Русский язык и мы. Презентации по русскому языку Презентация на тему русс яз

Книги, перья, листы исписанной бумаги и портреты писателей — традиционные атрибуты презентаций по русскому языку и литературе . Они позволяют создать соответствующий теме урока настрой. Вы можете скачать фоны и шаблоны презентаций в этом разделе нашего сайта — просто выберите те, что вам понравились.

Смотрите также:

  • Шаблоны с изображением книг и других канцелярских принадлежностей в разделе .

Особенности создания презентаций по русскому языку на основе шаблона

  • Правило 1. Яркие и активные шаблоны лучше использовать для создания презентаций-викторин или о каком-то писателе, а для изучения правил и выполнения упражнений лучше выбрать спокойную рамку с однотонным фоном, которая не будет мешать чтению текста со слайда.
  • Правило 2 . Если основная часть вашей презентации — текст, то не делайте его слишком мелким: детям с последних парт или с плохим зрением трудно будет его прочитать, и, возможно, вместо улучшения качества преподавания использование мелкого шрифта приведет к ухудшению, т.к. часть учеников не увидит ваше задание. Чтобы проверить размер шрифта, включите презентацию и посмотрите на слайд с последней парты вашего кабинета: вы должны отчетливо и без напряжения видеть все слова слайда. Помните, что лучше разбить задание на несколько слайдов, чем пытаться поместить все на один слайд.
  • Правило 3. Если вы работаете с интерактивной доской и делаете записи поверх слайда (например, выделяете члены предложения или делаете морфологический разбор), то оставляйте место между строками, увеличив междустрочный интервал. Для этого выделите нужный текст и нажмите на вкладке Главная маленькую стрелочку в правом нижнем углу блока Абзац и установите междустрочный интервал — полуторный или двойной.
  • Правило 4 . Используйте привычные и удобочитаемые шрифты. Текст в презентации по русскому языку или литературе — главное, поэтому он должен читаться легко, без напряжения зрения. Это возможно только если использованы привычные и обычные шрифты, без курсива (наклона), жирного выделения и т.п. Можно использовать Arial (без засечек) или Times New Roman (с заческами) и ни в коем случае не винтажные и рукописные шрифты.

Надеемся, что эти правила и наши шаблоны PowerPoint помогут вам создать интересные и красивые презентации к урокам по русскому языку, литературе и смежным темам.

Презентации по русскому языку помогут учителю легко объяснить много тем, которые в случае простого заучивания ученики бы не запомнили. Русский язык – очень сложный, и простая зубрежка правил никак не поможет. Нужно именно осознать, почему то или другое слово или предложение пишется именно так. Наши презентации – лучший помощник учителя. Благодаря большому количеству картинок и музыки, ученики в веселой, игровой форме без проблем запомнят необходимые знания.

Презентации по русскому языку выполнены в программе PowerPoint, у нас вы найдете большой ассортимент презентаций по русскому языку, которые можно скачать абсолютно бесплатно. Для этого достаточно выбрать нужную презентацию и кликнуть по кнопке «скачать». Также есть возможность просмотреть все содержимое выбранной работы, просмотреть каждый слайд чтобы решить подходит ли Вам она. Благодаря удобному поиску по всем презентациям Вы сможете легко найти интересующую Вас тему.

  • Не сохраняйте всё подряд, что удалось скачать с разных сайтов. Потом у вас не будет времени выбрать хороший материал на нужную тему из кучи файлов. Если презентация вам сразу не понравилась, удалите её.
  • Заведите отдельную папку на каждую тему и на каждый класс, чтобы быстро находить нужный материал.
  • Старайтесь, чтобы ваши презентации были в одном дизайне. Ученики будут лучше воспринимать материал в привычном оформлении. Если у вас есть исходник в ppt , вы можете изменить дизайн любой презентации, нажав в редакторе вкладку "Дизайн".
  • В презентации, кроме слайдов для теоретической работы, должны быть слайды для практической работы. Например, слова с пропущенными буквами, предложения для разбора и т.д. Если такой части нет, добавьте её сами или не сохраняйте файл.

Рекомендации по созданию презентаций по русскому языку

  • Читайте рекомендации выше. Ценится та презентация, в которой предусмотрена не только лекция преподавателя, но и задания для самостоятельной работы учащихся.
  • Делайте презентации в одном дизайне.
  • Не старайтесь украсить каждое преждожение. Помните золотое правило оформителя текста: выделено всё - значит, не выделено ничего. Если у вас одно предложение будет курсивным, другое жирным, третье подчёркнутым и все они будут набраны шрифтом разного цвета, ребёнок не сможет понять, какая же информация в тексте главная. Решите для себя, например, что важное вы будете выделять жирным, а примеры писать курсивом, и делайте так на каждом слайде и в каждой презентации.
  • Заголовки не выделяйте курсивом и не ставьте после них точки.
  • Не форматируйте текст пробелами, для этого есть специальные кнопки. Во-первых, при форматировании пробелами у вас все встанет криво, во-вторых, верстка поломается при попытке изменить дизайн.
  • При наборе текста для синтаксического анализа увеличивайте межстрочный интервал, чтобы осталось место для подчёркивания слов.
  • Уменьшите рисунки в графическом редакторе, прежде чем вставлять их в презентацию. Когда вы уменьшаете картинку на слайде, подтягивая за уголок мышкой, на самом деле вы уменьшаете только масштаб изображения. Оно будет по-прежнему занимать на вашем компьютере много места, файл получится тяжёлым и его невозможнго будет выложить на каком-либо сайте из-за ограничения размера закачиваемого файла.
  • На последнем слайде принято указывать источники текстов и графических объектов. Тексты, конечно, лучше составлять самостоятельно.
  • На лекционных слайдах используйте инфографику, старайтесь объяснить сложные вещи на простых схемах. Используйте стрелки, таблицы, текст в блоках.

Индивидуально-групповое занятие для учащихся 5 класса.

Повторение: «Однокоренные слова» создана как сопровождение к инндивидуально-групповому занятию по русскому языку в 5 классе с инклюзивным обучением учащихся С(К)О по теме «Повторение. Однокоренные слова».

Но может быть использована и при изучении данной темы, на уроках русского языка при введении нового материала, а также учащимися для самостоятельного изучения нового материала или повторения.

ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной на уроке.

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация "Паронимы. Подготовка к ЕГЭ" предназначена для учащихся 10-11 классов как при повторении темы "Лексика. Паронимы", так и при подготовке к ЕГЭ. Презентация состоит из двух частей: теоретического материала и практических заданий, состоящих из нескольких тестов с моментальной проверкой и итоговой самопроверкой. Данный ресурс может быть использован

2) дома при индивидуальной подготовке;

Презентация предназначена для учащихся 10-11 классов при повторении темы "Орфоэпия" и при подготовке к ЕГЭ. Презентация состоит из двух частей: теоретические сведения и практические задания. Использоваться ресурс может
1) на уроках при коллективной работе;
2) дома при индивидуальной работе учащихся;
3) в качестве проверочных и контрольных работ.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная презентация может применяться как для подготовки учащихся к 9 заданию ЕГЭ (Правописание корней), так и для повторения написания слов. В материале содержится и теория, и практические упражнения с ответами.

Целевая аудитория: для 11 класса

Ресурс представляет собой интерактивный кроссворд, который можно использовать при обобщения и систематизации изученного материала в 9 - 11 классах на уроках и во внеурочной деятельности.

Кроссворд прост в управлении, его можно разгадывать с любого слова. При нажатии на стрелку появляется текст вопроса, при клике на который соответствующие клетки кроссворда заполняются буквами. Клетки с буквами, составляющие слово «лингвистика», выделяются контрастирующим цветом.

Целевая аудитория: для 9 класса

Презентация может использоваться с любым УМК на базовом и профильном уровне в 10 классе при повторении темы "Фонетика".

В учебном материале сделан акцент на тесной взаимосвязи фонетики и орфографии. Это способствует развитию орфографической зоркости.

Основные цели разработки: закрепить знания учащихся о фонетике, дать понятие об основных фонетических процессах, происходящих в слове.

Целевая аудитория: для 10 класса

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова". В презентации подробно рассматривается функция вводных слов в предложении, учащиеся путем сравнения предложений увидят отличие вводных слов от членов предложения. Ресурс поможет учащимся самостоятельно определить группы вводных слов по значению. Помимо теоретического материала презентация содержит и практические задания, тестовые и развернутые (составь предложение, расставь знаки препинания и т.д.). Представлены задания в формате ОГЭ - вопрос 10 "Вводные слова и обращения"

Cлайд 1

Cлайд 2

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А. Куприн)

Cлайд 3

Русский язык - один из восточнославянских языков, один из наиболее распространенных по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым из славянских языков и самым многочисленным языком Европы как географически, так и по числу носителей языка как родного (хотя также значительная и географически большая часть русского языкового ареала находится в Азии) и одним из самых распространённых индоевропейских языков. Входит в пятёрку самых переводимых языков мира. Наука о русском языке называется лингвистической русистикой, или, сокращённо, просто русистикой. Произносительной нормой русского литературного языка является т. н. московское произношение.

Cлайд 4

С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить. Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.

Cлайд 5

Русский язык – это язык, на котором мы говорим с детства каждый день. И иногда бывает непонятно, зачем нам его изучать. И вообще - зачем быть грамотными и писать правильно? Знать русский язык – это значит не только уметь правильно говорить и писать на нем, но и знать его историю, происхождение. Русский язык очень сложный, но зато “великий и могучий”. По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован. А ведь это не пустяк. Получить хорошую работу не так легко, а если ты еще и неграмотный, то это вообще нереально. Производит очень неприятное впечатление, когда человек неправильно говорит по-русски. Если человек свободно владеет языком, то это позволяет ему выразить любую мысль. Он может убедить в своей правоте любого оппонента. Когда тебя окружают образованные люди, хорошо говорящие по-русски, хочется быть достойным их внимания. Хочется участвовать в беседе, быть услышанным и понятым, а для этого надо владеть языком.

Cлайд 6

Язык – это целый мир. С доисторических времён человек живёт в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык.

Cлайд 7

А начнём мы со значения слов. Собираясь по дороге русского языка, прежде всего надо выбрать правильный путь. Правильный… правый… уже загвоздка. Посмотрим ка в нашем словаре в чём сходство между «правильный и правый». До XV века, русские люди, произнося слово правый имели виду не то что справа от них, а то что, правильно, справедливо. А для того, что находится справа, у них было слово десный. Сейчас такое слово не произносится.

Cлайд 8

О диве дивном и немножко о жизни. Во время экспедиции у самого белого моря студент записал фразу, сказанную одной старушкой: -Летось погода дивная живёт: дождь летит, бог стрелы пущает и гром… Как будто из сказки, правда? Как будто всё по русский сказано, а вот студент задумался. И не удивительно: здесь по крайней мере ять лингвистических загадок. Для человека внимательного, конечно. Вот я написала: «удивительно», посмотрела строчкой выше, а там уже слово дивная – того же корня и того же самого языка. А ведь не то же самое слово! Что такое удивительная? «вызывающее удивление… или необычайно хорошее, неправдоподобно хорошее… А что такое дивное? У этого слова есть 2 значения: 1) удивительное (старое значение), и прекрасное (разговорное, довольно новое значение, например дивный голос). Одно слово устарело, а другое чересчур вычурное, не всякий решится его использовать.

Cлайд 9

Между тем, перевести слова старушки, скажем так: «Летось погода удивительная живёт…». Что ж тут удивительного: дождь, молния, гром? Обычная летняя гроза. Что бы правильно понять это высказывание, нужно осмотрительно отнестись сразу ко всем словам в предложении. Студент поступил правильно он стал задавать вопросы, пытаясь понять значение нужного нам слова, и установил, например, что в речи его собеседницы невозможна «дивная девушка», а дивная жизнь взывает только смех. Следовательно значение «прекрасный» для этого слова в этом говоре не известно. Что бы ещё? Ах, да, а «дивные очи» могут быть? Как же, дивные очи живут (опять живут!) – на иконе … Стоп!

Cлайд 10

Дитмар Эльяшевич Розенталь Возможно, русский язык для тебя родной, возможно, иностранный. Быть может, ты профессиональный филолог, а, может быть, просто любитель. А я, в свою очередь, громко произношу имя человека, который сделал так много для русского языкознания и его популяризации, имя человека- легенды. Это Дитмар Эльяшевич Розенталь.

Cлайд 11

Дитмар Эльяшевич Розенталь Ди тмар Элья шевич Розента ль- советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку. Дитмар Розенталь родился 19 (31) декабря 1899 в Лодзи (Польша). В Москве с 1914 г. До 1918 г. учился в 15-й московской (Варшавской) гимназии. С 1918 г. - в Московском университете (окончил в 1923 по специальности итальянский язык), Институте народного хозяйства имени К. Маркса. С 1922 по 1923 г. преподавал в средней, с 1923 - в высшей школе (рабфак имени Артёма, 1923-1936. Дальнейшие места работы - филологический факультет 1-го МГУ. Профессор, создатель и заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ.

Cлайд 12

Розенталь создал учебник итальянского языка для вузов, русско-итальянские и итальянско-русские словари; переводил на русский язык произведения итальянских писателей. Родоначальник (вместе с профессором К. И. Былинским) практической стилистики, один из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания. Автор более 150 учебников (публиковались с 1925 г.), пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию, лингводидактике. Учёный скончался в июле 1994 г. в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

Cлайд 13

Откуда взялся русский язык, и почему он такой сложный? Вы знаете, что русский принадлежит к восточнославянским языкам славянской ветви индоевропейского древа языков. Образовался он в XIV веке с распадом древнерусского на русский, украинский и белорусский. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным!

Cлайд 14

Русский - язык девяти падежей Почему девяти, ведь в школе мы учили только шесть? Да, в русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся. Звательный падеж (вокатив). Точнее, назовём его ново-звательным, чтобы отличить от того звательного, который существовал несколько веков назад. Самостоятельная форма осталась только у группы уменьшительных. Когда мы обращаемся к Ване, Ане, Диме, говорим им "Вань", "Ань", "Дим", мы употребляем форму ново-звательного падежа вместо именительного "Ваня", "Аня", "Дима". "Ты, Зин, уж лучше, помолчала бы!" (Высоцкий). Ещё ново-звательный падеж есть у слов "мама", "папа", "дядя", "тётя" ("мам", "пап" и т. д.) и, редкий случай, у двух слов во множественном числе: "ребята" и "девчата" ("ребят", "девчат"). Однажды я даже слышал: "Мужчина! Мужчин!" Этот падеж образуется, как вы видите, посредством усечения окончания до нулевого. Но иногда, он может отличаться и специально добавленным окончанием: "Дениса! Пора домой!" или (собаке по кличке Бим) "Бима! Ко мне!" Поскольку при обращении может использоваться и именительный падеж, ново-звательный является не обязательным, а ф а к у л ь т а т и в н ы м падежом.

Cлайд 15

Местный падеж (локатив). Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. "О чём? - О шкафе. На чём? - ... На шкафу!" Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами "в" и "на". Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом "при": при полку. Разделительный падеж (партитив). Самый, пожалуй, неустойчивый и сложный падеж. Считается вариацией родительного. Головка чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: "Я из лесу вышел" (Некрасов), "Огоньку не найдётся?", "без году неделя".