Приемы сатиры в собачьем сердце. Контрреволюционная сатира булгакова в в произведении "собачье сердце"

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Центральной темой повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», написан­ной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь об­щество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима большевиков на страницах романа М. А. Булгакова осуществляется в тради­циях русской сатирической школы. Повесть сочетает в себе жанровые традиции фантастического произведения, эле­менты антиутопии.

Сатирические традиции в повести М. А. Булгакова «Со­бачье сердце». В основе сюжета лежит ироническая транс­формация библейской темы преображения, которая на стра­ницах повести М. А. Булгакова превращается в историю о научном эксперименте, проведенном профессором Преоб­раженским (фамилия героя становится говорящей) и докто­ром Борменталем над бездомной собакой Шариком. Ей вживили гипофиз уголовника и бузотера Клима Чугункина в надежде, что данная операция станет шагом к открытию че­ловеческого бессмертия. Однако опыт дал страшные резуль­таты: милый Шарик, получив власть и поддержку домкома Швондера, превращается в наглого и жестокого хама, при­митивность мышления которого не поддается воспитанию и обучению. Лишь «уроки» представителя пролетариата Швондера быстро усваиваются Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Гротеск становится ведущим приемом создания сатири­ческого изображения в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Все в образе Шарикова, начиная с его имени, «на­следственной» фамилии, внешнего вида, манер и заканчи­вая его умозаключениями («Да что тут предлагать… А то пи­шут, пишут… конгресс, немцы какие-то… голова пухнет! Взять все да и поделить…»), — представляет сатирическое обличение бездуховного мира «нового» человека, не имею­щего ни воспитания, ни внутренней культуры. Этот персо­наж нового времени и не стремится к развитию, его больше заботят вещи сугубо примитивные, материальные. Аппетиты бывшего Шарика растут по мере того, как он осознает себя частью победившего класса: «Вот. Член жилищного товари­щества, и жилплощадь мне полагается определенно в квар­тире номер пять у ответственного съемщика Преображен­ского в шестнадцать квадратных аршин, — Шариков поду­мал и добавил слово, которое Борменталь машинально отметил в мозгу, как новое: — Благоволите».

Противопоставление представителей интеллигенции ту­пой серой массе придает повести черты сатирического памфлета. Любопытна и сама антитеза Шарик — Шариков. Первый не жалует жестоких людей, замирает при звуках арии из «Аиды», второй же демонстрирует безнравствен­ность и невежество. Детали портрета и поведения Шарика-Шарикова углубляют контраст.

Не менее гротесково представлен в повести и председа­тель домового комитета Швондер. Декларативная, лозунго­вая речь (с постоянными повторами) этого персонажа де­монстрирует скудоумие и крайне малый словарный запас: «Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швон­дер, — пришли к вам после общего собрания жильцов наше­го дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир до­ма». Несоответствие реальности с провозглашаемыми ло­зунгами вносят диссонанс в столь «светлое будущее». Спевки, которые с завидной регулярностью проводятся в доме, мало похожи на песни счастливых людей. Это начало «разрухи в головах», о которой говорит профессор Филипп Филиппович Преображенский: «Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так да­лее. Крышка Калабухову!»

Прием раздвоения героя и фантасмагорического превра­щения Шарикова сближает повесть М. А. Булгакова с тради­циями немецких романтиков, в произведениях которых со­единяются реальность и фантастика. Полученное простран­ство позволяет представить авторскую идею емко и выразительно, а образы обретают символическое значение. Так, например, в «Собачьем сердце» символично звучат многие детали: фамилия профессора — Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богороди­цы), потоп в квартире и др.

«Собачье сердце» является ярчайшим примером отечественной сатирической прозы. Если вдуматься серьезно в ее содержание, то можно заметить, что это глубоко философское произведение. Однако «Собачье сердце» отличалось от своих сатирических современников. Тогда как многие творения той эпохи критиковали только то, что было угодно власти, эта повесть была многослойной, то есть каждый мог ее понимать по-своему. Для одних это всего лишь юмористическое отражение действительности, для других – сатира на чиновников и бюрократов, для третьих – просто философский сарказм автора.

Основу сюжета составляет ироническая трансформация, сродни библейской, которая становится историей о необычайном научном эксперименте. Профессор Преображенский вместе со своим ассистентом Борменталем проводят эксперимент над бездомным псом Шариком по пересадке ему человеческих органов. В надежде, что эта операция откроет секрет долголетия, они вживляют собаке гипофиз бывшего уголовника Клима Чугункина. Результат оказался неожиданным. Шарик постепенно очеловечился, стал произносить слова, в основном ругательного содержания. Более того, в прошлом добросердечный и верный пес превратился в жестокого хама, вора и алкоголика. А под влиянием пролетария Швондера и вовсе осмелел, стал требовать комнату в квартире профессора. Швондер также настоял, чтобы новому жильцу выдали паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова .

Ведущим приемом создания сатирического изображения становится гротеск. В образе Шарикова все указывает на сатирическое обличение бездуховного мира «нового» члена общества. Будучи невоспитанным и необразованным, он рвется к власти и старается навредить интеллигенции. Со временем Шариков устроился на работу и не кем-нибудь, а заведующим подотделом отчистки Москвы от бродячих животных. Этот цинизм ситуации вынуждает профессора задуматься о последствиях своего эксперимента. Последней каплей становится появление людей в милицейской форме с доносом от Швондера и Шарикова. Профессору повезло, что делу не дали ход, но нужно было действовать. Так из объекта сатиры Преображенский становится обличителем окружающего хаоса. Он уверен, что главная разруха в голове «новых» людей и их беспросветной лени. Если бы они занимались общественно полезным делом, то и разрухи бы не было.

Своеобразно завершается конфликт между действующими лицами. С помощью Борменталя профессор возвращает Шарикову его первоначальный вид и все становится на свои места. Ведь, как известно, «наука еще не знает способа обращать зверей в людей».

Сатирические произведения, высмеивающие недостатки общества были распространённым жанром в 20е годы 20го века, одна из них «Собачье сердце».

Это произведение напечатали только в 80е годы, спустя много лет после смерти автора, т.к. оно является сатирическим изображением человека рождённого революцией, этот человек Шариков (история происхождения). Что же он из себя представляет? Это невежда, которого Швондер (председатель домкома), образовывает через политическую литературу, так он читает переписку Энгельса и Каутского и не согласен ни с тем, ни с другим: «пишут, пишут, а надо всё взять и поделить», вот это и есть новое мышление: «не заработать, а поделить заработанное другими», получить дармовые блага. По этому принципу он претендует на квартиру Преображенского, который превратил его из пса в человека, для этого он использовал самые подлые средства. Решил привести жену и таким образом выселить Борменталя. Шариков по сущности своей хам, самые первые слова осознанно произнесённые им после превращения в человека: «Отлезь гнида».

Он невежа, досаждает профессору своими манерами, носит яркие галстуки, заплёвывает дом, но это не помешало ему занять руководящую должность (начальник отдела по очистке города). Новый человек не состоялся, профессор вынужден превратить его обратно в пса, после того как Шариков собрался писать на него донос. И он снова стал глуповатым, но довольно милым существом. Судя по этому фантастическому сюжету Булгаков скептически относился к лозунгу выдвинутому Лениным: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». В этом произведении есть сатира и на новую власть, которую представляет Швондер и его подчиненные, они не занимаются своими прямыми обязанностями по улучшению быта жильцов, зато они подолго репетируют хоровое пение, настойчиво продают жильцам журналы в пользу детей Германии, хотя своих бездомных хватало, отсюда, считает Преображенский и происходит разруха, она бывает когда каждый плохо исполняет свои обязанности и делает то, что ему несвойственно, а разруха на лицо, воруют колонии, которые раньше спокойно стояли на лестничной клетке, стали ходить через чёрный ход, а парадный почему-то забили, убрали дорожку с лестницы. Для того чтобы убедительнее раскрыть эти мысли, автор использует различные средства. Элемент фантастики помогает выразить мысль о несбыточности надежд на улучшение общества революционным путём. Речевая характеристика героев показывает разницу между людьми старо воспитания и новыми, который были никем, а стали всем.

Яркая, точная, образная речь Преображенского и вульгарный язык Шарикова, портрет Шарикова тоже говорит не в его пользу, низкий лоб, маленькие глазки. Один из критиков сказал: «Все мы дети и внуки Шарикова», к сожалению черты этого героя трудноискоренимы: невежество, хамство в деле сохранились и сейчас, поэтому повесть Булгакова злободневна и в наше время.

  1. Новое!

    В повести «Собачье сердце» М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления и наказания, добра и зла, личной ответственности человека и за свои деяния, и за судьбы мира. Главным...

  2. Велика истина, и она восторжествует. Книга Ездры, III:12 По жанровым признакам «Собачье сердце» является социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики. Такое жанровое своеобразие показывает, насколько глубоко по содержанию это...

    Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития, будь то природа или общество....

    В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности...

  3. Новое!

Коллекция сочинений: Сатира (по повести “Собачье сердце»)

И принимаем вперемежку -

С надменностью встречая их -

То восхищенье, то насмешку

От современников своих.

Г. Иванов

Михаил Афанасьевич Булгаков - художник необыкновен­но правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко впе­ред, предчувствуя все несчастья государства, которое склады­валось на его глазах.

Сатирическая повесть “Собачье сердце»-глубокое фило­софское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Бо­гу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ла­скового пса сотворил “двуногое чудовище» без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вно­сит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши» положенной ему жилплощади, предъяв­ляя документы “жилищного товарищества». Приобретя челове­ческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах пове­дения в обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учи­теля» Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издева­ясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,- заговорил он немного придушенным голосом,- в смотровой читать, в приемной одеваться, опериро­вать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень воз­можно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в ка­бинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! - вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.- Я буду обедать в столовой, а оперировать в операцион­ной! - говорил профессор».

Незначительные, никчемные людишки, волей случая полу­чившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь.

Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображен­ский становится обличителем царящего вокруг хаоса. Он го­ворит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квар­тире разруха. Профессор уверен, что, если люди будут зани­маться своими делами, никакой разрухи не будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович.

Свою ошибку профессор исправляет, “переделывая» Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет:

Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм!

Да, это острая сатира на социалистическое общество, в ко­тором утверждалось право “каждой кухарки управлять госу­дарством». Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведе­ния оставались под запретом. Но любая “тайна» когда-то ста­новится явью. Так и наступило время, когда мы свободно чи­таем произведения Булгакова, поражаемся его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помога­ющий обрести истину.

Сатира Булгакова сродни гоголевской и щедринской, он достойно продолжил их традиции.

Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.
Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты – это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. “Очеловеченный” бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полигра-фовичем Шариковым, фактически “оживил” в себе того человека, мозг которого послужил донорским материалом при операции. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего “пролетарского” происхождения со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. Возникает проблема воспитания этого существа. Филипп Филиппович – человек высокой культуры, строгих нравственных правил. Возникает конфликт этого высокообразованного интеллигента с представителем новой жизни – Швонде-ром. Абсурдность убогих понятий представителей новой власти особенно ярко выражается в монологе Преображенского, в котором подытоживаются основные принципы социалистического образа жизни: “В спальне принимать пищу… в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать…” Конфликт Преображенского и Швондера вступает в свою высшую фазу, когда речь заходит о проживании в квартире профессора “нового” человека – Шарикова. Мелкие бытовые штрихи воссоздают ту обстановку, в которой будет осуществляться воспитание человекообразного существа. На природную основу Шарикова наложилось влияние Швондера. Его воспитание оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище. Именно недоразвитое умственное и нравственное чувство простого народа, который “был ничем и стал всем”, является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. “Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?” Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской стране.
Сам “новый” социально-бытовой миропорядок изображается в стиле сатирического памфлета. Булгаков использует прием гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота). При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это – сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты – это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных Read More ......
  2. Сатира – это излюбленный прием русских писателей. Хрестоматийно сатирическими считаются произведения, созданные Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Этих писателей волновали проблемы власти, народа, интеллигенции, маленького человека в большом мире. Эти же проблемы затрагивает М. А. Булгаков в своей повести “Собачье сердце”. Булгаков Read More ......
  3. Русская линия литературной сатиры, к которой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке – А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным осмыслением сущности человеческого бытия. Писатели Read More ......
  4. 1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова “Собачье сердце”. 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая от шариковых. Каждое литературное произведение является отражением реальной действительности. Но “зеркало”, в котором отражается действительность, Read More ......
  5. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” – одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом обличения является новое общественное устройство, возникшее после 1917 года. Революцию М. Булгаков воспринимал как грандиозный и очень опасный социальный эксперимент. Моделью общественных преобразований и трагических экспериментов новой Read More ......
  6. Русская линия литературной сатиры, к кото­рой могут быть причислены в XIX веке Н. В. Го­голь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, в XX веке – А. Аверченко, М. Зощенко, В. Войнович и другие, характеризуется масштабным ос­мыслением сущности человеческого бытия. Писа­тели Read More ......
  7. И принимаем вперемежку – С надменностью встречая их – То восхищенье, то насмешку От современников своих. Г. Иванов Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на Read More ......
Сатира в повести М. А. Булгакова (на примере повести “Собачье сердце”)