Человеку совершившему паломничество в мекку присваивается титул. Хадж. История и традиции

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Хадж – это не турпоездка, а испытание. Проверка паспортов на границе может длиться несколько часов, никто не предоставит паломнику персональный трансфер, а в номере отеля он может оказаться вместе с несколькими незнакомыми людьми. В Каабе скапливается огромное множество людей, толпа там настолько плотная, что даже не страдающие клаустрофобией люди начинают испытывать панику. Еще большая давка возникает во время первого побивания шайтана камнями. В ходе этого обряда иногда гибнут люди. Но паломников это не останавливает, они готовы приезжать в Мекку снова и снова, чтобы ощутить свою близость к Всевышнему. И даже смерть во время хаджа считается благословенной, поскольку умершие на пути к Аллаху попадают в Рай.

Что такое хадж?

Хадж – это паломничество в Мекку, город в Саудовской Аравии, где в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Совершить хадж раз в жизни должен каждый мусульманин, имеющий для этого силы и средства. Причем деньги на поездку должны быть заработаны исключительно честным путем.

Хадж является одним из пяти столпов ислама – предписаний, обязательных для исполнения. Остальные четыре – это шахада (произнесение формулы «Нет Бога кроме Бога, и Мухаммад – пророк Его»), намаз (ежедневная пятикратная молитва), ураза (пост во время ) и закят (налог на имущество).

Когда наступает время хаджа?

Хадж начинается в месяце Зуль-хиджа – спустя 2 месяца после окончания Рамадана. Так как лунный мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, время хаджа каждый год меняется. Обряды хаджа длятся три дня – 8-10 числа Зуль-хиджы. Самый важный из них – второй, День стояния на Арафате. В 2018 году «День Арафат» приходится на 20 августа.

Что такое Кааба?

Мусульмане верят, что Кааба – первый храм на земле. В разных преданиях говорится, что ее построил Адам, изгнанный из Рая, или его сын Шис, или даже ангелы. Но во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был разрушен. Спустя века Всевышний указал пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) забытое к тому времени место постройки, и тот вместе с сыном Исмаилом возвел на его фундаменте новый храм, куда теперь стекаются паломники со всего света. И к нему же обращены лица всех мусульман, совершающих намаз.

В Коране повествуется, что когда Всевышний приказал Ибрахиму возвестить людям о хадже, тот воскликнул: «Господи! Как мне донести этот призыв до людей, ведь мой голос не дойдет до них?!» И получил ответ: «Ты позови, а Мы обязательно донесем [твой призыв до них]». Тогда Ибрахим поднялся на возвышенность и воззвал: «О люди! Ваш Господь избрал [Заповедный] Дом, так отправляйтесь же в хадж к нему!»

Что такое черный камень?

Слева от дверей Каабы находится черный камень (Хаджаруль-Асвад). Отсюда все паломники начинают совершать таваф – обязательный обряд обхода Каабы.

Согласно хадисам (высказываниям пророка Мухаммада) камень был ниспослан из Рая. Ангел Джибриль (Гавриил) принес его пророку Ибрахиму при строительстве Каабы. Легенда гласит, что сначала камень был белее молока, но грехи людей сделали его черным.

Что такое Зам-Зам?

Священный источник Зам-Зам в Мекке – еще одно из чудес ислама. Каждый паломник должен испить из него. Зам-Зам появился в пустыне, когда Хаджар (Агарь) вместе со своим сыном Исмаилом, оставленная по повелению Аллаха пророком Ибрахимом, искала родник, чтобы напоить ребенка. В поисках воды она пробежала от горы Сафа к горе Марва. И сегодня один из обязательных обрядов хаджа – бег между этими холмами.

По преданию, в пустыне к Хаджар явился ангел Джибриль, он коснулся земли кончиком крыла, и из камней потекла вода.

Геологи не могут оценить запасы Зам-Зама: источник не имеет подземных водоемов. Вода стекается в него по склонам скал. Она очень чистая и считается целебной.

Что должен сделать паломник?

Хадж состоит из ряда обязательных обрядов. Как правило, группы паломников сопровождает гид, который разъясняет все тонкости их совершения. Ведь нарушение канонического порядка может сделать хадж недействительным.

Первый обряд – таваф – обход вокруг Каабы. Затем паломники должны пройти между холмами Сафа и Марва. Но самый главный обряд – пребывание в долине Арафат, где, согласно преданиям, встретились Адам и Хавва (Ева), изгнанные из Эдема. Здесь нужно провести целый день, моля о прощении. Некоторые паломники стараются забраться на гору Арафат, хотя это необязательно.

Затем следует ночлег в долине Муздалифа, пребывание в долине Мина и побивание шайтана камнями. Этот обряд восходит к коранической истории о жертвоприношении Ибрахима. Она идентична библейской легенде об Аврааме, которому Господь приказал принести в жертву любимого сына. По пути к месту заклания Ибрахиму несколько раз встречался Иблис (шайтан) и пытался отговорить пророка от его намерения. Тот в ответ бросал в искусителя камни. В память об этой истории паломник должен трижды поднять камни и бросить их в специальные столбы, олицетворяющие шайтана.

Чем завершается хадж?

Завершается хадж самым главным мусульманским праздником жертвоприношения – . Обычно паломники обращаются в специальные службы, сотрудники которых по их заказу режут барана, верблюда или быка. Мясо отправляют из Мекки в голодающие страны Африки. Если паломник не в состоянии принести жертву, он должен поститься три дня во время хаджа и семь после.

Затем мужчины остригают свои волосы. После этого паломники возвращаются в Мекку, чтобы второй раз обойти Каабу и исполнить обряд бега между холмами Сафа и Марва.

Прощаясь с Меккой, они совершают еще один, прощальный таваф.

Что посетить в Медине?

После завершения хаджа паломники направляются в город пророка Мухаммада – Медину. Все мединцы носят белые одеяния и очень приветливы. Они считают паломников «гостями Аллаха» и состязаются в том, чтобы оказать им помощь и проявить гостеприимство.

В хадисах сказано, что намаз в мечети пророка в тысячу раз более ценен, чем намаз в любом другом храме – кроме Аль-Харама, где молитва ценится в сто тысяч раз больше.

Мединская мечеть восхищает убранством. Здесь есть комната жены пророка – Айши, в которой он и похоронен согласно его завещанию. Рядом находятся могилы первых сподвижников пророка – Абу Бакра и Умара, а за мечетью, на кладбище Бакийя, похоронены другие известные герои исламской истории.

Как совершают хадж женщины?

Женщины одеваются в светлую одежду, отличную от мужской, при этом оставаясь так же, как предписано мусульманкам в обычные дни, с той лишь разницей, что в хадже женщине нельзя полностью закрывать лицо и надевать перчатки, закрывающие кисти рук.

По требованию МИДа Саудовской Аравии женщин моложе 45 лет должен сопровождать махрам – мужчина из близких родственников старше 17 лет.

Во время хаджа женщины совершают те же обряды, что и мужчины, кроме постригания волос.

Что надеть на хадж?

Одним из ярких атрибутов хаджа является ихрам – два куска простой ткани, которую надевают все без исключения паломники. Одинаковая одежда означает равенство людей перед Богом. В ихрам нужно облачиться при пересечении границы священной территории Микат, запретной для греха. Эта граница не совпадает с государственной или административной, это исторически сложившаяся территория вокруг Мекки.

Так как российских паломников чаще всего доставляют в Мекку самолетом, они пересекают Микат еще в воздухе, где и облачаются в ихрам. Надеть его можно и до посадки в самолет.

Хадж и умра: в чем отличие?

Умра - это малое паломничество, совершаемое в любое время года, в отличие от хаджа. Обряды умры состоят в хождении вокруг Каабы и между холмами Сафа и Марва. Российские паломники предпочитают приезжать в Мекку заранее, совершить умру, затем выйти из ритуального состояния ихрама и после наступления дня начала хаджа вновь облачиться в ихрам и совершить хадж.

Как добираются в Мекку?

Российские паломники отправляются в хадж за 10, а иногда и 25 дней до его начала. Многочисленные турфирмы предоставляют пакеты 2-3-недельных туров с пребыванием в городах Саудовской Аравии, с экскурсионными поездками по значимым местам. Учитывая сложности пересечения границ, проще всего лететь в Мекку самолетом. Но некоторые добираются автотранспортом или . Получить саудовскую визу самостоятельно очень сложно, лучше действовать через аккредитованную турфирму.

Сколько стоит хадж?

В 2017 году туроператоры предлагали экономичный вариант хадж-тура в среднем за $2,6 тысячи – прямой рейс из городов Северного Кавказа и $3-3,6 тысячи из Москвы. практически не изменились. Вип-туры стоят около $6 тысяч. Для жителей Кавказа подобраны и малобюджетные, комбинированные маршруты – на автобусе и самолете – за $1950.

Стоимость путевки зависит не только от количества звезд у отеля, но и от его удаленности от Каабы в Мекке и от мечети пророка в Медине. Сегодня многие туроператоры включают в пакет услуг 1-2 разовое питание, хотя еще несколько лет назад его не предусматривали вообще, даже вип-туры.

Зачем нужны квоты?

За считанные дни в Мекку прибывают миллионы мусульман, увеличивая население города в 4 раза, и каждый год число паломников растет. Королевство Саудовская Аравия предпринимает беспрецедентные меры по модернизации и расширению территории Аль-Харама, где проходят самые многолюдные обряды.

Кроме того, королевство устанавливает квоты для паломников из других стран в соотношении 1 место на тысячу мусульман. В 2018 году общероссийская квота составляет 20 500 мест. Почти половина досталась двум республикам Северного Кавказа: Дагестану выделена квота на 8600 мест, Ингушетии - на 1400.

Что нужно знать о Мекке?

В честь пророка, принесшего людям Коран, всех мужчин в Мекке принято называть Мухаммадами. Именно так обращаются к продавцам, таксистам, официантам, полицейским.

Мекка – красивый, современный город с высотными зданиями и множеством мечетей. Вся территория Мекки считается запретной для греха, тут нельзя причинять вред ничему живому, даже растениям. После азана – призыва к молитве – продавцы оставляют свои магазины открытыми, не опасаясь краж, водители останавливают машины прямо на проезжей части, вся улица превращается в мечеть. Тем не менее паломники иногда становятся добычей воров и попрошаек.

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Самое интересное

В Коране, точнее в 196-м аяте суры «Аль-Бакара» и в 97-м аяте суры «Алю Имран».

И в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «О люди, поистине Аллах обязал вас совершать хадж. Совершайте его. Кто искренно совершит его, не сквернословя и не греша, очищается от грехов как в день своего рождения. Умра (малое паломничество) до следующей умры является искуплением грехов между ними. Наградой за принятый хадж является только Рай » (Ахмад).

Хадж имеет огромное значение для мусульман как в этом мире, так и в мире вечном. Хадж улучшает физическое состояние человека, воспитывает в нём щедрость, помогает почувствовать равенство всех рабов перед Аллахом, напоминает о Судном дне , укрепляет узы братства между мусульманами и сплачивает их, способствует их единству. Хадж напоминает нам об истории пророков и их сподвижников, предоставляет возможность посещать многие святыни (зияраты) Ислама, очищает сердце и душу человека. Он содержит в себе много других явных и скрытых благ и мудростей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что тот, кто, имея возможность, не совершил хадж, не будет истинным мусульманином. Поэтому человек, имеющий возможность совершить хадж, должен выучить правила его выполнения и поскорее совершить паломничество.

Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноценность. Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, презираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности Арафа, ибо видит, как нисходит на людей благодать и милость Аллаха и прощаются им грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые прощаются только пребыванием в местности Арафа.

Однажды проклятый шайтан явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на Арафе , худого, жёлтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:

– Отчего ты льёшь слёзы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?

На что иблис ответил:

– Из-за множества людей, спешащих сюда. Боюсь, что надежды их сбудутся, и оттого у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху: если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху: если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя кончины праведника. Горе мне! Он действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что, если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или умры и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей каждый год до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и его отправят в Рай .

Хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом.

Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определённое время и в определённом месте земли, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят, можно в любом уголке земного шара.

Всевышний Аллах установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получает пользу как в этой, так и в будущей жизни. Священный Коран , рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключённых в этом столпе Ислама.

Некоторые мудрости паломничества

1. Объединение мусульман . Ислам придаёт особое значение тёплым, дружеским отношениям между мусульманами. Предписания Ислама способствуют сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала встречаются пять раз в день в близлежащей мечети, совершая там обязательный коллективный намаз. Жителям каждого населённого пункта предписано раз в неделю собраться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже. Хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.

2. Оживление настоящего мусульманского братства . Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Господа – Единого для всех, обращаются в одну и ту же сторону, т. е. в сторону Каабы.

3. Притяжение всех мусульман , как бы далеко они ни находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке , из которой по всему миру распространился свет религии Аллаха.

4. Проявление равенства между мусульманами . При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии: господин и слуга, министр и рабочий – все находятся на одном уровне. Воистину здесь то место, которое напоминает о равенстве всех людей перед Аллахом. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все встанут перед Господом без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.

5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках – пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием.

Прежде всего вспомним первого человека на земле – Адама (мир ему), который впервые босиком, прикрытый одной только накидкой, совершал семикратное обхождение Каабы. Перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима (мир ему) и Исмаила (мир ему), которые заново строили Каабу после Всемирного потопа.

Также верующие представляют Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который помогал при реставрации Каабы, совершал обход вокруг неё, целовал священный камень «Аль-Хаджар аль-асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына и будущего Пророка Исмаила (мир ему).

Будучи в Мина, где кидают камешки, он вспоминает о Пророке Ибрахиме (мир ему) , который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни, и Пророка Исмаила (мир ему), которого отец вёл оттуда для принесения в жертву. Стояние на горе Арафа напоминает о первой встрече наших прародителей Адама (мир ему) и Хавы на этой горе, и потому в некоторых источниках её называют горой встреч и ожидания.

На Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: « О люди, ваш Господь Один, и все вы – потомство Адама, Адам создан из земли, и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не уподобляйтесь неверным, которые враждуют друг с другом… ».

6. Хадж – это воспитание паломника , когда он, находясь в пути и сталкиваясь с разными трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабру). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и здесь необходимо проявлять стойкость в преодолении трудностей, скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное в день Курбан-байрама или когда раздаёт милостыню неимущим.

Условия обязательности совершения хаджа

При наличии шести следующих условий совершение хаджа становится обязательным для каждого человека:

1. Достижение совершеннолетия .

2. Исповедование религии Ислам .

3. Здравость рассудка .

4. Личная свобода .

5. Безопасность пути .

6. Материальная и физическая возможность .

Возможность рассматривается двояко: наличие транспорта и средства, необходимые для проживания и содержания за период хаджа и нахождения в пути. Женщине дополнительно необходим сопровождающий близкий родственник (махрам). Если паломник имеет иждивенцев, то он должен оставить им средства, достаточные до его возвращения. Тот, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж, но имеет для этого материальную возможность, должен уполномочить другого человека совершить хадж за себя.

Основные составляющие (арканы) хаджа

При изучении порядка и норм паломничества необходимо обратить особое внимание на его основные составляющие (арканы), без выполнения которых хадж не является действительным.

Хадж состоит из шести следующих обязательных составных частей:

1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа девятого числа месяца зуль-хиджа.

3. Таваф – обход вокруг Каабы.

4. Хождение (саю) между холмами Сафа и Марва .

5. Стрижка или сбривание волос (как минимум необходимо удалить три волоса).

6. Соблюдение последовательности выполнения в большинстве арканов .

Необходимые действия (ваджибы) хаджа

Нужно обратить особое внимание и на ваджибы хаджа. Они также являются обязательными для исполнения, но если пропустили что-либо из них, то хадж не нарушается, но при этом обязательно выплатить за это штраф.

Хадж имеет пять необходимых действий:

1. Вступление в хадж в Микате (место вступления в хадж. Паломники, прибывающие с России, обычно вступают в хадж в микате, называемом Зуль-Хулайфа. Это недалеко от Медины . Это место также называется Абару Али).

2. Проведение ночи в местности Муздалифа .

3. Проведение ночей в дни ташрика (после праздника жертвоприношений) в долине Мина.

4. Бросание камушков (в определённом месте).

5. Совершение прощального тавафа вокруг Каабы .

Если не совершить хотя бы один из вышеперечисленных пяти пунктов, то этот человек на хадже должен выплатить штраф.

Деяния, запрещённые для вступившего в хадж

Также очень важным является знание запретных и дозволенных действий во время хаджа. После вступления в хадж или умру до их завершения паломникам запрещается:

1. Совокупление с женой и прелюдия, предшествующая этому.

2. Совершение обряда бракосочетания (для себя или для других).

3. Использование благовоний (благовония, которыми надушился паломник перед вступлением в хадж, не повредят действительности хаджа).

4. Соприкосновение любых жиров или масел с волосами лица или головы.

5. Удаление хоть одного волоса с любой части тела (если волосы упали сами, то это не берётся в расчёт).

6. Состригание даже малой части ногтя (удалить отломанный и мешающий ноготь разрешается).

7. Мужчинам – ношение сшитой одежды и обуви с закрытой передней или задней частью, покрытие головы головным убором или чем-либо другим. Женщинам – укрытие лица и кистей рук.

8. Охота на территории Харама, а также повреждение растительности на территории Харама.

Преднамеренное совершение перечисленных выше деяний без уважительных с точки зрения Шариата причин является грехом, и поэтому нужно в этом покаяться и выплатить штраф. После бросания камушков и удаления волос все запреты снимаются, кроме близости с женой. А это дозволяется только после полного завершения хаджа, т. е. после выполнения всех арканов.

Разновидности штрафа на хадже

Существует пять разновидностей штрафа на хадже:

1. За несоблюдение необходимых действий – штраф – жертвоприношение барана; если на это нет возможности, то необходимо соблюдать пост в течение десяти дней (три дня на хадже, семь на родине).

2. Если паломник удалил одновременно три или больше волос или ногтей, надушился благовониями, намеренно покрыл голову, надел сшитую одежду, умастил маслом волосы головы или бороды, поцеловал жену до кидания камешков в день Курбан-байрама, то ему следует покаяться и выбрать одно из трёх следующих искупительных процедур: зарезать барана, соблюдать пост в течение трёх дней или дать шестерым беднякам три саа (то есть семь с половиной килограммов пшеницы).

За один удалённый волос или ноготь следует выплатить штраф – один мудд (около 650 г) пшеницы. За два волоса или два ногтя – два мудда.

3. За убийство дичи, рубку дерева – штраф – равноценный дичи или дереву.

4. За близость с женой. Если паломник до бросания камешков в день праздника жертвоприношений и стрижки волос сознательно совокупится с женой, то его хадж полностью портится. Тем не менее, ему следует совершить обряды этого хаджа до конца, а затем его необходимо возместить в следующем году. Помимо этого в качестве штрафа он должен зарезать верблюда, это возлагается на мужа.

5. За прерывание хаджа – штраф – жертвоприношение барана.

Этика посещения святыни Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Посещение могилы Пророка (мир ему и благословение) для паломника является очень важной сунной и одним из лучших деяний, которые приближают его к Аллаху. В этом согласились имамы всех четырёх мазхабов, ибо об этом свидетельствуют и хадисы.

Отправляющимся в Медину желательно больше благословлять Пророка (мир ему и благословение), по приближении к Медине рекомендуется совершить полное омовение, постричь ногти, удалить волосы, надеть чистую одежду и надушиться (если человек уже не находится в ихраме). По возможности желательно идти в Медину пешком. Идти тоже нужно со смиренностью, умилённо, с печалью, что не смогли увидеть Пророка (мир ему и благословение) живым, дабы иметь надежду увидеть его в Вечной жизни.

По приближении к мечети нужно обновить покаяние, раздать милостыню, ибо есть повеление Всевышнего раздать милостыню перед посещением Пророка (мир ему и благословение). У ворот мечети следует немного задержаться, сердцем прося разрешения войти. Вступать в мечеть нужно с правой ноги. Затем следует совершить там намаз приветствия (тахийя). После намаза с хузуром, т. е. всё время помня об Аллахе, подходят к могиле Пророка (мир ему и благословение), и, встав перед ним, опустив голову и закрыв глаза, следует тихо поприветствовать Пророка (мир ему и благословение), будто сам он стоит перед вами.

Также приветствуют Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. Далее, поворачиваясь в сторону Киблы, читают дуа и обращаются к Аллаху, прося наделить нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение). И просят у Пророка (мир ему и благословение) заступиться за нас в Судный день.

После этого совершают зиярат на кладбище Баки и читают покойным там мольбу.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а главным признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.

Примечание

Неисполнение этого основополагающего минимума требований Ислама свидетельствует о слабости веры человека. Те, кто не соблюдают этот минимум, будут очень строго наказаны в Вечной жизни, если не покаются, не возместят пропущенные обязанности и не будут прощены Всевышним Аллахом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения обязательных предписаний Аллаха или одного из столпов Ислама, становится неверующим.

Помимо вышеназванных пяти столпов, в Исламе имеется и множество других предписаний, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Например: почитание родителей, поддержание тёплых отношений с родственниками, соблюдение обязанностей и правил приличия по отношению к соседям, проявление уважения к старшим по возрасту, проявление милосердия и сострадания к младшим и т. п.

Существуют и запреты Ислама. Например, запрет на совершение таких тяжких грехов, как убийство человека, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков, ростовщичество, сплетни, злословие, наговор, зависть, вражда, причинение вреда окружающим языком или же физически, притеснение слабых, присвоение или употребление чужого имущества и т. п. От таких деяний человеку необходимо отдаляться, а также покаяться в ранее совершённых, ибо, если Всевышний Аллах не простит его, то его ожидает суровое и невыносимое наказание в вечной жизни. Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! Аминь!

Величина вознаграждения, предназначенного для мусульманина за исполнение этих предписаний, зависит от количества этих деяний, искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их выполнении.

Хадж – натурализованная экскурсия мусульманина в важнейшие эпизоды Корана. Паломник вживую участвует в библейско-коранических хрониках и примеряет на себя судьбу пророка Ибрахима (Авраама) и членов его семьи. Пророк Ибрахим в долине Мина был испытан Всевышним и хотел принести сына в жертву. Но, доказав свою покорность, был спасен, и вместо его сына в жертву принесли барана.

Хадж – это пролог Курбан-байрама. Символизм везде – эпизоды с бросанием камней в шайтана, история чудесного спасения супруги пророка Хаджар, ее метания в поисках воды между холмами Сафа и Марва и ниспослание ей источника Замзам.

Умра. Хадж бывает двух видов: большой хадж и малый хадж – умра. Умра – это облегченная версия хаджа, фактически экскурсионная поездка с посещением святых мест Мекки и Медины в Саудовской Аравии. Из обязательных обрядов совершаются только Таваф и Сай в Запретной мечети. Умра может совершаться круглый год, длиться в среднем до двух недель. Совершение умры не снимает с мусульманина обязанности совершения хаджа.

Большой хадж. Один из пяти столпов ислама. Обязателен в совершении при наличии физических и материальных возможностей. Совершается только в определенное время года. В этом году хадж выпадает на первую половину августа. Каждый год он передвигается вперед на две недели. Отличается от умры большей продолжительностью – в два раза. Кроме Мекки и Медины паломники проводят обязательные обряды в долинах Мина, Муздалифа, Арафат и завершают жертвоприношение в праздник Курбан-байрам.

Хадж-виза. Саудовская Аравия – закрытая страна. Запретна для посещения немусульманами. Попасть туда можно практически только по хадж-визе. Ее выдают хадж-миссии по определенной королевством квоте. России выделяют обычно порядка 20 тысяч квот, Татарстану около 2 тысяч. Продают и распределяют их хадж-операторы, самый крупный из них в Татарстане – «ДУМ РТ Хадж».

Цена. Стоимость начинается от 149 тысяч рублей и в зависимости от вида трансфера и условий проживания может достигать 350 тысяч.


В стоимость путевки входит перелет в Саудовскую Аравию, трансферы внутри страны, проживание в Мекке и Медине в гостиницах, в палаточных городках в долинах Мина и Арафат и сопровождение руководителя группы. В зависимости от оператора и вида тура в пакет могут быть включены 3-разовое питание, жертвоприношение барана, трансфер от гостиницы до мечети аль-Харам, вода Замзам, дорожные сумки и ихрам, медицинское обслуживание.

Хаджии. Россия – единственная страна, где практически нет очередей и ограничений на приобретение хадж-путевок. Во многих мусульманских странах люди ждут путевку до десяти лет. Но с прошлого года и в России ввели ограничения – при повторном хадже в течение 10 лет виза становится дороже на 500 долларов.

Махрам. В исламском праве это близкий родственник, с которым женщина имеет право оставаться наедине и отправляться в путешествие. В хадж самостоятельно могут ехать только мужчины, женщины должны быть в сопровождении мужа или родственника.

Дорога. Самая популярная форма трансфера – самолетом через Казань и Москву с пересадками в Стамбуле и Шардже (ОАЭ) и напрямую в Джидду Саудовской Аравии. Лет десять назад самый дешевый маршрут был автобусный – через Турцию и Сирию. Сейчас он под запретом, есть только дешевые комбинированные туры, самолетом до Шарджи и потом двое суток на автобусе до Медины.


Ихрам. Во время основных обрядов хаджа мужчины оборачиваются в два куска белой материи. Нельзя надевать носки, нижнее белье, пользоваться благовониями, средствами гигиены с запахом, покрывать голову и носить закрытую обувь. Ихрам – это символическое состояние духовной и физической чистоты. Ихрам – образ покойника: мусульман хоронят без одежды, обернув в белые материи. В состоянии ихрама также нужно контролировать мысли и дурные деяния. При нарушении этих правил паломники могут быть оштрафованы, откупаются от серьезных нарушений жертвоприношением. Женщин все ограничения тоже касаются, однако они могут носить повседневную одежду и головные уборы.

Микат. Граница священной Мекки. Мужчины должны пересекать ее в состоянии ихрама. Многие летят самолетами прямым рейсом из Казани в Джидду, поэтому паломники входят в состояние ихрама прямо в Татарстане и переодеваются в аэропорту, чем часто шокируют других пассажиров. В пути в священный город паломники воспевают специальные молитвы – талбия.

Мекка. Священный город для мусульман. Родина пророка Мухаммеда. Здесь находится главная святыня – мечеть аль-Харам и Кааба – священный дом, ориентир (Кибла) для молитв всех мусульман мира.


Кааба – первое здание на земле, возведенное для поклонения Богу. Вокруг него мусульмане совершают Таваф – семикратный обход. В один из углов здания вмонтирован священный Черный камень.

Мечеть аль-Харам. Это самая большая мечеть в мире, вмещает до полумиллиона прихожан. Внутри комплекса кроме Каабы находится священный источник Замзам и холмы Сафа и Марва. Основной обряд хаджа – умра совершается здесь. Сразу по приезде в Мекку мусульмане 7 раз обходят Каабу, читают намаз у источника Замзам, семь раз пробегают дистанцию между холмами Сафа и Марва. После сбривания или укорачивания волос малый хадж считается совершенным. Паломники могут выйти из состояния ихрама и переодеться в обычную одежду.

Мина. Долина в предместье Мекки. Здесь располагается крупнейший в мире палаточный городок. Все 100 тысяч палаток оборудованы кондиционерами, в городке есть туалеты и душевые кабины, медицинские центры и пожарные части. Это место начала основного хаджа. За пару дней до Курбан-байрама хаджии переезжают сюда жить в палаточный городок и проводят здесь обряды бросания камней в шайтана и жертвоприношения в Курбан-байрам.


Долина Арафат. Место кульминации хаджа. Паломники приезжают сюда в день перед Курбан-байрамом – день стояния у горы Арафат, в месте, где прощаются все грехи. Они проводят этот день в молитвах и после захода солнца покидают долину. Долина находится в 20 километрах от Мекки. Здесь свою последнюю проповедь провел пророк Мухаммед. В мусульманской мифологии здесь встретились после изгнания из рая Адам и Ева.

Муздалифа. Долина между Миной и горой Арафат, где паломники проводят ночь перед Курбан-байрамом. Здесь собирают 70 камней для бросания в шайтана.

Джамарат. Три столба в долине Мина, которые олицетворяют шайтана. В день Курбан-байрама, после обряда жертвоприношения, паломники проводят в долине Мина ритуал бросания камней в Джамараты. После трагедий с давкой паломников здесь соорудили многоэтажные эстакады, посредине которых вместо столбов построены три стены. В них паломники три дня подряд бросают камни. Бросить надо семь камней. Главное, не попасть в людей и не забыть произносить молитву.


Тоннели. В целях безопасности и удобства паломников от палаточного городка в Мине до Джамаратов через горы построена сеть тоннелей. После несчастных случаев с давкой они оборудованы вентиляторами и эскалаторами.

Прощальный таваф. После проведения обряда жертвоприношения хадж подходит к финалу: мужчины постригаются, а женщинам разрешается только укорачивать волосы. Последний эпизод – паломники возвращаются в Мекку и совершают завершающий обряд Таваф.


Медина. Второй по значимости и святости город для мусульман. Находится в западной части королевства. В 622 году н. э. пророк Мухаммед со своей семьей и общиной совершил хиджру, переселение в этот город из Мекки. И с этого момента началось мусульманское летоисчисление. Пророк провел здесь заключительную часть своей мирской жизни. Здесь находится мечеть Пророка, второй после запретной мечети по важности культовый объект мусульман. Внутри комплекса находится могила пророка. Одно из самых почитаемых и посещаемых мест. В стандартные хадж-туры в заключительной части всегда привозят паломников на религиозные экскурсии в Медину.


Климат. В Саудовской Аравии летом температура превышает 50 градусов жары. Зимой температура может колебаться в районе 25 градусов тепла. Дожди – редкое явление, но может дойти до потопов и наводнений. Снег бывает очень редко и только в горах.

Календарь. Летоисчисление идет по хиджре. Сейчас 1439 год. Саудийцы живут по лунному календарю, каждый год он двигается вперед на две недели. Выходные дни – пятница и суббота, рабочая неделя начинается в воскресенье.

Новый год не отмечают. Каникулы в Рамадан и Курбан-байрам по 9 дней.


Реал – денежная единица Саудовской Аравии. На банкнотах портреты саудовских королей. Курс к доллару – в среднем 3,75 и к рублю – 17. Лучше сразу покупать реалы в специальных обменниках, долларами расплачиваться запрещено.

Финики. Самые вкусные и качественные финики в мире растут в Саудовской Аравии. Даже в Коране финики упоминаются 15 раз как подарок Всевышнего. В Мекке и Медине даже есть специализированные магазины по продаже фиников, где можно найти до ста сортов и видов. Самые популярные и вкусные – сухари и аджва. Цены очень доступные, в России они дороже в десятки раз.

Язык. Знание татарского языка очень помогает. В королевстве очень распространен турецкий, сходный с татарским. Поэтому практически везде можно обращаться к продавцам на татарском и узнавать информацию и цены. Цифры, размеры, наименование на турецком будут понятны и нашему паломнику.


Вода Замзам. Хаджии везут на родину два главных подарка – финики и воду Замзам. Священный источник находится в запретной мечети. Каждому паломнику турфирмы при выезде из страны дарят канистру воды Замзам. Но лучше набирать святую воду в самом Хараме. Она отличается по вкусу – гораздо вкуснее и не разбавлена обычной водой.

Бензин. Литр бензина стоит дешевле литра бутилированной воды. Даже после подорожания в этом году на 80 процентов он более чем в два раза дешевле нашего.


Транспорт. Недавно открыли железную дорогу между Меккой и Мединой. В Мину и Арафат паломников перевозят на автобусах. В Мекке общественного транспорта нет, только такси. В дни хаджа могут возникать гигантские пробки и заторы. Дорожной полиции практически нет. Если происходит ДТП, его участники могут разъехаться и без оформления. На дорогах очень много побитых и поцарапанных машин.

Безопасность. Главная угроза для паломника в хадже – солнце и инфекции. Жара для нашего человека – главное испытание. Летом даже вечером на улице будете чувствовать себя как в бане. Главное – иметь зонт и всегда носить с собой питьевую бутилированную воду. Кишечные инфекции везде, поэтому надо дезинфицировать руки мылом или спецсредствами.

В общественных местах желательно надевать маску. Многие паломники болеют ротавирусными инфекциями. В период хаджа несколько миллионов людей приезжают со всех уголков мира. Подхватить ангину, ОРВИ, бронхит очень легко.

И главное – на дорогах, на перекрестках и светофорах надо быть предельно внимательным. Правила ПДД здесь мало кто соблюдает.


Давка. Скопление людей – еще один источник опасности. В последний год в хадже количество паломников превысило 3 миллиона. Главное, не потеряться в этом океане людей. Важно иметь удобную обувь – придется много ходить пешком. В основные дни хаджа нужно пройти несколько десятков километров под палящим солнцем. Если травмировать ноги, то можно стать обузой для всей группы, а то и отстать от нее или потеряться. У каждой страны и хадж-операторов свое строго установленное время посещения культовых мест. Нужно их придерживаться.

Как не потеряться. Всегда надо иметь с собой заряженный телефон и номер руководителя группы. Возьмите визитку отеля, чтобы вернутся в него на такси в случае потери группы. Во время религиозных обрядов не отставать от своей группы, запомнить отличительные цветовые знаки своего хадж-оператора. Если потерялись – не паниковать. К примеру, «ДУМ РТ Хадж» оснащает всех паломников и руководителей сумками с ярко-оранжевыми ремнями: в толпе они очень заметны.


Кражи. Документы и деньги лучше хранить в нательных барсетках или поясах. Бывают, к сожалению, и случаи воровства в хадже. При большом скоплении людей вырезают сумки даже при посещении священных мест.

Болезни. Хадж – большое испытание для организма, особенно для пожилых людей. Физически нужно заранее готовиться к паломничеству, врачи рекомендуют за несколько месяцев начать тренироваться и много ходить пешком. Нагрузка в хадже на ноги колоссальная. Укреплять надо также и иммунитет. Практически все паломники переболевают за хадж респираторными вирусными инфекциями. Очень часто это ангина и бронхит. Основная причина – в жару люди не удерживаются и пьют в запретной мечети ледяную воду из источника Замзам. Пищеварительная система также в опасности: непривычная для нас кухня, острая пища, грязная вода, испорченные продукты, как итог – несварение желудка, кишечные инфекции. Аптечку с лекарствами после консультации с врачом обязательно надо с собой брать. Аптеки в королевстве есть везде, но не факт, что вас поймут местные фармацевты.

Прививки обязательны, без справок и через границу могут не пустить. Татарстанских паломников сопровождает группа из 12 врачей: терапевты, кардиологи, травматологи. Когда нужна госпитализация, медики могут сопроводить в клинику. Операции и сложные процедуры для паломников в королевстве в дни хаджа проводят бесплатно. В прошлом году одному из паломников арабские врачи удалили аппендицит.

Летальные случаи тоже бывают, но не каждый год. Паломники считают смерть и похороны на святой земле удачей.


Отдых и развлечения. В Саудовской Аравии из развлечений есть только шопинг. Кинотеатров и концертных залов нет, лишь торговые центры, куда местные жители ходят за покупками и водят детей в игровые зоны. Есть обширная сеть ресторанов и кафе, где в основном и проходит общение.

Цензура. Телевидение в первую очередь выполняет информационную роль, контролируется государством. Основные каналы новостные, либо посвящены религиозным обрядам и Корану. Фильмы цензурируются, вырезаются непристойные с точки зрения ислама места и кадры. Книги – только религиозного содержания. В стране есть только мечети, церкви и синагоги под запретом. Отмечать христианские и светские праздники в королевстве нельзя.


Женщины ограничены в правах . Без сопровождения мужа или родственников одной нельзя выходить на улицу, отправляться за покупками в магазины. Водить машины женщинам разрешили лишь в прошлом году. В основном они сидят дома и занимаются воспитанием детей. Встречается многоженство.

Гастарбайтеры. Саудиты-мужчины в основном работают в госорганах и силовых структурах. Все остальное – сервис, торговля, строительство – в руках мигрантов, которые в большинстве своем приезжают из Пакистана и Юго-Восточной Азии.

Кухня. Традиционная еда – рис с курицей. Еду ставят на полиэтиленовые скатерти и, перемешивая с соусами, едят руками с общих тарелок. Европейцам могут предложить приборы.


Правило правой руки. Есть можно только правой рукой. Здороваться, передавать вещи также. Левая считается нечистой. В общественных туалетах нет туалетной бумаги, везде краны с теплой водой для гигиенических процедур. Здесь нужно использовать левую руку.

«Макдоналдс» и ИКЕА. В королевстве представлены все самые известные западные торговые бренды. «Зара», ИКЕА, «Макдоналдс», «Кока-Кола» и т. д. Большой популярностью пользуется западный фастфуд. Напротив запретной мечети есть популярные у паломников халяльные «Макдоналдс» и «Бургер Кинг».


Интернет цензурируется . Заблокированы все соцсети и мессенджеры. «Телеграм», «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте» недоступны. Пользоваться ими можно только через VPN-сервисы.

Все хаджии используют WhatsApp. При выезде в хадж руководители создают группы в этом мессенджере. Все новости, распорядок дня, время выезда и сбора, срочные объявления и новости публикуются в них. В них же руководители могут дать ответ на вопросы и решить проблемы. Все вплоть до бабушек «сидят» в этих группах. Незаменимая вещь!


Сотовая связь дороже, чем в России. Роуминг очень дорогой. Лучше купить местную сим-карту, куда входят пакет интернет-услуг и минуты разговоров. Во время хаджа бывают очень выгодные льготные тарифы для паломников.

Туризм. В Мекке сохранилось мало исторических объектов. Большинство из них снесли при расширении запретной мечети, а также в целях борьбы с идолопоклонничеством. Для паломников проводят обзорные экскурсии, в маршруте не более пяти-шести объектов и исторических мест. В Медине интереснее и достопримечательностей больше.

Гора Джабаль ан-Нур, гора Света. Высота – 621 метр. Священная гора в Мекке – место, где пророку Мухаммеду в пещере Хира пришло первое божественное откровение и был сниспослан Коран. Это второе после Запретной мечети популярное место для паломников. С ее вершины открывается фантастически красивый вид на весь город. Подниматься нужно пешком, желательно на рассвете или закате. Наверху живут обезьяны и в хибарах – отшельники. Путь наверх займет до часу времени. Тем, у кого скачет давление и слабые ноги, лучше не рисковать.


Мечеть Джинов. Находится недалеко от запретной мечети, на полпути от кладбища Джаннат аль-Муалля. По преданию, здесь пророк Мухаммед встречался с джиннами, призвал их к исламу и, прочертив круг, совершил с ними намаз.

Кладбище Джаннат аль-Муалля. Ему более тысячи лет. Здесь похоронена первая и самая любимая жена пророка Хадиджа. Единственное дерево, которое здесь растет, как раз находится над ее могилой.

В Саудии кладбища сильно отличаются от наших. Здесь нет могильных камней, табличек с именами. Есть только номера аллей. Всех хоронят в безымянных местах. Это касается и состоятельных персон. Так же поступили и с последним королем.

Арабы против превращения кладбищ в места поклонений. И смерть они не считают трагедией. Умереть во время хаджа считается божьей милостью. Быть похороненным на святой земле – счастье. Отношение и к смерти, и к процессам захоронения, и к самим местам упокоения иное. Хоронят в земле в несколько ярусов в обложенных кирпичами ямах. Их не закапывают и закрывают сверху плитами.


Комплекс высотных зданий Абрадж аль-Бейт. Это самое большое в мире сооружение по массе и третье по высоте в мире. Высота – 601 метр. Площадь – 1,5 миллиона квадратных метров. Гостиница на 100 тыс. мест. Здание построила компания «Сауди бен Ладен групп». Расположена напротив Запретной мечети. В нижних этажах магазины и ресторанный комплекс. Любимое место шопинга паломников. Является ночью маяком и ориентиром для паломников, его видно практически со всех концов города.

Татарская земля. До революции богатые татары приобрели земли у Запретной мечети в Мекке и в Медине. Здесь были организованы гостиницы и медресе. Имущество было оформлено как вакуфное – неотчуждаемое, переданное в религиозные цели. В процессе расширения и строительства Запретной мечети здания были снесены, они попали под территорию храмового комплекса.

Участок сохранился только в Медине. Местные потомки татар сейчас оформляют их в соответствии с законом и собираются построить здесь гостиницу. Диаспора малочисленна – несколько сотен человек. Язык потеряли, но продолжают общаться и поддерживают контакты.


Мухаммад Казанлы, п отомок татар, переехавших в Медину, с сыновьями


Обсудить ()

). Это один из пяти столпов Ислама, совершение которого стало необходимой обязанностью мусульман (фардом) с 9 года хиджры. Об этом говорится в кораническом аяте: «Поистине, первый дом, который установлен для людей, - тот, который в Бекке, - благословенным и в руководство для миров! Там - ясные знамения для людей - место Ибрахима, и тот, кто вошел в него, безопасен. А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему. А кто не верует … то ведь Аллах - богат, превыше миров! » (3: 96-97). История хаджа восходит к древнейшей монотеистической традиции, которую основал Ибрахим (Авраам) и его сын Исмаил. Однако спустя некоторое время их потомки стали язычниками, наполнили Каабу идолами и извратили изначальную сущность хаджа. После сокрушения идолов пророком Мухаммадом, первоначальное значение хаджа было восстановлено и этот обычай снова стал монотеистическим, каким он был во времена Ибрахима и Исмаила. Каждый здоровый, совершеннолетний и свободный мусульманин, имеющий необходимые для поездки средства, обязан совершить хадж в месяце Зульхиджа хотя бы один раз в своей жизни. Материально нуждающиеся люди, дети, а также душевнобольные освобождаются от совершения хаджа. В случае, если материально обеспеченный человек по каким-то объективным причинам не может выехать в хадж, то ему позволяется отправить туда, вместо себя, другого человека, оплатив все необходимые для этого расходы. Женщины могут отправляться в паломничество только в сопровождении своего ближайшего родственника мужского пола, за которого она не может выйти замуж (например, брата, дяди или мужа). Совершать хадж позволительно ежегодно в месяцы Шавваль, Зулькада и Зульхиджа (до 10 числа этого месяца). Паломничество вне этого срока является не хаджем, а умрой.
Различают следующие виды хаджа:
1. Хадж аль-ифрад. Паломник намеревается совершить только хадж.
2. Хадж ат-таматту. Совершается после малого паломничества (умры). После завершения умры, паломник выходит из ихрама, но домой не возвращается. 8-го Зульхиджа он снова облачается в ихрам и совершает большое паломничество (хадж). Этот вид хаджа является наиболее предпочтительным.
3. Хадж аль-киран. Паломник намеревается совершить одновременно и умру и хадж. До наступления дней хаджа он совершает в качестве умры обход Каабы (таваф) и хождение (сай) между холмами Сафа и Марва (См. Сафа и Марва). После этого, не выходя из ихрама, уже в дни хаджа повторяет эти ритуалы.
Специальную одежду - ихрам паломники одевают сразу по прибытии на границу священной территории (микат) с намерением совершения хаджа (См. Микат). Ихрам представляет собой два куска непрошитой материи: изара, которым опоясываются вокруг пояса; и рида, которую накидывают на туловище. После облачения в ихрам паломнику запрещается совершать некоторые действия, например: вступать в половую связь заключать брак, совершать греховные поступки, носить шитую одежду, бриться, стричь волосы, охотиться, рубить деревья. После вхождения в ихрам паломники вступают на священную территорию громко повторяя специальную молитву-талбию (См. Талбия). Женщины повторяют эту молитву шепотом. После прибытия в Мекку паломники должны совершить полное омовение (См. Гусл) и подготовиться к обходу Каабы. Семикратный обход Каабы (См. Таваф) является обязательным условием хаджа. Этот обряд совершается в состоянии ритуальной чистоты (См. Вуду и Гусл). До тавафа паломник должен оголить правое плечо. Обход начинается со стороны Черного камня (См. Хаджар аль-Асвад). В начале каждого тавафа желательно поцеловать Черный камень. Во время обхода разрешается читать аяты Корана. После завершения ритуала желательно совершить намаз из двух ракатов в Макам аль-Ибрахиме (См. Макам аль-Ибрахим), а также выпить воду из источника Замзам, который находится на территории мекканской мечети (См. Замзам). После обхода Каабы, паломники совершают семикратный бег между холмами Сафа и Марва. Бег необходимо начинать от холма Сафа. Те паломники, которые не совершают этот ритуал, должны в качестве искупления зарезать жертвенное животное. При совершении малого паломничества - умры, паломнику, после бега, необходимо постричь волосы. На этом малое паломничество заканчивается. На 8 день месяца Зульхиджа, который называется «тарвия», паломники отправляются в долину Мина (См. Мина). Это действие является очень желательным (сунной), но не обязательным. В дороге они поминают Аллаха, взывают к Нему и произносят «талбию». В этой долине они совершают полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную молитвы, и остаются там на ночь. Эти молитвы совершаются в сокращенном виде. На 9-й день месяца Зульхиджа, в Мине необходимо совершить утреннюю молитву и не выходить из долины до восхода солнца. Девятый день месяца Зульхиджа называется «Арафа». В этот день паломники отправляются в местность Арафат. По пути они поминают Аллаха и произносят «талбию». Это действие является обязательным элементом хаджа. Время стояния там наступает в полдень 9 дня месяца Зульхиджа, и продолжается до рассвета 10 дня этого месяца. Для паломника достаточно простоять лишь часть этого времени либо днем, либо вечером. После заката солнца, паломники, произнося «талбию», медленным шагом устремляются в долину Муздалифа (См. Муздалифа). Это деяние является желательным (сунной). Там они совершают вечернюю и ночную молитву вместе и остаются до утра, совершая молитвы. Десятый день месяца Зульхиджа является днем праздника жертвоприношения (тюркс. Курбан-байрам) (См. Идайн). Жертвенное животное не должно иметь явных недостатков и не должно быть старым. В жертву можно приносить верблюда, корову, либо овцу (См. Удхия). Верблюда и корову можно купить на семерых паломников поровну. В этот же день паломники совершают символический акт побивания камнями шайтана (дьявола). Для этого в большой столб (джамрат аль-кубра), символизирующий шайтана, они бросают по 7 камешков. После этого паломники выходят их ихрама. С этого времени им разрешается совершение всех запретных на период хаджа дел, за исключением интимных отношений со своими женами. Это называется первым освобождением. Выйдя из ихрама они одевают обычную одежду и отправляются в мекканскую мечеть Масджид аль-Харам и совершают там таваф. После этого тавафа им разрешается иметь интимные отношения с женами. Это называется вторым освобождением. Следующим обрядом хаджа является ночевка в долине Мина на протяжении 3 дней с 11 по 13 Зульхиджа. 11 числа, после полудня паломники забрасывают камешками 3 столба, символизирующие шайтана. Вначале забрасывается малый столб (джамрат ас-сугра), затем средний - джамрат аль-вуста, и, наконец, большой - джамрат аль-кубра. Окончив все обряды в долине Мина, паломники-мужчины должны постричь волосы. Женщины лишь несколько укорачивают их. Последним обрядом хаджа является прощальный семикратный обход (таваф) Каабы - таваф аль-вада. Он обязателен для всех паломников. После этого тавафа обряд хаджа считается законченным. До и после хаджа считается сунной (богоугодным деянием) посетить город Медину, где находится могила пророка Мухаммада. Этот город мусульмане часто называют Мадинат аль-Мунаввара - Медина Лучезарная (См. Медина). В мечеть пророка нужно войти в состоянии ритуальной чистоты и совершить в ней 2-х ракатный намаз. После совершения намаза паломники подходят к могиле пророка Мухаммада и приветствуют его. После этого мусульмане-сунниты подходят к могилам Праведных халифов Абу Бакра и Омара, и также приветствуют их. Помимо посещения мечети пророка считается Богоугодным деянием посещение мечетей Куба и Киблатайн, а также кладбища Баки, где похоронены многие сподвижники пророка, видные деятели раннего периода исламской истории.
Таким образом, хадж совершается в следующей последовательности:
- Вхождение в ихрам в микате, совершение 2 ракатного намаза, принятие намерения о совершении хаджа, произнесение мольбы и тальбии.
- Въезд в Мекку, вхождение в Масджид аль-Харам в состоянии ритуальной чистоты, приветствие Хаджар аль-Асвада, совершение тавафа и намаза в Макам Ибрахиме, питье воды из источника Замзам.
- Совершение сая между холмами Сафа и Марва, прибытие в Мину 8-го Зульхиджа, Прибытие на Арафат 9-го Зульхиджа, поездка в Муздалифу после захода солнца, провождение там ночи и собирание там 70 камешков. Затем, 10-го Зульхиджа, совершив в Муздалифе утренний намаз нужно возвратиться в Мину и закидать там камешками столб «джамра». После этого совершается жертвоприношение.
- После совершения жертвоприношения постригаются волосы. Затем паломники возвращаются в Мекку и совершают таваф. С 11 по 13 Зульхиджа паломники пребывают в Мине и закидывают камешками столбы «джамра». После этого они опять возвращаются в Мекку, совершают в Масджид аль-Хараме прощальный таваф и двухракатный намаз, а затем отправляются в Медину.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Синонимы :

Смотреть что такое "Хадж" в других словарях:

    Хадж, а, ем … Русское словесное ударение

    хадж - хадж/ … Морфемно-орфографический словарь

    - [арабск.] паломничество в Мекку к мусульманским святыням, считающееся у мусульман подвигом благочестия. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ХАДЖ араб. hadsch, hadschdscha, идти вперед. Странствование магометан в Мекку на поклонение гробу … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [араб.] только ед. Паломничество в Мекку (считается религиозным долгом каждого мусульманина). Совершить х. * * * хадж хаджж (араб.), паломничество мусульман в Мекку (к храму Кааба) для совершения жертвоприношения в праздник курбан байрам. * … Энциклопедический словарь

    ХАДЖ, хаджа, мн. нет, муж. (араб. hagg) (рел.). У мусульман паломничество в Мекку, считающееся подвигом благочестия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Паломничество, хаджж Словарь русских синонимов. хадж сущ., кол во синонимов: 2 паломничество (6) … Словарь синонимов

    - (араб.) паломничество мусульман в Мекку (к храму Кааба) для совершения жертвоприношения в праздник курбан байрам … Большой Энциклопедический словарь

    М. Паломничество правоверных мусульман в Мекку (к храму Кааба), в Медину (к гробу Мухаммеда), считающееся подвигом благочестия, которое хотя бы один раз в жизни должен совершить каждый истинный мусульманин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Исламоведение Кулиев Эльмир Р

§ 5. Хадж - паломничество в Мекку

Мекка - колыбель ислама. Историческим и духовным центром ислама является Досточтимая Мекка. Этот город, расположенный в Центральной Аравии, был основан во времена пророка Ибрахима. Согласно традиции, Аллах одарил Ибрахима сыном, когда он был глубоким старцем. Мальчик, родившийся чудесным образом в ответ на мольбы праведного раба Божия, был наречён Исмаилом. Но в сердце возлюбленного пророка могла уместиться только одна великая любовь - любовь к Богу, и поэтому ему было приказано оставить своего перворождённого сына Исмаила вместе с его матерью Хаджар в аравийской пустыне, где было заложено основание Каабы.

Ибрахим покорился воле Аллаха, будучи уверен в том, что Аллах не даст погибнуть Хаджар и его сыну, которого она ещё не оторвала от груди. Он оставил их на возвышенности, где не было ни воды, ни людей. Когда у Хаджар закончилась вода, а мальчик начал корчиться от жажды, она побежала к ближайшему холму и поднялась на него в надежде увидеть кого-либо. Впоследствии этот холм получил название Сафа. Не увидев никого, она бросилась к соседнему холму, который был назван Марвой. Она пробежала между ними семь раз и вдруг услышала звук. Вблизи от младенца забил источник воды, получивший название Замзам. К воде слетелись птицы, и первыми их заметили люди из племени джурхум. Они поселились возле Замзама и проявили заботу о Хаджар и её сыне. Исмаил вырос в их среде, обучился у них арабскому языку, а потом женился на девушке из этого племени.

Спустя много лет Ибрахим навестил своего сына и передал ему волю Аллаха: им было приказано построить мечеть. Её основание было заложено до Ибрахима, и мечеть была названа Каабой, что означает «куб». Согласно Корану, Кааба - первый храм на земле, предназначенный для служения Аллаху. Существует мнение, что первым её построил пророк Адам. Ибрахим вместе со своим сыном возвёл стены храма, а в один из его углов встроил Чёрный камень - одну из святынь ислама. В ходе строительства он взбирался на кусок скалы, который сохранился по настоящее время и называется «местом Ибрахима» (макам Ибрахим).

На протяжении многовековой истории Кааба неоднократно подвергалась частичному разрушению в результате селевых потоков, реставрировалась и перестраивалась. Сегодня она сохраняет тот вид, какой она имела при Пророке Мухаммаде. Это - каменное строение высотой пятнадцать метров с основанием двенадцать на десять метров. Углы Каабы расположены примерно в направлении сторон света. Чёрный камень, заключённый в серебряное обрамление, вделан в восточный угол и находится на высоте около полутора метров. Дверь в храм находится в северовосточной стене и возвышается над землёй примерно на два метра. У северо-восточной стены построена полукруглая стенка, которая отгораживает место, известное как хиджр. Примыкающая к храму часть хиджра считается собственно Каабой, потому что во времена пророка Ибрахима она входила в состав строения.

Кааба - не шедевр аравийской архитектуры, она не имеет пышного фасада и не украшена барельефами. Её внешний вид - это аккуратно выложенные серые камни, обычно покрытые чёрной парчой, на которой вышиты аяты из Корана (это покрывало называется кисва). Внутреннее убранство храма скромное: там нет ни мебели, ни росписей. Внутри находятся три колонны, висят лампы, расписанные эмалевыми красками, и хранятся дарственные списки Корана. Отсутствие богатого интерьера напоминает о том, что самое главное для верующего - не земная красота и форма, а внутренний мир и содержание. Пустота внутри Каабы указывает на присутствие там незримой духовной силы, которая манит к себе сердца верующих со всех уголков земли.

Согласно традиции, в ответ на мольбу пророка Ибрахима Аллах благословил Каабу и её окрестности, и поэтому в Коране Заповедной мечетью называется весь город. Мусульмане совершают паломничество в Мекку в течение всего года, чтобы соприкоснуться с памятниками духовной истории человечества, обойти вокруг Каабы, пробежать между двумя холмами и помолиться там, где молились величайшие из пророков.

Паломничество в Мекку. В Коране упоминаются два вида паломничества в Мекку: умра и хадж. Эти обряды были хорошо известны до ислама и играли важную роль в экономической и религиозной жизни аравитян. Пророк не отменил их, потому что история паломничества восходила к пророкам Ибрахиму и Исмаилу, но очистил их ритуалы от всевозможных проявлений язычества и многобожия. По мнению большинства учёных, хадж был вменён в обязанность в 6 г. х.

Умра - малое паломничество, которое можно совершать в любое время года. В хадисах подчёркивается превосходство умры, совершённой в рамадане, когда верующие получают возможность совместить тяготы паломничества с постом в течение дня и продолжительными молитвами по ночам.

Хадж начинается в месяце зу-ль-хиджжа, но паломникам разрешается прибыть в Мекку в шаввале или зу-ль-кааде, совершить умру и остаться там до начала хаджа. Такая форма объединения двух обрядов называется прерываемым хаджем (хадж ат-тпаматту).

Обряды паломничества начинаются при вступлении на заповедную территорию (харам) Мекки. В специально отведённых местах, которые называются микатами, паломники облачаются в особую одежду, состоящую из двух кусков белой материи. Одним куском оборачивают тело от пояса до колен (изар), а другой накидывают на плечи (рида). Перед облачением в ритуальное одеяние желательно искупаться, подстричь ногти и умаститься благовониями. Потом паломники вслух выражают намерение совершить одновременно хадж и умру или только один из этих обрядов. С этого момента они находятся в ритуальном состоянии ихрама, когда им запрещается вступать в близость с женой, умащаться благовониями, облачаться в одежду, которая прошита в соответствии с частями тела (рубашка, майка, брюки, плащ и т. п.), надевать головной убор, подстригать ногти и волосы, охотиться на животных и обламывать ветки деревьев. Женщины не надевают ритуальной одежды, но в ихраме им запрещается носить перчатки и вуаль. Вступление вихрам знаменуется произнесением тальбии - особой формулы восхваления Аллаха, которую повторяют да начала обхода вокруг Каабы (во время хаджа - до бросания камешков в День жертвоприношения).

Войдя в Заповедную мечеть, паломники совершают обход вокруг Каабы (таваф). Этот обряд состоит из семи кругов, которые начинаются и заканчиваются на уровне Чёрного камня. После тавафа паломники совершают намаз из двух ракяатов позади «места Ибрахима», пьют воду из источника Замзам и поднимаются на холм Сафа. Повернувшись лицом к Каабе, они обращаются с молитвами к Аллаху, а потом семь раз пробегают между Сафой и Марвой. Подобно матери Исмаила, они ощущают себя людьми, которые близки к погибели и не могут надеяться ни на кого, кроме Аллаха. После пробежки полагается подстричь волосы, и на этом обряды умры завершаются, а паломники освобождаются от ихрама. Исключение составляют только те паломники, которые пригнали с собой жертвенный скот и вступили вихрам с намерением не освобождаться от него вплоть до завершения ритуалов хаджа. Такая форма объединения двух обрядов называется совмещённым хаджем (хаджаль-киран).

Хадж начинается 8 числа месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники снова вступают в ихрам и отправляются в долину Мина, чтобы провести там ночь. После восхода солнца 9 зу-ль-хиджжа паломники направляются в долину Арафат (в 22 км от Мекки), где совершается важнейший из обрядов хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Люди произносят тальбию и поминают Аллаха до заката солнца, после чего отправляются в Муздалифу - долину, расположенную в 9 км от места стояния. Тай они проводят ночь, а на рассвете следующего дня, незадолго до восхода, отправляются в Мину.

10 зу-ль-хиджжа - один из самых напряжённых дней паломничества. Добравшись до Мины, паломники бросают семь камешков в большой столб, олицетворяющий шайтана. Потом они совершают жертвоприношение и бреют голову или подстригают волосы (женщины лишь слегка укорачивают волосы), С этого момента паломникам разрешается всё, что им было запрещено в ихраме, за исключением половой близости. Вернувшись в Мекку, они совершают обход вокруг Каабы и пробежку между Сафой и Марвой. Завершив пробежку, они полностью освобождаются от ихрама, и с них снимаются все ограничения.

Следующие три дня, которые называются днями ташрика (от араб. шаррака - «вялить мясо на солнце»), паломники проводят в долине Мина. После полудня в каждый из этих дней они бросают по семь камешков в каждый из трёх столбов, олицетворяющих шайтана. Если паломник не успел совершить жертвоприношение 10 числа, то ему разрешается совершить его до послеполуденного намаза 13 числа месяца зу-ль-хиджжа. На этом ритуалы хаджа завершаются, и паломники, совершив прощальный обход вокруг Каабы, возвращаются на родину.

Праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения, или Курбан-байрам, отмечается 10 числа месяца зу-ль-хиджжа. Этот великий день связывает мусульман с монотеистической традицией Ибрахима, который стойко прошёл через испытания и остался верен завету с Аллахом. Как и в праздник разговения, в этот день мусульмане сразу после восхода солнца собираются в мечетях и местах моления, чтобы принять участие в праздничном богослужении, состоящем из двух ракяатов намаза и проповеди.

После праздничного намаза верующие спешат совершить жертвоприношение, которое, однако, можно отложить до 13 зу-ль-хиджжа. Этот обряд пришёл в ислам из времён пророка Ибрахима. Аллах испытал его веру, и он увидел во сне, как приносит в жертву своего первенца Исмаила. Сны пророков были вещими, и Ибрахиму стало ясно, что от него требуется. Он рассказал об этом сыну, и тот смиренно покорился воле Господа. Любящий отец уже собирался принести в жертву сына, когда Аллах остановил его и сообщил, что испытание пройдено. Ибрахиму было велено принести в жертву барана, и с тех пор жертвоприношение является формой поклонения Богу и приближения к Нему.

В Курбан-байрам приносят в жертву овец (не младше шестимесячного возраста), коз (не младше однолеток), коров (не младше двухлеток) и верблюдов (не младше пятилеток). Жертвенное животное не должно иметь физических дефектов, быть дряхлым или больным. Корову, быка или верблюда можно принести в жертву от имени семи семей. Мясо жертвенных животных обычно делят на три части: одну часть раздают беднякам, другую - родственникам и соседям, а третью едят в кругу семьи за праздничным столом.

Смысл жертвоприношения не состоит собственно в заклании животного или пролитии крови. Коран гласит: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура 22 «Паломничество», аят 37). Это значит, что совершать жертвоприношение следует искренне ради Аллаха. Нельзя приносить в жертву животных ради славы или людской похвалы, для продолжения традиций отцов или в знак почитания кого-либо из усопших. Совершая жертвоприношение, мусульманин жертвует своим имуществом во имя спасения собственной души, вспоминая о том, как был спасён пророк Исмаил. Глядя на умирающее животное, он понимает, что заслуживает гибели за совершённые грехи и проступки, но его покаяния будут приняты, и он будет жить дальше. Он благодарит Аллаха за дарованные ему блага и проявляет заботу о родственниках и нуждающихся.

Паломничество в Медину и Иерусалим. Второй святыней, к которой мусульмане совершают паломничество, является мечеть Пророка в Лучезарной Медине. Её строительство было начато сразу после переселения Пророка Мухаммада в 622 г. Поначалу большая: часть мечети представляла собой открытый двор, а её площадь составляла 1060 квадратных метров. После последнего расширения, продолжавшегося десять лет и завершившегося в апреле 1994 г., застроенная площадь мечети составила 82 тысячи квадратных метров.

Молитва в мечети Пророка считается главной целью паломничества в Медину. Посланник Аллаха сказал: «Намаз в моей мечети в тысячу раз превосходит намаз в любой другой мечети, кроме Заповедной мечети, а намаз в Заповедной мечети во сто раз превосходит намаз в моей мечети».

При посещении Медины обычно посещают и могилу Пророка, чтобы поприветствовать его и помолиться за его благословение, кладбище Баки-эль-Гаркад, на котором похоронены жёны Пророка и многие славные сподвижники, а также место захоронения семидесяти сподвижников, погибших в сражении при Ухуде. К достойным поступкам относится моление в первой построенной мусульманами мечети - мечети Куб?, которая особо отмечена в Коране и названа «мечетью, которая с первого дня была основана на богобоязненности» (сура 9 «Покаяние», аят 108). В хадисе сообщается, что посещение этой мечети и молитва в ней равноценны малому паломничеству в Мекку.

Центральная часть Медины, расположенная между горами Айр на юге и Саур на севере, считается заповедной. С востока и запада она ограничивается двумя лавовыми полями, которые называются харра. Как и в Мекке, здесь запрещается охотиться, рубить деревья, обламывать ветви растений. Однако запреты, касающиеся заповедных земель Медины, не являются такими же категоричными, как в Мекке. Например, если человек преднамеренно убил животное в Мекке, то в качестве искупления он должен совершить жертвоприношение, накормить бедняков или поститься. Если он совершил такой же поступок в Медине, то ему достаточно принести покаяние. Кроме того, в Медине разрешается косить траву или рубить деревья, если в этом есть необходимость, например для кормления скота или изготовления орудий труда.

Третьей святыней, к которой разрешается совершать паломничество, является мечеть Аль-Акса («Удалённая») в Иерусалиме (Эль-Кудсе). Согласно традиции, она была построена через сорок лет после воздвижения Каабы. В эту мечеть был перенесён Пророк Мухаммад во время ночного путешествия, и там он совершил намаз из двух ракяатов. Мечеть Аль-Акса была первой кыблой в истории ислама: мусульмане поворачивались лицом к ней во время молитв в течение тринадцати лет в Мекке и 17 месяцев после Хиджры в Медину.

Мечетью Аль-Акса считается комплекс храмовых сооружений общей площадью 114 тысяч квадратных метров, расположенный в юго-восточной части Иерусалима. На территории комплекса расположено около двухсот памятников, важнейшими из которых являются мечети Аль-Кыбли и Куббат-ас-Сахра («Купол скалы»). Соборная мечеть Аль-Кыбли - первое сооружение, воздвигнутое на территории комплекса в эпоху ислама. Она получила такое название, потому что находится в южной части комплекса, ближайшей к кыбле мусульман. Ее легко узнать по тёмному куполу. Некоторые люди ошибочно называют её мечетью Аль-Акса, хотя в действительности она является лишь частью комплекса. Впервые она была построена в период правления Умара бин аль-Хаттаба, в 15 году хиджры (в 636 г.), когда мусульмане покорили Иерусалим. При халифах Абд-аль-Малике бин Марване (685–705) и его сыне аль-Валиде (705–715) она была увеличена и впоследствии несколько раз восстанавливалась после разрушительных землетрясений. Мечеть Куббат-ас-Сахра была построена в годы правления Абд-аль-Малика бин Марвана. Существует мнение, что именно от скалы, над которой был возведён золотой купол, Пророк Мухаммад был вознесён на небеса.

В исламе не принято совершать паломничества к другим мечетям или мавзолеям. Пророк сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трём мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети Аль-Акса».

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

Сура 22 Хадж 1. (1). О люди, бойтесь Господа вашего! Ведь сотрясение последнего часа - вещь великая.2. (2). В тот день, как вы его увидите, каждая кормящая забудет того, кого кормила, а каждая обладательница ноши сложит свою ношу. И увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны. Но

Из книги Коран [поэтический перевод] автора Мухаммед

Сура 22 Хадж Во Имя милосердного милостивого Бога

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 608: Откуда следует вступать в Мекку? 758 (1575). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступал в Мекку, со стороны Када, проехав через верхний перевал, что в Батхе, а покидал

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Глава 1 Польза паломничества и лица, которые обязаны совершить паломничество в Мекку 693.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Малые паломничества смывают совершенные между

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Глава 5 Порядок совершения хаджа и въезда в Мекку 727.Передают, что Джа‘фар ибн Мухаммад, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца о том, что однажды они пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху. Он поинтересовался о том, кто пришел навестить

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Запретная мечеть и хадж Во время жизни Мохаммеда Запретной мечети не было. Ее стены были воздвигнуты в 638 году, спустя шесть лет после смерти пророка. В этот контур попала Кааба и дом собраний курайшитов, где хранилось знамя племени и принимались важнейшие решения. Слово

Из книги Повседневная жизнь паломников в Мекке автора Слиман Зегидур

ГЛАВА 15. ВОЗВРАЩЕНИЕ В МЕККУ НА БЕЛОМ ВЕРБЛЮДЕ

Из книги Ислам автора Курганова У.

Хадж, или паломничество Хадж в Мекку - четвертая обязанность ибадата. Это святой долг для тех, кто может позволить себе это хотя бы раз в жизни. В Мекке стоит маленький домик, построенный пророком Ибрахимом (мир ему!) для поклонения Аллаху. Аллах вознаградил его, назвав

Из книги Хадж в Мекку автора Ханников Александр Александрович

Из книги Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты автора Житенёв Сергей Юрьевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Хадж Последняя обязанность мусульманина, которую он должен, если это возможно, выполнить, – это раз в жизни совершить хадж, или паломничество в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Если мусульманин не способен совершить паломничество, он может

Из книги автора

Что такое Хадж Ежегодно, в самом начале двенадцатого месяца по мусульманскому лунному календарю, называемому месяцем зу-ль-хиджжа миллионы паломников-мусульман устремляются к Мечети аль-Харам, расположенной в центре Мекки (Саудовская Аравия). Такое паломничество

Из книги автора

Как проходит Хадж Как говорилось ранее Хадж проходит в первой половине месяца зу-ль-хиджжа или в двенадцатый месяц лунного года. Начинается он на девятый день, когда проходит величайший обряд Хаджа. В долине Арафат, собираются все приехавшие паломники. Их количество

Из книги автора

Мусульманский хадж Мусульманские народы, исповедующие исламскую веру и находящиеся под воздействием её культуры, почти четырнадцать веков совершают религиозные путешествия, которые называются «хадж». Согласно мусульманской традиции, хадж является пятым и последним