Архимандрит Всеволод (Захаров): «Если рядом с вами кто-то упал, не нужно забивать его камнями, нужно дать возможность ему подняться. Скончался наместник Раифского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров)

Шоком для всего православного мира Татарстана стала новость: вчера умер 57-летний наместник Раифского монастыря отец Всеволод (Вячеслав Захаров). Он скончался «на боевом посту» в своем рабочем кабинете, занимаясь делами монастырского детского приюта.


"Проходите-проходите, у нас наместник умер"

События на территории Раифского монастыря сегодня развивались почти как в сюжете британского фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Пока по комплексу бродили счастливые пары, один за другим подъезжали свадебные кортежи и мирно гуляли туристы, рядом с Троицким собором в небольшом здании резиденции наместника с его концелярией и кабинетом, где и нашли тело, шла подготовка к погребению отца Всеволода . Из здания то и дело суетливо выходили сотрудники полиции, охранники, послушники, священнослужители. Лица их были спокойны, но жесты, телодвижения и действия говорили о том, что к такому повороту событий, конечно, никто не был готов.

«Был он нормальный, ни на что не жаловался до сегодняшнего. Вчера и до этого проходили службы, а сегодня утром стало плохо», - рассказал прихожанин по имени Владимир . На вопрос, что именно произошло, он ответил, что никакой информации пока нет. «Никто ничего не говорит пока, но, видимо, сердце», - сделал предположение Владимир. Не больше него знали и другие. «Ничего пока не знаем, ничего не говорят», - такой ответ давали все.

Подробностей не удалось узнать и у священнослужителей. На просьбу сообщить хоть какую-то информацию они лишь коротко отвечали отказом. «Нет. Сейчас вряд ли вам что-то скажут». Кто-то из присутствующих порекомендовал обратиться к отцу Силуану , наместнику Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Однако и он ответил отказом. Ситуацию немного прояснила эксперт-криминалист полиции МВД по РТ, сообщившая что кончина 57-летнего отца Всеволода, по ее мнению, не носит криминального характера: «Никаких следов насильственной смерти я не заметила. Там сейчас продолжают работать судмедэксперты, и о точных причинах произошедшего лучше спросить у них». В этот момент из здания наместника монастыря вышел сотрудник полиции, который на вопрос, что же случилось, коротко ответил: «Инсульт. Тромбоз легочной артерии», - и поспешил удалиться. Отметим, что вскрытия для установления точных причин смерти решено не проводить.



Ближе к 14 часам суета у здания наместника монастыря усилилась. «Где братья наши?» - выходя из помещения, воскликнул один из священнослужителей. Это был своего рода призыв собраться, чтобы перенести тело.

«Проходите-проходите, у нас наместник умер», - попросила, вытирая слезы, женщина в черном платке зазевавшуюся у входа в канцелярию группу туристов. Те понимающе закивали головами и поспешили удалиться. «Что же теперь будет?» - плача и обнимая ее, спросила другая служительница. В ответ прозвучало лишь тихое: «Не знаю».

«Внезапно, внезапно. Как снег на голову», - громогласно воскликнул мужчина. Не прокомментировав его реплику и притихнув, все приготовились увидеть то, к чему они совершенно не были готовы.

В два часа тело отца Всеволода, облаченное в одежды, соответствующие его сану, и, как полагается, с закрытым возду́хом (то есть покровом) лицом в знак почета, вынесли из здания, в руках покойного была свеча. Пока небольшая процессия, обогнув Троицкий монастырь, тянулась по улице, люди, явно не ожидавшие, что кроме экскурсии им предстоит увидеть еще и похоронное шествие, начинали креститься, кто-то тут же поднимал детей на руки, не давая им увидеть тело, кто-то не смог сдержать слез.

Тело отца Всеволода поместили в соборе Грузинской иконы Божией Матери, где завтра отпевание возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан .



"Я Раифу на Париж никогда не променяю"

Можно сказать, что наместник Раифского Богородицкого монастыря архимандрит Всеволод был в значительной мере и его основателем. Конечно, в энциклопедиях в этом качестве всегда будет указываться отшельник Филарет, странствовавший в начале XVII века по городам Поволжья и в конце концов надумавший срубить себе келью на берегу здешнего озера. Но когда странник Филарет, один из «божиих людей», которых много тогда было на Руси, своими легкими ногами пришел в эти места, здесь тянулись к небу нетронутые леса и жили язычники-черемисы, с почтением отнесшиеся к новому анахорету. А вот когда в 1990 году сюда впервые заглянул молодой зеленодольский священник отец Всеволод (в миру - Вячеслав Захаров ), никакого прежнего благолепия уже не было: по бывшим монастырским стенам, словно ядовитый плющ, вилась ржавая колючая проволока, звонница стояла пустой, соборы - полуразрушенными. В Троицком храме размещался производственный цех, работали станки. На месте монастырского кладбища - четыре туалета, в братском корпусе - камеры смертников, сохранившиеся с гулаговских времен. Давно растворились в истории марийские язычники, зато на смену им пришли атеисты, устроившие на территории бывшего монастыря сначала тюрьму, а потом колонию для несовершеннолетних. Само собой, никакого особого пиетета к отшельникам они не испытывали, поэтому приди сюда четыре века спустя Филарет, вряд ли бы он принял решение спасать здесь свою душу. По иному поступил отец Всеволод, к тому времени еще только возведенный в сан игумена: он решил возродить обитель. И это несмотря на то, что специалисты уже вынесли приговор Раифе (так в казанском просторечии называют монастырь): восстановлению не подлежит.

«Когда я увидел эту поруганную красоту, у меня сердце сжалось. Как будто человек в реанимации лежит. Вот-вот умрет», - вспоминал потом отец Всеволод. Пять лет ему понадобилось на то, чтобы сделать невозможное: отстроить практически заново обитель и возродить монастырскую жизнь.

О том, как проходили восстановительные работы, написано достаточно много. Не обошлось и без вездесущего Минтимера Шаймиева - в то время президента Татарстана, пожертвовавшего свои средства на пять крестов для куполов Троицкого храма. Позднее наместник Раифского монастыря назовет Шаймиева «главным благодетелем» обители: без его участия главный монастырский собор вряд ли бы подняли из руин за одну православную «пятилетку». Впрочем, даже директор колонии Владимир Чернов оказался не противником, а союзником молодого монаха: он согласился освободить оскверненную территорию и взялся помогать в возрождении святого места.



Дальнейшее, на поверхностный взгляд, было сплошной сказкой: обитель росла и стремительно набирала популярность. После завершения работ ее включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. А еще в августе 1991 года сюда вернулась чудотворная копия Грузинской иконы Божией Матери (25-летие ее возвращения незаметно минуло на прошлой неделе). Вместо колонии для несовершеннолетних на территории монастыря возник детский приют для мальчиков-сирот. Устроители приюта и его воспитатели - монахиня Анастасия (Хоменкова) и директор «детского корпуса» отец Владимир (Кондратьев) - всегда повторяли, что не собираются делать из своих трудных питомцев монахов, а просто воспитывают их в христианских традициях. «Мы растим нормальных, верующих людей, - рассказывали еще пять лет назад православному журналу „Нескучный сад“ сотрудники приюта. - Обычных граждан общества. В монахи приходят люди по вере своей, это должен быть порыв души. А вытесать Буратино, и вот вам готовый монах - так нельзя».

К слову, в Раифе до сих пор бытует легенда, как во время поездки в Париж воспитанников монастырского приюта одного из них предлагала усыновить великая княгиня Леонида Романова (супруга Владимира Кирилловича Романова, умерла в Мадриде в возрасте 96 лет - прим. ред.), но тот неожиданно расплакался и заявил: «Я Раифу на ваш Париж никогда не променяю!» «Так и не вышло из него нового Романова», - заключает монахиня Анастасия.

"Здесь БАБ скорбел, Боос крестился и рьяно Починок молился"

Благодаря усилиям отца Всеволода Раифский монастырь постепенно стал образцовым, сюда зачастили высокие гости. Их было настолько много, что по этому поводу даже сложили частушку: «Здесь БАБ скорбел, Боос крестился и рьяно Починок молился». Под экзотической аббревиатурой БАБ скрывался ныне уже полузабытый опальный олигарх, «крестный отец Кремля» Борис Березовский , умерший при загадочных обстоятельствах в Англии в 2013 году. Однако в Раифе его помнят живым и здоровым, навещавшим когда-то обитель в качестве то ли благотворителя, то ли паломника. Наивные монахи монастыря, полагая, что Борис Абрамович - иудей и жаждет бесед о Талмуде и Торе, повели было с ним беседу о тонкостях иудаизма, но БАБ с возмущением отверг эти попытки сделать ему приятное. Говорят, что при этом он даже заявил, что является убежденным православным христианином, после чего, подойдя к Грузинской иконе Божией Матери, набожно перекрестился и зажег свечку.



Что касается бывшего калининградского губернатора Георгия Бооса , то он вообще считался большим другом отца Всеволода и неоднократно прилетал к нему в гости, особенно на праздники Крещения, когда верующие собирались в очереди, чтобы окунуться в ледяную купель (это тоже одна из знаменитых здешних достопримечательностей). От Бооса и Березовского в Раифском монастыре остался компьютерный класс для детского приюта, созданный и оснащенный при их непосредственном участии.

В 2002 году в обители венчался в то время министр труда Александр Починок (умер в 2014 году). Свадьба была роскошной, в качестве свадебного подарка отец Всеволод преподнес министру список Грузинской иконы, после чего молодожены отправились кататься по Волге.

Тех же, чьи имена не попали в частушку, настолько много, что никакого стихотворного размера не хватит, чтобы их вместить. На фотографиях в монастырских коридорах можно увидеть Владимира Путина и Дмитрия Медведева . Был в Раифе и первый российский президент Борис Ельцин - говорят, совершал «заплыв» в озере. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов , верный своим принципам «православного коммунизма», тоже зажигал в монастырских храмах свечи и предлагал, как говорят, наместнику спеть вместе с ним песню «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!». Реформатор и «наночиновник» Анатолий Чубайс оставил в гостевой книге многозначительную запись: «Российское будущее - это мощная экономика плюс душа». Есть в этой же книге и записи других известных гостей: актера Василия Ланового , певца Юрия Шевчука , режиссера Станислава Говорухина и пр. Кстати, кроме Бооса в Богородицкой обители венчался актер Александр Калягин , до этого крестившийся в Раифе.

Понятно, что все это создавало Раифскому мужскому монастырю славу «витрины» православного Татарстана и автоматически делало наместника обители весьма значительной фигурой в республиканском истеблишменте. В этом качестве отец Всеволод считался особо приближенным к бывшему митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию , который на самой заре его подвижнического пути совершил пострижение будущего игумена в монахи. Впрочем, и при смене правящего архиерея епархии и появлении в Казани митрополита Феофана отец Всеволод ни в чем не растерял своих позиций, оставшись все таким же деятельным и гостеприимным. Фактически как к главному центру православия относится к Раифе и митрополит Феофан: именно здесь он совершил Крещенское и Пасхальное богослужение, причем в последнем случае это было впервые за все 400 лет существования обители. О том, кто станет наместником теперь, пока говорить рано, но наверняка это будет доверенное лицо главы Татарстанской митрополии - уж слишком большое значение приобрела Раифа. Пока же, по его словам, кем-то вроде исполняющего обязанности, если так можно выразиться, будет сам митрополит.

К слову, месяц назад Раифский монастырь стал одним из пунктов эпохального визита в Татарстан патриарха Кирилла . Изначально в программе он не значился, но Святейший, уже находясь в полете по пути в Казань, попросил включить его в программу. «Приехал патриарх - это уже важно для всех нас, потому что это наш молитвенник, это наш первосвятитель. Мы ждали, мы готовились. И его молитва очень важна для нас, поверьте. Потому что монаху очень трудно», - рассказывал тогда отец Всеволод - быть может, в последнем своем интервью. Кстати, по словам очевидцев, патриарх Кирилл при встрече похлопал по плечу наместника Раифского монастыря и сказал: «Я к тебе еще приеду чай пить».


"Личности такого масштаба на горизонте среди религиозных деятелей нет"

«БИЗНЕС Online» попросил людей, близко знавших наместника Раифского монастыря, рассказать, что они думают о его неожиданной кончине и чем им запомнился этот удивительный человек.

Феофан - Митрополит Казанский и Татарстанский:

Православная церковь и Раифский Богородицкий мужской монастырь понесли большую утрату со смертью архимандрита Всеволода. Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах. Только вчера я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, он как раз отслужил божественную литургию по случаю праздника Преображения Господня.

Отец Всеволод скончался на боевом посту, у себя в рабочем кабинете, где он, судя по всему, занимался делами детского приюта. Поэтому можно сказать, что с кончиной раифского архимандрита осиротели не только насельники обители и его многочисленные духовные чада, но и воспитанники приюта для мальчиков, который он сам создал на месте советской колонии для несовершеннолетних и окормлял в течение многих лет.

Да, в последнее время наместник Раифского монастыря жаловался на здоровье и даже подавал прошение о лечении. Связано это было, в частности, с тем, что отец Всеволод проходил лечение у стоматолога и вставлял себе импланты зубов. Это болезненно у него протекало. Но причиной неожиданной смерти, если судить по разговорам с врачами, стало сердечно-сосудистое заболевание, возможно закупорка аорты. Архимандрит Всеволод сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины в первый день после праздника Преображения Господня. Накануне он отслужил в монастыре праздничную литургию, а уже на следующий день «преобразился» сам, то есть отошел к Господу.

Следует сказать, что за годы его управления Раифская обитель стала одним из важнейших духовных центров Татарстанской митрополии, привлекающих к себе множество паломников и всех желающих познакомиться с православным монашеством. Сегодня вместе с православными верующими скорбят и наши мусульманские собратья, ибо велика заслуга почившего в укреплении межконфессионального мира в Татарстане, в установлении добрых и конструктивных отношений с мусульманской общиной республики.

Я сам в растерянности от случившегося, не знаю, кого поставлю на это место. Видимо, пока сам лично буду присматривать...



Александр Тыгин - глава Зеленодольского района РТ:

Это была неожиданная весть для нас. Для Зеленодольска это личность очень яркая, известная и авторитетная. Он же почетный гражданин Зеленодольского района. Я знаком с ним достаточно давно. Он на глазах у всех горожан, людей, которые его очень хорошо знают, восстановил из руин храм. И в самом храме не просто уделял внимание вере, но и приобщал к ней всех своих прихожан. У него в подворье был детский дом, он всегда огромное внимание уделял детям, оказавшимся в тяжелых условиях, сиротам. В последнее время был сдан знаковый объект - дом паломника. Это был очень всесторонне любящий людей человек. Такая тяжелая для зеленодольцев утрата. Я уверен, что он останется очень ярким в нашей памяти человеком. Мы соберемся с видными деятелями района и определимся, как все это хозяйство, память о нем должным образом закрепить.

Это огромная потеря для нас, личности такого масштаба на горизонте среди религиозных деятелей нет.

Наталья Починок - ректор Российского государственного социального университета, вдова экс-министра труда и бывшего сенатора Александра Починка:

Отец Всеволод со всей своей экс-комсомольской энергией старался сделать из мальчишек-шалопаев и хулиганов настоящих людей. Ему было дело до всего, что происходит в миру: политике и жизни. Казалось, что чересчур по-светски он объяснял православные истины, но все для того, чтобы найти свой ключик к сердцу каждого. К нему ехали отовсюду. Он рассказывал, почему лягушки в озере близ монастыря не квакают, почему Раифская пустынь - уникальное место в мире, почему Грузинская икона Божией Матери чудотворная и многое другое. Замечательный человек, светлая память ему!

Место для венчания мы с мужем выбирали осознанно, ведь здесь находится чудотворная икона, охраняющая плодородие семьи. Мы просто влюбились в это место, потом помогали организовать роспись в храме. Как говорил мой супруг, Александр Петрович Починок, Грузинская икона Божией Матери самая праздничная, поэтому и каноны позволяют сделать праздничным, ярким убранство храма.

Габдельхамит Зиннатуллин - имам-мухтасиб Зеленодольского района:

Мы с Всеволодом религиозной деятельностью начали заниматься примерно в одно и то же время. Я с ним познакомился в 80-х годах. Он работал тогда в церкви поселка Гари Зеленодольска. Это было в коммунистические времена, период определенных испытаний. Немного позже мы вместе участвовали в республиканских мероприятиях. Я - со стороны мусульман, он - от православных. В Раифском монастыре я тоже был в гостях, посмотрел, какие там ведутся работы. Всеволод очень хорошо меня встретил. Он был очень добродушным, открытым, деликатным, воспитанным человеком. Внутри монастыря сумел создать духовную атмосферу. Был хорошим организатором.

Рамиля Ахметзянова - экс-режиссер ТНВ:

Я отца Всеволода знаю с детства, когда он еще был Вячеславом. Мы жили в одном доме, их квартира была через стенку. Слава был комсомольским лидером в школе №1 на Булаке. Мы даже не предполагали, что он станет священником. Горел комсомольской идеей. Видимо, организаторские способности и помогли ему восстановить Раифский монастырь.

Павел Павлов - благочинный кряшенских приходов Казанской епархии:

Мы с ним вместе учились в Московской духовной семинарии. Он поступал на год раньше, я - на год позже. Четвертый курс мы вместе проходили. Он был очень активным, выступал в хоре, в религиозном плане был очень старательным. У него в монастыре я бывал, но не так часто. Миряне чаще бывают. Человек едет каяться, а у нас своя служба, у него своя была. Будем молиться за упокой души усопшего.

АРХИМАНДРИТ ВСЕВОЛОД (ЗАХАРОВ),

ПЕРВЫЙ НАМЕСТНИК ВОЗРОЖДЕННОГО РАИФСКОГО БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Его Высокопреподобие священноархимандрит Всеволод (23.01.1959 - 20.08.2016) (в миру, Вячеслав Александрович Захаров) родился в городе Казань в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нёс послушания алтарника и иподиакона.

После окончания Казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию.

В 1981 году в г. Курск рукоположен во иереи.

Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма свв. Петра и Павла города Зеленодольска, ТАССР. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году.

В 1993 году возведен в сан архимандрита.

Архимандрит Всеволод имеет высшее юридическое образование. В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.

  • Является Почетным Академиком международной академии Азия-Европа
  • Имеет звание почетного члена Академии Гуманитарных Наук (академика)
  • Член ученого совета Волжско-Камского Государственного природного заповедника
  • Входит в состав Общественного совета Республики Татарстан
  • Кавалер ордена Дружбы
  • За укрепление дружбы между народами награжден дипломами международных общественных организаций (ЮНЕСКО и др.)
  • За большой вклад в организацию духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан и личные заслуги в укреплении законности и правопорядка награжден медалью министра внутренних дел России «200 лет МВД России», июнь 2002
  • Октябрь 2005 года. От имени Президента России наместнику Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандриту Всеволоду (Захарову) вручена медаль «В память 1000-летия Казани» за значительный вклад в развитие города
  • Участник энциклопедического издания «Гордость города Казани», приуроченного к празднованию 1000-летия города Казани
  • Награжден дипломом республиканского конкурса «Благотворитель года», 2007 г. от имени Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева
  • Ноябрь 2007, Казань. Вручен сертификат о присвоении звания «Хранитель Заповедных островов»
  • Является почетным гражданином Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
  • За большой вклад в совершенствование духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан, а также в связи с 50-летием - награжден почетной грамотой от Министерства внутренних дел РТ
  • Благодарственное письмо от Премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова. «От имени Правительства Республики Татарстан и от себя лично выражаю Вам благодарность за значительный вклад в духовно-нравственное возрождение и укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике…», январь 2009 г.
  • Благодарственное письмо от Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева в честь 50-летия со дня рождения. «...Ваша неутомимость в делах на поприще духовного созидания и благотворительности, пастырская деятельность широко известны за пределами Раифской обители. В этот знаменательный день желаю Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и новых свершений на благо Церкви, верующих и всего многонационального народа Республики Татарстан», январь 2009 г.
  • Благодарственное письмо в честь 50-летия со дня рождения от Министра внутренних дел по Республике Татарстан А.Сафарова. «… Вся Ваша жизнь - это нравственный, духовный подвиг служения христианской вере, неутомимый труд по преображению и очищению многих человеческих душ. Невозможно переоценить Ваш личный вклад в возрождение из руин православной святыни - Раифского Богородицкого монастыря, который сегодня по праву считается одним из центров христианской религии в России… ваша образованность, мудрость и высокий нравственный потенциал по праву снискали Вам искреннее уважение и авторитет в нашей республике и за ее пределами…»
  • За выдающиеся заслуги в укреплении православных и духовных традиций и за личный вклад в возрождение Православия в России награжден Орденом Святого Князя Александра Невского II степени
  • Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождениянагражденорденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского II степени.
  • За большой вклад наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрита Всеволода в дело сохранения межнационального и межконфессионального согласия в Республике Татарстан 10 февраля 2010 г. глава Госсовета РТ - председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин вручил отцу Всеволоду благодарственное письмо и памятную медаль Госсовета РТ.
  • В связи с 55-летием со дня рождения награжден медалью первосвятителя Гурия Казанского. награду вручил Управляющий Татарстанской митрополией митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий.
  • В связи с 55-летием со дня рождения удостоен медали "За доблестный труд", которую от имени Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова вручил руководитель аппарата президента Республики Сафаров Асгат Ахметович. Добавим, что этой мирской награды впервые в нашей республике удостоин священнослужитель.
  • Во внимание к трудам на благо святой Церкви 24 декабря 2015 года наместнику Раифского монастыря была вручена юбилейная медаль Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира». Медаль учреждена Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 ноября 2014 года в память 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, просветителя Русской Земли.

Отца Всеволода похоронили, не дожидаясь трех дней - по «афонским традициям», рядом с памятным крестом мученикам «красного террора»

Более 1,5 тыс. человек пришли в минувшее воскресенье на прощание с настоятелем Раифского монастыря. О том, что сказал с амвона митрополит Феофан, кто из VIP"ов побывал на траурной церемонии, о чем шептались в толпе, каким запомнился наместник прихожанам и своей двоюродной сестре, любившей петь вместе с ним песню «Что тебе снится, крейсер Аврора», - в материале «БИЗНЕС Online».

Более 1,5 тыс. человек пришли проститься с настоятелем Раифского монастыря архимандритом Всеволодом

«МОЩНЫЙ БЫЛ МУЖИК. Я ЕГО ПРО СЕБЯ КОМСОМОЛЬЦЕМ НАЗЫВАЛ»

Когда ранним утром 21 августа в Раифском мужском монастыре началось заупокойное богослужение по новопредставленному наместнику обители, сюда уже вовсю съезжались машины и автобусы с паломниками. Многие из них еще не знали о произошедшем и поэтому, встреченные на входе полицией, проверяющей сумки, недоумевали: «Что случилось? Кто-то важный приехал? Или праздник какой?» «Настоятеля хоронят!» - кратко отвечали им. А толпа прихожан и гостей все прибывала и прибывала, заполняла собор Грузинской иконы Божией Матери, теснилась к ограде монастырского кладбища, где к приготовленной открытой могиле уже вела заботливо постеленная ковровая дорожка. Разговаривали мало, больше молчали с поджатыми губами, некоторые плакали. Иногда оборванные реплики протекали по толпе. «Говорят, скорая помощь 40 минут ехала, - осуждающе произнес кто-то. - Не спасли».

Настоятель Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Захаров ) умер утром 20 августа в рабочем кабинете в возрасте 57 лет. Занимаясь делами детского приюта, работающего при обители, внезапно почувствовал себя очень плохо - врачи , что оторвался тромб. Выехавший на место экипаж скорой действительно не смог ничего сделать. Уже в два часа дня тело архимандрита перенесли в собор Грузинской иконы и здесь оставили до самых похорон. Впрочем, на ночь храм не закрывался и не пустовал: здесь читали Евангелие, поочередно меняя друг друга, насельники монастыря. А уже с утра в соборе стали готовиться к божественной литургии, которую решил возглавить митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . Приехав в обитель, владыка первым делом подошел к разверстой могиле, где еще трудились рабочие, а затем, раздавая благословения, прошел в Грузинский собор.

Памятуя о том, что Раифу очень любили VIP"ы, ожидали, что на службу подъедет некоторое количество известных в республике, а то и в стране людей. Впрочем, «главный благодетель» обители Минтимер Шаймиев если и появился, то практически незаметно: о том, что он был здесь, узнав о трагедии, корреспонденту «БИЗНЕС Online» сказал один из представителей монастырской братии. Президент РТ Рустам Минниханов сам прибыть не смог, но прислал от себя пышный венок, окрашенный в красно-зеленые цвета татарстанского флага. Еще один заметный венок на могилу возложил Радик Хасанов , руководитель предприятия «Завод им. Серго» из соседнего Зеленодольска.

Заметный венок на могилу возложил Радик Хасанов, руководитель предприятия «Завод им. Серго» из соседнего Зеленодольска

Были и те, кто приехал на похороны практически официально и чьи имена сразу вошли во все пресс-релизы, появившиеся на сайте татарстанской митрополии. Среди них глава президентского аппарата Асгат Сафаров , зампред республиканского Госсовета Юрий Камалтынов , первый заместитель премьер-министра РТ Алексей Песошин , руководитель аппарата кабинета министров Шамиль Гафаров , бывший глава регионального МЧС Валерий Власов и другие лица. Камалтынова корреспонденты «БИЗНЕС Online» встретили около собора, где проходило отпевание, подробно разговаривать он не стал («Не тот случай, коллеги»), но все-таки обронил на ходу: «Мощный был мужик. Я его про себя комсомольцем называл».

Стоявшая все эти дни в Татарстане лютая жара и на этот раз не ослабла: солнце на обжигающем небе висело как по рассеянности не выключенный кем-то раскаленный утюг. Смотреть на него было больно. Не прохладнее оказалось и в храме: люди обливались липким потом и обмахивались кто чем мог: газетами, дамскими веерами, сумками. Одна молодая мама за неимением лучшего обмахивалась своим грудным ребенком, который, видимо, полагал, что с ним играют, и счастливо гулькал. Служба была долгой и заняла вместе с прощанием около четырех часов, но прихожане держались мужественно, крестились, целовали запотевшие стекла икон и подпевали «Символу веры» и «Отче наш». Каждый дышал тяжело, изнемогая от горячего банного воздуха, и как-то невольно подумалось, что в этот час в этом соборе среди этой прерывисто вздыхающей толпы только один человек не дышит и только одному ему холодно - это тот, кто создал весь этот великолепный монастырь с его садами, куполами и кельями, архимандрит Всеволод.

Были и те, кто приехал на похороны практически официально и чьи имена сразу вошли во все пресс-релизы

«И БОГ, КАК СПЕЛЫЙ ПЛОД, ДАЛ УКАЗАНИЯ АНГЕЛАМ ЗАБРАТЬ ТЕБЯ»

Наместника Раифского монастыря практически все вспоминают как человека легкого, остроумного и «праздничного» по своему душевному настрою. Возможно, поэтому его неожиданная смерть и поминовение пришлись на целую череду праздников: начиная от Преображения Господня и заканчивая днем Грузинской иконы Божией Матери и Успением Богородицы. Отец Всеволод скончался 20 августа в первый день попразднества (так называют 7 дней, следующие сразу за Яблочным Спасом - прим. ред .), похоронен был на второй день. А уже третьи сутки после его смерти, 22 августа, пришлись на празднование Грузинской иконы по старому стилю, традиционно почитаемой в Раифе в качестве главной монастырской святыни. Что касается 9-го дня, столь важного для поминовения усопших, то он, как заметил в своей речи митрополит Феофан, совпадает с Успением Божией Матери 28 августа. Пожалуй, если бы отцу Всеволоду было дано выбирать день для своей кончины, он бы не смог выбрать лучшего, так подходящего и к его характеру, и к его ежедневному энергичному подвижничеству. Вот только жаль, что случилось это так рано.

Когда основная часть литургии была позади, митрополит Феофан вышел к прихожанам, встал лицом в открытому наполовину гробу, в котором виднелись только восковые руки настоятеля, сжимающие икону и распятие, и произнес небольшую проповедь - реквием по настоятелю. Он говорил ко всем собравшимся и в то же время словно беседовал с одним только новопредставленным архимандритом, называя его на ты и уверяя, что, несмотря на границу между жизнью и смертью, он «здесь, с нами».

«Еще недавно я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, - вспомнил владыка. - Он был, как всегда, жизнерадостным и, как всегда, готовым на любое послушание». Затем он повел речь о жизненном пути наместника Раифской обители, отметив, что тот вступил на стезю православия «в те времена, когда это было не просто не модно, но и осуждалось» (подразумевается позднее советское время - прим. ред .). «Но с присущим тебе оптимизмом, твердостью воли, неунывающим веселым характером и имея талант, по природе данный тебе от Бога, ты не побоялся встать на церковный путь, - сказал митрополит, обращаясь к покоящемуся в гробу человеку. - И ты направил свои стопы в московскую духовную школу, где получил образование не только богословское, но и прививку к монашеской жизни. Годы, проведенные в большой келье преподобного Сергия Радонежского (имеется в виду Троице-Сергиев монастырь, где расположены Московская духовная семинария и академия - прим. ред .), стали твоим лучшим учителем».

Насыщенную событиями жизнь отца Всеволода правящий казанский архиерей разобрал по вехам: учеба в Подмосковье, затем служение в Курске, где будущий настоятель прославленной обители был рукоположен в иереи и отправлен служить в Крестовоздвиженский храм в некоем селе Черкасское-Поречное. «Курская земля - и моя родина тоже, - продолжил владыка, - и я знаю не понаслышке, как любил тебя народ Божий. Как ты, талантливый, юный, способный, имеющий образование, не счел зазорным поехать в самую глухую деревеньку, в запущенный храм, куда почти никто не ходит. Но ты поехал. И за короткое время сумел создать общину, которая жила единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря твоим трудам и деревенька воскресла, и храм ожил».

То, что в начале 1980-х годов отец Всеволод сумел сделать в Курской области, он позднее, но уже в ином масштабе повторил в Раифе. «Царица небесная и отцы Раифской обители, мученики преподобные были с тобой, - уверенно заявил Феофан. - Ты сумел найти нужные слова к прихожанам, собрать вокруг себя братию, сумел через свое служение посеять веру в сильных мира сего и у руководства республики. Я знаю, как высоко о тебе отзывались главы республики и отзываются поныне. Неоднократно мне говорил о тебе Минтимер Шарипович (Минтимер Шаймиев - прим. ред .). И нынешний президент Татарстана, он бывал здесь, любил обитель, любил тебя, поддерживал твои инициативы... Не перечислить их, любивших тебя, не только в республике, но и в руководстве нашей большой страны. Практически все руководители российского государства побывали здесь. И выносили из этой обители любовь, тепло и понимание».

К числу тех, кто любил отца Всеволода, митрополит Феофан отнес и мусульман, вспомнив, что еще вчера, будучи в Нижнекамске на юбилее города, принимал соболезнования от находившегося там же верховного муфтия России Талгата Таджуддина . Что до неожиданной смерти наместника Раифского монастыря, она была, как считает владыка, «поистине христианской». «Ведь мы молимся о непостыдной, безболезненной и мирной кончине, - напомнил митрополит православной пастве и священникам. - Именно такой и была твоя кончина. Очевидно, Господь так распорядился, чтобы забрать тебя с этой грешной земли в тот момент, когда ты находился в славе. Тебя любили, уважали, ценили. И Бог, как спелый плод, дал указания ангелам забрать тебя. Мы верим, что Господь за твои добрые дела, за искреннее служение, за твою любовь, конечно, возьмет тебя в свои обители. Мы будем молиться о тебе, а ты молись там о нас, ибо ты уже ближе к Богу», - заключил казанский архипастырь.

«НА АФОНЕ, ГДЕ ТОЖЕ ЖАРКО, МОНАХОВ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ХОРОНЯТ. А У НАС ТУТ ТЕПЕРЬ ПОЧИТАЙ ПОЧТИ ГРЕЦИЯ»

К моменту, когда монастырские часы перешагнули за полдень, в обители собрались, по разным оценкам, от 1,5 до 2 тыс. прихожан и паломников. Все уже знали о траурном значении этого дня, поэтому терпеливо ожидали, пока из собора вынесут гроб с телом настоятеля. Среди толпы и полицейских патрулей можно было различить несколько врачей скорой помощи - они дежурили здесь, чтобы прощание с отцом Всеволодом не омрачилось еще какой-нибудь трагедией.

Встреченная корреспондентами «БИЗНЕС Online» у входа в храм экскурсовод из чувашского города Шумерля, приехавшая в Раифу со своей паломнической группой, рассказала, что тоже знала отца Всеволода, который «в немногих словах мог объяснить самые сложные вещи, так что все сразу становилось понятным». История этой женщины примечательна: по ее словам, она стала православным экскурсоводом после того, как в 1991 году ее муж исцелился от тяжелой болезни, прикоснувшись к заново обретенным мощам преподобного Серафима Саровского . «Я поняла, что мне надо отработать это чудо, и стала ездить по монастырям и обителям», - объяснила она.

Удалось нам побеседовать и с родственницей покойного архимандрита, его двоюродной сестрой Еленой Геннадиевой . «Я его знаю очень давно, - рассказала „БИЗНЕС Online“, не скрывая слез, Елена Николаевна. - Как он восстанавливал этот монастырь - по кирпичику, по камешку, и все с такой любовью и благоговением. Настолько он любил его - это было его детище. И, видимо, так было суждено: восстановить монастырь, после чего его жизнь здесь и закончилась».

Двоюродная сестра настоятеля вспомнила о том, как вместе со своим братом приезжала сюда в 90-е годы: «Тут были развалины, озеро было все в тине, все было кошмарно». Чтобы поднять монастырь из советского небытия, требовались недюжинные организаторские способности, и таковые у отца Всеволода нашлись благодаря его комсомольскому прошлому. «Он был в комитете комсомола в первой школе, где учился, - вспомнила Геннадиева. - А потом резко переменился, поехал в Москву и поступил в семинарию. И с таким восторгом, возвращаясь в Казань, рассказывал про эту семинарию! Ему очень нравилось учиться».

Гроб медленно опускали в землю - недалеко от креста, поставленного здесь в память о мучениках эпохи «красного террора»

Рассказала Елена Николаевна и о том, чего нет в официальной биографии отца Всеволода: как приблизительно в начале 90-х годов он на лошадях добирался до православных приходов в Марий Эл, как вместе со своей двоюродной сестрой пел любимые советские песни вроде «Что тебе снится, крейсер Аврора?» («Слух у него был очень хороший», - добавила наша собеседница). Впрочем, в последнее время Елена Геннадиева редко встречалась с братом. «Ему было некогда. Если мы собирались к нему приехать, он всегда просил: „Ты заранее позвони, потому что может минутки не будет свободной“. То кто-то приехал, то какая-нибудь делегация - постоянно. То занят отчетами, то что-то добывает». О характере настоятеля его родственница отозвалась так же, как и многие: «Добродушный, смешливый, никогда никого не обидит. Вот чем он меня всегда привлекал? Я ведь считала, что священники такие сухие, строгие, а он все то же самое мог тебе так преподнести, что ты это понимал совершенно по-другому, легче, проще...»

Кстати, из шестерых детей семьи Захаровых, к которой принадлежал ныне покойный архимандрит, после его смерти в живых осталось трое: брат и две сестры. Одна из его родных сестер встретилась корреспондентам «БИЗНЕС Online» в редакции издаваемого в обители «Раифского вестника»: она держала в руках портрет своего брата - улыбающегося, со смешинкой в глазах. «Вот он всегда такой был», - сказала она с некоторым (как показалось) даже оттенком гордости, вглядываясь в дорогую ей фотографию.

А потом были похороны, часто звонили колокола на восстановленной настоятелем звоннице, гроб медленно опускали в землю - недалеко от креста, поставленного здесь в память о мучениках эпохи «красного террора». «Почему все-таки так быстро похоронили? - спросил корреспондент „БИЗНЕС Online“ мужчину, помогавшего в траурной церемонии (как выяснилось, одного из художников обители). - Ведь только вчера умер. Почему не подождали трех дней?» «Куда же по такой жаре? - возразил он. - Вон на Афоне, где тоже жарко, монахов в тот же день хоронят. А у нас тут теперь почитай почти Греция».

Тем временем люди выстраивались в очередь к еще не закопанной могиле: каждый старался бросить свою горсть земли. Выходя из ограды кладбища, многие плакали. Монастырь на ярком солнце сиял всеми шеломами своих куполов и прощался с настоятелем несмолкаемым перезвоном, в котором, как ни удивительно, не было ничего погребального, как будто легкий нрав отца Всеволода передался после смерти его обители.

Священноархимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Александрович Захаров ) родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона.

После окончания Казанской средней школы №1 в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1981 году в Курске рукоположен во иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района.

В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма святых Петра и Павла в Зеленодольске. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских воскресных школ в СССР, при нем в храме снова зазвонили колокола.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году.

В 1993 году возведен в сан архимандрита.

Утром 20 августа 2016 года на 58-м году жизни скоропостижно скончался наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров).

21 августа, по завершении воскресного богослужения, глава Татарстанской митрополии возглавит чин монашеского отпевания новопреставленного наместника Раифской обители. Погребение почившего будет совершено на Раифском кладбище.

Архимандрит Всеволод (Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани в многодетной семье. Его мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь будущий священнослужитель ходил с детства. Нес послушания алтарника в Никольском соборе города Курска и иподиакона.

После окончания Казанской средней школы № 1 в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1981 году в г. Курске архиепископом Курским и Рыльским Хризостомом рукоположен в сан иерея. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района.

В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию. Назначен настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла города Зеленодольска. Активно восстанавливал жизнь прихода, создал одну из первых детских воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод в честь благоверного князя Всеволода Псковского. В том же году возведен в сан игумена. Постриг и возведение в сан игумена совершил епископ Казанский и Марийский Анастасий.

В 1991 году игумен Всеволод впервые посетил Раифский монастырь, на территории которого располагалось специальное училище для несовершеннолетних преступников. В 1992 году его трудами обитель начала восстанавливаться.

В 1993 году был возведен в сан архимандрита.

В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.

Член Ученого совета Волжско-Камского государственного природного заповедника. Член Общественного совета Республики Татарстан. Кавалер Ордена Дружбы. За содействие укреплению дружбы между народами награжден дипломами ряда международных общественных организаций (ЮНЕСКО и др.). За большой вклад в организацию духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан и личные заслуги в укреплении законности и правопорядка в июне 2002 года награжден медалью министра внутренних дел России «200 лет МВД России». В октябре 2005 года удостоен медали «В память 1000-летия Казани» за значительный вклад в развитие столицы Татарстана. Участник энциклопедического издания «Гордость города Казани», приуроченного к празднованию 1000-летия города Казани. В 2007 году от имени Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева награжден дипломом республиканского конкурса «Благотворитель года». В ноябре 2007 года в Казани архимандриту Всеволоду был вручен сертификат о присвоении звания «Хранитель Заповедных островов». Почетный гражданин Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. За большой вклад в совершенствование духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан, а также в связи с 50-летием награжден почетной грамотой от Министерства внутренних дел РТ. В январе 2009 году удостоен благодарственного письма от премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова за значительный вклад в духовно-нравственное возрождение и укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике. В январе 2009 года, к 50-летию со дня рождения, удостоен благодарственных писем от президента РТ М.Ш. Шаймиева, министра внутренних дел по РТ А.Сафарова.

За заслуги в укреплении православных и духовных традиций и за личный вклад в возрождение Православия в России награжден орденом святого князя Александра Невского II степени. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

За большой вклад в дело сохранения межнационального и межконфессионального согласия в Республике Татарстан 10 февраля 2010 года глава Госсовета РТ — председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин вручил отцу Всеволоду благодарственное письмо и памятную медаль Госсовета РТ. В связи с 55-летием со дня рождения награжден медалью первосвятителя Гурия Казанского и медалью «За доблестный труд». Впервые в РТ этой светской награды был удостоен священнослужитель.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви 24 декабря 2015 года удостоен юбилейной медали «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира».

Раифский монастырь готовится к празднику - 350 лет со дня принесения чудотворной иконы. Пышная архиерейская служба, крестный ход, выставка из Национального архива - это далеко не все праздничные события. Завтра здесь освятят панно из гальки - образ Богородицы. Об этом рассказывает «Реальному времени» игумен Гавриил, новый наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря.

«Ожидаем приезд пяти архиереев»

Раннеосенняя Раифа - это солнце и дождь, который оставляет мгновенно исчезающие следы на озерной глади. Благоухание мокрых цветов и первые, чуть заметные, желтые листья. Два года Раифа живет без наместника - архимандрита Всеволода. Возле места его упокоения, как всегда, охапки цветов, он здесь теперь навсегда, и всегда будет любим и почитаем. Нового наместника синод назначил в мае - это выходец из Оптиной пустыни игумен Гавриил. Молод, то серьезен, то улыбчив, хорошо образован и подпитан духовным опытом Оптиной.

- Ваше высокопреподобие, завтра в Раифском Богородицком мужском монастыре юбилей…

Завтра мы отмечаем 350 лет со дня принесения в обитель Грузинской чудотворной иконы Богородицы, главной святыни монастыря. В 1668 году митрополит Лаврентий, тогдашний архиерей Казанский, принес список иконы крестным ходом из Казани в Раифу. И с того времени, более трех веков, икона пребывает в Раифском монастыре, за исключением 60 лет советского времени. В этот период чудотворный образ находился в Казани, в храме Всех Ярославских чудотворцев. Завтра у нас планируется в честь памятного события торжественное архиерейское богослужение, которое возглавит митрополит Казанский и Татарстанский высокопреосвященнейший Феофан в сослужении с приглашенными архиереями. Ожидаем приезд пяти архиереев. Торжественное богослужение пройдет в Троицком соборе обители, оно начнется завтра в 8.30.

- Обычно такие службы совершаются в Грузинском соборе.

Грузинский на этот раз не вместит всех, поэтому решено перенести богослужение в наиболее вместительный Троицкий собор. Сегодня Всенощная будет совершаться в Грузинском соборе, затем завтра утром чудотворный образ переносится в Троицкий собор. После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии. Это панно завтра будет освящено. После этого состоится праздничная трапеза, а затем открытие и осмотр нескольких выставок. Это наш первый выставочный опыт.

После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии

«В архиве много документов, связанных с Раифой»

- Что это за выставки?

Фарита Губаева, известного фотомастера, он выставит несколько своих работ, которые ранее не выставлялись, плюс работы семидесятых годов прошлого века, на них разрушенная Раифа. Вторая выставка - нашего фотографа Эдуарда Закирова. Еще одна выставка = и это тоже впервые = документы из Национального архива Татарстана. Оказалось, что в архиве огромный объем документов, касающихся Раифы. Около сорока документов, пока это копии, мы выставим на обозрение.

- Какого периода эти документы?

Это документы с конца XVII века, изюминки этой коллекции. Есть бумаги, датированные XIX веком. Письменные документы, чертежи, планы монастыря, очень интересная епархиальная переписка, много документов, касающихся Грузинской иконы Богородицы. В основном это прошения из разных епархий принести икону в их приделы. Запросы из Чистополя, есть описания крестных ходов с этим образом в Свияжске, Паратах, других местах.

- Как родилась идея связаться с архивом?

Это идея одного из наших насельников, он оканчивает Казанскую духовную семинарию, пишет диплом и откопал эти документы в архиве. Мы связались с Национальным архивом и нашли у его руководства поддержку. Это наш первый опыт, но, думаю, наши контакты продолжатся. Выставки будут размещены у монастырской колокольни и у входа в обитель с правой стороны. Так что увидеть их смогут все желающие. Вообще, забегая вперед, могу сказать, что мы собираемся открывать свой музей. Готовим помещение - угловая башня с левой стороны. Само здание очень интересное, оно построено в начале XVIII века. Сейчас мы делаем в башне гидроизоляцию, планируем заняться музеем к зиме. У нас скопилось много экспонатов - это и облачения, и церковная утварь, книги.

«Эта галька из многих морей мира»

- Панно из гальки - это достаточно необычно. Как родилась эта идея?

Родилась спонтанно. Я служил литургию, после нее ко мне неожиданно подошли две девушки и рассказали, что у них есть творческая мастерская, и они хотят сделать в Раифе какую-нибудь мозаику. Сами предложили. Я поначалу отнесся скептически, но девушки рассказали, что у них уже много работ, и им хочется что-то сделать для души, для церкви, и они выбрали Раифу. И тут как будто случайно выяснилось, что у нас в этом году юбилей, я в делах как-то забыл об этом. И мы решили приурочить создание панно к юбилею нашей главной святыни. Начали выбирать место, поскольку панно из природного материала, решили сделать его на берегу Раифского озера, при входе в монастырь, чтобы все приходящие сюда настраивались, чтобы их встречала Богородица. Нашли удачный ракурс - Богородица видна и при входе, и при выходе из колокольни. Запустили кампанию по сбору средств, собрали около 60 тысяч, а нужно было около 400, это при том, что художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта - сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня, вообще же перебрали пять тонн.

Художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта - сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня

- Откуда привезена галька?

Из разных морей мира. Цвет камней уникален, никаких красителей. Лик Богородицы из бежевого каспийского ракушечника, чуть ниже - камни из Анталии, есть камни из Черного моря. Эти камни художницы заказывали, и их им привозили. Один богоугодный проект объединил многих людей. Девушки, кстати, выполняя работу, держали пост, приходили на службы, исповедались, причащались. Они сейчас живут в монастырской гостинице, мы дали им несколько помощников из трудников. В общей сложности панно создавалось около двух месяцев. Завтра оно будет освящено, перед ним совершится краткий молебен.

«Я стараюсь понять отца Всеволода»

Замечательно, что это все продолжает те труды, которые совершал в Раифе первый наместник монастыря архимандрит Всеволод.

Он был очень открытым человеком, и делал открытый монастырь для людей. Я стараюсь понять архимандрита Всеволода, прочитал много его интервью. Мы будем продолжать его линию - открытости, она заложена в основание монастыря. Эта обитель создавалась как миссионерская, для продвижения веры, продвижения в мирном значении слова, монастырь создавался как своего рода форпост. Сам стиль обители такой нарядный, барочный, чтобы красотой внешней привлечь к красоте внутренней.

Архимандрита Всеволода иногда несправедливо упрекали в том, что он, например, сделал детскую площадку, вроде бы какое она имеет отношение к монастырю? А он говорил: «Ребенок приедет, поиграет, прокатится с горки, ему понравится, и он это место запомнит. А потом приедет сюда уже с большим желанием». И ведь наместник был прав.

Сейчас такая забота о детях начала входить в жизнь церкви. Я знаю, что сейчас при многих московских храмах стали делать детские комнаты. Потому что маленький ребенок стоять на службе не может. Ему трудно, и если его заставлять, он будет ассоциировать храм с чем-то мучительным. А в детской комнате он поиграет и за десять минут до причастия его приедут в храм, он не устанет и таким образом будет тихонько воцерковляться. Так что у отца Всеволода был абсолютно правильный подход, тем более, что детская площадка находится за территорией обители. Даже если мама придет с ребенком, он покатается с горки, а потом они зайдут в храм и поставят свечку, это уже будет миссионерский ход. В этом смысле я буду продолжателем дела архимандрита Всеволода. Самое главное - понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин. Молиться, когда нет братских корпусов, нет трапезной, нет храмов, невозможно. И он воссоздал монастырь из руин. Сейчас мы должны продолжить его работу, даже в память о нем, мы должны выйти на второй этап, где наибольшее внимание надо уделять духовному возрождению монастыря. Что такое монастырь? Это прежде всего духовный очаг. Братья, живущие в обители, этот очаг растапливают, раздувают, а люди, пришедшие из холодного мира, отогреваются возле него. Все остальное - это производное от духовной жизни. Мы должны созидать красоту в душе человека, ведь душа - она вечная. О ней должна быть наша главная забота.

Самое главное - понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин

«Однажды поехал в Оптину пустынь и решил там остаться»

У вас появился новый памятник - Андрею Рублеву, возле Троицкого собора. Рядом с этим храмом потому что есть рублевская «Троица»?

Да, Рублев как раз изображен на фоне своей иконы. Троица - квинтэссенция всей православной иконографии. Автор скульптуры - наш раифский трудник.

- Как вы пришли в церковь?

Я родом из Воронежской области, бабушка у меня была верующая, родители были крещеные, но не воцерковленные. Однажды произошел трагический случай, чуть не погиб отец, чудом выжил. После этого мама начала задумываться о Боге. Мама у меня педагог, преподаватель биологии в школе, когда у нас в селе начали восстанавливать храм, мама начала в воскресной школе еще и Закон Божий вести, пела в церковном хоре, была регентом. И я начал приобщаться. Но всерьез начал задумываться, когда учился в институте, начал читать, прочел про оптинских старцев, про убиенных в Оптиной пустыни в 1993 году на Пасху. Поехал в Оптину, некоторое время там жил и решил остаться. Окончив институт, сразу же уехал в Оптину.

- Что вы окончили?

Воронежский технический университет по специальности экономист-менеджер. Через год в Оптиной принял постриг, поступил в семинарию, потом в академию. Два года назад два человека из Оптиной пустыни были направлены Святейшим Патриархом в Казанскую епархию, это нынешний наместник Успенского монастыря на Свияжске, отец Симеон и я, мы друзья, учились вместе. Поначалу думали, что будем вместе работать на Свияжске, но через две недели владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители.

- Вы что-то знали о Раифе, когда жили в Оптиной?

Ничего не знал, но исторических параллелей много. Монастыри похожи внешне: такой же лес, такой же поворот с дороги, башни, стены словно повторяются, здесь слева озеро, а в Оптиной слева река. Митрополит Филарет, который был Казанским архиереем, он много участвовал в жизни Раифского монастыря, по его благословению был построен Грузинский собор, а в Оптиной пустыни он основал скит и пригласил туда двух старцев - Моисея и Антония, это был 1825 год. И за 100 лет в этом скиту прославились 14 святых. В Оптиной пустыни, например, десять лет был старец Гавриил, тот самый, что жил в Седмиозерном монастыре, мы, кстати, планируем написать его икону. Отец Всеволод был пострижен в честь Всеволода Псковского, в церковной службе это имя пишется Всеволод-Гавриил.

Владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители

- Случайностей не бывает.

Такие параллели меня укрепляют и поддерживают.

…Одна из главных трудностей для нового наместника Раифы сейчас - выдержать сравнение со своим предшественником. Сравнивать с архимандритом Всеволодом его будут, это неизбежно. Но при самом пристальном взгляде все, что сейчас делает игумен Гавриил, не идет в разрез того делания, на котором был сконцентрирован архимандрит Всеволод, настаивающий на том, что «надо быть не исключительным, а нужным».

Татьяна Мамаева, фото raifa.ru