Развитие периферического поля зрения. Боковое зрение

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру.

Автор новой книги о тренинге зрения описывает упражнение на основе метода Фельденкрайза, которое может не только расширить диапазон вашего периферического зрения, но и странным образом также расширить прочие ощущения.

Тело движется в ответ на зрительные ориентиры

Рассмотрим способ, с помощью которого мы тестируем использование глаз путём «чтения проверочной таблицы»: Если вы можете прочесть таблицу (то есть, с определённого расстояния способны распознать знакомые очертания букв на строках), то ваши глаза в порядке.

Если нет, обращайтесь к доктору за очками. Конечно, ортодоксальный офтальмолог проведёт более всестороннее обследование, но большей частью он будет тестировать вашу способность читать.

Глаза, вероятно, наиболее важные и вместе с тем наименее понятные из сенсорных органов человека.

Это всё, что касается зрения?

Сейчас найдены новые факты относительно того, что чтение (то есть распознавание запомненных ранее образов) - это только малая часть того, что делают глаза, и, с позиции хорошего использования тела и ума, оно является менее важным, чем другие функции глаз.

Что ещё делают глаза?

Для многих наших действий глаза - инициатор движения. В процессе ловли или удара по мячу, при проходе по забитой мебелью комнате, управлении машиной или самолетом, ходьбе на лыжах или занятиях боевыми искусствами, тело движется в ответ на зрительные ориентиры.

На самом деле, эта функция так важна, и я верю, что обеспечение движений тела - основная функция зрительной системы. Есть значимые доказательства того, что чтение и указанное другое использование глаз организовано различными подсистемами внутри зрительной системы. В редких случаях повреждений возможна работа одной подсистемы, даже если другая подсистема разрушена.

Доктор Карл Прибрам (Karl Pribram), нейропсихолог из университета Стэнфорд, описывает случаи того, что он называет «специфической слепотой», когда человек с повреждением центральной нервной системы, не может «видеть» объект (то есть, не может назвать его), но может указать на него.

Он назвал это инструментальным осознаванием в противоположность своего рода вербального осознавания, которое позволяет нам читать.

Рассмотрим два интересных использования глаз, которые большинство из нас испытывали, но мало кто осознавал:

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру. Каким-то образом, на расстоянии 10 шагов от обочины, глаза судят, могут ли ступни быть расположены правильно, чтобы ступить на обочину, и если нет, ноги переходят на быстрые полшага, чтобы достичь правильного расположения.

Мы все делаем это, не задумываясь, но если вы обратите особое внимание, вы можете заметить, как делаете это. Также, если вы когда-то ехали верхом на лошади на неровной местности, вы должны были ощутить, как лошадь делает эту "смену шага", приближаясь к преграде.

В качестве другого примера, подумайте о ходьбе по комнате, полной мебели. Едва бросив взгляд, глаза замечают расположение мебели, и затем мы идём, не врезаясь ни во что. Это использование глаз сильно отличается от того, что мы делаем при чтении.

Это другое использование глаз очень важно для хорошего самочувствия человека и хорошего использования тела и ума вообще, но практически не осознаётся в нашем обществе.

Чтение считается таким важным - и правда, написанная информация это основа нашей культуры, - что служебно-вспомогательное использование глаз, фактически, игнорируется.

Если зрение не очень хорошее (то есть, мы не можем прочесть проверочную таблицу), мы носим очки, чтобы быть способными читать лучше, но это серьёзно ущемляет наше служебно-вспомогательное зрение.

Как мы увидим далее, обучение чтению без знания этой двойственной функции глаз, может привести к выключению этой двойной фукнции периферического зрения и последующему уменьшению способности двигаться в ответ на зрительные ориентиры.

Большая часть нашей способности двигаться, плюс наша способность реагировать на другие сенсорные сигналы, в результате страдает.


Если у нас проблемы с тем, чтобы отбить теннисный мячик, или мы постоянно врезаемся в мебель, что мы должны делать?

Очки, которые позволяют нам читать, на самом деле, делают объекты более близко расположенными, чем они есть, и мешают служебно-вспомогательному зрению, хотя громадная способность человека к обучению и адаптации, позволяет нам справляться с этим более-менее хорошо.

Вот простое, но удивительно эффективное, упражнение, на основе уроков «Осознавание через движение» метода Фельденкрайза и упражнений для глаз метода Бейтса, которое поможет улучшить служебно-вспомогательное использование глаз.

  • Для начала, снимите очки или контактные линзы.
  • Затем, определите доминантный глаз. Держите правый большой палец на расстоянии вытянутой руки и смотрите через него на некоторый объект по меньшей мере в 3 метрах от вас. Затем закрывайте и открывайте один глаз, затем другой. Когда вы открываете и закрываете доминантный глаз: большой палец, кажется, прыгает в одну сторону, наружу от линии к целевому объекту. Когда вы открываете и закрываете другой глаз, большой палец кажется стоящим неподвижно.
  • Большинство правшей также имеют правый доминантный глаз, то есть он используется для прицеливания в винтовку или для телескопа. Также, большинство левшей имеют ведущий левый глаз. Если доминантная рука и глаз у вас на противоположных сторонах тела, вас называют кросс-доминантным.
  • Чтобы начать упражнение, ложитесь на спину, ноги согнуты в коленях, обе стопы плоско стоят на полу, если вам это удобно. Закройте глаза и прикройте каждый из них ладонью соответствующей руки от света. Экспериментируйте с положением кистей. Если вы поместите мизинцы к носу, а первый сустав этого пальца (где палец подходит к ладони) попадёт на спинку носа, и позволите кончикам пальцев слегка перекрещиваться на лбу, вы обнаружите, что кисти устроены на лице так, будто эти части тела специально предназначены для этого.
  • Несколько минут отмечайте, что вы видите каждым глазом - или скорее, что не видите, так как свет в глаза не поступает. В особенности, сравните левое и правое поле зрения. Они простираются в стороны на равное расстояние? А вверх и вниз? Оба поля зрения одинаково черны?
  • Теперь встаньте, глядя на стену в трёх метрах от вас, и закройте не ведущий глаз (можете закрыть его повязкой). Начните поворачивать всё тело влево и вправо лёгким скручивающим движением. Поворачиваясь, представляйте, что есть что-то слева, что вы хотите увидеть, затем справа, затем слева и т.д. Поворачивайте глаза в сторону и позволяйте телу следовать за глазами, так чтобы глаза вели всё движение. Продолжайте и, обращая внимание на поле зрения, сканируйте тело. Начните со стоп, отмечая как давление смещается влево и вправо, когда вы поворачиваетесь; затем отметьте лодыжки, икры, колени, бедра, позвоночник, грудь, плечи, голову и глаза. Перемещение вашего внимания меняет движение? 3-4 минуты на это сканирование.
  • Теперь сместите весь свой вес на правую стопу и продолжайте поворачиваться влево и вправо, позволяя глазам вести движения. Снова сканируйте тело, от стоп к голове, отмечая, что вы видите. После нескольких минут, сместите вес на левую ногу и повторите весь процесс.
  • Продолжайте поворачиваться влево и вправо, теперь смещая вес на левую стопу при повороте налево, и на правую стопу при повороте направо. Затем, после нескольких минут, измените наоборот смещение веса: чтобы вес уходил на правую стопу при повороте налево, и на левую стопу при повороте направо. Не забывайте отмечать, что вы видите, поворачиваясь, и давать глазам вести движение. Остановитесь и отдохните минуту.
  • Теперь найдите объект прямо перед собой на уровне глаз, на расстоянии в 3 метра. Цветная кнопка идеально подойдёт. Продолжайте поворачиваться влево и вправо, как ранее, но теперь фиксируйте глаз на объекте, чтобы он оставался неподвижным. Это требование ограничит способность головы и тела поворачиваться.
  • Отметьте, как глаз остаётся на месте и голова поворачивается вокруг него - прямо противоположно способу обычного движения головы и глаз. Продолжайте поворачиваться влево и вправо и, поворачиваясь, начните выбирать объекты с краю, слева и справа, сверху и снизу, поля зрения. Глаз остаётся фиксированным на цели, когда вы это делаете. Вы должны обнаружить, что после нескольких минут, вы можете видеть довольно мало объектов без деталей. ​​​​​​​ Продолжайте поворачиваться, отмечая всё поле зрения и сканируя тело от стоп к голове. Вы можете обнаружить, что довольно сложно обращать внимание на ощущения в теле и визуальные образы одновременно поначалу, но если вы будете упорны без напряжения, это может стать легко. Что ещё вы можете видеть, поворачиваясь? Как насчет вашего носа?
  • Продолжайте это движение и смещайте вес на правую стопу, как ранее, на несколько минут, и затем на левую стопу. Затем смещайте вес направо, качаясь вправо, и налево, качаясь влево. Наконец, смещайте вес вправо, качаясь налево, и влево, качаясь направо, всё время сохраняя глаз зафиксированным на цели и сканируя тело своим вниманием.

​​​​​​​

  • Отметьте, как это специфическое движение, позволяет вам двигать глазные мышцы и остальное тело, в то же время сохраняя постоянный зрительный образ. Это позволяет вам проверять и улучшать использование периферического зрения при движении. Вы можете обнаружить, что это очень отличается от статичной проверки, которую вы можете сделать, когда кто-то колеблет светящийся или цветной объект в одну сторону, пока вы стоите неподвижно и смотрите прямо вперёд.
  • Теперь расслабьте глаза и качайтесь влево и вправо самым простым способом, как в начале. Отметьте, как увеличился угол поворота тела. Можете ощутить, что изменилось в вашем теле, что позволяет вам поворачиваться дальше без увеличения усилия? Снова остановитесь и отдохните.
  • Возобновите поворот влево и вправо, но теперь фиксируйте и голову, и глаз на цели. Голова и глаз остаются неподвижными, а тело поворачивается влево и вправо под ними. Снова обратите внимание на всё поле зрения, отмечая объекты с краю, и медленно сканируйте тело. После нескольких минут сместите вес на правую стопу, затем на левую стопу, и затем налево и направо двумя способами, которые вы изучили.

​​​​​​​

  • Если вы внимательно обратите внимание на себя, то будете способны обнаружить интересную связь между осознаванием периферического поля зрения и чем-то, что происходит у вас в уме. Что происходит, когда вы забываете о периферическом поле зрения, и затем, когда вы вспоминаете и обращаете на него внимание снова? Можете вы отметить изменение в слухе, когда делаете это?

​​​​​​​

  • Расслабьте голову и глаза и позвольте всему поворачиваться влево и вправо, как ранее. Отметьте, как угол поворота ещё больше увеличился.
  • Лягте на спину, закройте глаза и покройте их ладонями. Сравните левое и правое поле зрения и отметьте большую разницу в покрытом зрении глаза, который вы сохраняли открытым, с глазом, который вы закрывали. Какой глаз лучше чувствует себя? Откройте глаза и осмотритесь. Что вы видите? Теперь встаньте, закройте доминантный глаз и проделайте всё упражнение снова сначала. Старайтесь делать всё так, чтобы по времени всё упражнение заняло примерно 45-60 минут.
  • Когда закончите, встаньте и посмотрите вокруг. Обращайте внимание не только на то, что вы видите, но и на ощущения в самих глазах, и на мышцы лица вокруг глаз. Посмотрите в зеркало. Как выглядит ваше лицо?

Если вы носите очки или линзы, наденьте их, сравните ощущения вокруг глаз. Как это ощущается теперь?

Подумайте о том, как маленький ребенок учится читать.

Его родители, или учителя, говорили ему, что есть кое-что, что он должен научиться делать, и, вероятно, его естественное любопытство было задето.

Взрослые проводят много часов, читая книги, журналы и газеты; они приходят со странными историями - и проводят много часов, рассуждая между собой о том, что прочитали. Как замечательно должно быть уметь читать!

С книгой в руке ребенок начинает стараться связать незнакомые образы букв с определёнными звуками. Это не так просто, и он концентрируется, фокусируя всё своё внимание на буквах, отметая все мешающие периферические зрительные ощущения, звуки...

Концентрироваться так - очень важный навык, но возможно застрять, когда всё внимание сосредоточено в одной точке, и забыть, что внимание можно расширить.

Один из механизмов сужения внимания - выключение периферического зрения, и это может ассоциироваться с выключением звуков и также ощущений от тела .

Так, если вы обратите внимание на упражнение выше, вы будете способны заметить, что слух "раскрывается", когда вы осознаёте периферическое зрение.

Когда вы начинаете ощущать это улучшенное использование глаз, вы можете попробовать его в разных ситуациях - когда подписываете чек, идёте на прогулку, в кино или в шумный ресторан. Эффект может быть поразительным.

Со временем, если вы активно занимаетесь спортом, вы начнёте замечать, что вы можете привносить и туда улучшенное применение глаз.

Многие люди приходят к ассоциированию идеи концентрации или «попытки концентрироваться» с этим сужением зрительного внимания: на спортивном поле и когда «пытаются концентрироваться на игре», они заглушают большинство зрительных сигналов - и, в особенности, периферическое зрительное поле, которое является частью зрения, вроде бы наиболее связанной с игрой.

Чем больше они стараются, тем больше ограничивают свои ощущения, и тем хуже становится их игра. Это разочаровывающая ситуация, по меньшей мере.

Однако, когда вы начинаете ясно осознавать ощущение этого процесса и как он влияет на вашу жизнь, можно довольно легко начать поворачивать его вспять понемногу.

Вознаграждение в улучшении зрения, лёгкости движений и общем самочувствии, безусловно, стоит того. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Большинство из вас узнали о безынструментальной детекции лжи благодаря сериалу «Обмани меня», затем кто-то прочел книгу, а может и книги Пола Экмана, возможно прочли Джо Наварро или Аллана Пиза и посчитали, что немного попрактиковавшись, станут «видеть людей насквозь». Большинство даже не предполагали о существовании графологии, оперативной психодиагностике, холодном и горячем чтении и о черепно-лицевом профиле. Если и знали, то не предполагали, что это все используется для детекции лжи. Кто-то знал формулу необихевиоризма, но не знал, что она так же используется в профайлинге. Одного знания мимики не достаточно для оперативного видения всей картины в целом. Кто-нибудь слышал о таблицах Шульте? А ведь навык развиваемый ими является основополагающим для отслеживания мимических действий.

Таблицы Шульте — таблицы, в ячейках которой хаотично размещена определенная информация, зачастую — последовательно идущие числа. В самом стандартном исполнении это одноцветная квадратная таблица в 25 ячеек с хаотично разбросанными числами. Задача: найти все числа по порядку за максимально короткое время. При грамотном и регулярном выполнении развивается темп восприятия информации и расширяется периферическое зрение. От развитости которого зависит: увидите ли вы напряжение челюсти (желваки)у своего собеседника или же пропустите, потому что смотрите ему в глаза?

Но как и в тренажерном зале, если вам дадут штангу, а вы будете ее ногами по полу катать, сами понимает, толку будет не много. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все цифры, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью. Наибольшего результата вы добьетесь если при тренировке у вас полностью будут отсутствовать горизонтальные и вертикальные движения глазами. Это сложно и, разумеется, поначалу у вас могут возникнуть сложности с выполнением, но с каждой тренировкой ваш навык будет расти, а трудности исчезать. Главное — стабильные занятия; достаточно уделять таблицам по 15-20 минут в день. После двух-трех недель занятий вы, наверное, почувствуете, что эти таблицы слишком просты для вас. Тогда попробуйте уложенные варианты; двухцветные, многоцветные, асимметричные и т.д.

Не стоит преувеличивать свои знания и умения. Да, безусловно, в какие-то простые моменты повседневной жизни вам поможет то знание, которое вы получили из сериалов и научно-популярной литературы, к примеру понять что ваш ребенок слукавил, сказав что ничего не задали. Но для того, чтобы считать себя хотя бы начинающим специалистом нужно посвятить не один год на изучение всех аспектов науки и еще не один год на отработку навыков. Не зря ведь говорят -«Век живи, век учись, а дураком помрешь.»

Узнать больше том как развить свои когнитивные навыки и повысить умственные способности вы сможете из материалов сайта, размещенных в .



Эта страница сделана на Flash технологиях.
Новая версия тренинговскорочтения вот здесь:

Упражнение выявляет резервы зрения для вхождения в состояние скорочтения (быстрого чтения). Легко убедитесь, что вы можете без каких либо тренировок различать объекты, находящиеся в 100 пикселей от центра концентрации взгляда. Позвольте себе здесь и читать или скоро-читать группами слов. Все возможности этого у вас уже есть. Остается малое - начать тренироваться и приобретать новые привычки.

Этот тренинг развивает периферическое зрение, которое необходимо при чтении зигзагообразным способом и при чтении по диагонали. Так же хорошо развитое периферическое зрение помогает увеличить скорость чтения за счет того, что читатель схватывает сразу несколько слов и находит информацию, которая требует внимательного прочтения, а мусорную информацию пропускает мимо.

Чтение хороших книг есть как бы беседа с
почтеннейшими людьми прошлых веков -
их авторами, и причем ученая беседа,
в которой они открывают нам только
лучшие из своих мыслей.
(Декарт)

Описание тренинга на развитие навыка скорочтения

Нажми на стрелку в нижнем правом углу. Концентрируй взгляд на точке в центре экрана и одновременно старайся увидеть все цифры на поле. Этого можно добиться рассеянным взглядом. Смотрите сквозь экран.

В центре экрана вы видите цифру. Посчитайте количество цифр того же достоинства на круге и нажмите на соответствующее число на панели справа. Если вы правильно отгадали, то радиус круга увеличится, и в центре круга появится зеленый кружок. Если вы ответили не верно, то появится красный кружок, и радиус круга, по которому плывут цифры уменьшится.

Как работает тренинг на восприятие количества цифр.

Сконцентрируйте взгляд на центр экрана. Боковым зрением посчитайте сколько цифр крутится того же достоинства, что в центре. Наберите число на клавиатуре. Если все правильно, то загорится зеленый кружок. Если не правильно, то красный. Постепенно круг сужается или расширяется в зависимости от ваших успехов.

Вывод:

Ваш угол зрения гораздо шире, чем вы думаете. Вы можете уже сейчас, без каких либо тренировок читать группы слов за одну концентрацию взгляда или можете читать самое важное слово в строке текста и тем самым повысить скорость чтения.

Поломайте психологический барьер. Разрешите себе читать несколько слов за одну фиксацию взглядом.

Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения

Таблицы Шульте - случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки скоростного их нахождения объектов в соответствии с правилами. Таблицы применяются для, тренировки, развития исследования, темпа восприятия информации, скорости зрительных поисковых движений. Поисковые движения являются основой быстрого чтения. Таблицы Шульте позволяют увеличить поле зрения. Широкое поле зрения значительно уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.

Как сделать таблицу Шульта самому

Таблица Шульте представляет собой листок, на котором изображен квадрат со сторонами 20см. Поле квадрата разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа.

Немного физиологии

    Широкое поле зрения сокращает поиск информативных фрагментов информации.

    Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов. Зона ясного видения равняется 14 градусам. Область сто процентного видения занимает 1.4 градуса.

    При движении взгляда наибольшая острота зрения случается в центральной зоне сетчатки. Все, что лежит за пределами зоны, на периферии, человеком видится не ясно. Поле, с которого происходит съем информации, можно значительно расширить, например, использованием .

При регулярном использовании Таблицами, совершенствуется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет применения одномоментного режима анализа печатных символов.

Правила работы таблицами Шульте.

  • Перечислять цифры необходимо беззвучным счётом в возрастающем порядке. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть около 20 сек.
  • Время и периодичность занятий нужно выбирать так, чтобы не уставать.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре таблицы Шульте, чтобы видеть всю таблицу целиком.
  • При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз не допустимы. Расстояние от таблицы до глаз как обычно.
  • При работе с таблицами следует помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширить поле зрения.

Как правильно подобрать для чтения материал?

Руководствуйтесь при выборе литературы следующими принципами:

  • Перед чтением, просмотрите текст и отметьте, на сколько понятен язык автора.
  • Выпишите незнакомые слова. Чем больше будет непонятных слов, тем меньше будет скорость чтения.
  • Обратите внимание на примеры, которые приводит автор.

Если выбор книг не велик, то придерживайтесь следующего алгоритма чтения:

  1. Просмотрите книгу с пятого на десятое.
  2. Отложите текст на несколько дней.
  3. Прочитайте углубленно текст.
  4. Делайте заметки в блокноте.

Книги с непонятной терминологией читайте в два прохода. В первый раз вы знакомитесь с непонятными словами. Читая второй раз, вы подчищаете и усваиваете материал, при этом более полно усваивая структуру знаний.

А что делать, если психологически трудно убедить себя читать книгу второй раз?

Выберете 3-5 книг в нужной вам области и последовательно ускоренно прочитайте их. Такой алгоритм чтения позволит преодолеть психологический барьер «повторного чтения».

Как на работу мозга влияют посторонние раздражители?

Если вы "аудиалист" – то воспринимаете информацию через звуковые каналы, посторонний шум для вас будет представлять серьезную проблему во время чтения.

Вот несколько советов для тех, кого раздражают посторонние разговоры:

  1. Занимайтесь в библиотеке или там, где уровень шума минимален.
  2. Используйте во время занятий наушники. Включите спокойную музыку или шумы природы (крик чаек, или шелест листвы).
  3. Занимайтесь поздно вечером, когда все легли спать или рано утром.

Как отключить навязчивые мысли

Кроме аудиальных раздражителей существуют раздражители, засевшие в сознании, и требующие к себе внимания. Навязчивые мысли крутятся по кругу и не дают сосредоточиться на важном деле.

Человек воспринимает окружающий мир с помощью центрального и бокового (периферического зрения). Первое отвечает за передачу формы, размеров и яркости объектов, в то время как второе позволяет ориентироваться в пространстве. Тренировка периферического зрения способствует расширению зоны видения и получению большего объема информации.

Для чего требуется зрение периферийное?

Центральное зрение позволяет человеку сформировать приоритетную точку обзора. За его работу отвечают колбочки, расположенные в центре сетчатой оболочки. Если человек не концентрируется на каком-либо конкретном объекте, то видит общую картину, например, парковый ландшафт со скамейками и деревьями, но при этом не различает деталей предметов: форму листьев, веток и пр. Благодаря центральному зрению при необходимости он может сфокусироваться на каком-либо предмете и рассмотреть его во всех деталях. Например, присмотреться к одному из деревьев, чтобы определить его породу. При этом все остальные детали пейзажа выпадают из сектора обзора и воспринимаются как размытый фон благодаря периферическому (боковому) зрению. Приоритетная фокусировка позволяет разгрузить нервную систему человека. Если бы мозг в равной степени считывал всю информацию об окружающих его объектах, сознание и подсознание были бы подвержены колоссальной нагрузке.

Острота периферического зрения значительно ниже, чем центрального. Это связано с тем, что количество колбочек в периферических отделах сетчатой оболочки значительно меньше, чем в центральной. Работу бокового зрения координируют специальные рецепторы — палочки, расположенные в большей степени по краям сетчатки. Благодаря им мы можем видеть объекты, расположенные на периферии от основного приоритетного объекта фокусировки. Научно доказано, что область наиболее четкого видения человека составляет 1.5 градуса. В свою очередь, зона ясного видения — 15 градусов, а максимальная зона видения (включая периферию) — 35 градусов. Чтобы изучить объекты, расположенные за этим сектором, человеку нужно перевести взгляд: изменить его фиксацию или «захват». Таким образом, за одну фиксацию взгляда человек может получить определенный объем информации.

Для чего требуется периферическое зрение:

  • Позволяет ориентироваться в пространстве;
  • Обеспечивает широкий угол обзора до 35 градусов (без детализации на конкретных предметах);
  • Способствует целостному восприятию картинки (сигналы от рецепторов центрального и бокового зрения передаются в головной мозг, где соединяются в целостную картинку).

Следует отметить, что периферический обзор чрезвычайно важен. Если по каким-либо причинам он пропадет, человек не сможет самостоятельно передвигаться, даже при нормальном функционировании центрального зрения.

Для чего требуется тренировка периферического зрения?

Тренировка периферического зрения позволяет несколько расширить зону видения (угол обзора) человека и тем самым увеличить объем данных, получаемых за одну фиксацию взгляда. В первую очередь она будет полезна студентам, школьникам и всем людям, деятельность которых связана с обработкой большого объема текста.

В настоящее время широкой популярностью пользуется методика скорочтения, которая базируется именно на тренировке периферического зрения. Люди, овладевшие данной методикой, могут усваивать до 500 слов за 1 минуту чтения, в то время как скорость чтения среднестатистического человека варьируется в пределах 180-210 слов. Таким образом, тренировка бокового зрения способствует значительному повышению скорости обработки текста. Суть методики скорочтения сводится к тому, чтобы уменьшить количество фиксаций взгляда на одной строке текста за счет расширения угла обзора. Нетренированный человек, как правило, видит и воспринимает слова, расположенные только в середине строки. Для восприятия остальной информации нужен очередной «захват», поскольку эти слова находятся в «темной зоне», вне угла обзора. Методика скорочтения позволяет читателю сразу видеть и воспринимать все слова в строке, фокусируя внимание в ее центральной части.

Следует отметить, что поле обзора периферического (бокового) зрения и его качество являются изменяющимися величинами. Если целенаправленно тренироваться, можно значительно их повысить. Выгоды от расширения угла видения неоспоримы, ведь «прокачка» периферического зрения позволяет увеличить объем информации, поступающей в мозг человека за одну фиксацию взгляда. Это актуально не только в области текстов, но и в повседневной жизни, в особенности для водителей, спортсменов и пр., поскольку позволяет лучше ориентироваться в пространстве.

Кому будет полезна тренировка бокового зрения?

  • Студенты и школьники;
  • Люди, деятельность которых связана с обработкой большого количества текстовых данных;
  • Водителям;
  • Спортсменам;
  • Всем, кто хочет лучше ориентироваться в пространстве.

Тренировка периферического зрения по тибетской методике

Тибетская методика тренировки бокового зрения является достаточно простой и эффективной. Она основана на систематическом выполнении простых упражнений. Тренироваться можно где угодно: дома или на работе — главное, чтобы под рукой были обычные карандаши. Первый результат не заставит себя ждать. Отзывы многих людей свидетельствуют о том, что уже спустя месяц после начала тренировок боковое зрение становится намного острее и четче. В самом начале занятий очертания карандашей будут нечеткими, что является нормой.

Тренировка зрения по тибетской методике:

Исходная позиция: возьмите по карандашу в каждую руку, соедините их вместе в горизонтальном положении на расстоянии 30 см от глаз. Затем сфокусируйте взгляд на каком-либо объекте вдали. По мере выполнения упражнений продолжайте смотреть на тот же предмет, что и вначале — важно не переводить фокус на руки или карандаши.

  • Медленно разводите руки в стороны до тех пор, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (левой и правой). Верните руки в исходную позицию, чтобы карандаши вновь соединились. Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно поднимайте одну руку вверх, а вторую опускайте вниз, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (верхней и нижней). Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно двигайте левую руку вниз, а правую — вверх — до тех пор, пока карандаши не достигнут границ угла обзора. Повторите упражнение 10 раз, а затем смените направление движения рук. Далее вернитесь в исходную позицию.
  • Очертите взглядом воображаемую окружность вокруг карандашей — сперва по часовой стрелке, а затем — против нее. Повторите упражнение 10 раз.

Тибетская методика является достаточно эффективной. Она позволяет не только развить периферическое зрение, но и основательно укрепить мышцы органов зрения.

Тренировка бокового зрения по таблицам Шульте

Сейчас одной из наиболее популярных методик улучшения качества периферического зрения является система тренировок с помощью таблиц Шульте. Она появилась более 10 лет назад и использовалась для обучения детей и взрослых скорочтению. Отзывы людей свидетельствую о том, что эти таблицы чрезвычайно эффективны и просты. Главное в данной методике — это желание развить зрительные способности и системный подход к тренировкам.

В стандартном варианте такая таблица представляет собой квадрат, состоящий из 25 ячеек, в которых на белом фоне хаотично расположены числа от 1 до 25. В процессе тренировки человек должен как можно скорее отыскать их в правильной последовательности (от меньшего к большему). Нетренированный человек, как правило, тратит на выполнение этого задания достаточно много времени, поскольку его взгляд поочередно фокусируется на каждой из 25 цифр. По мере «прокачки» периферического зрения точка фокусировки постепенно перемещается в центр, и остальные цифры легче определяются без смены фиксации взгляда. Благодаря этому человек тратит все меньше и меньше времени на выполнение упражнения. Стандартный формат таблицы для новичков содержит 25 ячеек. Однако существуют и другие виды этого простого и эффективного зрительного тренажера. Для профессионалов разработаны варианты на 100 ячеек (цифры от 1 до 100), а также таблицы с буквенными матрицами (вместо цифр в них нужно искать буквы алфавита). Кроме того, большой популярностью пользуются детские таблицы Шульте на 9 ячеек.

  • Располагать таблицу следует на расстоянии 45-50 сантиметров от глаз;
  • Тренироваться желательно в сидячем положении;
  • Фиксировать цифры в таблице нужно только взглядом (не следует проговаривать их вслух);
  • Занимайтесь минимум 3 раза в неделю. Уделяйте тренировке с таблицей примерно 20-30 минут;
  • Старайтесь избегать зрительного переутомления. Если чувствуете, что глаза устают, завершите упражнение раньше времени;
  • При желании занимайтесь онлайн, воспользовавшись специальной программой для генерации таблиц Шульте в неограниченном количестве.

Пользуетесь контактными линзами? Рекомендуем ознакомиться с широким ассортиментом высококачественной продукции от мировых брендов, таких как Air Optix , Acuvue , Soflens , PureVision , Dailies и пр., в интернет-магазине . У нас Вы сможете выгодно заказать товары и получить их в кратчайший срок!

У каждого из нас есть два уровня зрительного восприятия – прямое и периферическое (боковое). Прямое зрение отличается тем, что охватывает небольшое поле, на котором сфокусирован взгляд, и при этом позволяет различать даже самые мелкие детали. Периферическому зрению остается все остальное – мы видим множество предметов, находящихся за зоной фокуса, но их очертания размыты.

Но прежде, чем говорить о том, как развить периферическое зрение, давайте выясним, почему оно так важно и зачем вообще нужно.

Прямое и периферическое зрение отвечают за абсолютно разные сферы деятельности животных, в том числе и человека. Прямое зрение нужно для активной деятельности – охоты или поиска. Поэтому у хищников глаза находятся на передней части морды, чтобы фокусироваться на выслеживании и погоне за добычей. У человека такое расположение глаз связано с активной интеллектуальной, созидательной и творческой деятельностью.

А вот у травоядных животных и птиц глаза расположены по бокам – это необходимо для большего угла обзора, чтобы вовремя заметить приближающегося хищника. Но за все нужно платить, и за широкое боковое зрение тоже. Животные, у которых глаза расположены по бокам, намного хуже видят предметы, находящиеся перед ними, чем мы с вами.

Качество периферического зрения человека - не постоянная величина. Оно может ухудшаться и улучшаться в зависимости от того, насколько активно мы им пользуемся. И, конечно же, его можно развить с помощью специальных упражнений.

Но зачем нужно развитие периферического зрения? Во-первых, благодаря ему человек может одновременно охватывать и анализировать большее количество объектов. Расширив границы зрения, можно быстрее сориентироваться в ситуации. Одновременно с боковым зрением мы развиваем и мышление, поскольку заставляем мозг оперировать большим количеством информации.

Развитие периферического зрения может даже спасти жизнь, поскольку благодаря ему мы замечаем опасность раньше и можем вовремя принять решение. Это очень важно для тех, кто водит транспорт, занимается экстремальными видами спорта, живет в быстром ритме. В общем, боковое зрение – крайне полезный инструмент, и им нужно уметь владеть на достаточном уровне, чтобы оно приносило пользу.

Тренировка периферического зрения

Существует множество упражнений для тренировки периферического зрения,здесь приведены лишь самые интересные.Некоторые можно делать прямо на улице по пути на работу или в транспорте, для других понадобится спокойная домашняя обстановка, позволяющая сосредоточиться. Приятно то, что практически все эти упражнения не требуют большого количества времени и особых усилий.

Помните, что с этими упражнениями не нужно слишком усердствовать – уделяйте им по 15 минут в день (кроме упражнения с маской, для него достаточно 1-2 занятий в неделю). Поначалу у вас будут немного болеть глаза, а может, и голова – не стоит бояться. В нашей зрительной системе немало мышц, в том числе и для фокусировки взгляда. Когда мы начинаем тренироваться в спортзале, наше тело сначала отзывается болью, и мы называем это крепатурой. Здесь так же – мы нагружаем разленившиеся мышцы, заставляем их работать, поэтому появляется небольшая боль. Внимательно следите за своим состоянием: небольшой дискомфорт – это нормально. Если же вы чувствуете резь в глазах, появляется слезливость, трудно двигать глазными яблоками, значит, вы все же перестарались. Дайте глазам отдохнуть несколько дней.

Эти предупреждения написаны здесь не для того, чтобы напугать вас – в тренировке глазных мышц нет ничего опасного. Похожие упражнения на изменение фокуса прописывают при близорукости, поэтому, развивая периферическое зрение, вы можете заодно «подтянуть» его общее качество. Зато уже через несколько дней вы начнете замечать, насколько шире стала картина окружающего мира, а через месяц ваши глаза превратятся в широкоформатный экран, на котором вы будете видеть намного больше, чем видели раньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .