Рассказать о мире с точки зрения астронома. Нужен мощный …. В действительности каждая звезда – это огромный

Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки Солнца, Луны, звездного неба (рис. 2).

Рис. 2. Наскальный рисунок «Два Солнца» ()

Конечно, наблюдений невооруженным глазом было недостаточно, чтобы ответить на множество вопросов, которые возникали у людей. Поэтому был создан специальный прибор для наблюдений за космическими телами - телескоп (рис. 3).

Рис. 3. Телескоп ()

Итальянский астроном Галилео Галилей (рис. 4) изготовил первый телескоп.

Рис. 4. Галилео Галилей ()

Это был очень несовершенный инструмент, тем не менее с его помощью Галилео Галилей сделал множество открытий: увидел кратеры на Луне (рис. 6), пятна на Солнце (рис. 7), наблюдал фазы Венеры (рис. 8) и обнаружил, что вокруг Юпитера вращаются четыре спутника (рис. 9).

Рис. 6. Кратеры на Луне ()

Рис. 7. Пятна на Солнце ()

Рис. 8. Фазы Венеры ()

Рис. 9. Спутники Юпитера ()

Естественно, с того времени наука шагнула далеко вперед, изменились и внешний вид, и точность телескопов (рис. 10).

Рис. 10. Компьютеризированный телескоп ()

Самые мощные телескопы установлены в обсерваториях (от лат. observo - наблюдаю) - научных учреждениях, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел (рис. 11).

Рис. 11. Обсерватория Апаче-Пойнт ()

Первая обсерватория, по предположению ученых, еще в каменном веке находилась в Британии. Это место называется Стоунхендж , положение камней в котором связано с астрономическими явлениями (рис. 12).

Рис. 12. Стоунхендж ()

Для астронома мир - это Вселенная или космос. По мнению ученых, 15 миллиардов лет назад произошел мощный взрыв, после которого образовалась Вселенная.

В космосе огромное количество небесных тел: комет, метеоритов, звезд, планет, спутников. Во Вселенной множество галактик (рис. 13).

Рис. 13. Галактика Млечный Путь ()

Одна из них - галактика Млечный Путь , состоящая из 200 миллиардов звезд, из которых Солнце - не самая большая (рис. 14).

Солнце и 8 планет, движущихся вокруг него, образуют Солнечную систему (рис. 15).

Рис. 15. Солнечная система ()

Первая планета от Солнца - Меркури й, вторая - Венера , третья - Земля , четвертая - Марс , пятая - Юпитер , шестая - Сатурн ,седьмая - Уран , восьмая - Нептун . Долгое время считалось, что Плутон - девятая планета Солнечной системы. Однако современные исследования дали основания присвоить Плутону статус карликовой планеты.

Еще в глубокой древности люди понимали, что наша жизнь возможна только благодаря Солнцу, и почитали его как божество. У божества Солнца было много имен: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте - Ра, древние скандинавы - Соль, а наши предки славяне - Ярило.

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело (рис. 16). Солнце имеет форму шара. Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца - 6 тысяч градусов, а в его центре - 15-20 миллионов градусов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Astrolab.ru ().
  3. Authorstream.com ().

Домашнее задание

  1. Ответьте «да» или «нет» на приведенные утверждения:
  2. Земля - это одна из планет Солнечной системы.
  3. Солнце - ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
  4. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
  5. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
  6. Земля движется вокруг Солнца.
  7. Наблюдать за небесными телами можно, глядя в телескоп.
  8. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Вселенная».
  9. * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд на тему «Мир глазами астронома».

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения. Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Рассказать о мире с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы, извлекать из учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете материал, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - проводить сравнение по заданным критериям.

Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, учиться высказывать своȅ предположение.

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно - познавательных задач

Личностные результаты

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Учебно - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Основные понятия и определения

Вселен-ная.Космос. Небес-ные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Лу-на

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавли-вать модель Солнечной системы.

Вспомни, какие небесные тела ты знаешь.

Астрономия — это наука о небесных, или косми-ческих, телах. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» — звезда и «но- мос» — закон. Эта наука появилась в древности, но и сейчас она де Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небес-ные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Лу-на. Выслушай других ребят. Всем классом со-ставьте наиболее полный рассказ.

Изучение нового материала

ВСЕЛЕННАЯ И СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

С точки зрения астронома, мир — это Вселен-ная, или Космос. Так называют всё необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами. Звёзды — огромные, раска-лённые небесные тела, излучающие свет. Пла-неты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света.

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них — Солнце. Вокруг Солнца по своим орбитам обращаются восемь планет, среди кото-рых наша планета Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела, напри-мер кометы. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

СОЛНЦЕ

Есть такие загадки: «Что выше леса, краше света, без огня горит?», «Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возраду-ются...».

О чём эти загадки? Конечно, о Солнце.

Люди с давних пор относятся к Солнцу с лю-бовью и особым уважением. Ведь уже в древ-ности они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению.

Ты уже знаешь, что Солнце — ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огром-ное раскалённое космическое тело, которое по-стоянно излучает свет и тепло.

С Земли Солнце кажется небольшим. На са-мом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко. Учёные- астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли!

Почему же оно кажется нам небольшим? Всё дело в огромном расстоянии между ним и на-шей планетой. Это расстояние составляет около 150 миллионов километров

А какова температура Солнца? Очень-очень высокая. Человеку даже трудно представить. Мы знаем: когда температура нашего тела поднима-ется выше 37°, у нас бывает жар. При 100° ки-пит вода, при 1500° плавится сталь. Температу-ра на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца предположитель-но 15—20 миллионов градусов.

Внимание! Солнце светит очень ярко. Катего-рически запрещается смотреть на него в би-нокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто невооружённым глазом. Это может нару-шить зрение. Только через тёмные защитные очки можно смотреть на Солнце, да и то не-долго — 1—2 минуты.

Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы предста-вить себе Солнце полностью, а планеты обра-щающимися вокруг него. Учтите, что планеты движутся по немного вытянутым орбитам.

С помощью схемы перечислите планеты: а) в по-рядке их удаления от Солнца; б) в порядке их приближения к Солнцу. Используя схему как опору, постройте модель Солнечной системы

Обсудим!

Часто говорят: «Земля — это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Зем-ле можно так сказать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

Что изучает астрономия? 2. Что такое Все-ленная? 3. Что такое Солнечная система? 4. Как изобразить Солнечную систему с помощью моде-ли? 5. Коротко расскажи о Солнце. 6. Как наблю-дать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?

Вывод

Астрономия — наука о небесных телах. Солн-це и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Земля — од-на из планет Солнечной системы.

Задания для домашней работы

Запиши в словарик: астрономия, астроном.

Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назо-вётся именем одной из планет, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передать последователь-ность планет.

А теперь — в путь вокруг солнышка! Постарай-тесь двигаться так, чтобы не нарушалось распо-ложение планет. Тот, кто «собьётся» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите.

Найди в дополнительной литературе, Ин-тернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Сол-нечной системы — кометах, астероидах. Подго-товь сообщение.

Мир глазами астронома.

Презентация Мир глазами астронома

Астрономия 1. Что изучает астрономия. Почему мерцают звёзды — Академия занимательных наук

Точка невозврата Вселенной. Что было до Большого взрыва! Интересный фильм про создание вселенно1!

ЧТО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВСЕЛЕННОЙ ?

Источники информации :

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Слайд 1

Слайд 2

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон.

Слайд 3

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

Слайд 4

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Слайд 5

Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях.

Слайд 6

Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад.
Китайский астроном, 1675 год

Слайд 7

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

Слайд 8

Современные телескопы - это очень огромные и сложные устройства, которые позволяют заглянуть в глубины Вселенной на миллионы световых лет. Однако существуют устройства, которые позволяют смотреть, а точнее слышать, еще дальше - это радиотелескопы, где гигантские антенны просто «прослушивают» Вселенную.

Слайд 9

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Слайд 10

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

Слайд 11

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.
Ярило
Гелиос

Слайд 12

В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера: Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть…

Слайд 13

Для наблюдения необъятных просторов космоса нужны специальные современные приборы и обсерватории, поэтому ученые используют целые комплексы мощных телескопов, которые располагаются в местах, где воздух особенно прозрачный.
Обсерватория

Слайд 14

Самые древние обсерватории были построены более семи тысяч лет назад. Сначала это были круги из огромных камней - мегалитов, которые образовывали астрономические приборы. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Слайд 15

У древних цивилизаций Египта, Вавилона, Греции, а позднее Китая, Индии и до открытия Х.Колумбом Америки, астрономия была в великом почете. Там велись точные наблюдения звездного неба, а для этого возводились грандиозные сооружения, которые сохранились и до наших времен.
Храм Солнца в Мексике

Слайд 16

В Средние века жизнь астрономов оказалась весьма тяжкой, поскольку их знания о Вселенной во многом противоречили религии, а за мысль, что Земля вертится, и вовсе можно было угодить на костер, что и случилось с философом Джордано Бруно.
Древнеиндийская обсерватория

Слайд 17

А как же произошло рождение Солнечной системы?
Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался.

Слайд 18

Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки.

Слайд 19

Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Слайд 20

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.
Впишем в текст недостающие данные, используя учебник.

Слайд 21

Солнце – ближайшая к Земле…(звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму… (шара). Диаметр Солнца в… (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в… (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца - … (6.000) градусов, а в его центре - …(15 – 20 миллионов) градусов.

Слайд 22

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Слайд 23

Обозначьте кодовым знаком каждое высказывание, согласившись со мной или не согласившись: 1. Земля – это одна из планет Солнечной системы. 2. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар. 3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. 4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. 5. Земля движется вокруг Солнца. 6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль или подзорную. трубу.
- да
- нет
- не знаю

Слайд 24

Интернет урок по данной теме можно посмотреть: http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-astronoma
Сайт Елены Берюховой «Школа АБВ» Оформление: Елены Берюховой http://shkola-abv.ru

Окружающий мир. Плешаков А.А. УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«0005656c-83baf9c3»

Урок в 4-м классе по курсу "Окружающий мир" Плешакова на тему "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце"

Разделы: Начальная школа

Цели урока :

    познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;

    формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;

    развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

    воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя .

Сегодня я предлагаю Вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать Ваши предположения …

Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:

АСТРОНОМИЯ: «астрон» - звезда и «номос» - закон.

А вот толкование этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:

АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Кто такие астрономы?

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

2. Знакомство учащихся с историей .

- мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

( Демонстрация слайдов )

3 . Вселенная или Космос

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир.

Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

4. Солнце .

( Демонстрация слайда )

Следующая страница нашего урока, поможет нам познакомиться со звездой, к которой мы давно привыкли.

Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.
/Солнце и небо/

Что Вы можете сказать о Солнце?..

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.

А как же произошло рождение Солнечной системы?

Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6. Работать предстоит в парах.

Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы впишем в текст недостающие данные.

Тексты раздаются на парты:

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.

Проверка текстов. Предложения зачитываются по очереди.

5 . Планеты Солнечной системы.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Рассмотрим планеты Солнечной системы.

( Показ презентации )

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.

Венера - вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая звезда, её ещё называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.

Земля - из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад и имеет естественный спутник.

Кто уже догадался, как он называется?

Луна - ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело \ по диаметру в 4 раза меньше Земли \ не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс - четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.

Юпитер - следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют ложные ураганы. Температура на планете - 150°С.

Сатурн - вторая по величине планета. Названа в честь римского бога земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Температура - 170°С. У планеты 18 спутников.

Уран - в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.

Нептун - носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в ней. Температура на поверхности -200°С.

Плутон - так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минус 230°С. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога повелителя царства мертвых.

Вот мы и познакомились с планетами Солнечной системы.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы;
б) химики;
в) астрономы;
г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а) 7;
б) 9;
в) 11.

3. Плутон – это:

а) самая большая планета;
б) самая маленькая планета;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) да, один;
б) нет;
в) да, два.

5. Какая планета носит имя богини красоты?

а) Земля;
б) Венера;
в) Сатурн.

6. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

а) Луна;
б) Солнце;
в) Венера.

7. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

V. Итог урока.

    Над чем вас заставил задуматься урок?

    Что на вас произвело наибольшее впечатление?

    Пригодятся ли знания этого урока в жизни?

VI. Д/з: изготовить по желанию модели Солнечной системы; соверши заочное путешествие на одну из планет, для этого обратись к дополнительной литературе.

Просмотр содержимого презентации
«0002e2fc-7889f57f»

РЕБУС

АСТРОНОМИЯ

Ответ:


Что такое астрономия?

Отгадай загадку

Кто такие астрономы?

Астрономия

наука о космических телах,

образуемых ими системах

и о Вселенной в целом.

Слово « астрономия » происходит

от двух греческих слов:

«астрон» – звезда,

«номос» – закон.

Астроном

специалист по астрономии.


Окружающий мир

4 класс


Астрономия –

самая древняя из наук.

Известно, что даже пещерные

люди наблюдали звёздное небо,

потому что на стенах пещер

найдены его рисунки.

Первых астрономов называли

ЗВЕЗДОЧЁТАМИ .


Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

телескоп!

Позднее на помощь астрономам

приходят приборы.


Первый в мире телескоп

в 1609 г. сконструировал

Галилео Галилей .

Так выглядят телескопы

прошлого и настоящего.


С точки зрения астрономов

мир – это Вселенная или космос.

Как же возникла Вселенная?


Предполагают, что Вселенная возникла

в результате мощного Большого Взрыва

около 18 миллиардов лет назад.

К моменту взрыва все вещество Вселенной было

спрессовано в одну сильно раскаленную массу.

Взрыв разметал его по всему пространству.

Из этого первичного вещества потом

сформировались галактики, звезды и планеты.


Вселенная состоит из множества Галактик.

Одна из них –

Галактика Млечный путь

состоит примерно

из 200 миллиардов звёзд.

Самая большая звезда –

Солнце .


Мир звёзд во Вселенной очень разнообразен.

В безоблачный ясный вечер небо над нашей

головой усыпано множеством звёзд.

Они кажутся маленькими сверкающими точками,

потому что находятся очень далеко от Земли.

В действительности каждая звезда – это огромный

светящийся раскалённый шар.


На карте звёздного неба значками разной величины

показаны звёзды от самых ярких до еле заметных.

Но о звездах

и созвездиях

мы поговорим позднее.

Каждая звезда имеет своё название.

Самые яркие из них – Полярная звезда, Вега и др.


Есть звёзды-гиганты и звёзды-карлики.

Звезда-гигант

Звезда-карлик

Солнце – это одна из звёзд.


Солнце вместе с планетами своей системы возникло

из большого холодного облака газа и пыли.

Сначала образовалось

сферическое облако, которое,

сжимаясь, вращалось все

быстрее.

Под действием центробежных

сил оно превратилось в диск.

Почти всё вещество

сгустилось в центре диска

в большой шар. Именно так,

по-видимому, и возникло

Солнце.


По краям диска сформировались меньшие небесные тела,

планеты и луны.


Вокруг Солнца обращаются 8 планет,

среди которых наша родная Земля.

Меркурий

Кроме планет вокруг

Солнца движутся

другие небесные тела

(кометы, метеориты,

астероиды).

Солнце и движущиеся

вокруг него небесные

тела составляют

Солнечную систему .


Планеты назывались в честь римских богов

и расположены от Солнца в таком порядке:

1. Меркурий – бог торговли; 2. Венера – богиня любви и красоты;

3. Земля – считали, что она находится «не на небе»;

4. Марс – бог войны; 5. Юпитер – верховный бог-громовержец;

6. Сатурн – бог земли и плодородия; 7. Уран – бог неба;

8. Нептун – бог моря и судоходства.


Наша планета Земля – часть Солнечной системы.

Поэтому можно сказать:

Земля – это наш

космический дом,

наш космический

корабль”.

Земля движется вокруг Солнца

со скоростью 30 км в секунду.

Одновременно вместе с Солнцем она движется

среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве

Вселенной.


У Земли только один

спутник – ЛУНА.

У Марса – два:

ФОБОС и ДЕЙМОС


Что нам известно о Солнце?

Солнце - это

небесное тело,

которое имеет

форму шара.

Солнце нам даёт

свет и тепло


Ещё в глубокой древности люди понимали это и почитали Солнце, как божество. Называли Бога Солнца по-разному.

В Древней Греции - Гелиос.

У наших предков славян - Ярило.

В Египте – Ра.


Тест: Вставьте в текст недостающие данные.

Запишите их на листочке.

7. 6 тысяч

4. 109

1. звезда

8. 15 - 20 миллионов

5. 330 тысяч

2. раскаленное

3. шара

6. 150 миллионов

  • Солнце – ближайшая к Земле … … .
  • Это огромное … … космическое тело.
  • Солнце имеет форму … … .
  • Диаметр Солнца в … … раз больше диаметра Земли.
  • Масса Солнца в … … раз больше массы нашей планеты.
  • Расстояние от Земли до Солнца - … … … километров.
  • Температура на поверхности Солнца - … … … градусов,
  • Температура в центре Солнца - … … … градусов.


Это интересно!

Характерная особенность КОМЕТ -

при сближении с Солнцем у них появляется хвост,

всегда направленный в сторону от Солнца.

Иногда кометы бывают такими яркими,

что привлекают всеобщее внимание.

В прошлом появление ярких комет вызывало

у людей страх.


Это интересно!

АСТЕРОИД

(малая планета) –

сравнительно небольшое

каменистое небесное тело.

Множество астероидов вращается

вокруг Солнца.

Первый астероид Церера был

обнаружен в 1801 г.

С тех пор их постоянно ищут

и регулярно открывают новые.

МЕТЕОРИТЫ

камни или куски железа,

упавшие на Землю из межпланетного

пространства.

Это фрагменты астероидов и комет.

Метеориты делят на «упавшие»

и «найденные».


  • Наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом – это астрономия, география или биология?
  • Люди, изучающие звезды – это химики, физики, астрономы или географы?
  • Солнце – это планета, звезда или комета?
  • Сколько планет вращается вокруг солнца? 7, 9, 11, 8
  • Ближайшая к солнцу планета – это Земля, Меркурий, Уран или Венера?
  • Третья от солнца планета – это Марс, Венера, Юпитер или Земля?
  • Сколько у Земли естественных спутников - два, ни одного, один?
  • Какая планета носит имя богини красоты - Земля, Венера, Сатурн?
  • астрономия
  • астрономы
  • звезда
  • Меркурий
  • Земля
  • один
  • Венера