Русский патриотизм и Православие: соотношение в современной культуре. Совместима ли любовь к Родине с любовью к Богу

Современные светские и церковные либералы и модернисты категорически отказываются от понятия «патриотизм» и воспринимают его только в негативном свете. Между тем это важный аспект мировоззрения русских православных людей. Этому посвящен доклад протоиерея Олега Стеняева , прочитанный им в 2007 году в храме МГУ во имя святой мученицы Татианы, который мы предлагаем вниманию читателей.

Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
(Откр.21:24).

Что само Священное Писание говорит о патриотизме? Совместимы ли эти понятия: христианство и патриотизм ?

Слово Божие учит нас, что есть пять естественных начал жизни, созданных рукою Бога. Это: Личность; Семья; Нация; Царство и Церковь. Чтобы личность была цельной, должна быть цельная семья; чтобы государство было действительно сильным, должно быть национальное самосознание, должно быть державное самосознание, должно быть православное воцерковление.

Личность создана Богом. Сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). Человек ответственен пред Создателем за свою душу. Сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). Ответственен человек пред Богом и за сохранность своего собственного тела. Сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3: 17). Грех самоубийства всегда почитался самым страшным преступлением против веры в Божественное Милосердие. Уныние есть один из семи смертных грехов. Вся совокупность человека призывается Творцом к чистоте и святости. Сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие» (1 Фес. 5: 23). И прославлять Бога - то есть быть православными - мы должны не только в духе, но и в теле нашем. Читай: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 20). Пренебрежительное (полухлыстовское) отношение к целокупности человеческого бытия опасно и недостойно имени православного христианина.

Семья учреждена Богом. Написано: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Человек лично ответственен пред Богом за дом свой. Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Именно семья в наше время подвергается сатанинским нападкам со стороны как неумеренных ревнителей безбрачия (с их хлыстовским призывом: «Женатые разженитесь, а неженатые не женитесь»), так и сторонников так называемого «планирования семьи». Именно к таковым относятся слова из Писания: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил…» (1 Тим. 4: 1-3). Семья не может являться препятствием для духовного роста, ибо Само Слово Божие почитает семью быть «домашнею… церковью» (1 Кор. 16: 19). Да и сама первая (по времени ниспослания) заповедь, данная роду человеческому еще в Раю, призывает к браку. Сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт. 1: 27-28). Нации не нужна апология импотенции и извращения «под видом благоговения» (Правило святых Апостол, 5-е). Подлинное монашеское воздержание возможно для немногих: «Кто может вместить, да вместит!» (Мф. 19: 12). Напротив, нужно здоровое библейски выверенное православное учение о браке, емко выраженное в следующих словах из Писания: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит» (1 Кор. 7: 27-28).

Нация есть граница ответственности, очерченная рукою Бога

Нация есть третье естественное начало жизни, созданное Богом. Как и все пять начал жизни человеческой, нация есть граница ответственности, очерченная рукою Бога . Созданию национальностей, как и созданию первого человека (см.: Быт. 1: 26), предшествовал Собор Святой Троицы. Сказано: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 7). В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному (а не ложному «вавилонскому») единству в Боге и с Богом. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви . Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого. Сказано: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3: 5). Известно высказывание: «Бесполезный для земного отечества бесполезен и для Небесного».

В национальном вопросе мы призваны Словом Божием и к охранительным функциям. Писание учит нас: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). «Пределы обитанию» суть границы этнические, расовые и политические (территориальные). Никто не имеет права самочинно нарушать их. Библейский закон о «пришельцах» должен регулировать эмиграционную и миграционную политику Русских земель.

Эгоистическая сотериология (учение о спасении) не признает ни национальных, ни расовых, ни государственных границ ответственности . Но само библейское учение о спасении никогда не рассматривает человека в отрыве от его семьи, нации и места обитания. Писание учит нас именно соборному домостроительству и противопоставляет его эгоизму субъективной религиозности. Господь наш Иисус Христос не учил нас молиться: «Отче мой», а учил нас молиться: «Отче наш» (Мф. 6: 9). Закон Божий не предлагает нам идти путем эгоистической сотериологии, а, напротив, путем соборной сотериологии. Сказано: «…ни сын твой, ни дочь твоя…» (Исх. 20: 10). Да и сам призыв ко спасению отнюдь не индивидуальное значение и назначение имеет, а скорее всего обращен к человеку как соборной единице. Сказано: «Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место» (Быт. 19: 12-13).

Национальное становится религиозным, как религиозное у нас глубоко национально. Ф.М. Достоевский писал: «Русский - значит и православный»

Учение о личном спасении есть надуманная эгоистическая ловушка для ленивого типа религиозности, чуждой великоросскому пониманию соборности и святости. Преподобный Серафим Саровский учил: «Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи». Апостол Павел, чуждый эгоистической сотериологии, был « апостолом национализма» . Он действительно любил свой народ, и любил его до самозабвения, самоотрицания и даже самоотчуждения во Христе. С чувством национального самосознания он однажды воскликнул о себе: «Я… из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев» (Флп. 3: 4-5). Однажды в порыве патриотических чувств он воскликнул: «Что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 2-3). Иными словами, он готов был сам находиться в аду, только бы знать, что родные его по плоти обрели спасение во Христе и со Христом. К такой же неэгоистической религиозности он призывает и нас словами: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16). А Сам Христос пришел в этот мир спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 21), призывая апостолов идти «наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10: 6), и некогда на прошение хананеянки сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15: 26). Апостол Павел неоднократно подчеркивал необходимость учитывать национальный фактор. Он говорил: «Для Иудеев я был как иудей, чтобы приобрести Иудеев» (1 Кор. 9: 20). Только та проповедь будет иметь смысл, которая национально обособленна и обозначена. Только то слово принесет благословение нашему народу, которое будет русским и по смыслу, и по духовному содержанию его. Одинаково чуждые коммунистическому интернационализму и масонскому космополитизму, русские православные люди участвуют в Православном Кафолическом (Вселенском) Домостроительстве именно как члены Русской Православной Церкви, и здесь национальное становится религиозным, точно так же как и религиозное у нас глубоко национально. Ф.М. Достоевский писал: «Русский - значит и православный».

Царство есть существенная составляющая в деле Божественного Домостроительства. Сказано: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2: 17); и еще: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит. 8: 15). Самодержавие установлено по Божиему соизволению. Сказано в Законе Божием: «Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17: 15). Есть границы ответственности по отношению к принципам незыблемости монархической власти. Сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим… не делайте зла» (Пс. 104: 15).

Церковь призвана Богом освящать и преображать национальные, экономические и внутрисемейные начала жизни

Церковь есть наиболее значимая граница ответственности, очерченная рукою Бога. Церковь, наряду с семьею и личностью , есть тоже Школа Любви - Высшая Школа Любви. Церковь не знает территориальных, социальных и расовых границ: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26-28). Но свобода бытия, дарованная нам в Церкви, не есть начало космополитизма, социального коммунизма и эмансипации. Церковь призвана Богом освящать и преображать национальные, экономические и внутрисемейные начала жизни для их более активного участия в деле созидания Царства Божия «и на земле, как на Небе» (Мф. 6: 10). Но при всем этом совершенно очевидно, что ради Христа всё можно почесть тщетою , ради превосходства во Христе и со Христом (Флп. 3: 7), ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15: 50). Христианин должен всегда чувствовать и осознавать свою причастность к Церкви. Сказано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10: 25).

Церковь есть место увещевания, но не потому, что в ней собраны разные мнения. Нет, она именно и «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). В Церкви разрешение всех вопросов - как малозначительных, так и самых острых, злободневных и судьбоносных. Сказано: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви» (1 Кор. 6: 1-4). Церковный суд - вот насущная проблема нашей российской современности. В России существует и раввинский суд, и шариатский суд, и какой угодно, вплоть до «стрелок», где уголовники «разводят по понятиям». Православный не может судиться с православным у людей, «ничего не значащих в церкви». Требовать светского суда - «суда кесарева» (Деян. 25: 11) - мы можем только тогда, когда судимся с неверующими, язычниками или с неверными. И духовенство не имеет никакого права уклоняться от исполнения судебных обязанностей, иначе по отношению к нам могут быть применимы слова: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2: 7-9).

Нам, духовным лицам, давно до лжно понять, что у нас в России есть границы ответственности и для лиц духовного звания. Сказано: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение» (1 Кор. 9: 16). Церкви нужны добровольцы, а не наемники. Сказано: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, - за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их» (Иез. 34: 8-10). Ничего себе пастыри, «из челюстей» которых надо исторгать овец! Это волки! О проникновении которых в христианскую Церковь говорил еще и апостол Павел: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20: 29-31). «Непрестанно со слезами» молился за пастырей Русской земли преподобный Серафим Саровский, когда Господь сказал ему, что великое искушение ожидает епископов российских.

Мы все должны молиться за единство Церкви. Да будет она точно такой, как сказано в Великом Катехизисе: «Церковь Божия есть собрание всех верных Божиих, иже непоколебимую держат единую православную веру и в любви пребывают».

Как никогда Церковь и ее иерархия нужны русскому народу. Когда израильтяне выходили из Египта, они шли под управлением пророков и судий; период судий длился достаточно долго и окончился установлением теократической монархии. Прийти к возрождению православного самодержавия мы можем только чрез непосредственное церковно-клерикальное управление. Уже сейчас многие ветви российской власти в лице лучших своих представителей осознают, что единственная по-настоящему легитимная власть в России - это власть Патриарха. Но не всё духовенство готово к тому, чтобы встать в авангарде нации. У многих, особенно из числа старой клерикальной номенклатуры, религиозное чувство совмещено с рабским пресмыканием пред сильными мира сего. О подобных им сказано: «На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3: 17-19). Их время прошло, и они это знают… Латинский дух, привнесенный малоросским - фактически униатским - духовенством, с его экуменическими соблазнами, жадностью к деньгам и полным отсутствием российского патриотизма, уйдет в прошлое. Русское духовенство и раньше сталкивалось с подобными проблемами и с честью преодолевало их. Судебная и законодательная власть в России должна оказаться под контролем духовных лиц - только это может возродить наше многострадальное Отечество.

Любовь в Библии означает, прежде всего, осознание границ ответственности . Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14); и еще: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13: 8).

Плюрализм в жизни Церкви - ересь, в жизни Царства - гражданская война, в жизни нации - геноцид, в жизни семьи - блуд

Итак, Личность , Семья , Нация , Царство и Церковь есть суть границы ответственности, очерченные рукою Бога. И именно их и стремится нарушить и попрать диавол. Лукавый не является творцом, и зло, следовательно, не бытийно. Диавол, «взяв повод от заповеди», производит в нас «всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» (Рим. 7: 8). Его задача - прежде всего извратить естественные начала жизни. И его оружие - плюрализм. Плюрализм в жизни Церкви - ересь, в жизни Царства - гражданская война, революция и мятеж; в жизни нации - геноцид, в жизни семьи - блуд, а в жизни личности - шизофрения. Цельный человек живет интересами Семьи, своей Нации, Царства и Церкви. И в этом и заключается целокупность его бытия (цельность Личности).

Современные политические соблазны - это идеология коммунизма, национал-социализма и демократического либерализма . Эти три оскала апостасийного времени пытаются расшатать и опрокинуть Россию. Они одинаково чужды православному политическому самосознанию.

Коммунизм : его апокалипсический символ - зверь багряный (Откр. 17: 3). Как идеология безбожия, коммунистическое мировоззрение может рассматриваться как род психического помешательства. Сказано: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13: 1). Атеизм - начало безнравственности и крайних форм нечестия (как осквернение и разрушение естественных начал жизни). Сказано: «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: “не взыщет”; во всех помыслах его: “нет Бога!”» (Пс. 9: 25).

Национал-социализм - оскорбительное для Бога движение. Его апокалипсический символ - дракон (Откр. 12:14). Подрывает основы библейского откровения. Всецело зиждется на идеях Дарвина, Ницше и Талмуда. Вера национал-социалистов в эволюцию, евгенику и культ «сверхчеловека» позволяет классифицировать их как секту сатанинской направленности. Их учение о расовом превосходстве одного народа над другим не выдерживает библейской критики и является прямым продуктом ложного неоиудейского учения о преимуществах крови. В известном хасидском трактате сказано: «Души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых “клипот”, в которых нет добра совершенно… И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя». И как комментирует Гмара выражение «Милосердие народов - грех»: «Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия» (Шнеур-Залман , раби из города Ляды. Ликутей Амарим (Тания) / Под общ. ред. проф. Г. Брановера. Иерусалим, 1999. С. 45). Как подобные словеса перекликаются с сатанинскими пассажами из «Майн Кампф» Адольфа Гитлера!

Религия древних евреев не знала такого учения. Ветхозаветная традиция не знает и самого понятия нации . «Еврей» в библейском понимании - это член религиозной общины Авраама, что согласуется и с новозаветным пониманием этого слова. Сказано: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28-29). Писание уравнивает в глазах Создателя весь «род человеческий», произошедший «от одной крови» (Деян. 17: 26) праотца нашего Адама. Любое учение о «полулюдях» или «недочеловеках» есть проявление полного духовного невежества и крайне опасных для общества уголовных наклонностей. И не важно, кем и где говорятся или говорились подобные безумные слова - в еврейском Кнессете или немецком Рейхстаге, в московском Кремле или православном храме, мечети или синагоге. Сказано: «Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их» (Пс. 48: 14).

Демократический либерализм есть опасное политическое безволие, подчиненное инстинктам толпы. Его апокалипсический символ - лжепророк (Откр. 16: 13). Писание категорично осуждает безответственных демократов и решительно рекомендует дистанцироваться от них. Сказано: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13-14). Идеи либерализма в его крайних проявлениях несут полное нравственное и моральное разложение обществу. Опасность демократических предвыборных технологий - приход к власти случайных людей, проходимцев и шарлатанов. Этот строй наиболее способствует росту коррупции, воровства и преступности. Растет число беспризорных детей при живых родителях, растет проституция и наркомания.

Апокалипсис учит, что три ипостаси диавола - коммунизм, национал-социализм и демократизм - объединятся перед последней схваткой между силами добра и зла. Сказано: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16: 13-14). Теперь Россию хотят завлечь или в объятия идеологий Мордки Маркса, или идеологий Адика Гитлера с компанией, или идеологий дядюшки Сэма.

Когда мы говорим: «Я буду защищать эти святыни, потому что это святыни моей нации», мы останавливаем врага

Преодолевая чуждые нам соблазны и заблуждения, мы должны идти путем самобытным, исконным, отечественным и трем новомодным соблазнам противостоять, вновь и вновь провозглашая и утверждая принципы Православия, Самодержавия и Национальности. И не думайте, что линия духовной брани проходит между разными движениями, - она проходит по нашим сердцам. И там, где мы говорим: «Я не буду грешить, потому что я русский», и там, где мы говорим: «Я буду защищать эти святыни, потому что это святыни моей нации», мы останавливаем врага в своем сердце, мы останавливаем врага на своей земле, мы действительно осуществляем брань, о которой святой апостол Павел говорил: «…потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме».
В начале XX века священномученик протоиерей Иоанн (Восторгов) взывал к своим соотечественникам: «Для того ли Промысл Божий вызвал к бытию Россию, поставил ее на рубеже двух миров и положив пред ней великое мировое призвание, чтоб она, перестав быть сама собою, исчезла с лица земли и изменила богоданному призванию? Для того ли Господь приобщил ее к Церкви Своей и духовное небо ее украсил сонмом равноангельских подвижников, чтобы все это погибло пред разливом безбожия и иноверия? Для того ли святые русские трудились над духовною нивой нашею, засевали ее пшеницею чистого благочестия, поливали потом, слезами и кровью, обвеяли молитвами, являлись по смерти из-за могил своих, оставили храмы, обители, свои мощи и свои чудеса, - чтобы поздние потомки, изжившие, обезумевшие, поддавшиеся соблазну лукавых слов презренного злата, все это свели в ничто? Жив Господь наш, и жива Церковь Его, и жива Русь святая! Миллионы сынов ее не преклонили и не преклонят колен своих пред Ваалом, их ни запугать, ни закупить, ни обмануть врагам России».

Любовь к родной земле и к своим единоплеменникам свойственна человеку от природы. Чрезмерный интерес и симпатия к чему-либо чужому чаще всего будут оценены обществом как нечто неадекватное. Для православных, как и для всех христиан в целом, стоит вопрос, насколько эта природная тяга к своему, родному соотносится с замыслом Божиим о роде человеческом, с благовестием Христовым; в какой мере природа патриотизма очищена от греховных наслоений, затемняющих образ и подобие Божие в человеке.

ВСЯКОЕ ОТЕЧЕСТВО - ЧУЖБИНА?

Однозначной оценки патриотизма в христианстве не существует: за почти 2000-летнюю историю Церкви политическая карта мира претерпела столько изменений, а новые условия жизни, в которых оказывались христиане, были всякий раз настолько неожиданными, что такой оценки трудно даже требовать от них. Вне гонений христиане всегда предпринимали попытки ужиться с существующими государственными структурами, использовать их для максимально возможного воцерковления народа: так возникали христианские государства, любить и защищать которые было несравненно легче для христианина, нежели страны и народы, которые делали жизнь христиан невыносимой.

Естественно, в периоды гонений и политических катаклизмов на первый план для христиан выдвигаются идеи из Послания к евреям: "Не имамы зде пребывающаго града (μένουσαν πόλιν - "постоянного города", в смысле "политического центра страны"), но грядущаго взыскуем" (Евр. 13, 14). Или из Послания к филиппийцам: "Наше бо житие (πολίτευμα - "государство") - на небесех есть" (Фил. 3, 20). Развивая эти идеи, блаженной памяти отец Даниил Сысоев создал целую идеологическую конструкцию под именем "уранополитизма", последователи которой выступают против патриотизма (хотя было бы сообразнее имени воевать с "космополитизмом"). Знаменитая цитата из анонимного Послания к Диогенту, датируемого II веком: "Для них (то есть для христиан) всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужбина... Находятся на земле, но суть граждане неба ", - предваряется на сайте уранополитов следующей оценкой архимандрита Киприана (Керна), профессора Свято-Сергиевского богословского института в Париже, основанного бежавшими от безбожной революции русскими эмигрантами: "Лучше этого не сказано ничего в христианской письменности о том, каким идеалом должны руководиться последователи Христа в своих отношениях к государству и так называемому национальному вопросу".

ДВА ОБРАЗА ХРИСТИАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА

В самом деле, если ограничиваться историческими рамками Нового Завета, может показаться, что всякий патриотизм в корне чужд христианству. Сам Господь Иисус Христос, вместо безоговорочной любви к Своему отечеству, в прямом смысле слова проклинает и один из городов Своего обитания ("И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада низведешися" - Лк. 10, 15), и даже священную столицу Иудеи - град Иерусалим ("Иерусалиме, Иерусалиме... Се оставляется вам дом ваш пуст" - Мф. 23, 37). К этому добавляется надэтнический (как, впрочем, и надсословный, и надполовой) характер христианства: "Несть иудей, ни эллин; несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе" (Гал. 3, 28).

Из этого с неизбежностью следует, что ни о каком патриотизме в рамках одной нации или одного этноса не может идти речи в христианстве. Но если обратиться к другому немаловажному источнику Священного Предания - к богослужебным текстам, которыми Церковь на протяжении столетий выражает всю свою веру и все свои чаяния, - мы найдем в них отражение двух видов специфически христианского "патриотизма", обусловленного двойственным бытием Церкви: по всему миру и в условиях христианской империи. Первый вид такого христианского патриотизма проистекает из идеи Нового Израиля, компактно или дисперсно обитающего по лицу всея земли. Ради мира и благоденствия всех "компатриотов"-христиан Церковь ежедневно возносит молитвы о всяком граде и стране и о верою живущих в них (Ектения мирная). Новый народ Божий обращается к своему Царю и Богу с просьбой защитить от врагов видимых и невидимых, от всех природных катаклизмов, от ужасов войны и т.п.: "Спаси, Боже, люди (λαόν - "народ") Твоя и благослови достояние (κληρονομίαν - "наследство, удел") Твое" (Молитва литии 1-я). Этому роду христианского патриотизма свойственен ярко выраженный пацифизм: о мире всего мира (Ектения мирная), посети мир Твой милостию и щедротами (Молитва литии 1-я). И это неудивительно, поскольку всеобщий мир является благом также и для всех христиан, а тишина правителей, хотя бы даже и языческих, есть условие для тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте (Тим. 2, 2).

ХРИСТИАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Удивительно другое: этот панхристианский "патриотизм" идет в богослужении бок о бок с другим видом христианского патриотизма - имперским. Особенно много этого имперского христианского патриотизма находится в службах Кресту Господню, силою которого христианские государи не раз и не два одерживали победы над врагами империи - а значит, и правой веры: "...победы благоверному Государю Императору (имярек) на сопротивныя (в греческом оригинале τοῖς βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων - "царям против варварских народов") даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (πολίτευμα - "государство")" (Тропарь Кресту Господню); "Радуйся, Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе бо вернейшии царие наши хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди (имеются в виду нехристианские народы, потомки Измаила, нападавшие на империю с Востока) державно покаряюще" (Стихира самогласна на поклонение Честному Кресту, глас 2).

Даже в евхаристической молитве святителя Василия Великого, где трудно ожидать чего-либо лишнего и чуждого христианскому мировоззрению и куда выносится самое главное для жизни верующих, среди прочих ходатайств по освящении Святых Даров находится следующее: "Помяни, Господи, благовернаго и христолюбиваго Государя нашего (имярек), егоже оправдал еси ("которому Ты почел справедливым") царствовати на земли: оружием истины, оружием благоволения венчай его (то есть "соделай венцом его правления истину и доброту"); осени над главою его ("защити его жизнь Твоим покровом") в день брани; укрепи его мышцу, возвыси его десницу, удержави его царство ("соделай незыблемым его царствование"); покори ему вся варварския языки, брани хотящия" (Литургия святителя Василия Великого, анафора). О том же самом, хотя и без упоминания о личностях православных правителей, говорит и часто встречающаяся в богослужении молитвенная просьба возвысить рог христиан православных (например, упоминавшаяся выше Молитва литийная 1-я): имеется в виду не что иное, как укрепление христианского государства против всех, кто вознамерится с ним воевать. Как говорится, комментарии излишни.

Христианская империя в своих целях и задачах настолько приближалась к целям и задачам Христовой Церкви - строить жизнь по законам Царства Божия, - что в некоторых песнопениях прослеживается чуть ли не отождествление Церкви и империи. Так, в эксапостиларии Кресту Господню утверждается, что "Крест - хранитель всея вселенныя" (οἰκουμένης - здесь это слово употреблено в своем техническом значении "империя", поскольку Крест не может охранять те части вселенной, которые не признают Христа) и, через запятую, "Крест - красота ("украшение") Церкве". А в кондаке в Неделю всех святых, посвященном мученикам, опять-таки через запятую говорится: "Церковь Твою, жительство ("государство") Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве" .

Наиболее настоятельно отождествление Церкви и империи проводится в кондаке Кресту: "Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству ("Твоему новому государству, носящему Твое имя", то есть "христианской империи") щедроты Твоя даруй, Христе Боже" . И далее разъясняется, какие именно щедроты ожидаются от Бога для христианской империи: "Возвесели силою Твоею благовернаго Государя Императора (имярек), победы дая ему на сопостаты, пособие ("в качестве пособия") имущему Твое оружие мира, непобедимую победу ("неодолимый знак победы", то есть Крест Господень).

РУССКИЕ ЦАРИ - ПРЕЕМНИКИ ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Но никакие империи не вечны. После падения Византии ее православное население, оказавшееся под мусульманскими правителями, скоро поняло, за чьи победы ему теперь молиться. Об этом хорошо свидетельствует Константинопольский Собор 1593 года, о котором часто упоминают в связи с дарованием Русской Церкви статуса Патриархата, в еще одном своем решении: "...присуждаем, чтобы благочестивейший Царь Московский и Самодержец всея России и Северных стран, как поныне воспоминается в священных службах восточной Церкви, в священных диптихах и на святых проскомидиях, так был бы возглашаем и в начале шестопсалмия по окончании двух псалмов о царе, точь-в-точь как он возглашается в вышепомянутых службах, то есть по имени, как православнейший Царь" .

Тем самым восточные православные Патриархи недвусмысленно декларировали свой христианско-имперский патриотизм, молясь о победах главного защитника православной веры - российского самодержца - над всеми врагами Православия, включая и поработившего их султана. Ситуация, в которой оказалась Русская Церковь в результате падения Российской православной империи, была намного сложнее. Не считая анекдотических литургических казусов (Благоверному Временному правительству - многая лета!), очень скоро утративших всякую актуальность, в условиях большевицких гонений Церкви пришлось существенным образом изуродовать богослужебные тексты, изъяв из них все упоминания о царях, включая даже усопших. Появились двусмысленные выражения вроде "победы дая нам на сопостаты", которые при необходимости можно было истолковать и как проявление советского патриотизма (для властей), и как тайные молитвы о свержении строя (для "инакомыслящих").

УПОВАЯ НА РОССИЮ

Обобщенные молитвы за неважно какую страну, безликие власти и несильно христолюбивое воинство стали звучать в православных храмах не только в Советском Союзе, но и во всем православном рассеянии, включая Западную Европу и Америку, редуцировав христианский патриотизм до "панхристианского" вида. Развал Советского Союза на конкурирующие государства не прибавил ясности в вопрос патриотизма, свидетельством чему является нынешнее кровавое противостояние в Новороссии, с обеих сторон которого находятся члены одной и той же Православной Церкви. Смеем высказать предположение, что и возвращение Креста Господня в герб России (на коронах, скипетре и державе), и недавнее возвращение в текст анафоры святителя Василия Великого молитв о победах правителей "над варварскими народами, хотящими войны", являются неслучайными звеньями в цепи возрождения православного имперского патриотизма, на протяжении веков вливавшего силу духа во всех, кто отдавал свои жизни за Веру православную, православного Царя и православное Отечество.

Хочется надеяться, что Россия, храня верность Православию, еще сможет хотя бы некоторое время исполнять долг удержания мира от окончательного отпадения от Бога и правды Его. Об этом наши сугубые молитвы, в этом суть нашей сознательной и оправданной нашей верой любви к нашей Родине.


1. Иоанн Златоуст о том, что патриарх Авраам любил Родину:

Авраам послушался этих слов, хотя уже был стар и слаб телом, и не сказал сам в себе: куда пойду я в глубокой старости? Как оставлю дом отца моего и землю, в которой я родился, где у меня обилие богатства и знатные родители, где у меня драгоценное имущество и приятное общество друзей? Конечно, при настоящем случае он печалился, но не ослушался; как любящий отечество, он жалел оставить его, но как любящий Бога, повиновался и послушался. И удивительно то, что Бог даже не сказал ему, в какое место (идти), но умолчанием названия испытывал волю его. Если бы Бог сказал ему: я отведу тебя в землю, текущую медом и молоком, то показалось бы, что Авраам не голоса Божия послушался, но предпочел одну землю другой".
2. Равноапостольный Косьма Этолийский:
Чада мои любимые во Христе, сохраняйте муже-ственно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия - суть нашей любимой Родины и без них нация наша погиб-нет . Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провиде-ние хочет однажды ниспослать нашим душам небес-ное спасение, чтобы воодушевить нас на освобожде-ние от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем" .
"Итак, чада мои, жители Парги, для сохранения веры и свободы вашего Отечества позаботьтесь о без- отлагательном строительстве греческой школы, что- бы хоть ваши чада узнали о том, чего вы не знаете" .
3. Святитель Нектарий Эгинский ("К воспитанникам, покидающим семиранию", 1905 г.):
«Посему надлежит вам и в деле всей жизни вашей явить себя достойными питомцами семинарии, истинными служителями Церкви и оправданий ее, испытанными борцами за Отечество . Выходя из школы, вы вступаете на поприще духовной брани, в которой должны подвизаться и победить. Разразилась жестокая битва, и вам предстоит сражаться с многочисленными и влиятельными врагами Отечества . Ибо эллинский мир наводнен проникающими повсюду инославными миссионерами, а материалистический дух века сего стремится искоренить всякое понятие о правде и истине, добре и благочестии - все, с чем неразрывно связаны идеалы и духовная жизнь человека, истинное его счастье. Немало явилось и чудестранных претендентов на земли, издревле нами унаследованные, на земли, где испокон веков жил и трудился на благо человеческой цивилизации род эллинов. Ныне враги эти уже не столь опрометчивы, как прежде, но куда более расчетливы в злоумышлениях и действиях своих. Враги многочисленны, но бесценное достояние наше, вера и Отечество, - все, что есть у человека самого дорогого , - обязывает нас мужественно и самоотверженно встать на защиту его от покушений и передать потомкам, могущим сохранить унаследованное» .
Проповедь "О призвании и миссии эллина" :
Ныне Отчизна и Церковь более чем всегда нуждаются в мужах, преданных началам Креста, мужах неутомимых и живущих не для себя, но для народа и Церкви. На вас, возлюбленные ученики, взирают школа и народ, а Церковь наша ждет от вас патриотических усилий, утверждения делом и словом первооснов истины, первооснов справедливости, законов отеческих и церковных" .
4. Святитель Игнатий Брянчанинов:
Благочестивые слушатели! Господь наш Иисус Христос сказал: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15. 13). Такую весомую любовь явил жизнию своею, доказал смертию своею почивший раб Божий, воин Константин: он положил душу свою за Веру, Царя и Отечество. Ныне он безмолвствует во гробе; но самое молчание его есть громкая, живая, убедительнейшая проповедь о вечной любви .
5.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

«Теперь приказано отпустить сто миллионов на постройку подобных панцирей; а способных офицеров нет как и нет, а главное - охоты к делу, патриотизма да религии в будущих моряках не предвидится , и морские будущие чудовища опять обречены будут на истребление. - Господа, извините, но послушайте болящего за флот постороннего человека. Приготовьте сначала любящих Россию и Бога и преданных всем сердцем делу офицеров, как в Германии и Англии»
6. Священномученик Иоанн Восторгов:
И молитва каждого из нас по подобию апостольской молитвы: я хотел бы всего лишиться, от всего отказаться, лишь бы видеть народ наш и воинство наше в силе, в бодрости и в благословении успеха! Таков был патриотизм, такова была любовь к своему народу, такова и проповедь великого и святого апостола Павла. Аминь.
7. Старец Паисий Святогорец:
«Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога - великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина - это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности» .
8. Патриарх Кирилл:
«Народ должен сохранить способность совершать подвиг, не во имя денег, не во имя карьеры, потому что подвиги во имя денег и карьеры не совершаются. Но во имя общих интересов всего народа, во имя Родины, во имя веры. И мы знаем, что во имя достижения этих целей, человек способен отдать свою жизнь. А это - и есть подвиг. Пусть Господь дает силы всем вам, мои дорогие!»554. В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, нам ближе всех.
555. В пятой заповеди под наименованием «родители» следует понимать всех, кто бывает для нас вместо родителей.
556. Вместо родителей для нас являются: 1) государственная власть и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором мы все - дети нашего Отечества ; 2) пастыри и учители духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие по возрасту; 4) благодетели; 5) начальствующие.
Из письма Игнатия Брянчанинова:"... сказанное мною сказано от искренней любви к Вам и от любви к дорогому отечеству , которое жалею - жалею! (Письмо 11).

На пути реализации мечты о тотальной европеизации стоит вера наших Святых – Православие. Совсем не случайно многодетность, набожность и аскетизм активно высмеиваются в СМИ, навязывающих нам совсем другие идеалы.

Параллельно в православных кругах всё чаще звучат слова о некоем «новом православии» и «скорректированной современной миссии», вкупе с популяризацией идеи ревизии «частично устаревшего» Святоотеческого Предания и реформы богослужебного языка. Искажённое толкование неизбежно принимает и такое естественное для человека чувство как любовь к Отечеству.

«Без православия наша народность - дрянь», – писал в письме Ивану Сергеевичу Аксакову выдающийся публицист, славянофил Александр Иванович Кошелев . В справедливости его слов мы можем убедиться сегодня.

«Далеко не безразлично, за что любим мы родину, в какое её «призвание» мы верим… Есть любовь к отечеству праведная и святая, и она спасительна и действенна. И есть любовь греховная, и эта любовь - мерзость перед Господом, и, быть может, равнодушие предпочтительнее, чем служение «идеалу Содомскому». Москва Третьего Рима и Москва Третьего Интернационала - это не две равноправных, хотя и полярных, формы национального порыва, а - две бездны… И надо быть осторожными не приняться за дело злохудожное, - за постройку Вавилонской башни», – писал, пожалуй, самый выдающийся православный богослов XX столетия о. Георгий Флоровский.

Когда «национальные критерии вытесняют или даже устраняют религиозные, происходит откат к … язычеству, потому что главным для верующих становится не их единство во Христе, а их национальное своеобразие» (профессор Георгий Мандзаридис). Неизбежным следствием этого является дробление Церкви по национальному признаку – противоестественное явление, которое вступает в противоречие с её духом и характером.

А когда помимо этнических различий нет высшей цели, которая связывала бы людей и вела их к онтологическому единству лиц «по образу и подобию Божию», национальное самосознание неизбежно вырождается в этнический национализм.

Без духовных предпосылок православная миссия существовать не может. Её фундамент не мораль и этика, а аскеза и Дух Святой. Православие – это подвиг, потому и проповедуется оно только подвигом. Подвижники – единственные миссионеры Православия.

«Нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде себя умудрить, а затем других учить мудрости; нужно прежде самому стать светом, а затем других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать». Эти слова святителя Григория Богослова – аксиома жизни православного христианина. Собственное совершенствование – непременная предпосылка самой возможности успешного служения Церкви, Отечеству, людям…

В интервью «Святой Горе» афонский старец о. Лука Филофейский так ответил на вопрос об оправданности активного участия христианина в политике:

– Господь призывает нас изменить себя. Если все мы постарались бы стать хоть немного лучше, всё человечество было бы в полном порядке. А сейчас происходит следующее: некоторые ищут способы сделать лучше других, а самим остаться такими же как они есть сейчас. Это политические деятели…
– Можем ли мы изменить судьбу своей Страны?
– Одну вещь мы призваны, можем и должны изменить. Самого себя. Тому, кто начнёт с этого всё будет под силу. Меняя себя, человек явит и реализует те таланты, которые ему даны Богом. Он и другим поможет изменить себя и победить зло.

Связь с живой церковной традицией воплотилась в жизни всех православных святых. Их жертвенная любовь к соотечественникам была плодом их православных убеждений. Но святоотеческий патриотизм имеет определённые отличия от той любви к Отечеству, которая сегодня характерна для большинства из нас. Остановимся на них подробнее.

Каждая мысль и слово Святых отцов испытана молитвой и рождена из молитвы, которая рассматривается ими как наиболее действенный способ служения соотечественникам. По словам старца , подвижники –«это радисты Церкви. Если своеи? молитвои? они устанавливают связь с Богом, то Он спешит на помощь и помогает более деиственно».

Наряду с молитвой необходимой предпосылкой патриотизма праведного является смирение. Гордый человек не в состоянии задействовать и реализовать дары, данные ему Богом. Ведь по слову самого Спасителя Бог ему «противится, а не даёт благодать».

«Надо признать бессилие своё, бессилие всякого человеческого индивида своею обособленною волею, своею личною мыслью определять и формировать жизнь. Но надо помнить: смирение не есть рабская покорность… Смиряясь, мы не должны отказываться ни от свободы действия, ни от свободы оценок… В тоже время необходимо уйти от представления о нашем всемогуществе» (прп. Иустин Попович).

Но если человек начнёт очищать себя и реализовывать по мере сил данные ему Богом возможности и дары, случится тоже, что и в апостольские времена. Ученики Христовы, получив Благодать Святого Духа, обращали ко Христу тысячи и тысячи людей, к лучшему изменяя тем самым судьбу многих стран и народов.

Православные святые тем или иным способом трудились ради народного единства. Второй после Православия основой их мировоззрения была любовь к Отечеству. И здесь они выстраивают чёткую иерархию, подчиняя всё, в том числе и патриотизм, православной вере, завершающей «всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов».

Они не утрачивают живого ощущения святости и приоритетной значимости Церкви, не подчиняют пастырскую деятельность целям устроения земного благополучия и благоденствия, пусть даже под предлогом защиты «интересов Отечества».

Приоритет вере, Православию святые отдают всегда и во всём: «Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть заберут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши) – берегите и заботьтесь только о душе и Христе – лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте» (равноапостольный Косма Этолийский).

Подлинные выразители духа Церкви – подвижники, не отказываясь от любви к Отечеству, становятся над племенными различиями и своей любовью обнимают всю вселенную. Они обращаются к нам от своей кафолической полноты, от полноты жизни, исполненной благодати.

Святые исходят из идеи кафоличности, всеобщности церковного сознания. Многие из них стремились к выходу православных народов из национальной замкнутости и к их консолидации, обращали свою деятельность ко всему православному миру. Главным объединяющим фактором общества они полагали не кровь, а веру.

Церковь кафолична, ибо она есть единое Тело Христово; она - союз во Христе, единство в Духе Святом и её возрастание состоит в совершенствовании её внутренней цельности.

Национальные черты могут быть расширены и преобразованы во вселенский синтез только после освобождения человека (в равной степени это относится и к народу) от эгоцентризма и самодостаточности. Прежде чем вступить в Церковь, мы должны обуздать свою самовлюблённость и подчинить её духу кафоличности. И в полноте церковного общения совершается кафолическое преображение личности (и целого народа).

По словам преподобного Иустина Поповича: «Церковь – это Богочеловеческая вечность, воплощённая в границах времени и пространства… Она – вселенская, соборная, богочеловеческая, вечная, поэтому хула, непростительная хула на Христа и Духа Святого – делать из неё национальный институт, сужать её до мелких, преходящих, временных национальных целей.

Церковь – это Личность Богочеловека Христа, Богочеловеческий организм, а не человеческая организация. Церковь неделима и как Личность Богочеловека, и как Тело Христово. Поэтому в самой основе ошибочно неделимый Богочеловеческий организм делить на мелкие национальные организации. На своём историческом пути многие Поместные Церкви склонялись под ярмо национализма, под гнёт национальных целей… Церковь формировалась по отношению к народу, хотя естественным является обратное: народ должен формироваться по отношению к Церкви.

Уже время, уже пошёл двенадцатый час, пора нашим отдельным церковным представителям перестать быть исключительно слугами национализма и политики, всё равно какой и чей, и стать первосвященниками и священниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Заповеданная Христом и осуществляемая святыми отцами миссия Церкви состоит в следующем: насаждать и взращивать в душе народной чувство и сознание того, что каждый член Православной Церкви – личность соборная и вселенская, личность вечная и богочеловеческая, что он – Христов».

Святоотеческая любовь к Родине это не «кухонный» и «диванный» патриотизм. Никто не сделал столько для своих народов как православные святые. Их духовное состояние незримо повлияло на их семеи?ныи? и родственныи? круг, на все? их окружение. Они при жизни своеи? многим помогли принести покаяние и стяжать веру в Бога и сегодня продолжают молитвенно помогать потомкам после своеи? блаженнои? кончины.

Духовное состояние подвижников оказывает влияние даже на природу. По словам псалмопевца: «[Господь] превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод» (). То есть по молитвам праведников Бог и неплодородную землю делает плодороднои?, плодородную же может обратить в «солончатую, за нечестие живущих на неи?» ().

Каждый, кто читал жития святых может привести бесчисленное число примеров самопожертвования и положения жизни своей «за други своя» нашими православными святыми.

При этом они заботились не только о духовном спасении соотечественников, но и старались помочь им гармонично устроить жизнь на земле. Сажали деревья, знакомили с новыми способами ведения сельского хозяйства, оказывали материальную помощь, сохраняли народные традиции, строили школы, благословляли на защиту Отечества.

Главной их задачей было стремление вернуть народ к православной традиции, к жизни по Евангелию, заложив тем самым прочные основы настоящего общества. Чтобы люди «и эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после наследовали вечную радость Рая». В этих простых словах святой Косма Этолийский с точностью даёт определение церковному образу жизни, ставящему человека на путь восхождения на небо. Радость, радость Христова, выраженная в братстве и «общении» (), – вот конечная цель нашего земного существования.

Жизнь наших святых – это доказательство и свидетельство того, что мы не от этого мира, но от иного; что человек есть настоящий человек только с Богом. Наше призвание – исполнить себя Господом Христом, Его божественными животворными силами. Если трудиться над этим – то человек уже на небе, хотя и ходит по земле.

Пример и учение святых современны и актуальны для нас. Они –не просто священные символы и исторические деятели, а путеводные маяки в нашей непростой борьбе за наше историческое выживание.

Предлагаются разнообразные способы выхода из тупика. Однако только наша крепкая вера в духе покаяния может спасти наш народ. Эту истину подтверждают примером своеи? жизни святые.

С каждым днём мы убеждаемся в правоте слов отца Георгия Флоровского, говорившего, что «решение русской загадки может быть найдено только тогда, когда она будет поставлена в категориях «борьбы Бога и дьявола», совершающейся в сердцах людей; и когда будет осознано, что единственный выход даётся сердечным исповеданием: не к кому нам идти, Господи, Ты имеешь глаголы жизни вечной».

Афанасий Зоитакис

Оригинал взят у makarovalexiy в Противоречит ли патриотизм православному христианству?

Введение:
Вопрос об отношении материального и духовного, земного и небесного занимал умы христианских мыслителей на протяжении всей истории Церкви. Сейчас он стоит особенно остро в связи с попыткой современных православных христиан осознать, как именно нужно относиться к своей земной Родине. На просторах интернета вновь и вновь вспыхивают богословские дискуссии между теми, кто называет себя "уранополитами " и теми, кто называет себя "патриотами". В этой теме мы попробуем разобраться, какая точка зрения является истинной. Начнем с терминологии.

Этимология слова "патриотизм" и определения понятий:

Этимология:

Слово "патриотизм" происходит от англ. patriotism «патриотизм» (c 1726 г.), из patriot (c добавлением -ism), далее из patriōta, из др.-греч. πατριώτης «земляк, соотечественник», далее от πατήρ «отец» . Русск. патриотизм заимств. через франц. patriotisme.

Определения:
Патриотизм - любовь к отчизне
Толковый словарь Даля. — 1863—1866

Патриот - Человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.

Отечество - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Обоснование Патриотизма в Священном Писании:

1. Пятая заповедь

Согласно Пространному Катехизису святителя Филарета Московского, утвержденному Святейшим Правительствующим Синодом, в пятой заповеди под наименованием «родители» следует понимать всех, кто бывает для нас вместо родителей. Вместо родителей для нас являются: 1) государственная власть и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором мы все - дети нашего Отечества ...
Далее святитель Филарет определяет, насколько сильно мы должны любить Родину:" Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него жизнь свою" . Это он подтверждает словами Евангелия: " Нет больше той любви, как если кто по-ложит душу свою за друзей сво-их" (Ин. 15,13) .
2. 1 Тим. 5,8
В том случае, если мы Отечество для нас есть великое семейство, то к нему применимы слова апостола Павла: "
Если же кто о сво-их и особен-но о домашних не печет-ся, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5,8).
3. Апостол Павел - патриот
Апостол воспринимал иудеев своими братьями и готов был умереть за них: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян" (Рим. 9,3-4). В том случае, если государство, как пишет свт. Филарет, - великое семейство, а его жители - братья, можно сказать, что апостол Павел был готов умереть за Родину, но не за Римскую Империю, а за находящийся под ее игом Израиль.

Обоснование Патриотизма в трудах святых отцов:

Святой Раноапостольный Косьма Этолийский:

"Чада мои любимые во Христе, сохраняйте муже-ственно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков , так как оба этих понятия - суть нашей любимой Родины и без них нация наша погиб-нет . Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провиде-ние хочет однажды ниспослать нашим душам небес-ное спасение, чтобы воодушевить нас на освобожде-ние от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем". (О. Александр (Носевич). Равноапостольный Косма Этолийский: Издательский Дом "Святая Гора", 2009. c.270).

Исходя из цитаты, для святого Родиной была греческая нация с ее языком и верой.

Святитель Нектарий Эгинский:

"Посему надлежит вам и в деле всей жизни вашей явить себя достойными питомцами семинарии, истинными служителями Церкви и оправданий ее, испытанными борцами за Отечество . Выходя из школы, вы вступаете на поприще духовной брани, в которой должны подвизаться и победить. Разразилась жестокая битва, и вам предстоит сражаться с многочисленными и влиятельными врагами Отечества . Ибо эллинский мир наводнен проникающими повсюду инославными миссионерами, а материалистический дух века сего стремится искоренить всякое понятие о правде и истине, добре и благочестии - все, с чем неразрывно связаны идеалы и духовная жизнь человека, истинное его счастье. Немало явилось и чудестранных претендентов на земли, издревле нами унаследованные, на земли , где испокон веков жил и трудился на благо человеческой цивилизации род эллинов. Ныне враги эти уже не столь опрометчивы, как прежде, но куда более расчетливы в злоумышлениях и действиях своих. Враги многочисленны, но бесценное достояние наше, вера и Отечество, - все, что есть у человека самого дорогого , - обязывает нас мужественно и самоотверженно встать на защиту его от покушений и передать потомкам, могущим сохранить унаследованное". ( Димитракопулос Софоклис "Нектарий Пентапольский - святой наших дней. Саратов, Издательство Саратовской митрополии, с. 175)
"Ныне Отчизна и Церковь более чем всегда нуждаются в мужах, преданных началам Креста, мужах неутомимых и живущих не для себя, но для народа и Церкви . На вас, возлюбленные ученики, взирают школа и народ, а Церковь наша ждет от вас патриотических усилий , утверждения делом и словом первооснов истины, первооснов справедливости, законов отеческих и церковных ". (Там же, с.179)
Святитель Нектарий сохраняет понимание "Родины" Косьмы Этолийского, добавляя к нему "земли". Равноапостольный Косьма не говорил об этом, потому что в его время Греция находилась под турецким игом и ее земли ей не принадлежали.

Святитель Филарет Московский:

"Добрая была мысль, посвятить храм Богу на месте, где столь многия тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь, в надежде восприять вечную. Те из них, которые принесли себя в жертву, в чистой преданности Богу, Царю и Отечеству , достойны мученическаго венца, и потому достойны участия в церковной почести, которая издревле воздавалась Мученикам, посвящением Богу храмов над их гробами. Если же некоторыя из сих душ, оставляя тело, понесли на себе некоторыя тяготы грехов, некоторыя нечистоты страстей, и, к своему облегчению и очищению, требуют силы церковных молитв и безкровной жертвы, за них приносимой: то, за свой подвиг, паче других усопших достойны они получить сию помощь". (Слово по освящении храма святаго праведнаго Филарета в Спасобородинском монастыре, при обновлении сей новоучрежденной обители. http://azbyka.ru/?otechnik/Filaret_Moskovskij/slova_1=146)
"Не минута нечаянности сближает пред нами, слушатели, память безсмертнаго Михаила с памятию безсмертнаго Маккавея. Церковь предварила сей союз их своим желанием и предчувствием: Промысл оправдал ея желание событием. Вы помните оный благознаменитый день веры и любви к отечеству , когда подвигнутая опасностию его Церковь взывала к вам, именитые Россияне , пред сим самым алтарем, «да воздвигнет из вас Господь новых Маккавеев», и кто, кроме Провидения, или управил желание Церкви к предопределенному событию, или устроил событие по ея мольбе? " (Св. Филарет Московский. Слово пред погребением тела светлейшаго князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленскаго. http://azbyka.ru/?otechnik/Filaret_Moskovskij/slova_1=6)

Святитель Феофан Затворник:

"...Таковы непреложные суды правды Божией! Итак, какой есть народ «хотяй живот, любяй дни видети благи:—Уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс.33,13. 15). Бегай роскоши и всех чувственных наслаждений, удаляйся любостяжания и неправедных прибытков, будь смиренномудр и правдолюбив, возлюби Бога всем сердцем твоим, и святой вере Его будь предан всею душою. Господь не сокрыл, что особенно привлекает гнев Его, и основания судов Своих изобразил в слове Своем для того именно, чтоб все последующие роды видели, какими путями ходить должно и каких уклоняться. Итак, вот к чему обязывает нас наша любовь к отечеству! Вот чем можем мы засвидетельствовать искренность своего ему благожелания и готовность содействовать общему его благу! Благодарным исповеданием милостей к нам Божиих, преданностью Его премудрой и святой воле и ревностным исполнением Его заповедей. Господь благословил нас в прошедшем: не будем прогневлять Его своими беззакониями, и Он не оставит милости Своей от нас и на будущее. Исповедаемся же Ему в благодарении и, всецело предав себя в Его волю, возобновим решительное намерение жить свято и неуклонно по спасительным Его заповедям. «Приидите, братья, в знаменитый день сей, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу, Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании. Яко Той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его» (Пс.94,1. 2. 7; 78, 13). Но при сем, слыша глас, призывающий к закону Божию, не ожесточим сердец наших; не дадим в себе места беззакониям. Любя отечество в Господе , «возненавидим злая: и Господь сохранит души наша и из всякой руки грешничи избавит нас» (Пс.96, 10). Аминь.

Святитель Игнатий Брянчанинов:

"Благочестивые слушатели! Господь наш Иисус Христос сказал: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15. 13). Такую весомую любовь явил жизнию своею, доказал смертию своею почивший раб Божий, воин Константин: он положил душу свою за Веру, Царя и Отечество . Ныне он безмолвствует во гробе; но самое молчание его есть громкая, живая, убедительнейшая проповедь о вечной любви". ("Речь при отпевании капитана I ранга К. Г. Попандопуло" 4 марта 1858)
В данном случае святитель разделяет слова из Катехизиса святителя Филарета о том, что положить душу за Отечество - есть исполнение заповеди любви. Кроме того, он добавляет к этому также Царя.
Сам святитель в одном из писем признавался, что любит Отечество: "... сказанное мною сказано от искренней любви к Вам и от любви к дорогому Отечеству , которое жалею - жалею! (Письмо 11).

Праведный Иоанн Кронштадтский:

"Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить , чтобы наследовать жизнь вечную там. Отче наш, говорим мы, иже еси на небесех. Видите, где пребывает во всей славе вечной Отец наш, Господь Бог? На небесах, там и Отечество наше. Кто верен Богу, тот верен и царю".
Эта цитата отлично показывает, что патриотизм не противоречит уранополитизму, что можно отдать жизнь за земное отечество ради Царствия Небесного, служить царю ради Бога.
Праведный Иоанн заботился о проблемах государства, в частности его волновало положение военно-морского флота: "Теперь приказано отпустить сто миллионов на постройку подобных панцирей (Речь идет о кораблях - А.М.); а способных офицеров нет как и нет, а главное - охоты к делу, патриотизма да религии в будущих моряках не предвидится, и морские будущие чудовища опять обречены будут на истребление. Господа, извините, но послушайте болящего за флот постороннего человека. Приготовьте сначала любящих Россию и Бога и преданных всем сердцем делу офицеров, как в Германии и Англии". (http://www.ornin.narod.ru/dnevnik/o_rossii.htm)

Священномученик Иоанн Восторгов:

«Безумные и слепые! Но почему же тогда исключать любовь к родным, к своему народу и своему отечеству? Разве это не люди? Разве они исключены из области проявлений и приложения альтруизма? Почему же нужно запрещать патриотизм? Дают жалкий и лживый ответ: "Патриотизм есть человеконенавистничество". Но разве, в самом деле, патриотизм есть ненависть ко всем народам, кроме своего? Разве Спаситель, плакавший о родном Иерусалиме, не любил всех людей? Разве апостол Павел, любивший такою крепкою любовью народ свой, был человеконенавистником? Разве преподобный Сергий, горячий русский патриот, как великий христианин, был чужд духа любви? Послушайте голоса природы и здравого разума; он говорит вам, что нельзя любить человечество, понятие отвлечённое: человечества нет, есть отдельные люди, которых мы любим; что нельзя любить того, кого мы знаем и с кем живём, так же, как и того, кого мы не видели никогда и не знаем ». (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/russiaprayer/1.html)

Равноапостольный Николай Японский:

«Наказывает Бог Россию, то есть отступил от неё, потому что она отступила от Него... Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать . ...гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нём издевается. Мерзкая, проклятая, оскотинившаяся интеллигенция в ад тянет и простой, грубый и невежественный народ... Душа стонет, сердце разорваться готово» . (Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) 3 (16) июля 1905. Воскресенье. http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9)

Преподобный Паисий Святогорец:

"Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога - великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина - это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности". (Старец Паисий Святогорец. Том 2.Слова. Духовное пробуждение.)
Удивительно, что хотя старец Паисий не читал Катехизис святителя Филарета, он также считал, что Родина - большая семья.
Очень много патриотических высказываний старец Паисий делал, когда вспоминал о войне:

"Я не призываю бросаться в опасные приключения, но надо же, брат ты мой, иметь и маленечко героизма! С какой отвагой встречали герои смерть во время войны! Один монах, бывший вместе с Кондилисом (Кондилис был патриот, герой ), рассказывал мне, когда во время малоазиатской войны греки высаживали морской десант возле Константинополя, Кондилис находился на корабле и, лишь увидев Константинополь издали, стал вести себя как сумасшедший. "А ну, ребята, - кричал он, - умирать так умирать! Что сегодня, что завтра! Умирать - так молодцами, эй, ребята! Умрем героями за Родину ! " Он даже не мог дотерпеть, пока корабль пристанет к суше. От напряжения, от сильного желания он не заметил, что корабль еще не дошел до берега, - прыгнул и упал в море. Так в нем все горело! Плавать он не умел: другие побежали, вытащили его из воды". (Там же)

Патриотизм в Социальной концепции РПЦ:

Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры — православный народ.
П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.
Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.

Таким образом, сравнивая обоснование патриотизма в Библии в соответствии с Катехизисом, высказываниями святых отцов с Социальной концепцией, мы видим, что она ни в чем не противоречит православному пониманию патриотизма, утверждая необходимость любви к Родине, но при этом не нарушая слов апостола Павла о том, что во Христе нет ни Еллина ни Иудея (Кол. 3,11).

Патриотизм в высказываниях Святейшего Патриарха Кирилла:

"Необходимо развивать у молодых людей здоровые патриотические чувства не только на уровне эмоций, но на уровне соответствующего мировоззрения... Необходимо помнить, что патриотизм предполагает любовь к своему народу и активное участие в делах государства. Мы должны поддерживать свою страну".

"Вспоминая подвиг жизни святителя Иова, начинаешь понимать, что такое настоящий патриотизм. Иногда, обращаясь к людям церковным говорят: вам не должно быть патриотами, потому что вы должны любить всех. Мы отвечаем: не может любить людей тот, кто не любит свое отечество . И святитель Иов, который душу свою положил за пасту свою за народ свой, за страну свою, являет нам прекрасный образец такого христианского патриотизма".

Видео: Патриарх Кирилл о патриотизме и национализме


Заключение:
Православный патриотизм существует и является неотъемлемой частью православного христианства, поскольку в его основе лежит заповедь любви к ближнему. Православный патриотизм имеет обоснование в Священном Писании и Священном Предании, Социальной концепции РПЦ и высказываниях Священноначалия. При этом, все эти четыре выражения православного патриотического исповедания не противоречат друг другу, а лишь дополняют. Таким образом, православный человек обязан быть патриотом, но истинно-православным патриотом, для которого патриотизм выражается в первую очередь в любви к ближним, покорности властям, честном труде и готовности защищать Родину. Любые попытки очернить слово "патриотизм", православных патриотов из Священноначалия и других патриотов-христиан, являются содействием внутрицерковному разделению, попыткой (пускай неосознанной) подорвать одну из основ православной веры. Православные должны бороться не с патриотизмом, а за правильное его понимание и воплощение в жизнь. Патриотизм никак не противоречит уранополитизму, напротив, он является неотъемлемой его частью, поскольку, как невозможно любить Бога, ненавидя ближнего (1 Ин. 2,9), невозможно любить Небесное Царство, презирая земное Отечество.

=Bonus=
Архимандрит Рафаил Карелин о патриотизме:


"В слово патриотизм люди влагают неодинаковое содержание и смысл. Естественно любить своих родителей, свой родной дом, свое отечество, но главное любить по-христиански. Любовь к своему народу не должна быть ограничением той любви, которую Господь заповедовал иметь к каждому человеку как своему ближнему, независимо от национальных и других различий. Каждый народ входит в общую семью человечества, в семью нашего прародителя Адама, поэтому люди разной национальностей по крови родственны друг другу. Гуманизм говорит об абстрактной любви к человечеству, где люди сливаются в какое-то аморфное пятно, и ради этой абстракции считают себя вправе прибегать к насилию и жестокости над реальным человеком. Либералы вообще спекулируют словом "любовь"; для них любовь это солидарность в общем грехе. Какие особенности христианской любви? - Она конкретна; она начинается с тех, кто находится рядом с нами. Люди, с которыми мы имеем контакт - это школа нашей любви; затем, христианская любовь справедлива, она не наделяет тех, кого мы любим, какими либо привилегиями. Поэтому любовь для христианина не может противостоять нравственности, напротив, она является вершиной нравственности. Здесь надо быть осторожным, чтобы естественный патриотизм не перешел бы в жестокий национализм или в гордое самозваное мессианство. Надо помнить, что события, происходящие вокруг нас, это не только воля отдельных личностей, но воплощение и реализация добра и зла, накопляемого человечеством, то есть отражение на земле некоего духовного плана. Поэтому христианский патриотизм это борьба за нравственность и духовность народа, другими словами патриотизм - это церковность, через которую начинается преображение человека, а через человека - преображение истории. Нравственность - это ключ к замку истории, который нельзя разбить ударом лома. Сама любовь, если она правильна и не подчинена страсти, подскажет человеку, как поступать ему в конкретных случаях." (