Жизненный опыт на тему сострадание. Почему важно сострадать другому человеку

С острадание - это слово знакомо многим не понаслышке, но что же такое в действительности сострадание, а также каким образом его понимают в различных культурах, нам предстоит выяснить в этой статье.

Что такое сострадание. Значение слова "сострадание"

Значение слова «сострадание» часто понимают несколько однонаправленно, а именно, считают сострадание синонимом слова «сочувствие», что, в общем-то, верно, но только в той степени, если под состраданием мы понимаем типичную, общепринятую концепцию симпатии к другому, к ближнему, и как следствие - со-переживание его проблемам и злоключениям.

В этом случае речь идёт исключительно о сострадании/сопереживании на уровне эмоций. «А как же иначе?» - спросит читатель, воспитанный в западно-европейской культурной традиции, к которой частично относится и русская культура. Также не стоит забывать и о том, что западно-европейская традиция - это в первую очередь опора на христианские ценности. Упуская это из виду, мы бы допустили большую ошибку, потому что, сколько бы человек не подчёркивал своё неверие в высшие силы и не подписывался атеистом, тем не менее, на его воспитание повлияла традиция, в основе которой, так или иначе, лежат христианские нравственные ценности: доброта, порядочность, терпимость, сочувствие, бескорыстие и т. д.

Можно и дальше пытаться отрицать факт влияния на становление человека этих факторов, но невозможно отрицать очевидной вещи, что мы живём в пространстве единого информационного поля, и в настоящий момент это куда более понятно, чем прежде (со всем тем обилием медиаплощадок, соцсетей, возможностью мгновенной передачи информации и т. д.). Таким образом, индивид всегда находится под влиянием другой среды, другого сознания. При этом интересно отметить, что какими бы различными ни были условия нашего становления и отличия по социальному статусу, большинство из нас находится под влиянием единого информационного пространства, и, как нам известно, отсчёт нашего летоисчисления ведётся от Рождества Христова, что очень о многом говорит.

Среди наших читателей, возможно, есть поклонники славянского летоисчисления. Они обратились к более древнему наследию Руси, и это правильно. Но такие повороты в сознании происходят отнюдь не в возрасте 10 лет, когда психика гибка и может поддаваться влияниям извне, таким образом, меняя ещё не успевшую оформиться систему ценностей. Поэтому даже такие люди, эти новообращённые в зрелом возрасте, мыслят в той парадигме, в которой их воспитали, - в христианской.

Для большинства из нас сострадание - это сочувствие или жалость, вызванные страданием другого человека. Это также и составная часть эмпатии. Человек с душой будет сострадать, сопереживать несчастиям другого. Это естественно и нормально. Но опять же, ещё раз подчеркнём, что, определяя сострадание таким образом, мы ни на минуту не вышли за уровень эмоциональной сферы. Однако человек - это не только эмоции, хотя в нашей культуре очень распространено противопоставление интеллекта и чувств. На самом деле одно не существует без другого, и в психологической науке этот вопрос сродни извечному спору о том, что же появилось раньше: курица или яйца. Так и в психологии: что же первичней - эмоция или интеллект. Объективного ответа на этот вопрос психология не даёт, т. к. изучающие эту науку делятся на своего рода «партии», каждая из которых защищает ту или иную сторону, приводит аргументы в защиту своей позиции. Но так окончательно и не развеяна тайна, потому что вероятно никакой тайны и вопроса в этом нет, а интеллект и эмоции относятся друг к другу, как две стороны одной медали, и пытаться их отделить до определённой степени некорректно. Однако наука любит заниматься препарированием, отсюда и подобные поиски «истины» там, выбор сделать невозможно и не нужно. Давайте обратимся к другим источникам, менее научным с одной стороны, но имеющим гораздо более обширный опыт в вопросах, связанных с изучением различных человеческих состояний и подробнейшим образом изучающих сознание живых существ, а именно, мы обратимся к такому философско-религиозному учению, как буддизм.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования

Что же нам говорит на эту тему буддизм?

В буддизме тема сострадания рассмотрена очень всесторонне, и, вероятно, читателю будет интересно узнать, что сострадание на уровне чувств является всего лишь первым уровнем сострадания по шкале, принятой в современном буддизме.

Второй уровень сострадания, согласно буддизму, связан с явлениями. Для объяснения такой трактовки сострадания будет уместным представить читателю основополагающее понятие буддизма: «дуккха» (страдание). Все проблемы человеческой жизни, так или иначе, объясняются наличием в жизни страдания, при этом под страданием должно опять же пониматься не только физическое или психологическое, но и в целом несовершенство существующего, его обусловленность. Только преодоление через осознание этого конфликта способно избавить от дуккхи.

Учение о дуккхе лежит в основе философии Будды. Оно называется учением о . Таким образом, второй уровень сострадания напрямую связан с понятием дуккхи, которую также можно отнести к тому, как мы воспринимаем мир, а именно, через призму наших представлений: мы не можем видеть истинную суть вещей, а следовательно, тот мир, в котором мы живём, не может быть реальным. Он лишь проекция наших идей и установок, поэтому и называется иллюзией. Мы, по сути, строим этот мир сами, сами создаём иллюзию и в ней живём. Осознание всего этого приводит и к осознанию дуккхи.

Однако есть и третий уровень сострадания, выходящий за пределы не только индивидуально-человеческого, а также области явлений, и приводящий нас к так называемому безобъектному, ни на что не направленному состраданию. Звучит парадоксально, но это имеет место. О третьем, и самом важном, сострадании практически невозможно рассказать словами, потому что слова невольно будут отсылать нас в область интеллектуально-эмоционального, нам же следует выйти за пределы этой сферы, а именно, перейти в трансцендентную область, т. е. туда, где понятий добра и зла не существует, в область, где заканчивается дуальность и, следовательно, прекращается притяжение сансары, и мы вплотную приближаемся к нирване (ниббане) - психологической свободе и мокше.

А теперь давайте посмотрим, каким образом сострадание и его связь с мудростью рассматриваются в разных направлениях буддизма. Так же как и в христианстве, в буддизме нет единства взглядов, поэтому когда-то единое направление буддизма в настоящее время представлено множеством ветвей, три из которых наиболее известны и напрямую связаны с учением о сострадании и мудрости, а следовательно, больше всего уделили внимания объяснению этого состояния. Это буддизм Тхеравады или Хинаяны («Малая колесница»), буддизм Махаяны («Большая колесница») и буддизм Ваджраяны, более распространённый в области Тибета и иначе именуемый как «буддизм Алмазного пути». Три буддийских метода - будем называть их так, потому что в целом они отличны друг от друга именно методом, цель же у них одна - освобождение человека из сансары и достижение мокши (свободы).

Чувство сострадания в Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне

Мы начнём с Тхеравады. Тхеравада или Хинаяна, как наиболее древнее направление буддизма как религии, рассматривает вопрос о сострадании наряду с мудростью. Однако для буддистов направления Хинаяны сострадание не является отдельным путём, оно до определённой степени входит в понятие мудрости. Опять же нужно сказать, что мудрость не должна пониматься как прикладное знание или вообще знание с точки зрения обычной жизни.

Речь идёт о мудрости как постижении истины, стоящей над реальностью человеческой жизни в её физическом проявлении. Мы приходим к вопросу о работе с сознанием и его переключению на другой уровень, где сознание перестаёт идентифицировать себя не только с физическим аспектом существования, включая интеллект и эмоции, но и полностью разотождествляется с самостью или тем, что привыкли называть эго, «Я».

Таким образом, сострадание не выступает самостоятельной линией или путём в направлении Тхеравады, а скорее, имманентно понятию мудрости, которая представлена как высшая цель на пути к нирване.

Махаяна с её менее ригористичным подходом, который в некоторой мере можно было бы охарактеризовать как более доступный для практики адептами, напротив, совершенно отчётливо заявляет, что сострадание наряду с мудростью являются главными путями в практике буддизма. Путь сострадания не относится к мудрости, его понимают как отдельный путь, и он равен мудрости.

Почему Махаяна придаёт настолько большое значение состраданию? Потому что, согласно этой традиции, Будда не единственный, кто достиг просветления. До него было множество архатов, сумевших познать истину, мудрость, но у Будды есть то, чего не было у архатов: сострадание. Таким же образом и вставшие на путь просветления (бодхичитта) люди и его достигшие, но пожелавшие остаться и не уходить в нирвану, для того чтобы помочь оставшимся, неосознавшим индивидам избавиться от дуккхи (страдания) и также достичь освобождения, - такие люди, именуемые боддхисаттвами, прежде всего практикуют тот самый третий вид сострадания, надличностный, стоящий над дуальностью и позволяющий равным образом со-страдать как тем, кто сотворил добро, так и тем, кто натворил зло.

Для боддхисаттв это едино. Нет большой разницы между положительным и отрицательным. Различие существует с точки зрения обычного человека, потому что он привык руководствоваться двумя категориями, он привык жить в мире дуальности, что в первую очередь говорит о несовершенстве системы оценки самого человека, его видения (оно является в большей мере иллюзией), и ни в коей мере не может быть мерилом истинности состояния вещей и мироустройства.

В этом случае применимо такое выражение, впервые высказанное св. Августином: «Учат из любви к другим, а учатся из любви к истине». Не стоит удивляться, что подобная концепция вполне применима и к буддизму. Как раз она и применима в первую очередь к буддизму, потому что буддизм не разделяет. Он учит видеть вещи «такими, какие они есть», их единство и взаимосвязанность, взаимозависимость, т. к. нет во всём мире вещей, независимых одна от другой. Отсюда мы видим связь и с таким понятием, как шуньята (пустота), но не физическая пустота, а пустота в понимании освобождения от чего-то. Будда учил дхарме из сострадания в высшем смысле этого слова (разумеется, не из жалости к человечеству, что, конечно, могло бы быть, но тогда в роли учителя уже был бы не Будда).

В традиции Ваджраяны большое значение придаётся внутренне присущим факторам, так как считается, что мудрость и сострадание - врождённые качества человека, связывающие его с «природой Будды». Природа Будды чиста, так же как и природа человека, ведь человек по определению и есть Будда в будущем, потенциальный Будда. Направление Ваджраяны считает, что человеку изначально присущи безусловные положительные характеристики, такие как безграничное сострадание и мудрость, поэтому не нужно даже заниматься их культивированием, ведь они уже существуют в чистом виде. Смысл состоит в том, чтобы очистить их от наслоений, позволить им проявиться, осознать их. С осознанием и связано понятие о сострадании, потому что само сострадание есть изначально и внутренне присущий признак осознанности и пробуждения. Как только ум будет освобождён от концепций «Я», сострадание проявляет себя.

Итак, мы рассмотрели три школы буддизма, и каждая в чём-то по-особому подходит к трактовке сострадания. Одно остаётся неизменным, что сострадание понимается не с точки зрения сферы чувств. Во-вторых, сострадание 3-го уровня, там, где мы вышли за пределы дуальной трактовки сущего, всегда идёт вместе с мудростью и достижением нирваны (психологической свободы). Сострадание высшего, необусловленного уровня - это в некоторой мере характеристика просветления и перехода в нирвану.

Вместо заключения

В этой статье мы вкратце осветили тему сострадания так, как её понимают в буддизме. Для того чтобы читатели поняли тему во всей полноте, мы рекомендуем в дальнейшем ознакомиться с другими материалами по теме буддизма, так как это позволит изучить контекст, в котором находится рассмотренная нами тема сострадания.

В статье использована информация из книги , известного исследователя буддизма и Вед.

Принято считать, что человек - существо социальное, способное на сочувствие ближнему. Само понятие сострадания предусматривает переживание вместе с кем-то его боли - страдание сообща. О том, насколько уместно и нужно ли оно в человеческом обществе, мнения, как ни странно, расходятся.

Сострадание как помеха

Кто-то отваживается прямо заявить, что это совершенно ни к чему, и приводит очередной пример сострадания из жизни (благо, в ней можно найти иллюстрацию любому образу мыслей): шла себе женщина, увидела бездомного щенка, пожалела, накормила, а потом неблагодарная псина выросла и покусала ребенка своей спасительницы.

Далее следуют ницшеанские размышления о том, что слабый должен погибнуть, а сильный, соответственно, выжить. Если размышлять в таком ключе, вопрос о том, нужны ли в жизни сочувствие и сострадание, исключается в принципе. Справедливости ради следует заметить, что все эти рассуждения свойственны людям либо психически нездоровым (к которым принадлежал и сам основатель теории), либо эмоционально незрелым - в силу возраста или отсутствия воображения.

Качество развитого человека

Способность к в процессе сострадания необходима: мы зачастую сочувствуем людям, на месте которых ни разу не были (и слава Богу). Физические или душевные увечья и потери вызывают чувство сострадания - возможно, только благодаря тому, что человек оказывается способным собственный, аналогичный (даже самый ничтожный) опыт употребить на то, чтобы представить, как должен чувствовать себя тот, кому повезло еще меньше.

Опыт, сын ошибок трудных

Это приводит нас к распространенному мнению, которое утверждает, что, чтобы почувствовать чужую боль, нужно хотя бы раз испытать свою. С одной стороны, это верно - каждый из нас может подтвердить, что чужие чувства становятся намного понятнее, когда сам переживешь подобные. Дочки начинают гораздо лучше понимать своих мам, родив собственного ребенка. Перенеся унижение в школе, легче представить себя на месте изгоя.

С другой стороны, пресловутый личный опыт вовсе не обязательно является залогом успеха: каждый пример сострадания из жизни уравновешивается своей противоположностью. Показательна в этом отношении армейская дедовщина: вчера унижали меня, сегодня унижаю я. Такая месть, направленная на весь мир вокруг, - оборотная сторона сочувствия. То, каким образом каждый из нас употребляет свой жизненный опыт, зависит от личности человека, его воспитания, среды, в которой он живет, и многих других факторов.

Чувство и дело

Если строго придерживаться фактической стороны, сострадание - это всего лишь чувство. Само по себе оно бесплодно и призвано всего лишь мотивировать к действию - прийти на выручку. И наоборот, чтобы получить помощь, сначала следует возбудить сострадание. сосредоточены, в принципе, на этом. Вот человек, приехавший из другого города, получил зарплату и согласился выпить в теплой компании малознакомых людей (поступок сам по себе далекий от оптимального, но, как правило, любой неприятности предшествует глупость). Новообретенные товарищи опоили его невесть чем, деньги забрали и вышвырнули беднягу на обочине.

Мимо идет парень, останавливается, узнает, в чем дело, и дает деньги на проезд до дома. Кто-то скажет, что это настоящий но вполне может статься, что он так показателен только потому, что в этом случае чувство породило действие.

Давняя проблема

В ходе размышлений о природе сопереживания принято углубляться в оттенки понятий и говорить о том, что сострадание возвышает, жалость унижает, приводятся разнообразные трактовки, тонкие нюансы. Известный австрийский писатель С. Цвейг ввел еще одно понятие, имеющее отношение к предмету, - «нетерпение сердца». Он написал одноименную повесть, центральной темой которой и стало сострадание. Сочинение, примеры из жизни в котором яркие, интересные и очень иллюстративные, вправе считаться глубокой и весьма неоднозначной философской разработкой понятия сочувствия и ответственности за него.

Итак, молодой человек знакомится с девушкой-калекой, которая сильно влюбляется в него. В порыве сострадания (его ли?) герой решает на ней жениться. Далее подробно описываются его внутренние терзания, приводящие в результате к трагедии: брошенная героиня заканчивает жизнь самоубийством.

Эта ситуация литературная, но аналогичный пример сострадания из жизни, пусть не столь драматичный, найти не так сложно, как кажется: в соседнем подъезде живет никому не нужный ребенок, почти беспризорник. Мать горько пьет, отчим над ним издевается. В одну «прекрасную» ночь мальчишка оказывается на улице, и его подбирают сердобольные соседи. Он ночует там день, другой, а потом никому не хочется ни брать на себя ответственность, ни возиться с чужим ребенком, и в результате он снова оказывается в кругу своей так называемой семьи.

Какое-то время мальчик приходит к людям, которые ему помогли: приносит цветы, пытается общаться, но не находит понимания: те заняты своими проблемами, им не до него. Он озлобляется и отправляется бродяжничать.

Нетерпение сердца

Логично предположить, что в деле сострадания, как и в любом другом, надо либо завершать начатое, либо не начинать вообще.

В книге тема получает своеобразное развитие: терзаемый муками раскаяния молодой человек приходит к доктору погибшей невесты, и тут выясняется, что тот в аналогичной ситуации поступил прямо противоположно: женился на своей слепой пациентке, посвятив ей всю свою жизнь.

В уста этого персонажа автор вкладывает следующую мысль: бывает, дескать, истинное сострадание, а бывает просто нетерпение сердца - чувство, возникающее в каждом из нас, когда мы видим чью-нибудь боль или неприятность. Это вызывает в душе окружающих дискомфорт, желание поскорее исправить - не для того, чтобы помочь страждущему, а для того, чтобы вновь обрести собственный душевный покой. И наши суетливые, непоследовательные действия способны привести к поистине драматическим последствиям.

Еще один пример сострадания из жизни, который по полному праву может считаться классическим «нетерпением сердца» по Цвейгу, - милостыня, поданная в грязной женщине со спящим ребенком на руках. Уже сказаны и напечатаны тысячи слов об одурманенных наркотиками несчастных детях, благодаря которым обогащаются бессовестные люди - место им на каторге, с чугунным ядром на ногах. Но нет: граждане с завидным упорством продолжают бросать мелочь в картонную коробку нищенки, инвестируя таким образом в детоубийство. Это ли не насмешка над такими категориями, как сочувствие, сострадание, поддержка?

Сначала - думать

Видимо, ко всему надо подходить, прислушиваясь к голосу не только сердца, но и разума. Даже христианская религия, призывая к оказанию милости, одновременно говорит: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь, кому подаёшь» (Учение глава 1, ст. 6). Трактуется этот совет по-разному, но и в том смысле, что не нужно оказывать поддержку «любостяжателю». Вряд ли деньги, врученные алкоголику на водку или наркоману на его адское зелье, являются проявлением сострадания - скорее уж, это желание поскорее отвязаться.

Очень важным является и еще один вопрос: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание, требующие от человека жертвы и тем самым рождающие своеобразную цепную реакцию?" Тот же доктор из уже упомянутой книги, женатый на нелюбимой женщине, неминуемо вызывает сочувствие, как и она сама. Вправе ли человек жертвовать собой ради сопереживания или такие действия уничтожают и принимающего, и дающего?

И сострадания из своей жизни может привести каждый, в ком есть хоть капля благодарности. Вряд ли на свете существует человек, которому никогда в жизни ни разу никто не помог. Равно как и злодей, не совершивший ни одного доброго дела... Все мы даем и получаем - а уж вопрос о соразмерности отданного и полученного каждый решает для себя сам.

Эмоциональная система каждого из нас рождает самые разные варианты своего проявления. Одним из таких проявлений является сострадание. Именно о том, зачем нужны сострадание и сочувствие в повседневной жизни мы и поговорим сегодня.

Зачем нужно сострадание к другим

Само понятие сострадания описано во многих источниках, но, тем не менее, мы все по-разному его понимаем и проявляем. Самым распространенным, судя по многочисленным опросам, является представление сострадания как чувства, проявляемые к другому живому существу, в виде жалости, соболезнования, совместных страданий и других подобных эмоций.

О том, что включает в себя сострадание можно долго и много говорить, но лучше мы остановимся на вопросе, зачем нужно сострадание и выделим ряд следующих преимуществ от таких эмоций.

Само чувство сострадания проявляется у нас не к каждому живому организму, а очень выборочно. Такая избирательность, прежде всего, связана с нашим отношением к конкретному человеку, животному, растению. Сам эмоциональный всплеск в момент сострадания направляется в помощь субъекту, который вам далеко не безразличен. Из чего следует, что с помощью сострадания можно четко определить, насколько близок вам человек, животное или другой субъект на который направляется данная эмоция.

Вторым преимуществом сострадания является развитие инстинкта самосохранения. При переживании подобных эмоций головной мозг находит для себя конкретных выход при возникновении похожих ситуаций в вашей жизни. Тем самым заранее себя оберегает.

Третьим преимуществом, конечно, является наше духовное развитие при переживании подобных эмоций. Следствием такого развития будет и повышение уровня самооценки, и повышение уважения со стороны окружающего социума.

Все описанные преимущества рассмотрены по отношение к сострадающему лицу, а какие же плюсы от проявления таких эмоций в свой адрес имеет сострадающий?

Тут ответ однозначен, и совпадает как у специалистов, так и обычных людей – облегчение эмоционального груза. Имеется ввиду, что энергетический фон субъекта восстанавливается до комфортного состояния страдающего, при оказании ему поддержки в сложной жизненной ситуации. Соответственно повышается настроение, жизненная сила для борьбы с наступившими трудностями.

В заключении необходимо сказать, что существует множество мнений по поводу пользы или вреда которые приносит сострадание, но выбор на проявление такого рода эмоций остается только за вами.

Зачем нужно сочувствие людям

Поделившись в очередной раз со своими неприятностями с друзьями, получив свою долю сочувствия с их стороны, мы благополучно забывает об этом. И почему то редко кто из нас задумывается, зачем нужно сочувствие и что оно представляет собой?

Не будем вдаваться в монотонные подробности происхождения самого слова «сочувствие», а сразу перейдем к его пониманию обывателями в повседневной жизни.

У каждого конечно свои ассоциации с этим словом и своё индивидуальное понимание его, в связи с этим просмотрев множество разных доводов, выводов и суждений, размещенных как интернет пользователями, так и специалистами, предложим свое определение сочувствия. «Сочувствие представляет собой обоюдные, совместные эмоции, возникающие по причине появления каких-либо событий в жизни у одного из лиц».

Сама суть сочувствия включает в себя как переживания по поводу негативных событий, так и радость положительных вестей. Но в суете дней устоялось понимание сочувствия как сопереживания неприятным жизненным обстоятельствам.

Истинное сочувствие требует немалых эмоциональных затрат для своего осуществления и соответствующей настройки на душевное состояние определенного человека. Но, несмотря на это, мы ежедневно пользуемся сочувствием окружающих и сами его оказываем близким людям. То есть оно является важным аспектом нашей жизни, но все же зачем нужно сочувствие?

Ответов на этот вопрос так же много как нас с вами, среди них и поддержка в трудный момент жизни, и определенное развитие нашей личности в социуме, и даже обыкновенное любопытство к жизни окружающих людей. Можно перебрать еще множество и множество причин, которые определяют значимость сочувствия, но хотелось бы, остановится на рекомендациях по рациональному применению такой эмоции как сочувствие.

Как бы Вам не хотелось всем на свете посочувствовать, все же соблюдайте осторожность. Ваша нервная система не выдержит столь большого груза отрицательной энергетики, которую вы систематически получаете.

Если чаще всего вы сочувствуете всем невзгодам, прилетевшим на плечи других, то тогда сочувствуйте и тем радостям, которые ниспосланы им. Положительные эмоции, полученные Вами от прекрасных новостей, хоть как то компенсируют отрицательные.

Помните, что форма, в которой вы выражаете сочувствие, может, как разжечь желание человека бороться с трудностями, а может и наоборот ослабить стремление и возможность сопротивляться жизненным инцидентам. Поэтому лучше выбирать приободряющие слова, такие как: «Все у тебя получиться», Ты сильный, совсем справишься» и тому подобные.

Лучшее сочувствие проявляется не только на словах, но и в конкретных действиях. Так что будьте готовы к оказанию реальной помощи человеку в отношении, которого вы проявляете сочувствие, если конечно хотите чтобы оно имело действие.

Мы надеемся, что данная статья была для вас не только познавательной, но принесет вам не малую пользу, ведь теперь вы знаете, зачем нужны сострадание и сочувствие.

Эссе выпускницы 11А класса Фионкиной Юлии



Сочувствие, сострадание, поддержка… Мы слышим эти слова с самого детства, но не всегда понимаем их истинный смысл. Я до сих пор лишь интуитивно определяю границу между состраданием и сочувствием, но поддержка должна сопровождать оба эти понятия.


Я воспользовалась толковым словарем, чтобы выяснить значение интересующих меня терминов. По мнению Ожегова и Шведовой, сострадание - это «жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем», а сочувствие – это «отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других». Таким образом, можно сделать вывод о том, что сострадание является одной из сторон сочувствия.


Поддержка – это, на мой взгляд, помощь человеку, попавшему в какую-то беду. Но она не обязательно должна быть материальной или физической. На мой взгляд, вполне достаточно моральной поддержки, чтобы вызвать благодарность. Конечно же, я не считаю, что помогать нужно ради ответных услуг. Настоящая поддержка бескорыстна, ее оказывают из лучших побуждений, сочувствуя и сострадая человеку.


Можно привести немало примеров сочувствия, сострадания, поддержки из литературных произведений. Но, к сожалению, не меньше примеров можно подобрать и из реальной жизни. Обычно человеку сострадают близкие люди. Друзья и родственники лучше других знают тебя, понимают, как надо поддержать, не дать совершить ошибку. Я не исключение. Когда у моей хорошей подруги появились неприятности в семье, я не стала рассуждать о том, что виноваты родственники, или о ее собственной несдержанности и глупости. Просто нашлись те слова, которые подняли настроение подруге, заставили ее почувствовать, что она не одна, что не все потеряно.


Исходя из собственного опыта, предположу, что то сострадание, которое может быть принято сильным человеком, должно быть искренним, сердечным. Если ты понимаешь, что ситуация не вызывает отклика в душе, постарайся подобрать проверенный на практике совет, чтобы не обидеть родственника, друга или знакомого равнодушием. Когда на человека обрушивается несчастье, ему требуется поддержка и сострадание. Всегда легче переносить что-то, зная, что ты не один, что кто-нибудь понимает тебя и твое состояние. Важнейший аспект сострадания – умение почувствовать переживания другого человека, принять их и показать это. Естественно, для того чтобы суметь сделать это, нужно быть в некоторой степени эмпатом. Вряд ли холодный и черствый человек может испытывать сострадание – он слишком замкнут для этого. В моем понимании, человек, испытывающий сострадание, должен иметь богатый жизненный опыт, помнить свое эмоциональное состояние, когда ему было плохо, горько, обидно, чтобы воскресить его в нужный момент.



Сочувствие, то есть проявление жалости к кому-либо, тоже требует определенного эмоционального настроя. Некоторые люди считают, что сочувствие унижает. Я попробовала рассмотреть этот тезис с психологической точки зрения и получила любопытные выводы. С одной стороны, любой человек хочет, чтобы его считали сильным. Жалость же к нему показывает, что у него есть слабое место. В моей жизни были случаи, когда искреннее сочувствие воспринималось близкой подругой негативно, как унижение. Из-за моего желания помочь, поддержать мы поссорились, и в итоге подруга переживала ещё сильнее и дольше. Анализируя сейчас наше поведение и слова, прихожу к выводу, что лучше было оставить ее одну. Значит, моя вина в ссоре тоже есть. Я не прочувствовала настроение подруги. Впрочем, ее нежелание осознать собственные ошибки и принять чужую поддержку из-за моего признания вины не перестают быть причиной нашей ссоры.


Таким образом, сочувствие, принимаемое за банальную жалость, действительно может стать унижением, если личность в состоянии справиться со своими бедами сама. Насколько я понимаю, восприятие сострадания, сочувствия и поддержки зависит от характера и силы воли человека. С другой стороны, если люди не будут сочувствовать друг другу, то они станут жестокими. Тогда можно будет забыть о взаимопомощи, сопереживании и гуманности. Совершенно логично, что такой путь станет гибелью для человечества. Я считаю, что люди, сочувствующие, сострадающие, оказывающие поддержку другим, никогда не останутся одни, без друзей, без тех, кто сможет подставить плечо в трудную минуту. И это чудесно.

Недавно доча написала сочинение по рассказам Платонова, Андреева и стихотворению Маяковского. Это текст, написанный взрослым человеком. Он написан не просто хорошо, он написан великолепно. С самого первого абзаца и до последней точки не отпускает тебя. Мне бы самому было бы не стыдно за такой взрослый, сильный и эмоциональный текст. Но самое важное - это не просто мысли, но и умение их формулировать и реализовывать в тексте. И это сделала доча сама, без моей малейшей помощи.

Вот, собственно, само сочинение.

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Каждый человек нуждается в заботе. Те люди, которые это отрицают, просто пытаются скрыть свою личную боль, а когда человеку больно, то он нуждается в помощи. Это и есть сочувствие и сострадание, наша способность разделить чужую боль. Но нужно ли это нам в жизни? Готовы ли мы жертвовать собой ради других?

А что если человек не получает помощи от других? Тогда он наверняка будет чувствовать себя одиноким, а потом настолько сильно будет страдать, что перестанет доверять людям и будет отвечать им накопленным злом. Это прекрасно видно на примере бродячей собаки Кусаки из одноимённого рассказа Леонида Андреева. Она стала жертвой равнодушия и жестокости людей, за что и отплатила некоторым той же монетой. До тех пор, пока не появились такие люди, которые смогли принять её и дать Кусаке ту любовь, которой она была лишена долгое время. Жаль, что это не продолжалось долго. Когда люди уехали, ещё большая тоска появилась в её сердце. Она потеряла тепло, из-за чего "собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу."

Часто, в довольно простой ситуации, нам необходимо сострадание со стороны, даже если это будет от совсем незнакомого человека. Это можно заметить в стихотворении Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Хоть и говорит он: "Может быть, старая, и не не нуждалась в няньке, мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла." И действительно, это может быть и незаметно нам, но доброе слово заставляет нас идти дальше, несмотря ни на что.

Но зачастую, когда людям нужна помощь, и они не находят её вокруг, вся злость и горе срывается на другого, того, кто просто слабее и не сможет тебе ответить. Таким общим "козлом отпущения" в каком-то смысле стал Юшка, главный герой одноимённого рассказа, просто помощник кузнеца. Старый, согнувшийся от чахотки и очень спокойный и добрый нравом, что приводит в ярость буквально всех. И дело не в Юшке, а в людях, которые не получают сочувствия от других, видят свои проблемы в нём, думая, что он настолько беспомощен, что даже ответить ничего не может. Но если молчание так злило людей, то когда Юшка нашёлся, что ответить, то получил в ответ ещё большую ярость, которая привела к смерти бедного мастерового. Но почему же тогда "Однако без Юшки жить людям стало хуже"? Мы получаем ответ в самом рассказе. "Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякого людское зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательность."

Вот почему важно, чтобы в нашей жизни было сочувствие и сострадание. Я считаю, что без этого мы все погрязнем в собственном гневе и боли. Мне это очень знакомо, когда другие люди, видя твою слабость, все свои беды сваливают на тебя. В такие моменты очень важно, чтобы кто-то был рядом, помог нести этот груз. Иначе, либо человек ломается под тяжестью чужих страданий, либо сам становится частью всеобщей ненависти. Нам очень важно любить друг друга и сострадать в бедах.

(с) Дарья Попова

7 класс