Интервью с терапевтом: из гештальта с любовью. Самые часто задаваемые вопросы по стоматологии

Здравствуйте. Конечно. Задавайте.

Расскажите о себе: кем работаете и как долго работаете по этой профессии?

Я работаю детским врачом уже пять лет. Мне очень приятно, что сейчас многие интересуются нашей профессией. Как и про каждого врача про себя могу сказать, что я внимательный человек, рассудительный, не делаю поспешных выводов и всегда всё проверяю, ведь в такой профессии как у меня нельзя ошибаться. С самого детства я мечтала стать врачом, ведь это так благородно помогать людям. Очень приятно помогать маленьким человечкам и разговаривать с ними.

Почему Вы выбрали эту профессию?

Професссия врача в любом обществе на особом счету. При этом врач - это не профессия, а образ жизни. Есть три профессии от Бога: судья, преподаватель и врач. Главная цель профессиональной деятельности врача - сохранение жизни человека и улучшение её качества путём медицинской помощи.

Сложно ли было освоить эту профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Не так уж и сложно. Нужно лишь получить медицинское образование.

Довольны ли Вы своим выбором?

Да, очень. Иначе и быть не может.

Нужны ли какие - то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Да, нужны. Человек, который решил стать врачом, должен быть трудолюбивым и должен любить детишек, которые приходят к нему.

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей работе?

У меня нет таких особых трудностей. Если любить то, чем занимаетесь, то, по - моему, особых трудностей не будет.

Позволяет ли Ваша профессия творческие возможности, проявить себя?

Да, позволяет, и мне это очень нравится.

Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

Да, сбылась, и я этому несказанно рада.

Насколько твоя профессия полезна и важна для нашей страны?

Очень важна. По - моему, здоровье граждан самое главное для страны.

Приносит ли твоя профессия хороший доход?

Доход у детского врача средний, стабильный. Но моё мнение такое, что если человек любит свою профессию, то он будет выполнять её добровольно и внимательно, но не из - за заработка.

Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Уделяю время своей семье, близким, друзьям. Путешествую, готовлю, собираю фигурки кошечек. Я всегда знаю чем занять себя.

О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Наверное, о том, что если вы не учились в школе, то вам будет очень трудно.

Как Вы видите свою профессию в будущем?

Наверное, будут новые аппараты и оборудование для тяжело больных, чья жизнь зависит от этих аппаратов и оборудования.

Что Вы можете сказать о продвижении к данной цели?

Так как я всегда мечтала стать врачом, то учеба мне давалась очень легко.

Что же является самым главным в вашей работе?

Я считаю, что ничего сложного в моей профессии нет. Самое главное надо лишь уметь находить общий язык с детьми. Единственное затруднение с грудничками, которые не умеют говорить.

Очень интересно можно ли людям с такой профессией иметь вредные привычки?

Я и большинство моих друзей не имеем вредных привычек. Неприятно, когда приводят своих детей к специалисту - врачу, а на этом месте оказывается какой - то непонятный человек, от которого пахнет сигаретами. Мне кажется, не стоит показывать свои вредные привычки, потому что многие берут с врача пример.

Скажите сложно ли получить профессию врача? И долго ли учиться?

Я не могу дать точный ответ, так как это индивидуально для каждого человека. Кому - то учеба дается тяжело, а кому - то легко.

Спасибо Вам за такую интересную и познавательную беседу. С Вами приятно было пообщаться .

Ученица 9 б класса Охлинской СОШ Адилханова Ашура

Естественно-научный день Профканикул (ЦТР "Гуманитарные технологии", Санкт-Петербург) будет вести Анна Игнатьева - эндокринолог, врач высшей категории Территориального Диабетического Центра при Городском Консультативно-Диагностическом центре №1.

- Как Вы выбирали вуз, как поступали?
Анна: Поступала одновременно в три вуза - Первый Медицинский (сейчас это Медицинский Университет им. Павлова), Химико-Фармацевтический и Медицинскую Академию им. Мечникова.
Логика была следующей - "за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь", а уж из трех хоть какого-нибудь, да ухватишь.
Поступила во все. Выбрала Академию Мечникова, так как там "подкупили" тем, что уже на экзаменах отнеслись, как к начинающему врачу, с уважением и пониманием. В других я была одной из школьниц, в которых никто не был заинтересован. Зато пафос этих учебных заведений был огромным. О выборе вуза не пожалела ни разу. Пафос пафосом, а такого коллектива и таких теплых отношений к студентам не видела больше нигде.

- Какие предметы во время обучения были самыми интересными? Самыми трудными?
Анна: Интересными были все клинические предметы - в них говорили о понятных конкретных симптомах заболеваний, методах диагностики, лечении. Но без занудных химии, физики, физиологии, анатомии, гистологии было бы очень трудно понять любую другую клиническую дисциплину. Эти предметы в медицине являются основами основ.

- В чем заключалась Ваша первая работа?
Анна: В период учебы первая работа была санитаркой в отделении эндокринологии. Мыла полы, выносила судна, развозила пациентов, которые не могут передвигаться самостоятельно, на процедуры и консультации к другим врачам. За большие успехи в этой сфере была досрочно повышена до ранга постовой (снимала назначения из историй болезни и раскладывала таблетки).
Работа после прохождения ординатуры: была врачом в Госпитале Ветеранов войн. Там было очень тяжело: специфический возрастной контингент, большая смертность. По необходимости могли временно перевести на отделение другого профиля (кардиологию, гематологию, гастроэнтерологию, пульмонологию), несмотря на первичную специализацию. Зато это была очень хорошая (хоть и довольно жесткая) "школа жизни". Таких знаний и навыков не даст ни один вуз.


- С какими основными трудностями столкнулись и как преодолевали?

Анна: Основная трудность - это огромный объем информации, который надо прочитать, выучить и еще попробовать вспомнить в нужное время. Наверное, это самое тяжелое. Во время учебы казалось, что постоянно не хватает времени и постоянно хочется спать. А преодолевала трудности с помощью кофе, библиотек и неудобных стульев. Только сидя на таких, можно было усвоить всю эту информацию (на удобном диване или даже на ковре на полу сразу наступал глубокий сон).

- Анна, почему Вы выбрали именно эндокринологию?
Анна: Почему эндокринологию? Вообще до 4 курса я была уверена, что буду и буду работать в родильном доме. А потом увидела очень нашумевший документальный фильм, в котором показывали, как ведет себя плод во время аборта. И поняла, что не смогу это сделать. Понимаю, что этого в профессии не избежать, но не смогу и все. И стала задумываться, кем бы еще мне стать. А потом судьба начала посылать знаки. Сначала это была кружка, подаренная друзьями очень далекими от медицины. На кружке была реклама сахароснижающих таблеток (откуда они ее взяли, до сих пор остается для меня загадкой). Потом меня распределили на практику на эндокринное отделение во 2-ю Городскую больницу, и я в первый раз обратила внимание, насколько интересна, многогранна и сложна работа эндокринолога. Потом на всех зачетах и экзаменах мне попадались вопросы, связанные с эндокринной патологией. И я поняла, что это – судьба.

- А кем Вы мечтали быть в детстве?
Анна: В детстве мечтала быть . Поняла это, наверное, классе в 3-м, после рассказов своей троюродной сестры, которая работала в роддоме медсестрой. И с 4 класса планомерно готовилась - покупала учебники для поступающих в вузы по биологии, зоологии, ботанике. И читала их с удовольствием, как увлекательные рассказы.

- Скажите пожалуйста, какая в Вас есть яркая черта, которая говорит о том, что Вы – представитель своей профессии?
Анна: Черта представителя профессии. Долго думала над этим вопросом. Но, наверное, отвечу так: есть поговорка "Глаза боятся - руки делают". Вот это про врачей. Потому что врачи разные: добрые и не очень, ласковые и грубые, прожженные циники и не совсем еще прожженные. Но врач в любой ситуации оказывает помощь , даже если он не знает, что с человеком произошло и что делать. Например, на прием в поликлинику приходит пациент и начинает жаловаться на плохое самочувствие. И его жалобы не укладываются ни в одну картину ни одного заболевания. Так вот, за 15 минут приема надо попробовать найти "зацепки", чтобы распутать диагностический клубок: задать наводящие вопросы, сделать осмотр, подумать, какую диагностику провести. Пока с пациентом общаешься, осматриваешь, даешь направление на анализы - в голове идет мощный штурм. Иногда отпускаешь пациента и бежишь к коллегам за советом, читаешь дополнительную литературу, поднимаешь старые лекции из института. Или, когда я работала в реанимации, и привозили кого-то в тяжелейшем состоянии - смотреть страшно, прикасаться иногда даже противно, обонять тоже не всегда приятно, но задерживаешь дыхание, отключаешь периферическое зрение и начинаешь методически выполнять осмотр, ставить капельницу, брать анализы. На эмоции времени нет, они приходят потом. И страх приходит потом.

- Анна, Вы ведете обучение в Школе диабета. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
Анна: Я сейчас работаю с людьми, у которых есть сахарный диабет типа 1. То есть, это люди, которые должны ежедневно многократно постоянно проверять уровень сахара крови и вводить инсулин 3-5 раз в день! Если они не будут этого делать, они умрут. Когда людям диагностируют диабет, многие говорят, что "мир рухнул", и это так. Меняется все - питание, подход к физическим нагрузкам, отношение к жизни, к общению с окружающими друзьями и коллегами. Такие люди должны постоянно держать в голове и учитывать массу факторов, о которых мы в обычной жизни не задумываемся. Так вот, в Школе диабета мы учим людей жить с диабетом и дружить с диабетом, чтобы продолжительность жизни была как можно дольше. Учим питаться, рассчитывать дозы инсулина, проводить коррекцию на спорт, сауну, алкоголь. Учим, как вести себя, если случилось экстренное осложнение (передозировка или нехватка инсулина). Даже учим тому, чему обучать не должны - как без последствий нарушать диету в гостях и пить алкоголь. Учим, на какие изменения в самочувствии надо обращать внимание, когда обращаться за помощью, а когда можно попробовать справиться самим.
Занятия идут 2 недели каждый день по 3 часа. За это время стараемся дать максимум информации, да еще и так, чтобы у человека осталось ощущение, что он - может, что он - не один, что он - нормальный и не ущербный. Тяжело. Но один обученный диабетик стоит двух врачей-эндокринологов!

- Какие качества Вы цените в людях?
Анна: Оптимизм и честность. Быть оптимистом нелегко, но хорошего настроения боятся болезни и плохие люди. Оптимист, как магнит, притягивает к себе хороших людей, хорошие события, помощь. И оптимисты легче справляются с любыми проблемами, в том числе и с болезнями.
А честность, она обезоруживает. Умение честно признать собственные ошибки (это касается и врачей и пациентов) - это ключ к решению любой сложившейся ситуации. Честность по отношению к себе - ключ к совершенствованию.

- Что Вы вкладываете в понятие успех?
Анна: А для каждого успех - разный. Кто-то ищет известности, кто-то уходит в науку и делает открытия (большие и маленькие), кто-то зарабатывает деньги. Для меня успех складывается из маленьких побед: дала совет, который подействовал, подобрала хорошо лекарство, вылечила женщину с диагнозом "бесплодие", поставила правильный диагноз. Успехом еще считаю, когда после разговора со мной пациент уходит с надеждой, что ему помогут, что ему станет лучше.

- Какие события, фильмы, книги оказали наибольшее влияние на Ваше развитие?
Анна: Произведений про врачей и о врачах (да еще и позитивных) так мало! А правдивых еще меньше! Я очень люблю старый фильм "Неоконченная повесть" с Элиной Быстрицкой и Сергеем Бондарчуком в главных ролях. Мне очень нравится "Город ангелов" с Мэг Район и Николасом Кейджем. И я не люблю сериалы про врачей. Даже "Доктора Хауса".

- Анна, что ребят ожидает на встрече с Вами?
Анна: Ожидает Правда. Ведь работа врачом - это только звучит романтично. Я попробую рассказать все как есть. Если после этого кто-то укрепится в решении стать врачом, я буду считать это еще одним маленьким успехом. Ну и будет небольшой эндокринологический мастер-класс.

- Что Вы могли бы пожелать нашим участникам?
Анна: Хочу пожелать ребятам не прекращать мечтать, верить в себя, отстаивать свое решение и не унывать в любой ситуации!

Анна, спасибо большое! Мы желаем Вам успехов в Вашем благодарном и непростом труде!
Будем ждать встречи с Вами на Профориентационных каникулах!

Проект для школьников 7-11 классов "Профориентационные каникулы" пройдет с 20 по 23 августа .

Каждый старшеклассник рано или поздно сталкивается с вопросом «Кем же я хочу быть в будущем?». Лишь немногие, вслушиваясь в шепот детской мечты, знают ответ на этот вопрос, остальным же приходится прибегнуть к посторонней помощи. Обычно совета ищут у родителей, друзей или в Интернете. И, конечно же, все поголовно рассчитывают услышать о профессии своей мечты: значимой для окружающих, актуальной, увлекательной и интересной (чтобы по самые уши затягивала!).

Именно так отзывается о своей будущей профессии Штыфлюк Мария - студентка второго курса Дальневосточного Федерального университета, нашедшая свое призвание на медицинском факультете.


Маша, почему ты решила стать врачом?

Вообще, на этот вопрос довольно сложно ответить что-нибудь кроме «мне это интересно» и «мечтала об этом с детства». Все, что я могу сказать, - вполне очевидные, даже банальные вещи. Во многом на мое решение пойти в медицинский, сами того не желая, повлияли родители. Они и большая часть их окружения, если не врачи, то тесно связаны с медициной. Так что у меня была масса возможностей по достоинству оценить прелести врачебной специальности. Врач - это совершенно особенная, благородная профессия, требующая колоссальной отдачи, живого ума и даже самопожертвования. Она была нужна испокон веков, и будет нужна всегда, так как пока на Земле живут люди, они будут болеть. Эта профессия очень сложная, неблагодарная и от этого становится еще лучше.

В том, что эта профессия благородная сомнений нет, но почему ты считаешь, что она неблагодарная?

На враче всегда огромная ответственность! Один неверный шаг, одна ошибка в лечении, которая может стать фатальной и все… Привет «небо в клеточку и друзья в полосочку».

Еще может быть так: врач старается, лечит, отдает всего себя пациенту, но, несмотря на все старания, не может уже ничем помочь. Тогда опечаленные родственники начинают искать виноватых, и находят их, конечно же, во враче. Поэтому врач должен думать не только о больных, но и о том, как обезопасить себя в юридическом плане. Это если дело касается серьезных врачей: нейрохирургов, онкологов и т.д. Да и зарплаты у врачей невелики.

Каким врачом хочешь стать ты?

Это сложный вопрос. Я хочу получить несколько специальностей. Но в первую очередь - это врач-биофизик, потому что я уже учусь на него. А дальше посмотрим.

Чем конкретно занимаются врачи-биофизики?

Вообще, биофизика, как легко догадаться, находится на стыке физики и биологии, следовательно, врач-биофизик занимается изучением прохождения физических процессов в различных живых организмах. Это предполагает работу с применением всех знаний естественнонаучных дисциплин. Основываясь на их теоретической базе, врач-биофизик, к примеру, может заниматься разработкой и внедрением новых технологий лечения заболеваний, а может работать на сложном медицинском оборудовании. В общем, врачи-биофизики - теоретики в медицине. Их главными задачами являются диагностика болезней и изучение в лабораториях, что и как можно лечить.

Считаешь ли ты свою будущую профессию интересной?

Естественно! Биофизика предполагает научно-исследовательскую деятельность, то есть фактически от этой деятельности и зависит прогресс медицины. А о важности этого прогресса даже говорить нет необходимости.

Что увлекает тебя в ней больше всего?

Дальнейшую работу я представляю себе так: сидишь в лаборатории, расчеты не сходятся, рутина достала, на душе сразу печально становится… И тут ты вспоминаешь, насколько важными вещами ты занимаешься! И все снова хорошо, и не беда, что записи разнятся, все можно исправить. Мне кажется, это здорово! А во-вторых, само изучение человеческого тела и процессов в нем с точки зрения физики обладает какой-то поэтичностью. Мне представляется, будто человеческое тело - машина, а я механик.

Какой предмет твой самый любимый, и чем вы на нем занимаетесь?

Не могу выбрать что-то одно, в каждом предмете есть свое обаяние.

Какой день в обучении является для тебя самым памятным?

Как-то раз нас водили в медицинский центр, точнее просто разрешили там поприсутствовать. Специалисты из Москвы проводили конференцию для нашей профессуры: одной из тем, помню, была «Современные методы лечения заболеваний позвоночника». На пару часов удалось представить себя доктором медицинских наук.


Что ты чувствовала, посетив это мероприятие?

Гордость, что если смогу стать грамотным специалистом, то стану частью всего этого. Даже не знаю… Просто после этого мероприятия чувствовался такой эмоциональный подъем, такое воодушевление, что словами не передать. В голове одна мысль крутилась: « Я стану как они».

Какие, на данном этапе обучения, ты видишь плюсы и минусы своей профессии?

Я считаю, что, если ты видишь в своей будущей профессии хоть какие-то минусы, то она тебе не подходит и нужно искать что-то другое. Человек должен быть влюблен в дело, которым занимается.

Вот и я пока не вижу минусов, которые заслуживали бы внимания.

Ты говоришь, что серьезных минусов нет. Но все прекрасно знают, что обучение на медика является одним из самых сложных. Это не является для тебя минусом?

Чем сложнее, тем интересней. Простота скучна. Работать по специальности будет не легче. К этому нужно быть готовым. Тем более, как мне кажется, все специальности по-своему сложны, но если профессия подобрана на совесть, то эти сложности не кажутся такими уж сложными.

Врач - это сложная профессия, которая требует трудолюбия, усидчивости, тяги к знаниям, уверенности, а самое главное - любви к своему делу. Если вы чувствуете, что у вас все это есть, то собирайте свои документы и бегите в медицинский ВУЗ. В противном же случае, даже если вы сможете поступить на профессию врача, то скорее всего, испугавшись толстых учебников, бессонных ночей и множества других трудностей, сдадитесь не окончив и первого курса. Врач - это профессия (как и многие другие), где требуется неподдельная любовь к тому, чем занимаешься.

Фото из личного архива героини

Мне нравится

- Расскажите о себе и о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Меня зовут Николай Васильевич Стрижаков. Я родился 21 ноября 1931 года в селе Богдановка Утевского района Куйбышевской области. В 1950 году окончил Куйбышевское медицинское училище по специальности фельдшер. Работал медбратом в МЧС нефтеперерабатывающего завода. С 1955 по 1961 год учился в Куйбышевском медицинском институте и одновременно работал в больнице им. М.И.Калинина в должности среднего медицинского работника. После окончания института был направлен в Похвистневскую ЦРБ. С 1961 по 1972 год работал в должности врача-хирурга. С 1972-2002 год работал в должности заведующего травматологическим отделением и внештатным районным травматологом. В 1973 году мне присвоили высшую категорию врача-травматолога-ортопеда.

За время работы я внедрил и освоил 62 новых метода диагностики и лечения больных с повреждениями и заболеваниями костно-мышечно-суставной системы, что позволило улучшить качество лечения и снизить сроки нетрудоспособности больных, использовал оригинальный метод металлостеосинтеза шейки бедра с применением направителя "лесенки" собственной конструкции.

Я являюсь руководителем научного общества врачей Похвистневского района, опубликовал 3 научные работы и 6 выступлений на областном научно-практическом обществе травмотологов-ортопедов, написал методические письма по оказанию медицинской помощи по обморожению. Также я наставник молодых специалистов, с начала открытия медучилища в городе Похвистнево преподавал хирургию, большое внимание уделял повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала своего отделения.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью "Ветеран труда", значком "Отличнику здравоохранения", почетный житель города Похвистнево. В 2014 году получил номинацию «Призвание и Мастерство» в Самарской области в акции «Народное признание 2014».

- Почему Вы выбрали эту профессию?

Еще в детстве мне хотелось помочь всем, кому плохо и больно. Я возился с больными котятами и щенками. Друзья удивлялись, как мне не скучно все это. А мне возиться с больными зверушками очень нравилось и никогда не надоедало.

Но один случай ярко повлиял на мой выбор профессии. Нам вроде было тогда по 15-16 лет, точно не помню. Когда мы гуляли с друзьями, мой друг сильно повредил ногу - открытый перелом. Ну, знаете, кость наружу, кровь, все ребята в стороны разбежались, даже не знаю, чего боялись все в тот момент. То ли крови, то ли ответственности. Но я быстро принял решение, раздал всем указания, сам ни на минуту не отходил от друга, и уже буквально через 15 минут мой друг благополучно находился в медпункте с правильно наложенной шиной. С другом все стало хорошо, и как сказала мне врач медпункта, что если бы раньше не привели товарища, всё могло бы быть ещё хуже. После этого момента друзья могли положиться на меня, особенно мой товарищ, которому я спас ногу, и не бросил в трудный момент. Я даже не знаю других действий в этой ситуации, кровь меня как-то не пугала, а вся обезображенная нога исчезала при одном взгляде в испуганные глаза друга. Я до сих пор вспоминаю те глаза, как они повлияли на меня, а точнее на мой выбор. Я смотрел в них и совершенно ничего не хотел, кроме как помочь. И если до этого случая я хоть чуть-чуть сомневался в выборе профессии, то после него я твердо решил, что буду хирургом, и не просто хирургом, а хирургом-травматологом, чтобы никогда не видеть подобного взгляда...

- Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Когда я прохожу мимо своей больницы и смотрю в светлые окна стационара, где вижу свет горящей лампы в операционной, я представляю себя идущим в белом халате по больничному коридору, где из каждой палаты мне улыбаются счастливые и здоровые пациенты. И это самое счастливое представление для меня. Какое это счастье, какая великая миссия - первым узнать о рождении новой жизни, или сказать матери: «Операция прошла успешно, Ваш сын будет жить». Почему-то когда какой-то больной так искренне благодарит тебя за проделанную работу, мое сердце начинает колотиться быстрее, я не то, чтобы начинаю гордиться, а наоборот, я рад, что больной здоров настолько, что может, так искренне благодарить, значит, всё прошло успешно.

Но не только благодарности и любовь к людям так завораживали меня. Я не могу описать то чувство, когда я нахожусь возле операционного стола. Когда держу в руке скальпель, когда переглядываемся с ассистентом, и этот взгляд врача-анестезиолога-реаниматолога, что пора, наркоз подействовал… Ты будто находишься один в пропасти и понимаешь, что тебе никто не поможет, что все решения за тобой, и что от того, как ты выберешься отсюда, зависит жизнь человека. Но знаете, человек, который лежит на операционном столе, он становится для тебя совсем не чужим, а близким. И ты начинаешь ему помогать, как своему, родному. Наверное, ради этого мгновения и стоит много учиться и работать, чтобы посвятить себя лучшей на земле профессии - быть врачом.

- Что является самым сложным в Вашей работе?

Первое время особенно трудно было стоять возле операционного стола и осознавать, что именно в моих руках находится жизнь человека. Хотелось позвать своего наставника, чтобы он стоял рядом и контролировал все мои действия. Каждый раз при входе в операционную я всматривался в лицо своему пациенту, лежащему на столе, и вроде бы я всё знал до мелочей по той или иной операции, но всё равно какой-то непонятный страх присутствовал в операционной всегда. Страх потерять больного, может быть даже и не по врачебной ошибке, но одно слово «потерять», звучало для меня всегда очень страшно. Как-то я сказал наставнику о своем страхе, на что в ответ, получил грозный взгляд. После этого старался все свои эмоции оставить за дверью операционной, не скажу, что так оно и было.

Врач должен быть готов к самопожертвованию. По первому зову, он должен прийти на помощь людям днем или ночью, в пургу или в дождь, будь то на улице стихийное бедствие. И я жертвовал всегда своим временем. Будь то 31 декабря или мой день рождения. Пациенты и их здоровье для меня всегда были на первом месте. Эта профессия требует мужества, необходимости принятия единственно правильного решения, от которого зависит человеческая жизнь. Это самое сложное в нашей профессии. Потому что пережить потерю на операционном столе может не каждый врач, большинство моих коллег, с которыми я начинал работать, ушли из медицины именно по этой причине.

- Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

«Врач - это не профессия, а образ жизни». Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным способностям и наклонностям, тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выполняться лучше, отдача будет больше. Так и я отдавал своей профессии всю силу и энергию. Доволен я был ещё при поступлении в институт, а уже потом при знании медицины, эта профессия приносила немыслимое удовольствие. Вы не представляете, как это здорово, когда стремишься всё лучше и лучше сделать определенный вид операции. И вот, кажется, я нашёл его, но нет, можно ещё лучше. Я мог часами проводить время, исследуя какой-то определенный вид операции или сидеть и разрабатывать новый метод, к примеру, диагностики и лечения больных с повреждениями и заболеваниями костно-мышечно-суставной системы. Больница забирала у меня всё моё свободное время, и я не скажу вам, что это мне не нравилось. Если бы не нравилось, то уже после первых трёх недель интернатуры я бы сбежал от перенагрузки, от бессонных ночей, от потери свободного времени, как сделали многие мои сокурсники. Но я по своей натуре очень сильный человек, и вот лёжа на диване в ординаторской в перерыве между операциями с чашечкой кофе, я рисовал новый метод диагностики. Да, иногда я хотел всё бросить, хотел уйти совсем в другую сферу деятельности. Но наступала ночь, очередной сон с коварными идеями лечения, затем утро, и я шёл на работу, чтобы показать своему наставнику свои мысли.

- О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Я хочу сказать, что настоящий врач - это человек, который полностью отдаётся своей работе и своим пациентам. Поэтому перед тем, как выбирать столь важную профессию в мире, задайте себе вопрос, что для вас важнее - карьера или семья? Я себе этот вопрос задал, и определенного ответа не последовало. Я постоянно разрывался между семьей и карьерой. Хочу сказать спасибо за понимание, что моей семье не надоедали вечные ночные дежурства, когда пропускал важные праздники. Они всё это понимали, лишь при двух моих словах: «Пациенты ждут». Поэтому я хочу предупредить, всех поступающих в вуз. Либо вы полностью отдадитесь карьере, либо будете жить как на двух стульях. Поверьте, это очень тяжело. Я любил одинаково и свою профессию и свою семью, и выбрать так и не смог. Наверное, сейчас все скажут, да, любая профессия требует жертв. Но нет, таких жертв как профессия врача, не требует никто. Совмещать семью и работу могут только поистине сильные и выносливые люди.

Также, надо помнить, что профессия врача психологически очень тяжела. Множество людей с различными ранами, заболеваниями, иногда очень страшными. И надо быть готовым к любому исходу, особенно печальному. Профессия, действительно, очень эмоциональная. Не всегда на операционном столе взрослый человек. Есть случаи - детей, беременных... Эмоциональность здесь берёт своё. Особенно тяжело женщинам-хирургам. Насколько, я знаю, женщины ещё более эмоциональны, чем мужчины. Так что, хочу сказать, что работа хирурга - совсем не женское занятие.

- Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Хочу сказать вам, что хирургия - это призвание. Хирургом нельзя стать - им нужно родиться... Я смело могу заявить, что я родился хирургом, и любимое дело было не трудно освоить. Просто нужно как можно больше практики. Врач, такая профессия, где практика - это основа. Первое время я проводил в операционных дни и ночи. Зато уже через месяц я начинал делать определенный вид операции, так сказать, на автомате. Но контроль нельзя терять никогда, поэтому я был сосредоточен в операционной в любой момент. Понимаете, вот это времяпрепровождение в больнице мне нравилось, я хотел и желал всё это освоить. Врач, которому не интересна своя работа, никогда не получит никакого эффекта. Всегда будет «рабочей лошадью», всегда будет выполнять однотипные операции и не сдвинется с места. Нужно любить свою работу, особенно такую как врач. В наших руках жизни.

Насчёт образования. Во-первых, врач-травматолог-ортопед относится к категории специалистов с высшим профессиональным образованием. Во-вторых, на должность врача-травматолога-ортопеда назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и документ о присвоении звания врача по соответствующей специальности. В-третьих, врач-травматолог-ортопед назначается и освобождается от должности приказом главного врача (директора) медицинского учреждения. Чтобы работать врачом, обязательно нужно медицинское образование, тут уж без него никак. Обучение в вузе длится шесть лет плюс 2-3 года (в зависимости от специализации) интернатуры, которая дает возможность приобрести первоначальный практический опыт и обеспечивает переход к самостоятельному процессу врачевания.

- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Однажды мне это сказал мой наставник, и это наставление настолько запомнилось мне, что я донёс его до своих молодых специалистов.

«Темперамент человека, как известно, характеризует динамические особенности его психической и моторной деятельности. Я с любовью отношусь к сангвиникам, с пониманием к флегматикам, с сожалением к меланхоликам, но полагаю, что настоящим хирургом может стать только человек, обладающий холерическим темпераментом. Сама профессия хирурга требует от него, чтобы он был темпераментным человеком - быстро соображал, быстро действовал. Решительность - одно из самых важнейших качеств, необходимых хирургу. Дело в том, что иногда во время операции создается такая ситуация, что только мгновения отделяют жизнь больного от его смерти. Буквально за несколько секунд хирург должен принять однозначное решение и суметь четко реализовать его». Этим наставлением я пользовался всю свою врачебную жизнь.

Я даже уважаю "тяжкодумов". Они, не торопясь, проигрывают в уме все возможные варианты прежде, чем что-то окончательно решить. Принимают они решение, как правило, всесторонне обоснованное и самое верное. Однако для большой хирургии они, видимо, непригодны. Мне с большим сожалением пришлось расстаться с несколькими своими сотрудниками, страдающими этим, прямо скажем, относительным недостатком. Порядочные и добросовестные, трудолюбивые и эрудированные, хорошие врачи и квалифицированные диагносты, они никак не могли вписаться в общий темп работы клиники, не говоря уже о непосредственной хирургической деятельности. Из хирургии им пришлось уйти, но все они заняли достойные места в других разделах медицины. Решительность и врач - два слова, которые должны быть синонимами.

- Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Я никогда не обращал внимание на деньги, для меня гораздо важнее было: как срослась нога, нет ли воспаления после операции. И всегда подобное говорю своим «детям медицины», так я называю своих студентов, чтобы не обращали внимания на свой доход. Профессия, который ты отдаешься полностью, должна приносить не материальный доход, а духовное удовлетворение. Особенно такая профессия как врач. Какой тут врач, кто на первое место ставит материальные ценности, кто от предыдущего месяца до следующего ждёт только зарплаты, кто жаждет получить выгоду с каждого пациента, кому нет дела до больных, а только в уме - заработная плата. Несомненно, когда ты молод, хочется много зарабатывать. Но если сравнивать деньги и жизнь человека, жизнь человека конечно важнее. Со временем можно понять, если ты будешь профессионалом своего дела, у тебя будет приличный доход и уважение. Про свою заработную плату хочу сказать, что у меня она была довольно-таки приличной, ну так скажем, мне и моей семье хватало. Настоящий врач должен относиться к своей заработной плате нейтрально, для хирурга гораздо важнее думать об операциях, методиках лечения. Знаете, молодые специалисты, когда приходят в больницу, не думают о своей заработной плате, они начинают о ней думать, когда появляется семья. Ещё один минус в том, когда врач зависит от зарплаты. Он начинает думать не только о работе, а ещё о том, что надо сделать как можно больше операций, набрать больше часов, нужно больше платных клиентов.

- Как завоевать доверие больного и уметь управлять им?

Впечатление о человеке складывается из того, как он одет, его поведения и манер, из того, что он говорит и как он говорит, ну и самое главное, из того, что и как он делает. От глаз разумного больного, когда он впервые встречает и испытующе смотрит на своего врача, которому, возможно, предстоит решать его судьбу, ничто не укроется. Не только то, как врач одет, но и его походка, и манера разговаривать, и жестикуляция, умение выслушать больного и ему ответить. На работе он должен выглядеть, по крайней мере, пристойно и аккуратно. Вместе с тем, даже весьма серьезному врачу в общении с больным не повредит улыбка, мягкий юмор или этичная шутка. Как мне представляется, с полным правом можно сказать, что тот, кто не умеет улыбаться, не должен заниматься и лечением. Врачу следует научиться поддерживать доброжелательный тон даже с самым невоспитанным больным, уметь с достоинством игнорировать его грубый тон, но, конечно, не оскорбления. Врач-весельчак должен все-таки хорошо чувствовать, насколько нравятся больному его остроты, шуточки, прибаутки и оптимизм. В разговоре обращаться на "ты" с незнакомым человеком можно только тогда, когда имеешь дело с детьми, но, к сожалению, многие врачи позволяют себе так обращаться и к взрослым пациентам. Что же касается взрослого человека, то обращаясь к нему на "ты", вы сразу ставите его на ступеньку ниже себя, не имея, конечно, к этому никаких оснований. Соблюдая эти правила, вы найдете подход к любому пациенту.

- Как избегать врачебных ошибок. Возможно ли это?

Главное не торопиться во время операции, а перед операцией не нужно думать, что подобную операцию я выполнял много раз, нет... Перед операцией обязательно почитать литературу, обсудить с коллегами действия, как лучше, как не нужно.

Могу честно признаться, что одни и те же ошибки, допущенные мной или моими помощниками, часто вызывают у меня неодинаковую реакцию. Полагаю, что с этим свойством человеческой натуры каждый человек, желающий все-таки стать личностью, может и обязан бороться.

По-видимому, нет лучшей профессиональной школы, чем публичный, но доброжелательный разбор ошибок как допущенных другими, так и своих собственных. Только тот может достичь истинного успеха, кто не утратил чувства самокритики. А сколько можно привести примеров тому, как даже вроде бы очень умные поди под влиянием успеха, славы и лести постепенно начинают признавать себя непогрешимыми, незаменимыми, полностью теряют способность к самокритике. Несомненно, что человек, утративший способность к самокритике, останавливается в своем развитии.

Хирургу по своей профессии - человеку действия, и действия весьма ответственного, более, чем кому-либо другому, должно быть присуще свойство находить и тщательно анализировать собственные ошибки. Это единственный реальный путь к предотвращению подобных ошибок в будущем. Конечно, от врачебных ошибок никто не застрахован, они, к сожалению, пока неизбежны, но у эрудированного, внимательного и думающего врача их бывает значительно меньше. Несомненно, что и с опытом врач ошибается реже, но только в том случае, если он тщательнейшим образом анализирует каждую свою ошибку и активно участвует в разборе ошибок, допущенных его коллегами.

- Что такое психологический барьер хирурга и как его преодолеть?

Психологический барьер, появляющийся в сознании хирурга, оперировавшего больного, который ему бывает очень трудно преодолеть. Причин возникновения этого барьера несколько. Это и уверенность хирурга в адекватности и высоком качестве проведенной им операции; и опасение напрасного повторного хирургического вмешательства, которое может привести к еще большему ухудшению состояния больного, если будет допущена ошибка в диагностике осложнения; и наконец, боязнь ответственности за свои действия перед больным и его родственниками. Хирург рассуждает примерно так: без операции может быть как-то все и обойдется, даже если больной все же погибнет, родственники смерть его воспримут как судьбу - организм не выдержал операции. Однако в том случае, когда больному производится повторная операция, то у него и у его родственников нередко возникает серьезное подозрение, что первая операция была выполнена некачественно. Поэтому в связи с этими обстоятельствами справедливо считается, что мнение хирурга, оперировавшего данного больного, при решении вопроса о повторной операции редко может быть объективным, а значит, решающего голоса при обсуждении вопроса о необходимости повторной операции он иметь не может. Практически этот вопрос решает консилиум старших хирургов и реаниматологов, который имеет право или принять во внимание, или вообще не учитывать соображения оперировавшего хирурга. Конечно, все повторные операции должны выполнять самые опытные хирурги. И уж если ты вообще один хирург или квалификация других хирургов совсем низкая, приходится все эти сложные вопросы решать самому и повторно оперировать тоже самому. Что касается более легкого преодоления психологических барьеров для хирурга, с возрастом и по мере накопления опыта, то у меня такая возможность вызывает очень большие сомнения, поскольку с возрастом человек становится более осторожным, особенно при принятии радикальных решений.

- Как использовать теоретические знания в практической работе?

Так ли часто хирург в своей работе вспоминает о каких-то теориях, а тем более пытается реально использовать их на практике? Думаю, что здесь честным будет отрицательный ответ. К сожалению, большинство наших практических врачей и особенно хирургов убеждены в том, что теорией они "обкормлены" в институте, а теперь их задача - медицинская практика. Какой же теорией из нескольких существующих должен руководствоваться хирург, выбирая метод лечения каждого конкретного больного? Мне представляется целесообразным придерживаться следующего правила. Каждый врач обязан выбрать и затем твердо стоять на позициях той теории, которая более других импонирует лично его взглядам и соответствует его мировоззрению. И так для каждого заболевания у больных, которых ему придется лечить. Только тогда все назначения и действия хирурга будут осмысленными, а лечение обретет свою логику. В противном случае врач сможет проводить больному только симптоматическое лечение на фельдшерском уровне. Конечно, врач может со временем изменить свое мнение о ценности той или иной теории, поскольку его взгляды меняются, а теории уточняются. Тем не менее, в каждый данный момент все его врачебные действия должны согласовываться с положениями той теории, которую он исповедует сегодня. Ах, как мы любим говорить, что медицина, прежде всего, должна быть профилактической! Но ведь пока это просто болтовня. Если болезнь доведена до той степени, когда больному может помочь только хирургическое вмешательство, то очевидно, что это будет уже далеко не ранняя стадия заболевания, а в ряде случаев оказывается, что болезнь вообще здорово запущена. Я придерживаюсь правила, не запускать болезнь до хирургического вмешательства.

- Какие советы Вы даете начинающим хирургам?

Как правило, новичка встречают приветливо, дружелюбно, но вам нужно будет приложить все силы, чтобы сохранить это отношение к себе на долгие годы. Вместе с тем все будут очень внимательно присматриваться к вам, стараясь определить, что вы за человек. С уверенностью могу сказать, что в первую очередь оценят вашу скромность, безотказность, услужливость и трудолюбие.

Пожалуйста, не спешите демонстрировать свою индивидуальность, эрудицию и высокий профессионализм. Научитесь терпеливо слушать и смотреть, а много говорить и особенно спорить поначалу не следует. Знания, полученные в институте - это ваше богатство, но теперь нужно набираться практического опыта, в чем вам и помогут новые коллеги, если вы их будете внимательно слушать, а также наблюдать за их действиями и поведением. К тому же, если вам при этом удастся показать им, насколько важны для вас все эти сведения и демонстрируемые манипуляции, то вы сумеете быстро завоевать друзей. Не смотрите с неодобрением, пренебрежением или критикой к используемым здесь, может быть и не самым современным методам. Вначале присмотритесь, возможно, эти методы в данных условиях оказываются совсем не хуже тех, которым вас научили. А если нет, то постарайтесь найти способ тактично подсунуть коллегам книгу или статью из журнала, где опубликованы более современные способы, и затем просто поинтересуйтесь мнением по этому вопросу своих старших товарищей. Не следует выставлять себя с самого начала неисправимым спорщиком.

Выполняя эти советы, любой хирург станет в своей больнице уважаемым. Так и я начинал!

Интервью провела Анна Задкова, ученица 10-го класса

Чтобы стать врачом, надо пройти огромный конкурс в медицинский вуз, студентом подрабатывать санитаром, потом работать по распределению, часто за очень невысокую зарплату. Сомнительное удовольствие при крайне высокой ответственности и нагрузках. Цена вопроса — человеческая жизнь. «Доктора» — это цикл интервью с людьми, которые занимаются самым важным.

Если вы заметили ошибку в этом тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Пульмонолог Елена Давидовская рассказала о том, к чему приводит курение, какой кашель может быть симптомом серьезной болезни и зачем делать прививки от пневмонии.

    Как уберечь свою психику? Как сделать, чтобы психиатрический диагноз в Беларуси перестал быть приговором? Правда ли, что вовремя вылеченное высокое давление помогает дольше сохранять светлый разум в старости? Психиатр и профессор Олег Скугаревский поговорил с TUT.BY о психическом здоровье белорусов.

    Проктолог медицинского центра "ЛОДЭ" Дмитрий Гребенников рассказал о том, как лечить геморрой, что делать с анальными трещинами и почему все эти болезни связаны с психоэмоциональным состоянием человека.

    О том, зачем нужен витамин D, как справиться с его дефицитом и как правильно сдать анализ, рассказала эндокринолог, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой эндокринологии БГМУ Татьяна Мохорт.

    Когда начинать давать малышу взрослую еду и какую именно? Как сделать так, чтобы ребенок не стал сладкоежкой? Страшно ли то, что дети не доедают и вечно оставляют в тарелке пару ложек? Как сделать, чтобы школьник полюбил не только чипсы, но и брокколи?

    Известный врач УЗИ-диагностики Сергей Шредер рассказал о дородовой диагностике, проблемах с полом ребенка и беременности после 40 лет.

    Зачем делать прививки взрослым и как у нас борются с гепатитами, рассказал заведующий кафедрой инфекционных болезней БГМУ, главный внештатный специалист Минздрава по инфекционным болезням Игорь Карпов.

    Интервью с Ольгой Мычко о том, как работает система паллиативной помощи онкобольным, почему нельзя терпеть боль и что мы можем улучшить.

    Главный внештатный эндоскопист Минздрава Владимир Седун рассказал о том, как избежать неприятных ощущений, когда глотаешь зонд и зачем делать колоноскопию.

    Александр Кудин, заведующий отделением городской детской инфекционной клинической больницы, кандидат медицинских наук, доцент рассказал о том, почему не стоит бояться вируса Коксаки, зачем прививаться от ветрянки и гриппа и как вылечиться от простуды без лекарств.

    О том, зачем проводить скрининг рака и возможно ли в Беларуси лечиться бесплатно и качественно, рассказал заместитель директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор медицинских наук, профессор Сергей Красный.

    TUT.BY взял большое интервью у заместителя директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова, члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси, доктора медицинских наук, профессора Сергея Красного.

    Психиатр-нарколог, психотерапевт, учредитель общественного объединения "Пробуждение" Владимир Иванов рассказал о том, как разглядеть алкогольную зависимость и как при ней помочь.

    Эмма Руденко, руководитель Минского городского центра остеопороза и болезней костно-мышечной системы, председатель общественного объединения "Победим остеопороз вместе", доктор медицинских наук, профессор кафедры кардиологии и внутренних болезней БГМУ, рассказала о том, как на кости влияет кофе, почему женский скелет более хрупкий, чем мужской, и зачем ходить по два километра в день три раза в неделю.

    Уролог-андролог Аркадий Гресь работает врачом уже 51 год. Андролог — это доктор, который занимается лечением сексуальной и репродуктивной функции мужчин. Профессор, доктор медицинских наук, руководитель Республиканского андрологического центра на базе Минской областной клинической больницы рассказал о том, как сауна и курение влияют на мужское бесплодие и что сексом нужно заниматься по потребностям и без стимуляций.

    Часто человек не считает храп чем-то из ряда вон выходящим и не обращается с жалобами к врачу. Но храп может оказаться признаком опасного и порой смертельного заболевания - синдрома обструктивного апноэ во сне.

    Психотерапевт рассказала, почему иногда болезнь у человека задерживается надолго, как тело связано с психикой и почему многие годами при квалифицированной помощи медиков не могут избавиться от болезни.

    Акушер-гинеколог Елена Корсак в профессии 30 лет. И всю жизнь - в 5-м роддоме Минска. То ли в шутку, то ли серьезно она говорит, что в этом роддоме и выросла - здесь работала неонатологом ее мама. Бабушка Елены Николаевны тоже принимала роды у всей деревни. Поэтому выбор профессии был предопределен.

    В 1985 году профессор и главный внештатный пластический хирург Минздрава Владимир Подгайский возглавил первое в стране отделение микрохирургии. Его создали на базе Минской областной клинической больницы.

    Главный врач 39-й городской клинической поликлиники Минска Ольга Есманчик - о новых технологиях в работе врачей, очередях и нехватке узких специалистов.

    Главный детский аллерголог страны Владимир Жерносек уверен, что если у отца и матери есть аллергия, то и у ребенка она будет. Правда, на что именно, неизвестно. При этом аллергия может развиться в любом возрасте.