Как сшить саван для старообрядца. Погребальная одежда. Цвет погребальной одежды и траур

Считалось, что умершие (родители, диды, дзяды) имели большую власть над живыми и могли быть доброй или злой силой для семьи. огребальные обычаи и обряды направлены на то, чтобы задобрить умерших, а вместе с тем оградить себя от действия смертоносной силы. Одежда имела определенную функциональную направленность в погребальных и поминальных обрядах и отличалась характером покроя, материалом, цветом, способом изготовления и др. Одной из особенностей был обычайхоронить в одежде , в которой человек венчался. В Бежецком у. Тверской губ. автором записана поговорка: «В чем венчаться, в том и скончаться». Как говорили, «брашно» (брачное) надо беречь и в нем ложиться в гроб. Венчальная рубаха, обычно сохранявшаяся всю жизнь, часто служила и погребально й. Предметы, в том числе одежда, бывшие в церкви во время обрядового богослужения, по воззрениям крестьян, имели особое значение. Возможно, однако, что корни этого обычая — надевать брачную (обычно лучшую) одежду умершему - восходят еще к дохристианской древности. Погребальную одежду шили и заново. Упоминания о новой одежде для покойника очень часты при описании погребальных обычаев у русских, украинцев и белорусов. Но наряду с новой одеждой был и такой обычай: хоронили в той самой рубахе, в которой человек умер. Или же клали эту рубаху с ним в домовище, а новую одевали на него (Олонецкая губ).

Обычай заранее заготовлять смертную или смерётную одежду был широко распространен и сохранился до нашего времени. Иногда заготовленную рубаху шили не до конца, оставив не вырезанным ворот или не доделав другие детали, которые доделывали покойному уже после смерти (Пермская губ).

Материал для одежды в XIX в. был домотканым, а к концу XIX- началу XX в. и покупным (фабричным), но там, где в какой-то мере сохранялось ткачество, обязательно использовали холст. Шили все «холстовое». Особый способ кройки при этом состоял в том, что не пользовались ножницами, а рвали холст, шили на руках, швейные машины не использовали. Шитье также исполнялось особым способом: обязательно вперед (а не назад) иголкой. До сих пор (в отдельных местах), когда шьют одежду для умершего, «назад не ступают» (Архангельская обл., Каргопольский р-н). В Костромской губ. шили с изнанки, стежками (а не «втачку», не «взахват»), узлов не делали, иначе покойник якобы придет за кем-нибудь из семьи. Так же считали крестьяне Саратовской губ. Было принято шить от себя (от себя строгали доски для гроба).

На Украине сорочку для умершей молодой женщины вышивали более старым способом: вышивка шла по верху ткани, и изготовляли пряжу для сорочки с помощью веретена, а не самопряхи.

Считалось, что умерший мог повредить живым, поэтому стремились предохранить не только людей, но скот и урожай. Для этого в Киевской губ. (в середине XIX в.) после выноса тела хозяина дома завязывали ворота красным поясом, чтобы за хозяином не пошла и «худоба» (скотина). Поясу, особенно красному, придавалась, видимо охранительная сила, что видно и из других обрядов .

Одежду умершему одевали не так, как живым. Например, онучи завертывали не в правую, а в левую сторону, оборы скрещивали не сзади, как обычно, а спереди. Особенность погребальной одежды заключалась в ее покрое и устройстве деталей. Она сохраняла старинный покрой, как правило, повторяла фасоны, давно вышедшие из быта. Старые люди тяготели к формам одежды своей молодости или своих родителей. Рубаху «на смерть» стремились сшить цельной - без подставки. У украинок такая сорочка называлась додшьной, а не на станку, до шдточки, т. е. с подставой. Рукава рубахи чаще шили без обшлагов и без брыжжей - оборок, которые были сравнительно новым явлением. Характерен старинный обычай в качестве застежек использовать завязки. Рубашка, надеваемая «на смерть», не застегивалась ни на запонки, ни на пуговицы, а завязывалась тесьмой или гарусом (Рязанская губ). На Украине умершим женщинам не застегивали сорочки на запонки, а пользовались завязками, как и при венчании.

Старинных форм одежды особенно придерживались старообрядцы. Автором зафиксирована смертная одежда старообрядцев бывш. Олонецкой, Пермской губерний и Сибири - Забайкалья. В Каргополье (Олонецкой губ.) женский комплекс состоял из рубахи туникообразного прямого покроя (в то время как распространенным типом рубахи в XIX начале XX в. была поликовая рубаха-с плечевыми вставками) и широколямошника - широкопройменного» сарафана, который носили в старину, а в конце XIX-начале XX в. другие фасоны сарафана или городское платье (состоявшее из юбки и кофты) вытеснили его из быта. Широкопельный (широколямошный) сарафан из синей ткани оставался преимущественно у старообрядцев в качестве моленной одежды. Погребальный сарафан, как и другую одежду, шили из белого холста.

На мужчин одевали балахон или кафтан, сшитый с клиньями от талии (или со сборами), служивший в жизни только моленной одеждой. В мужской погребальной одежде кержаков Пермской губ. сохранялась рубаха-косоворотка с разрезом на правой стороне, как это было принято в старинных венчальных рубахах этого региона, а не на левой, как стали носить впоследствии. В смерётной мужской и женской одежде семейских Забайкалья сохранились старинный покрой и формы головных уборов.

Для погребальной одежды характерны такие эпитеты, как «новая», «праздничная», «лучшая». На покойника одевали самую лучшую одежду и лапти: женщин клали в нарядном, иногда шелковом сарафане; покойника убирали в парадное платье; у гуцулов заботились, чтоб тело умершего. . . «файно та пишно опочивало». . . чтоб. . .«файний та лишний був на том СВIТI».

Обмыть и обрядить умершего хозяина звали кого-нибудь из деревни: наряжать мог всякий, но не близкий родственник. Были и специальные люди, которые занимались обмыванием и одеванием покойников. Во Владимирской губ. такой человек назывался умывальник, наряжалъник, скуталъник Голыми руками покойника не трогали. Мыли овечьей шерстью. Если человек умер от заразной болезни, одевали рукавицы. У карелов покойника брали обязательно в рукавицах.
Чтобы снять с умершего рубашку, раздирали надвое - «деруть вщ пазухи аж до долини». Если она была неплохой, то, выстирав ее, вывешивали на шесть недель («не шевелили» ее), а потом отдавали кому-нибудь на помин.

Мужчинам одевали рубаху, штаны; женщинам - рубаху и одежду, носившуюся в данном регионе (сарафан, поневу, сподницу и т. д.). У русских женщинам передник не одевали. У украинцев в состав женской одежды входила запаска, выполнявшая функцию передника, а у белорусов - хвартух.

На умершем воротник рубахи надо было оставить расстегнутым, если супруг хотел вступить во второй брак. Для этой же цели покойника перепоясывали красным поясом и трижды перебегали дорогу. На Украине иногда хоронили женщин в «каптанах» с червонными лацканами. Это объясняется тем, что раньше в них венчались. Мужчин и женщин обязательно подпоясывали; иногда подвязывали рубаху у ворота и запястий. Пояс был важной составной частью одежды; даже ребенка хоронили обязательно в подпоясанной рубашечке. Иногда пояс укладывали поперек на две домовины из-за поверья, что при воскресении покойник должен быть подпоясанным. Женщинам голову покрывали чепцом, сорокой или повойником, а сверху платком или наметкой. Мужчинам одевали шапку или клали ее сбоку, когда же священник возражал против одевания шапки, ее прятали под подушку.

Специальной одеждой умерших были саван и куколь. Саван входил в комплекс погребальной одежды у русских и одевался поверх домашнего платья, как бы заменяя верхнюю одежду. Д. К. Зеленин полагал, что этот обычай обусловлен тем, что ранее славяне жили в более теплом климате. Саван шили из двух или трех полотнищ холста, сшитых друг с другом длинными сторонами; сшивали его и с одной поперечной стороны, и получался как бы мешок, одевавшийся на голову. Саваном обертывали человека и накрывали его сверху. Иногда вместо савана тело окутывали куском холста и обвивали длинной полосой ткани. По савану пеленали тесьмой - специальным свивальником, как это было у старообрядцев Пермской губ. Свивали так, чтобы тесьма скрещивалась спереди.

Из описаний украинских погребальных обычаев видно, что гроб (трупу, трумно, деревище, домовище) обивали внутри серпанкой (намiткой) - грубой холщовой или хлопковой рединкой или тонкой рубашкой. Старых женщин, кладя в домовину, завертывали в намiтку поверх свитки. Под голову обычно клали сено, стружки (оставшиеся после изготовления труны), васильки, иногда мак (это имело ритуальное значение). Белый холст или миткаль постилали поверх березовых листьев (распустив новый веник), которыми набивали и подушку, положив в нее ароматические травы (полынь и др.), иногда - кудель. Обычай класть березовые листья (или даже весь веник) был распространен у всех трех народов. Но кудель в некоторых местах не клали, опасаясь неурожая льна.

По-видимому, у украинцев и белорусов в XIX-начале XX в. чаще, чем сшитый саван, применялась ткань, служившая подстилкой и покрышкой. Известное подтверждение этому - сведения об украинцах Курской губ., которые не свивали в саван умерших, в противоположность соседним русским.
Вероятно, значение савана как замены верхней одежды - явление древнее. Но, по данным конца XIX - начала XX в., в ряде мест одевали н верхнюю одежду. Так, например, в Вологодской губ. одевали сначала верхнюю одежду - «оболочку», а потом уже - саван. В украинских материалах о погребальных обрядах нередко упоминаются свитка, жупан, корсетка, киптарь и т. д.

На Европейском Севере специфической частью погребального Комплекса одежды мужчин и женщин был куколь - род мешкообразного головного. убора из холста, который одевался под саван. О погребальной одежде говорится в причитаниях, распространенных в XIX- начале XX в. в восточнославянской погребальной обрядности:
. . .Уж тя платьица нездешний обуточка не прежняя. . .
или
. . .Не во светлое ты платье наряжаешься? Во опально черно кафтанчишко одеваешься,
А на ноженьки-то не сапоженъки козловые, А домашние башмачки ли что холщовые. .
Босыми никогда не хоронили. Обували в чулки, башмаки, чаще всего сшитые из сукна, холста или завертывали ноги в ткань или же обертывали онучами и одевали лапти. Последнее было особенно распространено в центральных русских губерниях и у белорусов. Крестьяне, придерживавшиеся старины, вне зависимости от состоятельности, одевали умершему новые лапти. Обували лапти даже тогда, когда при жизни человек их не носил (Нижегородская, Костромская, Владимирская, Пермская и другие губернии). Сапоги в домовину не клали, считая их «модными»: «на том свете», как говорили, «моды не надо». Правда, в Олонецкой губ. (Петрозаводском, Олонецком, Повенецком уездах) иногда хоронили в сапогах, при этом выдергивали железные гвозди из обуви или же надевали сапоги, сшитые только дратвою. Одной из причин, по которой украинцы обували умерших в постолы (мягкие кожаные туфли, собранные на ремешке вокруг ноги), а не в чоботы или черевики, было то, что в последних много «зелеза» (гвоздей) и «на том свете» в них тяжело будет ходить. Если одевали черевики или «жолтие чоботи», то без подковок. Есть свидетельства о том, что кожаную обувь нельзя одевать умершему. Возможно, что здесь имелась в виду обувь на гвоздях.

Следует вспомнить об изготовлении домовины без железных гвоздей. Наиболее старый тип домовины - это долбленая колода - сохранялся главным образом у старообрядцев. В конце XIX-начале XX в. преобладали уже дощатые гробы. В некоторых местах доски домовины скрепляли деревянными гвоздями или связывали углы лыком и новыми веревками. Не употреблять металлические, особенно железные, предметы - обычай, вероятно, восходящий к глубокой древности. Пока фактический материал о нем еще недостаточен и противоречив. Этот обычай как бы перекликается со свадебными обычаями, о которых говорилось в предыдущей главе: не надевать металлические украшения, запонки при венчании. В Лубенском у. Полтавской губ. умершей женщине одевали очипок, не закалывая его иголкой, как при жизни, - «от зглазу». В Юго-Западной Украине, наоборот, отмечен обычай втыкать иголки в одежду умершего , с целью охраны его от других мертвых. Здесь иголки играли ту же роль, что и на свадьбе. Шейный медный крест часто заменяли деревянным или восковым. Исключением из всех металлических предметов (как и при венчании) были деньги - медные, серебряные, которые клали в домовину или бросали в могилу при опускании покойника; по словам информаторов, чтобы выкупить умершему место «на том свете», или, чтобы отдать деньги за перевоз через огненную реку.

Об украшениях упоминается в украинских материалах. Женщинам одевали пацерки темного цвета (но не красное намисто). Кольцо, в котором венчался человек, одевали на средний палец руки; если не было такого кольца, то покупали. По сведениям из других районов, кольцо делали из воска или совсем не надевали. Украшения девушки были сложнее. Необходимо упомянуть о роли меховой одежды в похоронных обрядах . Покойника обычно клали на солому, иногда еще и на кожух, который оставался лежать (волосом вверх) в переднем углу в течение девяти дней. Так же делали на «сороковины». Душа умершего якобы приходила домой на кожух.

Предметы, которые клали в домовину, по существовавшим представлениям, могли понадобиться умершему «на том свете». Клали мыло и гребень, которыми пользовались при мытье и расчесывании волос покойника. Помещали в домовину полотенце, которым его утирали, и личные вещи покойного. У белорусов, например, клали трубку и табак, табакерку (если он при жизни нюхал табак); к поясу привешивали сумочку - калиту и грибенец, за пазуху затыкали хустку, т. е. все, что могло понадобиться покойному в «дальней дороге» и за что он будет благодарен своим родным. Клали смену белья; женщинам - иголку с ниткой. Обычай класть запасную одежду покойнику имелся и у соседних народов, в частности, он отмечен у коми-пермяков: мужчине клали рубаху и порты, женщине - две-три рубахи и столько же дубасов - сарафанов, а у народов Сибири одевали на умершего все его платья или клали с ним в мешке. Иногда в могилу помещали инструмент, соответствовавший роду занятий умершего. В восточных русских губерниях было в обычае класть лыко и кочедык для плетения лаптей (Костромская, Нижегородская губернии). В Инсаровском у. Пензенской губ. этому давали такое объяснение: чтоб умерший плел лапти для себя для других ранее умерших. Клали хлеб-соль, иногда баранки, яблоки, водку, чему, как правило, противился священник.

Обряды и поверья, связанные с волосами

Покойнику расчесывали волосы и клали с ним гребенец, а в Олонецкой губ. остриженные волосы покойницы клали в домовину. С волосами следовало обращаться с осторожностью. У многих народов, в том числе и у восточных славян, существовало поверье, что при помощи волос можно испортить и извести человека. Принято было не бросать волосы «зря», а собирать их. Так, у белорусов, остригая волосы, клали их в лапоть или сапог или же затыкали в щели избы. Некоторые старые женщины копили волосы, чтобы набить ими подушку для домовины. Не бросали и остриженные ногти, а клали в гроб с умершим, объясняя это тем, что ему предстоит на «том свете» взбираться на гору. По сведениям из Смоленского у., ногти предварительно зашивали в повойник и клали вместе с умершей. Собирание очесок волос и ногтей рук и ног было принято в Европейской России и в Сибири. Весьма интересен факт использования собственных волос умершего для его похоронной одежды. Смертная рубаха (носовка) из д. Городня Духовщинского р-на Смоленской обл., по сведениям Н. И. Лебедевой, была вышита вдоль швов, по сторонам центрального полотнища нитками (черными, синими, желтыми) и собственными волосами хозяйки рубахи. Белорусские женщины ткали себе саван, включая в ткань собственные волосы. Видимо, это было связано с представлением о том, что при помощи волос можно не только было нанести вред человеку, но они могли служить ему и защитой: у многих народов ношение пряди собственных волос служило амулетом. С этой охранительной функцией, видимо, и надо связывать использование человеческого волоса для погребальной одежды.

Одежда в похоронных играх

В трудах, посвященных сложным и интересным обычаям игровых похоронных действий, слабо или совсем не освещается одежда участников игр. В ряде мест Украины, особенно у бойков и гуцулов, проводились в конце XIX-начале XX в. похоронные игры, восходящие в древней общеславянской погребальной обрядности в виде общественного собрания около умершего, сопровождавшегося хмельным питьем и носившим оргийный характер. Принято было при покойнике веселиться: играть на сопелках, трембитах и других инструментах, петь, рассказывать анекдоты, сказки, играть в карты и разыгрывать драматические действа. Этот комплекс обрядов был направлен на противодействие губительному действию смертоносной силы и вместе с тем на обеспечение помощи умершего живым. Игры, разнообразные по своей тематике, связаны были с переодеванием - ряжением и оригинальными атрибутами. Немалое место в играх занимало изображение смерти, похорон. Популярная игра «дед и баба» состояла в том, что мужчину одевали как деда, делали горб из соломы, надевали гуню, широкие гачи набивали соломой, подпоясывали соломенным поясом, лицо мазали сажей, прикрепляли бороду. Другой мужчина одевался бабой. Между дедом и бабой разыгрывалась сцена, дед избивал бабу, и по ней начинали причитать. П. Г. Богатырев отметил фаллические элементы в костюмах «дедов» и эротизм сценок, разыгрывавшихся под общий смех присутствующих. В играх изображалась смерть: одна из женщин надевала белую сорочку, делала из кочерыжки зубы, белилась, брала в руки косу. Иногда смерть изображал парень, который выкликал всех по очереди и валил на пол, как бы в гроб. Игра имитировала похороны. Один из парней ложился на длинную лавку, его накрывали плахтою, и он изображал покойника. Другой парень в женском платке играл его жену, которая посылала за попом. Роль попа выполнял один из присутствующих, навесив на себя платки вместо риз и взяв горшок вместо кадильницы. Когда мужчины брались за скамью и хотели выносить «покойника», последний «оживал» и соскакивал с лавки. Изображались в играх также разные животные и сценки из хозяйственной жизни. Сложный комплекс действ в похоронных играх, видимо, восходит к разным историческим эпохам. Магические охранительные и карпогонические акты сочетались с играми бытового, нередко пародийного характера. Похоронные игры были и у южных соседей украинцев - славянских и балканских народов. Многие черты сближают их с карнавальными (масленичными) играми и ряжением у восточных славян, румын, болгар. Эротические мотивы выражали идею плодородия и, видимо, неслучайно в нарядах деда, бабы и других персонажей большое значение имели солома, а также гуня, соответствовавшая вывернутому кожуху или шубе у других восточнославянских групп.

Цвет погребальной одежды и траур

Белый цвет преобладал в погребальной одежде восточных славян. У мужчин - белые сорочка и штаны, чулки, войлочная шапка; у женщин - рубаха-сорочка, сарафан, сподница, белая свитка, белая намитка или хустка и т. д. Трауром для близких служила обычная одежда, но без украшений: понева «без нарядок», белые рубаха и касталан, белый платок. Так ходили в течение года, но позднее - в начале XX в. - шесть недель. «По печали» надевали горемычную поневу (так же, как под венец) с белой холщовой вставкой - прошвой (Рязанская, Тамбовская губернии). Женские головные уборы, в частности сороки, шили из белого холста; по очелью вышивали белыми нитями (Рязанская, Тверская губернии). В основной белый цвет как бы вкрапливались другие, темные, цвета, в частности, немало упоминаний о черном и синем цветах в погребальной и траурной одежде. В Переяславском у. Киевской губ. мужчин одевали в синий жупан, женщин - в синюю плахту (синятку), зеленую или голубую запаску (Полтавская губ.). В случае смерти близких девушка не носила красных лент и поясов, снимала серьги; девушка-сирота венок носила из голубых и зеленых лент. Белорусы подпоясывали умершего синим пояском. Кисея (рединка) для женского головного убора обычно украшалась тканой красной полосой, а при трауре - синей. Красный цвет в похоронной одежде не был полностью исключен: на девушках или молодых женщинах (у гуцулов) были отдельные части одежды и украшения красного цвета. Убирали их в сорочку с красной вышивкой на плечах. Существовало даже представление, что если кому надеть сорочку с черной вышивкой на плечах. В. В. Данилов поднял вопрос о наличии красного траура у украинцев на основании изучения фольклора, где говорится о казацком быте: . . .Казаченьки поле вкрыли Червоною кытайкою. . . И далее: . . .Очи мои козацкы, молодецки Червоною кытайкою запните. . . В чумацких песнях чаще встречается иное: . . .Нарядили тому чумакови Трупу из рогожи. . . т. е. хоронили чумака, завернув в рогожу, а казака в одежду из красной ткани. В старинной одежде казаков (XVIII-начала XIX в.) преобладал красный цвет. Жупан шили преимущественно из красного сукна или китайки, шили их также и из синей ткани, но с красными лацканами, поясом и на красной подкладке. В начале XX в., как писал В. В. Данилов, в украинской похоронной одежде преобладало белое полотно, а не красная ткань. В походной жизни казаков красная китайка от подкладки или верха жупана употреблялась для разных надобностей, в частности, для обертывания убитых казаков. «Вследствие повторяемости этих случаев могла возникнуть ассоциативная связь между представлением о смерти и красным цветом, и ему придавалось ритуальное значение». Красный цвет для погребальной одежды имел узколокальное бытование и был связан со спецификой казацкого быта, не имея повсеместного значения в украинской похоронной обрядности. Ткань черного цвета применялась главным образом для верхней одежды. В XIX-начале XX в. черный цвет стал более активно проникать из города в погребальную и траурную одежду. Я. Головацкий писал, что горожанки в Галичине во время жалобы - траура повязывали голову черными или синими платками. Черный цвет одежды на умершей старой женщине рассматривался как городское влияние, распространившееся из Польши. Вытеснение белого цвета черным в погребальной и траурной одежде сельского населения усиливалось. Процесс этот происходил и у западных славян. В Чехословакии черный цвет в погребальной и траурной одежде широко распространяется только в XIX в. В начале XX в. новым явлением, проникшим также, видимо, из города, было окрашивание гроба в черный или коричневый цвета, девушки - в розовый, а парня - в голубой. Траур отмечался способом ношения одежды и изменением прически. В знак печали родные ходили в том платье, в котором их захватила смерть родственника; гуцулы-мужчины не надевали шапок до конца похорон. В Мосальском у. Калужской губ. отмечен своеобразный обычай: в знак траура все сопровождавшие покойника повязывали себе голову белыми полотенцами, не исключая мужчин, а иногда и самого духовенства. Девушки после смерти отца или матери распускали волосы и не заплетали кос. При трауре женщины носили платки внакидку, без завязывания. Древность этого обычая зафиксирована в одной из гравюр XVII в., где изображены похороны, и сопровождающие покойника женщины показаны в накинутых платках-покрывалах. Этот же способ покрывать голову внакидку зафиксирован в начале XIX в. в акварельном рисунке с натуры, изображающем поминальный день на кладбище г. Тихвина: женщины представлены

в покрывалах, наброшенных на кокошники. Близкие умершего в трауре расстегивали ворот у рубашки, женщины не надевали передника после смерти близкого человека до 40 дней, а затем носили передник (обязательно белый) до трех лет (Рязанская губ). В траурной, как и в погребальной одежде, заметен возврат к древним формам и способам ее ношения. Так, например, в д. Сумерки Тамбовской губ. в начале XX в. молодые женщины уже переставали носить поневы, но в случае смерти близких обязательно надевали их - «печалились». Шушка - рубахообразная белая полушерстяная одежда, сохранявшаяся в девичьем костюме Скопинского у. Рязанской губ. (надевалась поверх рубахи, с поясом), служила также погребальной и траурной одеждой для девушек и старух. Характерный способ ношения одежды (в знак траура) - накидывание ее на голову. В Рязанской губ. в начале XX в. сохранялось несколько видов такой одежды. Кодман - одежда туникообразного прямого покроя из черной тонкой домотканой шерстяной материи; рукава его не сшивали в нижней части, а ворот не прорезали. Женщины носили его как плащ (накидывая на голову) до шести недель после смерти кого-либо в семье; обычно же, если его надевали, то только старые женщины в ненастье. Пониток (или чекмень) из Михайловского у. другого покроя - сильно расклешенный (в распластанном виде образует полукруг), с длинными рукавами, сшитый из темной шерстяной домотканой материи; в «горе» женщины накидывали его на голову.

Во все белое. Причем одежду для смерти человек должен был готовить себе заранее: шилась она только на руках иголкой вперед, без узелков, - покойника не дозволялось завязывать. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлый платок. Сегодня в традиции покойного принято одевать во все новое, чистое. Вещи должны хорошо подходить по размеру, не быть большими и мешковатыми или тесно сжимать. Если благосостояние семьи не позволяет приобрести новый комплект , позволяется одеть усопшего во все чистое.

Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для , его желание необходимо исполнить. Но предварительно следует убедиться, что данная одежда чистая, опрятная и подходит покойному по размеру. Хоронить усопшего принято в одежде, которая соответствует сезону и погоде. Обувь заготовьте с задником, мягкую и презентабельную.

Военных людей обычно облачают в парадную военную форму. Фронтовики часто наказывают родным, чтобы на на них надели все ордена, ведь именные боевые награды все равно никому из родственников не нужны и много лет спустя и могут и вовсе потеряться. Не нарушайте волю почившего, заслужившего эти награды.

Лоб умершего христианина покройте венчиком, символом венца Царства Небесного. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Предтеча. На венце должны быть написаны слова Трисвятой песни. Венчик продается в церковной лавке. Уста покойного должны быть плотно сомкнуты, руки расположены на груди крестообразно, словно в молитве - правая поверх левой, это знак Распятого Христа. В руки положите иконку Спасителя или распятие. Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя.

Одетое тело по пояс покройте белой простыней или погребальной пеленой, на котором изображено Распятие – символ того, усопший под покровом Христа. Под голову положите плоскую подушечку из ваты или сухой травы (наволочку наполняют освященными в храме в Вербное воскресение или в день Святой Троицы сушеными веточками верб, листьями берез).

По шариату, хоронить покойного в одежде запрещено. В мусульманской религии умершего принято окутывать в саван (кафан). Он должен быть изготовлен из ситца или белого полотна. Кафан традиционно состоит из трех частей: лифофы, изора и камиса. Первая – это ткань, которая будет покрывать покойника полностью, с головы до ног, так, чтобы саван легко завязывался с обеих сторон. Изором (куском ткани) обертывается нижняя часть тела, а камис - это рубаха с вырезом для головы. Для женщин предусмотрен химор - платок для головы и волос размером 2 м на 60 см. Для похорон умерших младенцев используется одна лифофа. Ткань для мусульманского савана должна соответствовать материальному достатку умершего. Тело мужчины запрещено покрывать шелком.

Обратите внимание

Сегодня соблюсти весь христианский или мусульманский ритуал омовения и облачения покойного можно только, если тело не передавалось в морг. Или родственникам усопшего придется приложить максимум усилия, чтобы успеть в короткие сроки подготовить покойного надлежащим образом после формальных процедур. По российскому законодательству, без передачи тела в морг получить свидетельство о смерти невозможно. Однако в морге за дополнительную плату могут произвести ритуал омовения и облачения покойного. Для этого заранее передайте работнику все заготовленные одеяния.

Полезный совет

Нельзя класть в гроб посторонние предметы: книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. Эти суеверные обычаи - пережитки язычества. На покойном может быть одет нательный крест и при желании обручальное кольцо, если он был венчан.

1. Ширина савана зависит от ширины умершего в плечах . Расчеты производятся по схеме:

Ширина савана = Ширина умершего ´ 3

Например, ширина умершего в плечах – 30 см, значит, выбираем кусок ткани шириной 90 см, если ширина умершего – 40 см, ширина ткани – 120 см и т.д.

2. Длина савана выбирается по следующей схеме:

Длина савана = Длина умершего + 1/3 длины тела

Например, если длина умершего – 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см. Если длина умершего – 150 см, то длина савана = 150 + (150:3) = 200 см. Такое добавление делается для того, чтобы связать саван над головой и под ногами усопшего.

Второй шаг – заворачивание в саван:

1. Мужчину заворачивают в 3ткани. Это основывается на хадисе от ‘Аиши: «Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завернули тремя белыми хлопчатыми тканями. Среди этих тканей не было «рубашки» и «чалмы» *: сначала обернули первой, затем – второй, а затем – третьей».

1.1. Приготовить повязки из такой же ткани, как и саван, длиной равной ширине савана.

Например, если ширина умершего – 60 см, то ширина савана = 60´3 = 180 см, и длина повязки тоже будет 180 см. Повязок нужно приготовить нечетное количество (например, 7). После этого их нужно положить на носилки на одинаковое расстояние между собой.

1.2. Приготовить 3 ткани .

Например, пусть длина умершего – 180 см, длина ткани, соответственно, будет: 180 + (180:3) = 240 см. Эти три ткани кладут на носилки ровно друг на друга.

1.3. Приготовить ат-туббан – кусок ткани длиной 100 см и шириной 25 см. Посередине с верхнего и нижнего его краев делается разрез длиной около 30-40 см. Этот кусок ткани кладут на носилки поверх предыдущих трех тканей с расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершего. В середину ат-туббана кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим средством (одеколон, духи, миск).

1.4. Таким образом, на носилках находятся: повязки, поверх них – 3 куска ткани, поверх них – ат-туббан с кусочком ваты.

Завершив с этим, на носилки переносят умершего (‘аурат его постоянно должен быть укрыт). Желательно (но не обязательно) смазать какой-либо приятно пахнущей мазью места, участвовавшие в суджуде (лоб, нос, ладони, колени, пальцы ног). Этим действием им выражается благодарность за их поклоны Аллаху. Также желательно положить вату, пропитанную этой мазью, в паховую область усопшего. После этого руки умершего нужно сложить вдоль его тела.

Теперь вернемся к ат-туббану . Сделав в нем разрезы, мы условно разбили его на 4 сектора: 2 верхних и 2 нижних. После того, как умершего уложили на носилки, правый нижний сектор ат-туббана продевается между ног покойного и связывается над телом с правым верхним сектором. Точно так же левый нижний сектор связывается с левым верхним. Это делается для того, чтобы не допустить попадания возможных выделений умершего на саван.

1.5. После этого переходим к собственно заворачиванию умершего в саван. Заворачивать начинаем с первого куска ткани (ближайшего к усопшему). Тело сначала укрывается правой частью савана, а затем – левой. Обернув умершего в первый слой материи, убираем покрывало, закрывающее ‘аурат . Части ткани, находящиеся выше головы и ниже ног, сгибаются и укладываются на лицо и ступни соответственно. После этого тело укрывается правой частью второго куска ткани, а затем – левой его частью. Точно так же ткань, находящуюся выше головы и ниже ног, сгибают и укладывают на тело. Затем то же проводят с третьим куском ткани.

1.6. Приготовленными повязками, находящимися на носилках, в первую очередь связывают часть последней ткани, выступающую за голову и ноги. После этого завязывают оставшиеся повязки. Необходимо отметить, что узлы нужно делать над левым боком умершего, т.к. в могилу его уложат на правый бок, и повязки будут легко развязаны.

2. В заворачивании женщины участвуют 5 тканей : 2 куска ткани, в которые умершую завернут, верхняя одежда («рубашка» ), изар и головной платок (химар ).

Например: пусть ширина умершей 50 см, а ее длина – 150 см. Для заворачивания берутся две ткани шириной 50´3=150 см и такой же длины повязки (т.е. 150 см). Как уже говорилось, желательно иметь нечетное число повязок, например, 7. Их кладут на носилки на равном между собой расстоянии. Поверх повязок кладутся две приготовленные ткани так, чтобы с ножного конца носилок они выступали только на длину, достаточную для укрытия ног, а вся остальная часть должна выступать с головного конца.

2.1. Подготовка «рубашки» .

Длина «рубашки» = Расстояние от плеч умершей до ее голеней ´ 2

По середине этой ткани прорезается отверстие, через которое будет продета голова. Из-за того, что ткань «рубашки» в 2 раза длиннее носилок, поступаем следующим образом: укрываем носилки одной половиной ткани, а вторую – собираем и кладем за ними в том месте, где будет лежать голова умершей. (Таким образом, уложенная на носилки половина ткани будет лежать под умершей, а второй половиной ткани тело будет укрыто сверху.) Ширина «рубашки» постоянна всегда – около 90 см .

2.2. Подготовка изара . Изар – это прямоугольный кусок ткани шириной 90 и длиной 150 см. Он укладывается на носилки поверх «рубашки».

2.3. Подготовка головного платка. Он вырезается из ткани размерами 90´90 см.

2.4. Подготовка ат-туббана . Его ширина – 25 см, длина – 90 см. посередине ткани с верхнего и нижнего краев делаются 2 разреза. После этого ат-туббан укладывается на носилки поверх изара с таким расчетом, чтобы ат-туббан находился под ягодицами умершей. На ат-туббан кладется кусочек ваты, пропитанный приятно пахнущим раствором (миск, камфора ). Этим же раствором желательно пропитать изар и «рубашку». Напомню, что ширина «рубашки», изара и головного платка является одинаковой для всех – 90 см.

2.5. Закончив с приготовлением тканей, умершую переносят на носилки, следя за тем, чтобы ее ‘аурат был укрыт. Связываем ат-туббан над телом усопшей: правый верхний его конец – с правым нижним, и левый верхний – с левым нижним. После этого правая часть изара укладывается на тело, затем – левая его часть, после чего аккуратно из-под изара убирают ткань, укрывавшую ‘аурат .

Затем переходим к надеванию «рубашки». Как уже говорилось, нижняя ее половина лежит на носилках, а верхняя – собрана и уложена над головой умершей. Разворачиваем верхнюю половину «рубашки» и в проделанное в ней отверстие продеваем голову умершей, а саму ткань укладываем поверх тела.

В нашем примере ширина тела – 50 см, а ширина «рубашки» - всегда 90 см. Эти превышающие 40 см укладываются под тело умершей с правого и левого боков. После этого голову (лицо и волосы) умершей обворачивают приготовленным головным платком.

2.6. Заворачивание. Правая часть первой ткани (т.е. той, что ближе к телу) укладывается на тело умершей (в том числе на голову и ноги), а затем укладывается левая часть. После этого тело укрывают второй тканью: сначала правой ее частью, затем – левой.

2.7. Связывание начинают с головы. Ткань, находящуюся над головой, связывают приготовленной повязкой. После этого связывается ткань, выступающая за ноги. Точно так же, если эта часть ткани выступает на большую длину, ее сгибают, укладывают на ноги и привязывают повязкой. После этого связывают оставшиеся повязки. Узлы нужно делать на левом боку, чтобы облегчить их развязывание после того, как тело будет уложено в могилу на правый бок (см. рис. 2 ) .

Обратите внимание :

1. Заворачивание мальчиков младше 7 лет выполняется одной или тремя тканями.

2. Девочек младше 7 лет заворачивают двумя кусками ткани и «рубашкой».

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Порядок намаза при погребении (джаназа-намаз)

1. Хадис , объясняющий достоинства джаназа-намаза .

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто участвовал в погребальной процессии до джаназа-намаза, тому – награда, равная одному карату. Кто участвовал в ней до самого погребения, награда того равна двум каратам». Тогда спросили: «А что такое два карата?» Он ответил: «Они – словно две огромных горы». Таким образом, если мусульманин участвует в похоронной процессии до самого погребения, он получает награду от Аллаха в два раза большую, чем размеры горы Ухуд , находящейся близ Медины.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Похороны — событие, которое может затронуть любого живущего на земле человека. В России сложились свои традиции и обычаи проведения умершего в последний путь. Интересный вопрос, в какой одежде хоронят православных женщин?

Первым делом считается подготовка умершего человека к похоронам. Этот процесс включает омовение или обмывание водой. По православному обряду человек должен предстать перед Господом чистый душой и телом.

В старину этим занимались специальные люди. Они не имели греха, не состояли в интимных отношениях с противоположным полом и не были родственниками покойника. После омовения вода становилась мертвой, и ее выливали туда, где не ступала нога человека и не росла трава. Этой традиции придерживаются сейчас.

Посуду после обмывания не хранили, разбивали или выбрасывали в мусор. Также поступают с водой после мытья посуды на поминках, воду выливают в укромное место. Смысл этого обычая состоял в том, чтобы покойник не вернулся мучить родных и близких людей. Следующий этап это одевание покойника.

Одежда для обряда

Последний путь это ответственный момент. Поэтому очень важно, в чем хоронят женщин. Одежда должна быть скромной и сдержанной, по сезону. Не рекомендуется для женщин глубокие декольте, кружева, одежда с рисунками и надписями. Желательно выбрать платье белого или пастельного цвета. Белая блуза с нейтральным рисунком и темная длинная юбка. Существует давний обычай, одевать покойницу в светлую одежду, как символ чистоты. Вопрос, хоронят ли женщин в брюках? Нет, их не хоронят в брюках.

Также необходим головной убор или светлый платок, специальное покрывало, нижнее белье, чулки и тапочки с твердой подошвой. Одежда усопшей должна быть новой. Вещи должны быть чистыми и выглаженными.

В чем хоронят пожилых женщин

В их комплект входит платок на голову, желательно темного цвета, чулки, нижнее белье, тапочки и покрывало. Женщины преклонного возраста обычно заранее беспокоятся о похоронном наряде. Нельзя использовать вещи красного цвета и одежду родственников. Красный цвет символизирует кровь, и может навлечь смерть на родственников.

Как хоронят беременных женщин и девушек

Их не разделяют с плодом и хоронят вместе. Мать и ребенок до рождения единое целое, матери надевают светлое и свободное платье.

Молодых девушек хоронят в обычном платье, но сохранился обычай облачать молодых девушек в свадебный наряд. Ее готовят как невесту как к свадебной церемонии.

Если хоронят молодую замужнюю женщину, то с ее пальца снимают обручальное кольцо, одевают новое платье и покрывают голову. Также убирают украшение из серебра. Но личные вещи, например, такие, как очки, кладут в гроб, который делается с мягкой обивкой, в него кладется подушка и обязательно покрывало.

Для облачения православных женщин существуют особые предписания согласно церковным канонам.

В чем хоронят женщин православных:

  • платок,
  • светлый наряд,
  • чистое нижнее белье,
  • чулки и тапочки.

В любом случае, одеяние должно быть удобным. Можно учесть пожелание самой умершей, тапочки сменить на туфли, а платок на светлую шапочку.

Конечно, выбор одежды это дело чисто индивидуальное родственников и самой усопшей женщины. Но всегда по традициям погребения использовалось белое одеяние.

Покойницу выносят вперед ногами, а на место где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем стулья переворачивают на сутки. Прощаясь, родные и близкие люди целую в лоб, а на кладбище бросают в могилу горсть земли. Принято поминать покойника на третий, девятый и сороковой день, а также полгода и год.

Господь всегда с Вами!

Требования к мужскому и женскому савану

а) Простынное полотно: 4 м длиной и 140, 150 или 180 см шириной в соответствии с размером тела (1,75 м – для изара и 2,25 м для лифафы).

б) Ситец: 1,8 м длиной и 90 см шириной для камиса.

в) Любой другой материал 2,5 м длиной и 115 см шириной – для двух полотен техбанда размером примерно 115 х 115 см. Остаток следует использовать для изготовления мешковидных рукавиц. Несколько полосок следует оставить для закрепления данных мешочков на руках и для завязывания савана, после того как он будет надет.

г) 60 г тонко нарезанной камфоры, 60 г порошка сандалового дерева и розовую воду для смеси, наносимой на части тела, которые касаются земли во время исполнения земного поклона.

д) Только для мужчин: небольшая бутылочка хунут, если ее легко можно достать. Под хунутом подразумевается любое вещество, которым можно надушить тело; вещество состоит из мускуса, сандалового дерева, серой амбры и камфоры или любого чистого вещества.

Дополнительные требования по савану для женщин

а) Ситец: 140 см длиной и 90 см шириной для химара (орни).

б) Ситец: от 180 до 250 см длиной и 90 см шириной для укрывания женской груди (синабанд).

Название

одеяния

Мужчины и женщины

Длина

Ширина

Описание

Изар

180 см

150 см / 180 см

Для укрывания от головы до пят

Лифафа (чадар)

225 см.

150 см / 180 см

На 15 см. длиннее изара

Камис (кафани)

180 - 250 см.

90 см.

От плеча и ниже колен

Только для женщин:

Химар (орни)

140 см

90 см

Для укрытия головы и волос поверх груди

Синабанд (укрывание груди)

180 - 250 см.

90 см

От подмышек до бедер

Требования к могиле:

а) Необожженные кирпичи, доски или бамбуковые трости, если почва мягкая.

б) Достаточное количеств лопат.

в) Примерная глубина могилы для взрослых должна быть в соответствии с ростом умершего.

Могилы бывают двух видов:

а) Ляхад: там, где почва и стенки могилы – прочные (твердые), со стороны киблы следует сделать нишу для помещения в нее тела. Предпочтительнее использовать необожженные кирпичи для закрытия ниши, и их следует плотно подогнать друг к другу.

б) Шик: в тех местах, где из-за мягкой почвы не получится сделать ляхад , на дне могилы следует выкопать по центру неглубокую траншею, чтобы поместить в нее тело. Можно использовать доски для закрытия траншеи сверху. Использование каких-либо тканей, одеял и т. п. является нежелательным и расточительным. Доски или бамбуковые трости следует заранее (до похорон) распилить до нужной длины, чтобы избежать ненужной спешки во время похорон.

Обратите внимание: является макрухом (порицаемым) выкапывать и приготавливать свою могилу при жизни.

Кафан (саван)

Кафан (саван) – это могильная одежда умершего. Желательно, чтобы кафан был из белого материала и среднего качества в соответствии со статусом умершего. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

Не используйте дорогую ткань для кафана, поскольку он очень скоро сгниет.

Разрешается приготовить кафан при жизни. Это убережет от неудобств и судорожных поисков в последнюю минуту.

Кафан для мужчины

По cунне, кафан для мужчины состоит из изара , камиса и лифафы . В данном случае изар представляет собой простыню для укрывания с головы до пят, а камис – это длинная простыня, которую нужно согнуть пополам, с вырезанным отверстием для того, чтобы надеть его как рубашку. У камиса не должно быть ни карманов, ни рукавов, ни сшитых швов. Лифафа представляет собой кусок материи, идущий от головы и ниже ног. Одних лишь двух одеяний – изара и лифафы – тоже достаточно, но является сунной использовать все три . Использование менее двух одеяний без уважительной причины – макрух .

Кафан для женщины

По Сунне , кафан для женщины состоит из изара , химара (орни), камиса , лифафы и куска ткани для поддержания груди (синабанд). Химар – это головной платок. Предпочтительно, чтобы кусок материи, используемый для поддержания груди, был от груди до бедер. Трех одеяний – изара, лифафы и химара – будет достаточно, но пять являются сунной . Использование менее трех одеяний – макрух , за исключением случая, когда их нельзя достать. Оплата расходов по похоронам жены входит в обязанности мужа. Кафан можно окурить ладаном и т. д., но не надушивать его итром (духами). Кафан детей следует изготавливать подходящего для них размера.

Требования к гуслю (купанию) умершего

а) чистая, слегка теплая вода;

б) широкая скамья, стойка или платформа;

в) два больших ведра для теплой воды, одно маленькое ведро или сосуд для смешивания воды с небольшим количеством камфоры (используется в конце гусля);

г) два кувшина или сосуда для поливания тела;

д) листья зизифуса настоящего (Zizyphus Jujuba), если их легко достать, для смешивания со слегка теплой водой и кусок мыла;

е) 250 г ваты;

ж) два техбанда и две мешковидных рукавицы с полосками ткани для завязывания;

з) ножницы для удаления одежды умершего;

и) лобан (ладан, ароматическая смола, добываемая из деревьев) или любое другое чистое благовоние для окуривания скамьи, стойки или платформы;

к) один чистый кусок материи (простыня) для укрывания во время гусля и еще один для укрывания перед гуслем и после него;

л) одно чистое полотенце или кусок материи для вытирания тела.

Кто должен исполнять гусль

Гусль – это купание тела умершего. Взрослого мужчину должен омывать его отец, сын или брат . Взрослую женщину – ее мать, дочь или сестра . Если никого из этих людей нет, тогда любой близкий родственник может исполнить данную обязанность (мужчина – для мужчины, женщина – для женщины). Если никто из них не имеет возможности совершить гусль, следует попросить исполнять данный обряд наиболее набожного человека из присутствующих. Человеку, исполняющему гусль, должны помогать другие люди. Сам человек, совершающий гусль, должен быть чистым и в состоянии малого омовения. Другие люди должны помогать ему. Женщине во время менструации или в состоянии послеродового кровотечения совершать гусль умершему человеку – макрух .

а) Если умирает мужчина , и нет никого из мужчин для его купания, то никакой другой женщине, кроме его жены , не разрешается исполнить гусль.

б) В случае смерти женщины и отсутствия женщин для совершения гусля , муж не может совершить гусль жене .

в) В обоих этих случаях следует совершить таяммум . Таяммум для гусля такой же, как и для малого омовения.

г) Ребенку (мальчику, девочке), не достигшему возраста половой зрелости, гусль может совершать любой взрослый (мужчина или женщина) при отсутствии человека того же пола.

Гусль (последовательность по сунне)

1. Скамью, стойку или платформу, на которой будет совершаться гусль, нужно дочиста вымыть и окурить лобаном или любым другим чистым благовонием 3, 5 или 7 раз.

2. Во время гусля разрешается положить тело в одно из двух положений:

(а) чтобы ноги были обращены в сторону киблы ,

(б) чтобы лицо было обращено к кибле (так, как тело будет тело уложено в могилу).

Любое удобное положение разрешается.

Но предпочтительно уложить тело лицом в сторону киблы , так как пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что кибла – для живых и мертвых.

3. Не нужно стричь, брить, подравнивать или причесывать никакие из волос на голове, в бороде или любой другой части тела. Ногти стричь не следует. Обрезание также не разрешается. Все кольца, украшения, парики и т. д. должны быть сняты. Если вставные зубы можно легко снять, сделать это будет предпочтительным.

5. Живот следует мягко помассировать и затем, надев рукавицы, омыть те две части тела, на которые обычно совершают истинджу. Это следует делать, не глядя на интимные места.

6. Ноздри, уши и рот следует закрыть ватой, чтобы вода не вошла в тело при совершении гусля.

7. Если умерший не является ребенком (достиг возраста половой зрелости), ему следует сделать малое омовение. Данное омовение аналогично омовению для намаза за исключением полоскания рта и вливания воды в ноздри. Правильная последовательность для омовения:

(1) лицо ;

(2) руки до локтей ;

(3) масх головы ;

(4) ноги до лодыжек .

8. Если умерший был в состоянии большой нечистоты, месячных или послеродового кровотечения (состоянии, когда гусль был ваджибом), тогда рот обязательно нужно прополоскать, а ноздри намочить. Это можно сделать с помощью кусочка ваты.

9. После малого омовения лицо и бороду следует сначала вымыть с мылом или любым другим моющим веществом. Если их нет, чистой воды будет достаточно. Температура воды должна быть такой, при которой обычно купается живой человек.

10. Далее тело наклоняют на левый бок для того, чтобы вымыть сначала правый бок. Теперь теплую воду льют на тело с головы до пят один раз, и тело моют с мылом, пока вода не дойдет до низа (левого бока). Далее тело моют дважды, поливая его водой с головы до пят. Потом тело поворачивают на правый бок, и аналогично омывают его левый бок.

11. Далее тело следует приподнять почти до сидячего положения, и мягко помассировать живот нисходящим движением. Все, что выйдет из тела, следует смыть. Вуду и гусль не нужно повторять , если выделились нечистоты.

12. Тело следует снова повернуть на левый бок и камфорной водой полить на него трижды с головы до пят.

13. Всю вату изо рта, ушей и носа следует вынуть.

14. Теперь гусль завершен, и тело можно вытереть полотенцем или куском ткани. Аурат должен быть по-прежнему укрыт. Первый техбанд будет влажным из-за гусля. Его следует заменить на второй. Следует позаботиться, чтобы аурат не раскрылся во время смены техбанда.

Как следует надевать кафан (последовательность по сунне)

Мужчине:

1. Сначала разверните лифафу на полу, сверху положите изар , а сверху изара – часть камиса , которая будет под телом. Другую часть, которая будет покрывать верх тела, сверните и положите у изголовья.

2. Мягко опустите тело в кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.

3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата .

4. Нанесите итр или хунут на голову и бороду .

5. Нанесите камфорную смесь на места саджды (т. е. те части тела, которые касаются пола (земли) в намазе : лоб, нос, обе ладони, колени и носки стоп).

6. Заверните сначала левую часть изара , а сверху нее – правую часть, покрывая камис .

8. Наконец, свяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины с помощью полосок материи.

Женщине:

1. Сначала разверните на земле лифафу , далее – синабанд , на него – изар , и затем – камис таким же образом, как у мужчин. Синабанд можно также положить между изаром и камисом или же в конце поверх лифафы.

2. Мягко уложите тело на кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.

3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата. Не используйте ни итр, ни сурьму, ни какую-либо иную косметику.

4. Нанесите камфорную смесь на места саджды (лоб, нос, обе ладони, колени, носки стоп).

5. Волосы следует разделить на две части и уложить на правую и левую груди поверх камиса.

6. Укройте голову и волосы с помощью орни, не завязывайте и не сворачивайте его.

7. Заверните изар: сначала его левую часть, затем правую поверх камиса и орни.

8. Теперь поверх них сомкните аналогичным образом синабанд (для укрытия груди).

9. Закройте лифафу: сначала левую сторону, затем правую.

10. Наконец, завяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины полосками ткани, чтобы сохранить кафан.

Запрещено вкладывать в кафан:

2. Запрещено писать калимат или любое другое дуа на кафане или на груди умершего камфорой, чернилами и т. д.

Что делать после кафана

С завершением гусля и кафана тело теперь готово для похорон. Джаназа-намаз следует совершить как можно раньше без ненужных задержек. Пророк (салляллаху алейхи уасаллям) сказал:

Если человек умрет, быстрее доставьте его к могиле и не отставляйте его.

Для обеспечения того, чтобы все процедуры были совершены оперативно, тело следует захоронить на ближайшем мусульманском кладбище. Нежелательно также перевозить тело на далекие расстояния. Является также макрухом откладывать джаназа-намаз и ждать опаздывающих для увеличения джамаата.

Важно:

а) Только женщинам, приходящимся махрамами умершему мужчине, разрешается видеть его лицо.

К ним относятся: его жена, мать, бабушка (как со стороны отца, так и со стороны матери), сестры, тети и внучки и т. д.

б) И только махрам -мужчинам разрешается видеть лицо умершей женщины.

К ним относятся: ее муж, отец, дед, братья, дяди, сыновья, внуки и т. д.

в) Лицо умершего (умершей) не следует держать открытым после того, как надет кафан.

Из книги «Истинное учение» («Таглим-уль-хак») Шаббира Ахмада Десаи