Преподобный серафим саровский. Икона серафима саровского в чем помогает

Еще во время обучения в семинарии я усвоил, что иконопись - вершина изобразительного искусства. Своей глубиной, внутренней наполненностью икона превосходит любую картину. В отличие от портрета икона передает не только внешние черты изображенного на ней святого, но и полноту его личности. Впрочем, истории известен случай, когда выполненная по всем правилам академической живописи картина стала почитаться как святой образ и была приравнена по значимости к иконе. Речь о прижизненном портрете преподобного Серафима Саровского. А именно - о том, что хранится теперь в Ново-Дивеевском женском монастыре близ Нью-Йорка в США. До наших дней сохранилось несколько прижизненных изображений святого, но именно Ново-Дивеевский образ уже больше века почитается как икона. Такое, так сказать, «перерождение» состоялось благодаря последнему российскому императору Николаю 2 и его семье. Самодержец и его семья молились перед портретом старца, как перед иконой в Дивеево в 1905 году, благодаря святого за рождение наследника - цесаревича Алексия.

Портрет представляет собой ростовое изображение святого. Преподобный запечатлен в последние годы своей жизни. Одет он в монашеском облачение, а препоясан белым полотенцем. Больше всего привлекает внимание мудрый взгляд святого, который удалось передать художнику. Портрет-икона преподобного Серафима имеет непростую историю. Во время разорения Дивеевской обители коммунистами, образ был увезен в Киев. Там он находился и в годы немецкой оккупации.

При отступлении немцев из Киева, портрет-икона был вывезен одним из сотрудников германской комендатуры в Берлин, где затем был передан протопресвитеру Адриану РымарЕнко, который тогда был настоятелем православного Воскресенского собора, расположенного рядом с проспектом Гогенцоллерндамм. В германской столице портрет святого Серафима стал фактически спасителем храма, в котором находился. В один из ночных авианалетов на Берлин советская бомба, пробив купол собора, упала в левый его придел рядом с портретом. От бомбы начался пожар, который, чудесным образом, не сильно повредил внутреннее убранство храма. Портрет же, находившийся в эпицентре пламени и вовсе не пострадал. Через несколько часов была найдена еще одна бомба. Она тлела на чердаке, но так не взорвалась. Ее удалось ликвидировать.

Несмотря на то, что впоследствии Берлин неоднократно бомбили и советская авиация, и самолеты союзников, ни один снаряд не упал на собор, оберегаемый молитвой святого Серафима. По окончании войны многие русские эмигранты, не захотели оставаться в новообразованной ГДР и уехали в Америку. Уехал и отец Адриан Рымаренко. Вместе с собой он увез образ святого Серафима. Портрет-икона стала святыней новообразованного женского монастыря - Ново-Дивеево - расположенного в 40 километрах от Нью-Йорка. В настоящее время портрет хранится в Успенском храме монастыря и является одной из главных его реликвий.

) - иеромонах Саровского монастыря , один из наиболее почитаемых русских святых . Основатель и покровитель Дивеевской женской обители . Прославлен Российской церковью в по инициативе царя Николая II .

Правило преподобного Серафима Саровского

Это правило предназначено для мирян, не имеющих по разным причинам возможности совершить положенные молитвословия.
Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им молитвенное правило, известное ныне
как «Правило преподобного Серафима».
Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий
должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, т. е. «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды), и, наконец, «Символ веры» единожды. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь им дома или находясь в пути, должен читать тихо, про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если же вокруг люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить то же утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.
Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго».
А ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после него с крестным знамением пусть засыпает.
При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть до высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина: первая - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Пресвятой Девы, Матери Господа. А «Символ веры» заключает в себе все догматы Православной веры.
Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то мудрый старец советовал выполнять это
правило и лежа, и на пути, и при деле, помня слова Писания:
«Всяк, ижеаще призовет имя Господне, спасется»
(Деян. 2, 21; Рим. 10,13)

"Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих".

Преподобный Серафим Саровский. Начало XX века. Поволжье.

"Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое Серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого", - свидетельствовала в 1887 году казначея Серафимо-Дивеевского монастыря монахиня Елена (Анненкова), представительница известного дворянского рода.

Преподобный Серафим Саровский, с видом Саровской Успенской пустыни. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь


Неизвестный художник (В.Ф.Бихов?)

Конец XIX века. Холст, масло.

Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

1829-1830-е годы. Холст, масло. Частное собрание

Наиболее ранний, прижизненный портрет.
Нимбом и надписью портреты дополнили образ после Саровских торжеств 1903г.

По традициям Синодального времени, местное почитание подвижника исключало возможность применять это зримое обозначение святости. Первые хромолитографии с нимбом и надписью "преподобный" были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. И даже в Дивеевском монастыре, где глубоко верили в будущее прославление основателя в лике святых и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи Марии (Ушаковой), горела лампада, от масла которой происходили исцеления . И вместе с тем, на портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется "приснопамятным старцем", "иеромонахом" или просто "отцом Серафимом".


(написан на части кирпича из могилы святого)

"Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные" (В.Е. Раев).



Третья четверть XIX века. Поволжье. Холст, масло. Частное собрание

Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку.
Середина XIX века. Холст, масло. Патриаршая резиденция в Москве


"...Как живой, выступает пред нами дивный Серафим, в виде согбенного старца, неспешными стопами пробирающегося из монастыря в свою ближнюю пустыньку. На его лице, полноватом и сохранившем свежий цвет, несмотря на его старческий возраст и тяжелые подвиги, светятся знакомые нам голубые глаза, которые умеют прозревать душевные тайны"(Русская старина. 1904. № 11.)


Иеромонах Иоасаф (Толстошеев) (?). Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку. Вторая треть XIX века. Холст, масло. Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге


Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" его так и называют - "живописец тамбовский" (по происхождению), причем отмечено, что выучил его крестьянин Ефим Васильев, монастырский плотник . Тот, в свою очередь, занимался живописью по благословению самого преподобного, известен как автор его первого изображения с медведем, написанного спустя одиннадцать лет после смерти старца и помещенного в часовню над его гробницей.

Монахиня Серафима (Петракова). Явление Божией Матери
преподобному Серафиму Саровскому в день Благовещения
1831 года. Около 1901. Мастерская Серафимо-Дивеевского
монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь


Светоносность - особенное явление дивеевской живописи, и в частности творчества матери Серафимы. Вместе с тем, событие воспроизводится исторически точно, с учетом всех деталей одеяния Богоматери и святых, по описанию старицы Евдокии Ефремовны, ставшей свидетельницей чудесного явления . Сохранилось очень мало икон с этим сюжетом, непростым для решения многофигурной композиции.


Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»). Конец XIX-начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Праведная кончина преподобного Серафима Саровского. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. ЦМиАР

С большим искусством переведено в икону изображение праведной кончины святого пред келейным образом Богоматери "Умиление" (ЦМиАР). На фотографиях начала XX века запечатлены картины этого сюжета из монастырской кельи преподобного, часовни над его гробом. Рельефный бронзовый образ украшал гробницу старца. Состояние перехода в вечность граничит в этой композиции с глубоким погружением в молитву, отчего ошибочно в иконах и эстампах иногда называется "молением". В иконе сохраняются как будто все подробности келейной обстановки - печь, мешки с сухариками, висящие на стене клобук, мантия и лапти. Только стен кельи уже нет, вместо них золотой фон - слава и сияние вечности. На обороте иконы две печати: об освящении иконы на мощах святого и собственно "иконописная": "Работа сестер Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уез<да>".

Престолы Серафимо-Дивеевского монастыря. Около 1916 года. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Икона "Престолы Серафимо-Дивеева монастыря" создана около 1916 года, возможно, к предполагаемому освящению Нового собора. Панорама обители в нижней части изображения относится к этому времени. Важная смысловая роль центрального образа может быть связана не только с посвящением престола, но и со значением иконы "Умиление" как главной святыни обители. Изображения храмовых праздников даны симметрично, по композиционному принципу, внизу - небесные покровительницы дивеевских игумений: святая Мария Магдалина и мученица Александра царица. После кончины игуменьи Марии (Ушаковой) в 1904 году монастырь возглавила Александра (Траковская).

Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития. Начало XX века. Дерево, левкас, смешанная техника. ЦМиАР.

Семь сюжетов жития преподобной Елены Дивеевской. 1920-е годы. Н.Н.Казинцева (?). Дерево, левкас, темпера. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Венцом иконографии преподобного Серафима Саровского являются житийные иконы, которых, к сожалению, сохранилось немного. Разработка композиций клейм во многом была подготовлена во второй половине XIX столетия изданием многочисленных эстампов, которые существовали в качестве отдельных листов и помещались в книгах. Первым опытом совмещения в одном изображении нескольких сюжетов является мастерская литография 1874 года И.Голышева (РГБ). За год до прославления преподобного в Москве, Петербурге, Одессе начали печатать хромолитографии с его иконой-портретом в центре, главными событиями жития, видами святых мест его подвигов в Сарове. Многие сюжетные композиции эстампов явно повлияли на создание клейм житийных икон. Одним из лучших образцов является икона "Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития" начала XX века (ЦМиАР). В среднике - поясной образ "серебряковского" извода, в верхних углах - келейные иконы Спаса Нерукотворного и Богоматери "Умиление", поддерживаемые ангелами, в остальных клеймах - важные моменты жития, чудесные явления Христа и Богородицы, уединенные подвиги, праведная кончина.
К 1920-м годам относится уникальное произведение - житийная икона преподобной Елены (Е.В.Мантуровой) из Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь избран сюжет необычный и высокий по смыслу: "Царица Небесн[ая] показывает Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеев". Преподобная везде именуется инициалами ("Е. В."), и она, и даже преподобный Серафим не имеют нимба. Тем не менее, и по указанию протоиерея Стефана, и по композиционному принципу, и отчасти по иконографии - это все-таки икона, иконописный тип мышления. В одном из последних сюжетов (преподобный Серафим благословляет Елену Васильевну умереть за брата) фигура старца выполнена только белилами, уподоблена столпу света. Образ является примером столь характерного для дивеевской традиции творческого порыва к созданию новых иконографий, который предшествовал появлению канонических образов. Такие произведения, несомненно, должны были духовно укреплять веру сестер в молитвенное предстательство дивеевских подвижниц в тяжелые годы гонений на Церковь.

"Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные", - ответил некогда преподобный Серафим Саровский на просьбу "списать" с него портрет.

Преподобный Серафим Саровский начинает копать Канавку. Клеймо складня. 1920-е годы. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь.
По "Летописи" протоиерея Стефана Ляшевского, в Дивееве продолжали заниматься живописью даже в начале 1920-х годов . К этому времени относится складень с сюжетами истории обители, находящийся в Серафимо-Дивеевском монастыре. В одном из живописных клейм изображен преподобный Серафим, начинающий копать Богородичную канавку, по которой "стопочки Царицы Небесной прошли". Сестры медлили с исполнением заповеди преподобного, и вот однажды ночью на заре увидели его самого "в белом своем балахончике", копающим землю, "прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежит... на вскопанной земле" . Иконы этого сюжета встречаются очень редко, в основном они местного дивеевского происхождения. На аналойном образе начала XX века из частного собрания замечательно передано предрассветное небо, удивление и радость послушницы, увидевшей старца. В композицию введена историческая деталь - жернова мельницы-"питательницы" на дальнем плане.

Иконография прп. Серафима Саровского достаточно разнообразна для святого, прославленного не так давно. В начале ХX в. икон прп. Серафима Саровского было написано столько, что значительная часть их пережила годы революции, две войны и периоды гонений. Их сохранили музеи, а также верующие люди - почитатели преподобного. Много икон, мозаик и фресок создано в последние три десятилетия.

Икона, написанная с прижизненного портрета, с частицей мощей преподобного Серафима Саровского

Еще при жизни святого его кроткое и деятельное участие в судьбах всех, кто к нему обращался за помощью, стало настолько широко известно, что к преподобному потянулись люди со всех сторон Русской земли. «Новаго видящее тя избранника Божия, издалеча притекаху к тебе вернии… и сих, бедами отягченных, не отринул еси… даруя утешение» (икос 7). Этим словам акафиста вторят собственные слова старца: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его». Доброта, милосердие, смиренный характер великого чудотворца Серафима оказались глубоко созвучны русскому душевному складу, и это отразилось на создании его икон, на которых с любовью выписывался лик святого. Многие из этих образов, хотя и написаны в академической манере, передают художественными средствами тот дух (мирный, кроткий), который запечатлен в житии преподобного Серафима.

Несмотря на то, что иконография преподобного складывалась не больше полувека, в ней можно выделить несколько основных почитаемых изводов. Мы остановимся только на некоторых из них. Ряд икон и портретов прп. Серафима находится в Троице-Сергиевой лавре. На портрете преподобного 1860–1870 гг., хранящемся в ЦАКе (№ 5015, здесь и далее номера по электронному каталогу ЦАК), святой изображен с руками, сложенными на груди. Этот образ восходит к несохранившемуся прижизненному портрету прп. Серафима художника Д.Евстафьева.

Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов - являя разные грани облика преподобного.

Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова) - по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

Преподобный Серафим Саровский 1829-1830-е годы. Художник В. Ф. Бихов. Холст, масло.

Вторая треть XIX века. Холст, масло. Скит прп. Сергия Радонежского Данилова мужского монастыря в Москве. За основу взят «серебряковский» извод

Обратимся теперь к некоторым изображениям преподобного, находящимся в храмах Московской епархии в наши дни. Образы, написанные вскоре после 1903 г. - года прославления святого, - сохраняются, как правило, в церквах старой постройки и, конечно, не обязательно посвященных прп. Серафиму. В епархии ныне действует 13 храмов, посвященных преподобному, и еще 5 приделов его имени. В основном все они современной постройки. Один из отреставрированных храмов находится на территории Серафимо-Знаменского скита, который недавно праздновал 100-летие своего основания. В создании скита участвовала прмц. великая княгиня Елисавета Феодоровна, глубоко чтившая прп. Серафима.

Образ из прихода храма страстотерпца царя Николая в поселке Чкаловский, также написанный вскоре после канонизации прп. Серафима, доносит до нас характерные особенности его облика. Рука, непропорционально маленькая, благоговейно лежит на груди. Лик, хоть и имеет погрешности в рисунке, покоряет чувством искренней любви к старцу: преподобный изображен скорее умиротворенным, чем обремененным молитвенным трудом. Икона из храма царя Николая более всего похожа на литографии Дивеевской литографской мастерской, действовавшей с середины 1870-х гг. (РГБ, инв. Элб 15474). На этом хорошем образце можно увидеть само решение, как «превращался» портретный образ в икону. Деликатно выполнен едва намеченный нимб. На иконе использован темный фон, на котором четко читается лик с широким челом, обрамленным густыми седыми волосами, округлой, слегка раздвоенной бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами.

А для другой, уже современной иконы, из храма царя Николая, взят оливковый фон исходного портрета, который иконописец посчитал важным для сохранения «памяти» о первоначальном образе.

Многочисленные изображения прп. Серафима, сохранившиеся на прижизненных портретах и гравюрах, донесли ярко выраженные портретные черты и внимательный, даже пристальный взгляд святого старца. Впечатление от взгляда усилено выписанным рисунком глазного века, переносицей, заканчивающейся двумя глубокими складками. Современная икона из Щелковского собора с восемью сценами жития являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима. Лик, несмотря на иконописные плави, моделирующие его, несколько уплощен, но четко очерченные глаза смотрят в сердце молящегося - такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного.

Еще один образ батюшки Серафима находится во вновь построенном храме-часовне на набережной города Щелково, которой вернули прежнее имя Серафима Саровского. Икона принадлежала одноименной часовне еще до революции и была сохранена верующими людьми.

Она написана в академическом стиле XIX в. В колорите золотофонной иконы изысканно разрабатывается тема белого цвета и света, исходящего от фигуры святого, при этом особое значение обретают белильные мазки - «свидетели» этого нематериального света. Облик святого в акафисте даже описывается «светоносно»: «Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавый: радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый. Радуйся, свеще неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая: радуйся, светильниче горяй и светяй даровании духовными» (икос 7). Подобная ей икона находится в храме свт. Николая Чудотворца в селе Жегалово.

Щелковский храм-на-набережной украшен мозаичными панно с изображением эпизодов из жития преподобного. Замечательным решением является помещение картин дивеевской природы с видами монастыря в верхнем сегменте всех мозаичных панно. В числе первых обращает на себя внимание образ явления Богоматери, которое происходило в келье старца, и чудесный по красоте сюжета «Преподобный Серафим с лесными животными». На одной мозаике часовни в Щелково святой изображен молящимся на фоне ночного леса. Вообще данные работы яркие, современные, без глухих сдержанных тонов. Это удачное художественное решение, ведь святой - близкий нам по времени. И мозаичные сюжеты подобраны не так, чтобы просто формально отметить основные факты жития. Например, мы видим старца Серафима с детьми на солнечной поляне, а вокруг цветы, корзины с яблоками. В XIX в. среди различных гравюр и литографий было изображение бесед преподобного с паломниками (РНБ, инв. Элб 15492, Элб 15471): несмотря на лубочность, фигуры статичны, паломники предстоят святому. В щелковской же часовне дети на мозаике буквально обступают преподобного, как отца. По существу - точное попадание в самую суть облика святого. Совсем не всякого подвижника можно так без обиняков изобразить. Как же еще можно было почитателям изобразить святого, который «приходящия к тебе радостию и сокровищем именовавый» (Икос 8 акафиста)? Действительно, главное качество батюшки Серафима - близость к человеку.

В Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, в приделе, посвященном саровскому чудотворцу, находится икона «Явление Богородицы прп. Серафиму» монахини Иулиании (Соколовой) работы 1957 г. Она изобразила собеседование святого и Богоматери, сосредоточенный взгляд прп. Серафима в этот раз, устремленный к Небесной Царице. «К Богородице великий молитвенник был еси, преподобне, Юже видети со апостолы сподобился еси…» (стихиры канона, песнь 1). Ее же кисти принадлежит ростовая икона с благословляющим прп. старцем Серафимом из Покровского академического храма.

Складень-ларец для реликвий преподобного Серафима Саровского

Около 1903 г. Москва. Фирма Ф. Мишукова. Дерево, темпера, серебро, позолота, жемчуг, сапфиры, чеканка, эмаль. 37,7 х 10 х 4,3 см.

Образа благословляющего отца Серафима в мантии и епитрахили появились в 1902-1903 гг. в иконописной мастерской Дивеевской обители. Позже появился ростовой образ, один из которых матушка Иулиания и взяла за образец. Выражение глубокой сосредоточенности этого лика, подчеркнутое направлением взгляда и мягким изломом бровей, небольшими устами, вызывает чувство благоговения. Это человек большого духовного опыта, надежный, верный пастырь: «Молящимся тебе столп непоколебим (явился) и прибежище всем притекающим во обитель Саровскую…» (стихиры канона; песнь 3).

В храме Рождества Богородицы села Анискино - ростовой образ прп. Серафима Саровского и ап. Иоанна Богослова (начала XX в.). Немного заслоняя прп. Серафима, апостол Иоанн смотрит в открытую книгу, которую держит в руках. А святой Серафим, слегка прижав руку к епитрахили, обратил свой взор на молящегося. Вообще, ростовые иконы, совмещающие изображения почитаемых святых, характерны для той эпохи. Восхищает благочестие заказчика, замыслившего объединить апостола и преподобного, которых роднит особое почитание Богоматери и то, что оба имели особый дар любви, который проявился с самого начала пути ко Христу. «От юности Христа возлюбил еси, преподобне» (тропарь на прославление).

Сугубое почитание Богородицы, свойственное преподобному, проявилось и в создании икон, в которых отец Серафим предстоит Небесной Царице. Иконография этого молитвенного предстояния также весьма обширна. Среди целого ряда интересных изображений в Московской епархии - редкий образ тронной Богоматери Печерской с предстоящими прпп. Антонием Киево-Печерским и Серафимом Саровским - в Покровском Хотькове монастыре.

В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться.

Список литературы:
1. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу. История создания: исследование и тексты. М., ПСТГУ. 2006.
2. Елагин Н. В. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника: с приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. М., 2003.
3. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография / Сост. и отв. ред. Н. Н. Чугреева. М., Индрик, 2004.
4. Преподобный Серафим Саровский. В литографии XIX - начала XX вв.: Каталог / Автор-сост. Н. И. Рудакова. М., Индрик, 2008.

Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белогородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать - Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже был старший сын по имени Алексей.

Отец Прохора - купец - владел несколькими небольшими кирпичными заводами Курска и занимался строительством разного рода зданий. В то время он строил как обычные жилые дома, так и церкви. Так, он начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но дело своё довести до конца не успел. Когда Прохору было не более трёх лет, Исидор Мошнин умер. Все оставшиеся дела, связанные со строительством храма, продолжила его супруга.

С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим.


Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.

Подвижничество

В 17 лет юноша совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру в качестве паломника. Там он узнал место, где будет пострижен в монахи. Мать не стала противиться выбору сына, понимая, что он действительно каким-то образом связан с Богом. Спустя два года юноша уже готовится стать монахом в монастыре для мужчин Саровская пустынь.


В 1786 году молодой человек сменил имя на Серафим и пополнил монашеские ряды. Его посвятили в иеродиаконы, а спустя семь лет - в иеромонахи.

Серафиму был близок аскетичный образ жизни, как и большинству тех, кто избрал служение. Для единения с самим собой он поселился в келье, которая находилась в лесу. Чтобы добраться до монастыря, Серафим преодолевал пешком расстояние, равное пяти километрам.

Иеромонах носил в зимнее и летнее время одинаковые предметы одежды, самостоятельно находил еду в лесу, спал непродолжительно, держал строжайший пост, перечитывал святое писание, часто предавался молитвам. Серафим разбил огород и обустроил пасеку рядом со своей кельей.


Многие годы Серафим ел только траву сныть. Кроме того, он избрал особый вид подвига - столпничество, при котором тысячу дней и ночей непрерывно молился на валуне из камня. Так Серафим стал именоваться преподобным, что означает образом жизни стремящимся стать подобным Богу. Миряне, заходя к нему, зачастую видели, как преподобный кормит большого медведя.

В житие описан случай, как однажды разбойники, разузнав, что у Серафима бывают обеспеченные гости, посчитали, что он успел разбогатеть, и его можно ограбить. Пока иеромонах молился, они избили его. Серафим не оказал никакого сопротивления, несмотря на свою силу, мощь и молодость. Но в келье аскета преступники никаких богатств не обнаружили. Преподобный выжил. Случившееся недоразумение стало причиной того, что он остался сгорбленным на всю жизнь. Позже преступников поймали, а отец Серафим подарил им прощение, и их не наказали.


С 1807 года Серафим старался как можно меньше встречаться и говорить с людьми. Он начал новый подвиг - молчание. Через три года он вернулся в монастырь, но ушёл в затворничество на 15 лет, найдя уединение в молитвах. По окончании затворнического образа жизни он возобновил приёмы. Серафим стал принимать не только мирян, но и монахов, обретя, как описано в книге о его жизни, дар пророчества и целительства. Сам царь был среди его посетителей.

Умер иеромонах Серафим 2 января 1833 года в своей келье. Это случилось на 79 году жизни, когда он совершал обряд коленопреклоненной молитвы.

Житие

Описывать жизнь Серафима взялся иеромонах Сергий спустя четыре года после его смерти. Оно и стало основным источником, написанным о Саровском. Однако и его много раз редактировали.


Так, в 1841 году житие переписал сам митрополит Филарет. Сказалось желание сделать привести житие в соответствие с требованиями цензуры того времени.

Редактором следующего издания стал настоятель одной из пустыней Георгий. Он дополнил книгу деталями о зверях, которых кормил преподобный, о приумножении еды и явлениях девы Марии.

Народное почитание и канонизация

Почитать Серафима начали ещё при жизни. Однако канонизирован он был после смерти по требованию супруги - . Это случилось 19 июля 1902 года. Николай II и Александра Фёдоровна верили, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник.


Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя, соответствующим церковным канонам.

Наследие

Православные и сегодня молятся Серафиму Саровскому. В прессе многократно писали об исцелениях от различных недугов людей, которые приходили к мощам святого, и других чудесах, связанных с ним.

До наших дней дошла самая известная икона, на которой изображён преподобный. Исходником для написания иконы Серафима Саровского послужил портрет, который был сделан за пять лет до смерти иеромонаха художником по фамилии Серебряков.


Также и по сей день православные знают ни одну молитву Серафиму Саровскому. В чём помогает этот святой: верующие просят у него умиротворения и окончания страданий, исцеления от недуга, гармонии и душевной стойкости. Зачастую к иконе с молитвой приходят, чтобы святой наставил на путь истинный. Молодые девушки просят послания спутника. Нередко бизнесмены молятся Серафиму, желая получить успех в делах и торговле.

Сегодня храм Серафима Саровского есть практически в каждом городе России. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Казань. Есть приходы в честь преподобного и в небольших сёлах. Это говорит о том, что святой и сейчас почитаем среди верующих.

Пророчества

Если верить дошедшим до наших дней источникам, Александру I Серафим предсказал, что род Романовых берёт своё начало и завершится в доме Ипатьева. Так и случилось. Первого царя по имени Михаил избрали в Ипатьевском монастыре. А в екатеринбургском доме Ипатьева погибла вся царская семья.


Среди предсказаний святого Серафима такие события, как:

  • декабристское восстание,
  • Крымская война 1853–1855 гг.,
  • закон об отмене крепостных отношений,
  • война между Россией и Японией,
  • мировые войны,
  • Великая Октябрьская социалистическая революция.
  • Серафим считал, что до пришествия антихриста миру осталось шестьсот лет.

Цитаты

  • Также до нас дошли и известные цитаты, некогда сказанные Саровским. Вот некоторые из них:
  • Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.
  • Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
  • От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.
  • Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
  • На хлеб и воду ещё никто не жаловался.
  • Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.