Что можно отнести к словесному методу обучения. Характеристика словесных методов обучения (объяснение, рассказ, лекция, беседа, работа с книгой). Основные методы самостоятельного усвоения материала

Методы, которые использовались в течение многих веков и применяются в современной учебной практике, определяются как традиционные. Они, бесспорно, не потеряли своей методической ценности и сегодня. Это - словесные, наглядные, практические, контрольные, самостоятельные методы.

В последние десятилетия под влиянием развития общей дидактической науки, педагогической психологии, а также гуманизации и демократизации обучения созданы современные диалогические методы обучения, которые называются в дидактике методами активизации учебно-познавательных действий. Они используются с целью активизации познавательной деятельности субъектов обучения с помощью специальных приемов и способов. В практике педагогов распространены такие диалогические методы обучения: анализ конкретной ситуации, интеллектуальная разминка, сократический метод, «мозговой штурм» («атака»), учебно-тематическая дискуссия, деловая игра, профессиональная игра, профессиональная консультация, организационно-деятельная игра и др, их будет проанализировано далее.

Обучение происходит с помощью различных средств. Особое место среди них занимает слово. Методы, которые реализуются посредством слова, называются вербальными (от лат. verbalis - устный, словесный).

Процесс преподавания-обучения не может проходить без вербального общения, а другие методы, например наглядные, выполняют только вспомогательные функции.

Основные составляющие этого метода - рассказ, объяснение, лекция и их разновидности, которые используются с целью сообщения учащимся новых знаний, объяснение порядка выполнения тех или иных действий, ознакомление с новыми фактами, событиями.

Одним из самых простых и одновременно самых распространенных методов в процессе обучения является рассказ. Метод рассказа предполагает устное живое и образное, эмоциональное и последовательное изложение преимущественно фактического материала в пояснительной или повествовательной форме. Он используется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем и время. В обучении учащихся рассказ преимущественно применяется во время изучения исторических событий, явлений общественной жизни и тому подобное.

Основные разновидности рассказа такие:

Научно-популярная рассказ (основывается на анализе фактического материала);

Художественный рассказ (образный перевод разнообразных фактов, событий, поступков и тому подобное);

Рассказ-описание или рассказ (последовательное изложение основных признаков, особенностей предметов и явлений окружающей среды, например, описание исторических событий).

Основные педагогические требования к рассказу: познавательная и воспитательная направленность; достоверность и научная обоснованность фактов; достаточное количество ярких примеров, которые доказывают изложенные положения; четкая логика и доказуемость изложения; образность и эмоциональная окрашенность; наличие элементов личной оценки и отношения педагога к содержанию материала, который изучается; высокая культура речи педагога (четкость, доступность, правильность, личностная окрашенность).

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды : рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование .

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Главными элементами этих методов является слово, устный рассказ учителя. К ним относятся объяснение, инструктаж, рассказ, лекция, беседа, самостоятельная работа с учебником.

Объяснение - словесное истолкование понятий, явлений, принципов действий приборов, наглядных пособий, слов, терминов и тому подобное.

Например, начиная изучение нового текста с иностранного языка, учитель объясняет группу новых слов. В начале урока он может объяснить принцип действия прибора, который на уроке будет использовано впервые. Учитель географии перед изложением нового материала может объяснить ученикам записанные на доске новые названия, термины. Метод объяснения преимущественно используют во время преподавания нового материала, а также в процессе закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученики что-то не поняли. Успех объяснения зависит от его доказательности, логики изложения, подбора аргументации. Весомое значение имеют четкость речи, его темп, образность языка.

Инструктаж - ознакомление со способами выполнения задач, использование инструментов, приборов и материалов, соблюдение техники безопасности, показ трудовых операций и организации рабочего места.

По содержанию в учебном процессе инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж осуществляют перед началом самостоятельной работы учащихся, он предусматривает доведение до них содержания и методики выполнения заданий, их результатов. Текущий проводят во время самостоятельной работы; он предусматривает оказание помощи отдельным учащимся, у которых возникли трудности. Во время заключительного инструктажа учитель анализирует результаты самостоятельной работы, демонстрирует лучшие работы учащихся, выставляет оценки, определяет дальнейшие перспективы.

Рассказ - последовательное раскрытие содержания учебного материала.

Рассказы делятся на художественные, научные, научно-популярные, понятные. Художественный рассказ - образный перевод фактов, поступков действующих лиц (например, рассказы о географических открытиях, написание художественных произведений, создание художественных шедевров и др.). Научно-популярная рассказ основывается на анализе фактического материала, поэтому изложение связан с теоретическим материалом, абстрактными понятиями. Рассказ-описание дает последовательное изложение признаков, особенностей предметов и явлений окружающей действительности (описание исторических памятников, музея-усадьбы и др.). Каждый тип повествования должен отвечать определенным требованиям: обеспечивать воспитательную направленность обучения; оперировать только достоверными и проверенными наукой фактами - не содержать фактологических ошибок; опираться на достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов, доказывающих правильность теоретических положений, способствующих лучшему восприятию нового материала; строиться по плану (четкое разделение на части); предусматривать понятность главной мысли и основных моментов; предусматривать повторение важнейших положений; содержать выводы и обобщения; быть унаочненою, доступной и простой по языку; быть эмоциональным по форме и по содержанию, особенно на уроках географии, биологии, истории, литературы.

Лекция - устное изложение большого по объему, сложного по логическим построением учебного материала.

Ее практикуют в старших классах. Лекции читают на определенные темы.

Учебные лекции по своим дидактическим назначением могут быть вводными, тематическими, обзорными, заключительными.

Вводная лекция призвана дать общее представление о задачах и содержании учебной дисциплины, раскрыть ее структуру и логику, взаимосвязь с другими дисциплинами, вызвать у учащихся интерес к учебному предмету. Тематическая лекция посвящена определенной теме курса. Обзорную лекцию читают ученикам перед экзаменами. В заключительной лекции подводят итоги изученного материала по учебному предмету, выделяя узловые вопросы и сосредоточивая внимание на практическом значении полученных знаний для дальнейшего обучения.

наиболее Распространенной является информационная лекция, которая предполагает передачу учащимся информации по определенной учебной дисциплине путем последовательного раскрытия научных фактов, явлений, процессов. При этом ученики являются простыми потребителями готовой учебной информации.

Гуманизация образовательной системы, тенденция к реализации творческих способностей каждого индивида обусловили появление новых видов лекции:

Проблемная лекция предполагает усвоение новой информации путем ее "открытие". Задача лектора заключается в создании проблемной ситуации, побуждении учащихся к поискам решения проблемы. Для этого новый теоретический материал подают в форме проблемной задачи, в условиях которого определяются противоречия, требующие решения. В процессе их решения учащиеся, сотрудничая с учителем, приобретают новые знания. Такие лекции развивают теоретическое мышление, познавательный интерес к предмету;

Лекция-визуализация возникла в процессе поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Она предполагает сообщение информации в визуальной форме. Преподаватель при этом использует демонстрационные материалы, наглядность, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами являются содержательными сообщениями. Чтение такой лекции сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных материалов. При этом важно определить визуальную логику, ритм подачи материала, его дозировка, стиль общения с учащимися;

Лекция вдвоем предполагает проблемное изложение учебного материала в диалоге двух учителей, что побуждает учащихся сравнивать разные точки зрения, осмысливать между-предметные связи, глубже осознавать учебный материал.

Метод лекции предусматривает ознакомление учащихся с ее планом, что помогает им следить за мыслью учителя, последовательностью раскрытия темы. Важно научить школьников тезисно записывать содержание лекции, выделять в ней главное. Целесообразно хотя бы выборочно проверять конспекты лекций, знакомить учащихся с допустимыми сокращениями слов.

Успешное чтение лекции зависит от подготовки к ней учителя, прежде всего, от составления плана, подбора материала, который раскрывает содержание темы, подбору наглядности. Важно во время лекции владеть вниманием учеников. Этого достигают различными приемами: необычное начало лекции (краткое факт, что имеет отношение к содержанию лекции, деталь из биографии человека, о котором будут рассказывать). Внимание учащихся активизируется, когда к ним обращаются с предложениями типа "представьте себе...", когда они якобы становятся соучастниками событий, о которых идет речь на лекции. Поддерживают внимание слушателей интересные примеры-иллюстрации теоретических положений, наглядность, технические средства обучения, проблемное изложение материала. Учитель может прибегнуть и к риторических вопросов, изменения интонации рассказа, паузы и др.

Методы объяснения, рассказа и лекции используют в основном при сообщении новых знаний и в меньшей степени в процессе закрепления. их преимущество заключается в том, что учащимся за сравнительно короткое время может быть сообщено значительный объем знаний. Однако эти методы не позволяют определить активность учащихся, их участие в работе, учителю трудно выявить, как у учеников с его слов формируются представления об объектах, которые являются предметом изучения. Поэтому существует опасность, что усвоенные учащимися знания будут формальными.

Беседа - метод обучения, предполагает вопросы-ответы.

По назначению в учебном процессе различают вступительную беседу, беседу-сообщение, беседу-повторение, контрольную. Вступительную беседу проводят с учениками как подготовку к лабораторных занятий, экскурсий, изучения нового материала. Беседа-сообщение основывается преимущественно на наблюдениях, организованных учителем на уроке с помощью наглядных пособий, записей на доске, таблиц, рисунков, а также на материале текстов литературных произведений, документов. Беседу-повторение используют для закрепления учебного материала. Контрольную беседу - для проверки усвоенных знаний.

По характеру деятельности учащихся в процессе беседы выделяют такие ее виды: репродуктивная, эвристическая, катехізисна.

Репродуктивная беседа направлена на воспроизведение ранее усвоенного материала. ее проводят на основе изученного учебного материала. Отвечая на вопросы учителя, ученики повторяют пройденный материал, закрепляют его, одновременно демонстрируя уровень усвоения. Такая беседа может быть сопутствующей, текущей, итоговой, систематизуючою.

Сущность эвристической (сократовской) беседы заключается в том, что учитель умело сформулированными вопросами направляет учащихся на формирование новых понятий, выводов, правил, используя приобретенные знания, наблюдения. К ней прибегают лишь при условии надлежащей подготовки учителя, совершенного владения им методикой обучения и соответствующего уровня мышления учащихся. Этот метод ценен в том случае, если учитель при помощи правильно подобранных вопросов и надлежащего ведения всей беседы умеет привлечь всех учащихся класса к активной работе. Для этого необходимы знания психологических особенностей каждого ученика и соответствующий отбор различных путей вопросительно-ответственной формы обучения.

Катехізисна беседа направлена на воспроизведение ответов, которые требуют тренировки памяти. ее использовали еще в средневековых школах. По этому принципу построен церковный учебник, в котором религиозные истины разделен на вопросы и ответы. Этот метод требовал от учеников средневековых монастырских школ заучивание без понимания и осмысления вопросов и ответов; в современных школах его учеников подводят к самостоятельной умственной деятельности, к самостоятельному мышлению. Катехізисна беседа дает возможность проконтролировать понимание учащимися уже изученного материала, способствует развитию мышления и тренирует память.

Готовясь к беседе любого типа, учитель составляет ее план, чтобы обеспечить последовательность развития темы, намечает основные вопросы для учащихся. У опытного учителя они короткие и точные, логически последовательные, будят мысль ученика, развивают его.

Эффективность метода беседы зависит от умения учителя формулировать и задавать вопросы. В зависимости от сложности их разделяют на: вопросы о фактах; вопросы, которые предусматривают сравнение и соответствующий анализ явлений; вопрос о причинові связи и значения явлений; вопросы, на которые можно ответить, раскрыв содержание понятий, обосновав общие выводы, с помощью индуктивных и дедуктивных выводов; вопросы, которые требуют доказательств.

Во время беседы важно обращать внимание на качество ответов учащихся по содержанию и стилю. Они должны быть полными (особенно в младших классах), осознанные и аргументированные, точные и четкие, литературно правильно оформлены. Если ученик неправильно отвечает на вопрос, его формулируют понятнее для него, если он и в таком случае не может ответить, ставят легче вопрос, ответ на который поможет подойти к правильному освещению вопроса в первом его формулировке. В процессе беседы целесообразно сначала ставить вопрос всему классу, затем вызывать для ответа ученика; осуществлять дифференцированный подход к учащимся; опрашивать не только тех, кто желает. Благодаря этому учитель может работать со всем классом и с отдельными учениками, не снижая контроля за уровнем их знаний.

Работа с учебником; - организация самостоятельной работы учащихся с печатным текстом, что дает им возможность глубоко осмыслить учебный материал, закрепить его, проявить самостоятельность в обучении.

Существуют различные виды самостоятельной работы с учебником. Самый распространенный - чтение текста учебника с целью закрепления знаний, полученных на уроке. Начиная чтение учебника, ученик должен вспомнить материал, который изучался на уроке. Это поможет ему глубже проникнуть в смысл прочитанного. Важно научить учащихся улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план. Прочитав текст, они должны мысленно воспроизвести основные положения темы.

Другая форма самостоятельной работы с учебником ответы на вопросы, представленные в учебниках после текста. Это приучает учащихся к внимательному чтению текста, выделение в нем главного, помогает устанавливать причинно-на-слідкові связи, выявлять и запоминать самое существенное.

Ученик может изучать определенный материал по учебнику и самостоятельно. Опытные учителя специально выделяют вопросы учебного материала для самостоятельного их изучения учениками (они должны быть несложные, чтобы дети могли справиться с ними). Но такой вид самостоятельной работы практикуют нечасто, поскольку большинство учителей убеждено, что учеников надо учить на уроках.

Еще один вид самостоятельной работы с учебником - заучивание текстов (правил, законов, стихов и др.). Его следует начинать с внимательного чтения материала, затем необходимо продумать прочитанное и в произвольной форме воспроизвести его содержание. Целостное заучивание небольшого материала дает лучшие результаты, чем заучивание его частями. Если текст большой, его делят на смысловые части. Для активизации мыслительной деятельности в каждой части целесообразно придумать заголовок. Это облегчит ученику сочетание заучуваних частей.

Отдельным видом самостоятельной работы является рассмотрение и анализ учащимися таблиц, рисунков и других иллюстраций, помещенных в учебнике. Чтобы такая самостоятельная работа была осмысленной, ученикам предлагают связывать рассмотрение и анализ с текстом учебника и полученными на уроках знаниями.

Для успешной работы с учебником учащихся следует научить различным формам записывания проработанного материала (план, конспект, тезисы, выписки цитат, графические записи и тому подобное). План - логически последовательные заголовки, что является основными вопросами текста. Конспект - краткое письменное запись содержания прочитанного. Тезисы - запись кратко сформулированных мыслей, которые передают основные положения прочитанного. Цитата - дословный запись отдельных мыслей автора. Графический запись - составление схем, диаграмм, графиков по тексту учебника.

Учитель должен прибегать к разнообразных форм работы с учебником на разных этапах урока. В частности, в процессе изучения нового материала целесообразно использовать: предварительное ознакомление с темой будущего урока, имеющий целью восстановления в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, на которые будет опираться изучение нового материала, или введение учащихся в круг вопросов, которые будут изучаться на уроке; самостоятельное изучение по учебнику отдельных вопросов программы; составление простых и развернутых планов, выписки из учебника примеров, цитат, составление сравнительных характеристик изучаемых явлений, процессов и проч.; чтение художественной и научно-популярной литературы, хрестоматий, документов; подготовка сообщений, рефератов и докладов по отдельным вопросам изучаемого темы в классе и дома.

Во время закрепления материала также следует заботиться о разнообразие форм самостоятельной работы с учебником: чтение и составление простых и развернутых планов из отдельных параграфов, разделов учебника; чтение учебника и подготовка ответов по плану изложение нового материала учителем; подготовка ответов и развернутых выступлений по специальному заданию учителя; выполнение практических заданий и упражнений по учебнику или учебным пособием.

Узагальнювальне повторения требует таких форм самостоятельной работы учащихся с учебником: повторение важных частей и разделов учебника; конспектирование его обобщающих разделов; подготовка ответов по основным вопросам пройденного материала; составление сравнительных характеристик, схем, таблиц; подготовка докладов, рефератов.

В данном посте очень качественно и подробно рассмотрены словесные методы обучения.

Словесные методы обучения - это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.

Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.

Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.

Рассказ — это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале.

Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. Продолжительность его обычно от 10-20 мин.

Чаще всего применяется в обучении по гуманитарным дисциплинам, особенно в младших классах, реже в средних и как исключение в старших.

Рассказ составляется учителем. Его содержание не ограничивается учебником. Обычно он включает примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к слушателям.

Рассказ требует от учителя высокой эмоциональности и красочности, мимики, жестов. Это придает ему особую силу воздействия на слушателей.

Рассказ подразделяется на:

  • художественно-литературный;
  • описательный;
  • повествовательный (о жизни и деятельности ученых, писателей и т. д.);
  • рассказ-воспоминание;
  • пересказ прочитанного;
  • рассказ об услышанном и увиденном;
  • рассказ-фантазия.

В опыте передовых учителей на уроках по разным предметам все чаще применяются воображаемые путешествия и экскурсии:

  • по истории к местам исторических событий, в музи, к памятникам древности, в прошлое и будущее человечества;
  • по географии в разные города и страны, вокруг земли по экватору или меридиану;
  • по литературе на родину писателя или героя; по биологии на дно морское, в далекое прошлое и т. д.

Мысленные экскурсии и путешествия придают рассказу романтическую окраску, что импанирует учащимся средних классов.

Объяснение. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства.

Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов.

Объяснение тесно связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой, толкованием понятий.

Здесь большое значение, чем при пересказе, имеет непосредственная проверка хода формирования понятий у школьников, обращение к ранее усвоенному.

Инструктаж - это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. д. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью.

В процессе обучения технологии, черчению и рисованию инструктаж сочетается с показом приемов выполнения работ, нередко уступает ему место. Впрочем, это имеет место и при организации лабораторных работ.

Инструктаж может быть: вводным (вступительным), текущим и заключительным.

Текущий инструктаж бывает фронтальным и индивидуальным. Он тесно связан с разъяснением, объяснением и показом приемов выполнения действий.

Как правило, инструктаж сопутствует практическим занятиям, экскурсиям и другим формам обучения.

Нередко применяется письменный инструктаж (задания, инструкционные карты и т. д.).

Лекция — наиболее сложный вид изложения учебного материала, в основе которого лежат одна -две ведущие идеи или проблемы.

Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью.

Применяется чаще всего на уроках гуманитарного цикла при обзоре событий, положений.

Лекция включает сообщение о научных и жизненных фактах, истории вопроса, логические доказательства и выводы, цитаты и выдержки из докуметов.

Она глубоко и разносторонне раскрывает объективные закономерности действительности, подводит учащихся к мировоззренческим выводам.

Положения, выдвинутые в лекции, глубоко обосновываются фактическим материалом, статистическими и научными данными.

Продолжительность лекции достигается 30-40 мин. и применяются, как правило, в старших классах, т. к. включает большой объем учебного материала, требует устойчивого произвольного внимания, развитого мышления, т. е. рассчитана на подготовленного слушателя.

Обычно лекция подкрепляется самостоятельной работой учащихся над рекомендованной литературой.

Различают: вводные, текущие, итоговые (обобщающие, систематизирующие) и обзорные лекции.

Наиболее сложными для восприятия и осмысления являются лекции подытоживающего характера, углубляющие и систематизирующие полученные ранее знания.

В лекции обычно находят место описание, сравнение, разъяснение и расшифровка терминов и новой лексики, рассмотрение фактов и обобщения их, сообщение систематических знаний, полемики, цитирование первоисточников. Устное изложение знаний в лекции позволяет учителю обеспечить идейную направленность обучения, будит мысль и чувства учащихся, что вносит в образовательную работу высокий эмоционально-волевой настрой, воспитывает любознательность, вызывает порыв к действию, а также служит образцом правильной речи, рассуждений и обоснованных выводов.

Но нельзя универсализировать слово учителя.

Обязанность учителя использовать во время лекции технические аудио — видео средства, различные другие методические приемы для активизации внимания и мышления учащихся. Сюда относятся: четкая постановка основного вопроса, сообщение плана лекции, деление материала на логические части, повторение, работа над терминами, фиксация на доске упомянутых дат, фамилий.

Необходима обязательная краткая запись лекции.

Беседа - вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний.

Используется во всех классах, с 1-го по 11-й. Однако содержание и характер бесед при этом усложняется.

В зависимости от дидактических задач различают : вводные, повторительные, заключительные, закрепляющие, учетные беседы.

  • вводная беседа направлена на выявление имеющихся у учащихся знаний по теме;
  • повторительная беседа — на воспроизведение пройденного;
  • закрепляющая — на упрочнение знаний;
  • учетная — на проверку и оценку знаний;
  • заключительная — на подытоживание и обобщение изучаемого материала.

Беседа может носить эвристический и воспроизводящий характер.

В первом случае вопросы учителя направлены на то, чтобы вызвать активную мыслительную деятельность у школьников, побудить их самостоятельно решить поставленную задачу.

Воспроизводящая беседа направлена на получение ответов, содержащих заученные учениками формулировки (хронологические даты). Она носит характер повторения знаний.

Подготовка учащихся к беседе обеспечивается предварительным наблюдением за определенными явлениями, чтением рекомендованных источников, обзором материала по плану, данному учителем.

При проведении беседы учитель путем логической системы вопросов ведет учащиеся от одного звена рассуждений к другому.

Этот упорядоченный разговор, направляемый учителем, обмен сведениями и мыслями учащихся, в итоге, которого происходит обогащение знаний, формируются новые понятия и формулируются выводы.

Ценность беседы — в коллективной мыслительной деятельности учащихся. В ней принимает участие весь класс, каждый ученик. Вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся.

Высокий образовательный и воспитательный эффект беседы обеспечивается прежде всего содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, анализирующими и обобщающими и т. д.

Эффект беседы во многом зависит также от умения учителя правильно и разнообразно формулировать вопросы, определить их логическую последовательность, адресовать к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.

Беседа, носящая характер рассуждений, в старших классах выливается нередко в дискуссию (борьбу мнений, принципиальный спор).

Метод работы с книгой — среди других методов занимает важное место (словари, справочники, журналы), где источником получения знаний является печатное слово.

Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление. Вне урока она не стеснена темпами и сроками, развивает познавательные интересы и склонности, совершенствует эстетические вкусы и духовные потребности учащихся.

Работа с книгой проводится на всех ступенях обучения.

Приемы работы с книгой зависят от возраста учащихся:

В младших классах учащиеся учатся понимать и запоминать текст, группируют вокруг прочитанного ранее усвоенное, оценивать его с точки зрения практики.

В средних и старших классах приобретают умение читать выразительно, анализировать и фиксировать прочитанное, использовать словари и справочники. Чтение используется как средство приобретения новых знаний.

Познавательные и вербальные игры — загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Используются в младших и средних классах.

Они занимают на уроке 2-3 минуты и проводятся когда необходимо передышка, разрядка, облегчающая восприятие сложного материала. В поиск и составление занимательного материала могут быть вовлечены сами учащиеся.

Это повышает их активность в обучении.

Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. В изучении гуманитарных наук они являются ведущими. Недооценка устного изложения на уроке труда, черчения, живописи и музыки придает деятельности учителя механический, а иногда и автоматический характер, ограничивает возможности развития технического мышления, творческих способностей школьников.

Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной; голос — достаточно громким, произношение четким, тон не очень низкий, но и не высоким.

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными.

Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения.

Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися. Другими словами, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.

Объекты, выполняющие функцию обучения, делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).

Методы обучения в педагогике

Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний.

Основными являются:

  • словесный;
  • практический;
  • наглядный.

Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.

Словесный

Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.

В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.

Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.

Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.

Практический

Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся. Практические методы обучения могут быть представлены в виде:

  • упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);
  • лабораторных и практических работ , во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин;
  • дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.

Наглядный

Подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений.

Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Наглядные методы можно разделить на две группы:

  1. Иллюстрации (рисунков, таблиц, карт);
  2. Демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).

Последний считается наиболее эффективным, т. к. имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека. Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.

Эвристический

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.

Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.

Методы эвристического обучения включают в себя различные конкурсы, исследования, сочинения. Эвристические формы занятий – это эвристический урок, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения.

Проблемный

Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения.

Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:

  • поисковой практикой;
  • навыками анализа;
  • самостоятельной исследовательской деятельностью;
  • компоновкой полученной информации.

Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.

Исследовательский

Суть данного метода заключается в том, что учитель не сообщает знания учащимся, они должны сами добыть их в процессе активного исследования поставленной проблемы.

Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы.

В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме.

К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.

Репродуктивный

Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу.

Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его.

Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.

Объяснительно-иллюстративный

Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.

Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в дошкольной системе образования.

Закрепление изучаемого материала

Объяснение учителем материала является начальной ступенью обучения. Не менее важная составляющая усвоения знаний учениками – последующая работа по усвоению полученной информации, включающая в себя закрепление, запоминание и осмысление изложенного на уроке материала.

Основные приемы закрепления материала – это беседа, опрос и работа с учебником;


Кроме репродуктивного закрепления очень эффективен творческий метод. Он может включать различные практические задания, такие как поиск примеров для подтверждения какой-либо теории в литературе и жизни.

Игровые методы в педагогике также служат отличной платформой для закрепления материала: интеллектуальные или ролевые игры с большим успехом применяются в учебных заведениях.

Самостоятельная работа учащихся по усвоению пройденного

Опытные педагоги считают, что только самостоятельная работа учащихся способствует глубокому овладению знаниями и развитию мышления. Для самостоятельной работы учитель дает задание, но сам не принимает активного участия в процессе усвоения учащимися материала.

Основные методы самостоятельного усвоения материала:

  • работа с учебником (вдумчивое изучение и осмысление материала);
  • тренировочные упражнения (например, решение математических задач или запоминание исторических данных);
  • лабораторные занятия.

Обязательным условием подготовки учащихся к работе по самостоятельному усвоению материала является проведение учителем обстоятельного разъяснения. Учителю необходимо убедиться в том, что материал всем понятен и не вызывает особых трудностей.

Также задания не должны быть слишком сложными, чтобы у учащихся не появилось чувство, что они не способны справиться с поставленной задачей.

Проверка и оценка знаний

Важным компонентом обучения является регулярная проверка и оценка знаний на протяжении всего учебного года. Так учитель может оценить степень усвоения материала учащимися, и в случае необходимости скорректировать ход учебного процесса.

Основные методы проверки и оценки:

  • текущая (в ходе учебных занятий);
  • четвертная (по итогам учебной четверти);
  • годовая (по итогам года);
  • переводные и выпускные экзамены.

Текущая проверка может проводиться в форме наблюдения за учащимися, и в виде устного – индивидуального, фронтального или уплотненного, и письменного опроса.

Также к методам проверки знаний относится проведение контрольных работ, оценка домашнего задания и современные формы отслеживания, например, программированный контроль – проверка знаний при помощи заданий с несколькими вариантами ответа.

Все перечисленные средства обучения практикуются как общей системой образования, так и специальной педагогикой, одной из главных отраслей которой является коррекционная педагогика, разрабатывающая основы образовательного процесса для детей с отклонениями в развитии.

Семейная педагогика также советует родителям, прибегая к методам обучения детей, использовать не один-два приема, а включать в процесс воспитания и обучения как можно больше различных методов и средств.

Видео: В чем заключаются инновационные методики преподавания