Свидетели иеговы и переливание крови. Информируем пациента о рисках при отказе от медицинского вмешательства

Наиболее пугающий аспект религии Свидетелей Иеговы , с точки зрения человека "с улицы", является отказ членов принять переливание крови даже перед лицом смерти. Газетные заголовки типа, "Свидетель Иеговы отказавшийся от крови, умер" появляются с мрачной регулярностью в городах по всему земному шару. Ещё большее количество общественного внимания привлекается, когда СИ-родители борются в суде, чтобы блокировать жизненно необходимое лечение ребенка, или когда они удаляют больного мальчика из больницы и прячутся, чтобы избежать постановления суда о переливании крови.

Почему Свидетели подвергают свои жизни и жизни детей опасности? Потому что Общество Сторожевой Башни говорит, что Бог требует этого. Конечно, нет никакого определенного упоминания о переливаниях крови в Библии, так как медицинская методика не была разработана еще больше тысячи лет после того, как Новый Завет был завершен. Сама кровь упомянута, однако, и публикации СИ интерпретируют библейские ссылки на кровь как допущение божественного запрета на переливание крови. Наибольшее основание они видят в замечании "воздержаться... от крови" в Деяниях 15:20 и 29 как постоянный апостольский запрет против медицинского использования продуктов крови или самой крови.

Ссылки на кровь в Библии фактически центрируются вокруг двух тем: пища и жертва. В Ветхом Завете, Ною и его потомство заповедано не есть кровь животных, которых они убивали в пищу (Быт. 9:4). Народ Израиля неоднократно предупреждался не есть кровь, потому что эта часть их животных жертв была предназначена для Бога: "и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего." (Левит 7:26,27), потому что "но кровь других жертв твоих должна быть проливаема у жертвенника Господа, Бога твоего, а мясо ешь." (Второзаконие 12:27). Запрет против употребления крови в пищу включает, по мнению лидеров Сторожевой Башни, её введение внутривенно, следовательно, переливание крови требует запрета.

Однако, при цитировании таких стихов Ветхого Завета, они игнорируют другой запрет, обычно находящийся рядом с запретом на употребление в пищу крови, а именно - заповеди Бога иудеям также не есть какой-либо жир: "скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте." (Левит 7:23). Запрет употреблять в пищу жир был предназначен, чтобы быть столь же постоянным как запрещение на кровь: "Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте". (Левит 3:17). Тем не менее, Свидетели Иеговы , которые тщательно избегают пищевых продуктов, содержащих кровь, не имеют вообще никаких возражений к употреблению жира. Не является ли это ключом, указывающим, что Общество Сторожевой Башни вырывает стихи из контекста?

Позже, в Новом Завете, апостолы отослали письмо ко всем Христианским церквям, рекомендующее им "воздержаться" от крови (Деяния 15:20,29). Это воздержание препятствует принимать кровь любым способом, объясняет Общество Сторожевой Башни, даже через вены; и распоряжения апостолов ко всем церквям должны остаться в силе для христиан сегодня. Однако, если это было так, то, как мог Павел, небольшое время позже сообщать Корифской Церкви, что они есть без рассуждения то, что предлагали их языческие соседи или на рынке? (1-е Коринфянам 8:1-13). Снова же, Общество игнорирует контекст. Апостолы послали своё письмо, чтобы уладить спор, который возник в церквях. Большинство Христианских церквей в то время состояло из Мессианских Евреев, плюс растущего числа обратившихся язычников. Язычники разделяют веру в иудейского Мессию, но спорят, действительно ли они также должны были обрезаться и сохранять Закон Моисея с его правилами "чистого" и "нечистого". Боговдохновленное апостольское послание было скорее направлено разрешить эту современную проблему, а не запретить пока еще неизвестную медицинскую процедуру за две тысячи лет до её появления.

Различные стихи Старого и Нового Заветов о крови фактически требуют, чтобы верующие отказались от переливаний в опасных для жизни ситуациях? В интерпретации Священного Писания Свидетелей Иеговы фактически это единственное толкование. Ортодоксальные Евреи, которые настаивают исключительно на кошерной пище и выливают кровь под наблюдением раввинов - не имеют никаких возражений против переливания крови. Фундаменталистски настроенные христиане, даже те, кого часто называют законниками, не имеют никаких возражений против переливания крови. Значит Общество Сторожевой Башни обладает уникальным пониманием медицинских вопросов?

Напротив, история Общества говорит об осторожности в таких выводах. Организация изменила своё мнение несколько раз в прошлом по подобным проблемам. Для примера, с начала 1930-ых Свидетелей Иеговы учили отказаться от прививок, рассматривая их как "прямое нарушение" закона Бога (Золотой Век, 4 февраля 1931, страница 293). Двумя десятилетиями позже, это представление было оставлено. В 1967 вышел приказ бруклинского центра, запрещающий пересадку органов как запрещенной формы "людоедства" (Сторожевая Башня, ноябрь 15,1967, страницы 702-704). Тринадцатью годами позже, что учение было аналогично отвергнуто. Тем временем, некоторые послушные члены стали слепыми не дождавшись пересадки роговой оболочки. Другой случай, когда мой знакомый старик СИ из собрания в Гайд-парке Бостона, умер, отказавшись пересадить почку. Так какую гарантию имеет Свидетель, что организация также не будет давать иное толкование "закону Бога" о переливаниях крови, возможно уже после того, как твой любимый умер? Рекомендации секты по медицинским вопросам, когда все факты известны, не вдохновляют на доверие.

Кроме того, в интерпретации некоторых стихов, чтобы исключить переливания крови, Общество Сторожевой Башни следует за образцом иудейских Фарисеев, которые цеплялись за то, что, казалось, было "символом закона" даже когда это оказалось вредным для их последователей. Когда это касалось применения законов Бога в опасном для жизни критическом положении и ситуациях влекущих страдание человека, Иисус упрекал Фарисеев и объявлял, что "Суббота, чтобы принести пользу человеку, и не человек, чтобы принести пользу Субботе" (Марк 2:27, Живая Библия). Если бы человек, или даже животное падало в субботу, Господь хотел, чтобы люди сделали необходимое, даже если этой работой, казалось нарушалась суббота - чтобы достать его, говорил Иисус (Лука 14:5). Он также пошел дальше и совершил воскрешение в субботу как и лечение, что Фарисеи расценили как запрещенное в соответствии с законом Бога (Марк 3:1-5; Лк. 6:6-11).

Фарисеи были разъярены, когда Иисус исцелил усохшую руку человека в субботу. Точно так же изданный 8 декабря 1984 выпуск The Concord Monitor (Новый Гемпшир) сообщает о старейшинах Свидетелей Иеговы , допрашивающих в больнице пациента, больного последней стадией рака, и затем лишающих его полноправного членства в собрании в его смертный час, потому что он принимал переливания крови. Мы можем легко представить Фарисеев, делающих то же самое - но Иисус будет ли действовать подобно этому?

Не является нарушением, согласно оффициальному руководству Общества Сторожевой Башни, если Свидетели Иеговы будут принимать компоненты крови, типа гемофилических препаратов (Фактор VIII и Фактор IX), иммуноглобулинов, и альбуминов, но что они должны отказаться от других компонентов типа белых кровяных телец крови, плазмы, красных кровяных телец крови, и тромбоцитов. (Июнь 22,1982 журнал "Пробудись!", страницы 25-27). Это важно, потому что доктора в настоящее время применяют такие компоненты более часто чем цельную кровь. Согласно другим инструкциям, обсужденным в той же самой статье, СИ может даже принимать цельную кровь, которая просто циркулировала вне их организма в машине исскуственного кровообращения, но не может сохранять свою собственную кровь перед операцией. В Священном Писании нигде нельзя найти таких искусственных различий, если бы они не были приняты произвольно руководством секты, снова напоминающим Фарисеев.

Не-свидетели, кто читает саму Библию, не находят в ней никаких указаний, чтобы верующие скорее умерли чем, приняли переливание крови. Миллионы СИ, кто принимает такое истолкование, делают так исключительно из предполагаемой власти Общества Сторожевой Башни - и быстро полностью изменили бы своё мнение, если Общество полностью изменит его учение. Ясно, что организация Сторожевой Башни ушла "дальше того, что написано" (1 Коринф. 4:6, ПНМ) в интерпретации библейских законов о жертве животных и кошерной пище, чтобы запретить современное медицинское использование переливания крови.

И что в результате? Это учение не просто помещает секту в категорию "культа"; оно также помещает большое число Свидетелей Иеговы прежде времени в могилу. Множество смертных случаев СИ - имена, места, даты, и другие детали - опубликовано в газетах и журналах, которые я лично собрал за последние годы. Эта подшивка прежде всего о жертвах несчастных случаев и маленьких детях - случаи, ставших известными обществу через полицию или вмешательство суда - но это множество смертных случаев - маленькая доля от общего количества, которое может прогнозироваться из доступной статистики.

Сама Сторожевая Башня цитировала статистику об общественных исследованиях, что отказ от препаратов крови добавлет "0.5 % к смертности и 1.5 % к операционному риску" для СИ в обычной хирургии. (Октябрь 15,1993, страница 32) Это означает, что один из сотни Свидетелей, проходящих обычную операцию умирает из-за отсутствия крови. Один процент может быть маленькое число само по себе, но когда оно применяется к примерно к 12 миллионам посещающих Залы Царства СИ, это даёт большое количество - совокупный список убитых тысяч людей, женщин и детей, кто живёт (и умирает!) в соответствии с законом Сторожевой Башни.

Статья из журнала «Религия и право», №2, 2004

1. По переливанию донорской крови

На основе многолетнего опыта отмечу: утверждение о том, что есть такие ситуации, когда лишь переливание крови может дать человеку шанс на спасение жизни, как минимум спорно и не подтверждается данными доказательной медицины. Как отметил академик РАН и РАМН, директор Гематологического научного центра РАМН А.И. Воробьев на одной из многочисленных конференций по так называемым бескровным методам лечения, он не может назвать ни одного случая, когда больной умер от не переливания крови, но может назвать целый ряд случаев, когда больной умер после переливания крови. Основываясь на существующем опыте лечения пациентов – Свидетелей Иеговы этот патриарх российской гематологии констатировал, что даже в редких ситуациях остановки кроветворения во всех конкретных случаях врачи находят решение этой проблемы с учетом религиозной позиции Свидетелей Иеговы.

В 2003 году под моим руководством была защищена диссертация на соискание степени доктора медицинских наук по материалам первой и второй войн в Чеченской Республике, когда была уничтожена станция переливания крови и врачи должны были лечить многочисленных раненых в условиях дефицита компонентов крови. В диссертации приведены следующие факты: 216 пациентам с геморрагическим шоком (в основном травматического происхождения) переливались компоненты крови, а 1042 раненым с аналогичной травмой переливались только кровезаменители. В результате, во второй группе раненых (без переливания компонентов крови) смертность уменьшилась с 34,6 до 31,8%, а число легочных осложнений снизилось почти в 2 раза. Анализ руководимой мной клиники также показал, что уменьшение гемотрансфузий в 2,8 раза не привело к увеличению смертности тяжелых больных. Это доказывает, что медицинское лечение без переливания донорской крови возможно и эффективно, а достоинства и исключительность переливания крови весьма преувеличены.

Известный специалист в медицине критических состояний главный анестезиолог-реаниматолог Минздрава Республики Карелия, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки России А.П. Зильбер еще в 1999 году написал: «сегодня значительная часть гемотрансфузий (переливаний компонентов крови) оправдана только традициями, и они нередко приносят больше вреда, чем пользы. И до тех пор, пока отношение к гемотрансфузии основывается не на научных доказательствах, а главным образом на традициях, происходят и видимые немедленные осложнения, и невидимое ухудшение здоровья индивидуумов и человеческой породы в целом». Он также привел показательную цитату из работы С.А. Рейнберга (1941): «именно врачи делают чрезвычайно много того, что «так принято» испокон веков, что делали также шаблонно и непродуманно наши отцы и деды, не сочтя нужным осмыслить и проверить целесообразность и обоснованность этих пресловутых действий... Традиция в медицине – страшная сила!» и констатировал, что этот тезис не потерял своего значения и сегодня. А.П. Зильбер также отметил, что многие медицинские работники и население «по-прежнему воспринимают кровь в ее поэтическом звучании, относят ее к средствам идеологического воздействия на умы, которое всегда стояло над здравым смыслом и реалиями». Хотя «настоящий геморрагический шок (а именно при нем, как правило, возникает это гемотрансфузионное шоу и информационный бум) давным давно лечат не гемотрансфузией, а совсем другими методами, а гемотрансфузия в такой ситуации более вредна, чем полезна!»

2. По позиции Свидетелей Иеговы

На сегодняшний день в моей личной практике было 16 случаев лечения пациентов-Свидетелей Иеговы с травматическим и геморрагическим шоком, которым не проводили гемотрансфузии (как взрослым, так и детям).

Нередко критики Свидетелей Иеговы имеют очень упрощенный и тенденциозный подход к их религиозным взглядам в отношении медицинского лечения, что искажает реальную картину. Свидетели Иеговы не практикуют так называемого «исцеления верой». Они стремятся, реализуя свои права пациентов, получить качественную медицинскую помощь и соглашаются на все многочисленные виды медицинского вмешательства, включая трансплантацию органов, за исключением одного – переливания донорской крови или четырех ее основных компонентов (эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов и плазмы). При этом большинство соглашается на реинфузию (обратный возврат) собственной крови, если она не хранилась где-то отдельно, а оставалась в их организме или циркулировала по замкнутому контуру с использованием специальной медицинской аппаратуры, что позволяет им рассматривать это как своего рода продолжение кровеносной системы. А некоторые Свидетели Иеговы, руководствуясь своей совестью, даже соглашаются на переливание мелких фракций крови (факторы свертывания, альбумин, иммуноглобулины и т.п.). В этом случае они основываются на том, что фракции крови могут проникать из одного организма в другой естественным путем. Так, белки (фракции) плазмы из крови беременной женщины попадают в кровь плода, имеющего отдельную кровеносную систему. Мать передает иммуноглобулины своему ребенку, обеспечивая его жизненно важным иммунитетом. Когда эритроциты в крови младенца заканчивают свой естественный жизненный цикл, их кислородопереносящая часть перерабатывается. Частично она преобразуется в билирубин, который переходит в организм матери и выводится из него. Так Свидетели Иеговы понимают содержащуюся в Библии заповедь «воздерживаться от крови» (Деяния апостолов 15.28–29). И на аргументы о том, что переливания крови в библейские времена не было, приводят вполне разумный довод: если человек по каким-то причинам не должен употреблять алкоголь, то не имеет значения как он попадает в его организм, через рот или через вены. Тоже самое и в отношении крови. Свидетели Иеговы не хотят идти против своей обученной по Библии совести, против Бога, отношениями с которым очень дорожат. Для них главное – мнение Бога, а не людей. Поэтому они дорожат своим здоровьем и жизнью, которые стараются сохранять теми путями, которые не нарушают их личные отношения с Богом.

Является ли их позиция неразумной? Нет. Академик А.И. Воробьев еще в 1999 году справедливо отметил: позиция Свидетелей Иеговы, которые соглашаются на любые медицинские вмешательства, в том числе с использованием, вместо донорской крови и ее основных компонентов, альбумина, VIII фактора, стимуляторов кроветворения, кровезаменителей, непосредственной реинфузии аутокрови, не может трактоваться как отказ от медицинской помощи, и эта позиция в общем не противоречит современным научным достижениям. Тем более, что с медицинской точки зрения абсолютно безопасного переливания крови просто не существует, несмотря на все усилия по тестированию доноров, компонентов крови, организационные меры и обучение медперсонала. Хотя статистика отрицательных последствий переливания донорской крови по различным причинам является латентной, показательно, что академик А.И. Воробьев в 2002 году заявил: «Сотни тысяч людей погибли в результате переливаний крови от гепатитов, СПИДа и других осложнений. Исчерпывается ли этим вирусная опасность переливаний крови? На этот счет ясности нет».

И, в конце концов, не случайно же ст.30-33 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривают, что медицинское вмешательство не может осуществляться без предварительного добровольного информированного согласия пациента, который может отказаться от того или иного медицинского вмешательства, независимо от его мотивов и мнения врачей. Потому что у пациента есть право на «самоопределение», т.е. право решать, что могут, а чего не могут делать врачи с ним, с его телом. И сейчас в медицинской практике не редкость, когда различные пациенты (не-Свидетели Иеговы) перед операциями отказываются от реанимационных мероприятий, или больные раковыми заболеваниями отказываются от химиотерапии, не желая нести бремя возможных негативных последствий этих медицинских вмешательств. В медицинском праве западных стран в связи с этим используется такое понятие как «качество жизни». В моей личной практике также было 6 случаев лечения пациентов не-Свидетелей Иеговы с травматическим и геморрагическим шоком, которым кровь не переливалась по техническим соображениям или из-за их информированного отказа.

3. По реалиям медицинской практики

Чтобы делать какие-то выводы по обсуждаемой теме, нужно иметь ввиду следующие факты. Любое медицинско вмешательство по своей природе связано с потенциальными рисками для здоровья и жизни больного. Каждый вид медицинского лечения может иметь свои плюсы и минусы, как непосредственно в момент лечения, так и после выписки из лечебного учреждения. Летальные исходы по причине тяжести травмы или заболевания и врачебные ошибки также часть медицинской практики. Поэтому закон и предусматривает, что врач должен добросовестно информировать пациента о его заболевании, прогнозе данного заболевания, существующих видах медицинского лечения, их достоинствах и недостатках, возможных последствиях, а пациент делает свой выбор. После чего врач должен добросовестно и квалифицированно использовать все возможные методы для лечения пациента, исходя из сделанного выбора.

Не случайно ведь Инструкция по применению компонентов крови предусматривает предварительное заполнение бланка «Согласие пациента на операцию переливания компонентов крови», который фиксирует добровольное информированное согласие пациента или его отказ от операции переливания компонентов крови и отметку о том, что пациент получил информацию об альтернативных методах лечения.

В пособии для врачей Минздрава РФ «Этические и юридические проблемы гемотрансфузии» (2001 г.) указано, что отказ больных от гемотрансфузии по религиозным мотивам требует уважительного отношения врачей. И если больной принял решение отказаться от гемотрансфузии, то должны быть использованы альтернативные методы. Предлагается примерная форма документа, в котором должна быть выражена воля пациента.

В вышеназванной публикации А.П. Зильбера справедливо написано: «Если врач ознакомлен с современными представлениями о клинической физиологии крови, кровопотери и гемотрансфузии, он найдет альтернативные методы, пригодные для конкретного больного, и обойдется без переливания донорской крови». Сегодня существуют различные альтернативы переливанию донорской крови: инфузионные растворы, лекарственные средства, стимулирующие кроветворение, хирургические и анестезиологические методики. В приказе Минздрава РФ № 30 от 26.01.2000г. есть перечень обязательных для медучреждений кровезаменителей: инфузионные растворы, раствор пентакрахмал, гидроксиэтилкрахмал, фракции плазмы, альбумин, факторы свертывания. В приказе не указано цельной крови и ее компонентов. На скорой помощи кровь не применяется.

Кроме того, те кто работает в экстренной хирургии, травматологии, реаниматологии, особенно в реалиях современной жизни, прекрасно знают, что в ближайшие часы после поступления тяжелых больных запасов крови в обычных клиниках нет. И я не видел ни одного больного, который бы погиб от того, что ему в первые часы не переливали кровь. Тем более что донорскую кровь лишь с большой натяжкой можно назвать кислородоносителем, поскольку при хранении ферментная система эритроцитов настолько нарушается, что имеющийся в них гемоглобин практически не способен к связыванию и переносу кислорода. Таким образом, идя на поводу старых традиций, мы создаем всего лишь ширму в виде увеличения концентрации гемоглобина, тогда как сама сцена остается голой. Переливание донорской крови, по выражению академика А.И. Воробьева, заболачивает капиллярную систему, особенно – легочной ткани. Легкие, по его образному выражению, превращаются в «эритроцитарное болото».

Почему же тогда в некоторых случаях в связи с лечением Свидетелей Иеговы возникают конфликты? Если не останавливаться на нетерпимости к религиозному инакомыслию или желании избежать ответственности за врачебные ошибки, что также имеет место в нашей жизни, то можно отметить следующие немаловажные обстоятельства.

Традиционным переливанием донорской крови для врача пользоваться привычнее или удобнее, а использование альтернатив требует большего внимания к пациенту. Тем более, что существующие опасности переливания донорской крови и ее основных компонентов могут проявиться только после того, как пациент будет выписан из лечебного учреждения.

Другим фактором является то, на что указал А.П. Зильбер: «главной причиной конфликтов являются не сами по себе религиозные догмы Свидетелей Иеговы. Просто они грамотнее остальных больных в проблемах не только гемотрансфузий, но и прав больного». В данном случае речь идет о коллизии старой, «патерналистской» модели отношений врача и пациента, когда врач является для пациента своего рода «богом», чье мнение не подлежит обсуждению, а все указания должны беспрекословно исполняться, и новой модели, когда врач должен информировать пациента, а тот может сделать свой выбор, не совпадающий с предпочтениями врача, но который должен уважать этот выбор и использовать другие методы лечения. Именно эта модель заложена в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Но в России как известно существует правовой нигилизм, что находит отражение и среди врачей. Поэтому когда Свидетели Иеговы начинают на практике добиваться реализации своих прав, это не всем нравится. Хотя объективно это на пользу и медицинскому сообществу и системе здравоохранения и всем гражданам.

4. По конкретным медицинским случаям

Доктор А.М. Петров сетует на то, что родители – Свидетели Иеговы могут запретить делать переливание донорской крови своим несовершеннолетним детям. Однако, это право предоставлено им законом. Это означает, что мнение врачей не бесспорно. И когда возникает спор между родителями и лечебным учреждением о том, какое лечение больше отвечает интересам их детей, то он разрешается в судебном порядке, в соответствии со ст. 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. И как оказалось, на практике врачи могут преувеличивать необходимость в переливании компонентов крови. В качестве примера приведу определение Сыктывкарского федерального городского суда Республики Коми от 24.11.2003 года о заключении мирового соглашения между лечебным учреждением и родителями-Свидетелями Иеговы. Сначала лечебное учреждение обратилось в суд за разрешением на переливание крови ребенку, утверждая что это необходимо для спасения его жизни. Однако родители обратились в суд со встречным требованием о лечении их ребенка без использования донорской крови, лечебное учреждение стало проводить лечение альтернативными методами и отказалось от требования о переливании крови.

Если вести речь о зарубежном опыте, то приведу три показательных примера.

1) Б. (Р.) к Обществу по помощи детям Большого Торонто (1995) 1 S.C.R. 315:

Верховный суд Канады постановил, что родители-Свидетели Иеговы имеют конституционное право принимать решения о медицинских методах лечения для своих детей, в том числе при выборе медицинских альтернатив переливанию крови. Суд постановил, что государство может вмешиваться только после того, как родителям уже была предоставлена возможность согласно закону объяснить их взгляды и сделать свой выбор в суде.

2) Малет к Шульману (1990), 72 O.R. (2d) 417 (Апелляционный суд Онтарио):

Апелляционный суд Онтарио вынес постановление о том, чтобы врач возместил Свидетелю Иеговы значительную денежную компенсацию за применение им переливания крови пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии, несмотря на предварительное письменное волеизъявление пациента. Суд отметил, что применение переливания крови Свидетельнице Иеговы, несмотря на ее ясные указания о противоположном нарушает ее право на самоопределение в вопросах распоряжения собственным организмом и показывает неуважение к тем религиозным ценностям, в согласии с которыми она живет.

3) Уолкер (опекун-представитель в суде) к Больничной корпорации района 2 (1994), 150 N.B.R. (2d) и 385 A.P.R. 366, 4 R.F.L. (4th) 321 (N.B.C.A.):

Единогласным решением Апелляционный суд провинции Нью-Брансуика (пять судей) постановил, что 15-летний несовершеннолетний обладал достаточной зрелостью для того, чтобы принять собственное решение в отношении альтернатив переливанию крови. Несовершеннолетний Свидетель Иеговы избрал альтернативу переливанию крови для лечения тяжелой формы лейкоза. Суд решил, что лечение, не противоречащее религиозным ценностям несовершеннолетнего, в его наилучших интересах.

Далее, доктор А.М. Петров приводит два случая, с которыми ему пришлось столкнуться. Конечно, в отсутствие медицинской документации трудно делать однозначные выводы. Однако, исходя из приведенной информации, в упомянутых им случаях вполне можно было обойтись без переливания основных компонентов донорской крови. В первом случае можно отметить, что объем циркулирующей крови восполняется не плазмой, а кровезаменителями. Дефицит факторов свертывания также может быть восполнен не плазмой, а отдельными факторами свертывания, в крайнем случае криопреципитатом. Эритроцитарная масса вполне может быть заменена перфтораном. Не говоря уже о совокупности других доступных препаратов и методов. И заявлять о том, что ребенок в данном случае погиб именно из-за отказа от переливания плазмы и эритроцитов совершенно необоснованно. Второй случай вообще вызывает много вопросов. Насколько мне известно из моего опыта Свидетели Иеговы не отказываются от операций, когда они необходимы. Поэтому можно предположить, что либо доктор А.М.Петров ошибся в определении религиозной принадлежности родителей 13-летней девочки, либо не совсем точно изложил факты. В последнем случае, по-видимому, родители девочки соглашались на операцию, но без использования донорской крови, а врач отказывался делать такую операцию, требуя согласия на переливание донорской крови. Это странно, т.к. операции по лечению перитонита элементарно делаются без использования основных компонентов донорской крови. Непонятно, почему нужно было ждать трое суток, чтобы начать лечение.

И в заключение. Я полагаю, что не дело врачей вмешиваться в чисто религиозную сферу и личные убеждения людей. Надо принимать их как данность и с уважением относиться к личности человека и его ценностям, используя свои профессиональные возможности, чтобы оказывать квалифицированную медицинскую помощь всем категориям людей, которые имеют законное право на самоопределение и выбор вида медицинского лечения.

Виталий Дмитриевич Слепушкин, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Северо-осетинской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; заведующий отделением интенсивной терапии Правобережной муниципальной районной клинической больницы Беслана; один из руководителей медицинского штаба во время теракта в Беслане; специалист по медицине катастроф, автор монографии по данной проблеме.

Список ссылок

1. Состояние организма, возникающее на фоне массивной кровопотери и ведущее к повреждению функций различных органов.
2. Этот показатель используется в доказательной медицине для определения эффективности того или иного метода медицинского лечения.
3. «Кровопотеря и гемотрансфузия. Принципы и методы бескровной хирургии». Издательство Петрозаводского университета, Петрозаводск, 1999. С. 9, 102, 103
4. Уровень гематокрита у них снижался до 17%. Тем не менее, все пациенты были выведены из состояния шока назначением современных кровезаменителей и перфторана.
5. В этих случаях успешно использовались кровезаменители и перфторан.
6. Утверждена приказом Минздрава РФ от 25.11.2002г. № 363
7. «Кровопотеря и гемотрансфузия. Принципы и методы бескровной хирургии». Издательство Петрозаводского университета, Петрозаводск, 1999. С. 77
8. Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. с перечнем кровезаменителей для скорой помощи, крови нет.
9. Достаточно вспомнить сюжеты по ОРТ и другим СМИ по проблемам заготовки, хранения и применения донорской крови.
10. «Кровопотеря и гемотрансфузия. Принципы и методы бескровной хирургии». Издательство Петрозаводского университета, Петрозаводск, 1999. С. 77
11. По Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан до 15-летнего возраста.
12. Отечественный препарат, выполняющий газотранспортную функцию (доставку кислорода к тканям).

Иеговизм и переливание крови

Заслуживают отповеди и другие спекулятивные выпады бруклинцев против науки. В частности, выступление иеговистских богословов против переливания крови.

Книга «От потерянного до возвращенного рая» запрещает принимать в пищу кровь животных: «После всемирного потопа в отношении человека к животным наступило изменение, потому что человеку было разрешено охотиться на животных для своего пропитания. Бог сказал: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Бытие, 9, 2-3). Но бог не хотел, чтобы человек ел кровь, когда он ест мясо животных. «Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте» (Бытие, 9, 4)».

Наивная библейская запись, сохранившая следы древнееврейского ритуального запрета употреблять в пищу вместе с мясом кровь животных, послужила для бруклинцев основанием для построения концепции, которая направлена против здоровья простых людей, вступивших в «Общество свидетелей Иеговы». При этом иеговистские богословы ссылаются на ветхозаветное определение души как крови.

Один и тот же библейский взгляд на душу, но одно вероучение - иеговистское - запрещает своим последователям переливание крови, другое - адвентистское - не считает переливание нарушением закона божьего. Не считают это нарушением и другие христианские вероисповедания: православное, католическое и др. Этот пример особенно наглядно показывает, что Библию можно в одинаковой степени использовать и для подтверждения какого-либо религиозного положения и против него. Все зависит от того, кто и как истолковывает ее тексты.

До 1962 года среди свидетелей Иеговы вопрос о переливании крови не поднимался и журнал «Башня стражи» на эту тему не выступал. По крайней мере в тех журналах, которые засылались в Советский Союз, об этом не говорилось ни слова. Только в июльском номере «Башни стражи» за 1962 год появилась статья «Уважение к святости крови».

Основные положения статьи сводятся к следующему. Человек должен проявлять уважение к святости крови и не употреблять ее в пищу ни в каком виде. Мясо разрешается есть, но не с кровью. Переливание крови-это питание организма кровью через вены, следовательно, оно противоречит закону бога о крови и потому противопоказано истинным христианам.

Свидетель Иеговы не может дарить свою кровь другому человеку и сам не принимает кровь другого. По утверждению «Башни стражи», некоторые медицинские последствия переливания крови подтверждает мудрость божьего закона о крови.

Все библейские высказывания, запрещающие употребление мяса с кровью, «Башня стражи» черпает исключительно из книг Ветхого завета, за исключением единственного места, которое обнаружилось в Новом завете. Именно на него и поспешила опереться «Башня стражи»: «Ибо угодно святому духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови...» (Деяния, 15,28-29).

Но верующие могут прочитать в том же Новом завете нечто противоположное. Например в Евангелии от Матфея Иисус Христос заявляет: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст» (15, 11). Бруклинские руководители разъяснили это противоречие, указав, что Христос сказал эти слова за 17 лет до выступления апостолов. Ну и что же из этого? Ведь Христос, по рассказам Библии, начал проповедовать после того, как был «помазан святым духом». Какому же «святому духу» верующим отдавать предпочтение - тому, который говорил через Иисуса Христа, или тому, который давал свои наставления через апостолов?

Распространение ритуального запрета на переливание человеческой крови является совершенно произвольным и приносит большой вред верующим.

Если гибнет от тяжкого недуга верующий и спасти его может только переливание крови, это ничего не значит. Пусть гибнет - закон Иеговы непреложен. Только фанатики будут придерживаться этого человеконенавистнического правила. Только слепой не увидит, что это надругательство над лучшими человеческими чувствами. Во имя чего? Во имя... послушания богу и исполнения библейского ритуального закона.

Совсем недавно в Вашингтоне произошел такой случай. Миссис Джеймс Л. Джонс умирала от внутреннего кровотечения. Худая и желтая, она была на пороге смерти. Врачи предложили больной немедленно сделать переливание крови, она категорически отказалась. Вызвали в больницу мужа. Мистер Джонс в испуге замахал руками:

Переливание? Нет и тысячу раз нет. Он этого не допускает. Он очень строгий и не потерпит непослушания.

Врачи при этих словах недоуменно переглянулись:

Иегова,- разъяснил мистер Джонс.- Мы с женой принадлежим к обществу «нового мира», которым управляет сын божий Иисус Христос.

У вас маленький ребенок, вам всего двадцать пять лет,- снова обратились врачи к больной.- Неужели вы серьезно решили оставить ребенка сиротой?

Так угодно богу,- прошептала больная.- Переливание крови - величайший грех. Вы, врачи, слуги сатаны, хотите выполнить его волю.

Потребовалось вмешательство судьи Райта, который вынес решение: сделать переливание крови в принудительном порядке, поскольку эта мера является единственной для спасения больной. Врачи с помощью этой меры поставили безнадежно больную на ноги. А свидетельница Иеговы после того, как покинула больничную палату, обратилась в апелляционный суд США с жалобой на судью, который из гуманных побуждений дал указание о принудительном переливании крови и тем самым спас ее от смерти. Апелляционный суд сочувственно отнесся к жалобе миссис Джеймс Л. Джонс и не усмотрел ничего предосудительного в том, что религиозная фанатичка готова была пожертвовать во имя Иеговы не только собственной жизнью, но и счастьем своего ребенка. Суд нашел, что судья Райт превысил свои права.

Чем и как можно подействовать на воображение и чувства религиозных фанатиков, таких, как чета Джонс, чтобы они отказывались от переливания крови? Вероятно, самое верное средство - это возбудить не только страх перед богом, но и чувство гадливости к донорской крови. Бруклинцы с этой целью делают произвольный экскурс в историю: «В течение столетий злоупотребление крови приняло много форм. В Древнем Египте обычно властители применяли человеческую кровь для своего омоложения. Иные пили кровь своих врагов... В Древнем Риме, господствовавшем в первом столетии над странами вокруг Средиземного моря, зрители при состязаниях гладиаторов бросались после борьбы на арену, чтобы высасывать кровь из ран побежденных гладиаторов» («Башня стражи», июль 1962).

Понимая, сколь жизненно важно переливание крови и как трудно удержать от него человека, оказавшегося в опасности, журнал «Башня стражи» прибегает к психологической атаке на медицинскую науку и при этом не брезгует самыми недостойными приемами.

«Одной из непосредственных опасностей,-сказано в той же статье,- перед которой кто-либо стоит, если ему делают переливание крови, является возможность гемолитической реакции, то есть быстрого разложения красных кровяных шариков. Это может повести к резким головным болям, болям в груди и спине и к застою ядов в организме вследствие прекращения деятельности почек. Смерть может наступить в течение нескольких часов или нескольких дней».

Со своим предупреждением бруклинцы опоздали почти на три столетия. Оно пришлось бы в пору, когда ученые впервые стали заниматься экспериментами по переливанию крови. Попытка возместить человеку потерянную кровь кровью животных была сделана еще в 1667 году. Подобные переливания крови неизменно кончались неудачей и вызывали тяжелую реакцию в организме больного, а нередко приводили к смерти. Переливание человеку человеческой крови иногда бывало успешным, но нередко приводило к агглютинации (склеиванию в комки) эритроцитов в крови больного. Ученые не знали в то время причины этого.

Но в 1900 году ученый Ландштейнер установил, что кровь разных людей может быть различной по своему химическому составу и что агглютинация бывает в случае, когда кровь донора по химическим особенностям несовместима с кровью реципиента. Разумеется, в наши дни врач, принявший решение о переливании крови, прежде всего подвергает кровь донора и больного химическому исследованию и, только точно установив совместимость их крови, приступает к переливанию. Это правило никто не имеет права нарушать, оно соблюдается во всех случаях медицинскими работниками.

С тех пор как практика переливания крови получила широкое распространение во всем мире, от верной смерти спасены сотни тысяч людей. Первая и вторая мировые войны унесли бы гораздо больше человеческих жизней, если бы медицина не обладала этим спасительным способом лечения. Тщательно разработанная методика и техника переливания крови гарантирует полную, безопасность, для жизни. И никакой гемолитической реакции в организме человека не происходит. Почему же богословы Иеговы закрывают на это глаза?

«Имеются еще и другие опасности,- предупреждают бруклинцы.- Так как врачу трудно точно знать, сколько крови пациент потерял, он, быть может, попытается ввести крови больше, чем для нее имеется места. Во время переливания крови может попасть воздух в поток крови, что также ведет к смерти. Далее, кровь, изъятая из тела, легко отравляется, и определенные бактерии, находящиеся в воздухе, в сохраняемой крови даже при температурах холодильника могут размножаться, так что даже небольшое количество такой крови способно причинить смерть воспринявшему ее. Как же можно считать такое лечение действительно спасительным?»

Здесь упомянуты случаи, которые могут нанести серьезный ущерб состоянию больного при условии, если врач или медицинская сестра производят переливание крови, не соблюдая правил. Если же они точно руководствуются ими, то любая из этих опасностей исключается.

Развивая догмат самодельной Библии о запрете переливания крови, бруклинцы, далее, говорят:

«У женщин переливание крови может иметь вредные последствия для потомства вследствие факторов, из которых некоторые известны, другие же еще не могут быть установлены. Женщина, которой была введена несовместимая кровь, может потерять способность рожать нормальных здоровых детей».

Опять голословное заявление! Женщины среди свидетелей Иеговы, как и в других религиозных организациях, составляют подавляющее большинство. Этим обстоятельством объясняется стремление убедить колеблющихся в необходимости принять и соблюдать догмат. Видя, что этого достигнуть лишь старыми методами религиозного воздействия невозможно, они и прибегли к запугиванию женщин посредством «научных» доводов.

На деле бруклинцы сами себя высекли. Они не заметили, как проговорились, что истинной причиной несчастных случаев у женщин при переливании крови является несовместимость крови. Но медицина тут совсем ни при чем, как ни при чем и сам способ переливания крови. А проблема деторождаемости? Кому неизвестно, что именно переливание крови вернуло способность рожать детей очень большому количеству женщин, страдавших кровотечением и потерявших уже было надежду стать матерями?

Мы воздержимся от рассмотрения других рассуждений бруклинских «лекарей», они не менее невежественны. Нужно обладать весьма большим самомнением и потерять чувство общественного такта, чтобы на страницах религиозного журнала, каким себя считает «Башня стражи», обсуждать и давать оценки по специальным медицинским вопросам.

Бруклинский поход против переливания крови - только часть их реакционной пропаганды против медицины. Давно известно, что наука, в особенности медицина, отнимает всякую почву у веры в сверхъестественное, у слепого послушания богу. Беспокоят достижения медицины и иеговистских богословов, поэтому они и стремятся опорочить ее.

Но разве можно заставить верующих в социалистических странах закрыть глаза на тот неоспоримый факт, что подлинная забота о народном здравоохранении проявляется именно там, где народ взял судьбу в собственные руки. На своем практическом жизненном опыте они знают, что «социалистическое государство - единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий». Государственная забота о здравоохранении в социалистических странах дополняется общественной заботой, моральным долгом людей помогать друг другу в беде, в несчастье.

Вот один из случаев, которые стали нормой жизни советских людей.

Вечером 30 декабря 1965 года телевизионная передача в Новосибирске была прервана. Диктор объявил: «Произошел несчастный случай. В первую клиническую больницу доставлена ученица 29-й школы Неля Злобина, получившая тяжелые ожоги. Жизнь ее может спасти переливание крови людей, перенесших ожоги».

Очень скоро у подъезда больницы выстроилась вереница такси. Со всех концов огромного сибирского города ехали люди, чтобы помочь врачам спасти Нелю. В больнице собралось свыше 400 человек. Здесь были и ветераны Отечественной войны, горевшие на фронте в танках и самолетах, и молодежь, никогда не знавшая войны. Все они предлагали свою кровь для спасения девочки.

Группы свидетелей Иеговы в СССР, как и все советские труженики, с удовлетворением воспринимают осуществляющуюся в нашей стране широкую программу, направленную на предупреждение и ликвидацию многих заболеваний, на дальнейшее увеличение продолжительности жизни. Не за горами и то время, когда рядовые иеговисты по моральным мотивам отвергнут и сам вопрос, который ставит перед ними «Башня стражи»: «Почему попытки спасти жизнь, нарушая божественный закон, безрассудны?» И тем более ответ, который журнал им навязывает: «Безрассудно думать, что можно спасти жизнь, нарушая законы жизнедателя! Хотя этим достигаются в данный момент, по-видимому, исцелительные результаты, нарушение божественного закона ставит под угрозу возможность достичь вечной жизни в божьем новом мире».

Словно поняв, что столь категорический запрет применения крови в медицинских целях не встретит одобрения у многих верующих, бруклинские богословы печатают в журнале «Башня стражи» (май 1966 года) статью «Профессия и совесть», где заявляют: «Общество никакого современного медицинского метода употребления крови не одобряет... Но прививки являются для многих людей просто неизбежными. Поэтому мы предоставляем совести каждого решать - желает ли он сделать себе инъекцию сыворотки крови, вызывающей образование антитоксинов для излечения от определенной болезни...»

При такой двусмысленной тактике богословы из «Башни стражи» умывают руки во всех случаях. Случись беда с верующим, отказавшимся под влиянием иеговистского запрета от переливания крови, богословы скажут, что они тут ни при чем, ибо верующий поступил так по «личной совести», а не по духовному принуждению «Общества свидетелей Иеговы», что по «священному писанию» он сам обязан «нести свое бремя»,

Из книги С креста не сходят - с него снимают (Избранное) автора афонский монах

Из книги Черная книга Мары автора Черкасов Илья Геннадьевич

Книга Огненной Крови Огненная Кровь взывает к Тебе, Владыка!Повелитель Пекельного Пламени, Чёрного Огня Вечности, в котором сгорает само Время! Твоя Кровь течёт в моих жилах, Твой Огонь испепелит в конце времён это небо, Твоя Песнь разорвёт изнутри непроглядную Темь, из

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Послушание до крови Старец рассказывал: «В то время в монастыре был один брат столяр, отец И. Отцы приняли его по нужде, потому что сперва в Эсфигмене было семь столяров и плотников, а потом не осталось ни одного. Даже какую-то мелочь некому было сделать. Поскольку монастырь

Из книги О трагическом чувстве жизни автора Унамуно Мигель де

Из книги В поисках христианской свободы автора Френц Реймонд

«ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ КРОВИ» В письме, посланном апостолами и старейшинами из Иерусалима, записанном в Деяниях 15, в связи с мясом, пожертвованным идолам, кровью, задушенными (удавленными) животными и блудом используется слово «воздерживаться». Основное значение

Из книги Туринская плащаница автора Кассе Этьен

Пятна крови Наука утверждает как непреложный факт

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

35. да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. (Лк. 11:50, 51). При рассмотрении этого стиха первый вопрос о том, почему были виноваты современные Христу

Из книги С креста не сходят - с него снимают (Избранное) автора

ПЛАЧ КРОВИ Меня ушибло, раннего, Тогда еще, в четырнадцать, Любовь моя безкрайняя Малиновыми кистями. Черемуховым утром Окном моим сиреневым Судьбу мою пометила Души моей натурщица. Меня убило, дальнего, Тогда еще, в двенадцатом, Стрелой слепой татарина Мне в печень

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Есфирь жаждет крови… И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле…В тот же день донесли царю о числе умерщвленных в Сузах, престольном городе. И сказал царь царице Есфири:- В Сузах, городе

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Вопль крови Когда из одного чрева родились два брата – Каин и Авель, – новый голос раздался из земли: голос невинно пролитой крови (Быт 4, 10). Этот голос, недосягаемый для слуха людей, непрестанно взывал к Божественному правосудию. Из ревности падший человек пожелал убить

Из книги Иуда: предатель или жертва? автора Грубар Сьюзан

Запрет крови Это предписание распространяется на все человечество, уцелевшее после потопа, и Синайское законодательство лишь настойчиво повторит: "А кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего" (Лев 7,27). Поэтому нельзя есть ни животное, убитое

Из книги Исход автора Юдовин Рами

Земля крови Когда нацисты решили изничтожить евреев, стереть их с лица земли, не вдохновляли ли их тлетворные стереотипы Иуды, распространенные в древности? Демонические черты образа Иуды, создаваемого до Нового времени, - низость, слепота, упрямство, лживость

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

Жених крови «И случилось дорогою на ночлеге, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора взяла каменный нож и обрезала крайнюю плоть сына своего, и положила к ногам его, и сказала: жених крови ты мне. И Он отстал от неё» (Исх. 4:24–26).Рассказ "Жених крови" один

Из книги автора

Ритуал Завет крови В Исходе 24:6–8 повествуется о заключении Завета крови:"И взял Моисей половину крови, и влил в чаши, а другою половиною крови окропил жертвенник. И взял книгу Завета (союза), и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что говорил Господь, сделаем и будем

Из книги автора

Зачем столько крови? С одной стороны, не стоит забывать, что для язычника самым истинным будет не тот бог, который говорит о милосердии, а тот, который окажется сильнее. Вот характерный рассказ о соперничестве язычества и христианства на Алтае, переданный немецким

Это уже не первый случай, когда за религиозные убеждения родителей своей жизнью расплачиваются дети.

Зомбированные родители

«Когда взрослому человеку требуется операция и, соответственно, переливание крови, а он от этого отказывается, мы, в свою очередь, отказываемся его лечить, - говорит Игорь Яковенко, доктор медицинских наук, и. о. директора Российского нейрохирургического института им. Поленова в Санкт-Петербурге. - Ситуация с детьми сложнее. В практике нашего института было несколько случаев, когда родители-иеговисты отказывались от переливания крови детям. В одном случае ребёнку требовалась плановая операция. Мать заявила, что не допускает переливания крови. Дальше за неё говорил юрист свидетелей Иеговы, переговоры с врачами вёл довольно жёстко. Мы отказались от лечения этого ребёнка.

Но, когда к нам попал мальчик из Саратовской области с опухолью мозга и нужно было оперировать срочно, а отец был категорически против переливания, ссылаясь на то, что он иеговист, мы обратились в суд. Благо, что он рядом находится, с утра мы начали готовить бумаги, а к вечеру уже было решение суда о необходимости переливания крови. А что делать? Ведь медики в данной ситуации находятся меж двух огней: согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья на действия врачей должно быть согласие пациента или его представителей. С другой стороны - есть статья в Уголовном кодексе о неоказании помощи. Сейчас мы уже выработали алгоритм, знаем, как действовать - только через суд, который, слава богу, выносит решение в пользу спасения жизни ребёнка».

В Управленческом центре свидетелей Иеговы в России, который находится под Санкт-Петербургом, на эту тему с корреспондентом «АиФ» сначала разговаривать не хотели. «Переливать или не переливать кровь - это частное дело каждого, - заявил Я.

Сивульский, один из руководителей центра. - У младенца не было шансов на спасение - это мнение врачей. Когда свидетели Иеговы отказываются от переливания крови, это не значит, что они не думают о своём здоровье. Они ищут альтернативные способы лечения». «Отец того мальчика из Саратова не являлся свидетелем Иеговы, - добавил представитель пресс-службы центра Г. Мартынов. - Несмотря на то что по решению суда мальчику перелили кровь, к сожалению, спустя несколько дней он умер».

Странно тогда, что отец ребёнка в заявлении об отказе от операции указал именно принадлежность к организации в качестве основного мотива, что зафиксировано во всех документах. Возможно, он ещё не принял крещение, но готовился к нему, и отказ от переливания крови сыну мог стать своего рода входным билетом в свидетели Иеговы? Что касается смерти в роддоме - да, действительно, по словам врачей, у ребёнка было мало шансов выжить даже после переливания крови. Но переливание нужно было делать не после родов, а на ранних стадиях беременности, о чём будущая мать знала и от чего отказалась по религиозным убеждениям. Тогда шанс спасти ребёнка был действительно реальным.

Мир Сатаны

Что же это за религия такая, что люди готовы из-за её догм расстаться с жизнью, а родители жертвуют самым дорогим - своими детьми? «Свидетели Иеговы (СИ) замаскировались так, что с наскока в них не разберёшься, - считает Алексей Швечиков, профессор, директор Межвузовского центра по религиоведению. - В мире насчитывается 15 млн. свидетелей Иеговы, в России - порядка 200 000. В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, например, в Санкт-Петербурге была зарегистрирована небольшая группа СИ. К 2000 году их насчитывалось уже 15 000 человек. Свидетели ведут очень активную миссионерскую работу, но, как показывают факты, она основана на обмане, который скрывается за маской заботы, внимания, внешней демократии. У СИ свой перевод Библии. В нём они сделали свои, выгодные им акценты, то есть фактически совершили подлог. Они везде подчёркивают, что существующий мир - сатанинский, и он должен быть разрушен. Они называют себя христианской конфессией, но Святой Троицы не признают.

Христос - не Бог, а только человек. Какое же это христианство? Кроме того, Христос говорил о бессмертии души, а они говорят о бессмертии тела. Для СИ по значимости своя организация становится важнее государства и семьи. Устанавливается жёсткая дисциплина. У них есть правовой комитет, контролирующий поведение членов организации. Страшное наказание - когда с членом общины перестают разговаривать из-за какого-то проступка. Согласие на переливание крови - однозначная причина отлучения от общины. Кого-то это доводит до нервного срыва, кого-то даже до самоубийства. Вновь пришедшего члена обрабатывают в течение полугода и превращают его в активного, послушного прихожанина. Он начинает верить, что только здесь спасение от враждебного окружающего мира. Через полгода его можно считать потерянным для общества. Кроме того, своей политикой свидетели Иеговы изолируют членов общины от других людей, им не рекомендуется общаться с «неверными», смотреть телевизор, читать газеты. СИ - деструктивная организация. Кроме того, в 37 государствах мира она запрещена как тоталитарная секта. Основной доход СИ - от добровольных пожертвований. Но если член организации ничего не жертвует, его пригласят на разговор. Когда начинается конгресс, с каждого собирают дополнительные средства, а конгрессы проводят довольно часто. Так что, кроме всего прочего, для общины СИ это неплохой бизнес».

Деятельность свидетелей Иеговы в России официально не запрещена. Хотя, например, прокуратура Северного округа Москвы несколько лет назад в ходе проверки деятельности общины пришла к выводу, что она разжигает религиозную рознь, разрушает семью и склоняет тяжелобольных людей к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам, и ликвидировала её как юридическое лицо. Это вызвало бурный протест со стороны адептов СИ, которые говорили о нарушении права человека на свободу вероисповедания. Да, действительно, человек имеет право на эту свободу, но, если его затягивают в религию обманом и контролируют психику до такой степени, что даже жизнь ребёнка становится менее ценной, чем религия, о какой свободе может идти речь?

15.12.2000
"СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ" ДОПУСТИЛИ ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ?

По материалам «South London Press» от 12 ноября 1999 г.,
«Gardian» от 20 января 2000 г., ИТАР-ТАСС от 17 апреля 2000 г.
и «Таймс» от 14 июня 2000 г.

Лидеры вызывающей множество споров секты «Свидетели Иеговы» неожиданно объявили, что ее членам теперь будет позволено переливать кровь. «Бруклинские старцы» вынесли решение, что «свидетель», согласившийся на переливание крови в условиях выбора между жизнью и смертью, теперь не будет «лишен общения», то есть отлучен от секты. Это решение является самой большой внутренней реформой, объявленной сектой, с тех пор, как предсказанные на 1975 г. «армагеддон» и «конец света» не состоялись.

Нынешнее решение, принятое после тайной встречи двенадцати членов «Всемирного руководящего совета» в бруклинской штаб-квартире секты, было объявлено как незначительное исправление позиции. Теперь переливание крови официально значится в списке «действий, не влекущих за собой лишение общения».

До этого момента в течение десятилетий «Свидетели Иеговы» превозносили как героев веры взрослых и детей, которые умерли или чуть не умерли, отказавшись от переливания крови, абсолютно, при всех обстоятельствах, запрещенного. Вот только недавние факты.

Осенью 1999 года 36-летняя англичанка Джульет Муленда скончалась после тяжелой операции. Ее перевели в отдел реанимации после того, как ее легкие перестали функционировать и ей понадобилось срочное переливание крови. Однако родственники молодой женщины не знали, что она была «свидетельницей Иеговы» и подписала подготовленный сектой документ, запрещающий переливать ей кровь. При этом врачи по закону не могли ничего предпринимать без согласия пациента.

По той же причине в ноябре прошлого года скончалась 33-летняя Беверли Матьюс. Она была замужем, но муж не разделял ее религиозных взглядов. Теперь он будет один воспитывать их малолетнего сына.

В апреле этого года в 1-й клинической больнице Тбилиси скончалась 21-летняя «свидетельница» - гражданка Грузии Лия Джанканидзе. На фоне тяжелого тромбофлебита у Лии развилась гангрена левой ноги. В течение нескольких дней врачи и представители общественности уговаривали больную и ее мать согласиться на переливание, но тщетно. Лие была сделана операция без необходимой медицинской процедуры, и жизнь ее сохранить не удалось.

Этот инцидент вызвал большой резонанс в республике. Депутат парламента Грузии Гурам Шарадзе заявил, что это не первый случай, когда молодые люди, втянутые в секту иеговистов, отказывались от переливания крови, что угрожало их жизни. Депутат объявил о намерении поставить вопрос о запрещении деятельности этой секты.

Руководство секты уже направило письма старейшинам по всей Великобритании (всего в этой стране насчитывается около 130 тысяч «свидетелей Иеговы») с объяснениями, что они более не должны отлучать от секты ее членов, которые согласились на переливание крови. Аналогичные письма были направлены старейшинам «Свидетелей Иеговы» по всему миру.

Бывший «свидетель Иеговы» Джофри Ануин в ответ на это пояснил: «Лишенные общения свидетели Иеговы объявляются отступниками и антихристами. Их друзья и родственники, остающиеся в секте, обязаны прекратить всякое общение с ними и даже не отвечать на их приветствия, если они случайно встретятся на улице».

Ануин предсказал повсеместное возмущение относительно этого решения секты и добавил, что знает двух бывших членов, которые теперь намерены подать на секту в суд. «Я знаю людей, которых лишили общения лишь за то, что они подвергали сомнению именно этот запрет. От них отказались все их друзья и знакомые, и они должны были переехать в другое место», - добавил он.

Действительно, теперь «Свидетелям Иеговы» предстоит ответить на серьезные вопросы, и первый из них: за что умерли сотни людей, считавшие, что переливание крови навсегда закроет им путь к спасению? Кто ответит за их смерти? Как руководители секты смогут взглянуть в глаза родным и близким скончавшихся жертв? Ведь еще вчера они уверяли их, что переливание крови не возможно ни при каких обстоятельствах и что переливший кровь «преступник» лишается общения раз и навсегда. А для рядовых членов секты нынешнее решение предоставляет еще один шанс задуматься о том, насколько безошибочно «бруклинские старцы» являют волю Бога на земле. Воспользуются ли они им?