Как избавиться от страха публичных выступлений? Как побороть страх выступления перед аудиторией

Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью...

Знакома ли вам такая ситуация? Впереди концерт, ваш отчет о проделанной работе, а вы за полгода начинаете переживать, как все пройдет. У вас уже сейчас стынут руки и перехватывает дыхание при одной мысли, что вы окажетесь на сцене. Потому что когда вы выходите на нее, вы словно проваливаетесь в параллельную реальность, где слышите только громкий стук собственного сердца и, как сомнамбула, двигаетесь к своей голгофе.

Все остальное кажется нереальным. Звуки как будто вязнут в плотном тумане. Все плывет перед глазами, как в ночном кошмаре. Вас слепит яркий свет осветительных приборов, а там, в черной яме зрительного зала, сидят те, кого вы боитесь больше всего – зрители. Вы стараетесь не смотреть туда, но вы же знаете, что они будут слушать и смотреть только на вас. Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью.

Все! Вы уже опозорены, потому что все видели, как вам страшно. Вы еще ничего не сделали, но вам уже стыдно, потому что вы не на высоте, вы не совершенны, не идеальны. А если вы еще и ошибку совершили, то это позор на всю оставшуюся жизнь! Вы больше никогда не выйдете на сцену. Вы уже не сможете сказать людям то, что было для них так важно. Вы не сможете разбудить их сердца поэмой, музыкой или пламенной речью. Вы не выполните свое предназначение в этой жизни.

Страх, который мешает реализации

Страх сцены и публичных выступлений – это не шутка. Это крест на реализации таланта. А что может быть для человека важнее, чем реализация своих свойств? Ведь только это дает ему ни с чем несравнимое ощущение счастья и удовольствия от жизни. Отказаться от реализации – все равно, что не жить.

Когда люди испытывают страх сцены, они часто рационализируют, что «раз у меня это не получается, значит, это не мое». Но почему-то все равно хочется оказаться там, испытать сумасшедший подъем от всеобщего внимания и последующей за выступлением благодарности, которая может выражаться по-разному – в виде цветов, восхищения талантом, уважения. В конце концов, хочется почувствовать, что жизнь прожита не зря, что все то, что наполняет вас, может быть разделено с другими людьми.

Мы живем среди людей и, так или иначе, должны уметь находиться в центре внимания, доносить до окружающих свои мысли. Можно сказать, что в какой-то мере вся жизнь – это сцена. Поэтому проблема страха перед публичными выступлениями для многих людей становится настоящим камнем преткновения. Можно ли помочь в этом случае? Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что это возможно.

Эмоциональность внутрь и наружу

Системно-векторная психология говорит, что существует восемь векторов – наборов врожденных психических свойств человека, которые определяют его желания и способности. Как объясняет системно-векторная психология, прежде всего, страх сцены характерен для людей со . Это очень эмоциональные люди, экстраверты, которые, к тому же, в определенных состояниях очень любят себя показывать, имеют склонность к публичности, демонстративности. То есть это как раз те люди, которые при правильном развитии своих свойств чувствуют себя на сцене наиболее органично, выступают с удовольствием, раскованно, свободно, заражая своими эмоциями зрителей, пробуждая в них сопереживание.

Однако свойства зрительного вектора могут быть не развиты в детстве. Это означает, что ребенка с богатым эмоциональным потенциалом не научили выносить свои эмоции наружу, проявлять свои чувства. Например, зрительному мальчику запрещали плакать, потому что «мужчины не плачут». Или у родителей просто не было времени, чтобы проявлять внимание к ребенку, в то время как маленький зрительник особенно сильно нуждается в нем, гораздо больше, чем другие дети. Ему обязательно нужно выражать свои эмоции, а родителям некогда. Ситуации бывают разные, а вот результат всегда один – закупоривание эмоций внутри.


Обладая огромнейшей эмоциональной амплитудой, зрительные люди часто попадают в крайние ее состояния – переживание невероятной любви на одном конце и страх смерти на другом. У последнего есть корень в нашем коллективном бессознательном. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей древней человеческой стаи. Она первая своим зорким зрением замечала в саванне притаившегося хищника и пугалась, выделяя феромоны страха. Сильнейший страх смерти, который могла испытывать только эта женщина с большим чувственным потенциалом, спасал жизнь стае. Тогда он был оправдан, однако и сейчас он по-прежнему присутствует в психике зрительных людей.

Зрительники от рождения подвержены страху смерти, а он, в свою очередь, является причиной множества других страхов, в том числе, и страха сцены. Развитие чувств, вынос их наружу, на других людей помогают избавиться от этого коренного страха, а заодно и от всех других страхов разом.

Бесполезно уговаривать себя и представлять, что в зале вместо людей сидят тыквы. Бесполезно обивать пороги ораторских курсов, пытаясь регулярной тренировкой избавиться от онемения, которое охватывает тебя при виде зрителей. Нужно осознать свои свойства и научиться направлять их в правильное русло. Страх сцены уходит, как только удается забыть о себе и сосредоточить свои чувства на тех, кому они предназначены – на зрителях.

Как я выгляжу?

Есть еще один фактор, который мешает зрительным людям почувствовать себя свободно на сцене – это зацикленность на собственном внешнем виде. Они могут подолгу смотреться в зеркало. Их приводит в отчаяние маленький прыщик на носу. Посадив пятно на одежду, они пробираются «по стеночке», чтобы кто-нибудь не заметил, что с ними что-то не так. Мятые брюки, испортившаяся прическа, грязные туфли вызывают у них чувство физического дискомфорта. Представьте теперь, что трясущиеся руки такого человека, мертвенную бледность и подкашивающиеся ноги видят десятки людей. Это же ужас!

Но чаще всего неудачи, связанные с фиксацией на том, как он выглядит, проявляются у человека при наличии анально-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно способствует тому, что человек хочет видеть себя совершенным, без изъянов и недостатков, а также чтобы и другие люди видели его таким. Так проявляется анальный перфекционизм, стремление к совершенству.

Сцена часто обнажает внутренние зажимы человека. Человек теряет естественность, поэтому не всегда выглядит привлекательно. И человеку с анальным вектором это бывает очень сложно принять. Редко ему удается простить себе минуты позора. И хотя с точки зрения зрителей позора может и не быть (бывает, что они и не замечают, что человек сильно волнуется), но зрительный вектор человека уже расписал все происходящее в самых мрачных тонах. Выступающий уже уверен, что был безнадежно плох на сцене. Все пропало! Финита ля комедия! Зрительники - большие фантазеры, склонные «делать из мухи слона».

В плену плохого опыта

Анально-зрительный человек, совершивший хоть раз ошибку на сцене в состоянии сильнейшей зрительной экзальтации, может больше никогда на нее не выйти. Он будет долго переживать собственную неудачу, вплоть до того, что постарается оборвать связи с людьми, которые видели его позор. По-зрительному он будет драматизировать ситуацию. По-анальному постоянно прокручивать свою неудачу в голове, не в состоянии простить себе того, что случилось. Для этого есть предпосылки – у анального человека очень хорошая память, но, к сожалению, он долго помнит не только хорошее, но и плохое.

Плохой опыт может стать для него ориентиром в жизни, и он навсегда поставит крест на том, что у него не получилось однажды.


Страх опозориться

Есть еще категория людей, которые принципиально не хотят рисковать выступать на сцене. Это чисто анальные люди. Выступление на сцене не входит в область их желаний. Они являются интровертами и гораздо более комфортно ощущают себя дома, в кругу семьи, или занимаясь скрупулезной, точной работой, а не под светом рампы. Они не рвутся на сцену. Она для них стрессовый фактор. А в стрессе анальный человек может впадать в ступор, вплоть до неспособности двигаться (когда отказывают руки и ноги). Но будучи ученым, аналитиком, преподавателем, он вынужден бывает выступать перед публикой. И здесь ему также может мешать его родной страх опозориться, природу которого раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Стресс вызывает у такого человека сжатие всех сфинктеров в организме. Именно анальный человек от стресса теряет на сцене голос, так как сжимается горловой сфинктер. Но больше всего страдает самая чувствительная его зона – анальный сфинктер. Поэтому состояние длительного стресса ведет к запорам у такого человека. А вот внезапный стресс может привести к потере контроля над анальным сфинктером и вызвать диарею. Это случается не всегда, но подсознательно анальный человек всегда боится этого, боится опозориться.

Наши свойства даны нам на счастье

Природа не создает дефекта. Это мы неверным использованием наших свойств превращаем нашу жизнь в сплошное страдание. Просто потому, что не понимаем, почему мы созданы такими и для чего в нас вложены те или иные качества. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет нам глубже понять себя.

Мы начинаем видеть, что наши эмоции имеют два полюса – страх и развитая чувственность, любовь. И чтобы не бояться, надо любить. Причем не себя, а другого человека. Мы осознаем, что анальный вектор дается нам для передачи опыта следующим поколениям, для выполнения качественной и нужной обществу работы. Поэтому и память у людей с анальным вектором хорошая, и перфекционизм идет в дело.

И это осознание бесценно, потому что оно меняет жизненные ориентиры, и плохие состояния, в том числе и любые страхи, уходят мягко и естественно. Так, что мы даже не замечаем, как стали другими. Не верите? Почитайте отзывы тех, кто прошел тренинг:

«Начну с того, что постепенно начали уходить страхи, которые очень мешали жить! Огромная благодарность Юрию за эти бесценные знания! В особенности снизился страх публичных выступлений, на сцене начала чувствовать себя свободнее. Видение мира кардинально изменилось, начинаю чувствовать людей не как раньше (через призму своих убеждений), а по-настоящему понимаю мотивы их поступков! Это невероятно!»

Если вам мешает страх перед публичными выступлениями, начните с познания самого себя на бесплатных вводных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Боязнь публичных выступлений – это одно из наиболее распространенных проявлений социофобии, с которым сталкивается подавляющая часть людей в какой-либо период своей жизни. Чаще всего выступление на публике вызывает страх в юношеском возрасте, но и для взрослых это может стать серьезной проблемой. В данной статье мы подробно остановимся на основных причинах данного явления, а также дадим рекомендации, которые помогут преодолеть страх публичного выступления.

Как проявляется боязнь выступлений?

Начнем с самого простого и очевидного – симптомов проявляющихся во время выступлений. На самом деле их достаточно много. У некоторых людей усиливается потоотделение, другие же начинают трястись как осиновый лист. В рамках статьи мы перечислим наиболее распространенные из них:

  • Учащенное сердцебиение;
  • Повышенное артериальное давление;
  • Гипергидроз (повышенное потоотделение);
  • Блашинг-синдром (покраснение лица);
  • Тремор рук, сутулость;
  • Изменение голоса, сухость во рту;
  • Медвежья болезнь.

Как видите, не самые приятные симптомы, которые могут достаточно серьезно повлиять на вашу жизнь. Особенно страдают те, для кого публичные выступления это часть работы (преподаватели, журналисты, адвокаты и т.д.). В таком случае ваша жизнь может превратиться в каждодневную пытку. Кроме того, на фоне постоянной тревоги могут развиться психосоматические заболевания (неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, аллергические заболевания кожи и т.д.)

Психосоматические заболевания – это такие болезненные состояния, где переплетены психические и физиологические факторы. Т.е. когда расстройства психики могут проявится на физиологическом уровне и наоборот.

Поэтому стоит очень серьезно отнестись к данной проблеме. Теперь разберемся с причинами страха публичных выступлений.

Причины

Опять-таки, причин достаточно много и они разнообразны по-своему происхождению. Если вы испытываете страх перед публичными выступлениями, то стоит внимательно прислушаться к своим ощущениям во время него и постараться понять какие мысли заставляют вас нервничать. Необходимо вытащить наружу все иррациональные мысли и заменить их на более рациональные.

Иррациональные мысли – это неправильная трактовка реальных событий. Например, «все заметили, как я покраснел», но на самом это совсем не так.

На этом и основывается когнитивно-поведенческая терапия, которая лежит в основе лечения социофобии. Только понимая причины нашего страха мы сможем начать эффективную борьбу с ним.

1) Негативные воспоминания из детства.

Одной из причин боязни публичных выступлений могут быть негативные воспоминания из детства. Например, ребенок отвечая возле доски мог сделать что-то нелепое, что вызвало смех одноклассников. У ребенка отложится в памяти этот момент и в будущем, он станет бояться или избегать подобных ситуаций.

2) Неправильное воспитание.

Очередная распространенная причина – неправильное воспитание. Думаю все знают, как любят покричать маленькие дети в общественных местах (например в автобусе). Как реагируют на это родители? Чаще всего пытаются всячески успокоить, а некоторые даже бьют или как-то иначе наказывают своих отпрысков. Естественно, после такого ребенок может стать более замкнутым, социальные навыки не будут развиваться, что приведет к проблемам в общении и, в частности, к боязни публичных выступлений.

3) Высокие требования к себе и зависимость от чужого мнения.

Все мы в какой-то степени любим себя. Очень часто социофобы ставят высокие требования по отношению к себе, а во всех начинаниях прослеживаются нотки нездорового перфекционизма, но в силу своих слабых социальных навыков их часто ждет разочарование. Поэтому, если вы подходите к трибуне с мыслью «все должно пройти идеально», то тем самым вы только усилите свои переживания, если что-то пойдет не так.

4) Комплексы связанные с внешностью.

Некоторые люди зациклены на каком-то изъяне во внешности. Причем зациклены на столько, что им начинает казаться, что другие тоже постоянно обращают на него внимание, хотя на самом деле это не так. Более того, окружающие могут счесть его привлекательным. Ради справедливости, стоит отметить, что действительно существуют люди с явными дефектами во внешности, но таковых немного, чаще всего ваша проблема надумана. Оркужающие склонны обращать внимание на ваш мнимый или реальный недостаток не из-за того, что он настолько очевиден, а из-за того, что вы сами акцентируете на нем внимание. Понимание этого – один из важнейших шагов, который поможет не волноваться при выступлении на публике.

5) Проблемы с произношением.

Некоторые люди имеют не самую лучшую дикцию и это вынуждает их паниковать. Но и здесь все не так плохо. Во-первых, речь можно натренировать, а во-вторых большинство людей не будет слишком критически относиться к данному недостатку. Многим будет просто все равно. Опять же, если у вас серьезные проблемы с речью, то в таком случае резонно задуматься о смене деятельности или же как-то ее видоизменить, чтобы свести публичные выступления до минимума.

6) Причины на физическом уровне.

Нет достоверного подтверждения нижеперечисленных фактов, но ознакомиться с ними стоит. Во-первых, ученые работают с генами отвечающими за страх. Вполне возможно, что повышенная тревожность может передаваться по наследству от ваших родителей. Кроме того, существует часть мозга отвечающая за страх, которую называют мозжечковой миндалиной. Некоторые ученые предполагают, что повышенная активность миндалины может приводить к чрезмерной тревоге.

Как побороть страх публичных выступлений?

Многие рассматривают боязнь публичных выступлений как отдельную проблему. Чтобы было более понятно приведу пример. Допустим у вас появился насморк. Что большинство людей делают в таком случае? Покупают капли или спрей и спустя какое-то время насморк проходит. В ситуации со страхом публичных выступлений происходит тоже самое. Большинство думают, что выполнив какие-то простые рекомендации страх уйдет. Но на самом деле, чаще всего, проблема намного глубже. Как правило, такие люди имеют искаженное мышление, которое отражается не только на выступлениях на публике, но и на других социальных контактах, а также на всей жизни в целом. Тема эта огромна и описать ее в рамках данной статьи не представляется возможным, поэтому придется ограничиться общими рекомендациями, которые тем не менее в некоторых случаях будут полезны.

1) Избавление от иррациональных мыслей.

Я считаю, что это один из основных пунктов, который должен помочь побороть страх перед выступлением на публике. Примеры некоторых иррациональных мыслей во время выступления были приведены выше, немного дополню этот список:

а) Все будут смотреть на меня . На самом деле это не всегда так. Вспомните себя в качестве зрителя на каких-либо выступлениях? Всегда ли вы пристально наблюдаете за оратором? Наверняка люди будут часто отвлекаться, а некоторым вообще будет все равно о чем вы говорите.

б) Все видят мой большой нос/красные щеки/трясущиеся руки и т.д. Мы убедились, что далеко не все будут сверлить вас взглядом. Теперь представим такую ситуацию. Вы переволновались и очень покраснели, что произойдет в таком случае? Как уже говорилось выше, часть людей просто не заметит этого. Другая часть заметит, но не отнесется к этому негативно. И только маленькая часть аудитории заметит и отнесется к этому критически. Все не так уж и страшно, как казалось ранее. Кроме того, это совершенно не значит, что люди которые отнеслись к произошедшему критически изменят мнение о вас исходя из этой ситуации. Большую роль играет то, как вы сами отнесетесь к произошедшему. Не пытайтесь судорожно прятать свои трясущиеся руки или прикрывать красное лицо. Такое поведение только усугубит ситуацию. Попробуйте отшутиться на эту тему, что, в свою очередь, поможет разрядить обстановку и не волноваться перед выступлением на публике.

в) Все должно пройти идеально. Очередное неверное убеждение. Ни в коем случае не настраивайте себя таким образом перед выступлением, иначе любая ошибка подкосит вас еще сильнее. Стоит помнить, что даже профессионалы могут ошибаться. Не стоит корить себя за ошибки, т.к. это абсолютно нормальное явление. Звучит банально, но это действительно так.

2) Тщательная подготовка к выступлению.

Что я подразумеваю под тщательной подготовкой? Во-первых, четкое знание темы выступления. Если вы в совершенстве владеете материалом, то зрителям будет сложно поставить вас в неудобное положение каким-то внезапным вопросом. Во-вторых, вы должны хорошо выглядеть. Ухоженность и правильно подобранная одежда придадут уверенности и это не пустые слова. Само собой нужно хорошенько выспаться, чтобы сохранять бодрость и концентрацию на протяжении всего выступления.


Он смог — и ты сможешь

3) Мышечное расслабление.

Состояние тела напрямую связано с вашим психологическим состоянием, поэтому перед выступлением необходимо расслабить мышцы и избавиться от зажимов. Как это сделать? Например, можно прибегнуть к услугам массажиста. Более простой вариант – бег или занятия в тренажерном зале. Небольшая пробежка перед выступлением на публике поможет расслабиться и чувствовать себя более раскрепощенным.

4) Правильное дыхание.

Не стоит забывать и про данное составляющее успешного выступления. Если вы слишком взволнованы, то попробуйте упражнение «квадратное дыхание». Эта одна из техник НЛП, которая помогает успокоиться в стрессовых ситуациях. Поэтому как только вы почувствуете, что ваше сердцебиение и дыхание участились — используйте данную технику, чтобы вернуться в спокойное состояние.

5) Концентрация внимания на позитивно настроенных зрителях.

Довольно простой и логичный прием. Зачем смотреть на скептически настроенных людей, когда можно сконцентрировать внимание на дружелюбной или нейтральной публике? Если вас смущает сам факт того, что на вас кто-то смотрит, то можно вообще не обращать внимание на зрителей, а выбрать в качестве объекта своего внимания какой-либо неодушевленный предмет.

6) Дружелюбность и открытость к зрителям.

Напоследок самый очевидный совет. Оставайтесь дружелюбными и открытыми к зрителям. Никому не нравятся ворчащие и озлобленные на весь мир люди.

В заключении хочется сказать, что следуя всем советам приведенным выше, у вас вряд ли сразу же получится побороть страх публичных выступлений. Это совершенно нормально. Тренируйтесь, искореняйте иррациональные мысли и рано или поздно вы сможете с непоколебимой уверенностью выступить перед любой аудиторией. В конце рекомендуем посмотреть полезное видео о том, как побороть страх публичных выступлений и перестать боятся общаться с людьми в принципе:

Подробное и практичное руководство по публичным выступлениям от эксперта с мировым именем. Умение выступать уверенно и проводить убедительные презентации помогает быстрее развивать карьеру, завоевывать уважение и добиваться своих целей. Многие люди не осознают, что стать великолепным спикером может каждый - это такой же развиваемый навык, как вождение автомобиля или езда на велосипеде.

Уверенность в себе и мастерство владения эмоциями во время публичных выступлений

Когда вы выходите к публике, первоочередная ваша задача выглядеть уверенно. И не только выглядеть, но и быть таковыми. Ощущать и излучать позитивный настрой, спокойствие и бодрость. В идеале вы должны чувствовать себя просто счастливыми оттого, что оказались на этом месте. Почти такими же счастливыми, как на семейном новогоднем празднике.

Но вот вопрос: как достичь состояния спокойствия, ясности мысли и уверенности в себе перед лицом любой аудитории? Ответ вы узнаете из этой главы.

Начнем с того, что вам нужно осознать одну вещь: волнение перед выходом на сцену - нормальное, естественное состояние даже для профессионалов, которые выступали на публике тысячи раз. Британский актер Дэвид Нивен признавался, что даже после тысячного спектакля его все еще мутит от напряжения перед каждым выходом на сцену.

По данным авторов «Книги списков»*, 54 процента взрослых боятся публичных выступлений больше смерти, но и они считают, что нет ничего плохого в том, что при мысли о выступлении по спине пробегают мурашки. Самое важное - заставить этих «мурашек» двигаться строем в нужном направлении.

*«Книга списков» - серия книг, каждая из которых содержит списки людей, мест, событий, объединенных необычной темой, например: список людей, умерших во время секса, или людей, процитированных Рональдом Рейганом неверно, или самых кусачих пород собак, или самых громких процессов по делу о клевете и т.д. Прим. пер.

Все страхи - приобретенные

Дети появляются на свет, не ведая страха. С этим чувством не рождаются - ему учатся. Все страхи, которые мучают вас в зрелом возрасте, являются результатом детского опыта и его негативного закрепления, которому, возможно, поспособствовали и окружающие. Но так как всем своим страхам, в том числе и боязни выступлений на публике, вы научились, то вы можете от них и избавиться.

Основная причина страха сцены у взрослых - деструктивная критика, объектом которой они стали в детском возрасте. Когда родители ругают ребенка по любому поводу, в нем зарождается и развивается страх провала и отвержения. А в зрелой жизни это приводит к сверхчувствительности к мнению окружающих.

Психологи утверждают, что почти все психические и эмоциональные проблемы возникают от недостатка любви в детстве. В стремлении контролировать ребенка или манипулировать им родители нередко используют любовь как инструмент воздействия на малыша, как награду, которую можно вручить за хорошее поведение, а можно и попридержать за непослушание. В результате ребенок очень быстро приходит к выводу: «Если я буду делать то, что нравится маме и папе, то буду в безопасности. Если же поступать так, как им не нравится, меня ждут неприятности».

Чувствительный ребенок - сверхчувствительный взрослый

Ребенок, который в детстве становился объектом деструктивной критики или «сдержанной» любви, в зрелом возрасте бывает чрезмерно озабочен мнением окружающих и их отношением к нему. В более сложных случаях человек становится настолько неуверенным в себе, что не решается ни на какие поступки, пока не удостоверится, что все значимые для него люди одобрят задуманное им.

Некоторых травмирует одна только мысль о необходимости выйти к публике и выступить перед ней.

В подобной болезненной реакции проявляется страх провала и отвержения, внушенного в самом раннем детстве, еще до достижения пятилетнего возраста. Но эти чувства могут быть заменены другими - чувствами уверенности в себе, спокойствия, компетентности и самоконтроля.

Многие из лучших современных спикеров когда-то тоже боялись сцены. Их бросало в дрожь каждый раз, когда приходилось говорить на публике, даже если ее составляли только сослуживцы. Один мой друг, который сегодня уверенно выступает перед многотысячными аудиториями, во время первого выступления даже намочил штаны и был вынужден сбежать за кулисы.

Начните со своего послания

Для того чтобы уверенно выступать на публике, в первую очередь вам необходимо иметь послание, которое люди действительно захотят услышать. Это, пожалуй, наиважнейшее условие.

Говорите от чистого сердца

Несколько лет назад мне довелось слушать выступление Уолли Эймоса, основателя компании - производителя печенья Famous Amos. Его речь была посвящена борьбе с неграмотностью среди взрослых. Сам Эймос жертвует довольно много времени и денег, помогая пожилым людям научиться читать. Всем собравшимся - а в зале сидело более 600 человек - было ясно: он говорит от души. Ему явно не хватало специальной ораторской подготовки, но Уолли выстроил свои мысли и идеи в четкой логической последовательности и говорил искренне и страстно. Он доказывал, как важно для взрослых уметь читать и как это умение может изменить их жизнь. По завершении выступления все слушатели встали и проводили его бурными аплодисментами, ведь Эймос говорил от чистого сердца о том, в чем разбирался и что глубоко его волновало.

Аудитория на вашей стороне

Чтобы избавиться от страхов и преодолеть нервозность при публичных выступлениях, необходимо также осознать следующее: когда вы выходите на сцену, все люди, сидящие в зале, желают вам успеха. Примерно то же самое происходит и тогда, когда люди приходят в кинотеатр. Разве вы сами когда-нибудь отправлялись на сеанс в надежде на то, что фильм окажется плохим и вы потеряете время? Конечно нет! Вы надеетесь на обратное: что посмотрите классное кино, которое оправдает ваши затраты времени и денег.

То же самое можно сказать и об аудитории, которая пришла послушать ваше выступление. Она болеет за вас и искренне желает вам добиться успеха и получить приз «киноакадемии». Посмотрите на своих слушателей: они ваши болельщики. Они всей душой переживают за вас и надеются, что ваше выступление окажется удачным и забавным.

Иными словами, когда вы только начинаете свою речь, у вас в «дневнике» уже стоит «пятерка»: раз зрители пришли, значит, они уже поставили вам отличную отметку. Ваша задача - в течение выступления сохранить эту оценку. Вспомните метод «Тостмастерс» по систематической десенситизации. С каждым новым выходом к публике, с каждой новой речью вы будете все больше освобождаться от страха и волнения. Ничто так не укрепляет уверенность в своих силах, как повторение испытания.

Как стать увереннее в себе и компетентнее

Существует несколько приемов, с помощью которых можно преодолеть страх и волнение перед выступлением. Лучшие в мире спикеры применяют их постоянно.

Вербализация

Ваши эмоции на 95 процентов зависят от того, что вы говорите себе. То есть ваши мысли, чувства и действия во многом контролирует внутренний диалог. А ведь слова, которые протекают через ваше сознание, полностью в вашей власти.

Самые сильные по воздействию слова, которые вы можете сказать себе, чтобы морально подготовиться к выступлению или другому мероприятию, - это «Я себе нравлюсь!».

Прежде чем выйти на сцену, повторяйте про себя снова и снова: я себе нравлюсь! Я себе нравлюсь! Я себе нравлюсь! Эти слова оказывают замечательное воздействие на человека, повышают его самооценку и подавляют страх. Чем больше вы будете себе нравиться, тем увереннее будете становиться. Чем больше вы будете себе нравиться, тем спокойнее и расслабленнее будете себя чувствовать. Чем больше вы будете себе нравиться, тем больше вам будут нравиться и те люди, перед которыми вы выступаете. И наконец, чем больше вы будете себе нравиться, тем лучше получится ваше выступление.

Если вы нервничаете и чего-то боитесь, заглушите звук голоса страха, повторяя про себя: «Я смогу! Я смогу! Я смогу!». Страх провала и отвержения выражается в убеждении, что «Я не могу! Я не могу! Я не могу!». Когда же вы говорите себе «Я смогу!», вы нейтрализуете влияние негативного послания и выключаете страх, как будто устраиваете ему короткое замыкание. Опробовав эту технику впервые, вы будете удивлены, насколько лучше себя почувствуете и насколько увереннее станете говорить.

Визуализация

Все улучшения во внешнем проявлении ваших чувств и поведении начинаются с изменения картин, которые вы рисуете себе в уме. Когда вы создаете четкий, позитивный и волнующий мысленный образ себя самих, эффективно выступающих, ваше подсознание воспринимает это послание как команду и начинает предлагать те слова, чувства и жесты, которые согласуются с вашей умозрительной картиной.

Вам следует видеть себя на сцене выступающими спокойно, уверенно, расслабленно, с улыбкой на лице. Видеть, как аудитория тянется к вам, жадно ловит каждое ваше слово, как она улыбается, смеется, наслаждается вашей речью, восторгается идеями, как будто все, что вы говорите, поразительно умно и забавно. Ознакомьтесь со следующими двумя приемами визуализации, которые можно успешно применять в своей практике.

Внутренняя и внешняя визуализация

В случае с внешней визуализацией вы представляете себя на сцене, как будто сами являетесь неким третьим лицом, человеком из зала, который смотрит на все со стороны. Вы видите себя стоящим прямо, спокойно, уверенно, расслабленно, и все в вас говорит, что вы прекрасно владеете темой и ситуацией. Вы видите себя глазами зрителя. В другом случае, варианте внутренней визуализации, вы наблюдаете за собой и аудиторией собственными глазами, представляя себе, что аудитория реагирует на ваши слова радостно и позитивно.

Можете поочередно менять варианты визуализации, смотреть на себя своими глазами и со стороны, но в обоих случаях этот взгляд должен быть позитивным. Так вы насытите свое подсознание картинами блестящего выступления, и в ответ подсознание будет снабжать вас мыслями и чувствами, соответствующими этим вашим видениям.

Программирование мозга

Существует и другой способ придания себе уверенности и хладнокровия во время публичных выступлений. Для этого необходимо представить себя произносящим блестящую речь. Особенно хорошо заниматься этим на сон грядущий. Подсознание человека лучше всего поддается перепрограммированию в последние несколько минут перед засыпанием и в первые несколько минут после пробуждения.

Засыпая, вообразите, как устраиваете прекрасную презентацию для аудитории, с которой вам в скором времени предстоит встретиться. Эта картина войдет в ваше подсознание и окажет существенное влияние на глубочайшие слои вашей психики - и все это произойдет, пока вы спите. Чем чаще вы будете проделывать это упражнение, тем спокойнее и увереннее будете себя чувствовать, когда придет время произносить речь перед аудиторией. Это исключительно эффективный метод психологической тренировки.

Эмоционализация

На самом деле вы способны по-настоящему почувствовать, каково это - быть уже состоявшимся, успешным и популярным спикером. Иными словами, вы можете вызвать в себе эмоции счастья, радости, гордости, возбуждения и уверенности еще до того, как состоится выступление. Добиться этого можно, представив себе, что вы только-только завершили свою потрясающую речь и все слушатели встают, улыбаются, хлопают в ладоши и кричат «браво!». А затем представьте собственный восторг и удовлетворение от прекрасно выполненной работы.

Оставшись один, попробуйте вызвать в себе желанные ощущения, как будто выступление уже состоялось и прошло именно так, как вам хотелось. Проникнитесь этими эмоциями и объедините их с утверждением: «Я всегда выступаю на ура». Подкрепите их умозрительной картиной, которую вы создали о себе самих и на которой вы производите впечатление красноречивого и компетентного профессионального спикера.

Известный психолог и философ Уильям Джеймс говорил: «Лучший способ испытать определенное чувство: начать вести себя так, как будто оно в вас уже возникло». Действия поддаются контролю со стороны воли намного лучше, чем чувства. Если вы будете вести себя так, словно уже почувствовали то, что хотите чувствовать, ваши поступки могут сыграть роль спускового крючка и действительно пробудят в вас это самое переживание. Данный прием является ключевым для сценического успеха.

Еще один замечательный метод эмоционализации называется «Конец фильма». Чтобы понять, как он работает, представьте себе, что вы отправились в кинотеатр посмотреть новую ленту. Но получилось так, что пришли раньше времени и предыдущий сеанс еще не закончился. Тем не менее вы решили зайти и посмотреть последние 10 минут фильма. Вы видите, как конфликт героев уже разрешается и все для всех кончается хорошо.

Экран гаснет, зрители выходят на улицу, а вы возвращаетесь в фойе и заходите вместе с новыми посетителями на свой сеанс. Теперь смотрите фильм с самого начала. Но вы уже знаете, чем он закончится. Знаете, что в конце все будет прекрасно и, несмотря на перипетии и зигзаги, судьба героев сложится удачно. Поскольку вы уже в курсе, каков финал, вы наблюдаете за развитием сюжета намного спокойнее. Наслаждаетесь различными сценами, не переживая за героев, так как знаете: все у них сложится замечательно.

Точно так же вы можете применить прием «Конец фильма» и к своему выступлению. Представьте себе, что вы дошли до финала презентации и все вам улыбаются и аплодируют. Вы замечательно справились со своей задачей. Вас распирает от гордости и волнения. Ваши друзья, сидящие в зале, одобрительно улыбаются. Вообразите себе такую концовку выступления, прежде чем начнете говорить.

Упражняйтесь в применении этого метода снова и снова, и вы удивитесь, как часто презентация будет завершаться именно так, как вы себе представляли.

Актуализация

Сейчас вас ждет важное открытие. Ваше подсознание не делает разницы между настоящими событиями и событиями, которые вы себе живо представляете. Например, если вы провели триумфальную презентацию, оно зафиксирует этот случай как факт успешного опыта. И в следующий раз, когда вы окажетесь в подобной ситуации, а точнее, соберетесь выступить со следующей презентацией, воспоминание об этом придаст вам уверенности.

Однако если вы визуализируете, эмоционализируете и представите в своем воображении аналогичный успешный опыт, даже если он еще не воплотился в реальности, подсознание тоже примет его как факт. Так что повторяйте этот прием визуализации успешного опыта выступления раз десять, двадцать или пятьдесят, и подсознание внесет в свои анналы десять, двадцать или пятьдесят успешных выступлений, каждое из которых заканчивалось бурными аплодисментами восторженной аудитории.

Если вы будете практиковать этот метод, снова и снова вызывая в уме картинку успеха, то подсознание настолько уверует в ваши ораторские способности, что в конечном итоге вы и вправду начнете испытывать чувства спокойствия, ясности сознания и уверенности в себе, которые приходят к человеку после достижения высочайшего уровня профессионализма.

Объединив же все три метода - вербализацию, визуализацию и эмоционализацию, - вы действительно запрограммируете себя на успех и подготовитесь к яркому выступлению перед любой аудиторией.

Как усилить уверенность в себе в последний момент

Большинство методов психологической подготовки к публичному выступлению требуют времени. Но существует несколько приемов для снятия нервного напряжения, которые спикер может применить непосредственно перед выходом на сцену и тем самым повысить свои шансы на успех.

Когда наступит день выступления, постарайтесь приехать пораньше и осмотреть зал. Поднимитесь на сцену, постойте за кафедрой. Спуститесь вниз, пройдитесь между рядами и прикиньте, как вы будете смотреться из зала.

Поговорите с первыми зрителями и узнайте, откуда они и чем занимаются. Спросите, как их зовут, сообщите им свое имя. Чем больше времени вы проведете с участниками мероприятия до выхода на сцену, тем спокойнее будете себя чувствовать во время выступления. У вас будет ощущение, что вы находитесь среди друзей.

После того как вас представят и вы начнете свою речь, поищите глазами людей, с которыми только что познакомились, и улыбнитесь им, как будто собираетесь беседовать лично с ними, вашими старыми товарищами. Это поможет вам еще больше расслабиться и почувствовать контроль над ситуацией.

Сделайте дыхательные упражнения для разрядки

В последние минуты перед выходом на сцену постарайтесь расслабиться и подготовиться к произнесению блестящей речи, сделав несколько глубоких вдохов. Лучше всего попробовать дыхательную методику, которую я называю «7 х 7 х 7». Итак, вам нужно сделать как можно более глубокий вдох, не останавливаясь, пока медленно не сосчитаете до семи. Затем задержите дыхание, пока снова не досчитаете до семи, после чего медленно выдохните - правильно! - до счета семь.

Несколько раз медленно повторите упражнение: вдыхаете, задерживаете дыхание, выдыхаете. Вдох и задержка дыхания ненадолго погружают мозг в альфа-ритм, очищая мысли, успокаивая нервы и готовя вас к хорошему выступлению.

Вдохновите себя

Перед тем как вас представят аудитории, скажите себе:

«Это будет великолепное выступление! Мне не терпится начать! У меня получится прекрасная речь!» И повторите про себя несколько раз: «Я себе нравлюсь! Я себе нравлюсь! Я себе нравлюсь!»

Произнесите эти слова с чувством, как будто пытаетесь убедить человека, сидящего в другом конце зала, в том, что вы говорите совершенно искренне. Чем эмоциональнее вы будете разговаривать с собой, тем сильнее будет позитивное влияние, которое вы окажете на свое подсознание и поведение.

Пошевелите пальцами ног

Существует еще один способ повысить уверенность в себе и подавить страхи - пошевелить пальцами ног перед самым выходом на сцену. Такое обычно происходит, когда человек искренне счастлив, весел и воодушевлен, особенно часто в детском возрасте. Пошевелив пальцами на ногах перед выступлением, вы настроитесь на позитив, улыбнетесь и действительно почувствуете себя более счастливыми и жизнерадостными. Помните: действия порождают эмоции точно так же, как эмоции порождают действия.

Сделайте вращательные движения плечами

Напряжение, которое человек обычно испытывает перед выступлением, как правило, сгибает его спину и плечи. Поэтому вы можете попробовать от него избавиться, несколько раз покрутив плечами. Затем расслабьте руки и потрясите ими, как будто стряхиваете капли воды с пальцев. Это движение также помогает сбросить напряжение и стресс. Если выполните весь комплекс - сделаете несколько глубоких вдохов, несколько вращательных движений плечами, встряхнете руками и пошевелите пальцами ног, - то почувствуете, как на душе становится спокойнее и радостнее: вы готовы к выступлению.

Встаньте прямо

Выйдя на сцену, распрямите плечи, вытяните голову и держите ее прямо. Представьте себе, что от макушки вашей головы к потолку тянется невидимая нить, на которой вы висите. Когда человек думает о том, что нить держит его голову, он и в самом деле вытягивает и распрямляет свое тело, принимая позу уверенного в себе и наделенного властью человека.

Подумайте о своей аудитории

Найдите способ мысленно поставить себя в позицию силы по отношению к слушателям. Например, прежде чем начать говорить, представьте себе, что ваша аудитория сплошь состоит из людей, которые заняли у вас деньги. Они все пришли, чтобы просить вас позволить им еще некоторое время потянуть с выплатой.

Вы можете также представить себе, что слушатели сидят в зале в одном белье. Такая картина заставит вас улыбнуться, разрядит напряжение и позволит вам выступить эффективнее. Если думать о своей аудитории в подобном ключе, вы будете говорить с ней намного свободнее и раскрепощеннее.

Будьте благодарны

Уверенность в себе можно повысить и другим замечательным способом - выражением благодарности за возможность выступить перед публикой. Скажите себе: «Я так благодарен, что мне выпал шанс провести презентацию для этих людей. Спасибо! Спасибо! Спасибо!» Представьте себе, что вас действительно заботит благополучие слушателей. Повторяйте: «Я люблю эту аудиторию! Я люблю эту аудиторию! Я люблю эту аудиторию!»

Чем искреннее вы будете болеть и радоваться за своих слушателей, тем увереннее станете себя чувствовать. Чем больше вы будете воспринимать их как своих друзей, которым вы симпатичны и которые приятны вам, тем расслабленнее будете себя вести.

Перестаньте думать о себе

И наконец, вспомните, что мероприятие устраивается не ради вас, а ради слушателей. Перестаньте думать о себе и беспокоиться о том, что именно слушатели подумают о вас. Лучше настройтесь мысленно и эмоционально на одну волну с ними и думайте исключительно о своей аудитории.

Мой друг, Каветт Роберт, основатель Национальной ассоциации спикеров США и замечательный человек, однажды признался, что в молодости он обычно выбегал на сцену с мыслью «Вот он я!», а становиться хорошим спикером начал только тогда, когда в корне изменил свое отношение к делу. Теперь, выходя к слушателям, вместо «Вот он я!» он думал: «Ух ты! А вот и вы!»

Когда вы начнете воспринимать свою аудиторию как собрание замечательных, исключительных, очаровательных, интересных и сердечных людей, вы станете относиться к ним так же: «Ух ты! А вот и вы!» - и ваши страхи отступят. Вы начнете чувствовать себя намного спокойнее и увереннее, станете щедрее и дружелюбнее. Но и это не все! Такая внутренняя трансформация будет означать: вы на пути к тому, чтобы стать одним из лучших спикеров в своей области знаний.

Резюме

Хорошая психическая форма сродни хорошей физической форме - и та и другая обретаются и поддерживаются постоянными упражнениями. Если вы будете применять описанные в этой книге методы и приемы для успокоения нервов и овладения своими эмоциями перед выступлением, то вскоре почувствуете себя спокойными, уверенными и полностью контролирующими положение.

© Бр. Трейси. Убеждение. Уверенное выступление в любой ситуации. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
© Публикуется с разрешения издательства

Глоссофобия это страх сцены или публичных выступлений. Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс, провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания. Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Вот почему так важно своевременно при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Симптомы глоссофобии

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • трудности с дыханием.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха. Если глоссофобия сильная то на сцене у человека может случиться .

Причины глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.

Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Как преодолеть страх сцены?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.

  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.

Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.

  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

  1. Оптимизм – превыше всего.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!

Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.