Армения геноцид. За что турки уничтожали армян и почему сейчас не признают геноцид

Мы на Голгофу шли с восторженной любовью,
И в темные века боролись мы одни.
Могли бы напоить мы ад своею кровью
И погасить его багровые огни…
“Армянский вестник”, 1916. № 47

24 апреля турецкие власти начали массовые убийства, аресты и депортацию армян из Константинополя.
Впоследствии эта дата станет днём памяти жертв геноцида армян. Даже сам термин «геноцид» в своё время был предложен (его автором Рафаэлем Лемкиным) для обозначения массового уничтожения армян в Османской империи, и уже затем этим же словом называли уничтожение евреев на оккупированных нацистской Германией территориях. Далее о том как это было…

Началась резня армян турками еще в 1890-х годах. В геноцид можно включить резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.


В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков.

Армяне жили на территории современной Турции когда турок, как нации еще не было. Армянский этнос сформировался к VI веку до н. э. на территории современной восточной Турции и Армении, в регионе, включающем в себя гору Арарат и озеро Ван. Армения стала первой страной, официально принявшей христианство, как государственную религию. Религиозное противостояние армян, не желавших отказаться от христианства, во время многочисленных вторжений мусульман (арабских Аббасидов, сельджуков и огузских тюрков, персов) и опустошительные войны привели к сильному уменьшению численности армянского населения.


До начала XX века этноним «турок» (Türk) часто употреблялся в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком презрения к их невежественности.


Когда армяне оказались в составе Османской империи, не будучи мусульманами, они считались второразрядными гражданами - зимми. Армянам запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги. Армяне-христиане не имели права свидетельствовать в суде.


Враждебность к армянам усугубляли нерешённые социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Положение осложнялись притоком мухаджиров - мусульманских беженцев с Кавказа (после Кавказской войны и русско-турецкой войны 1877-78 годов) и из новообразованных балканских государств. Изгнанные христианами со своих земель, беженцы переносили свою ненависть на местных христиан. Все это и начавшиеся проблемы в Османской империи привели к возникновению так называемого «армянского вопроса».


Массовые убийства начавшиеся в 1894-1896 годах, которые унесли жизни сотен тысяч армян, состояли из трёх основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян.


В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население. В то же время османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая факты курдских грабежей. В следующем году курды и османские чиновники потребовали от армян уплаты налогов, но встретили сопротивление, подавить которое был послан Четвёртый армейский корпус. Было убито не менее 3000 человек.


Протестуя против нерешённости армянских проблем в сентябре 1895 года армяне решили провести большую демонстрацию, однако на их пути встала полиция. В результате начавшейся перестрелки десятки армян были убиты и сотни ранены. Полиция отлавливала армян и передавала их софтам - учащимся исламских учебных заведений Стамбула, которые забивали их до смерти. Резня продолжалась до 3 октября.


8 октября мусульмане убили и заживо сожгли около тысячи армян в Трабзоне. Это событие стало провозвестником организованной османскими властями серии массовых убийств армян в Восточной Турции: Эрзинджане, Эрзеруме, Гюмюшхане, Байбурте, Урфе и Битлисе.

Армянский народ один из древнейших. Он пришёл из такой отдалённой древности, когда не было ещё французов, англичан, итальянцев, русских - не было даже римлян и эллинов. А армяне уже жили на своей земле. И это лишь потом, гораздо позднее, оказалось, что многие из армян живут на своей земле временно .

Хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом

Долго рассказывать, как живший более трех тысяч лет на Армянском нагорье народ отстаивал себя в борьбе с многочисленными завоевателями. Как на армян шли ассирийцы, персы, римляне, парфяне, византийцы, туркмены, монголы, сельджуки, турки. Как не единожды страна с тёмно-зелёным и коричневым ландшафтом окрашивалась кровью её жителей.

Турки-османы начали завоевание Малой Азии и Балканского полуострова в XIV веке. В 1453 году турками был взят Константинополь и Византийская империя, Второй Рим, прекратила своё существование. К началу XVI века уже вся Передняя Азия была в руках турок, и, как писал поэт Валерий Брюсов, много времени отдавший изучению армянской истории и поэзии, «на нее спустился глубокий мрак дикости и невежества. Гораздо менее чем сельджуки и монголы, турки-османы были склонны к культурной жизни; их призвание было сокрушать и уничтожать, и тяжесть такого гнета пришлось увидеть всем завоёванным ими народам, в том числе - армянам».

А теперь перенесёмся сразу в начало ХХ века. В 1908 году в Турции к власти пришли свергнувшие султана Абдул Гамида II младотурки. Очень быстро они показали себя крайними националистами. И при Абдул Гамиде турки резали армян: в 1890-х годах было уничтожено 300 тысяч мирных беззащитных людей, эти избиения привели к тому, что ведущие державы мира начали обсуждать армянский вопрос - положение армян в Турции. Но новые турецкие правители решили действовать гораздо более решительнее, чем то делал султан.

Младотурки, руководимые Энвер-пашой, Талаат-беем, Джемаль-пашой, были одержимы сначала идеями панмусульманизма - весь мир только для мусульман! - а затем пантюркизма: самого лютого национализма, какой только можно себе представить. Им мерещилась Великая Турция, простирающаяся на значительную часть Европы и чуть ли не на всю Азию. И исполнение этих планов они захотели начать с истребления христиан-армян. Как султан Абдул Гамид, они хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом, истребив весь армянский народ.

Цель депортации - ограбление и уничтожение

В начале 1915 года состоялось тайное совещание младотурецких лидеров. Ставшие потом известными выступления на этой сходке говорят сами за себя. Один из руководителей партии младотурок (партии «Иттихад ве Тераки») доктор Назым-бей говорил тогда: «Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле (в Османской империи. - Ю.Ч. ) и забылось само это имя. Сейчас идёт война (Первая мировая. - Ю.Ч. ), такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого... Я хочу, чтобы на этой земле турки и только турки жили и безраздельно господствовали. Пусть исчезнут все не турецкие элементы, к какой бы национальности и религии они не принадлежали».

В таком же каннибальском духе выступали и другие участники совещания. Тут и был составлен план поголовного истребления армян. Действия были хитрыми, методичными и беспощадными.

Вначале правительство под предлогом мобилизации в армию призвало на службу всех молодых армян. Но вскоре их быстро разоружили, перевели «в рабочие батальоны» и отдельными группами тайно расстреляли. 24 апреля 1915 года в Стамбуле были арестованы и затем вероломно уничтожены несколько сот самых видных представителей армянской интеллигенции: писателей, художников, адвокатов, представителей духовенства.

Так 24 апреля вошло в историю армянского народа как черный день. Ныне армяне всего мира каждый год вспоминают Мец Егерн - «Величайшее Злодеяние», причиненное их народу. В этот день Армянская церковь (армяне - христиане) молится о жертвах геноцида.

Покончив так с основной активной мужской частью населения, младотурки перешли к массовой резне женщин, детей и стариков. Всё шло под девизом мнимого переселения западных армян в Месопотамию (позднее подобную тактику будут использовать нацисты, уничтожая евреев). Турецкое правительство для отвода глаз официально заявляло будто оно, исходя из военных соображений, временно «изолирует» армян, депортируя их вглубь империи. Но это была ложь. И никто в это не верил.

Генри Моргентау (1856-1946), посол США в Османской империи (1913-1916 годы), позднее он написал книгу о геноциде армян, первом геноциде ХХ века: «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации, они это прекрасно понимали и в разговорах со мною не делали особых попыток скрыть этот факт».

А вот несколько цифр, показывающих, что означала «депортация». Из 18 000 высланных эрзерумских армян добрались до места назначения лишь 150 человек. Из городов Харберд, Акн, Токат и Себастия были депортированы 19 000, из них осталось в живых всего 350 человек...

Он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв

Армян просто и откровенно убивали. Причём, жестоко. Потеряв человеческий облик, турки топили свои жертвы в море и реках, душили дымом и жгли огнём в намеренно запертых домах, сбрасывали со скал, убивали после неслыханных пыток, глумлений и бесчинств.

Местные власти нанимали мясников, которые за ремесло убийцы, обращаясь с армянами, как со скотом, получали за свою работу по 1 фунту в день. Женщин связывали с детьми и бросали с большой высоты вниз. Людей кидали в глубокие колодцы или ямы, закапывали.

Многие иностранные наблюдатели рассказали в своих книгах - ссылки на них можно найти, например, в сборнике «Геноцид армян в Османской империи», изданной в Ереване в 1983 году - про жестокие избиения палками, вырванные глаза, ногти и волосы, отпиленные и отрубленные носы, руки, ноги и другие части тела, про прижигание калёным железом, подвешивание к потолку. Применялось всё, что только может вообразить себе изощрённая фантазия закоренелого убийцы.

Генри Моргентау в книге «Трагедия армянского народа. История посла Моргентау» вспоминал 1919 год: «Я имел беседу с одним ответственным чиновником-турком, который рассказал мне о применяемых пытках. Он не скрывал, что правительство одобряет их, и, как и все турки из правящего класса, сам горячо одобрял такое обращение с ненавистной ему нацией. Этот чиновник сказал, что все эти подробности пыток обсуждались на ночном заседании в штаб-квартире «Единение и прогресс». Каждый новый метод причинения боли расценивался как превосходное открытие, и чиновники постоянно ломают головы над тем, чтобы изобрести какую-нибудь новую пытку. Он рассказал мне, что они даже обращались к отчетам испанской инквизиции... и переняли всё, что находили там. Он не сказал мне, кому достался приз в этом ужасном состязании, но прочная репутация, которую завоевал себе в Армении Джевдет-бей, вали Вана, даёт ему право на превосходство в невиданной подлости. По всей стране Джевдет был известен как «подковщик из Башкале», так как этот знаток по части пыток изобрёл то, что, конечно, было шедевром, лучшим из всего, известного ранее: именно он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв-армян».

После подобных расправ некоторые турецкие губернаторы спешили телеграфировать-рапортовать в центр, что в управляемых ими округах уже не осталось ни одного армянина. Под шумок при этом вырезали не только армян, но и людей других национальностей, например, халдеев, айсоров, вся вина которых была лишь в том, что они не турки и попались под горячий нож.

Побывавший в 1916 году в Западной Армении французский публицист Анри Барби в своих путевых заметках отмечал: «Кто ни проезжает сейчас по опустошенной Армении не может не содрогаться, так необычайно много говорят эти бесконечные дали развалин и смерти. Нет ни одного дерева, ни одного утеса, ни одного клочка мха, который не был бы свидетелем избиений человека, который не был бы осквернён потоками пролитой крови. Нет ни одного протока, реки или речки, которая не несла бы к вечному забвению сотни, тысячи мёртвых тел. Нет ни одной пропасти, ни одного ущелья, которые не были бы могилами под открытым небом, в глубине которых не белели бы открытые груды скелетов, так как почти нигде убийцы не дали себе ни времени, ни труда хоронить свои жертвы.

В этих обширных областях, когда-то оживлённых цветущими армянскими поселениями, царствует сегодня разорение и безлюдие».

«Декрет о “Турецкой Армении”»

Свою политику геноцида армян младотурки, очевидно, хотели осуществить и в Восточной Армении и в Закавказье. К счастью, поражение Германии и союзной ей Турции в 1918 году вынудило их оставить Закавказье в покое.

Общее число жертв геноцида армян? При султане Абдул Гамиде погибло 350 тысяч человек, при младотурках - 1,5 миллиона. 800 тысяч армян-беженцев оказались на Кавказе, арабском Востоке, в Греции и других странах. Если в 1870 году в Западной Армении и Турции проживало около 3 миллионов армян, то в 1918 году - всего 200 тысяч.

Прав был посол Генри Моргентау. Он писал по свежим следам: «Я уверен, что во всей истории человечества нет стольких ужасающих фактов, как эта резня. Великие избиения и гонения, наблюдавшиеся в прошлом, кажутся почти незначительными по сравнению со страданиями армянской нации в 1915 году».

Знал ли мир об этих преступлениях? Да, знал. Как реагировал? Державы Антанты, считавшие армян своими союзниками в борьбе с турками, отделались опубликованием заявления (24 мая 1915 года), где возложили на правительство младотурков ответственность за резню армян. США даже такого заявления не сделали.

Горячо протестовали в печати Максим Горький, Валерий Брюсов, Юрий Веселовский в России, Анатоль Франс, Ромэн Ролан - во Франции, Джеймс Брайс - в Англии, Фритьоф Нансен - в Норвегии, революционные социал-демократы («тесняки») - в Болгарии (турки имели привычку резать в своих владениях и греков, и болгар, и сербов и других славян), Карл Либкнехт, Иоганнес Лепсиус, Иозеф Маркварт, Армин Вегнер - в Германии и многие другие прогрессивные деятели той поры почти во всех странах мира.

На стороне армян выступило и молодое Советское правительство в России. Оно 29 декабря 1917 года приняло «Декрет о “Турецкой Армении”». Этот документ подписал Владимир Ильич Ленин. Чрезвычайному комиссару по делам Кавказа Степану Шаумяну поручалось оказать всяческое содействие армянам-беженцам, «насильственно выселенным во время войны турецкими властями». По указанию Ленина тогда Советская Россия приютила десятки тысяч армян на Северном Кавказе, в Крыму и в других районах страны.

Больше 20-ти стран мира признали факт геноцида армян (в том числе за это проголосовал и Парламент Российской Федерации). В том же ряду обвинителей стоят: Совет Европы, Европарламент, подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия ООН по военным преступлениям, Всемирный совет церквей и многие другие авторитетные организации.

В ряде стран ЕС (Бельгии и Швейцарии, к примеру) за отрицание исторического факта геноцида армян введена уголовная ответственность. В октябре 2006 года парламент Франции принял законопроект, в соответствии с которым отрицание геноцида армян станет уголовным преступлением, аналогичным отрицанию холокоста.

А вот современная Турция, спустя почти столетие, так и не признала ни факта геноцида, ни отдельных случаев массовых убийств. Тема геноцида армян все еще фактически в Турции подлежит табу. Более того, турки не ограничиваются отрицанием геноцида - они хотели бы стереть саму память об армянах в современной Турции. Так, к примеру, с турецких географических карт исчезли слова «Армянское нагорье», их заменило название «Восточная Анатолия».

За стремлением турецких властей отрицать все и вся стоят, прежде всего, опасения, что мировое сообщество может потребовать от Турции возмещения материального ущерба или даже возвращения Армении территорий. Ведь согласно конвенции ООН «О не применимости срока давности к военным преступлениям и преступления против человечности (от 26 ноября 1968 года), геноцид - преступление, срок ответственности за которое не истекает, сколько бы ни прошло времени с момента произошедших событий.

Для армян на территории Турции, это было тяжелое время. Они подверглись геноциду, подобное признано во всем мире, кроме самой Турции разумеется.Причины.Османы никогда не были особо дружелюбны. В 1915, в правах не были уравнены армяне и коренные жители империи. Было разделение не просто по национальностям но и по вере исповедания. Армяне же христиане, поэтому ходили в церковь. А турки, на тот момент все они были суннитами. Армяне мусульманами не были, поэтому облагались высокими налогами, не могли иметь средства защиты, так же не могли выступать свидетелями в судах. Этот народ, в тот момент жил бедновато, работали на земле, подчеркну что на своей. Но турки, армян не любили, считали их расчетливыми и хитрыми. Если смотреть кавказские места в империи Османов, там ситуация была более печальной. Мусульмане которые жили на тех территориях, часто выступали в конфликты с армянами. В общем, ненависть росла.

Первая Мировая.

В 1908 произошел переворот. К власти пришли младотурки, основой нового правления стал национализм и пантюркизм, короче говоря, ничего положительного для иных народностей живущих на этих землях не предлагалось. И вот 1914, набеги на армян начались когда турки вступили в первую мировую, подписав договор с Германией. Немцы, обещали тем что помогут Турции выбраться на Кавказ. Проблема заключалась в том, что на землях Кавказа на тот момент жило много армян. На самой же турецкой территории стали доставать не мусульман, могли отобрать имущество, был объявлен джихад. Как известно, это война против неверных, а неверный это каждый не мусульманин.Начало.Конечно во время начала боевых действий на первой мировой, на войну призвали и армянских людей. Основная масса армян, воевало против Персии и России. Но Турция, терпела поражения по всем фронтам, а виноватыми стали армяне. Стали лишать оружия всех людей этой национальности, прошли конфискации, тогда же начались убийства. Те военные армянской национальности которые не шли на выполнения новых приказов, были расстреляны. Искаженные новости, распространяли информацию о том, что этот народ предатель, они шпионы, общество узнавало такие новости из СМИ.

Депортации.

24 апреля, 1915. На сегодня, этот день является днем памяти, днем который ассоциируется с геноцидом целого народа. В Стамбули арестовали всю армянскую элиту, потом их депортировали. Данной процедуре и до событий в столице подвергались жители иных населенных пунктов. Но тогда, подобные отправки прикрывались желанием переселить людей в иные районы, которые не затронула война. Но, на деле люди были отправлены в пустыни, где не было даже воды, не было продуктов, условий для жизни. Сделано это было специально, и отправляли туда старых людей, женщин и детей. Мужчин же, брали под арест, чтобы не мешали. В мае, Анатолия подверглась гонениям. А 12 апреля, в городе под названием Ван, началось восстание армян. Люди, осознавали что их ожидает голодная, мучительная смерть, и они взялись за оружие чтобы себя защищать. Дрались месяц, на помощь пришли войска русских, которые остановили кровопролитие. Тогда, погибло где 55 тыс, людей, и это только армянские. За время акции изгнания, было несколько подобных стычек, а власти Турции как могли поджигали ненависть между народами. В июне 15 года, был отдан приказ депортировать почти все армянское население. Как все делалось. Брался один регион, количество жителей мусульман, и армян. Нужно было высылать так, чтобы армянского население было процентов десять от мусульманского. Конечно были закрыты и школы этого народа, новые поселения пытались размещать как можно дальше друг от друга. Подобные действия, прошли по всей империи. Но, в крупных городах все происходило не так трагично и массово, власть боялась шума. Ведь о том что твориться, могли узнать иностранные СМИ. Убивали организованно, специально и массово. Умирали люди во время дороги, так же в концлагерях. Позже, станет известно что по инициативе властей, над людьми ставили опыты, пробовали вакцину от сыпного тифа. Жандармы издевались и пытали людей каждый день.На сегодня.До сих пор активно изучается этот вопрос. Количество погибших, так и не известно. В пятнадцатом году, говорили о трехсот тысячах погибших. А вот немецкий исследователь Лепсиус, назвал иную цифру в миллион погибших. Иоганнес Лепсиус, изучал все подробно. Так же этот ученый заявлял, в мусульманство насильно обратили около трехсот тысяч человек. Сейчас, турки говорят о двухсот тысячах погибших, но свободная пресса пишет о двух миллионах. Есть известная энциклопедия, называется «Британника», там цифры от шестисот тыс, до полутора мил.

Военный трибунал.

Конечно хотели скрыть все свои действия, но заграница прознала. И в 1915 году, страны союзницы Великобритания, Франция, Россия, подписали декларацию, она призывала Стамбул прекратить подобное. Естественно, смысла не было, ничего останавливать не собирались. Остановилось все только в 1918 году, Турция проиграла в первой мировой. Страну оккупировали антанты, это те три страны о которых написано выше, у них был на тот момент союз который именовался Антанта. Конечно сама власть сбежала. Пришла новая власть, а союз трех стран потребовал разбора полетов. Уже в 18 году, все документы изучались военным трибуналом. Доказали, убийства населения были спланированы, организованны, были признаны международным военный преступлением. Виновного номер один определили, им стал Мехмед Талаат паша, на момент зверств этот человек занимал пост министра внутренних дел и Великого визиря. Так же, Энвер паша, он был одним из лидеров партии, Ахмед Джемаль паша, тоже партиец. Все эти люди, были приговорены к казни, но бежали из страны.В 19 году, в Ереване собралась армянская партия, которая представила список тех, кто был инициатором событий пятнадцатого, там были сотни человек. Легальные методы борьбы в Ереване не восприняли, стали искать виновных и убивать. Началась акция «Немезис». В течении четырех лет, убивали разные лица которые имели отношение к власти, которые имели отношение к убийствам мирных жителей. Главного виновного Талаата пашу убил человек по имени Согомон Тейлирян, это случилось в 1921, в марте в городе Берлине. Конечно человек был арестован, но его защищали лучше немецкие адвокаты, убийца был оправдан, позже переехал в штаты. Следующего истязателя убили в Тифлисе, случилось это в двадцать втором году. А Энвер погиб уже во время боевых действий, воевал он кстати против красной армии. Вот такая ужасная кровавая река, ужасный след в истории который будет всегда на руках потомков, жителей, в сердцах родственников погибших.

Конечно сложно описать эмоции, когда возвращаешься в те исторические события. Жаль людей, жалко детей. Совершенно не жаль тех, кого лишили жизни за действия, которые привели к смертям миллионов. А вот сама Турция и ее друг Азербайджан, геноцид армян не признали, видимо помнят что рыльца в пушку. Сейчас мы только с ужасом можем вспоминать те события, по книгам, фильмам которые все еще снимают. Один день в году, мы помним а потом живем дальше. Только один день который позволяет задумать над ценностью жизни, в том числе детской. Ничто и никогда не сможет оправдать массовые убийства детей. Это же слишком.

В 1453 году пал Константинополь, предзнаменовав начало истории Османской империи (до этого Османское государство), которой суждено было стать автором одного из самых ужасных злодеяний в истории человечества.

1915 - символ человеческой жестокости

На протяжении всей истории существования Османской империи на востоке страны проживали армяне, считавшие эту землю своим домом и исторической родиной. Однако мусульманское государство относилось к ним иначе.

Являясь одновременно и национальным и религиозным меньшинством, армяне воспринимались как “граждане второго сорта”. Их права не только не защищались, но и сами власти всячески способствовали угнетению армянского населения. Ситуация резко обострилась после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Поверженная империя не смирилась с продиктованными ей условиями, обратив весь свой гнев на христиан живущий на ее территории. Не случайно именно рядом с ними поселили мусульман изгнанных с Кавказа и из Балканских стран. Тесное соседство людей разных вероисповеданий и культур часто приводило к серьезным конфликтам.

Набеги на христианские деревни стали обыденным явлением. Власти же просто наблюдали. Начавшиеся протесты армян стали еще одним поводом для массовых арестов и убийств. Но это было лишь начало. Приближался 1915-й год ставший символом человеческой жестокости и безразличия, год окрашенный алой каской крови миллионов невинных жертв.

Геноцид армян в Османской империи

24 апреля 1915 - эта дата стала символом Великой скорби, скорби о потерянных жизнях и загубленных судьбах. В этот день был обезглавлен целый народ, стремящийся лишь к мирной жизни на земле своих предков.

Именно в этот день в Константинополе (Стамбул) начались аресты самых видных политических и общественных деятелей армянской элиты. Были арестованы политики, писатели, врачи, юристы, журналисты, музыканты - каждый, кто смог быть возглавить народ, стать его лидером на пути к сопротивлению.

Уже к концу мая более 800 самых влиятельных армян были полностью изолированы от общества и из них уже мало кто вернулся живым. Затем настала и очередь мирных жителей. Набеги на армянские поселения становились все чаще и беспощаднее. Женщины, старики, дети - меч в руках озлобленных и подстрекаемых властями «карателей» не щадил никого. И даже некому было защитить свой дом, ведь мужчины были призваны на службу в армию страны желающей лишь поскорее избавиться от них. Оставшихся в живых людей собирали в группы и, под предлогом защиты от вражеских нашествий, «переселяли».

Сколько людей осталось в дороге, и сколько их них, гонимые мечом и кнутом по бескрайним и бесплодным просторам Дер Зора добрались до места назначение где ждала их медленная смерть? Нет им счета. Масштабы задуманной властями операции по уничтожению целого народа под прикрытием войны были поистине огромны.

Геноцид армян готовился еще до войны, а ее начало стало рычагом для запуска беспощадной «машины смерти».

Еще в феврале 1914 г. начался бойкот армянских предприятий, затем последовали сборы имущества «для армии» и демобилизация. В январе 1915 года турецкая армия потерпела поражение в сражении под Сарыкамышем и отступила. Начали распространяться слухи, что успеху российской армии во многом способствовала добровольная помощь армян.

Отступающая армия обрушила свой гнев на местных христиан: армян, ассирийцев, греков. Набеги на поселения, массовые убийства и депортации продолжались вплоть до окончания первой мировой войны, однако по сути, геноцид продолжался и уже после капитуляции Турции и свержения младотурков.

Новая власть осудила действия предыдущей, под трибунал попали основные организаторы преступлений. Но даже приговоренные к смерти, многие из них избежали наказания, сбежав из страны где на самом деле их и не хотели осуждать. Все расследования преступлений, совершенных под покровом военных действий преследовали лишь одну цель: успокоить мировую общественность, которая, несмотря на попытки турецких властей скрыть истинное положение дел в стране, уже знала о том что же произошло на само деле.

Во многом благодаря мужеству послов и общественных деятелей европейских стран мир узнал о величайшем злодеянии начала XX века. Передовая общественность требовала наказания для преступников.

Но истинное наказание пришло от самих жертв. В октябре 1919 г. по инициативе активиста партии "Дашнакцутюн" Шаана Натали было принято решение об организации карательной операции "Немезида”. В рамках данной операции по всему миру были выслежены и убиты Талеат-паша, Джемал-паша, Саид Халим и другие бежавшие от правосудия преступники.

Но на сама операция стали символом возмездия. Согомон Тейлиряна, потерявший всю семью во время геноцида, 15 марта 1921 в районе Шарлоттенбург застрелил человека отнявшего у него дом и родных Талеата-пашу. И прямо в зале суда Тейлиряна был оправдан. Мир не признал вину человека отомстившего за покалеченную судьбу целого народа.

Геноцид 1915 года - вечная память!

Но, несмотря на многочисленные осуждения, мир до сих пор не готов полностью освободить себя от оков и впустить в свой дом всю горечь одного из величайших злодеяний в истории человечества.

Такие страны как Франция, Бельгия, Аргентина, Россия, Уругвай признали и осудили геноцид армян на территории Османской империи. Но один из важнейших игроков мировой политической арены США продолжает обходить стороной столь важную тему, спекулируя ею для влияния на современную Турцию (пока армянский геноцид признали лишь несколько штатов).

И, главное, факт геноцида отрицает само Турецкое государство, правопреемник Османской империи. Но факты не изменить, историю не переписать, и 1 500 000 голосов невинных жертв не умолкнут никогда. Рано или поздно мир склонится перед историей, ведь несмотря на слова Гитлера ознаменовавшие начало Холокоста (“А кто теперь помнит об уничтожении армян”), на самом деле “ничто не забыто, никто не забыт”.

Каждый год 24 апреля армяне будут подниматься на высоту Цицернакаберда принося с собой живые цветы в дань уважение жертвам “великого злодеяния” и будет гореть вечный огонь факелов в руках нового поколения.

Перевод с армянского

1. Перс Мешали Гаджи Ибрагим рассказал следующее:

«В мае 1915 г. губернатор Тахсин-бей призвал к себе четебаши Амрванли Эюб-оглы Гадыра и, показав ему приказ, полученный из Константинополя, сказал: «Здешних армян я поручаю тебе, доведешь их невредимыми до Кемаха, там на них нападут курды и другие. Ты для вида покажешь, что хочешь их защищать, применишь даже раз-другой оружие против нападающих, но, в конце концов, покажешь, что не можешь справиться с ними, оставишь и вернешься». Немного подумав, Гадыр сказал: «Ты мне приказываешь связанных по рукам и ногам овец и ягнят отвести на бойню; это — жестокость мне не подобающая; я солдат, пошли меня против врага, пусть либо он сразит меня пулей, и я храбро паду, либо я его поражу и спасу свою страну, а марать свои руки в крови невинных я никогда не соглашусь». Губернатор очень настаивал на том, чтобы он исполнил приказ, но великодушный Гадыр наотрез отказался. Тогда губернатор призвал Мирза-бека Вераншехерли и сделал ему вышеприведенное предложение. Этот тоже утверждал, что нет нужды убивать. Уже в такие условия, сказал он, ставите вы армян, что сами они по дороге помрут, и Месопотамия такая жаркая страна, что они не выдержат, погибнут. Но губернатор настоял на своем, и Мирза принял предложение. Мирза полностью выполнил взятое на себя жестокое обязательство. Через четыре месяца он вернулся в Эрзерум с 360 тысячами лир; 90 тысяч он отдал Тахсину, 90 тысяч — корпусному командиру Махмуду Камилю, 90 тысяч — дефтердару, а остальное — мехердару, Сейфулле и сообщникам. Однако при дележе этой добычи между ними возник спор, и губернатор арестовал Мирзу. А Мирза пригрозил сделать такие разоблачения, что мир удивится; тогда его отпустили на свободу». Эюб-оглы Гадыр н Мирза Вераншехерли лично рассказали эту историю персу Мешади Гаджи Ибрагиму.

2. Погонщик верблюдов перс Кербалай Али-Мемед рассказал следующее: «Я перевозил боеприпасы из Эрзинджана в Эрзерум. Однажды в июне 1915 г., когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед глазами моими предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста. Ужасно было смотреть; я долго стоял со своим караваном, пока эти трупы проплыли, и я смог пройти через мост. Но от моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей, которые уже разложились, вздулись и смердили. Такое ужасное стояло зловоние, что пройти нельзя было по дороге; мои два погонщика верблюдов от этого зловония заболели и умерли, а я вынужден был переменить свою дорогу. Это были жертвы и следы неслыханного и ужасного злодеяния. И все это были трупы армян, несчастных армян».

3. Алафтар Ибрагим-эфенди рассказал следующее: «О выселении армян из Константинополя был получен весьма жесткий и срочный приказ следующего содержания: вырезать без пощады всех мужчин от 14 до 65-летнего возраста, детей, стариков и женщин не трогать, а оставить и обратить в магометанство».

ЦГИА Арм, ССР, ф. 57, oп. 1, д, 632, л. 17—18.

по "Геноцид армян в османской империи”, под.ред. М.Г.Нерсисяна, М.1982, стр.311-313