Слоновая кость своими руками. Обработка и окрашивание изделий из слоновой кости и рога. Пористая структура – как у натуральной кости

Приводим несколько способов имитации слоновой кости.

  • Одним из старых способов получения искусственной слоновой кости является следующий.

    По этому способу 8 вес. ч. отбеленного белого шеллака растворяют в 32 вес. ч. нашатырного спирта (уд. в. 0.995, что соответствует 14% содержанию аммиачного газа). Растворение шеллака производят при температуре от 35 до 40° при постоянном взбалтывании в закрытом сосуде. По прошествии 5 часов раствор обычно готов и представляет собой жидкость консистенции сиропа. Когда наступит полное растворение шеллака, к раствору прибавляют, при тщательном помешивании, 40 вес. ч. окиси цинка (цинковых белил). Смесь нужно хорошо перемешать, чтобы получить вполне однородную массу. Перемешивание для более совершенного размягчения можно производить также в краскотерке.

    Далее нужно удалить из смеси нашатырный спирт, который уже сослужил свою службу. Это производится посредством нагревания массы. Смесь сушат затем на воздухе на стеклянных листах. После просушки массу можно формовать. Чтобы получить продукт более высокого качества,- просушенную массу размалывают в порошок в совершенно сухой мельнице и измельченную массу прессуют. Давление в формах обыкновенно поддерживают приблизительно 160 кг на 1 см 2 , при температуре 125-128°. Если желают получить окрашенные в различные тона предметы, то красящие вещества прибавляют или к цинковым белилам, или при размалывании сухой массы.

  • При плавлении буры с прибавлением раствора поташа, анилиновой краски и литопона можно получить массу, которая с цинковыми белилами дает продукт, имитирующий слоновую кость. Состав смеси следующий: Буры 40 вес. ч. Поташа 20 вес. ч Литопона 75 вес. ч Цинковых белил 18 вес. ч Асбеста 12 вес. ч Литопон - минеральная краска, по своему составу являющаяся смесью сернистого цинка с сернобариевой солью.

    Смотря по желаемому оттенку, прибавляют соответствующее количество красящего вещества.

  • Сырьевыми материалами для получения этой массы по другому способу служат клей, алебастр и целлюлоза. Для отливки применяют преимущественно металлические формы, так как они подробнее передают детали, чем формы из других материалов. Из этой массы изготовляют различные украшения, инкрустации для мебели, крышки для альбомов к т. д. По внешнему виду масса совершенно подобна природной слоновой кости.

    Способ получения следующий: готовят предварительно следующие растворы:

    Клеевой раствор
    Дают разбухнуть 100 г хорошего качества светлого клея в 1 л чистой колодезной воды, распускают при слабом нагревании и профильтровывают через полотно.

    Целлюлозная смесь
    50 г хорошо отбеленной целлюлозы (древесной массы - целлюлозного картона - бумажной массы) замешивают с 3.5 л воды, пока не получится однородная волокнистая каша.

    Квасцовый раствор
    Растворяют 50 г квасцов в 1 л горячей воды. Раствор должен быть тепловатым, так как если его сильно охладить, то могут выпасть кристаллы квасцов.

    В большой глиняной посуде смешивают 75% клеевого раствора и 200 г целлюлозной смеси с прибавлением 200 г чистой колодезной воды. К полученной смеси прибавляют 250 г по возможности более чистого, предварительно просеянного через сито алебастрового гипса. Смесь тщательно перемешивают, пока гипс не будет совершенно погашен и не получится однородная смесь. Затем приливают 200 г квасцового раствора и опять все хорошо перемешивают.

    Полученную таким образом массу наливают в открытые формы, предварительно слегка смазанные каким-либо маслом. Для того чтобы масса равномерно была распределена, и не было воздушных пузырьков, форму нужно потрясти, после чего ее оставляют в покое, пока масса не начнет густеть. В этот момент накладывают на форму кусок льняного полотна, а затем кладут на полотно соответствующих размеров деревянную или металлическую пластинку. Эта пластинка служит как бы крышкой для формы. Далее подвергают прессовке под прессом. Отделяющаяся посредством давления вода стекает довольно чистая. Прибавление квасцов придает массе способность быстро затвердевать и кроме того сдерживает в массе клей так, что при медленном своевременном прессовании стекает лишь чистая вода. После прессовки оставляют стоять форму, по меньшей мере минут 15, после чего выбивают отформованный предмет деревянным молотком.

    Отформованные предметы помещают на короткое время в горячую воду, чтобы отмыть от жира, который пристал от обмасленных форм. Затем отформованные предметы сушат в сушильных печах и, наконец, помещает в горячий раствор, составленный из разных частей воска и стеарина. Пропитанные насквозь этим раствором предметы охлаждают и чистят мягкой щеткой с порошком гипса до тех пор, пока не получится достаточный блеск слоновой кости. Чтобы придать слоновой кости более желтый оттенок, берут клей, квасцы и целлюлозу в несколько других соотношениях.

  • Эта имитация имеет твердость и блеск целлулоида, выгодно отличаясь от последнего своей негорючестью. Приготовляется она следующим способом.

    Растворяют 200 г казеина и 50 г нашатырного спирта в 400 г воды (применяют также раствор альбумина в 400 г воды). К раствору прибавляют смесь из: Негашеной извести 240 г Уксусноалюминиевой соли 150 г Квасцов 50 г Сернокальциевой соли 1200 г Масла (высыхающего) 100 г (масло должно быть прибавлено в смесь последним) Для темных предметов вместо уксусноалюминиевой соли берут таннина от 75 до 100 г. Указанные составы следует хорошо перемешать, чтобы образовалась однообразная паста, которую вальцуют и таким образом получают пластинки желаемой толщины. Эти пластинки либо сушатся и штампуются в металлических формах, которые предварительно нагреваются, либо их толкут в очень мелкий порошок, который затем всыпают в формы и подвергают сильному прессованию.

    Когда предметы будут изготовлены, их погружают в ванну, состоящую из: Воды 100 вес. ч. Белого клея 6 вес. ч. Фосфорной кислоты 10 вес. ч. Затем их сушат, полируют и лакируют при помощи шеллака.

    Имитация слоновой кости из клеевой массы

    Биллиардные шары. Размачивают в течение суток 80 вес. ч. столярного (костяного) клея и 10 вес. ч. кельнского клея в 120 вес. ч. воды. Затем нагревают на водяной бане, пока клей не распустится и не исчезнут комки, после чего прибавляют смесь из 5 вес. ч. растертого в порошок тяжелого шпата и 4 вес. ч. мела. Тщательно перемешивают и прибавляют 1 вес. ч. вареного льняного масла.

    Приготовление биллиардных шаров из этой массы ведется следующим образом. Деревянный шар соответствующих размеров погружают в массу на некоторое время, затем сушат прилипший к шару клеевой слой, затем снова погружают в массу, сушат и т. д., пока шар не будет на 1/5 больше, чем он должен быть в дальнейшем. Далее шар оставляется для просушки на время не менее 3 месяцев, затем его обтачивают и погружают на час в раствор уксусноалюминиевой соли. Раствор уксусноалюминиевой соли может быть получен при смешивании растворов уксусносвинцовой соли (свинцового сахара) и раствора серноалюминиевой соли (сернокислого алюминия). При этом выпадает осадок серносвинцовой соли. Отфильтрованный раствор и будет раствором уксусноалюминиевой соли. После погружения в раствор шар снова сушат. Далее снова отшлифовывают и оставляют на 1 час в растворе формальдегида, затем снова сушат и, наконец, подвергают полировке, как это практикуется с настоящей слоновой костью.

  • ИСКУССТВЕННУЮ КОСТЬ
    Сьюзен Ляо (Susan Liao) и её коллеги из национального университета Сингапура (NUS) создали искусственную кость из неорганического материала с наноструктурой, похожей на структуру кости естественной.
    Кости человека состоят в основном из нанокристаллов гидроксиапатита (65%) и коллагена (25%) (а ещё там есть пружинки). В дентине эта пропорция чуть иная - 70% и 20%.
    Учёные решили изготовить искусственную кость из минерализованного коллагена, биологически совместимого материала, который может стать прекрасной основой для имплантатов и протезов. При этом они разработали метод выработки нанокомпозитов с различными концентрациями коллагена и входящих в состав кости карбонатов (этот материал они обозначили формулой nCHAC).
    Исследователей особенно интересовал вопрос, что будет при изменении пропорций ингредиентов. Оказалось, что манипулируя исходными растворами и, соответственно, концентрациями карбонатов и коллагена, можно создавать нанокомпозиты различные по морфологии. В частности, с разными по размеру и форме кристаллами nCHAC. Они формировали иглы, постепенно укорачивающиеся и составляющие сферические частицы. Это было похоже на формирование настоящей кости, говорят авторы опытов.
    А из-за разной структуры менялись и механические свойства кости. Таким образом, новый метод может помочь в создании искусственных биоматериалов, предназначенных для разнообразных условий работы в организме и для протезирования различных костей, полагают исследователи.
    Пока ещё строение полученной кости не совсем идентично натуральной, но в дельнейшем Ляо намерена воспроизвести при помощи своего метода такие же нановолокна, что наблюдаются в настоящих костях.

    Гомологичная кост банк костных трансплантатов

    Искусственная кость Orthoss. Аутогенная (эндогенная) кость или гомологичная кость (из банка костных трансплантатов) часто используются для костной пластики в травматологии и ортопедии. Тем не менее, использование аутогенной кости ограничено ввиду ее трудной доступности и травматизации пациента при дополнительной операции. Гомологичная кость несет с собой высокие иммунологические риски и риск инфицирования (СПИД, гепатит и др.). Искусственный заменитель кости, такой как гидроксиапатит, отличается от натуральной кости по структуре и составу, что крайне затрудняет его участие в процессе естественного остеогенеза. С появлением Orthoss стал доступен альтернативный материал для костной пластики, в котором сохранена натуральная неорганическая структура кости. Orthoss легко интегрируется в естественный процесс образования костной ткани посредством остеобластов и остеокластов. Orthoss состоит из веществ, которые составляют неорганическую матрицу кости, при этом свойства натуральной неорганической структуры кости остаются неизменными. Благодаря своему природному составу Orthoss имеет высокую степень сходства с человеческой костью.

    Пористая структура – как у натуральной кости

    Размеры пор играют решающую роль при костной интеграции имплантата. Orthoss имеет естественную систему пор, которая способствует восстановлению кости посредством прорастания кровеносных сосудов и миграции костных клеток. Размер пор варьируется вследствие своего природного происхождения и составляет величину порядка 100 мкм.

    Внутренняя поверхность – как у натуральной кости

    Благодаря интенсивно развитой объемной сетчатой структуре соединительных пор, площадь внутренней поверхности материала составляет более 90 м2/г и внутреннее пространство Orthoss близко соответствует спонгиозной кости человека. Это обеспечивает большую площадь контакта материала имплантата с вновь образовавшейся костью.

    Кристаллическая структура – как у натуральной кости

    Неорганическая основа человеческой кости представляет собой мельчайшие кристаллы апатита. В ходе уникального технологического процесса производства в Orthoss сохраняется кристаллическая структура, сходная с человеческой костью. Это облегчает интеграцию Orthoss в естественный процесс восстановления кости.

    Химический состав – как у натуральной кости

    По сравнению с синтетическими материалами в Orthoss биологический апатит имеет меньше гидроксильных групп и больше карбонатных ионов. Соотношение между ионами кальция и фосфата составляет 2:1, что полностью соответствует человеческой кости.

    Искусственная кость способна переходить в связки

    Используя клетки кожи, тканевые инженеры из Georgia Institute of Technology создали искусственную кость способную, подобно природной костной ткани, переходить в ткани других типов, такие как связки и сухожилия. В полученной ткани обнаружен постепенный переход от кости к более мягкой ткани, а не резкий скачок плотности, характерный для описанных ранее образцов искусственной костной ткани. Это обеспечит лучшую интеграцию новой костной ткани в организм и более удачное распределение нагрузки внутри такой ткани. Исследование опубликовано в одном из августовских номеров журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

    Группа исследователей под руководством профессора Andres Garcia из George W. Woodruff School of Mechanical Engineering at the Georgia Institute of Technology не только смогла создать искусственную кость, переходящую в более мягкие ткани, но и за несколько недель перенести эту технологию in vivo.

    Ученым удалось создать такую ткань при помощи трехмерного полимерного каркаса, на одном конце которого поддерживалась высокая концентрация транскрипционного фактора Runx2, а к другому концу, содержание транскрипционного фактора постепенно сходило на нет, т.е. исследователи создали точно рассчитанный пространственный градиент этого фактора. Затем весь каркас равномерно заселялся фибробластами кожи. В результате, фибробласты, попавшие в часть каркаса, содержащую большое количество фактора Runx2, становились костной тканью, а заселившие его противоположный конец, лишенный данного фактора – связками и сухожилиями.

    Если предложенная технология пройдет необходимые тесты, одним из ее применений будут операции на передней крестообразной связке (anterior cruciate ligament (ACL)). Дело в том, что в настоящее время хирургическое лечение повреждений ACL не слишком эффективно, поскольку невозможно воспроизвести переход от костной ткани к ткани самой связки.

    По словам исследователей, каждый орган нашего тела имеет комплексную, гетерогенную структуру. Поэтому возможность искусственно создавать ткани, наилучшим образом повторяющие свойства природных – огромный скачок вперед для тканевой инженерии.

    Xто такое кость? Справка о кости

    Кость - твёрдая (несущая) составная часть эндоскелета живого организма. В состав костей входят как органические, так и неорганические вещества; количество первых тем больше, чем моложе организм; в связи с этим кости молодых животных отличаются гибкостью и мягкостью, а кости старых - твёрдостью и хрупкостью. Отношение между обеими составными частями представляет различие в разных группах позвоночных; так, в кости рыб и особенно глубоководных содержание минеральных веществ относительно мало, и они отличаются мягким волокнистым строением.
    Минеральные составные части
    У взрослого человека количество минеральных составных частей (главным образом, фосфата и карбоната кальция и фосфата магния, а также фторида, хлорида кальция и др.) составляет около 60-70 % веса кости, а органическое вещество (главным образом оссеин) - 30-40 %. Кости имеют большую прочность и громадное сопротивление сжатию, чрезвычайно долго противостоят разрушению и принадлежат к числу самых распространённых остатков ископаемых животных. При прокаливании кость теряет органическое вещество, но сохраняет свою форму и строение; подвергая кость действию кислоты (напр. соляной), можно растворить минеральные вещества и получить гибкий хрящевый остов кости.

    По форме кости делят на длинные, широкие и короткие. Длинные или трубчатые кости - такие, у которых длина сильно преобладает над шириной и толщиной; они имеют более или менее цилиндрическую среднюю часть, тело (Corpus s. Diaphysis) с полостью внутри и 2 конца или эпифиза (Extremitates s. Epiphyses), которые всегда шире тела и покрыты на суставных поверхностях слоем хряща, находятся в конечностях и более или менее изогнуты. У широких костей два измерения преобладают над третьим; такие кости служат преимущественно для образования стенок полостей, заключающих различные органы (череп, грудная, тазовая полость) и могут быть плоскими, изогнутыми, вогнутыми и т. д. В коротких костях ни одно измерение не преобладает значительно над другими; это кости неправильные, округленные или многогранные (напр. позвонки, кости запястья и пятки).

    Поверхность кости может представлять различные углубления (бороздки, ямки и т. д.) и возвышения (углы, края, ребра, гребни, бугорки и т. п.). Неровности служат для соединения костей между собой или для прикрепления мускулов и бывают тем сильнее развиты, чем более развита мускулатура. На поверхности находятся так называемые «питательные отверстия» (Foramina nutritiva), через которые входят внутрь кости питающие и кровеносные сосуды.

    В костях различают плотное и губчатое костное вещество. Первое отличается однородностью, твёрдостью и составляет наружный слой кости; оно особенно развито в средней части трубчатых костях и утончается к концам; в широких костях оно составляет 2 пластинки, разделённые слоем губчатого вещества; в коротких оно в виде тонкой плёнки одевает кость снаружи. Губчатое вещество состоит из пластинок, пересекающихся в различных направлениях, образуя систему полостей и отверстий, которые в середине длинных костей сливаются в большую полость.

    Химическая промышленность Химические новости сюжеты

    Узнайте более подробно новости в сфере химии, интересные химических элементов , как меняетя периодическая система элементов , что её ждет в ближайшем будущем?. Заметки ученых и специалистов — полезные статьи и материалы о химии
    Наружная поверхность кости одета так называемой надкостницей (Periosteum), оболочкой из соединительной ткани, содержащей кровеносные сосуды и особые клеточные элементы и служащей для питания, роста и восстановления кости. Внутренние полости кости выполнены особой мягкой тканью, называемой костным мозгом.

    Черные протравы для рога

    Как известно, роговые изделия, как-то гребни, пуговицы, запонки и т.п., часто окрашиваются в черный цвет для подделки их под более дорогие сорта. Для этого существует несколько способов:

    а) Изделия из рога вымачиваются в следующем растворе, который готовится на холоде: 8 частей ртути растворяются в 8 частях концентрированной азотной кислоты и 32 частях мягкой воды. В этой протраве изделия оставляют на всю ночь, после чего их вынимают и промывают водой до тех пор, пока промывная вода не будет более обладать кислой реакцией. От такой обработки гребни окрашиваются в красный цвет, а в случае употребления более концентрированного раствора ртути - в коричневый. После этого гребни переносятся в слабый раствор серной печени (1 г на 1 л воды) на 1-2 часа. Окрасившиеся теперь в черный цвет гребни промываются сначала чистой водой, затем подкисленной уксусом и, наконец, чистой водой. После этого их высушивают и полируют. С помощью такой обработки получаются роговые изделия, не уступающие, по мнению знатоков, изделиям из рога буйвола. Полировка окрашенных предметов должна производиться осторожно, так как протрава не проникает в рог достаточно глубоко.

    б) Роговые изделия кладут на ночь в холодный водный раствор азотнокислой окиси свинца (в отношении 1:4), после чего их помещают на полчаса в 3%-ный раствор соляной кислоты и, наконец, промывают водой. Если окраска получится неравномерной, то операцию повторяют еще раз. Эта прекрасная протрава значительно поднимает ценность роговых изделий.
    Серая протрава для рога.

    Для окраски рога в серый цвет проварить его сначала в течение 15-30 минут в насыщенном растворе свинцового сахара, затем промыть его в чистой воде и положить на 20-25 минут в нагретый до 60+С раствор азотнокислой, закиси ртути. Этот способ непригоден для гребней, так как зубья страдают от варки.

    Красная протрава для рога

    Для окраски рога в красный цвет рекомендуется следующий способ. Светлый рог варят 30 минут в растворе, состоящем из 20 г сафлора и 10 г соды в 0,5 л воды, и после этого кладут на полчаса в слабый раствор виннокаменной кислоты. Затем вынимают и, обмыв, опять кладут в сафлоровый раствор и потом опять в раствор виннокаменной кислоты и так продолжают до образования желаемого цвета. Таким образом легко получить все оттенки от самого светлого до темно-красного цвета. Необходимо только помнить, что виннокаменная ванна всегда должна быть последней.

    Черепаховые протравы для рога

    Если хотят придать роговым изделиям черепаховую окраску, то применяют следующий способ. Роговые изделия обрабатываются сначала разбавленной азотной кислотой (1 часть на 3 части воды) при температуре 30-35+С и затем протравляются смесью из 2 частей соды, 1 части свежеобожженной извести и 1 части свинцового глета. Действие протравы должно продолжаться не более 10-15 минут, чтобы пятна на роге получились желто-коричневыми. После этого, смыв с рога протраву, вытирают его тряпочкой и кладут в холодную красильную ванну, состоящую из 4 частей отвара красного дерева (в 10+ по Боме) и 1 части раствора едкого натрия (в 20+ по Боме). Затем рог вынимают из ванны, тщательно промывают водой и полируют по прошествии 12-16 часов. Красильный отвар готовится вывариванием 0,5 кг фернамбукового дерева в 4-6 литрах воды. Если добавить к протраве оловянные соли, то получится ярко-красный оттенок.

    Анилиновые протравы для кости

    Травление кости анилиновыми красками проще, чем другими способами, так как оно проводится в холодной ванне, чем устраняется возможность растрескивания предметов. Травление производится следующим образом: предметы кладут в таз и наливают столько воды, чтобы они были полностью покрыты ею. Затем к жидкости добавляют 2 чайные ложки уксуса и около 1 г краски, причем все равно, растворима ли последняя в спирту или воде. Для нужных оттенков выбирают подходящие анилиновые краски или составляют их из нескольких. Костяные предметы оставляют в жидкости на 4-8 часов и вынимают тотчас же по достижении желаемой густоты тона. Затем их обмывают водой, высушивают и полируют венской известью с мылом. Спиртовые лаки и политуры здесь нельзя употреблять, так как они могут растворить краску на поверхности кости.

    Если нужно окрасить бильярдный шар из слоновой кости в два цвета параллельными полосами, то его уже отшлифованным зажимают между тремя тонкими палочками, вставленными вертикально в небольшую дощечку, покрывают среднюю полосу масляным лаком и окрашивают сперва один сегмент, погружая им шар вместе с дощечкой в соответствующую анилиновую протраву. Окончив окраску, дают ей просохнуть, а лак счищают скипидаром и окрашивают эту часть в требуемый цвет, предварительно закрыв масляным лаком уже готовую часть шара. Подобным же образом поступают, если шар надо окрасить с трех или четырех сторон.

    Беление слоновой кости

    Чтобы вернуть пожелтевшей слоновой кости первоначальную белизну, практикуют один из следующих способов. Слоновая кость покрывается тонким слоем скипидара и выставляется дня на 3 или 4 на солнце. Другой способ: слоновую кость погружают на некоторое время в перекись водорода, после чего ее насухо вытирают. Чтобы ускорить процесс беления, кость подвергают
    действию лучей синей кварцевой электрической лампы. При том и другом способе кость становится совершенно белой.

    Окрашивание бильярдных шаров

    Чтобы окрасить бильярдные шары в красный цвет, их следует погрузить в уксус, в котором предварительно размачивается кошениль, и прокипятить в этом уксусе в течение нескольких минут. Затем, для придания цвету более густого оттенка, шары переносятся на 10-15 секунд в очень слабый раствор поташа. Продержав бильярдные шары 6-8 часов в уксусе или растворе квасцов, их легко затем окрасить в отличный желтый цвет, для чего достаточно опустить на некоторое время в квасцовый отвар шафрана. Окрашивание в зеленый цвет достигается погружением шаров в уксус, в котором растворена 1часть нашатыря на 3 части медянки. Если затем перенести эти шары в горячий щелок из поташа, то они окрасятся в голубой цвет. Наконец, чтобы окрасить бильярдные шары в черный цвет, их следует подержать несколько минут в горячем отваре кампешевого дерева (синего сандала), а затем перенести в раствор уксуснокислой соли.

    Серебряная полировка слоновой кости

    Изделиям из слоновой кости можно придать очень эффектную блестящую серебряную полировку. Вот очень простой способ: по окончании отделки изделие из слоновой кости погружается в слабый раствор азотнокислого серебра и, как только оно окрасится в темно-желтый цвет, его погружают в чистую воду и выставляют на солнце. Через каких-нибудь три часа кость полностью чернеет; тогда ее тщательно натирают сыромятной кожей, после чего кость приобретает красивую блестящую серебряную полировку.

    Имитация слоновой кости и рога, имитация под черепаху

    1. Имитация слоновой кости: 8 весовых частей белого шеллака растворяют в 32 в.ч. нашатырного спирта, при температуре 35-40 °С (взбалтывая). Через 5 часов добавляют 40 вес.ч. окиси цинка, тщательно перемешивая. Затем удаляют нашатырный спирт нагреванием. Потом смесь сушат на воздухе на стеклянных листах и формуют. Если хотите получить окрашенные в различные тона предметы, то красящие вещества нужно добавить к окиси цинка (цинковых белил).

    Изготовление бильярдных шаров: 1 сутки размачивают 800 г столярного клея и 100 г кёльнского клея в 1,2 л воды. Затем нагревают на водяной бане, пока клей не распустится и не исчезнут комки, после чего прибавляют смесь из 50 г шпата (в порошке) и 40 г мела и перемешивая прибавляют 10 г льняного масла.

    Деревянный шар соответствующих размеров погружают в массу на 5 минут, затем сушат прилипший клеевой слой, операцию повторяют 3-5 раз, потом оставляют сохнуть 3 месяца. Затем обтачивают и погружают в раствор свинцового сахара и сернокислого алюминия на 1 час, сушат, шлифуют, погружают в раствор формальдегида на 1 час, сушат и полируют.

    Изготовление набалдашников, ручек и т.п. Растворяют в 1-1,2 л воды, 200 г желатина до густоты сиропа, добавляют 500 г каолина, 200 г гашеной извести, 100 г свинцовых белил. Красят и покрывают лаком.

    Изготовление пуговиц: Столярный клей кладут в 10-20%-ный раствор сернокислого или уксуснокислого глинозема, дают пропитаться, сушат, прессуют и обрабатывают.

    2. Имитация рога: Берут роговые стружки и опилки, размягчают в растворе борной кислоты, мышьяка, разведенных в соляной кислоте, в течении 6 часов. Затем промывают и формуют при температуре 120 °С.

    Изготовление черенков, ручек, набалдашников, мундштуков и т.д.: Смесь из 25 г поваренной соли, 50 г винного камня, 500 г поташа, 1 кг извести и 3 л воды кипятят 30-40 минут, затем добавляют роговые отбросы и варят до получения густой массы, выливают в предварительно смазанные маслом деревянные или глиняные формы. При надобности массу можно при выливании окрасить в любой цвет.

    Изготовление пуговиц, бус, запонок и т.п.: Отбросы рога, копыт и стружки очищают кипячением в содовом растворе, обмывают, помещают в котел и обливают раствором поташа и извести. Через 2-3 дня масса превращается в студень, ее подогревают, выпаривают и прессуют.

    Изготовление расчесок, гребней, заколок и т.п.: На пластинке рога делают выкройку и выпиливают, затем 1 час замачивают в воде и опиливают зубья мелким подпилком, сначала с одной, затем с другой стороны. Затем шлифуют шерстяной тряпочкой, сначала пемзой, затем толченым, липовым углем (трут вдоль волокон рога). Затем полируют фланелью, сначала смоченной в уксусе с добавлением поваренной соли, затем трут золой, потом мелом.

    3. Второй способ имитации рога и изготовление из него пуговиц, пряжек и других дорогостоящих изделий: 800 г кремнекислого натрия смешивают с 200 г воды и добавляют пшеничной муки до образования густой кашицы. Массу хорошо перемешивают и оставляют затвердевать, затем ее кладут в формы добавляя нужный краситель. Дальнейшая обработка, как и в предыдущем способе.

    4. Имитация под черепаху: 200 г свинцового глета, 100 г извести смешивают с нашатырным спиртом и небольшим количеством уксуса до получения густого теста. Затем этой массой покрывают роговые изделия и сушат на солнце, после чего полируют.

    5. Имитация под перламутр: Изделия из рога погружают на 1-2 часа в горячий 10%-ный отвар катеху, затем в 5%-ный раствор уксуснокислого свинца. Потом немного подсушивают и кладут на 10-15 минут в 2-3% раствор соляной кислоты. Получается серебристо-белый налет с перламутровым отливом.

    Обработка и окрашивание изделий
    из слоновой кости и рога

    1. Беление. Предварительно очищают от жира, ополаскивая в бензине, затем погружают в раствор перекиси водорода с водой (1:1) на 18-20 часов, затем моют и сушат.

    2. Травление. Погружают в раствор 2-3% азотной или соляной кислоты на 3-6 часов, затем моют и сушат. Потом подвергают травлению: раствором хлористого или сернокислого олова (1 г на 4 л воды) погружая изделия на 10-15 минут, моют и высушивают. Затем красят.

    3. Окрашивание. Изделия погружают в сосуд с жидкостью: на каждый литр воды 1-2 ч.ложки уксуса и 0,5-1,5 г анилинового красителя, на 8-12 часов, периодически вынимая их и контролируя степень окраски. При получении нужного цвета изделия вынимают, обмывают водой, сушат и полируют.

    Желтый цвет. Изделия погружают на 10-15 минут в раствор 100 г сернокислого цинка на 500 г воды и переносят в раствор 100 г хромокислого калия на 500 г воды.

    Желто-коричневый цвет. Погружают на 15-20 минут в раствор 100 г хромпика на 500 мл воды.

    Коричневый цвет. Погружают в раствор 100 г хлорного железа на 1 л воды, потом в раствор 200 г хромпика на 2 л воды.

    Черный цвет. Погружают в раствор 20 г ляписа на 1 л воды, прибавляют к нему 50 г жидкого аммиака и оставляют на 5-6 часов, затем высушивают до получения черного цвета.

    Синий цвет. 15 г индиго, 100 г серной кислоты - этот раствор осторожно вливают в 1 л кипящей воды. И погружают в него изделия на 3-7 минут.

    Фиолетовый цвет. Приготовляют раствор 2 г митилвиолета, 3 г виннокаменной кислоты, 1 л воды, нагревают до 45-50 °С и опускают в него изделия на 40-60 минут.

    Зеленый цвет. Изделия погружают на 30-40 минут или больше, в зависимости от густоты цвета, в раствор 20 г яри-медянки и 200 г винного уксуса.

    Красный цвет. 50 г кошенили настаивают 3-4 дня в 3 л дистиллированной воды, процеживают, добавляют 5 г квасцов, нагревают и погружают в него изделия на 30-40 минут.

    Серый цвет. Получают добавлением к растворам для черного цвета 30-40% воды.

    Серебристый цвет. Делают раствор 10 г ляписа на 2 л воды и 150 г нашатырного спирта и погружают в него изделия и держат до тех пор, как пожелтеют, затем кладут в дистиллированную воду и ставят на свет до приобретения черной окраски, потом вынимают и трут кожаной тряпочкой до серебристого цвета.

    Золочение. Погружают в 2-3% раствор хлорной меди, затем обрабатывают натирая муссивным (сусальным) золотом или же покрывают золотистой охрой.

    4. Предохранение изделий от ломки и растрескивания: Приготавливают смесь из 20 г азотной кислоты, 20 г уксуса, 200 г водки и кладут в нее изделия на 2 часа. Сушат и опускают на 10 минут в смесь уксуса и водки (1:1).

    Простой способ изготовления барельефов, маленьких скульптур, не отличающихся по внешнему виду от изделий из слоновой кости

    Формы для изготовления барельефов и скульптур, как правило, делают из гипса. Однако гипс - очень хрупкий материал, к тому же из него трудно вылепить сложную форму. Поэтому гипс лучше заменить заливочным материалом, в состав которого входят следующие вещества (в %): Желатин или столярный клей - 30-50; Глицерин - 30-35; Зубной порошок - 1-5; Вода - 10-15.

    Желатин или столярный клей заливают теплой водой и оставляют на 1-2 часа, потом нагревают на водяной бане до 80°С и при помешивании вводят глицерин. Затем смесь разваривают в течение 2-6 часов до получения однородной массы, время от времени перемешивая. Температура при этом должна быть постоянной. Потом добавляют зубной порошок и смесь хорошо перемешивают. Охлажденный до комнатной температуры заливочный материал приобретает эластичность и упругость.

    Если эластичную форму выдержать в течение часа в растворе формалина, то она не будет размягчаться при нагревании, хотя и сохранит эластичность. В такой форме можно многократно получать гипсовые отливки, а также отливки из состава, имитирующего слоновую кость. В этот состав входят следующие вещества (в %): Столярный клей - 40-45; Сульфат бария - 2-5; Мел (зубной порошок) - 1,5-2; Олифа - 5-7; Вода - 45-55.

    Клей размачивают в воде, подогревают на водяной бане до полного исчезновения комков. В однородный клеевой раствор, перемешивая его, вводят порошкообразные наполнители, после чего добавляют олифу (ее можно заменить льняным или подсолнечным маслом). Полученную массу заливают в форму, а после затвердевания извлекают и выдерживают в течение часа в 5%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, 5%-ном растворе уксуснокислого, алюминия или в растворе формалина. После этого отливку сушат и полируют. По внешнему виду она не отличается от изделий из слоновой кости (см. рисунок).

    Рис. 1. Скульптура-сувенир «Прогресс».

    © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

    Экология

    Статус слоновой кости, как предмета роскоши, и уникальные свойства этого материала для изготовления скульптур и украшений, делают его незаменимым, согласно Джорджу Виттемейеру (George Wittemeyer) из Университета Колорадо , который сообщил в журнале Nature о том, что с ростом цен на слоновую кость африканским слонам угрожает еще большая опасность.

    "Материалы, имитирующие слоновую кость, не имеют тех свойств, которые имеет настоящий материал , - писал Виттемейер. – Например, настоящая слоновая кость имеет так называемые линии Шрегера, которые остаются при росте костных тканей и которые облегчают резьбу под любым углом. Спрос на этот материал связан большей частью с его красотой, историческим значением из-за редкости и престижем".

    Кость мамонтов, вымерших родственников слонов, которые обитали на севере, может быть заменой слоновой кости животных, которые живут сегодня. К сожалению, цвет и плотность кости мамонтов несравнимы со слоновой костью.

    Даже если наводнить рынок поддельной слоновой костью, это не поможет сократить давление на живущих слонов, сказали исследователи. Престиж и желание владеть настоящим предметом заставляет потребителей избегать подделок.


    В Китае спрос на части животных для изготовление лекарств против эректильной дисфункции значительно сократился, когда китайцам доходчиво растолковали, что такое Виагра и какие у нее плюсы. Например, многих привлекло то, что у этого препарата практически мгновенный эффект.

    Конечно, на имитацию слоновой кости вряд ли будет такой большой спрос, как на настоящую слоновую кость . Маловероятно, что синтетический материал может вытеснить материал животного происхождения до тех пор, пока не изменится общественное мнение.


    Так же, как популярное движение против использования меха животных в моде привело к тому, что дизайнеры стали сокращать количество меха или заменять его при производстве своих линий, рост движения за сохранение природы в Китае может заставить поменять общественное мнение относительно слоновой кости и сделать ее немодным материалом, считают исследователи из Баптистского Университета в Гонконге . Пока подобное движение только набирает силу, черный рынок продолжает пополняться слоновой костью.

    Контрабандисты перевозят готовые изделия из слоновой кости в Китай разными способами. Они подделывают документы, по которым изделия якобы антикварные, либо сделанные до 1990 года, до того, как был введен запрет на торговлю слоновой костью.


    Несмотря на запрет, трафик слоновой кости продолжает процветать. Браконьерство находится на высочайшем уровне, 2011 год побил все рекорды по конфискации контрабандной слоновой кости, которая в общей сложности весила 38,8 тонн, а значит, незаконно были уничтожены 4 тысячи слонов, как сообщалось в New York Times . На рынке предметов роскоши в Азии в условиях растущей экономики этого региона значительно увеличивается спрос на этот товар.