Сердечнососудистая система как фактор спортивной работоспособности
В процессе систематической спортивнойтренировки развиваются функциональные
приспособительные изменения в работе
сердечно-сосудистой
системы,
которые
подкрепляются
морфологической
перестройкой
(«структурный
след»,)
аппарата кровообращения и некоторых
внутренних
органов.
Комплексная
структурно-функциональная
перестройка
сердечно-сосудистой системы обеспечивает
ее
высокую
работоспособность,
позволяющую
спортсмену
выполнять
интенсивные и длительные физические
нагрузкиНаиболее важны для спортсменов структурнофункциональные
изменения
систем
кровообращения и дыхания. Деятельность этих
систем при физической нагрузке строго
координируется нейрогуморальной регуляцией,
благодаря чему функционирует, по существу,
единая система транспорта кислорода в
организме, которую обозначают еще как
кардио-респираторную систему. Она включает
в себя аппарат внешнего дыхания, кровь,
сердечно-сосудистую
систему
и
систему
тканевого дыхания. От эффективности работы
кардио-респираторной системы во многом
зависит
уровень
спортивной
работоспособности.
Несмотря на то что внешнее дыхание не
является главным лимитирующим звеном в
комплексе систем, транспортирующих О2, оно
является
ведущим
в
формировании
необходимого кислородного режима организма.
Определение и оценка состояния сердечнососудистой системы спортсменов и физкультурников.
Пульс покоя. Измеряется в положении сидяпри прощупывании височной, сонной, лучевой
артерий или по сердечному толчку. ЧСС в
покое в среднем у мужчин (55–70) уд/мин., у
женщин - (60–75) уд/мин. При частоте свыше
этих
цифр
пульс
считается
учащенным
(тахикардия),
при
меньшей
частоте
-
(брадикардия).
Артериальное
давление.
Различают
максимальное (систолическое) и минимальное
(диастолическое)
давления.
Нормальными
величинами
артериального
давления
для
молодых людей считаются: максимальное от
100 до 129 мм рт. ст., минимальное - от 60 до
79 мм рт. ст. Артериальное давление выше
нормы
называется
гипертоническим
состоянием, ниже - гипотоническим.Определение должных величин АД по формулам:
ДСАД= 102+0,6 х возраст (лет),
ДДАД= 63+0,4 х возраст (лет), мм рт.ст.
Определение части фактического АД от должных
величин АД по формулам:
фактическая величина АД мм рт. ст. х 100 (%)
должная величина АД мм рт. ст.
В норме фактические показатели АД составляют
85-115% от должных величин, меньше –
гипотония, больше – гипертония.
Расчет величины систолического объема (СО) и
минутного объема кровообращения (МОК) по
формуле Старра:
СО = [ (100 + 0.5 ПД) – 0.6 ДАД ] – 0.6 В (годы)
(мл), где ПД (пульсовое давление)=САД - ДАД;
МОК=(СО х ЧСС)/1000; л/мин;
Оценка результатов: у нетренированных людей в
норме СО = 40– 90 мл, у спортсменов – 50-100
мл (до 200 мл); МОК у нетренированных в норме
– 3-6 л/мин, у спортсменов – 3-10 л/мин (до
30л/мин).
Расчет показателей функционального состояния ССС:
Коэффициент выносливости (КВ): КВ=ЧСС/ПДУвеличение его в процессе тренировки указывает на
ослабление возможностей ССС, уменьшение – на
возрастание адаптационных возможностей.
Показатель качества реакции Кушелевской
(ПКР) системы кровообращения на физическую
нагрузку (30 приседаний за 45 сек) –
опосредованная характеристика МОК
ПКР = (ПД2 – ПД1) : (ЧСС2 – ЧСС1),
где ЧСС1 и ПД1 – пульс за минуту и пульсовое
давление в покое; ЧСС2 и ПТ2 – тоже после
физической нагрузки.
ПКР – средние величины 0.5 – 0.97; отклонение от
средних свидетельствует о снижении
функциональных возможностей ССС.
Расчет индексов функционального состояния ССС:
Вегетативныйиндекс
Кердо:
ВИК=(1-АДД
/ЧСС)*100%
ВИК свыше 10 соответствует нормальному состоянию
адаптации, от 0 до 9 – напряжению адаптации,
отрицательный – свидетельство дезадаптации
Индекс Робинсона: ИР=ЧСС*АДС/100
Оценка: средние значения - от 76 до 89; выше
среднего - 75 и меньше; ниже среднего - 90 и выше.
Индекс недостаточности кровообращения: ИНК =
АДС/ЧСС.
Снижение
его на всех стадиях тренировки по
сравнению
с
исходной
величиной,
отражает
нормализацию работы сердечно-сосудистой системы
Показатели гемодинамики:
пульсовое давление ПД = АДС-АДД;
среднединамическое давление СДД = 0,42ПД+АДД;
Индекс Руфье (ИР)
используется для оценки функциональныхрезервов организма при физической нагрузке
(30 приседаний за 45 сек)
ИР=/10
где ЧСС1 – пульс за 15 сек в покое, ЧСС2 –
пульс
за
15
сек
на
первой
минуте
восстановления, ЧСС3 – пульс за 15 сек на
второй минуте восстановления.
Алгоритм оценки:
Меньше 3,0
высокий
3,99 – 5,99
выше среднего
6,00 – 10,99
средний
11,00 – 15,00
ниже среднего
больше 15,00
низкий
Классификация функциональных проб для системы кровообращения
Пробы с изометрическими физическиминагрузками.
Пробы с динамическими физическими
нагрузками.
Пробы с медикаментами.
Пробы с изменениями условий внешней
среды.
Пробы с изометрическими физическими нагрузками
Удержание выпрямленных ног навысоте ступни в течение 1 мин, лежа
на спине.
Сжимание кистевого динамометра с
50% от максимально возможного
усилия в течение 1 мин.
Норма: во время нагрузки АД
повышается менее чем на 20 мм рт ст
от исходного.
Гипертоническая: повышение более
чем на 20 мм рт ст от исходного
Пробы с динамическими физическими нагрузками
Велоэргометр,тредбан,
ступенька
–
стандартизация
нагрузки
по
интенсивности
(1
Вт=6
кг/м)
и
длительности (3-5 мин).
Комбинированная проба Летунова
нагрузки,
не
требующие
каких-либо
приспособлений (20 приседаний, 15 сек
бега на месте в максимальном темпе, 3
мин бега на месте)
Проба
Мартине-Кушелевской
(20
приседаний за 30 сек).
Проба ГЦИФК (60 подскоков на месте)
Проба Котова –Демина (3 мин бега на
месте, 180 шагов в минуту)
Виды реакции на нагрузку
Нормотоническая – ЧСС >60-80%, САД>15-30%, ДАД<10-15%, восстановление
– 3мин.
Гипертоническая – ЧСС > более 100%, САД
> более 30%, ДАД > , восстановление –
более 3мин.
Астенический – ЧСС > более 100%, САД не
изменяется
или
несущественно
колеблется,
ДАД
не
изменяется,
восстановление – более 3мин.
Дистонический – ЧСС > более 100%, САД >
не более 50%, ДАД > до бесконечного
тона, восстановление – более 3мин.
Ступенчатый – ЧСС, САД, ДАД изменяются
на 2-3 мин восстановления, ЧСС > более
Пробы с медикаментами
С хлоридом калия, βадреноблокаторами, βадреностимуляторами, αадреностимуляторами,нитроглицерином, дипиридамолом.
Результат: оцениваются изменения
ЭКГ относительно покоя.
Пробы с изменениями условий внешней среды
Холодовая: В состоянии покоя у испытуемогона плечевой артерии трижды до получения
стабильных цифр измеряют АД. Затем ему
предлагают на 1 мин погрузить кисть правой
руки (немного выше лучезапястного сустава)
в воду температуры +4°С. АД измеряют сразу
после прекращения холодового воздействия, а
затем в начале каждой минуты в течение
первых 5 мин восстановления и через каждые
3 мин последующего периода до момента
регистрации АД, соответствующего исходным
величинам.
Оценка: у людей с нормальной функцией
вазомоторных центров происходит повышение
АД не более чем на 5-10 мм рт.ст., а
исходный
уровень
давления
восстанавливается в течение 3 мин.
Оценка состояния дыхательной системы
Определение фактической ЖЕЛ. Закрывнос зажимом или пальцами, сделать
максимальный вдох и постепенно (за 5-7 с)
выдыхать в спирометр, повторить измерение 23-раза, фиксировать максимальный результат.
Должная ЖЕЛ связывает величину ЖЕЛ с
ростом человека, его возрастом и полом:
ЖЕЛ муж. = (27,63 -0,122 X В) X L
ЖЕЛ жен. = (21,78 - 0,101 X В) X L, где В -
возраст в годах; L - длина тела в см.
Отношение фактической ЖЕЛ к должной.
В нормальных условиях ЖЕЛ не бывает менее
90% от должной ее величины; у спортсменов
она - больше 100%.Нормированный показатель ЖЕЛ,
отнесенной к массе тела,
называется жизненным
индексом (или относительной
ЖЕЛ), ЖИ=ЖЕЛ/МТ
Норма для мужчин составляет 5065 мл/кг, для женщин - 40-56
мл/кг.
Функциональные пробы для оценки внешнего дыхания
Проба Розенталя – определить ЖЕЛ 5 разчерез 15-секундные интервалы, построить
график. Оценка: возрастание – хорошее
функциональное состояние, без изменений –
удовлетворительное, снижение –
неудовлетворительное.
Проба Шафрановского. Определение ЖЕЛ
до нагрузки, на 1,3 и 4 минутах после нагрузки
(подъем и спуск по лестнице в течение 4 мин;
у спортсменов – 3 мин бега в темпе 180 шагов
в в минуту). У здоровых – изменений нет,
уменьшение – показатель функциональных
нарушений в системе дыхания.Проба Штанге определение
продолжительности задержки дыхания после
максимального вдоха, проводится в положении
сидя. У детей проба Штанге может проводиться
после трех глубоких вдохов. У взрослых
людей, не занимающихся спортом, в норме
результаты пробы Штанге составляют 40-60 с,
у спортсменов - 90-120 с.
Проба Генчи определение продолжительности
задержки дыхания после максимального
выдоха (нос при этом зажимается пальцами). У
взрослых людей, не занимающихся спортом, в
норме результаты пробы Генчи составляют 2040 с, у спортсменов - 40-60 с. При снижении
устойчивости организма к гипоксии
продолжительность задержки дыхания на
вдохе и выдохе уменьшается.
Пневмотахометрия
Пневмотахометр измеряет объемную скоростьпотока воздуха в воздухоносных путях при
форсированном вдохе и выдохе, выражаемую в
л/мин. По данным пневмотахометрии судят о
мощности вдоха и выдоха. У здоровых
нетренированных людей отношение мощности
вдоха к мощности выдоха близко к единице. У
больных людей это соотношение всегда
меньше единицы. У спортсменов же, наоборот,
мощность
вдоха
превышает
(иногда
существенно) мощность выдоха; соотношение
мощность вдоха: мощность выдоха достигает
1,2-1,4. Относительное увеличение мощности
вдоха у спортсменов чрезвычайно важно, так
как углубление дыхания идет в основном за
счет использования резервного объема вдоха.
Это особенно ярко проявляется в плавании:
как известно, вдох у пловца чрезвычайно
кратковременен, в то время как выдох,
выполняющийся
в
воду,
значительно
продолжительнее.
Исследование и оценка функционального состояния си-стем и органов проводится путём использования функциональных проб . Они могут быть одномомент-ными, двухмоментными или комбинированными.
Пробы проводят с целью оценки реакции организма на нагрузку в связи с тем, что данные, полученные в состоянии покоя, не всегда отражают резервные возможности функциональной си-стемы.
Оценку функционального состояния систем организма про-водят по следующим показателям:
- качество выполнения физической нагрузки ;
- процент учащения пульса, частота дыхания;
- время возвращения к исходному состоянию;
- максимальное и минимальное артериальное давление;
- время возвращения артериального давления к исходным данным;
- тип реакции (нормотоническая, гипертоническая, гипото-ническая, астеническая, дистоническая) по характеру кри-вых пульса, частоты дыхания и артериального давления.
При определении функциональных возможностей организ-ма необходимо учитывать все данные в комплексе, а не отдель-ные показатели (например, дыхания, пульса). Функциональные пробы с физическими нагрузками следует подбирать и при-менять в зависимости от индивидуального состояния здо-ровья и физической подготовленности .
Применение функциональных проб позволяет достаточно точно оценить функциональное состояние организма, трени-рованность и возможность использования оптимальных фи-зических нагрузок.
Показатели функционального состояния ЦНС весьма важ-ны при определении резервных возможностей занимающихся. Так как методика исследования высшей нервной системы с по-мощью электроэнцефалографии является сложной, трудоём-кой, требующей соответствующей аппаратуры, изыскание но-вых методических приёмов вполне оправданно. Для этой цели могут быть использованы, например, апробированные двига-тельные тесты.
Теппинг-тест
Функциональное состояние нервно-мышечной системы можно определить с помощью простой методики — выявле-ния максимальной частоты движений кисти (теппинг-теста). Для этого лист бумаги делят на 4 квадрата размером 6x10 см. Сидя за столом в течение 10 с с максимальной частотой ста-вят карандашом точки в одном квадрате. После паузы в 20 с руку переносят на следующий квадрат, продолжая выполнять движения с максимальной частотой. После заполнения всех квадратов работа прекращается. При подсчёте точек, чтобы не ошибиться, карандаш ведут от точки к точке, не отрывая его от бумаги. Нормальная максимальная частота движений кисти у тренированных молодых людей равна примерно 70 точкам за 10 с, что указывает на функциональную лабиль-ность (подвижность) нервной системы, хорошее функциональ-ное состояние двигательных центров ЦНС. Постепенно сни-жающаяся частота движений кисти указывает на недостаточ-ную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппа-рата.
Проба Ромберга
Показателем функционального состояния нервно-мышечной системы может служить статическая устойчивость, которая вы-является с помощью пробы Ромберга. Она заключается в том, что человек встаёт в основную стойку: стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (услож-нённый вариант — стопы находятся на одной линии). Опреде-ляется максимальное время устойчивости и наличие тремора кисти. Время устойчивости возрастает по мере улучшения функ-ционального состояния нервно-мышечной системы.
В процессе тренировки происходят изменения в характере дыхания. Объективным показателем функционального состояния дыхательной системы является частота дыхания. Частота дыхания опреде-ляется количеством вдохов за 60 с. Для её определения надо положить руку на грудную клетку и подсчитать число вдохов за 10 с, после чего произвести пересчёт на число вдохов за 60 с. В покое частота дыхания у нетренированного молодого челове-ка составляет 10-18 вдохов/мин. У тренированного спортсме-на этот показатель уменьшается до 6-10 вдохов/мин.
Во время мышечной деятельности увеличиваются как ча-стота, так и глубина дыхания. О резервных возможностях ды-хательной системы свидетельствует тот факт, что если в покое количество воздуха, проходящего через лёгкие в минуту, со-ставляет 5-6 л, то при выполнении таких спортивных нагру-зок, как бег, ходьба на лыжах, плавание, оно повышается до 120-140 л.
Ниже приведены тест на оценку функциональной работоспособности дыхательной системы: пробы Штанге и Генча. Следует иметь в виду, что при выполнении данных тестов большую роль играет волевой фактор. Материал с сайта
Проба Штанге
Простым способом оценки работоспособности дыхательной системы является проба Штанге — задержка дыхания на вдо-хе. Хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыха-ние на 60-120 с. Задержка дыхания резко сокращается при неадекватных нагрузках, перетренировке, переутомлении.
Проба Генча
Для этих же целей можно использовать задержку дыхания на выдохе — пробу Генча. По мере тренированности время за-держки дыхания увеличивается. Задержка дыхания на выдохе на 60-90 с — показатель хорошей тренированности организ-ма. При переутомлении этот показатель резко уменьшается.
Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука» |
|
Полное название темы работы | Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков. |
Название секции форума | Медицина и здоровье |
Тип работы | Исследовательская работа |
Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна |
|
Место учебы : | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северо-Енисейская средняя школа №2» |
Класс | |
Место выполнения работы | МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2» |
Руководитель | Носкова Елена Михайловна учитель биологии |
Научный руководитель | |
Ответственный за корректуру текста работы | |
e-mail
(обязательно) | Ele20565405 @yandex.ru |
Аннотация
Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна
МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2», 8а класс
Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков
Руководитель: Носкова Елена Михайловна, МБОУ ССШ№2 , учитель биологии
Цель научной работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.
Методы исследования :
Основные результаты научного исследования: Человек в состоянии оценить состояние своего здоровья и оптимизировать свою деятельность. Для этого подростки, могут овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими возможность ведения здорового образа жизни.
Введение
У нашей соседки Юли родилась недоношенная дочь. И из разговоров взрослых было только и слышно, что многие недоношенные дети умирают, потому что у них не начинается самостоятельное дыхание. Что жизнь человека начинается с первого крика. Строение дыхательной системы и понятие жизненная емкость легких мы изучили на уроках биологии. Так же мы узнали, что во внутриутробном развитии легкие не участвуют в акте дыхания и находятся в спавшемся состоянии. Расправление их начинается с первым вдохом ребенка, однако полностью оно происходит не сразу, и отдельные группы альвеол могут оставаться нерасправленными. Таким детям нужен особый уход. Нас заинтересовал вопрос. Чем же с возрастом должна заниматься эта девочка, чтобы объем легких и жизненная емкость увеличилась?
Актуальность работы. Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия. Но дети часто болеют простудными заболеваниями, не занимаются спортом, курят.
Цель работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.
Для достижения цели поставлены следующие задачи :
- изучить литературу о строении и возрастных особенностях дыхательной системы у подростков, о влиянии загрязнений воздуха на работу дыхательной системы;
Дать оценку состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
Объект исследования : учащиеся школы
Предмет исследования исследование состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость . Полученные результаты можно использовать в качестве пропаганды здорового образа жизни и активных занятий такими видами спорта: легкая атлетика, лыжи, плавание
Гипотеза исследования:
Считаем, что если нам в ходе исследования удастся выявить определённое положительное влияние
занятий спортом на состояние дыхательной системы, то можно будет пропагандировать их
Как одно из средств укрепления здоровья.
Теоретическая часть
1. Строение и значение дыхательной системы человека.
Дыхание – это основа жизни любого организма. В ходе дыхательных процессов кислород поступает ко всем клеткам тела и используется для энергетического обмена – расщепления пищевых веществ и синтеза АТФ. Сам процесс дыхания состоит из трех этапов: 1 -внешнее дыхание (вдох и выдох), 2 -газообмен между альвеолами легких и эритроцитами, транспорт кислород а и углекислого газа кровью, 3- клеточное дыхание – синтез АТФ при участии кислорода в митохондриях. Дыхательные пути (носовая полость, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) служат для проведения воздуха, а газообмен происходит между клетками легких и капиллярами и между капиллярами и тканями организма. Вдох и выдох происходят за счет сокращений дыхательной мускулатуры – межреберных мышц и диафрагмы. Если при дыхании преобладает работа межреберных мышц, то такое дыхание называется грудным (у женщин), а если диафрагмы – то брюшным (у мужчин). Регулирует дыхательные движения дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. Его нейроны реагируют на импульсы, приходящие от мышц и легких, а также на повышение концентрации углекислого газа в крови.
Жизненная емкость легких - это тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального входа. Жизненная ёмкость легких является возрастным и функциональным показателем системы дыхания. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает приспособляемость больного к выполнению физической нагрузки. При регулярных занятиях спортом увеличивается жизненная емкость легких, происходит наращивание мощности дыхательных мыщц, подвижности грудной клетки, эластичности лекгих. Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы определяли с помощью спирометра. Спирометр имеется в медицинском кабинете каждой школы.
Практическая часть
1. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе и выдохе (проба Генчи-Штанге) Проба Штанге: обследуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и вновь вдох, составляющий 80 - 90 процентов от максимального. Отмечается время задержки дыхания в секундах. При обследовании детей проба проводится после трех глубоких вдохов. Проба Генчи: после обычного выдоха исследуемый человек задерживает дыхание. Время задержки определяется в секундах.
Для проведения экспериментального исследования нами было подобрано две группы добровольцев восьмых классов по 10 человек, различающиеся тем, что в одной группе были учащиеся, активно занимающиеся спортом (таблица 1), а в другой равнодушные к занятиям физкультуры и спорта (таблица 2).
Таблица 1. Группа испытуемых ребят, занимающихся спортом
№ п/п | Имя испытуемого | Вес (кг.) | Рост (м.) | Индекс Кетле (вес кг./рост м 2 ) N = 20-23 |
||
фактически | норма |
|||||
Алексей | 1,62 | 17,14 меньше нормы | 19,81 |
|||
Денис | 14 лет 2 мясаца | 1,44 | 20,25 норма | 16,39 |
||
Анастасия | 14 лет 7 месяцев | 1,67 | 17,92 меньше нормы | 20,43 |
||
Сергей | 14 лет 3 месяца | 1,67 | 22,59 норма | 20,43 |
||
Михаил | 14лет 5 месяцев | 1,70 | 22,49 норма | 20,76 |
||
Елизавета | 14 лет 2 месяца | 1,54 | 19,39 меньше нормы | 18,55 |
||
Алексей | 14 лет 8 месяцев | 1,72 | 20,95 норма | 20,95 |
||
Максим | 14 лет 2 месяца | 1,64 | 21,19 норма | 20,07 |
||
Никита | 14 лет 1 месяц | 1,53 | 21,78 норма | 18,36 |
||
Андрей | 15 лет 2 месяца | 1,65 | 21,03 норма | 20,20 |
ИМТ = m| h 2 , где m – масса тела в кг, h – рост в м. Формула идеального веса: рост минус 110 (для подростков)
Таблица 2. Группа испытуемых ребят, не занимающихся спортом
№ п/п | Имя испытуемого | Возраст (полных лет и месяцев) | Вес (кг.) | Рост (м.) | Индекс Кетле (вес кг./рост м 2 ) N = 20-25 |
|
фактически | норма |
|||||
Алина | 14 лет 7 месяцев | 1,53 | 21,35 норма | 18,36 |
||
Виктория | 14 лет 1 месяц | 1,54 | 18,13 меньше нормы | 18,55 |
||
Виктория | 14 лет3 месяца | 1,59 | 19,38 меньше нормы | 21,91 |
||
Нина | 14 лет 8 месяцев | 1,60 | 19,53 меньше нормы | 19,53 |
||
Карина | 14 лет 9 месяцев | 19,19 меньше нормы | 22,96 |
|||
Светлана | 14 лет 3 месяца | 1,45 | 16,64 меньше нормы | 16,64 |
||
Дарья | 14 лет 8 месяцев | 1,59 | 17,79 меньше нормы | 19,38 |
||
Антон | 14 лет 8 месяцев | 1,68 | 24,80 норма | 20,54 |
||
Анастасия | 14 лет 3 месяца | 1,63 | 17,68 меньше нормы | 19,94 |
||
Руслана | 14 лет 10 месяцев | 1,60 | 15,23 меньше нормы | 19,53 |
Анализируя данные таблицы, мы заметили, что абсолютно у всех ребят из группы не занимающихся спортом индекс Кетле (массо-ростовой показатель) ниже нормы, а по физическому развитию ребята имеют средний уровень. Ребята из первой группы наоборот все имеют уровень физического развития выше среднего и по 50 % испытуемых по массо-ростовому индексу соответствуют норме, оставшаяся половина не значительно превышают показатели нормы. По внешнему облику ребята из первой группы сложены более атлетически.
У здоровых 14 -летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 25, девочек 24 секунд . При пробе Штанге испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых 14 – летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 64, девочек – 54 секунд . Все пробы повторяли три раза.
На основе полученных результатов было найдено среднее арифметическое и данные были занесены в таблицу № 3.
Таблица 3. Результаты функциональной пробы Генчи-Штанге
№ п/п | Имя испытуемого | Проба Штанге (сек.) | Оценка результата | Проба Генчи (сек.) | Оценка результата |
|
Группа, занимающихся спортом |
||||||
Алексей | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Денис | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Анастасия | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Сергей | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Михаил | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Елизавета | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Алексей | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Максим | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Никита | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Андрей | Выше нормы | Выше нормы |
||||
Алина | Ниже нормы | Ниже нормы |
||||
Виктория | Ниже нормы | Ниже нормы |
||||
Виктория | Ниже норма | Ниже нормы |
||||
Нина | Ниже нормы | Ниже нормы |
||||
Карина | Ниже нормы | Ниже нормы |
||||
Светлана | Ниже нормы | Норма |
||||
Дарья | Ниже норма | Выше нормы |
||||
Антон | Ниже нормы | Выше нормы |
||||
Анастасия | Норма | Норма |
||||
Руслана | Норма | Норма |
C пробой Генчи в первой группе все справились успешно: 100 % ребят показали результат выше нормы, а во второй группе только 20 % показали результат выше нормы, 30% соответствует норме,а 50 % – наоборот ниже нормы.
С пробой Штанге в первой группе 100 % ребят дали результат выше нормы, а во второй группе с задержкой дыхания на вдохе в пределах нормы справились 20%, а оставшаяся группа показала результаты ниже нормы. 80%
2. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки (проба Серкина)
Для более объективной оценки состояния дыхательной системы испытуемых мы провела с ними ещё одну функциональную пробу – пробу Серкина.
После проведенных испытаний результаты оцениваются по данным таблицы 4:
Таблица 4. Данные результаты для оценки пробы Серкина
Задержка дыхания в покое, t сек А | Задержка дыхания после 20 приседаний, t сек. Б –после работы Б/А 100% | Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин, t сек С- после отдыха В/А 100% |
|
Здоров, тренирован | 50 – 70 | Более 50 % от фазы 1 | Более 100 % от фазы 1 |
Здоров, не тренирован | 45 – 50 | 30 – 50 % от фазы 1 | 70 – 100 % от фазы 1 |
Скрытая недостаточность кровообращения | 30 – 45 | Менее 30 % от фазы 1 | Менее 70 % от фазы 1 |
Полученные результаты всех участников эксперимента занесены в таблицу 5:
Таблица 5. Результаты пробы Серкина
№ п/п | Имя испытуемого | Фаза 1 – задержка дыхания в покое, t сек | Задержка дыхания после 20 приседаний | Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин | Оценка результатов |
|||
T 25 0 , сек | % от фазы 1 | t, сек | % от фазы 1 |
|||||
Группа, занимающихся спортом |
||||||||
Алексей | Здоров не тренирован |
|||||||
Денис | Здоров тренирован |
|||||||
Анастасия | Здорова не тренирован |
|||||||
Сергей | Здоров тренирован |
|||||||
Михаил | Здоров не тренирован |
|||||||
Елизавета | Здорова тренирована |
|||||||
Алексей | Здоров тренирован |
|||||||
Максим | Здоров тренирован |
|||||||
Никита | Здоров не тренирован |
|||||||
Андрей | Здоров не тренирован |
|||||||
Группа, не занимающихся спортом |
||||||||
Алина | Здорова не тренирована |
|||||||
Виктория | Здорова не тренирована |
|||||||
Виктория | Здорова не тренирована |
|||||||
Нина | Здорова не тренирована |
|||||||
Карина | Здорова не тренирована |
|||||||
Светлана | Здорова не тренирована |
|||||||
Дарья | Здорова не тренирована |
|||||||
Антон | Здоров не тренирован |
|||||||
Анастасия | Здорова не тренирована |
|||||||
Руслана | Здоров не тренирован |
Проанализировав результаты обеих групп, можем сказать следующее:
Во-первых, ни в первой, ни во второй группе не выявлено детей со скрытой недостаточностью кровообращения;
Во-вторых, все ребята второй группы относятся к категории «здоровые не тренированные», что в принципе и следовало ожидать.
В-третьих, в группе ребят, активно занимающихся спортом, только 50 % относится к категории «здоровые, тренированные», а об остальных пока такового не скажешь. Хотя этому есть разумное объяснение. Алексей участвовал в эксперименте после перенесенного ОРЗ.
в – четвертых, отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить общей гиподинамией 2 группы, что отражается на развитии дыхательной системы
Выводы
Подводя итоги своего исследования, хотим отметить следующее:
Экспериментальным путем нам удалось доказать, что занятия спортом способствуют развитию дыхательной системы, так как по результатам пробы Серкина можно сказать что у 60 % детей из группы 1 время задержки дыхания возросло, а это значит, что у них дыхательный аппарат более подготовлен к нагрузкам;
Функциональные пробы Генчи-Штанге также показали, что ребята из группы 1 находятся в более выгодном положении. Их показатели выше нормы по обеим пробам соответственно 100 % и 100 %.
Новорожденная девочка у молодой мамы выжила. Даже была на исскуственной вентиляции легких. Ведь дыхание – самая важная функция организма, влияющая на физическое и умственное развитие. Недоношенные дети входят в группу риска по заболеванию пневмонией.
Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья. Потому в будущем мы посоветуем ей заняться спортом.
Для укрепления и развития дыхательной системы необходимо заниматься спортом регулярно.
Список литературы
1.Георгиева С. А. « Физиология» Медицина 1986г. Стр 110 - 130
2. Федюкевич Н И. «Анатомия и физиология человека» Феникс 2003г. Стр181 – 184
3. Колесов Д.В.., Маш Р.Д. Беляев И.Н.Биология: человек. – Москва, 2008 8 кл.
4. Федорова М.З. В.С.Кучменко Т.П. Лукина. Экология человека Культура здоровья Москва 2003 стр 66-67
Ресурсы интернет
5.http://www.9months.ru/razvitie_malysh/1337/rannie-deti
Функциональная проба - неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.
Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.
Приводим наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.
Функциональные пробы позволяют получить информацию о функциональном состоянии органов дыхания. С этой целью применяют спирометрию, ультразвуковое исследование, определение минутного и ударного объемов и другие методы исследования. Спирометрия - измерение жизненной емкости легких и других легочных объемов при помощи спирометра. Спирометрия позволяет оценить состояние внешнего дыхания.
Функциональная проба Розенталя позволяет судить о функциональных возможностях дыхательной мускулатуры. Проба проводится на спирометре, где у обследуемого 4-5 раз подряд с интервалом в 10-15 с. определяют ЖЕЛ. В норме получают одинаковые показатели. Снижение ЖЕЛ на протяжении исследования указывает на утомляемость дыхательных мышц.
Проба Вотчала-Тиффно - функциональная проба для оценки трахеобронхиальной проходимости путем измерения объема воздуха, выдыхаемого в первую секунду форсированного выдоха после максимального вдоха, и вычисление его процентного отношения к фактической жизненной емкости легких (норма - 70-80 %). Пробу проводят при обструктивных заболеваниях бронхов и легких. Коэффициент использования кислорода - процентное отношение доли кислорода, используемой тканями, к общему содержанию его в артериальной крови. Является важным показателем, характеризующим процессы диффузии через альвеолярно-капиллярные мембраны (норма 40 %). Кроме того, по специальным показаниям проводят бронхоспирографию (изучение вентиляции одного легкого, изолированного путем интубации бронха); тест с блокадой легочной артерии и измерением давления в ней (повышение давления в легочной артерии выше 40 мм рт. ст. свидетельствует о невозможности пневмоэктомии из-за развития после операции гипертензии в легочной артерии).
Функциональные пробы на задержку дыхания - функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки в секундах. Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генчи - на фоне глубоко выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.
Оборудование: секундомер.
Проба Штанге. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время.
После проведения первой пробы необходим отдых 2-3 минуты.
Проба Генчи. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и задержать дыхание на максимально возможное для него время.
Оценка результатов тестирования проводится на основании таблиц (Таблица 1, Таблица 2). Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородообеспечения человека.
Таблица 1. Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи
Таблица 2. Оценка общего состояния обследуемого по параметру пробы Штанге