Упражнения артикуляционной гимнастики — зарядка для губ, языка, щек и неба. Упражнение для красивых полных губ

Наши дети сейчас стали меньше говорить, они все больше слушают и смотрят на экраны телевизоров и мониторов. А говорить в раннем детском возрасте - очень полезно! Развивается не только речь, но и укрепляются мышцы языка, губ, щек. Для органов артикуляции тренировка важна так же, как для ног и рук.

Упражнения:

У малоподвижного ребенка - мышцы слабые и вялые. Разговаривать с младенцем начинают всегда со звуков: «а-а-а», «у-у-у», «ау», «агу», «гули-гули», «тыка-тыка-тыка». Эти первые звукокомплексы и являются первой артикуляционной гимнастикой. Неспроста ребенку также дают облизывать разные предметы: игрушки, ложки, блюдца, жевать резиновые соски, прорезыватели для зубов. Так укрепляются мышцы челюсти, щек, языка (при облизывании формируется верхний подъем языка). У большинства современных детишек к пяти годам - «каша во рту», потому что язык «болтается», щеки впали, а губы напряжены и немного спастичны. Нехитрые упраж нения помогут укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата. Предлагаю несколько несложных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка»

Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение - это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».

«Трубочка»

«Трубочка» - губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет,

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка » со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.

«Окошко»

Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»: зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз.

«Ниточка»

«Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект - напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.

Упражнения для щек

«Щечки замерзли»

«Щечки замерзли» - растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек.

«Хомяк»

«Хомяк» - попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:

Хомячок надует щеки,

У него зерно в мешочке,

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Конфетка»

«Орешек» или «Конфетка » имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р]. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве - направо-налево:

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки,

Упираем язычок

Влево, вп раво, на бочок.

Упражнения для языка

Упражнения для укрепления и расслабления мышц языка, пожалуй, самые важные в логопедической практике, так как язык участвует в производстве многих звуков. Если у ребенка язычок напряжен, то самое лучшее упражнение для расслабления «Накажем непослушный язычок». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык и, пришлепывая его губами, двигать вперед, назад со звуком: «пя-пя-пя». А также хорошо прикусывать зубками кончик языка со звуком: «та-та-та».

Чтобы укрепить вялый, со слабой мускулатурой язык используем следующие упражнения:

«Лопатка»

«Лопатка» - удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы - в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону.

«Иголочка»

«Иголочка» - удержание языка острым. Следует открыть рот вытянуть острый язык вперед, губы немного растянуты, язык не загибается ни вверх, не опускается вниз. Удерживать позу на счет до пяти.

«Часики»

«Часики» - это упражнение развивает подвижность языка, а также учит делать его острым. Рот открыть, высунуть язычок и качать его из стороны в сторону от правого уголка губ к левому, язык при этом не должен загибаться и касаться губ, важно следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной.

«Качели»

«Качели» - упражнение на укрепление мышц языка для верхнего подъема. На верхнем подъеме языка у нас формируются многие звуки: [р], [р"], [л], [л"], [д], [д"], [т], [т"], [ш], [ж], [щ], [ч].Обычно в речи ребенка отсутствуют сонорные и шипящие звуки, причиной тому могут быть ослабленные мышцы языка. Суть упражнения «Качели» - при раскрытом рте поднимать язычок вверх-вниз, имитируя движения качелей. При этом развивается точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение, необходимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставалась неподвижными, язык был широким, а нижняя губа не помогала поддерживать язык.

Можно также использовать потешку:

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели,

А скажите, вы б сумели,

Язычком качать качели?

«Вкусное варенье»

«Вкусное варенье» - упражнение направлено на укрепление и верхний подъем кончика языка. Это упражнение хорошо использовать при подготовке к постановке звук [ш], так как движение передней части языка вперед и вверх близко к форме чашечки, которую язык приобретает при произнесении данного звука. При этом важно следить, чтобы работал только язык, чтобы ему не помогала нижняя губа и челюсть, язык должен оставаться широким, а его боковые края касаться уголков губ.

«Почистим зубки языком»

«Почистим зубки языком» - это упражнение направленно на активизацию кончика языка, как для верхнего подъема, так и его гибкости при нижнем положении. Имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубки с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ].

«Маляр»

«Маляр» - движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р].

«Киска лакает молоко»

«Киска лакает молоко» - движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки.

«Лошадка»

«Лошадка» - поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

«Грибок» - распластанный язык останавливается в «Лошадке» наверху и прилипает к небу, это положение растягивает уздечку и закрепляет верхнее положение языка, так необходимое для звуков [ш], [р].

«Дятел»

«Дятел» - одно из важных упражнений для постановки звука [р]. Рот широко открыт, стучим кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком: «д-д-д-д». Звук [д], вообще, является основополагающим для постановки [р], так как помогает долго удерживать язычок наверху. Сначала произносим «д-д-д» в замедленном темпе, затем ускоряем темп и произносим более интенсивно и отчетливо. При выполнении этого упражнения очень важно следить, чтобы рот все время был открыт, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, кончик языка не должен подворачиваться, а характер звука должен быть в виде четкого удара, а не хлюпающим. Это одно из самых сложных упражнений, поэтому выполнять его следует после закрепления всех вышеперечисленных. Так как необходимо, чтобы были хорошо укреплены мышцы рта и губ, рот должен уметь держаться открытым долгое время неподвижно, язык легко подниматься наверх, нижняя челюсть стоять на одном месте и не мешать.

Все эти нехитрые упражнения можно начинать проводить с малышом с 1 года в игровой форме, имитируя движения разных предметов и животных, сопровождая песенками, потешками, хлопками. Важно при этом сначала самому показать движение, чтобы ребенок закрепил его зрительно. Так, можно весело и с пользой дела провести время с любимым чадом, а к пяти годам иметь хорошее звукопроизношение даже самых сложных групп звуков, ведь артикуляционная гимнастика является одним из самых важных компонентов логопедической работы.

Задайте вопрос логопеду.

Онлайн. Бесплатно

Доброго времени суток, дорогие друзья блога!
Артикуляционная гимнастика для языка и , щек и неба просто необходима детям с отклонениями в речи. Это — не прихоть логопеда, а суровая необходимость. Хорошо ли говорит ваш ребенок? Многих родителей умиляет, когда их малыш смешно коверкает слова. Но насколько все это безопасно, не скажется ли на его дальнейшем развитии, может уже пора бить во все колокола или подождать, пока оно само собой авось как-нибудь образуется?

Предлагаю ответить на несколько вопросов, чтоб убедиться, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда. Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».

  • Ребенок переставляет местами слоги, проглатывает части слова, не может правильно связать слова между собой.
  • Высунутый язык подергивается, отклоняется в сторону.
  • При разговоре складывается впечатление, что ребенку во рту что-то мешает.
  • Он гнусавит, даже если не заложен нос.
  • Еду приходится перемалывать в блендере, потому что малыш не любит жевать
  • Ребенка понимаете только вы и близкие родственники, хоть ему и больше 3 лет.
  • Затрудняется ответить на вопросы, что он делал, что видел, не может пересказать мультик.
  • Ему трудно высунуть язык и подвигать им в разные стороны, поднять вверх.
  • Не может надуть щеки и сделать «тпру» губами.
  • Не может пощелкать как лошадка.

Возможные проблемы

Теперь подсчитайте ответы, если 50% ответов «да», то стоит обратить внимание на артикуляцию ребенка. Запишитесь на консультацию к логопеду, если результат 70%. И несомненно вам просто необходима помощь специалиста, если вы набрали 90%. Конечно, вы можете проигнорировать наши советы и ждать, когда ребенок сам всему научится. В таком случае вы должны знать о последствиях плохой артикуляции у детей:

— проблемы с успеваемостью;
— нарушается фонематический слух;
— нарушение письменной речи;
— заниженная самооценка;
— трудности с общением;
— тяжелая адаптация в коллективе;
— снижение познавательной активности.

К использованию этой гимнастики прибегают не только детки, но и знаменитости, а именно, актеры, певцы, дикторы. Подобные упражнения помогают сделать речь понятной и четкой, работают над улучшением дикции. Даже если ваш ребенок не мечтает о карьере голливудской звезды, отклонения в речи могут потянуть за собой ряд неприятных последствий.

Сегодня мы разберемся в том, какие цели преследуют родители и логопеды, обучая детей артикуляционной гимнастике, чем отличаются упражнения для дошкольников и школьников. Я расскажу о видах артикуляционной гимнастики и о последствиях бездействия. Мы изучим несколько самых распространенных упражнений, и в этом нам поможет занимательное видео.

Виды гимнастики

В артикуляционной гимнастике существует несколько видов: динамическая и статическая, активная и пассивная. Все эти виды включают в себя упражнения для щек, губ и языка. Только выполняются они немного по-разному. В то время как динамические упражнения заключаются в чередовании поз, статические же основаны на удержании одной позиции несколько секунд.

Специалисты во время занятий рекомендуют использовать и те и другие упражнения. Пассивные и активные упражнения выполняются одинаково. Разница в том, что активные действия совершает сам ребенок, а с пассивными действиями помогает родитель или логопед.

Пассивные движения совершаются по той же траектории и с тем же напряжением, что и активные движения, и направлены они на оживление бездействующих или плохо работающих мышц. Со временем пассивные движения становятся пассивно-активными, а в дальнейшем малыш начинает делать их сам. Пассивный способ подходит для детей раннего дошкольного возраста.

Цель занятий

Образовательные . Во время занятие с логопедом ребенок приобретает новые навыки и знания, он слушает и пытается понять, что хотят от него взрослые, учиться выполнять инструкции.

Воспитательные. Даже в зрелом возрасте бывает трудно преодолевать трудности. Занимаясь и пытаясь справиться со своим недугом, малыш развивает свою волю. Он получает от нас похвалу, когда добивается определенных успехов, хоть ему и было очень тяжело.

Коррекционные. Это самая важная цель, ведь именно дефект артикуляционного аппарата подтолкнул нас к занятиям. У ребенка после курса занятий должна укрепиться моторика, именно те мышцы, которые отвечают за правильную и складную речь.

Материалы и оборудование

Если детей младшего школьного возраста еще можно заставить делать упражнения, объяснив их важность, то для младших ребят приходится использовать игровые приемы артикуляционной гимнастики, занятия проходят в форме сказок, с использованием красочных плакатов.

Используются яркие цветные фотографии и занимательные видео, чтобы привлечь внимание маленьких пациентов. Для лучшего запоминания упражнения из артикуляционной гимнастики представлены на картинках с описанием и зарифмованы в стихах. Кроме вещей, которые привлекают внимание, каждому ребенку нужно иметь индивидуальный носовой платок.

Зеркало ребенку необходимо, чтобы наблюдать за своими действиями и запоминать упражнения, так как в силу возраста или дефекта он не чувствует положения своего языка.

Описание упражнений на видео

  1. Домик – открыть широко рот.
  2. Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.
  3. Труба – вытягиваем губы трубочкой.
  4. Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.
  5. Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».
  6. Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).
  7. Конфета - рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.
  8. — язык прогибается, образуя чашечку.
  9. Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.
  10. Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.
  11. — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.
  12. – рот открыт, а язык присосать к нёбу.
  13. – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.
  14. Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп. Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».
  15. Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.
  16. Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).
  17. Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.
  18. Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.
  19. Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».
  20. Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.
  21. Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.
  22. Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.
  23. Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.
  24. Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.

Видео с гимнастикой

И вот наконец вы познакомились с общим комплексом упражнений «Веселой артикуляционной гимнастикой», который находится в конце статьи на видео. Внимательно смотрите за картинками и повторяйте упражнения, которые вы только что начали осваивать.

Если статья показалась вам интересной, вы можете рассказать о ней друзьям в социальных сетях. Оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости, потому что у нас много интересного! Всего доброго!

Видео - Николаева Марина

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Похожий материал:

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Материал по теме:

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как это было:

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

Красивая форма рта — мечта любой девушки. О том, как добиться своей цели без уколов красоты, оперативного вмешательства поговорим в этой статье. Речь пойдет о специальной гимнастике. Упражнения для губ разносторонне воздействуют на внешний вид нижней части лица, помогают избавиться от носогубных морщин, поменять их контур, приподнять опущенные уголки рта.

Фото с сайта http://doctor-sergeeva.ru

Как известно, на лице имеется большое количество мимических лицевых мышц. Форма рта зависит от тонуса мышечных волокон вокруг него.

Название мышц, которые расположены в зоне ротовой полости:

  1. Круговая мышца;
  2. Большая скуловая. Именно она отвечает за положение уголков рта;
  3. Малая скуловая мышца;
  4. Щечная мышца;
  5. Мышца, поднимающая уголки рта вверх;
  6. Мышца, которая опускает уголки рта;
  7. Мышца смеха;
  8. Подбородочная мышца.

Как меняется контур губ с возрастом

С возрастом контур и форма рта может меняться. Тонус мышечных тканей приходит в дисбаланс, деформируя черты лица. Блоки в мышцах оказывают влияние на кожу, которая, в свою очередь, теряет свою эластичность и упругость. В следствии таких деформаций возникает наиболее частая проблема в зоне нижней части лица — уголки губ опущены вниз, провисают щеки и кожа на подбородке. Лицо становится недовольным, грустным. Контур перестает быть четким.

Что означают опущенные уголки рта

Опущенные уголки рта чаще всего появляются после 30 лет и являются проявлением возрастных изменений. Если человек часто испытывает негативные эмоции, мышцы постоянно находятся в напряжении, в том числе и опускающие уголки рта, которые начинают направляться вниз.

Противопоказания к гимнастике

Фейсбилдинг для губ имеет свои противопоказания, как и любая другая тренировка. Нельзя выполнять приемы в следующих случаях:

1. При гипертонии.

2. При аллергии.

3. После пластических операций на лице около двух лет.

4. При герпесе, повреждениях кожи, солнечных ожогах и угревых высыпаниях.

5. После инъекций ботоксом.

Эффективность занятий

Результат от гимнастики для губ будет заметен, если выполнять определенные рекомендации. Во-первых, важна регулярность (не реже 3-4 раз в неделю по 20-25 минут).

Упражнения от морщин вокруг рта

Упражнения для круговой мышцы рта, которые помогут справиться с данной проблемой:

  • Изначально смазываем кожу увлажняющим кремом. Губами пытаемся произнести букву «о», натягивая их внутрь на зубы. Пальцами тянем по носогубным складках кожу вверх:

  • Указательные пальцы находятся на носогубных складках и давят внутрь. Губы вытягиваем вперёд, челюсть вниз.

  • Указательные пальцы тянут вниз кожу по носогубной складке. Уголки губ сопротивляются и тянут вверх.

  • Пальцами тянуть кожу в зоне уголков рта в стороны. И оказывать сопротивление, двигая ими в обратную сторону.

  • Большие пальцы расположить под верхнюю губу, челюсть опускаем, руками под углом растягивать в стороны с оказанием сопротивления.. Напряжение и акцент на верхней губе.

  • Указательные пальцы находятся в зоне под носом и выполняют надавливание. Губы тянем вверх.

Упражнение для губ 6

  • Оттягивать пальцами рук нижнюю губу и выполнять сопротивление, тянуть её обратно.

Упражнение для губ 7

  • Руками тянуть уголки рта вперёд, оказывать сопротивление и делать движение назад.

  • Ладонью нажимать на нижнюю часть лица и давить вниз. Нижняя губа тянет вверх, оказывая сопротивление.

  • Заключительное упражнение данной тренировки ротовой полости. При помощи пальцев рук тянем вверх кожу над верхней губой. Нижняя тянется вниз.

Этот несложный комплекс можно выполнять каждый день в домашних условиях. Подробнее можно посмотреть приведенные приемы на видео:

Такого плана гимнастика хорошо справляется с морщинами вокруг рта и провисаниями кожных покровов.

Как поднять уголки губ вверх при помощи упражнений

Также против опущенных уголков рта нужны любые упражнения с сопротивлением, например:

  • Ладонями выполняем нажатие на кожу вокруг ротовой полости. Уголки губ стараемся приподнимать вверх, изображая улыбку.
  • Фиксируем указательные пальцы вдоль носогубных складок и делаем нажимание вниз. Уголки тянем вверх.
  • Втягиваем губки внутрь и прижимаем их к зубам. Стараемся как можно сильнее их напрячь.
  • Необходимо произнести букву «о» сильно напрягая рот. Напряжение сменяется полным расслаблением.
  • На уголки губ ставим указательные пальцы и выполняем движение внутрь. То есть пальцы пытаются свести к центру уголки. Одновременно выполняется сопротивление губами.
  • Для начала нужно открыть рот, изобразив форму овала. После этого верхняя губа прижимается к нижним зубам. Необходимо попытаться изобразить улыбку уголками. Повторять рекомендуется до ощущения жжения.
  • Губки сложить в трубочку. Через нос производится вдох, через рот выдох. Губки необходимо сомкнуть как можно плотнее.
  • Для начала рот вытягивается в трубочку. Ладонью необходимо придерживать подбородок, чтобы он не двигался. Выполняются движения ртом, которые напоминают рыбьи. Верхняя губа вверх, нижняя вниз, подбородок на месте. Упражнение выполняется 2-3 минуты.
  • Самое сложное упражнение из данного списка. Называется оно «восьмерка». Необходимо нарисовать ртом вытянутым в трубочку в воздухе восьмёрку.
  • Не стоит забывать, что к деформации формы рта приводят спазмированные мышцы этой зоны, поэтому главным и лучшим упражнением для поднятием уголков рта должно стать упражнение на расслабление мышцы, опускающей уголки рта из :

Фото из книги Н.Б.Осьмининой «Мир лица и его тайны»

Техника выполнения:

  • Положите указательные пальцы на уголки рта, большие пальцы положите на челюстную дугу в местах крепления к ней треугольных мышц (смотреть рисунок).
  • Слегка подтягивайте пальцы друг к другу. Не торопитесь, дождитесь увлажнения кожи и свободного движения. Когда кожа увлажнится, это будет означать, что мышцы расслабились.
  • Далее работайте с каждым уголком рта по очереди.

Приемы из курса для губ смотрите на видео от известного тренера:

При помощи этих простых упражнений для губ можно добиться хороших результатов. Главное — выполнять комплекс каждый день (или хотя бы 4-5 раз) по 15-20 минут и тогда эффект не заставит себя ждать.

«Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас».
Коко Шанель

Кожа вокруг рта в наибольшей степени подвержена раннему старению. Вертикальные морщины над губами, которые часто называют «штрих-код», и морщины вокруг рта, известные также как линии улыбки, указывают на то, что кожа начинает терять свою эластичность. Она становится тоньше и суше. Это связано с малым количеством сальных желез в этой области лица.

Разговаривать, улыбаться и проявлять свои эмоции губами позволяет круговая мышца рта, расположенная вокруг губ. На этом участке лица мало подкожной жировой клетчатки, кроме того, в отличие от мышц на руках и ногах, которые крепятся к костям скелета, круговая мышца рта прикрепляется прямо к коже, а так как этой мышцей мы пользуемся миллион раз в день, ее активное действие также способствует возникновению морщин. Чем подвижнее лицо, тем скорее появляются на нем морщины. У людей спокойных морщин всегда меньше, чем у нервных, вспыльчивых. Доказано, что хмурое выражение лица сильнее сказывается на образовании морщин, нежели улыбка.

Появление морщин обусловлено не только естественным процессом старения, но и некоторыми факторами, усугубляющими этот процесс:

— Наиболее сильным является воздействие ультрафиолетовых лучей, которые способны проникать в глубокие слои кожи и вызывать ее раннее старение. Ультрафиолетовое излучение разрушает волокна коллагена и эластина в коже, а без них кожа начинает провисать, в результате чего происходит преждевременное образование морщин.

— Образование морщин вокруг рта является закономерным явлением у курильщиков.

— Другими причинами быстрого старения являются стресс, прием антидепрессантов и частое употребление жевательной резинки.

— Кожа становится морщинистой при злоупотреблении косметическими средствами. Неправильное пользование косметикой приводит к преждевременному увяданию кожи. Не стоит забывать о том, что мыло, жесткая вода и частое нанесение пудры сушат кожу.

— При соблюдении диет для похудения вначале худеет лицо, по этой причине кожа становится морщинистой.

— Старение кожи ускоряют также недостаток жидкости и неправильное питание (избыток насыщенных жиров и простых углеводов в рационе питания, увлечение фаст-фудом и такими продуктами, как сухарики, чипсы и т.п.)

Гимнастика от морщин вокруг рта

Гимнастика от морщин, как и любая другая гимнастика, должна быть регулярной и систематической, только тогда она принесет желаемый результат. Делать эти упражнения нужно каждый день утром или вечером. Выполнение упражнений занимает, как правило, от 5 до 15 минут в день. Упражнения помогают улучшить кровоснабжение и питание кожи, повысить ее упругость и эластичность. Благодаря им повышается тонус мышц, уменьшаются носогубные складки, исчезает возрастная «печальная маска» — опущение губ. Однако на мгновенный эффект рассчитывать не стоит: чтобы заметить ощутимые результаты, потребуется не меньше 2-3 недель ежедневных усилий.

Упражнения лучше выполнять в полном одиночестве перед зеркалом.

1.Сильно надуйте щеки и перемещайте воздух по кругу - от левой щеки над верхней губой к правой щеке и из-под нижней губы справа к левой щеке. Затем слегка откиньте голову назад и осторожно выдувайте воздух, словно пушинку сдуваете. Повторите 10 раз.

2. Слегка вытяните губы, плотно прижимая уголки рта к зубам. Считая до 12, медленно стягивайте губы к центру. Затем сдвиньте сжатые губы по 3 раза влево и вправо. Расслабьтесь и проведите ладонями по лицу снизу вверх, чтобы снять напряжение.

3. Проводите языком за сомкнутыми губами по кругу, будто облизываетесь. Кончик языка должен прогладить изнутри одну щеку, затем нижнюю губу, другую щеку и верхнюю губу. Повторите по 8 раз в каждую сторону.

4. Медленно, напрягая губы, произносите один за другим звуки «а-а-а-», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у». Повторите упражнение 10 раз.

5. Выдвиньте вперёд нижнюю челюсть и плотно сожмите губы так, чтобы напряглись мышцы до ушей. Расслабьте губы, возвратите нижнюю челюсть на место. Повторите упражнение 5-10 раз.

6. Вдохните через нос, при этом сильно втяните щеки, затем выдохните через рот. Повторите упражнение 10 раз.

7. Поднимите верхнюю губу так, чтобы обнажились верхние зубы. Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.

8. Оттяните нижнюю губу так, чтобы обнажились нижние зубы Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.

9. Плотно сомкните губы. Приложите указательные пальцы к уголкам рта. Не расслабляя губы, пальцами подвигайте вверх-вниз уголки рта, медленно считая до 30. На счет 30 расслабьте губы.

10. Сжав губы сердечком, вращайте ими по часовой стрелке и обратно. Повторите 5 раз.

11. Сделайте глубокий вдох через сжатые зубы, а выдох последовательно через левый, а потом правый угол рта. Повторите 5-10 раз.

12. Втяните губы внутрь рта, придавливая их при этом зубами. Сохраняйте это положение в течение нескольких секунд. Повторите 5-10 раз.

Массаж от морщин вокруг рта

После выполнения дыхательных упражнений протрите кожу травяным тоником и нанесите на нее увлажняющий крем. Затем мягкой зубной щеткой помассируйте круговыми движениями область вокруг рта. Делать массаж нужно всегда от уголков рта к центру губ.

Увлажнение и питание кожи вокруг рта

Замедлить процесс появления морщин вокруг рта помогут простые домашние средства, из которых можно не чаще 1-2 раз в неделю делать увлажняющие и питательные маски:

1. Смешайте 2 ч. ложки натурального йогурта и по 0,5 ч. ложке лимонного сока и меда. Нанесите смесь на проблемную область лица, через 15 мин. смойте маску теплой водой и промокните лицо полотенцем.

2. Прекрасным увлажняющим действием обладает яичный желток, маски на его основе в первую очередь рекомендуются для сухой кожи лица. Самый легкий и доступный рецепт маски из желтка: отделите сырой яичный желток от белка, хорошенько смажьте им лицо и через 15-20 минут умойтесь теплой водой.

3. Тщательно разотрите 1 желток куриного или 2 желтка перепелиных яиц, добавьте по 0,5 ч. меда и оливкового масла. Вместо оливкового можно использовать миндальное, персиковое, абрикосовое или льняное масло. Еще раз все размешайте, наложите массу на область вокруг рта, через 15 мин. смойте теплой водой. Эта маска обладает хорошим питательным действием.

Маски с добавлением меда противопоказаны при расширенных сосудах и многочисленных капиллярных звездочках на коже лица, при интенсивном росте волос на лице, а также при сахарном диабете, бронхиальной астме и аллергии на продукты пчеловодства.

Полезные привычки

  • По утрам, когда чистите зубы, полощите рот прохладной кипяченой водой в течение 2-3 минут. Эта про-цедура тре-нирует мышцы щек и губ, а также укрепляет зубы и улуч-шает слюноотделение.
  • После умывания вытирайте лицо полотенцем, перемещая его не от глаз к подбородку, так как это способствует появлению глубоких носогубных складок, а от подбородка к глазам.
  • Ежедневно перед сном протирайте наиболее уязвимые области лица лимонным соком или касторовым маслом.
  • Откажитесь от загара под прямыми лучами солнца и частого посещения солярия.
  • Если нет противопоказаний, ежедневно выпивайте по 1,5-2 л жидкости, преимущественно чистой воды без газа.

Как и в любом деле, результаты действий по предотвращению появления морщин вокруг рта целиком зависят от потраченных вами времени и усилий на них. Попробуйте следовать этим нехитрым рекомендациям по уходу за своим лицом, и в скором времени отражение его в зеркале наверняка будет радовать вас.