Анализ рассказа «Судьба человека» (М.А. Шолохов). Своеобразие композиции рассказа Шолохова «Судьба человека

Вторая мировая война - это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в самого себя и заново ответить на

вопрос: «Что ты есть, Человек, и каково Твое предназначение? »

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты рационального русского характера.

Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан?

Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».

Повествование в рассказе ведется от первого лица, и это раскрывает человека не только в действии, но и в размышлениях, обнажает внутренний мир человека, дает представление о глубинных мотивах героического и о силе человеческого духа.

Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… - рассказывает Соколов. - Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!»

В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта настоящего человека - чувство товарищества; способность думать о другом больше, чем о себе, способность помочь максимально.

Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.

Не уронил человеческого достоинства шолоховский герой ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Размышляя о своей судьбе, он с болью в душе говорит: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

А сцена психологической дуэли Андрея Соколова с комендантом концлагеря только подтверждает эту мысль. Ненавистью дышат слова Андрея, когда речь заходит о врагах Родины: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумой. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. «Ночью-то погладишь его, сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…» - признается Соколов своему собеседнику.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коем случае не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.

Андрею Соколову органически присуще «золотое правило» нравственности: не делать больно другому. Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.

Андрей Соколов прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, Товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это - не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая, судьба народная.

И этим мне дорог Андрей Соколов. Его мысли, думы, переживания близки и Понятны нам, сегодняшним одиннадцатиклассникам, выходящим из стен школы и вступающим в самостоятельную жизнь.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Литературоведческий анализ «Особенности композиции рассказа
М.А.Шолохова «Судьба человека»
Отличительную особенность «Судьбы человека» составляет композиция – это
рассказ в рассказе. Эта особенность связана с наличием в произведении двух
субъектов сознания и речи, последовательно излагающих его художественные события
­ двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает
произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ ­ от лица главного героя.
Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с
двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны»
слушателя,
всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Данный
композиционный прием позволяет автору повысить степень доверия к исповеди
главного героя. Андрей Соколов в своём рассказе­исповеди говорит только о своих
чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры
поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается
более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине
личной скромности, но автор­рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую
личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого
характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название
произведения.
Схематически композицию рассказа «Судьба человека» можно представить в
виде сферы: сюжетным ядром является военная биография Соколова, содержащая в
себе судьбу целого народа. Её обрамляет встреча главного героя с рассказчиком весной
1946 года.
Рассказ Соколова выделен в особое художественное единство несколькими
способами. Он отличен от речи повествователя по своей внешней форме, поскольку
последняя представляет из себя типичный Ich­Erzahlung (нем. «Я­рассказ»;
высказывания о событиях от первого лица (см. Литературоведение. Литературное
произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л. В. Чернец)), а слово
героя дано как сказ. Речь Соколова маркирована стилистически, его рассказ относится
к прошлому,

В силу такой подчеркнутой выделенности рассказ Соколова получает особую
значимость, он становится текстом в тексте, произведением в произведении,
приобретает иное измерение, превращается в смысловой центр шолоховского творения.
Поэтому каждое слово получает в исповеди героя особую весомость. Помещение же
рассказа Соколова внутрь другого рассказа создает между ними сложные отношения:
герой и его жизнь становятся объектом эмоционального осмысления со стороны
повествователя, в которое включается и читатель.
имеет иной объект изображения,
ритм и тональность.

Рассказ по психологической насыщенности, по связи с названием «Судьба
человека» подобен произведению эпопейного масштаба, потому что события,
изложенные главным героем по времени охватывают целую эпоху. Это время Великой
Отечественной войны. Шолохов выводит на сцену множество эпических образов как
русских солдат, так и захватчиков – фрицев.
Воспоминания о военной жизни главного героя подобны главам эпопеи.
Каждый отдельно взятый эпизод строится по традиционному принципу. Рассмотрим
эпизод встречи Андрея Соколова с Ванюшкой.
Границей, отделяющей этот эпизод от предыдущих, являются короткие,
рубленные фразы («Куда идти?», «Неужто в Воронеж?», «Ни за что!»), сжатость во
времени: «Приехал я в свою часть», «вскорости демобилизовали», «поехал в
Урюпинск». Экспозицией рассказа можно считать предложение, содержащее в себе
временную дискретность: «В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с
этим, какой в песке играется». Происходит переход в исходную точку, в условное

настоящее время. Смещение реальной временной протяжённости событий придают
взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова.
Завязка происходит, когда Андрей Соколов впервые встречает Ванюшку: «И вот
один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день ­ опять вижу». Следует
обратить внимание на начало предложения ­ его открывают сочинительный союз и
частица. Такое же построение предложения характерно для завязки конфликта
«Человек и война» в начале произведения: «А тут вот она, война». Но это сходство не
даёт нам право считать лишь данный эпизод раскрытием второго конфликта
произведения – конфликта психологического. Ведь оба эти конфликта развиваются от
начала рассказа до его конца, осложняя друг друга и переплетаясь между собой.

молчит,
силенок,
Слова главного героя ("Я ­ твой отец") являются кульминацией данного эпизода,
а реакция Ванюшки на эти слова играет роль развязки: «Кинулся он ко мне на шею,
целует… звонко и тоненько кричит…: "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня
найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Прижался ко
мне и весь дрожит, будто травинка под ветром», «сынок мой все жмется ко мне изо
всех
вздрагивает».
Композиция данного эпизода построена на контрасте: эпический зачин ­
драматическая кульминация ­ лирическая концовка. Подобное композиционное
построение позволило Шолохову применить все три способа изображения,
используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику. Авторский зачин
представляет собой эпическое (то есть внешние действия, участником которых стал
Андрей Соколов) повествование о событиях после смерти его сына, описание жизни
семейной

В эпизоде присутствуют главные признаки драмы. Во­первых, главный герой
рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во­
вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (посредством включения в
рассказ временной дискретности). В­третьих, воспоминания Андрея Соколова о
времени знакомства с новым сыном - чрезвычайно насыщенный, психологически
напряжённый
рассказ.
Лирический мотив звучит в заключительной части эпизода, когда Андрей Соколов
крепко прижимает к себе Ванюшку и пытается справиться со своими чувствами. В его
душе сложно переплелись: твердое решение усыновить мальчика («Закипела тут во мне
горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!
Возьму его к себе в дети"»), облегчение от его принятия («И сразу у меня на душе стало
легко и как­то светло»), реакция не только Ванюши на его слова, но и собственная
реакция («А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся»).
приютившей
главного
героя.
пары,

Композиция рассказа «Судьба человека» строится по законам классической
эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Что и
продемонстрировал эпизод встречи главного героя с Ванюшкой, подобный главе эпопеи.
Внешне эпизоды связаны идеей о том, что человек может восторжествовать над своей
трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и
бесчеловечности окружающего мира.

Эпопея не лишена целеустремленности. Экспозиции эпопеи позволяют
свободно и непринужденно обращаться со временем и пространством, переносить
действие с одного места в другой, замедлять или ускорять время, использовать
временную дискретность. Объединяет рассказ ­ эпопею не внешний сюжет, не
движение к однозначному результату, а сюжет внутренний: медленно, шаг за шагом
выявляется мужество и стойкость не отдельно взятого человека, а целого народа.

Сочинение


При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и бесчеловечности окружающего мира.

По композиции «Судьба человека» - рассказ в рассказе. Он открывается авторским зачином-описанием тёплого весеннего дня на берегу широко разлившейся речки Бланки. Это экспозиция рассказа. Завязка происходит, когда Андрей Соколов и Ванюшка садятся рядом с автором на поваленный плетень, чтобы отдохнуть и дождаться у переправы лодки. Рассказ главного героя о своей жизни является кульминацией всего произведения, а заключительное авторское рассуждение о человеке-герое играет роль развязки. Исповедь Андрея Соколова может рассматриваться как законченный рассказ с самостоятельным сюжетом, где есть своя экспозиция (жизнь героя до войны), завязка (начало войны, прощание с женой), несколько кульминаций (сцена у Мюллера, похороны сына, объяснение с Ванюшкой), но нет развязки. Открытый финал исповеди показывает, что жизнь Андрея Соколова и его приёмного сына продолжается, и это оставляет некоторую надежду на счастливый конец (герой не умрёт прежде того, как поставит Ванюшку на ноги).

Композиция «рассказ в рассказе» предполагает двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ - от лица главного героя. Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название произведения.

Излюбленным художественным приёмом писателя Шолохова является антитеза, которая усиливает трагическую напряжённость повествования. В «Судьбе человека» противопоставляются смысловые символы: весна, жизнь, ребёнок - война, смерть; человечность - изуверство; порядочность - предательство; мелкие трудности весеннего бездорожья - жизненная трагедия Андрея Соколова. На контрасте построена композиция рассказа: эпический зачин - драматическая исповедь - лирическая концовка.

Композиционное построение «рассказ в рассказе» позволило Шолохову применить все три способа изображения, используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику. Авторский зачин представляет собой эпическое (то есть внешнее по отношению к автору-рассказчику) описание весеннего дня и дороги (вернее, распутицы) до станицы Букановской. Автор перечисляет обычные признаки весны: горячее солнце, половодье, запах сырой земли, чистое небо, душистый ветерок с полей. В положенный срок приходит весна, природа просыпается, и по-другому быть не может. Так конкретный пейзаж превращается в символ: как природа оживает после зимы, так и люди приходят в себя после страшной войны, которая принесла столько страданий и смертей. Недаром герои сидят на берегу реки и смотрят на текущую воду, которая с давних времён олицетворяла для поэтов изменчивость жизни.

В рассказе-исповеди Андрея Соколова присутствуют главные признаки драмы. Во-первых, главный герой рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во-вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (в текст включены авторские разъяснения-ремарки по поводу пауз в монологе героя). В-третьих, исповедь Андрея Соколова - чрезвычайно насыщенный, напряжённый рассказ не только о жизни, полной катастрофических событий, но и о стойкости человека, который выжил всем смертям назло.
Лирический мотив звучит в заключительной части рассказа, когда автор смотрит вслед Андрею Соколову и Ванюшке и пытается разобраться в своих чувствах. В его душе сложно переплелись: глубокое потрясение от услышанного, симпатия к отцу и мальчику, уважение к солдату, удивление перед его мужеством, сочувствие главному герою в его великом, непоправимом горе, страх за будущее ребёнка, стремление запечатлеть в памяти встречу с замечательным русским человеком, надежда на то, что Андрей Соколов, вопреки всему, «выдюжит» и сможет вырастить сына.

Две трети текста занимает рассказ главного героя о своей жизни. Исповедальная форма позволяет Шолохову достичь максимального правдоподобия и добиться сильного эмоционального эффекта. Как в целом рассказе, так и в монологе Андрея Соколова есть эпические части, лирические отступления и драматические диалоги.

Автор, описывая обстоятельства встречи с незнакомым шофёром, недаром отмечает, что переправа через разлившуюся речку занимает час. Незнакомец с мальчиком вышли на берег спустя несколько минут после отплытия лодки (лодочник должен был перевезти с противоположного берега товарища автора). Андрей Соколов заканчивает исповедь как раз тогда, когда послышались удары вёсел по воде. То есть рассказ продолжается всего два часа, по объёму текста можно предположить, что он передан автором почти слово в слово, без каких-либо изъятий. Вот так за два часа можно переправиться через разлившуюся речку или рассказать человеческую жизнь. И какую удивительную жизнь!

Сжатость во времени и одновременно смещение реальной временной протяжённости событий придают взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова. Например, в две страницы текста умещается описание жизни героя до войны (сорок один год), и столько же страниц занимает одна сцена - прощание с женой на вокзале, которая реально длилась двадцать-тридцать минут. Годы плена описываются вскользь, а эпизод у Мюллера - подробно: фиксируются не только слова, но и движения, взгляды, мысли участников этой сцены. Таковы особенности человеческой памяти - отбирать и запоминать то, что кажется человеку наиболее важным. Шолохов из истории Андрея Соколова очень продуманно выбирает несколько эпизодов, которые проясняют разные черты характера героя: прощание с женой (непоказная, но сильная любовь), первая встреча с фашистами (человеческое достоинство), убийство предателя Крыжнёва (чувство справедливости), сцена у Мюллера (мужество), второй побег из плена (смекалка), смерть сына и объяснение с Ванюшкой (любовь к детям).

Рассказ от первого лица позволяет охарактеризовать героя через манеру говорить, через выбор слов. Андрей Соколов довольно часто употребляет просторечные формы и обороты («поиграйся у воды», «трудящая женщина» и т.д.), что свидетельствует о его недостаточной образованности. Герой и сам не скрывает, что он обыкновенный шофёр. Внешне суровый, сдержанный, он употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, когда рассказывает о своём приёмном сынишке (глазёнки, личико, травинка, воробушек).

Итак, чтобы выразить идейное содержание рассказа, Шолохов употребляет такие выразительные приёмы, которые сразу не бросаются в глаза, но незаметно выполняют труднейшую задачу - создать в небольшом художественном тексте убедительный образ настоящего русского человека. Разнообразие этих приёмов вызывает восхищение: композиция «рассказ в рассказе», при которой два рассказчика дополняют друг друга и усиливают драматическое напряжение повествования; антитезы философского характера, углубляющие содержание; противопоставление и взаимное дополнение эпического, драматического и лирического изображения; реальный и одновременно символический пейзаж; форма исповеди; изобразительные возможности художественного времени; речевая характеристика героя. Варьирование этих художественных средств доказывает высокое мастерство писателя. Все приёмы гармонично соединяются в небольшом рассказе и образуют целостное и весьма сильное по эмоциональному воздействию на читателя произведение.

Другие сочинения по этому произведению

«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский) «Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский). «Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека») Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека» Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»). Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция? Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека») Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека") Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека" Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова "Судьба человека" Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Русский характер (О рассказе "Судьба человека") Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Судьба военного поколения Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека» Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека» Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека» Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека» Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека») Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека") Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека») Образ и характер Андрея Соколова В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Тема чести человеческого достоинства В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека в гражданской войне Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека» А был он лишь солдат Солдатами не рождаются Судьба русского человека в годы войны Судьба человека. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека») Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне Как вы понимаете слово «судьба» Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека» "Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека» Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека») «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека» Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей» О названии рассказа «Судьба чело­века» Судьба человека,судьба народная Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека” Анализ произведения Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы (По рассказу "Судьба человека")

Дата:

Класс:

Тема: Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

Цели: учить анализу художественного произведения, рассмотреть особенности авторского повествования в рассказе М.Шолохова «Судьба человека», особенности композиции и жанра, вспомнить с учащимися, какая манера повествования называется сказовой, определить роль пейзажа в произведении, прививать интерес к изучению творчеству М. Шолохова и литературы 20 века в целом.

Формы контроля: анализ текста, устный опрос, пересказ эпизода.

Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Тип урока: комбинированный.

\Ход урока.

1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

2. Актуализация опорных знаний учащихся с реализацией домашнего задания.

1) Опрос по жизни и творчеству М.Шолохова.

Где и когда родился писатель?

Когда впервые были напечатаны его произведения? (1924-1923)

Какое произведение принесло Шолохову мировую известность? В каком году? (1928 год, «Тихий Дон»)

Почему роман «Тихий Дон» до сих пор вызывает споры среди литературоведов?

В каком году читатели увидели рассказ «Судьба человека»? (1956-1957). Что вы можете рассказать об истории создания данного произведения? (см. предыдущий конспект)

Какова композиция рассказа «Судьба человека»? (кольцевая, см. предыдущий конспект).

Почему Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека»?

(учащиеся рассказывают о смысле названия рассказа и делают вывод о том, что название рассказа поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития).

(данный материал был затронут на прошлом занятии – учащиеся готовили сообщение «Смысл названия рассказа «Судьба человека», также было дополнение учителя).

Каковы основные вехи судьбы героя Андрея Соколова? Что помогает герою выстоять?

(в рассказе показана вся жизнь, вся судьба человека: довоенная жизнь, уход на фронт, плен, неудачный побег, освобождение, гибель родных, встреча с Ванюшей. Ему помогают выжить душевная щедрость, человечность, чувство ответственности).

Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

(силы его безграничны, в нем чувствуется огромная любовь и воля к жизни, борьба за справедливость)

Какое значение имеет эпизод в церкви? Перескажите его.

(здесь раскрываются возможные типы поведения в бесчеловечных ситуациях. Разные персонажи (христианин, доктор, Крыжнев, Соколов) ведут себя по-разному. Здесь идет проверка характера Соколова, который поступает так, как велит ему совесть: убивает «своего»).

В каких сценах рассказа наиболее полно показаны «русское достоинство и гордость»?

(сцены лагеря, где в диких условиях А.Соколов сохранил свое человеческое достоинство и своим гордым поведением заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата. Также уместно вспомнить сцену возвращения героя в барак с хлебом и салом).

Какую роль играет встреча Андрея Соколова с «осколком воны» Ванюшей?

(она возрождает героя, герой делает свою судьбу и меняет судьбу мальчика-сироты).

Как выражена в рассказе позиция автора?

(в образе героя раскрывается трагедия всего народа, его бедствия и страдания, в повествовании чувствуется авторская боль, сочувствие к народу. Также выражению авторской позиции служит и прием антитезы (противопоставления): мирная жизнь-война, счастье - разрушительная сила войны, преданность – предательство, сочувствие-жестокость).

Какова роль пейзажа в рассказе?

(Уже на первой странице рассказа возникает образ трудной дороги, который готовит читателя к изображению тяжелого жизненного пути Андрея Соколова. Шолохов изображает природу, с великим трудом пробуждающуюся от долгой зимней спячки, и с героем рассказа мы знакомимся в тот момент, когда постепенно начинает оттаивать его закаменевшее от горя сердце, хотя страшные воспоминания о войне преследуют его по пятам.

В описании пейзажа Шолохов использует различные изобразительно-
выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения,
сравнения, анафоры (если есть время, можно найти и зачитать).

Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера воплощает герой?

(Андрей Соколов, простой человек, отец и солдат, выступает как защитник и хранитель жизни, ее основ и нравственных законов. Герой М.Шолохова защищает и смысл и правду человеческого существования).

3. Подведение итогов. Рефлексия: - Сегодня мне очень понравилось.

Сегодня я не совсем понял….

Сегодня я могу оценить себя на….

4. Выставление оценок.

5. Д/з:

Рабочие материалы

Содержание диктанта и грамматического задания

1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. 3)Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел. 4)Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.

6)Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. 7)И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

8)Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.

Грамматическое задание

I вариант

II вариант

I вариант

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

I вариант

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни. Именно эта жизненная ситуация и стала сюжетной основой произведения.

Тема рассказа не была новой или особенной, ибо после Великой Отечественной войны многие писатели и поэты обращались к тем ужасным годам. М.Шолохов создал произведение о великих страданиях русского народа и его удивительной стойкости.

Основной идеей рассказа, на мой взгляд, является стремление показать духовную, внутреннюю силу русских людей. Ничто не способно сломить дух тех, кто защищает родную землю от врага.

Рассказ можно разделить на три части. Первая - это своеобразная экспозиция, представляющая собой размышления автора. Вторая - основная часть, которая является ключевой и представляет собой повествование героя. Третья часть - концовка, в которой автор подводит некоторые итоги и дает, на мой взгляд, собственную оценку тому, что было рассказано героем.

Безусловно, подобная композиция - рассказ в рассказе - оправдана, ибо историю жизни может лучше всего передать лишь тот человек, который сам все это испытал.

В самом начале произведения Шолохов повествует о первой послевоенной весне. Таким образом, он словно подготавливает читателя к последующему рассказу главного героя - Андрея Соколова.

Далее повествование ведется от лица самого персонажа, который рассказывает о своей жизни случайному попутчику. Чуть ли не самое главное место в портрете Соколова отводится его глазам, которые «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». По моему мнению, глаза - зеркало души, и, естественно, что они в большей степени передают страдания героя.

Андрей Соколов с самого детства узнал тяготы человеческого существования. Он сражался в гражданскую войну, затем работал, женился, у него появились дети. Недолгой была семейная жизнь героя. Снова война изменила его судьбу коренным образом, оторвала от родного дома и близких людей.

Очень тяжело вспоминать Андрею Соколову сцену прощания с женой. Помнит он, что она прижалась «как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может». Не знал еще тогда герой рассказа, что это была последняя их встреча.

Уже во время войны выпадает на долю Соколова еще одно испытание - плен. Герой не может смириться с ним и поэтому пробует бежать. Выбравшись из плена, он снова воюет с врагами своей родины. Но «беда не ходит одна». Андрей узнает, что от фашистской бомбы погибли жена и дочь. А в последние дни войны убит и его единственный сын.

Несмотря на те страдания, которые пришлось испытать главному герою, он все же остается настоящим человеком. Единственной панацеей от душевной боли для него стал мальчик Ванюша, «со светлыми, как небушко, глазами». Этот маленький человек также одинок, как и Андрей Соколов. Таким образом, два одиноких человека становятся опорой друг для друга. Найден смысл жизни! А, следовательно, боль, страдания и тоска если не ушли из жизни каждого, то, по крайней мере, притупились, уступив место любви и пониманию.

Ключевыми, по моему мнению, являются слова автора в конце рассказа, которые подводят своеобразный итог: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Нельзя оставить без внимания и то состояние «тяжелой грусти», которое охватило рассказчика от всего услышанного, ибо в этой грусти - и боль, и восхищение, и преклонение перед теми, кто не жалел себя ради будущего родной земли.