Умственно отсталые гении. Гениальные безумцы: гениальны в одном, но безумны во всем остальном. Особенности умственной отсталости

Томас Эдисон - величайший американский изобретатель и предприниматель, создавший устройства, без которых не обходится сейчас ни один человек. Самое известное изобретение Эдисона - электрическая лампа накаливания. К заслугам гениального инженера относятся и усовершенствование телефона, киноаппаратуры, телеграфа и изобретение фонографа. Не все знакомы с довольно удивительной и невероятной историей жизни этого уникального человека.

Слова «убийцы» или - сила слова

Оказывается, известнейший сегодня на весь мир изобретатель Томас Эдисон не только не подавал никаких надежд с детства, но и учителя считали его умственно отсталым и прямо в лицо называли ребенка «тупым идиотом». Мальчик был рассеянным на уроках и слегка глуховатым из-за возникшего осложнения после перенесенной инфекции.

Учителя могли бы рассмотреть в нем и особый талант. Но вместо этого произошло следующее: как-то раз учитель написал письмо и попросил мальчика передать его матери, в нем было сказано, что Эдисон тупица и не достоин учиться в этой школе. Поэтому его нужно забрать и учить самостоятельно.

В данной ситуации мама Томаса Эдисона поступила очень мудро, и именно это позволило юному дарованию прославиться на весь мир.

Она зачитала письмо сыну, не в силах сдерживать слезы, но не передала мальчику его настоящее содержание, которое могло «убить» ребенка и зарыть навсегда непревзойденный талант изобретателя. Она вложила в них свой смысл и полностью перефразировала послание. Учитель, якобы, просит оставить ребенка на домашнем обучении, так как он - гений и в школе нет учителей, способных научить мальчика.

Вы чувствуете магию перевоплощения смысла убийственных слов в созидающие? Этими словами она буквально запрограммировала Эдисона на веру в свои силы и и, таким образом, дала ему билет в счастливое будущее.

Для Томаса Эдисона невозможное оказалось возможным

Не проучившись в школе больше трех месяцев, мальчику пришлось заниматься самообразованием. Мама наняла репетитора, который смог привить ему , всевозможным опытам и экспериментам. С тех пор Эдисон читал научные книги запоем, и в итоге без высшего образования смог добиться ошеломляющих результатов.

По истечении многих лет после кончины своей матери, будучи известной личностью ХХ века, изобретатель в архивах семьи нашел то самое злосчастное письмо, и узнал истинное его содержание. Эдисон был поражен и шокирован, находка для него была открытием. Проплакав над письмом не один час, он сделал запись в дневнике, в которой своей маме. Она гласила, что Томас Алва Эдисон (настоящее имя изобретателя) был отстающим в развитии, но героизм его матери помог появиться на свет еще одной гениальной личности человечества.

Истории известны и другие великие личности, которые считались неудачниками. К ним принадлежат: Чарльз Дарвин, Уолт Дисней, Бетховен, Альберт Эйнштейн, Генри Форд и Дмитрий Менделеев, открывший всему миру таблицу химических элементов.

Таки образом, Томас Эдисон и другие его последователи, смогли доказать всем и себе, в том числе, что ключ к настоящему успеху - не всегда высшее образование и мнение окружающих, а прежде всего - вера в собственные силы, упорство и трудолюбие. Ведь по законам аэродинамики шмель тоже ну никак не может летать, но вопреки всему у него это получается! А у вас есть такие примеры из жизни, когда и его силы творила чудеса – делитесь, пожалуйста, в комментариях!

Как понять, почему ребенок плохо учится в школе? Капризничает? В чем проблема детской концентрации внимания? На эти вопросы отвечает наш эксперт.

Елена Жидкова
детский невролог, Москва

? Часто бывает, что умный и сообразительный ребенок по непонятной причине плохо учится в школе. В чем может быть дело?

– Причиной может быть недостаточная концентрация внимания. Сейчас, к сожалению, это очень распространенная проблема. Как и когда надо начинать развивать у ребенка эту концентрацию? В самом раннем возрасте. Например, обращая внимание на поведение месячного ребенка: как быстро он фиксирует взгляд, как долго может следить за предметами? Как долго может уже подросший ребенок играть, смотреть книжку, слушать, когда ему читают? Как ведет себя ребенок – быстро ли успокаивается, переключает внимание? Даже то, как ребенок ест и спит, играет большую роль.

? Что должно насторожить родителей, какие признаки проблем с вниманием проявляются в раннем возрасте?

– В самом раннем возрасте родители могут заметить позднее начало слежения ребенка за игрушками, задержку в формировании фиксации взгляда. Быструю потерю интереса к игрушкам. Капризность, плохой сон. В более взрослом возрасте один из заметных признаков проблем с концентрацией – это затруднения в становлении речи. Настораживает, если ребенок не может долго играть с одними игрушками. Перебегает с места на место, не слушает, когда ему читают книжку или пытаются что-нибудь рассказать.

? Как проверить, умеет ли концентрировать внимание ребенок? Какими навыками концентрации он должен обладать и в каком возрасте?

– Если ребенок в возрасте одного года практически не может сконцентрироваться на каком-нибудь предмете или игре или на чтении книжки хотя бы на 2–4 минуты, то он – в группе риска по нарушению концентрации внимания. В 2 года этот показатель вырастает до 6–10 мин., а в 5 лет – до 20–25 минут.

? Какие верные признаки того, что внешне нормальный ребенок не может учиться в обычной школе

– Этот вопрос должны решать специалисты – неврологи, нейропсихологии и педагоги.

? Можно ли отличить «рассеянность гениальности» от умственной отсталости? Правда ли, что некоторые очень одаренные дети не могут учиться в обычной школе? Что с ними делать?

– Вопрос неоднозначный. Гениальности (то есть необыкновенной одаренности ребенка в какой-то одной области) зачастую сопутствует социальная дезадаптированность – как проявление неравномерного развития мозга (кстати, вопрос о нормальности гениальности – спорный: многие психологи считают, что на одном полюсе стоит гениальность, а на другом – аутизм).

Но способности и возможности социальной адаптации – разные вещи. Безусловно, к таким детям требуется индивидуальный подход. А вот озорные, одаренные дети, которым просто тесно в рамках обычной школы зачастую с не очень интересными педагогами, – это совсем другой вопрос. Еще одна проблема – мотивированность детей (то есть заинтересованность). Одаренный, но немотивированный ребенок никогда не будет учиться хорошо.

Александра Рачкова

Сила слова ">Сила слова " alt="История из детства будущего гения и его героической мамыСила слова ">

Короткая история из жизни гениального Томаса Эдисона и его героической мамы. Эта история показывает нам, какая сила заключена в наших словах. В том, что мы говорим, исповедуем, то и случается с нами в жизни. Берегите своих детей, вспоминайте эту историю каждый раз, когда хотите сказать, что у них что-то не получается, или кто-то считает их недостаточно умными. Помните, что ваш ребенок Гений, если ВЫ не убедите его в обратном!

Однажды Томас Эдисон вернулся домой из школы, и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: « Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами.»

Много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века), он однажды пересматривал старые семейные архивы, и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: « Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома» .

Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: « Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.»

Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около одной десятой нейрон ов своего мозга, а вот если бы включить все десять десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, надо отключить часть своего мозга.

Психологам и психи атрам известны так называемые "идиоты-гении" - умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово "идиот" здесь надо понимать в исходном древнегреческом смысл е: особый, странный). Открыто это явление в конце прошлого века, и с тех пор в научных трудах описано всего около сотни таких случаев. Примерно 25 "идиотов-гениев" известны ученым сейчас. Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму "Человек дождя". Все эти люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособны общаться с согражданами, страдают так называемым аутизмом, то есть болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностью до секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размеры с точностью до двух-трех миллиметров. Четвертый говорит на 24 языках, включая пару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый телефонный справочник большого города и так далее. Некоторые из этих людей даже неплохо зарабатывают, демонстрируя свои способности с эстрады.

Согласно новой гипотез е Аллана Снайдера и Джона Митчелла из Центра изучения разума при Австралийском национальном университете в Канберре, такими способностями обладает каждый из нас, и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотез ы считают, что способности, проявляющиеся у "идиотов-гениев", маскируются у обычных людей более высокими формами мышлени я. Мы автоматически стараемся осмысл ивать факты и наблюдения, а "человек дождя" этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у него низшими, более простыми и эволюционно более древними отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их "заглушают" более высоко развитые отделы.

Снайдер и Митчелл сформулировали свою гипотез у, основываясь на многочисленных исследованиях таких феноменальных людей, особенно математически одаренных. Современные установки для позитронной и ядерно-резонансной томографии позволяют видеть, как работают отделы мозга, как обрабатывается информация от органов чувств, прежде чем человек получает какие-либо впечатления и реагирует на них своими мыслями и концепциями.

Например, между тем моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированное хрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходит около четверти секунды. За это время разные специализированные участки мозга, работая по отдельности, идентифи цируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение, положение и так далее. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс, который передается в высшие отделы мозга, а те осмысл ивают увиденное. В норме мы не осознаем этот процесс. И хорошо, иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых в отдельности не имеет особого смысл а. "У нормального человека, - говорит Снайдер, - мозг воспринимает каждую мельчайшую деталь картины, но обрабатывает все зарегистрированное и вычеркивает большую часть информации, оставляя общее впечатление от увиденного, общую осознанную концепцию, которая и необходима для разумного реагирования на поток информации извне ". У "гениальных идиотов" такое редактирование не происходит, так что они воспринимают все окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.

Один из любимых трюков так называемых чудо-счетчиков, которые также относятся к категории феноменально одаренных и в то же время ущербных людей, это календарные расчеты. Например, из зала задают вопрос: "Каким днем недели будет первое сентября 2039 года?" И через две-три секунды чудо-счетчик отвечает: "четверг". Как утверждает Снайдер, и вы способны на такие моментальные расчеты, но ответ остается в подсознании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую бесполезность расчета, подавляют его результат, не допуская "вывода на монитор".

Голландец Вим Клейн (1912 - 1986), чудо-счетчик, моментально производил в уме самые сложные вычисления, а в остальном его интеллект был ниже среднего уровня. Клейн долгое время работал в ЦЕРНе (Европейская организация ядерных исследований) живым компьютером, пока персональные компьютеры не стали доступны каждому сотруднику организации.

Другой пример - способность моментально определять высоту и продолжительность любой ноты в музыке. Австралийские психологи уверены, что это умение свойственно любому из нас, просто мозг осознает бесполезность такой информации, и в результате мы воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность отдельных нот определенной высоты и продолжительности.

То же касается и, скажем, способности взглянуть на страницу книги, закрыть глаза и по памяти прочитать ее вслух от начала до конца. Психологи уверены, что сделать это может любой из нас.

Но если это так и наш мозг незаметно проделывает все эти трюки, то нельзя ли снять цензуру сознания и продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности? Нильс Бирбаумер из Института нейробиологии поведения при Тюбингенском университете (Германия), горячий сторонник идей Снайдера и Митчелла, уверен, что можно и что некоторые из нас уже овладели таким умением. Он приводит в качестве примера одного совершенно нормального студента, развившего в себе способность к моментальному счету, не уступающую лучшим чудо-счетчикам. Изучение его электроэнцефалограммы показало, что во время выполнения в уме сложных расчетов его мозг крайне активен, а перед тем, как студент вслух произнесет результат, активность мозга резко падает. У обычных людей во время умственного счета такого спада активности не происходит. Бирбаумер считает, что этот студент научился отключать цензуру своего сознания и потому способен моментально выдать результат "мимо сознания".

Возможно, и знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и другие), также объясняются отключением части мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений.

Хорошо известны примеры обучения людей управлять физиологическими процессами, которые мы в норме не осознаем, то есть фактически управлять своим подсознанием. Например, снабдив человека датчиком кровяного давления и посадив его перед экраном компьютера, на который постоянно выводятся измеряемые цифры, можно научить его снижать или повышать давление. После такого обучения эта способность сохраняется и без датчиков и компьютера. В прошлом году тот же Бирбаумер, приклеив на череп парализованного инвалида датчики биотоков мозга, научил его двигать посредством мысли курсор на экране компьютера. Подводя курсор к изображению клавиш с буквами на экране, можно печатать без рук. Возможно, удастся научить человека и временно отключать "мешающий" участок мозга.

Не все нейрофизиологи согласны с Митчеллом и Снайдером. Наиболее распространено мнение, что у "гениев-идиотов" односторонне развита какая-то одна способность мозга за счет остальных, возможно, даже с увеличением той области мозга, которая отвечает за эту способность. У большинства людей такое одностороннее развитие сдерживается тем, что с раннего детства мозг настраивается на концептуальное мышлени е, нацеленное на обобщение и выводы, а не на фиксирование деталей. Обычный мозг комбинирует разные впечатления, ощущения и мысли и извлекает смысл из общей картины, не концентрируясь на отдельных деталях.

Английские ученые Юта Фрис и Франческа Хаппе считают, что мозг "гениального идиота" не способен на такое обобщающее мышлени е, а мозг обычных людей не способен к феноменальному "лоскутному" мышлени ю. У обычного человека, считают Фрис и Хаппе, порыв к глобальному обобщению и конкретным выводам настолько силен, что мозг моментально сметает отдельные впечатления и мысли в общую осмысл енную картину, делая это быстрее, чем мы успеваем зарегистрировать каждую деталь. Хаппе объясняет: "Если бы могли заглянуть в мозг "гения-идиота", мы нашли бы, что его необычный талант проистекает из очень четко очерченных, специфичных зон мозга, не имеющих нервной связи с теми зонами, где происходит осмысл ение воспринятой информации и рождаются концепции. В результате эти зоны не испытывают помех со стороны и могут превратиться в строго специализированные, скажем, на математических вычислениях, музыкальных способностях или на зрительной памяти и так далее".

В Германии создана система, позволяющая печатать на экране компьютера с помощью мысли.

Недавно это представление было поддержано опубликованными результатами исследования мозга Эйнштейна. Области мозга, обычно ассоциирующиеся с математическими способностями, увеличены и не пересекаются извилиной, как у обычных людей. Извилины мозга часто ограничивают специфические функциональные зоны мозга, поэтому соблазнительно предположить, что "математический модуль" в мозге Эйнштейна, пользуясь отсутствием границ, оккупировал нейрон ы из соседних зон, которые в норме занимались бы чем-то другим.

Слабость этой гипотез ы в том, что мы изучаем строение мозга феноменально способного человека только после его смерти, поэтому не можем с уверенностью сказать, увеличена ли какая-то зона мозга от рождения или увеличилась от упражнения, в процессе постоянной эксплуатации.

Английский психолог Майкл Хоув считает, что способности и "гениев-идиотов", и обычных людей, талантливых в какой-то области, объясняются одинаково - усиленным упражнением. Просто некоторые умственно отсталые люди концентрируют свои усилия на такой задаче, которая не придет в голову нормальному человеку (скажем, вряд ли кто-то мечтает выучить наизусть телефонный справочник), и упражняются в этой области, пока не достигнут совершенства.

Однако имеются факты, противоречащие этой теор ии. Умственно отсталая девочка, вошедшая в историю психологии под именем Нади Н., с трехлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые в обучении рисованию проходят определенные стадии, начиная с рисования "бяк-закаляк" и "головастиков" с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как ее пальчики смогли держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, еще не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Возможно, в раннем детстве мы все - "гении-идиоты" или вундеркинды. Ведь каждый ребенок осваивает родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребенок просто "знает", где проходят границы между словами в произнесенной фразе, точно так же, как чудо-счетчик "знает", чему равен квадратный корень из шестизначного числа. Взрослому, напротив, приходится специально учить новый язык. Просто жить среди его носителей, как правило, оказывается недостаточно.

Возникшая в начале XIX века "наука" френология утверждала, что каждая часть мозга имеет свою функцию, а при особом развитии той или иной части мозга лежащая над ней часть черепной крышки "выпячивается" в виде шишки. Поэтому, как считал основатель френологии австрийский врач Ф. Галль, по рельефу черепа можно судить о склонностях и способностях человека. Как показало дальнейшее развитие науки о мозге, здравое зерно в этих рассуждениях было: разные участки коры головного мозга специализируются на разных функциях. Но шишки на голове не имеют к этому никакого отношения. На снимке - фарфоровый бюст с расписанными на поверхности черепа шишками разных душевных качеств. Полтора века назад такие учебные пособия по френологии выпускали тысячами.

Точно так же дети гораздо легче взрослых научаются точно определять высоту звуков. У них чаще встречается эйдетическая память - абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед умственным взором с фотографической точностью.

Снайдер и Митчелл предполагают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации. Исследования на томографах показали, что у новорожденных детей и младенцев активны те части мозга, которые "молчат" у взрослых. Эти участки получают информацию от органов чувств и реагируют на нее, вырабатывая эмоциональные всплески и автоматическое поведение. Кора головного мозга, его высший отдел, ассоциирующийся с разумным поведением, вступает в действие только через несколько месяцев, и ее роль в дальнейшем растет. Этот рост резко усиливается в возрасте около полутора лет, когда дети начинают пытаться говорить.

У детей, страдающих аутизмом, такого переключения на кору не происходит или оно идет слишком медленно. Поэтому они сохраняют удивительные способности младенческого мозга. Если включение коры все же потом происходит, эти способности могут быть утрачены. Например, юная художница Надя почти утратила свой талант, когда в возрасте около 12 лет научилась говорить.

Американский психи атр Даролд Трефферт считает, что нарушать развитие мозга еще до родов может мужской половой гормон тестостерон, тормозящий развитие левого полушария, где расположен центр речи. Если это так, то понятно, почему среди "идиотов-гениев" и страдающих аутизмом примерно в шесть раз больше мужчин, чем женщин. Гипотезу Трефферта подтверждают некоторые клинические случаи. Так, обычный девятилетний мальчик стал гениальным механиком после того, как часть левого полушария его мозга была повреждена случайным ранением. Недавно опубликованы данные о взрослых людях, приобретших необычайные способности к рисованию после того, как часть нейрон ов коры левого полушария была разрушена болезнью. Отмирание нейрон ов словно сняло тормоза с врожденной способности к рисованию, которая была подавлена всю жизнь.

Аллан Снайдер считает, что эти теор ии можно проверить. Он планирует отключить у себя область мозга, вырабатывающую концепции. Сделать это можно через кости черепа магнитными импульсами, нужно только подобрать место приложения электромагнитов и силу импульсов. "Если при этом в моем уме возродятся четкие картины далекого детства или я вдруг начну моментально рассчитывать многозначные простые числа, я пойму, что моя теор ия верна", - говорит Снайдер.