Стоит ли современному человеку верить в Бога? Что более рационально: верить или не верить в бога и в жизнь после смерти

Религии появились еще очень давно, но еще раньше люди начали верить в различные божества, в паранормальное. Вера в такие вещи и интерес к жизни после смерти появились тогда, когда люди стали людьми: со своими чувствами, мыслями, социальными институтами и горечью по утрате близких.

Раньше всего появились язычество и тотемизм, затем образовывались мировые религии, за почти каждой из которых стоит великий создатель - Бог в разных пониманиях и представлениях в зависимости от веры. Более того, каждый человек представляет себе его по-разному. Что есть Бог? Никто точно на это не ответит.

Рассмотрим ниже в статье вопрос того, почему люди верят в Бога.

Что дает религия?

В жизни человека бывают разные ситуации. Кто-то рождается в очень религиозной семье, поэтому тоже становится таким же. А некоторые испытывают одиночество или попадают в такие случайные опасные ситуации, после которых выживают и после этого начинают верить в Бога. Но на этом примеры не заканчиваются. Причин и объяснений того, почему люди верят в Бога, существует очень много.

Сила веры в Бога порою не знает границ и действительно может принести пользу. Человек получает заряд оптимизма и надежды, когда верит, молится и др., что сказывается благотворно на психике, настроении и организме.

Объяснение законов природы и всего неизведанного

Что есть Бог для людей прошлого? Вера тогда играла ключевую роль в жизни людей. Было крайне мало тех, кто был атеистом. Более того, отрицание Бога порицалось. Цивилизации не были настолько развиты, чтобы объяснять физические явления. И именно поэтому люди верили в божества, отвечающие за разные явления. Например, у древних египтян был Амон, отвечающий чуть позже за солнце; Анубис покровительствовал миру мертвых и так далее. Так было не только в Египте. Славить богов было принято и в Древней Греции, Риме, даже до цивилизаций как таковых люди верили в божеств.

Конечно, со временем происходили открытия. Открыли, что земля круглая, что есть необъятный космос и многое другое. Стоит учесть, что вера никак не связана с умом человека. Многие ученые, первооткрыватели, изобретатели были верующими.

Тем не менее даже до сих пор не найдены ответы на некоторые главные вопросы, такие как: и что было до образования Земли и космоса в целом? Существует теория Большого взрыва, но не доказано, было ли это на самом деле, что было до него, что послужило причиной взрыва и другое. Неизвестно, есть ли душа, реинкарнация и прочее. Ровно как и не доказано точно, что есть абсолютная и полная смерть. На этой почве в мире существует очень много споров, но эту неопределенность и неизвестность никуда не деть, а религии дают ответы на эти извечные вопросы.

Окружение, география

Как правило, человек, рожденный в религиозной семье, тоже становится верующим. А географическое место рождения влияет на то, какой веры он будет придерживаться. Так, например, ислам распространен на Ближнем Востоке (Афганистан, Киргизия и т. д.) и на севере Африки (Египет, Марокко, Ливия). А вот христианство со всеми своими ответвлениями распространено почти во всей Европе, Северной Америке (католицизм и протестантизм) и в России (православие). Именно поэтому в чисто мусульманской стране, к примеру, почти все из верующих являются мусульманами.

География и семья обычно влияют на то, станет ли вообще человек религиозным, но есть еще ряд причин, почему люди верят в Бога уже в более зрелом осознанном возрасте.

Одиночество

Вера в Бога зачастую дает людям некую моральную поддержку свыше. У одиноких потребность в этом немного выше, чем у людей, у которых есть близкие. Это та причина, которая может повлиять на приобретение веры, хотя до этого человек мог быть атеистом.

Любая религия обладает таким свойством, что приверженцы чувствуют себя причастными к чему-то мировому, великому, сакральному. Она также способна дать уверенность в завтрашнем дне. Стоит отметить, что уверенные люди менее зависимы от потребности верить, чем неуверенные.

Надежда

Люди могут надеяться на разные вещи: на спасение души, долгую жизнь или же на излечение от болезней и очищение, к примеру. В христианстве существуют посты и молитвы. С их помощью можно создать надежду на то, что все будет действительно хорошо. Это приносит оптимизм во многих ситуациях.

Некоторые случаи

Как уже упоминалось выше, человек может резко поверить в Бога. Зачастую это бывает после совсем неординарных жизненных событий. После потери близкого человека или болезни, к примеру.

Есть случаи, когда люди вдруг думают о Боге, когда встречаются лицом к лицу с опасностью, после которой повезло: с диким животным, преступником, с ранением. Вера как гарант того, что все будет хорошо.

Страх смерти

Люди боятся многих вещей. Смерть - это то, что ждет всех, но к ней обычно никто не готов. Она случается в непредугаданный момент и заставляет горевать всех близких. Кто-то воспринимает этот конец с оптимизмом, а кто-то нет, но тем не менее он всегда очень неопределенный. Кто знает, что там, по ту сторону жизни? Конечно, хочется надеяться на лучшее, а религии как раз и дают эту надежду.

В христианстве, например, после смерти наступает ад или рай, в буддизме - реинкарнация, что тоже не является абсолютным концом. Вера в душу подразумевает и бессмертие.

Выше мы рассмотрели некоторые из причин. Конечно, не стоит отбрасывать, что вера бывает беспричинной.

Мнение со стороны

Многие психологи и ученые предполагают: неважно, есть ли Бог на самом деле, но имеет значение лишь то, что дает религия каждому человеку. Так, например, американский профессор Стивен Райс провел интересное исследование, где опросил несколько тысяч верующих людей. В опросе выявили, какого верования они придерживаются, а также качества характера, самооценку и много другое. Выяснилось, что, к примеру, миролюбивые люди предпочитают доброго Бога (или стараются его таким видеть), а вот те, кому кажется, что они очень много грешат, каются и переживают по этому поводу, отдают предпочтение строгому Богу в религии, где присутствует страх наказания за грехи после смерти (христианство).

Профессор также считает, что религия дает поддержку, любовь, порядок, духовность, славу. Бог как некий невидимый друг, который вовремя поддержит или же, наоборот, поругает, если это нужно для человека, которому не хватает в жизни собранности и мотивации. Конечно, это все относится скорее к людям, которым необходимо чувствовать какую-то опору под собой. А религия может дать это, а также удовлетворение человеческих основных чувств и потребностей.

А вот ученые из Оксфорда и университета Ковентри пытались выявить связь между религиозностью и аналитическим/интуитивным мышлением. Казалось бы, чем больше в человеке аналитизма, то тем выше вероятность того, что он атеист. Однако результаты показали, что между типом мышления и религиозностью нет никакой связи. Таким образом, выяснили, что склонность к вере в человеке обусловливается скорее воспитанием, обществом, окружением, но никак не дается с рождения и не возникает просто так.

Вместо заключения

Подведем итоги, почему люди верят в Бога. Причин есть много: чтобы найти ответы на вопросы, на которые нельзя никак ответить, потому что "подхватывают" это от родителей и окружения, для борьбы с чувствами и страхом. Но это все лишь малая часть, так как религия действительно многое давала человечеству. Многие люди верили в прошлом, будут и в будущем. Многие религии подразумевают под собой также и творение добра, от которого можно получить удовольствие и спокойствие. Между атеистом и верующим разница лишь в наличии/отсутствии веры, но это никак не отражает личные качества человека. Это не показатель ума, доброты. И уж тем более не отражает социальный статус.

К сожалению, на склонности человека верить во что-либо зачастую наживаются мошенники, выдавая себя за великих пророков и не только. Нужно быть аккуратным и не верить сомнительным лицам и сектам, которых в последнее время становится очень много. Если соблюдать разумность и относиться к религии соответственно, то все будет в порядке.

Довелось мне наткнуться на религиозную тему на одном из форумов рунета, и в этой теме некий юный атеист хаял православие стандартными лозунгами о физической подготовке священников, стоимости их автомобилей, неоправданной дороговизне свечей в храмах и т.д.

На что он получил лаконичный и вполне себе дельный совет от старожилов форума: «Иди отсюда, богоборец прыщавый!» Если честно, думаю, что на этом в принципе можно бы и заканчивать все подобные разговоры. Кстати, на этом они дискуссию и закончили. Основываясь на обетовании Христа о непобедимости Его Церкви к вышесказанному совету можно вообще ничего не добавлять. В этом просто нет смысла.

А я хочу немного порассуждать вот над чем: в подобных дискуссиях иногда приходится слышать мнение, что люди верят в Бога, потому что верить – это очень легко. А неверие якобы заставляет человека мыслить и искать ответы, а не списывать всё происходящее на чью-то волю свыше.

Верить в то, что всё в жизни происходит не без промышления Всевышнего, действительно комфортнее, нежели осознавать, что реальность каждый миг имеет большое количество вариантов развития событий, на которые любой индивидуум оказывает непосредственное влияние. Комфортнее в том плане, что суеты и тревоги в голове меньше и лишних движений в жизни - тоже. Следует сразу сделать оговорку, что одно не противопоставляется другому: нашему уму невозможно постичь вездесущность Господа и Его попечение о каждом живом, почившем и даже ещё не рождённом на свет человеке.

Но наряду с этим вера в Бога совершенно не освобождает от умственных нагрузок. Осознанная вера в Бога у христианина как раз происходит от знания, а не от неосведомлённости. Уверенность в бытии Божием происходит от общения с Ним. Если человек решается-таки, вопреки общественным предрассудкам, искренне заговорить с Творцом, то получает от Него вполне конкретные и явные ответы. Оформляется же и укрепляется вера уже при последующем общении с верующими людьми и знакомстве с Преданием Православной Церкви. Почему именно православной? Потому что только она берёт своё начало непосредственно от апостолов Христа, в отличие от сотен различных прочих «церквей», появившихся в истории лишь спустя века после евангельских событий, а также только Православная Церковь хранит в неповреждённом виде всё то, что передали апостолы. И именно о ней говорит Господь в Евангелии.

Если же у человека «не варит котелок», то совершенно неважно, верит он в Бога или нет - мыслить он не будет ни в той, ни в другой парадигме. Поэтому утверждать, что атеизм стимулирует умственную деятельность, довольно тяжело. Есть множество очевидных примеров того, как неверие не только не стимулирует умственную работу, но и просто «держит» человека на уровне животного, на уровне инстинктов. Для того чтобы стать настоящим адептом атеизма, тоже необходим умственный труд.

Теперь немного ближе к делу: легко ли верить в Бога? Ответ прост: если этот «бог» ни к чему не побуждает и не призывает, а вера ни к чему не обязывает, то верить очень легко. Просто веришь так, как хочется – и всё. Это как «гражданский» брак: никаких обязательств, никаких претензий, пожили вместе, стало сложно – разбежались, и никаких проблем.

Мне доводилось беседовать на тему взаимоотношения полов с девушкой, которая считала себя опытной женой лишь на основании того, что прошла через несколько «гражданских» браков, но оказалось, что она ни разу в зарегистрированном браке не состояла. На настоящее замужество смелости у неё не хватало. Легко быть такою «женой»: надоел «муж» – ушла к другому.

Легко иметь безответственные связи и легко иметь веру, не побуждающую к преодолению своих пристрастий. Никаких ограничений, никаких запретов, никаких ошибок, не нужно никуда ходить и ничего делать: живёшь, как угодно, а этот самый «бог» потом всё тебе простит (если его мнение вообще кого-то интересует). Вера в такого «бога» действительно не сложна, потому что, в конечном счете, это вера в себя, а не в Бога. Это и не вера вовсе. Сам себе всё простил, сам себя оправдал, сам на себя не в обиде.

Кстати, именно такое безалаберное отношение к своему религиозному чувству и проецируется пылкими юными атеистами на религиозные воззрения других людей. Человек, не имеющий в себе веры в настоящего Бога (но имеющий бытовую веру), ошибочно убеждён, что его вера идентична вере православных христиан. Отсюда у него возникает некорректный вывод: вера в Бога у всех людей пуста и смешна. В этом причина ошибки: человек судит по себе. Если человек не захотел разобраться в своих религиозных порывах и реализовать эту сторону своей личности, то это не может являться основанием для утверждения о том, что любая вера в Бога нелепа, никчёмна и глупа. Нет, не любая!

Например, люди, имеющие «бытовую» веру, не понимают, для чего нужно ходить в храм, допустим, на исповедь, если внутренний «бог» и так всё прощает? И когда слышат рассказы о том, что регулярно исповедующиеся и причащающиеся верующие излечиваются Богом даже от серьёзных телесных недугов, то говорят: «Оно и понятно, ведь это же психосоматика!» То есть несерьёзное отношение к своей религиозной жизни проецируется на всех верующих. Человеку и в голову не приходит, что реально есть Бог, который излечивает, вразумляет, изменяет жизнь, вытаскивает молящихся из самых сложных жизненных ситуаций, и что верующие реально ходят просить у Него прощения, а Он реально их прощает и помогает им в жизни. Для людей, отвергающих церковь, «бог» – просто некий психологический приём, психосоматика. Вера в некоего «бога» на бытовом уровне – это не настоящая вера в Бога, это просто набор суеверий и предрассудков, которые, напротив, мешают человеку обратиться к Истинному Богу. Эти предрассудки необходимо преодолевать.

«Это не Бог у нас в душе, а наши души - в Боге»

Стоит чётко понимать, что это не Бог у нас в душе, а наши души - в Боге. Это не Он внутри нас, это мы все - внутри Него. Не мы диктуем Ему свои правила, а Он проводит нас через радости и беды исключительно лишь для того, чтобы каждый из нас наконец ответил на Его призыв. Не мы решаем, есть ли Бог, а Он решает - доживём мы до вечера или нет. Бог видит нас насквозь. Не мы решаем, как Ему поступать с людьми, но Он это решает. От нас зависит только одно: ответить Истинному Богу или же продолжить тешить себя иллюзией «веры в душе».
Сложность веры в Истинного Бога заключается не в самой вере, а в последующих шагах - в действии по вере, то есть в совершении дел, к которым побуждает вера. Недаром апостол Иаков пишет: «Вера без дел мертва». Верить легко, а вот действовать по вере, по тому, как сказал Бог, порою тяжко.

Для наглядности приведу немного примеров: представьте себе, что вам, замечательному человеку, серьёзно напакостил другой, очевидно, совсем не замечательный человек. Это вполне может быть даже близкий родственник, член семьи. Напакостил так, что привёл вас в откровенную ярость. Вскипятил вас до кончиков волос. Это не просто обида, это отторжение на всю жизнь. Вы не желаете этого человека больше знать, не желаете о нём слышать, и если увидите его, то обязательно постараетесь его или избежать, или побить, или даже посадить в тюрьму. Представили? А теперь проверим, легко ли верить в Истинного Бога… Открываем Евангелие от Матфея, главу 5 и читаем, что повелел делать настоящий Бог:

«… Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два…

… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?..»

Или, для примера, возьмём взаимоотношения с родителями. Далеко не каждая девушка способна любить свою мать. Уж не стану вдаваться в размышления на тему причин такого явления, но факт остаётся фактом: много девушек недовольны своими родителями (особенно матерями). Причём нередки случаи откровенной неприязни, а иногда даже и ненависти. И это такое поведение поощряет Господь? Нет. А вот тот самый молчаливый «бог» внутри - вполне. А Истинный Бог указывает на верное поведение:

«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исход, гл. 20, ст. 12).

Вера в Бога побуждает человека к совершению сверхъестественных поступков. В отличие от Истинного Бога, тот псевдобожок, живущий в душах миллионов людей, говорит совсем обратное. А то и вовсе молчит. А причина этому проста - не настоящий Бог это, а подделка. В конечном итоге, это сам человек.

«Сверхъестественное делается возможным для христианина только с помощью реального Бога»

Бог является причиной перемен в мировоззрении, что в свою очередь приводит к переменам и в образе жизни, и в отношении к людям. Вера в Бога побуждает человека уступить Господу первое место в его же собственной жизни. Никто не станет менять свой образ жизни и привычки из-за пародии, шутки или иллюзии, а вот ради Христа сотни тысяч людей во все времена менялись и меняться будут впредь. Никто не станет прощать своего обидчика из-за веры в подделку. Ни один человек не станет мириться со своими родителями и родственниками и не начнёт уважать их по совету некоего вымышленного персонажа. Потому что это невозможно. Сверхъестественное делается возможным для христианина только с помощью реального Бога, изменяющего нрав молящегося и даже окружающую его реальность. И никакая психосоматика здесь абсолютно ни при чём! Точно так же не зафиксировано ни одного случая принятия мученической кончины за веру, к примеру, в макаронного монстра или в Дарта Вейдера, в то время как зафиксированы сотни случаев добровольного принятия смерти за имя Господа Иисуса Христа. Просто потому, что Истина и карикатура – не одно и то же. «По плодам их узнаете их», - сказал Господь. А плоды истинной веры в Бога и чьей-то шутки весьма различны. В одном случае плодами являются реальные перемены в человеке, в другом же - сарказм и ненависть. За карикатуру умирать не станет никто. Считать же тех, кто сознательно отдал свою жизнь за Христа, невеждами или даже глупцами просто нелепо, потому что в числе мучеников есть как люди простые, так и образованные.

Для понимания любого ортодоксального вероучения требуется его изучение. А для изучения требуется размышление. Поэтому никак невозможно предположить, что для того, чтобы быть сознательно верующим человеком, не нужен разум. В истории Церкви были периоды, когда перед принятием Святого Крещения необходимо было несколько месяцев изучать основы вероучения. В советское же время Церковь была вынуждена эту процедуру максимально упростить и свести её непосредственно к самому Крещению без предварительного и последующего обучения. Поэтому то, с чем ассоциируется христианство у подавляющего большинства крещёных людей советской эпохи, христианством вовсе и не является.

А.П. Чехов в письме А.С. Суворину (от 27 декабря 1889 года) писал так: «для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать». И лично я вижу, что в большинстве случаев эту фразу вполне справедливо можно отнести к адептам неверия, особенно к молодым и особенно к воинствующим, которые о христианстве (да и о прочих религиозных учениях) не знают почти ничего. Также сюда можно прибавить и поговорку, смысл которой сводится к следующему: умные люди обсуждают идеи, а глупые – людей. Так вот до обсуждения христианской идеи дело зачастую даже и не доходит. Всё так и ковыряемся в людях: то машина не нравится, то одежда, то чужие деньги, а до христианской идеи, до Евангелия, «мыслители» так и не доходят. Быть может, просто не имеют такой цели?

Вконтакте

Слова "рационально" и "верить" не могут стоять рядом друг с другом. Это противоположные понятия.

"Есть два способа восприятия мира. Через призму веры и суеверий или посредством строгой логики, наблюдений и доказательств, с помощью разума" (Р. Докинз)

Можно верить, а можно понимать. Все, что люди когда-либо называли богом, являлось попыткой объяснить необъяснимое на конкретный момент времени. Человечество, как маленький ребенок, познает мир постепенно, и на многие вопросы, на которых не было ответа, рождался ответ "волшебный". Но человечество развивается, находит ответы на вопросы, опровергающие представления об очередном боге и других многочисленных суевериях и заблуждениях.

Есть распространенный аргумент - как можно опровергать то, что мы не знаем? Ответ - доказать тоже нельзя, а вот придумать то, что нравится, очень даже можно. Как это и происходило на протяжении истории и происходит по сей день.

Аргумент Паскаля, упомянутый выше, не совсем оправдан. Предположим, что бог есть. Религий существует множество. Какой бог есть? За веру не в того бога большинство религий предвещают не меньшие, а то и куда более страшные муки после смерти, чем за атеизм.

Сейчас наука (та классная штука, что подарила нам электричество, отправила человека в космос, увеличила продолжительность жизни, создала суперкомпьютер, который обрабатывает 60 триллионов операций в секунду) объясняет очень многое. Например, откуда берутся субъективные ощущения присутствия сверхъестественного. Что то, что мы привыкли называть душой - всего навсего совокупность процессов в мозгу, и что сознания/души вне тела быть не может, как и загробной жизни, соответственно. После жизни, по всей видимости, будет примерно тоже, что и до. Что там, припоминаете?

В бога и жизнь после смерти удобно и приятно верить, это несколько избавляет от страха смерти, так присущей человеку, а также от мучительных поисков ответов на вопросы, такие как "кто я и зачем?", "в чем смысл жизни?", "как жить правильно" и подобные. Но рационального тут нет ничего.

Приведу выдержку из одной любопытной статьи:

Вера - это незнание

Невозможно верить в то, что ты точно знаешь. Например, в то, что дважды два - четыре. Зато можно верить в то, о чем ты не имеешь ни малейшего понятия.

Бог - это побочный эффект эволюции

«Бог есть потому, что у нас есть представление о нем в нашей голове».

Но нам кажется, что этот аргумент неплохо работает и в обратном направлении: наличие Бога у нас в голове - повод усомниться в его существовании, особенно если учесть, что по соседству с ним обитают Спанч Боб и Русалочка.

«Как вы, человек столь близкий к христианской традиции и знающий евангельские каноны, можете утверждать, что не верите в Бога?» Когда мне задают этот вопрос, в ответ я могу назвать сотню причин, но трех, кажется, вполне достаточно.

Первая причина - самая банальная, но и самая значительная - это необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса, страдания и жестокости. И все это вина человека? Без сомнения, но дело не только в нас.

Сама природа безжалостна. Безжалостен мир, в котором мы живем. Возможно ли представить, чтобы Бог захотел устроить все эти землетрясения, страшные болезни, страдания детей, немощь стариков? Значит, либо Бог несправедлив, либо он не всемогущ. А если Ему не хватает могущества или сострадания, значит, он глубоко несовершенен - какой же это Бог!

Моя вторая причина не верить в Бога - это сама натура человеческая, скорее смешная и жалкая, чем злая. Я слишком хорошо себя знаю и испытываю к себе слишком мало уважения, чтобы возомнить себя божьей тварью.

Стал бы Он так утруждать себя ради столь посредственного создания? Могла ли великая сила породить такую убогость? Я пытаюсь быть достойным и приличным человеком и, без сомнения, не считаю себя много хуже остальных людей. Но просто быть приличным человеком - как это ничтожно, как это жалко!

Просто быть приличным человеком... Разве можно представить, что Бог, создавая нас, хотел именно этого?

Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень хотелось бы действительно верить в его существование.

Еще бы, ведь у веры так много преимуществ. Как было бы чудесно, если бы Господь раздавал людям по справедливости, поощряя добродетель, карая зло и помогая в слабости! Как было бы чудесно, если бы все мы чувствовали себя любимыми! Если бы любовь была столь же сильна, как смерть, а то и сильнее - не в этом ли главная благая весть?

Любая религия строится на наших самых заветных желаниях - желании жить вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения.

Выводы напрашиваются сами собой: вера, построенная на наших самых заветных желаниях, без сомнения, создана только для того, чтобы успокоить, утешить и обнадежить нас - пусть даже одним лишь обещанием исполнения этих желаний.

Такова суть иллюзии, которую Фрейд определяет как «вера, порожденная человеческими желаниями». Питать иллюзии - значит принимать желаемое за действительное. Невозможно желать чего-либо больше, чем мы желаем существования Бога. И ничто так не подпитывает наши иллюзии, как вера в Него. И то, как сильно я - как и другие люди - хочу верить в существование Бога, - уже причина, достаточная для того, чтобы не верить в Него. Бог слишком прекрасен, чтобы существовать на самом деле.

Казалось бы, в страданиях люди должны обращаться к Богу, но многие, страдая, обращаются к алкоголю, а про Бога совершенно не вспоминают.

Уже в Священном Писании мы видим две противоположных реакции на призвание Господа. Так, апостолы Иоанн и Иаков, простые рыбаки, услышав слово Христа, тотчас оставили лодку, оставили отца и последовали за Господом (см.: Мф. 4: 21–22), а богатый юноша, которому Спаситель сказал: «Следуй за Мной», – как сказано в Евангелии, смутившись, отошел от Него с печалью (см.: Мф. 19: 16–22; Мк. 10: 17–22).

Действительно, обращение человека к Богу всегда загадка. Люди вроде бы живут в одних и тех же социальных и культурных условиях, но подчас совершенно по-разному относятся к вере.

Чтобы понять суть этой проблемы, попытаемся сначала выяснить, что такое неверие, атеизм.

Я молод, жизнь во мне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска…
"Евгений Онегин". А.С.Пушкин

Вообще, на мой лично взгляд, существует два вида атеизма. Первый – это вынужденное неверие, так сказать атеизм по недоразумению, когда ребенок просто был так воспитан и потому он не имеет представления о мире духовном. Такие люди способны поступать по-христиански, хотя вроде бы их этому никто не учил. В определенный момент такой человек может легко (в каком-то смысле, легко) обрести веру: она в нем обнаружится как сокровище, которое находилось в забвении, но не было утрачено полностью. В этом случае вера в человеке не умерла, но спит, и она может пробудиться – при размышлениях о смысле жизни, при созерцании природы, при обращении внимания на пример жизни искренне верующих людей и во многих других случаях.

Второй вид неверия есть атеизм идейный: это какая-то внутренняя агрессия, неприязнь к духовному, так что человек отворачивается от Бога, как тот, у кого больные глаза, отворачивается от солнца. Причем сам атеист порой не понимает существа своего атеизма.


1) Вы не верите в Бога, но говорите в знак благодарности «спасибо» (спаси Бог) .
2) Вы не верите, что Христос жил на Земле, но ведете летоисчисление от Рождества Христова.
3) Вы не верите, что Христос воскрес, но называете седьмой день недели воскресеньем.
4) Вы не верите, что человек был создан по образу и подобию Божию, но называете безобразным человека, который потерял этот образ.
5) Вы не верите, что бесы существуют, но говорите, что собака бешена или что машина мчится на бешеной скорости.
6) Вы не верите, что Хам (сын Ноя, Бытие 9:18-29) существовал, но не любите, когда вам хамят.
7) Вы не верите, что Онан (Бытие 38:8-9) существовал, но Вы знаете, что такое онанизм.
8) Вы не верите, что у человека есть душа, но верите, что бывают душевнобольные (или психически больные – от греч. психо – душа) .
9) Вы не верите, что козел отпущения существовал (Левит 16: 20-22), но не любите когда из Вас его делают.
10) Вы не верите, что у человека есть душа, но не любите, когда Вас называют бездушным человеком.
11) Вы не верите в духовные законы, но в то же время Вас часто мучит совесть, если только Вы не бессовестный человек.
12) Вы считаете, что человек – это только бездушное живое тело, но это тело (а не душа) может надеяться, верить, любить, мечтать, сочувствовать, ненавидеть, завидовать, печалится…
13) Вы верите только в материальный мир, но не считаете материальной совесть, сочувствие, зависть, печаль, ненависть, веру, надежду, любовь.
14) Вы не верите в Бога, так как Бога никто не видел, но в то же время верите, что можно разговаривать по мобильному телефону – хотя радиоволн никто не видел.
15) Вы не верите в Бога, но предпочитаете натуральные (созданные Богом) продукты, лекарства, ткани, мебель , материалы синтетическим (созданным грешным человеком без Божьего благословения) .
16) Вы верите, что аксиомы не нужно доказывать, но требуете доказательств существования Бога.
17) Вы не верите в Божьи заповеди, но не любите работать в воскресенье.
18) Вы не верите в Бога, но используете Слово Божие (Библию) в своей жизни:
Кто не работает, тот не ест (Второе послание к Фессалоникийцам 3:10).
Что посеешь, то пожнешь (Послание к Галатам 6:7)
Кто копает яму, тот упадет в нее (Екклесиаста 10:8)
Закопать талант в землю (Евангелие от Матфея 25:31-33)
Спит сном праведника (Книга Притчей Соломоновых 3:23-24)
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет (Евангелие от Матфея 26:52)
Сильные мира сего (Псалом 117:8-9)
Время собирать камни и время разбрасывать камни (Екклесиаста 3:5)
В огонь и в воду (Псалом 65:12)
Глас вопиющего в пустыне (Евангелие от Матфея 3:3)
Не хлебом единым (Евангелие от Матфея 4:4)
Не от мира сего (Евангелие от Иоанна 18:36)
Нет пророка в своем отечестве (Евангелие от Луки 4:24)
Кесарю - кесарево (Евангелие от Луки 20:25)
Живой труп (Первое послание к Тимофею 5:6)
Устами младенцев (Евангелие от Матфея 21:15-16)
Манна небесная (Вторая книга Моисеева - Исход 16)
Нести свой крест (Евангелие от Матфея 10:38, Евангелие от Марка 8:34)
19) Вы не верите в Иисуса Христа, но используете христианские мудрости: "бежит, как черт от ладана", "мечется, как оглашенный", "если кажется, креститься надо", "еле еле душа в теле", "новопреставленный", "отпетый", "испустить дух", "как с креста снятый" и т. д.
20) Вам нравится гармония и красота этого мира: горы, моря, леса, поля, реки, звезды, звери, птицы, люди - но Вы считаете, что все это появилось само собой.
21) Вы не верите в Бога, но верите в науку, несмотря на то, что наука (теория вероятности) показывает, что вероятность того, что этот мир был создан разумным существом в триллионы раз выше вероятности того, что этот мир и все в нем появилось само собой. 22) Вы считаете себя умнее верующих, но в то же время верите, что Ваш мозг появился сам собой.

И наконец, атеист считает что это глупо верить в Бога! Что надо смотреть реально на жизнь и на происходящие вещи. Зачем забивать себе голову тем чего никто не видел и о чем никто ничего не знает! ? Как можно обещать "загробные реалии" хая при этом реальную жизнь, где ты действительно можешь чегото добиться, или просто получать удовольствие! ?

Именно атеисты считают, что живут только здесь и сейчас и ничего не имеют против вечной жизни. Считают, что вечную жизнь нельзя достичь символическими действиями или реальными земными, ориентированными на символическое, сказочное восприятие реальности.
Глаголят; "Исследуйте кровь причастившегося верующего. Там должен уменьшиться (исчезнуть?) алкоголь и добавиться элементы крови (эритроциты) от другого человека. Вы готовы к такой проверке? "
Это и есть символическое действие. На психику символы действуют, а на окружающий мир очень слабо.
Именнго атеисты считают, что надо соблюдать общечеловеческие принципы поведения. Нравственность человека не зависит от того, нравится какой-то поступок Богу или нет. А если бы вам достался плохой Бог и велел вам совершать мерзкие поступки? ! Неужели бы вы и тогда его слушались и совершали такие поступки?

И пусть кто то скажет что атеист не прав!

Блаженный Августин как-то сказал: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» (Исповедь. 1: 1). И в общем-то поиск человеком счастья, радости и полноты жизни на самом деле является жаждой Бога. Чего бы человек ни достиг, если он без Бога, всего ему будет мало и он не будет спокоен. А если он с Богом, то и малым довольствуется. Именно вера в Бога дает душе тот долгожданный покой, которого ищет человеческое сердце.

Святые отцы говорят, что душа человека подобна подсолнуху, который всегда своим цветком обращается к солнцу, – и сердце так же стремится к Богу, тоскует и увядает без света духовного. На самом деле нет таких людей, которые никогда не испытывали внутренней тяги к духовному, у которых никогда не болела душа, так что они не нуждались бы в Боге. Просто мы видим многих людей лишь на определенном этапе их жизненного пути и по своей ограниченности полагаем, что они никогда не почувствуют жажды духовного и не изменятся к лучшему.

И все равно Вера теснейшим образом связана с нашей свободой, с тем, чего мы по-настоящему хотим, и если наша свободная воля устремлена к добру, то мы обязательно придем к осознанию реальности добра, придем к вере в Бога.

Наверное вопрос повис в воздухе...

использован материал сайта