«Все дело в шляпе» – о методе шести шляп мышления. Метод "шесть шляп мышления"

Метод «6 шляп мышления Эдварда Де Боно» позволяет рассмотреть задачу под разными плоскостями, с разных точек зрения. Также, за счет практики переключения между разными типами восприятия, тренируется гибкость мышления, способность организовывать свою мыслительную деятельность и преодолевать творческий кризис описанным нестандартным способом!

План действий

Вариант 1. Один или несколько человек
1. Сформулировать задачу, проблему.
2. Последовательно рассмотреть задачу с разных позиций. Каждая позиция обозначена цветом шляпы. Описание шляп дано ниже по тексту. Пробуйте применять разные последовательности использования шляп. Если в обсуждении участвуют несколько человек, пусть каждый попробует примерить разные шляпы.
3. Подвести итог проделанной работы.

Вариант 2. Участвуют несколько человек
В этом случае каждому участнику достается своя шляпа или набор шляп. Желательно чтобы тип шляпы не соответствовал характеру человека.

Замечания (описание)

Этот метод предложен доктором Эдвардом Де Боно , известным исследователем в области особенностей человеческого мышления. Эдвард Де Боно внёс значительный вклад в разработку и систематизацию креативных методик мышления. Метод «шесть шляп» является, по сути, модифицированной техникой мозгового штурма. В то же время очень удачной и продуктивной модификацией.

В чём заключается метод «6 шляп мышления»?

В методе дано описание шести способов (или особенностей) мышления . Каждый способ мышления характеризуется своим восприятием.

Человек поочередно примеряет на себя шляпы и старается мыслить таким способом, который описан для этой шляпы. Разумеется, вам не обязательно иметь под рукой настоящие шляпы разного цвета – достаточно использовать 6 маленьких кружочков бумаги, раскрашенных в соответствующие цвета . Пусть эти кружочки и символизируют 6 шляп, а соответственно и шесть способом мышления.

Итак, какие это шляпы (способы мышления)?
Белая шляпа – рациональный способ мышления. Вы сосредотачиваетесь на информации, которая есть у вас относительно вашей задачи. Если у вас на голове эта шляпа – спросите себя: «А какая информация нам еще нужна для решения задачи?»

Красная шляпа

— это шляпа эмоций и чувств. Надевая эту шляпу вам надо почувствовать те эмоции, которые возникают у вас при соприкосновении с задачей. Что у вас пробуждается внутри, когда вы слышите о задаче: страх, гнев, беспокойство, лень, смех, возбуждение, стыд? Если вы сможете быть предельно искренними на этом этапе, то вы сможете включить интуитивный компонент своего мышления.

Желтая шляпа

– шляпа хорошего, позитивного настроения. Для того чтобы решить задачу, а главное найти эффективное и полезное решение, нужен энергетический заряд. Вам необходимо настроиться на позитив. Даже если задача вызывает у вас негативные, пессимистические ощущения – постарайтесь найти позитивную сторону в происходящем. Итак, решаем задачу в этой шляпе бодро, весело и с энтузиазмом.

Зеленая шляпа

– самая весёлая из всех шляп!. Это шляпа шута, человека который умеет развеселить всю компанию. Также эта шляпа выдает самые оригинальные, нелепые, смешные и творческие идеи. Здесь вы можете совершенно освободить ваш поток фантазии!

Черная шляпа

– шляпа критика. Находясь в позиции черной шляпы вы надеваете на себя маску пессимиста. Такой человек способен критически оценивать предлагаемые решения. Только он сможет отсеять из горы мусора и обнаружить в этой горе золотой слиток! Критически оценивать решения черной шляпе помогают ум, обширные знания, скрупулезность в оценке и, разумеется, соответствующий критический настрой. Обратите внимание, что черной шляпы (если в обсуждении принимают участие несколько человек) достаточно одной. Также черную шляпу желательно «выпускать в бой» ближе к завершению обсуждения, чтобы успело накопиться достаточно вариантов решения задачи, среди которых ей и придется искать самое ценное.

Синяя шляпа

– это человек, который организует процесс обсуждения задачи. То есть – это организатор (координатор) сессии мозгового штурма. Он – раздаёт шляпы участникам, выбирая кому- какую шляпу надеть. Выбирает последовательность «появления» шляп на сцене. Начинает и подводит итоги в конце обсуждения.

Как применять технику креативности

Использовать метод вы можете в любой ситуации, где для поиска решения надо хорошенько поразмыслить. Области применения могут быть совершенно любые – наука, обучение, творчество, бизнес, программирование. Уверяем вас, что рассмотрение ситуации с разных сторон в любом случае улучшит ваши шансы на то, что задачу вы сможете решить максимально эффективно.

Ссылки, библиография

Литература по методу «6 шляп мышления»

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

А. Захарченко

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам-членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.

ТЕМА: МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Э. БОНО

Тип: сообщение и усвоение новых знаний

Форма: практическое занятие

Оборудование: 6 шляп, кубик, таблицы, ключевые слова, рекомендации по творческому развитию ребенка

Цель:

    Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно

Задачи:

 Показать участникам возможности использования резервов группового мышления

 Воспитывать культуру обмена мнениями

 Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления студентов

    Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования

1. Актуализация знаний

Мы продолжаем изучение раздела «Психология творческой одаренности». Прежде чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы:

    Почему развитие творческой одаренности у детей является одной из актуальных проблем современного образования?

    Что в психологии понимается под творческой одаренностью?

    Каким образом проявляется творческая одаренность?

2. Сообщение тему занятия, постановка учебных задач

Одним из особенностей проявлений творческой одаренности является умение видеть проблемы. Поиск проблемы – дело непростое. Неслучайно мы говорим о способности творчески одаренного человека видеть проблемы как об особом даре. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики. Сегодня мы рассмотрим интересную методику известного психолога Эдварда де Боно «Шесть Шляп Мышления», «Шесть думательных Шляп» (Six Thinking Hats). В ходе занятия вы самостоятельно ведете записи, затем в конце мы определим самый удачный конспект, одним из критериев которого будет оригинальность.

3. Общее знакомство с методом Э. Боно

Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латеральное). При традиционном мышлении мы полемизируем, дискутируем, чаще всего выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии.

Что мы понимаем под параллельным мышлением? (боковое; латеральное; конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют).

С какими трудностями мы сталкиваемся при решении какой-либо задачи, проблемы, ситуации?

1. Эмоции (часто мы склонны опираться на чутье, эмоции и предрассудки).

2. Беспомощность (я не знаю, что делать, с чего начать).

3. Путаница (мы пытаемся удержать в уме все сразу).

Метод Шести Шляп - это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную картинку. Данный метод предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление».

    Почему используется головной убор - шляпа?

Шляпа - это предмет туалета, которую легко надеть и снять. Головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек (бейсбольная кепка, солдатская пилотка и т.д.), а в соответствии с этим предлагает новую модель поведения, новый взгляд на окружающее.

3. Описание Метода Шести Шляп

Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

БЕЛАЯ ШЛЯПА:

С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

КРАСНАЯ ШЛЯПА: свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

Какие вопросы задаст человек под Желтой Шляпой?

Что, по вашему мнению, относится к преимуществам данного метода?

(обсуждение проблемы любой сложности, легко запоминается метафора – шляпа, возможность использовать только один тип мышления в определенный промежуток времени, подход с новых сторон, экономия времени, переключение мышления и т.д.).

Определите для каждой Шляпы ключевое слово.

4. Выдвижение ситуаций, проблем

Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».

Попробуйте определить типы использования шляпы.

1. Надеть Шляпу (использование шляпы конкретного цвета). 2. Снять Шляпу (уйти от мышления). 3. Сменить Шляпу (переключить мышление). 4. Обозначить свое Мышление (намерение использовать определенный тип мышления).

Для того, чтобы эта методика заработала, обозначим проблему, которая в действительности в данное время волнует нас.

    «Портрет современного одаренного ребенка».

Начнем обсуждать ее последовательно, «снимая и надевая» разные Шляпы.

5. Работа под Шляпой Мышления (составление «Портрета современного одаренного ребенка»):

    Красная: выразите свое позитивное или негативное эмоциональное отношение к этой проблеме

    Белая: обобщение изученного материала, сбор информации, выделение информации, которая может понадобиться для решения задачи

    Зеленая: новые идеи, дополнения

    Желтая: преимущества новых идей (хорошие стороны)

    Черная: найти нерациональные, опасные, трудоемкие моменты

    Белая: самый оптимальный, соответствующий портрет заданным критериям

    Красная: эмоциональное отношение к процессу работы, к полученным результатам (что понравилось больше, в чем изменились).

    Под Шляпой какого цвета Вы не работали? Почему?

    Можете ли Вы дополнить свой ответ по преимуществам этого метода после того, как успели поработать под Шляпой?

Критерии ответа:

1. Полнота раскрытия вопроса под Шляпой

2. Оригинальность предложенных решений

3. Соответствие ответа режиму «Мыслешляпы»

6. Подведение итогов урока:

Докажите, что данный метод способствует развитию творческого мышления.

    Выделить ключевые слова по теме урока (латеральное мышление, Мыслешляпа, информация, осторожность, эмоции, новые идеи, организация мышления, преимущества).

    Есть ли какие-то особенности в последовательности использования Шляп?

    В каких ситуациях может применить этот метод учитель начальных классов?

    В какой последовательности должны быть использованы Шляпы для оценки идеи?

    Шляпы какого цвета вы бы использовали для улучшения замысла идеи?

    Как по-другому можно организовать работу под Шляпой?

Например, можно использовать данную технологию на уроке, когда изучается базовый алгоритм "Упорядочивание массива элементов по возрастанию или убыванию". Учитель предлагает организовать несколько творческих групп и предлагает сначала поработать под полями красной шляпы, чтобы ребята могли выразить свое позитивное или негативное эмоциональное отношение к обозначенной проблеме. Затем учащиеся переодевают шляпу и оказываются под полями белой шляпы. Наступает момент обобщения изученного материала, сбора информации, выделения тех "инструментов" программирования, которые могут понадобиться для решения поставленной задачи. Следующая шляпа - зеленая. Работа в зеленой шляпе требует от учащихся идей по реализации алгоритма упорядочивания, причем каждая творческая группа создает свой авторский алгоритм. После того, как работа по созданию алгоритма и написанию программы завершена, наступает очередь желтой шляпы, когда в созданных группами творческих продуктах- программах выделяются самые интересные алгоритмические и программные находки. А под полями черной шляпы выделяются нерациональные или трудоемкие моменты. Но этот этап не является последним. Следует попросить учащихся "надеть белую шляпу" и определить, какой же из предложенных алгоритмов можно считать наиболее оптимальным в соответствии с выбранными критериями. Завершает работу красная шляпа, под полями которой ребята выражают свое эмоциональное отношение к процессу работы, к полученным результатам.

Креативность – уровень творческой одаренности, способность к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

«Компетентность - это специфическая способность, позволяющая эффективно решать типичные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни. Специальные формы компетентности предполагают умение решать очерченный круг задач в профессиональном виде деятельности

У человека должны быть определенные знания. включая уз­коспециальные, особые способы мышления и навыки Высшие уровни компетентности предпо­лагают инициативу, организаторские способности, способности оценивать последствия своих действий. Природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении проблем достижимы лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека.

Развитие компетентности приводит к тому, что человек может моделировать и оценивать последствия своих действий заранее и на длительную перспективу Это позволяет ему осуществить переход от внешней оценки к выработке «внутренних стандартов» оценки себя, своих планов, жизненных ситуаций и других людей.

Обрабатывая информацию, мы сталкиваемся с несколькими мыслями одновременно: эмоциональными, информационными, логическими, творческими и ориентированными на будущее. Пытаться обработать всё сразу - словно жонглировать слишком большим количеством мячей.

Решение - метод шести шляп. Каждая шляпа имеет собственный цвет (белый, красный, чёрный, жёлтый, зелёный или синий), означающий определённый тип мышления. Как это может пригодиться?

Пример. Допустим, вы менеджер и хотите узнать эмоциональную реакцию вашего коллектива на какое-либо событие. Но люди боятся, когда их судят по эмоциям, и предпочитают их скрывать. Вы можете сказать: «Давайте попробуем надеть красную шляпу». Она позволит команде думать эмоционально, не стесняясь своих чувств.

Метод шести шляп гарантирует, что группа будет думать в одном контексте. Каждая точка зрения - это отдельная шляпа. Чтобы просмотреть тему с единого ракурса, все должны надеть одинаковые шляпы.

Шесть шляп позволяют команде участвовать в параллельном мышлении, при котором все смотрят на проблему с одной точки зрения.

Соблюдайте правила использования метода шести шляп

Есть два способа носить шляпы: поодиночке и по очереди.

Использовать шляпы поодиночке означает сконцентрироваться на определённом типе мышления.

Пример. Когда в ходе дискуссии вам понадобится глоток свежих мыслей, просто скажите: «Я думаю, нам нужно надеть зелёные шляпы». Если людей обучили терминологии и использованию шляп, они правильно отреагируют на просьбу.

Когда шляпы используются по очереди, надевайте их так часто, как вам заблагорассудится и в любом порядке, в зависимости от того, чего хотите добиться.

Пример. Лидер может попросить группу перейти от белой к жёлтой шляпе и полностью отказаться от красной!

Независимо от способа, учитывайте дисциплину и сроки.

  1. Члены группы должны поддерживать дисциплину: использовать только выбранную шляпу. Лишь руководитель группы, председатель или координатор имеет право сменить её. С приходом опыта поддерживать дисциплину становится легче.
  2. Надев шляпу, важно сохранять установленные временные рамки, чтобы стимулировать сосредоточенность и устранить разглагольствования. Автор рекомендует тратить на каждого человека в шляпе одну минуту.
  3. Пример: Если участвуют четыре человека, вам придётся уделять по четыре минуты на каждую шляпу.

Подробно изучим функции каждой из шляп.

Белая шляпа подразумевает поиск данных и информации

Представьте, что вы компьютер, проводящий расчёты и выдающий факты в нейтральной, объективной манере. Интерпретировать их вас не запрограммировали. Вас заботят только факты. Таково мышление в белой шляпе.

Белая шляпа нужна для обсуждения доступной информации и выявления нужных сведений. В этой шляпе вас не волнуют чужие мнения, а только факты и цифры. Дискуссия отсутствует, и даже если факты противоречат друг другу, вы относитесь к ним одинаково.

Когда следует надевать белую шляпу?

  1. Когда нужно заложить основу дискуссии, предоставив справочную информацию. Пример. Начальник отдела маркетинга хочет пересмотреть текущие стратегии компании. Он может начать совещание с белой шляпы, чтобы озвучить важные показатели, такие как бюджет действующих стратегий.
  2. В конце обсуждения, чтобы подвести итоги или подтвердить, что предложения соответствуют имеющейся информации.
  3. Для поиска альтернатив, когда предложения противоречат имеющейся информации. Пример. Рассмотрев новую стратегию, превышающую бюджет, начальник отдела маркетинга может запросить дополнительную информацию (доступное количество человеко-часов).

В белой шляпе вы понимаете, какой информацией вы обладаете, и какие данные отсутствуют.

Белый цвет указывает на нейтральность. В белой шляпе старайтесь быть объективным и придерживаться «голых» фактов, например, статистических данных.

Будьте честны в своих эмоциях, надевая красную шляпу

Противоположность нейтральности и объективности - красная шляпа, символизирующая огонь и тепло. Подготовьтесь к выплеску эмоций!

Красная шляпа позволяет членам команды выразить свои чувства и обратиться к собственной интуиции без объяснений или оправданий.

Интуиция основывается на опыте, поэтому даже слова «Я чувствую, что это рискованно» могут оказаться полезными. Но интуиция не всегда точна, относитесь к ней с осторожностью.

В красной шляпе можно выражать разные эмоции: восторг, нерешительность, недовольство и т. п. Но эмоции должны быть ясны. Если человек говорит, что имеет «смешанные чувства», попросите его уточнить, какие именно. Это непросто, ведь в каждой культуре люди выражают чувства по-своему.

Пример. В Соединённых Штатах человек может прямо выразить недовольство («Эта идея никуда не годится!»), но в Японии такие чувства звучат более сдержанно («Я должен это обдумать»).

Важно, чтобы руководитель не просил объяснить или оправдать свои чувства, иначе люди будут выражать только те, которые могут обосновать. Позвольте человеку просто говорить о том, что он чувствует в данный момент.

Обсуждение в красной шляпе подразумевает участие каждого члена группы. Никаких пропусков и поблажек. Группа должна внимательно прислушиваться к каждому, чтобы человек почувствовал важность своих чувств. Любые эмоции не должны восприниматься снисходительно или осуждаться. В красной шляпе все вправе честно высказывать своё отношение к теме.

Чёрная шляпа предостерегает вас от надвигающейся опасности

Представьте, что вы надели чёрные одежды судьи и председательствуете по делу об убийстве. Вы ответственны за тщательную оценку всех доказательств, ведь жизнь подсудимого висит на волоске. Надевая чёрную шляпу, вы действуете в рамках закона, указываете на трудности и проблемы и неуклонно придерживаетесь ценностей и этики.

Чёрная шляпа подразумевает предусмотрительность. Она ограждает нас от ошибок, противоречащих нашим интересам (например, от принятия незаконных, опасных или невыгодных решений).

Мы основываем свои решения на опыте с помощью врождённого механизма несоответствия. Как животные узнают о том, что ягоды ядовиты на основе унаследованного опыта, так и выживание вашей компании зависит от того, какие плоды она решает пожать.

Избежать таких ошибок можно с помощью чёрной шляпы: она поможет найти элементы политики, стратегии, этики и пр., которые противоречат друг другу. Но не дайте чёрной шляпе сделать вас чрезмерно осторожным.

Некоторые люди зацикливаются на выявлении недочётов.

Пример. Мы знаем, что пища необходима для жизни, но чрезмерное её количество увеличит наш вес, что приведёт к проблемам со здоровьем и даже к смерти. Чёрная шляпа действует схожим образом: она необходима для принятия решений, но главное - не переусердствовать.

Преимущество метода шести шляп - возможность найти баланс, уделяя внимание каждой шляпе.

Жёлтая шляпа позволяет вам играть роль неисправимого оптимиста

Вам когда-нибудь казалось, что абсолютно всё хорошо? Что нет худа без добра? Жёлтая шляпа, подразумевает именно такой оптимизм и ориентацию на потенциальные выгоды.

Жёлтую шляпу сложнее освоить, чем чёрную, поскольку наш разум склонен предостерегать нас от опасности.

Чтобы научиться находить положительные моменты в любой ситуации, нужно научиться понимать, что даже в самой непривлекательной идее есть своя ценность.

Жёлтая шляпа очень важна, ведь выгоды идеи не всегда заметны сразу, и пытаться добиться таких неочевидных целей считается пустой тратой времени.

Пример. В жёлтой шляпе нужно учитывать, как новый маркетинговый план может изменить имидж бренда и привлечь новых клиентов. Иначе в чём его смысл?

Позитивность жёлтой шляпы должна быть логически обоснована. Стремление найти ценность не означает, что нужно обманывать себя. Жёлтая шляпа позволяет выразить свои видения и мечты, но реальность должна преобладать над фантазией.

Пример. В жёлтой шляпе не нужно фантазировать о том, как ваш новый маркетинговый план поможет сохранить компанию и сделает вас миллиардером. Думайте о том, каких положительных результатов реально достигнет ваш план.

Жёлтая шляпа задаёт такие вопросы:

  • Каковы возможные ценности этой идеи?
  • Кому они принесут пользу и при каких обстоятельствах?
  • Как ценность будет предоставлена?
  • Есть ли дополнительные скрытые ценности?

Если идея перспективна и логична, жёлтая шляпа поможет мотивировать вашу команду.

Зелёная шляпа - это возможность для самых необычных идей

Пришло время подойти к вопросу с творческой стороны! Зелёная шляпа - поиск новых идей, концепций, вариантов и альтернатив, как очевидных, так и свежих, необычных. Надеть зелёную шляпу означает открыться любым возможным улучшениям и обдумать безумные альтернативы!

Зелёная шляпа позволяет продумывать возможные результаты. Без творческого видения будущего прогресс может зайти в тупик.

Пример. Две тысячи лет назад китайские технологии были более продвинутыми, чем западные. Но с тех пор их технический прогресс, кажется, остановился. Почему? Считают, что китайцы остановились на достигнутом. Они не мечтали о будущих возможностях, и теперь неспособны найти стимул для прогресса.

Зелёную шляпу используют и для преодоления трудностей, возникающих при обсуждении в чёрной шляпе. Возможно, чёрная шляпа помогла вам выявить основные опасности в новой стратегии, но зелёная шляпа позволит творческим путём избежать опасностей или выработать совершенно новые идеи.

Помните, что творчество не является прерогативой одного «креативщика» в команде. Каждый может надеть зелёную шляпу и проявить себя. Для этого нужно правильно управлять ожиданиями от своей группы. Люди хорошо делают то, что от них ожидают. При правильных условиях, надев зелёную шляпу, все (даже те, кто никогда не считал себя креативным) начнут проявлять творческую активность. По мере роста уверенности будет расти и количество творческих идей.

Синяя шляпа - это постоянное управление процессом

Синяя шляпа предназначена для «мышления о мышлении». Как ястреб, взмывающий в небо, чтобы осмотреть поля под собой, человек в синей шляпе стремится получить представление о работе других шляп.

Синяя шляпа используется в начале дискуссии, чтобы определить её цель. Она поможет обозначить конкретную проблему, которую необходимо решить, или критерии вашего мозгового штурма.

В синей шляпе вы продумываете, какие шляпы понадобятся в ходе решения проблем. Возможно, дискуссия потребует больше красных и зелёных шляп или чёрных и белых. В любом случае, это определяется человеком в синей шляпе.

Синюю шляпу носит координатор, председатель или руководитель обсуждения. Это постоянная роль, и лидер группы не должен снимать шляпу в ходе дискуссии. При особой дискуссии, когда каждый надевает синюю шляпу, предложение может внести любой желающий.

В ходе обсуждения синяя шляпа помогает поддерживать дисциплину в группе, сообщает, когда пора менять шляпы, и следит за тем, чтобы каждый человек надел красную шляпу. В конце синяя шляпа просит озвучить итоги (в форме выводов, заключения, решения или пр.).

Синяя шляпа также обозначает дальнейшие действия, которые необходимо предпринять после дискуссии: следующие этапы в проекте или темы для будущих собраний.

Метод шести шляп экономит ваше время и деньги

Почему метод шести шляп полезен?

Экономия времени. Один мужчина долго спорил с женой, стоит ли покупать большой загородный дом. Увидев рецензию на «Метод шести шляп» в Financial Times, они решили применить его. Разделив элементы обсуждения на фактические, творческие, эмоциональные и т. д.), они пришли к удовлетворительному решению всего за десять минут. Крупная корпорация ABB обычно тратила 20 дней на обсуждения проектов, прежде чем достигнуть каких-либо результатов. С методом шести шляп эти дискуссии длятся всего два дня!

Экономия денег. Норвежская нефтегазовая компания Statoil испытывала проблемы с нефтяной вышкой, которая обходилась ей в $100 000 в день. Профессиональный консультант познакомил их с методом шести шляп, и компания пришла к решению всего за 12 минут.

Метод шести шляп снимает напряжённую обстановку при обсуждениях. Представьте, что вы едете в машине с тремя людьми, но никто точно не знает дороги. Наверняка, будет много споров, которые только усугубят проблему. Но если у вас есть карта, гораздо проще выбрать оптимальный маршрут, который будет очевиден для всех. Метод шести шляп даёт вам такую «карту».

Самое главное

Мышление - это навык, который можно развивать! С методом шести шляп вы сможете мыслить эффективнее, решать проблемы, вырабатывать творческие решения. Вы перестанете тратить ценную энергию и становиться жертвой неорганизованного и хаотичного мышления.

Не забывайте менять шляпы в ходе дискуссии и следите за дисциплиной и временем

Начните обсуждение в белой шляпе - соберите и рассмотрите имеющиеся факты, статистику, условия. Обсудите данные в негативном ключе, то есть в чёрной шляпе. Ложка дёгтя, как правило, всегда есть, и её надо увидеть. Но не забывайте и о положительных моментах - наденьте позитивную жёлтую шляпу. Надевайте зелёную шляпу, чтобы найти что-то новое. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. И давайте участникам выпустить пар в красной шляпе.

Помните, что для каждой группы возможны свои варианты применения шляп

Пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем вы определите наиболее подходящую очерёдность. Можно использовать метод и по-другому - пусть каждый участник надевает шляпу определённого цвета и играет свою роль.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  1. Эмоциями . Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью . Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей . Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

ПЛЮСЫ:

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением - фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло . К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

МИНУСЫ:

— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

— Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

— Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп играмотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью - «Правила составления ментальных карт«).

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.