Контрольные вопросы и задания. Использование тестов и функциональных проб для оценки состояния сердечнососудистой и дыхательной систем Оценить функциональное состояние дыхательной системы позволяет проба

Сердечнососудистая система как фактор спортивной работоспособности

В процессе систематической спортивной
тренировки развиваются функциональные
приспособительные изменения в работе
сердечно-сосудистой
системы,
которые
подкрепляются
морфологической
перестройкой
(«структурный
след»,)
аппарата кровообращения и некоторых
внутренних
органов.
Комплексная
структурно-функциональная
перестройка
сердечно-сосудистой системы обеспечивает
ее
высокую
работоспособность,
позволяющую
спортсмену
выполнять
интенсивные и длительные физические
нагрузки

Наиболее важны для спортсменов структурнофункциональные
изменения
систем
кровообращения и дыхания. Деятельность этих
систем при физической нагрузке строго
координируется нейрогуморальной регуляцией,
благодаря чему функционирует, по существу,
единая система транспорта кислорода в
организме, которую обозначают еще как
кардио-респираторную систему. Она включает
в себя аппарат внешнего дыхания, кровь,
сердечно-сосудистую
систему
и
систему
тканевого дыхания. От эффективности работы
кардио-респираторной системы во многом
зависит
уровень
спортивной
работоспособности.
Несмотря на то что внешнее дыхание не
является главным лимитирующим звеном в
комплексе систем, транспортирующих О2, оно
является
ведущим
в
формировании
необходимого кислородного режима организма.

Определение и оценка состояния сердечнососудистой системы спортсменов и физкультурников.

Пульс покоя. Измеряется в положении сидя
при прощупывании височной, сонной, лучевой
артерий или по сердечному толчку. ЧСС в
покое в среднем у мужчин (55–70) уд/мин., у
женщин - (60–75) уд/мин. При частоте свыше
этих
цифр
пульс
считается
учащенным
(тахикардия),
при
меньшей
частоте
-
(брадикардия).
Артериальное
давление.
Различают
максимальное (систолическое) и минимальное
(диастолическое)
давления.
Нормальными
величинами
артериального
давления
для
молодых людей считаются: максимальное от
100 до 129 мм рт. ст., минимальное - от 60 до
79 мм рт. ст. Артериальное давление выше
нормы
называется
гипертоническим
состоянием, ниже - гипотоническим.

Определение должных величин АД по формулам:
ДСАД= 102+0,6 х возраст (лет),
ДДАД= 63+0,4 х возраст (лет), мм рт.ст.
Определение части фактического АД от должных
величин АД по формулам:
фактическая величина АД мм рт. ст. х 100 (%)
должная величина АД мм рт. ст.
В норме фактические показатели АД составляют
85-115% от должных величин, меньше –
гипотония, больше – гипертония.
Расчет величины систолического объема (СО) и
минутного объема кровообращения (МОК) по
формуле Старра:
СО = [ (100 + 0.5 ПД) – 0.6 ДАД ] – 0.6 В (годы)
(мл), где ПД (пульсовое давление)=САД - ДАД;
МОК=(СО х ЧСС)/1000; л/мин;
Оценка результатов: у нетренированных людей в
норме СО = 40– 90 мл, у спортсменов – 50-100
мл (до 200 мл); МОК у нетренированных в норме
– 3-6 л/мин, у спортсменов – 3-10 л/мин (до
30л/мин).

Расчет показателей функционального состояния ССС:

Коэффициент выносливости (КВ): КВ=ЧСС/ПД
Увеличение его в процессе тренировки указывает на
ослабление возможностей ССС, уменьшение – на
возрастание адаптационных возможностей.
Показатель качества реакции Кушелевской
(ПКР) системы кровообращения на физическую
нагрузку (30 приседаний за 45 сек) –
опосредованная характеристика МОК
ПКР = (ПД2 – ПД1) : (ЧСС2 – ЧСС1),
где ЧСС1 и ПД1 – пульс за минуту и пульсовое
давление в покое; ЧСС2 и ПТ2 – тоже после
физической нагрузки.
ПКР – средние величины 0.5 – 0.97; отклонение от
средних свидетельствует о снижении
функциональных возможностей ССС.

Расчет индексов функционального состояния ССС:

Вегетативный
индекс
Кердо:
ВИК=(1-АДД
/ЧСС)*100%
ВИК свыше 10 соответствует нормальному состоянию
адаптации, от 0 до 9 – напряжению адаптации,
отрицательный – свидетельство дезадаптации
Индекс Робинсона: ИР=ЧСС*АДС/100
Оценка: средние значения - от 76 до 89; выше
среднего - 75 и меньше; ниже среднего - 90 и выше.
Индекс недостаточности кровообращения: ИНК =
АДС/ЧСС.
Снижение
его на всех стадиях тренировки по
сравнению
с
исходной
величиной,
отражает
нормализацию работы сердечно-сосудистой системы
Показатели гемодинамики:
пульсовое давление ПД = АДС-АДД;
среднединамическое давление СДД = 0,42ПД+АДД;

Индекс Руфье (ИР)

используется для оценки функциональных
резервов организма при физической нагрузке
(30 приседаний за 45 сек)
ИР=/10
где ЧСС1 – пульс за 15 сек в покое, ЧСС2 –
пульс
за
15
сек
на
первой
минуте
восстановления, ЧСС3 – пульс за 15 сек на
второй минуте восстановления.
Алгоритм оценки:
Меньше 3,0
высокий
3,99 – 5,99
выше среднего
6,00 – 10,99
средний
11,00 – 15,00
ниже среднего
больше 15,00
низкий

Классификация функциональных проб для системы кровообращения

Пробы с изометрическими физическими
нагрузками.
Пробы с динамическими физическими
нагрузками.
Пробы с медикаментами.
Пробы с изменениями условий внешней
среды.

Пробы с изометрическими физическими нагрузками

Удержание выпрямленных ног на
высоте ступни в течение 1 мин, лежа
на спине.
Сжимание кистевого динамометра с
50% от максимально возможного
усилия в течение 1 мин.
Норма: во время нагрузки АД
повышается менее чем на 20 мм рт ст
от исходного.
Гипертоническая: повышение более
чем на 20 мм рт ст от исходного

Пробы с динамическими физическими нагрузками

Велоэргометр,
тредбан,
ступенька

стандартизация
нагрузки
по
интенсивности
(1
Вт=6
кг/м)
и
длительности (3-5 мин).
Комбинированная проба Летунова
нагрузки,
не
требующие
каких-либо
приспособлений (20 приседаний, 15 сек
бега на месте в максимальном темпе, 3
мин бега на месте)
Проба
Мартине-Кушелевской
(20
приседаний за 30 сек).
Проба ГЦИФК (60 подскоков на месте)
Проба Котова –Демина (3 мин бега на
месте, 180 шагов в минуту)

Виды реакции на нагрузку

Нормотоническая – ЧСС >60-80%, САД
>15-30%, ДАД<10-15%, восстановление
– 3мин.
Гипертоническая – ЧСС > более 100%, САД
> более 30%, ДАД > , восстановление –
более 3мин.
Астенический – ЧСС > более 100%, САД не
изменяется
или
несущественно
колеблется,
ДАД
не
изменяется,
восстановление – более 3мин.
Дистонический – ЧСС > более 100%, САД >
не более 50%, ДАД > до бесконечного
тона, восстановление – более 3мин.
Ступенчатый – ЧСС, САД, ДАД изменяются
на 2-3 мин восстановления, ЧСС > более

Пробы с медикаментами

С хлоридом калия, βадреноблокаторами, βадреностимуляторами, αадреностимуляторами,
нитроглицерином, дипиридамолом.
Результат: оцениваются изменения
ЭКГ относительно покоя.

Пробы с изменениями условий внешней среды

Холодовая: В состоянии покоя у испытуемого
на плечевой артерии трижды до получения
стабильных цифр измеряют АД. Затем ему
предлагают на 1 мин погрузить кисть правой
руки (немного выше лучезапястного сустава)
в воду температуры +4°С. АД измеряют сразу
после прекращения холодового воздействия, а
затем в начале каждой минуты в течение
первых 5 мин восстановления и через каждые
3 мин последующего периода до момента
регистрации АД, соответствующего исходным
величинам.
Оценка: у людей с нормальной функцией
вазомоторных центров происходит повышение
АД не более чем на 5-10 мм рт.ст., а
исходный
уровень
давления
восстанавливается в течение 3 мин.

Оценка состояния дыхательной системы

Определение фактической ЖЕЛ. Закрыв
нос зажимом или пальцами, сделать
максимальный вдох и постепенно (за 5-7 с)
выдыхать в спирометр, повторить измерение 23-раза, фиксировать максимальный результат.
Должная ЖЕЛ связывает величину ЖЕЛ с
ростом человека, его возрастом и полом:
ЖЕЛ муж. = (27,63 -0,122 X В) X L
ЖЕЛ жен. = (21,78 - 0,101 X В) X L, где В -
возраст в годах; L - длина тела в см.
Отношение фактической ЖЕЛ к должной.
В нормальных условиях ЖЕЛ не бывает менее
90% от должной ее величины; у спортсменов
она - больше 100%.

Нормированный показатель ЖЕЛ,
отнесенной к массе тела,
называется жизненным
индексом (или относительной
ЖЕЛ), ЖИ=ЖЕЛ/МТ
Норма для мужчин составляет 5065 мл/кг, для женщин - 40-56
мл/кг.

Функциональные пробы для оценки внешнего дыхания

Проба Розенталя – определить ЖЕЛ 5 раз
через 15-секундные интервалы, построить
график. Оценка: возрастание – хорошее
функциональное состояние, без изменений –
удовлетворительное, снижение –
неудовлетворительное.
Проба Шафрановского. Определение ЖЕЛ
до нагрузки, на 1,3 и 4 минутах после нагрузки
(подъем и спуск по лестнице в течение 4 мин;
у спортсменов – 3 мин бега в темпе 180 шагов
в в минуту). У здоровых – изменений нет,
уменьшение – показатель функциональных
нарушений в системе дыхания.

Проба Штанге определение
продолжительности задержки дыхания после
максимального вдоха, проводится в положении
сидя. У детей проба Штанге может проводиться
после трех глубоких вдохов. У взрослых
людей, не занимающихся спортом, в норме
результаты пробы Штанге составляют 40-60 с,
у спортсменов - 90-120 с.
Проба Генчи определение продолжительности
задержки дыхания после максимального
выдоха (нос при этом зажимается пальцами). У
взрослых людей, не занимающихся спортом, в
норме результаты пробы Генчи составляют 2040 с, у спортсменов - 40-60 с. При снижении
устойчивости организма к гипоксии
продолжительность задержки дыхания на
вдохе и выдохе уменьшается.

Пневмотахометрия

Пневмотахометр измеряет объемную скорость
потока воздуха в воздухоносных путях при
форсированном вдохе и выдохе, выражаемую в
л/мин. По данным пневмотахометрии судят о
мощности вдоха и выдоха. У здоровых
нетренированных людей отношение мощности
вдоха к мощности выдоха близко к единице. У
больных людей это соотношение всегда
меньше единицы. У спортсменов же, наоборот,
мощность
вдоха
превышает
(иногда
существенно) мощность выдоха; соотношение
мощность вдоха: мощность выдоха достигает
1,2-1,4. Относительное увеличение мощности
вдоха у спортсменов чрезвычайно важно, так
как углубление дыхания идет в основном за
счет использования резервного объема вдоха.
Это особенно ярко проявляется в плавании:
как известно, вдох у пловца чрезвычайно
кратковременен, в то время как выдох,
выполняющийся
в
воду,
значительно
продолжительнее.

Исследование и оценка функционального состояния си-стем и органов проводится путём использования функциональных проб . Они могут быть одномомент-ными, двухмоментными или комбинированными.

Пробы проводят с целью оценки реакции организма на нагрузку в связи с тем, что данные, полученные в состоянии покоя, не всегда отражают резервные возможности функциональной си-стемы.

Оценку функционального состояния систем организма про-водят по следующим показателям:

  • качество выполнения физической нагрузки ;
  • процент учащения пульса, частота дыхания;
  • время возвращения к исходному состоянию;
  • максимальное и минимальное артериальное давление;
  • время возвращения артериального давления к исходным данным;
  • тип реакции (нормотоническая, гипертоническая, гипото-ническая, астеническая, дистоническая) по характеру кри-вых пульса, частоты дыхания и артериального давления.

При определении функциональных возможностей организ-ма необходимо учитывать все данные в комплексе, а не отдель-ные показатели (например, дыхания, пульса). Функциональные пробы с физическими нагрузками следует подбирать и при-менять в зависимости от индивидуального состояния здо-ровья и физической подготовленности .

Применение функциональных проб позволяет достаточно точно оценить функциональное состояние организма, трени-рованность и возможность использования оптимальных фи-зических нагрузок.

Показатели функционального состояния ЦНС весьма важ-ны при определении резервных возможностей занимающихся. Так как методика исследования высшей нервной системы с по-мощью электроэнцефалографии является сложной, трудоём-кой, требующей соответствующей аппаратуры, изыскание но-вых методических приёмов вполне оправданно. Для этой цели могут быть использованы, например, апробированные двига-тельные тесты.

Теппинг-тест

Функциональное состояние нервно-мышечной системы можно определить с помощью простой методики — выявле-ния максимальной частоты движений кисти (теппинг-теста). Для этого лист бумаги делят на 4 квадрата размером 6x10 см. Сидя за столом в течение 10 с с максимальной частотой ста-вят карандашом точки в одном квадрате. После паузы в 20 с руку переносят на следующий квадрат, продолжая выполнять движения с максимальной частотой. После заполнения всех квадратов работа прекращается. При подсчёте точек, чтобы не ошибиться, карандаш ведут от точки к точке, не отрывая его от бумаги. Нормальная максимальная частота движений кисти у тренированных молодых людей равна примерно 70 точкам за 10 с, что указывает на функциональную лабиль-ность (подвижность) нервной системы, хорошее функциональ-ное состояние двигательных центров ЦНС. Постепенно сни-жающаяся частота движений кисти указывает на недостаточ-ную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппа-рата.

Проба Ромберга

Показателем функционального состояния нервно-мышечной системы может служить статическая устойчивость, которая вы-является с помощью пробы Ромберга. Она заключается в том, что человек встаёт в основную стойку: стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (услож-нённый вариант — стопы находятся на одной линии). Опреде-ляется максимальное время устойчивости и наличие тремора кисти. Время устойчивости возрастает по мере улучшения функ-ционального состояния нервно-мышечной системы.

В процессе тренировки происходят изменения в характере дыхания. Объективным показателем функционального состояния дыхательной системы является частота дыхания. Частота дыхания опреде-ляется количеством вдохов за 60 с. Для её определения надо положить руку на грудную клетку и подсчитать число вдохов за 10 с, после чего произвести пересчёт на число вдохов за 60 с. В покое частота дыхания у нетренированного молодого челове-ка составляет 10-18 вдохов/мин. У тренированного спортсме-на этот показатель уменьшается до 6-10 вдохов/мин.

Во время мышечной деятельности увеличиваются как ча-стота, так и глубина дыхания. О резервных возможностях ды-хательной системы свидетельствует тот факт, что если в покое количество воздуха, проходящего через лёгкие в минуту, со-ставляет 5-6 л, то при выполнении таких спортивных нагру-зок, как бег, ходьба на лыжах, плавание, оно повышается до 120-140 л.

Ниже приведены тест на оценку функциональной работоспособности дыхательной системы: пробы Штанге и Генча. Следует иметь в виду, что при выполнении данных тестов большую роль играет волевой фактор. Материал с сайта

Проба Штанге

Простым способом оценки работоспособности дыхательной системы является проба Штанге — задержка дыхания на вдо-хе. Хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыха-ние на 60-120 с. Задержка дыхания резко сокращается при неадекватных нагрузках, перетренировке, переутомлении.

Проба Генча

Для этих же целей можно использовать задержку дыхания на выдохе — пробу Генча. По мере тренированности время за-держки дыхания увеличивается. Задержка дыхания на выдохе на 60-90 с — показатель хорошей тренированности организ-ма. При переутомлении этот показатель резко уменьшается.

Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков.

Название секции форума

Медицина и здоровье

Тип работы

Исследовательская работа

Александрова Светлана Андреевна

Ярушина Дарья Игоревна

Место учебы :

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северо-Енисейская средняя школа №2»

Класс

Место выполнения работы

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2»

Руководитель

Носкова Елена Михайловна учитель биологии

Научный руководитель

Ответственный за корректуру текста работы

e-mail (обязательно)
Контактный телефон

Ele20565405 @yandex.ru

Аннотация

Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2», 8а класс

Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков

Руководитель: Носкова Елена Михайловна, МБОУ ССШ№2 , учитель биологии

Цель научной работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.

Методы исследования :

Основные результаты научного исследования: Человек в состоянии оценить состояние своего здоровья и оптимизировать свою деятельность. Для этого подростки, могут овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими возможность ведения здорового образа жизни.

Введение

У нашей соседки Юли родилась недоношенная дочь. И из разговоров взрослых было только и слышно, что многие недоношенные дети умирают, потому что у них не начинается самостоятельное дыхание. Что жизнь человека начинается с первого крика. Строение дыхательной системы и понятие жизненная емкость легких мы изучили на уроках биологии. Так же мы узнали, что во внутриутробном развитии легкие не участвуют в акте дыхания и находятся в спавшемся состоянии. Расправление их начинается с первым вдохом ребенка, однако полностью оно происходит не сразу, и отдельные группы альвеол могут оставаться нерасправленными. Таким детям нужен особый уход. Нас заинтересовал вопрос. Чем же с возрастом должна заниматься эта девочка, чтобы объем легких и жизненная емкость увеличилась?

Актуальность работы. Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия. Но дети часто болеют простудными заболеваниями, не занимаются спортом, курят.

Цель работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

- изучить литературу о строении и возрастных особенностях дыхательной системы у подростков, о влиянии загрязнений воздуха на работу дыхательной системы;

Дать оценку состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Объект исследования : учащиеся школы

Предмет исследования исследование состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Практическая значимость . Полученные результаты можно использовать в качестве пропаганды здорового образа жизни и активных занятий такими видами спорта: легкая атлетика, лыжи, плавание

Гипотеза исследования:

Считаем, что если нам в ходе исследования удастся выявить определённое положительное влияние

занятий спортом на состояние дыхательной системы, то можно будет пропагандировать их

Как одно из средств укрепления здоровья.

Теоретическая часть

1. Строение и значение дыхательной системы человека.

Дыхание – это основа жизни любого организма. В ходе дыхательных процессов кислород поступает ко всем клеткам тела и используется для энергетического обмена – расщепления пищевых веществ и синтеза АТФ. Сам процесс дыхания состоит из трех этапов: 1 -внешнее дыхание (вдох и выдох), 2 -газообмен между альвеолами легких и эритроцитами, транспорт кислород а и углекислого газа кровью, 3- клеточное дыхание – синтез АТФ при участии кислорода в митохондриях. Дыхательные пути (носовая полость, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) служат для проведения воздуха, а газообмен происходит между клетками легких и капиллярами и между капиллярами и тканями организма. Вдох и выдох происходят за счет сокращений дыхательной мускулатуры – межреберных мышц и диафрагмы. Если при дыхании преобладает работа межреберных мышц, то такое дыхание называется грудным (у женщин), а если диафрагмы – то брюшным (у мужчин). Регулирует дыхательные движения дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. Его нейроны реагируют на импульсы, приходящие от мышц и легких, а также на повышение концентрации углекислого газа в крови.

Жизненная емкость легких - это тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального входа. Жизненная ёмкость легких является возрастным и функциональным показателем системы дыхания. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает приспособляемость больного к выполнению физической нагрузки. При регулярных занятиях спортом увеличивается жизненная емкость легких, происходит наращивание мощности дыхательных мыщц, подвижности грудной клетки, эластичности лекгих. Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы определяли с помощью спирометра. Спирометр имеется в медицинском кабинете каждой школы.

Практическая часть

1. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе и выдохе (проба Генчи-Штанге) Проба Штанге: обследуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и вновь вдох, составляющий 80 - 90 процентов от максимального. Отмечается время задержки дыхания в секундах. При обследовании детей проба проводится после трех глубоких вдохов. Проба Генчи: после обычного выдоха исследуемый человек задерживает дыхание. Время задержки определяется в секундах.

Для проведения экспериментального исследования нами было подобрано две группы добровольцев восьмых классов по 10 человек, различающиеся тем, что в одной группе были учащиеся, активно занимающиеся спортом (таблица 1), а в другой равнодушные к занятиям физкультуры и спорта (таблица 2).

Таблица 1. Группа испытуемых ребят, занимающихся спортом

№ п/п

Имя испытуемого

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс Кетле

(вес кг./рост м 2 )

N = 20-23

фактически

норма

Алексей

1,62

17,14 меньше нормы

19,81

Денис

14 лет 2 мясаца

1,44

20,25 норма

16,39

Анастасия

14 лет 7 месяцев

1,67

17,92 меньше нормы

20,43

Сергей

14 лет 3 месяца

1,67

22,59 норма

20,43

Михаил

14лет 5 месяцев

1,70

22,49 норма

20,76

Елизавета

14 лет 2 месяца

1,54

19,39 меньше нормы

18,55

Алексей

14 лет 8 месяцев

1,72

20,95 норма

20,95

Максим

14 лет 2 месяца

1,64

21,19 норма

20,07

Никита

14 лет 1 месяц

1,53

21,78 норма

18,36

Андрей

15 лет 2 месяца

1,65

21,03 норма

20,20

ИМТ = m| h 2 , где m – масса тела в кг, h – рост в м. Формула идеального веса: рост минус 110 (для подростков)

Таблица 2. Группа испытуемых ребят, не занимающихся спортом

№ п/п

Имя испытуемого

Возраст (полных лет и месяцев)

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс Кетле

(вес кг./рост м 2 )

N = 20-25

фактически

норма

Алина

14 лет 7 месяцев

1,53

21,35 норма

18,36

Виктория

14 лет 1 месяц

1,54

18,13 меньше нормы

18,55

Виктория

14 лет3 месяца

1,59

19,38 меньше нормы

21,91

Нина

14 лет 8 месяцев

1,60

19,53 меньше нормы

19,53

Карина

14 лет 9 месяцев

19,19 меньше нормы

22,96

Светлана

14 лет 3 месяца

1,45

16,64 меньше нормы

16,64

Дарья

14 лет 8 месяцев

1,59

17,79 меньше нормы

19,38

Антон

14 лет 8 месяцев

1,68

24,80 норма

20,54

Анастасия

14 лет 3 месяца

1,63

17,68 меньше нормы

19,94

Руслана

14 лет 10 месяцев

1,60

15,23 меньше нормы

19,53

Анализируя данные таблицы, мы заметили, что абсолютно у всех ребят из группы не занимающихся спортом индекс Кетле (массо-ростовой показатель) ниже нормы, а по физическому развитию ребята имеют средний уровень. Ребята из первой группы наоборот все имеют уровень физического развития выше среднего и по 50 % испытуемых по массо-ростовому индексу соответствуют норме, оставшаяся половина не значительно превышают показатели нормы. По внешнему облику ребята из первой группы сложены более атлетически.

У здоровых 14 -летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 25, девочек 24 секунд . При пробе Штанге испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых 14 – летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 64, девочек – 54 секунд . Все пробы повторяли три раза.

На основе полученных результатов было найдено среднее арифметическое и данные были занесены в таблицу № 3.

Таблица 3. Результаты функциональной пробы Генчи-Штанге

№ п/п

Имя испытуемого

Проба Штанге (сек.)

Оценка результата

Проба Генчи

(сек.)

Оценка результата

Группа, занимающихся спортом

Алексей

Выше нормы

Выше нормы

Денис

Выше нормы

Выше нормы

Анастасия

Выше нормы

Выше нормы

Сергей

Выше нормы

Выше нормы

Михаил

Выше нормы

Выше нормы

Елизавета

Выше нормы

Выше нормы

Алексей

Выше нормы

Выше нормы

Максим

Выше нормы

Выше нормы

Никита

Выше нормы

Выше нормы

Андрей

Выше нормы

Выше нормы

Алина

Ниже нормы

Ниже нормы

Виктория

Ниже нормы

Ниже нормы

Виктория

Ниже норма

Ниже нормы

Нина

Ниже нормы

Ниже нормы

Карина

Ниже нормы

Ниже нормы

Светлана

Ниже нормы

Норма

Дарья

Ниже норма

Выше нормы

Антон

Ниже нормы

Выше нормы

Анастасия

Норма

Норма

Руслана

Норма

Норма

C пробой Генчи в первой группе все справились успешно: 100 % ребят показали результат выше нормы, а во второй группе только 20 % показали результат выше нормы, 30% соответствует норме,а 50 % – наоборот ниже нормы.

С пробой Штанге в первой группе 100 % ребят дали результат выше нормы, а во второй группе с задержкой дыхания на вдохе в пределах нормы справились 20%, а оставшаяся группа показала результаты ниже нормы. 80%

2. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки (проба Серкина)

Для более объективной оценки состояния дыхательной системы испытуемых мы провела с ними ещё одну функциональную пробу – пробу Серкина.

После проведенных испытаний результаты оцениваются по данным таблицы 4:

Таблица 4. Данные результаты для оценки пробы Серкина

Задержка дыхания в покое, t сек А

Задержка дыхания после 20 приседаний, t сек.

Б –после работы

Б/А 100%

Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин, t сек С- после отдыха

В/А 100%

Здоров, тренирован

50 – 70

Более 50 % от фазы 1

Более 100 % от фазы 1

Здоров, не тренирован

45 – 50

30 – 50 % от фазы 1

70 – 100 % от фазы 1

Скрытая недостаточность кровообращения

30 – 45

Менее 30 % от фазы 1

Менее 70 % от фазы 1

Полученные результаты всех участников эксперимента занесены в таблицу 5:

Таблица 5. Результаты пробы Серкина

№ п/п

Имя испытуемого

Фаза 1 – задержка дыхания в покое, t сек

Задержка дыхания после 20 приседаний

Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин

Оценка результатов

T 25 0 , сек

% от фазы 1

t, сек

% от фазы 1

Группа, занимающихся спортом

Алексей

Здоров не тренирован

Денис

Здоров тренирован

Анастасия

Здорова не тренирован

Сергей

Здоров тренирован

Михаил

Здоров не тренирован

Елизавета

Здорова тренирована

Алексей

Здоров тренирован

Максим

Здоров тренирован

Никита

Здоров не тренирован

Андрей

Здоров не тренирован

Группа, не занимающихся спортом

Алина

Здорова не тренирована

Виктория

Здорова не тренирована

Виктория

Здорова не тренирована

Нина

Здорова не тренирована

Карина

Здорова не тренирована

Светлана

Здорова не тренирована

Дарья

Здорова не тренирована

Антон

Здоров не тренирован

Анастасия

Здорова не тренирована

Руслана

Здоров не тренирован

Проанализировав результаты обеих групп, можем сказать следующее:

Во-первых, ни в первой, ни во второй группе не выявлено детей со скрытой недостаточностью кровообращения;

Во-вторых, все ребята второй группы относятся к категории «здоровые не тренированные», что в принципе и следовало ожидать.

В-третьих, в группе ребят, активно занимающихся спортом, только 50 % относится к категории «здоровые, тренированные», а об остальных пока такового не скажешь. Хотя этому есть разумное объяснение. Алексей участвовал в эксперименте после перенесенного ОРЗ.

в – четвертых, отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить общей гиподинамией 2 группы, что отражается на развитии дыхательной системы

Выводы

Подводя итоги своего исследования, хотим отметить следующее:

Экспериментальным путем нам удалось доказать, что занятия спортом способствуют развитию дыхательной системы, так как по результатам пробы Серкина можно сказать что у 60 % детей из группы 1 время задержки дыхания возросло, а это значит, что у них дыхательный аппарат более подготовлен к нагрузкам;

Функциональные пробы Генчи-Штанге также показали, что ребята из группы 1 находятся в более выгодном положении. Их показатели выше нормы по обеим пробам соответственно 100 % и 100 %.

Новорожденная девочка у молодой мамы выжила. Даже была на исскуственной вентиляции легких. Ведь дыхание – самая важная функция организма, влияющая на физическое и умственное развитие. Недоношенные дети входят в группу риска по заболеванию пневмонией.

Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья. Потому в будущем мы посоветуем ей заняться спортом.

Для укрепления и развития дыхательной системы необходимо заниматься спортом регулярно.

Список литературы

1.Георгиева С. А. « Физиология» Медицина 1986г. Стр 110 - 130

2. Федюкевич Н И. «Анатомия и физиология человека» Феникс 2003г. Стр181 – 184

3. Колесов Д.В.., Маш Р.Д. Беляев И.Н.Биология: человек. – Москва, 2008 8 кл.

4. Федорова М.З. В.С.Кучменко Т.П. Лукина. Экология человека Культура здоровья Москва 2003 стр 66-67

Ресурсы интернет

5.http://www.9months.ru/razvitie_malysh/1337/rannie-deti

Функциональная проба - неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.

Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Приводим наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.

Функциональные пробы позволяют получить информацию о функциональном состоянии органов дыхания. С этой целью применяют спирометрию, ультразвуковое исследование, определение минутного и ударного объемов и другие методы исследования. Спирометрия - измерение жизненной емкости легких и других легочных объемов при помощи спирометра. Спирометрия позволяет оценить состояние внешнего дыхания.

Функциональная проба Розенталя позволяет судить о функциональных возможностях дыхательной мускулатуры. Проба проводится на спирометре, где у обследуемого 4-5 раз подряд с интервалом в 10-15 с. определяют ЖЕЛ. В норме получают одинаковые показатели. Снижение ЖЕЛ на протяжении исследования указывает на утомляемость дыхательных мышц.

Проба Вотчала-Тиффно - функциональная проба для оценки трахеобронхиальной проходимости путем измерения объема воздуха, выдыхаемого в первую секунду форсированного выдоха после максимального вдоха, и вычисление его процентного отношения к фактической жизненной емкости легких (норма - 70-80 %). Пробу проводят при обструктивных заболеваниях бронхов и легких. Коэффициент использования кислорода - процентное отношение доли кислорода, используемой тканями, к общему содержанию его в артериальной крови. Является важным показателем, характеризующим процессы диффузии через альвеолярно-капиллярные мембраны (норма 40 %). Кроме того, по специальным показаниям проводят бронхоспирографию (изучение вентиляции одного легкого, изолированного путем интубации бронха); тест с блокадой легочной артерии и измерением давления в ней (повышение давления в легочной артерии выше 40 мм рт. ст. свидетельствует о невозможности пневмоэктомии из-за развития после операции гипертензии в легочной артерии).

Функциональные пробы на задержку дыхания - функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки в секундах. Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генчи - на фоне глубоко выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.

Оборудование: секундомер.

Проба Штанге. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время.

После проведения первой пробы необходим отдых 2-3 минуты.

Проба Генчи. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и задержать дыхание на максимально возможное для него время.

Оценка результатов тестирования проводится на основании таблиц (Таблица 1, Таблица 2). Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородообеспечения человека.

Таблица 1. Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи

Таблица 2. Оценка общего состояния обследуемого по параметру пробы Штанге