Как проходят крестины взрослых детей. Молитвы, необходимые для обряда. Правила для крестных

Крещение взрослого человека: 7 этапов подготовительного периода + 7 составляющих самого обряда + 5 правил, обязательных к выполнению + 5 атрибутов, которые вам понадобятся.

Обрести Бога никогда не поздно.

Если по каким-то причинам вас не крестили во младенчестве, вы можете даже в зрелом возрасте разузнать о том, как проходит крещение взрослого человека и договориться об обряде в понравившейся церкви.

В принципе, взрослых и детей крестят, используя похожий ритуал, но все же есть ряд принципиальных отличий, о которых нужно знать.

Что дает крещение взрослого человека

Казалось бы, ну, какая разница священникам, кого крестить – взрослого или ребенка – обряд-то один?

Таинство крещение действительно едино для всех, но возрастные нюансы присутствуют.

Обряд крещения как одно из семи таинств

Само слово «крещение» имеет греческие корни и дословно понимается, как «окунание в воду». Собственно, в этом и состоит суть обряда.

Конечно, вода должна быть не простая, купель для погружения особая, а обряд проводит лишь священник.

Крещение – одно их 7 христианских таинств, признаваемое всеми конфессиями, хотя и с некоторыми оговорками и нюансами.

Именно после крестного ритуала человека обретает Христа, становится полноправным церковным прихожанином, что может посещать богослужения, участвовать в церковных праздниках, исповедоваться, причащаться и т.д.

Суть обряда – троекратное погружение в воду с головой. Именно к такому способу призвал духовенство в свое время Алексий II, что привело к появлению в ряде церквей специальных купелей, в которых мог поместиться не только ребенок, но и взрослый.

Хотя и по сей день крещение не всегда совершается посредством полного погружения в воду, особенно, если дело касается взрослого человека. В небольших церквушках может и не быть купели, в которой бы поместился кто-то, кроме малыша, поэтому воду просто льют на голову и на грудь.

При этом священнослужитель говорит специальные слова:

А также – читает ряд молитв.

Считается, что окрещенный человек, отрекается от сил тьмы, очищается ото всех грехов и получает шанс на новую воцерковленную жизнь.

Фактически человек проходит ритуал символической смерти себя прежнего, чтобы воскреснуть уже с Христом. Кстати, сам Иисус Христос прошел крещение Иоанном в речке Иордан. Так как можно не последовать его примеру?

А еще у крещеных людей становится на один праздник больше, поскольку день, в который был проведен обряд, считается Днем Ангела.

Чем отличается крещение взрослого человека от младенцев?

Мы привыкли к тому, что крестят в основном детей, при этом родители сами решают, когда их малыш должен пройти специальный обряд – до года или позже.

Да и, как показывает практика, маленькие дети проще переносят крещение, чем те, что постарше.

Нередко можно встретить взрослого человека, который желает креститься, потому что в детстве родители лишили его шанса обрести Христа.

В 90-х так вообще повально проводились такие ритуалы, потому что в советское время родители, которые решались крестить ребенка, поддавались гонениям. Были те, что тайно договаривались о крещении малыша, желая спасти его душу, но немало оставалось родителей, не желающих рисковать собственной карьерой.

Дети выросли и приняли осознанное решение пройти обряд крещения, что всецело одобряется церковью.

Крещение взрослого человека имеет ряд отличий:

  1. Осмысленность принятия решения – дети не понимают, куда их привезли и что с ними делают, а вот взрослый – обязан это понимать.
  2. Ответственность, которую вы берете на себя. Карапузы могут совершать какие-то дурные поступки в силу своей несмышлености, а вот крещеный взрослый человек обязан пересмотреть свои взгляды на жизнь и перестать грешить.
  3. Отсутствие крестных. Младенцу крестные нужны, чтобы учить его жить по заповедям Божьим и нести за него ответ до полного взросления. А вот взрослый должен сам отвечать за свои поступки, как хорошие, так и дурные.

Сам обряд не слишком-то и отличается, разве что подготовительный период у взрослых посложнее и подлиннее, нежели у малышей.

Крещение взрослого человека: подготовка к обряду и сам обряд

Следует хорошо подготовиться к самому ритуалу, а для этого нужно заранее узнать, что же требуется взрослому человеку, чтобы креститься.

Не лишним будет ознакомиться с сутью крещения, чтобы избежать неприятных для себя сюрпризов.

Подготовка к крещению взрослого человека

Частенько и сами прихожане, и священники игнорируют подготовительный период. Бывает, что приходит взрослый человек в церковь и спрашивает: «Что мне нужно для крещения?», а ему просто перечисляют, что нужно купить, называют сумму и назначают конкретное время.

Так все просто, что человек даже не успевает осознать суть происходящего.

Бывает, что священник максимально ответственно подходит к вопросу, но мужчина или женщина, желающие обрести Христа, не хотят усложнять себе жизнь и требуют просто окрестить их безо всякой подготовки.

Конечно, отказывать вам никто не будет, но лучше выполнить все рекомендации священнослужителя и пройти полную подготовку к таинству.

Подготовительный период крещения взрослого человека состоит из нескольких этапов:

  • Осмысление сути христианства и его ветви – православия.
  • Изучение Библии.
  • Посещение богослужений – взрослому человеку желательно перед крещением посетить хотя бы 3 службы.
  • Запоминание основных молитв, таких как «Отче Наш», «Богородице», «Символ веры».
  • Разговор со священником о самой церемонии, причем может понадобиться несколько бесед, чтобы получить ответы на все интересующие вас вопросы.
  • Воздержание в еде, увеселениях и интимных отношениях, хотя бы – за несколько дней до обряда.
  • Подготовка своего тела: конечно, вы должны быть чистым перед таинством, а не дурно пахнуть.

Важно! Женщины, стараясь выглядеть наилучшим образом, должны понимать, что их будут окунать с головой. А значит не нужно ни краситься, ни сооружать сложных причесок. Все это потечет, и вы будете выглядеть просто комично. А еще не покупайте слишком тонкую крестильную рубашку, чтобы не светить «голым» телом.

Кроме того, нужно запастись ритуальными предметами, без которых не пройдет само таинство крещения.

Название Описание
1. Крестик нательный Это, пожалуй, главное, что должно быть. Крестик может быть изготовлен из любого материала – дерева, олова, серебра, золота. Необязательно покупать его в самой церкви, так как священник может это сделать во время самой церемонии.
2. Крестильная одежда Тут нужно прислушаться к тому, что вам скажут в церкви. Иногда крещение проводят в купальниках (плавках, если речь идет о мужчинах), иногда – в светлых широких рубахах, иногда и вовсе голышом. Женщинам нужен еще платок на голову.
3. Полотенце Сгодится и обычное белое полотенце, но можно купить специальное – с вышитыми или вытканными крестами по краям.
4. Сухая праздничная одежда
После купели вам нужно будет вытереться досуха и переодеться в чистую сухую одежду. Поскольку это праздник, то она должна быть еще и красивой.
5. Другое Тут уж слушайте, что вам говорят в храме. Обычно нужно еще взять с собой тапочки, фотоаппарат, чтобы запечатлеть обряд, несколько свечей и т.д.

А вот крестные взрослому человеку не нужны. Иногда священники идут на уступки и разрешают взять одну или даже две пары крестных, хотя смысла в этом и нет.

Важно! Помните, что церковь не финансируется государством, а живет на пожертвования прихожан. Конечно, фиксированная плата за христианское таинство – не слишком хорошо, но и совсем уж ничего не дать на храм – неправильно.

Как видите, подготовка к крещению взрослого человека занимает достаточно много времени, так что учитывайте это, выбирая дату церемонии.

Обряд крещения взрослого человека

Есть разные вариации крещения, которому подвергается взрослый человек. Все зависит от церкви, в которой происходит таинство.

Но чаще всего обряд крещения взрослого человека состоит из 7 обязательных этапов:

  • Оглашение. После специальных молитв священник должен трижды дунуть в лицо кандидату в воцерковленные, что символизирует обновление его жизненного пути. Согласно Ветхий Завету, именно так поступил Господь, когда оживлял творение свое – Адама. На этом же этапе читаются молитвы, защищающие от злых духов, и благословляется взрослый, стоящий перед батюшкой.
  • Вопросы. Теперь «оживленному» и «благословленному» нужно повернуться на запад (ведь именно там, согласно всем христианским ученьям, проживают силы тьмы) и отвечать на вопросы священника, которые сводятся к верности Христу и отречению от Сатаны.
  • Молитва «Символ веры». Именно эта молитва читается вместе со священником после того, как взрослый отречется от Дьявола и подтвердит свою верность Богу. При этом нужно стоять лицом на восток.
  • Свечи и елей. Основные приготовления закончены, но перед купелью всем присутствующим (иногда – лишь крестным) раздаются зажженные церковные свечи, чтобы они держали их, освещая путь человеку, что решил окреститься. Батюшка, облачившись в светлые одеяния, мажет елеем лоб, конечности, затылок и другие части тела, благословляя и мысли, и деяния Раба Божьего.
  • Купель. После чтения еще нескольких молитв взрослого трижды погружают с головой в приготовленную купель. В некоторых случая – его лишь окропляют святой водой.
  • Крестик. Конечно, после купели крещенному человеку нужно обсушиться и надеть сухую рубаху. Лишь после этого священнослужитель может надеть ему на шею крестик.
  • Стрижка. Финальный эпизод – состригание со лба, затылка и около ушей (в виде креста) нескольких волосков. Не бойтесь испортить прическу – обычно батюшки действуют очень деликатно и следы их вмешательства практически незаметны.

Вот и все – осталось лишь принять поздравления от близких в честь вашего союза с Иисусом Христом.

Вот видео, которое поможет воочию увидеть, как же совершается это таинство крещения и, возможно, вдохновит вас повторить опыт взрослых героев: https://www.youtube.com/watch?v=lkbHBHV14R0.

Как происходит крещение взрослого человека?

Правила крещения взрослого человека

Несмотря на то, что крещение – это праздник, не нужно превращать его в народные гуляния, созывать толпу людей, которые будут шуметь во время церемонии.

Да, можно позвать самых близких разделить с вами радость, можно даже отметить после это событие, но не превращайте его в непотребную пьянку, предаваясь обжорству и разврату.

Есть несколько правил, которых следует придерживаться взрослому человеку при крещении:

  1. Истинная вера. Если вы не воспринимаете всерьез крестный ритуал, если не верите в Бога, если крещение для вас – дань моде, то не ждите, что на вас снизойдет благодать. Наоборот будет только хуже, потому что к уже существующим грехам вы добавите еще один – ложь и лицемерие перед лицом Господа.
  2. Вольный выбор места. Вы вправе выбирать для церемонии любую православную церковь – никто не должен вам выдвигать вам свои условия – креститься только здесь или нигде. Если у вас есть свой духовный наставник или вы слышали положительные отзывы о каком-то священнике, можно обратиться к нему напрямую, чтобы провести обряд крещения взрослого человека.
  3. Выполнение правил. Несмотря на то, что все православные церкви придерживаются единой процедуры, она все же имеет некоторые нюансы в зависимости от места проведения. Вот почему вам нужно заранее поговорить с представителем выбранного вами храма, чтобы подготовиться к крещению в наилучшем виде.
  4. Хорошее самочувствие. Не стоит креститься, если вы заболели. В этом случае есть смысл перенести обряд на другой день. Женщины же, выбирая дату, должны учитывать свой месячный цикл – в период лунных кровотечений нельзя даже церковь посещать.
  5. Сосредоточенность. Во время крещения взрослый человек должен быть максимально сосредоточен на том, что происходит, выкинуть из головы все греховные мысли, попросить у Бога настановления на путь истинный. Нельзя думать о чем-то совсем уж стороннем. Если не можете сосредоточиться – читайте молитву, она поможет привести в порядок мысли.

Крещение взрослого человека – достаточно интересный обряд, даже стать свидетелем которого, – увлекательно. А уж пережить подобное в зрелых летах – и вовсе ни с чем несравнимый опыт.

Что такое крещение и для чего оно совершается над человеком?

Крещение - это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

Крещение - это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние - это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником, которая проводится непосредственно перед крещением), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо познакомиться с основами православной веры, с ≪Символом веры≫, с молитвами ≪Отче наш≫, ≪Богородице Дево, радуйся… ≫ и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые в нашем храме проводятся ежедневно. Желательно прочитать Новый Завет, Закон Божий и Катехизис. Важно принять учение Христа всем сердцем и разумом, а затем в назначенное время прийти в храм натощак, имея при себе крестик, белую рубашку и полотенце.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Обязательны ли крестные?

Для детей до 12-14 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых. По правилам 7-го Вселенского собора (787 год) с момента крещения родственником младенцу становится одинакового с ним пола восприемник. Поэтому для крещения младенца необходим один крестный, двое не обязательно. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его ко Крещению.

Кто может быть крестным?

Все крещенные и воцерковленные, кроме родителей и иных близких родственников.

Кто не может быть крестным?

Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница - не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена - у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли кум жениться на куме?

Согласно постановлениям, принятым в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов­ления VI Вселенского Собора: брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого. Все остальные случаи - дозволительны.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование - родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели - это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец - после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть общником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира. Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых - Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

Можно ли креститься в 50 - 60 лет?

Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений - ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин - то есть любой крещеный православный христианин, понимающий важность Крещения.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения - таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь» . Если крещеный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках

Можно ли креститься беременной?

Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

Для совершения Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется, оно нужно лишь для того, чтобы сделать запись в храмовый архив - кто, кого и когда крестил.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова ≪крест≫ - филологическая особенность нашего языка.

О Символе Веры

Ч то такое Символ веры ?

Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й - о Боге Духе Святом, 9-й - о Церкви, 10-й - о крещении, 11-й и 12-й - о воскре­сении мертвых и о вечной жизни.

Как и почему был составлен Символ веры?

С апостольских времен христиане пользовались так назы­ваемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существова­ло несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царь- граде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

В чем значение Символа веры?

Значение Символа веры - сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это - единства Церкви.

Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произ­несение его является исповеданием веры.

Когда произносится Символ веры?

Символ веры произносится принимающим крещение («огла­шенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.

Как понимать «верую во единаго Бога Отца, Вседер­жителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?

Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимыи и невидимым, то есть духовный мир, к которому при­надлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существу­ет, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одино­кий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

Как понимать «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос - это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Богом Отцом как свет с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Господом называется потому, что Он есть истинный Бог, так как имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий на­зван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки - так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Бо­жий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени при­надлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, пото­му что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он - единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в ис­тинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми от­цами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом - Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Сво­им. Это означает, что мир сотворен Единым Богом - Святой Троицей.

Как понимать «нас ради человек и нашего ради спа­сения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?

Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу че­ловеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом - стал Богочеловеком.

Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю для спасения не одного какого-либо народа, а всего человеческого рода. «Сшедшаго с небес» - как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человече­скую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою, так и пребыла Девой после Рождества Христова. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей - Он крестною смертью Своей из- бавАил род людской от греха, проклятия и смерти.

Как понимать «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасе­ния всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действитель­но страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добро­вольно восхотел пострадать.

Как понимать «и воскресшаго в третий день по Пи­санием»?

Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанием». Слова «по Писа­нием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Сим­вола Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, име­нуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.

Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороко­вой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и ду­шою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и сла­ву с Богом Отцом.

Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, ко­торое открыто теперь для всех истинно верующих.

Как понимать «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?

Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки - опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страш­ного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела до­брые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду правед­ные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животво- рящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокла- няема и сславима, глаголавшаго пророки»?

Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы - Свя­той Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не ро­дится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с От­цом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все на­роды) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи дви­жимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Говорится здесь и о главном в православной вере - о тайне Святой Троицы: Единый Бог - это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Свя­той открылся людям видимым образом: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огнен­ных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Не­бесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).

«Иже от Отца исходящаго» - Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» - Которому следует по­клоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» - говорившего через пророков.

Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апо­стольскую Церковь»?

Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную (в которую входят все верные, ее члены). Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин на­зывается членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в еди­ную Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих - членов Церкви), что­бы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т. е. крещальной водой и тайносо- вершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо по­добного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, по­тому что она не ограничивается никаким местом (пространством), ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизмен­но от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной или Правоверующей.

Как понимать «исповедую едино крещение во остав­ление грехов»?

Это значит признавать и открыто объявлять, что для духов­ного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение - это Таинство, в котором верующий, при трое­кратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называет­ся такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.

Как понимать «чаю воскресения мертвых»?

Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю - ожи­даю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять сое­динятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогуще­ства Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спаси­теля. Соответственно перемене самого человека изменится и весь види­мый мир - из тленного обратится в нетленный.

Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?

Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совер­шится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.

О наречении имени и об именах

Именины и день Ангела это одно и то же?

Иногда день именин называют днем ангела, потому что свя­той и ангел-хранитель сближаются в своем служении человеку настоль­ко, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отождествля­ются.

Ангел Хранитель у каждого человека свой, он дается Богом при Крещении. Ангел Хранитель является бестелесным духом, он не имеет имени. А святые, в честь которых людям даются имена, являются тоже людьми, которые своей праведной жизнью угодили Богу и прославлены Церковью. День памяти святого, имя которого носит человек, является днем именин. Один святой может быть покровителем многих людей с одинаковыми именами.

Днем Ангела является день Крещения человека, а еще днем Ангела можно назвать день памяти всех Небесных Сил бесплотных (21 ноября по новому стилю).

Но в народном сознании эти праздники слились воедино, и в день именин поздравляют с днем Ангела.

Как выбрать имя младенцу?

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имя младенцу в честь святых (по святцам). Младенца обычно называют именем святого, память которого отмечается Церковью в сам день рожде­ния, в восьмой день после его рождения, или в день Крещения. Но можно выбрать имя любого святого, память которого празднуется вскоре после дня рождения младенца. Иногда ребенка называют в честь святого, кото­рого избрали заранее и молились ему еще до появления чада.

Как правильно определить, кто твой святой?

Надо найти в месяцеслове (в конце Православного церковно­го календаря) одноименного святого, а если их несколько, то выбрать того, чей день памяти следует первым после дня рождения или того из них, кого особенно почитаете. Можно положиться и на выбор имени священником при крещении.

Как определить день именин?

Именинами, днем тезоименитства, является день памяти од­ноименного святого, ближайший после дня рождения, или того, в честь которого Вас нарек священник при совершении Таинства Крещения.

Как следует проводить день своих именин?

В этот день надо пойти в Церковь, причаститься, подать запи­ски о здравии и о упокоении своих сродников, заказать молебен своему святому покровителю. Лучшим занятием в день именин является чтение жития своего святого и других духовных книг, а также совершение дел благочестия. Не возбраняется и праздничная трапеза для близких и дру­зей без особых излишеств в «ястии и питии».

Можно ли назвать ребенка именем отца?

Можно, если это имя есть в православном месяцеслове.

Что делать, если у ребенка неправославное имя?

Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, это еще не значит, что при Крещении его имя следует менять. Вполне возможно, что по неосведомленности ро­дители дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предваритель­но сообщив его родителям крещаемого или ему самому.

Вот примеры таких переводов: Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Оксана, Аксинья - Ксения; Аграфена - Агриппина; Полина - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.

В том случае, когда не удается установить подобного соответ­ствия (например, их не имеют такие имена, как Эльвира, Диана), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Что делать, если человек с неправославным именем, не помнит имени, с которым его крестили?

Можно поднять архив в том храме, где человека крестили. Если это невозможно, нужно обратиться к священнику. Священник про­читает молитву на наречение имени и наречет имя православного свя­того.

Можно ли данное при рождении православное имя при Крещении менять на иное православное имя? Например, Виталия крестить с именем Вячеслав?

Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных святцах, при наречении менять это имя на иное не сле­дует. Иногда люди, желающие креститься, просят о наречении имени, отличающегося от данного при рождении. В большинстве случаев это связано не с желанием в корне изменить образ жизни, как это бывает при принятии монашества, а с суеверным стремлением избежать воз­действия колдунов, знающих имя человека.

Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу , то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:

«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве .

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

– Почему в алтарь вносят только мальчиков?

– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

– Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями – злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила – таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения – погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест – знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками – здесь и теперь – жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).

Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть – это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть – это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши – чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста – чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание – новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – Святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.

С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос.

Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Крещение - первый и один из самых важных христианских обрядов.

Если человек по каким-либо причинам не был крещён во младенчестве, то в осознанном возрасте он может столкнуться с вопросами: как проходит обряд крещения взрослого человека, что нужно для этого сделать, какие существуют правила.

Что такое крещение

Для начала нужно разобраться с тем, что это за обряд. Это священное таинство, в котором верующий человек с призывом, обращённым к имени Святой Троицы - к Господу, Сыну и Святому Духу, через трёхкратное погружение в воду омывается от всех грехов, которые он совершил до Крещения, а также от первородного греха (греха своих прародителей). Смысл Таинства в том, что через это священное действие человек умирает для греховной и плотской жизни и возрождается для духовной.

Важно помнить, что причиной для крещения должно быть чистое намерение прожить жизнь по христианским обычаям, а не попытка обрести удачу, решить личные проблемы или обрести какие-то земные блага. Для принятия Таинства человек должен обладать правой верой, желанием добровольно и сознательно жить по-христиански, а также искренне покаяться в своих грехах.

Крещение взрослого человека в церкви

Стоит сказать, что взрослым человек считается с 14 лет, а покрестить человека можно в любом возрасте. В стародавние времена для людей, которые желали креститься, был установлен период оглашения, а они были объявлены оглашенными. Перед тем как покреститься, взрослому человеку необходимо было усердно готовиться к обряду: изучать основы христианства, много читать и, перед тем как сдать своего рода экзамен по знанию религии, в обязательном порядке посещать службы . Таким образом, оглашенных приобщали к жизни церкви, и только священники решали, готов ли оглашенный к Окрещению. Сегодня правила проведения Таинства отличаются от тех, что были раньше.

Крестные при окрещении взрослого не нужны . Так как взрослый человек делает выбор встать на путь православия самостоятельно и осознанно, то он должен сам по собственной воле расширять свои знания о православии. А также во время Таинства крещения человек сам в состоянии отвечать на вопросы священника и читать молитвы. Однако, если у крещаемого есть возможность и желание пригласить на Таинство опытных наставников, которые будут ему помогать в воцерквлении, в виде крестных родителей, это не воспрещается.

Обряд может проходить в любой день, в том числе в пост . Но с технической точки зрения, провести окрещение в пост не всегда получается. Из-за того что в будни великопостные богослужения по времени довольно продолжительные, в некоторых храмах во время поста крестят только по субботам и воскресениям. В любом случае, во время планирования крещения стоит обсудить, можно ли крестить в пост, именно в храме, где будут проводить обряд.

Присутствовать при обряде могут все близкие семьи, в том числе некрещенные. Только встаёт вопрос: зачем? Если некрещенные люди сами не приняли Христа в своё сердце, чем они смогут помочь и воодушевить того, кто вступает в православную веру?

Весь обряд крещения в среднем занимает 1−1,5 часа . Время может разниться в зависимости от конкретного храма и священника, который будет проводить таинство, поэтому, сколько длится крещение в конкретном храме, опять же можно уточнить при планировании Таинства.

Обряд может проходить как в церкви, так и дома. Нет специальных канонов в православной церкви, которые бы запрещали окрещение на дому. Ещё несколько веков назад Таинство проходило гораздо чаще в домашних условиях. Это имело свои причины: крестьянские семьи в основном были многодетными, в семьях было по 9−15 детей, и организм матери просто не успевал восстанавливаться после родов. Это приводило к тому, что младшие дети рождались слабыми и часто нежизнеспособными. В таких случаях, когда дорога в храм могла привести к ухудшению состояния или гибели ребёнка, священника приглашали домой.

Подготовка к обряду

Прежде всего, необходимо поговорить со священником в церкви . Лучше всего дождаться окончания службы и попросить церковнослужителя поговорить с вами. К встрече необходимо подготовиться: прочесть Евангелие, дабы узнать о жизни Христа, обязательно выучить наизусть основные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символ веры»), изучить христианское учение и понимать его суть.

Скорее всего, встреч со священником будет несколько. Священник должен убедиться в серьёзности ваших намерений и готовности принять крещение. Каких-то правил, регулирующих, сколько должно быть встреч, нет. Но, как настоящий психолог, священник понимает, что трудно разглядеть человека с первого раза, поэтому, как правило, проходит не менее трёх аудиенций. Во время аудиенций можно задать все интересующие вас вопросы о христианстве, поговорить о Боге и о его роли в жизни, узнать, как проходит окрещение. Важно быть искренним и честно отвечать на вопросы.

О том, сколько стоит крещение, стоит спросить только после того, как священником будет принято решение. Спросить можно или у самого священника, или в церковной лавке, также в некоторых храмах есть прейскурант. В большинстве храмов эта услуга бесплатная, и принимаются только пожертвования, в других случаях стоимость составляет в среднем (по Москве) 2−4 тыс. руб.

Перед крещением необходимо соблюдение поста, который предполагает отказ от мясных и молочных продуктов, яиц, алкогольных и табачных изделий в течение от трёх дней до месяца. А также во время поста необходимо воздержание от веселья и интимных отношений, помириться со всеми, с кем были в ссоре, и исповедаться. Накануне крещения с полуночи нельзя кушать и пить воду.

И мужчинам, и женщинам необходимо иметь на Крещение:

  • Крестильную сорочку (она должна быть белая, крестильная сорочка для мужчин напоминает длинную рубашка, для женщин - платье). Сорочку после обряда нельзя стирать и носить в повседневной жизни. Считается, что её можно надеть во время тяжёлого заболевания, чтобы помочь выздоровлению.
  • Полотенце (оно тоже должно быть новым, белым и желательно большим).
  • Сланцы или открытые тапочки (необходимо, чтобы ступни были открыты).
  • Нательный крестик на цепочке или верёвочке. Важно помнить, что после таинства крещения снимать его нельзя, только исходя из медицинских показаний.

Крещение женщин происходит ещё и по следующим правилам:

Практика проведения обряда крещения взрослых может отличаться в разных храмах. В некоторых храмах купель огораживают ширмой, и в этом случае погружение происходит без одежды, а священнослужитель видит только голову крещаемого. Во время планирования крещения, можно узнать все подробности совершения обряда в церковной лавке.

Как происходит Таинство

Процесс крещения взрослого выглядит следующим образом:

После Таинства крещения привычная жизнь христианина должна поменяться. Это означает, что человек должен начать выполнять заповеди Господни, жить правильно, отказаться от определённых привычек, думать о своих поступках, изменить отношение к окружающим.

Повторное крещение

Окрещение можно проводить над человеком только раз в жизни, так как уже говорилось выше, крещение соотносится с рождением, а родиться человек можешь лишь один раз. Люди задумываются, можно ли креститься второй раз, оттого, что верят в совершенно абсурдные и оккультные вещи, например, что второе окрещение поможет снять порчу, проклятие, сглаз. С помощью повторного обряда они хотят решить семейные или жизненные проблемы. Иногда люди думают, что если перекреститься на другое имя, то на них не смогут навести порчу недоброжелатели. Эти ужасные суеверия внушают людям колдуны и экстрасенсы, которые прикрывают православием свои злодеяния.

Желание или действие окреститься второй раз - большой грех и кощунство, и с позиций церковных канонов недопустимо. Кроме того, оно не избавит человека от проблем, не защитит от недоброжелателей и не принесёт удачи, а скорее наоборот, так как греховное действие никогда не добавляет счастья.

Крещение – одно из семи церковных таинств. А таинство, это такое священное действие, суть которого человеческому сознанию в полной мере понять невозможно, по крайней мере, еще не перешедшему из этой временной жизни, в жизнь вечную. Так как Крещение, это не просто традиционный внешний обряд, присущий культуре русского и некоторых других христианских народов, а реальное действие, способствующее глубокому изменению, и преображению духа и сознания человека, невидимо совершаемое, силой Божьей. При Крещении человек омывается от первородного греха, а так же от всех грехов, содеянных им самим до этого таинства, и становится членом Церкви Христовой.

Суть этого вопроса заключается прежде всего в том, для чего надо Креститься, и какие побуждения к совершению над собой данного таинства не должны быть присущи в человеке.
За семидесятилетний период существования советской богоборческой власти, душе тленное атеистическое сознание настолько сильно укоренилось в огромных народных массах нашей страны, что многие идущие на Крещение, даже и не подозревают того, на сколько это важный, и грандиозный момент в жизни человека.
МирСоветов хотел бы отметить, что некоторые родители могут нести своего ребенка в Церковь для совершения над ним таинства Крещения с недостаточным сознанием, думая, что «ребеночка Крестить надо потому, что мы русские, и потому что так надо…», придавая таинству всего лишь поверхностную роль не очень значительной культурной традиции.
Или какой-нибудь молодой человек решает Креститься, потому что ему кажется, что сейчас это модно настолько, что даже самого российского президента В.В. Путина показывают по телевизору молящимся в православном храме.
А какая-нибудь девушка вместе со своими подружками, идут Креститься только лишь «ради прикола».
Но, несмотря на эти казусы, таинство над ними все-таки совершается. И им сообщается ничуть не меньшая сила Божия, в православном учении называемая благодатью, чем глубоко верующему во Христа. Поэтому проблема здесь заключается не в том, как получить, а как преумножить. Не сохранить, а именно преумножить. Ведь духовный закон устроен так, что человек либо приобретает духовные блага, либо расточает. Поэтому Иисус Христос и сказал нам словами, которые мы можем прочесть в Евангелии: «кто со Мной не собирает, тот расточает». И это не пустые слова, а действующая истина. Ведь грешащий, живущий не по заповедям Божьим человек, настолько вредит своей душе, что становится более жестоким, грубым, алчным и эгоистичным. От чего он и расточает свое физическое здоровье и счастье, теряя радость уже здесь на земле. Он, как правило, в прогрессирующем порядке теряет свой внутренний мир, и любовь к своим близким, делая тем самым свою жизнь более мрачной, унылой и суровой. И чтобы хоть как-то ее скрасить, начинает придаваться различным греховным увеселениям и услаждениям, которые еще более разрушают его сознание. Причем, со временем, в прельщенном самообмане, быть может, сам того не осознавая, начинает культивировать эти ничтожные услаждения, делая их первостепенной ценностью, и целью своей жизни. Не знающего наибольших, истинных ценностей человека можно сравнить с петухом, который в отличие от орла, летающего высоко в небе, где ему пожелается, дальше своего курятника и нескольких метров окрестной территории, никогда не видел и не знает.
Но этим все не ограничивается. Самое страшное такого человека ожидает после смерти, которая, по сути, является переходом человека из этой временной земной жизни, в жизнь иную. В которой он предстанет перед Богом, и будет давать отчет о результате прожитой им жизни. Здесь уместно вспомнить евангельскую притчу, в которой говорится об отчете рабов перед своим вернувшимся господином, который оставил каждому из них в меру его сил, разное количество талантов (определенная мера серебра). Кто из них преумножил оставленное господином серебро, кто был верен в малом, тот получил большую награду. А ленивые, не преумножившие оставленного добра, были наказаны.
Так случится и с неразумно крестившимися, и в дальнейшем греховно прожигающими свою жизнь, которая так же является даром Божьим. Господь им скажет: «вы пришли в Мой храм, где при Крещении приняли «талант»; почему вы его не приумножили себе во благо, а мне на радость?». И оправдания этому не будет.
С Крещенными в младенчестве, этот вопрос обстоит несколько иначе.

Что нужно взрослому для Крещения?

Поскольку человек существо с двоякой природой: духовной и физической, т.е. имеющий душу и тело, то, соответственно, подготовка к Крещению должна идти в двух направлениях. Самое важное, и самое сложное – это подготовиться внутренне, духовно. Внешняя подготовка значительно проще, и ошибки в ней не принесут таких последствий, какие приносит неправильно построенная духовная жизнь.
Самым необходимым условием для Крещения является, конечно же, вера во Христа и твердое намерение крещаемого, стараться всю свою последующую жизнь проводить безгрешно, богоугодно.
Чтобы приобрести такой внутренний настрой, необходимо молиться, особенно на общих храмовых богослужениях. Очень помогают в этом еще и чтение житий святых. А так же беседы с уже воцерковленными людьми, особенно со священнослужителями.
Не бойтесь до принятия Крещения приходить в храм, присутствовать при богослужении, и беседовать с верующими непосредственно после службы.
Правда, на Божественной Литургии по древним, установленным основателями этого вида службы традициям, присутствие только готовящихся к принятию Крещения, разрешено всего лишь до определенной части этого богослужения - до так называемой Литургии верных. То есть разрешено присутствовать на Литургии оглашенных (готовящихся к Крещению) до возгласа: «елицы оглашении, изыдите, оглашении изыдите…», после которого начинается уже сама Литургия верных.
Поэтому если у вас есть необходимость побеседовать со священником или с кем-нибудь другим из числа верующих, то чтобы вам не пришлось где-нибудь на улице дожидаться окончания Литургии, лучше всего приходить на вечернюю службу. Присутствовать на ней оглашенному разрешено от начала до самого конца.
Внешняя подготовка к Крещению для взрослого довольно проста.
Достаточно просто сходить в храм, договориться о дате, в которую будет совершаться Крещение. Желательно, чтобы по возможности время Крестин совпадало с Божественной Литургией для того, чтоб вам можно было сразу после воцерковления причаститься Святых Тайн Тела и Крови Христовых.
МирСоветов отмечает, что в день самого Крещения нужно взять с собой полотенце и сланцы. А женщинам еще и длинную, до пят легкую сорочку, которую можно приобрести в самом храме. Полотенце нужно для того, чтобы можно было вытереться после необходимого троекратного погружения или обливания крещаемого святой водой. Мужчин Крестят раздетыми, а женщин в заранее принесенных ими сорочках.
Нательный крестик, такой, какой вам понравится, можно выбрать и купить заранее.
взрослому иметь не обязательно, так как он уже в состоянии самостоятельно идти по пути воцерковления. Но помощь в этом деле от уже духовно опытных людей очень желательна. И если таковыми будут ваши крестные, то это будет приносить вам только лишь одну пользу, если, конечно же, только вы сами, добровольно, не сойдете со спасительного духовного пути.

Если вы Крестите ребенка, то МирСоветов в первую очередь советует выбрать таких крестных родителей, которые бы наряду с родителями по плоти, принимали участие в их духовном воспитании. Крестные младенцев до 7-ми лет становятся их восприемниками, которые ручаются перед Богом и Церковью за веру крещаемых детей. Это очень большая ответственность. Поэтому в их обязанности входит делать все от них зависящее для духовного воспитания своих крестников.
Внешняя подготовка к Крестинам ребенка, заключается в том же самом, что и при Крещении взрослых. Только для маленьких девочек совсем необязательно приобретать крестильную сорочку. А для младенцев и вовсе не нужно этого делать.

Как же начать приобретать, а не расточать после Крещения? Без веры в Бога это сделать невозможно. Но, несмотря на то, что такая вера является даром Божьим, приобретение ее и мера зависят и от нас самих. Бог благ, и всегда желает нам только лишь добра, которое щедро дает каждому, кто желает и может его в себя вместить. Ведь зачастую, мы сами не хотим, и по своей же греховности и слепоте не можем вместить в себя предлагаемого нам Богом блага. Поэтому необходимо всеми своими силами приобретать и преумножать веру в Бога. Для этого необходимо читать Священное Писание, жития святых, поучение пастырей Святой Церкви и другую духовную литературу. А самое главное, регулярно посещать храмовые Богослужения и принимать участие в церковных таинствах, особенно в таинстве Причастия, которое для не крещеного строго закрыто. И на протяжении всего остального времени своей жизни, стараться во всем жить по заповедям Божьим.