Климат в семье: социальные и психологические аспекты. Психологическая обстановка в полной семье

Что же понимается под социально-психологическим климатом семьи? И какие показатели влияют на удовлетворенность климатом в семье?

Социально–психологический семейный климат – это степень удовлетворенности супругов атмосферой в семье. Дружеское общение и психологическая поддержка членов семьи являются показателями психологического климата в семье. Психологические факторы выступают важной составляющей семейных отношений.

Также на климат в семье влияет сексуальная совместимость и совместный досуг. В ходе многочисленных исследований выявлена следующая тенденция: чем больше стаж семейной жизни, тем выше удовлетворенность психологической поддержкой. Это и не удивительно, так как со временем повышается психологическая адаптация к партнерам.

Если спросить женщину о социально-психологическом климате в ее семье, то окажется, что она более критична в оценке данного вопроса, чем ее мужчина. Это подтверждают исследования психологов. Для крепкого брака женщинам важны следующие показатели: отсутствие бытовых проблем, семейный отдых, гармоничные сексуальные отношения, общение, дружба, забота, психологическая атмосфера. Для мужчин же главное в семейных отношениях – общие интересы с детоцетристским уклоном.

Практические исследования показывают, что если браком удовлетворен хотя бы один из супругов, то это способствует благоприятному климату в семье. На благоприятный климат в семье оказывает влияние количество детей в семье: чем больше детей в семье, тем благоприятнее семейный климат.

Некоторые психологи-социологи склоняются к тому, что степень удовлетворенность браком и соответственно благоприятный климат в семье зависит от самого человека , а точнее сказать, человек, способный брать на себя ответственность за все в своей жизни, всегда удовлетворен браком.

Факторы, влияющие на благоприятный климат в семье

1) «Социально-демографические и экономические характеристики семьи»

Примеры показателей: общий доход семьи, количество детей, возраст мужа и жены.

2) «Внесемейная сфера жизнедеятельности супругов»

Примеры показателей: профессия супругов, социальное окружение.

3) «Установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности»

Примеры показателей: взгляды супругов на распределение бытовых и хозяйственных обязанностей, проведение досуга.

4) «Характеристики межсупружеских отношений»

Примеры показателей: общность моральных ценностей, отношение к любви и верности, уважение друг к другу.

Как возобновить благоприятный климат в семье?

К сожалению, много семей с неблагоприятным климатом в семье. В этих семьях каждый живет своей жизнью. В семье не принято решать проблемы за «круглым» столом, каждый решает свои проблемы самостоятельно. Не только проблемы решаются каждым членом семьи самостоятельно, но и радостные моменты членов семьи остаются без внимания. К примеру, не поздравляют друг друга с днем рождения, первой пятеркой и так далее.

Неблагоприятный климат в семье складывается не только в неблагополучных семьях, но и в семьях, ведущих здоровый образ жизни. В чем же причина? Причиной возникновения негативного семейного климата является отсутствие общения.

Для возобновления благоприятного климата в семье нужно наладить коммуникацию. Общаться нужно не только с супругом, но с детьми. Причем говорить нужно обо всем, не умалчивать обиды. Темы для разговора должны быть разнообразными. Говорите о чем угодно: о погоде, о мужчине, наступившем вам на ногу, о новой учительнице в школе, о политике, о цветах или просто расскажите о прошедшем дне.

Придумайте семейную традицию, например, ужинать каждый вечер за одним столом, или на два часа отключать интернет и играть в настольные игры. Чаще выбирайтесь всеми на совместный отдых, который бы подходил всем членам семьи.

Этот совет, возможно, кому-то покажется банальным, но, без сомнений он самый действенный для возобновления благоприятного климата в семье.

Хочешь, уважаемый читатель, новых статей из этого блога? Заполни форму ниже.

1.1. Психологическая обстановка в полной семье.

В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к нему взрослого как оценку своего поведения, оценку себя в целом. Ребенок не может еще понять, что плохое или рав­нодушное отношение взрослого может быть вызвано раз­личными причинами, он воспринимает такое отношение как оценку своей личности. Постоянная невозможность удов­летворения потребности ребенка в положительной оценке со стороны взрослого вызывает тяжелое эмоциональное со­стояние неудовлетворенности, чувство эмоционального не­благополучия.

При отсутствии психолого-педагогической помощи сня­тие отрицательных переживаний происходит за счет иска­жения представлений ребенка о своем поведении. Он стано­вится «непроницаем» для любых отрицательных (как спра­ведливых, так и несправедливых) оценок взрослого. Это является одним из способов избежать болезненных сомне­ний в отношении самооценки.

Как отмечал В.А. Сухомлинский, ребенок, переживший в раннем детстве обиду, несправедливость, становится бо­лезненно восприимчив к малейшим проявлениям неспра­ведливости, равнодушия. Каждое столкновение с обидой, неправдой вновь и вновь уязвляет детское сердце, и ребе­нок видит зло даже там, где его нет. Иными словами, не­удовлетворенность значимых для человека потребностей приводит к искаженному восприятию отношений к нему окружающих. Тогда ребенок все больше замыкается в себе, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу то, что он способен противопоставить, - непослушание, строптивость, резкость и грубость, своеволие, желание делать все не так, как требуют взрослые, чтобы напомнить о себе, заявить людям о своем праве на внимание.

На попытки педагога установить контакт такой ребенок отвечает недоверием, поскольку часто он внутренне убежден во враждебности к нему со стороны окружающих, в том, что слова воспитателя лживы, что он стремится его обма­нуть, ввести в заблуждение, как бы усыпить его бдитель­ность. Поэтому нередко бывает так, что даже опытный, чут­кий педагог не всегда может быстро вступить в контакт с таким ребенком, завоевать его расположение. На заботу, доброту, ласку ребенок отвечает недоверием, а то и гру­бым, вызывающим поведением.

Конечно, в каждой семье есть свои нюансы, сложности и проблемы. Попытка все это схематизировать и дать точную классификацию типов воспитания детей, куда бы «вписа­лась» любая конкретная семья, вряд ли осуществима. Лю­бой конкретный случай всегда индивидуален, как и каж­дый человек с его субъективностью и неповторимостью. Однако можно определить основные параметры воспитатель­ных воздействий, различные сочетания которых составляют типы семейного воспитания.

Здесь будут рас­смотрены лишь два, на мой взгляд, основных параметра семейного воспитания. Это, во-первых, внимание к детям: степень контроля за ними, руководство их поведением; и во-вторых, эмоциональное отношение к ребенку: степень душевного контакта с сыном или дочерью, нежность, лас­ковость в обращении с ним.

Гиперпротекция

Повышенная опека ребенка, лишение его самостоятель­ности, чрезмерный контроль за поведением - все это ха­рактеризует воспитание по типу гиперпротекции. Когда ро­дители, боясь «дурного влияния», сами выбирают друзей сыну или дочери, организуют досуг своего ребенка, насильно навязывают свои взгляды, вкусы, интересы, нормы поведе­ния - это доминирующая гиперпротекция. Часто такой тип воспитания встречается в авторитарных семьях, где детей приучают безоговорочно подчиняться родителям или одно­му из взрослых членов семьи, волю которого исполняют все остальные. Эмоциональные отношения здесь обычно сдер­жанные. У детей нет глубокого душевного контакта с отцом и матерью, поскольку постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребенка мешают есте­ственному развитию детской привязанности и формируют только уважение и страх.

Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции у повзрослевшего ребенка вызывает либо гипертрофирован­ную реакцию эмансипации, и подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становится неуправляемым (пер­вый вариант), либо формирует конформный (приспособ­ленческий, пассивный) тип личности. Во втором варианте ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам. У него не развивается чувство ответственности за свои действия, самостоятельность в принятии решений, нет цели в жизни. Он часто оказывается беспомощным в новой ситуации, неприспособленным, склонным к невро­тическим или непродуктивным реакциям.

Асоциальные группы привлекают таких подростков чаще всего тем, что они чувствуют психологическую защищен­ность, отсутствие «давления» со стороны родителей. Они легко идентифицируют себя с другими подростками и охот­но подчиняются лидеру, как раньше подчинялись отцу или матери. Обычно такие метаморфозы происходят во время длительного срока пребывания вне дома, например, учеба в другом городе, в техникуме, училище; переезд из села в город; поступление на работу и т. п. Оставшись без «поводы­ря», они готовы следовать за первым попавшимся челове­ком, который захочет «вести» их за собой. Например, если такой подросток, поступив работать на завод, попадет в бригаду, где по любому поводу принято употреблять спир­тное, то он, не задумываясь, перенимает эту традицию, заставляет себя пить, выполняя требования традиций, под­ражая старшим членам бригады и безоговорочно подчиня­ясь им.

К доминирующей гиперпротекции относится и воспита­ние в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов гораздо больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения более теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, вплоть до нервных срывов или формирования комплекса неполноцен­ности. В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в даль­нейшем часто становится толчком к употреблению психо­тропных веществ.

Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех пове­денческих проявлений означает воспитание по типу потвор­ствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремят­ся выполнить любую его прихоть, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он - объект обожания, «ку­мир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преуве­личивать его способности, не замечать отрицательные каче­ства, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и пре­пятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подро­стки считают себя стоящими вне критики, осуждений и за­мечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту позицию формирует и подкрепляет поведение родителей, кото­рые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.

Естественно, что личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью. Лишение привычной атмосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает у подростка социальную дезадаптацию, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация. Не­умение преодолевать трудности, отсутствие опыта пережи­вания отрицательных эмоций побуждают его к употребле­нию психотропных веществ, поскольку они дают возмож­ность быстро без всяких усилий (волевых, интеллектуальных, духовных) изменить свое психическое состояние.

Следует отметить, что подростки, воспитывающиеся в условиях потворствующей гиперпротекции, крайне редко попадают в поле зрения нарколога не потому, что среди них реже встречаются случаи употребления психотропных веществ. Просто родители всеми силами стараются скрыть факты употребления алкоголя или наркотиков. Сначала они пытаются оправдать своего ребенка, как бы «не замечая» того, что происходит, или, объясняя такое поведение под­ростка его тонким душевным складом, необходимостью сти­мулирования творческих способностей. Затем подростка на­чинают лечить частным образом, чтобы избежать постанов­ки на наркологический учет. И только когда подросток совершает преступление или все средства самостоятельного лечения исчерпаны, он поступает в наркодиспансер, чаще всего уже в очень запущенном состоянии.

Гипопротекция

Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональ­ным контактом, т. е. родители любят ребенка, хотя и не за­нимаются его воспитанием, то такой ребенок растет в ситу­ации вседозволенности, у него не вырабатывается привыч­ка к организованности, планированию своего поведения. Преобладают импульсы, отсутствует представление о том, что «хочу» должно быть на втором месте после «надо». У таких детей к подростковому возрасту, по сути, не развива­ется саморегуляция, и их поведение аналогично поведению акцентуантов по неустойчивому типу.

К серьезным негативным последствиям ведет воспита­ние в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональ­ной холодностью родителей, отсутствием душевного кон­такта. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою не­нужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со сто­роны отца и матери, и эти переживания способствуют фор­мированию у него комплекса неполноценности. Дети, ли­шенные любви и внимания родителей, вырастают озлоб­ленными, агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на самих себя, во всех видят врагов, а своей цели добиваются силой или обманом.

Наиболее часто сочетание гипопротекции с эмоциональ­ной холодностью (вплоть до эмоционального отвержения) встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный об­раз жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы. Здесь часто применяют к детям физические наказания, побои и истяза­ния за малейшие проступки или просто так, чтобы «сорвать зло». Тяжелая домашняя обстановка побуждает подростка искать утешения в компании таких же обездоленных сверст­ников. Усвоенные от родителей представления о жизни и ее ценностях (асоциальное поведение, злоупотребление спирт­ными напитками, принципы типа «у кого сила, тот и прав» и др.) они переносят в эту уличную группу, образуя свою криминогенную среду.

Очевидно, что воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными труд­ностями. Лишенный руководства взрослого, его защиты и поддержки, он испытывает отрицательные эмоциональные состояния гораздо чаще, чем может выдержать еще не сфор­мировавшаяся личность. Поэтому вместе умения преодоле­вать трудности, искать выход из фрустрирующей ситуации подросток ищет способ снять напряжение, изменить свое психическое состояние. В этом случае психотропные веще­ства выступают для него универсальным средством для ре­шения всех его жизненных проблем.

Помимо рассмотренных выше основных типов неправиль­ного воспитания, существует еще множество подтипов, где переплетаются различные элементы, входящие в основные. Собственно, в чистом виде указанные типы воспитания встречаются в реальной жизни гораздо реже, чем их сочета­ния. Это обусловлено прежде всего тем, что в настоящее время семья не представляет такого единства, как это было в прошлом веке. Зачастую сейчас члены семьи относятся к ребенку по-разному, создавая каждый свои условия воспи­тания. Например, отец может осуществлять воспитание сына по типу гипопротекции в сочетании с эмоциональной хо­лодностью, мать - по типу доминирующей гиперпротек­ции в сочетании с повышенной моральной ответственнос­тью, а бабушка, с которой внук проводит основную часть своего времени, - по типу потворствующей гиперпротек­ции. Что вырастет из такого ребенка? Трудно сказать. Но можно с уверенностью заявить, что условия для формиро­вания его личности крайне неблагоприятные.

Психологический климат - это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др.

На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов.

Наиболее ярко психологический климат проявляется в совместимости людей. Под этим обычно понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.

Что является показателем совместимости в семье? Факт сохранения семьи и ощущение у членов семьи психологического комфорта, надёжности, защищённости. В такой семье благоприятный психологический климат.

Антиподом совместимости является феномен несовместимости людей, когда происходит отчуждение людей. У супругов может возникнуть временное отчуждение, "психическое насыщение" от общения друг с другом. Учёные считают, что эти отношения могут быть прочными тогда, когда близкие признают друг за другом "право на одиночество", и после этого люди вновь стремятся к взаимному общению.

Совместимость - сложное явление и имеет несколько уровней. Это идейно-нравственная общность и социально-психологическая совместимость. Они проявляются при совпадении основных ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и своё место в нём.

Другими вещами совместимости являются психологический и психофизиологический, которые зависят от особенностей личности, характера и темперамента супругов.

Совместимые партнёры имеют подобие одних качеств (уровень интеллекта, воспитания и т.д.) и в то же время могут иметь контраст других, связанных с особенностями темперамента. В повседневной жизни надо настраиваться на поиски совместимого человека. Но идеалов не бывает, и необходимо понимать друг друга, соразмерять собственные желания и потребности с устремлениями другого человека.

Семейное счастье - не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом - безусловно, сложное дело, требующее, как было сказано выше, большого уровня знаний и умений - например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления принять на себя ответственность за решение сложных вопросов; наконец, умения создать благоприятный психологический климат в своей семье.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. В зависимости от степени неурядиц различают семьи: - конфликтные, в которых возникают разногласия между интересами и желаниями членов семьи, которые порождают сильные и продолжительные отрицательные эмоции, кризисы, где нужды и интересы членов семьи сталкиваются особенно резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи; - проблемные, которые нуждаются в помощи в конструктивном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным "психологическим убежищем". Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Хотелось бы рассмотреть взгляд В.С. Торохтия на проблему социально-психологического климата и психологического здоровья семьи. Он говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот "интегральный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды", не тождествен понятию "социально-психологический климат", которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т.д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием ее существования является целостность - более приемлем термин "психологическое здоровье семьи".

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего, характеризуют степень ее благополучия.

Неполные семьи - это семьи с одним родителем и детьми. В 1989 г. - 15,1%, 1994 - 18,6% неполных семей. В неполных семьях воспитывается каждый 7-ой ребенок в России. В городах неполных семей больше, чем в сельской местности.

  • 1. Развод родителей. Уровень разводимости возрастает - примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились.
  • 2. Внебрачные рождения. В 60-70гг. доля внебрачных детей - 10-12%. В 1996 г - 23%. Каждый 5-ый ребенок - вне брака.
  • 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа. Мужчины часто не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.
  • 3. Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских (смертность у мужчин).
  • 4. Расширенные неполные семьи. В результате потери родителей (смерть, потеря родительских прав, пьянство, в тюрьме) внуков воспитывают пенсионеры - бабушки и дедушки.

Неполная семья - это семья, где нет одного из родителей. Чаще всего встречаются ситуации, когда в семье нет отца. Обычно это становится некой проблемой в возрасте с 3 лет т. к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, или активнее общаются со сверстниками и начинают замечать, что в других семьях есть папа. Рано или поздно матери задаётся вопрос: где наш папа или почему у нас нет папы. Нельзя точно дать рекомендации, когда нужно говорить ребёнку правду, это конечно зависит от всей ситуации в целом, одно можно сказать точно, что, отвечая на вопрос ребёнка нужно избегать сильного негатива или слишком резких или грубых замечаний в сторону отца ребёнка. Конечно, дети из неполной семьи могут вырасти немного более стеснительными, ранимыми, чем дети из полной семьи, но обычно это бывает в случае слишком сложном эмоциональном состоянии матери. Мать, которая уверена, что справится с задачей воспитания своего ребёнка, которая поддерживает и во всём старается понять своего малыша, и не теряет своего душевного равновесия, сможет вырастить замечательного сына или дочь.

Особенно актуальная проблема - это появление нового папы. Если ребёнок ещё очень маленький, то этот период не является чем-то сложным для малыша. Если папа появляется в более сознательном возрасте ребёнка, то он может отреагировать по-разному. В 3 года период знакомства с новым членом семьи может протекать более или менее спокойно, но в возрасте от 6 лет, когда ребёнок уже привык жить только с мамой вдвоем, он может начинать протестовать. Родители должны понимать, что малыш не относится негативно к конкретному человеку, хоть это и кажется так, а под его отрицательными эмоциями часто скрывается страх, что теперь всё будет иначе, а значит плохо. Ребёнок начинает бояться, что его мама начнёт любить его меньше, будет больше проводить времени с этим незнакомым человеком и т.д. В такой ситуации понимание и терпение следует проявить как матери, так и новому отцу. Проводите больше времени все вместе, говорите, как вы его любите, объясняйте, что в новой сложившейся ситуации нет ничего плохого и т.д.

Такая же сложная ситуация и у тех семей, где появляется новая мама. Многие женщины уверены в том, что всегда смогут найти общий язык с ребёнком своего мужчины, но часто сталкиваются с совсем противоположной ситуацией, оказываясь к этому совершенно не готовы. Тут стоит дать один совет, женщина, входящая в новый дом пытается как-то поменять то, что она считает теперь своим, в том числе и "правильно" воспитать теперь уже и её детей, но это является заблуждением. Попытки переделать тот уклад, который уже сформировался и без Вас может привести к печальным последствиям. В начале необходимо наладить хорошие и доверительные отношения с ребёнком, а уже потом осторожно направлять его. Женщина может столкнуться с особой сильной ревностью, если у мужчины есть дочь. Здесь важно особенно постепенно налаживать взаимопонимание. Не старайтесь давить, угрожать или ругать ребёнка, это ни к чему не приведёт и только усложнит ситуацию.

Если ребёнок столкнулся с разводом родителей, и хорошо помнит своего отца или мать, здесь могут возникнуть дополнительные проблемы, такие как сравнения нового члена семьи. Высказывания вслух сравнительных фраз, которые конечно всегда будут не в пользу нового отца или матери, могут вывести из равновесия, но этого никогда нельзя допускать. Наоборот, стоит подробнее расспросить ребёнка о тех хороших качествах, которые он помнит о своём родителе и возможно даже что-то воспроизвести.

Если отец (мать) ребёнка, не смотря на то, что он живёт не в семье, принимает активное участие в воспитании своего малыша, в этом случае ребёнку нужно объяснить, что у него всегда будет тот единственный настоящий отец (мать), а Вы не претендуете на это место, и лишь хотите быть рядом с ребёнком, помогать ему, общаться и т.д.

Только терпение и понимание чувств ребёнка поможет Вам создать настоящею счастливую семью!

В любой семье есть определенные доминирующие взаимоотношения. Будучи как положительными, так и деструктивными, они задают общую атмосферу семейной жизни, предопределяют ее комфортность, сплоченность членов семьи, их взаимозависимость друг от друга. Речь идет ни о чем другом, как о психологическом внутрисемейном климате.

«Психологический климат» - что это такое

Говоря простым языком, семейный психологический климат – это то настроение, которое превалирует в отношениях. Не секрет, что в любой семье случаются и ссоры, и непонимание, однако если конфликты являются нормой («ни дня без скандала»), можно говорить о том, что психологический климат этой семьи является неблагоприятным. Напротив, если между супругами, детьми преобладают доверительные, уважительные отношения, и атмосфера будет соответствующей.

Хороший психологический климат дает членам семьи уверенность друг в друге, чувство поддержки, защищенности, ответственность за свою семью и гордость к принадлежности ей. С другой стороны, отрицательный климат формирует тревожность, отчуждение от семьи, эмоциональный дискомфорт. Поэтому формирование положительного внутрисемейного климата является необходимым для счастливого брака.

Налаживание внутрисемейной атмосферы

Для улучшения психологической атмосферы в семье нужно прежде всего отказаться (по возможности) от местоимений «твой», «мой», «я», заменив их на «наш» и «мы». Эта, казалось бы, мелочь действует на подсознательном уровне, устраняя эффект отчуждения от других членов семьи и в то же время не выделяя кого-то в отдельную единицу.

Еще один желательный атрибут психологического семейного комфорта – совместный прием пищи. Пусть ужин будет чуть позднее, однако за столом соберутся оба супруга, дети. Телефоны, компьютеры, телевизор при этом лучше исключить, отдав предпочтение личному общению. К примеру, можно обсудить, кто как провел день, выяснить планы на завтра или ближайшее время, решить сложные вопросы, требующие поддержки или участия близких. Подобная практика формирует чувство общности, «плеча», давая человеку ощущение принадлежности семье.

Огромное значение имеет совместное ведение быта. К сожалению, когда один из супругов работает допоздна, разделить домашние дела поровну вряд ли получится. И все же нужно определить какое-то дело, которое члены семьи будут делать только вместе. Пусть это будет субботняя уборка или приготовление воскресного обеда, а может, совместный поход за покупками, но обязательно предполагающий участие обоих супругов и всех детей.

Безусловно, свою роль играет и семейный отдых. Отмечено, что семьи, имеющие общее увлечение, семейные традиции, реже ссорятся по мелочам. Можно взять себе за правило ходить каждые выходные, к примеру, на футбол или в кино. А может, просто выбираться на прогулку всей семьей. Хорошо, если есть возможность куда-то выехать в летние или зимние каникулы – ожидание, предвкушение совместной поездки также положительно скажется на общей семейной атмосфере.

Однако не стоит забывать о личном пространстве, которое должно оставаться у каждого из супругов даже в самой дружной семье. Порой и мужу, и жене нужно побыть одному. Кому-то необходимо «сбежать» из дома, для других достаточно будет посидеть спокойно за книгой, забыв о семейных делах. Такая передышка позволит снять накопившуюся усталость, не вредя при этом брачным отношениям. Не зря ведь на любой работе положен отпуск – отдохнув, человек вернется к семейному очагу полным энергии и положительных эмоций.

Формирование благоприятного внутрисемейного климата – процесс ежедневный, требующий участия всех членов семьи, однако не предполагающий каких-либо денежных вложений или трудоемких действий. Достаточно лишь любить, уважать своих близких и ценить их присутствие. И тогда атмосфера внутри семьи будет наполнена светлыми чувствами.

Что делает это учение обширным и разносторонним, зависящим от множества факторов, взаимодействия участников и их характеристик как отдельных личностей.

Так же понятие семьи в психологии часто выступает как малая группа, или самоорганизующаяся система, в формировании и развитии которой особую роль играет психологический климат. И главной задачей всех участников играющих свою роль в семейных отношениях определить, как можно прогнозировать психологический климат в семье, и контролировать его влияние.

Что такое психологический климат?

Для начала рассмотрим, что такое психологический климат в семье, и почему он так важен.

Четкого научного определения понятию психологического климата, как такового не существует. В литературе при описании этого явления часто используются еще такие синонимы как «психологическая атмосфера», «эмоциональный климат» и прочее. Таким образом, можно сделать вывод, что это в своем роде характеристика, отражающая удовлетворенность всех членов семьи, а в особенности супругов общими аспектами жизнедеятельности. Проще говоря, это некий индикатор уровня счастья и благополучия семьи. Определение такого уровня и поддержание его на оптимальном уровне необходимо для полноценного развития, как супругов, так и их детей. Так как, психологический климат понятие не устойчивое, и его нельзя закрепить, то определяется система прогнозирования общего эмоционального состояния, и выделены определенные действия для его систематического поддержания.

Благоприятный психологический климат способствует снятию напряжения, регулированию остроты конфликтных ситуаций, созданию гармонии и развитию чувства собственной социальной значимости. При этом все эти факторы будут касаться не только семьи как обобщенной единицы, но и каждого ее участника отдельно. Вступая в брак, молодые супруги должны иметь определенный психологический настрой, готовность идти на компромисс и уступки, развивать в себе доверие, уважение и взаимопонимание по отношению друг к другу. Только в таком случае, можно говорить, о возможности хорошего психо-эмоционального состояния новой ячейки общества.

Создание психологического климата.

Как говорилось выше, психологический климат семьи – понятие не постоянное, не имеющее стабильной основы и требующее постоянной работы. В создании эмоционального состояния обязаны принимать участие все члены семьи, только в этом случае, возможен полноценный успешный результат. От степени стараний и желания в первую очередь супругов, будет напрямую зависеть длительность брака, его эффективность, и благополучие. По сравнению с прошлым тысячелетием, современные молодожены больше подвержены действию собственных эмоциональных факторов, нежели сложившимся устоям института брака, что так же отражается на стойкости семейных отношений и эмоциональном фоне в семье. Поэтому, можно смело заявить, что первым фактором, отвечающим за оптимальный психологический климат в семье, будет эмоциональный контакт. Так же на создание положительного или отрицательного психологического климата в семье будет влиять совокупность настроения всех членов семьи, их общий настрой, наличие душевных переживаний или волнений, наличие или отсутствие работы, материального достатка, отношения к занимаемой должности или выполняемой работе, а так же порядок построения отношений между супругами, а затем, между родителями и детьми. Только после оценки всех этих факторов можно говорить о стабильности или нестабильности климата в семье, и прогнозировать психологический климат на дальнейшее время.

Прогнозирование психологического климата.

Процесс прогнозирования психологического климата в семье является ничем другим, как обычным анализом, общего эмоционального состояния семьи, с учетом уровня семейной коммуникации и общего настроя.

Таким образом, определение, как можно спрогнозировать психологический климат в семье, сводится к обычному наблюдению, с вынесением определенных выводов. Таким образом, после выведения результата эмоциональный климат семьи можно прогнозировать как благоприятный и неблагоприятный.

Для прогнозирования благоприятного психологического климата необходимо наличие таких признаков: чувство защищенности, доброжелательность, умеренная требовательность, возможность всестороннего развития, сплоченность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность, гордость за семью. Таким образом, как результат, получаем надежную крепкую семью, в которой царит атмосфера любви и уважения, присутствует готовность помочь, желание проводить время вместе и общаться.

Но возможет и другой исход, когда для семьи, прогнозируется понижение уровня психологического климата до неблагоприятного. Основными признаками такого состояния семьи являются: тревожность, отчуждение, дискомфорт, эмоциональное напряжение, страх, стресс, необщительность и другие. В таком случае при длительном стабильно негативном положении в семье, прогнозируется неблагоприятный климат, который в дальнейшем приведет к дефициту положительных эмоций, развитию ссор, депрессий, постоянной психологической напряженности и негативно скажется на общем состоянии здоровья семьи, не только моральном, но и физическом.

При нарушениях психологического здоровья семьи, негативные последствия сказываются на каждом из ее участников. Изменить психологический климат, возможно только при стремлении всех членов семьи к достижению поставленной цели, а именно к урегулированию общего эмоционального состояния.