ДЦП: это что такое? Причины возникновения, формы и лечение заболевания. Причины возникновения дцп, виды и формы Церебральный паралич у детей симптомы и лечение

Дефиниция . [Детский] Церебральный паралич (ЦП или ДЦП) - это термин, используемый для обозначения группы непрогрессирующих нарушений позы тела и движений, вызванных повреждением ЦНС, произошедшим в антенатальном, интранатальном или неонатальном периоде. Двигательные нарушения, характерные для ЦП, часто сопровождаются когнитивными, речевыми, пароксизмальными расстройствами (обратите внимание: понятие «[детский] церебральный паралич» является в некоторой степени условным, так как в большинстве случаев нет истинного паралича, а имеется различное по форме нарушение контроля над движением).

Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 г. на заседании VIII пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин утвердили и дали определение: «детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». Следующее определение ВОЗ (1980): «Детские параличи представляют непрогрессирующие моторные и психоречевые нарушения, которые являются результатом поражения головного мозга в пре- и перинатальном периоде онтогенеза нервной системы». Однако до настоящего времени нет единого мнения по данному вопросу. Существует неоднозначность и в терминологии. В специальной литературе можно найти большое количество терминов для обозначения этого страдания. В англоязычной литературе используются термины «церебральный паралич» и «спастический паралич», в немецкой – «церебральное нарушение двигательного аппарата» и «церебральный паралич». В изданиях французских авторов встречается термин «нарушения моторики церебрального происхождения». [!!! ] Поиск термина для более адекватного определения сущности данного нарушения продолжается до настоящего времени.

подробнее в статье «Эволюция представлений о детском церебральном параличе» Осокин В. В., Автономная некоммерческая организация «Институт медицинской коррекции, восстановления и сопровождения», Иркутск (журнал «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения» №9, 2014) [читать ]

Эпидемиология . По данным Скворцова И. А. (2003г.) распространенность ДЦП составляет 1,5 - 2 случая на 1000 живых новорожденных. Однако у выживших недоношенных младенцев с весом при рождении менее 1500 грамм риск ДЦП повышается до 90 на 1000 живых новорожденных, а у недоношенных младенцев весом менее 1000 г заболеваемость ДЦП может достигать 500 на 1000. Таким образом, рост заболеваемости ДЦП связан не только с перинатальной патологией, но и с увеличением числа детей, которых удается выхаживать при недоношенности и низком весе. Многочисленными исследованиями было установлено, что более 80% случаев ДЦП имеют пренатальное происхождение и лишь 6 - 7% случаев являются следствием асфиксии при рождении ребенка.

Классификации . Согласно Международной статистической классификации МКБ-10, выделяют следующие формы ДЦП: спастический церебральный паралич, спастическая диплегия, детская гемиплегия, дискинетический церебральный паралич, атаксический церебральный паралич, другой вид детского церебрального паралича, детский церебральный паралич неуточненный.

На сегодняшний день наибольшее применение в России находит классификация форм ДЦП К.А. Семеновой, предложенная в 1978 году: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая) форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, атаксический церебральный паралич.

Так как классификация двигательных нарушений у детей грудного возраста согласно традиционным категориям церебральных параличей затруднена, Л.О. Бадалян и др. в 1988 году предложил внести коррективы в эту классификацию с учетом возраста пациентов. Данная классификация выделяет [1 ] формы ДЦП раннего возраста - спастическую, дистоническую и гипотоническую, и [2 ] формы старшего возраста - спастические (гемиплегию, диплегию, двухстороннюю гемиплегию), гиперкинетическую, атактическую, атонически-астатическую и смешанные формы ДЦП (спастико-атактическую, спастико-гиперкинетическую, атактико-гиперкинетическую).

В 1997 году профессор Роберт Полисано совместно с коллегами из Канадского университета МакМастер разработали функциональную классификацию ДЦП, представляющую собой «Систему оценки глобальных моторных функций (Cross Motor Function Classification System, GMFCS). В 2005 году исполнительным комитетом Американо-Британской Академии церебрального паралича эта классификация была предложена в качестве рабочей. В настоящее время GMFCS считается общепринятым мировым стандартом оценки функциональных возможностей больных ДЦП . GMFCS - описательная система, которая учитывает степень развития моторики и ограничения движений в повседневной жизни для 5 возрастных групп пациентов с ДЦП: до 2 лет, от 2 до 4, от 4 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет. Различают пять уровней развития больших моторных функций: I - ходьба без ограничений, II - ходьба с ограничениями, III - ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения, IV - самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения, V - полная зависимость ребенка от окружающих (перевозка в коляске / инвалидном кресле). Согласно этой классификации выделяются спастический, дискинетический и атактический типы ДЦП. Кроме того, учитываются сопутствующие нарушения, данные нейровизуализационных методов исследования и причинная обусловленность заболевания (подробнее о GMFCS Вы можете прочитать в инструкция пользователя [читать ]).

Факторы риска формирования ДЦП . Учитывая ведущие этиопатогенетические причины ЦП, все случаи заболевания можно условно подразделить на две большие группы: генетическую и негенетическую, однако большинство больных окажутся где-то посередине. Поэтому предпочтительнее все-таки пользоваться классификацией, опирающейся на время воздействия патологического фактора, и выделять пренатальную, интранатальную и постнатальную группы причин заболевания (случаи ДЦП, связанные с многоплодными беременностями и преждевременными родами, целесообразно рассматривать отдельно).

Антенатальные (пренатальные) факторы . Некоторые инфекционные заболевания матери и плода увеличивают риск ЦП, в том числе вирус краснухи, герпеса, цитомегаловирус (ЦМВ), токсоплазмоз. Каждая из этих инфекций потенциально опасна для плода, только если мать в процессе беременности встретилась с ней впервые или если инфекция активно персистирует в ее организме.

Так же, как у взрослого человека, у плода в процессе внутриутробного развития может возникнуть инсульт. Фетальный инсульт может быть как геморрагическим (кровоизлияние вследствие повреждения кровеносного сосуда), так и ишемическим (вследствие эмболии кровеносного сосуда). Как у детей с ЦП, так и у их матерей достоверно чаще, чем в популяции, выявляются различные коагулопатии, которые обусловливают высокий риск внутриутробных эпизодов гипер- или гипокоагуляции. Наследственный характер могут иметь как конкретные нозологические патологии свертывающей системы крови, так и дефицит отдельных факторов коагуляции, тромбоцитопатии и т.д.

Вообще любой патологический фактор, воздействующий на ЦНС плода антенатально, может увеличить риск последующего нарушения развития ребенка. Кроме того, любой патологический фактор, который увеличивает риск преждевременных родов и низкого веса при рождении, например, алкоголь, табак или наркотические вещества, также подвергает ребенка риску последующего физического, моторного и психического дефекта. Более того, так как все питательные вещества и кислород плод получает из крови, которая циркулирует через плаценту, все, что мешает нормальной функции плаценты, может отрицательно сказаться на развитии плода или увеличить риск преждевременных родов. Поэтому патологические новообразования или рубцы матки, структурные аномалии плаценты, преждевременная отслойка плаценты от стенки матки и плацентарные инфекции (хориоамнионит) также представляют собой опасность в плане нарушения нормального развития плода и ребенка.

Отдельные болезни или травмы матери во время беременности также могут представлять опасность для развития плода, ведущую к формированию неврологической патологии. Женщины с аутоиммунными анти-тиреоидными или анти-фосфолипидными антителами также имеют повышенный риск рождения ребенка с неврологическими нарушениями. Потенциально ключевой момент в данном случае - это высокий уровень в крови матери и плода цитокинов, которые являются белками, связанными с воспалением, например, при инфекционных или аутоиммунных заболеваниях, и могут быть токсичными для нейронов плода. Серьезные физические травмы матери во время беременности могут привести к непосредственной травме плода или поставить под угрозу доступность питательных веществ и кислорода для развивающихся органов и тканей плода.

Интранатальные факторы . Тяжелая асфиксия в родах сегодня не так часто встречается в развитых странах, однако ее вполне достаточно, чтобы привести в дальнейшем к формированию грубых двигательных и психических нарушений. Причины асфиксии могут быть механические: например, тугое обвитие пуповины вокруг шеи плода, ее пролапс и выпадение, а также гемодинамические: кровотечения и другие осложнения, связанные с преждевременной отслойкой плаценты или ее патологическим предлежанием. Особое внимание необходимо уделить инфекционным факторам. При этом необходимо учитывать, что инфекции не обязательно передаются плоду от матери плацентарным путем, инфицирование может происходить непосредственно во время родов.

Постнатальные факторы . Около 15% случаев ЦП у детей вызваны причинами, воздействующими на организм ребенка уже после рождения. Несовместимость матери и ребенка по группе крови или резус-фактору может привести к билирубиновой энцефалопатии плода (так называемой «ядерной желтухе»), чреватой формированием гиперкинетических или дискинетических синдромов. Серьезные инфекции, которые влияют на мозг напрямую, такие как менингит и энцефалит, также могут вызвать необратимые повреждения головного мозга, приводящие к стойкому инвалидизирующему дефициту моторики и психики. Неонатальные судороги могут как непосредственно вызывать поражение ЦНС, так и являться следствием других скрытых патологических факторов (энцефалит, инсульт, метаболический дефект), которые также будут способствовать формированию стойкого дефицита моторики и психики. Рассуждая о постнатальных причинах ЦП, необходимо еще раз вспомнить о том, что в большинстве зарубежных стран (Д)ЦП считается симптомокомплекс стойких инвалидизирующих двигательных нарушений, возникших вследствие воздействия на ЦНС плода и ребенка патологических факторов антенатально, интранатально или постнатально до достижения ребенком возраста 3 - 4 лет. Таким образом, в категорию больных (Д)ЦП по зарубежным стандартам могут входить пациенты с последствиями физических травм, утопления, удушья, интоксикаций, приведшими к стойким неврологическим расстройствам.

Симптомы . Клинические проявления ЦП (соответственно и классификации) разнообразны, они зависят от характера, степени нарушения развития и патологического состояния мозга:


Далее перечислены сопутствующие неврологические проявления ЦП, не имеют отношения к двигательной сфере (но также являющиеся следствием поражения ЦНС, часто, но не обязательно, сопровождающие ЦП): [1 ] интеллектуальные (познавательные) нарушения и нарушения поведения; [2 ] эпилепсия и другие пароксизмальные расстройства; [3 ] нарушения зрения и слуха; [4 ] нарушения речи (дизартрия) и питания.

подробнее о клинических нарушениях у детей с ЦП в статье «Современные подходы к диагностике и объективизации нарушений при церебральном параличе» М.С. Балгаева, АО «Медицинский университет Астана», г. Астана, Казахстан (журнал «Нейрохирургия и неврология Казахстана» №4 (41), 2015) [читать ]

читайте также статью «Детский церебральный паралич у взрослых: современное состояние проблемы» Шулындин А.В., Антипенко Е.А.; Нижегородская государственная медицинская академия, кафедра неврологии, психиатрии и наркологии ФПКВ, г. Нижний Новгород (журнал «Неврологический вестник» №3, 2017) [читать ]

Диагностика . Диагностика ЦП основывается на клинических проявлениях. Среди анамнестических данных следует учитывать течение беременности, родов, оценку состояния ребенка после родов [шкала Апгар, реанимационные мероприятия, видеоанализ генерализованных движений по Прехтлу (GMS)]. Чаще всего диагноз определяется к исходу первых 6 - 12 (18) месяцев жизни ребенка, когда по сравнению со здоровыми сверстниками патология двигательной системы становится очевидной. Для подтверждения патологии ЦНС используют методы нейровизуализации: ультразвуковую диагностику (нейросонография), магнитно-резонансную и компьютерную томографию (выявление перивентрикулярной лейкомаляции, вентрикуломегалии, очагов ишемии или кровоизлияний или структурных аномалий ЦНС и др.).

Нейрофизиологические исследования (электроэнцефалография, электромиография, регистрация вызванных потенциалов) и лабораторные (биохимические анализы, генетические тесты), как правило, используют для выявления часто сопутствующих ЦП патологических состояний (атрофия зрительных нервов, тугоухость, эпилептические синдромы) и дифференциальной диагностики ЦП с множеством наследственных и обменных заболеваний, дебютирующих на первом году жизни ребенка.

читайте пост: Ранняя диагностика детского церебрального паралича (на сайт)

Принципы терапии . ЦП не вылечивается, именно поэтому речь идет о восстановительном лечении или реабилитации, однако своевременное и правильное восстановительное лечение способно привести к значительному улучшению функций, нарушенных болезнью. Программа восстановительного лечения ребенка с ЦП зависит от тяжести, характера и преимущественной локализации симптомов, а также от наличия или отсутствия сопутствующих ЦП нарушений, не имеют отношения к двигательной сфере (см. раздел «Симптомы»). Наиболее серьезными препятствиями к реабилитации ребенка с ЦП являются сопутствующее нарушение интеллекта и познавательной деятельности, которое мешает адекватному взаимодействию между пациентом и инструктором, и эпилептические судороги, которые при отсутствии медикаментозного контроля могут создавать для ребенка риск жизнеугрожающих осложнений на фоне активного стимулирующего лечения. Тем не менее, на сегодняшний день разработаны специальные «мягкие» программы реабилитации для детей с эпилепсией, так же как и методики общения с интеллектуально-сниженными пациентами с ЦП, то есть для каждого пациента может и должна быть разработана своя, индивидуальная программа реабилитации, учитывающая его возможности, потребности и проблемы. Основной целью реабилитации при ЦП является адаптация больного человека в социуме и его полноценная и активная жизнь.

Обратите внимание ! Продолжительность восстановительного лечения для пациента с ЦП не ограничена, при этом программа должна быть гибкой и учитывать постоянно меняющиеся факторы жизни больного. Несмотря на то, что ЦП не является прогрессирующим заболеванием, степень и выраженность его основных симптомов с течением времени могут меняться, а также сопровождаться осложнениями (например, длительно существующая спастичность может привести к формированию контрактур, патологическим позовым установкам и деформациям суставов и конечностей, требующим хирургической коррекции).

подробнее в статье «Детский церебральный паралич: клинические рекомендации по лечению и прогноз» Н.Л. Тонконоженко, Г.В. Клиточенко, П.С. Кривоножкина, Н.В. Малюжинская; Кафедра детских болезней педиатрического факультета ВолгГМУ (журнал «Лекарственный вестник» №1 (57), 2015) [читать ]

Церебральный паралич наиболее распространенная причина инвалидности у детей и молодых людей в развитых странах. Его распространенность составляет примерно 2 - 2,5 случая на 1000 человек. Термин описывает группу хронических, непрогрессирующих аномалий головного мозга, развивающихся в эмбриональный или новорожденный период, которые приводят прежде всего к нарушениям движения и осанки, вызывая «ограничение активности» и «функциональные поражения».

Факторы риска церебрального паралича : [I ] антенатальные факторы: [1 ] преждевременные роды, [2 ] хорио-амнионит, [3 ] респираторные или мочеполовые инфекции у матери, требующие лечения в стационаре; [II ] перинатальные факторы: [1 ] низкий вес при рождении, [2 ] хориоамнионит, [3 ] неонатальная энцефалопатия, [4 ] неонатальный сепсис (особенно с весом при рождении менее 1,5 кг), [5 ] респираторные или мочеполовые инфекция у матери, требующие лечения в стационаре; [III ] постнатальные факторы: [1 ] менингит.

Непосредственные причины церебрального паралича :

В нескольких исследованиях, проводимых с применением МРТ у детей, выявлено, что при церебральном параличе имеют место: [1 ] повреждение белого вещества (в 45% случаев); [2 ] повреждение базальных ганглиев или глубокого серого вещества (13%); [3 ] врожденная аномалия (10%); [4 ] очаговые инфаркты (7%).

При оценке вероятной причины церебрального паралича, учитывайте, что повреждение белого вещества (включая перивентрикулярную лейкомаляцию), выявляемое при нейровизуализации: [1 ] чаще встречается у недоношенных детей, [2 ] может регистрироваться у детей с любыми функциональными или моторными нарушениями, но чаще встречаются при спастическом, чем при дискинетическом типе церебрального паралича.

При оценке вероятной причины церебрального паралича учитывайте, что повреждение базальных ганглиев или глубокого серого вещества в основном связано с дискинетическим церебральным параличом.

Оценивая вероятную причину церебрального паралича, учитывайте, что врожденные аномалии развития как причина церебрального паралича: [1 ] чаще встречаются у детей, родившихся своевременно, чем у родившихся недоношенными; [2 ] могут иметь место у детей с любым уровнями функциональных нарушений или моторным подтипом; [3 ] связаны с более высокими уровнями функциональных нарушений, чем другие причины.

Учитывайте, что клинический синдром неонатальной энцефалопатии может быть результатом различных патологических состояний (например, гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга, сепсис) и наличие одного или более таких состояний может вызвать повреждение и препятствовать развитию мозга.

При оценке вероятной причины церебрального паралича учитывайте, что синдром неонатальной энцефалопатии у детей с церебральным параличом, родившихся после 35 недель: [1 ] связан с перинатальной гипоксически-ишемическим повреждением в 20% случаев; [2 ] не связан с перинатальной гипоксически-ишемическим повреждением в 12%.

Учитывайте, что если церебральный паралич связан с перинатальным гипоксически-ишемическим повреждением мозга, то степень долгосрочных функциональных нарушений часто зависит от степени выраженности энцефалопатии, а также то, что дискинетические двигательные нарушения более распространены, чем другие подтипы нарушений.

Учитывайте, что при церебральном параличе, проявляющимся после неонатального периода, причинами могут быть следующие заболевания: [1 ] менингит (20%); [2 ] другие инфекции (30%); [3 ] травма головы (12%).

При оценке вероятной причины церебрального паралича, учитывайте, что независимые факторы: [1 ] могут иметь кумулятивный эффект, неблагоприятно влияя на развитие мозга и приводя к церебральному параличу; [2 ] могут оказывать влияние на любой стадии развития ребенка, включая антенатальный, перинатальный и постнатальный периоды.

Необходимо организовать расширенную программу оценки мультидисциплинарной командой состояния детей в возрасте до 2 лет (с поправкой на гестационный возраст), у которых повышен риск развития церебрального паралича (см. «Факторы риска церебрального паралича»).

Целесообразно использовать тест General Movement Assessment (GMA) во время рутинной оценки состояния здоровья новорожденных детей в возрасте от 0 до 3 месяцев, если у них повышен риск развития церебрального паралича.

Следующие двигательные особенности в ранний период жизни ребенка должны настораживать в отношении церебрального паралича: [1 ] необычные суетливые движения или другие аномалии движений, включая асимметрию движений или гипокинезы; [2 ] аномалии тонуса, включая гипотонию, спастичность (скованность) или дистонию; [3 ] ненормальное развитие моторики (в том числе задержка развития навыков держания головы, перекатывания и ползания); [4 ] трудности с кормлением.

В том случае, если у ребенка есть повышенный риску развития церебрального паралича и/или аномальные признаки, перечисленные выше, необходимо срочно обратиться к соответствующему специалисту.

Наиболее распространенными признаками задержки моторики у детей с церебральным параличом являются: [1 ] ребенок не сидит в возрасте 8 месяцев (с поправкой на гестационный возраст); [2 ] ребенок не ходит в возрасте 18 месяцев (с поправкой на гестационный возраст); [3 ] ранняя асимметрия функции кисти (предпочтение использовать одну из кистей рук) в возрасте до 1 года (с поправкой на гестационный возраст).

Все дети с задержкой моторики нуждаются в консультации специалистов для дальнейшей оценки и коррекции тактики ведения. Дети, которые постоянно ходят на «цыпочках» (на носочках стопы), должны быть проконсультированы специалистом.

Если есть опасения, что у ребенка может быть церебральный паралич, но для установления окончательного диагноза недостаточно данных (диагноз сомнителен), обсудите это с родителями или опекунами ребенка и объясните, что потребуются дополнительные исследования, наблюдение для установления окончательного диагноза.

«Красные флаги» других неврологических расстройств :

Если состояние ребенка оценивалось как церебральный паралич, но клинические признаки или развитие ребенка не соответствуют ожидаемым при церебральном параличе симптомам, еще раз проведите дифференциальный диагноз, принимая во внимание, что функциональные и неврологические проявления церебрального паралича изменяются с течением времени.

Нижеперечисленные признаки/симптомы следует расценивать как «красные флаги» неврологических расстройств, не связанных с церебральным параличом. В случае их выявления необходимо направить ребенка/подростка/молодого человека (до 25 лет) к специалисту-неврологу: [1 ] отсутствие известных факторов риска церебрального паралича (см. «Факторы риска церебрального паралича»); [2 ] семейный анамнез прогрессирующих неврологических заболеваний; [3 ] потеря уже достигнутых когнитивных способностей или способностей к развитию; [4 ] развитие неожиданных/новых очаговых неврологических симптомов; [5 ] результаты МРТ свидетельствуют о прогрессирующем неврологическом заболевании; [6 ] результаты МРТ не соответствуют клиническим признакам церебрального паралича.

Принципы лечения :

Всех детей с подозрением на церебральный паралич с целью ранней диагностики и лечения рекомендуется сразу направлять в соответствующее специализированное учреждение для мультидисциплинарной оценки. Родители или опекуны детей и подростков с церебральным параличом играют центральную роль в принятии решений и планировании ухода.

Пациентам с церебральным параличом необходимо обеспечить возможность получения помощи местной мульти-дисциплинарной команды специалистов, которая: [1 ] способна учесть индивидуальные потребности в лечении и реабилитации в рамках согласованных схем ведения пациента; [2 ] может, при необходимости, предоставить следующие виды помощи: консультация и лечение у врача, уход, физиотерапия, трудотерапия, речевая и языковая терапия, консультативная помощь по диетологии, психологии; [3 ] может обеспечить доступ к другим службам, если это необходимо, включая такие виды помощи как: неврологическая, пульмонологическая, гастроэнтерологическая и хирургическая специализированная помощь, реабилитация и нейрореабилитация, ортопедия, социальная помощь, консультация и помощь ЛОР и офтальмолога, педагогическая поддержка детей дошкольного и школьного возраста.

Целесообразно организовать четкую маршрутизацию пациента для обеспечения доступности специализированной помощи, необходимой при наличии сопутствующей патологии. Необходимо помнить, что постоянная координация и взаимосвязь между всеми уровнями и видами помощи и ухода за детьми и подростками с церебральным параличом имеет решающее значение с момента постановки диагноза.

С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая . Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.

С ДЦП рождается, по разным данным, 3-8 младенцев из 1000. Большинство (до 85 %) имеет легкую и среднюю тяжесть заболевания. Это значит, что многие люди просто не связывают особенности их походки или речи со «страшным» диагнозом и считают, что в их окружении ДЦПшников нет. Поэтому единственный источник сведений для них — публикации в СМИ, которые отнюдь не стремятся к объективности…

Миф второй: ДЦП излечим

Для большинства родителей детей с ДЦП этот миф крайне привлекателен. Не задумываясь о том, что нарушения в работе мозга сегодня не исправляются никакими средствами, они пренебрегают «неэффективными» советами рядовых врачей, тратя все сбережения и собирая огромные суммы с помощью благотворительных фондов, чтобы оплатить дорогостоящий курс в очередном популярном центре. Между тем, секрет облегчения последствий ДЦП отнюдь не столько в модных процедурах, сколько в постоянной работе с малышом начиная с первых недель жизни. Ванны, обычные массажи, игры с распрямлением ножек и ручек, поворотами головы и выработкой точности движений, общение — вот та база, которая в большинстве случаев помогает организму ребенка частично компенсировать нарушения. Ведь главная задача раннего лечения последствий ДЦП — не исправление самого дефекта, а предупреждение неправильного развития мышц и суставов. А этого можно достичь только ежедневным трудом.

Миф третий: ДЦП не прогрессирует

Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

Разумеется, это не значит, что людей с ДЦП надо содержать в тепличных условиях. Наоборот: чем крепче организм человека, тем легче он адаптируется к неблагоприятным факторам. Однако если процедура или физическое упражнение регулярно вызывают, к примеру, усиление спастики, от них нужно отказаться. Ни в коем случае нельзя делать что-либо через «не могу»!

Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

Миф четвертый: всё от ДЦП

Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.

В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

Особенно забавно фраза «У вас же ДЦП, чего вы хотите!» звучит в устах врачей. Не раз и не два я слышала ее от докторов разных специальностей. В этом случае приходится терпеливо и настойчиво объяснять, что хочу я того же, что и любой другой человек, – облегчения собственного состояния. Как правило, врач сдается и назначает те процедуры, которые мне необходимы. В крайнем случае, помогает поход к заведующему. Но в любом случае, сталкиваясь с тем или иным заболеванием, человеку с ДЦП приходится быть особенно внимательным к себе и порой подсказывать врачам нужное лечение, чтобы свести к минимуму негативное воздействие процедур.

Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

Здесь утверждать что-либо с опорой на статистику крайне сложно, ибо надежных данных попросту нет. Однако, если судить по выпускникам массовых классов спецшколы-интерната № 17 г. Москвы, где я работаю, лишь единицы после школы остаются сидеть дома. Примерно половина поступает в специализированные колледжи или отделения вузов, треть — в обычные вузы и колледжи, кое-кто сразу идет работать. В дальнейшем трудоустраивается не менее половины выпускников. Иногда девушки после окончания школы быстро выходят замуж и начинают «работать» мамой. С выпускниками классов для детей с умственной отсталостью ситуация сложнее, однако и там около половины выпускников продолжает учебу в специализированных колледжах.

Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

Сухой остаток

Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

Второе – не уповайте на то, что рано или поздно ваш ребенок будет здоровым. Примите его таким, какой он есть. Не следует думать, что в первые годы жизни все силы надо бросить на лечение, оставив развитие интеллекта «на потом». Развитие ума, души и тела взаимосвязаны. Очень многое в преодолении последствий ДЦП зависит от желания ребенка их преодолеть, а без развития интеллекта оно просто не возникнет. Если же малыш не понимает, зачем нужно терпеть дискомфорт и трудности, связанные с лечением, пользы от таких процедур будет немного.

Третье – будьте снисходительны к тем, кто задает нетактичные вопросы и дает «глупые» советы. Помните: недавно вы сами знали о ДЦП не больше, чем они. Постарайтесь спокойно вести такие разговоры, ведь от того, как вы будете общаться с окружающими, зависит их отношение к вашему ребенку.

А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.

<\> код для сайта или блога

No related articles yet.

    Анастасия

    Прочитала статью. Моя тема:)
    32 года, правосторонний гемипарез (лёгкая форма ДЦП). Обычный детский сад, обычная школа, ВУЗ, самостоятельные поиски работы (на ней, собственно, сейчас и нахожусь), путешествия, друзья,обычная жизнь….
    И через "хромоногую" прошла, и через "косолапую", и через бог весть что. И многое ещё будет, я уверенна!
    НО! Главное это позитивный настрой и сила характера, оптимизм!!

    Нана

    А действительно с возрастом следует ждать ухудшений? У меня легкая степень, спастика в ногах

    Анжела

    А меня отношение людей, не благоприятные условия жизни сломали. В 36 лет у меня не ни образования, ни работы, ни семьи хотя легкая форма (правосторонний гемипарез).

    Наташа

    После прививок появилось много "дцп". Хотя детки и вовсе и не дцп. Там ничего врожденного и внутриутробного нет. Но приписывают к дцп и соответственно неправильно "залечивают". В результате — действительно разновидность паралича получают.
    Часто причина "врожденного" дцп вовсе и не травма, а внутриутробная инфекция.

    Елена

    Замечательная статья, поднимающая огромную проблему — как "с этим" жить. Хорошо показано, что одинаково плохо и не учитывать наличие связанных с заболеванием ограничений и придавать им избыточное значение. Не стоит фокусировать внимание на том, чего ты не можешь, а нужно сосредоточиться на том, что доступно.
    И действительно очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию. Мы даже Цереброкурин кололи, он нам дал огромный толчок в развитии, всё-таки эмбриональные нейропептиды действительно помогают использовать имеющиеся возможности мозга. Моё мнение, что не нужно ждать чуда, но и опускать руки тоже нельзя. Автор прав: «этого можно достичь только ежедневным трудом» самих родителей и чем раньше они эти займутся, тем продуктивнее. Начинать «предупреждение неправильного развития мышц и суставов» после полуторагодовалого возраста поздно — «паровоз ушел». Знаю на личном опыте и на опыте других родителей.
    Екатерина, всего Вам хорошего.

    * Кинесте́зия (др.-греч. κινέω — «двигаю, прикасаюсь» + αἴσθησις — «чувство, ощущение») — так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела. (Википедиия)

    Ольга

    не согласна абсолютно с автором. во-первых, почему при рассмотрении форм дцп ничего не сказали про двойную гемиплегию? она отличается от обычной гемиплегии и от спастического тетрапареза. во-вторых, дцп действительно излечим. если подразумевать развитие компенсаторных возможностей мозга и улучшение состояния пациента. в-третьих, автор в глаза тяжелых детей видела??? таких, о которых и речи нет вынести поиграться в песочницу. когда чуть не так посмотри на ребенка и его трясет от судорог. и крик не прекращается. и он выгибается дугой так, что синяки на руках у мамы, когда она пытается его держать. когда не только сидеть — лежать ребенок не может. в-четвертых. форма дцп — это вообще ни о чем. главное — тяжесть заболевания. я видела спастическую диплегию у двоих детей — один почти не отличается от сверстников, другой — весь скрюченный и с судорогами, разумеется, даже ровно сидеть в коляске не может. а диагноз один.

    Елена

    не совсем согласна со статьей как мама ребенка с ДЦП-спастическая диплегия, средней степени тяжести. Как маме мне легче жить и бороться думая, что это если и неизлечимо, то поправимо-возможно максимально приблизить ребенка к "норм." социальной жизни. за 5 лет успели наслушаться что сына лучше в интернат сдать, а самим родить здорового…и это-от двух разных врачей-ортопедов! сказано было при ребенке, у которого сохраненный интеллект и он все слышал…конечно замкнулся, стал сторониться чужих….но у нас огромный скачок-сын ходит сам, правда плохо с равновесием и колени согнуты…но мы боремся.начали довольно поздно-с 10мес, до этого лечили другие последствия преждевременных родов и пофигизма врачей…

О таком заболевании, как детский церебральный паралич, каждый слышал хотя бы раз, хотя, возможно, и не сталкивался. Что такое ДЦП в общем плане? Понятие объединяет группу хронических двигательных расстройств, которые возникают вследствие повреждения мозговых структур, и происходит это до появления на свет, в предродовой период. Нарушения, наблюдаемые при параличе, могут быть разные.

Болезнь ДЦП – что это такое?

Церебральный паралич – заболевание нервной системы, возникающее в результате поражения головного мозга: ствола, коры, подкорковых областей, капсул. Патология нервной системы ДЦП у новорожденных не является наследственной, но некоторые генетические факторы в ее развитии участвуют (максимум в 15% случаев). Зная, что такое ДЦП у детей, врачи умеют вовремя его диагностировать и предотвращать развитие болезни в перинатальный период.


Патология включает различные расстройства: параличи и парезы, гиперкинезы, изменения мышечного тонуса, нарушения речи и координации движений, отставание в моторном и психическом развитии. Традиционно принято разделять болезнь ДЦП на формы. Основных пять (плюс неутонченная и смешанная):

  1. Спастическая диплегия – самый распространенный тип патологии (40% случаев), при котором нарушены функции мышц верхних или нижних конечностей, позвоночник и суставы деформированы.
  2. Спастическая тетраплегия , частичная или полная парализация конечностей – одна из самых тяжелых форм, выраженная в чрезмерном напряжении мышц. Человек не в состоянии управлять ногами и руками, страдает от болей.
  3. Гемиплегическая форма характеризуется ослаблением мышц лишь одной половины тела. Рука на пораженной стороне страдает больше, чем нога. Распространенность – 32%.
  4. Дискинетическая (гиперкинетическая) форма иногда встречается при других видах ДЦП. Выражается в появлении непроизвольных движений в руках и ногах, мышцах лица и шеи.
  5. Атаксическая – форма церебрального паралича, проявляющаяся в пониженном мышечном тонусе, атаксии (несогласованности действий). Движения заторможенные, равновесие сильно нарушено.

Детский церебральный паралич – причины возникновения

Если развивается одна из форм ДЦП, причины возникновения могут быть разными. Они оказывают влияние на развитие плода в период беременности и первый месяц жизни малыша. Серьезный фактор риска – . Но главную причину не всегда можно определить. Основные процессы, приводящие к тому, что такое заболевание, как ДЦП развивается:

  1. и ишемические поражения. От недостатка кислорода страдают те участки мозга, которые отвечают на обеспечение двигательных механизмов.
  2. Нарушение развития мозговых структур.
  3. с развитием гемолитической желтухи новорожденных.
  4. Патологии беременности ( , ). Иногда, если развивается ДЦП, причины кроются в перенесенных заболеваниях матери: сахарном диабете, пороках сердца, гипертензии и др.
  5. вирусные, например, герпес.
  6. Врачебная ошибка во время ведения родов.
  7. Инфекционные и токсические поражения мозга в младенчестве.

ДЦП – симптомы

Когда возникает вопрос: что такое ДЦП, сразу приходит на ум патология с нарушениями двигательной активности и речи. На самом деле почти у трети детей с данным диагнозом развиваются другие генетические заболевания, которые похожи на церебральный паралич лишь внешне. Первые признаки ДЦП можно выявить сразу после рождения. Основные симптомы, проявляющиеся в первые 30 дней:

  • отсутствие поясничного изгиба и складок под ягодицами;
  • видимая асимметрия туловища;
  • тонус мышц или их ослабление;
  • неестественные, замедленные движения малыша;
  • подергивания мышц с частичной парализацией;
  • потеря аппетита, тревожность.

Впоследствии, когда ребенок начинает активно развиваться, патология проявляет себя отсутствием необходимых рефлексов и реакций. Младенец не держит головку, остро реагирует на прикосновения и не реагирует на шум, совершает однотипные движения и принимает неестественные позы, с трудом сосет грудь, проявляет чрезмерную раздражительность или вялость. До трехмесячного возраста поставить диагноз реально, если внимательно следить за развитием малыша.

Стадии ДЦП

Чем раньше диагностируют патологию, тем больше шансов на полное излечение. Заболевание не прогрессирует, но все зависит от степени поражения мозга. Стадии ДЦП у детей делятся на:

  • раннюю, симптомы которой проявляются у грудничков до 3 месяцев;
  • начальную резидуальную (остаточную), соотносящуюся с возрастом от 4 месяцев до трех лет, когда складывается, но не зафиксированы патологически двигательный и речевой стереотипы;
  • позднюю резидуальную, для которой характерен набор проявлений, не выявляемых в более раннем возрасте.

Не всегда диагноз ДЦП гарантирует инвалидность и несостоятельность, но комплексную терапию важно начать вовремя. У мозга грудничка больше возможностей для восстановления его функций. Основная задача лечения в детском возрасте – развитие по максимуму всех умений и навыков. На раннем этапе сюда входит коррекция двигательных расстройств, гимнастика и массаж, стимуляция рефлексов. Усилия врачей направлены на купирование патологий, могут назначаться:

  • препараты для снижения ;
  • стимулирующие лекарства для развития ЦСН;
  • витаминотерапия;
  • физиотерапия.

Можно ли вылечить ДЦП?

Главный вопрос, волнующий родителей больного малыша: можно ли вылечить ДЦП у ребенка полностью? Нельзя однозначно это заявить, особенно когда изменения произошли в структурах мозга, но болезнь поддается коррекции. В возрасте до 3-х лет в 60-70% случаев удается восстановить нормальную работу мозга и особенно двигательных функций. Со стороны родителей важно не пропустить первые симптомы, не игнорировать проявление отклонений во время беременности и родов.

Основная задача врачей, занимающихся ребенком с ДЦП – не столько излечить, сколько адаптировать пациента. Малыш должен реализовать свои возможности в полной мере. Лечение подразумевает медикаментозную и другие виды терапии, а также обучение: развитие эмоциональной сферы, совершенствование слуха и речи, социальную адаптацию. При диагнозе детский церебральный паралич лечение не может быть однозначным. Все зависит от сложности и локализации поражения.

Массаж при детском церебральном параличе


Понимая, что такое ДЦП и как важно своевременно начать реабилитацию, родители малыша должны регулярно проходить с ним курсы лечебного массажа и ЛФК. Ежедневные процедуры не только при посещении врача, но и на дому – залог успеха. Больные ДЦП получают от массажа огромную пользу: лимфоток и кровоток улучшаются, активируется обмен веществ, поврежденные мышцы расслабляются или стимулируются (в зависимости проблемы). Массаж должен проводиться на определенных группах мышц и сочетается с дыхательными движениями. Классическая техника для расслабления:

  1. Поверхностные и легкие движения массажиста, поглаживание кожи.
  2. Катание плечевых мышц и тазобедренного сустава.
  3. Валяние больших мышечных групп.
  4. Растирание, в том числе сильное, всего тела, спины, ягодиц.

Особенности детей с ДЦП

Родителям бывает трудно принять диагноз, который поставлен их ребенку, однако здесь важно не опускать руки и направить все силы на реабилитацию и адаптацию малыша. При получении должного ухода и лечения люди с ДЦП чувствуют себя полноценными членами общества. Но важно понимать, что у каждого патология проявляется в индивидуальном порядке, это и определяет характер терапии, ее длительность и прогноз (положительный или не очень). Особенности развития детей с параличом обусловлены возникающими при координировании движений трудностями. Это проявляется в следующем:

  1. Замедленность движений, которая формирует дисбаланс развития мышления. Возникают проблемы с освоением математики, так как деткам трудно считать.
  2. Эмоциональные нарушения – повышенная ранимость, впечатлительность, привязанность к родителям.
  3. Измененная работоспособность ума. Даже в случаях, когда интеллект развивается нормально и страдают только мышцы, ребенок не может переварить всю поступающую информацию так же быстро, как сверстники.

Уход за ребенком с ДЦП

Что важно учитывать и как ухаживать за ребенком с ДЦП в психическом и физическом плане? Последнее подразумевает соблюдение всех рекомендаций врача, занятие физкультурой, обеспечение полноценного сна, регулярные прогулки, игры, купания, занятия. Важно, чтобы ежедневные рутинные действия ребенок воспринимал, как дополнительное упражнение для закрепления образцов движений. В эмоциональном плане от родителей зависит будущее ребенка. Если проявлять жалость и чрезмерную опеку, малыш может замкнуться в себе, стремясь к развитию.

Правила такие:

  1. Не делать акцентов на особенностях поведения, которые вызваны болезнью.
  2. Проявления активности, напротив, поощрять.
  3. Формировать правильную самооценку.
  4. Побуждать к новым шагам к развитию.

Если ДЦП у новорожденных может никак не проявлять себя, то в более позднем возрасте различия заметны. Малышу трудно сохранять устойчивую позу лежа, сидя, координация движений нарушена. Опору подвижную и нет он может получить с помощью специального приспособления. Реабилитация детей с ДЦП (в т. ч. младенцев) подразумевает использование таких устройств:

  1. Клин – треугольник из плотного материала, который располагают под грудью малыша для удобства лежания. Верхняя часть туловища приподнимается, ребенку проще контролировать положение головы, двигать руками и ногами.
  2. Угловая доска подразумевает фиксирование положения тела на боку. Предназначена для детей с тяжелыми нарушениями.
  3. Стендер наклонный необходим для освоения позы стоя. Ребенок находится под определенным углом наклона (он регулируется).
  4. Стояк – похож на стендер, но предназначен для детей, которые умеют удерживать положение туловища, но не способны стоять без поддержки.
  5. Подвесные гамаки , с помощью которых младенец способен удерживать таз и плечи на одном уровне, голову на средней линии. Пресекает попытки выгибания спинки.
  6. Приспособления для игры – мягкие валики, мячи надувные.

Развитие детей с ДЦП

Чтобы улучшить прогноз, необходимо помимо прохождения терапии практиковать развивающие занятия с детьми, ДЦП требует ежедневных упражнений: логопедических, подвижных, водных и т.д. С малышами полезно играть в игры, совершенствуя тактильные, слуховые, зрительные ощущения, развивая концентрацию. Фигурки животных и мячи – самые доступные и полезные игрушки. Но не меньше покупных изделий ребенка привлекают простые предметы:

  • пуговицы;
  • обрезки ткани;
  • бумага;
  • посуда;
  • песок;
  • вода и т.д.

ДЦП – прогноз


Если поставлен диагноз ДЦП, прогноз для жизни, как правило, благоприятный. Больные могут стать нормальными родителями и доживают до глубокой старости, хотя продолжительность жизни может быть снижена из-за психического недоразвития, развитием вторичного недуга – эпилепсии, и отсутствии социальной адаптации в обществе. Если вовремя начать лечение, можно добиться почти полного выздоровления.

Что такое ДЦП? Неприятная, но не смертельная патология, с которой есть шанс жить полноценной жизнью. По статистике, 2-6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом и вынуждены проходить пожизненную реабилитацию. Развитие осложнено, но большинство пациентов (до 85%) имеют легкую и среднюю форму недуга и ведут полноценный образ жизни. Гарантия успеха: поставленный в детском возрасте диагноз и прохождение полного комплекса мероприятий – медикаментозной и физиотерапии, регулярных занятий дома.

Иногда беременность заканчивается не так, как ожидалось, малыш рождается с патологией развития, например, ДЦП (детский церебральный паралич). Следует отметить, что болезнь не передается по наследству, а возникает во время вынашивания ребенка или при родах. ДЦП – это заболевание, которое представляет собой ряд синдромов, возникших из-за поражения головного мозга, признаки недуга связаны с нарушением двигательной сферы человека.

История выявления заболевания

ДЦП был выявлен и изучен в начале 19-го века британским врачом Литтлом, именно поэтому ДЦП еще называют «болезнью Литтла». Британский ученый и врач считал, что основная причина ДЦП заключается в патологической родовой деятельности, во время которой ребенок испытывает сильное кислородное голодание (гипоксию). Зигмунд Фрейд в свое время тоже изучал ДЦП. Он выдвинул предположение, что причина заболевания в повреждении центральной нервной системы ребенка во время внутриутробного развития. Это предположение было доказано в 1980 году. Но последующие исследования выявили, что осложненная родовая деятельность – наиболее распространенная причина ДЦП.

Общая характеристика состояния

В настоящее время врачи утверждают, что ДЦП возникает сразу после рождения или в период беременности. Причин болезни множество. Но главным образом это повреждение ЦНС и связанные с этим проблемы неврологического характера. При болезни наблюдается самые разнообразные нарушения двигательных функций. Максимально поражаются мышечные структуры, проявляется это в нарушении координации. Двигательная активность нарушается вследствие поражения структур головного мозга. Локализация и объем этих поражений определяют форму, характер и тяжесть мышечных нарушений, которые могут быть единичными или в сочетании. Варианты основных мышечных нарушений:

  • Напряжение мышц.
  • Движения непроизвольного хаотичного характера.
  • Разнообразные нарушения походки.
  • Ограниченная подвижность.
  • Сокращения мышц.

Кроме нарушений двигательной функции, ДЦП может сопровождаться ухудшением слуха и речевой деятельности. Кроме того, очень часто болезнь сопровождается эпилепсией, отклонениями в психологическом и умственном развитии. Дети имеют нарушения в сфере ощущений и восприятия.

ДЦП не прогрессирует, так как повреждение головного мозга является точечным, оно не распространяется и не захватывает новые участки.

Причины

Детский церебральный паралич вызывается повреждением определенных участков мозга, которые развиваются. Это повреждение может произойти в период беременности, когда мозг малыша только начинает формироваться, в процессе родов, в первые годы жизни. В большинстве случаев точную причину установить очень сложно. В научной литературе причины развития ДЦП разделяют на несколько групп:

  • Генетические причины (повреждение хромосом матери или отца, может произойти из-за старения организма).
  • Кислородное голодание головного мозга (плацентарная недостаточность как во время родов, так и в период вынашивания малыша). Факторы развития кислородной недостаточности: отслойка плаценты, долгие или, наоборот, стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предлежащие плода.
  • Инфекционные заболевания, например, энцефалит, менингит вызывают недуг ДЦП. Особо опасно, если инфекция протекает с высокой температурой.
  • Токсическое воздействие на ребенка (работа на вредном производстве, курение, наркотики, алкоголь).
  • Физическое воздействие (если на ребенка происходило воздействие рентгена или радиации).
  • Механические причины, следствие родовых травм.

Также факторами, которые порождают ДЦП – это:

  • Преждевременные роды.
  • Малый вес новорожденного.
  • Большой вес малыша или крупноплодие.
  • Хронические заболевания женщины.
  • Многоплодная беременность.

Риск развития заболевания возрастает, если воздействуют сразу несколько факторов, которые влияют на мозг малыша и его нервную систему.

Факторами развития заболевания в первые дни жизни может быть:

  • Гемолитическое заболевание (врожденный недуг, который развивается из-за несовместимости крови матери и ребенка).
  • Асфиксия ребенка в период родовой деятельности.
  • Попадание околоплодных вод в дыхательные пути плода.
  • Дифекты развития органов дыхания.

Детский ДЦП является следствием воздействия различных факторов, которые приводят к нарушению нормального функционирования головного мозга ребенка. Наибольшее влияние имеет кислородное голодание, которое развивается из-за преждевременной отслойки плаценты, ягодичном положении плода, быстрых или затянувшихся родов, обвитии пуповиной. Факторами риска является резус-конфликт мамы и малыша, инфекции.


Иногда причиной развития ДЦП считают различные патологии сосудистой системы. Это ошибочное мнение, так как сосуды ребенка эластичные и мягкие, они не могут разорваться без причины. Именно поэтому повреждение сосудов у ребенка может произойти только в результате сильной травмы.

Важно своевременно установить причину развития ДЦП, так как это определяет дальнейшую тактику работы с ребенком и его лечения.

Признаки

Симптомы ДЦП делятся на поздние и ранние. К ранним ученые относят:

  • Отставание ребенка в физическом развитии (не держит голову, не ползает, не сидит, не ходит к положенному сроку).
  • Рефлексы, которые свойственны младенцам, сохраняются со взрослением ребенка (движение конечностей долгое время хаотические, хватательный рефлекс, рефлекс шаговый).
  • Ребенок пользуется только одной рукой, явно заметно это во время игры или в бытовых условиях.
  • Ребенок не интересуется игрушками.
  • Если ставить ребенка на ножки, он встает только на носочки.

Поздние признаки ДЦП - это:

  • Деформация скелета, на пораженном участке конечность гораздо короче.
  • Нарушение координации, малая подвижность ребенка.
  • Частые судороги конечностей.
  • Походка затруднена, в основном на носочках.
  • Проблемы с глотанием.
  • Слюнотечение.
  • Проблемы с речью.
  • Близорукость, косоглазие.
  • Заболевание органов желудочно-кишечного тракта.
  • Непроизвольная дефекация и мочеиспускание.
  • Эмоциональные и психологические проблемы.
  • Детям трудно писать, читать, считать.

Степень инвалидности зависит от уровня развития ребенка и усилий родных людей. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше нарушений двигательных функций у малыша.

Формы

Выделяют две классификации заболевания - первая основывается на возрасте малыша, вторая на форме нарушения.

По возрасту заболевание подразделяют:

  • Раннее – симптомы проявляются до 6 месяцев жизни малыша.
  • Остаточное начальное – болезнь выявляется с 6 месяцев до 2 лет.
  • Остаточное позднее – после 2 лет.

Относительно форм ДЦП классифицируют:

  • Спастическая тетраплегия - поражаются участки мозга, которые отвечают за двигательную функцию. Происходит это, как правило, во внутриутробном периоде развития ребенка из-за кислородной недостаточности. Этот вид ДЦП – одна из самых тяжелых и серьезных форм заболевания. Болезнь проявляется в виде проблем с глотанием, нарушения образования звуков и их воспроизведения, пареза мышц конечностей, проблем с вниманием, нарушениями зрения, косоглазием, задержкой умственного развития.
  • Спастическая диплегия – это самый распространенный вид заболевания, на него приходится около 75 % всех случаев. Как правило, выявляется у детей, которые родились в результате преждевременных родов. Болезнь проявляется в виде поражения нижних конечностей, задержки психического и умственного развития, проблем с речью. Но, несмотря на все проявления болезни, больные с ДЦП этого вида успешно учатся в школе, адаптированы в социуме. Они выполняют определенные виды работ.
  • Гемиплегическая форма чаще видны нарушения в движении верхних конечностей. Причина появления этой формы ДЦП – кровоизлияние в мозг или инфаркты в головном мозге. У таких деток хорошие способности к обучению, они могут выучить целый ряд действий, но скорость их будет не большая. У детей, которые страдают, этой формой болезни, часто встречается задержка умственного развития, отставание в речевом развитии, проблемы с психикой, частые эпилептические припадки.
  • Дискинетическая форма – причина в гемолитической болезни (врожденное заболевание, которое развивается при резус-конфликте крови матери и малыша). У таких детей непроизвольные телодвижения, проявляются парезы и параличи во всех частях тела. Положения конечностей не являются нормальными. При этом данный вид ДЦП считается наиболее легкой формой. Дети могут обучаться в школе, не уступать в интеллектуальных способностях своим сверстникам, они могут окончить высшее учебное заведение, жить нормальной жизнью в обществе.
  • Атаксическая форма - основные причины заболевания - это гипоксия плода или травмы лобных долей мозга. Признак этой формы парез голосовых связок и мышц гортани, дрожание конечностей, непроизвольные движения. Как правило, дети страдают умственной отсталостью. При правильной работе с ребенком он может научиться стоять и даже ходить.
  • Смешанная форма – когда у больного присутствуют симптомы нескольких форм заболевания.

Следует отметить, что у новорожденных тяжело достоверно диагностировать форму ДЦП, характерные признаки выявляются к 6 месяцам жизни малыша.

Диагностика состояния

Болезнь диагностируется на основании выявленных характерных признаков. Проверяются условные рефлексы и тонус мышц, кроме того, делают МРТ мозга. Если есть подозрение на поражение мозга, проводят ЭЭГ и УЗИ.

Своевременно поставленный диагноз очень важен для маленького пациента. Важно распознать расстройство. Осматривать детей должны еще в роддоме, особое внимание врачи уделяют детям:

  • С небольшим весом.
  • Родившиеся преждевременно.
  • Имеющие пороки и аномалии развития.
  • С диагнозом "желтуха новорожденного".
  • Появившиеся на свет в результате тяжелых и продолжительных родов.
  • С инфекционными заболеваниями.

ДЦП диагностирует невролог, но он дополнительно может назначить другие анализы, чтобы уточнить диагноз.


Особенности детей с ДЦП

Главная причина ДЦП – это изменение структуры головного мозга, а основными симптомами являются нарушение двигательной активности. Расстройства движений происходят из-за нарушения передачи сигналов от головного мозга к мышцам. ДЦП характеризуется наличием речевых, двигательных, эмоциональных, умственных расстройств. Они связаны с повреждением разных групп мышц и тканей головного мозга.

Сложности развития таких детей обусловлены огромными трудностями во время выполнения сложных или координированных движений. У таких деток ограниченная самостоятельность, возможность свободно двигаться, и только частичная способность к самообслуживанию.

Любые движения детей замедленные, именно поэтому возникает диспропорция между мышлением и представлением об окружающей действительности. Логическое мышление и абстрактные знания у таких детей формируется отлично, а представление об окружающем мире формируются только в условиях постоянного движения ребенка, в результате которых вырабатывается мышечная память.

Дети, больные ДЦП, не способны заниматься продолжительное время, они усваивают меньший объем информации, по сравнению со сверстниками. У этих деток трудности со счетом, им очень тяжело усвоить математические действия.

В эмоциональном плане они ранимые, впечатлительные, очень привязаны к родителям и опекунам.

У них, как правило, расстройство речи, из-за чего всегда ограничен круг общения со сверстниками.

Лечение и реабилитация ДЦП

Цель и главная задача всех лечебных мероприятий – уменьшение проявлений признаков и симптомов заболевания. Полностью вылечить недуг невозможно, но можно при правильно выбранной методике добиться того, чтобы ребенок приобрел необходимые навыки и умения для жизни.

Для выбора характера лечения врачу нужно знать форму ДЦП, сопутствующие заболевания и тяжесть недуга.

В качестве медикаментов, как правило, назначают противосудорожные препараты, расслабляющие.


В настоящее время не существует универсальных методов лечения ДЦП. Хорошо зарекомендовали себя следующие методы:

  • Массаж.
  • Лечебная физкультура.
  • Медицинские лекарственные препараты, которые направлены на нормализацию тонуса мышц ("Диспорт", "Мидокалм", "Баклофен").

Обладают положительным эффектом в лечении заболевания такие методы и приемы:

  • Бобат-тарапия.
  • Метод Войта.
  • Нагрузочный костюм «Гравистат» или «Адели».
  • Пневмокостюм «Атлант».
  • Логопедические занятия.
  • Вспомогательные устройства (кресло, ходунки, вертикализаторы, тренажеры, велосипеды).

Успешно применяется бальнеотерапия, водолечение в бассейне. В воде ребенку легче двигаться, он сначала учится ходить в воде, после этого ему легче выполнять те же действия на земле. Водные процедуры завершают гидромассажем.

Хорошим эффектом обладает грязелечение, которое оказывает стимулирующее воздействие на нервные клетки и снимает тонус мышц. Кроме того, гипертонус хорошо нормализуется при помощи электрофореза, магнитотерапии, парафинотерапии.

Если изменения структуры мышц не удалось исправить, то прибегают к хирургическому лечению ДЦП. Операции направлены на выполнение пластики мышц и сухожилий. Если есть возможность исправить нарушения в тканях нервной системы, то проводят нейрохирургические вмешательства, стимуляцию спинного мозга, удаление поврежденных участков.

Согласно отзывам, ДЦП необходимо лечить как можно раньше, так как состояние может ухудшаться из-за постепенного развития ортопедической проблемы. Это может быть искривление позвоночника, плоскостопие, косолапость, дисплазия бедренного сустава, и другие. Если упустить время придется лечить не только ДЦП, но и исправлять ортопедические нарушения, надевая распорки, лангеты, шины.

Принципы работы с детьми

С детьми, которые болеют ДЦП, необходимо заниматься как врачам, так и педагогам. Начинать работать лучше с раннего возраста детей - от 1 года до 3. Необходимо их водить на занятия, на которых будут обучать говорить, выполнять повседневные действия, обучат навыкам самообслуживания. Такие учебные центры ДЦП развивают способности взаимодействовать и общаться со сверстниками.

В работе с такими детками, большое внимание уделяют развитию речи и поведению в обществе. К каждому ребенку индивидуальный подход, который учитывает возраст, форму патологии. Обучение детей, как правило, проводится в группах в форме игры, которой руководит грамотный специалист. За движениями каждого ребенка внимательно наблюдают, неправильные движения корректируют, а верные – поощряют.

Для развития правильных навыков движений применяются специальные устройства и приспособления, предназначенные для поддержки головы, конечностей, туловища в нужной позе. Ребенок тренируется и изучает окружающее пространство.

ЛФК и массаж

Массаж при ДЦП начинают проводить с 1,5 месяцев. Проводит курс только специалист, который может оценить тонус мышц, частоту сеансов, степень воздействия. Не рекомендуется делать массаж самостоятельно.

Лечебная физкультура включает в себя комплекс терапии, занятия должны быть регулярными. Сложность упражнений устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом возраста, способностей, уровня умственного и эмоционального развития. Нагрузка должна увеличиваться постепенно, по мере улучшения состояния ребенка.

Как правило, при ДЦП выполняют следующие упражнения:

  • Растяжка.
  • Уменьшение тонуса мышц.
  • Укрепление отдельных групп мышц.
  • Упражнения на выносливость.
  • На равновесие.
  • На увеличение сил в мышцах.

Осложнения

ДЦП не прогрессирует во времени. Но опасность заболевания в том, что на его фоне развиваются дополнительные патологии. Осложнения ДЦП:

  • Инвалидность.
  • Проблемы с приемом пищи.
  • Эпилепсия.
  • Задержка роста и развития.
  • Сколиоз.
  • Недержание.
  • Слюнотечение.
  • Психологические и психические расстройства.

Профилактика ДЦП

Во время беременности необходимо строго следить за своим здоровьем. Важно исключить вредные привычки, регулярно ходить на приемы к лечащему врачу, строго следовать его рекомендациям. Вовремя диагностировать опасные для плода состояния, например, гипоксию. Врачу следует правильно оценить состояние матери и выбрать правильный путь родоразрешения.

Инвалидность

Инвалидность при ДЦП присваивается в зависимости от тяжести и форм заболевания. Дети могут получить статус «ребенок-инвалид ДЦП», а после 18 лет – первую, вторую или третью группу.

Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, в результате которой устанавливается:

  • Степень и форма заболевания.
  • Характер поражения опорно-двигательной системы.
  • Характер речевых нарушений.
  • Степень и выраженность психических поражений.
  • Степень умственной отсталости.
  • Наличие эпилепсии.
  • Степень потери зрения, слуха.

Родители ребенка-инвалида могут получать необходимые средства реабилитации и путевки в санатории за счет государственного бюджета.

Специальные средства, которые облегчают жизнь ребенка

Такие приспособления и спецсредства можно получить за счет государственного бюджета. Это возможно только, если врач внес их перечень в специальную реабилитационную карту, а комиссия МСЭ при подтверждении инвалидности зафиксировала все средства как необходимые для реабилитации ребенка.


Такие приспособления делятся на 3 группы:

  • Гигиенического назначения: кресла-туалеты, кресла для купания. Эти приспособления оснащены специальными сидениями, удобными ремнями для фиксации ребенка.
  • Приспособления, предназначенные для перемещения: инвалидные коляски для детей с ДЦП, параподиум, ходунки, вертикализаторы. Все эти приспособления позволяют ребенку перемещаться в пространстве и изучать его. Ребенку, который не способен ходить самостоятельно, понадобится коляска (ДЦП - тот диагноз, при котором этот предмет зачастую крайне необходим), причем не одна. Для перемещения по дому – домашний вариант, а для прогулок по улице, соответственно, уличный. Прогулочная коляска (ДЦП), например, «Стингрей» наиболее облегченная, оснащена съемным столиком. Есть очень удобные и комфортные коляски, с электроприводом, но цена у них достаточно высокая. Если ребенок может ходить, но не умеет удерживать равновесие, ему понадобятся ходунки. Они хорошо тренируют координацию движений.
  • Приспособления для развития ребенка, лечебных процедур, тренировки: лангеты, столы, тренажеры, велосипеды, специальные игрушки, мягкие валики, мячи.

Кроме того, ребенку с ДЦП понадобятся специальная мебель, обувь, одежда, посуда.

Полноценно жить

Многие дети с ДЦП успешно адаптируются в обществе, некоторые проявляют себя в творчестве. Так, например, семилетний мальчик с ДЦП (тяжелая форма), который совершенно не может ходить, но очень любит петь, стал настоящей звездой. Интернет буквально взорвало видео, где он сделал кавер на трек «Минимал» рэпера Элджея. ДЦП-диагноз совершенно не препятствует занятиям творчеством и самореализацией. Этого талантливого ребенка посетил сам рэпер, их совместный снимок пользуется огромной популярностью среди поклонников как Элджея, так и мальчика Сергея.

Детский церебральный паралич (ДЦП) серьезное заболевание, которое считается неизлечимым в полном объеме. Данное заболевание имеет сложную классификацию, так как поражение может произойти в различных областях головного мозга, вызвав ту или иную форму заболевания. В данной статье рассмотрим ДЦП и формы, на которые данный недуг подразделяется.

Классификация ДЦП в России разработана неврологом Смирновой К.А, поэтому в современной литературе может встречаться такое понятие, как классификация по Смирновой. Формы ДЦП и их характеристики зависят от участка мозга, который пострадал во время вынашивания или родов.

Различают следующие его формы:

  1. Спастическая форма.
  2. Дискинетическая.
  3. Атаксическая.
  4. Смешанные формы.
  5. Неуточненные форма.

Данная классификация применяется в международной классификации болезней МКБ-10.

Спастическая форма

  • спастическая тетраплегия;
  • диплегия;
  • гемиплегия;
  • двойная гемиплегия.

Одна из наиболее тяжелых форм болезни, которая развивается в результате атаксии (недостатка кислорода головному мозгу во время беременности или родов). В результате кислородного голодания происходить гибель некоторых нейронов и разжижение структуры мозга. Дополнительно недуг может быть отягощен (более чем в 50% случаев) эпилепсией.


К общему проявлению относят наличие псевдобульбарного синдрома, который может развиться если поражено большое количество структур головного мозга.

Спастическая тетраплегия

Тетраплегия (тетрапарез) характеризуется поражением всех четырех конечностей. Поражение происходит в результате нарушений, которые затрагивают ствол или полушария головного мозга, а также шейный отдел позвоночника. Для данного недуга характерны следующие симптомы:

  • боли в мышцах и спазматические сокращения в них;
  • формирование необратимой деформации конечностей, в связи с утратой двигательной активности;
  • нарушения, связанные с мыслительной (интеллектуальной) деятельностью;
  • проблемы психологического характера;
  • недержание мочи или кала;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • икота, одышка.

Ребенок в классической позе при тетраплегии

Спастическая диплегия

Данная форма одна из самых распространенных форм, известна еще как . Основная причина диплегического расстройства - мозговое кровоизлияние и разжижение мозгового вещества. Часто диагностируется у недоношенных детей.

Причины развития данного недуга могут быть следующими:

  • генетическая составляющая (наследственность);
  • инфекции;
  • облучение;
  • родовая травма.


Основная симптоматика, следующая:

  • поражение как верхних, так и нижних конечностей (в большей степени страдают ноги, тогда как руки сохраняют умеренную двигательную активность);
  • дизартрия;
  • речевые нарушения;
  • отклонения в развитии (как правило, отклонения со временем исчезают, при проведении коррекции);
  • деформация позвоночника;
  • неконтролируемы мышечные сокращения.

Как правило, дети с диагнозом спастическая диплегия лучше восстанавливаются в плане умственного и речевого развития и хуже в плане опорно-двигательного аппарата. Процент страдающих от данного недуга от общего числа больных составляет 50%.

Гемиплегия

Более легкая форма болезни, чем предыдущий вид. Она развивается также после мозгового кровоизлияния либо вследствие перенесенного инфаркта.

Основные признаки данной формы:

  • поражение отмечается только с одной стороны тела (либо слева, либо справа);
  • для данного заболевания характерна специфическая походка (согнутая в локте рука, а пациент идет с опорой на выпрямленную ногу);
  • умственная отсталость;
  • психические задержки.

В редких случаях диагностируется сопутствующий эпилептический синдром.

Порядок передвижения при гемиплегии

Одной из разновидностей гемиплегии считается гемипарез (левосторонний или правосторонний гемипарез). Данный недуг считается еще более легкой формой болезни и характеризуется поражением плеча или кисти руки с одной из сторон (реже происходит распространение на нижней конечности).

Данное заболевание формируется в результате кровоизлияния в мозг, или геморрагическим инфарктом у детей, родившихся раньше срока.

Двойная гемиплегия

Разновидность обычной гемиплегии, который характеризуется более тяжелыми нарушениями. Как правило, возникает в результате сильной гипоксии плода и поражения большей части головного мозга. Тяжесть болезни обуславливается невозможностью проведения действенного лечения.

Основные признаки:

  • поражение затрагивает все конечности, причем руки страдают больше;
  • ребенок не в состоянии сидеть или ходить;
  • отсутствует произвольная моторика;
  • руки не развиваются;
  • тяжелая степень спастико-ригидной дизартрии (больной не в состоянии говорить в отдельных случаях может произносить отдельные звуки или слоги);
  • отсутствует возможность самообслуживания;
  • интеллектуальные отклонения;
  • судорожные расстройства;
  • нарушения слуховых функций;
  • атрофия зрительного нерва.

Дети с диагнозом двойная гемиплегия не поддаются обучению и не в состоянии пройти социальную адаптацию.

Дискинетическая форма

Дискинетическая (гиперкинетическая форма) разновидность ДЦП не является тяжелой, так как дети, страдающие этим недугом, обучаемы и их интеллектуальное и психическое развитие, не запаздывает. Особенность данного заболевания в его причинах. Так, дискинетическая форма ДЦП возникает у малышей, которые были подвержены гемолитической болезнью грудничков (конфликт групп крови малыша и мамы). Помимо этого, причинами, могут быть:

  • токсическое отравление;
  • атаксия (кислородное голодание);
  • родовые травмы;
  • неполноценное или несбалансированное питание на этапе вынашивания плода.


Признаки данного вида ДЦП являются:

  • спазмы;
  • гиперкинезы (напоминают медленные червеобразные движения);
  • речевые нарушения;
  • эмоциональная нестабильность;
  • вегетативные проблемы;
  • проблемы с суставами (могут формироваться подвывихи пальцев);
  • проблемы с координацией;
  • неспособность ориентироваться на местности.

Различают три стадии недуга:

  1. Ранняя (проявляется в возрасте от трех до четырех месяцев).
  2. Начальная (длится до четырех лет).
  3. Поздняя (формируется после четырех лет).

Данные стадии характеризуются определенными проявлениями, в том числе: на ранней стадии у больного могут возникнуть судороги, участиться сердцебиение, на начальной стадии начинает проявляться , а поздняя характеризуется некоторыми двигательными нарушениями.

Атактическая форма

Атактическая форма (в некоторой научной литературе можно встретить название - мозжечковая) образуется в результате поражения мозжечка. Это может произойти в результате гипоксии плода, ишемии или травмы во время рождения.

Различают три степени тяжести (степень зависит от тяжести поражения мозжечка):

  1. Легкая (небольшие двигательные и речевые нарушения).
  2. Средняя (передвижение возможно, только с помощью специальных приспособлений, пациент не может сам себя обслужить).
  3. Тяжелая (невозможность самостоятельного передвижения).

Основные симптомы:

  • снижение мышечного тонуса;
  • тремор рук (в некоторых случаях и ног);
  • речевые дефекты;
  • дрожание головы;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • задержка умственного и психического развития.

Смешанные формы

Наиболее опасным считается смешанный тип ДЦП, так как в данной ситуации происходит усугубление симптоматики и утяжеление последствий.

К таким видам относят:

  • атонически-астатическая форма;
  • спастико-атактический;
  • спастико-гиперкинетический.

Атонико-астатический вид характеризуется:

  • проблемы с удержанием равновесия;
  • дрожание рук, ног и головы;
  • эпилептические припадки;
  • отсутствие речи;
  • двигательные нарушения;
  • психические отклонения.

Второй и третий подвид характеризуется любым из перечисленных выше симптомов.

Неуточненная форма

Что касается патологии неуточненного типа их характеристика затруднена в силу индивидуальности. Как правило, ДЦП неуточненного типа имеют симптомы, нехарактерные для какой-то конкретной формы либо предполагаемая форма в результате проведенных анализов и тестов не подтверждается.