Александр Невский — краткая биография

6 декабря Церковь чтит память святого благоверного великого князя Александра Невского. Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра — для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг ратной славы предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: рыцари католических орденов стремились поработить Русь, осквернить святыни русского Православия. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая судьбоносное значение этой Истины Христовой в русской жизни, святой князь Александр принял на себя тяжкий крест державного защитника чистоты веры, хранителя и оберегателя духовной полноты русской государственности.

Подвиг смирения ожидал его в отношениях с надменной и пресыщенной победами монгольской Ордой. Хан Батый послал сказать князю: Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей? Видя в случившемся попущение Божие и наказание за грехи междоусобной княжеской вражды, святой Александр решил признать старшинство хана, не желая терзать Отчизну ужасами еще одной войны.

— Не бойтесь убивающих тело, провозглашает Слово Божие. Бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне (Мф.10. 28). Душа России всегда жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Зато смертельным повреждением угрожало русской жизни еретическое латинство.

Сделав опору на истины Закона Божия и Заповеди Христовы, святой Александр первым вывел Русь на тот путь, следуя по которому, она росла и крепла год от года, превратившись в результате из сообщества маленьких враждующих княжеств в великое Православное Царство, защитницу и хранительницу Вселенского Православия.

— Не в силе Бог, а в правде. Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Российская Церковь празднует 6 декабря (день его отпевания). И вторично — 12 сентября (день перенесения его святых мощей из города Владимира в царствующий град святого Петра).

Княжение Александра Невского (1236-1263) совпало с одним из самых тяжелых и трагических периодов русской истории: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища «крестоносцев» (шведы и немецкие рыцари Ливонского ордена).

Ужас такого положения выражался в том, что с одной стороны над русскими землями нависла угроза нашествия степных кочевников — монгол, что непременно вело к порабощению, в лучшем случае, и к уничтожению в худшем. С другой, балтийской стороны наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение колен перед знаменами западного католицизма.

Русь была ослаблена захлестнувшими её междоусобными войнами. Каждое княжество пыталось существовать на свой манер. Брат шел на брата. В ход пускалось все: убийство, вступление в родственные связи с авторитетными чужеземными родами, кровосмешение, интриги, заигрывание и одновременная жестокость с горожанами. Исторические условия того периода, в которые были поставлены князья, толкали их на те или иные действия.

Благоверный князь Александр Невский стал центральной фигурой новой, возрождавшейся из развалин мелкокняжеских уделов Руси, и именно к нему были обращены взоры как к защитнику и объединителю земель перед лицом золотоордынской угрозы и католических захватчиков.

В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с братом Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники.

Александр освободил Псков и отсюда, не теряя времени, двинулся к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру.

В связи с этим хотелось бы представить вниманию участников сообщества небольшой очерк, посвященный Св. Александру Невскому и смыслу его христианского подвига. Собственно - тому, за что мы почитаем его не только как политика и воина, но и как святого.

ПОДВИГ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО


Святой благоверный великий князь Александр Невский занимает совершенно особое место в ряду русских святых князей и в самосознании русского народа и Русской Церкви. Это первый в русской истории государь, смысл святости которого был усмотрен Церковью не в обращении язычников, не в мученической христианской кончине, и не в иноческих подвигах благочестия, а в военно-политической деятельности, причем деятельности, имевшей общенациональный масштаб.
Именно такая оценка смысла христианского подвига св. Александра преобладала и при его жизни и с самой его кончины, постепенно занимая все большее место в национальном сознании, - императором Петром Великим, совершившим символический акт переноса мощей св. князя из Владимира в Санкт-Петербург. Был установлен национально-религиозный культ Александра, ставший одной из агиополитических основ Российской Империи.
Даже в советский период именно почитание св. Александра, после периода раннебольшевистского нигилизма, возродилось первым, хотя и в чисто светском, атеистическом ключе, не как святого князя, но как защитника Земли Русской. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна даже представляет Александра как носителя «языческого» русского начала в противоположность христианству, представленному немцами, что, разумеется, исторической действительности не соответствует. Показательно, что орден Александра Невского был единственной наградой, которую, независимо друг от друга, ввели Российская Империя и Советский Союз. Сейчас национальному почитанию Св. Александра возвращается его церковный, религиозный смысл.
Жизнь и подвиги св. Александра достаточно хорошо известны, поэтому имеет смысл не пересказывать их в хронологическом порядке, а указать на те смыслы, которые и послужили основой для церковного культа князя.
Первостепенное значение в почитании св. Александра имела героическая составляющая его подвига. Вопреки распространенному заблуждению, православная оценка героизма очень высока - культ святых воинов-мучеников органически дополнялся преданиями об их подвигах, - победах над врагами, змеями и драконами. В героизме видится духовная добродетель, которая и приводит воинов-мучеников к их последнему подвигу и последней победе, смерти за имя Христово. Невская битва и Ледовое побоище, составившие воинскую славу Александра, были примером именно героической победы, требующей дерзости, воинского хитроумия и личного мужества. Эти победы понимались как проявление особой добродетели князя и знак Божия благоволения к нему, и не случайно в Житии св. Александра рассказывается о прямо небесной помощи свв. князей Бориса и Глеба в ходе Невской битвы и о воинстве Божием, помогающем русским полкам на Чудском озере. В Житии воинские подвиги Александра последовательно сопоставляются с подвигами воинов ветхозаветных времен – Иисуса Навина, Самсона, Давида.
Однако авторы житий сопоставляют Александра и с античными героями – Александром Македонским, Ахиллесом, Веспасианом Флавием (хорошо известным русским книжникам по славянскому переводу «Иудейской войны» Иосифа Флавия). Особенно значимо первое сопоставление, - в лице Александра Невского Русь обрела своего Александра Македонского, непобедимого юного героя, «затворившего врата» от варваров. Здесь мы видим второй аспект подвига св. Александра - стояние за Русскую Землю. Формула что князь Александр «потрудися за всю Русскую Землю» уникальна в летописной оценке князей этого периода, бывших, обычно, правителями с удельными интересами. Военно-политическая деятельность Александра отразила опасность для всех русских земель на основных угрожающих направлениях, - шведском, немецком-прибалтийском, литовском, - где вторжения были отражены лично князем, и, наконец, татарском, где за все время княжения Александра не было ни одного набега.
Именно св. Александр признавался потомками создателем Русской Земли как целостного хотя бы в теории государственного образования (точнее, - воссоздателем после Батыева разорения). Александр закрепил за своими потомками Владимирское великое княжение, а за князьями Владимирскими исключительное право на княжение в Новгороде. Тем самым были очерчены границы той государственной территории, которая позднее была объединена и укреплена под властью Москвы. Именно очерченные Александром границы стали первоначальными границами новой Руси. Эта Русь постепенно осознала себя как Святая, как царство благочестия и как ковчег спасения для православных христиан после разорения латинянами Царьграда, запустения Киева и постепенного ослабления иных православных земель. Соответственно и сопоставление подвигов Александра с подвигами ветхозаветных героев приобрело и более глубокий смысл, - он предстает как защитник Святой Земли, подобный Самсону, Гедеону или Давиду, а не просто как политик и государственный деятель.
Эта трактовка, безусловно, не имела бы места, если бы современники считали справедливыми возводимые последующими историками клеветы на Александра как на мнимого виновника нашествия «Неврюевой рати», разорившей Владимир и заставившей бежать его брата Андрея. Александр не наводил на Русь татарской рати, но уже после нашествия был назначен Ордой великим князем на место Андрея, дабы восстановить Русь. Церковное сознание вообще не видело проблемы в отношениях Александра с татарами той проблемы, которую преувеличивают современные историки. По представлению автора Жития Александр своей личностью внушил Батыю глубокое уважение и добился установления для Руси достаточно привилегированных отношений с Ордой, а после разорения «Неврюевой ратью» земли Суздальской восстановил её: «воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их». При этом не следует излишне драматизировать политику св. князя, - он не делал «глобального геополитического выбора против Запада в сторону Евразии и Орды». Св. Александр был охранителем и попечителем святой Русской Земли и готов был к союзу и с римским папой (с которым вел переписку, закончившуюся, впрочем, решительным отвержением всех папских предложений), и с Ордой, но главное – не в ущерб интересам Русской Земли и безопасности ее людей. Заботу о людях и о земле, кротость, смирение и приветливость церковное Предание считает еще одной характерной чертой христианского подвига Александра.
Наконец, закат жизни св. Александра освящен жертвенным подвигом, последним путешествием в Орду с целью «отмолить» русских людей от татарского «налога кровью», участия в ордынских войнах. Кончина Александра, с принятием перед смертью монашества и схимы, как высшей формы отречения от мира, представляется автору жития наградой Божией за труды князя. Св. митрополит Кирилл – верный помощник св. Александра во всех церковных делах, характеризует его кончину в своем надгробном слове образом заката солнца: «Чада моя, разумейте, яко уже заиде солнце земли Суздальской!». Перед погребением Александра его святость обозначается знамением, очевидцами которого были церковные служители – рука князя сама раскрылась, принимая вкладываемую в нее разрешительную грамоту, а затем сжалась вновь.
Почитание св. Александра складывается на Руси сразу же по его кончине, - на его гробнице во Владимире служатся по важным случаям молебны и панихиды, велкий князь Московский Иоанн Иоаннович оставляет в завещании своему сыну Димитрию икону св. Александра. Однако церковное прославление св. князя совершается после Куликовской битвы. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение - свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку Димитрию Ивановичу, одолеваемому иноплеменниками. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке, князю составлена служба и установлено местное почитание во Владимире, подтверждаемое происходящими у мощей многими чудесами. В 1547 году Стоглавый собор утверждает общецерковное почитание св. Александра и устанавливает днем его памяти 23 октября.
С этого участия св. Александра в Куликовской битве укрепляется его агиополитическая роль в качестве военного покровителя Русской Земли. В 1552 году перед походом на Казань Иван Грозный совершает молебен перед мощами св. Александра, один из спутников великого князя исцеляется и в этом очевиден Божий знак успеха похода. В 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея повторяется видение подобное Куликовскому, - свв. Борис и Глеб призывают св. Александра поспешить на помощь Москве. Интересно, при этом, что вслед за св. Александром свв. Борис и Глеб направляются к его предкам свв. страстотерпцам Андрею Боголюбскому и Георгию Всеволодовичу (павшему в бою с татарами на реке Сити) и Всеволоду Большое Гнездо и Ярославу Всеволодовичу, официальное почитание которых Церковью не было установлено, а также к св. Петру – царевичу Ордынскому. Знаменательно то, что в посмертных своих трудах как защитника Руси св. Александр берет своеобразный «реванш» за то, что невозможно было ему при жизни, подействует победе над восточными врагами Руси.
Петр Великий существенно реформирует церковный культ св. Александра, сведя его прежде всего к военному аспекту и ранним подвигам, совершенным на Северо-Западных рубежах Руси. Мощи святого в 1723-1724 гг. переносятся сперва в Шлиссельбург, а затем в Санкт-Петербург, основанный на месте Невской Битвы, в специально построенную для этой цели Александро-Невскую Лавру, становящуюся северным сакральным центром России. День перенесения мощей – 30 августа, одновременно – день заключения Ништадтского мира со Швецией, устанавливается в качестве дня празднования святому князю. Петр издает специальное распоряжение, запрещающее изображать св. Александра в одеянии схимника, отныне иконография св. Александра – это обязательно иконография святого воина, причем воина-монарха. В обычай входит изображение св. Александра по образу Всероссийских императоров – в горностаевой мантии, доспехе и с мечом в руках. Святой князь становится покровителем созданной Петром русской армии и того своеобразного «сакрального милитаризма» одушевлявшего военную идеологию императорской России. Однако за счет усиления этих черт в восприятии духовного облика св. князя, политическое и духовное значение его подвига было оттеснено на второй план и современной России имеет смысл возвратиться к более цельному видению деяний св. Александра, как одного из основателей Русского государства и защитника Русской Земли как земли святой.

Основные даты жизни и деятельности св. Александра Невского
1219, 30 мая - Рождение в Переяславле Залесском – уделе отца, князя Ярослава Всеволодовича.
1231 - Ярослав Всеволодович оставляет Александра с братом на Новгородском княжении.
1236 - Ярослав Всеволдович становится великим князем Киевским, а Александр Ярославич – самостоятельным князем Новгородским.
1237-38 - Батыево нашествие на Русь. Татарская рать не доходит до Новгорода
1239 - Брак Александра с полоцкой княжной Александрой
Лето 1240 - Шведский десант в устье Невы. Князь Александр с дружиной совершает стремительный рейд к месту высадки неприятеля и наносит неожиданный удар. 15 июля в ходе Невской битвы Александр наносит шведам сокрушительный удар, сам лично побеждает в поединке шведского предводителя и ранит его копьем в лицо.
Зима 1240 - Поссорившись с новгородцами Александр с женой и двором покидает Новгород. Тем временем немецкие рыцари из Ордена Меченосцев захватывают русские города Изборск и разбивают псковскую рать.
1241 - Возвращение Александра в Новгород, захват орденской крепости Копорье. Немцы захватывают Псков.
1242 - Поход Александра на земли Ордена, освобождение Пскова, битва на Чудском озере 5 апреля. Полный разгром войск Ордена. Меченосцы просят о мире и отказываются от любых претензий на русские земли.
1245 - Набег литовцев. Битва под Торопцом и разгром Александром литовского войска. Ссора с новгородцами, не желавшими продолжать поход на Литву. Александр с одной дружиной совершает поход в Литовские земли и наносит противнику несколько поражений. Прекращение на долгий срок литовских набегов.
1246 - в Монголии отравлен отец Александра вел. князь Ярослав.
1247 - Александр после перераспределения «столов» получает Тверь и вместе с братом Андреем едет в Золотую Орду, а затем в Монголию, к Великому Хану в Карокорум.
1249 - Великий Хан признает Александра старейшим из русских князей и поручает ему Киев, младшему брату Андрею передан Владимир.
1250 - Александр возвращается на Русь и селится в Новгороде. Первая болезнь Александра.
1252 - Нашествие на Владимирскую землю «Неврюевой рати» в наказание за неповиновение и антитатарский союз с Даниилом Галицким. Бегство Андрея. Разорение Переяславля. Александр получает ярлык на Владимирское княжение. Торжественный въезд Александра во Владимир.
1252-1263 - Княжение Александра во Владимире, восстановление разоренных русских земель. Сотрудничество со св. митрополитом Кириллом в деле укрепления Русской Церкви.
1255 - Приведение к покорности новгородцев, изгнавших старшего сына Александра – Василия.
1256 - Отражение попытки шведов построить город на реке Нарове и поход в Финляндию.
1258 - Поездка в Орду с неудачной попыткой отклонить проведение переписи населения.
1259 - Перепись в Новгороде. Татарский отряд под охраной дружины Александра входит в город. Александр не допускает столкновений.
1262 - Истребление сборщиков дани от Великого Хана во многих русских городах. В некоторых источниках сообщается, что это сделано по тайному повелению князя Александра. Поездка Александра в Орду с попыткой предотвратить посылку русских войск на подмогу хану Берке.
1263, 14 ноября - На обратном пути из Орды Александр умирает в Городце на Волге.

«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися»
Тропарь св. Александру Невскому

«Слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».
Житие Александра Невского XIII века

12 сентября - День памяти Александра Невского. В 2008 году легендарный князь стал «Именем России», образ Невского создавался веками, приобретая черты былинного героя, культовой фигуры. В день памяти князя вспомним 7 его подвигов.

Невское побоище

Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище - легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и »самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь», то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-по лоцкие земли. Стоит признать, что битва не отличалась особой масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов.

Александр vs немцы

После возвращения с Невской битвы Александр вернулся в Новгород, но поссорился с боярами и вынужден был отбыть в Переславль-Зал есский. Тем временем необычайную агрессию проявляли немцы, взявшие Изборск, Псков, землю вожан и Копорье. Когда супостаты приблизились к Новгороду, пришло время обратиться за помощью к Ярославу. Ярослав хотел отправить на помощь младшего своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев. в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем), освободил Псков.

Ледовое побоище

Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли «свиньёй» и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии.

Невский vs литовцы

В 1245 году литовское войско под предводительст во Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского «вызвали » в Орду к Батыю.

Невский vs католики

Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру. Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Невский-диплом ат

Александр Невский был не только успешным полководцем, но и хорошим дипломатом, заключавшим важные договора. Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецки х отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

История нашей страны содержит в себе множество славных битв. Некоторые из них обрели особую известность. Например, практически любой человек в разговоре о знаменитых сражениях упомянет Невскую битву и Ледовое побоище . Неудивительно, ведь благодаря этим событиям Русь когда-то смогла сохранить и защитить свои границы. Но и Невская битва, и Ледовое побоище могли закончиться более плачевно, если бы не великий полководец, который руководил нашими войсками – Александр Невский .

Краткая биография

началась 13 мая 1221 года. Его отцом стал Ярослав Всеволодович, а матерью – Ростислава Мстиславна. Детство мальчика прошло в Переяславле-Залесском, но длилось оно недолго. Уже в девятилетнем возрасте Александр был отправлен править Новгородом вместе с братом Фёдором. В 1233 году Федор скончался, а ещё через три года Ярослав Всеволодович отбыл в Киев.

Таким образом, Александр уже в 15 лет стал единоличным правителем Новгорода .

Личная жизнь

В 1239 году князь обрёл семейное счастье в Торопце с княжной Александрой Полоцкой . Венчание прошло в храме святого Георгия. Этот брак увенчался рождением нескольких детей:

  • Василий – 1240 год;
  • Дмитрий – 1250 год;
  • Андрей – 1255 год;
  • Даниил – 1261 год;
  • Евдокия.

Невская битва

Александра стали называть Невским, благодаря битве на Неве . Это сражение принесло князю всемирную известность. Невская битва произошла в 1240 году на берегу реки Невы. Сражение шло против шведов, которые хотели захватить Псков и Новгород. Примечательно, что войско Александра без поддержки основной армии смогло одержать победу над противником. Перед битвой князь вышел к войскам со словами поддержки, которые дошли до наших дней благодаря летописям.

Эти слова вдохновили воинов, и те смогли одержать уверенную и сокрушительную победу. Шведы понесли огромные потери и были вынуждены отступить.

Несмотря на успешный исход Невской битвы , у Александра возник конфликт с новгородцами, и князь был вынужден покинуть город. Но в 1241 году на территорию Новгорода вторгся Ливонский орден, состоящий из немецких и датских войск. Новгородцы были вынуждены обратиться за помощью к князю. Александр не подвёл – придя со своим войском, он освободил захваченные Ливонским орденом города, а затем повёл свои отряды к вражеской границе. Там, на Чудском озере, и состоялась решающая битва.

Ледовое побоище

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера встретились войска Александра Невского и Ливонского ордена. Благодаря хитроумной тактике князя вражеские войска были окружены с флангов и разбиты. Остатки отрядов попытались скрыться с места сражения, убегая по замёрзшему озеру. На протяжении 7,4 км их преследовали княжеские войска.

По поводу этой погони существует несколько версий. Очень популярна информация о том, что воины Ливонского ордена были облачены в тяжёлые доспехи. Тонкий лёд Чудского озера не выдерживал их веса и трескался. Поэтому большинство тех врагов, кто остался в живых, утонуло. Однако в Википедии упоминается, что эта информация появилась только в поздних источниках. А вот в записях, сделанных в ближайшие годы после битвы, ничего об этом не сказано.

Так или иначе, Ледовое побоище имело решающее значение . После него было заключено перемирие и для городов Руси больше не было угрозы со стороны Ордена.

Годы правления

Александр прославился не только победами в знаменитых битвах. Он понимал, что для защиты страны одних сражений недостаточно. Поэтому в 1247 году после смерти Ярослава Всеволодовича Александр поехал с визитом к ордынскому хану Батыю. Переговоры прошли успешно, поэтому князь получил в управление Киевское княжество, а его брат Андрей – Владимирское.

В 1252 году Андрей отрёкся от Владимирского княжества и сбежал. Это чуть не спровоцировало новый конфликт с татаро-монголами, но Александр снова нанёс визит в Орду. Тем самым он добился возможности управлять и Владимирским княжеством.

В дальнейшем Александр продолжал придерживаться этой же линии поведения. Такая политика двояко воспринимается обществом. Многие считали и считают Невского практически предателем, не понимая, почему он постоянно контактировал с Ордой. К тому же Невский не только посещал ханов, но и всячески способствовал претворению в жизнь их планов. Например, в 1257 году Александр помог Орде провести перепись населения Руси, против которой был весь народ. Да и в целом в отношениях с татаро-монголами он проявлял покорность и, не скупясь, платил дань.

С другой стороны, благодаря такой политике он смог освободить Русь от обязательств предоставлять Орде войска для военных походов и избавил страну от татаро-монгольских набегов. Главным для него было выживание, как собственное, так и всего народа. И он с успехом справился с этой задачей.

Смерть

Во время очередного визита к татаро-монголам, который состоялся в 1262 году, князь Александр Невский сильно заболел. К моменту возвращения на родину его состояние было совсем тяжёлым. Перед смертью князь успел принять православие под именем Алексия. Его жизнь завершилась 14 ноября 1263 года, похороны прошли во Владимирском Рождественском монастыре.

Любопытные факты

Нерсесов Дмитрий 15.07.2016 в 19:51

15 июля 1240 года состоялась Невская битва, в которой новгородский князь Александр Ярославич со своей немногочисленной дружиной разбил шведское войско, шедшее к Великому Новгороду. Именно после этой победы князь Александр получил имя Невского.

Значение победы, одержанной Александром и его новгородцами на берегах Невы, трудно переоценить. В ту эпоху без преувеличения решалась судьба русского народа и государства. Незадолго до этого Русь подверглась очередному страшному нашествию татаро-монголов хана Батыя. Обширные земли были разорены дотла, большая часть населения погибла или была угнана в рабство. Были разрушены Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов.

Но до северо-западных окраин Руси татаро-монголы не дошли. Великий Новгород, Псков, некоторые смоленские города остались невредимы. И именно они показались желанной добычей для немецких и шведских рыцарей.

Их манили богатства Новгорода - древнейшего торгового центра на пути "из варяг в греки", монополизировавшего торговлю (прежде всего, мехами) с племенами и народами, жившими на Севере и Востоке - по берегам Ледовитого океана и вплоть до Северного Урала. Расчет немцев и шведов был прост: они были уверены, что после Батыева нашествия Новгороду и Пскову неоткуда ждать помощи, а собственные их силы были ограниченны.

К тому же они полагали, что новгородский князь Александр еще молод (ему было 19 лет), не слишком опытен и не пользуется авторитетом среди свободолюбивых новгородцев. Дело в том, что в Великом Новгороде, как и во Пскове, сильны были "партии" сторонников "мира любой ценой" с европейскими торговыми партнерами. Ради сохранения весьма прибыльной торговли они были согласны идти на любые уступки и даже на предательство.

Так и произошло во Пскове, на который был направлен удар немецких отрядов. Хотя жители города мужественно оборонялись и выдержали осаду, его ворота открыли врагу тогдашние любители "западных ценностей" - свободной торговли и единения вероучений. Ведь немцы и шведы шли не просто завоевывать русские земли - они намеревались обратить русский народ в католичество. Поэтому в летописях того времени их называли "римлянами" - представителями воли Римского папы. Заметим при этом, что при всей своей жестокости татаро-монголы никогда не требовали обращения православных с иную веру…

Вполне вероятно, что именно угроза потери святой отеческой веры сплотила новгородцев. Среди них не оказалось предателей. И они не стали настаивать на созыве веча, которое должно было "санкционировать" набор ополчения и начало военного похода. Это позволило Александру быстро собрать силы сразу после получения донесений разведки о высадке шведов на месте впадения в Неву реки Ижоры. Справедливо рассудив, что быстрота и натиск решают все, он скрытно подошел к лагерю противника и нанес молниеносный удар.

Шведы были ошеломлены: они совершенно не ожидали нападения, будучи уверены, что новгородцы не покинут своих стен. Они предвкушали капитуляцию в ответ на посланный Александру ультиматум.

Внезапное нападение новгородской дружины застало шведов врасплох. По свидетельству летописцев, они не успели "опоясать мечи на чресла свои". Лишенное возможности построиться для боя, их войско не могло оказать организованного сопротивления. Смелым натиском русская дружина прошла через неприятельский лагерь и погнала шведов к берегу. Пешие ополченцы, продвигаясь вдоль берега Невы, не только рубили мостки, соединявшие шведские корабли с сушей, но даже захватили и уничтожили три неприятельских судна.

Новгородцы сражались "в ярости мужества своего". Александр "изби множество бесчисленное римлян (то есть шведов) и самому королю возложи печать на лице острым своим мечом", т. е. нанес удар в смотровую щель забрала на шлеме предводителя шведов Биргера - будущего короля.

Летописи описывают подвиги и других русских воинов. Так, княжий подручник Гаврило Олексич погнался за шведами, уносившими раненного Биргера с поля боя на ладью, верхом ворвался на корабль, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой, уложив на месте епископа и другого знатного шведа по имени Спиридон.

Другой новгородец, Сбыслав Якунович с одним лишь топором в руке смело врезался в самую гущу врагов, косил их направо и налево, очищая путь, точно в лесной чаще; за ним размахивал своим длинным мечом княжий ловчий Яков Полочанин. За этими молодцами наступали прочие дружинники.

Княжий отрок Савва, пробившись к центру лагеря противника, подрубил высокий столб шатра самого Бигрера; шатер повалился, что усилило панику в рядах шведов.

Остатки разбитого войска Биргера бежали на уцелевших кораблях. Потери новгородцев были незначительными, составив только 20 человек, тогда как шведы нагрузили три судна телами убитых знатных рыцарей, а прочих оставили на берегу.