Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Духовный мир крестьянских детей в очерке «Бежин луг

Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения детского мира и детской психологии. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира. В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.
В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Подробно рассказывая о внешности и особенностях одежды мальчишек, автор показывает разницу их характеров. Федя, мальчик четырнадцати лет, «был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал то в поле не по нужде, а так, для забавы». У Павлуши «волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой», но в то же время чувствуется его характер: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Ильюша был совсем другой: «лицо… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня». Косте было лет десять, «все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов». Ваня, мальчик лет десяти, «лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».
Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звезды, казалось, текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»
Ночная природа наталкивает детей на красивые сюжеты легенд, предлагает загадки и сама же рассказывает об их возможном разрешении. Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает возможность почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, показывая свое превосходство.
С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.
Автора всегда привлекали к себе люди, духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние. Такие люди живут и на страницах его произведений, и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, потому что это люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим.
Образы мальчиков – героев рассказа – овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. Но заканчивается он жизнеутверждающей, праздничной картиной наступающего утра.
Тургеневские пейзажи представляют воплощение авторского, тургеневского восприятия природы, героев, которые ему близки и выступают в рассказе как бы его представителями.

Описание образов детей выполнено с присущим Тургеневу мастерством, в описаниях ощущается симпатия автора к представителям простого русского народа, в том числе это просматривается и в повести «Бежин луг».

По рассказу охотник не смог найти путь домой, и постепенно вышел к костру, у которого сидели дети, отправленные на выпас лошадей. Пятеро мальчуганов были отправлены в «ночное», рассказчик сказался спящим, и смог изучить детей, и их настоящие характеры.

Описание мальчиков

Среди парней старше всех был Федя, он выглядел лучше одетым, и скорее всего, был из зажиточной семьи. Парень старался подчеркнуть то, что он старше, и считал, что ему не место на пастбище. По утверждению Феди он просто собрался с ребятами, чтобы развлечься.

Павлуша - более младший мальчик, ему на два года меньше, чем Феде. Его внешность лишена привлекательных черт, он выглядит обычно и просто, при этом ему присуща рассудительность не по годам. Федя не доверяет рассказам, и не верит в слухи и приметы, парень смелый, но при этом верит в судьбу.

Илюша является ровесником Павла, он был невзрачен и серьезен. Мальчик мог вызвать интерес своими историями, и знал их множество, в свои годы он уже работал физически, участвуя в производстве бумаги. Именно эта ответственность делала его серьезным.

Костя выглядел щуплым и болезненным, на его лице живыми выглядели только глаза, других приметных черт не было. Его пугали рассказы о приведениях и русалках. Паренек любит слушать рассказы, и задает вопросы по теме рассказов, поскольку хочет их продолжения.

Ваня - самый младший из всех, он вел себя неприметно и тихо, его впечатляла природа, и в том числе небеса, усыпанные звездами. Его тоненький голосок сообщил о красоте звездочек друзьям. Мальчик скромен, стеснителен, чуток к проблемам других, и уже умеет рассуждать как взрослые.

Образы героев

Тургенев в своих произведениях толкал к борьбе с рабством, они дополнялись красотами нашей природы. В данном рассказе он показал детскую психологию, и то, как дети видят мир. Ребят собрало желание погреться у костра и помочь родителям, все они имеют свои особенности характера. Их различия в социальном статусе и складе характеров не мешают им дружить и ценить свои отношения. Все они выглядят гармонично и составляют единую компанию, каждый из пареньков выполняет свою роль. Они с удовольствием сидят у костра, делясь своими историями.

Раскрытие образов героев

Тургенев описывает внешность каждого из ребят, тонкости их характера, раскрывая каждого персонажа. Каждый из ребят описан с любовью автора, все они юные, но несут немалую ответственность, и рассуждают как взрослые. Даже самый маленький мальчик предпочитает отдать гостинец сестренке, а Павел трудится как взрослый. Писатель раскрывает духовный мир мальчиков, и показывает, какими должны быть люди. Парни олицетворяют пример отношения к жизни, и людям в целом, они преданные, дружные, уважают друг друга и взрослых. Благодаря детской точке зрения Тургенев показал красоту и одаренность русского народа, а также его тяжелое положение в жизни.

21. Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ. ДУХОВНЫЙ МИР КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ В ОЧЕРКЕ «БЕЖИН ЛУГ»

Цели урока:

· образовательные: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля);

· развивающие: развивать навыки анализа текста, развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся;

· воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу.

Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) произведения.

Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность);

Оборудование: портрет, иллюстрации.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Мы заглянем в мир детства рассказа «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.

Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

3. Беседа (по реализации домашнего задания)

К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу.

Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут?

[План (заполняется по ходу урока):

1) Портретная характеристика. Внешний вид.

2) Поведение

4. Работа с иллюстрациями

Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя.

На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид). [Запись первого пункта плана к раскрытию образа].

Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше).

Почему на глаза обращает внимание писатель?

Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…»)

Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике).

Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно . Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь? Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.

Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать). Почему печальный взор?

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.

Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Дети интересны охотнику? (Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?

Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной?

Какие истории вам запомнились?

А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?

Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали?

5. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»

Что случилось?

Кто рассказал

С кем случилось?

1. Рассказ о домовом

С ним и его товарищами на рольне

2. Рассказ о русалке

Со слободским плотником Гаврилой

3. Рассказ про оборотня (барашек)

С псарем Ермилой

«Намеднись» на Варнавицах

4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче

С дедушкой Трофимовичем

5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу

С бабкой Ульяной

В прошлом году в родительскую субботу

6. Рассказ о небесном предвиденье

С крестьянами деревни Шаламово

7. Рассказ о Тришке (антихристе)

Не быличка!

8. Рассказ о Тришке

С бочаром Василой и крестьянами Шаламова

С ним самим

Вчера вечером

10. Рассказ о мужике и лешем

С мужиком из его деревни

«На днях»

11. Рассказ о водяном

С дурочкой Акулиной

12. Рассказ о мальчике Васе

С мальчиком из его деревни

С ним самим

Только что

Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т. е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).

Какой пункт в характеристику героев мы не внесли? (Речь героев).

Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы , просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев.

Кто из героев у вас вызвал симпатию и почему?

Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

Как сложилась судьба Павлуши? (убился, упав с лошади)

6. Работа над сравнительной характеристикой.

1.

1. Описание внешности, одежды, манеры держаться

2.

О «предвидении» (затмении) в Шаламове, о бочаре Вавиле и крестьянах Шаламова, о голосе Васи из речки

2. Какие истории он рассказывает?

О домовом, про оборотня, про покойного барина, о гаданье в родительскую субботу," об антихристе (Тришке), о лешем и мужике, о водяном

3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал?

Он рассказывал лишь о том, что видел или слышал сам

3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра?

Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы самых разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна... Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговора взрослых

4.

Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкрет­ным решениям

4. Как относится он к своим рассказам?

С верой, страхом и убежденностью в том, что все так и было. Он запоминает и верит!

5. Как относится он к чужим рассказам (Илюши, Кости)?

Пытается понять, разобраться в причинах и, в конечном счете, возмущается этой «нечистью», («И зачем эта погань в свете раз­велась?»)

5. Как относится он к чужим рассказам?

Постоянно хочет уточнить, исправить чужой рассказ, показать, как много он знает (и кто такой Тришка, и какой бывает леший). Это ревнивый хранитель традиций

6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра?

Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков

6. Как он относится ко всему, что происходит у костра?

Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрез­вычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию

7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним?

Отношение автора к Павлуше заключено в первом описании этого мальчика, но не только в нем. Автор «невольно любовался Павлушей», когда тот вернулся из погони за волками. О согласии учеников с автором мы знаем. Все почти всегда симпатизируют Пав­луше

Автор не выражает таких симпатий Илюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает учитель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех...»

7. Подведение итогов урока

Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства. (Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность , смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность).

Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения.

8. Домашнее задание

В сборнике рассказов «Записки охотника» повествование ведется от имени охотника, который в своих походах встречается с разными людьми. В один из прекрасных июль­ских дней он заблудился во время охоты и неожиданно для себя вышел к Бежину лугу. Здесь он увидел ребятишек, которые стерегли табун лошадей. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков». Охотник остался ночевать возле ребят и невольно наблюдал за ними.

Всех мальчиков было пять. Из их разговоров автор узнал имена детей. Старшего звали Федей, ему было лет четырнадцать. Это был красивый мальчик. По всем приметам, он принадлежал к богатой семье и «вышел в поле не по нужде, а так, для забавы». Одет он был в добротную одежду. Павлуша «был неказистый», но внимание рассказчика привлек именно этот мальчик: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Третьего мальчика звали Ильюша. Автор отмечает в его незначительном лице «какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя возбуждал любопытство рассказчика «своим задумчивым и печальным взором», его черные глаза, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке не было слов. Ваня лежал на земле под рогожей, так что его трудно было сразу заметить. Он лишь изредка выставлял из-под рогожи свою русую кудрявую голову. Павлуше и Ильюше на вид было не более двенадцати лет, Косте - лет десять, а Ване - всего семь. Все дети, за исключением Феди, были бедно одеты.

Мальчики сидели вокруг костра, на котором в котелке варились «картошки», и неспешно разговаривали. Над ними стояло темное, звездное небо «со всем своим таинственным великолепием». Ночь была наполнена едва уловимыми шорохами и неясными звуками. Ребята говорили о домовых, русалках, привидениях. Истории, рас­сказанные ими, были такими же таинственными и поэтичными, как и сама июльская ночь, обступавшая их. Больше всех говорили Ильюша, Павлуша, Костя. Федя «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», он только подталкивал других мальчи­ков к рассказу. Ваня же за всю ночь не проронил ни слова. Между мальчиками были товарищеские отношения, видно, что они уже не первый раз ездят вместе в ночное. Их рассказы свидетельствуют о сказочном восприятии окружающего мира, но в то же время говорят и о необразованности детей. Вряд ли они учились в школе.

Тургенев с большой теплотой рассказал о крестьянских детях. Для каждого мальчика у автора нашлись особые слова, с помощью которых он создал неповторимые образы.

Рассказ «Бежин луг» заканчивается символическим описанием пробуждающегося дня, когда в потоках лучей восходящего солнца рассеялись ночные химеры и по степи, «погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун». Так писатель выразил свою веру в то, что русский народ придет к светлой жизни.

Автор рассказа «Бежин луг» — удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, «как бы боясь уронить свое достоинство».

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов».

Горбоносое лицо Ильюши выражало «какую-то ту­пую, болезненную заботливость». И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков — Павлуша. Внешне это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы — крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Сочинение на тему: КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

3.9 (78.4%) 100 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему крестьянские дети
  • сочинение на тему бежин луг описание мальчиков
  • от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи
  • сочинение на тему Тургенев Бежин луг
  • сочинение по теме бежин луг