина паллет с грузом (внешний стеллажный ряд), а для выемки "внутренней" паллеты сначала необходимо снять внешнюю (см. рисунок).

Если большинство товарной номенклатуры находится на складе в количестве более 2 паллет, то система вполне применима. Поэтому стеллажи двойной глубины не подходят для компаний с очень широкой номенклатурой товара и небольшим его количеством.

Во всех остальных случаях, система работает очень хорошо и при правильной организации системы управления складом обеспечивает 80-90% заполняемость всех доступных мест хранения (в классических фронтальных стеллажах - 95%).

Наиболее часто для работы со стеллажами двойной глубины применяются штабелеры с телескопическими вилами. До высоты подъема 6 метров могут использоваться штабелеры со стоящим или сидящим в кабине оператором, а свыше (вплоть до 10 метров) рич-траки (см. рисунок слева).

При этом для безопасности работы при высотах подъема свыше 6 метров обычно используется видеокамера (устанавливается на вилах) и ТВ-монитор (в кабине оператора) - см. рисунок справа.

В целом, система стеллажей двойной глубины будет оправдана если необходимо увеличить емкость склада, расположенного на ограниченной площади, затратив при этом не очень большие средства. А достоинство системы, по сравнению с фронтальными стеллажами, в одинаковой стоимости собственно стеллажей и относительно недорогой технике (примерно на 20% выше обычных рич-траков). В итоге удается достичь 25% прироста емкости склада на той же площади.


Узкопроходные стеллажи

Склады, организованные по узкопроходной технологии - одни из самых сложных и дорогих. Несмотря на то, что сами стеллажи ничем не отличаются от обычных фронтальных, они могут чуть дороже за счет требований к точности размеров самой стеллажной конструкции, кроме того монтаж обходится значительно дороже - очень жесткие допуски по ширине прохода и вертикальности стеллажа, а сам монтаж технически сложнее за счет увеличенной высоты конструкций.

Еще одна система хранения грузов на базе классических фронтальных стеллажей - это стеллажи с узкими проходами (шириной 1,5-1,8 метра), предназначенные для работы специальных штабелеров .

О качестве пола для склада такого уровня уже говорилось в предыдущей статье, в данном случае это действительно очень важная и дорогая составляющая. Кроме того, необходимо оборудовать боковые рельсовые направляющие для движения штабелеров по межстеллажному проходу, что также стоит дополнительных затрат.

Теперь о специальных узкопроходных штабелерах. Это действительно одни из самых современных и сложных внутрискладских машин. Они способны поворачивать каретку с вилами на 180 градусов и задвигать поддон в глубину стеллажа на 1200 мм.

Используется два основных типа техники - с неподвижным или с поднимающимся вместе сгрузом оператором.

В первом случае управление осуществляется из неподвижной кабины, машина оборудуется видеокамерой и ТВ-монитором.и обеспечивает подъем на высоту до 11 метров (см. рисунок слева).

Во втором случае оператор поднимается в кабине вместе с грузом и полностью контролирует процесс подъема и перемещения. Обеспечивается высокая скорость работы за счет одновременного подъема и движения вдоль прохода (диагональное перемещение), при высоте подъема до 15 метров (см. рисунок справа).

Основное преимущество узкопроходной системы складирования - это хорошее использование площади склада (под стеллажами до 55% от общей площади), при этом возможно высотное хранение, что дополнительно увеличивает емкость склада. Кроме того, доступен каждый грузопакет и обеспечивается бОльшая, чем при классических фронтальных стеллажах скорость работы.

Суммируя вышесказанное, можно считать что узкопроходная технология складирования оправдана при очень высокой стоимости площади склада, что вынуждает сокращать проходы и "расти" вверх или при необходимости разместить большое число груза на ограниченной площади (при невозможности расширения границ склада).


Глубинные (набивные) стеллажи Drive-in

Этот тип стеллажей называют по-разному - глубинной загрузки, набивные, проходные а чаще, как английский вариант, Drive-in. Стеллажи представляют собой жесткую каркасную конструкцию из рам, образующих "коридоры" шириной 1350 мм, во внутрь которых ставятся на горизонтальные направляющие поддоны с грузом.

Конструкция достаточно распространенная, обеспечивающая отличное использование площади склада. По сути, набивные стеллажи - это усовершенствованная система безстеллажного хранения, но с лучшим доступом, надежностью и контролем.

Система применяется при хранении больших объемов однотипного товара, для которого не является критическим срок хранения или наиболее важно - разместить максимальное количество груза в единице объема дорогого помещения с климат-контролем (например в холодильных камерах).

Главное и единственное достоинство набивных стеллажей - очень высокая степень использования объема склада. Недостатков же система имеет достаточно много и о них не стоит забывать. Сама стоимость стеллажей примерно в 2 раза выше, чем фронтальных; монтаж также обходится дороже по причине более сложной конструкции. Несмотря на большой объем возможного хранения, обычно трудно добиться заполняемости стеллажей на 70% (для сравнения фронтальные - 95%).

Достаточно сложно организовать складирование товаров различной номенклатуры, чаще всего соблюдается принцип один коридор (с первого по последний ярус) - один товар. Так же, проблематично оперативно трансформировать систему, для перераспределения груза внутри склада необходимо произвести большую работу.

Если все это не является для Вашей компании серьезными ограничениями или на складе планируется использовать сразу несколько типов стеллажей, дополняющих друг друга - сообщим, что для работы с глубинными стеллажами используется классическая техника с небольшими ограничениями.

Основное требование - машины должны быть уже "коридоров" стеллажей для обеспечения проезда внутрь системы (см. схему слева).

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Огромное количество фирм, предприятий и компании нуждаются в складских помещениях. В зависимости от специфики работы, такое помещение может иметь совершенно небольшие размеры, однако при этом полностью выполнять свои прямые функции и обязанности. Довольно часто люди не умеют правильно задействовать все свободное пространство в помещении из-за чего приходится покупать или снимать в аренду большие склады за соответствующие деньги. Чтобы облегчить себе задачу и экономно вести свои дела, нужно научиться правильно оптимизировать место на складе.

С чего начать?

В первую очередь нужно правильно и разумно подойти к решению этой проблемы. Для этого нужно составить небольшой план или эскиз, касательно предметов и вещей, который должны находится в складском помещении. При этом нужно учитывать специфику работы этого склада и частоту ввозимых/вывозимых вещей. Грамотно разработанный проект поможет учесть все эти факторы и подскажет главные аспекты оборудования такого места. Перед началом всех работ нужно обязательно учесть все стороны проекта, а именно финансовую сторону владельца склада, метраж площади и специфику будущего использования.

Оборудование

Зачастую любой склад представляет собой наличие огромного количества полок и стеллажей разной конструкции и высоты, а также наличие специальной подъемной техники. Если же склад совсем небольшой, а хранящиеся в нем предметы упакованы в небольшие коробки или пакеты, то от техники можно отказаться. При оптимизации такого помещения следует также учитывать ширину дверных проемов и возможность подъезда транспорта для дальнейшей погрузки или выгрузки товара. Если не учесть все эти пункты на начальном уровне, то можно получить существенные убытки и значительную потерю времени в дальнейшем.

В складе нужно выделить небольшое место для приема товара и его фасовки. Это облегчит жизнь работникам склада и не будет создавать заторы прямо при входе. Для этого нужно выделить специальные зоны с большими столами, которые будут иметь свободный доступ. В самом складе лучше всего использовать металлические стеллажи и полки, так как они наиболее практичны, универсальны и долговечны. Они максимально подойдут в те помещения, где очень мало места и есть высокие потолки. Так они позволят задействовать максимальное количество пространства превращая его в рабочую удобную зону.

Технологические новинки

Перед тем как оборудовать небольшое складское помещение, не поленитесь узнать о последних технологических новинках, которые позволят оборудовать склад более комфортно и удобно. На данный момент существует огромное количество различных строительных модулей, навесных передвижных конструкций и приспособлений, которые помогут развешивать огромное количество различных предметов, вещей и товаром по своим местам. Это способствует эффективному и правильному хранению, а также не отнимает много времени для дальнейшей эксплуатации в нужный момент.

Безопасность

Для создания правильного и удобного склада, нужно обязательно позаботится о его безопасности. Для этого нужно обеспечить правильную систему вентиляции, поменять проводку для предотвращения возгорания и побеспокоится о стропах, крепежах и других элементах, на которых возложен серьезный и важный груз. Все эти меры будут способствовать быстрой и эффективной работе на складе, даже если он имеет небольшие параметры для хранения. Правильное оборудование и грамотная планировка, - вот залог длительной эксплуатации этого помещения в дальнейшем.

Основное назначение товарных складов - накопление, хранение и преобразование грузопотока, комплектация товаров в соответствии с заявками покупателей и отпуска их в розничную сеть полностью подготовленными к продаже.

Для проведения перечисленных операций с минимальными трудовыми и материальными затратами и эффективным использованием складских помещений необходимо складское немеханическое оборудование Технология складирования и переработка грузов с различными физическими характеристиками требует применения широкой номенклатуры складского оборудования, которое классифицируется по разным признакам.

Складское оборудование подразделяется по назначению.

Для хранения тарно-штучных грузов;

Для хранения навалочных и насыпных грузов;

Для хранения наливных грузов;

по видам емкостей:

Закрытые;

Полузакрытые;

Открытые;

по конструкции:

Стеллажи;

Поддоны (штабельного или стеллажного хранения);

Контейнеры;

Специальные устройства;

по материалу изготовления:

Металлическое;

Пластиковое;

Деревянное;

Комбинированное.

Оборудование для хранения товаров на складах должно соответствовать типоразмеру склада и способствовать наиболее полному использованию площади и объема складских помещений. Конструкция склада должна быть достаточно надежной, чтобы выдерживать нагрузки и сохранять свои эксплуатационные свойства в течение длительного срока, удобной для укладки и отпуска товаров, приспособленной для применения машин и механизмов, позволяющих максимально механизировать складские операции.

Оборудование для хранения тарно-штучных грузов. На современных складах применяются два способа складирования тарно-штучных товаров: стеллажный и штабельный.

Для хранения товаров используются стеллажи и поддоны.

Стеллажи - это основное модульное оборудование общетоварных складов, используемое для укладки и хранения товаров (рис. 2.27).

Ранее стеллажи в основном изготовлялись из дерева. В настоящее время используют преимущественно металлические стеллажи, так как они более прочны, долговечны, выдерживают большие нагрузки и безопасны в пожарном отношении.

Большим спросом пользуются стеллажи из гнутого перфорированного профиля, которые позволяют снизить массу, уменьшить расход металла, ускорить монтаж конструкций без сварки и без применения каких-либо дополнительных креплений.

Специальные соединения позволят легко и в короткие сроки изменить конфигурацию стеллажной системы, поставить дополнительные полки и в случае необходимости достроить дополнительные стеллажи к уже существующим без использования каких-либо инструментов.

В последнее время как зарубежные, так и российские фирмы в целях защиты металлических поверхностей стеллажей и придания им большей прочности применяют пластифицированные эмали или порошковое напыление путем температурной обработки в специальных печах. Служат такие стеллажи намного дольше.

Иногда на небольших складах используют комбинированные стеллажи, где основной каркас выполнен из металлического профиля, а полки из ДСП.

В зависимости от назначения стеллажи могут быть универсальными и специальными.

Универсальные стеллажи предназначаются для хранения разнообразных продовольственных и непродовольственных товаров в промышленной таре, а также товаров на поддонах. Универсальные стеллажи изготовляют стационарными (неподвижно укрепленными на прочном основании) и передвижными, т. е. оборудованными рамами с колесами и способными перемещаться по специально установленным для них рельсам. Имеются и стеллажи с механическим или электрическим приводом. Широко используются универсальные сборно-разборные стеллажи, которые подразделяются на полочные, ячеистые, каркасные (бесполочные), ящичные.

Рис. Стеллажи

1 - каркасный; 2 - проходной; 3 - консольный;

4 - механический; 5 - гравитационный; 6 -

фрагмент рольганга; 7 - патерностер; 8 - ящичный

Полочные стеллажи представляют собой несколько рядов горизонтальных клеток с настилом, укрепленных на каркасе стеллажа На них хранят товары в таре и упаковке либо уложенные на поддоны.

Быстроразборные универсальные полочные стеллажи позволяют максимально использовать складские помещения

Шаг перестановки полок у них - 25 мм, нагрузка на полку - до 300 кг, высота стеллажей - до 4 м, полки имеют длину от 750 до 1300 мм и ширину от 300 до 900 мм.

Каркасные стеллажи состоят из вертикальной рамы и горизонтальной обрешетки. Они предназначены для складирования товаров исключительно на поддонах или в специальной таре с использованием средств механизации.

Для хранения крупных партий товаров ограниченной номенклатуры применяют проходные (сквозные) стеллажи, которые состоят из каркаса в виде вертикальных стоек, соединенных между собой горизонтальными стяжками. На вертикальных стойках по всей длине на одном уровне смонтированы узкие консоли, которые образуют ячейки, расположенные горизонтальными рядами в несколько ярусов Загрузка стеллажа происходит с одной стороны, а выгрузка - с другой.

Ящичный стеллаж - устойчивый стеллаж с модульными ящиками и разделительной стенкой. Широко используется для складирования и хранения мелкоштучных товаров. Выдерживает высокие нагрузки, легко монтируется. Его габариты: 1300x1030x405 мм.

Специальные стеллажи предназначаются, как правило, для хранения строго определенных товаров (швейные изделия на плечиках) или товаров, имеющих специфические формы и размеры (сортовое железо, трубы, ковровые покрытия, линолеум и т. д.) Используют их и при складировании однотипных тарно-штучных грузов. По конструкции специальные стеллажи подразделяются на консольные, механические и гравитационные.

Консольные стеллажи представляют собой металлические стеллажи с консолями, укрепленными на вертикальных рамах с основанием. Применяют такие стеллажи для хранения сортового металла, труб и строительных материалов. Они могут быть стационарными и передвижными.

Механические стеллажи применяют только для хранения пальто, костюмов, плащей, курток и других швейных изделий на плечиках.

Гравитационные стеллажи состоят из металлических рам, грузовых полок, основаниями которых служат рольтанги. Грузовые полки стеллажей имеют уклон 3-5°. Эти стеллажи предназначены для складирования и хранения однотипных штучных товаров и грузов, уложенных на поддоны, а также затаренных в ящики и бочки. Максимальный вес одного поддона - 1200 кг; максимальная высота стеллажа - 9м. Уложенные на такой стеллаж грузы перемещаются по рольгангам под действием собственной силы тяжести благодаря уклону настила стеллажей. Преимущества гравитационных стеллажей заключаются в эффективном использовании площади и объема склада.

В последние годы появились патерностеры - механизированные стеллажи для ковровых покрытий и линолеума.

Стеллажное хранение товаров на поддонах создает условия для широкого применения подъемно-транспортных механизмов и повседневного оперативного учета товаров. Максимально использовать площадь склада позволяют стеллажные системы для европоддонов. Шаг перестановки полок - 50 мм; высота стеллажей - до 12 м; нагрузка на полку - до 450 кг. Длина полок в зависимости от способа расположения поддонов может быть 1400, 1800, 2200, 2700 и 3600 мм.

Штабельную укладку применяют при хранении различных продовольственных и непродовольственных товаров, затаренных в мешки, кипы, ящики, бочки, стоечные поддоны.

При формировании штабеля необходимо следить за тем, чтобы он был устойчивым, соответствовал определенным нормам по высоте и количеству ярусов, а его размеры и конфигурация не препятствовали свободному доступу к товарам. Высота штабеля зависит от свойств товара, прочности упаковки, возможности средств механизации, допустимой предельной нагрузки на 1 кв. м пола, высоты складских помещений.

Различают три способа штабельной укладки товаров: прямая, перекрестная и обратная.

При прямой укладке тару с товаром устанавливают точно одну над другой. Такой способ применяется при штабелировании ящиков. Для повышения устойчивости штабеля может применяться прямая пирамидальная укладка, при которой в каждом верхнем ряду число затаренных мест сокращается на единицу и каждое место, распложенное в верхнем ряду, опирается на два нижних; этот способ укладки удобен при штабелировании бочек.

Перекрестная укладка применяется для ящиков различных размеров. При этом ящики верхнего яруса укладывают поперек ящиков нижнего.

Товары, затаренные в мешки, штабелируют обратной укладкой. При этом способе каждый следующий ряд мешков размещают на два предыдущих, но в обратном направлении.

При укладке товаров в штабеля необходимо следить за тем, чтобы в складском помещении обеспечивалась интенсивная циркуляция воздуха, и поддерживалась необходимая влажность. С этой целью штабеля должны отстоять не менее чем на 0,5 м от внешней стены и на 1,5 м от отопительных приборов. Между штабелями должны быть проходы шириной 1,5 м.

Наиболее эффективным является штабельное хранение товаров, уложенных на поддоны.

Из уложенных на поддоны товаров формируют грузовые пакеты, одинаковые по форме и объему, независимо от размеров единичной потребительской упаковки, что создает возможность использовать для их перемещения электрические погрузчики с подъемными вилами, штабелеукладчики и другие подъемно-транспортные машины. Поддоны в этом случае выполняют роль оборудования не только для хранения товаров на складах, но и для перевозки грузов различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным, автомобильным и водным.

В зависимости от конструкции поддоны подразделяют на: плоские, стоечные и ящичные (рис. 2.28).

Рис. Поддоны:

1 - плоский деревянный; 2 - стоечный; 3 - ящичный; 4 - ящичный в сложенном виде

Плоские поддоны изготовляют одно- и двухнастильными. Однонастильный поддон имеет только погрузочную площадку (сплошную или решетчатую) и опирается на пол брусьями по всей ширине или стойками по углам, двухнастильный - погрузочную и опорную площадки. При изготовлении поддонов используются лесоматериалы и металл Деревянные поддоны крепятся обычными гвоздями, проволочными скобами, шурупами, болтами. Наиболее надежным является болтовое крепление. Плоские поддоны применяются для транспортирования и перевозки тарно-штучных и пакетированных грузов

По способу захвата вилочным погрузчиком поддоны подразделяются на двухзаходные и четырехзаходные. Четырехзаходный поддон размером 800x1200 мм и максимальном грузоподъемностью 1 т принят как стандартный для всех отраслей экономики.

Стоечные поддоны отличаются от плоских тем, что они имеют стойки, которые позволяют делать многоярусную укладку поддонов и предназначены для пакетирования и хранения легкоповреждаемых штучных грузов (товары в картонных коробках, фольге, бумаге и т. д.). Стойки поддонов могут быть постоянными или съемными.

Стоечные поддоны применяются для механизированного перемещения, погрузки, разгрузки и складирования мелких и легко повреждаемых товаров.

Сформированные на стоечных поддонах пакеты с грузом штабелируют на складе в 3-5 ярусов или устанавливают в ячейки стеллажей.

Ящичные поддоны используются для мелкоштучных и легкоповреждаемых товаров, которые не могут быть уложены на плоские или стоечные поддоны (свертки, связки и т. п.) Ящичные поддоны изготавливают в форме ящика, основание которого - плоское дно. Стенки таких поддонов, могут быть съемными и несъемными (неразборными).

В целях экономии складской площади при хранении порожних поддонов, а также эффективного использования объема кузова транспортных средств при вывозе тары стоечные и ящичные поддоны делают складывающимися.

Основные типы, размеры (мм) и грузоподъемность поддонов следующие:

плоские (800x1200x144, 1000x1200x144) - 1-2 т;

стоечные (800x1200x1740; 100x1200x1150) - 0,5-2 т;

ящичные (835x1200x930; 100x1200x1150) - 0,5-2 т.

Кроме деревянных и металлических поддонов, выпускают и пластмассовые.

Пластмассовые поддоны бывают двух типов плоские однонастильные четырехзаходные и ящичные. Преимущества таких поддонов: красивый внешний вид, малая масса при той же грузоподъемности, гладкая поверхность без острых углов, не требуется специальной окраски. Недостатки - высокая стоимость, хрупкость, сложность ремонта.

В настоящее время появились специальные шкафные складные поддоны для транспортировки тяжелых материалов (подшипники, скобяные изделия). Обе короткие стороны имеют откидные верхние половины для удобства отбора товаров при штабелировании и укладке на полках. У шкафных и бордюровых поддонов сеточных или полностенных складной конструкции откидную половину делают только на одной длинной стороне. Сеточные поддоны имеют сетки также лишь на длинных стенах. Их короткая сторона сделана из крепленого листового металла Поддоны предназначены для манипуляции как с легким товаром, так и с тяжелыми материалами

Оборудование для хранения навалочных и сыпучих грузов. Для навалочных и сыпучих грузов устраивают специальные склады. Большинство навалочных грузов (уголь, Песок, щебень) хранят на открытой складской площади, а портящиеся под действием осадков грузы (жмых, удобрения, поваренная соль, корнеплоды) хранят в закрытых помещениях.

К сыпучим грузам относятся также зерновые (пшеница, ячмень), бобовые (горох, фасоль), масличные (семечки) и продукты их переработки, перевозимые и хранимые в неупакованном виде. Пункты, через которые проходит большое количество зерна и где осуществляется его хранение, называются элеваторами. В торговле хранение зерновых осуществляется на общетоварных и специальных складах.

К оборудованию складов для хранения навалочных и сыпучих грузов относятся бункеры, закрома, щиты ограждения.

Бункер - это специально оборудованное стационарное или передвижное вместилище для навалочных и сыпучих грузов. По материалу изготовления бункеры бывают деревянные, металлические и железобетонные, а по форме - прямоугольные, круглые и конические. У каждого бункера имеются вверху загрузочные устройства, а снизу - высыпной люк с затором. Емкость бункерных устройств различна - от 20 до 100 м и более.

Закром - это отгороженное вертикальной перегородкой специальное место склада для засыпки навалочных и сыпучих товаров. Иногда закром устраивают с внутренними перегородками, образующими раздельные ячейки.

Вместилища больших размеров в форме ящиков, которые используются для загрузки навалочных и сыпучих грузов, также относят к закромам. Наибольшее распространение на складах получили железобетонные и деревянные закрома.

В целях экономии складской площади за счет увеличения высоты слоя хранимого товара применяют щиты ограждения. Деревянные или бетонные щиты используют как на открытых складских площадках, так и в закрытых помещениях.

Оборудование для хранения наливных грузов. Для хранения на складах наливных грузов (растительных масел, нефтепродуктов и др.) используют резервуары, специализированные контейнеры, чаны, бочки.

Резервуаром называется вместилище для жидких товаров в виде цистерн, бидонов, баков. Для хранения темных нефтепродуктов (дизельного топлива) устраивают бетонные, каменные или железобетонные наземные и полулуподземные резервуары с плоскими или коническими крышками, а для светлых нефтепродуктов - стальные сварные резервуары различной формы и емкостью от 5 до 100 м 3 . Они снабжаются люками для замера, ремонта, приспособлениями для залива и слива нефтепродуктов и спуска воды, клапаном для выпуска смеси.

Резервуары для хранения нефтепродуктов устанавливают на открытых площадках складов.

Для хранения растительных масел используются стальные резервуары, залив в которые и слив из них осуществствляются самотеком или при помощи стационарных или передвижных насосных станций. Резервуары для хранения масел располагают под навесом, в подвальных и полуподвальных помещениях, над разливочными, расфасовочными и сблокированными с ними складами хранения масел в таре.

Специализированные контейнеры используют для кратковременного хранения на складах отдельных видов продуктов (например, овощей). Они могут быть различной системы, закрытыми, с люком в крышке, днище или же в стенках. Использование таких контейнеров экономически выгодно. Эти контейнеры являются одним из видов специальной тары, рассчитанной на механизацию и упрощение операций, связанных с хранением и транспортированием груза с учетом его специфических свойств. Масса таких контейнеров от 30 кг до 1,25 т.

В настоящее время для хранения и перевозки наливных и сыпучих грузов нередко используют мягкие эластичные контейнеры емкостью от 0,2 до 10 м 3 . Они xapактеризуются высокой прочностью на разрыв, износостойкостью и малой массой. Порожние мягкие контейнеры перевозят в сложенном виде.