Вспомогательные части речи в русском языке. Сколько частей речи в русском языке

С древнейших времен умы ученых занимает вопрос о частях речи. Исследованиями, посвященными им, занимались Платон, Аристотель, Панини, Яска. Что касается русской лингвистики, нужно отметить имена В. В. Виноградова, Л. В. Щербы, А. А. Шахматова и др.

Сложность выделения частей речи

Части речи являются самыми необходимыми и общими категориями в грамматике любого языка. С выяснения вопроса о них начинается его грамматическое описание. Говоря о частях речи, подразумевают грамматическую группировку определенных единиц языка. Другими словами, в лексике выделяются определенные разряды или группы, характеризуемые некоторыми признаками. Однако на каком основании следует выделять части речи? На чем основано распределение слов по ним? Давайте вместе ответим на этот вопрос.

Проблема сущности частей речи, а также принципов выделения их в разных языках является одной из самых в лингвистике. Разнообразны и многочисленны высказывания по интересующему нас вопросу. Очень часто они противоречат друг другу и не ясны. Одни считают, что отдельные части выделяются на основе одного ведущего признака, который присущ словам, относящимся к той или иной группировке. Другие же полагают, что в основе выделения частей речи лежит совокупность различных признаков, при этом ни один из них не является ведущим. Если считать верным первое мнение, то что в этом случае будет главным признаком? Заключенная в лексическом значении логическая категория? Или само оно? Или связь лексического значения с грамматической категорией? Его синтаксическая функция или морфологическая природа? А разные части речи следует выделять на разных или на одном основании?

Согласитесь, вопросов очень много. Наши познания о грамматической природе слов все еще недостаточно глубоки, чтобы их грамматическую классификацию можно было построить на научной основе. Возникшее постепенно и закрепившееся впоследствии в традиции распределение по частям речи различных слов - это еще не классификация. Такое деление - просто констатация того, что существуют различные группировки слов, которые объединены некоторыми признаками, общими для них. Последние являются более или менее существенными, однако не всегда ясными.

Выделение частей речи в русском языке

В современном русском языке есть большое количество вариантных морфологических форм. Особую сложность представляет словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Одни их формы были признаны нормативными и закрепились в литературном языке, другие же считаются Это определяет необходимость углубленного изучения такой темы, как словообразование знаменательных изменяемых частей речи. В школе им обычно уделяется особое внимание.

Части речи изучаются в таком разделе грамматики, как морфология. В ней слова рассматриваются с точки зрения их значения и изменения. Они могут изменяться по числам, родам, лицам, падежам и т. д. Существительное, к примеру, обозначает предмет. Оно может изменяться по падежам и числам. Прилагательное же обозначает не предмет, а его признак. Оно изменяется по числам, родам и падежам. Однако в русском языке существуют слова, которые никак не изменяются. Это, например, союзы, предлоги и наречия.

Служебные и самостоятельные части речи

Итак, группы слов, которые объединяются на основании общности признаков, называются частями речи. При этом признаки для различных групп слов не однородны. Следует отличать знаменательные и незнаменательные части речи. Последние называют также служебными. Знаменательные части речи являются самостоятельными. И те и другие выполняют разную работу. Самостоятельные слова в предложении, называя предметы, действия, признаки, являются членами предложения, тогда как служебные чаще всего связывают самостоятельные слова. Рассмотрим последние более подробно.

Местоименные и знаменательные слова

Самостоятельные части речи могут быть местоименными или знаменательными. Знаменательные слова обозначают признаки, предметы, действия, количество, отношения, называя их. Местоименные же лишь указывают на них, но не называют. В предложении они служат заместителями знаменательных. Слова местоименные образуют отдельную часть речи, называемую местоимением. Знаменательные же делятся на различные части речи на основании следующих признаков:

Морфологических;

Обобщенного значения;

Синтаксического поведения (функции и связи в тексте).

Выделяют как минимум 5 групп, рассматривая знаменательные части речи. Это три имени (прилагательное, существительное, числительное), а также глагол и наречие. Иногда формы глагола (деепричастия и причастия) выделяются отдельно. Как вы видите, части речи представляют собой лексико-грамматические классы слов. То есть они выделяются с учетом синтаксического поведения, и обобщенного значения.

Имя существительное

Начнем описывать части речи русского языка (знаменательные) с К нему относятся слова, которые:

1) бывают нарицательными или собственными, неодушевленными или одушевленными, имеют постоянный родовой признак, а также непостоянные (для основной части существительных) признаки падежа и числа;

2) имеют значение предметности, поэтому отвечают на вопрос "что?" или "кто?";

3) чаще всего в предложении являются дополнениями или подлежащими, однако могут быть и другими его членами.

Отметим, что при выделении существительных главными являются грамматические признаки слов, а не, к примеру, их значение. Основные признаки знаменательных частей речи могут быть различными. В этом вы вскоре убедитесь. Что касается значения существительного, то это единственная часть речи, значение которой может быть самым разным. Обратимся к примерам: лицо (девочка), предмет (ручка), животное (собака), отвлеченное понятие (гордость), признак (высота), отношение (неравенство), действие (учеба). Эти слова с точки зрения значения объединены тем, что по отношению к ним мы можем задать один вопрос: "что?" или "кто?" В этом, собственно, и состоит их предметность.

Переходим к рассмотрению следующей части речи - имени прилагательного.

Прилагательное

Это самостоятельная часть речи, знаменательная. В нее объединяются слова, которые:

1) Изменяются по падежам, числам и родам, а некоторые - по степеням сравнения и по краткости/полноте.

2) Обозначают некоторый непроцессуальный признак предмета, и поэтому отвечают на вопросы "чей?" или "какой?"

3) Выступают в предложении именной частью СИС (составного именного сказуемого) или определениями.

Прилагательные всегда зависят от имен существительных. Следовательно, вопросы к ним следует задавать от последних. Прилагательные нужны для того, чтобы выделить из множества одинаковых предметов нужный. Без них наша речь была бы похожа на написанную серой краской картину. Благодаря прилагательным она становится образной и более точной, поскольку они позволяют выделить разные признаки одного предмета.

Имя числительное

Это еще одна знаменательная часть речи, самостоятельная. В нее входят слова, обозначающие числа, порядок предметов при счете или же их количество. Числительное отвечает на следующие вопросы: "какой?" или "сколько?" Оно является частью речи, объединяющей слова на основе общности значения. А значение числительных - отношение к числу. Отметим, что их грамматические признаки неоднородны. Они зависят от разряда по значению того или иного числительного.

Эти слова играют большую роль в нашей жизни. Мы измеряем числами время, расстояние, количество предметов и их величину, стоимость, вес. Числительные на письме нередко заменяются цифрами. Однако в документах, например, необходимо, чтобы сумма была указана не только цифрами, но и словами.

Наречие

Продолжаем раскрывать вопрос: "Какие части речи - знаменательные?" Наречие обозначает признак состояния, признака, действия, редко - предмета. Отметим, что оно является неизменяемым. Исключение из этого правила - только качественные наречия, оканчивающиеся на -о/-е. Все они примыкают либо к прилагательному, либо к глаголу, либо к другому наречию, то есть характеризуют знаменательные части речи. Примеры: очень быстрый, быстро бежать, очень быстро. Наречие в предложении обычно является обстоятельством. Иногда оно может примыкать и к имени существительному. Примеры следующие: бег наперегонки, кофе по-варшавски, яйцо всмятку. Наречие в данных случаях выступает в качестве По двум основаниям осуществляется классификация наречий - по значению и по функции.

Глагол

Переходим к глаголу, рассматривая знаменательные части речи. Это слово, обозначающее состояние (радоваться), действие (писать), свойство (хромать), признак (белеться), отношение (равняться). У различных групп глагольных форм неоднородны грамматические признаки. Такое понятие, как "глагольное слово", объединяет: спрягаемые формы (безличные и личные), неспрягаемые (деепричастные и причастные), а также инфинитив (неопределенную форму). Для речи глаголы очень важны. Они позволяют нам давать название разным действиям.

Причастие

В качестве морфологического явления причастия неоднозначно трактуются в лингвистике. Иногда рассматриваются как отдельные части речи знаменательные слова, являющиеся причастиями, а иногда - как форма глагола. Они обозначают признак некоторого предмета по действию. Причастие объединяет свойства глагола и прилагательного. Оно употребляется в письменной речи чаще, чем в устной.

Деепричастие

Расскажем немного и о деепричастии, раскрывая тему "Знаменательные части речи". Это слова, которые, так же как и причастия, можно рассматривать или как особую форму глагола, или как самостоятельную часть речи. Признаки деепричастия следующие:

1) Обозначение добавочного действия, поэтому причастие отвечает на следующие вопросы: "что сделав?" или "что делая?"

2) Наличие грамматических признаков как наречия, так и глагола.

Итак, мы рассмотрели знаменательные части речи. глагол, числительное, существительное и прилагательное. Иногда отдельно выделяют также деепричастие и причастие. Теперь вы не ошибетесь, отвечая на вопрос: "Какие части речи - знаменательные?" Однако мы предлагаем вам пойти дальше и завершить знакомство с самостоятельными частями речи, рассмотрев местоимение.

Местоимение

Местоимение представляет собой самостоятельную часть речи, указывающую на признаки, предметы или количества, однако не называющую их. Различны их Они зависят от того, какую именно часть речи замещают в тексте местоимения. Их можно классифицировать по грамматическим признакам и по значению. Местоимения в речи употребляются вместо прилагательных, существительных, наречий и числительных. Они помогают объединить в связный текст предложения, избежать повторения одинаковых слов.

Итак, мы рассмотрели самостоятельные части речи (местоименные и знаменательные), и мы кратко охарактеризовали. Предлагаем вам самостоятельно подробнее познакомиться с последними, поскольку они также играют важную роль в языке. Надеемся, вы научились различать знаменательные и служебные части речи.

Морфология- раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. Слово –

минимальная единица языка.

Каждое слово в русском языке относится к какой-либо части речи. Части речи - это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

В языке части речи делятся на самостоятельные (знаменательные) и служебные.

Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество и т.д.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.

2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.

3. Междометие и звукоподражания.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто?, что?.

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?. Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов.

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета. Наречия неизменяемы и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

Глагол - это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться). Глаголы для речи очень важны, поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие – в одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других - особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.

Деепричастие – может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав?

2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Части речи и члены предложения

Члены

предложения

Части речи

Чтобы общаться, мы включаем слова в высказывания, строим из них предложения. Слова при этом взаимодействуют друг с другом.

В предложении слова становятся членами предложения.

Части речи – это разряды, или классы, слов, которые различаются по общему значению (предмет, признак, действие, количество и т.д.), по морфологическим признакам (род, число, падеж, наклонение, время, лицо, вид и т.д.), по синтаксическим признакам (роль в предложении).

Самостоятельные части речи

существ.

прилаг.

числит.

Место-

имение

Глагол

Причастие

Деепри-

частие

Наречие

Слова

состояния

предмета

Количество или

порядок при счёте

Указывает на

предм., призн.,

Действие

или состояние

Признак предмета

по действию

Добавочное

действие

действия

или признака

Состояние человека,

животного, природы.

Оценка действий

Кто это?

Что это?

Какой?

Сколько?

Который?

Кто? Что?

Какой? Каков?

Чей? Сколько?

Что делать?

Что сделать?

Какой?

Что делающий?

Что сделавший?

Что делая?

Что сделав?

Как?Когда? Почему?

и др.

Как? Где? Куда?

Когда? Почему?

Зачем?

Как? Каково?

ветер, тишина, скорость, человек,красота,

бег, задира, Мария, Урал

добрый, красивый, беглый, глиняный, хлебный,

пятиэтажный, дядин, Мариин

пять, сто два,

третий, семидесятый,

две тысячи первый

Я, он, мой, такой, что, другой, иной, сам

Жить, ждать, спорить, радоваться, сомневаться, победить, устоять

Живущий, живший, ждавший, устоявший, радующийся,

радовавшийся

Живя, ожидая, устояв, победив, радуясь, стремясь

Смело, активно, справа, всегда, назло, нечаянно, в одиночку

Скучно, весело, сыро, грустно, тихо, душно, жарко,

Главные

Подлежащее

Кто? Что?

О чём, о ком говорится?

Обозначает предмет, о котором говорится в предложении

Сонный туман на лугах серебрится. Язык – это история народа

С горы хорошо видны мой дом и школа

И молодые , и старые как бы наперегонки косили. Смелый к победе стремится.

Мокрый дождя не боится.

И опять идут двенадцать … Пять – моя дюбимая цифра.

Я земной шар чуть не весь обошёл… Все собрались. Никто не молчал.

Что это ?.

Курить – здоровью вредить. Охранять природу – охранять Родину.

Жить хорошо!Подойти к брату было страшно

Осаждающие применили новые средства.

Встречающие вышли на перрон.

Светлое завтра в наших руках.

Сказуемое

Что делает? Каков?

Кто такой?

Что такое?

Обозначает действие, свойство предмета речи

Язык – это история народа.

Стремиться вперёд – цель жизни.

Жизнь прекрасна и удивительна. Ночь тёплая, тёмная, тихая.

Пятью пять – двадцать пять .

Я первый , ты второй .

Ты кто такой? Учебник мой!

Ум не замещает знания. Курить – здоровью вредить . Охранять природу – охранять Родину.Лучше всего увидеть его с утра

Вся комната янтарным блеском озарена.

Известно, что слоны в диковинку у нас. Жить хорошо !

Мне грустно потому, что весело тебе.

Второстепенные

Дополнение

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

Обозначает предмет, на который направлено действие

С горы хорошо видно мой дом и школу.

Молодым везде у нас дорога…

К сорока прибавить семь получается сорок семь.

Люблю тебя , Петра творенье!

Леса учат человека понимать прекрасное. Я люблю скакать на горячей лошади.

Я не люблю иронии твоей, оставь её отжившим и не жившим .

Я думаю о нашем завтра.

Определение

Какой? Чей? Который?

Обозначает признак предмета

Голова Машука дымится как загашенный факел. Встреча с друзьями состоится завтра

Из соснового бора пахнуло смолистым теплом.

Второй урок был в пятом кабинете.

Наша дорога пролегала через лес.

Бесконечна возможность познавать себя.

Сорванный цветок увял. Непрекращающийся дождь помешал прогулке.

Езда шагом меня не утомляла. Я люблю кофе по-турецки.

Приложение

Кто это? Что это?

Какой?

Определение, выраженное существительным.

Даёт предмету другое название

К ним пришёл Егор Лизунов, сосед , школьный завхоз . Космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос

Обстоятельство

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Почему? Отчего? Как? По какой причине? Каким образом?

В какой степени?Зачем? Для чего? С какой целью? При каком условии? Несмотря на что?

Характеризует действие или признак, а также условия, сопровождающие их.

С горы бежит поток проворный.

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

Мы остановились на ночлег у знакомых.

Ученье шло часа три-четыре

Я вышел на воздух освежиться

Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин).

Волны несутся, гремя и сверкая .

И хорошо мне здесь остановить-ся.

В одиночку старые солдаты песни позабытые поют.

Служебные части речи

Членами предложения не являются

Предлоги

Выражают зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в предложении

Непроизводные

В, на, за, у, через, при, перед, без, до, из, к, с, над, об, от, при, про и др.

Производные

Вследствие (= из-за), ввиду(= из-за), вместо, наподобие, насчёт (=о), в течение, в продолжение,

по причине, в целях, со стороны, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу

Союзы

Связывают однородные члены и простые предложения в сложном

Сочинительные

И, да, ни – ни, тоже, также, не только – но и, как – так и, а, но, да (=а), однако, зато, же, или, либо, то – то, не то – не то, или - или

Подчинительные

Когда, пока, едва, лишь только, потому что, если, что, чтобы, раз, хотя, пускай, как, как будто, словно, так что и др.

Частицы

Вносят в предложение

различные оттенки значения или служит для образования форм слов.

Формообразующие

Пусть сильнее грянет буря! Давай поедем! (образует форму повелит. наклонения) Я сделал бы лучше.

Я б детей лечить пошёл (форма условного наклонения), пусть меня научат!(образует форму повелит. наклонения)

Отрицатльые

Чего сам не любишь – того людям не желай.

На небе ни облачка.

Модальые

Ли, разве, неужели

Указание

Уточнение

Именно, как раз

Выделение, ограничение

Только, лишь, исключительно, почти.

восклицание

Что за, как.

Сомнение

Вряд ли, едва ли

Усиление

Даже, ни, и, же,ведь, уж, всё, всё-таки.

Смягчение, требование

Междометие.

Особая часть речи. Выражает, но не называет чувства и побуждения. Не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи

Выражает чувства, настроения

Ах, ай, ба, о, ох, эх, эй, увы, ура, фу, фи, тьфу, ау.

Здравствуйте! Извините! Батюшки! Ужас! Спасибо!

Выражает побуждения

Прочь, вон, цыц, тсс, ну, ну-ну, эй, брысь, шабаш, атас, брось (курить),

Звукоподражательные слова

Передают различные звуки живой и неживой природы

Мяу-мяу! Гав-гав! Динь-динь! Бах! Хлоп! Кап-кап! Дзынь! Хи-хи-хи! Буль-буль!

Синтаксические свойства инфинитива

В предложении неопределенная форма глагола может выступать в функции главных и второстепенных членов, что сближает ее с именем существительным, которое тоже имеет способность употребляться в значении любого члена предложения:

Подойти к брату было страшно (М.Горький). Я готов рассказать тебе, поле, про волнистую рожь при луне (С.Есенин). Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин). Он был отправлен к ней с поручением передать знак (А.Пушкин). Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей (А.Пушкин).

В роли сказуемого инфинитив чаще всего выступает в следующих синтаксических конструкциях:

1) односоставных безличных и инфинитивных предложениях: Лучше всего увидеть его с утра (А.Грибоедов);

2) в двусоставных предложениях как часть составного глагольного сказуемого (первая часть такого сказуемого всегда выражена фазисньм или модальным глаголом): Проститься я желал с тобой как с другом (М.Лермонтов). Вронский и Анна продолжали сидеть у маленького стола (Л.Толстой);

3) в двусоставных предложениях в качестве простого глагольного сказуемого в ситуации, когда он уподобляется формам изъявительного наклонения и получает временное значение при именном подлежащем: Ты подкупать меня? (М.Салтыков-Щедрин) – подкупать «подкупаешь». Тут я кричать, а вода в рот льется (М.Шолохов) – кричать «закричал»; Он тебя бить, а ты стой на своем (В.Слепцов) - бить «будет бить».

Функцию подлежащего может выполнять независимый инфинитив при сказуемом, выраженным именем существительным, предикативным наречием, другим инфинитивом, реже – прилагательным в полной форме творительного падежа со связкой: Следовать за.мыслями великого человека есть наука самая занимательная (А.Пушкин). Жить на земле, даже не будучи влюбленным, – славное занятие (А.Чехов). Жить в старинных особняках с прабабушкиной мебелью мило, но неуютно (А.Толстой). «Жить – это знать!» - повторила Лиза (М.Горький). Оставаться в Богучарове становилось опасным (Л.Толстой).

В роли обстоятельства цели инфинитив выступает в том случае, если относится к глаголам движения (ходить, бегать, прыгать, двигаться, ехать и др.): Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю (М.Лермонтов). Сосед один иногда наезжает в карты играть (А.Пушкин). Утомленные ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом, снегом, жестким, как песок (А.Твардовский).

Инфинитив, нередко употребляющийся в роли несогласованного определения, поясняет отвлеченное имя существительное с модальным значением необходимости, возможности, долженствования, желательности, волеизъявления и т.п. и обозначает признак по внутреннему содержанию: При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете (М.Лермонтов). Он дал строгое приказание не выпускать ее из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил (А.Пушкин). У меня врожденная страсть противоречить (М.Лермонтов).

Иногда инфинитив при глаголах является дополнением. Инфинитивное дополнение обозначает действие как объект, на который направлено действие другого лица (попросили остаться, приглашают сесть): В твою комнату я велю переселить Андрея со скрипкой (А.Чехов). Прошу уволить меня от дальнейших вопросов (К.Паустовский). Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе (А.Толстой).

Реже инфинитив выполняет функцию дополнения тогда, когда обозначает действие, производимое совместно лицом, играющим роль субъекта (подлежащего), и другим лицом (договорились встретиться, собирались пойти, условились написать): В этот день мы с утра сговорились пойти на каток (В.Катаев)

Словарный запас взрослого человека включает около ста тысяч слов. В словаре Даля их содержится вдвое больше. Чтобы не возникло смысловых путаниц, слова принято группировать по принципу частеречной принадлежности . Для лучшего понимания разберем, что такое самостоятельная часть русской речи.

Вконтакте

Принципы классификации

Исследованием слов занимается морфология, где все слова определяются как самостоятельные части речи и . Классифицируются они по нескольким критериям :

  1. Семантический – обобщенное значение группы. Например, чтобы обозначить какой-либо предмет, пользуются существительным.
  2. Морфологический – показатель видоизменения словоформы. Она может быть постоянной или меняться при переходе в другой род, .
  3. Синтаксический – свойство слов связываться в конструктивное предложение и быть его членами.

Исследователи по-разному классифицируют слова. Нет единого мнения о том, сколько частей речи в . Общепринятым правилом является выделение 10 речевых групп.

Числительные изучают только в школе. Академики приравнивают их к прилагательным. Спор идет вокруг и деепричастия. Одни языковеды отмечают у них проявления глагольных свойств. Другие уверены, что такие формы необходимо выделять в самостоятельные (знаменательные) части речи.

Отдельные учебники предлагают относить слова «нигде», «там», «туда» к наречиям. Этим обусловлено различие состава . При написании статьи мы руководствовались литературой, утвержденной Министерством образования .

Группы

Рассмотрим, какие бывают части речи. Называют две большие группы:

  1. Знаменательные — наделяют предметы именами, дают их характеристики или указывают на них. Фактически, все слова сосредоточены в этой группе.
  2. Служебные – определяют отношения между знаменательными словоформами, способствуют их связи в одном предложении. Они не несут смысловой нагрузки, служат конструктивному построению речи.

Обособленную группу составляют междометия . Они выражают чувства. Представим, что человек в процессе готовки порезал палец. Необходимо выплеснуть эмоции. Травмированный может долго сокрушаться, используя все известные самостоятельные и служебные части речи. То есть, описать нож, свершенное действие, признаки, которыми он обладает (знаменательные); с помощью предлогов определить отношения с предметом (служебные). А может просто воскликнуть «Ай!»

Важно! Задать вопрос можно только к знаменательным словоформам.

Характеристики частей речи и примеры мы поместили в таблицу.

Особенности

Правила гласят, что знаменательные слова:

  1. Наделены значениями, которые объединяют их в классы и отличают от других. Так, слова бок и бык имеют разное лексическое, но одинаковое грамматическое значение.
  2. Называют предметы, признаки и действия;
  3. В предложении являются главными или второстепенными членами.

В зависимости от того , какую информацию о предмете дают слова, их разделяют:

  • предмет — имя существительное. Примеры: шпинат, молодожены;
  • принадлежность, качество и свойство — имя прилагательное — симпатичный, актуальный;
  • категория состояния;
  • порядок расположения предметов или число — имя числительное — двенадцать;
  • действие или состояние — глагол (модернизировать);
  • добавочное действие — деепричастие (проломив);
  • признак по действию — причастие (манящий);
  • если слово не называет предмет, свойства или признак, но указывает на них — это местоимение (зачем, наш);
  • признак действия, обстоятельства — наречие (впервые, мало, сослепу).

Словоформы

Самостоятельные и другие части речи, используемые в русском языке, делятся на постоянные и изменяемые. Прилагательные, существительные, местоимения, числительные поддаются склонению. Глагол и его производные спрягаются .

Различают:

  • формообразование – изменяется значение грамматическое (стол – на столе);
  • словообразование – меняется лексическое значение (верх – вверху).

Знаменательная часть речи, которая остается неизменной – это наречие (сбоку, сейчас, всегда).

Некоторые слова могут принадлежать разным речевым группам. Слово «всё», в зависимости от того, какой контекст заложен в предложении, выступает в роли одной из четырех частей речи. Разберем примеры предложений:

Всё озеро покрыто льдом – указывает на признак, является местоимением.

Ты всё учишься – отвечает на обстоятельный вопрос когда?, синоним наречия постоянно.

Каждый день темнеет всё раньше – подчеркивает постоянство нарастания, выполняет функции частицы.

Тяжелый груз мы всё же подняли – союз, синоним тем не менее.

Какой частью речи является слово, иногда определяется интуитивно по смыслу. «Молоко стекло на пол» и «разбитое стекло понесли в мусор». В первой фразе стекло является глаголом , во второй – существительным.

Морфологический разбор

Полная грамматическая характеристика словоформы называется морфологическим разбором. Определяется принадлежность слова к группе, его свойства и функции в предложении. Для самостоятельных частей речи приведем примеры:

Возьмем для анализа слово «столб».

  • определяем принадлежность: задаем вопрос что? Следовательно — существительное;
  • исследуем состояние: столб — это общее наименование неодушевленных предметов. Значит, имя нарицательное неодушевленное;
  • указываем род самостоятельной части речи, согласно правилам (мужской) и форму склонения — 2-е скл;
  • показываем количество предметов — единственное число именительного падежа;
  • значимость в предложении — главный или второстепенный член.

Аналогично поступают со словами из других групп:

  1. Определим, какая часть речи представлена словом «впервые». Словоформа дает понятие времени происходящего (когда?). Ее нельзя преобразовать. Значит, это наречие, не изменяется, выполняет функцию обстоятельства. Второстепенный член предложения.
  2. Знать (что делать?). Глагол, инфинитив, 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид, изъявительное наклонение. Членство в предложении определяется по контексту.

Изучаем самостоятельные части речи

Какие бывают части речи в русском языке

Вывод

Если дать простое определение, что такое самостоятельная часть, то можно сказать, что это обозначение свойства, качества или действия предмета, которое теряет смысл без употребления знаменательных слов.

1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи .

Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой .

2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

3. Все части речи делятся на две группы - самостоятельные (знаменательные) и служебные . Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

4. Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

Часть речи Вопросы Примеры
1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

Примечания.

1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других - к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в «академической грамматике» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

5. Служебные части речи - это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

    К служебным словам нельзя поставить вопрос.

    Служебные слова не являются членами предложения.

    Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

    К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:

    предлог (в, на, об, из, из-за );

    союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если );

    частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только ).

6. занимают особое положение среди частей речи.

    Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).

    Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух ; для выражения чувства холода - бр-р , для выражения страха или боли - ой и т.д.

7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие - нет.

    К неизменяемым относятся все служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как:

    наречия (вперёд, всегда );

    деепричастия (уходя, уйдя, приняв ).

    Не изменяются также некоторые:

    существительные (пальто, такси, жалюзи );

    прилагательные (пальто цвета беж , костюм цвета электрик );

    местоимения (тогда, там ).

    с помощью окончания ;

    Ср.: сестра - сестры ; читал - читала .

    с помощью окончания и предлога ;

    Сестра - к сестре, у сестры, с сестрой.

    с помощью вспомогательных слов .