Спас смоленский - икона на спасской башне кремля. Возвращение кремлевских святынь

В субботу (28 августа) в Москве состоялась официальная церемония открытия надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Кремля. Несмотря на дождливую погоду, в торжестве приняли участие более тысячи верующих. Процедуру освящения и благословения иконы провел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По словам российского лидера Дмитрия Медведева, присутствовавшего на церемонии, икона даст дополнительную защиту народу России.

В 15 часов по московскому времени, одновременно с боем кремлевских курантов, глава государства и Святейший Патриарх вышли из первого корпуса Кремля и прошли через ворота Спасской башни. После молебна Патриарх Кирилл взошел на украшенный белыми цветами постамент, который приблизил его непосредственно к иконе. Глава Русской православной церкви окропил надвратную икону и благословил верующих.

Выступая после освящения иконы, президент Медведев поблагодарил всех, кто помог в сохранении и восстановлении святыни:

“Я уверен, с момента обретения и освящения икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть – и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну”.

Теперь каждый, кто придет на Красную площадь, под рубиновой звездой, венчающей башню, и знаменитыми курантами, увидит лик Христа. Почти 80 лет эта историческая и религиозная реликвия была скрыта от человеческих глаз. Икона считалась утраченной. Ее второе рождение – знаковое событие для современной России.

Обнаружение фрески над воротами Спасской башни в мае этого года стало настоящей сенсацией. В 1930-е годы она была замурована. Советская власть, проповедовавшая атеистическую идеологию, не могла смириться с тем, что каждый, кто входил в Кремль через главные ворота, поклонялся святому образу. Было дано распоряжение убрать изображение. Задание реставраторы выполнили, икону закрыли, но, как оказалось, не уничтожили, а сделали все, чтобы сохранить ее для потомков. Открылась тайна после того как весной был сделан зондаж киота – специальной ниши над воротами башен, где помещался святой образ. Об этом рассказал руководитель реставрационных работ Сергей Филатов:

“Под слоем штукатурки, которую мы все эти годы видели, находятся металлические решетка и сетка. Они отстоят от красочного слоя иконы примерно на десять сантиметров. То есть там имеется воздушная прослойка. Живопись выполнена по известковой штукатурке. На Спасской башне – в масляной технике, последнее поновление этой росписи, по документам, было сделано в 1896 году”.

Почти три месяца кропотливого труда потребовалось лучшим современным специалистам, чтобы вернуть икону на всеобщее обозрение. Причем извлечь ее из-под штукатурки, не повредив, оказалось значительно сложнее, чем реставрировать. Просто невероятно, но более восьмидесяти процентов изображения уцелело, не скрывая удивления, сообщил художник-реставратор Константин Муравьев:

“Работа по раскрытию проведена большая. На иконе было много застывших цементно-известковых фрагментов. Когда икону замуровывали, рабочие бросали через сетку цемент. За 80 лет раствор сильно окаменел”.

После удаления мельчайших частиц и заполнения недостающих фрагментов авторской живописи художники с микроскопической точностью нанесли золотую краску. И икона Святителя предстала практически в первозданном виде. Христос держит в руках Евангелие, у его ног склонились два русских святых – Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Фреска появилась на Спасской башне в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Традиция помещать икону на воротах, ведущих в город, существовала на Руси издавна. Терять икону считалось дурным знаком, обретать – чудом. Нынешнее явление иконы, конечно же, чудо. Но оно не могло бы свершиться, не будь людей, благодаря профессиональному умению и нравственной силе которых удалось спасти бесценную реликвию.

Напомним, с инициативой восстановления надвратных икон Кремля выступил в 2007 году Международный фонд Андрея Первозванного, на счету которого немалое количество подобных акций. Инициатива получила поддержку президента и благословение патриарха, а затем и была претворена в жизнь.

Слово Предстоятеля Русской Церкви после освящения иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Дорогие отцы, братья и сестры, народ наш российский!

Народ - это общность людей, которые объединены едиными целями, единой ответственностью и едиными святынями. На протяжении веков по милости Божией наш народ хранил все это. Но в годы лихолетья были предприняты беспрецедентные попытки разрушить эту общность и создать ценности, которые лежали вне того исторического духовного фундамента, на котором основывалась наша жизнь.

Удивительна история икон. По приказу власти они должны были быть уничтожены, но ведь нашлись люди, исповедники, которые рисковали жизнью и вместо того, чтобы разрушить иконы, закрыли их сеткой рабицей, сверху положили цемент, закрасили и сделали вид, что иконы разрушены.

В этой истории с иконами - символ того, что произошло с нашим народом в XX веке. Был сделан вид, что подлинные цели и ценности, подлинные святыни разрушены, что вера исчезла из жизни нашего народа. Так было кому-то нужно, и очень многие делали вид, что так оно и произошло. Но никуда не исчезла вера нашего народа. Она хранилась нашими бабушками и матерями, она хранилась исповедниками и мучениками, она хранилась теми, кто не жалел жизни ради того, чтобы сохранить веру. И когда по милости Божией с народом и Отечеством нашим произошло то, что происходит ныне с этими иконами, явился миру лик нашего народа.

Как замечательно отреставрированы эти иконы - тщанием добрых людей, при поддержке государства, по молитвам Церкви! Так пусть во всю силу просияет лик нашего народа, являя подлинные цели, величайшую совместную ответственность и готовность служить Отечеству своему не щадя живота!

Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, Дмитрий Анатольевич, за Ваше личное участие в этом важном символическом действии. Хотел бы также поблагодарить Владимира Ивановича Якунина и многих других, кто содействовал возвращению этих святых икон. То, что сегодня происходит, свидетельствует о том, что сложение сил государства, Церкви и институтов гражданского общества ради достижения общих и важных целей дает нам замечательный пример солидарности.

Пусть Господь поможет стране нашей преодолевать стоящие на ее пути трудности, чтобы совместно возрождать тысячелетний прекрасный лик Руси. Храни вас всех Господь.

Как проходила реставрация икон на кремлевских стенах

Специалистам предстоит снять толстый слой штукатурки и армированной сетки, появившиеся в 30-х годах прошлого века.

Под бой курантов – ровно в 11:00, при большом стечении зрителей – туристов и гостей столицы, и под присмотром большого начальства художники-реставраторы наносят первый удар.

Почти восемь десятилетий святыня была сокрыта от взоров под слоем штукатурки. Причём, не просто штукатурки. Это сверхпрочный раствор, армированный стальными прутьями толщиной почти в палец и специальной монтажной сеткой. Теперь этот панцирь надлежит снять, причём так, чтобы не повредить сам образ.

Перед Парадом Победы в конце апреля специалисты проделали два шурфа в киоте, что над воротами Спасской башни. И обнаружили образ, считавшийся утраченным. Теперь его восстанавливают.

А то, что икона хорошо сохранилась, заметно и неспециалисту. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату её написания. Известно лишь, что он посвящён избавлению Москвы от нашествия хана Мехмед-Гирея, которое случилось в 1521-м году. Преподобные Сергий и Варлаам молили тогда Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмед-Гирей отступил. Весь этот сюжет на иконе. Спас Всемилостивый горел, но лишь опалился и страдал от наполеоновского нашествия. Но потом его несколько раз реставрировали.

– Мне кажется, здесь пузырей особых не будет, здесь штукатурка может быть неровной.

– Дай Бог.

– Очевидно, здесь слегка гвоздями выпирает.

– По ощущениям, не чувствуется, что пузырится.

Удивительно, но историки пока не могут точно установить, когда же был сокрыт образ. И кто отдал тот приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие – что в 37-м году. Очевидно лишь, что исполнитель сделал всё, чтобы фреска сохранилась для потомков.

«Русские люди – они весьма находчивые, могу представить ситуацию, когда какой-нибудь большой чин произнес фразу – убрать с глаз долой! – что и было выполнено в полном соответствии с этим поручением. С глаз долой убрали, но причём так, что она сохранилась до наших дней», – отметил Владимир Якунин, председатель Попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД».

Художники-реставраторы снимают слой штукатурки буквально по сантиметру. И, скорее всего, во вторник всю икону открыть не удастся. На это уйдёт не меньше недели.

«После этого начнётся реставрация живописи. Пока это только подготовка. Сам реставрационный процесс займёт два-три месяца, это в лучшем случае. Ну а, может быть, и больше», – поясняет Сергей Филатов, художник-реставратор, директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

Еще одна святыня, которую вернут россиянам, находится на Никольской башне. В 17-м году по ней били прямой наводкой большевики. Но надвратный образ Николая Угодника каким-то чудом уцелел. Но и его потом заштукатурили. Совсем скоро и этот незримый образ станет зримым и его будет видно издалека для всех, кто входит на Красную площадь со стороны Никольской улицы.

Стреляя по Образу из винтовок и орудий…

Предлагаем вниманию читателей ряд исторических свидетельств, описаний и документов, рассказывающих об этих образах.

Икону – завесить!

Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном

В первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля… Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки.

…Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи…»

Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя , нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.

В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере - Опиуму Народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» - флаг спал с Образа Чудотворца… Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, тот помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые и место было очищено.

На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич - Благословение - на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Я помню, как адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита… А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе - против чудовища насилия!..» Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца - Патриархом-мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания:

«Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей - Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»14.

Расстрелянная икона

Сохранилась запись о чуде, которое происходило с иконой в 1918 г. Архиепископ Иоанн (Шаховской) сообщил: «Весной 1918 г., 15-летним мальчиком, я прибыл из Тулы в Москву… В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю…

Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы - один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром»19.

В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы » с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой - с храмом и сохранившейся правой - с мечом. Список с этого образа хранился в фондах Музея истории религии - в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ныне вновь действующем.

Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. - митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения.

В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).
После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. - временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью.

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино.

Икона святителя Николая

По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности.

Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал».
Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.

Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние.
Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.

Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.

Творимая легенда

История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание.
По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды.
Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек.
Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики.
Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.

Описание иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля 1904 год. Священник – Иоанн Кузнецов

«…В настоящее время икона Спасителя представляется в таком виде: писана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благо­словляющими перстами опущена долу, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: «рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется». К стопам Спасителя припали преподобные Сергий /с левой стороны/ и Варлаам /с правой/.

Изображение Спасителя покрыто ризою. В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны – в руке крест, ангелъ, находящийся на левой -держит копье и губу. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золоченый. Кругом иконы резная золоченая киота со стеклом. Пред иконою большой медный золоченый фонарь, где и день и ночь горят свечи…»

«…По сказанию Степенной Книги в 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери и другие… Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет Гирей испуганный каким-то чудесным видением от­ступил от Москвы.

В память этого события были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам пред. Сергием и Варлаамом на восточной стене Спасских ворот и Богоматери с предстоящими Ей святителя­ми моск. Петром и Алексием на западной стене…»

Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля

И. Грабарь. Лекции по реставрации, читанные на 1 кур­се отделения изобразительных искусств МГУ в 1927 году.

«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николы Можайского на Никольской башне в Москве, отно­сящаяся к конце ХV или к началу ХVI века. Она находится над входными воротами и обращена к Красной площади. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была взорвана. Весь верх ее рухнул, но несмотря на страшное сотря­сение от взрыва, фреска уцелела и не развалилась. Отпала толь­ко незначительная часть, не представляющая большого интереса.

Во время Октябрьской революции орудия, поставленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, раз­били замок арки над воротами, но фреска все же уцелела. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, «обнаружила, что она была вся записана в ХVШ веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

По праву считается одним из красивейших строений всего ансамбля, и туристы со всего мира не устают любоваться ее красотой и запечатлевать на миллионах снимков.

Спасская башня, история которой начинается с конца 15-го столетия, была построена одновременно с Изначально она называлась Фроловской. Эти две твердыни понадобились на северо-западной стороне Кремля по той простой причине, что естественных барьеров там не было. Надо сказать, что прежде на этом месте находились главные врата всего ансамбля.

В прошлые столетия башня над главными воротами городского сердца поражала приезжих своими пропорциями, изяществом и стройностью, изысканными белокаменными украшениями фасадов - башенками, резными столбиками, колонками, фигурами вымышленных животных. На углах четверика размещались пирамидки, увенчанные позолоченными флюгерами.

Надо сказать, что до 17-го столетия Спасская башня Московского Кремля была украшена белокаменными рельефами, обладала двойными стенами, сложенные из уникального большемерного кирпича. Между этими стенами находилась лестница, которая соединяла все пять ярусов башни. Что касается ворот твердыни, то их защищали при помощи отводной стрельницы, соединявшейся с башней деревянным мостом, и двух боковых бастионов.

Никольскую и Фроловскую башни Кремля народ даже считал не просто важными, а почти священными. Так, к примеру, через них нельзя было проехать на лошади или ходить без головного убора. Именно через эти сооружения покидали город и входили в него цари, послы, а также полки, которые высылались в поход. Над самими вратами - изнутри и снаружи - на белом камне были сделаны надписи, излагавшие историю постройки, причем каждая надпись дублировалась еще и на латыни.

С середины 17-го столетия началась надстройка кремлевских башен. Кремль - главная - стал еще более гармоничным и внушительным. Фроловская башня особенно гармонировала с который был построен еще в середине 16-го века - в ознаменование славной победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Со временем на шатре Фроловской башни установили имперский герб - двуглавого орла, а потом такие же гербы закрепили на Никольской, Боровицкой и

Название свое Спасская башня Московского Кремля получила в апреле 1658 года, когда был подписан царский указ, переименовывавший все кремлевские твердыни. Вот так Фроловская башня превратилась в Спасскую. Название появилось из-за иконы Спаса Смоленского, которую поместили над вратами башни, выходившими на а также закрепленную над проходом со стороны Кремля.

В верхней части башни - в его шатровой части, которую спроектировал и построил умелец Бажен Огурцов, - поместили главные часы всего государства. Позднее, уже при Петре Первом, их сменили на огромные голландские часы, снабженные музыкой и украшенные двенадцатичасовым циферблатом. Однако их испортил пожар 1737 года. Современные куранты, которыми столь знаменита сегодня Спасская башня Московского Кремля, были установлены в 1851 году братьями Бутеноп. Позднее их модернизировали и реставрировали.

Красота и уникальность Спасской башни делают ее главным украшением ансамбля всего Кремля.

Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов. Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского); над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен.

До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлевских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра. Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.

Через Спасские ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплен царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа — воротники и стрельцы.

От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России начиная с царя Михаила Федоровича перед коронацией торжественно проходили через них.

Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой.

Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены. Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил . Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации и получила благословение приснопамятного .

Для предварительной проработки вопроса при Фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа, которую возглавил президент ОАО «РЖД», председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного . В группу также вошли директор ФСО РФ Е.А. Муров, заместитель директора ФСО РФ С.Д. Хлебников, управляющий делами Президента РФ В.И. Кожин, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) А.В. Кибовский, генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина, президент Фонда Андрея Первозванного С.Е. Щеблыгин, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта М.И. Якушев.

Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки.

24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными.

4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне.

В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.

Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах.

Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654-1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т.е. Спаситель, Смоленский».

С древних времен икона имела большое почитание среди народа и считалась чудотворной.

В XIX веке с двух сторон от Спасских ворот располагались часовни. В одной из них находилась копия надвратного образа Спасителя, которая также чтилась богомольцами. Перед иконой Спасителя постоянно горели лампады и ежедневно служились молебны.

Особое празднование образу Спасителя на Спасской башне совершалось 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю).

Икона святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля

Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датирутся концом XV - началом XVI века.

Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.

Патриархия.ru

Возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-1368 годов. Ее ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.

Башня имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками - герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот - пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты.

Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: “В лето 6999 (1491год - ред.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)”.

Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. В 1516 году от башни через ров перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.

В 1624-1625 годах русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром. Это было первое шатровое завершение кремлевских башен. Нижняя часть здания была украшена белокаменным кружевным арочным поясом, башенками, пирамидками. Появились фантастические фигурки (“болваны”), наготу которых по приказу царя Михаила Федоровича стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Башня по праву стала считаться самой красивой и самой стройной башней Кремля. К сожалению, при надстройке башни с ее фасадов были сняты белокаменные рельефы В.Д.Ермолина, выполненные еще для Фроловских ворот времени Дмитрия Донского. На них были изображены покровители московских князей - святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. (Фрагмент рельефа святого Георгия хранится сегодня в Третьяковской галерее).

В XVII веке к Спасским воротам через ров был перекинут каменный мост на арках, на котором шла оживленная торговля. В 50-х годах XVII века на вершине шатра главной башни Кремля водрузили герб Российского государства - двуглавый орел. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях - Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту Христофора Галовея. В 1707 году их сменили голландские куранты с музыкой. В 1763 году часы вновь заменяются, а в 1851 году эти последние куранты XVIII века капитально ремонтируются братьями Н. и П. Бутеноп. В 1920 году при ремонте Спасской башни музыкант М.М.Черемных и слесарь Н.В.Беренс, починив часы, подобрали на курантах мелодию Интернационала.

Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году. В 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м. Внутри звезды круглосуточно горит лампа мощностью 5000 вт. Звезда вращается от ветра, как флюгер.

Спасская башня имеет 10 этажей.

Высота башни - до звезды - 67,3 м. , со звездой - 71 м.